Поход на тмутаракань

Где находится Тмутаракань?

Задайте кому-нибудь вопрос: «Где находится Тмутаракань?» Многих вы поставите в тупик. Нет, конечно, если кого-то нужно послать куда подальше, например, на край земли, то вспомнят обязательно Тмутаракань. Но где, собственно, она находится, вспомнить не так-то просто.

Тмутаракань – древнейший русский город, и находился он в древности не в каких-то экзотических краях, а на землях теперешней станицы Тамань в хорошо известном всем Краснодарском крае. Это место на побережье Чёрного моря издавна интересовало торговых людей, а заодно и завоевателей, которые все вместе и создали интересную историю Тмутаракани.

Давным-давно

Мы не будем забираться очень далеко в глубь веков, но остановимся на более-менее известных фактах. Считается, что этот город-порт, который назывался Гермонасса, был основан в VI веке до н. э. и входил в состав эллинского Боспорского государства. Соседями у него были Пантикапей и Горгиппия, которые мы сегодня знаем как Керчь и Анапу. Судьба Гермонассы для античного города вполне благополучна, она просуществовала целое тысячелетие, и только в VI веке нового тысячелетия её захватили тюрки, после чего и поселение стало называться Тумен-Тархан. Тюркскому каганату повезло меньше, уже в IX веке он распался, а город перешёл под хазарское правление и получил новое название Самкерц.

На карте хорошо видно местоположение Тмутаракани

Древнерусский след

Теперь самое время вспомнить отечественную историю и походы киевского князя Святослава Игоревича против Хазарского каганата. Эти походы окончились полным разгромом хазар. А на этих землях в X веке образуется Тмутараканское княжество со столицей, понятное дело, в городе Тмутаракань. Таким образом, мы отвечаем не только на поставленный вопрос, где что находится, но и сообщаем вам самое главное: Тмутаракань – это древнейший русский город, просуществовавший до конца XI века.

Тмутараканский камень является древнейшим свидетельством гидрографических работ Древней Руси и ярким археологическим памятником Тмутараканского княжества

В летописях встречаются варианты названия: это и Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань. Современники пишут о крупном торговом городе с гаванью. Именно через Тмутаракань осуществлялись экономические и политические контакты русских княжеств с народами Северного Кавказа и Византией. Город привлекал греков, аланов, хазар, славян и армян. В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший Тмутараканью, построил здесь церковь Богородицы. А в 1068 году князь Глеб Святославович провёл исследования и прямо по льду измерил ширину Керченского пролива между древнерусским городом Корчевом (Керчью) и Тмутараканью. Это расстояние составило 14 тысяч саженей, или 24 (более привычных нам) километра. Но уже вскоре Древнюю Русь захлёстывают междоусобные распри, растёт давление Константинополя, и Киев в 1094 году теряет контроль над городом. Тмутаракань переходит под управление Византийской империи и получает новое название – Таматарха. Но, что примечательно, торговые отношения с Русью не были утрачены, пока эти связи не перекрыли половецкие набеги.

Рождение Тамани

В XIII веке город ненадолго входит в состав Золотой Орды и называется Матрикой, затем меняет хозяев и находится под властью купцов из Генуи (название опять меняется, но звучит похоже, теперь – Матрега). В 1475 году город попадает под власть Османской империи, после чего название становится уже вполне знакомым – Таман.

Монеты Тмутараканского княжества

В состав Российской империи город вошёл в 1792 году и получил привычное название Тамань, а с 1849 года поселение стало именоваться станицей, здесь обосновалась база флотилии Кубанского казачьего войска.

Смерть Володаря и Василько Ростиславичей. Миниатюра Лицевого летописного свода

В годы Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои за Таманский полуостров, и в 1943 году Тамань была окончательно освобождена от захватчиков. В самом начале нашего повествования мы говорили, что мало кто сможет рассказать о Тмутаракани. Сегодня вы сами сможете узнать об этом городе много интересного, если побываете в станице Тамань. Здесь расположен очень интересный археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», наглядно рассказывающий о многовековой жизни людей в этих краях. Здесь постоянно ведётся поисковая работа, и эти земли являются самым настоящим кладезем сокровищ для учёных.

