Подводная лодка декабрист

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д-3» I серии («Красногвардеец»)

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д-3» I серии («Красногвардеец»)

Подводная лодка Д-3 в Полярном.

Водоизмещение: надводное — 932,8 т, подводное — 1353,8 т; длина 76,0 м, ширина — 6,4 м, осадка 3,81 м; мощность дизелей 2200 л.с., электромоторов 1050 л.с.; скорость хода максимальная надводная 14 уз, подводная — 9 уз; дальность плавания надводная 7500 миль, подводная — 132 мили (экономическим ходом); глубина погружения максимальная — 90 м; автономность 40 сут; вооружение: 8 (6 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 1 — 100-мм и 1 — 45-мм орудия, 1–7,62-мм пулемет; экипаж 53 человека.

Заложена 5 марта 1927 г. на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 12 июля 1929 г. спущена на воду и 14 ноября 1931 г. вошла в состав МСБМ. Относилась к первенцам подводного кораблестроения СССР.

Летом 1933 года лодка, в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-2) по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу совершила переход с Балтики на Север. 21 сентября 1933 г. «Красногвардеец» вошел в состав Северной военной флотилии (с 1937 г. — Северный флот). В 1937 году «Д- 3», совместно с подводной лодкой «Д-2» совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3673 мили. В феврале 1938 г. лодка участвовала в снятии полярной станции «СП-1» во главе с Д.И. Папаниным. «Красногвардеец» находился рядом с «папанинской» льдиной и обеспечивал связь между ледокольными судами и главной базой флота. В октябре 1938 г. «Красногвардеец» перешел в Ленинград на Балтийский завод, где прошел капремонт и модернизация. В 1940 году лодка вернулась на Север.

Начало Великой Отечественной войны «Д-3» встретила под командованием капитан-лейтенанта Ф.В. Константинова в составе 1-го дивизиона бригады подводных лодок СФ в губе Мотка. Вечером 23 июня 1941 г. «Д-3» вышла в район Порсангер-фьорда. Во время похода, суда противника не были обнаружены, только однажды сигнальщики наблюдали на горизонте мачты судов, сблизиться с которыми не представлялось возможным. Вскоре подводная лодка была отозвана с позиции и вечером 4 июля ошвартовалась в Полярном.

«Д-3» в составе Северной военной флотилии, март 1935 г.

Вечером 17 июля «Д-3» снова вышла в море. Все время нахождения на позиции в Лоппском море «Красногвардеец» преследовала череда поломок. Утром 25 июля подводная лодка была отозвана на базу, где 28 июля встала на ремонт.

Утром 16 августа «Красногвардеец» вышел в третий боевой поход в район Вардё. Вечером 19 августа «Д- 3» обнаружила конвой противника в составе пяти транспортов в охранении двух эсминцев и сторожевика. Готовя очередное наступление на Мурманск, противник перебрасывал части 6-й горнострелковой дивизии в Киркинес. Техническое состояние корабля было таково, что, при выходе в атаку подводная лодка с трудом удерживала глубину. Перед залпом горизонтальщик «утопил» перископ, и выстрел одиночной торпедой был сделан вслепую. Противник атаки не заметил, торпеда прошла мимо. 25 августа «Д-3» обнаружила конвой противника, но выйти в атаку не смогла, так как не успела лечь на боевой курс из-за временного выхода из строя вертикального руля. 7 сентября 1941 г. лодка вернулась в базу. Четвертый боевой поход «Д-3» обеспечивал командир дивизиона И.А. Колышкин. Вечером 22 сентября подводная лодка вышла в район Тана-фьорд — Бос-фьорд. Первый контакт с противником состоялся утром 26 сентября в Конге- фьорде. Подводная лодка выпустила две торпеды по одиночному судну. Через две минуты, после того как торпеды вышли, на «Д-3» услышали сильный взрыв. Спустя семь минут командир в перископ попытался увидеть результат атаки, но налетевшие снежные заряды не дали этого сделать. На следующий день в районе Гамвика подводная лодка обнаружила одиночно идущий танкер. Лодка потопила его одной торпедой. Днем 30 сентября у входа в Тана-фьорд «Д-3» обнаружила два одиночных транспорта, расходящихся контркурсами. Над ними кружил самолет. Для атаки было выбрано судно водоизмещением 2000–3000 тонн, идущее в восточном направлении, по которому подводная лодка выпустила три торпеды. Через пять минут после атаки в перископ наблюдался всего один транспорт. По не вполне проверенным данным второй транспорт был потоплен. Через несколько часов подводная лодка пыталась атаковать конвой, состоящий из двух транспортов и танкера под охраной двух сторожевиков и двух охотников. Выходя на боевой курс «Д-3», следуя под перископом, лодка на небольшой глубине выскочила на банку. Сойти с нее в подводном положении не удалось. «Д-3» всплыла в позиционное положение, развернулась и снова погрузилась. К счастью, подобный маневр остался незамеченным для противника, но момент для атаки был упущен. Днем 11 октября в районе Конгс-фьорда «Д-3» атаковала тремя торпедами транспорт, шедший под охраной миноносца. Из-за снежного заряда командир результатов атаки не наблюдал, но были слышны два взрыва… 13 октября в Тана-фьорде «Красногвардеец» попал в сеть, освободиться от которой смог только через час. 14 октября на «Д-3» вышел из строя шумопеленгатор. В этот же день из-за внезапного ухудшения видимости подводная лодка не смогла атаковать конвой, состоящий из двух транспортов под охраной эсминца и двух тральщиков. В ночь на 16 октября «Д-3» была отозвана на базу и на следующий день прибыла в Полярный.

