Подбитые т 34

Превосходство Т-34 оказалось мифом

На волне милитаризации России в последнее время в стране снимается немало патриотических кинолент, в которых зрителям убедительно напоминают, кто побил фашистов во Вторую мировую войну и побьет сегодня, если враг вдруг «вконец оборзеет».

Вот и режиссер «Бригады» Алексей Сидоров снял героический фильм про легендарную «тридцать четверку», который уже собрал в прокате полтора миллиарда рублей.

В картине младший лейтенант Николай Ивушкин прошивает из своего Т-34 немецкие танки как картонные, ведя неравный бой, как и полагается в боевиках. Иначе и быть не может – советская машина стала одним из символов Победы, как и пистолет-пулемет Шпагина или штурмовик Ил-2. Но так ли хороша была советская техника?

На деле победу ковали «железные люди», а машины нередко становились жертвами советской и немецкой пропаганды, как и случилось с Т-34.

В 1951 году ЦРУ подробно проанализировало Т-34. Документ был рассекречен только в 2000 году. Оказалось, что у танка масса недостатков, отчасти по причине которых было потеряно чудовищное количество этих машин – почти 45 тыс. из 57 тыс. произведенных. Для сравнения, немцы потеряли на восточном фронте в 1941-1944 годах 15673 танка.

Пятая гвардейская танковая армия в 1943 году лишилась 31,5% своих машин во время марша к Прохоровке. По данным начальника автобронетанкового управления Красной Армии Федоренко, средний пробег Т-34 до капремонта не превышал 200 км. Больше и не было нужно, обычно танк ломался или его подбивали гораздо раньше. Так, в 1942 году средний пробег «тридцать четверки» составлял всего 66 км.

В 1941 году средняя продолжительность работы двигателя составляла 100 часов. Машины часто ломались и выходили из строя без участия немцев. Увы, Т-34 был не надежен. Большинство танков в начале войны были потеряны из-за технических неисправностей. Настоящей бедой была коробка передач.

Позже американцы, покатавшиеся на машине, написали, что трудности в переключении передач (которая не имела синхронизаторов) и многодисковое сухое сцепление, делали вождение этого танка сложным и крайне утомительным делом.

На Т-34 можно было использовать 4-ую передачу только на асфальте. Максимальная скорость на пересеченной теоретически составляла 25 км/ч. А на практике достигала только 15 км/ч, потому что для переключения со 2-ой на 3-ю передачу требовались нечеловеческие усилия. Позже на танк поставили 5-ступенчатую коробку передач, но повезло далеко не всем танкистам.

В 1942 году Сталин, которому доложили, что Красная армия теряет больше танков из-за поломок, а не в бою, заявил, что налицо скрытый саботаж и вредительство, после чего издал приказ. Согласно документу, за танк, оставленный на поле боя якобы из-за механических поломок и при подозрении экипажа в саботаже, танкистов должны были разжаловать в пехоту.

Не лучше была трансмиссия. Американцы испытали танк на Абердинском полигоне и косвенно согласились со Сталиным – такую трансмиссию мог поставить только саботажник. Во время ее эксплуатации быстро ломались зубья на всех шестернях, а на дизеле стоял плохой воздухоочиститель. Т-34 абсолютно не соответствовал американским стандартам качества, если бы чисто гипотетически машину произвели в США.

Особенно не понравилась американцам теснота Т-34. Они искренне недоумевали, как русские помешаются в них в своих полушубках. Кроме того, это прямо отражалось на безопасности. Если броня тесного танка пробивалась, с 75%-ной вероятностью это приводило к гибели или ранению членов экипажа. Для «Шермана» этот показатель якобы равняется всего 18%.

Кроме того, из-за ограниченного внутреннего пространства топливные банки были размещены в моторном отсеке и по бортам. Танк мог взорваться от любого попадания, несмотря на преимущества наклонной брони.

Еще раньше американцев оценили Т-34 сами немцы, которые тестировали их в 1943 году. Вывод: танк не подходит для долгого марша, так как каждый полчаса нужно делать остановки на 15-20 мин, чтобы дать машине остыть.

