Подводные лодки 5 поколения

«Хаски» – атомная подводная лодка 5-го поколения. Убийца авианосцев

Перспективные российские АПЛ «Хаски» возьмут ценой

Автор – Юферев Сергей

Важным преимуществом перспективных российских многоцелевых АПЛ пятого поколения «Хаски», возможно, станет относительно низкая стоимость, считают эксперты. При этом цена лодок может соперничать с техническими характеристиками субмарин за звание основного преимущества. Уже сейчас выдвигаются предположения о том, что новые подлодки по стоимости окажутся существенно дешевле строящихся сейчас лодок проекта «Ясень-М». Для ВМФ это особенно актуально, учитывая тот факт, что в составе флота новые субмарины должны будут заменить все многоцелевые лодки третьего поколения, включая субмарины проекта 949 «Антей» («городская» серия лодок, именно к ним относилась трагически погибшая подлодка К-141 «Курск») и проекта 971 «Щука-Б», которые являются довольно многочисленными.

Информация о лодках проекта «Хаски» в настоящее время крайне ограничена. Известно, что работами над проектом многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения занимаются в СПМБМ «Малахит», информация об этом впервые появилась в российских СМИ еще в декабре 2014 года. Одновременно сообщалось, что разработка новой субмарины ведется в инициативном порядке, без техзадания со стороны Минобороны России. 17 июля 2015 года российские СМИ рассказывали о том, что новая лодка проектируется конструкторами «Малахита» на одной базовой платформе, но в двух вариантах: многоцелевая АПЛ, ориентированная на борьбу с подлодками противника и ПЛАРК, ориентированная на борьбу с вражескими авианосцами.

8 августа 2016 года появилась информация о том, что между Минобороны России и СПМБМ «Малахит» был заключен контракт на разработку перспективной подлодки. По всей видимости, речь идет об научно-исследовательских работах по выработке облика будущей атомной субмарины, а само техническое проектирование подлодки начнется лишь после 2020 года. Специалисты считают, что противолодочный вариант «Хаски» получит на вооружение противолодочные ракеты «Калибр», данная лодка, в первую очередь, будет предназначена для уничтожения стратегических лодок вероятного противника (АПЛ «Огайо» и «Вэнгард»). Второй вариант субмарины получит противокорабельные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон» и будет предназначен для уничтожения крупных надводных кораблей противника (авианосцев, УДК, десантных судов, ракетных крейсеров, эсминцев и др.).

Многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень»

Недостаток информации о лодках проекта «Хаски» в настоящее время не является чем-то удивительным, учитывая тот факт, что НИР по проекту еще ведутся и пока до конца не определен даже внешний вид будущей субмарины. Лодка существует лишь в виде эскизов и рендеров, но о некоторых ее особенностях уже немного известно. К примеру, уже сообщалось о том, что лодки «Хаски» получат двухкорпусную конструкцию, подводное водоизмещение субмарин составит около 12 тысяч тонн (у «Ясеня» 13 800 тонн). По своим размерам перспективная лодка будет меньше строящихся сегодня субмарин 4-го поколения «Ясень-М».

Подводная лодка 5-го поколения будет иметь еще меньшую шумность, чем лодки четвертого поколения, к которым относят многоцелевые АПЛ «Ясень» и «Ясень-М». Корпус лодок будет строиться с использованием современных композитных материалов. Многослойные конструкции лодки должны будут уменьшать отражения сигналов вражеских гидролокаторов и помогут снизить массу подлодки. Скорее всего, все лодки получат новые средства связи, их можно будет интегрировать в единую сеть. Наряду с лодками «Ясень/Ясень-М» новые «Хаски» станут основным средством российского флота по противодействию американским Авианосным ударным группам (АУГ).

