Почему нельзя летать в Египет?

Катастрофа А321 над Синаем: что известно спустя четыре года?

31 октября 2019 года исполняется четыре года с момента катастрофы самолета A321 над Синайским полуостровом, которая унесла 224 жизни и была признана тeрактом. В траурный день родные и близкие жертв вспоминают, как в последний раз разговаривали с пассажирами рейса из Шарм-эш-Шейха в Москву. Виновные в трагедии до сих пор не найдены.

Прерванный полет

Самолет Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение 31 октября 2015 года. Воздушное судно направлялось из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. На борту было 224 человека — 217 пассажиров (в основном — петербуржцы) и семь членов экипажа.

Лайнер вылетел в 06:51 по Москве и спустя 23 минуты пропал с экранов радаров. Перед этим он резко потерял высоту, сообщили в управлении гражданской авиации Египта. Началась поисковая операция, в ходе которой обломки самолета обнаружили в горах на Синайском полуострове. Оба бортовых самописца воздушного судна были найдены. Речевой, как потом оказалось, зафиксировал посторонний шум.

Никто из находившихся на борту людей не выжил. Обломки лайнера разметало на километры вокруг места падения.

Фото: Reuters

Виноватых так и не нашли?

Вскоре после катастрофы ответственность за нее взяла на себя группировка, подконтрольная ИГИЛ (Исламское государство, запрещенная в РФ экстремистская организация). Тем не менее Следственный комитет РФ изначально возбудил дело по статье о нарушении правил полетов и выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности.

В первые дни после крушения А321 власти России и Египта отрицали возможность взрыва на борту самолета. Между тем в прессе появлялось множество утечек в пользу этой версии. Со ссылкой на переговоры террористов, перехваченные британскими спецслужбами, сообщалось, что бомбу могли заложить в багажное отделение лайнера до его вылета из аэропорта.

На этом фоне власти европейских стран стали отменять полеты над Синайским полуостровом. 6 ноября президент России Владимир Путин принял решение приостановить авиационное сообщение с Египтом (в апреле 2018 года восстановлено регулярное сообщение, чартерных рейсов по-прежнему нет).

Фото: Reuters

Лишь спустя более двух недель после катастрофы, 16 ноября 2015 года, глава ФСБ Александр Бортников подтвердил во время совещания с Путиным, что на борту А321 произошел взрыв самодельного взрывного устройства мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.

Через год после крушения стало известно, что эксперты в Египте окончательно установили место закладки бомбы в самолете. СВУ находилось в отсеке негабаритного багажа в хвостовой части лайнера. Чтобы заложить бомбу, террористы использовали сотрудника сервисной службы аэропорта Шарм-Эш-Шейха. Пакет занесли в самолет и замаскировали багажом.

Фото: Reuters

При этом официально до сих пор нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта, пишет «Прайм». Хотя еще в феврале 2016 года президент Египта признал случившееся терактом, местные власти так и не возбудили уголовное дело по статье «терроризм». Расследование проходит как по обычной авиакатастрофе, что позволяет не выплачивать компенсации семьям жертв.

В 2018 году суд Каира отклонил первый иск родственников россиян, потерявших близких в катастрофе. Ответчиками по нему были власти Египта. Суд пришел к выводу, что в случае с обеспечением безопасности А321 в аэропорту Шарм-эш-Шейха документально не подтверждено «совершение непосредственных личных ошибок» чиновников, которые стали бы причиной катастрофы. После взлета лайнер был технически исправен, но потерпел крушение из-за «незаконных действий» третьих лиц.

Память о жертвах и «главный пассажир»

Накануне память жертв катастрофы А321 почтили фанаты питерского «Зенита» во время матча с «Томью» в рамках ⅛ финала Кубка России. Болельщики вывесили баннер с надписью: «Рейс 9268 – помним…»

Фото: twitter / zenit_spb

Утром 31 октября прошли заупокойные службы в церквях 28 городов трех стран — помимо россиян, на борту А321 были граждане Украины и Белоруссии. Главное богослужение прошло в Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге.

На Серафимовском кладбище возложили цветы к мемориалу «Сложенные крылья».

Волна соболезнований прокатилась и по соцсетям. Многие выкладывали фото Дарины Громовой — десятимесячной девочки, которой не стало в катастрофе вместе с ее родителями. Снимок, на котором ребенок стоит возле окна в Пулково и наблюдает за самолетами, стал символом страшной трагедии.

Дарина Громова. Соцсети

Мама девочки Татьяна Громова сделала фотографию перед вылетом семьи в отпуск. Женщина выложила фото в ВК и подписала: «Главный пассажир». Тогда никто не думал, что фотография станет последней.

«Вечером перед вылетом из Египта Леша позвонил. Слышно было по голосу, что он довольный. Сказал, что Даришке все очень понравилось», — рассказала «Комсомольской правде» бабушка «главного пассажира» Елена Громова.

Узнав о трагедии, она не сразу смогла осознать случившееся. «Мы оказались на пепелище. Какая-то сюрреальность, как будто не с нами это все происходило. Это был просто шок. А сейчас шок прошел, осталась только боль. Мы прошли весь ужас того ада, который пришлось испытать нашим детям. Мы ездили на опознание. Мы видели их в морге», — вспоминает Громова.