Проблемы пытались решить на самом высоком уровне, исправить недостатки поручили сразу нескольким заводам. На предприятиях усилили контроль качества, но улучшить танк удалось только к середине войны, когда немцы уже выкатили свои «Пантеры». К счастью, судьба Гитлера уже была предрешена.

Как и сегодняшнюю российскую «Армату», Т-34 превозносила пропаганда, только советская. Он изначально должен был стать танком победы, и лучшей средней машины у Красной армии на тот момент просто не было. Помогали и немцы, которые тоже захваливали советский танк, чтобы объяснить свои поражения. Вместе с тем, это ничуть не преуменьшает героизм советских танкистов, которые доблестно сражались на том, что у них было.

1941 г. Смерть танкиста.

Близится 75-летие 1941 г. и нам опять начнут впаривать солонятину про забастовку Красной армии, не захотевшей воевать за Сталина, побросав супер-пупер КВ и Т-34. Есть, разумеется, масса фотографий подбитых в бою, изрешеченных и выгоревших советских танков всех типов. Однако благодаря новым технологиям и фото с интернет-аукционов, из коллекций немецких солдат и офицеров мы можем воочию увидеть тех, кто исполнил свой долг до конца. Это война в самом ужасном ее проявлении.
В общем впечатлительным, женщинам и детям настойчиво не советую ходить под кат. Некоторые фотографии действительно, без прикрас, ужасные.

Эта фотография знакома многим. Этот танк КВ-2 был подбит немцами под городом Остров, на Северо-Западном направлении. Чаще всего советские танки фотографировали уже много после боя, когда трупы уже убирали.
«Островский» КВ-2 сразу после боя выглядел так:


Скорее всего это КВ-2 №4754 командира батальона капитана И. И. Русанова. Танк был подбит, получил повреждение тяг трансмиссии, была перебита гусеница. В акте сообщается: «Движение танка было невозможно, так как подбитые и горевшие танки забили проезжую часть моста, отход был невозможен в виду подбитого управления танка и свалившейся гусеницы, и танку не было возможности развернуться» . Экипаж покинул машину. Судьба же комбата капитана Ивана Ивановича Русанова 1902 г. рождения осталась неизвестной. Он остался в танке для вывода его из строя и, скорее всего, погиб. Весьма вероятно, что именно он попал на немецкое фото.
Вот этот Т-26 у арки, как подсказали в комментариях, из Идрицы.

Судьба танкового десанта часто была трагической.

Рядом с погибшими винтовки и они в касках, явно не танкисты.
Т-26 поздних серий под Уманью.



