Поселение чатал хююк

Сегодня мы поговорим о том, как получить стикеры Дюрекс (Кролики Durex), состоящие из 8 штук, в социальной сети ВК абсолютно бесплатно. Буквально вчера началась раздача стикеров Кролики Durex от популярного производителя незаменимого изделия. Производитель не уточняет информацию о количестве выдаваемых смайликов. А вот период проведения акции указан как 17.09.2018 — 31.12.2018. так что время пока есть, но тянуть с получением не стоит.

Как получить стикеры дюрекс в вк в 2018 году

  • Для начала переходим на официальную страницу сообщества Durex в социальной сети ВК. Сделать это можно нажав сюда.

  • Пишем боту сообщение, используя меню «Написать сообщение». Можете поприветствовать боту или написать любую фразу, которая Вам нравится. Мы, как всегда, просим бота дать нам стикеров. После приветствия Вас спросят о том, есть ли Вам 18 лет, и в случае положительного ответа предложат пройти короткий тест. После которого можно будет получить первые 8 стикеров дюрекс.

Ответы на вопросы теста стикеры Durex в ВК

  • 1. Снизится ли риск незапланированной беременности и заражения ЗППП, если одновременно надеть 2 презерватива? (правильный ответ В).

  • 2. Про безопасный секс люди задумывались еще в древности. Из чего были сделаны древние презервативы? (верный ответ Б).

  • 3. Когда появились первые латексные презервативы? (Верный ответ А)

  • 4. А теперь тест на совместимость. Можно ли использовать смазки с презервативами? Если да, то какие? (Можно выбрать как вариант Б так и В)

  • 5. Насколько надежна защита от незапланированной беременности при использовании презервативов? (Вариант А)

Это был последний вопрос теста от Durex. После него бот пришлет Вам набор стикеров Дюрекс, который состоит из 8 штук.

UPD! Дополнительные новые стикеры дюрекс (октябрь 2018)

Сегодня (23 октября 2018) стали доступны еще 8 стикеров от компании Дюрекс, чтобы получить их нужно:

  • написать сообщение боту, перейдя по
  • просмотреть видео и ответить боту «Да»;
  • получить еще 8 смайлов от компании.

Обратите внимание! Производитель обещает в следующем месяце еще 8 стикеров-кроликов!

А вот такой набор смайликов можно поулчить уже сегодня

Как получить дополнительные новые стикеры дюрекс ВК бесплатно

Получить анимированных кроликов сразу и бесплатно пока возможности нет. Организаторы обещают постепенно выдавать стикеры бесплатно. А чтобы получить дополнительный набор прямо сейчас необходимо купить продукцию Дюрекс и загрузить боту QR код с упаковки. К слову, а Вы уже получили набор смайликов от Котекс? Если нет, читайте как это сделать в этой статье.

Орудия труда каменного века – так, просто и понятно, называется самый древний отдел в музее. Экспонаты представленные в нем, современный человек, с легким равнодушием и явным превосходством, просто осматривает и проходит мимо. Но быть может стоит присмотреться повнимательнее к миру прошлого, прислушаться к тишине веков и открыть новые факты из жизни первобытных людей.

Прислушайтесь, как оживают камни, как они становятся не безмолвными и пустыми свидетелями прошлого, а интересными собеседниками, которые точно знают какими орудиями пользовались древние люди. Повествование может унести далеко назад, но открыть понимание современного мира и узнать каких трудов требовали каменные орудия труда первобытных людей и как они становились основой борьбы за выживание.

Первые орудия труда первобытного человека

Орудие труда – звучит нормально для современного человека, но не для первобытных человекообразных обезьян (предков человека). Путь к пониманию труда и необходимости применять труд длился не одно столетие и начинался с простого понимания, что собранные камни и палки, обработанные природой, эффективны в борьбе с животными и в защите. Предки человека просто подбирали необходимые камни или палки, по мере надобности, а после использования выбрасывали их. Со временем, стало понятно, что найти подходящий обработанный природой камень не всегда легко, а иногда вообще – невозможно. Пришлось накапливать подходящие камни или, используя собственный труд, дорабатывать имеющиеся камни и палки. Так, медленно и постепенно, проходил процесс накопления знаний и применение собственного труда на практике.

Прислушайтесь, ведь слышно как рассказывают экспонаты музея, как камни, ударяясь об камни, превращаются в универсальное орудие древних людей. Таким первым и универсальным стало древнее рубящее орудие или каменное рубило. Каменное рубило появилось в раннем палеолите, когда первобытный человек стал совершать неторопливые и неточные удары по камню.

Рубило – это первое орудие труда человека, которое представляло собой камень миндалевидной формы с одним утолщенным концом у основания и вторым заостренным концом.

