Подводные лодки Турции

Подводная лодка «Atılay»

Подводная лодка «Saldıray»

Подводная лодка «Saldiray» была построена на германской верфи «Germaniawerft» по заказу Турции в 1937-1939 г. Лодка осуществила переход в Турцию под германским флагом. Однотипные лодки «Atilay» и «Yildiray» строились по германской лицензии на турецкой верфи «Valde & Gölcük». Однако была завершена лишь «Atilay» и принята в строй в 1940 г. Лодка погибла в 1942 г. Субмарина «Saldiray» списана в 1958 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 80 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,5/1 тыс. л.с. скорость – 20 узл.; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед.

Подводная лодка «Gur»

Лодка была построена на испанской верфи «Echivarrieta y Larrinaga» совместно с германскими специалистами и выкуплена Турцией в 1934 г. Списана – в 1947 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т., подводное – 1 тыс. т.; длина – 72,4 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4,2 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,9/1 тыс. л.с. скорость – 19,7 узл.; дальность плавания – 6,4 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводная лодка «Sakarya»

Лодка была построена на итальянской верфи «CNT» по заказу Турции и принята в строй в 1931 г. Списана – в 1949 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 61,6 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,5/1,1 тыс. л.с. скорость – 16,9 узл.; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 41 человек. Вооружение: 1х1 — 100-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводная лодка «Dumlupinar»

Подводный минный заградитель был построен на итальянской верфи «CNT» по заказу Турции и принят в строй в 19131 г. Лодка затонула в 1952 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,2 тыс. т., подводное – 1,7 тыс. т.; длина – 74,1 м, ширина – 7,8 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,3/1,4 тыс. л.с. скорость – 17,5 узл.; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 — 100-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед или 48 мин.

Подводная лодка «Birinci İnönü»

Подводная лодка «İkinci İnönü»

Подводные лодки типа «Birinci Inonu» и «Ikinci Inonu» были построены в Нидерландах на верфи «Wilton-Fijenoord» и приняты в строй в 1928 г. Обе лодки были списаны в 1948 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 520 т., подводное – 670 т.; длина – 58,7 м, ширина – 5,8 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,1/0,7 тыс. л.с. скорость – 13,5 узл.; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: 1х1 — 75-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 6 – 460-мм торпедных аппаратов; 6 торпед.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ТУРЦИИ – ДИСЛОКАЦИЯ!

Справочные данные о ВМС Турции по состоянию на 1 января 2020 года: общая численность личного состава около 56.000 человек, из них около 4000 морская пехота. ВМС Турции используют порядка 13 основных военно-морских баз и пунктов базирования боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. Морская авиация базируется на трех основных аэродромах с общей численностью порядка 50 единиц. Корабельный состав имеет общую численность около 160 боевых единиц с учетом кораблей и катеров всех классов , а также порядка 130 обеспечивающих. Отдельно стоит отметить, что Береговая охрана Турции также имеет в своем составе порядка 140 единиц.
Основные зоны оперативной ответственности ВМС Турции – Средиземное, Мраморное, Эгейское и Черное моря. Для обеспечения контроля определенных квадратов и более оперативного реагирования на возникшие угрозы соединения ВМС Турции рассредоточены в базировании на разные пункты и организационно разделены на зоны ответственности, а также оперативные командования. Основные крупные силы сосредоточены в 15 военно-морских базах и пунктах базирования. Поговорим о них подробно:
1). Умурьери – пункт базирования командования Северной военно-морской зоны ВМБ Стамбул ВМС Турции находящийся в северной части пролива Босфор. Здесь находятся силы предназначенные для контроля самого пролива, а также для оперативного развертывания в Черном море. В Умурьери базируются десантные корабли, группа патрульных и ракетных катеров и суда обеспечения. Общая численность порядка 25 единиц. Здесь же по некоторым данным размещается группа боевых пловцов спецназа ВМС Турции. Пункт используется также для стоянки учебных кораблей и судов, а также для временного базирования боевых кораблей других соединений.




2). Измир – Главная военно-морская база Южной военно-морской зоны ВМС Турции. Расположена на восточном побережье Эгейского моря. Здесь находятся силы предназначенные для контроля Эгейского и Средиземного морей, а также проливной и островных зон. Здесь находится штаб и командование ЮВМЗ, а также командование района Эгейского моря. В Измире базируется группа десантных кораблей, флотилия патрульных кораблей и катеров, а также группа судов обеспечения. По предварительным данным здесь же базируется несколько тральщиков ( но вероятнее всего на ротационной основе). Общая численность порядка 30 единиц. Также в Измире находится военно-морской учебный центр ВМС, имеются судоремонтные мастерские и плавдоки. Кроме того здесь базируется группа кораблей Береговой охраны командования района Эгейского моря ( около 12 единиц).



3). Искендерун – пункт базирования ВМС Турции командования района Средиземного моря. Находится в восточной части Средиземного моря. Здесь в военной гавани залива Искендерун базируется группа патрульных катеров и несколько судов обеспечения. Здесь же находится военно-морской учебный центр ВМС. Общая численность до 15 единиц.

4). Мерсин – военно-морская база ВМС Турции командования района Средиземного моря. Располагается на северо-восточном побережье Средиземного моря. Здесь в военной гавани торгового порта базируются десантные корабли и катера, ракетные и патрульные катера, несколько тральщиков, а также группа судов обеспечения. Общее количество около 20 единиц. Силы базы регулярно выполняют задачи в Средиземном море.
5). Фоча – военно-морская база ВМС Турции командования района Средиземного моря. Является одной из крупнейших баз. Находится на восточном побережье Эгейского моря чуть южнее самого города Фоча в отдельной военной гавани. Это основное место базирования десантной флотилии ВМС Турции – около 25 вымпелов. Здесь же базируются корветы, ракетные и патрульные катера, а также суда обеспечения. В районе данного пункта также размещается база морского спецназа ВМС Турции. Всего в ВМБ Фоча базируется порядка 40 единиц.
6). Чанаккале – пункт базирования ВМС Турции командования района пролива Дарданеллы находящийся на восточном побережье пролива Дарданеллы. Здесь базируются патрульные катера и несколько судов обеспечения. Данный пункт часто используется ВМС Турции как маневренный для временной стоянки основных сил. Общее количество около 10 единиц.
7). Эрдек – военно-морская база ВМС Турции развернутая в отдельной гавани района города Эрдек на южном побережье Мраморного моря. Это основная база минной флотилии ВМС Турции. Здесь базируется не менее 15 противоминных кораблей различных проектов, а также группа патрульных катеров и несколько судов обеспечения. Обще количество около 25 единиц. В базе имеются судоремонтные мастерские и доки. Сосредоточение минной флотилии в этом районе объясняется необходимостью в угрожаемый период осуществления постановки минных заграждений в проливных и островных зонах. ВМС Турции проводят учения подобного рода ежегодно.
8). Эрегли – пункт базирования ВМС Турции командования района Черного моря находящийся на южном побережье Черного моря. Здесь сосредоточены патрульные катера и на ротационной основе базируются корветы, фрегаты, ракетные катера и подводные лодки. ПБ Эрегли является маневренным пунктом ВМС Турции, предназначенным только для стоянки кораблей, здесь отсутствуют ремонтные мастерские и флотские арсеналы.
9). Синоп – пункт базирования ВМС Турции командования района Черного моря находящийся на южном побережье Черного моря. Используется как маневренный пункт ВМС для сил осуществляющих дежурство в Черном море. В Синопе на постоянной основе базируется группа кораблей Береговой охраны командования Черного моря ( около 5 единиц), других сил на постоянной основе здесь не имеется.
10). Самсун — пункт базирования ВМС Турции командования района Черного моря находящийся на восточном побережье Черного моря. Используется как маневренный пункт ВМС для сил осуществляющих дежурство в Черном море. В Самсуне на постоянной основе базируется группа кораблей Береговой охраны командования Черного моря ( около 5-7 единиц), других сил на постоянной основе здесь не имеется. В пункте располагаются судоремонтные мастерские.