29 октября 1941 г. командиром «Д-3» был назначен капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) М.А. Бибеев.

11 ноября «Д-3» завершила ремонтные работы и днем 22 ноября вышла в район мыса Нордкап. В этом боевом походе на борту лодки находились командир дивизиона И.А. Колышкин. Вечером 22 ноября вышли из строя носовые горизонтальные рули, затем вышел из строя гирокомпас. Если рули были введены в строй уже 24 ноября, то ремонт гирокомпаса в походных условиях был невозможен. Командир рискнул продолжить плавание по магнитному компасу.

«Д-3» выходит в поход.

Утром 24 ноября «Д- 3» заняла указанный район, имея невязку в 60 миль к западу. Наконец, подводная лодка прибыла к устью Порсангер-фьорда, где могла уточнить свое место по береговым ориентирам. «Красногвардеец» проник в фьорд. 28 ноября бухте Хоннинсвог подводная лодка обнаружила конвой и тремя торпедами атаковала судно водоизмещением 6000 т. Спустя минуту на подводной лодке зафиксировали взрыв и посчитали цель пораженной. Днем 5 декабря северо-восточнее мыса Сверхольт — Клуббен были обнаружены два транспорта и миноносец. В момент выхода лодки в атаку на транспорт, миноносец пошел прямо на нее и вынудил уйти на глубину. При повторной атаке с дистанции 8-10 кбт «Д-3» произвела залп четырьмя торпедами. Спустя минуту после пуска торпед прогремели два взрыва, был потоплен транспорт водоизмещением 10000 т. Спустя сутки в этом же районе атаке «Д-3», двигаясь под перископом, обнаружила судно в сопровождении тральщика, вышла в атаку и выпустила три торпеды. Был услышан взрыв. Тральщик атаковал лодку и заставил ее погрузиться. Когда тральщик удалился, лодка всплыла под перископ. Наблюдая за результатом атаки, командир, по его словам, видел, как корабль эскорта снимает людей с гибнущего судна, которое ушло под воду, перевернувшись кормой вверх. Как выяснилось позднее, был потоплен танкер «Абразам Линкольн» (9570 брт). 15 декабря 1941 г. «Д-3» вернулась на базу.

По итогам 1941 года «Д-3» заняла первое место по количеству потопленных судов среди советских подводных лодок (7 транспортов в 36000 тонн). Командир лодки был награжден орденом Красного Знамени, комдив И.А. Колышкин, неоднократно выходивший на «Красногвардейце» в море был первым среди подводников СФ представлен к званию Героя Советского Союза.

21 декабря «Красногвардеец» перешел на мурманский завод наркомата рыбной промышленности, где подводную лодку ждал текущий ремонт.

17 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 г. подводная лодка «Д-3» была награждена орденом Красного Знамени.