Сделать из небольшого камня удобное рубило было очень сложно. Медленные движения первых людей не всегда были точными и правильными, а сколы на камне – необходимой формы. В тишине музея оживает панорама создания первых орудий труда, которая изменялась не часами или днями, а целыми веками. Проследить появление первых орудий труда, предков современного человека, более удобно опираясь на хронологию развития первобытных людей: от австралопитека и питекантропа, до неандертальца и кроманьонца. Пускай камни заговорят…

Австралопитек: орудия труда

Австралопитек – интересный вид древнейших гоминидов. Это человекообразная обезьяна, которая выступает самым древним предком современного человека.

Гоминиды – это семейство прогрессивных приматов, которое включает в себя больших человекообразных обезьян и людей.

Главное занятие австролопитека – собирательство. Чтобы сделать процесс сбора ягод и корней более продуктивным, а защиту от диких зверей эффективной, древние предки человека начинали осваивать камень, гальки, кости и палки. Титанические усилия приходилось приложить, чтобы сделать небольшой скол правильной формы на камне, но когда появилось первое рубило, которое удобно было держать в руке, добывать им корни и убивать зверей – наступил новый этап в жизни первобытного человека.

Кроме каменного рубила австролопитеки делали скребла, резки, ножи, остроконечники. Для изготовления орудия труда собирали острые камни вблизи водоемов и речек, которые уже отточены природой и придавали им нужную форму (эолиты). Чтобы орудие труда было удобным и не резало руки, один край оставляли не заточенным. Каждое орудие производилось с огромным трудом, ведь приходилось наносить более 100 ударов по камню. Вся работа занимала много времени, а первые орудия весили более 50 килограмм, но это был огромный шаг вперед, к пониманию себя и необходимости не довольствоваться дарами природы, а брать все необходимое самому.

Питекантроп: орудия труда

Питекантропы принадлежали к роду “Люди” и являлись ранней формой человека прямоходящего. Археологам сложно говорить об орудиях труда данного периода, поскольку находок очень мало и все они относятся к более поздним периодам ашельской культуры.

Исторический факт: ашельская культура – это термин которым принято обозначать каменные орудия труда раннего палеолита. Наиболее ярким представителем культуры является ручное рубило.

Для изготовления орудий труда питекантропы применяли кость, дерево и камень. Все исходные материалы поддавались весьма примитивной обработке, ведь сколы на камнях носят случайных характер и напрочь лишены регулярности. Продолжали использовать питекантропы и эолиты (камни расколотые природой). орудия труда данного периода представлены ручными рубилами из камня, отщепами с режущими краями и острыми пластинами.

Неандерталец: орудия труда

Орудия труда неандертальцев немного отличались от орудий применяемых питекантропами, но они стали более легкими и профессиональными. Со временем появились новые формы и постепенно вытеснили старые и неудобные. Все орудия данного периода принято называть мустьерскими.

Мустьерскими орудия труда неандертальцев называются из-за названия пещеры Ле-Мустье во Франции, где были найдены многочисленные орудия.

Неандертальцы жили в климатически-сложном периоде, в ледниковой эпохе. И все орудия труда были направлены не только на возможность добывать пищу, но и на производство одежды. Поэтому, очень популярными были копье, скребок и игла. Орудия труда продолжали делать из кремня, но в новой форме и более сложной технике. Они становились разнообразными, но относились к трем основным типам орудий:скребла, остроконечникики рубильца. Рубильце – это уменьшенное ручное рубило питекантропов. Скребла использовались как инструмент для разделки животных, для выделки шкур и в обработке дерева. Остроконечникивыполняли функцию ножа для мяса, дерева, кожи или использовались как наконечники дротиков и копий.

Орудия труда из кости, которые удалось найти археологам, не отличаются совершенством и скорее напоминают примитивные орудия: лопаточки, шилья, дубины, острия, кинжалы. Стоит помнить, что орудия труда неандертальцев сильно отличались исходя из географии расселения. В европейском наборе орудий преобладали одни предметы, а в африканском – другие.

Кроманьонец: орудия труда

В позднем палеолите, завершая все стадии развития первобытного человека, на мировую арену выходят кроманьонцы. Это были люди большого роста, с хорошо развитым телосложением и навыками. Именно кроманьонцы успешно использовали все достижения своих предшественников и придумывали новые. Они продолжали использовать орудия труда из камня, научились делать всевозможные орудия из кости, оружие и приспособления из бивней, оленьих рогов и дерева, а также – продолжали собирать ягоды и корни. На новом пути развития орудия труда становились совершенными и разнообразными. Кроманьонцы первыми придумали обжиг гончарных изделий, что позволяло использовать глиняную посуду в быту. Мастерская обработка орудий труда позволила сделать их удобнее, меньше, качественнее и привела к появлению новых орудий. В арсенале кроманьонца широко использовались: скребла, резцы, ножи с заостренными и тупыми лезвиями, скребла с выступом, острые лезвия, наконечники стрел, проколки, гарпуны из оленнего рога, рыболовные крючки из кости, наконечники.