11). Чамбурну – новый пункт базирования ВМС Турции командования района Черного моря находящийся на восточном побережье Черного моря. Будет использоваться как маневренный пункт ВМС для сил осуществляющих дежурство в Черном море. Сюда же планируется перевести часть сил из состава отряда Береговой охраны командования Черного моря базирующихся в Самсуне.
12). Трабзон – пункт базирования Береговой охраны командования Черного моря. Он также используется для временного базирования сил ВМС Турции осуществляющих дежурство в Черном море.
13). Бартын — пункт базирования Береговой охраны командования Черного моря. Он также используется для временного базирования сил ВМС Турции осуществляющих дежурство в Черном море. В некоторых источников сообщалось, что в данном пункте ВМС Турции содержали отряд морского спецназа.
14). Гельджюк – Главная военно-морская база ВМС Турции расположенная в восточной части Измитского залива Мраморного моря. Здесь базируются основные силы ВМС Турции, множество объектов военного и социального назначения, находятся судостроительные верфи и судоремонтные предприятия, несколько флотских арсеналов и учебный центр ВМС. В отношении боевых единиц здесь базируются корабли всех классов включая подводные лодки. Всего в ГВМБ Гельджюк с учетом судов обеспечения базируются не менее 70 единиц. Кроме того здесь базируется отряд Береговой охраны численностью до 15 единиц.
15). Аксаз-Караагач – военно-морская база Южной оперативной группы ВМС Турции расположенная в районе города Мармарис на юго-восточном побережье Эгейского моря. Это одна из крупнейших баз ВМС Турции. Здесь базируются корабли разных классов, в том числе подводные лодки. Всего около 35 единиц с учетом судов обеспечения. База располагает судоремонтными мастерскими, доками и флотским арсеналом. Это фактически самая новая крупная база ВМС Турции – окончательные работы по его достройке были завершены в 2002 году. Силы дислоцированные в этой базе регулярно осуществляют выполнение задач в Средиземном море.
Отдельно хотел бы отметить пункты базирования Береговой охраны Турции которые в угрожаемый период также могут использоваться на прямую в интересах ВМС: Мерсин, Анталия, Мармарис,Измир,Синоп,Трабзон,Бартын,Амасра,Чанаккале, Стамбул,Измир и Искендерун.
Артем Балабин. Март 2020.

ВМС Турции. Обзор

ВМС Турции имеют в своем составе (после реорганизации): 165 боевых кораблей и катеров (в том числе 16 фрегатов, 10 корветов, 16 патрульных кораблей, 13 подлодок, 11 тральщиков, 33 десантных корабля и катера, 18 ракетных катеров и 33 патрульных катера), 16 самолетов базовой патрульной авиации и 38 вертолетов. Основу надводного флота составляют 24 сторожевых корабля: 16 фрегатов и 10 крупных многоцелевых корветов.
Турецкий флот имеет солидное суммарное полное водоизмещение кораблей основных классов − 88 500 тонн (для сравнения: Германия − 56 800 т). Анкара, укрепляя свои геополитические позиции, армию и флот, экономику, стала мощной региональной державой.
Турция, единственная из стран Причерноморья, кроме России разумеется имеет подводные лодки, частично построенные на местных верфях по немецким проектам.
Всего у турок в строю 13 подводных лодок:
— 5 Atılay-class немецкого проекта 209/1200, водоизмещением 1600 тонн, 1979-1989 г.г. постройки (цифра 1200 означает водоизмещение лодки). Средний ремонт с установкой воздухонезависимого двигателя отменен. Планируется ограниченная модернизация.

Тактико-технические характеристики проекта 209/1200. Водоизмещение: 990 т — надводное и 1200 т – подводное. Длина — 56 м. Ширина — 6 м. Осадка — 5,5 м. Наибольшая надводная скорость — 10, подводная — 22 узла. Дальность плавания — до 5000 миль при скорости 8 уз. Одновальная энергетическая установка корабля состоит из четырех дизель-генераторов (ДГ) мощностью по 1000 л.с. каждый, и главного гребного электродвигателя (ГЭД) мощностью в 5000 л.с. Вооружение состоит из восьми 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом до 20 торпед. Экипаж — 33 человека.

— 4 Preveze-class проекта 209T1/1400, водоизмещением 1800 тонн, 1994-1999 г.г. постройки.


Тактико-технические характеристики проекта 209Т1/1400. Водоизмещение — до 1464/1586 т. Наибольшая надводная скорость — 10, подводная — 22 узла. Длина — 62 м, ширина — 6,2 м. Осадка в 5,5 м. Дальность плавания — 5000 миль, но при вдвое меньшей скорости хода, т.е. всего в 4 уз. Энергетическая установка на подводных лодках состоит из четырех ДГ MTU 12V396 SB83 по 900 л.с. и одного ГЭД мощностью в 4000 л.с. Экипаж — 35 человек.
— 4 Gür-class проекта 209T2/1400, водоизмещением 1800 тонн, 2003-2007 г.г. постройки.
Лодки вооружены 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, боезапас-14 торпед, возможна установка противокорабельных ракет «Sub Harpoon» и морских мин.