Эти Т-26 принадлежали 23 тд 12 МК, потеряны в Литве:
Алитус, танковые бои 22-23 июня 1941 г. Погибший экипаж броневика БА-10:
Один из танкистов из экипажа сгоревшего с детонацией б/к (см. скособоченную башню) танка БТ-7:
Пойдем дальше на юг. Район Гродно, Кузница.
Участники контрудара под Гродно, которого по Марку Семенычу «не было».
Еще одно фото также атрибутируется как машина 6-го мехкорпуса.
Лейтенанта-танкиста, скорее всего, выбросило из танка взрывом.
Еще одно фото той же самой машины. Лейтенант виден в верхней левой части снимка. Другой танкист вылез из люка в днище «тридцатьчетверки» и дал последний бой с вытащенным из танка пулеметом ДТ, видны еще два диска:
На фото того же танка с другого ракурса видно, что в яблоке нет пулемета. Именно снятый с яблока пулемет, наверняка, у погибшего под танком.
Как погибли эти двое? Как их имена? Мы это никогда, скорее всего, не узнаем.
Хорошо известное фото, часто мелькает в книгах по 1941 г. Это Т-34 в Слониме, подбитая при попытке прорыва из Белостокского «котла», тоже 6-й МК, скорее всего.
Слоним на крупной магистрали и машину многократно фотографировали проезжающие немцы.
Сразу после боя этот танк выглядел вот так, рядом с горящей машиной лежат погибшие танкисты.
Фото из моей личной коллекции, подписано как Слоним, да и дом на заднем плане узнаваемый.
Еще одна машина из 6-го МК, подбитая на шоссе Зельва-Слоним:
Кто-то выскакивал из горящего танка, охваченный пламенем и погибал рядом со своей машиной.
Фото сделаны у вот этой группы из двух 34-к на обочине дороге. Брошенные экипажами, ага-ага.
Еще один погибший из этой машины — в башне.
Как подсказали в комментариях (спасибо vnezd) это потерянные под Бронниками на Украине танки Т-34 из 40-й тд. Достаточно известный эпизод, изначально не имевшая новых танков 40-я тд получила батальон Т-34, контрударяла по прорвавшимся через «линию Сталину» немцам, батальон «тридцатьчетверок» понес большие потери. Как писал в мемуарах военком 19-го МК: «танковый батальон Т-34 был введен в бой с марша. Комбат не имел боевого опыта, и в решительную минуту, когда нужно было довести до конца начатый маневр ротами, он промедлил, а затем, к несчастью, погиб. Его преемник — командир 1-й роты поначалу растерялся и тоже промедлил. А в такой обстановке дорога каждая минута.»
См. также .
Еще один пример погибшего уже выскочив из танка:
Вот это фото тоже хорошо известно. Это Озерница, на направлении прорыва из белостокского «котла» частей 6-го МК:
Сразу после боя они выглядели вот так:
Подбитая прямо на дороге «тридцатьчетверка» с лежащими рядом погибшими танкистами.
На еще одном фото того же эпизода видна буква G на грузовике впереди, это полоса наступления 2-я ТГр Гудериана.
Хорошо известная машина, подбита при попытке прорыва через Минск. Стояла до 1944 г., немцы сделали из нее подставку под указатели (обычная практика).
Сразу после боя он выглядел так:
Кто сомневается, еще одно фото, видны характерные пробоины в бронировке противооткатных устройств орудия:
Ужасный лик смерти
Явно один и тот же эпизод:
Страшнее всего за экипажи «картонных» броневиков. Рядом с БА-10 погибший боец или младший командир в каске, скорее всего из стрелковой дивизии какой-то.
Судя по открытым люкам доступа к двигателю, экипаж броневика ФАИ застали за ремонтом своей машины:
Дальше на юг. Вот это телетанк Т-26 22 МК, вероятно, под Войницей.
Это фото атрибутируется как Пархач, приграничный город под Сокалем. Это танк 3-й кавдивизии, подбитый 22 июня 1941 г.
Погибший член экипажа БТ-7, место неизвестно.
Сгоревший командир Т-26. Пробоина в борту танка едва ли не 88
Известный эпизод, Язув Старый в Львовском выступе, танки 32 тд 4 МК:
Эпизод вполне боевой. Сразу после боя:
Погибший танкист, совсем молодой парень:
Т-34, подбитый на улице какого-то города. Судя по вывороченной надгусеничной полке — подбит выстрелом в борт.
Потом, когда уберут трупы, может казаться брошенным.
КВ-1 выпуска до февраля 1941 г. (характерная бронировка «ворошиловского» пулемета на корме башни), явно из состава мехкорпусов. Возможно, танкисты погибли при попытке выйти из танка и восстановить гусеницу.
Еще один КВ, выпущен уже после начала войны:
Думаете Т-35 все бросили? Были те, кто погибли в бою:
Про него см. в комментарии.
Танк БТ, подбитый в одном из контрударов. В альбоме немецкой 1 гпд к снимку этой машины сделана подпись «Выгоревший советский танк на дороге на Львов».
См. на немировском форуме, подсказали в комментах.
Еще одна серия фотографий, погибшие на МТО и рядом с танком.
Достаточно часто мелькающая парочка — Т-34, врезавшийся в мост без башни и за ним БТ. Где — не знаю. 🙁 В комментариях подсказали, что это Казбеяй, пригород Вильнюса. на форум РККА с обсуждением.
Это потерянные в бою, внизу на склоне под танком погибший танкист:
На этой фото четко видно, что один из трупов одет в… белые женские туфли.
Скорее всего, это кто-то из жен комсостава, прорывавшейся в танке, но погибшей.
Механик-водитель, оставшийся на боевом посту (как подсказали в комментариях, это Дубно, машина 34 тд).
Т-26, «поплавок» с «Максимом» на броне, погибший боец. Что здесь случилось? Нет ответа.
Еще несколько фото, сделанных сразу после боя, когда оккупанты осматривали только что подбитые танки
Одно из многих фото с сюжетом «нас извлекут из под обломков…», извлеченные из Т-34 трупы погибших в нем танкистов:
Тот же эпизод, сапоги с танкиста еще не сняли:
Когда в дело пошли танки из тракторов, они тоже гибли в бою. Вот ХТЗ-16, подбитый у ЦУМ-а в Харькове, уже в октябре 1941 г.:
Машина погибла в бою, контратакуя немецкую пехоту. Долгое время стояла с погибшим танкистом у кормового люка:
Битва за Москву, полоса наступления 17-й пд, октябрь 1941.
Немцы стоят и смотрят на погибшего танкиста.
Интересно, кто из них самих вернется живым?
Фотографии взяты с интернет-аукциона Е-бей, форума РККА, форума Немиров-41 и коллекции фотографий А.Ряслова
Подсказки в привязке фото к месту, частям и соединениям приветствуются и принимается с благодарностью.