Фото предоставлено КП из личного архива Громовых

Список пассажиров разбившегося в Египте российского самолета

Экипаж воздушного судна:
КВС Немов Валерий Юрьевич
2-й пилот Трухачёв Сергей Станиславович
Старший бортпроводник Марцевич Валентина Петровна

Бортпроводники:
Беломестнов Андрей Витальевич
Олару Ирина Дмитриевна
Свиридов Станислав Васильевич
Филимонов Алексей Андреевич

Пассажиры рейса 9268:

Акимов Михаил, 1973
Александров Александр, 1976
Алексеев Алексей, 1983
Амосов Андрей, 1964
Аникеева Маргарита, 1949
Анисимов Виктор, 1962
Баглаев Павел, 1960
Башакова Надежда, 1937
Беспалова Галина, 1949
Богданов Антон, 2005
Богданов Дмитрий, 1969
Богданова Анастасия, 1993
Богданова Валерия, 1990
Бриуло Марина, 1967
Бриуло Евгений, 1966
Булева Юлия, 1990
Буткевич Александр, 1955
Чернова Александра, 1996
Даниленко Надежда, 1990
Данилова Наталья, 1987
Дементич Татьяна, 1951
Добрица Андрей, 1971
Добрица Римма, 1971
Домашняя Елена, 1990
Дудченко Елена, 1968
Дудочкина Светлана, 1962
Дунаев Александр, 1947
Дунаева Нина, 1953
Дунаев Александр, 1947
Душечкина Валерия, 2005
Евграфова Евгения, 1988
Федорков Михаил, 1988
Фёдоров Фёдор, 2010
Фёдорова Елена, 1975
Фёдорова Татьяна, 1979
Гайдамак Алина, 1988
Гайдамак Елена, 1965
Галанова Елена, 1972
Гавриков Александр, 1980
Герасина Юлия, 1973
Герасина Вера, 2009
Гирин Дмитрий, 1983
Глидяев Денис, 1982
Голенков Владимир, 1967
Голенкова Диана, 2011
Голенкова Виктория, 1970
Голубева Нина, 1972
Гомечко Людмила, 1958
Горбатенко Андрей, 1980
Гордин Леонид, 1986
Гречкина Татьяна, 1952
Григорьева Дарья, 1991
Григорьева Екатерина, 2003
Григорьева Наталья, 1979
Громов Алексей, 1988
Громова Дарина, 2014
Громова Татьяна, 1988
Яцкова Дарья, 1995
Явсин Евгений, 1994
Явсина Елизавета, 1970
Илларионова Александра, 1987
Йоргенс Елена, 1971
Ищенко Ирина, 1953
Иванюк Галина, 1957
Иванова Ираида, 1938
Ивлева Мария, 2000
Ивлева Марина, 1971
Калинина Евгения, 1951
Калинина Ольга, 1973
Канцерова Валерия, 1983
Казак Любовь, 1957
Харитонов Леонид, 1971
Харитонова Анастасия, 2001
Харитонова Оксана, 1971
Хмелевский Дмитрий, 1989
Хусаинова Елена, 1967
Ким Людмила, 1975
Кириллова Ольга, 1985
Киселёв Анатолий, 1983
Клочков Алексей, 1989
Клочкова Светлана, 1989
Кочкин Антон, 1967
Кондрашкова Марина, 1990
Кононирова Елена, 1985
Копылов Александр, 1953
Коренко Людмила, 1954
Ковалёва Ирина, 1967
Кожемякова Екатерина, 1982
Козлова Любовь, 1963
Краснова Юлия, 1992
Кротов Александр, 1979
Крылов Михаил, 1982
Крылова Кристина, 2005
Крылова Светлана, 1985
Куликова Юлия, 1990
Курбатова Татьяна, 1967
Куркаедова Ирина, 1955
Кузнецова Наталья, 1986
Лаишева Надежда, 1991
Лапшина Вера, 1946
Лущенко Нина, 1955
Максимов Александр, 2000
Максимова Мария, 1974
Масленникова Юлия, 1988
Мельникова Елена, 1962
Михайликова Валентина, 1955
Михайлов Игорь, 1978
Миллер Тимур, 1982
Мнацаканов Леонид, 1975
Моисеева Алёна, 2010
Моисеева Елена, 1976
Мокиевская Татьяна, 1988
Мовчанов Владислав, 1984
Мовчанова Лилия, 1991
Мозгина Алиса, 2014
Мозгина Любовь, 1975
Мурашова Екатерина, 1983
Найок Максим, 1988
Николаева Екатерина, 1973
Огородова Ксения, 1982
Орлеанская Ирина, 1988
Орлеанский Дмитрий, 1984
Осипов Илья, 1980
Осипов Захар, 2007
Осипова Наталья, 1962
Пахар Анна, 1990
Панина Александра, 1990
Панина Татьяна, 1959
Павлова Ирина, 1963
Павлова Ольга, 1973
Пяточенко Неллия, 1963
Пикалёва Ирина, 1959
Пилип Александра, 1968
Подлевских Мария, 1975
Пономарёва Надежда, 1974
Пряников Евгений, 2004
Прусакова Светлана, 1957
Пукхаева Елена, 1963
Пульянов Роман, 1985
Радлевич Александр, 1956
Радлевич Алла, 1959
Родина Елена, 1980
Ростенко Наталья, 1959
Сачук Владимир, 1989
Сагдатуллина Наталья, 1964
Саяпин Алексей, 1970
Саяпина Наталья, 1975
Сакерин Илья, 1990
Сакерина Влада, 1992
Салакбеков Даниил, 2001
Салакбекова Диана, 2006
Савельев Павел, 1975
Семаков Алексей, 1979
Семакова Оксана, 1975
Семёнов Александр, 1966
Сераджински Раман, 1987
Сергеев Алексей, 1951
Сергеев Геннадий, 1955
Сергеева Елена, 1953
Сергеева София, 1953
Севрюкова Виктория, 1991
Шарова Ирина, 1977
Шеин Юрий, 1977
Шеина Анастасия, 2012
Шеина Ольга, 1985
Шихина Екатерина, 1990
Шиллер Дарья, 1983
Шишкина Мария, 1987
Шульгинов Евгений, 1979
Шульгинов Кирилл, 2012
Шульгинова Ольга, 1980
Шурко Наталья, 1971
Симанова Маргарита, 1962
Скородумов Виктор, 1951
Скородумова Людмила, 1953
Смирнов Юрий, 1960
Смирнова Ирина, 1966
Смирнова Вера, 1941
Смоленкова Татьяна, 1952
Соколова Ирина, 1986
Сологубова Евгения, 1990
Соловьёва Татьяна, 1957
Статская Анастасия, 1992
Тарасов Александр, 1953
Тарасова Лариса, 1954
Терёхина Галина, 1959
Тихомиров Алексей, 1981
Тихомирова Анастасия, 1987
Тимошенко Андрей, 1975
Тишинская Анна, 1988
Томина Елена, 1969
Усатов Кирилл, 1999
Усатова Ирина, 1972
Васильева Лилия, 2002
Васильева Марина, 1958
Ветлюгин Александр, 1980
Винник Александра, 2012
Винник Дмитрий, 2013
Винник Марианна, 1987
Виноградская Евгения, 1986
Вишнёв Армен, 1988
Виталева Алиса, 2001
Виталева Ирина, 1978
Волянская Екатерина, 1992
Волков Николай, 1982
Волкова Юлия, 1967
Волкова Марина, 1965
Волженкова Анна, 1987
Воскресенская Эльвира, 1987
Ясменко Татьяна, 1983
Замолотова Галина, 1953
Завгородная Ирина, 1973
Жималенков Мирон, 2013
Жималенков Сергей, 1983
Жималенкова Елена, 1986
Зоркина Анна, 1984
Зоркина Анна, 1986
Зуева Марина, 1990