Ожидается, что научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские работы по проекту могут завершиться уже к концу 2018 года. К этому времени будет завершен эскизный проект, после чего разработчики лодки смогут перейти к техническому проекту. Ранее агентство РИА Новости со ссылкой на заместителя главкома ВМФ по вооружению вице-адмирала Виктора Барсука, сообщало о том, что закладка первой многоцелевой АПЛ нового поколения (проект «Хаски») может состояться в завершающей части принятой Госпрограммы вооружений на период 2018-2025 годов. Виктор Барсук назвал ориентировочной датой закладки перспективной субмарины – 2023-2024 годы. Соответствующее заявление он сделал в Северодвинске в конце июля 2017 года, куда прилетал на церемонию закладки нового атомохода «Ульяновск».

Основным фактором повышения боевой эффективности лодок проекта «Хаски» называют их оснащение новым ракетным комплексом с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» 3М22. Данный комплекс в 2017 году прошел успешные испытания, в ходе которых ракета развивала скорость до 8 Махов. Ракеты, которые движутся на такой скорости, очень трудно отслеживать и соответственно перехватывать, так как она успевает подойти к цели с момента ее обнаружения радаром. При этом по скорости она в три раза превзойдет противокорабельные ракеты предыдущего поколения. К примеру, противокорабельные ракеты Р-700 «Гранит» или Р-800 «Оникс» могли развивать скорость в 2,5 Маха. Также сообщается о том, что субмарины проекта «Хаски» получат возможность нести крылатые ракеты «Калибр», эффективность и боевые возможности которых был проверены и подтверждены в вооруженном конфликте в Сирии.

Недавно опубликованные конструкторским бюро «Малахит» рендеры позволяют судить о том, как эти решения будут реализованы в конструкции новой подводной лодки. На представленных фотоматериалах видны пусковые установки, расположенные в средней и носовой частях лодки. В частности, видны 8 открытых крышек в средней части корпуса субмарины. По словам экспертов, здесь будет находиться 40-48 ракет, так как аналогичная конструкция пусковых контейнеров на многоцелевых АПЛ «Ясень» вмещает от 4 до 5 ракет в зависимости от их типа.

Еще одной ударной возможностью новых подлодок может стать использование различных беспилотных подводных аппаратов. В ряде источников даже появлялась информация о том, что лодки проекта «Хаски» будут нести на борту ядерную торпеду «Статус 6». А Олег Власов, являющийся руководителем отдела робототехники «Малахита», говорил о том, что новые лодки будут интегрированы с системами, работающими в воздушном пространстве, то есть подводные лодки получат возможность запуска БПЛА для ведения разведки и поиска целей. Также считается, что торпедные аппараты на перспективной лодке будут расположены в средней части корпуса, как это было сделано на подлодках проекта 885 «Ясень», в то время как в носовой части будет расположено различное гидроакустическое оборудование и пусковые установки для крылатых ракет.

Возможный внешний вид перспективных многоцелевых АПЛ проекта «Хаски»

Также в российских СМИ достаточно широко отмечается невероятно низкая акустическая заметность будущих лодок, в конструкции которых будут широко использоваться композитные материалы. В дополнении к этому предполагается, что на лодках проекта «Хаски» будут внедрены новейшие технологии, направленные на снижение акустической заметности и шумности. По словам Виктора Барсука, новые субмарины, как ожидается, будут в два раза тише лодок предыдущего поколения.

Кому-то появление новых подлодок проекта «Хаски» может показаться излишним, так как в стране развернуто строительство многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», однако прогресс и развитие технологий не стоят на месте. Добавление в арсенал подлодок гиперзвуковых крылатых ракет, интеграция робототехники, повышенный уровень автоматизации работ, существенное снижение шумности (в случае достижения заявленных значений) значительным образом повышают боевую эффективность лодок нового проекта.

Ранее стало известно о том, что при работе над многоцелевой АПЛ 5-го поколения «Хаски» использовался огромный опыт, накопленный при разработке лодок проектов 671, 971, 885 и их различных модификаций. А в марте 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» завершило работы по созданию аванпроекта подлодки 5-го поколения «Хаски», после чего начался процесс обсуждения проекта с представителями ВМФ России. Как отмечал генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев, помимо технических характеристик, новый проект должен отличаться и экономической составляющей. «Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле» – подчеркивал генеральный директор компании разработчика перспективной лодки.

