Потери авиации Украины

Применение авиации Украины в ходе войны на Донбассе

В ходе начального этапа боевых действий на Донбассе авиация была одним из главных козырей украинской армии. В этот период ополчению было банально нечем бороться с массированными авианалетами. Наличие даже нескольких десятков исправных боевых самолетов и вертолетов позволяло вооруженным силам Украины нанести противнику ощутимый урон атаками с воздуха и быстро переломить ситуацию в свою пользу. Однако, летняя кампания 2014 года показала, что украинская авиация не сумела выполнить поставленные ей задачи.

Су-27 ВВС Украины до начала конфликта

К 2014 году Украина лишилась значительной части доставшихся ей от СССР самолетов и вертолетов. Часть авиационной техники была списана в силу изношенности, много машин было продано за рубеж. Обслуживание самолетов и вертолетов осуществлялось на недостаточном уровне, что также приводило к их выходу из строя. Тем не менее, к весне 2014 в составе ВВС Украины числились ВВС и ПВО Украины 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24М (ещё примерно 52 единицы были на хранении), 43 штурмовика Су-25 (в том числе 8 учебно-боевых; и 4 – на хранении), 60 Су-27 (в том числе 13 учебно-боевых; ещё 5 были на хранении), 96 МиГ-29 (в том числе 18 учебно-боевых; ещё 48 (в том числе 10 УБ – на хранении). Кроме того, на хранении находились устаревшие машины: 37 МиГ-23МЛД, 8 МиГ-23УБ, 19 МиГ-25. Разведывательная авиация включала 5 Су-24МР (ещё не менее 3-х – на хранении), 8 Ан-30 (и 4 – на хранении). На хранении также находились до четырёх самолётов-заправщиков Ил-78.

Относительно много насчитывалось транспортных машин: 36 Ил-76 (ещё 8 – на хранении), 7 Ан-24, 46 Ан-26 (и до 3-х ­– на хранении), 5 Ту-134 (ещё 1 – на хранении); 2 Ан-72 – на хранении. Учебные самолёты – 39 устаревших машин ещё чехословацкого производства L-39 «Альбатрос» (а также 39 – на хранении). Стоит отметить, что никакой новой техники за постсоветский период ВВС не получали, лишь 1 МиГ-29 и 13 Су-25 прошли модернизацию. Из тех самолётов, которые числились в строю ВВС, реально подняться в воздух могли не более половины (по-видимому, цифра ближе к 20–25%).

Су-25 ВВС Украины

Однако, низкий процент пригодных к полетам машин стал не единственной проблемой для ВВС Украины. Украинская авиация фактически не имела высокоточного оружия, оставшиеся с советских времен боеприпасы уже исчерпали сроки хранения и не могли быть применены в условиях боевых действий. Кроме того, подготовка летчиков находилась на очень низком уровне. После увольнения в запас пилотов, прошедших Афганистан, в ВВС Украины не осталось людей с боевым опытом.Налет летчиков за период независимости также сократился, что серьезно повлияло на боевую подготовку. Несколько лучше выглядела ситуация в армейской авиации, часть пилотов которой принимали участие в миротворческих операциях в Африке, однако их опыт не особенно подходил для участия в современной войне. Африканские повстанцы были напрочь лишены ПВО да и сам характер действий украинских вертолетчиков в этих конфликтах не позволял им в достаточной степени оттачивать необходимые навыки.

В ходе событий в Крыму на занятом российскими военными аэродроме были захвачены 45 истребителей МиГ-29 и 4 учебно-тренировочных самолета L-39. Однако только несколько машин были пригодны к полетам. В последствии 37 МиГ-29 и 1 L-39 были возвращены украинской стороне.

В марте 2014 года пришедшее к власти в Киеве руководство Украины приняло решение о проведении силовой операции на востоке страны. В короткие сроки началось формирование войсковых группировок для подавление вспыхнувших там народных выступлений. Это касалось и авиации. Фактически на восток были брошены все боеспособные самолеты и вертолеты. Уже 7 апреля 2 истребителя Су-27 демонстративно облетели Донецк,Луганск и Харьков. В дальнейшем украинская сторона часто практиковала подобные полеты с целью продемонстрировать решимость своих намерений по силовому подавлению повстанческого движения. Тем не менее, формирование авиационной группировки для операции на Донбассе вызвало у ВСУ серьезные проблемы. Боеспособной авиатехники было совсем немного. Так, к началу так называемой АТО ВВС Украины смогли выставить только 15 штурмовиков Су-25. Армейская авиация бросила на Донбасс 25 вертолетов Ми-24 и 18 транспортных Ми-8. Оставшиеся машины были попросту небоеспособны.ВВС Украины направили на Донбасс еще 5 Ми-8, 2 машины этого типа предоставила Нацгвардия. Еще несколько вертолетов были задействованы авиацией Государственной Службой по Чрезвычайным ситуациям. Стоит отметить, что в начале операции на Донбассе в ВСУ царило наплевательское отношение к противнику, что вскоре привело к весьма печальным последствиям.Это касалось и авиации.

Су-27 ВВС Украины

В апреле 2014 года на Донбассе началась так называемая антитеррористическая операция (АТО). Во второй половине месяца вертолеты Ми-8 армейской авиации были задействованы для для высадки десанта на аэродроме в Краматорске.Также машины этого типа использовались для снабжения украинских военных на объекте. Охранение аэродрома было организовано мягко говоря безобразно, за что вскоре и поплатились украинские военные. 25 апреля диверсионно-разведывательная группа ополчения уничтожила стоящий на взлетно-посадочной полосе вертолет Ми-8 16-й бригады армейской авиации. Экипажу удалось спастись.Стоит отметить, что на этом этапе ВСУ использовали вертолеты, которые несли символику ООН. Машины не были перекрашены после участия в миротворческих операциях в Африке.

Уничтоженный Ми-8

В начале мая украинские силовики перешли к решительным действиям в районе Славянска. 2 мая начался штурм города с участием авиации. Были применены ударные вертолеты Ми-24. Однако, отряды ополчения под командованием Игоря Ивановича Стрелкова неплохо подготовились к встрече противника. С помощью немногочисленных ПЗРК были сбиты два вертолета Ми-24 16-й бригады армейской авиации. Пять украинских летчиков погибли, еще один был захвачен в плен ополченцами. Впоследствии его передали ВСУ в качестве жеста доброй воли.

Пленный украинский вертолетчик

5 мая ВСУ вновь предприняли попытку штурма города, но и в этот раз потерпели фиаско. Ми-24 11-й бригады армейской авиации был подбит и совершил вынужденную посадку в болоте в районе Райгородка. Экипажу удалось спастись. На земле машину добил украинский штурмовик Су-25.

С середины мая начались одиночные налеты штурмовиков Су-25 на стационарные цели, контролируемые повстанцами, для атак использовались НУРСы и неуправляемые бомбы. Также фиксировались удары с вертолетов Ми-24, которые с дальних дистанций без особого успеха пытались поразить позиции ополчения. После потерь 2 и 5 мая украинские вертолетчики опасались сближаться с противником.

22 мая был зафиксирован довольно известный случай боевого применения вертолетов Ми-24 ВСУ. После того, как ополченцы разгромили блокпост украинских военных по Волновахой, в небо была поднята армейская авиация. Ми-24 ВСУ по ошибке обстреляли собственных военнослужащих.Чудом обошлось без жертв.