Обложка:»И пришед Тмуторокань, заложи церковь Святыа Богородица, и соверши ю, яже стоит и до сего дни Тмутороканю». Источник: runivers.org

СУДЬБА ТМУТАРАКАНИ

На берегах Азовского моря на Тамани несколько веков жили кутургуры и утургуры, то есть булгары и русы. Вдоль восточного берега Черного моря обитали касоги (адыги), зихи, авазги. В отрогах Северного Кавказа мы встречаем ясов, предков современных осетин. К северо-востоку, в районе Волги и Прикаспия, тянулись места обитания хазар. В крымских горах жили остатки готов, вдоль крымского берега тянулись владения греков.

Греки главный город этой земли называли по-разному, но похоже: Таматарха, Матарха и Метраха. В «Житии св. Никона» полуостров Тамань назван Тмутараканским островом.

Вошла ли тмутараканская земля в состав Древнерусского государства? Правильнее будет высказаться по-иному: тмутараканский князь русов Игорь захватывает Киев и другие города и становится князем Руси. То есть Древняя Русь была образована русами из Тамани.

В 965 году Святослав выступает в большой поход на хазар, «и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял». Белая Вежа — это Саркел. После этого Святослав побеждает ясов и касогов. Новгородская первая летопись при этом уточняет, что Святослав ясов и касогов «приведе Киеву».

Вскоре Святослав по приглашению греков появился с войском в Болгарии. Ряд болгарских и советских историков считали, что это приглашение должно было способствовать отвлечению Руси от нападения на Крым. Действительно, после разгрома Хазарии следующим у русов на очереди должен был стать по логике Крым, близкий сосед Тмутаракани.

Первый раз Тмутаракань упоминается в летописях при князе Владимире, он сажает туда князем своего сына Мстислава. После этого следует перерыв до 1022 года, когда наши летописи помещают известие о войне Мстислава с касогами. Убив касожского князя Редедю, Мстислав возложил на касогов дань.

В 1023 году «пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами». Эти слова из «Повести временных лет» говорят о подчинении хазар, по крайней мере, части из них, и касогов власти тмутараканского князя.

После смерти Мстислава его земли перешли во владение к его брату Ярославу Мудрому, который отдал Тмутаракань своему второму сыну Святославу, черниговскому князю, последний же передал ее сыну Глебу.

В 1792 году на Таманском полуострове была найдена мраморная плита с русской надписью 1068 года об измерении ширины Керченского пролива и названная тмутараканским камнем: «В лето 6576 Глеб князь мерил море по леду от Тьмутороканя до Керчева».

Между древнерусскими землями и Таманью в районе причерноморских степей кочевали далеко не дружелюбные племена печенегов, торков, берендеев. Но разгром Хазарии заставил всех этих степняков уважать силу Древней Руси. Поэтому связь между Внешней и Внутренней Русью не прерывалась.

Однако появление в причерноморских степях больших масс половцев практически отрезало Тмутараканское княжество от остальной Руси. Этот фактор, а также разноплеменной состав населения, близкое соседство враждебных племен, сделали особенной дальнейшую судьбу этого княжества в период начавшейся междоусобицы.

Внук Ярослава Мудрого, Ростислав Владимирович, оставшись без удела, ушел на юг, где, собрав дружину, выгнал из Тмутаракани Глеба. Отец Глеба Святослав помогает вернуть сыну княжение, но Ростислав вновь захватывает Тмутаракань, где и княжит до самой смерти в 1066 году. По летописи воинственный Ростислав был отравлен крымскими греками. После его смерти в Тмутаракани правят по очереди Глеб и Роман Святославичи.

В 1078 году после обострения на Руси междоусобицы к Роману бегут новые изгои: брат Олег и двоюродный брат Борис Вячеславич. В разгоревшейся борьбе за Чернигов, в которую братья вовлекли половцев, Борис и Роман погибают. Олег же был схвачен и отправлен в плен в Византию. Ипатьевская летопись называет виновником этого тмутараканских хазар. А в княжестве появляется киевский намест-ник Ратибор. Через год Тмутаракань захватывают новые изгои из Киевской Руси Давид Игоревич и Володарь Ростиславич.

