Пожар на энтерпрайзе

Мертвая петля на подводной лодке или атака на Энтерпрайз
(2 фото)

Не знаю, как там звали командира «Энтерпрайза», наша история его не помнит, а только служил параллельно ему в славном подводном флоте Союза Советских Социалистических Республик знаменитый командир по фамилии Мурашов.
Знаменитый — потому что знаменитый.
И все тут.
Даже потом, когда он уже под закат молодости защитил диссертацию и воспитывал в училище будущих Мурашовых, он продолжал оставаться знаменитым.
У каждого знаменитого человека, как и любого простого, есть Голубая Мечта, к которой он стремится всю жизнь.
У капитана второго ранга Мурашова их было целых две:
1) Мертвая петля на подводной лодке.
2) Утопить «Энтерпрайз».
Что касается первой, то она так до сих пор еще не осуществлена (хотя, кто его знает, может Мурашов и это сделал втихаря, где-нибудь в Марианской впадине, просто достижение никем не зафиксировано).
Мне лично высший пилотаж в бездне океана представляется столь же вероятным, как торпедный залп в ванне.
Но о торпедах — чуть позже.
«Энтерпрайз» интересовал военного моряка Мурашова по многим причинам.
Прежде всего, в настоящем мужчине всегда заложена жажда во что-то из чего-то выстрелить и непременно попасть.
Тут спорить не станет никто.
А теперь представьте охотника-профессионала, который всю свою сознательную жизнь стрелял только холостыми патронами, и тогда вы немного поймете состояние командира лодки во время боевой службы, когда в аппаратах и на стеллажах торпеды только настоящие!
Слава Маринеско и Лунина не давала Мурашову покоя, как любому нормальному подводнику без побочных ассоциаций.
И когда американцы спустили на воду свой первый атомный авианосец с бортовым номером «CVN-65», капитан второго ранга Мурашов выходил на него в атаку чуть ли не каждую ночь.
Мысленно, конечно.
И вдруг — невероятное стечение обстоятельств!
Садисты-адмиралы из Главного штаба ВМФ придумывают слежение за авианосной и очень ударной группой вероятнейшего тогда противника, и поручают, разумеется, Мурашову.
И в один прекрасный день глядит он в перископ — и вот он, «Энтерпрайз», вот он, сладенький, как на ладошке, и штук пятнадцать всяких разных крейсеров, эсминцев и прочих фрегатов вокруг него — как янычары вокруг Осман-паши.
Стерегут, значит, будто знают про существование капитана 2-го ранга Мурашова.
Вообще-то, наверно, знали: говорят, что на каждого советского офицера старше майора в ЦРУ отдельное личное дело заведено.
Если это так, то на Мурашова там — как пить дать — выделен целый шкаф.
У командира хищно заблестели глаза, а правый указательный палец машинально несколько раз нажал на несуществующий спусковой крючок несуществующего дробовика.
— У-у-у, гад!
Солнышко светит, самолеты с катапульт взлетают, антенны крутятся — а стрельнуть нельзя ни разику.
Мир на планете нельзя нарушать.
Вот если бы дали из Москвы команду…
Хотя третьей мировой войны тоже не очень-то хотелось.
Как же быть?
Слежение за вероятным противником подразумевает простую, в общем-то, вещь: держи его, супостата, на прицеле и жди сигнала.
Дадут сигнал — топи, не дадут — не топи, терпи, держи и жди, когда скажут топить, или тебя другой сменит месяца через три.
Трудная эта охота, скажу я вам, это все равно, что с похмелюги три часа пялиться на стакан холодного кефира или пива, а руки связаны намер-р-ртво…
Да и внутри лодки — не санаторий с бассейнами и девочками.
Подводная лодка — это же просто-напросто железный бидон, покрытый снаружи толстенным слоем резины.
Представили, да?
И что, еще тянет в подводники?
Во-во.
Одни сутки, другие, третьи…
А как хочется влепить!
Расписаться, как на Рейхстаге, только вместо надписи мелом «Здесь был кап. 2 ранга Мурашов!» — дыру в два трамвая.
Вот здесь бы, как раз посередке…
Даже ночью хорошо видно…
А этот гад — нарочно, что ли издевается? — ровно в полночь начал самолеты пускать: взлет-посадка, взлет-посадка, туда-сюда…
Огоньки мигают, манят.
И капроновое терпение, наконец, не выдержало постоянного трения об ту грань между умственным и физическим трудом, которую ежедневно стирают советские подводники.
Капроновое терпение звонко лопнуло, и эхо разлетелось по всем отсекам веером команд.
Командир в сердцах звезданул кулаком по столу, разбудив закунявшего вахтенного офицера.
— Хватит, тудыть-растудыть! Торпедная атака! — И весь «Центральный» посмотрел на своего командира с восторгом.
— С учебными целями, — добавил Мурашов, несколько охладив пыл экипажа.
— Цель — «Энтерпрайз». Ночь, однако, прямо к борту подлезем, хрен заметят.
В центральный вполз минер.
— Учебная фактически, тащ командир?
— Учебная, — подтвердил командир. — Пузырем. Пятый и шестой аппараты освободи.
И представил себе, как американские акустики, а следом за ними и все остальные наперегонки бегут на верхнюю палубу и в панике сигают за борт.
Шум воздуха, выплевываемого из торпедного аппарата, не спутаешь ни с чем, а поди, разбери — вышла вместе с воздухом торпеда или нет…
На таком-то расстоянии!
Командир потер руки, предвкушая приятное.
Держись, супостат.
Держись, лапочка.
Перископ провалился вниз, в “Центральный” ворохом посыпались доклады о готовности отсеков, и началось общекорабельное внеплановое мероприятие под волнующим названием «торпедная атака».
— Пятый и шестой аппараты — то-овсь!… Пятый, шестой — пли!!! Имей, подлюка!
— Есть пли! — отрепетовал механик. — Воздуха не жалеть!
Шипение, бульканье, лодка слегка вздрогнула.
Через некоторое время в центральном появился неприятный запах, и все завращали носами.
Мурашов, прикрыв глаза в блаженстве, представляет себе картину, происходящую сейчас наверху…