Камни умолкли… в музее снова поселилась тишина. Да, теперь мы знаем какое орудие труда человека было самым древним и с какими усилиями приходилось столкнутся нашим предкам. Теперь, проходя возле длинных полок с экспонатами музея, мы точно знаем – они не безмолвны. Они рассказывают, только нужно научится слушать…

Чатал-Хююк — удивительное поселение каменного века

17 октября 2019 в 4:46

Загадочный холм, раскопанный в 1960-х в Турции, произвел настоящую революцию в археологии. Оказалось, что крупный культурно-хозяйственный центр существовал на этом месте за 2000 лет до цивилизаций Египта и Месопотамии.

Остатки общины каменного века Чатал-Хююк

В 1961 году группа британских археологов во главе с Джеймсом Меллартом проделала по Анатолийскому плоскогорью путь в 320 км на юг от столицы Турции Анкары. Целью экспедиции был курган (по-турецки «хююк»), поднимавшийся у реки Чаршамба на высоте более 1000 м над уровнем моря.

В ходе раскопок выяснилось, что этот холм — Чатал-Хююк — скрывает самое крупное и самое удивительное поселение эпохи неолита (позднего каменного века) из всех известных на Ближнем Востоке. Здесь были внушительные жилые дома, святилища и усыпальницы, развиты ремесла, искусства и торговля, причем не только местными, но и экзотическими товарами.

Сначала радиоуглеродный метод дал возраст поселения 6250—5400 до н.э. Однако проверка этих результатов дендрохронологическим методом (подсчетом годичных колец в стволах) отодвинула время основания Чатал-Хююка дальше в прошлое — к 7200—7100 до н.э.

Фактически от поселения осталось два холма, разделенных рукавом Чаршамбы. Археологов больше заинтересовал восточный, неолитический. Второй холм возник позднее, в энеолите (переходный период от каменного к бронзовому веку), когда центр поселения сдвинулся западнее. К1965 была раскопана лишь малая часть восточного холма площадью 13 га, основные работы здесь начались силами крупной международной группы с 1993.

Жизненный уклад в Чатал-Хююк

Во время открытия Чатал-Хююк был единственным в своем роде. Однако с тех пор обнаружены и другие крупные неолитические поселения, например Умм-Дабагия на севере Ирака, Заге на севере Ирана, Букрас и Абу-Хурейра в Сирии, Джан-Хасан, Суберде и Эрбаба в Турции. Впрочем, ни одно из них по культурно-техническому уровню не дотягивало до Чатал-Хююка, который дал археологам первое представление о жизни древних земледельцев, не только сеявших зерновые, но и делавших фигурки божеств и осуществлявших товарообмен с другими отдаленными общинами.

Планировка древнего поселения

Мелларт раскопал в восточном холме целый квартал домов и святилищ, часть другого, похожего, квартала и часть третьего, чисто жилого. Ученым 1960-х комнаты, украшенные реликвиями типа бычьих рогов и статуэток, казались четко отделенными от жилищ «храмами». Однако более поздние исследования показали, что большинство домов делилось на две зоны — южную, хозяйственную с очагом, постелями и закромами для припасов, и северную, где находились ритуальные объекты и сложные стенные росписи.

Каждый дом из сырцового кирпича вплотную прилегал к соседним, но окружался собственными стенками, так что мог быть легко разрушен и перестроен. Скопления таких прямоугольных коробок давали похожие на соты кварталы, разделенные замкнутыми дворами. В них система вылепленных из гипса желобов отводила с кровель дождевую воду. Ни улиц, ни дверей не было — в дома попадали через люки в крыше.

Причины такой планировки остаются загадкой. Впрочем, данные из Ирака, Ирана, Сирии и других мест Турции говорят, что 10 000—9000 лет назад вход в дом через крышу был на Ближнем Востоке обычным делом. Вероятно, такая система лучше всего защищала от бродячих животных и вороватых соседей.

В Чатал-Хююке раскопано 14 культурных слоев, соответствующих 800 годам хозяйственного развития, однако базовый вариант домов за этот срок практически не изменился. Каждый состоял из главной комнаты размером примерно 6 х 4 м с пристроенным чуланом. На крыше был маленький хозблок из обмазанного гипсом плетня, служивший одновременно сенями.

Деревянные ступени или приставная лестница вели с крыши в кухонную зону, занимавшую южную часть дома. Здесь находились очаг или печь с запасом топлива. Сосуды для готовки стояли в ямах на полу, а дым выходил через дыру в крыше. В некоторых горшках найдены «кипятильники» — камни, которые нагревали в очаге, а потом бросали внутрь для разогревания содержимого.