Между тем стало известно, что среди пассажиров злополучного рейса «Когалымавиа» значился заместитель главы администрации Пскова Александр Копылов.

«О его судьбе пока ничего не известно, но он значился в списках пассажиров», — сообщили «Интерфаксу» в администрации города.

По данным представителя администрации, вместе с Копыловым на борту самолета находилась его гражданская жена Елена Мельникова, работавшая в администрации городской думы.

Напомним, самолет авиакомпании «Когалымавиа» Airbus А-321, выполнявший рейс из Шарм-Эш-Шейха (Египет) в Петербург, разбился в Египте утром 31 октября. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. По последним данным, все они погибли.

23 июля представитель МИД РФ Михаил Богданов сообщил, что в ближайшее время будет восстановлено чартерное сообщение между городами России и курортами Египта. Месяцем ранее с заявлением о том, что полеты возобновят до конца нынешнего года, выступил глава египетского МИД Самех Шукри. Между тем, если не считать регулярные спекуляции вокруг авиационной темы, после запрета полетов в Египет страна как туристическое направление выпала из российского информационного поля, и за исключением тех немногих, кто летал туда обходными путями, россияне не очень хорошо представляют, какие условия для туризма сложились там сейчас.

Когда самолеты были большими

История туристических отношений между Египтом и Россией едва ли не лучшая иллюстрация пословицы «От любви до ненависти — один шаг». В конце 1990-х — начале 2000-х годов пакетно-чартерный поток в эту страну рос настолько стремительно, что, казалось, в российских городах-миллионниках не осталось ни одного обладателя загранпаспорта, который не побывал бы в Стране фараонов. Количество туристов исчислялось миллионами, и многие из нынешних или существовавших до недавнего времени крупных российских туроператоров сделали себе на этом направлении имя и капиталы. Туристы, конечно, сетовали на особенности национального сервиса — излишне навязчивого там, где дело касалось продажи чего-либо и, наоборот, чересчур неспешного по части организовать-принести, — однако такого сочетания теплого климата, моря с уникальной фауной, разнообразия гостиничной инфраструктуры, относительно короткого перелета и невысокой за все это цены не могла предложить ни одна другая страна.

© Мария Желиховская

После военного переворота 2013 года и последовавшего за ним политического кризиса количество иностранных туристов в Египте уменьшилось, однако из России самолеты продолжали летать, несмотря на новости о закрытии того или иного отеля. Все изменилось 31 октября 2015, когда в результате теракта над Синаем упал вылетевший из Шарм-Эль-Шейха самолет «Когалымавиа». В отличие от европейцев, снявших после этого рейсы в Шарм-эль-Шейх, но оставивших Хургаду с Каиром, российские власти приостановили все полеты в Египет.

Альтернатива или пересадка

Сегодня и в Хургаду, и в Шарм-эль-Шейх из Европы летают отовсюду: самолеты в Египет отправляются из Германии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Великобритании, Польши, Армении, Украины, Беларуси и Турции, а буквально на прошлой неделе чартер в Шарм-эль-Шейх запустила Испания. Жители Персидского залива тоже стали в Египте частыми гостями. В России же страна до сих пор предана туристической анафеме, которая несколько смягчилась с запуском в апреле 2018-го прямых рейсов из Москвы в Каир, но погоды это не сделало. При этом Египет регулярно посещают российские эксперты по транспортной безопасности, рапортуют о достигнутых договоренностях, но дело стоит на месте.

Затянувшийся запрет стал притчей во языцех у любителей конспирологии: фантазии и оценочные суждения по поводу его причин варьируются от лобби ближневосточных конкурентов Египта за турпоток до предположения, что в обмен на разрешение полетов у египтян просят контракт на поставку Sukhoi Superjet 100. В Египте же долгое отсутствие россиян привело к перестройке местного туристического рынка. По словам советника по туризму посольства Египта в РФ Ахмеда Эльгенди, даже если рейсы из России будут возобновлены в ближайшее время, контрактинг для российских туроператоров будет непростым: процесс переговоров придется начинать буквально с нуля, поскольку отели и принимающие компании по закону сообщающихся сосудов переориентировались на Европу и Персидский залив.