Сейчас бы еще стопочку!
Ладно.
Не выдержав, командир цедит: «На перископную глубину! Поднять перископ!»
Ну-ка, что там? Так…
Глянул в окуляры, повертел, та-ак… нашел «Энтерпрайз», и… мама!..
Нет. Не так.
— МА-МА! МАМОЧКА!!!
— Минер! Минер, ангидрид твою в перекись марганца!!!
— Здесь минер…
— Чем стрелял, румын несчастный?!
— Тащ…
— Я тебя… я… чем стрелял, фашист?!
— Ничем я не стрелял:
— Как это — ничем?!
— А так: мы эта… тут с механиком договорились, что он в момент залпа гальюны продует — звуковой эффект тот же, а заодно и гомно выкинем, две недели ж не продували, сколько можно его с собой возить:
— Сколько надо, столько и будешь возить! (минер недоумевает — почему именно я?) Пересчитать торпеды!!!
— Тащ… а что случилось?
— Что случилось, что случилось… «Энтерпрайз» горит!!! Считай давай, гомнострел-умелец!
Минер пожал плечами и пошел тыкать пальцем по стеллажам: плюс в аппаратах: плюс корма.
А в перископе — картина!!! Глянем?
Ух, горит!
Хорошо горит…
Не просто горит – полыхает!
В темноте здорово видно.
Зрелище…
Дым, языки пламени, люди маленькими насекомыми бегают по полетной палубе — словом, полный комплект.
Доигрался!
Долбанули «Энтерпрайз»!
Это вам не хухры-мухры.
Ой, что будет!..
Особист торчит посреди центрального и все никак решение принять не может: дар речи потерял.
— Центральный минеру! Тащ командир, все торпеды на месте! Я не знаю, чего это он. А что, правда — горит?
— Пашшел!.. Ищи, чем утопил этот утюг, и пока не найдешь…
— Не, ну гомном — это навряд ли: То есть «Есть!»: А что, взаправду утоп уже?
— ………………………..!!!!!!!
-Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция пятнадцать кабельтов… — прервал размышления и догадки доклад акустика.
— Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на сто метров…
«Энтерпрайз» ни с того, ни с сего ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно вернуться в родную базу.
В точке всплытия поджидал БПК с комиссией.
Сразу же изъяли вахтенный журнал и штурманские карты.
Поочередно опросили всех свидетелей и участников «атаки» и заставили письменно изложить события такого-то числа.
И вырисовалось вот что:
О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца наверняка знал, а значит, знало и все его охранение.
Знал он также, что контакт с ней потерян.
Это можно расценить, как отрыв АУГ от лодки, но дальнее охранение — тоже подводные лодки — все равно должны были продолжать поиск.
Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца.
Знали, и потому смотрели в оба.
И тут — в лунной дорожке какой-нибудь сигнальщик видит перископ.
Докладывает, разумеется (у них за это дело крупная денежная премия, между прочим).
Командование авианосца волнуется, луна прячется в облаках, и перископ скрывается (чтобы оптику в дерьме не запачкать).
Все напряженно пялятся на воду, оповещают корабли охранения, а авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку.
Тут снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь — в лунной опять же дорожке — и акустики кричат, что слышат торпедный залп…
Рулевой и не выдержал, повернул, уклоняясь от «торпед» — так или иначе, история умалчивает, но самолет не туда сел, врезался и загорелся.
Факт состоит в том, что по сведениям агентурной разведки и по дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета, врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка влепил носом в борт своего же крейсера УРО «Белкнап».
Опять же, через военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских подводных лодок.
Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ТУ — быстренько вернули…
…Автономка Мурашова закончилась досрочно…
…На пирсе в базе лодку встречал лично командующий флотом.
Выслушал доклад, насупившись, а когда командир уже приготовился ко вставлению, выложил ему две звезды: одну (большую и Красную) — на грудь, вторую — поменьше — на погон.
В добавление к уже имеющимся.
И сказал:
— Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил.
«Энтерпрайз» минимум на полгода выведен из строя.
За такое не грех и Героя дать.
Но — не судьба.
Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак.
Табанили его только америкосы.
Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт «Энтерпрайза» им в копеечку вылетит.
Но! — тебя там не было.
Ты понял?
И экипажу объясни.
Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой…
Объяснять янкам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны продувал, никто не станет.
Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых, смешно просто.
Еще возьмут и не подпишут соглашение, реванша искать будут.
ТАСС уже сообщил об аварии на «Энтерпрайзе» и заявил, что наших кораблей в этом районе не находилось.
Так что, извини, вот тебе Орден Красного Знамени — это все, что в моих силах.
Да и вообще, не пора ли ему на покой? командующий повернулся к комдиву.
— А то ведь, насколько я знаю, еще одна мечта осталась, неосуществленная. Есть места?
— Найдем, товарищ командующий. Это — его последняя автономка. Готово представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
— Езжай-ка ты, лучше, Мурашов, в училище.
Учи там будущих флотоводцев, а здесь тебя оставлять опасно — чего доброго, еще первую мечту вздумаешь осуществить…
А через полгода «Энтерпрайз» прошел внеплановый ремонт и снова вышел бороздить просторы и пускать авиацию, и снова за ним кто-то гонялся…
А он был такой чистенький, новенький, с иголочки, под флагом полосатым, и ничто не напоминало, что не так давно «Здесь был кап. 2 р. Мурашов»…
Автор
Капитан 1-го ранга Николай Николаевич Курьянчик