Турецкая дизель-электрическая подводная лодка S 357 Gür проекта 209T2/1400 в Босфоре
Лодки классов «Preveze» и «Gür» еще менее шумные, чем » Atılay», а за счет малых габаритов так же трудно обнаруживаемы. Малая же автономность и небольшая подводная скорость турецких лодок компенсируются повышающейся боевой эффективностью из-за ввода в боекомплект противокорабельных ракет «Sub Harpoon».
Минус в этом вооружении в том, что Анкара полностью зависима в технологическом плане от США: ракеты, контейнеры, испытательное и вспомогательное оборудование, запчасти, техническую документацию по ПКР всё из Штатов. Пентагон продолжает обучение турецкого флотского персонала, техническую поддержку ракет UGM-84L и выполнение другие задач по материальному обеспечению ПКР.
Планируется, что лодки проекта 209T1/1400 будут заменены 6 лодками типа 214, с дизельной двигательной установкой, совмещенной с воздухонезависимой двигательной установкой (AIP) на основе водородных топливных элементов c полимерной электролитической мембраной (PEM) Siemens, строящимися на турецких верфях. Так как турецкий тип 214 будет иметь огромное количество исконно турецких систем на борту, этот вариант лодки было решено именовать типом 214TN (Turkish Navy). HDW будет собирать основные корпусные и механические узлы и секретные компоненты, такие как топливные элементы и двигательная установка в Германии, а затем перевозить их к месту сборки. Все электронные компоненты и системы вооружения (включая систему C4I) будут производиться и устанавливаться уже непосредственно в Турции.
Впрочем, на сегодня отставание от изначального графика программы оценивается в шесть лет. Задержку в строительстве подлодок вызвали проблемы с финансированием и ошибки проектирования, чреватые потерей остойчивости в надводном положении. В итоге строительство первой субмарины серии «Пири Рейс» началось только в 2015 году. Ее планируют передать флоту в 2021 году. А завершение поставки всех шести подлодок ожидается к 2026 году.
Подводные лодки проекта 214 достигают в длину 65 метров при подводном водоизмещении 1860 тонн. Лодки изготовлены с использованием технологий малозаметности, оснащены комбинированной дизель-электрической/анаэробной (воздухонезависимой на топливных элементах) энергетической установкой, которая позволяет субмарине двигаться без всплытия более 10 дней. Скорость в подводном положении – до 20 узлов, в надводном – 12 узлов. Глубина погружения – до 400 метров.
Подлодки проекта 214 вооружены восемью 533-мм торпедными аппаратами, а также могут выставлять минные заграждения. 24 октября этого года Минобороны Турции объявило о запуске MiLDEN — проекта постройки отечественных боевых субмарин. MiLDEN является сокращением от Milli Denizalti, что переводится как «национальная подводная лодка». Первую субмарину планируют принять на вооружение к 2040 году, и она будет построена на базе немецкого проекта Type 209.
Надводные силы флота составляют-14 фрегатов, из которых:
— 8 бывших американских «Оливер Х. Перри» получены в 1997—2003 г.г. из резерва американского флота. Водоизмещение-4100 тонн. Длина – 135, 64 м, ширина – 13,72 м, осадка – 7,5 м. ГЭУ: 2 ГТУ General Electric LM2500-30, 1 вал, 41000 л.с. (31 MW), 2 вспом. дизеля (650 л.с.), 2 подруливающих устройства. Скорость – 29 узлов. Дальность плавания – 4500/20. Вооружение: 1х1 ПУ MK13Mod.4 ЗРК Tartar/ПКРК Harpoon (32 ЗУР SM-1 MR и 8 Harpoon); 1х1 76-мм АУ OTO Melara Mk75, 1х6 20-мм МЗАК Mk15 Vulcan-Phalanx, 2х3 324-мм ТА Mk32 (6 торпед Mk46 или Mk50), 1-2 вертолета SH-2F Seasprite LAMPS Mk I (на FFG 7, 8, 9-19, 29-32) в ангаре. Экипаж – 205 чел. (15 офицеров).
Ввиду моральной и технической устарелости кораблей, было принято решение подвергнуть их масштабной модернизации по программе GENESIS. Модернизация включала капитальную замену электроники кораблей, усовершенствование их вооружения и приведение систем в соответствие с стандартами Турции.
В ходе модернизации, корабли были оснащены новой БИУС GENESIS— высокоэффективной полностью автоматической системой, способной отслеживать и идентифицировать до 1000 целей одновременно.
Радиолокационное оснащение фрегатов было заменено новой трёхкоординатной РЛС SMART-S, голландского производства, способной обнаруживать воздушные цели на дистанции до 250 километров. Также корабли получили новый поисковый сонар большого радиуса действия.
Вооружение кораблей было дополнено вертикальной пусковой установкой Mk 41 на восемь ячеек, установленной в носовой части перед балочной пусковой Mk 13. Пусковая используется для размещения ракет Evolved Sea Sparrow Missile, существенно расширяя возможности фрегата по ближней противовоздушной обороне и поражению низколетящих ракет. Летные площадки на корме фрегатов были адаптированы для того, чтобы оперировать вертолетами S-70 «Seahawk».
Первый фрегат типа G (как стали называться модернизированные фрегаты в турецком флоте) был принят в состав ВМФ в 2007 году, последний — в 2011. На данный момент восемь фрегатов типа G составляют основу дальней противовоздушной обороны турецкого флота, так как ни один другой турецкий корабль не способен нести дальнобойные ракеты SM-1MR. Правда, насколько боеспособен ЗРК среднего радиуса «Стандарт SM-1MR (ветеран Вьетнамской войны) — одному Богу известно.

Фрегат TCG «Gediz» (F-495) ВМС Турции
— 4 фрегата DE MEKO 200TN Track IIA построены в Турции по измененному немецкому проекту МЕКО 2000. Были установлены новые системы навигации, управления артвооружением и радиопротиводействия. Водоизмещение 3300 тонн. Длина – 116,72 м, ширина – 14,8 м, осадка – 4,25 м. ЭУ – двухвальная, 2 ГТУ GE LM-2500 (63532 л.с.), 2 дизеля MTU 16V 1163 TB83 (13060 л.с.). Скорость – 32 уз. Дальность плавания – 4100/18. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР Harpoon, 1х16 УВП Mk41 Mod.8 (Sea Sparrow ESSM), 127-мм АУ Mk45 Mod.1, 3х4 25-мм МЗАК Oerlikon Contraves GM25-52 Sea Zenith, 2х3 324-мм ТА Mk32 (Mk46 Mod.5), 1 вертолет АВ.212. Экипаж – 180 чел. (24 оф.)

