Поколение 90 х

Третья фаза называется «спадом» (миллениалы), когда институты слабы, а индивидуализм процветает. В финальной фазе «кризиса» (зумеры) институты разрушаются, а люди вновь воссоединяются, чтобы создать новые институты. После снова начинается «подъём». Учёные считают, что каждый период длится примерно по 20 лет, а полный цикл завершается за 80-90 лет.

Историки и политики часто критикуют теорию за детерминистический подход, спекуляции и отсутствие эмпирических данных. Учёные считают, что Штраус и Хау занимаются обобщениями и не учитывают пол, возраст, расу и другие индивидуальные характеристики, влияющие на жизнь человека.

Теорию поколений пытались переложить и на российские реалии. Учёные выделяют «последнее советское поколение» (рождённые в 1964-1973 годы), «поколение лишних людей» (1967-1973 годы), «цифровое поколение» (2004-2024). Социолог Вадим Радаев поделил поколения на оттепель (1939-1946 годы), застой (1947-1967 годы), реформенное поколение (1968-1981 годы) и миллениалов (1982-2000 год). К общим категориям российские исследователи пока не пришли.

Поколение беби-бума — бумеры

Представители поколения беби-бума родились после Великой депрессии и Второй Мировой войны уже во времена финансового благополучия в США. Считается, что беби-бумеры имели лучшую физическую форму и были богаче, чем любое другое поколение.

Годы рождения поколения:

1943-1960 годы — по Штраусу-Хау;

1946-1964 годы — более распространённый период, принятый исследовательским центром Pew, а также словарём Merriam-Webster.

Отличительные черты поколения:

— Основные потребители традиционных медиа — телевидения, радио и газет. При этом 80% бумеров используют интернет, многие имеют аккаунт в Фейсбуке;

— Трудоголики — работают по 50 часов в неделю, редко берут отпуски. В результате создаётся дисбаланс между личной жизнью и работой;

— Разводились чаще, чем представители остальных поколений;

— Придерживаются консервативных взглядов.

— Стереотипы о поколении: ворчливые, не доверяют технологиям, снисходительно относятся к миллениалам и зумерам.

События, которые повлияли на представителей поколения: послевоенный оптимизм, Холодная война, война во Вьетнаме, движение хиппи, сексуальная революция.

Известные представители: Билл Клинтон, Мэрил Стрип, Джон Леннон.

Поколение X

Представителей X называют «поколением сэндвича», поскольку они вынуждены одновременно заботиться и детях и пожилых родителях. Они, словно сэндвич, оказались «прижаты» обязанностями с двух сторон. О представителях этого поколения говорят реже всего — они даже не получили сокращённого названия.

Годы рождения поколения:

1961-1981 годы — по Штраусу-Хау;

c 1960-х до 1970-х — по данным словаря Merriam-Webster;

с начала 1960-х до конца 1970-х — по данным оксфордского словаря;

1965-1980 годы – по данным исследовательского центра Pew.

Отличительные черты поколения:

— Выросли во время эпохи компьютерной революции, технологически подкованы;

— Предпочитают пользоваться Фейсбуком и электронной почтой, но в то же время смотрят ТВ и слушают радио;

— «Поколение MTV» — в период их их молодости зародился гранж и панк-рок, прошла золотая эпоха хип-хопа, появились инди-фильмы;

— Стали зарабатывать меньше, а жениться и заводить детей позже, чем их родители-бумеры. — — Сейчас им сложно накопить на пенсию, поскольку они финансово поддерживают и родителей, и детей;

— Придерживаются демократических взглядов, но не настолько либеральны, как миллениалы или зумеры;

— Их называют «потерянным» или «забытым» поколением, поскольку во времена молодости представителей X бумеры оставались на доминантных позициях в политике и бизнесе.

— Стереотипы о поколении: циничные, в молодости были бездельниками.

События, которые повлияли на поколение X: развал СССР, появление персональных компьютеров, война в Афганистане, падение Берлинской стены.

Известные представители: Курт Кобейн, Леонадро ДиКаприо, Джулиан Ассанж.

Поколение Y – миллениалы

Миллениалы встретили новое тысячелетие в детстве или подростковом возрасте. Из-за неспособности найти работу старшее поколение считает их ленивыми, не учитывая, что начало их карьеры выпало на экономический кризис.

Годы рождения поколения:

1982-2004 годы — по Штраусу-Хау;

с 1980 года до середины 1990-х — по данным словаря Merriam-Webster;

с 1980-х до 1990-х — по данным оксфордского словаря;

1981-1996 годы — по данным исследовательского центра Pew.

Отличительные черты поколения:

— Активно пользуются технологиями, с подросткового возраста имеют смартфоны. Потребляют информацию через интернет, а не через традиционные медиа, предпочитают стриминговые сервисы телевидению;

— Закончили университеты или колледжи во время экономического кризиса 2008 года. В начале 2010-х годов среди миллениалов возросла безработица, они стали позже выходить на первую работу и дольше жить с родителями. Из-за этого их называют «поколением Питера Пена»;

— Из-за отсутствия стабильной работы реже женятся и заводят детей, чем предыдущие поколения;

— Имеют социально-либеральные политические взгляды, поддерживают легализацию однополых браков и наркотиков. Самый популярный кандидат среди миллениалов — Берни Сандерс.

— Стереотипы о поколении: ленивые, не имеют постоянного дохода, привилегированные, эгоистичные, чувствительные, избалованные.

События, которые повлияли на миллениалов: финансовый кризис 2008 года, развитие интернета, террористические акты 11 сентября.

Известные представители: Марк Цукербрег, Ким Чен Ын, принц Уильям.

Поколение Z – зумеры

Дети представителей поколения X и миллениалов успешнее всего обращаются с технологиями, активно используют соцсети и выступают за политические изменения. Их критикуют за зависимость от интернета и гаджетов. Штраус и Хау называли зумеров хоумлендерами.

Годы рождения поколения:

с 2000 года по настоящее время — по Штраусу-Хау;

с конца 90-х до начала 2000-х — по данным словаря Merriam-Webster;

люди, которые повзрослеют ко второй декаде 21 века, — по данным словаря Oxford;

1997-2012 годы — по данным исследовательского центра Pew.