Любопытно, что все это время в качестве альтернативы Египту туроператоры энергично рекламировали Израиль, ОАЭ, Иорданию и даже Вьетнам. Однако израильский Эйлат и курорты ОАЭ как минимум вдвое дороже (особенно, если учитывать цены на местах), к тому же в Израиле возникают трудности при въезде, а в Эмиратах все не так хорошо с пляжами и алкоголем; иорданская Акаба попросту меньше и, соответственно, не так богата инфраструктурой, а во Вьетнам долго лететь. Туристов, наивно ожидавших буквального аналога и строчивших по возвращении гневные жалобы, за все антиегипетские годы было хоть отбавляй.

© Мария Желиховская

Прошлой зимой туроператоры пытались сформировать пакетные туры в Шарм-Эль-Шейх с прилетом в израильскую Овду, однако барьеры для въезда в Израиль и многочасовые очереди на пограничном переходе свели инициативу на нет. Не воплотились в жизнь и идеи ездить через Акабу. А вскоре после того, как пара крупных операторов заявила о планах продавать туры в Хургаду и Шарм-эль-Шейх через Анталью, куда ради этого предполагалось пустить в зимний сезон чартер, Египет для наших путешественников закрыли окончательно: после инцидента с отравлением российского туриста в курортном отеле Ростуризм напомнил туроператорам о запрете продажи туров в эту страну.

Но, как известно, запрет в России меньше, чем запрет, и, хотя некогда подобный Ниагаре турпоток россиян в Египет превратился в ручеек, туристы продолжают туда летать, бронируя путешествия самостоятельно: большинство — транзитом через Минск или Стамбул.

Новая экзотика

До остановки полетов я бывала в Египте много раз — меня можно даже было назвать инсайдером курорта Эль-Гуна, куда зимой стекалась вся элита страны и где у моих друзей был отличный дом. Помню, что друзья — представители довольно привилегированной прослойки египетского общества — сетовали на нехватку в стране хороших ресторанов и по-настоящему люксовых отелей, но про угрозу личной безопасности не было и речи, даже вскоре после революции (которую, к слову, почти все мои египетские знакомые тогда поддержали). Время и прочие обстоятельства перевели наше общение в электронный формат, и прошло целых восемь лет, прежде чем повод отправиться в Египет появился вновь: муж-мексиканец захотел увидеть заморские пирамиды. Для него Египет был совершеннейшей экзотикой, но по реакции российских знакомых на наш выбор я вдруг осознала, что и для нас, россиян, он стал тем же. Коллеги тревел-журналисты с интересом спрашивали: «Ну и как там?!» Да и я, признаться, прежде чем бронировать билеты, задала этот же вопрос друзьям, на что мне было сказано лететь и ничего не бояться.

© Мария Желиховская

Разница между «тогда» и «сейчас» бросилась в глаза сразу по прибытии: в виде нового аэропорта Хургады, который выглядел вполне респектабельно. От былого русскоязычного гама представителей туркомпаний, конечно, не осталось и следа, но даже глубокой ночью добраться до нашего Сахль-Хашиша не составило труда: за $10 нас довез один из поджидавших на выходе таксистов, правда, изрядно заплутавший по дороге. И стоило свернуть не туда, как новая гладкая дорога мгновенно превратилась в непроходимые ухабы.

Сахль-Хашиш — симпатичный девелоперский курорт неподалеку от Хургады, спроектированный Норманом Фостером. Его начали строить больше 10 лет назад, но, как это часто случается в Египте, достраивают до сих пор. Многие помещения простаивают, и территория площадью более 3 тыс. га без туристов выглядит довольно безлюдно.

Еще одно бросившееся в глаза нововведение — рамки металлоискателей на входе в отели и многие магазины (забегая вперед, скажу, что на вылете в аэропорту Хургады целых два контроля безопасности с рамками и лентами).

Заселили в отель нас радушно, но в номере сразу же отключилось электричество и менеджмент стал настаивать на вызове электрика в два часа ночи вместо того, чтобы дать нам поспать после семичасового перелета, мотивируя это тем, что другого номера забронированной категории у них нет. После пятнадцатиминутных препирательств нам все же дали другой, улучшенный.

1 из 4 © Мария Желиховская © Мария Желиховская © Мария Желиховская © Мария Желиховская

Не ожидая особого качества от общепита экономичной «пятерки» местной сети (отель известного международного бренда стоил втрое дороже), мы не стали бронировать all inclusive, выбрав только завтрак. И были удивлены его качеством и разнообразием (впервые за много лет я, наконец, вспомнила, что такое настоящая арабская пита — тонкая, нежная, с чуть сладковатым послевкусием). А в полдень патио у отеля, на которое выходил наш балкон, окутывал аромат жарящегося на вертеле мяса, приправленный свежим, соленым, немного пряным и очень сухим воздухом Красного моря. Правда, цены в гостиничных ресторанах были не египетские, а вполне себе московские.

В отеле и на пляже была слышна английская, немецкая, итальянская, польская и русская речь, однако расспрашивать русскоговорящих, откуда и как они сюда добрались, мы постеснялись. А вот официант Али, каждое утро приносивший нам на пляже кофе, быстро вспомнил русские слова, признался, что россиян здесь очень не хватает и выразил надежду, что скоро все наладится.

Из развлечений в самом Сахль-Хашише были лишь шопинг да променад вдоль моря, переходящий в широкий, отделанный брусом пешеходный пирс, откуда можно было наблюдать живописные закаты. По вечерам из нашего отеля ходил бесплатный трансфер в Хургаду и обратно, и мы решили им воспользоваться.