Фрегат TCG «Turgutreis» (F-241) ВМС Турции
— 4 фрегата DE MEKO 200TN Track I. Первые два фрегата MEKO 200TN для ВМС Турции построены в Германии (Blohm und Voss, HDW): F240 Yavuz, F241 Turgut Reis и переданы ВМФ Турции в 1988 и 1989 г.г. соответственно. Еще 2 построены в Турции. Водоизмещение: 3000 тонн. Длина – 110,5 м, ширина – 14,2 м, осадка – 3,94 м. ЭУ – двухвальная, 4 дизеля MTU 20V1163 TB93, 29940 л.с. Скорость – 27 уз. Дальность плавания – 4000/18. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР Harpoon, 1х8 ПУ Mk29 Mod.1 ЗРК Sea Sparrow (16 ЗУР), 1 127-мм АУ Mk45 Mod.1, 3х4 25-мм МЗАК Oerlikon Contraves Sea Zenith GM25, 2х3 324-мм ТА Mk32 (Mk46 Mod.5), 1 вертолет АВ.212. Экипаж – 180 чел. (26 оф.).
Турецкий фрегат TCG «Barbaros» (F-244) проекта DE MEKO 200TN Track IIA
В январе 1996 года в Турции началась разработка фрегата собственного проекта TF-2000 (Turkish Frigate-2000), прототипом которого явился норвежский фрегат F-310 «Фритьоф Нансен», который получил статус общенациональной военной корабельной программы. Это многоцелевой боевой стелс-корабль, способный решать ряд миссий, включая разведку, наблюдение, идентификацию целей, раннего предупреждения, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, функции ПВО. Головной корабль серии должен сойти со стапелей турецкой верфи Golcuk в 2021 году.
Предполагаемый вид перспективного турецкого фрегата TF-2000 (Turkish Frigate-2000). Цифрами обозначены: 1) вертолёт «Си Хок» (один или два); 2) 12,7-мм дистанционно-управляемые крупнокалиберные пулемёты STAMP (4х1); 3) ПУ Mk 49 ЗРК ближайшего рубежа Mk 31 для ракетRAM/RIM-116 (2х21); 4) УВП ЗРК, скорее всего, зональной обороны (5х8); 5) ТА (2х2); 6) РЛС дальнего обнаружения, возможно, SMART-L; 7) электронно-оптическая прицельная станция; 8) ПУ ПКР (2х8); 9) РЛС с ФАР ÇAFRAD; 10) УВП для КРБД?; 11) 127-мм АУ.
10 корветов:
— 4 турецкой постройки MILGEM (типа Ada). Фактически проект был разработан для ВМС Турции при участии николаевского Государственного Исследовательско-проектного центра кораблестроения (ИПЦК, Украина). Водоизмещение: 2 300 т. Длина – 99,56 м, ширина – 14,4 м, осадка – 3,89 м. ЭУ – двухвальная, 1 ГТУ, 2 дизеля, 30000 kW. Скорость – 29 уз. Дальность плавания – 3500/15. Экипаж – 93 чел. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР Harpoon Block II, УВП Mk41, 1х21 ПУ ЗРК RAM, 1 76-мм АУ, 2х3 324-мм ТА Mk32, 2 12,7-мм пулемета, 1 вертолет S-70B-2 Sea Hawk. Всего планируется построить 12 корветов данного проекта, однако до настоящего времени была санкционирована постройка только четырех кораблей.
Строительство головного корвета F 511 Heybeliada осуществлялось на верфи Istanbul Naval Shipyard с января 2007 года и корабль был введен в состав турецкого флота в сентябре 2011 года. Второй корвет F 512 Büyükada был сдан ВМС Турции в сентябре 2013 года, третий корвет F 513 Burgazada — в ноябре 2018 года, и четвертый корвет F 514 Kınalıada- 29 сентября этого года. Новейший корвет Kinaliada первым в ВМС Турции получил противокорабельный ракетный комплекс турецкой разработки Аtmaca, морские испытания этого комплекса должны быть начаты позднее на этом корабле.
Новейший турецкий корвет TCG Heybeliada (F-511) типа MILGEM
5 июля 2018 года ВМС Пакистана в Равалпинди подписали контракт, стоимостью 2 млрд. долл. с турецкой проектно-конструкторской государственной компанией Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret (STM) на поставку пакистанскому флоту четырех корветов турецкого проекта MILGEM (типа Ada).
Согласно подписанному соглашению, первые два корвета будут построены в Стамбуле на военно-морской верфи Istanbul Naval Shipyard, ведущей строительство этих кораблей для ВМС Турции, со сдачей в 2023 году, а два других будут по будут построены при турецком содействии на пакистанской государственной верфи Karachi Shipyard & Engineering Works Ltd. (KSEW) в Карачи в 2024-2025 годах. Первый корабль должен быть построен за 54 месяца, а остальные должны быть построены за 60, 66 и 72 месяцах соответственно. Еще в мае 2017 года STM и KSEW подписали предварительное соглашение о совместной постройке этих корветов в Карачи.
Подробности облика пакистанских корветов проекта MILGEM (по ряду источников, в ВМС Пакистана они будут числиться фрегатами) не сообщаются, но судя по публикациям в пакистанских СМИ и изображению с церемонии первой резки стали, корабли получат противокорабельные ракеты пакистанского производства (возможно, Harbah), а вместо ЗРК RAM будет установлен новый турецкий 35-мм корабельный спаренный зенитный артиллерийский комплекс Aselsan Gökdeniz. 29 сентября 2019 года на военно-морской верфи в Стамбуле (Istanbul Naval Shipyard) состоялись церемонии первой резки стали для начала строительства первого корвета проекта MILGEM для ВМС Пакистана.
— 6 бывших французских «авизо» А69 «D’Estienne d’Orves» 70-х годов постройки. Переданы ВМФ Турции в 1999-2002 г.г. Водоизмещение: 1100/1250-1330 т. Усовершенствованный проект. Длина – 80,0 м, ширина – 10,3 м, осадка – 3,0/3,2 (с ГАС – 5,3,/5,5) м. ЭУ – двухвальная, 2 дизеля SEMT-Pielstick 12 PC 2 V400 (F791 — SEMT-Pielstick 12PA6 V280BTC), 12000 (13200) л.с. Скорость – 23,3 уз. Дальность плавания – 4500-5190/15. Экипаж – 84 чел. (5 оф.). Вооружение: 4х1 ПУ ПКР MM40 Exocet, 1х1 100-мм АУ Model 1968 CADAM, 2 20-мм АУ GIAT F2, 4х1 533-мм ТА KU-64A (торпеды L3 или L5).
Турецкий корвет TCG Bartın (F-504) Burak-class
19 ракетных катеров:
— 9 типа Kilic — строятся с 1999 года в Турции по немецкому проекту FPB-57-052. Всего планируется построить 16 единиц. Водоизмещение: 540 т. Длина – 62,4 м, ширина – 8,6 м, осадка – 2,82 м. ЭУ – 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V956 TB91, 15210 л.с. Скорость – 38 уз. Дальность плавания – 700/35, 3300/16. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР RGM-84C Harpoon, 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 40-мм АУ OTO Melara Compact, 2 12,7-мм пулемета. Экипаж – 45 чел. (6 оф.)
Турецкий ракетный катер TCG Kilic (P-330) типа «Kilic»
— 2 Modified FPB-57 (турецкое обозначение-Yildiz) построены в 1994-96 г.г. в Турции. Водоизмещение: 387/432 т. Длина – 57,84 м, ширина – 7,62 м, осадка – 2,8 м. ЭУ – 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V956 TB91, 18000 л.с. Скорость – 36,5 уз. Дальность плавания — 700/35, 3300/16. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР RGM-84C Harpoon, 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 35-мм АУ Oerlikon, 2 7,62-мм пулемета. Экипаж – 45 чел. (6 оф.).
— 4 FPB-57 (турецкое обозначение-Doğan). Немецкого проекта. Катер Doğan (Р-340) был построен в 1978 году Германии, остальные три строились в 1977-81 г.г. Турции по его образцу. Водоизмещение: 353/398 т. Длина – 58,1 м, ширина – 7,62 м, осадка – 2,8 м. ЭУ – 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V956 TB91, 18000 л.с. Скорость – 36,5 уз. Дальность плавания — 700/35, 3300/16. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР RGM-84A Harpoon, 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 35-мм АУ Oerlikon, 2 7,62-мм пулемета. Экипаж – 38 чел. (5 оф.).
— 4 Rüzgar-class немецкого проекта. 1986-1988 гг. турецкой постройки. В 70-х годах руководство Турецкой республики приняло решение о закупке для своих ВМС ракетных катеров. В качестве образца был выбран немецкий ракетный катер типа «Альбатрос». Вскоре было достигнуто соглашение о постройке десяти катеров проекта FPB-57 (экспортная версия «Альбатрос») — части в ФРГ, части по лицензии — в Турции.
Первый катер проекта FPB-57 был спущен на воду в Bremen-Vegesack (ФРГ) 16 июня 1976 года и 23 декабря был принят в строй ВМС Турецкой республики под номером TCG Doğan (Р-340). Три последующих построены по лицензии и спущены на воду на верфи Taşkızak в Стамбуле (Турецкая республика) в период с 1977 по 1980 год и введены в строй соответственно с 1978 по 1981 год. Эти четыре катера относятся к типу Doğan.
Следующие четыре катера проекта FPB-57 были спущены на воду на верфи Taşkızak в 1984-88 годах как тип Rüzgar.