Но и новые тмутараканские князья долго не удерживаются, их выгоняет вернувшийся из Византии Олег Святославич, который казнит многих хазар, виновных в его пленении. В 1093 году умирает киевский князь Всеволод. Олег с половцами идет на Владимира Всеволодовича Мономаха и отнимает у последнего Чернигов.

После захвата Олегом Чернигова какие-либо упоминания о Тмутаракани прекращаются. Можно только догадываться о судьбе этого края. Вероятно, Тамань оказалась в подчинении у Византии, хотя и сохранила некоторую самостоятельность. Русские князья не хотели отказываться от Тмутаракани, своей исторической родины. По крайней мере, знаменитый поход Игоря, как, впрочем, и некоторые другие, ставил своей целью «поискати града Тмутороканя». Об этом говорит «Слово о полку Игореве».

В конце XII века на Северном Кавказе появляется Юрий, сын Андрея Боголюбского, через некоторое время провозглашенный Чингисханом. Не нашел ли он поддержку и у жителей Тмутараканскоо края? Вполне возможно, что русы, аланы, готы, зихи оказались в войске Чингисхана. По крайней мере, автор XIII века Георгий Пахимер сообщал, что эти народы стали усваивать нравы татар, их одежду и язык и поставляли последним вспомогательные войска.

Есть любопытная восточная информация: хорасанец Джувейни, живший в XIII веке, в «Истории завоевателя мира» писал про Батыя следующее: «Он подчинил и покорил сплошь все те края, которые были по соседству его: остальную часть земли кипчаков, аланов, асов, русов и другие страны, как-то: Булгар, М.с.к. и другие». Это отрывок из «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды», изданного в 1941 году. Все этнические названия переведены, кроме какой-то страны М.с.к. Почему? Потому что Москва по ТВ была еще маленьким городом, чтобы появиться в этом списке. А по АВ этот город и вовсе еще не был основан. Какой же следует вывод? Их два. Или под названием М.с.к. скрыта какая-то соседняя земля или «История завоевателя мира» была написана гораздо позднее, когда Московская Русь была уже известна, т. е. хронология оказалась неверна. Но это еще не все. Если под М.с.к. скрыта Москва (в данном случае не город, а страна Московия, так как речь у Джувейни идет о странах), то получается, что русские земли оказались упомянутыми дважды, так как до этого говорилось о покорении земли русов. Но обратите внимание на компанию, в которой оказались русы: кипчаки, асы, аланы. Не идет ли речь о тмутараканских землях русов? Вполне вероятно.

В XIV веке одна из жен золотоордынского хана Узбека, дочь императора Византии, отпросилась у мужа съездить на родину. Выехав из Сарая, через десять дней пути путники достигли города Укака. На расстоянии одного дня были расположены «горы русских», народа, который исповедовал христианство, был голубоглазым и рыжеволосым. После этого путники прибывают в крымский Судак. Без сомнения, речь идет о Тмутаракани. На это указывает возможный маршрут и таблица расстояний и скоростей.

В XV веке, по сообщению Дуки, в войсках Тамерлана находились отряды тавроскифов (т. е. жителей Таврии), зихов и авазгов. Дальше следы древних русов (тавроскифов) теряются. Можно только предполагать, что они вошли в состав татар и кубанских казаков.

Но еще несколько слов на тему Тмутаракани. Вот как ее описывал Гумилев: «…хазары …входили в синагоги… На площади гарцевали на стройных конях касоги с Кубани, и степные ясы пригоняли овец на продажу. Выделялись из толпы НЕМНОГОЧИСЛЕННЫЕ русские с подстриженными светлыми бородами. Это были ХОЗЯЕВА города». Не знаю, как вам, но для меня это довольно странно: княжество, удаленное от метрополии, окруженное враждебными кочевниками, при наличии немногочисленных «хозяев», этих хозяев давным-давно поменяло бы. Но раз этого не произошло, то нельзя говорить о немногочисленности русов.

Вот, к примеру, выдержка из «Повести…» о событиях 1064 года: «Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его место». Была ли у Ростислава дружина, или с ним бежали всего два спутника? Если и была, то маленькая. А раз так, то вполне естественно предположить наличие серьезной силы, поддержавшей Ростислава. Этой силой могли быть только местные русы.