Источник

Флот США будут топить из-под воды

Автор – Покровский Александр

В России всё-таки приняли решение доводить конструкцию убийц американских авианосцев.

Атомную подводную лодку (АПЛ) 5-го поколения «Хаски» следовало бы переименовать в «Моби Дик»: то ли существует, то ли нет, – но всё равно неуловимое и ужасно смертоносное. Убийца кораблей. Всегда готов к охоте на врага.

На днях новой порции разговоров об этой лодке, которой, вообще-то, ещё и в проекте нет, поддал жару сам глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, он – самое место! – объявил, что эта лодка будет настолько бесшумной, что звук от её движения нельзя будет вычленить из обычных звуков океана.

Всё остальное легко домыслить: бесшумный ужас моряка проходит сквозь ордер авианосной группы противника как призрак, убивает авианосец каким-нибудь следующим поколением ракето-торпеды «Шквал» (или, не мудрствуя лукаво, потчует гиперзвуковой ракетой «Циркон» из-под воды) – и снова растворяется в тишине моря.

Как уточнил Рахманов, в Морском бюро машиностроения «Малахит» уже завершили концептуальное проектирование АПЛ и занялись формированием нужных для исполнения техзадания тактико-технических характеристик.

Что известно о «Хаски»

Толком ничего, заявил Царьграду один из близких к военно-морской тематике специалистов, не раз дававший нашему порталу блестяще подтверждавшиеся анализы и прогнозы. Ясно, что это пятое поколение, ясно, что там будет новое оружие, скорее всего, «Цирконы» и что-то ещё. Но это пока и всё. Слухи о концепции, которая ещё не обрела надёжных контуров. А поскольку всё предельно засекречено – а как показало выступление президента Путина 1 марта с презентацией нового оружия, секреты у нас хранят лучше, чем Кощей сами знаете что, – то не исключена вероятность того, что и слухи служат лишь дополнительному задымлению истинной информации.

«Если рассуждать по логике, то понятно, что там должно быть, – пожал плечами собеседник Царьграда. – Но что реально там будет, трудно сказать».

Вообще, по его словам, «это интересная история». В том смысле, что «Хаски» станет первой настоящей постсоветской лодкой. Потому что даже те суперсовременные «Бореи», что спускаются ныне на воду и уже начали службу на флоте, так или иначе опираются на ещё советский задел. Оттуда они родом, из СССР, из советских конструкторских бюро, в которых, как теперь понятно, люди на полвека время опережали. А про них тогда анекдоты рассказывали и карикатуры рисовали, где НИИ и КБ изображались логовом бездельников, что чаи гоняли и за шмотками в рабочее время бегали…

Так вот, «Хаски» станет первой чисто постсоветской моделью. Полностью российской – хотя, по совести говоря, и тогда в облике СССР жила и трудилась всё та же тысячелетняя Россия, со всеми её недостатками и достоинствами.

И вот как её, будущую, описывают в прессе. В грамотной прессе, имеется в виду.

Один из резервов в борьбе за бесшумность – исключение звуков от движущихся механизмов. То есть по максимуму заменять то, что движется, совершает трение и шумит на что-то такое, что даёт тот же эффект при минимальном использовании механического движения. Поэтому в «Хаски» ожидается использование такого атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы, а тепло переносится жидким металлом. Этот реактор меньше по размерам, благодаря чему удаётся и в сам проект «Хаски» заложить существенно меньшие размеры, нежели в близкую по функционалу современную многоцелевую подлодку типа «Ясень».

Да, она будет меньше нынешних аналогов – у нас «Ясеня», у них – «Вирджинии»,

– подтвердил и собеседник Царьграда.