Отличительные черты поколения:

— Родились, когда технологии стали использовать повсеместно, редко используют традиционные медиа. С детства пользуются смартфонами и компьютерами. Старшие поколения считают, что из-за этого у зумеров падает зрение;

— Пьют алкоголь и употребляют наркотики в меньших количествах, чем предыдущие поколения;

Страдают от депрессии и стресса сильнее, чем предыдущие поколения;

— Начинают зарабатывать в подростковом возрасте через соцсети, многие начинают карьеры ещё в школе, но при этом тратят меньше денег, чем их родители;

— Придерживаются левых взглядов, голосуют за демократов, поддерживают однополые браки, гендерное равенство и права трансгендеров;

— Обеспокоены изменением климата;

— Самое этнически разнообразное поколение — в США молодых белых стало меньше, чем азиатов, латиноамериканцев, темнокожих и коренных американцев вместе взятых.

— Стереотипы о поколении: зависимы от технологий, редко общаются вживую, чувствительные, иронично шутят о своём самоубийстве, не верят в будущее.

События, которые повлияли на зумеров: появление смартфонов и соцсетей, финансовые проблемы их родителей, борьба с терроризмом.

Известные представители: правозащитница Малала Юсуфзай, эко-активистка Грета Тунберг.

Кто следующий

У преемников зумеров пока нет названия. Исследователь Марк МакКриндл (Mark McCrindle) предложил назвать детей, родившихся после 2010 года, «поколением Альфа». Учёный отметил, что в науке часто переходят к греческому алфавиту, когда заканчиваются латинские буквы. Он считает, что «Альфа» станут самым богатым, технологически развитым и образованным поколением в истории.

Другое название «Альф» — «поколение стекла», поскольку его представители в основном будут общаться с внешним миром через экраны, считает МакКриндл. При этом поколение А столкнётся с сильным экономическим неравенством. Они также будут учиться дольше, чем зумеры и миллениалы, начнут зарабатывать позже, а значит будут долго жить с родителями — предположительно до 30 лет.

LiveInternetLiveInternet

Сегодя мы с Тигрой странную вещь выяснили. Оказывается, у поколения 90-х нет своего «классификационного» названия., как у всех предшествующих поколений. Я имею в виду «шестидесятников», «семидесяхнутых» и «восьмидерастов». Захотелось остановиться на этой классификации…
Вначале, как водится, «было Слово». Слово Никиты Сергеича Хрущева на ХХ съезде КПСС о том, что «партия во главе со Сталиным была НЕ ПРАВА». Слово породило цепную реакцию неконтролируемого интеллектуального взрыва, положившего конец деспотии большевизма в умах. До этого никаких поколений не было, был один грузинский дядя в Кремле, гигантский репрессивный аппарат и пытающаяся пережить чекистский геноцид насмерть перепуганная биомасса. Двадцатый съезд положил конец эпохе сталинского безвременья.
Появились «шестидесятники». Дети «хрущевской оттепели», поэтических вечеров в Политехническом, первых международных московских фестивалей и развенчания культа личности Сталина. Первые советские люди, которые знали, что говоря слова «Сталин — палач», ты произносишь чистую правду, а не «льешь воду на мельницу империализма». Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Бела, Высоцкий, Гагарин, Тарковский, физики-ядерщики, барды, певшие про тайгу, геологи… «Физики и лирики». Первые свободно мыслящие люди внутри «красной тюрьмы» умов. Люди, впервые осудившие ввод своей страной войск в Чехословакию. Люди, принесшие в СССР понимание музыки «Битлз», рок-н-ролла и искусства, отличного от «социалистического реализма».
Им на смену пришли «семидесяхнутые». Поколение, у которого комсомол вызывал честную ассоциацию с «нужными» словами и будущей карьерой, а партия воспринималась, как «клуб умных людей без совести, но желающих неплохо пожить, ничего при этом не делая и ни за что не отвечая». Партийная карьера искренне считалась в народе куда более привлекательным делом, чем «пахота у станка». «Семидесяхнутые» — это самое избалованное поколение российской истории. Поколение, не знавшее финансовых кризисов, проблем с медициной, жильем и образованием, не подозревающее даже о том, что такие проблемы вообще могут быть. Слово «война» у них ассоциировалось исключительно с историей и заграницей, как «наркомания» и «проституция». Единственное поколение «красивой советской жизни», регулярных поездок к морю и в Прибалтику, массового высшего образования и массового же алкоголизма от пресыщенности. Киноманы и меломаны. Поколение классического «тяжелого рока» — «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Uriah Heep», «Black Sabbath»… Ввод войск в Афганистан подвел черту под короткой историей счастливой жизни патлатых «семидесяхнутых», которые и по сей день не излечились от потребительской психологии и логики «нам государство должно дать».
Со ввода войск в Афганистан пришла пора «активных восьмидерастов». Самое несчастное поколение СССР, формировавшееся в эпоху глобального и не имеющего прецедентов в мировой истории по своей гнусности и подлости горбачевского предательства и развала СССР. «Оранжевый» период жизни России, когда в угоду Западу предано было все — армия выводилась из Европы со скоростью, опережающей отступление немцев в 45-м. Бросались военные городки, аэродромы, ремонтные предприятия, а люди с семьями и детьми выкидывались в чистое поле, где не было даже воды и сортиров, не то, что школ и больниц. Западу даром отдавались территории, шельф, акватории и государственные тайны. Агенты ЦРУ работали в Москве штатно, в госаппарате, как сейчас в Киеве. Уничтожались наука, промышленность, здравоохранение, образование, торговля, транспорт, души и вера людей в справедливость. И нельзя было даже залить пожар в душе водкой, потому что Горбачев и его партия придумали «сухой закон». Период, когда на радость Западу предельно обнищали все и сразу. Когда не было НИЧЕГО — даже табака и хлеба. Запад присылал нам просроченные продукты, неликвидные сигареты и застиранную одежду, лишь бы только поддержать наше самоуничтожение «под руководством КПСС». В Москве, на улице Куусинена, в очереди за макаронами была зверски избита согражданами молодая талантливая поэтесса — она «отоварила талоны на макаронные изделия» и попыталась встать в очередь снова. Была поймана с поличным… Никто и никогда не унижал Россию так, как Горбачев. В 91-м пришел Ельцин, но жизнь лучше не стала, потому что рухнула страна, покалечив своими обломками всех, живших на 1/6 части суши.
У «восьмидерастов» был только один закон, только одна-единственная норма — выжить во что бы то ни стало. Любой ценой! Период, когда появилось слово «беспредел», когда убийства были бытовой мелочью, тяжелая наркомания — повседневностью, а проституция — самым надежным и часто единственно возможным источником дохода. Люди бежали из страны, как из горящего дома, кто только мог и куда мог, а вслед их провожали бодрые слова Горбачева о «трудностях перестройки». «Будь ты проклят, гад! Ты всех нас предал…», как сказал Глеб Жеглов…
«Восьмидерасты» — это поколение без души, совести и сердца. Поколение людоедов и хищников, понимающих, что в диком лесу выживает сильнейший и подлейший. И победил не тот, кто прав, а тот, кто остался жить. Любой, ЛЮБОЙ ценой! И винить «восьмидерастов» за это нельзя. В конце концов, они свою задачу выполнили — вопреки КПСС выжили сами и не дали Западу окончательно добить страну, превратив ее в безвольный и бессловесный сырьевой придаток Запада, инкубатор проституток и доноров человеческих органов, в территорию «обслуживающего персонала» для обеспечения «военных, политических и экономических нужд Соединенных Штатов», как недавно сказал Бжезинский об Украине и Грузии. О России так уже не скажут. Может, потому, что «активные восьмидерасты», в своем стремлении выжить, больно покусали руки, жадно потянувшиеся из-за океана к нефтегазоносным месторождениям? Кусаться «восьмидерастам» не привыкать, это их способ существования…
Сейчас «восьмидерасты» у власти. И не надо удивляться, что политика Кремля напрочь лишена сентиментальности. И в агрессивных действиях «Газпрома», и в немилосердном подавлении оппозиции, и в ультимативных интонациях диалогов с Евросоюзом и США, и в непопулярных, но резких и однозначных путях выхода из чеченского кризиса безошибочно угадываются интонации «бригады Саши Белого». Этих ребят на слезу не прошибешь, из них только слезоточивый газ слезу может вышибить. И то вряд ли. Они не то, что у Белоруссии — они у родной мамы газ отключат, если она по счетам платить не будет. И не надо поливать их за это грязью — приучившись выживать любой ценой, они и нам с вами шанс на выживание добыли, как бы там не ныли касьяновские «оранжоиды». И то, что они (именно они, а не мы с вами!) уверенно преодолели диктат стран-транзитеров, настучали по зубам сдуру возомнившей о себе Польше, стали выпускать новые подводные ракетоносцы и в конце концов выиграли право на Олимпиаду 2014 — это результат «школы восьмидесятых». Страшной школы. Но необходимой, как хирургическое вмешательство.
Ну а что поколение поздних 90-х и те, кто формируется сейчас, в новом веке? Как их называть, как классифицировать? Да и надо ли? Думаю, не надо. В конце концов эта классификация поколений — прикол советской истории, а сейчас — другая страна. С другими задачами и другой, прямо сейчас создающейся, историей.
Думаю, Тигра, обойдешься ты без классификации. В коне концов, зачем тебе эти «совковые штучки»? Будьте просто «граждане Российской Федерации». И иже, и присно, и во веки веков. Аминь! 🙂