Ми-24 ВСУ, нанесший удар по собственным военным под Волновахой

26 мая 2014 года состоялся пожалуй самый удачный случай применения авиации ВСУ в ходе войны на Донбассе. Тогда для отражения штурма донецкого аэропорта были задействованы штурмовики Су-25, истребители МиГ-29 и вертолеты Ми-24. Украинской авиации удалось нанести ощутимые потери батальону «Восток» и «Интербригаде», что фактически сорвало штурм объекта. При этом погибли несколько находящихся на расположенном неподалеку мирных жителей. Стоит отметить, что атакующие объект ополченцы вообще не имели средств противовоздушной обороны.

Ми-24 ВСУ над аэропортом Донецка

29 мая в районе горы Карачун под Славянском ополченцы сбили из ПЗРК вертолет Ми-8 Нацгвардии Украины. 13 находившихся на борту военнослужащих погибли, еще один получил ранения. Среди погибших оказался генерал Кульчицкий.

2 июня вертолеты Ми-24 ВСУ поддерживали украинских силовиков в ходе боев за базу погранотряда в Луганске. В тот же день штурмовик Су-25 ВВС Украины нанес удар по зданию областной администрации в Луганске. Неуправляемые ракеты поразили парк и небольшой сквер напротив здания. Восемь мирных жителей было убито и еще 28 получили ранения. Украинское правительство упрямо опровергало факт обстрела со стороны Су-25, несмотря на наличие доказательств в сети Интернет, включала видеосъемку случайных очевидцев и городских камер наблюдения. Использование ракет С-8 было также подтверждено экспертами ОБСЕ, которые проводили расследование на месте атаки. Авиаудар по Луганской администрации стал одним из символов войны на Донбассе и гибели мирного населения.

Су-25 наносит удар по Луганску

3-4 июня ВСУ вновь пытались взять Славянск штурмом. В ходе боев были активно задействованы ударные вертолеты Ми-24. Они вели огонь по позициям оборонявших пригород Славянска Семеновку ополченцам. В этих боях украинские вертолетчики понесли ощутимые потери. Как минимум три Ми-24 были повреждены огнем с земли, одна из машин, совершившая вынужденную посадку, сгорела. Экипажу удалось спастись. После подобного «вертолетопада» применение Ми-24 на Донбассе временно прекратилось.

Совершивший вынужденную посадку Ми-24 ВСУ. Предположительно второй горит на заднем плане

Теперь ВСУ сделали упор на применение штурмовиков Су-25. Все 15 исправных машин этого типа были сведены в одну группу и использовались для нанесения ударов по ополчению. 5 июня штурмовик Су-25 атаковал бойцов батальона «Восток», который вел бой за пограничный пункт Мариновка. Ополченцы понесли при этом потери. Примечательно, что отряд был фактически беззащитен от ударов с воздуха. Имевшиеся у бойцов ПЗРК оказались неисправны.

Однако игра не шла в одни ворота, вскоре ВСУ потеряли свой первый самолет.6 июня из ПЗРК был сбит самолет-разведчик Ан-32Б, осуществлявший корректировку артиллерийского огня. Погибли пять членов экипажа. В последствии украинская сторона обвиняла в произошедшем Россию, которая якобы поставила ополчению новейший ПЗРК «Верба», однако никаких убедительных доказательств этих утверждений предоставлено не было. Летчики ВСУ сами снизились, пытаясь обнаружить позиции бойцов ДНР и попали в зону поражения ополченцев. Пуск из ПЗРК наказал экипаж за самонадеянность. Однако, этот инцидент стал только прелюдией к крупнейшей трагедии, связанной с ВВС ВСУ в ходе войны на Донбассе.

Обломки сбитого Ан-32Б

14 июня 25-я транспортная бригада ВВС ВСУ пыталась доставить подкрепление в блокированный ополчением аэропорт Луганска. Были задействованы три самолета Ил-76, которые перевозили личный состав и технику. Транспортные самолеты садились на объект, который был окружен бойцами ЛНР, у которых на вооружении были ПЗРК и ЗУ-23-2. В Киеве не могли не знать об этом, однако все равно приняли решение об отправке подкрепления подобным способом. Первый самолет сумел приземлиться в аэропорту, второй был сбит огнем с земли, третий поспешил ретироваться. На борту уничтоженной машины погибли 9 членов экипажа и 40 военнослужащих 25-й воздушно-десантной бригады. Также были уничтожены находившиеся в самолете три БМД.

В ходе боев под Ямполем ВСУ задействовали пару штурмовиков Су-25, которые пытались уничтожить оборонявшихся там ополченцев, но особого успеха не достигли. В этот период украинская авиация также наносила удары по отрядам в глубине территории ЛНР и ДНР. Отдельной задачей для ВВС стала борьба с перемещениями колонн ополчения на коммуникациях республик. Однако, в силу ряда субъективных причин, в первую очередь низкого уровня боевой подготовки украинских летчиков, она не была выполнена. Перемещения продолжались даже в дневное время суток.

Авиация Украины продолжала нести потери. 21 июня по техническим причинам разбился Ми-8 государственной службы по чрезвычайным ситуациям, выполнявший задачи в так называемой зоне АТО. Инцидент произошел на территории Харьковской области, машина возвращалась с Донбасса.24 июня в районе Славянска из ПЗРК был сбит вертолет Ми-8, находившиеся на борту 3 члена экипажа, 4 сотрудника СБУ( в том числе трое бойцов украинской «Альфы») и 2 бойца спецназа ГУР погибли.

В июле интенсивность действий украинской авиации существенно увеличилась.Впервые над Донбассом появились фронтовые бомбардировщики Су-24. В этот день одна машина была повреждена, но сумела совершить вынужденную посадку. Штурмовики Су-25 наносили удары по позициям и коммуникациям ополчения, пытались оказывать поддержку на поле боя сухопутным подразделениям. Однако, зачастую ВВС Украины наносили удары и по мирному населению Донбасса.2 июля 2014 года авиация ВСУ нанесла удар по селу Стapaя Koндpашoвкa в ЛНР. Погибли 12 мирных жителей, включая пятилетнего ребенка. Украинские военные заявили, что удар был нанесен из-за ошибки пилотов. К уголовной ответственности никто привлечен не был.

В тот же день ВСУ лишились своего первого штурмовика Су-25. Машина была повреждена огнем с земли и разбилась при заходе на посадку в Днепропетровске. Пилоту удалось катапультироваться.

15 июля 2014 года авиация ВСУ нанесла удар по Снежному в ДНР. В результате был разрушен жилой дом. Погибли 10 человек, десятки получили ранения. Примечательно,что украинские СМИ обвиняли в бомбардировке российскую авиацию. Впрочем, ВВС Украины зачастую атаковали и собственные подразделения. Так, в этом году бывший начальник генштаба ВСУ Муженко рассказал, что ВВС ВСУ нанесли авиаудар по колонне гражданской техники и школьных автобусов. На деле на этом транспорте перемещался добровольческий батальон МВД «Донбасс». Однако, в силу плохой подготовки летчиков, им не удалось поразить технику, двигавшуюся по открытой местности.

Последствия удара с воздуха в Снежном

В середине июля потери украинской авиации резко увеличились. ВВС тщетно пытались спасти от разгрома оказавшиеся в Южном котле войска. 14 июля был сбит военно-транспортный самолет Ан-26, пытавшийся с парашютами сбросить груз для окруженных. Два члена экипажа погибли, еще один попал в плен. 16 июля потери понесли украинские Су-25. Две машины были серьезно повреждены огнем ополчения ДНР в ходе боев в районе Амвросиевки, еще одна сбита и упала у Григоровки. 21 июля ВСУ потеряли штурмовик Су-25 299-й бригады тактической авиации, сбитый у Снежного.