Далее считается, что «Хаски» должна стать первой подлодкой, построенной так, чтобы максимально рассеивать ответную волну гидролокаторов – наподобие того, как самолёты с использованием «стелс-технологий» минимально отражают излучение радиолокаторов, рассеивая его в пространстве. Лодка будет многоцелевой, универсальной. Действительно, вооружённой «Цирконами», противокорабельными ракетами, не отражаемыми на современном уровне развития технологий у противника. Ожидается также вооружение лодки подводной модификацией крылатой ракеты «Калибр-НК». Кроме того, при помощи торпедных аппаратов можно будет стрелять двумя другими типами «Калибров» – противокорабельными и для ударов по сухопутным целям.

Туман, но красивый

В принципе, флотский эксперт Царьграда со всеми этими оценками согласен. Единственное, что ещё и ещё раз оговаривает, – пока это всё не официальные сведения и даже не рабочие эскизы. Точнее, эскизы, скорее всего, есть, но их мало кто видел, а кто видел – помалкивает. Но перевода эскиза в чертежи следует ждать не раньше, чем года через два – три.

Тогда, простите, у нас, у малознающей публики, возникает один вопрос: а это всё – не одна большая фантазия в одном большом тумане? Эта лодка точно будет? А то мы ведь знаем, с какими трудностями сталкивается модернизация и строительство именно флота. И как именно в морской составляющей гособоронпрограммы графики частенько сдвигаются вправо. Чаще – только в Роскосмосе. Но если без новых сведений о химическом составе лунного грунта мы как-нибудь проживём, то американский флот – вон, на пороге.

«Лодка точно будет, – хладнокровно заявил информированный собеседник. – Тут нет сомнений. Она нужна».

Кроме того, есть данные, что ею серьёзно занимается Крыловский государственный научный центр в Петербурге, основной у нас по исследованиям в области кораблестроения и корабельного проектирования. Именно он, как выразился специалист, «имеет отношение к её функционалу».

В конструкции «Хаски» будет много композита и композитных материалов, в том числе покрытие корпуса, носовые рули, кормовые стабилизаторы, ограждение рубки. И может быть, даже гребные винты. Всё это для того, чтобы снизить шумность. Подтверждается и то, что «Циркон» будет её основным комплексом. Собеседник Царьграда рассказал, что слышал, будто планируется противолодочный вариант «Хаски», вооружённый «Калибрами». «А вообще, по традиции малахитовской, лодка будет предельно набита оружием на единицу объёма – в 2 – 2,5 раза больше, чем у зарубежных аналогов», – уверенно предположил эксперт.

Водоизмещение будет, по предположениям, порядка 12 тысяч тонн минимальное. Но, скорее всего, больше, отметил он. Ясно, что это будет двухкорпусная конструкция, прочный и лёгкий корпус. Ради вящей малошумности ожидается водяной двигатель, то есть водомёт. «У нас на паре лодок такие водомёты стояли, и это значительно снижает шумность», – пояснил собеседник.

А что ещё, что-то более детальное – об этом сказать сегодня трудно, заключил специалист. Трудно сказать, какой будет ситуация к тому моменту, когда лодка появится в чертежах. Возможно, будет принципиально новый реактор. Какое-то новое вооружение. После революции в вооружении, о свершении которой объявил президент России 1 марта, до 2025 года возможны ещё некоторые сюрпризы.

Так что да, создание «Хаски» покрыто туманом. Но это красивый туман. Точнее, туман, за которым кроется будущая красота.

Источник

«Хаски» – российская атомная субмарина пятого поколения

Подводный флот России. (4 серия) 2018 «ХАСКИ» Пятое поколение !!!

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Подводная лодка проекта 955

Министерство обороны России

Российские разработчики представили макет перспективной атомной подводной лодки пятого поколения, разработка которой ведется в рамках проекта 545 «Лайка-ВМФ». Как пишет bmpd, макет представлен на выставке образцов современных и перспективных образцов вооружения и военной техники в Национальном центре управления обороной России, состоявшейся 24 декабря 2019 года.

Однозначного определения поколения атомных подводных лодок не существует, поскольку военные никогда не формировали требования к кораблям такого класса в рамках этих категорий. Условно атомные подлодки можно делить на поколения по временным периодам, в которые они разрабатывались.