Масяня-поколение. В чем секрет рожденных в 90-е

Время чтения: 9 мин

Масяня как символ целого поколения людей, ищущих себя сегодня. В психологии личностей, рожденных в 90-х, разбирался писатель Алексей Курилко.

Что еще почитать сегодня? Александр Беляев — он предвидел Cкайп и ГМО, но умер от голода

Intro

Алексей Курилко

Я не хотел бы делать никаких скоропалительных выводов, к тому же моя теория — всего лишь теория, а не доказанный факт, но выводы напрашиваются сами.

У рожденных в 90-х и начале нулевых, или, как я их назвал, «поколение Масянь» (из одноименного мульт­сериала «Масяня», автором которого стал Олег Куваев. — Авт.) — границы пола между девушками и юношами размыты. Не всегда поймешь, кто перед тобой: спортивная и подкачанная девица или дохлый и женственный мужчинка. Может, именно для них и появились товары, которые не чисто женские или чисто мужские, а расплывчатый «унисекс»?

«Не блещу я там всякими талантами… И хрен с ним, и не надо, балбесов развлекать»

Их вечно кидает из стороны в сторону: то им все пофиг, то «вперед на баррикады»! Они отнюдь не глупы. Глупый человек не может обладать чувством юмора. Напротив, они чересчур умные. Вернее, им кажется, что они гораздо умнее всех, они все в свои 20 уже знают, все понимают лучше других. И даже попадая впросак, не теряют уверенности в себе, думая: «Виноваты не мы, а другие». Потому что они точно знают: «Люди все-таки не скоты, они все — идиоты». То, что эти «идиоты» — тоже люди, их не смущает. Они иные. Они лучше. Или скоро станут лучше: «Буду такая умненькая, мля, благоразумненькая!» — говорит Масяня.

Поколение Масянь условно делится на две кардинальные противоположности: пофигистов и пробивных инициативных реакционеров. Они то полны энтузиазма, то хотят тупо сидеть и втыкать во что-то. Но чаще всего это деление происходит в каждом из них, что самое интересное! Но начнем сначала…

Люди… как снег

В каждом веке, как мы знаем, успевает смениться четыре-пять поколений людей. Три четверти прошлого века рулила советская власть, и большее число поколений детей этого века среди прочего сформировала именно советская идеология.

Те, кто следит за моими статьями, помнят, что мы сумели разобраться, какие сказки в основном формировали мировоззрение личностей наших дедов, отцов, нас самих, рожденных в 70-е и начале 80-х. Напоминаю и не отрицаю, что у каждого человека есть свой индивидуальный опыт, вкус, характер! Тем и объясняется отличие людей, рожденных в одну эпоху, в одной среде. Люди одного поколения отличаются друг от друга по поведению, в манерах мыслить, говорить и жить — тем заметнее отличие разных индивидуумов на фоне одинаковой или очень похожей судьбы.

«У нас всегда хороший приход… Ой, сервис»

Это можно сравнить со снегом: каждая снежинка в отдельности имеет свой неповторимый рисунок, но если взять их вместе, то они являются одним веществом с одинаковой реакцией на то или иное событие: скажем, при минусовой температуре пласт падающего на землю снега растет, а при потеплении он постепенно тает и становится влагой).