masterok

«Энтерпрайз» — пожалуй, самый известный авианосец США. Это первый авианосец с ядерной силовой установкой. Введён в строй он в 1961-м. Первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на ещё пять запланированных к постройке кораблей серии. Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, что и стало одной из причин, по которой от строительства серии кораблей отказались. Имеет наибольшую (342,3 метра) длину среди боевых кораблей мира.

The First, the Finest («Первый и лучший») — один из девизов авианосца. Единой загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль. Общий боезапас вооружений 2520 т.

Но в 1969 году на этом корабле случилось происшествие, которое чуть ли не стало последним в истории существования этого авианосца …

Эмблема авианосца

Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise, CVN-65), первоначально классифицировавшийся ВМС США как ударный авианосец (CVAN-65), вошел в боевой состав американских военно-морских сил более полувека назад — 25 ноября 1961 года и стал первым в мире надводным боевым кораблем с атомной главной энергетической установкой. Атомные подводные лодки появились, конечно же, несколько ранее. Первым гражданским судном с атомной энергоустановкой (АЭУ) стал советский атомный ледокол «Ленин», находящийся сегодня в Мурманске в качестве музея отечественного ледокольного флота.

В первое свое, скажем так, настоящее плавание атомный «Энтерпрайз», унаследовавший свое имя от легендарного авианосца времен Второй мировой войны — знаменитого «Скачущего призрака», вышел 12 января 1962 года. Это было так называемое гарантийное плавание. В ВМС США употребляется термин «shakedown cruise», в рамках которого корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового типа — атомоходов. Кроме того, в данном плавании были отработаны и задачи по эксплуатации с палубы авианосца новых истребителей — F-4 H «Фантом II» (затем переобозначены как F-4 B), которыми была вооружена 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102) авиации ВМС США. Причем во время данного плавания «Энтерпрайз» совершил заход в военно-морскую базу Гуантанамо, расположенную на Кубе. Демонстрация военно-морской мощи своим потенциальным противникам является неотъемлемым элементом внешней политики Вашингтона.

В октябре-ноябре 1965 года авианосец «Энтерпрайз» был переведен на Тихоокеанский флот и включен в состав 7-го оперативного флота ВМС США. После чего совершил переход к берегам Вьетнама и уже 2 декабря 1965 года получил боевое крещение. В тот день самолеты из состава корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» совершили 125 боевых вылетов и нанесли огневые удары по отрядам повстанческого движения «Вьетконг» и подразделениям северовьетнамской армии в районе Бьенхоа, сбросив на них 167 тонн боеприпасов. На следующий день авиация совершила уже 165 самолетовылетов, а всего в течение первой боевой службы у побережья Вьетнама корабельное авиакрыло «Энтерпрайза» выполнило 13020 самолетовылетов, в ходе которых американские летчики сбросили на противника около 9000 тонн различных боеприпасов. 21 июня 1966 года атомоход вернулся домой — к новому месту базирования, военно-морской базе Аламеда, штат Калифорния. А затем встал в док для проведения краткосрочного ремонта, в ходе которого на авианосце установили дополнительное оборонительное вооружение — две пусковые установки типа Мк 25 корабельного зенитного ракетного комплекса «Си Спарроу».

В январе 1969-го атомный авианосец отправился на очередную боевую службу к берегам Вьетнама. На маршруте следования в районе Гавайских островов предстояло пройти ежегодную проверку боевой/эксплуатационной готовности. В ВМС США она именуется «Operational Readiness Inspection» и является фактически последним рубежом, который необходимо преодолеть боевому кораблю перед тем, как он приступит к решению задач боевой службы. Однако на этот раз последний рубеж едва действительно не стал самым последним в истории атомохода.
14 января в районе Гавайских островов, примерно в 70 милях от Гонолулу, произошла катастрофа…
В 8:15 по местному времени, когда первая волна самолётов ушла в небо и готовилась вторая. Во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков F-4J «Фантом II» к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом 127-мм неуправляемого реактивного снаряда Mk 32 «Зуни» (Zuni). Согласно мнению членов комиссии, проводившей расследование данного инцидента, взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолёта, находившегося на полётной палубе авианосца и также готовившегося к вылету.

Взрыв на «Энтерпрайзе» 14 января 1969 года

В результате взрыва ракеты в кормовой части авианосца возник сильный пожар, который, в свою очередь, стал причиной серии взрывов авиационных бомб и неуправляемых авиационных ракет. По собранным комиссией данным и свидетельствам очевидцев, в течение всего лишь 20 минут на полётной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг). Если говорить подробнее, то согласно восстановленным в ходе расследования событиям того дня, первым взорвался боезапас на находившемся в районе кормовой части правого борта авианосца F-4J «Фантом II» (бортовой № 103), вследствие чего в том районе возник крупный очаг возгорания.

Однако через некоторое время, а именно в 8:26 в том же районе полётной палубы произошёл ещё один мощный взрыв — его причиной стала одновременная детонация боеприпасов, подвешенных на нескольких штурмовиках А-7 B «Корсар II» и включавших 500-фунтовые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты «Зуни» и более 400 снарядов калибра 20 мм для авиационных пушек самолётов.

Так «корсары» стояли на палубе «Энтерпрайза» до пожара

После этого командир корабля развернул «Энтерпрайз» против ветра, чтобы дым от пожара не застилал надстройку и не ограничивал обзор с ходового мостика корабля. Аварийные команды авианосца приступили к тушению очагов возгорания. Однако огонь добрался до семи стоявших неподалеку самолетов F-4J «Фантом II», каждый из которых был вооружен управляемыми ракетами «Спарроу» класса «воздух — воздух».
Аварийные команды ведут борьбу за живучесть «Энтерпрайза»

На 4 самолётах к тому же находились ещё и по шесть авиабомб калибра 500 фунтов и по восемь 127-мм неуправляемых авиационных ракет «Зуни». Последовали новые взрывы, площадь возгорания стремительно расширилась. В итоге аварийным командам, несмотря на всю их самоотверженную работу, не удалось локализовать пожар на правом борту, и пламя перекинулось с «Фантома» с бортовым № 112 на «Фантом» с бортовым № 310, стоявший на полётной палубе по левому борту.

По воспоминаниям очевидцев, занятый в борьбе за живучесть корабля л/с экипажа едва успел развернуть дополнительные средства для борьбы с огнём в районе левого борта полётной палубы, как там прогремел новый мощный взрыв. На этот раз сдетонировал боезапас находившихся там двух истребителей-бомбардировщиков «Фантом» с бортовыми №№ 105 и 106, а также топливные баки находившегося рядом самолёта радиоэлектронной борьбы А-3 «Скайуорриор».

В результате детонации боезапаса в бронированной полётной палубе образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода, а в правом борту «Энтерпрайза» зияла дыра диаметром 4,5 метра.

Взрыв был такой силы, что от «фантомов» не осталось даже двигателей — лишь небольшой фрагмент носовой части фюзеляжа остался лежать на полётной палубе. В огромном шаре пламени возникшего пожара погибли практически все военнослужащие, находившиеся на момент упомянутого взрыва в составе расчётов аварийных команд левого борта, а значительное количество моряков получили тяжелые ранения. Через некоторое время пламя перекинулось на ангар, где оно продолжало бушевать более 3 часов.