К началу февраля ремонтные работы были завершены, и лодка вновь вступила в строй. 22 февраля 1942 г. «Красногвардеец» вышел в шестой боевой поход в район Тана-фьорда. Возможность атаковать представилась не сразу. 24 февраля подводная лодка дважды упустила цели. Утром из-за плохой видимости «Д-3» не сумела атаковать неустановленное судно. Днем из- за внезапного изменения курса цели не удалось выпустить торпеду по группе тральщиков или охотников. Днем 27 февраля «Красногвардеец» обнаружил конвой в составе двух транспортов и танкера под охраной трех сторожевиков и тральщика. Подводная лодка не успела выйти на боевой курс, и на глазах командира караван зашел в Мехами. 8 марта 1942 года «Д-3» отозвана из района Тана-фьорда для прикрытия союзного конвоя PQ-12.

Проведя на позиции прикрытия двое суток, 11 марта «Красногвардеец» направился на выручку «Щ-402», которая осталась без топлива у побережья противника. Быстрее всех на помощь «щуке» пришла «К-21», а «Д-3» 13 марта получила приказ следовать на прежнюю позицию в район Тана-фьорда. Днем 14 марта восточнее Гамвика подводная лодка двумя торпедами атаковала транспорт из состава конвоя. Спустя минуту был зафиксирован взрыв. Барражировавшая над конвоем летающая лодка обнаружила присутствие «Д-3» и сбросил на нее три бомбы. Обнаруженная подводная лодка подверглась двухчасовому преследованию охотников, которые сбросили на субмарину 34 глубинных бомбы, от близких разрывов которых на «Д-3» получил повреждения. К счастью, вскоре преследование прекратилось. Вечером 14 марта 1942 г. командир лодки получил «добро» на возвращение на базу и 16 марта «Д-3» прибыла в Полярный. Вскоре она встала в Мурманске на ремонт.

Приказом Народного комиссара ВМФ от 3 апреля 1942 г. № 72 за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж «Д-3» был удостоен гвардейского звания.

1 мая 1942 г. «Красногвардеец» вновь вышел на позицию в районе северо-западнее Вардё. На её борту находился начальник штаба бригады подводных лодок СФ капитан 1 ранга Б.И. Скорохватов. Уже вечером 2 мая восточнее мыса Харбакен «Д-3» обнаружила конвой (транспорт, танкер, 4 сторожевых корабля). Лодка выпустила две торпеды по транспорту водоизмещением 6000 т. На лодке слышали взрывы, а спустя 10 минут командир лодки в перископ наблюдал судно с креном на правый борт и дифферентом на нос.

Следующая атака «Красногвардейца» состоялась 16 мая у мыса Маккаур. В 11.27 был обнаружен конвой (транспорт, танкер, 6 сторожевых кораблей).

Лодка вышла в атаку, но в 11.50 по характеру маневрирования кораблей противника командир предположил, что лодка обнаружена, и увел ее на глубину 20 м. в 12.17 был обнаружен транспорт, выходивший из Бос-фьорда. «Д-3» с дистанции 12 кбт. произвела по нему трехторпедный залп. По неподтвержденным данным, транспорт был потоплен.

На следующий день восточнее мыса Маккаур «Д-3» атаковала конвой в составе двух транспортов, шедший под довольно сильным эскортом — пять сторожевиков и трех охотников. Лодка вышла в атаку и с дистанции 8 кбт произвела по самому крупному транспорту залп тремя торпедами. Транспорт был поврежден. Группа охотников развернулась для поиска лодки, но он ничего не дал, поэтому бомбометания не было. Тем временем «Д-3» сумела покинуть опасный район. 18 мая подводная лодка прибыла в базу.

«Д-3» в Полярном, зима 1941/42

г.

В свой последний боевой поход с задачей патрулирования района Тана-фьорда Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д-3» («Красногвардеец») вышла 10 июня 1942 г. К этому времени лодка имела полностью орденоносный экипаж. Больше «Д-3» на связь не выходила и на базу не вернулась. Скорее всего, подводная лодка подорвалась на мине и погибла со всем экипажем (53 человека) к северу от м. Хьелнес. «Д-3» была первым кораблем ВМФ СССР, добившимся одновременно Гвардейского звания и ставшим Краснознаменным.

«Д-3» совершила 8 боевых походов, 11 торпедных атак, в результате которых потоплено 8 (или 4) судов и 1 повреждено.