Три советских поколения

Мы разобрались с тремя поколениями советских детишек. Вот эти публикации:

Теория поколений Алексея Курилко. От родителей Дяди Федора до Чебурашки

Символ поколения потерянных — от кортика до преступного мира

Теория поколений Алексея Курилко. Дети войны как поколение Буратино

Деды росли на мультфильмах о Буратино, Чипполино, Мальчише-Кибальчише и пр. Их дети, помимо вышеназванных, росли также на мультфильмах о Капитане Врунгеле, Незнайке, Айболите, Маугли с Насреддином. Мы же, дети поздней советской эпохи, росли, перечитывая или пересматривая такие шедевры, как Чебурашка, крокодил Гена, Малыш и Карлсон, Винни Пух, Дядя Федор и попугай Кеша.

Голубой вагон, на котором Чебурашка и Гена едут «куда-нибудь» — один из важных архетипов поколения 70-х

То есть те произведения, где дети предоставлены сами себе, заброшены или забыты родителями, и которым приходится самим решать, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло; произведения, в которых герои не столько жаждут пожертвовать собой во имя мира и счастья других, сколько хотят найти свое место и наладить собственную жизнь.

Они не прочь спасти кого-нибудь из беды, выручить друга, но их собственная беда (и главное отличие от героев предыдущих сказок) в том, что они не столь уж безупречны и всемогущи. Напротив! Они сами нуждаются в поддержке, в помощи.

«Малыш, мир совсем не такой, каким бы я хотела тебе его передать. Вообще отстой»

Трудности подстерегают их на каждом шагу. Но в том и дело, что часто они сами их себе создают, чтобы потом (посредством невероятных усилий, силы воли и знаний, а также понимания того, что никто, кроме них самих, этого не совершит) выпутаться из трудного положения.

Правда… чтобы вновь «чебуртыхнуться» и попасть в другое трудное положение. Все они преодолевают множество препятствий, которых вообще могло не быть, не будь они ущербными, одинокими, гордыми, ранимыми и несчастными.

Люди невеликие

Какое, однако, развитие! Правда? Но тем обиднее. Кумиры наших предков — кто? Да, по сути, никто… Или, как пел Окуджава о жителях Арбата, «люди невеликие». И тем не менее они способны совершать подвиги. Кто Буратино? Кукла. Мальчиш-Кибальчиш? Ребенок. Чипполино вообще лучок — сын старого лука.

Помню, мне кто-то рассказывал, как ребенок, читая в метро сказку, спросил вдруг у мамы: почему Чипполино и его родственники живут, как рабы? Сидящий неподалеку выпивший мужчина, опередив опешившую мать, ответил: «Потому что они овощи!».

Верно! Основная матрица человеческой личности выстраивается еще в глубоком детстве. И выстраиваемое здание мировоззрения не может игнорировать заложенный изначально фундамент, иначе оно будет менее надежным и быстрее разрушится.

Увы, но нашим предкам изначально вкладывали в головы совершенно не те ориентиры. Отождествляя себя в детстве с тем или иным сказочным персонажем, мы в дальнейшем вынуждены поступать в соответствии со своей полюбившейся в детстве ролью, в рамках заданного образа.

Овощи должны быть посажены

Может, поэтому в конце 30-х и 40-х гг. людей сажали миллионами? Овощи все-таки… А овощи должны быть посажены или уничтожены за обедом…

Те, кто сажал, губил осужденных без лишних вопросов — с них какой спрос? Они всего лишь марионетки — Буратино, Арлекин, Пьеро да Мальвина. Те, кто родился потом, не столько стремились бороться с разбойниками и негодяями, сколько пытались, как Айболит, залечить раны у покалеченных, а Бармалея — не наказывать, а суметь перевоспитать. А Незнайки вообще не в курсе событий! Им бы только как-нибудь выделиться на общем фоне сплошных коротышек. Врунгель и Насреддин жаждут лишь приключений и подвигов в борьбе с отдельными недостатками.

Дань «Острову сокровищ»

Но в 1991 году советская империя рухнула. Воспитанием детей государство особенно не занималось. Советские мультфильмы отступили из-за обилия хлынувших из-за рубежа мультсериалов. Их кое-как переводили, и по большей части они производились с одной целью — ради развлечения маленького зрителя.

Особый же менталитет наших людей и их отпрысков при этом не учитывался. Один мультфильм сменял другой, одна серия мультсериала вытесняла следующую, не оставляя в детях 90-х никаких глубоких следов.

«Делай деньги, делай деньги, а остальное все дребе-бедень»

Правда, перед самым развалом один последний шедевр мультиндустрии все же был выпущен на экран. Эдакий последний из могикан.

Я имею в виду фильм нашего соотечественника Давида Черкасского, одну из лучших его работ — двухсерийный мультипликационный фильм по мотивам одноименной книги «Остров сокровищ».
Но этот последний шедевр мастера, как и зарубежная продукция, скорее развлекал, причем весьма профессионально и качественно. А если и чему-то учил, то, скорее, под воздействием уже не идеологии разрушающейся советской империи, а окружающей действительности и надвигающегося хаоса.

В том мультфильме куча гэгов и бега, много драк, убийств и песен, цитаты из которых мгновенно ушли в народ: «Делай деньги, делай деньги, а остальное все дребе-бедень».

Рожденные в 90-х

«Люблю этот глючный Питер»

На чем же росло и на кого подсознательно равнялось поколение детей, рожденных в так называемые лихие девяностые, чье детство пришлось на эпоху перемен и протекало на самом стыке двух веков — с ХХ на ХХI?
Я не говорю, что героев не было. Были кое-какие. Но лидирующее место среди них занимал, конечно же, очкастый Джим Хокинс из «Острова сокровищ» Черкасского и… Масяня. Да-да-да, не удивляйтесь, именно Масяня.

Ясное дело, что создавалась она для взрослой публики. Но может быть, поэтому дети, рожденные в период с 1992 по 2008-й, развивались гораздо быстрее, чем их родители и уж тем паче их деды.

Абсолютно не важно, что большинство родителей старалось оградить своих детей от просмотров этого «ужасного мультфильма». Это наоборот, только подогревало интерес. Запретный плод сладок. Чем больше запрещали и ограждали, тем быстрее Масяня завоевывала своих поклонников среди подрастающего поколения.