Центральную часть пола покрывали тростниковые циновки. На северной стороне находились застеленные ими же помосты, служившие днем диванами и рабочими столами, а ночью — постелями. Одновременно это были семейные склепы.

Захоронения в Чатал-Хююк

Гипсовая поверхность помоста периодически взламывалась, и в яму под ним глубиной 1,5—1,8 м опускался очередной покойник с посмертными дарами — браслетами, медными бусинами, ожерельями, обсидиановыми зеркалами, оружием, а также массой корзин и деревянных коробок, говорящих о вере в полноценную загробную жизнь. Правда, сами тела замуровывались в скрюченной позе.

Более половины скелетов в таких погребениях соответствуют маленьким детям. Видимо, в каждом склепе хоронили только членов одной нуклеарной семьи. В нескольких случаях последний скелет принадлежит взрослому мужчине, после смерти которого дом покидался, возможно, чтобы стать святилищем предков. Во всех домах находят одно и то же: остатки еды и циновок; сосуды из глины, дерева, иногда камня; бусины, инструменты и оружие из обсидиана (очень твердого вулканического стекла), реже — из кремня.

Быт людей в Чатал-Хююк

Чатал-хююкцы держали прирученных собак, выполнявших не только сторожевые, но и, судя по стенным росписям, пастушьи и охотничьи функции. Характер износа человеческих зубов говорит, что зерно отнюдь не было здесь главной пищей. Ели много мяса (его давали домашние и дикие животные), а также рыбу. Судя по костям и стенным росписям, разводили в основном овец, а баранину разнообразили охотничьими трофеями. В меню значились дикие козы, лошади, быки, кабаны и олени. Ради шкур промышляли леопардов, онагров (диких ослов), львов, газелей, медведей и даже диких котов.

Запасы различного зерна говорят о довольно развитом земледелии и знакомстве с несколькими культурами. Иногда пекли лепешки, но обычно делали кашу или похлебку. Крестьяне выращивали также овощи и, по-видимому, давили масло из семян пастушьей сумки — растения, близкого к горчице.

На столе регулярно бывали желуди, каперсы, дикие яблоки, виноград, фисташки и грецкие орехи, собиравшиеся в сырых окрестных зарослях и лесах по краю равнины Конья. Недавние раскопки говорят о важной роли в питании местных жителей клубней, в том числе росшего рядом камыша.

Торговля в каменном веке

Кроме пищи, равнина Конья могла дать разве что глину и тростник. Практически все остальное было привозным. Дерево — можжевельник, дуб и сосну — вероятно, сплавляли по Чаршамбе со склонов Тавра, примерно в 80 км к югу, а потом тащили к поселку волами. Медь и свинец поступали с этих же гор. Обсидиан для изготовления острых орудий типа лезвий и наконечников стрел, находился неподалеку. В домах найдены также средиземноморские ракушки, сирийские кремневые и керамические изделия.

Чатал-хююкские ремесленники пользовались и другими, явно не местными материалами, включая краски (например, желтую и красную охру); твердый камень для орудий; известняк, глинистый сланец, арагонит; самоцветы вроде сердолика (карнеола), а также синего и зеленого апатита, из которых делали бусы.

Все это говорит о меновой торговле с дальними краями. Находки местной керамики в Киликии (на 160 км юго-восточнее) демонстрируют влияние Чагал-Хююка далеко за пределами равнины Конья, возможно, даже в окружающих ее горах, на площади предположительно 30 000 кв. км.

Предметы искусства в Чатал-Хююк

Весьма вероятно, что стабильность самого Чатал-Хююка и его связей с другими сообществами во многом определялась общей религией. Домашние святилища украшались тремя способами: стенными росписями, гипсовыми рельефами и вырезанными в гипсе силуэтами.

Росписи варьируются от простых красных панно и геометрических узоров до сложных дизайнерских решений с символическими фигурами и кистями рук. Среди сюжетов известны стервятники, парящие над трупами; мужчина, отбивающийся от стервятника; мужчина, держащий две человеческие головы; охота на оленя; извержение вулкана.

В домах и склепах Чатал-Хююка найдены сотни бытовых предметов, дающих четкое представление о повседневных заботах его жителей. Большинство вещей вырезано из кости и дерева или вылеплено из глины. Особенно примечательны костяные вильчатые лопаточки, которыми женщины накладывали макияж. Раскопана деревянная посуда — огромные блюда с ручками, тарелки, миски. Еду готовили в высоких двуручных глиняных горшках, которые ставили на открытый очаг либо в печь.

Гипсовые рельефы беднее темами, которые часто повторяются. Распространены фигурки богини в позе роженицы — с поднятыми руками и ногами. Роды вообще — популярный сюжет. Например, одна богиня рожает бычью голову, а рядом ее подруга — баранью. В другом случае над женской фигурой высится столбик из трех бычьих голов, а поверх них — баранья. Означает это последовательные «роды» или «геральдических» спутников божества, неясно.