Внешне Хургада, кажется, почти не изменилась, разве что у коптского храма мы обнаружили БТР с полицией (стражи порядка объяснили такие меры религиозным праздником). Однако в городе было заметно оживленнее: улицы и кафе были полны туристов из соседних трех- и четырехзвездочных отелей и даже завсегдатаев, которых персонал знал по именам. Быстро выяснилось, что в незатейливом кафе с пластиковыми стульями за $10 на двоих можно съесть огромную вкусную жареную рыбу с овощным гарниром, которую подавали прямо на скворчащей сковороде, и выпить по бокалу вполне годного вина.

© Мария Желиховская

В местных лавках сувениры из натуральной кожи и дерева, фаянс, серебро, текстиль, фрукты и специи тоже удивляли своей дешевизной — последствия девальвации египетского фунта, который за последние несколько лет обесценился более чем в полтора раза, были налицо. При этом торговцы хоть и жаловались на жизнь, но вели себя, кажется, не так бесцеремонно, как много лет назад. Списать этот факт на наличие бородатого мужа не давали воспоминания о нескончаемом торге во время шопинга в компании не менее серьезных на вид египтян.

Что имеем, то храним

Те, кто бывал в Египте в начале 2000-х годов, наверняка помнят старый аэропорт Хургады, построенный в стиле бедуинского лагеря с белыми парусиновыми конусами, не слишком опрятный и очень хаотичный. Лучше он не стал, но теперь его используют для экскурсий в Каир. Специально под туристические группы ежедневно организуют утренний рейс туда и вечерний обратно, забронировать который можно лишь с экскурсией у одного из местных туроператоров, что мы и сделали. Маленький винтовой самолетик был полон пассажиров, но по прилете оказалось, что в нашей группе всего шесть человек, из которых для двоих предназначался немецкоговорящий гид, и нас, англоязычных, осталось четверо — получилась почти индивидуальная экскурсия по цене групповой. Удивительно, но факт: самая многочисленная группа, встретившаяся нам во время экскурсий, оказалась русскоязычной.

Узнав, что я из России, гид Мохаммед широко улыбнулся и предался ностальгическим воспоминаниям: когда-то в Каире было много русских туристов, столько красивых девушек… По его словам, сейчас у гидов не самые простые времена: общее количество туристов по сравнению с дореволюционными временами снизилось, найти работу стало сложнее. Нет, визуально количество гостей в Гизе и сейчас немалое, но не такое сумасшедшее, как было в стародавние времена. В отличие от гидов, туристы от этого только выигрывают: экспонаты Египетского музея и пирамиды теперь можно разглядеть как следует, не теряясь в бесконечном потоке мельтешащих перед глазами посетителей, а селфи получаются без фотобомб. Но за пределами исторических достопримечательностей Каир производит довольно депрессивное впечатление. Все те же угрюмые небоскребы и все те же дети, подбегающие в надежде продать сувенир за доллар.

© Мария Желиховская

Испытание забвением, судя по всему, пошло на пользу и египтянам: за время нехватки туристов они, кажется, немного переосмыслили туристический процесс, научившись выше ценить каждого гостя. Впервые в моей египетской практике гид не пустился в назойливую продажу попутных товаров и услуг. Уже на вылете из Хургады мы зашли в магазин в аэропорту, чтобы купить египетского вина. Продавец, молодой парень, на удивление неплохо в нем разбирался. Поинтересовавшись, долго ли нам лететь, он вдруг протянул кулек крупных южных семечек. В подарок, «чтоб было не скучно». Мы ухитрились тут же высыпать половину на пол, попытались помочь парню их собрать, но он лишь замахал руками — что вы, ничего страшного, идите, а то опоздаете на рейс. Нескончаемые клиенты превратились в людей.

Правда, организация и инфраструктура все еще подводят: например, вылет из Каира нам без объяснения причин сдвинули почти на два часа позже, а трансфер в аэропорт не перенесли, и пришлось убивать время в аэропорту, где заняться совершенно нечем. А вскоре в единственном в нашей зоне вылета кафе вырубилось электричество, так что даже кофе толком попить не удалось.

© Мария Желиховская

Впрочем, власти Египта все же работают над тем, чтобы туристам стало комфортней: в январе в тестовом режиме начал работу международный аэропорт Сфинкс, расположенный в Гизе, а нынешним летом между Хургадой и Марса-Аламом планируют открыть международный аэропорт Беренис, призванный разгрузить воздушные гавани этих двух курортов. Весной появились новости о планах по возобновлению морского сообщения между Хургадой и Шарм-эль-Шейхом (там, в отличие от Хургады, еще остались казино, и это неплохой довод для коротких туров). Помимо экономичного и среднего сегментов, есть в Египте и люкс, хотя подобные отели можно пересчитать по пальцам, и большинство принадлежит международным сетям: Ritz-Carlton и Kempinski в Каире, Oberoi и Baron Palace в Сахль-Хашише, Steigenberger в Хургаде, Four Seasons в Шарм-Эль-Шейхе, La Maison Bleue в Эль-Гуне. В этой нише египтянам явно есть, куда расти.

Лететь или не лететь

Попытки поговорить о туристических перспективах Египта с российскими туроператорами провалились: одни игроки рынка ссылались на запрет Ростуризма, другие отшучивались, что про эту страну — или хорошо, или ничего. Из дюжины опрошенных говорить согласились лишь трое.