Благодаря Парфенову и его «Намедни» Масяня появилась на ТВ

Это вначале Масяню можно было посмотреть только на компьютерах. Очень скоро ее перенесли на видеоносители, а уже через полтора года Масяня легально появилась на всех экранах телевизоров.

Масяня и ее автор

В 2000 году питерский художник Олег Куваев задумывает коротенькие, буквально по несколько минут, так называемые мульты для интернета, одним из главных героев которых должен был быть большеголовый персонаж с парой волосков на огромной голове. Сперва Куваев даже не знал, какого пола будет тот персонаж. Но уже через год он выложил на своем сайте четыре первых мульта, сотворенных «чисто по приколу», для друзей, созданных в совсем новой тогда технологии флеш.
Мульты были просты и коротки. В них некий странный, примитивно нарисованный персонаж — тонкорукий, тонконогий, с крикливым голоском, — обзывал всех подряд «хрюнделями» и вытворял все, что в голову взбредет, был взбалмошным, в меру циничным и безалаберным. Со временем мульты усложнялись, но не сильно. Стилистика оставалась нарочито примитивной, и тем самым, вероятно, и подкупала зрителя от двух до 22 лет, а то и старше.

Вопрос пола

Масяня нравился всем. Я написал «нравился», поскольку поначалу пола герой не имел. Затем только Масяня оказалась девочкой Машей, у которой было чувство юмора, полно цинизма, аполитичность и море пофигизма, а также бойфренд по имени Хрюндель и друг по кличке Лохматый. Как верно подмечают и любители, и яростные критики, этот многосерийный мультсериал отличался эдаким раздолбайским стилем самовыражения, а также легкой философичностью, безудержным и даже часто необоснованным оптимизмом.

Масяня взрослеет вместе с нами

С каждой серией появлялось все больше персонажей, но самой любимой и популярной оставалась главная героиня — Масяня (она же — Маша, Мария). В отличие от других сериалов, она не застряла в каком-то одном возрасте: Масяня и ее друзья взрослеют и стареют вместе со своими зрителями. Как изначально и задумывалось.

За это время Масяня уже побывала замужем и имеет двоих детей — мальчика и девочку. Но эти «залеты» были ранние, поэтому до сих пор Масяня все еще полна надежд, оптимизма и юмора. Последняя и очень важная часть ее характера и стала причиной широкой популярности этого персонажа.

Из народа и обратно

И это при том, что юмор этот, хоть и выражается довольно простым и даже уличным языком, но почти без мата, и не является нижепоясным, а находится чуть повыше. Многие цитаты ушли в народ, и наоборот: были сперва взяты в среде народной, а затем вернулись, в укороченном и усовершенствованном виде.

Главный создатель Масяни — поначалу он лично и рисовал, и монтировал, и озвучивал всех героев — часто признается, что многое берет из жизни. К примеру, героиню Ляську и ее монологи Куваев лично слышал в одном из ночных клубов:

«Сейчас поедем в другое местечко, там зонты получше. Там хорошо. Там обычно в пятницу просто не попасть туда. Выпьем апельсинового соку, поговорим, потом поедем еще в одно местечко хорошее. Там вечеринка сегодня. Движуха та еще! Сегодня там такая движуха, такая движуха! Сейчас, у меня где-то пяток баксов упал… Ладно, ерунда! А музон модный хочешь послушать? Такой модный! Такой модный! Только что появился у нас… «Яйца-яйца»…

Никаких дискотек!

Масяня меняется. Но ее мировоззрение и ее отношение (или полное отсутствие отношения к чему-то) меняются крайне редко. Как, собственно, и наше отношение к ней. Оно остается неизменным. И хотя многим уже надоело следить за ее приключениями, тем не менее ее популярность остается прежней. Да и как ее не любить? Вспомните:

«Все, никаких больше дискотек! Только балет и керамика!» Или: «Какая разница, чем себе крышу туманить». Или это: «Пора бороться за наши права, если даже они дурацкие». А мне больше всего нравится: «Все, романтический момент похерен» и «А тебе не приходило в голову на мне ЖЕНИЦЦО?».

Секрет поколения Масянь

Поколение Масянь не примитивно! Напротив, его представители очень-очень сложные. Примитивны для них предыдущие поколения, а они — нам их не понять! (Это ирония.) Но мне сейчас не до смеха. Ведь речь идет о наших младших братьях и сестрах, а порой и о наших детях. Да, иногда кажется, это нам надо у них учиться жить, а не им у нас. Но, боюсь, это лишь кажется.

Хотя, конечно, признаю: они смелее нас. Мы более осторожны (видимо, из-за шишек и шрамов, оставленных жизнью). Но Масяни о них не подозревают. Они знают все и так. А если и случаются у них проколы — ничего страшного, они всегда готовы начать все сначала — времени ведь вагон. А то, что потерял отличную работу, — не беда, найду еще лучше:

«Але! Кто это? Директор? Иди ты в ж…, директор, не до тебя сейчас!»

Им важнее именно этот сиюминутный момент. Все решается здесь и сейчас. И без особых подготовок! Впрочем, может, все это у Масянь, как у нас, с возрастом пройдет? Хотя будет крайне обидно, неправда ли? Зато у многих из них, как и у Масяни, уже свои дети. Интересно, какими вырастут их дети? Я пока только догадываюсь. Зная, на каких сказках они воспитываются… Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Что еще почитать сегодня?

Личности — Даниил Щербаковский, собиратель истории Украины

Марк Твен — юмор-проповедь и запреты жены

Художник Роман Михайлов: «Уборщики выкинули мои работы, приняв их за мусор»