Поврежденный Су-25 ВСУ. Машину удалось восстановить

23 июля в ходе приграничных боев украинская авиация потеряла еще 2 Су-25, сбитых огнем противника. Примечательно, что ВСУ обвинили в гибели одного из них ВВС России, чей истребитель якобы поразил машину ракетой воздух-воздух. Однако никаких убедительных доказательств этих утверждений предоставлено не было. После потери сразу двух машин интенсивность применения Су-25 резко снизилась.

Ополченцы на фоне сбитого Су-25

В течении июля ВСУ сумели восстановить до пригодного к полетам состояния несколько имевшихся у них вертолетов армейской авиации. Интенсивность применения винтокрылых машин существенно увеличилась. В первую очередь это касалось вертолетов Ми-8. Главным образом их применяли для доставки грузов на передовую, а также для эвакуации раненных. 7 августа в районе Мануйловки в ДНР совершил вынужденную посадку поврежденный огнем стрелкового оружия вертолет Ми-8МТ 16-й бригады армейской авиации. Машина пополнила ряды безвозвратных потерь ВСУ.

К началу августа обстановка заставила украинских военных бросить в бой все имеющиеся в наличии боевые самолеты. К штурмовкам привлекали истребители МиГ-29. 7 августа в районе Ждановки был сбит огнем первый истребитель этого типа. 17 числа ВСУ потеряли второй аналогичный самолет в Краснодонском районе ЛНР. В обоих случаях пилотам удалось спастись.

Обломки сбитого МиГ-29 ВСУ

В ЛНР развернулись ожесточенные бои в районе Георгиевки и Хрящеватого. Там были задействованы самолеты и вертолеты ВСУ. 19 августа был подбит огнем с земли и пополнил безвозвратные потери Ми-8 16-й бригады армейской авиации. На следующий день украинские вертолеты Ми-24 наносили удары по перешедшим в контрнаступление отрядам ополчения. ВСУ заявляет, что их вертолетчикам удалось уничтожить один из танков наступающих. При этом огнем с земли был сбит Ми-24, оба пилота погибли. В тот же день украинская авиация потеряла Су-24, сбитый огнем противника. Оба пилота катапультировались и были спасены.

Обломки сбитого Ми-24

27 августа 16-я бригада армейской авиации ВСУ лишилась в районе Березового пятого вертолета Ми-8.Машина получила серьезные повреждения и пополнила число потерь украинской авиации. Ми-8 16-й бригады стал последним вертолетом ВСУ, потерянным в ходе кампании 2014 года на Донбассе.

В конце августа ВВС Украины тщетно пытались ударами с воздуха остановить перешедших в решительное контрнаступления ополченцев. Однако их попытки приводили главным образом к увеличению потерь военной авиации. 29 августа огнем с земли был сбит Су-25 ВВС Украины, пилоту удалось спастись. На следующий день был сбит еще один штурмовик этого типа. После этих потерь украинская авиация практически прекратила полеты над зоной боевых действий. Моральный дух летчиков существенно снизился после понесенных потерь. Появление у ополчения эффективной ПВО фактически нейтрализовало исходившую от ВВС Украины угрозу.

Ополченцы на обломках сбитого Су-25 под Старобешево

Подводя итоги боевого применения ВВС Украины, стоит выделить следующее:

1.Задачи по поддержке сухопутных сил на поле боя выполнены не были, в условиях отсутствия высокоточного оружия бомбометание с высоты 5 000 метров успехов не приносило. Использование же боевых вертолетов и штурмовиков с малых и средних высот привело к высоким потерям и заставило украинских военных отказаться от подобной практики.

2.Работа на коммуникациях ополчения также была полностью провалена, украинским ВВС не удалось помешать переброске грузов даже в дневное время суток

3.Воздушные перевозки и эвакуация раненых на самолетах и вертолетах также проводились периодически и при этом имел место непривычно высокий уровень потерь. Украинцам не удалось обеспечить адекватное снабжение окруженных группировок в различных местах, например, в районе донецкого и луганского аэропортов, а также нескольких «котлов» рядом с границей.

4. Удары ВВС Украины по городам и поселкам привели к существенным жертвам среди мирного населения.

Шлем и парашют сбитого пилота Су-25 в музее в Снежном

За период летней кампании на Донбассе украинские силовые структуры потеряли как минимум 13 самолетов и 12 вертолетов, уничтоженных безвозвратно. Существуют другие, содержащие более крупные цифры потерь авиации Украины, но автор упомянул лишь случаи, подтвержденные в источниках Незалежной. Стоит отметить,что урон, нанесенный в ходе летней кампании привел к тому,что в дальнейшем Киев не использовал ВВС в ходе боевых действий. Участие авиации в конфликте ограничивается эвакуацией раненных вертолетами ВСУ. Однако,после завершения активной фазы боев, украинская сторона приняла серьезные усилия по восстановлению имевшейся в наличии авиационной техники. В данный момент количество пригодных к полетам самолетов и вертолетов существенно увеличилось. Существенно вырос и налет пилотов. Впрочем, в ходе этих работ были исчерпаны практически все ресурсы, оставшиеся на хранении ВСУ. Существенно пополнять и увеличивать авиационный парк Киеву уже фактически нечем. Изношенность техники продолжает расти и приведет в последствии к росту аварийности. Только с начала этого года Украина уже потеряла 2 вертолета и самолет в ходе авиационных происшествий.

В целом же, украинская авиация ни в коей мере не сумела выполнить возложенные на нее летом 2014 боевые задачи.В дальнейшем, появление у Защитников Донбасса систем ПВО, включающих в себя зенитные ракетные комплексы заставило летчиков ВСУ покинуть небо восставших Республик.

На сайте 1+1 выложили список боевых потерь авиации в ходе боевых действий на Донбассе. От себя добавлю, что, по данным журнала «Авиация и время» (№5/2015), 20 августа 2014 г. был сбит не Су-24М, а Су-24МР. Кроме того, 2 июля 2014 г. еще один Су-24МР был поврежден, но вернулся на аэродром. Всего же по разным источникам проходят цифры до трех потерянных Су-24 разных модификаций включая два упомянутых выше.
Ниже гуглоперевод статьи 1+1.

()
Боевики за все время АТО, которая длится с 7 апреля, уничтожили, по разным данным, около двух десятков самолетов и вертолетов, в результате чего погибли и получили ранения около сотни бойцов. Общие материальные потери составили не менее 250 000 000 долларов.
25 апреля 2014
Вертолет Ми-8 Погибло: 0 Ранены: 1 Ориентировочная стоимость: от 4 миллионов долларов.
Первой потерей в авиации из-за действий боевиков стал вертолет Ми-8 на аэродроме в Краматорске, который был уничтожен на земле 25 апреля, официальной причиной СБУ назвало точный выстрел снайпера, который попал в бак вертолета. По другим данным Ми-8 был уничтожен из гранатомета или ПТРК. Из-за взрыва вертолета командир экипажа получил ранения.