Начальник отдела продаж компании «Содис» Ирина Мануильская отметила, что до приостановки авиасообщения запросов на туры в Египет было лишь по несколько в год, поскольку было невозможно гарантировать качественный сервис и питание, а «Содис» работает в премиальном сегменте. Любители пляжей предпочитают ОАЭ, а увлеченные подводным плаванием — Мальдивы. По мнению Мануильской, даже если на египетские курорты сейчас запустят регулярные рейсы «Аэрофлота» с бизнес-классом, клиенты компании вряд ли туда полетят.

© Мария Желиховская

Заместитель директора «Карлсон Туризм» Виктория Внучкова сообщила, что заявок на Египет в последние годы в компанию не поступало, поскольку бюджетные путешественники переориентировались на Турцию, а те, кто покупает туры от полумиллиона рублей, бронируют ОАЭ и Азию.

А вот Михаил Кожухов, президент «Клуба путешествий Михаила Кожухова», с нетерпением ждет, когда Египет откроется, чтобы предложить авторскую программу с круизом по Нилу из Асуана через Луксор в Александрию. Он убежден, что это путешествие входит в десятку тех, которые должен совершить каждый: «Люди ездят в Египет, чтобы наращивать живот на пляже, и не понимают, что поездка по Нилу, которая длится всего четыре дня, откроет для них совсем другой, потрясающий Египет. Потому что Асуан — один из самых красивых городов мира, а Луксор — очаг первой цивилизации землян, от которой остались столь восхитительные следы».

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала. Сегодня расскажу вам правду о том, что происходит в Египте в эти трудные времена, очевидцами чего мы стали, проживая в Хургаде.

Итак, в последние несколько лет, в период президентства Абдель-Фаттах Халил Ас-Сиси, в Египте установилась стабильность. В Хургаде это стало особенно заметно с конца 2019 года, когда к работе приступил новый Губернатор провинции Красное море герерал-майон Амр Ханафи. Появилось много кафе и ресторанов, открывались магазины, благоустраивались районы, ремонтировались дороги. Доступнее стало получение автокредитов, большими жилыми кварталами вводилось в строй недорогое социальное жилье.

Беда пришла откуда не ждали — в Египет попал COVID-19. Все изменилось за неделю. ()…

Но на текущий момент удалось приостановить эпидемию и ситуация с заболеваемостью остается стабильной. В стране с численностью 100 миллионов вирус поразил всего 2 тыс. человек, треть из которых уже выздоровела.

Для того чтобы избежать эпидемии и тем самым не допустить серьезных проблем в экономике, с первых же дней на профилактику коронавируса правительство Египта выделило 100 млн. фунтов. Не остались в стороне и богатейшие люди страны, и частный бизнес. Многомиллионные пожертвования на борьбу с COVID-19 внесли знаменитый египетский футболист Мо Салах, футбольные клубы Эль Ахли и Замалек, бизнесмен Нагиб Савирс, певцы Мохамед Рамадан, Амр Диаб, Мохамед Мунир, известные артисты, спортсмены, предприниматели.

Параллельно с борьбой с COVID-19, правительство, а также крупные и мелкие коммерческие фирмы оказывают поддержку тем, кто оказался в наиболее сложном положении.

Трудовая защита сотрудников отелей

Первыми пострадали те, кто работал в тур индустрии. Инфекция коронавируса и карантин сильно сказались на тур-бизнесе, нанеся один из самых сильных ударов именно по этой отрасли. В Хургаде проблемы коснулись всех без исключения, так как это туристический город. Да и в целом в Египте многие семьи так или иначе связаны с тур бизнесом. 3 миллиона египтян непосредственно работают в отелях Хургады, Шарм эль Шейха, Каира и др. городов. В остальных египетских семьях кто-то работает в сфере производства и снабжения отелей продуктами питания или является производителем и поставщиком товаров для отелей. Либо трудится в кафе, ресторанах и развлекательных заведениях ориентированных на туристов. После приостановки тур потока, эти люди временно остались без работы. Зачастую они являются единственными кормильцами в семье, так как около 30% египетских женщин не работают, занимаясь только домашним хозяйством и уходом за детьми.

Как только отели стали покидать последние туристы, Президент Египта и Министерство Туризма потребовало от владельцев отелей сохранения рабочих мест для персонала и выплаты без задержек положенной им зарплаты за предыдущий период. Начиная с апреля запрещено увольнять сотрудников отелей. Например, нарушивший этот приказ отель Golden 5 закрыт с аннулированием лицензии. Несмотря на то, что в целом зараплата сотрудников отелей была снижена, ввиду того, что с 25 марта отели не работают, работники отелей отправлены в отпуска с полным или частичным сохранением зарплаты от 100 до 50%. Так владелец сети отелей Альбатрос Камаль Абу Али пообещал сохранить персоналу не только зарплату, но и сумму равную эквиваленту обычно получаемых чаевых на весь период простоя отелей. Все они ждут возобновления тур потока и готовы вернуться на рабочие места.

Предотвращение инфляции

В Египте установлен жесткий контроль над ценами. Продавцам продуктов и аптекарям запрещено завышение цен. В супермаркетах и аптеках регулярно проводятся проверки, работают «тайные покупатели», которые непрерывно следят за тем, чтобы цены не повышались ни при каких обстоятельствах. Открыт телефон горячей линии — # 1020, по которому каждый может сообщить о замеченных случаях злоупотребления. Нарушители наказываются большими штрафами, конфискацией, а иногда и заключением в тюрьму. И, как видим — до сих пор в супермаркетах и аптеках цены остаются на прежнем уровне или ниже, а дефицита продуктов питания, лекарств и товаров народного потребления нет.

Нет девальвации египетского фунта

Несмотря на то, что в других странах курс национальной валюты заметно снизился, в Египте этого не произошло. В течение месяца курс пары EGP/USD не подвергался значительным колебаниям, показав падение Египетского фунта к Доллару США всего лишь на -0.48%.