Рельефная бычья голова встречается в очень многих зданиях — с настоящими, глиняными или гипсовыми рогами. Почти наверняка это олицетворение мужского начала, которое в такой скульптуре никогда не бывает антропоморфным. Женское начало выглядит по-разному. Некоторые фигурки беременные, другие — худые и изящные. Есть ловко сработанная «Барби» с вставными руками и ногами. Многие фигурки без лиц — похоже, на шпеньках над их головами крепились маски или парики.

Тематика третьего типа изображений, силуэтного — быки, оленьи головы с рогами в профиль, кабаны и коровы. Бычьи головы бывают также со сложенными под ними дарами — от украшений и оружия до кусков мяса и даже человеческой головы в корзине. Толкование этих сюжетов — область гипотез. В общем, похоже на поклонение циклу рождения-смерти, что подтверждается и находимыми тут же ритуальными объектами.

Мелкие статуэтки (обычно ниже 20 см) из камня или обожженной глины изображают богов и полубогов. Они собраны в святилище. Несколько статуэток изображают бородатого мужчину, возможно, бога охоты, сидящего среди грубо вырезанных животных. Однако наиболее впечатляет женское божество, которое, сидя на зооморфном троне, рожает младенца.

Богатство культовых изображений в Чатал-Хююке говорит о развитой религиозности. Здешние идолы явно послужили прототипами позднейших анатолийских (и не только анатолийских) богов и богинь, сопровождаемых птицами, леопардами, быками и оленями.

Откуда взялись основатели Чатал-Хююка?

Стены пещер и грота покрыты изображениями быков, оленей, диких козлов, окруженных мелкими человеческими фигурками. Это очень похоже на живопись Чатал-Хююка. Некоторые ученые считают, что обитатели Чатал-Хююка — шумероиды из Гандж-Даре (Загрос, Иран), куда, в свою очередь, пришли с Дона и Северного Кавказа около XV тысячелетия до н.э. В районе Чатал-Хююка они могли смешиваться с местным населением.

Чатал-Хююк процветал несколько тысяч лет. В начале бронзового века число поселений на равнине Конья резко возросло. К 3000 до н.э. начали возникать города, но к тому времени потомки чатал-хююкцев уже куда-то мигрировали, возможно, в направлении Египта. Вскоре после 2000 до н.э. этот регион практически опустел. И все же культура Чатал-Хююка знакома не только ученым.

Простые геометрические узоры на стенах его домов — красные панно с отпечатками растопыренных ладоней — можно видеть в шести современных окрестных деревнях: выдумка первобытного дизайнера пережила автора на 9000 лет.

Первобытные земледельцы и скотоводы — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

Задание №13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия»

1. Закрасьте древнейший район земледелия

2. Напишите названия рек — Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг

Задание №14. Впишите недостающие слова

Земледелие и скотоводство возникло в Западной Азии более 11 тыс. лет назад.

Первое домашнее животное — это собака.

Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: корова, овца, коза, свинья

Задание №15. Впишите недостающие слова

Новое ремесло — обработка металлов — появилось в Западной Азии около 9 тыс. лет назад.

Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, назывался медь.

Украшения изготавливались из таких металлов, как золото, серебро.

Задание №16. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколько родовых общин, живших в одной местности

Задание №17. Найдите ошибки

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
— Нечестно! — заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. — У тебя серп железный, а у них серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного и они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь травму и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной»

В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их

а) когда возникло земледелие, люди уже имели облик современного человека, б) родовая община уступала место соседской, в) руководителем общины мог быть только старейшина, г) первые земледельцы пользовались серпами, сделанными из кремня, медь научились обрабатывать намного позже, д) железо не было известно в то время, е) собака была приручена человеком задолго до возникновения земледелия, ж) мамонты к тому времени вымерли

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства

Они научились считать время по годам

2. Как вы понимаете слово «прогресс»? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

Прогресс — это улучшение в процессе развития.

Появился счет времени

3. Почему, по вашему мнению, появилось неравенство людей?

Потому что каждый считал по-своему год

Чатал-Хююк: загадки одного из древнейших городов Земли

Как жили наши далекие предки? Как они рождались и умирали, чем питались, как и чем обеспечивали себя, во что верили, чего боялись, о чем мечтали? Когда и почему человек совершил огромный качественный скачок, перейдя от первобытного состояния к цивилизации (от лат. civilis — гражданский, государственный), занялся сельским хозяйством, начал возводить города? Некоторые ответы на эти вопросы мы найдем в Чатал-Хююке — одном из древнейших протогородов Земли, возникшем в VIII тысячелетии до нашей эры. В 2012 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внимание: в статье содержатся фотографии костяков людей!