2 мая 2014
Два вертолета Ми-24 Погибло 5 Ранены: 1 Ориентировочная стоимость: 15000000 долларов.
После этого, главные потери в авиации переместились к тогдашней самой горячей точки АТО — Славянску. Так, 2 мая, Украина потеряла сразу два ударных вертолета Ми-24. Официальная причина потери этих боевых машин до сих пор не названа, по разным данным они были сбиты или из крупнокалиберного оружия, например, зенитной установки ЗУ-23-2, или выстрелами из ПЗРК. Тогда погибли 5 военных.
5 мая 2014
Вертолет Ми-24 Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: 15000000 долларов.
5 мая боевики уничтожили еще один Ми-24, который был подбит из зенитной установки ЗУ-23-2. Пилотам удалось аварийно посадить машину, а наземные подразделения провели успешную операцию по эвакуации экипажа.
29 мая 2014
Вертолет Ми-8 Погибло: 14 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: от 4 миллионов долларов.
29 мая произошло первое из крупнейших одновременных потерь в ходе АТО, так выстрелом из ПЗРК были уничтожены вертолет Ми-8, перевозивший военнослужащих для ротации. Тогда погибли 14 бойцов, включая генерала Кульчицкого.
4 июня 2014
Вертолет Ми-24 Погибло: 0 Ранены 2 Ориентировочная стоимость: 15000000 долларов
Через пять дней, 4 июня, выстрелом из ПЗРК был сбит еще один Ми-24, пилотам удалось аварийно посадить машину, которая была окутана огнем и покинуть ее до того, как она взорвалась. Пилоты получили ранения и были эвакуированы.
6 июня 2014
Самолет Ан-30Б Погибло 5 Ранены 3 Ориентировочная стоимость: 16000000 долларов
Первая потеря в самолетах произошла в небе над Славянском 6 июня. Тогда боевики из ПЗРК был сбит самолет воздушного наблюдения Ан-30Б, который сначала называли Ан-26. Части экипажа удалось спастись, но пятеро военных погибли. Самолет совершал полет на высоте, была достижима для переносных зенитно-ракетных комплексов типа «Верба», то есть ниже 4,5 километров.
14 июня 2014
Самолет Ил-76 Погибло 49 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: 27000000 долларов.
А 14 июня произошла один из крупнейших трагедий за все время проведения АТО. При посадке в аэропорту Луганска был сбит Ил-76, 49 военных погибли. Как выяснилось, самолет не выполнял необходимые в зоне боевых действий маневры и запуск тепловых ловушек, а наземные подразделения не обеспечили контроль территории возле взлетно-посадочной полосы, что позволило террористам сделать засаду.
21 июня 2014
Вертолет Ми-8 Погибло 3 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: от 4 миллионов долларов.
21 июня во Чугуевском районе Харьковской области упал вертолет МЧС Ми-8, погибли три летчиков. Официальные причины до сих пор не названы.
24 июня 2014
Вертолет Ми-8 Погибло 9 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: от 4 миллионов долларов.
24 июня выстрелом из ПЗРК у горы Карачун под Славянском был сбит еще один Ми-8. Погибло 9 военнослужащих. В июле силовикам удалось избежать потерь в вертолетах, но за этот месяц Украина потеряла пять самолетов. Благодаря действиям наземных подразделений, в большинстве случаев, пилотов удавалось эвакуировать.
2 июля 2014
Самолет Су-25 Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: от 16000000 долларов.
2 июля в Днепропетровске при заходе на посадку разбился штурмовик Су-25. По некоторым данным, пилот пытался спасти поврежденную боевиками машину и дотянуть до базы, но был вынужден покинуть неисправный самолет, отведя машину от людей и наземных сооружений.
14 июля 2014
Самолет Ан-26 Погибло 2 Ранены 4 Ориентировочная стоимость: от 10000000 долларов.
14 июля Украина потеряла военно-транспортный самолет Ан-26, который упал под Краснодоном. Двое военных погибли, четыре получили ранения. По официальной информации самолет был сбит российским истребителем.
17 июля 2014
Самолет Су-25 Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: от 16000000 долларов.
17 июня в небе над Амвросивкой был сбит Су-25. Спикер информационного центра СНБО Андрей Лысенко заявил, что самолет был сбит из ПЗРК.
23 июля 2014
Два самолета Су-25 Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: от 16000000 долларов.
А 23 июля воздушные силы Украины потеряли сразу два штурмовика Су-25, которые были сбиты возле населенного пункта Дмитровка. Официальная информация о причинах потерь до сих пор отсутствует. Выдвигаются различные предположения, от атаки истребителей РФ, применение ПЗРК или полноценного зенитно-ракетного комплекса типа «Бук».
7 августа 2014
Самолет МиГ-29 и вертолет Ми-8 Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: 30000000 и от 4 миллионов долларов.
После этого, в течение двух недель авиации Украины удавалось избежать потерь, но 7 августа от огня боевиков были потеряны сразу две машины. Так, у Саур-Могилы огнем из крупнокалиберного оружия или ПЗРК был уничтожен санитарный вертолет Ми-8, при этом на машину были нанесении все необходимые опознавательные знаки в виде красных крестов. Пилотам удалось выжить. Также, в районе села Ждановка боевики выстрелом из ЗРК сбили украинский истребитель МиГ-29, пилоту удалось покинуть подбитую машину.
17 августа 2014
Самолет МиГ-29 Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: 30000000 долларов.
Через 10 дней успешного применения авиации, Военно-воздушные силы Украины снова понесли потери. Так, 17 августа в Луганской области был сбит истребитель МиГ-29. Пилоту удалось катапультироваться, подразделениями сил АТО он был оперативно эвакуирован. Подробности катастрофы до сих пор остаются неизвестными.
20 августа 2014
Самолет Су-24М Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: 25000000 долларов.
Боевикам удалось подбить фронтовой бомбардировщик Су-24М. Эта первая боевая потеря такой боевой машины за все время АТО. Судя по краткой информации от СНБО, самолет был сбит в районе села Новосветловка, которое находится под Луганском. Экипажу из двух летчиков удалось вовремя покинуть машину. Но их судьба остается неизвестна.
20 августа 2014
Вертолет Ми-24 Погибло 2 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: 15000000 долларов.
В этот же день Вооруженные силы Украины потеряли еще один вертолет. В районе поселок Георгиевка Лутугинского района Луганской террористы сбили ударный вертолет Ми-24. Боевая машина, по предварительным данным, выполняла боевую задачу на низкой высоте, но была сбита ПЗРК. Экипаж вертолета погиб.
29 августа 2014
Самолет Су-25 Погибло: 0 Ранены: 0 Ориентировочная стоимость: от 16000000 долларов.
Во время массированного наступления объединенных подразделений боевиков и частей регулярной армии РФ, 29 августа был сбит еще один штурмовик Су-25, который выполнял задачи по уничтожению техники и живой силы противника. Как сообщает пресс-центр АТО, самолет был сбит российским зенитно-ракетным комплексом. По информации силовиков, пилот сбитого самолета успел катапультироваться и уже через полтора часа после инцидента находился в одном из подразделений Нацгвардии.
Оригинал статьи на украинском языке доступен .
Итого по типам (по данным 1+1):
Ми-8 — 5
Ми-24 — 5
Ан-26 — 1
Ан-30 — 1
Ил-76 — 1
Су-24 — 1
Су-25 — 5
МиГ-29 — 2