Заключительные два катера проект FPB-57 также были построены по лицензии и спущены на воду на верфи Taşkızak в Стамбуле (Турецкая республика), они относятся к типу Yildiz.
Турецкий ракетный катер TCG «Doğan» (P-340)
— 16 патрульных кораблей турецкой постройки «Tuzla» (всего планируется построить 26). Водоизмещение: 400 т. Длина – 55,8 м, ширина – 8,85 м, осадка – 2,5 м. Скорость – 25 узлов. Дальность плавания – 1000/14. Экипаж – 34 чел. Вооружение: 2 РБУ, 2 40-мм АУ, 2 12,7-мм пулемета. Планируется установка ПКР турецкой разработки Atmaca.
Турецкий патрульный корабль TCG Karabiga (P1205) типа «Tuzla»
— 11 тральщиков, из которых 6 новейших искателей мин типа Aydın, которые строятся в Турции по немецкому проекту. Водоизмещение: 715 т. Длина – 54,46 м, ширина – 9,7 м, осадка – 2,5 м. ЭУ – 2 дизеля 2 MTU 16V396 TE84K, 2 подруливающих устройства, 2 винта Voith-Schneider, 3000 л.с. Скорость – 14 уз. Экипаж – 53 чел. Вооружение: 1 30-мм АУ OTO Melara/Mauser, 2 12,7-мм пулемета, 60 мин.
Тральщик-искатель мин TCG «Alanya» (М 265) типа Aydın
Десантные силы турецкого ВМФ насчитывают 33 единицы и имеют в своем составе:
— 2 больших десантных корабля турецкой постройки L 402 Bayraktar введен в строй 14 апреля 2017 года. В настоящее время строится второй корабль проекта L 403 Sancaktar- 7 апреля 2018 года. Заказаны еще два корабля данного проекта. Корабли типа Bayraktar имеют полное водоизмещение 7254 т, наибольшую длину 138,8 м, ширину 19,6 м и осадку в полном грузу 4,8 м (носом — 2 м). Четыре дизельных двигателя MTU 16V 4000 M73L общей мощностью 15448 л.с. вращают два гребных вала, скорость полного хода 18,5 уз, дальность плавания 5000 миль на 15 уз.
Корабли построены по традиционной для танкодесантных кораблей схеме, десантовместимость 350 человек и до 1200 т груза. На грузовые палубы площадью суммарно 1790 кв м возможен прием до 20 танков Leopard 2 или от 24 до 60 единиц легкой бронетехники или автотранспорта. На верхней палубе размещены четыре малых пехотнодесантных катера типа LCVP и три самоходных понтона, и оборудована большая взлетно-посадочная площадка для вертолетов. Экипаж 129 человек (включая 12 офицеров), также зарезервированы — помещения для размещения штаба в 17 офицеров.
Вооружение кораблей включает две 40-мм одноствольные артиллерийские установки Leonardo (Oto Melara) Fast Forty Single, два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса Raytheon Vulcan Phalanx Mk 15 Mod 1 Block 1B (на головном корабле пока не установлены) и два 12,7-мм дистанционно управляемых модуля производства Aselsan. Установлены РЛС общего обнаружения Thales SMART-S, две электронно-оптические системы управления огнем Aselsan Aselflir 300 EO/IR, комплекс РЭБ Aselsan ARES-2N, комплекс противоторпедной защиты Aselsan Hizir, а также АСБУ Havelsan GENESIS.
Новейший большой десантный корабль турецкой постройки L 402 «Bayraktar » прибыл в Одессу. (кому Одесса, а кому и Хаджибей…)
— 1 танкодесантный корабль Osman Gazi водоизмещение 3700 тонн
— 2 танкодесантных корабля типа Sarucabey водоизмещением 2600 тонн
— 29 ДКА, из которых 21 имеет водоизмещение 600 тонн и 8-113 тонн
В настоящее время турки строят свой УДК Anadolu, официальная церемония первой резки стали для него состоялась 30 апреля 2016 года, 4 мая этого года L 400 Anadolu был спущен на воду и затем был отбуксирован из дока к достроечной стенке.
Предполагаемый вид спущенного на воду турецкий УДК L 400 Anadolu
При полном водоизмещении 27,5 тыс. тонн и длине корпуса 231 метр УДК Anadolu станет cамым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота, превзойдя линейный крейсер Yavuz (Goeben). Корабль L 400 Anadolu строится по проекту испанского судостроительного объединения Navantia и является фактически аналогом ранее построенного для ВМС Испании УДК Juan Carlos I. Контракт на на техническое проектирование и постройку для ВМС Турции к 2021 году УДК был подписан 7 мая 2015 года. Стоимость контракта не называлась, но неофициально оценивается в 1,4 млрд. долл. По условиям контракта, спуск корабля должен быть произведен в течение 40 месяцев с даты начала постройки, а морские испытания должны быть осуществлены через 55-59 месяцев после начала постройки.
Строительство Anadolu, ведется с некоторым опережением графика, и руководство верфи выражало готовность передать корабль ВМС Турции уже в 2020 году вместо контрактного срока в 2021 году. Пожар, произошедший 29 апреля 2019 года в носовой части Anadolu, не повлиял на сроки спуска корабля на воду. Также руководство компании еще в начале 2017 года сообщало, что ведет переговоры с Министерством обороны Турции относительно строительства второго универсального десантного корабля типа Anadolu.
Энергетическая установка состоит из газовой турбины General Electric LM2500 и двух дизель-генераторов MAN 32/40, мощность ЭУ — 30 тысяч л.с., максимальная скорость хода -22 узла, а дальность при скорости 15 узлов — 9000 миль. Как и в оригинальном проекте, УДК Anadolu сможет вмещать 900 пехотинцев с экипировкой, 46 танков или 77 единиц колесной техники и четыре десантных катера LCM (или два средних катера, или один катер на воздушной подушке) для десантирования техники и живой силы на берег. При этом корабль практически не имеет вооружения: УДК несет несколько установок противовоздушных ракет ESSM, четыре зенитных «Эрликона» и четыре зенитных автомата. Авиагруппа — до 30 летательных аппаратов (вкл. палубную «парковку»), в т.ч. вертолеты (вкл. тяжелые «Chinook», ударные Т-129 АТАК), БПЛА (вкл. ударные «Bayraktar»).
Изначально турки собирались превратить его в авианосец, который будет нести до 12 самолетов F-35B. ВМС Турции даже внесли предложение о закупке «до 18» истребителей Lockheed Martin F-35B, однако в связи с выводом Турции из программы F-35, после закупки турками ЗРС С-400, эти планы откладываются на неопределенный срок. Теоретически турки могут попытаться приобрести где-нибудь Harrier-ы или даже наши МиГ-29К, но это крайне маловероятно.
Вспомогательные корабли: 13 танкеров, 2 военных транспорта (в том числе специализированный «Искендерун»), 3 спасательных судна, 6 морских буксиров и 3 океанографических судна.
Турецкие корабли на учениях в Черном море. По бокам танкера TCG Akar (A—580) два фрегата типа G (модернизированный американский «Оливер Х. Перри»), между ними 2 фрегата типа MEKO 200
Авиация представлена четырьмя самолетами базовой патрульной авиации Tusas CN-235M (турецкая лицензионная версия испанского самолета CASA CN-235), с израильской электроникой фирмы Thales и 37 противолодочными вертолетами (25 Sikorsky S-70B-28 Seahawk и 12 Agusta-Bell AB-212 ASW итальянского производства).
Кроме того в состав авиации ВМФ входят: 2 транспортных самолетов ATR-72-600TMUA , 1 транспортный CASA CN-235 и 7 учебно-тренировочных SOCATA TB-20 французского производства. В настоящее время силами турецкой промышленности осуществляется модернизация 8 транспортных самолетов итальянского производства до уровня самолетов патрульной авиации ATR 72-600ТМРА. Дополнительно заказано 6 противолодочных вертолетов Sikorsky S-70B-28 Seahawk, собираемых в Турции по американской лицензии.
Противолодочный вертолет Sikorsky S-70B-28 Seahawk ВМС Турции
Морская пехота ВМС Турции состоит из амфибийной бригады и шести батальонов, которые имеют на вооружении танки М-48, БТР M113, минометы и стрелковое оружие. Морская пехота ВМС Турции предназначена для участия в самостоятельных десантных операциях по захвату и удержанию плацдармов на берегу, а также в боевых действиях на приморских направлениях совместно с подразделениями сухопутных войск при поддержке военно-воздушных и военно-морских сил. Бригада МП расквартирована на военно- морской базе «Фоча» около города Измира. Там же располагается отряд специальных сил ВМС и боевые пловцы группы турецких коммандос Su Alti Taarruz (создана в 1963 году).
Высадка турецких морских пехотинцев на учениях
В материале использованы только открытые источники.
Роман Кузнецов специально для ANNA News