Понравилась статья? Что думаете? Расскажите нам Количество просмотров: 830

Непотерянное поколение на страже интересов России


В 90-е Россия оказалась в бедственном положении. Дело было не в том, что политика реформаторов привела к социальному, экономическому и политическому упадку в стране — фактически, «через колено» ломалось всё общество вместе с его моральными и этическими устоями. Неудивительно, что поколение подростков, уже не заставших в сознательном возрасте жизнь в Советском Союзе с её несомненными плюсами в воспитании и образовании молодежи и «идейностью» в формировании личности, часто называют «потерянным поколением».
Поколение «детей перестройки» появилось на свет в тот драматичный момент нашей истории, когда «некогда наилучшая страна стала наихудшей». Во времена стремительно меняющегося настоящего, им не было времени думать о будущем. Социальная катастрофа, сопоставимая по своей разрушительной силе с гражданской войной, заживо похоронила все достижения советского периода. Во времена хаоса, в условиях полнейшей ценностной дезориентации, учителями молодёжи стали низкопробные западные фильмы, а также «злые улицы», ставшие идеальной кузницей кадров для многочисленных преступных группировок. Поколение 90-х оказалось лишено элементарного представления о том, что такое «хорошо», а что наоборот — «плохо». В самом деле, в России того времени поневоле приходилось задумываться над вопросами — почему плохо лгать, если ложь постоянно транслировалась населению с экранов телевидения и страниц газет? Почему плохо воровать, если государство тогда регулярно этим занималось, а люди, обворовывающие собственный народ, именовались «элитой» или «новыми русскими», на которых молодёжь всячески призывали равняться, и к уровню жизни и достатка которых — следовало, согласно логике воспитателей того периода, всячески стремиться?
Многим казалось, что поколение, выросшее в условиях, когда идеалами для юношей были сомнительные «герои» криминальных битв и хроник, а для многих девушек — пределом мечтаний была карьера путаны или содержантки у богатенького папика, для страны окончательно потеряно.
Но, на практике, именно благодаря этому поколению, выросшему на историческом переломе, познавшему на практике — к чему приводят социально-политические опыты над страной и её населением, проводимые некомпетентными политиками и их советниками из-за рубежа, стала возможна стабилизация России в 2000-е годы и начало её возрождения в последние 5—10 лет.
Настойчивое навязывание российской молодежи в 90-е годы идеалов «западного» общества и стиля жизни, только сначала вызывало любопытство и интерес. Поколение, родившееся в конце 70-х — начале 80-х годов в первые годы после падения «железного занавеса» целые дни напролёт тусовалось у «комков» — комиссионных магазинов, разглядывая подчас недоступные в силу низких родительских зарплат достижения заграничного потребительского рынка — начиная от жевательной резинки, заканчивая видеомагнитофонами и игровыми приставками. Это поколение с восторгом смотрело на американских суперменов в пропагандистских боевиках, штампуемых Голливудом, стремясь подражать героям Сильвестра Сталлоне, Чака Норриса и Арнольда Шварценеггера. Оно пыталось зарабатывать на жизнь, размазывая грязь по стеклам легковушек, искренне считая это «настоящим бизнесом» и первой ступенью на пути к успеху, не догадываясь о том, что без образования и деловых качеств — нельзя создать и, тем более, управлять собственным серьёзным предприятием.
Сейчас «у руля» — представители именно этого, «потерянного» поколения. Они занимаются вопросами финансов и решают политические проблемы. В принципе, не так уж и безуспешно — судя по тому, что Россия, хоть и не так быстро, как хотелось бы многим, но обретает былое величие. Тогда почему это поколение по-прежнему продолжают называть «потерянным»?
Ведь, именно это поколение «из 90-х» в ходе своего взросления на фоне неограниченной демократии, вдруг стало понимать, что идеалы и ценности, которые им подсовывают новые постсоветские идеологи — не более чем фальшивка в красивой обёртке. И после того, как это стало очевидным фактом, казалось бы, окончательно потерянное для страны поколение взбунтовалось.
Многие удивились, когда в 1999 году молодёжь Москвы, возмущенная бомбардировкой Югославии авиацией НАТО, вышла на улицы и направилась к американскому посольству. Да, эти молодые люди выкрикивали оскорбления в адрес американцев, бросали камни и бутылки в ограду посольства, хулиганили и тут же распивали пиво. По-другому протестовать поколение 90-х не умело. Но, это уже был даже не столько бунт против внешней политики США, сколько протест против всей постсоветской действительности — молодёжь достала неустроенность, навязывание им чуждых идеалов, оголтелое преклонение перед всем «западным», нетрезвый президент на телеэкранах… Тогда, к огромному счастью для России, в этих выходках правящие либералы усмотрели только внешние проявления в виде всплеска агрессии, не заметив, против чего по сути они направлены.

Этому поколению достанется не Первая, фактически проигранная Россией в Хасавюрте Чеченская война, а Вторая — та, в которой «боевиков будут мочить в сортире», потому что впервые в современной постсоветской истории страны с телеэкранов ситуация в стране будет названа своими именами тогдашним премьер-министром и будущим Президентом России. Доверие к власти и к стране появится у поколения 90-х не сразу, они ещё долго будут искать различные подвохи в действиях и решениях власти. Всё-таки, привычка не доверять своей собственной стране не улетучивается за год или два. Ведь, на их глазах проходили события наиболее кризисных лет в нашей истории, им «обещали лечь на рельсы», они хорошо помнят, как танки стреляют по собственному парламенту, а олигархи разрывают экономику страны на феодальные латифундии.
Но, совсем неудивительно, что именно то поколение, которое взрослело в период разрухи, узнав, что любые социальные потрясения революционного характера по своей сути, не приводят в финале ни к чему, кроме нищеты и унижения собственной страны — сейчас в своём большинстве в глазах российских либералов является теми самыми «ватниками» и «анчоусами» — почему-то идущими на выборах голосовать «за стабильность», а не за «новаторские» предложения об обустройстве России от лица Михаила Прохорова, Навального или Яшина с Немцовым.
И не надо удивляться, что взгляды этого поколения напрочь лишены сентиментальности. В иногда кажущихся агрессивными действиях «Газпрома», и в немилосердном подавлении оппозиции, и в ультимативных интонациях диалогов с Евросоюзом и США, и в резких и однозначных суждениях в сетевых комментариях по поводу ситуации в соседней Украине — порой, безошибочно угадываются интонации «бригады Саши Белого». И не надо поливать их за это грязью — приучившись выживать любой ценой, это поколение, в конце концов, дало стране шанс на выживание. И то, что благодаря этому поколению удалось уверенно преодолеть диктат стран-транзитёров, настучать по зубам сдуру возомнившей невесть что о себе Грузии, стали выпускать новые подводные ракетоносцы и, в конце концов, выиграли право на Олимпиаду 2014 — это результат взросления целого поколения в условиях «школы лихих 90-х». По сути — очень страшной школы, «учиться» в которой второй раз, пожалуй, нашей стране больше не стоит.
Совсем иную картину представляет собой более младшее поколение России, не заставшее реформы 90-х в сознательном возрасте. Те, кто родились в конце 80-х годов и в начале 90-х, конечно же не знают то время, когда их родителям месяцами не платили зарплаты, в магазинах были пустые полки, им уже не пришлось — в отличие от чуть более старшего поколения — «искать своё Я» в постсоветской России. Именно поэтому поколению первых лет российской стабильности гораздо проще задурить голову рассказами о якобы благословенных 90-х годах, когда были всевозможные свободы, переходящие во вседозволенность, а Россия вела себя в мировом сообществе тишайшим образом, сдавая одну геополитическую позицию за другой. Для них ещё не пройден тот этап, когда западный мир, включая гаджеты, стиль одежды и субкультуры априори притягательны.
Креаклы как раз родом не из «потерянного поколения» наших 90-х. Они — продукт относительно сытой жизни в «нулевых» годах, росшее и взрослевшее вне особых трудностей. Я, конечно, не призываю к тому, чтобы каждое поколение обязательно проходило через какой-либо социально сложный период во время взросления — того, что пришлось наблюдать в 90-е моим сверстникам — порой, не пожелаешь даже заклятому врагу. Но, чтобы не потерять тех, кто вырос в сытости и достатке, и чтобы их незнанием истинного положения вещей не воспользовались политические авантюристы всех разновидностей, что, в принципе, можно наблюдать в одном из государств по соседству, им надо почаще рассказывать о том, что отвечают за жизнь в государстве, на самом деле, не только абстрактные Путин, Медведев или Шойгу. В первую очередь, ответственность несут те, кто двигает это государство вперед своей повседневной, и что важно — созидательной работой. К которой каждое поколение лучше приучать сызмальства, чтобы потом его не потерять.