К атомным подводным лодкам четвертого поколения в России можно отнести многоцелевые корабли проекта 885 «Ясень» и стратегические — проекта 955 «Борей». Предварительные работы по этим подлодкам велись еще в СССР в 1970-1980-х годах, а сами корабли начали строиться в 1990-2000-х.

Макет подводной лодки проекта «Лайка-ВМФ»

«Первый канал»

Поделиться Опытно-конструкторские работы по проекту «Лайка-ВМФ» ведутся с начала текущего года. За создание корабля отвечает петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Разработку аванпроекта подлодки бюро завершило в декабре 2017 года. Как ожидается, строительство первой подлодки по новому проекту начнется в 2023 году.

Согласно описанию к представленному 24 декабря макету подводной лодки, «Лайка-ВМФ» получит водоизмещение 11,34 тысячи тонн. Корабль сможет погружаться на глубину до 600 метров и развивать скорость под водой до 35 узлов (около 65 километров в час). Автономность подлодки по запасу провизии составит 90 суток.

Корабль планируется вооружить ракетами «Калибр», «Циркон», «Оникс», «Ответ», «Хищник», а также торпедами «Физик» и УСЭТ-80 и противоторпедами «Ласта».

Ранее сообщалось, что в подлодке проекта «Лайка-ВМФ» не будут использоваться резиновые покрытия, призванные сделать корабль малозаметным для сонаров. Вместо этого корпус подлодки будет выполнен из композиционных материалов. Корабли также получат «тихие» торпедные аппараты, в которых для запуска боеприпасов вместо сжатого воздуха будет использоваться вода.

Василий Сычёв

«Хаски» – российская субмарина пятого поколения (5 фото)

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

Смена поколений

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

Подводная лодка проекта 885 «Ясень» / ©Bastion-karpenko

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К «Лира» / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

BrahMos-II / ©Militaryrussia

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.

Россия начнёт строительство дизельных подводных лодок нового поколения через 5 лет

Президент объединённой судостроительной корпорации (ОСК), Алексей Рахманов, заявил, что строительство дизельных подводных лодок нового поколения начнётся, ориентировочно, через 5 лет.

Никаких подробностей президент ОСК больше не раскрыл, однако, очевидно, что речь идёт о проекте перспективных дизельных подводных лодок нового поколения «Калина».

Первая попытку массового строительства дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) нового поколения, была предпринята Россией ещё в прошлом десятилетии, когда в 2004 году была заложена подводная лодка «Санкт-Перербург» проекта 677 «Лада». Однако строительство лодки непомерно затянулось для такого класса корабля, и лишь в 2010 году лодка была передана в опытную эксплуатацию, выявивших значительное количество проблем в работе систем лодки, в частности электродвигателя, гидроакустического комплекса, боевой информационно-управляющей системы и т.д. Выявившиеся в ходе испытаний существенные проблемы потребовали существенной переработки всего проекта и фактически поставили крест на предполагавшейся программе массового строительства данных лодок. Заложенные вслед за «Санкт-Петербургом», «Крондштадт» и «Великие Луки» фактически строятся уже по переработанному проекту и войдут в состав флота, как предполагается, лишь к 2019 году. Несмотря на это, российский флот массово пополняется новыми дизельными подводными лодками усовершенствованного проекта 636.3 «Варшавянка», обладающими превосходными боевыми характеристиками и высочайшей акустической скрытностью. Так в 2015 и 2016 годах Черноморский флот получил 6 новых субмарин данного типа, а Министерством Обороны с «Адмиралтейскими Верфями» подписан контракт на строительство аналогичной серии данных субмарин для Тихоокеанского флота. Всё это позволит качественно проработать проект дизельной подводной лодки нового поколения, а также создать и испытать главный элемент дизельных подводных лодок 5 поколения — воздухонезависимую (анаэробную) силовую установку.