Вход на территорию музейно-археологического комплекса Чатал-Хююк. Справа — увеличенная фигура Богини-Матери, которой поклонялись жители поселения

Чатал-Хююк, или, как его еще называют, Чатал-Гуюк, — это хорошо сохранившееся поселение эпохи неолита. Еще не так давно его считали самым древним городом Земли, однако археологи открыли более древние поселения, например, знаменитый библейский Иерихон. Тем не менее, это не умаляет значения Чатал-Хююка как одного из крупнейших и древнейших поселений эпохи неолита. Согласно одной из гипотез, Чатал-Хююк — возможная прародина индоевропейцев.

В переводе с турецкого Çatalhöyük означает «Вилка-курган», или «Вилообразный холм». Он возвышается более чем на 20 метров над окружающей его равниной и находится приблизительно в 140 км от двухвершинного вулкана Хасандаг. Плато Конья, на котором расположен Чатал-Хююк, лежит на высоте 1000 метров над уровня моря и является дном существовавшего в эпоху плейстоцена озера.

Окрестности Чатал-Хююка

В прошлом в это озеро впадали реки, образуя многочисленные дельты. На двух холмах, между которыми протекала река Чаршамба (тур. Çarşamba), располагался Чатал-Хююк. Река давала жителям этих мест пищу и воду.

Реконструкция поселения Чатал-Хююк

Строго говоря, Чатал-Хююк правильнее называть не городом, а протогородом, или просто разросшейся деревней, поскольку его население еще не было дифференцировано на социальные классы и еще не существовало централизованного управления. Социальный статус мужчин и женщин в Чатал-Хююке был равным, выраженного патриархата или матриархата не существовало.

Самые ранние обнаруженные здесь культурные слои датируются 7500 годом до н.э. Около 5600 года до н.э., еще до наступления бронзового века, люди покинули город навсегда. Позднее, в армянскую и византийскую эпохи, в нескольких сотнях метров к востоку от него существовало другое поселение. А с этой возвышенностью были связаны многочисленные суеверия. Впрочем, это не мешало местным жителям пасти здесь свой скот.

Под землей скрыты многочисленные дома жителей Чатал-Хююка

В 1958 году три исследователя Британского института археологии в Анкаре — Дэвид Френч, Алан Холл и Джеймс Меллаарт, в ходе поисков ранних поселений на плато Конья обратили внимание на возвышающийся на равнине холм. Первые же находки — образцы керамики и обсидиана, убедили их, что они стоят на пороге фантастических открытий. Последующие работы подтвердили их предположение. К сожалению, раскопки сопровождались многочисленными скандалами и разногласиями, в результате чего в 1965 году департамент древностей Турции аннулировал разрешение на раскопки, выданное Меллаарту.

Раскоп в северном шелтере. Во избежание обрушения стены укреплены мешками с песком

Исследования возобновились в 1993 году и продолжаются по настоящее время. Руководит работами профессор Стэнфордского университета Иэн Ходдер (Ian Hodder). Спонсорами проекта выступают такие всемирно известные компании-гиганты, как Boeing, Fiat, British Airways, Shell и другие. В раскопках принимают участие местные жители, зарубежные специалисты из крупнейших университетов и исследовательских центров.

Раскопанные жилища

Для защиты от непогоды и других опасностей над раскопами были установлены два огромных шелтера.

Северный шелтер

Южный шелтер

Чатал-Хююк включает в себя два селения: Восточный Курган, который датируется приблизительно 7100-5900 годами до н. э. и Западный Курган, датируемый примерно 6000-5600 годами до н. э. Размеры Чатал-Хююка оцениваются разными специалистами от 13 до 20 га. Численность населения Чатал-Хююка составляла в разные периоды его существования от 3 до 10 тысяч человек, а количество домов доходило до 2 тысяч. В настоящее время раскопано около 5 % всей территории поселения.

Раскопанные жилища в южном шелтере

На территории музейно-археологического комплекса можно увидеть не только раскопанные остатки жилищ, но и их реконструкции, познакомиться с уникальными артефактами в музее. Многие находки из Чатал-Хююка хранятся в других местах, в частности, в музее Анатолийских цивилизаций в Анкаре и археологическом музее в Конье.

Схема музейно-археологического комплекса Чатал-Хююк

Дома в Чатал-Хююке были построены из деревянных балок и кирпича-сырца. Они стояли практически вплотную друг к другу, в узкие расщелины между ними выбрасывали мусор и фекалии. Между некоторыми домами расстояние было несколько шире, там держали скот. Улиц, в нашем привычном понимании, не было. Внутрь домов проникали через отверстия в крыше, которые выполняли также роль дымоходов.