От беби-бумеров до черных бумеров: применима ли теория поколений в России

Теория поколений — продукт индустриальной эпохи. Если в традиционном обществе дети наследовали социальное положение и даже тип занятости от родителей, то после промышленной революции на фоне стремительно меняющегося мира возникла мысль, что каждое новое поколение обладает особыми качествами, обусловленными переменами в технологиях, политике, культуре и т. д.

Первым эту идею сформулировал Карл Маннгейм в 1952 году в работе «Проблема поколений», где утверждал, что каждое поколение становится определяющим на 15–20 лет, после чего его смещают с исторической сцены подросшие дети. Знаменитые буквенные обозначения «X», «Y» и «Z», которые чаще всего встречаются в медиа в связи с темой поколений, появились в 1991 году в книге «Поколения: история американского будущего, 1584–2069 гг.» американских социологов Уильяма Штрауса и Нила Хоува. Согласно их классификации, сегодняшние пенсионеры — это беби-бумеры (рожденные с 1944 по 1963 год), которые протестовали против войн и провозглашали свободную любовь в 1960-х на фоне невиданного роста экономики и потребительского бума, распространения телевидения и рок-н-ролла. Их детей, поколение Х (рожденные с 1964 по 1983 год), нередко называют «детьми MTV». Индивидуалисты и циники, уставшие от офисов и корпоративных правил, они оказались гораздо беднее своих родителей и выбирали альтернативные жизненные стратегии. Представление о них можно составить по фильмам «Реальность кусается», «Красота по-американски», «Большой Лебовски», «Бойцовский клуб», «Офисное пространство», отмечает доцент Школы философии НИУ ВШЭ Александр Павлов. Их дети, поколение Y, — это те самые миллениалы. Сейчас миллениалам от 23 до 38 лет, и им на смену уже идет новое поколение — Z.

Штраус и Хоув считают, что каждые четыре поколения формируют цикл, состоящий из «подъема», «пробуждения», «спада» и «кризиса». Поэтому миллениалы (поколение Y) похожи на «величайшее поколение» (рожденные с 1901 по 1924 год): и те и другие родились во время экономического спада, а повзрослели в период кризиса (Великая депрессия и экономический кризис 2008 года). Как миллениалы, являющиеся объектом постоянных шуток, могут быть похожи на ветеранов Второй мировой войны? Штраус и Хоув полагают, что их объединяет вовлеченность в гражданскую активность, высокие моральные принципы и острое желание сделать мир лучше. Тогда как постмиллениалы (поколение Z) обещают стать куда более прагматичными и расчетливыми.

В поколенческих исследованиях, отмечают на сайте Pew Research Center, терпимо относятся к тому, что ученые неодинаково определяют возрастные рамки для одних и тех же поколений. Так, для Штрауса и Хоува принципиально, чтобы поколение Z отсчитывалось после трагедии 11 сентября 2001 года. В Pew Research Center же считают, что те, кто узнал о трагедии в возрасте 4 лет (рожденные в 1997 году), были слишком малы, чтобы что-то понять, и тоже могут называться постмиллениалами.

Для тех, кто родился на стыке двух поколений, даже существует специальный термин cusper, который можно перевести как «пограничник». Считается, что люди, рожденные в самом начале или конце очередного периода, могут обладать чертами как своего, так и «ближайшего» поколения. Например, рожденные с 1977 по 1985 год будут похожи и на иксеров, и на миллениалов, рожденные с 1993 по 1998 год — и на миллениалов, и на поколение Z. Как правило, «ширина» границы составляет 5–8 лет.

Кроме того, меняется представление о длительности расцвета поколения. Политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман отмечает, что у Маннгейма выбор промежутка в 15–20 лет связан c историческими условиями первой половины ХХ века: детей рожали раньше, умирали тоже раньше, чем сейчас. Сегодня картина немного иная: сразу несколько поколений меняют мир одновременно. «Те, кому сегодня 40 лет, будут активны и влиятельны еще лет 30, и это стоит учитывать», — говорит Шульман.

Общая теория всего

Штрауса и Хоува нередко критикуют за смелые обобщения и недостаток научной строгости. Однако даже критики признают потенциал теории поколений — только использовать ее стоит с определенными ограничениями, считает основатель и координатор проекта RuGenerations — российская школа Теории поколений Евгения Шамис: «Конечно, мы все отличаемся друг от друга, росли в непохожих семьях, по-разному относимся к религии и политике. Но поколенческий подход позволяет работать с важными сходствами в больших группах».