Дизельные подводные лодки при всех многочисленных достоинствах, а именно простоту конструкции, низкую стоимость строительства и эксплуатации, а также высочайший уровень акустической скрытности (более низкий, чем у атомных подводных лодок), имеют и ряд существенных недостатков. Главный из них — это не возможность длительного нахождения в подводном положении. Как известно, под водой дизельная подводная лодка движется на электромоторах, приводимых в движение огромными группами аккумуляторных батарей, который весьма быстро разряжаются. Так к примеру, для подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» дальность плавания на электромоторах ограничена 400 милями при скорости хода в 3 узла. Для подзарядки аккумуляторов дизельная подводная лодка вынуждена всплывать на перископную глубину, что бы поднять на поверхность шноркель для обеспечения поступления необходимого для работы дизельных двигателей воздуха. Подзарядка аккумуляторов, которая осуществляется за счёт энергии, вырабатываемой дизельными двигателями, занимает весьма долгое время. Кроме того, дизельная подводная лодка не может совершать длительные переходы без необходимости включения дизельных двигателей. Это в свою очередь снижает скрытность подлодки, т.к. поднятая над водой труба Шноркеля обнаруживается большинством современных корабельных РЛС.

Главным направлением для повышения длительности подводного плавания и повышения скрытности дизельных подводных лодок является создание так называемой воздухонезависимой силовой установки, цель которой обеспечить работу аккумуляторных батарей без необходимости всплытия. В настоящий момент известно несколько типов таких силовых установок. Это могут быть двигатели Стирлинга, которыми оснащаются шведские подводные лодки класса «Готланд», дизели замкнутого цикла и электрохимические генераторы. На создании воздухонезависимой установки на базе электрохимического генератора остановились в России. В целом электрохимический генератор подобен обычному гальваническому элементу, но вещества для электрохимической реакции подаются в него из вне. Для выработки электрической энергии в данных двигателях используется водород.

При разработке данного двигателя, российские конструкторы, при этом, пошли весьма оригинальным путём. Вместо того, что бы «возить» на подводной лодке необходимый запас водорода, его предполагается получать из дизельного топлива методом реформинга.

Павел Румянцев

По материалам «Взгляд»

Главком ВМФ России сообщил о разработке подлодок 5-го поколения

В России ведется работа по созданию подводных лодок 5-го поколения, заявил главком ВМФ РФ адмирал Николай Евменов.

Реклама

«Сегодня идет строительство подводных лодок 4-го поколения. Но мы обязаны смотреть вперед. Это требование времени и научно-технического прогресса в строительстве и развития флота. Поэтому не секрет, идут работы по созданию атомных подводных лодок 5-го поколения. Они будут еще более совершенными по всем своим характеристикам», — цитирует Евменова «Красная звезда».

Сведений конкретного характера о подводных лодках проекта «Хаски» в открытой печати относительно немного, и о многих особенностях устройства АПЛ этого типа пока можно судить только предположительно. В частности, планируется, что подводное водоизмещение субмарины «Хаски» составит около 12-13 тыс. т, лодки будут иметь двухкорпусную конструкцию, а экипаж АПЛ составит около 90 человек. По размерам субмарины этого проекта будут меньше, чем строящиеся в настоящее время подводные лодки проекта 885М «Ясень». Считается, что это должно положительно сказаться на маневренности и скрытности АПЛ нового поколения.

По одним данным, «Хаски» разрабатываются в двух вариантах. Противолодочный вариант будет оснащен противокорабельными ракетами «Калибр».

Эта модификация ракетного комплекса предназначена для уничтожения подводных лодок вероятного противника. В первую очередь — ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа «Колумбия» (США) и «Вэнгард» (Великобритания).

Второй вариант «Хаски» будет вооружен противокорабельными гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон» и предназначается для поражения крупных надводных кораблей — атомных ударных авианосцев, крейсеров и эсминцев УРО, универсальных десантных кораблей и др.

ГЗКР «Циркон», обладая маршевой скоростью более 7000 км/ч, способна гарантированно поражать цели на расстоянии до 1000 км.

Подводные лодки будут иметь еще меньшую шумность, чем АПЛ четвертого поколения. Корпус лодки будет состоять из композитных материалов. Более того, из этих материалов будут делать носовые и кормовые рули, стабилизаторы, ограждение рубки и даже гребные винты и линии валов. Предполагается, что подобные конструкции сократят отражения сигналов вражеских гидролокаторов и уменьшат общую массу корабля.