Д-3 «Красногвардеец»

Д-3 «Красногвардеец»Д-3 «Красногвардеец» Для термина «Красногвардеец» см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Д-3.

Д-3 «Красногвардеец» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927-1930 годах, третий корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».

В июне-июле 1942 года не вернулась из боевого похода.

История корабля

Подводная лодка «Красногвардеец» была заложена 5 марта 1927 года на стапеле завода № 189. 12 июля 1929 года лодку спустили на воду, 1 октября 1931 года подписан приёмный акт. 14 ноября на лодке поднят флаг, она вошла в состав морских сил Балтийского моря. С 26 июля по 21 сентября в составе ЭОН-2 «Красногвардеец» перешёл из Ленинграда в Мурманск, где вошёл в состав Северной военной флотилии.

21 августа 1934 года лодке присвоили обозначение «Д-3». В 1934—1936 годах «Д-3» совершила ряд походов в высоких широтах. В 1937 году при возвращении из очередного плавания «Д-3» попала в британскую противолодочную сеть времён Первой мировой войны. В течение часа лодке удалось освободиться, при всплытии были обнаружены остатки сети и зафиксировано повреждение рулей. Через торпедный аппарат за борт выходил боцман Нещерет и резал сети.С этим сюжетом была выпущена стенгазета.

5 февраля 1938 года «Д-3» с группой связистов на борту вышла в направлении полярной станции «Северный полюс-1». Во время этого плавания посетила район острова Ян-Майен, став первой из советских подводных лодок, вышедших в Западное полушарие, и преодолела пятикабельтовую ледовую перемычку, став первой подводной лодкой, совершившей подлёдное плавание. В том же году встала на ремонт и модернизацию, работы завершились в 1940 году.

Боевые действия

  • 23 июня 1941 года «Д-3» вышла в боевой поход с командиром 1-го дивизиона подводных лодок капитаном 2 ранга М. И. Гаджиевым на борту. 4 июля вернулась в Полярный.
  • C 17 июля по 28 июля находилась во втором боевом походе. Имели место технические неполадки: поступление воды, поломки лага. Была отозвана на базу в связи с планируемой операцией британской авиации в Норвегии.
  • 12 августа во время авианалёта на губу Оленья, расчёт 45-мм орудия «Д-3» сбил вражеский самолёт Fw-200. Информация не подтверждена немецкой стороной, погибшим в тот день числится лишь один самолёт типа Мессершмит Bf-110.
  • 16 августа вышла в третий боевой поход. 19 августа безрезультатно атаковала немецкий конвой близ Персфьорда. 25 августа обнаружила конвой, но не смогла выйти в атаку из-за временной неисправности рулей. 7 сентября вернулась на базу.
  • 22 сентября вышла в боевой поход с обеспечивающим действия командиром 3-го дивизиона И. А. Колышкиным. 26 сентября близ Конгсфьорда атаковала транспорт, через две минуты был зафиксирован взрыв, германской стороной потери не подтверждаются, предположительно было атаковано норвежское судно. 27, 30 сентября и 11 октября совершила ещё три атаки. По немецким данным все три закончились безрезультатно. 17 октября вернулась на базу, было заявлено о потоплении вражеского танкера и трёх транспортов. По возвращении из похода стала на докование в Мурманске. За время докования переведена в 3-й дивизион подводных лодок, командир Ф. В. Константинов снят с должности.
  • с 22 ноября по 15 декабря совершила боевой поход с обеспечивающим действия командиром 2-го дивизиона И. А. Колышкиным. По результатам похода командование посчитало два транспорта потопленными.
  • 17 января 1942 года подводная лодка «Д-3» награждена орденом Красного Знамени
  • с 20 февраля по 16 марта совершила боевой поход.
  • 3 апреля 1942 года подводная лодка «Д-3» удостоена звания «Гвардейская».
  • с 2 мая по 18 мая совершила боевой поход, с обеспечивающим действия начальником штаба бригады подводных лодок Б.И. Скорохватовым. По возвращении командир доложил о потоплении трёх транспортов суммарным водоизмещением 26 000 брт.
  • в июне 1942 года вышла в боевой поход, из которого не вернулась. 9 июля истёк срок автономности, 8 августа исключена из списков кораблей флота. Предполагаемыми причинами гибели специалисты называют подрыв на мине, ошибку личного состава или отказ техники. Все 53 члена экипажа пропали вместе с лодкой.