На атомном «Энтерпрайзе» творился настоящий ад

В это время на помощь атомному монстру спешили. Подошедшие эскадренный миноносец «Роджерс», типа «Гиринг», и эскадренный миноносец УРО «Бенджамин Стоддерт», типа «Чарльз Ф. Адамс», обрушили на горящий корабль тонны воды. Совместными усилиями пожар был потушен, однако авианосцу был нанесен значительный ущерб. Команда проявила самоотверженность, мужество и героизм, продолжая борьбу с огнём даже несмотря на то, что каждый из следовавших один за другим взрывов приносил всё новые жертвы, буквально выкашивая ряды моряков. Один из очевидцев назвал позднее это «настоящей мясорубкой».
У борта – эсминец «Роджерс» (DD-876), вдалеке виден идущий на помощь эсминец УРО «Бенджамин Стоддерт» (DDG-22), а на переднем плане – горящие штурмовик А-7В «Корсар II» (слева) и истребитель-бомбардировщик F-4J «Фантом II» (справа)

В рамках последующего расследования коммандер Харольд Маунт, проходивший службу в штабе командующего авиацией Тихоокеанского флота ВМС США, оценивая действия личного состава «Энтерпрайз», подчеркнул: «На мой взгляд, личный состав палубной команды проявил беспримерный героизм. Они раскатывали пожарные рукава и боролись с огнём, а когда очередной взрыв сметал половину аварийной партии, на смену павшим приходили их товарищи — они брали пожарные рукава и смело шли в огонь… Я считаю, что именно личный состав палубной команды своими действиями обеспечил локализацию и сумел снизить ущерб».

В свою очередь, капитан Роберт Хулхерст, руководитель учебной группы Тихоокеанского флота ВМС США и очевидец трагедии, заявил: «Тушить пожар в таких условиях было делом практически невозможным. Постоянно взрывались бомбы и другие боеприпасы, нанося потери в личном составе. Я не знаю, сколько человек были убиты или ранены в результате детонации боезапаса, но после того, как пожар был потушен, я обнаружил, что обращенная в корму часть надстройки-остова корабля буквально изрешечена осколками и шрапнелью».
Так выглядел авианосец после тушения пожара

В результате детонации авиационного боезапаса в бронированной полетной палубе авианосца, которая «рассчитана на то, чтобы выдержать попадание 500-фунтовой авиабомбы», образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода. В правом борту «Энтерпрайза» зияла зловещей пустотой дыра диаметром около 4,5 метра, значительные повреждения получили и внутренние помещения корабля. Фактически волна разрушений в той или иной степени достигла уровня ватерлинии авианосца.
… Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено в пламени огромного пожара и разрушено ударными волнами мощных взрывов, и говорить не стоит. Ущерб составил миллионы долларов, плюс к тому пришлось отложить боевую службу авианосца в районе побережья Вьетнама. «На войне, как на войне…»

Ремонт корабля, осуществлявшийся на верфи ВМС США в Перл-Харборе на Гавайах, занял шесть недель. 5 марта 1969-го авианосец вышел в море на пятидневные ходовые испытания, после завершения которых был вновь направлен в воды Тонкинского залива. Январская трагедия, получившая в американской военно-морской исторической литературе название «Большой пожар» (Big Fire), оказала большое влияние на её очевидцев и специалистов.

В итоге один из бывших членов экипажа атомохода, Майкл Джо Карлин (Michael Joe Carlin), написал и издал посвященную данной трагедии книгу под названием «Trial: Ordeal of the USS Enterprise», что можно перевести примерно как «Судный день «Энтерпрайза». Причем М. Д. Карлин лично находился на корабле во время трагедии и в процессе подготовки книги использовал не только материалы проводившегося под руководством генерального прокурора США (Judge Advocate General) официального расследования, но и свои воспоминания, а также многочисленные воспоминания очевидцев катастрофы — его сослуживцев. Книга выдержала уже три издания, постоянно пополняется новыми данными и фотографиями.

4 ноября 2012-го авианосец завершил своё последнее 8-месячное плавание. Всего «Энтерпрайз» 25 раз выходил в море. Списан 1 декабря 2012 года.

источники

http://sfw.so/1149043931-kak-nuzhno-zazhigat-na-flote.html http://www.bratishka.ru/archiv/2012/07/2012_7_15.php Давайте еще вспомним военные происшествия : вот например Двойной инцидент в июле 1953-го а вот тут думали, что Ту-16 сбили американцы. Вспомним и про Гибель нашего «Муссона», а так же почему «Ла Бургонь» — позор Франции. Можно вспомнить еще про пожар подо льдами. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=70945Tags: Происшествие

Фото дня: катастрофа на «Энтерпрайзе»

14 января 1969 года американский атомный авианосец «Энтерпрайз» в сопровождении эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс» занимался боевой подготовкой у побережья Гавайских островов. Вскоре ему предстояло отправиться в свой четвертый боевой поход к Вьетнаму. На полетной палубе авианосца находились боевые самолеты F-4J Phantom II и LTV A-7 Corsair II с подвешенным вооружением. В начале девятого утра неуправляемые ракеты «Зуни» класса «воздух-земля» под крылом одного из «Фантомов»попали в струю горячего воздуха от турбины машины MD-3A Huffer, с помощью которой осуществлялся запуск авиационных двигателей. Как показали проводившиеся позднее эксперименты, ракета «Зуни» взрывается от перегрева через минуту и 18 секунд после попадания на нее горячего выхлопа от MD-3A.

В 8 часов 18 минут на палубе «Энтерпрайза» взорвалась первая ракета. От взрыва воспламенилось разлившееся авиационное топливо JP-5, из-за горения которого через минуту взорвались еще три «Зуни». Эти взрывы создали небольшие отверстия в полетной палубе, через которые горящее топливо попало внутрь авианосца. Вскоре взорвалась авиационная бомба, проделавшая в палубе дыру размером в 2×2,5 метра. Огонь распространился на третью, вторую и первую палубы. Этот же врыв повредил часть системы пожаротушения авианосца. Через несколько минут сдетонировали еще несколько авиабомб, в том числе одна большая, 500-фунтовая. В полетной палубе появилась еще одна дыра, размером 6×7 метров. Кроме того, огонь добрался до самолета-заправщика, на борту которого находилось до 23 тонн топлива, и над «Энтерпрайзом» образовался огромный огненный шар.

Экипаж авианосца, несмотря на частично выведенную из строя систему пожаротушения, смог с помощью эсминца «Роджерс» справиться с пожаром за 4 часа. Потери среди личного состава составили 28 человек погибшими и 314 – ранеными. Кроме того, оплошность водителя MD-3A Huffer обошлась американскому флоту в 15 самолетов и 51 день, потраченный на ремонт и возвращение «Энтерпрайза» в строй.

Борьба с пожаром на борту американского авианосца «Энтерпрайз» 14 января 1969 года

Летящие по звездному пути: звездолеты «Стартрека»

Число моделей звездолетов во вселенной Star Trek сопоставимо, пожалуй, с количеством звезд на небе. Даже сегодня в космос с Земли летает множество всяких аппаратов. А что будет лет через двести, да еще и при наличии десятков активно осваивающих космос разумных рас?