_

Применение штурмовика Су-25 «Грач» ВСУ в зоне АТО

Участие украинской авиации в ходе антитеррористической операции на Донбассе на сегодняшний день ограничено августом 2014 года. Однако даже в такой достаточно небольшой временной отрезок оказалось втиснуто огромное множество событий, а лётчики получили боевой опыт.
Причём что касается ВВС, то самым востребованным самолётом оказался штурмовик Су-25, что, впрочем, неудивительно, учитывая опыт локальных войн последних десятилетий.
После распада Советского Союза на территории независимой Украины осталось 70 «Грачей» (такое прозвище намертво прицепилось за ним ещё с афганских событий). Но весной 2014 года в строю было всего 15 машин, собранных в 299-й бригаде тактической авиации (место базирования аэродром Кульбакино недалеко от Николаева).
Линейка Су-25-х ВВС Украины, довоенное фото 2013 г. Однако нельзя говорить, что за прошедшие годы Украина ничего не предпринимала для модернизации парка машин. Так, в бригаде из 15 машин 10 (9 одноместных и 1 двухместный варианты) были модернизированы по стандарту М1. Прототип поднялся в воздух в 2004 году, и в марте 2010 года машина официально была принята на вооружение. Основным отличием стала более современная авионика взамен оригинальных КН-23-1 и СУО-8-1. Впрочем, в остальном чувствовался недостаток финансирования – до фюзеляжа и двигателей дело так и не дошло.
Впервые над Донбассом Су-25 появились в середине апреля, когда немногочисленные оставшиеся в строю лётчики выполнили несколько десятков облётов городов Донбасса. На тот момент считалось, что такая «демонстрация флага» остудит «горячие головы».
Одновременно практически все наличные стали перебрасывать поближе к линии противостоянии – на аэродром Днепропетровск (запасной – Чугуев).
Впервые в боевом вылете Су-25 отметились 15 апреля, когда одиночный самолёт сопровождал несколько Ми-8МТ со штурмовым отрядом для взятия под контроль аэродром Краматорск.
5 мая дошло и до реального применения вооружения. Причём летчику Су-25 пришлось «добивать» совершивший вынужденную посадку после поражения с земли Ми-24П армейской авиации в районе Славянска.
Затем появление штурмовиков стало фиксироваться с завидной частотой. Притом можно отметить, что по сравнению с Афганистаном или Чечнёй загрузка машин была минимальной – основным вариантом были два блока НАР Б8М1 с ракетами С-8 и два дополнительных 800-литровых подвесных бака.
Такой вариант подвески был наиболее типичным в ходе боевых действий. Из летних сообщений стоит отметить информацию от Стрелкова, который утверждал, что во второй половине июня несколько «Грачей» базировались на аэропорт Мариуполя. Впрочем, фотоподтверждений такой информации нет и поныне.
Одним из самых результативных случаев применения Су-25 в ходе АТО стали события 26 мая 2014 года, когда пара штурмовиков нанесла удар по отряду ЛДНР батальона «Восток» в Донецком терминале.
Однако применение неуправляемых ракет в столь урбанизированном районе, как Донбасс, не могло не привести к жертвам среди мирного населения. Наиболее резонансным стали события 2 июня, когда восемь выпущенных НАР С-8 попали на площадь перед зданием Луганской облгосадминистрации. Тогда семь мирных жителей погибли, а 28 – были ранены. Здание, которое, вероятно, было целью удара, не пострадало.
Из-за достаточно широкого международного резонанса после этого случая применение Су-25 по целям в пределах населённых пунктов значительно ограничили. Однако когда противник оказывался на открытой местности, эффективность «грачей» была на высоте. Так, случилось, например, 5 июня, когда одиночный самолёт нанёс большие потери подразделению ЛДНР батальона «Восток», которое штурмовало пограничный пункт «Мариновка».
Приходилось лётчикам выполнять и несвойственные для себя функции. Так, 28 июня лётчики выполнили несколько вылетов на снабжение находившихся в окружении армейских частей на аэродроме в Краматорске и Донецке. Несмотря на отсутствие опыта подобных вылетов, практически все сброшенные 250-кг контейнеры с продовольствием и медикаментами попали в руки получателей.
Однако наиболее активно все наличные машины использовались после окончания первого перемирия 1 июля и для развёртывания крупномасштабных боевых действий на севере Донецкой и Луганской областей. Так, Су-25 активно применялись для поддержки наступления в районе Краматорска. Кстати, впервые наблюдатели отметили применение свободнопадающих бомб – как 250-кг, так и 500-кг.
Вот характерная сводка штаба АТО только за 12 июля (все удары наносились лётчиками Су-25-х): «Первый авиаудар авиации был нанесен по опорному пункту террористов вблизи населённого пункта Лисичанск. В результате было поражено скопление боевиков, а также вооружение и техника.
Второй прицельный авиаудар был нанесен по базе боевиков возле населённого пункта Гольмовский Горловского района. Там помещение специализированной школы террористы оборудовали под свои казармы. Авиация уничтожила до 30 террористов, 2 установки РСЗО БМ-21 «Град», 2 единицы ЗУ-23-2 и до 6 единиц бронированной боевой техники.
Третий авиаудар нанесен в районе скопления боевиков вблизи населённого пункта Ровеньки. Лётчики уничтожили до 10 боевиков, была уничтожена реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» и выведены из строя несколько единиц бронированной техники.
Четвёртый авиаудар был осуществлен по базе боевиков возле населённого пункта Торез. Данные по уничтоженной технике и живой силе боевиков уточняются.
Пятый авиаудар самолёты Воздушных Вооружённых сил Украины нанесли в районе кургана Саур-Могила, неподалёку от Донецка. Авиацией поражены опорный пункт, где были сосредоточены террористы, боевая бронированная техника и склады с боеприпасами и оружием. Данные уточняются.
Также в течение дня была проведена воздушная разведка и выполнено 7 самолётовылетов на прикрытие группировок войск (сил АТО).
Всего на протяжении суток авиацией Воздушных сил Вооружённых сил Украины было выполнено 16 самолётовылетов».

Однако увеличение числа вылетов и насыщение отрядов сепаратистов средствами ПВО не могло не привести рано или поздно к потерям. Впервые украинские СМИ упомянули потерю Су-25 2 июля, когда повреждённый во время боевого вылета возле Снежного самолёт, хотя и был доведен лётчиком до аэродрома Днепропетровск, но при подходе машина загорелась, и пилот был вынужден катапультироваться.
ПЗРК «Игла» – основной противник лётчиков Су-25 за время войны на Донбассе. Тяжёлым днем для украинской авиации стало 16 июля, когда один Су-25 получил серьёзные повреждения, а второй был сбит в районе Амвросиевки. Лётчик катапультировался и смог избежать плена. По поводу причины потери до сих пор нет ясности – пилот утверждает, что был поражён ракетой класса «воздух – воздух» из-за границы, СМИ сепаратистов – сбит из ПЗРК.
21 июля недалеко от Мариновки был сбит Су-25 командира эскадрильи подполковника Юрия Шевцова. Лётчик катапультировался над территорией, временно не контролированной властями, скрывался в течение месяца, однако, был схвачен. Позже был обменян и вернулся к боевой работе.
Огромные потери как армия, так и авиация понесли при обороне стратегической высоты Саур-Могилы практически на самой границе с РФ. 23 июля во время массовой штурмовки были сбиты сразу два из четырёх штурмовиков. Один упал вблизи деревни Дмитриевка, второй – недалеко от Шахтерска.
Украинские СМИ заявили, что, по крайней мере, один самолёт был сбит ракетой «воздух – воздух», выпущенной с борта российского МиГ-29, патрулировавшего вдоль границы.
После этого штурмовики стали применять крайне ограниченно, при этом были подняты высоты применения, чтобы избежать поражения из ПЗРК, что привело к резкому снижению эффективности ударов.
Тяжелейшее положение в районе Иловайска в конце августа заставило пустить в ход буквально всё, в том числе и Су-25. Однако зенитное прикрытие ЛДНР было гораздо более современным, чем то, с чем сталкивались украинские лётчики до этого. И как итог, 29 августа 2014 года возле населённого пункта Старобешево двойным пуском ЗРК «Оса-АКМ» был сбит самолёт капитана Владислава Волошина. Лётчик катапультировался и был подобран бойцами Нацгвардии.
Бойцы ЛДНР на фоне крыла сбитого Су-25, Шахтёрский район, лето 2014 г. Ещё один самолёт был потерян в этом районе на следующий день (официально это не подтверждено до сих пор). Это последние на осень 2015 года вылеты украинских Су-25 в ходе войны на Донбассе.
Подводя итоги, отметим, что пять из шести сбитых Су-25 были модернизированные Су-25М1. Ещё три самолёта получили боевые повреждения, но смогли вернуться на аэродром базирования.
Пиксельный камуфляж Су-25. На сегодняшний день проводятся работы по восстановлению парка штурмовиков. За последние полгода в строй поставлены 6-7 машин. Ведутся работы по включению в состав бортового вооружения управляемых ракет Х-25 и Х-29.