Командиры лодки

  1. К. Н. Грибоедов
  2. М. Н. Попов
  3. В. Н. Котельников
  4. Ф. В. Константинов
  5. М. А. Бибеев

Напишите отзыв о статье «Д-3 «Красногвардеец»»

Примечания

Отрывок, характеризующий Д-3 «Красногвардеец»

– Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения.
Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.
Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил:
– Un cerveau fele – je le disais toujours.
– Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится.
Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l’essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества.
В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер. La creme de la veritable bonne societe состояла из обворожительной и несчастной, покинутой мужем, Элен, из MorteMariet’a, обворожительного князя Ипполита, только что приехавшего из Вены, двух дипломатов, тетушки, одного молодого человека, пользовавшегося в гостиной наименованием просто d’un homme de beaucoup de merite, одной вновь пожалованной фрейлины с матерью и некоторых других менее заметных особ.
Лицо, которым как новинкой угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой, только что приехавший курьером из прусской армии и находившийся адъютантом у очень важного лица.
Градус политического термометра, указанный на этом вечере обществу, был следующий: сколько бы все европейские государи и полководцы ни старались потворствовать Бонапартию, для того чтобы сделать мне и вообще нам эти неприятности и огорчения, мнение наше на счет Бонапартия не может измениться. Мы не перестанем высказывать свой непритворный на этот счет образ мыслей, и можем сказать только прусскому королю и другим: тем хуже для вас. Tu l’as voulu, George Dandin, вот всё, что мы можем сказать. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны. Когда Борис, который должен был быть поднесен гостям, вошел в гостиную, уже почти всё общество было в сборе, и разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею.
Борис в щегольском, адъютантском мундире, возмужавший, свежий и румяный, свободно вошел в гостиную и был отведен, как следовало, для приветствия к тетушке и снова присоединен к общему кружку.
Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку, познакомила его с некоторыми незнакомыми ему лицами и каждого шопотом определила ему.
– Le Prince Hyppolite Kouraguine – charmant jeune homme. M r Kroug charge d’affaires de Kopenhague – un esprit profond, и просто: М r Shittoff un homme de beaucoup de merite про того, который носил это наименование.
Борис за это время своей службы, благодаря заботам Анны Михайловны, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера, успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел весьма важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Он вполне усвоил себе ту понравившуюся ему в Ольмюце неписанную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала, и по которой, для успеха на службе, были нужны не усилия на службе, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только уменье обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, – и он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие могли не понимать этого. Вследствие этого открытия его, весь образ жизни его, все отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее – совершенно изменились. Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался он и искал знакомств только с людьми, которые были выше его, и потому могли быть ему полезны. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и о его детской любви к Наташе – было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны, в которой присутствовать он считал за важное повышение по службе, он теперь тотчас же понял свою роль и предоставил Анне Павловне воспользоваться тем интересом, который в нем заключался, внимательно наблюдая каждое лицо и оценивая выгоды и возможности сближения с каждым из них. Он сел на указанное ему место возле красивой Элен, и вслушивался в общий разговор.

Двухкорпусная подводная лодка

Смотреть что такое «Двухкорпусная подводная лодка» в других словарях:

  • Торричелли (подводная лодка — Торричелли (подводная лодка, 1939) Связать? … Википедия

  • екі корпусты сүңгуір қайық — (Двухкорпусная подводная лодка) берік корпусының сыртында қайықтың теңізде жүзу қасиеттерін қамтамасыз ететін және балластық, басқа да шығындар үшін кеңістік жасайтын жеңіл корпусы бар сүңгуір қайық … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

  • Eurydice (Эвридика) — «Eurydice» («Эвридика») подводная лодка (Франция) Тип: подводная лодка (Франция). Водоизмещение: 636/800 тонн. Размеры: 65,9 м х 4,9 м х 4 м. Силовая установка: двухвальная, дизель/электромоторы. Вооружение: семь 533 мм (21 ) торпедных аппаратов … Энциклопедия кораблей