Снижение цен и поддержка населения

  • Кроме официально трудоустроенных граждан, часть египтян являются временно безработными или «нерегулярными работниками», то есть не имеют официального дохода и страховки. Их попросили незамедлительно зарегистрироваться на веб-сайте Министерства труда с указанием места жительства. Таких лиц в стране выявили 6 миллионов. Заявившим о себе, государство предоставляет помощь в размере 500 фунтов ежемесячно на протяжении трех месяцев с апреля по июнь включительно. Для этого правительство выделило 9 миллиардов фунтов (570 млн. долл). Также для этих целей кабинет министров Египта решил вычесть 20% из зарплаты членов кабинета в течение трех месяцев. Чтобы безработным гражданам не пришлось стоять в очередях для получения денег, банк Египта Эль Ахли выпустил для них пластиковые карты, которые с доставкой на дом уже вручены полутора миллионам египтян. Снять деньги они могут в банкомате — каждый месяц по 500 фунтов. Количество банкоматов тоже увеличено, в том числе организованы передвижные ATM на автомобилях.
  • Задолго до того, как в страну попал коронавирус, египтяне ежемесячно получали поддержку государства в виде продуктовых наборов, которые включали: сахар, чай, макароны, рис, мыло, масло… А также могли ежедневно купить хлеб по цене 5 пиастров (в 20 раз дешевле чем обычно). Продукты выделялись на каждого члена семьи с возраста 4х лет. Эта помощь продолжается и в настоящее время.
  • Кроме того, с введением комендантского часа, Египетский продовольственный банк начал кампанию по раздаче полмиллиона коробок с едой нерегулярным работникам. Некоторые супермаркеты выделили специальные отделы, где продаются товары по цене минус 50%.
  • По Указу Президента Египта Абдель-Фаттах Халил Ас-Сиси с 12 апреля снижены цены на бензин. Так на 1 литр бензина цена упала на 0,5 фунтов. 1 литр бензина АИ-92 в Египте стоит 6,5 фунта (30 рублей). В 4,5 раза увеличена зарплата врачам государственных клиник.
  • Объявлены кредитные каникулы.

Помощь малому бизнесу

Для развития малого предпринимательства владельцам небольших проектов будут представляться кредиты на сумму до 1 млн фунтов и на срок до 1 года на льготных условиях в зависимости от характера экономической деятельности для каждого проекта. Те, кто хочет получить кредит, должны связаться со службой поддержки (16733) или посетить филиалы Агентства развития во всех мухафазах АРЕ.
И это далеко не все меры поддержки, каждый день в Египте делают что-то новое, чтобы населению было легче пережить это время.

Иностранцы, проживающие в Хургаде, чувствуют себя тут в безопасности. В стране, где принято не торопиться, на удивление быстро и планомерно предприняли все меры для ликвидации и предотвращения распространения болезни — введен комендантский час, закрыты дороги на выезд из туристических городов (чтобы сотрудники отелей находились внутри города на карантине), закрыты мечети и храмы (для предотвращения скопления людей), запрещено посещать пляжи и собираться группами, ежедневно проводится санобработка и дезинфекция улиц и помещений.

Так, что на самом деле в Египте все спокойно и относительно хорошо и в ситуации с коронавирусом, и во многом другом. Продолжение темы, а также о том, как в Египте оборудованы больницы для лечения COVID-19 читайте в следующем выпуске.

Автор — Лилия Крылова.

Причины крушения самолета в Египте

Пока россияне скорбят о погибших в авиакатастрофе в Египте соотечественниках, специалисты разбираются в причинах трагедии. Авторитетное мнение военного эксперта о том, что привело А-321 к катастрофе и как избежать подобного в будущем – в статье военного лётчика.

«Чтобы разобраться в причинах катастрофы, проследим по минутам последний полёт авиалайнера. Итак. В 7:14 (мск) в районе Каира (Египет) потерпел катастрофу самолет А-321 Airbus. Самолет принадлежал российской авиакомпании «Когалымавиа» и совершал рейс №9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх (Египет) – Санкт-Петербург (Россия).

На борту авиалайнера находилось 217 пассажиров (200 взрослых, 17 детей) и 7 членов экипажа. Все граждане России. В основном, клиенты туристической компании BRISCO.

Рейс №9268 вылетел из аэропорта «Шарм-эль-Шейх» в 6:51. Во время набора высоты командир экипажа доложил о технической неисправности. В 7:12 самолет находился вблизи Каира, и экипаж запросил экстренную посадку на его аэродроме. Затем связь с самолетом была потеряна. Авиалайнер, по данным диспетчера Каирского аэроузла, начал энергично терять высоту.

В 7:14, через 23 минуты после взлета, на удалении 340 км от аэродрома вылета борт рейса №9268 пропал с экранов радара диспетчера.

Точное место крушения лайнера обнаружено в центральной части Синайского полуострова в горах между Эль-Кантала и Эль-Лаксима близ города Эль-Хасана. Тела погибших эвакуируют в ближайшие больницы. В 13:56 спасатели обнаружили бортовые самописцы авиалайнера.

Что представлял собой погибший самолёт? Самолет А-321 компании «Когалымавиа» был выпушен на авиалинии 18 лет назад. За время эксплуатации серьезных поломок и отказов зафиксировано не было.

Основные характеристики А-321 Airbus:

Длина – 44,5 м
Размах крыльев – 34,1 м
Максимальный взлетный вес – 93,5 т
Запас топлива – 30 т
Дальность полета — 5000 км
Крейсерская высота полета — 11 км
Количество пассажиров – 220 чел.
Крейсерская скорость 850 км/ч.