Авиация Украины в конфликте на Юго-востоке

ВВС Украины, созданные 17 марта 1992 года, получили в наследство от Советского Союза три (!) воздушные армии, которые позволили стране стать по этому показателю самой сильной в Европе и четвертой в мире.

Немного о том, что украинцы получили на баланс от СССР. Истребителей — более 340 единиц, фронтовых бомбардировщиков — 150, тяжелых бомбардировщиков дальней авиации — 96, в том числе 19 «Белых лебедей» Ту-160, порядка 100 экземпляров штурмовых Су-25 и еще массу разношерстной техники, как, например, 35 крылатых машин Як-38ПП, относящихся к РЭБ. К этому количеству прибавляем семь полков истребителей ПВО и 900 винтокрылых машин армейской авиации. С самого начала этой истории было понятно, что оставаться наедине с такой воздушной армадой скромной Украине будет совсем нельзя – оборонные расходы только на поддержание техники в боевом состоянии превысят все мыслимые пределы. Какими ресурсами обладали ВВС этого государства на конец 2013 — начало 2014 гг., пожалуй, не знают даже в самой Украине.


Ми-8МТ, сгоревший под Краматорском. Первая жертва среди вертолетов.
Данные от разных источников серьезно разнятся. К примеру, по мнению «The Military Balance», всего в ВВС и армейской авиации состояло на балансе менее 500 крылатых машины. Другие источники утверждают, что всего (без законсервированной техники) на Украине было около 180 самолетов и вертолетов. При любом раскладе количество боевой техники за 20 с небольшим лет на Украине катастрофически уменьшилось, а состояние оставшейся порой плачевное. Есть сведения, что к началу гражданской войны в ВВС боеспособны были только 20-25% боевых машин. К примеру, в 299-й отдельной бригаде тактической авиации к началу войны из 36 штурмовиков Су-25 в боевой готовности было от 8 до 14 самолетов!
Негативно влияла на выполнение боевых задач и неудовлетворительная выучка личного состава – только 10% летчиков имели необходимую квалификацию. Даже командный состав летает плохо – к примеру, 21 марта 2014 года командир эскадрильи подполковник Кочан при посадке на свой аэродром разбил Су-24М.
Интересно, что после присоединения Крыма к России на Украину были возвращены 37 МиГ-29 и МиГ-29УБ, а также 1 учебный Л-39.
Уровень пренебрежительного отношения к собственным ВВС на Украине хорошо иллюстрирует ситуация с модернизацией техники. За все время «самостийности» были проведены работы по улучшению боевых свойств Су-25 до Су-25М1 и Су-25УБМ1, ставшие единственными в истории этого вида войск. Бортовой вычислитель заменили на цифровой, довели до современного состояния систему связи и спутниковой навигации. Ряд улучшений был направлен на всепогодность штурмовиков – они получили возможность работать по целям с высоты 5000 метров.


Ми-24П, сбитый под Карповкой.
Когда стране потребовалось создать ударную авиационную группировку для подавления ополченцев и мирных жителей Юго-востока, оказалось, что у группировки нет запчастей, топлива и боеприпасов в достаточном количестве. Собирали недостающее очень просто: изымали из незадействованных в боевых операциях частей. Были и казусы похлеще: скандально известный Игорь Коломойский за счет собственной авиакомпании «Днепр-Авиа» произвел заправку всех вертолетов Южного оперативного командования ВВС Украины. В самом начале воздушных операция полеты были связаны с устрашением, когда два Су-27 на малых высотах облетели Донецк, Луганск и Харьков, демонстрируя вооружение на внешних подвесах. Первые удары нанесла армейская авиация в начале мая 2014 года в лице Ми-24 при взятии Славянска, а чуть позже подключили штурмовую авиацию для работы по терминалу Донецкого аэропорта. Дальше – больше. Налеты стали обыденной работой украинских ВВС, причем нередко целями выступали совершенно мирные граждане. Вопиющим случаем стала атака 2 июня штурмовиком Су-25 по зданию бывшей администрации Луганска, в ходе которого погибло восемь человек, в том числе пять женщин. Пожалуй, именно варварские воздушные налеты вкупе с беспорядочными артобстрелами городов ЛДНР и стали главной причиной ненависти жителей этих регионов к власти в Киеве.


Ан-30Б. Место падения — Пришиб.
Со временем ополченцы ввели в бой многочисленные ПЗРК типа «Стрела» и «Игла», что вынудило авиацию перейти совсем на другой эшелон атак. Теперь высоты полетов были порядка 5000 метров, что никак не способствовало точности и избирательности ударов – высокоточного оружия у украинцев не было, либо оно было в плачевном состоянии. Первой жертвой стал фронтовой бомбардировщик Су-24М, одно появление которого говорит о мощности ударов с воздуха, которые армия планировала обрушить на юго-восток страны. Упала машина 21 марта под Староконстантиновкой. Первым сбитым вертолетом оказался Ми-8МТ, уничтоженный ПТУРом на земле 25 апреля под Краматорском. Машина должна было доставить боеприпасы, поэтому из-за детонации сгорела напрочь. Дальше – больше. В течение мая были сбиты из ПЗРК и крупнокалиберных пулеметов не менее четырех винтокрылых машин, в том числе знаменитый Ми-8МТ с генералом Национальной гвардии Сергеем Кульчицким на борту. Были и крупные потери – Ил-76МД в июне над аэропортом Луганска упал и сгорел с 49 десантниками и 1 БМД после попадания ракеты ПЗРК.

Транспортный Ил-76МД, сбитый на луганским аэропортом.