  • Лобеф, Макс — ЛОБЕ/Ф Макс (1864 г.с. неизв.) французский конструктор в области подводного кораблестроения. Окончил Политехническую школу в Париже (1887) и начал службу во флоте. С 1896 г. увлёкся подводными лодками. В 1897 г. разработал проект так называемой… … Морской биографический словарь

  • Типы подводных лодок ВМФ СССР и России — Первая российская подводная лодка «Дельфин» Первой российской подводной лодкой, принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году. Она была вооружена двумя внешними решётчатыми т … Википедия

  • Подводные лодки ВМФ России — Первая российская подводная лодка «Дельфин» Первой российской подводной лодкой, принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году. Она была вооружена двумя внешними решётчатыми торпедными аппаратами системы… … Википедия

  • Подводные лодки России — Первая российская подводная лодка «Дельфин» Первой российской подводной лодкой, принятой на вооружение, стала субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году. Она была вооружена двумя внешними решётчатыми торпедными аппаратами системы… … Википедия

  • U 2501 — «U 2501» подводная лодка (Германия) Тип: подводная лодка (Германия). Водоизмещение: 1647/2100 тонн. Размеры: 77 м х 8 м х 6,2 м. Силовая установка: двухвальная, дизеля/электромоторы. Вооружение: четыре 30 мм (1,2 ) орудия, шесть 533 мм (21 )… … Энциклопедия кораблей

  • Подводные лодки типа «Балилла» — Balilla class … Википедия

  • Surcouf (Сюркуф) — «Surcouf» («Сюркуф») подводная лодка (Франция) Тип: подводная лодка (Франция). Водоизмещение: 3302/4373 тонны. Размеры: 110 м х 9,1 м. Силовая установка: двухвальная, дизель/электромоторы. Вооружение: два 203 мм (8 ) орудия, восемь 551 –мм (21,7… … Энциклопедия кораблей

Самое интересное в истории Российского флота

ПЛ «Декабрист»

5 марта 1927 года — закладка подводной лодки «Декабрист». Это был первый корабль советской постройки и головной корабль в I серии подводных лодок типа «Декабрист». Вскоре было заложено еще пять лодок этой серии. Это событие означало возрождение отечественной школы подводного кораблестроения. По-разному сложились судьбы этих кораблей. Четыре лодки принимали участие в войне. Одна («Д-6») проходила ремонт в Севастополе, и в июне 1942 года ее пришлось взорвать. Головная лодка «Д-1» погибла в 1940 году в тихий солнечный день на учебном полигоне в Мотовском заливе (Баренцево море).

Парадоксальным и даже мистическим в этой загадочной истории является то, что этот полигон используется очень давно, хорошо изучен и занимает сравнительно небольшую акваторию. Несмотря на это, четыре попытки найти лодку, предпринятые за истекшие после ее гибели годы, закончились неудачей. Создается впечатление, что лодка не только ушла под воду, но и провалилась сквозь землю.

Возрождение флота

1927 год ознаменовал важный переходный этап в истории нашей страны и ее флота. В условиях тяжелейшей разрухи после Первой мировой и Гражданской войн успешно завершилось возрождение кораблей царского флота, которые было целесообразно, экономически выгодно и практически возможно ввести в строй. Интересы развития страны требовали создания сильного военно-морского флота, а значит и строительства новых современных кораблей различных классов. По целому ряду политических, экономических и технических причин решили начать с подводных лодок. В первой шестилетней программе военного судостроения на 1926/1927-1931/1932 годы строительство 12 подводных лодок было поставлено на первое место, поскольку считалось, что на ближайшую перспективу подводный флот станет основной ударной силой ВМФ.

Были предложения купить один корабль у западных стран и, взяв его за образец, усовершенствовать конструкцию, а затем приступить к серийному производству. Начальник морских Сил РККА Р. А. Муклевич решительно выступал против этого. «Нам продадут лодку вчерашнего дня, — доказывал он, — а главное, наши проектировщики уже добились значительных успехов в разработке двухкорпусной лодки, разделенной на семь отсеков, с большой дальностью плавания, мощным торпедным вооружением».