Что осталось от Тмутаракани? Сейчас на месте древнего города наших предков — русов стоит станица Таманская. Еще видны остатки оборонительных сооружений, домов, собора… Именно здесь начало Руси, отсюда постоянно выплескивались отряды русов — воинов и торговцев. Русы разбрелись на большой территории от Киева до Волги, и они дали нашей стране имя и первую княжескую династию — Рюриковичей. Русь поднималась, крепла и в бурных событиях истории Тамань как прародина стала быстро забываться, становясь все более глухим и далеким краешком земли русской. И вот мы говорим уже в наше время как-то безадресно и пренебрежительно — тьмутаракань! Далекий и забытый всеми угол.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Древняя Русь и Тмутараканское княжество

Тмутараканское княжество являлось центром, из которого распространялось военное влияние Руси на Кавказ. Его началом принято считать поход русских 944 г.или поход Святослава 965 г.
Тмутаракань постоянно фигурирует в русских летописях в XI в. Это самое южное русское княжество скоро стало местом междоусобной борьбы черниговских и других удельных княжеских родов. Особенно напряженной эта борьба была между Глебом черниговским и галицким князем Ростиславом, Олегом Святославичем черниговским и Всеволодом Ярославичем киевским. С князем Глебом связан знаменитый Тмутараканский камень — каменная плита с надписью: «Князь Глеб мерил море от Тмутаракани до Корчева 14 тысяч сажен». Плита найдена в 1792 г. в начале утверждения России на Кавказе. Постепенно Тмутаракань становится главным оплотом оппозиционных по отношению к центральной власти сил.
Здешние князья совершают антирусские походы, используя исконных врагов руси — половцев; например, походы Олега Святославича. С эпохой существования Тмутараканского княжества соотносится древнейший монументальный памятник русского происхождения на Ставрополье — каменный крест с высеченными на нём древнерусскими буквами и датой, устанавливаемой как 1041 г. крест бы врыт в древности в землю близ р. Егорлык у с. Преградного Красногвардейского района.
Возможно, его появление здесь было связано с военными походами русских на азербайджанские ханства. Походы начинались из Тмутаракани, русские войска двигались далее по речной системе степного Предкавказья: Нижний Дон, Маныч, Кума, которая соединялась в то время с Каспием. Эта система была судоходной для небольших славянских ладей.