Ми-8МТ в котором погиб, помимо прочих, генерал Кульчицкий.
Многие самолеты были уничтожены после залпового запуска ракет ПЗРК с разных точек на земле. Из воспоминаний командира экипажа Су-24МР подполковника Евгения Булацика:
«Штурман крикнул, что видит две ракеты, заходящие в хвост. Позже оказалось, что их было четыре. Начали отстрел ловушек, маневрирование. Видел, как одна ракета уходит на ловушку. Все закончилось тем, что три ракеты ушли на ложные тепловые цели, но вот одна оказалась умной и попала сзади слева в самолет (позже по осколкам определили, что это была «Стрела»). Ощущение было такое, что по самолету кувалдой врезали, и тут же началась раскачка. Загорелись несколько отсеков, мы поняли, что повреждено управление, но двигатели работали ровно и, значит, полет должен продолжаться. Благодаря рельефу местности мы перевели машину на снижение, дабы спрятаться от последующих пусков, поскольку маневрирование нам бы уже не помогло. Спустились мы метров на 20, тем самым разогнав самолет, и ушли на такой высоте из зоны пусков. Когда подошли к своим, оказалось, что у нас не только управление нарушено, но топливо по пределе. Штурман прикинул: есть возможность дотянуть до аэродрома. Эти 30 минут полета были очень длинными. Когда прилетели на аэродром и топлива оставалось только на лишь на посадку, то поняли, что второй попытки посадить самолет не будет. Руководители полетов увидели, что горит хвост машины и дали команду покинуть аварийную машину. До полосы оставалось 5 км, мы взяли повыше, запас тяги у одного мотора позволял, и сели. При пробеге выключили моторы и запустили систему пожаротушения, которая сбила огонь. Машину спасли, пожарке работы не было. Наше мнение: нас ждали, но доказать ничего сейчас нельзя».
МиГ-29, сбитый над Розовкой.
Су-24М, погибший под Григоровкой.
Лето 2014 года для ВВС Украины оказалось кровавым: со 2 июля по 30 августа было потеряно не менее 19 боевых машин. Работали по ним ополченцы из ПЗРК, ЗРК «Оса-АКМ», крупнокалиберных пулеметов, ЗУ-23-2 и ЗРК «Бук». Самым загадочным были инцидент с Су-25М1 под Горловкой, когда выживший пилот всех уверял, что его свалили ракетой класса «воздух-воздух». Такие потери заставили руководство Украины крайне осторожно вводить в бой авиацию даже в самые сложные периоды боевых действий.
По сути, перед ВВС встала угроза полного уничтожения боевых машин. По примерным подсчетам, в 2014 году безвозвратные потери авиации на Донбассе составили 15 самолетов, 15 вертолетов и 1 БПЛА Ту-143. В 2015 году всего 2 вертолёта и 1 БПЛА. Альтернативная версия звучит так: 5 Ми-24, 9 Ми-8, 15 Су-24, 1 Су-24, 1 Ан-30Б, 1 Ан-26 и 2 Ил-76МД. С сентября 2014 по август 2017 по техническим причинам навсегда потеряли 2 самолета Су-25М1 и 2 вертолета Ми-24 и Ми-24ВП.
В настоящее время применить боевую авиацию украинцев может заставить только отчаянное положение. К примеру, угроза штурма Киева. Сейчас выход у киевских властей видится в привлечении современной западной техники, способной противостоять ПВО ополченцев.

Потери ВВС Украины: на грани катастрофы

С момента начала т.н. антитеррористической операции в восточных областях Украины вооруженные силы и Нацгвардия этой страны начали нести потери. Уступая противнику в количестве бойцов, вооружении и оснащении, ополчение непризнанных Луганской и Донецкой народных республик успешно обороняется и уничтожает вражескую живую силу и технику. При этом часть военной техники достается ополченцам в качестве трофеев. На протяжении нескольких последних месяцев в «антитеррористической операции» используется боевая авиация. Как и в случае с другой техникой украинских войск и вооруженных формирований, ополчение ЛНР и ДНР время от времени успешно уничтожает самолеты и вертолеты противника.
К сожалению, общая информационная обстановка вокруг текущего конфликта крайне сложна. Информация о потерях носит отрывочный характер. К примеру, ополченцы регулярно заявляют о сбитых самолетах и представляют фото- или видеоматериалы с доказательствами. Новые киевские власти, в свою очередь, активно отрицают факты уничтожения техники. Тем не менее, «антитеррористическая операция» продолжается и обе стороны конфликта продолжают терять людей и технику.
Попробуем определить потери украинской авиации в текущем конфликте. В качестве основного источника информации будем использовать базу данных Aviation Safety Network. Этот сервис занимается сбором сведений о различных авиационных происшествиях и считается одним из самых авторитетных источников информации по этой теме. Важной особенностью сервиса Aviation Safety Network является одновременная работа двух баз данных – ASN Aviation Safety Database и ASN Aviation Safety WikiBase. Пополнением первой занимаются редакторы сервиса. Для внесения в нее происшествие должно подтверждаться несколькими источниками. Вторая база доступна для редактирования широкой общественности. К новым записям в ней так же полагается приводить источники информации. Часть записей из WikiBase впоследствии попадает в основную Database.
В основной базе данных ASN Aviation Safety Database на данный момент имеются только четыре записи о происшествиях с украинскими самолетами, случившимися в этом году:
— 25 апреля во время обстрела аэродрома в городе Краматорск на стоянке был уничтожен частный самолет Ан-2 (регистрационный номер UR-ABAB). Самолет во время инцидента был без экипажа и пассажиров;
— 26 мая в ходе боя за аэропорт в г. Донецк был уничтожен пассажирский самолет Як-40 (регистрационный номер UR-MMK), принадлежащий авиакомпании «Константа». Самолет находился на стоянке без экипажа и пассажиров;
— 6 июня возле поселка Дробышево на севере Донецкой области огнем с земли был сбит разведывательный самолет Ан-30Б (бортовой номер «80 желтый»). Из восьми человек экипажа погибли пятеро;
— 14 июня в нескольких километрах от аэропорта г. Луганск при заходе на посадку огнем с земли был сбит военно-транспортный самолет Ил-76МД (б/н 76777). На борту самолета находились 9 членов экипажа, 40 бойцов вооруженных сил Украины и несколько бронемашин. В результате крушения погибли все 49 человек, находившиеся в самолете.
По данным базы ASN Aviation Safety WikiBase, первый случай атаки ополченцами украинского самолета произошел 22 апреля. С этого дня и по настоящее время в WikiBase появилось в общей сложности 17 записей, не считая четырех инцидентов, занесенных в основную базу и трех происшествий, случившихся за пределами зоны боевых действий. В пополняемой пользователями базе зафиксированы следующие авиационные происшествия:
— 22 апреля во время разведывательного полета над г. Славянск был обстрелян самолет ВВС Украины Ан-30Б (б/н «80 желтый»). Самолет получил повреждения и пошел на вынужденную посадку. Один член экипажа пострадал. После небольшого ремонта поврежденный самолет вернулся в строй и был сбит 6 июня;
— 25 апреля в ходе боев за аэродром в г. Краматорск на стоянке был уничтожен вертолет Ми-8 (б/н «55 желтый») ВВС Украины. В кабине машины находился один летчик, которому удалось спасти. Вертолет восстановлению не подлежит;
— 2 мая под Славянском получил повреждения вертолет Ми-8МТ (б/н «69 желтый»). Никто не пострадал, поврежденной машине удалось вернуться на базу;
— 2 мая ополченцы из Славянска использовали ПЗРК против украинского вертолета Ми-24 (б/н «02 желтый»). Ракета успешно поразила цель, вертолет рухнул на землю. На борту находились три летчика, никто из них не выжил;
— в тот же день ополченцами из Славянска при помощи ПЗРК был уничтожен еще один Ми-24 (б/н «14 желтый»). Два летчика погибли, третий попал в плен;
— 5 мая вблизи Славянска огнем с земли был подбит вертолет Ми-24П (б/н «29 красный»). Экипаж совершил вынужденную посадку и был эвакуирован украинскими военными. Состояние поврежденной машины после посадки неизвестно, но ее оставили на месте и вскоре уничтожили с помощью штурмовика Су-25;
— 29 мая возле деревни Андреевка вблизи Славянска ополченцы сбили вертолет Ми-8МТ (б/н «16 желтый»), принадлежавший Национальной гвардии. Из 13 человек, находившихся на борту, 12 погибли. Единственный выживший получил серьезные ранения и попал в плен;
— 3 июня под Славянском огнем с земли был поврежден вертолет Ми-24ВП (б/н «10 желтый»). Пилоты посадили подбитую машину и были эвакуированы с места посадки. Немного позже стало известно, что украинским военным удалось вывезти вертолет с места посадки и отправить его на ремонт;
— 4 июня под Славянском получил повреждения еще один Ми-24 (б/н «91 желтый»). Вертолет совершил вынужденную посадку, летчики были эвакуированы. 5 июня украинские СМИ сообщили, что ведется подготовка к эвакуации подбитой машины, однако в тот же день ополченцы ДНР расстреляли поврежденный вертолет из орудия БМД-2;
— тоже 4 июня возле Славянска с помощью ПЗРК был сбит Ми-24П (б/н «25 красный»). Пилоты получили ожоги, но спаслись. После вынужденной посадки вертолет полностью сгорел;
— третьим украинским вертолетом, попавшим под обстрел 4 июня, стал Ми-24П (б/н «15 желтый»). После обстрела из зенитной артиллерии поврежденный вертолет совершил вынужденную посадку. Летчики не пострадали и были эвакуированы. Вертолет вывезли с места происшествия на следующий день;