Однако советское кораблестроение только начинало возрождаться после длительного периода войн и разрухи. Ощущалась острая нехватка специалистов всех профилей, особенно инженеров-конструкторов. (Подробности читайте в статье о кораблестроителе Якобе). В 1919 году от сыпного тифа умер основоположник русской школы подводного кораблестроения И. Г. Бубнов. Некоторые из его сподвижников (М. Н. Беклемишев, Н. Н. Кутейников, М. П. Налетов и др.) по разным причинам отошли от подводных дел. Другие, например С. К. Джевецкий, проживали за границей и практически утратили связь с Россией.

Б.М. Малинин

Создание проекта подводной лодки «Декабрист»

В ноябре 1926 года было создано специальное конструкторское бюро по проектированию подводных лодок (Техбюро № 4) во главе с талантливым инженером Б. М. Малининым. Позднее он писал в своей автобиографии: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников». Любопытно, что Б. М. Малинин имел тогда в подчинении всего… 6 человек.

Реально оценив свои возможности, советские специалисты пришли к выводу, что, опираясь только на собственные знания и опыт, быстро преодолеть технические трудности, а также ликвидировать отставание в области подводного кораблестроения будет чрезвычайно сложно. Поэтому параллельно с созданием советской школы самое серьезное внимание уделялось тщательному изучению и внедрению зарубежного опыта проектирования и постройки подводных лодок. Много ценной информации было получено в процессе изучения новейшей английской субмарины «L-55», потопленной нашими эсминцами в 1919 году.

Тактическое задание для торпедой подводной лодки типа «Д» было разработано еще в 1923 году. Руководствуясь им, коллектив Техбюро создал проект подводной лодки водоизмещением 930/1278 тонн. Вооружение ее состояло из 8 торпедных аппаратов и 14 торпед калибра 533 мм, одного 102-мм орудия и одного 45-мм зенитного полуавтомата. Двухвальная силовая установка суммарной мощностью 2200/1050 л. с. обеспечивала скорость 15,3/8,7 узла. Дальность плавания при экономической скорости хода была 8950/150 миль. Впервые в мире в лодках I серии предусматривался комплекс аварийно-спасательных средств. Этот проект 19 сентября 1926 года был одобрен начальником Морских сил СССР Р. А. Муклевичем, а 17 февраля 1927 года утвержден РВС СССР.

Закладка и строительство

Солнечным утром 5 марта 1927 года на судостроительный завод № 189 в Ленинграде прибыли С. М. Киров и Р.А. Муклевич. Сегодня день рождения наших подводных сил, сказал на митинге наморси. Благодаря успехам нашей индустрии мы закладываем три первые советские подводные лодки. Он прикрепил к цистерне быстрого погружения серебряную пластинку с выгравированным именем корабля: «Декабрист». (Об участии моряков в восстании декабристов читайте ). На двух других пластинках были начертаны названия «Народоволец» и «Красногвардеец». Еще три лодки этой же серии «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец» были заложены 14 апреля 1927 года на Николаевском государственном заводе № 198.

Подводная лодка типа «Д» первой серии до капремонта

Отсутствие опыта, ошибки проектирования, ряд объективных и субъективных причин приводили к необходимости вносить изменения в проект, переделывать уже смонтированные узлы, что увеличивало сроки строительства кораблей. В результате этого подводные лодки типа «Декабрист» строились и вводились в строй 3-4 года. К сожалению, это не избавило корабли от ряда существенных недостатков. Самым опасным из них было слишком быстрое заполнение цистерн главного балласта, вследствие чего существовала постоянная угроза «проваливания» ниже допустимой глубины.

Первая подводная лодка этой серии — «Декабрист» вошла в состав Морских сил Балтийского моря в середине ноября 1930 года, а к 1932 году в ВМФ находилось уже 6 таких кораблей. Четыре из них во время войны совершили 44 боевых похода, в которых достоверно потоплено 5 судов противника и одно судно повреждено. Черноморские «Декабристы» 8 раз прорывались в осажденный Севастополь, доставив много боеприпасов, продовольствия, бензина и эвакуировав на Кавказ 225 человек. Две лодки не вернулись из боевых походов. Подробнее о действиях наших подводных лодок во время войны читайте .