Тмутараканское княжество в XI веке

На иллюстрации, бегство Олега Святославовича в Тмутаракань. Летописная миниатюра.
Если говорить об истории Тмутараканского княжества в XI веке, начать следует вот с чего. В исторической науке в разные времена происходило множество споров по тем или иным вопросам. Начиная с существования легендарной Атлантиды, и заканчивая Варяжским вопросом. Тема географического расположения Тмутаракани вызвала в XVIII веке дискуссию среди российских историков. Её искали и под Рязанью (В.Н. Татищев), под Астраханью (А.Лызлов, П. Рычков). М.М. Щербатов видный историк и публицист XVIII считал, что Тмутаракань находится вблизи Азова. И.Н. Болтин считал, что Тмутаракань находилась в верховьях реки Ворсклы. Оригинальным для своего времени было мнение академика Г.З. Байера, который писал в 1736 году – «Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи. Ныне называется место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического (Азовского) моря.» Мнение Байера было близко к мнению другого историка – Эммина, который так же полагал, что княжество находилось на острове Тамань.
Из этого видно, что до определённого момента историки не могли локализовать место расположения Тмутараканского княжества. Существовало и несколько версий того, с какого времени начало существовать княжество. А вот о том, где-же находилась Тмутаракань нам поведал один очень любопытный источник, впрочем, о нём ниже. Из исторических источников особенно любопытна «Повесть временных лет» которая довольно подробно описывает жизнь княжества в XI веке. Итак, летопись сообщает нам, что князь Владимир Креститель раздавая земли сыновьям, отдал или «посадил» на княжение в Тмутаракани Мстислава (умер в 1036 году). Примерно в это же время византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что в византийских владениях в Крыму вспыхнул мятеж, под предводительством крещёного хазарина Георгия Чулы. Помог византийцам в подавлении мятежа «брат архонта Владимира Сфенг». Современный русский историк Лев Прозоров сделал предположение что Сфенг судя по быстроте его действий, княжил неподалеку от Крыма, а именно в Тмутаракани. Тут можно согласится. Но летопись сообщает нам, что тут ещё с 988 году княжил сын Владимира Крестителя. Как объяснить это противоречие русского и византийского источников? Предположений можно сделать много, но я выдвину своё, кажущееся мне верным. Перед тем как уйти воевать с Византийской Империей Великий князь Святослав Храбрый разделил княжение между сыновьями, даже не разделил, а дал землям славян правителей – олицетворявших власть, вокруг которых они бы могли сплотиться в случай опасности. Такой, которая пришла под стены Киева в 968 году в виде орды печенегов. Вероятно в Тмутаракани он посадил одного из своих сыновей «Сфенга» (его имя можно так же прочесть как Свен, Звенко, Звяга) который и княжил там до своей смерти. Судя по имени, он был язычником, нигде в источнике не говорится о том, что он был христианином. Объясню противоречие. Я думаю что летописец, сообщая о начале княжения сыновей Владимира в своих землях, несколько ошибся, Владимир мог раздать престолы в землях, но вот некоторые его сыновья ещё не могли княжить, и раздача была произведена что называется «заранее». Владимир мог пообещать Мстиславу княжение в Тмутаракани, но в это время там ещё княжил Сфенг. Это объясняет, почему летопись так поздно сообщает нам о начале деятельности Мстислава в Тмутаракани. О сколько-нибудь серьёзной деятельности князя мы узнаём в летописи под 1022 годом, когда сообщается о расширении пределов княжества и походе Мстислава Удалого на касогов и его поединке с касожским князем Редедей. «В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани.»
Уже то что князь начал действовать в своей земле так поздно говорит за то что он и княжил в ней не так уж давно, возможно после смерти Владимира Крестителя, возможно позже. Возможно, он просто бежал из Киева во время борьбы за Киевский стол после смерти Владимира. Ведь как мы говорили, Тмутаракань служила пристанищем для князей самого авантюрного нрава. И не удивительно, что Мстислав мог бежать сюда в поисках лучшей доли. А может он княжил в Тмутаракани и раньше, но под присмотром язычника Сфенга и после его смерти стал действовать самостоятельно. Может показаться странностью, что князь христианин послал сына под присмотр дяди язычника, но стоит помнить, Русь в это время только начинали крестить и о сколько-нибудь сильном влиянии христианства на жизнь даже княжеского двора, говорить не приходится, об этом писал выдающийся русский историк Игорь Яковлевич Фроянов в своей работе «Начало христианства на Руси». И через пол века от рассматриваемых нами событий на Западе Руси будет существовать вполне себе языческое Полоцкое княжество, где княжил знаменитый князь-чародей Всеслав Полоцкий где однако в качестве некоего «символа» и будет находится несколько христианских священников. Да и Мстислав вполне себе вчерашний язычник, судя по языческому имени. Ещё это можно увидеть в описании его поединка