Пусть люди и не первыми отправились к звездам, зато они сделали это безо всякой посторонней помощи. Освоив полеты на световых скоростях, наши потомки смогли установить первый контакт, на равных войти в галактическое сообщество и неоднократно побывать там, где доселе не ступала нога человека.

«Феникс»

Название первого и самого известного земного звездолета более чем символично: он в буквальном смысле восстал из пепла Третьей мировой войны. Создатель «Феникса» Зефрам Кохрейн сконструировал его на основе межконтинентальной ракеты — подручного материала, оставшегося со времен ядерного кошмара. «Феникс» с тремя членами экипажа на борту стартовал 5 апреля 2063 года и вскоре стал участником первого в современной истории контакта человека с инопланетной расой — вулканцами.

«Энтерпрайз-NX-01»

Год создания: 2151

Капитан: Джонатан Арчер

После успеха «Феникса» земляне задумались о серийном звездолете. Первыми кораблями, исследовавшими космическое пространство вокруг Солнечной системы, стали звездолеты класса NX. Семипалубный корабль был оснащен экспериментальным передатчиком материи «по лучу» (транспортером). В арсенале имелись плазменные и фазовые орудия, а на случай обнаружения таковых у потенциального противника корпус был бронирован и поляризован.

Корабли класса NX могли двигаться со скоростью варп-5, то есть приблизительно в 125 раз быстрее света. Именно на этих звездолетах земляне совершили главные открытия XXII века и установили контакт со многими другими расами. Последний NX был демонтирован только в 2223 году.

Звездолеты Федерации

Стерев политические границы на Земле, люди принесли стремление к объединению и в космос. Уже в 2161 году по инициативе человечества образовалась Федерация, и создание новых звездолетов стало общим для всех вошедших в нее разумных рас делом. В честь первого из NX многие головные корабли новых серий тоже стали называть «Энтерпрайзами».

«Энтерпрайз-NCC-1701»

Год создания: 2245

Капитаны: Роберт Эйприл, Кристофер Пайк, Джеймс Т. Кирк, Спок

Constitution, наверное, самый известный класс звездолетов за всю историю Федерации. В начале XXIII века он по праву считался самым быстрым и мощным кораблем Звездного флота: двадцать одна палуба, ангар для челноков и двигатель, способный разгонять звездолет до скорости варп-6,45. Корабли класса Constitution были предназначены для длительных исследовательских миссий без внешней поддержки.

«Энтерпрайз-NCC-1701» (модифицированный)

Год модификации: 2271

Капитан: Джеймс Т. Кирк

После пятилетней миссии «Энтерпрайз» был сильно модифицирован: полностью заменили гондолы искривления, большую часть обшивки и внутреннего оборудования. Скорость корабля увеличилась до варп-7,2. В 2286 году появился «Энтерпрайз-NCC-1701-A», внешне не отличавшийся от предыдущей версии, но с обновленной согласно последнему слову техники «начинкой».

Miranda

Класс Miranda был разработан в конце XXIII столетия прежде всего как научный корабль, способный, однако, и постоять за себя. В битвах звездолеты этого класса используются как корабли поддержки и как средство борьбы с аналогичными вражескими судами. За более чем девяностолетний срок эксплуатации класс Miranda пережил три основных и множество незначительных модернизаций.

Constellation

Constellation начали выпускаться в 2283 году, когда Звездный флот нуждался в быстрых звездолетах с мощными двигателями, способных быстро достигать внешних границ стремительно расширявшейся Федерации. Предполагалось, что четыре гондолы искривления дадут Constellation существенное увеличение скорости и на 15% улучшат КПД на средних скоростях. Однако в попытках достичь всего сразу разработчики наделали множество ошибок, которые затем неоднократно выявлялись в эксплуатации.

Excelsior

История класса Excelsior состоит из сплошных переделок. Первоначально на судно установили двигатели новой системы, трансварп, но их запуск должен был привести ко взрыву гондол. Только случайность спасла звездолет от уничтожения. После долгой работы над этой проблемой в 2286 году был представлен модернизированный корабль, но и его запуск не увенчался успехом. В конце концов командование Звездного флота отменило проект «Трансварп» полностью, и звездолет вышел в космос с обычными варп-двигателями.

«Энтерпрайз-NCC-1701-C»

Год создания: 2344

Капитан: Рейчел Герретт

Ambassador разрабатывался как дипломатический и в то же время боевой корабль. На звездолете имелось двадцать восемь больших лабораторий, что делало этот класс удобным для исследовательской работы. Также «Амбассадоры» оборудовались новыми высокоточными сенсорами и новым оружием, таким как фазерные батареи и высокоскоростные торпедные аппараты. Производство кораблей этого класса было приостановлено в 2357 году, так как создавался новый класс — Galaxy. Всего было построено шестьдесят восемь «Амбассадоров».

«Энтерпрайз-NCC-1701-D»

Год создания: 2364

Капитан: Жан-Люк Пикард

Проект Galaxy, стартовавший в 2347 году, должен был прийти на смену устаревшим моделям. В целом корабли класса Galaxy походили на своих собратьев класса Nebula, но были значительно больше. Внутренняя площадь корабля составляла 800 000 квадратных метров. На борту размещалось множество лабораторий, поэтому, наряду с главной миссией, звездолет мог выполнять научные исследования. На корабле использовались новейшие технологии — такие как голопалуба, система сенсоров, улучшенные фотонные торпеды. «Галактика» летала со скоростью варп-9,2, а ее «тарелка» могла отделяться от инженерной части.

Nebula

Класс Nebula был запущен в 2350-х годах. Проект разрабатывался параллельно с Galaxy, поэтому на них устанавливались идентичные системы. Это позволило значительно улучшить класс Nebula. На кораблях этого класса инженерный корпус устанавливается непосредственно за «тарелкой», чтобы сэкономить двести метров длины. В эксплуатации звездолеты показали себя отлично и сыграли немалую роль в научных и исследовательских программах Звездного флота. Модернизированный звездолет класса Nebula развивает максимальную скорость варп-9,9.

Defiant

Defiant разрабатывался в 2365 году как корабль, способный противостоять судам боргов. Проект предусматривал новые оружейные модули, такие как квантовые торпеды и импульсная фазерная пушка. Предполагалось создать маленький и выносливый корабль с максимально возможной орудийной силой. Однако проект не оправдал себя и был закрыт.