Реконструкция домов в Чатал-Хююке. Проемы в стенах сделаны для туристов

Схема домов в Чатал-Хююке

Реконструкция поселения Чатал-Хююк. Иллюстрация John Swogger, с сайта www.catalhoyuk.com

Дом, как правило, состоял из комнаты размером от 11 до 48 кв. м. и еще одного небольшого помещения, которое использовалось как склад. В большой комнате находился очаг, платформы для сна, лестница, святилище. В таком доме обычно проживало от 5 до 10 человек, иногда больше.

Реконструкция типичного интерьера жилища в Чатал-Хююке

Под лестницей располагался очаг: отверстие в потолке, через которое проникали в жилище, одновременно выполняло роль дымохода. Других отверстий в помещении не было. Неудивительно, что здесь было темно и дымно.

Лестница и очаг. Реконструкция

Очаг

Очаг. Реконструкция

Спали на небольших возвышениях вдоль стен.

Спальные места

Второе помещение представляло собой небольшой склад, где хранились запасы зерна и воды.

Комната со входом во второе помещение. Реконструкция

Емкости для хранения

Емкости для хранения

Емкости для хранения

Емкости

В Чатал-Хююке произошел переход от докерамического неолита к керамическому неолиту. Об этом свидетельствует тот факт, что в более древних слоях керамические изделия не обнаружены, их находят в более молодых слоях, датируемых 7050-6800 годами до н. э.

Керамический «шейкер». Музейно-археологический комплекс Чатал-Хююк

Керамический сосуд. Музейно-археологический комплекс Чатал-Хююк

Вероятно, основную часть рациона из растительной пищи составляли одомашненные растения: пшеница двузернянка, пшеница однозернянка, горох, боб обыкновенный, горошек чёткообразный, чечевица и другие. По их мнению, для их выращивания жители Чатал-Хююка могли использовать поля, расположенные в 10 километрах от поселения. Также в домах были обнаружены плоды диких растений: миндаль, жёлуди, фисташки и другие.

Археологи обнаружили кости овец, крупного рогатого скота, коз, лошадей и собак. Возможно, овцы и козы были одомашнены, а крупный рогатый скот оставался диким. Впрочем, некоторые исследователи склонны считать, что крупный рогатый скот также мог быть одомашнен. Охотились на лошадей, свиней и оленей, ловили рыбу и собирали птичьи яйца. Возможно, местные жители изготавливали сыр или йогурт (простоквашу), о чем свидетельствуют их следы на одном из обнаруженных сосудов.

В Чатал-Хююке найдено большое количество изделий из вулканического стекла — обсидиана, что позволило некоторым исследователям полагать, что торговля обсидианом, залежами которого были богаты окрестности, была главным источником доходов. В остальном эта территория была бедна ресурсами, за исключением глины, из которой изготавливали дома и сосуды.

Предметы, обнаруженные в Чатал-Хююке, 7000-6500 гг. до н.э. Археологический музей г. Конья

Деревянная коробочка, крюк с «глазом» и шило. Музейно-археологический комплекс Чатал-Хююк

Обсидиановые изделия. Музейно-археологический комплекс Чатал-Хююк

Кинжал с костяной рукояткой. Музейно-археологический комплекс Чатал-Хююк

Стены многих домов были украшены росписями. В разных домах использовались различные сюжеты: сцены охоты, орнаменты в виде ладоней, геометрические рисунки и другие.

Настенная роспись со сценами охоты. Реконструкция

Настенная роспись со сценами охоты. Реконструкция

Настенная роспись со сценами охоты. Реконструкция

Настенная роспись со стенами охоты. Реконструкция

Настенная роспись в виде отпечатков ладоней. Реконструкция

Фрагмент настенной росписи из Чатал-Хююка. Археологический музей г. Конья

Фотография настенной росписи, обнаруженной археологами в Чатал-Хююке. 7000-5000 гг. до н.э. Археологический музей г. Конья

Настенная роспись в виде геометрических узоров с вулканом над ними. Реконструкция. На фреске изображено извержение вулкана Хасандаг, которое произошло 8900 ± 640 лет назад.

Настенная роспись в виде геометрических узоров. Реконструкция

Фрагмент росписи жилища в Чатал-Хююке. Археологический музей г.Конья

Обитатели Чатал-Хююка охотились на быков. Убийство быка было большим и важным делом. В домах устраивались алтари, где хранились черепа этого животного. Неудивительно, что бык стал одним из объектов поклонения жителей Чатал-Хююка. Быть может, отсюда берет свое начало тавромахия?

Алтарь с черепом быка. Реконструкция

Реконструкция святилища. Фото с сайта www.catalhoyuk.com

Стены некоторых жилищ были украшены барельефами, изображающих разных животных.

Барельеф в виде головы быка. В отверстие, возможно, клали зерно. Реконструкция

Барельефы на фотографии ниже изображают, вероятно, леопардов. Однако их кости обнаружены не были.

Барельефы в виде леопардов (?). Реконструкция

Был обнаружен также еще один загадочный барельеф. По мнению одних исследователей, он изображает медведя, по мнению других — женщину с маткой или ребенком внутри.