Советские подводники северных морей

В апреле 1933 года вышел приказ о переводе отряда надводных кораблей и трех подводных лодок типа «Декабрист» из Кронштадта в Мурманск для усиления морских сил советского Заполярья. Переход по Беломорско-Балтийскому каналу состоялся в июне-июле того же года. На Севере был сформирован Отдельный дивизион подводных лодок, положивший начало подводным силам СФ. С 21 августа 1934 года подводная лодка стала именоваться Д-1. В период 1933 -1939 годов экипаж «Декабриста» занимался боевой подготовкой и совершил два дальних арктических похода. В эти же годы лодка дважды проходила капитальный ремонт и модернизацию. Весной 1938 года органы НКВД произвели разгром в бригаде подводных лодок Северного флота. Были арестованы многие офицеры-подводники, в том числе и помощник командира «Д-1» А. И. Мадиссон. В конце октября 1939 года командиром Д-1 был назначен капитан-лейтенант Ф. М. Ельтищев, ранее командовавший Щ-403 на том же театре.

Ф.М. Ельтищев

С началом советско-финляндской войны подлодки были развернуты для несения дозорной и разведывательной службы на позициях севернее побережья Скандинавского полуострова, на подходах к Кольскому заливу и в районе горла Белого моря. Боевых столкновений они не имели, но Д-1 пленила финскую шхуну, которая использовалась потом как плавмастерская.

Трагедия

13 ноября 1940 года Д-1 под командованием капитан-лейтенанта Ф. М. Ельтищева вышла из базы и направилась в Мотовской залив, где командир лодки должен был отработать подныривание под идущее судно. Несмотря на то, что ПЛ около двух месяцев находилась в ремонте, а ее командир все это время был в отпуске, Д-1 послали в полигон с глубинами свыше 200 м без проверки ее дееспособности, а также при отсутствии нескольких офицеров, прежде всего, командира БЧ-5.

Лодка благополучно заняла назначенный полигон. Экипаж произвел дифферентовку и в 13.30 она погрузилась на перископную глубину в семи милях от мыса Выев-Наволок. С берега ее погружение контролировали береговые наблюдатели. Вскоре белый след от перископа исчез между гребнями невысоких волн. «Декабрист» ушел на заданную глубину и бесследно пропал. В заключение посмотрите еще статью День памяти моряков–подводников.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Шапиро Л.С. Самые нелегкие пути к Нептуну. Ленинград. 1988 г.
  • Компания «Медиахауз». Электронный справочник «Подводные лодки». 2006 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Под флагом РККФ «Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников». Москва. 1990 г.
  • Ковалев С.А. Забытый «Декабрист». Независимое военное обозрение №19 2006 г.
  • Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота. Москва. 2004 г.

Легкий корпус подводной лодки

Смотреть что такое «Легкий корпус подводной лодки» в других словарях:

  • КОРПУС ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ — состоит из прочного корпуса и легкого корпуса (у лодок двухкорпусных и полуторакорпусных), а также из надстроек и рубки. Прочный корпус состоит из стальной корпусной обшивки, подкрепленной изнутри набором, состоящим из шпангоутов. Прочный корпус… … Морской словарь

  • ЛЕГКИЙ КОРПУС — см. Корпус подводной лодки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

  • Горизонтальные рули подводной лодки — конструкции типа крыла, обеспечивающие путем их отклонения от плоскости горизонта изменение глубины погружения подводной лодки на ходу. На подводных лодках периода 1 й и 2 й мировых войн существовало, как правило, две пары заваливающихся в легкий … Морской словарь

  • Принципы и устройство подводной лодки — Принципы действия и устройство подводной лодки рассматриваются вместе, так как они тесно связаны. Определяющим является принцип подводного плавания. Отсюда, основные требования к ПЛ это: выдерживать давление воды в подводном положении, то есть… … Википедия

  • КОРПУС ЛЕГКИЙ — см. Корпус подводной лодки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

  • Лёгкий корпус — Схематический разрез двухкорпусной ПЛ 1 прочный корпус, 2 лёгкий корпус, 3 прочная рубка, 6 верхний стрингер ЛК Лёгкий корпус (ЛК) … Википедия

  • Подводные лодки — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

  • Подводные лодки проекта 685 — Координаты: 73°43′18″ с. ш. 13°16′54″ в. д … Википедия

  • Подводные лодки проекта 685 «Плавник» — Координаты: 73°43′18″ с. ш. 13°16′54″ в. д … Википедия

  • Подводные лодки проекта 685 «Плавник» — Координаты: 73°43′18″ с. ш. 13°16′54″ в. д … Википедия