Intrepid

Класс Intrepid был введен в строй в 2369 году. Помимо обтекаемой формы, звездолеты этого класса отличались переменной геометрией гондол искривления и самыми современными системами вооружения. Новые бионейронные схемы позволяли сенсорам корабля обмениваться данными с компьютерами на крайне высоких скоростях. Корабль умел садиться на поверхность планеты или другого космического тела, что делало его независимым от работы челноков или транспортера.

Поскольку звездолеты класса Intrepid не могли нести большое количество торпед и снабжать энергией мощные фазерные батареи, Звездный флот использовал их как разведчики. Но разработка была надолго прекращена, когда стало известно, что корабль этого класса USS Voyager исчез на первом же задании.

«Энтерпрайз-NCC-1701-E»

Год создания: 2372

Капитан: Жан-Люк Пикард

Разработка класса Sovereign началась в 2338 году. Первоначально планировалось сделать его похожим на Ambassador, но сильно увеличить боевую мощь. В ходе модернизаций в 2350, 2355 и в 2360 годах в Sovereign были включены многие системы класса Galaxy, такие как гондолы и ядро искривления. Решающим событием для запуска Sovereign в серийное производство послужил первый контакт с боргами в 2365 году.

Основным оружием звездолета стали фазерные батареи типа XII, позволявшие вести на 60% более мощный огонь, чем фазеры класса Galaxy. Защитная система Sovereign была разработана специально для того, чтобы сопротивляться высокоэнергетическим силовым лучам и фазовым поляризованным частицам — оружию, которым пользуются борги и Доминион. Скорость судна составляла варп-9,99.

Звездные базы

Долгие годы Звездный флот сильно зависел от космических баз, где корабли могли строить, ремонтировать и снабжать ресурсами. Если в начале эпохи освоения космоса звездные базы были не более чем перевалочными пунктами, то к середине XXIII века люди осознали необходимость создания крупных баз, по существу — небольших орбитальных городов. В XXIV столетии производство кораблей было переключено на звездные доки, а освободившееся внутреннее пространство станций использовали для улучшения жизненных условий экипажа. Кроме того, космические станции формируют оборонную сеть Федерации.

► Космический док на орбите Земли.

Deep Space Nine

Год создания: 2351

Одна из самых интересных станций под управлением Федерации — уникальная Deep Space Nine. Была создана Кардассией на орбите планеты Баджор для переработки полезных ископаемых. Когда оккупация Баджора закончилась, кардассианцы оставили станцию, и баджорцы попросили у Федерации помощи в управлении этим космическим объектом. А когда возле Deep Space Nine образовалась созданная неизвестной расой искусственная червоточина, станция стала главным местом остановки для звездолетов, летящих в квадрант Гамма.

Корабли Империи клингонов

Звездолеты этой воинственной расы под стать ей: маневренные, вооруженные до зубов и хорошо защищенные. Внутренние помещения клингоны предпочитают отдавать не под лаборатории, а под казармы для штурмовых отрядов.

K’T’Inga

Оплот военной мощи клингонского флота в конце XXIII века, класс K’T’Inga поступил в эксплуатацию в 2269 году. На корабле помещались две установки для фотонных торпед повышенной мощности и новые дизрапторы, разработанные для этого проекта. Мощное ядро искривителя и новые гондолы позволили заметно увеличить скорость и маневренность звездолета в разных режимах полета. Класс неоднократно модернизировался, а его модификации оставались в составе имперского флота до 2370-х годов.

Bird of Prey

На протяжении «холодной войны» между Федерацией и Империей клингонов множество клингонских кораблей работали в качестве разведчиков, перемещаясь по территории Федерации и нападая на слабо защищенные объекты. В этой роли звездолеты класса Bird of Prey были очень опасны для Федерации, так как, подобно аналогичным кораблям ромулан, оснащались генераторами невидимости. Впрочем, преимущество «невидимок» было потеряно после изобретения Федерацией самонаводящихся фотонных торпед.

Внешний вид Bird of Prey типичен для клингонских кораблей. Главный торпедный аппарат находится на передней точке корпуса, позади него — командная рубка и каюты. В задней части корабля разместились инженерный и грузовой отсеки, а также аварийный торпедный аппарат. Крылья позволяют кораблю перемещаться в атмосфере, предусмотрено и посадочное устройство. Таким образом, Bird of Prey стал первым кораблем с варп-двигателем, способным садиться на планеты.

B’Rel

Внешне не отличимый от Bird of Prey, B’Rel был в три раза длиннее, что относит его уже к разряду крейсеров. Благодаря увеличению размера конструкторы разместили на корабле еще две главные и три аварийные торпедные установки, увеличили число дизрапторных пушек с двух до восьми, усилили броню и модернизировали остальные системы. Класс B’Rel поступил на службу в 2327 году.

Vor’Cha

Vor’Cha задумывался как достойный преемник класса K’T’Inga, а также как ответ клингонов на Ambassador Федерации. Проект был одобрен в 2332 году и сразу же столкнулся с рядом технических сложностей. Пока их преодолевали, Звездный флот приступил к проектированию нового класса Nebula, который обещал превзойти Vor’Cha по многим параметрам. Клингонам ничего не оставалось, как вернуться к исходным чертежам и доработать проект. Предполагалось усилить броню в области ядра искривителя, гондол и платформ с оружием, а также создать скорострельный торпедный комплекс.

Строительство кораблей перепроектированного класса Vor’Cha началось в 2345 году. Новые звездолеты поступили на службу в 2351 году, за три года до выпуска первой Nebula. Изначально клингонское судно было мощнее аналога Федерации, но вскоре после того, как класс Nebula был модернизирован и оснащен более убойным оружием, включая излучатель антиматерии, клингоны потеряли перевес. Появление у Федерации Galaxy окончательно изменило соотношение сил, и класс Vor’Cha стал стремительно устаревать.

Negh’Var

Уже первое судно класса, построенное в 2360-х годах, отличалось от предыдущих клингонских звездолетов усиленной защитой и вооружением. Класс Negh’Var заимствовал систему щитов у клингонских орбитальных платформ, а его двойной корпус из дюрания и тритания укреплен двадцатью пятью сантиметрами высокопрочной брони. Крейсер несет на борту достаточно оружия и припасов, чтобы его штурмовые отряды могли без перерыва сражаться на поверхности планет до десяти дней. При необходимости Negh’Var может поддержать наземные силы орбитальной бомбардировкой или телепортацией дополнительного вооружения. Запущенный в массовое производство в 2371 году, Negh’Var по праву считается флагманом клингонского флота.