Неуязвимый танк

Уважаемый Кошмарный Деспот. Уважаемый Кошмарный Деспот. Интересно,как Вам удалось найти настоящего гения.Ведь автор проекта сумел главное- найти,создать оптимальную схему боевой машины,в которой сильнейшая защита лба-броня плюс мотор,спасающая экипаж,самое ценное в каждой боевой машине.Вместе с тем бронирование в задней части сравнительно слабое,что заставит танкистов идти только вперед,в крайнем случае пятиться,огрызаясь.Кстати при такой схеме в танке легко разместить воторой пост управления в корме,как часто делают в броневиках.Выход из танка так же облегчен, под огнем ,хоть выползай .При таком расположении боевого отделения, длинное орудие не выходит за габариты танка,что его сохраняет от повреждений.Вообще автор проекта предвосхитил Меркаву.Хотя идею Меркавы в Израиле скорее всего просто позаимствовали,как идеи заложенные в «Узи» и в автомате «Галил».А еще некоторые говорят,что в России ничего никогда не изобретали,а только чужое крали и использовали.К тому же автор проекта,судя по фамилии украинец,что тоже ,согласитесь,приятно. Теперь о том откуда мог взяться этот проект,этот образ. Перед войной вышла ,теперь забытая,книжка-фантастический роман называвшаяся «Истребитель два зет».Там было много интересных идей,в том числе неуязвимый танк с шаровой башней,от которой снаряды отскакивали.Вот наверное корни проекта идут именно отсюда.Странно,что ни в войну ни после он не был реализован.Хотя подобные машины,опытные,с такой компоновкой у нас были.В войну у англичан была противотанковая САУ- «Арчер»,котора я бою шла в атаку-задом,а на… Подробнее «

«Неуязвимый» танк «Абрамс»

Принято считать, что танк «Абрамс» отличный. И главное – высокотехнологичный. Правда в нём вместо автомата заряжания установлен негр-качок, забрасывающий в казённик выстрелы. И который сидит в огромной башне.

В СССР и России с неграми всегда была напряжёнка. Особенно с неграми-заряжающими. Поэтому в «тэшках», начиная с середины 70-х годов, ещё с Т-72, устанавливаются автоматы заряжания. И экипаж, соответственно, – три человека, без заряжающего. Там есть и свои минусы. Но в общем «тэшки» и ростом ниже, и весом легче, и башня у них какая-то маленькая и «расплющенная», никакой «солидности».

«Абрамс» битый

А «Абрамс» выглядит впечатляюще. Ба-алшой та-акой. Башня большая, удобная, как садовый домик. Двигатель чудный. Температура исходящих газов такова, что в инфракрасном спектре его видно его из космоса даже посреди пустыни. Причём в любую погоду. А уж система наведения противотанковых ракет тем более увидит, даже и с предельного расстояния.

Зато двигатель отличный – аж полторы тыщи лошадей. Куда там «тэшкам» с ихней тысячей двести. Правда, если взять удельную мощность (на 1 кг веса), то у «тэшек» она выше, потому что «тэшки»-то в полтора раза легче.