Вероятной причиной катастрофы лайнера А-321 рейса №9268 может быть отказ авиатехники, неблагоприятные погодные условия, ошибка в действии экипажа или теракт. Скорее всего, катастрофическая ситуация возникла не мгновенно, а развивалась постепенно.

На борту самолета в момент происшествия находилось 217 человек при максимальной загрузке 220 в эконом варианте. Дальность перелета около 5000 км. Значит, лайнер взлетал с максимальной нагрузкой. Через 20 минут полета он набрал крейсерскую высоту 7-10 км и летел на истиной скорости 900 км час. Т.е. его скорость относительно воздушного потока составляла чуть более 450 км/ч.

К моменту развития аварийной ситуации, лайнер пролетел 330-350 км, выработав небольшую часть топлива. Естественно, запас самолета по продольной устойчивости все еще был мал. Это значит, что при возникновении случайного (не от органов управления!) изменения угла атаки, самолет на возмущение реагирует вяло. В результате теряет скорость. В обычной ситуации с этой проблемой справляется автопилот. Но, видимо, не в этот раз.

На моей памяти в России была пара происшествий, связанная с неумышленным отключением автопилота. На некоторых самолетах достаточно приложить определенное усилие к штурвалу или ручке управления, и автопилот отключается. Индикация от его отключения не внятная. Если в этот момент пилот без радио-гарнитуры или вышел из строя речевой информатор, то и не узнаешь.

Таким образом, на большой высоте и весе, близком к максимальному, при случайном увеличении угла атаки и отключенном (неисправном) автопилоте возможна потеря скорости до скорости сваливания.

Данная ситуация развивается катастрофически быстро и малопонятна для пилотов: при исправном лайнере происходят непонятные вещи: самолет начинает задирать нос с одновременным увеличением крена. Как бы валится на крыло. Делает это медленно, не торопясь. Не реагирует на рычаги управления. В некоторых случаях проявляется обратная реакция по крену. Вывести из энергичного сваливания неуправляемый, по сути, современный лайнер невозможно.

Затем самолет попадает в штопор. Если не мешать ему на этапе сваливания, то скорее всего, это будет плоский штопор. Падение «листом», когда левый крен периодически переходит в правый. При этом скорость падения будет менее 50 м/с. Самое страшное в этой ситуации, что малоопытному пилоту (не имеющему навыков пилотирования на режимах сваливания) кажется, что самолет под контролем. Но нет!

Удар о землю при таком падении происходит, как правило плашмя, самолет распадается на четыре больших фрагмента: 2 плоскости и 2 куска фюзеляжа. Если плоскости в момент разрушения отлетели достаточно далеко, то основные части фюзеляжа в огне не пострадают.

В результатах расследования данного авиационного происшествия, впрочем как и всех будущих, будет названа не основная причина, а главная. Разница в том, что основная причина кроется в неправильном подходе к проектированию гражданских воздушных судов. А главная выбирается из многих прочих, которые, по мнению комиссии, явились причинами невозврата из создавшейся ситуации.

С 2000 по 2002 годы, я занимал должность заместителя командира авиационного полка по безопасности полетов. По долгу службы анализировал причины летных происшествий. И пришел к следующему выводу: гражданские авиалайнеры сконструированы для извлечения максимальной выгоды из перевозки пассажиров, а не с точки зрения безопасности полетов.

Запас прочности гражданских воздушных судов составляет всего 20%. Исходя из опыта эксплуатации военных самолетов, у которых запас прочности в два раза выше, могу сказать, что этого явно недостаточно. Многие из пассажиров слышали, наверное, как на взлете и посадке кряхтит и стонет фюзеляж самолета? При перегрузке 2,5–3 единицы он ломается, как яичная скорлупа, не оставляя пассажирам и экипажу шансов на спасение. Военные самолеты с подобными массовыми характеристиками выдерживают перегрузки в 2 раза большие.

Тяговооруженность двигателей гражданских воздушных судов недостаточная – это очевидно. Ее едва хватает для взлета с максимальной взлетной массой. На двигателе пассажирских судов отсутствует форсажная камера, применение которой, кстати говоря, на режимах сваливания позволило бы избежать катастрофы.

Индивидуальных средств спасения пассажиров нет и они не разрабатываются. То, о чем перед каждым взлётом на весь салон «машет ручками» бортпроводница – это средства жизнеобеспечения для тех, кому удастся выжить при падении. Если удастся. А не средства спасения жизни. Хотя современные технологии вполне позволяют спасти пассажиров и экипаж с терпящих бедствие судов.

Таким образом, всё перечисленное должно применяться в комплексе:

1. Повышение прочности конструкции самолета.
2. Наличие форсажной камеры, чтобы на критических режимах полёта пилот имел возможность стабилизировать самолёт в воздухе.
3. Пассажирские места должны быть оборудованы системой аварийного покидания борта.

Всё перечисленное многократно повышает степень безопасности летательных аппаратов. Но в противовес здравому смыслу, все способы модернизации авиалайнеров последних лет сводились к одному: облегчению управления самолетом с целью уменьшения количества членов летного и наземного экипажа. А также, к снижению веса и расхода топлива.

Иными словами, конструкторы по заказу авиакомпаний добивались только одного: увеличения прибыльности эксплуатации летательных аппаратов, абсолютно не заботясь о безопасности пассажиров. При этом они (производители авиалайнеров) заявляют, что безопасность полётов от данных модификаций не страдает. Возможно. Но и не увеличивается.

И на последок – о грустном: до тех пор, пока мы, пассажиры, не потребуем у авиакомпаний обеспечить нашу безопасность (через ощутимые для них страховые сборы, например), они не будут требовать от авиапроизводителей безопасных воздушных судов. А сегодня все мы в группе риска. Без исключения».