Суда Ромуланской звездной империи

В ромуланском флоте состояли самые разные корабли: разведчики, исследовательские суда, даже дистанционно управляемые звездолеты. Но наибольшую славу этой Империи принесли именно военные модели.

Одна из самых интересных моделей 2260-х годов, Bird of Prey стала первым военным судном, оснащенным генератором невидимости. Другим ее плюсом была огневая мощь. Минусы — низкая скорость и ограниченная дальнобойность. Силовое поле, избирательно отклоняющее свет и прочие импульсы (вроде сигналов радара), требует огромного количества энергии, поэтому в режиме невидимости Bird of Prey не может ни открыть огонь, ни поднять щиты.

Аналогичный класс кораблей у клингонов появился благодаря сделке с ромуланами. В обмен на технологию невидимости Ромуланская империя получила несколько тяжелых крейсеров D-7, быстро ставших ядром ее флота.

D’Deridex

Внешне подавляющие размеры и мощь кораблей класса D’Deridex обманчивы. У большинства таких звездолетов внутреннее пространство занято десантом и вспомогательным оборудованием. Хотя дизрапторы D’Deridex производят сильное впечатление, их значительно превосходят фазерные батареи Звездного флота. За последние несколько лет Федерация тоже достигла значительных успехов в противодействии технологии невидимости.

Вулканские звездолеты

Первым инопланетным космическим кораблем, с которым столкнулись люди, был вулканский T’plana-hath. Он приземлился у стартовой площадки «Феникса», и так на Земле состоялся первый контакт двух рас. Вулканские звездолеты отличаются вытянутым корпусом и кольцеобразной гондолой варп-двигателя. Хотя цилиндрическая гондола, используемая во флоте Федерации, признана более эффективной, гондолы вулканцев остаются конкурентоспособными.

Surak

Корабли класса Surak преобладали в вулканском флоте XXII столетия и намного превосходили корабли людей того времени. Звездолет мог разгоняться до скорости варп-6,5 и был оборудован силовым лучом и щитами-отражателями.

Sh’Raan

Внешне схожие с кораблями класса Surak, эти звездолеты были крупнее и лучше вооружены. Sh’Raan со скоростью варп-7 — самый быстрый вулканский корабль XXII столетия.

Геометрические тела боргов

Хотя у боргов были и звездолеты менее экзотической формы, прежде всего звездная экспансия этой расы ассоциируется с кубами и сферами.

Куб боргов

Эти колоссальные звездолеты находятся на переднем крае вторжения киборгов. Куб способен ассимилировать все на своем пути: металл, органические формы жизни, техника за несколько часов полностью интегрируются в корабль боргов, пополняя его запасы топлива и другие ресурсы. Вражеские звездолеты куб попросту разрывает на куски, а планеты полностью опустошает.

Все службы равномерно распределены по кораблю. Звездолет защищен адаптирующейся системой щитов: никогда не знаешь, какая мощность оружия способна их пробить. Децентрализованные системы позволяют кораблю выдерживать сильнейшие повреждения: куб продолжает функционировать, если уничтожено 80% судна. И даже если основные функции корабля будут нарушены, сработают системы восстановления, основанные на нанотехнологиях. А для полноценного управления кубом достаточно нескольких членов экипажа.

Вместе с тем со временем были обнаружены слабые места куба. Например, при постоянной бомбардировке частицами центральная энергетическая сеть корабля может быть установлена на обратный цикл, после чего куб самоуничтожится.

Сфера боргов

Сфера гораздо меньше, чем куб — около 500—700 метров в диаметре, — и заметно уязвимее. Эти корабли размещаются внутри куба и покидают его через центральный люк. Сферы лучше адаптируются к быстро меняющимся условиям и становятся необходимы в экстренных ситуациях. Судя по тому, что они несут легкое вооружение и не так хорошо защищены, можно предположить, что стандартные сферы предназначены для исследовательских или разведывательных задач.

* * *

Теперь вы представляете себе, какие управляемые объекты бороздят просторы космоса в XXIV веке, и не будете чувствовать себя необразованной деревенщиной, если вдруг доживете до этого времени. Ну а если вы рассчитываете в далеком будущем сдавать экзамен на космолетчика, то всегда можете найти интересующие вас сведения — от цвета габаритных огней на ромуланских крейсерах до вместимости Deep Space Nine в трибблах — во Всемирной информационной сети.

Пожар на авианосце «Энтерпрайз» (1969)

Атомный ударный авианосец «Энтерпрайз»

USS Enterprise (CVN-65)


«Энтерпрайз» в сопровождении ракетных крейсеров «Бейнбридж» и «Лонг Бич»

Служба

США

Класс и тип судна

авианосец

Изготовитель

Newport News Shipbuilding

Строительство начато

Спущен на воду

Введён в эксплуатацию

Выведен из состава флота

Статус

списан 3 февраля 2017

Основные характеристики

Водоизмещение

73 858 т,
полное — 93 400 т

Длина

342 м

Ширина

78,4 м,
по ватерлинии — 40,5 м

Осадка

12 м

Двигатели

8 реакторов, 4 турбины

Мощность

210 МВт

Скорость хода

33,6 узлов (62,2 км/ч)

Экипаж

3000 человек + 1800 человек авиакрыла

Вооружение

Авиационная группа

до 90 самолётов и вертолётов

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Энтерпрайз.

USS Enterprise (CVN-65) («Энтерпрайз») — атомный ударный авианосец ВМС США. Первый авианосец с ядерной силовой установкой. Введён в строй в 1961 году. Первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на пять запланированных к постройке кораблей серии. Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, что стало одной из причин, по которой от строительства серии кораблей отказались.

Имеет наибольшую (342,3 метра) длину среди боевых кораблей мира. The First, the Finest («Первый и лучший») — девиз авианосца. Одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль. Общий боезапас вооружений составляет 2520 тонн.

Конструкция

Сравнение размеров некоторых крупных кораблей и зданий:
Queen Mary 2, 345 м
USS Enterprise, 342 м
Гинденбург, 245 м
Ямато, 263 м

Эмпайр-стейт-билдинг, 443 м
Knock Nevis, 458 м
Пентагон, 431 м

В конкурсе на создание активной зоны реактора для «Энтерпрайза» и «Лонг-Бич» участвовало пять компаний-сертифицированных поставщиков ядерных реакторов для флота: Babcock & Wilcox Co., Барбертон; Metals & Controls, Inc.; United Nuclear Corp.; Westinghouse Electric Corp., Atomic Fuel Department; Combustion Engineering, Inc., Виндзор. В итоге победил проект Westinghouse с закупочной стоимостью $7,8 млн за одну единицу в ценах 1958 году.