с Редедей: «. И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. То есть до этого князь не уделял новой вере сколько-нибудь серьёзного внимания, и лишь победив, построил церковь. Это, на мой взгляд, объясняет и то, почему Мстислав так поздно включился в борьбу «Владимировичей» (сыновей Владимира Крестителя) за Киевский Престол. У него попросту не было сил для этой борьбы, и только начав княжить сам после 1015 года, укрепив положение княжества, победив касогов, (называние адыгейцев в русских источниках) мобилизовав хазар, которые жили в его княжестве, он включился в борьбу против Ярослава Хромца (напомним, первоначально Ярослав Владимирович носил именно прозвище Хромца, и только потом стал Мудрым). В ряде работ историков мы сталкивались с тем что Сфенга и Мстислава отождествляли, чего однако не можем сделать мы, уж слишком серьёзное противоречие в источниках. Мы же выдвинули здесь иные версии объясняющие разночтения в источниках, хотя и не претендуем на стопроцентную их правильность.
По всей вероятности Тмутараканское княжество в первой половине и середине XI века действительно процветало. Из описаний действий Мстислава можно увидеть, как он вначале расширил пределы княжества, покорив касогов, и вероятно земли Прикубанья и Предкавказья. Под 1023 – 1024 годами в летописи говорится о том что, собрав хазар и касогов Мстислав пошёл войной на Ярослава. Историк Мавродин в своей статье о мореходстве того периода в Русском (Чёрном) море выдвинул предположение о том, что Мстислав шёл на Ярослава не степью, а морем, поднялся по Днепру к Киеву. Получив отказ от киевлян, он пошёл в Чернигов. Именно такой маршрут сначала Киев затем Чернигов говорит в пользу морского пути. Если бы князь шёл степью, то сначала бы оказался в Чернигове, а уже затем в Киеве. Это подтверждает тот факт что мореходство в Русском море продолжалось и после того как кочевники отрезали Русь от Черноморского «Поморья» (о котором упоминает Слово о полку Игореве) и имело весьма важный фактор. И не маловажный фактор, Тмутаракань была одним из центров славянского мореходства на Русском море того периода. Одержав победу над Ярославом, Мстислав предложил разделить Русь на две части, по Днепру, Левобережную и Правобережную. Столица владений Мстислава была в Чернигове. Тмутаракань была частью его «удела». Вероятно с его деятельностью и связанны походы русов на Ширван в 1030-1033 годах. Эти военные предприятия были совершены совместно с народами Северного Кавказа – аланами и сарирцами. Так же русы и аланы совершили совместный поход в сторону Дербента (на Карах), хотя он и был не совсем удачным. Можно предположить, что в это время территория княжества охватывала такие земли как: Восточный Крым (об этом подробнее ниже), Таманский полуостров и, возможно Нижнее Прикубанье. В это время связи с народами Северного Кавказа были очень тесны. Да и в самой Тмутаракани проживало помимо русского населения: греки, готы, касоги, хазары, аланы и многие другие народы. Вероятно, в это время вышеуказанные народы были данниками и союзниками Руси. За это говорит тот факт, что в дружинах Мстислава не редко упоминаются и касоги и хазары, а военные предприятия против Ширвана совершались совместно с аланами, это говорит в пользу очень тесных контактов русов с народами Северного Кавказа. Они носили и вполне союзнический характер. Тмутаракань служила и крупным торговым центром Северного Кавказа, внешняя торговля многих народов шла вероятно через Тмутаракань. Сам по себе город находился в удобном для транзитной торговли месте, здесь же была удобная гавань для торговых судов.
К середине XI века княжество достигает пика своего могущества, об этом можно судить по записи в летописи от 1066 года : «В год 6574 (1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, — он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей». Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы» Из этого отрывка летописи можно сделать вывод что Византия не теряла надежд вернуть себе былое влияние на Русском море, как я уже заметил Восточная часть Крыма была в составе княжества. И русские, судя по отрывку выше, играли здесь важную роль, и проживало их на территории Крыма не мало, именно здесь в Крыму, в Корсуни во время своей миссии в Хазарию, будущий святой Кирилл видел книги написанные «русьскими письмены». Преобладание русской культуры и русского населения на лицо. Тем не менее, Крым одна из сфер влияния Византийской империи, а греки не хотели упускать лакомый кусочек пусть даже он достался бы хоть трижды крещённому и православному соседу. Это кстати подтверждает тот факт что после крещения Русь не получила сколько-нибудь большого уважения со стороны греков. Хитрая греческая дипломатия продолжала действовать только в своих интересах. Византийцы боялись усиления русского влияния в Крыму и утраты этой территории, поэтому князь Ростислав и был отравлен.