При этом мощности основного двигла «Абрамса» недостаточной для кручения садового домика вместе с негром-качком и пушкой. Поэтому башня на основном двигателе вращается очень медленно. Впрочем, это недостаток всех танков с большими башнями, ещё начиная с «Тигра».

Чтобы увеличить скорость вращения башни, за башней конструкторы прилепили дополнительное двигло (далее ДД, хотя правильно ВСУ – вспомогательная силовая установка). А так как ДД не являться жизненно важным элементом (если ДД выходит из строя, то башня всё равно вращается, тiлько очень, очень медленно), то ДД не заключили в основную броневую цитадель, а просто прикрыли стальным коробом с толщиной стенок в пару сантиметров от шальных пуль и осколков. Но не от пуль ДШК, сразу резко снижающих боеспособность «Абрамса», в случае поражения ДД.

К тому же имелись случаи безвозвратных потерь из-за воспламенения двигла дополнительного и/или воспламенения емкостей с запасами ГСМ, которые попадали в моторно-трансмиссионное отделение и тем самым воспламеняли двигатель. Так сгорел один «Абрамс» («из-за вторичного эффекта»), который был обстрелян из 12,7-мм пулемета ДШК. Одна, всего одна пуля попала в левую заднюю часть башни, где как раз и расположена ДД, пробила 2 сантиметра защиты, вывела из строя это двигло, воспламенив топливо и масло.

По общей топливной системе (а она у ДД общая с основным двигателем) пламя распространилось к основному двигателю и загорается уже весь моторный отсек. В результате возгорания, от одной пули танк восстановлению не подлежит.

Вот он «тяж» сгоревший от одной пули

Вообще Иракская война выявила слабые места американских танков М1А1 «Абрамс» и развеяла миф о его неуязвимости. Да лобовая броня башни и корпуса «Абрамса» обеспечивают хорошую защиту от противотанковых средств.

Однако бортовая и кормовая проекции остаются уязвимыми даже для гранатометов, разработанных в 60-е годы прошлого века. Также были зарегистрированы случаи вывода из строя танков огнем со стороны кормы как 25-мм пушек «своих» БМП «Бредли», так и 30-мм пушек БМП-2.

От «Бредли» прилетело.

Вот от такой

Не является секретом и то, что не укладываясь в отведенные весовые ограничения американские конструкторы вынуждены были пожертвовать бронированием бортов корпуса, который обеспечивает защиту от бронебойных снарядов 30-мм пушки только при курсовом угле +- 30 градусов, где установлены бортовые экраны толщиной 70 мм. Остальные участки борта, моторное отделение, представляют из себя экраны из 5 мм мягкой стали, за которой идет 30 мм броневой стали корпуса.

Такая преграда поражается пушками 30 мм пушками БМП-2 с 2000 м (при использовании бронебойных подкалиберных снарядов), при использовании обычных бронебойных снарядов эта дистанция несколько ниже.

На многих уничтоженных «Абрамсах», пораженных огнем ручных противотанковых гранатометов типа РПГ-7 в борт, противокумулятивные экраны пробивались даже гранатами ПГ-7В (это один из наиболее старых типов гранат для РПГ-7), и ее кумулятивной струи было достаточно, чтобы после экрана пробить и бортовую броню.

После официального окончания операции «Свобода Ираку» потери бронетехники коалиции не только не уменьшились, а наоборот возросли. Тут главным врагом для танков и БМП стали противотанковые гранатометы и фугасы, которые устанавливают иракские партизаны, на маршрутах патрулирования американских войск.

Так, например, 27. 10. 2003 в 40 км от Багдада к северо-востоку от города Баллад была подорвана новейшая модификация танка «Абрамс» М1А2 SEP (System Enhanced Package) из состава 4-й Механизированной дивизии США. Танк подорвался на самодельном фугасе, который состоял из нескольких артиллерийских снарядов. В результате подрыва башня танка отлетела на 30 метров.