Российско-турецкий конфликт развивается столь стремительно, что приходится строить прогнозы относительно вероятности событий, которые еще совсем недавно казались абсолютно невероятными. В субботу ВМФ Турции начал маневры в Мраморном море. Их необъявленная, но почти очевидная цель состояла в репетиции блокады проливов Босфор и Дарданеллы для блокирования выхода кораблей Черноморского флота России к берегам Сирии.

А в понедельник, 30 ноября, стало известно, что две турецкие подводные лодки выдвинулись в район расположения ракетного крейсера «Москва», который осуществляет прикрытие российской авиабазы в Сирии. Помимо мощного противокорабельного ракетного оружия крейсер оснащен зенитно-ракетным комплексом С-300 «Форт».

Необходимо сказать, что юридического права на перекрытие пролива Анкара не имеет. В 1936 году большинством стран мира, включая Турцию, была ратифицирована конвенция Монтре. Она устанавливает суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, но не дает права действовать, исходя лишь из личных интересов, не позволяет никакого вероломства относительно флотов других государств. Блокада может быть введена в одном единственном случае — при объявлении войны.

Кремль, комментируя вероятность блокады проливов, заявил, что такое развитие сюжета было бы апокалиптическим. Однако Эрдоган угодил в стрессовую ситуацию. Поэтому было бы вполне естественно выяснить, а хватит ли у ВМФ Турции сил для блокирования проливов?

Надводные корабли

Еще совсем недавно, в конце прошлого десятилетия, соотношение между силами ВМФ Турции и Черноморским флотом России было однозначно не в нашу пользу. Собственно, и сейчас мы проигрываем в сегменте надводных кораблей. Особенно, если брать в качестве критерия суммарное водоизмещение. У флагмана — ракетного крейсера «Москва» и большого противолодочного корабля «Керчь», в сумме оно составляет 20 тыс. тонн.

У турок кораблей крейсерского класса нет. Самые крупные их корабли — фрегаты. Но их 16, их суммарное водоизмещение переваливает за 50 тыс. тонн. Наиболее совершенные из них — корабли типа «Меко 200», построенные в Австралии. Правда, у ЧФ есть и еще крупные корабли, которые выполняют другие боевые задачи, — большие десантные корабли. Их семь. Именно они осуществляют поставку необходимых грузов в Сирию.

ВМФ Турции имеет 8 корветов водоизмещением менее 2 тыс. тонн. У ЧФ и в этом классе кораблей было существенное отставание — в 2014 году мы располагали только тремя сторожевыми кораблями дальней морской зоны. До конца этого года в строй будут введены еще 2 корабля, в первой половине следующего года — еще один.