Далее мы подходим к одному событию, в истории Тмутаракани которое в будущем и позволило определить точное местонахождение княжества. Речь идёт вот о чём. В 1792 году при строительстве оборонительных сооружений на Тамани под командованием премьер-майора Х.К. Розенберга был найден камень с надписью гласившей: «В лето 6576 индикта 6 (1068 г.) Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Корчева 10 000 и 4000 сажен». Это один из ранних памятников славянской письменности, и первая гидрографическая заметка. Кроме того, это один из первых русских памятников палеографии и эпиграфики XI века. В связи с исследованием о камне и связанно возникновение русской палеографии. Вообще исследования о Тмутараканском камне многогранны, но для историков он важен ещё и тем, что точно определяет местонахождение княжества. Хотя стоит сказать, как и любую находку, подлинность камня подвергали сомнениям и даже обвиняли в подделке надписи. Мы однако не будем вдавятся в освещение споров о подлинности камня, просто скажем, мы верим в подлинность камня и аргументам тех учёных которые это доказывали. Тем более что есть археологические подтверждения существования здесь русского поселения. Так археологическая экспедиция под руководством выдающегося историка Бориса Александровича Рыбакова раскопала фундамент христианской церкви этого периода, а также сделала несколько других археологических открытий позволивших точно локализовать местонахождение княжества. По поводу церкви хотелось сказать вот что. Краснодарский археолог-энтузиаст В.В. Туманов, на раскопках вместе со школьниками, обнаружил следы возможных келий Никона (видный деятель русской православной церкви, XI века, написал крупнейший летописный свод для своего времени, послуживший основой Повести временных лет, в 1061 году спасаясь от княжеского гнева, прибыл в Тмутаракань, где жил довольно длительное время, в 1068 году заложил в Тмутаракани фундамент христианской церкви). Дело в том, что предания о существовании вблизи станицы Ахтанизовской христианского храма, а ещё ранее обширного языческого храма, сохранились вплоть до XIX века. Возможно, это был славянский языческий храм, куда приходили молиться Родным Богам славянские воины, и славянские же поселенцы, жившие в этих местах ещё ранее.
Во второй половине XI века Тмутараканское княжество становится пристанищем для князей самого авантюрного нрава. Чего стоит князь Олег Гориславич (в этом прозвище как справедливо заметил русский историк Лев Прозоров нет ни намёка на обиду или горе – долю. Напротив, это человек мимолётной «горючей» славы»). Множество раз терпевший неудачу, побывавшей в византийской ссылке на острове Родос, он каждый раз умел выходить сухим из воды. В связи с одним эпизодом его жизни сохранилось одно любопытное адыгейское предание. История князя Олега – «Аллигико» — передают записанные Ш.Б. Ногмовым адыгейские предания. В них, схваченный и увезённый за море Олег, оказывается пленником в «Саркале»-Саркеле. Видимо так отразилась в адыгейских преданиях память о пленении князя хазарами, союзником Олега в предании становится татарский хан – вероятно, здесь указание на союз Олега с половцами. Напомним, это предание имеет реальные исторические корни. Так князя Олега Святославича действительно по приказу князя Всеволода схватили хазары, и он был отправлен в Византию в ссылку на остров Родос, где и находился некоторое время, пока византийский император Алексей Комнин не отпустил его, он же выдал в жёны Олегу знатную гречанку. Андрей Николаевич Сахаров сделал предположение, что это было сделано с целью получить доступ к Тмутараканской нефти. Как известно нефть в Средние века была компонентом «напалма средневековья» — греческого огня, в котором так нуждалась Византия в этот период. Вероятно, с Олегом был заключён договор, по которому в обмен на византийскую помощь он обязался выдавать нефть империи. После своего возвращения как сообщает летопись «козар посече» то есть истребил практически всех хазар. И действительно после этого эпизода упоминания о них практически исчезают из источников.
Был в Тмутаракани и ещё один довольно крупный город РОссия, об этом свидетельствует ряд источников, и управляла им греческая жена князя Олега Гориславича, он отдал ей РОссию как удел. Вероятно, в состав Тмутаракани входил и ещё один город – Керчь (Корчев).
Последний раз в Повести временных лет Тмутаракань упоминается под 1094 годом где говорится : «В тот же год пришел Олег с половцами из Тмутаракани и подошел к Чернигову». Далее мы услышим о Тмутаракани и в слове по полку Игореве где говорится : «Див забился, на вершине дерева кличет — велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутараканский идолище!» Как полагают, историки уже в начале XII века княжество перестаёт быть русским, и переходит под власть Византии. Мы, однако, будем придерживаться мнения историка Татищева, который полагал, что Тмутаракань ещё 1113 году была в составе Руси и только потом, в течение первой половины XII века, стала Землёй незнаемой. Хотя по всей вероятности русское население, изолированное от Руси продолжало жить в княжестве и в последующие времена. Так в общих чертах мы бы осветили историю Тмутараканского княжества в XI веке.