Также не подтвердили своей надежности топливные баки танка, расположенные в передней части танка с обоих сторон от механика-водителя, в обеих зарегистрированных случаях попадание в них приводило к уничтожению танка. Кроме проблем в результате огня противника танк M1A1 также показал низкую эксплуатационную надежность и очень большую пожароопасность.

Гори, гори ясно…

Чтобы не погасло.

Наличие большого количества сложных и склонных к отказу систем и подсистем приводило к тому, что многие машины просто не способны были выполнять поставленные задачи. К таким системам, по мнению американских экспертов, относятся система управления огнем, радиостанция и другие электронные системы, которые должны регулярно перепроверяться и выверяться после воздействия на них вибрации и сильных ударов во время боя.

Уже был выше. Но тоже схлопотал в ДД.

Наиболее эффективным оружием танка «Абрамс » в городском бою оказался 12,7-мм пулемет, установленный на башне. Обычно иракские группы сопротивления, замаскировавшись, подпускали танки и БМП на расстояние менее 100 м, и затем открывали залповый огонь из крупнокалиберных пулеметов и РПГ. В таких ситуациях 12,7-мм (50 калибра) пулемет, установленный на башне, был наиболее эффективен, поражая противника в любых укрытиях легкого типа.

Когда велся огонь из 120-мм танковой пушки, то использовались, из-за отсутствия фугасных, кумулятивные (HEAT) или бронебойные калиберные (MPAT) снаряды. После того, как поступили сообщения относительно эффективности использования пулеметов в ближнем бою в городских условиях, на башнях стали устанавливать второй, а иногда и третий пулемет калибром 7,62-мм.

По данным зарубежных специалистов реактивные гранаты ПГ-7В с вероятностью 55% поражают «Абрамс » в борт башни и борт корпуса над катками. С вероятность 70% — в крышу башни.

В общем:
-Двигатель продемонстрировал низкую надежность и крайне высокую пажароопасность.
-Для полного поражения танка достаточно 1 термитной гранаты (внутрь), 2 ракет «Майверик » или выстрела БПС (в область боеуклдки)
-Для вывода танка из строя достаточно от одного выстрела РПГ по боковым частям корпуса.

Хотя вышибные панели на башне работали штатно, зарегистрированные случаи попадания в боеукладку к гибели экипажа не приводили.

К тому же большой вес и недостаточная удельная мощность двигла способна сыграть с «Абрамсом » злые шутки.

И это не Россия с её «Абромсонепроходимыми» направлениями.

Но ещё более злые шутки с «Абрамсом » могут сыграть смелые люди.

Уязвимые места боковой проекции танка «Абрамс «
Бей стрелково-пулеметным огнем по приборам наведения.
Бей по пушке.
Бей по большему зазору между бронированием корпуса и башни.

Зазор настолько велик, что попасть под башню «Абрамса» можно с большого расстояния.
Бей по бортам корпуса, их можно пробить даже пре помощи старых моделей РПГ.
Бей по кормовым нишам башни.

Бей очередями из 30-мм пушки БМП-2 по бортам корпуса.
Дистанция уверенного поражения при использовании ракеты ПТРК «Фагот» при угле встречи от 38 до 90 градусов составляет до 2000 метров.
*Борт американского танка в задней части представляет из себя от 0,5 и до 7 см стали (экранов) и 3 см броневой стали корпуса. Такая преграда поражается пушками 2А42/2А72.

Уязвимые места лобовой проекции танка М1А1 (А2) «Абрамс «

Ну и немного по приколу:
«…Правила техники безопасности при пользовании американским танком М1 «Абрамс» включают свыше 200 отдельных пунктов, посвящённых эксплуатации машины, среди них следующие:
— Всегда используйте предохранительную чеку и вставляйте противооткатный стопор при замене противопожарных баллонов. Огнетушители способны вести себя как реактивные снаряды при самопроизвольной активизации…

— Не заставляйте танк продираться через заросли деревьев. Подобная практика небезопасна. Танк может оказаться оторванным от земли, а орудие застрять в сучьях.
— Безалкогольные прохладительные напитки, пиво, фруктовые соки, уксус и тому подобные вещества наделены способностью вызывать коррозию 120-мм снарядов, что может вызвать преждевременную детонацию*…»

Неуязвимый Т-34: 5 занимательных фактов о лучшей боевой машине ВОВ


Фото: JOYFUN.RU.