Однако одной из главных характеристик боевых возможностей кораблей является все-таки не их масса, а используемое вооружение. Прежде всего, ракетное. И вот в этом отношении Черноморский флот вполне боеспособен. На флагмане используются противокорабельные ракеты «Вулкан», способные на сверхзвуковой скорости (2,5М) улетать на тысячу километров.

К достоинствам ракеты «Вулкан» относится комбинированная траектория полета, приближаясь к цели, она снижается до 15 метров над уровнем моря. Также в нее заложен алгоритм идентификации и распределения целей. Она способна самостоятельно выбирать в группе кораблей наиболее ценные. При этом при атаке несколькими «Вулканами» ракеты обмениваются между собой данными и распределяют между собой цели, выполняя одновременный заход с разных направлений.

Сторожевые корабли, например, «Сметливый» и ракетные катера оснащены современными ракетными комплексами, пришедшими на флот в новом тысячелетии. Их противокорабельные ракеты способны поражать цели по настильной траектории. К ним относятся ракеты Х-35 «Уран».

Турецкий флот оснащен не самыми «свежими» американскими противокорабельными ракетами «Гарпун», появившимися в 1980 году. В общем и целом «Гарпун» — ракета того же класса, что и Х-35, принятая на вооружение в 2003 году. Но вероятность поражения цели у нашей ракеты значительно выше, поскольку на ней установлена головка самонаведения с существенно более высокой помехозащищенностью. В тот период, когда отношения между нашими странами были существенно теплее, американцы даже рассматривали вопрос закупки в России ГСН для своих «Гарпунов».

Справедливости ради необходимо отметить, что наряду с современными крылатыми ракетами ЧФ частично вооружен и устаревшими ПКР «Термит», принятыми на вооружение в 1960 году.

Подводный флот

Основную ударную мощь турецкого флота представляют дизельные подводные лодки в количестве четырнадцати штук. И в этом сегменте у ЧФ еще совсем недавно была, можно сказать, катастрофа. До 2014 года мы могли ответить лишь тремя лодками. Одна из них относится к проекту 641, прекрасно себя зарекомендовавшему во время Карибского кризиса.

Но за 2 года к этим трем старослужащим добавились еще 4 лодки проекта 636.3, на ближнем подходе еще две. И вот здесь мы совершили не столько количественный, сколько качественный рывок.

Строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» началось в 90-е годы. Впоследствии лодку согласно проекту 636.6 модернизировали, и она приобрела дополнительные качества, став носителем крылатых ракет «Калибр». Также заметно улучшились такие параметры как малошумность, мощность силовой установки, дальность плавания, подводная скорость.

На Западе «Варшавянку» назвали «Черной дырой» в связи с тем, что она является самой малошумной лодкой в мире. Точнее — являлась, поскольку ее модификация 636.3 шумит еще меньше. Этого удалось достичь за счет установки дополнительных амортизирующих платформ и проведения других мероприятий.

Сливаясь с естественным шумом моря, эта субмарина может обнаружить цель на дистанции в 3−4 раза превышающей ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, обеспечивающая решение командных задач, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

Особого внимание заслуживает ракетный комплекс «Калибр», установленный на лодке. Эффективность крылатых ракет этого типа продемонстрировали недавние стрельбы из акватории Каспийского моря по базам террористов в Сирии. «Калибр» — это не одна ракета, а целое семейство. Каждая ракета обладает тем набором качеств, который необходим для решения той или иной тактической задачи. Помимо этого ракеты различаются по способу базирования — авиационные, береговые, для надводных кораблей и для подводных лодок.

В качестве «подарка» для сирийских джихадистов была использована ракета корабельного базирования, предназначенная для стрельбы по наземным целям, 3М-14. Ее дальность составляет 2600 км. В случае противокорабельного использования дальность равна 300 км.

В семейство «Калибров» входит и ракета принципиально нового типа 3М-54. Она способна совершать полет на всем протяжении маршрута на высоте 20 метров над морем при волнении в 7 баллов. При этом полет дозвуковой. При подлете к цели, попадая в зону действия ПВО противника, она снижается до 10 метров и летит со скоростью 2,9 М. При производстве этих ракет используется стелс-технология.

Турецкие дизельные подводные лодки построены по германскому модернизированному проекту 209. Они имеют 3 модификации. 4 лодки семейства Gur — самые современные, пришедшие в предыдущем десятилетии. Они оснащены вышеупомянутыми американскими ракетами «Гарпун». На 10 других лодках вооружение представлено в основном торпедными аппаратами. По бесшумности, а также по средствам обнаружения, целеуказания и навигации они уступают нашим «Варшавянкам».

ТТХ лодок «Варшавянка» 636.3 и Gur:
Длина, м: 73,8 — 62
Ширина, м: 9,9 — 6,2
Водоизмещение надводное, т: 2350 — 1450
Водоизмещение подводное, т: 3950 — 1586
Рабочая глубина погружения, м: 240 — 250
Предельная глубина погружения, м: 300 — 400
Автономность, сутки: 45 — н/д
Скорость подводного хода, узлы: 20 — 21
Дальность плавания, мили: 400 — 400
Дальность плавания в режиме работы дизеля под водой, мили: 7500 — н/д
Экипаж: 52 — 38
Ракетное вооружение: ПКР «Калибр» — ПКР «Гарпун»

Авиация

И в заключение необходимо напомнить, что в современных условиях значительную роль в боеспособности флотов играет береговая авиация. И вот здесь уже ЧФ имеет существенное преимущество. Турция располагает семью турбовинтовыми патрульными самолетами. Остальной воздушный флот — вертолеты. Их 26 единиц: 22 противолодочных и 4 поисково-спасательных. Все это американские вертолеты, производившиеся по лицензии в Италии. Половина из них относятся к поколению авиационной техники, принимавшей участие во Вьетнамской войне.

Морская авиация ЧФ базируется на двух аэродромах — Качинском и Гвардейском. Она насчитывает 38 самолетов и 44 вертолета. Помимо традиционных для морской авиации противолодочных, патрульных, разведывательных и спасательных машин в значительном количестве присутствуют ударные самолеты — фронтовые бомбардировщики Су-24.

После присоединения Крыма к России авиагруппа ускорено дополняется современными многозадачными истребителями Су-30СМ. Также рассматривается вопрос о поступлении в ЧФ дальних бомбардировщиков Ту-22М3.

Большая часть вертолетов, 33 единицы, — противолодочные Ка-27ПЛ.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

ВМС Турции Военно-морские силы, в настоящее время численность личного состава ВМС Турецкой Республики составляет около 50 000 военнослужащих. На вооружении флота имеется свыше 66 кораблей и 14 подводных лодок.
Её территория и прилегающие воды разделены в интересах флота на Северную (штаб в г. Стамбуле) и Южную (штаб в г. Измире) военно-морские зоны. Северная включает четыре военно-морских района: Босфорский,Черноморский, Дарданелльский и Мраморного моря, а Южная — Средиземноморский и Эгейский. Возглавляет ВМС командующий (штаб в городе Анкара), который непосредственно подчиняется начальнику генерального штаба вооруженных сил Турции.