5 411

Поход Игоря в половецкую Тмутаракань преследовал, прежде всего, политическую и экономическую цели. Это – расширение на восток византийско-христианского влияния, а также захват стратегически и экономически важных территорий у устья и излучины Дона (вблизи Волги), что позволило бы вести контроль за водными и сухопутными торговыми путями в бассейне этих рек.

Время нападения на половцев было выбрано в период, когда значительная часть их войск ушла в поход на Константинополь. Князь Игорь основную часть пеших и конных полков направил по водоразделу вдоль Дона (мимо Россоши и Кантимировки) в излучину Дона, где располагалась Ставка половецкого хана Кончака на реке Каяла (современная р. Чир). Сам же Игорь с конными воинами устремился к Азовскому морю, где у устья Дона находился важный город-порт. Но восточнее Матвеева кургана (что севернее Таганрога) половцы, применив «греческий огонь», разбили военные отряды, пленив Игоря.

Примерно в это же время на подступах к Ставке половцев (на реке Каяла — Чир), в районе хуторов Нижне- и Верхне-Яблоневские, были окружены и разбиты основные полки Игоря. Здесь было много братских курганов вплоть до XX века, которые в конце прошлого века были разрушены и разграблены официальными археологическими экспедициями и самодеятельными археологами. Из курганов были изъяты большие культурно-исторические ценности. В этом районе остались нетронутыми лишь многочисленные каменные изваяния и осколки от них.

По состоянию на 1185 год тмутараканские земли простирались от реки Кубань до излучины Дона у Волго-Донского канала (см. карту-схему в конце статьи). Столица и духовный центр этих земель находились в районе современного г. Белая Глина. Здесь археологи могут найти множественные подтверждения в камне, металле на местах бывших храмов, некрополей и других сооружений. Последующие власти и религии постарались предать забвению местоположение языческой столицы Тмутаракань, приписав её другому городу – Таматарху (современная станица Таманская), что на Таманском полуострове.

История возникновения Тмутараканского княжества связана с периодом Великих переселений народов. В начале IV в. н.э. сюда из-за Волги и Каспия пришла значительная часть славян, которые образовали княжество. Примерно в этих же границах с VI по VIII век это княжество входило в состав большого славянского государства Артания. Артания простиралась от Днепра до реки Урал и от реки Кубань до Дмитровской гряды Московской области.

В древних источниках говорится, что в Тмутаракани жили варвары. Так называли славянские народы, которых из-за Урала в Европу привёл их предводитель князь Варвар. У славян были князья, а у хазар, половцев и ряда других народов – ханы.

На Тмутаракань периодически накатывались завоеватели. Так в VIII веке вторглись хазары, а в X веке – войска киевских князей – Рюриковичей (варягов) насаждая новую религию. В XI веке Тмутаракань является убежищем для славянских князей, изгнанных рюриковичами из внутренних славянских земель.

В конце XI века Тмутаракань была завоёвана половцами, в XIII веке — Чингисханом. Здесь находились отборные войска Золотой Орды.

С распадом Золотой Орды основная часть славянского населения Кубани по невыясненным причинам ушла в район низовья Волги и Дона, Северского Донца.
Только в XVIII веке здесь при Екатерине II появилось пополнение славян за счёт переселённых с Днепра казаков Запорожской Сечи.

Благодаря произведению «Слово о полку Игореве…» мы знаем о битве славян, которая по своим масштабам сравнима с «Ледовым побоищем» и «Куликовской битвой». Сейчас известны места битвы у реки Каяла (Чир) со многими курганами братских могил воинов. В этой битве участвовали предки донских казаков, которые появились в излучине Дона, придя в начале XI века из-за Урала.

Считаю необходимым району реального места битвы дать статус «культурно-исторического объекта» с установлением обелиска-памятника, как это сделано у Чудского озера и на Куликовом поле, а также включить его в список объектов для посещения туристами.

Прискорбно, что историографией целенаправленно замалчивается и искажается история славян и других родственных им народов. Загадочно утаиваются результаты археологических раскопок курганов на месте основной битвы половцев с полками Игоря вблизи реки Каяла (Чир). Это в 15 км от станицы Каргинская и 45 км южнее станицы Вёшенская.