— 5 июня возле Славянска был обстрелян вертолет Ми-8 (б/н неизвестен). Сообщается, что машина совершила вынужденную посадку. Информация о раненых или погибших отсутствует;
— 14 июня во время нанесения ракетно-бомбового удара по целям в городе Горловка (ДНР) был сбит штурмовик Су-25 (б/н неизвестен). Пилот успешно катапультировался, самолет разбился;
— 24 июня при попытке взлететь с горы Карачун близ Славянска при помощи артиллерии был сбит вертолет Ми-8 (б/н «63 желтый»). На борту машины находились 9 человек и различные грузы. При падении вертолета экипаж и пассажиры погибли;
— 1 июля ополченцы обстреляли из зенитной артиллерии штурмовик Су-25 (б/н неизвестен). Несмотря на повреждения, пилот смог вернуть машину на аэродром;
— так же 1 июля возле поселка Луганская (ЛНР) огнем с земли был подбит истребитель Су-27 (б/н неизвестен). Двум пилотам удалось катапультироваться. Самолет упал на землю и сгорел;
— 2 июля на территории непризнанной ДНР получил серьезные повреждения бомбардировщик Су-24 (б/н неизвестен). Ополченцы атаковали его с помощью ПЗРК и повредили один из двух двигателей. На оставшемся двигателе самолет вернулся на свой аэродром. После посадки начался пожар, но украинским военным удалось справиться с ним.
Таким образом, в ходе т.н. антитеррористической операции ВВС Украины понесли серьезные потери. По данным ASN Aviation Safety Database и ASN Aviation Safety WikiBase, с апреля и до начала июля в ходе боев Украина потеряла четыре самолета нескольких типов. Трижды самолеты получали повреждения, причем один из поврежденных (Ан-30Б, б/н «80 желтый») после ремонта вновь был атакован и уничтожен. Еще большие потери понесли вертолеты украинских ВВС. Было уничтожено восемь вертолетов, еще четыре вертолета получили различные повреждения и могут быть восстановлены. В общей сложности погибло около 80 человек.
Необходимо отметить, что ВВС Украины несут потери не только в ходе боев. За прошедшие несколько месяцев украинские военные потеряли два ударных самолета вне зоны боевых действий:
— 21 марта на аэродроме Староконстантинов (Хмельницкая область) при посадке после тренировочного полета разбился бомбардировщик Су-24М. Экипаж катапультировался, на земле никто не пострадал;
— 2 июля во время посадки в аэропорту г. Днепропетровск разбился штурмовик Су-25 (б/н «25 синий»). Летчик успел катапультироваться, но самолет восстановлению не подлежит. Причиной происшествия могли стать неполадки системы управления.
За прошедшие месяцы украинские ВВС понесли серьезные потери. В общей сложности при различных обстоятельствах они потеряли:
— 1 разведывательный Ан-30Б;
— 1 военно-транспортный Ил-76МД;
— 3 вертолета Ми-8 разных модификаций;
— 5 вертолетов Ми-24 разных модификаций;
— 1 бомбардировщик Су-24;
— 2 штурмовика Су-25.
На первый взгляд, ВВС Украины потеряли не так много техники. Однако в свете состояния этого вида вооруженных сил потери выглядят куда серьезнее. Так, в середине марта и.о. министра обороны Украины Игорь Тенюх представил доклад о состоянии военно-воздушных войск. По данным и.о. главы военного ведомства, на тот момент в ВВС Украины имелось 507 боевых самолетов и 121 ударный вертолет. При этом лишь 15% этой техники исправны и могут летать. Более того, ввиду плохой подготовки выполнять боевые задачи могут не более 10% экипажей.
Из доклада Минобороны Украины следовало, что в боях могут участвовать лишь 50 самолетов и 10-12 боевых вертолетов. Это означает, что уничтоженные ополченцами 13 самолетов и вертолетов составляют примерно 20% от боеспособного парка украинских ВВС. С учетом 6 самолетов и вертолетов, поврежденных и находящихся в ремонте, общие потери украинской военной авиации достигают примерно 30% от боеспособного парка.
В середине июня новая украинская власть огласила еще более шокирующие цифры. По словам уполномоченной по антикоррупционной политики Татьяны Чорновол, на тот момент в строю ВВС оставались лишь 10 пригодных к использованию вертолетов. Кроме того, 26 вертолетов были арендованы некой частной компанией, которая до сих пор не вернула их.
Как видим, военно-воздушные силы Украины в полной мере ощутили на себе последствия непродуманной, а порой и преступной политики последних десятилетий. Постоянная экономия на собственной армии привела к тому, что в и без того немногочисленных ВВС боеспособными остались лишь несколько процентов самолетов и вертолетов. Кроме того, постоянное сокращение расходов на оборону серьезно ударило по подготовке личного состава. Как результат – ВВС Украины не могут организовать грамотные действия против ополченцев и несут серьезные потери.
По имеющимся данным, ополчение ДНР и ЛНР имеет в своем распоряжении различные зенитные артиллерийские установки (в первую очередь, ЗУ-23), а также переносные ракетные комплексы. Это позволяет бойцам непризнанных республик защищать свои города от атак с воздуха и регулярно уничтожать вражеские самолеты или вертолеты. 2 июля появилась видеозапись, согласно описанию которой у ополчения Луганской народной республики теперь есть зенитный ракетный комплекс «Стрела-10».
К настоящему времени ополченцы обзавелись достаточно широким спектром зенитных средств. Поэтому уже сейчас ясно, что ВВС Украины в ходе «антитеррористической операции» продолжат нести потери. Точное количество самолетов и вертолетов, которые будут уничтожены над ДНР и ЛНР, пока неизвестно. Однако понятно, что эти потери могут обернуться настоящей катастрофой. Ополченцам по силам не только серьезно усложнить положение украинской военной авиации, но и полностью уничтожить парк техники, все еще способной выполнять боевые задачи.
Рябов Кирилл