Из-за превышения бюджета на «Энтерпрайз» не установили запланированную зенитно-ракетную систему (ЗРК) Terrier. Вместо этого, система обороны корабля была оснащена тремя пусковыми установками (ПУ) ЗРК RIM-7 Sea Sparrow малой дальности, последующие модернизации добавили две ПУ ЗРК NATO Sea Sparrow (NSSM) и три АУ Phalanx CIWS.

На «Энтерпрайзе» была установлена радарная система SCANFAR, основанная на фазированной антенной решётке, предоставляющая преимущество над традиционными радарами с вращающейся антенной. «Энтерпрайз» стал единственным авианосцем с ядерными реакторами, неся на борту восемь реакторов типа A2W.

История

Заложен 15 ноября 1957 года на верфи Newport News Shipbuilding. Спущен на воду 24 сентября 1960 года.

12 января 1962 года совершил своё первое плавание, длившееся 3 месяца, в ходе которого проводились ходовые испытания и учения, с целью выявления полных возможностей авианосца, под командованием командира корабля Винсента Депо.

«Боевым крещением» авианосца стал Карибский кризис — корабль в составе сил 2-го флота ВМС США привлекался к операции по морской блокаде Кубы.

Далее несколько лет нёс вахту на Средиземном море. 31 июля 1964 года Гибралтар покинуло т. н. «Первое оперативное соединение»: атомный ударный авианосец «Энтерпрайз», атомный крейсер УРО «Лонг Бич» и атомный фрегат УРО «Бэйнбридж» (особенностью соединения было то, что все три корабля — атомные). Первой в мире полностью атомной эскадре была поставлена задача совершить кругосветное плавание. 3 октября того же года операция «Морская орбита», как именовался этот поход (имевший, впрочем, скорее демонстрационно-пропагандистское, чем военно-стратегическое значение), был завершён.

С 1965 года «Энтерпрайз» вошёл в состав 7-го флота ВМС США и отправился в Юго-Восточную Азию. С началом участия во Вьетнамской войне, в декабре 1965 года «Энтерпрайз» стал первым кораблём с ЯСУ, принявшим участие в боевых действиях. Авианосцем был установлен рекорд — 165 боевых вылетов с борта корабля за одни сутки.

14 января 1969 года произошла катастрофа. В 8:15 по местному времени, когда первая волна самолётов ушла в небо и готовилась вторая, горячий выхлоп тягача, небрежно припаркованного рядом со штабелем 127-мм НУР «Zuni», привёл к самозапуску одной из ракет. Она врезалась в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, что привело к разливу топлива на лётной палубе и взрыву авиабомб, плюс беспорядочный разлёт оставшихся ракет. Итогом стало 27 погибших, 343 раненых, потеряно 15 самолётов (стоимостью 5-7 млн долларов каждый). Ущерб, нанесённый кораблю, был оценён в 126 млн долларов.

В начале 1980-х годов была проведена модернизация в результате которой был снят радар SCANFAR и проведён капитальный ремонт реактора.

«Энтерпрайз» активно участвовал в операции «Лиса пустыни» 1998 года, когда силами кораблей его группы был нанесён ряд ударов крылатыми и авиационными ракетами по территории Ирака. Осенью 2001 авиагруппа «Энтерпрайз» поддерживала операцию по изгнанию талибов из Афганистана. Спустя полтора года корабль вновь вернулся в Персидский залив и обеспечивал воздушную поддержку силам коалиции в Иракской войне.

В начале 2011 года находился у побережья Сомали, участвуя в борьбе с морскими пиратами.

26 марта 2012 года «Энтерпрайз» в составе авианосной группы ВМС США (ракетный крейсер, три эсминца, ударная атомная подводная лодка, а также танкер) вошёл в Средиземное море, чтобы затем направиться в Персидский залив; 3 апреля группа прибыла туда.

4 ноября 2012 года авианосец завершил своё последнее 8-месячное плавание. Всего авианосец выходил в море 25 раз. Выведен из состава флота 1 декабря 2012 года.

Ещё при приближении к берегам Северной Америки, прямо в открытом океане, началась операция по выгрузке боезапаса: днём и ночью на протяжении нескольких дней (24-26 октября) элеваторы поднимали на полётную палубу тысячи единиц боеприпасов, которые потом, с помощью вертолётов, доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты снабжения. Потребовалось 1260 вертолётных рейсов, чтобы опустошить гигантские погреба старого авианосца.

1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась процедура деактивации «ядерного сердца» «Энтерпрайза».

Планировалось, что корабль будет находиться в составе флота до середины 2013 года. Официальная церемония выведения «Энтерпрайза» из состава ВМС состоялась только после спуска на воду нового атомного многоцелевого авианосца (АВМА) «Gerald R. Ford». В карьере первого в мире атомного авианосца наступила завершающая фаза: началась разделка корабля на металл. Работы по утилизации «Энтерпрайза» должны были завершиться к 2015 году.

Предложение о превращении «Энтерпрайза» в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца — его надстройка-«остров», которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.

2 мая 2015 года авианосец был отбуксирован от пирса 2 верфи Newport News Shipbuilding в сухой док 11 (где он был заложен). В буксировке было задействовано 6 буксиров и 200 человек персонала. Ожидалось, что работы по выгрузке ядерного топлива в сухом доке продолжатся до осени 2016 года.

3 февраля 2017 года состоялась первая в истории американского флота церемония списания атомного авианесущего корабля.

Примечания

  1. Statement of Rear Adm. W. A. Brockett, USN, Chief, Bureau of Ships. / Department of Defense Appropriations for 1965. Hearings before a Subcommittee of the Committee on Appropriations, House of Representatives, 88th Congress, 2nd Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1964. — Pt. 2 — P. 339—589 p.
  2. USS Enterprise Архивировано 18 августа 2013 года.
  3. США готовятся направить в Ливию войска
  4. Авианосец США «Энтерпрайз» вошел в Средиземное море. Дата обращения 26 марта 2012.
  5. Первый в мире атомный авианосец завершил службу на флоте
  6. Inactivated USS Enterprise moves to dry dock (недоступная ссылка). Дата обращения 11 сентября 2015. Архивировано 23 августа 2015 года.
  7. Navy Decommissions «The Big E»

Литература

Ссылки

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: n90724593 · VIAF: 151404821 · WorldCat VIAF: 151404821