Респондентам задают очень конкретные вопросы: «Как часто вы употребляете алкоголь?», «Живете ли с родителями?», «Занимаетесь ли спортом?», «В каком возрасте начали работать?», «Есть ли у вас высшее образование?», «Как проводите досуг?» Ответы каждого из поколений, как правило, сильно отличаются, что позволяет сделать выводы о макротрендах по всему миру: «Почти все миллениалы смотрят ролики на YouTube — соответственно, видят и осваивают похожие модели поведения», — говорит Шамис.

Впрочем, теория поколений появилась на Западе, ориентировалась на местные реалии и не всегда была применима в других странах. Например, малайзийские ученые, предлагая свою классификацию поколений, выделяют в качестве наиболее важных для страны событий и периодов в XX веке британское колониальное правление, японскую оккупацию, борьбу коммунистов за власть и т. д. Очевидно, что люди, рожденные при капитализме, будут отличаться от тех, кто застал колониальную власть или коммунистическую диктатуру. Так, в 1970–80-х, пока на Западе на фоне сокращения щедрых социальных программ росла популярность неоконсервативных политиков вроде Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, в Советском Союзе продолжался период застоя.

Даже в западных странах представители одних и тех же поколений заметно отличаются друг от друга. Например, американские миллениалы и поколение Z левее западноевропейских. Первые разочаровались в обещаниях свободного рынка (которые активно транслировали, к примеру, президент Рональд Рейган и экономист Милтон Фридман в 1970–80-х годах) и склоняются к социализму; вторые, часто имея в своем распоряжении больше социальных программ, понимают, что они не решат все проблемы быстро, и с надеждой смотрят на либерализм. Различия заметны даже в пределах Европы: так, британские и французские миллениалы голосуют иначе, чем венгерские или польские.

Для российских поколений социолог и экономист Вадим Радаев в книге «Миллениалы: Как меняется российское общество» предлагает следующую классификацию. Вместо беби-бумеров и поколения Х он выделяет «мобилизационное поколение» — тех, кто родился до 1938 года и взрослел с 1941 по 1955 год (во время и сразу после Второй мировой войны). «Поколение оттепели» — рожденные с 1939 по 1946 год и повзрослевшие с 1956 по 1963 год. «Поколение застоя» — рожденные с 1947 по 1967 год и повзрослевшие с 1964 по 1984 год. «Реформенное поколение» — рожденные с 1968 по 1981 год и взрослевшие с 1985 по 1999 год.

Миллениалы из глубинки

За «реформенным поколением» следуют миллениалы (в классификации Радаева — те, кто родился с 1982 по 2000 год), однако у них есть некоторые национальные особенности. Так, Шамис полагает, что российские миллениалы могут чувствовать себя более стабильно и благополучно по сравнению с собственными родителями, чем западные по сравнению с их родителями — из-за специфики демографии и экономической ситуации. Во-первых, в России меньше ощутили последствия экономического кризиса 2008 года. Во-вторых, нас пока не настиг ипотечный кризис (который особенно остро чувствовался в США и Европе в 2008 году) и, вероятно, не затронет проблема с образовательными кредитами, как в США (на данный момент задолженность американцев по образовательным кредитам составляет почти $1,5 трлн).

Прекаризация труда, о которой с ужасом говорят на Западе, также не выглядит в России большой проблемой: «Среди российских миллениалов прекаризация труда рассматривается как ресурс. Временная безработица или периоды фриланса воспринимаются как шанс приобрести новые навыки или опыты, которые пригодятся в дальнейшем развитии карьеры», — рассказывает директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, доктор социологических наук Елена Омельченко.

С другой стороны, отмечает Шульман, российские миллениалы меньше настроены заниматься предпринимательством и скорее стремятся попасть на работу в госкорпорации и государственные органы. Эта безопасная и надежная стратегия снова обусловлена местной спецификой: российские миллениалы не столько не хотят заниматься бизнесом, сколько опасаются нестабильности и рисков. Шульман также полагает, что российские миллениалы более консервативны, чем западные, в том, что касается отношений и секса — достижения протестных движений молодежи 1960-х годов «представляются им не столь важными».

Человек со смартфоном

Однако чем интенсивнее глобализируется мир, тем меньше различаются ровесники в разных странах. Например, «клубничное поколение» на Тайване, которое упрекают за избалованность и жизнь «на всем готовом», хронологически совпадает с поколением Y (которое подвергается похожей критике). Поколенческое отставание (ситуация, в которой поколения в отдельной стране меняются медленнее, чем по всему миру, например из-за экономического или технологического запаздывания) сейчас наблюдается только в Северной Корее из-за высокой степени закрытости страны и было зафиксировано в ЮАР в период апартеида, отмечает Шамис.

Поэтому российские миллениалы действительно похожи на американских. К такому выводу пришел Вадим Радаев, исследовав данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ с 1994 по 2016 год и сравнив их с похожими данными американского Pew Research Center. Даже россияне, проживающие в селах и деревнях, очень похожи на западных ровесников. Они также позже вступают в брак, больше занимаются спортом, употребляют меньше алкоголя, чаще развлекаются вне дома, позже выходят на первую работу и, конечно, постоянно сидят в интернете.

Омельченко уточняет: «Необходимо обращать внимание не только на географию, но и на структуры, в которые включены конкретные люди. Те же силовики, которых осуждают в социальных сетях за применение насилия на митингах, тоже миллениалы. Да, они хорошо владеют технологиями и сидят в социальных сетях, но при этом читают и смотрят другие вещи, а главное — формируются как личности в другой среде».

По мнению Омельченко, британские, немецкие и русские программисты будут больше похожи друг на друга, чем на сверстников-соотечественников из других социальных групп: «Быть миллениалом — значит идентифицировать себя с глобальными стилями жизни, трендами, культурой, компанейскими практиками. В больших российских городах прослойка таких людей больше, в маленьких — меньше, но все же присутствует».

Сколько молодых россиян чувствуют себя включенными в глобальные структуры и тренды? Вопрос для отдельного исследования, но, возможно, именно ответ на него позволит понять, можно ли считать русских 30-летних поколением Y или нам необходимо придумать другое слово.

А что насчет поколения Z? Мы нередко забываем, что постмиллениалы наступают сегодняшним взрослым на пятки: самые старшие из них уже окончили университеты и выходят на рынок труда. Окажутся ли русские зеттеры такими же здравомыслящими и практичными, как это обещают западные исследовательские компании, покажет время и региональная статистика пользователей TikTok.

При участии Юлии Глозман

Иллюстрации: Анна Яшина