По другим данным, и это стало известно 24 декабря 2019 года из материалов Совета Федерации, перспективные атомные подводные лодки пятого поколения проекта «Хаски» смогут нести как баллистические, так и противокорабельные ракеты за счет использования различных модулей.

То есть это будет модульная конструкция с унифицированными носовыми и кормовыми отсеками, чтобы их можно было использовать как для создания ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН), так и постройки многоцелевых атомных подводных лодок, меняя только в зависимости от поставленной задачи конструкцию отсека с вооружением.

Если лодка «Хаски» будет использоваться в качестве РПК СН, то на ней может быть установлен новейший ракетный комплекс. По некоторым данным, его разработкой занимается Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (ГРЦ). Боевые части новейших баллистических ракет этого комплекса будут комплектоваться гиперзвуковыми маневрирующими блоками, способными преодолевать любую, даже самую эффективную противоракетную оборону.

Кроме того, субмарины «Хаски» будут иметь единую интегрированную боевую информационно-управляющую систему с искусственным интеллектом.

Подводная лодка 5-го поколения разрабатывается Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». «Хаски» в перспективе должны заменить подводные лодки проекта 949А «Антей», а также лодки «Щука-Б» проекта 971 различных модификаций, типа «Щука» проекта 671РТМ (К), типа «Кондор» проекта 945А и типа «Барракуда» проекта 945.

По некоторым данным, подводные лодки 5-го поколения получат не водо-водяной реактор, а принципиально новую главную энергетическую установку. Высказывается предположение, что она будет представлять собой дальнейшее развитие реактора, ранее устанавливаемого на атомных многоцелевых подводных лодках проекта 705 (705К) «Лира».

«Главная энергетическая установка субмарин этого проекта состояла из однореакторно-паропроизводительной установки с жидкометаллическим теплоносителем (сплав свинца с висмутом) и блочной одновальной паротурбинной установки», — пояснил «Газете.Ru» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По сравнению с паропроизводящими водо-водяными установками атомных подводных лодок 2-го поколения жидкометаллическая установка превосходила их по маневренности в два раза, по энергонасыщенности — в 1,5-2,5 раза, по удельным массовым показателям была лучше в 1,3-1,5 раза. Однако применение жидкометаллического носителя потребовало постоянного поддержания паропроизводящей установки в горячем состоянии, а это приводило к дополнительному расходу ресурса и энергозапаса активных зон.

Кроме того, для удовлетворения высоких требований по стабильности физико-химических свойств жидкометаллического теплоносителя необходимо было проводить специальные операции по предотвращению окисления сплава, контролю за его состоянием и периодической регенерации (удаление окислов).

Есть основания полагать, что на АПЛ «Хаски» эти проблемы будут устранены. По всей видимости, главная энергетическая установка нового подводного корабля будет выглядеть как одновальная, однореакторная и с паротурбинной установкой на повышенных параметрах пара.

Первостепенное значение для АПЛ «Хаски» имеют новейшие средства подводного обнаружения. Главное при этом — достижение все более далеких дистанций подводного видения, повышение точности определения координат и достоверности классификации целей. В противном случае одержать верх в вооруженном противоборстве с субмаринами вероятного противника в глубинах Мирового океана представляется крайне проблематичным.

«Не приходится сомневаться, что отечественные кораблестроители намерены получить на выходе высокоманевренную, скоростную, сравнительно небольшого водоизмещения подводную лодку с существенным сокращением численности экипажа, с внедрением новых эффективных образцов вооружения и технических средств, с применением комплексной автоматизации. Одна из главных задач при этом — снизить уровень подводной шумности субмарины в несколько раз по сравнению с лодками предшествующей постройки», — отметил Макиенко.

По мнению эксперта, если при строительстве АПЛ «Хаски» будет применен модульно-агрегатный метод создания корабля, то овладение этим подходом является, без преувеличения, делом последующего развития отечественного подводного кораблестроения.