Эмблема командования ВМС Турции

Боевой основой ВМС является военно- морской флот (штаб размещается на военно-морской базе Гельджюк), имеющий в своем составе четыре флотилии: боевую, подводных лодок, ракетных и торпедных катеров, минную, а также дивизион вспомогательных судов и авиабазу морской авиации. Флотилии, в свою очередь, подразделяются на дивизионы кораблей. ВМС размещаются на разветвленной сети военно-морских баз и пунктов базирования в Черном море (Бартын, Трабзон,Самсун, Эрегли), зоне проливов (Чанаккале, Стамбул, Гельджюк, Эрдек), Средиземном и Эгейском морях (Фоча, Измир, Искендерун, Аксаз-Караагач, Анталья).
Надводный флот ВМС Турции.
В январе 1996 года в республике началась разработка фрегата собственного проекта TF-2000 (Turkish Frigate-2000), прототипом которого явился норвежский фрегат F-310 «Фритьоф Нансен». Новый фрегат (как предполагают создатели) будет обладать усиленными возможностями ведения ПВО, его планируют оснастить современными системами противокорабельного, противолодочного и радиоэлектронного вооружения.

Фрегат «Гемлик» Военно-морские силы Турции 2012 год

Головной корабль серии должен сойти со стапелей турецкой верфи Golcuk в 2021 году. 27 сентября 2008 года был спущен на воду первый турецкий корвет «Хейбелиада», построенный по программе MILGEM (Milli Gemi или «Национальный корабль») с использованием технологии «стелс». 27 сентября 2011-го F-511 «Хейбелиада» вошел в боевой состав турецкого флота. На борту корабля находится пусковая установка с ракетами класса «Гарпун» и палубный противолодочный вертолет SH-70B «Си Хок». Для этого корабля норвежские конструкторы разработали новую многофункциональную радиолокационную станцию средней дальности Smart-S Mk 2 3D. А в сентябре 2013 года вошел в строй второй корабль серии — корвет F-512 «Бююкада».

Фрегат «Гилеболу» под бортовым номером F493 ВМС Турции

Кроме фрегатов и многоцелевых корветов в составе ВМС Турции находятся: шесть старых корветов типа «Бурак», 15 малых артиллерийских кораблей и 12 ракетных катеров (три дивизиона), 20 минно-тральных кораблей, 44 десантных катера, танкодесантный корабль «Осман Газни», 13 танкеров, 2 военных транспорта (в том числе специализированный «Искендерун»), 3 спасательных судна, 6 морских буксиров и 3 океанографических судна.

Корабли ВМС Турции и США проводят совместные учения

ВМС Турции полагают иметь в своем составе (после реорганизации): 165 боевых кораблей и катеров (в том числе 16 фрегатов, 14 корветов, 14 подлодок, 23 тральщика, 38 десантных кораблей, 27 ракетных катеров и 33 патрульных катера), 16 самолетов базовой патрульной авиации и 38 вертолетов. Основу надводного флота составляют 24 сторожевых корабля: 16 фрегатов и 8 крупных многоцелевых корветов.

Фрегат ВМС Турции Явуз на международных ежегодных учениях в Черном море Sea Breeze Одесса 2010 год

В число фрегатов входят модели класса Меко 200 (Германия), «Оливер Хазард Перри» (США) и «Нокс» (США). В составе флота имеются также корветы французской постройки типа «Д’Эстьен д’Орв» (6 единиц). Ударную силу ВМФ Турецкой Республики составляют 14 подводных лодок (3 дивизиона), закупленных в Германии в период с 1976 по 2007 год. Последние четыре лодки (тип «Гюр») являются новой модификацией подлодок типа 209 (Type 209Т2/1400).
Подводный флот Военно-морских сил Турции, представлен четырнадцатью подлодками. Последние четыре лодки (тип «Гюр») являются новой модификацией подводных лодок типа 209. Подлодка типа 209 — это немецкая многоцелевая дизель- электрическая подводная лодка. Ее подводное водоизмещение составляет от 1285 до 1600 т (в зависимости от модификации).

Военно морские силы Турции подводная лодка «Долуней» учения Starfish Варна, Болгария, 2011 год

Подводный ход — 21,5 узла. Дальность плавания под шнорхелем – 8000 миль на крейсерской скорости 10 узлов. Дальность хода на аккумуляторах — 400 миль на скорости 4 узла. Максимальная глубина погружения — 280 м. Экипаж лодки состоит из 30 человек. Она имеет на вооружении 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533-мм (боекомплект — 14 единиц торпедного оружия или противокорабельных ракет «Гарпун», или до 24 морских мин). В 2011 году министерство обороны заключило контракт стоимостью 2 млрд евро на поставку в ВМС шести субмарин немецкой конструкции Туре 214, оснащенных воздухонезависимой двигательной установкой на основе водородных топливных элементов (первая лодка должна поступить в 2015 году). И хотя версия Type 214TN (Turkish Navy) считается совместным германо-турецким производством (80 % систем производится силами национального военно-промышленного комплекса), секретами производства двигательной установки немцы с турками все же не поделились.
Военно-морская авиация и морская пехота Турции.
Авиация представлена шестью самолетами базовой патрульной авиации Tusas CN-235M (турецкая лицензионная версия испанского самолета CASA CN-235) и 26 вертолетами (3 — АВ.204,12 — АВ.212,4 — АВ.214, 7 — Сикорский S-70B2).

ВМС Турции проводят совместные международные учения Phoenix Express. Бухта Суда, Греция, 2009 год

Морская пехота (МП) ВМС Турции состоит из амфибийной бригады и шести батальонов, которые имеют на вооружении танки М-48, БТР M113, минометы и стрелковое оружие. Морская пехота ВМС Турции предназначена для участия в самостоятельных десантных операциях по захвату и удержанию плацдармов на берегу, а также в боевых действиях на приморских направлениях совместно с подразделениями сухопутных войск при поддержке военно-воздушных и военно-морских сил. Бригада МП расквартирована на военно- морской базе «Фоча» около города Измира. Там же располагается отряд специальных сил ВМС и боевые пловцы группы турецких коммандос Su Alti Taarruz (создана в 1963 году).

Бойцы группы турецких коммандос Su Alti Taarruz специальные силы ВМС Турции

ВМС Турции программа модернизации, в настоящее время реализуется программа развития и модернизации вооруженных сил (до 2020-2025 годов), предусматривающая проведение значительных мероприятий по вводу в строй новых кораблей и катеров ВМС, построенных на турецких верфях. Кроме строительства новых предполагается и модернизация уже устаревших кораблей, а также увеличение парка летательных аппаратов морской патрульной и противолодочной авиации.