Барельеф в виде медведя или женщины. Реконструкция

Богиня-Мать была, наряду с быком, объектом поклонения жителей Чатал-Хююка, о чем свидетельствуют многочисленные находки статуэток, изображающих пышнотелых женщин. Они перекликаются со знаменитыми «палеолитическими венерами». На протяжении почти всей истории человечества рождение детей было одним из условий выживаемости, хотя детская смертность долгое время оставалась чрезвычайно высокой. Культ Великой Матери мы обнаружим во всех древних культурах.

Богиня-Мать. Музей Анатолийских цивилизаций, Анкара

Культы быка и Богини-Матери взаимосвязаны. По мнению ряда исследователей мифологии, голова быка с рогами своей формой напоминает женскую матку с фаллопиевыми трубами. Тем самым, эти культы символизируют двуединство мужского и женского начал бытия.

Фигурка женщины, обнаруженная в Чатал-Хююке. Археологический музей г.Конья

Фигурка женщины, обнаруженная в Чатал-Хююке. Археологический музей г.Конья

Существовал еще один культ, шокирующий современного западного человека. Под полами домов жителей Чатал-Хююка археологи обнаружили ямы, в которых находились кости людей. В одном из домов было похоронено аж 68 человек! Судя по всему, покойников предварительно расчленяли и оставляли на специальных вышках, которые перекликаются с более поздними сооружениями в Иране — «башнями молчания». Там их обгладывали хищные птицы, о чем свидетельствуют соответствующие настенные росписи. Затем кости хоронили вместе с различными «дарами», предварительно уложив все в плетеные корзины или завернув в тростниковые циновки. Подобные захоронения не являются уникальными для Чатал-Хююка, они обнаружены в ряде других поселениях того времени.

Захоронение в полу. Реконструкция

Тела людей, обладающих при жизни высоким статусом, хоронили отдельно от черепов. Черепа покрывали алебастром и раскрашивали охрой и киноварью, шею и лоб окрашивали в синий или зеленый цвет, воссоздавая, тем самым, лицо. Традиция отделения головы от тела характерна и для других неолитических поселений Средиземноморья.

Настенные изображения хищных птиц, раздирающих покойников. Реконструкция

Настенное изображение хищной птицы, раздирающей покойника. Реконструкция

Костяк из Чатал-Хююка. Археологический музей г.Конья

Костяк из Чатал-Хююка. Археологический музей г.Конья

Схема жилища с захоронениями под полом

Жилище с раскрытыми археологами захоронениями

Жилища в северном шелтере

Дома служили около 70-80 лет. Затем их частично обрушивали и на их обломках, которые использовали в качестве фундамента, возводили новые дома. Таким образом, за два тысячелетия высота холма увеличилась примерно на 20 метров, в результате чего поселение оказалось на искусственной возвышенности над равниной. Археологи насчитали 18 слоев!

Схема жизненного цикла дома: 1) Жители Чатал-Хююка нуждались в новом доме… 2) Они разрушали верхнюю часть дома… 3) И использовали строительный мусор в качестве фундамента для нового дома на нем.

Раскопанные жилища в южном шелтере. Слева вверху — высочайшая точка Чатал-Хююка, возвышающаяся более чем на 21 метр над равниной

Жилища в южном шелтере

Благодаря такому способу строительства жилищ город превращался в крепость без необходимости возведения оборонительных стен.

Жилища в северном шелтере

Некоторые авторы описывают Чатал-Хююк как мирное общество равных, в котором не было места войнам и насилию. Однако в действительности жизнь здесь не была такой уж радужной. Многие детские костяки имеют следы анемии, что свидетельствует о том, что питание было недостаточным. Продолжительность жизни взрослого населения также была невысокой. Кроме того, были обнаружены костяки со следами насилия…

Жилища в северном шелтере

Надпись: «Ух ты! Когда ты идешь по кургану, помни, что он создан из тысяч домов»

Чатал-Хююк не входит в состав территорий так называемого Плодородного полумесяца — древнейшего центра, где, как считалось ранее, впервые произошла неолитическая революция, которая обозначила переход от кочевого собирательства и охоты к оседлому земледелию и животноводству и тем самым изменила весь ход человеческой истории. Тем не менее, здесь, в Чатал-Хююке, на землях Анатолии, также зародилось земледелие и скотоводство, возникли сельские общины. Возможно отсюда, из Малой Азии, сельское хозяйство позднее проникло в Европу.

Сареттдин Дурал (Sahrettdin Dural) — автор книг о Чатал-Хююке, долгое время проработал здесь в экспедициях

Адрес музейно-археологического комплекса «Чатал-Хююк»: Küçükköy, Çatalhöyük Yolu, 42500 Çumra/Konya, Турция

Статья обновлена 16 декабря 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.