1 января на российские киноэкраны вышел одноименный фильм о легендарном советском танке Т-34, который за первые три дня показа собрал рекордную кассу в 100 миллионов рублей. Сюжет фильма разворачивается вокруг самого массового танка ВОВ Т-34, признанного самой совершенной и эффективной боевой машиной своей эпохи. В этой статье мы затронем пять малоизвестных, но занимательных фактов об одном из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.

1. Нереализованный проект T-34М


Танк Т-44| Фото: Альтернативная История.

Работа над созданием оригинального Т-34 велась под руководством Михаила Кошкина с 1937 года. В 1939 году первый опытный образец был готов, и вскоре танк запустили в серийное производство. Идея о модификации Т-34 была предложена высшему руководству сразу же после смерти создателя в 1940 году.
Проект получил название Т-34М. В модифицированной версии танка планировалось кардинально изменить ходовую часть, бронирование, башню и улучшить вооружение. Однако в последний момент проект отклонили из-за внезапно развернувшейся войны. Впрочем, в 1942 году работа над Т-34М все же началась и завершилась в 1944 году. Это был тот же Т-34М только вышел он под другим названием — Т-44.

2. Мощнейшая броня


Т-34 на поле боя| Фото: Wio.Ru.

В начале войны, когда советские Т-34 только появились на поле боя, немецкие войска не имели ни малейшего представления о броне и вооружении танков. Немцы полагали, что их танки или пулеметы 37 мм. калибра могли пробить броню Т-34, но это было далеко не так. Орудие Вермахта лишь беспомощно «царапало» корпус «тридцатьчетверок». Только осенью 1941 года немцы заполучили первый Т-34 и провели несколько экспериментов. Вскоре после этого на свет появились немецкие «Пантеры», которые могли нанести советскому танку уже более серьезный урон.

3. Самый массовый танк


Т-34 с десантом ведут бой за станцию Раздельная в районе Одессы| Фото: www.kskdivniy.ru.

Несмотря на то, что Т-34 считается самым массовым танком Второй мировой войны, к началу ВОВ было сделано не более 1000 экземпляров этих боевых машин, половина из которых быстро была уничтожена или утеряна. Впрочем, в Novate.ru выяснили, что вскоре количество «тридцатьчетверок» стало стремительно расти. Стоит отметить, что в первые месяцы войны о новых танках СССР не знали не только немцы, но и наши солдаты. Т-34 отправлялись только для выполнения важных боевых задач.

4. Отвага советских танкистов


1941 год — Советские танкисты на пути| Фото: Warspot.

Об отваге советских танкистов ходили легенды даже в Третьем Рейхе. Известно немало случаев, когда один Т-34 успешно противостоял целому взводу немецких танков. Экипаж сражался до последнего и даже если погибал заряжающий, его заменял наводчик, и танк продолжал сражение. С другой стороны, в отличие от немцев у наших танкистов часто страдала тактика ведения боя и умение управления боевыми машинами. Дело в том, что немецкое руководство очень серьезно подходило к тренировкам своих танкистов.

5. Неуязвимый танк


Немецкие солдаты рассматривают советский танк Т-34, уничтоженный взрывом боеукладки| Фото: Военный альбом.

К началу войны Т-34 считался практически неуязвимым. Немецкие противотанковые пушки того времени не могли справиться с броней «тридцатьчетверок». Однако вскоре немцы научились обеззараживать советские танки, используя различные тактики: горючими смесями «выкуривали» экипаж танка наружу, а на дула танков подвешивались связки гранат, которые при взрыве деформировали его. К концу 1941 году в Третьем Рейхе стали использовать мощные 88 мм. зенитные пушки, в дальнейшем ставшие частью вооружения немецких «Тигров».
Конечно, с Т-34 связано еще много интересных фактов. Например, советский танк настолько хорошо зарекомендовал себя в бою, что до сих пор стоит на вооружении Лаоса. Понравилась статья? Прочитайте также о » девятке» грозных ударных вертолетов со всего мира, которые заслуженно считаются лучшими.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: