Плебеи и патриции

В чем разница между патрициями и плебеями?

Слово «патриций» происходит от латинского «pater» (отец). Древние римляне считали, что их разделение на патрициев и плебеев было установлено самим легендарным основателем города. Греческий историк Дионисий, живший в I в. до н.э., в своём труде «Римские древности» писал так: «Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. И назвал он людей незавидной судьбы плебеями, а людей лучшей доли — отцами, то ли по старшинству возраста при сравнении с другими, то ли потому, что у них были дети, то ли по знатности рода, то ли из-за всего этого вместе. Одни, действительно сообщающие достоверные сведения о государственном устройстве римлян, говорят, что по этим причинам те мужи были названы отцами, а потомки их — патрициями. Другие же, исходя из собственной вражды, обвиняя римский полис в низком происхождении, рассказывают, что они не поэтому получили название патрициев, но потому, что лишь одни могли указать своих отцов, в то время как другие, будучи беглыми, не могли назвать свободных отцов».

«Ромул — победитель Акрона». Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1812 г.

У римского историка Плутарха записана иная версия появления патрициев: «Заложив основания города, Ромул разделил всех, кто мог служить в войске, на отряды. Каждый отряд состоял из трех тысяч пехотинцев и трехсот всадников и назывался легионом, ибо среди всех граждан выбирали (legere) только способных носить оружие. Все остальные считались простым народом и получили имя «популус» (populus). Сто лучших граждан Ромул назначил советниками и назвал их патрициями (patricii), а их собрание — сенатом (senatus), что означает совет старейшин. Советников звали патрициями либо потому, что они были отцами (patres) законнорожденных детей, либо, вернее, потому, что сами могли указать своих отцов: среди тех, что стекались в город в первое время, сделать это удалось лишь немногим». Как видим, и сами римляне не стеснялись признавать, что среди самых первых римлян немалое количество составляли в буквальном смысле безродные бродяги.

Современная реконструкция облика древнеримского сенатора.

Но далее Плутарх пишет о других, более лестных для римлян версиях появления патрициев: «Некоторые выводят слово «патриции» от «патрония» — так называли и теперь называют римляне заступничество: среди спутников Эвандра был якобы некий Патрон, покровитель и помощник нуждающихся, от него-то, говорят, и пошло название самой заботы о более слабых. Однако ближе всего к истине мы подойдем, пожалуй, если предположим, что Ромул считал долгом первых и самых могущественных отеческое попечение о низших и одновременно хотел приучить остальных не бояться сильных, не досадовать на почести, которые им оказывают, но относиться к сильным с благожелательством и любовью, по-сыновнему, и даже называть их отцами. Таково было особо почетное наименование, которым Ромул отличил сенаторское сословие от простого народа».

Заседание сената в сериале «Рим».

Изначальное деление граждан Рима на эти два класса считалось безусловной истиной вплоть до XIX века. Но современные историки придерживаются мнения, что разделение римских родов на патрицианские и плебейские не было мгновенным. Предполагается, что окончательно эти классы римского общества сформировались не ранее V в. до н.э. Патрицианскими стали те семейства, которые входили в сенат. Сенат в Риме никогда не был выборным, в нём заседали пожизненно представители самых знатных родов Древнего Рима. Все семьи, даже богатые и аристократические, оставшиеся за стенами сената, стали плебейскими. Впрочем, выражение «знатный плебейский род», которое может показаться странным, в Риме было обыденностью. Патриции, став замкнутой кастой, приняли законы, согласно которым все сколько-нибудь значимые должности могли занимать лишь выходцы из патрицианских родов. Патриции владели всеми общественными землями Рима, в том числе всеми завоёванными территориями. Плебеям такое положение, разумеется, никогда не нравилось.

Парад в честь годовщины основания Рима. Современное фото.

Не желая устраивать кровавую междоусобицу, вожди плебеев ограничивались так называемыми «сецессиями», то есть демонстративным уходом всех простых горожан из города Рима. Но поскольку уходили они не просто толпой, а одевшись в доспех, с оружием и выстроившись в боевом порядке, такая демонстрация недовольства была весьма действенной. Сенат был вынужден шаг за шагом сдавать позиции плебеям. Появились должности народных трибунов как официальных выразителей воли римского народа. Плебеи могли опротестовывать решения сената, созвав народное собрание, получившие название «плебисцит».

Плебеи на трибунах во время гладиаторских игр. Кадр из сериала «Спартак».

Постепенно правовое положение патрициев и плебеев сравнялось: некоторые патриции даже подавали прошения в сенат о признании их рода плебейским, дабы уменьшить количество выплачиваемых с хозяйства налогов. К I веку до н.э. деление на плебеев и патрициев окончательно стало анахронизмом. После реформ Гай Мария на смену ему пришло более сложное разделение на несколько классов в зависимости от уровня доходов, от пролетария до сенатора.

История культуры

  • Главная
  • Новости сайта
  • Карта сайта
  • Введение в историю античности
    • Эллины
    • Восприимчивость к чужой культуре
    • Возникновение истории
    • Периоды истории древней Греции
  • Крито-микенский период
    • Пеласги и минойцы
    • Первые государства на Балканах
    • Кносский дворец
    • Два типа поселения
    • Цари в критских государствах
    • Особенности критской религии
    • Критские придворные
    • Письменность Крита
    • Экономика древнего Крита
    • Торговля в древнем Крите
    • Ремесленники древнего Крита
    • Охрана дворцов
    • Особенности критской цивилизации
    • Вулкан острова Феры
    • Гибель критской цивилизации
    • Микенская цивилизация
    • Особенности микенской цивилизации
    • Дворцовые рабы
    • Троянская война
    • Нашествие на Грецию
  • Период темных веков
    • Начало железного века
    • Значение железа
  • Архаический период
    • Греческие полисы
    • Понятие собственности
    • Отношение к земле
    • Гражданская община
    • Античный коллективизм
    • Мир полисов
    • Греческая колонизация
    • Причины колонизации
    • Греческие колонии
    • Экономическая макроструктура
    • Рыночная система
    • Древнегреческая аристократия
    • Качества аристократа — этос и арете
    • Корпоративный дух аристократии
    • Демос
    • Тираны
  • Древнегреческая демократия
    • Афинская демократия
    • Афинские граждане
    • Служба в армии
    • Афинские женщины
    • Народное собрание
    • Совет
    • Исполнительная власть
    • Принципы исполнительной власти
    • Суд
  • Кризис греческого полиса
    • Полисы накануне кризиса
    • Греко-персидские войны
    • Победы греков
    • Греческие военно-политические союзы
    • Начало кризиса
    • Нескончаемые войны
    • Подкуп политиков
    • Наемничество
    • Греческие наёмники
    • Социальный кризис
    • Средний класс и богатые граждане
    • Богатые и бедные граждане
    • Расслоение гражданского общества
    • Радикализация политики
    • Духовный кризис
    • Эпоха хаоса
    • Теория Платона об идеальном государстве
    • Идеи Аристотеля и Исократа
    • Идея общегреческого похода на Персию
  • Александр Македонский и эпоха эллинизма
    • Поход Александра Македонского
    • Личность Александра Македонского
    • Войско Александра Македонского
    • Дарий III
    • Смерть Дария III
    • Завершение похода
    • Эллинистические государства
    • Эпоха эллинизма
  • Введение в историю Рима
    • Особенности римской культуры
    • Периоды истории Рима
    • Этруски, расены
  • История раннего Рима
    • Царский период истории Рима
    • Экономика раннего Рима
    • Семья и религия в Риме
    • Virtus romanus — римская добродетель
    • Муций Сцевола
    • Патриции и плебеи
  • Политическая система Рима
    • Civitas — гражданская община
    • Народное собрание, консулы
    • Сенат, магистраты
    • Социальное устройство Рима
    • Союзническая война
  • Рим – мировая держава
    • Причина побед Рима
    • Триумф Рима
    • Кризис Рима
    • Пакс романа
    • Братья Гракхи
  • Гибель Римской республики
    • Внешние и внутренние войны
    • Восстания рабов
    • Продолжение борьбы оптиматов и популяров
    • Цезарь и Помпей
    • Победа и гибель Цезаря
    • Марк Антоний и Гай Октавиан
    • Принципат
    • Культурная политика Октавиана Августа
    • Философия эпохи Августа
    • Стоицизм
    • Консекрация
    • Правление династии Юлиев-Клавдиев
    • Династия Флавиев
  • Развитие и гибель Римской империи
    • Золотой век Рима
    • Кризис Римской империи
    • Император Диоклетиан
    • Раннее христианство
    • Христианство – официальная религия Рима
    • Римская империя перед крахом
    • Разделение Римской империи
    • Победа над гуннами
    • Конец Западной Римской империи
  • Античная литература
    • Введение. Часть 2
    • Введение. Часть 3
    • Введение. Часть 4
    • Введение. Часть 5
    • Введение. Часть 6
    • Введение. Часть 7
    • Введение. Часть 8
    • Введение. Часть 9
    • Введение. Часть 10
    • Эпос. Теория. Часть 1
    • Эпос. Теория. Часть 2
    • Эпос. Теория. Часть 3
    • Эпос. Теория. Часть 4
    • Эпос. Теория. Часть 5
    • Эпос. Теория. Часть 6
    • Эпос. Теория. Часть 7
    • Эпос. Теория. Часть 8
    • Эпос. История. Часть 1
    • Эпос. История. Часть 2
    • Эпос. История. Часть 3
    • Эпос. История. Часть 4
    • Эпос. История. Часть 5
    • Эпос. История. Часть 6
    • Эпос. История. Часть 7
    • Эпос. История. Часть 8
    • Эпос. История. Часть 9
    • Эпос. История. Часть 10
    • Эпос. История. Часть 11
    • Драма. Теория. Часть 1
    • Драма. Теория. Часть 2
    • Драма. Теория. Часть 3
    • Драма. Теория. Часть 4
    • Драма. Теория. Часть 5
    • Драма. Теория. Часть 6
    • Драма. Теория. Часть 7
    • Драма. Теория. Часть 8
    • Драма. Теория. Часть 9
    • Драма. Теория. Часть 10
    • Драма. Теория. Часть 11
    • Драма. История. Часть 1
    • Драма. История. Часть 2
    • Драма. История. Часть 3
    • Драма. История. Часть 4
    • Драма. История. Часть 5
    • Драма. История. Часть 6
    • Драма. История. Часть 7
    • Драма. История. Часть 8
    • Лирика. Теория. Часть 1
    • Лирика. Теория. Часть 2
    • Лирика. Теория. Часть 3
    • Лирика. Теория. Часть 4
    • Лирика. Теория. Часть 5
    • Лирика. Теория. Часть 6
    • Лирика. Теория. Часть 7
    • Лирика. Теория. Часть 8
    • Лирика. Теория. Часть 9
    • Лирика. Теория. Часть 10
    • Лирика. Теория. Часть 11
    • Лирика. Теория. Часть 12
    • Лирика. Теория. Часть 13
    • Лирика. История. Часть 1
    • Лирика. История. Часть 2
    • Лирика. История. Часть 3
    • Лирика. История. Часть 4
    • Лирика. История. Часть 5
    • Лирика. История. Часть 6
    • Лирика. История. Часть 7
    • Проза. Теория. Часть 1
    • Проза. Теория. Часть 2
    • Проза. Теория. Часть 3
    • Проза. Теория. Часть 4
    • Проза. История. Часть 1
    • Проза. История. Часть 2
    • Проза. История. Часть 3
    • Проза. История. Часть 4
    • Проза. История. Часть 5
    • Проза. История. Часть 6
  • Мифологическое мышление
    • Своё и чужое
    • Иной мир — мертвецы и животные
    • Тождество противоположностей
    • Восприятие внутри и вовне мифа
    • Центр мира
    • Антропоморфная мировая ось
    • Мировая гора и мировое древо
    • Источник знания
    • Женские волосы, сотворение мира
    • Инкорпорированное мышление
    • Приметы
    • Демонологическое и номинативное мышление
  • Герой шаманского мифа
    • Шаман-первопредок
    • Происхождение
    • Физические показатели героя
    • Беспричинная ярость героя
    • Другие черты героя и образ врага
    • Поединок героя и чудовища
    • История эпоса
    • Владимир Яковлевич Пропп
    • Обряд инициации
  • Мифология древнего Египта
    • Бык и корова в мифологии египтян
    • Гелиопольская Девятка
    • Осирис, Сет и Гор
    • Тефнут
    • Мифы о Тефнут
    • Ритуал Хеб-Сед
    • Загробное путешествие
    • Загробный суд
    • Реформы Эхнатона
    • Реформы в исскусстве
    • Результаты реформ Эхнатона
  • Греческая мифология
    • Мимографы
    • Хаос
    • Тартар
    • Дети Геи
    • Титаны
    • Прометей
    • Крон, Афродита
    • Афродита, Артемида
    • Гермес
    • Похищение коров Аполлона
    • Аид и Гестия
    • Посейдон и Деметра
    • Минотавр
    • Образ быка
    • Аполлон и Дионис
    • Аполлон
    • Дионис
    • Дионисии
    • О Геракле
    • Характер Геракла
    • Немейский лев и Лернейская гидра
    • Следующие подвиги Геракла
    • Последние подвиги Геракла
    • Смерть Геракла
    • «Илиада» и «Одиссея»
    • «Илиада»
    • Образ Гектора
    • Римская мифология
    • Римские культы
  • Скандинавская мифология
    • Вальхалла и Хель
    • Мир старшей Эдды
    • Один и его жертва самому себе
    • Один и Мимир
    • Мёд поэзии
    • Локи
    • Убийство Бальдра
    • Рагнарок — последняя битва
    • Рождение нового мира
    • Сказания о Сигурде
    • Противоборство воина и кузнеца
    • Сигурд, Фафнир и спящая валькирия
    • Гибель Сигурда и Гуннара
    • Маркированность печени и ног
    • Третий брак Гудрун
  • Славянская мифология
    • Источники знаний о славянской мифологии
    • Культ оленихи
    • Образы коня и волка
    • Образы медведя и других животных
    • Посмертие
    • Умершие: покойные и заложные
    • Русалки
    • Рожаницы
    • Ящер
    • Род, Сварог, Стрибог, Дажьбог
    • Ярило
    • Лада, Леля, Морена, Мокошь
    • Перун и Велес
  • Русские былины
    • Имена в былинах
    • Дочери Микулы Селяниновича
    • Святогор
    • Святогор и Илья Муромец
    • Илья Муромец
    • Илья Муромец и Соколик
    • Илья Муромец и татары
    • Смерть Ильи Муромца
    • Былины о Добрыне
    • Добрыня и Алёша Попович
    • Добрыня и Дунай
    • Былина о Дюке
    • Дюк в Киеве
    • Индея богатая — страна счастья?
  • История Отечества XVIII века
    • Областная реформа
    • Фискалы
    • Коллегиальная реформа
    • Коллегиальная система
    • Церковная реформа
    • Черное духовенство
    • Святейший Синод
    • Начало Северной войны
    • Перелом в Северной войне
    • Полтавская битва
    • Завоевание Прибалтики
    • Ништадтский мир
    • Лифляндия и Эстляндия
    • Персидский поход
    • Итоги политического развития
    • Положение крестьян
    • Народные движения
    • Дворянская служба
    • Изменения в жизни крестьян
    • Развитие промышленности
    • Развитие торговли
    • Культурная политика
    • Развитие науки
    • Литература и театр
    • Архитектура
    • Дело царевича Алексея
    • Публицистика
    • Новшества в быту
    • Дворянский досуг
  • Эпоха дворцовых переворотов
    • Вельможи и фавориты
    • Екатерина I и Петр II
    • Анна Иоанновна
    • Елизавета Петровна
    • Петр III и Екатерина II
    • Изменение роли дворянства
    • Манифест «О вольности дворянской»
    • Дворянское предпринимательство
    • Крестьянские повинности
    • Секуляризация церковных земель
    • Церковь и Синод
    • Анализ эпохи дворцовых переворотов
  • Правление Екатерины II
    • Начало правления Екатерины II
  • Новости культуры
    • Французская косметика Керастаз
    • Качество – рядом
    • Мифы о косметике
    • Лабораторные стенды
    • Новая жизнь открыток
    • Особенности профессии «химик-технолог»
    • Курсы немецкого языка «Start Talk»
    • Перевод маркетинговых документов
    • Биография Митрофана Грекова
    • Удаление папиллом на теле лазером
    • Очищение кишечника сульфатом магния
    • Необычные плодовые для сада
    • Красавцы амадины: содержание и уход
    • Упражнение на английские модальные глаголы
    • Творчество в переводе с иностранных языков
    • Тонкости акварели
    • Purina Pro Plan. Плюсы и минусы
    • Тенденции образования
    • Скульптуры кошек в России
    • Подготовка к олимпиадам по математике
    • Главная достопримечательность Греции
    • Что почитать из книг о войне
    • Изучение детства в историографии
    • Образовательная литература
    • Автоматы Первой Мировой войны
    • Лютневая музыка сегодня

Патриции и плебеи

В Древнем Риме было принято классовое деление общества. Класс римлянина зависел от его происхождения: потомков основателей Рима называли патрициями, а людей, которые стали римлянами после захвата территорий их государств и городов – плебеями (от «плебос» – народ).

Патриции считались высшей категорией римлян. Им доставались все земли и рабы, завоеванные в сражениях, они жили в лучших домах Рима и могли быть избранны в основной римский орган государственного управления – Сенат.

Недовольство плебеев, участвующих в войнах на стороне Римской империи, но практически ничего не получающих в замен, росло. Вскоре после свержения последнего римского царя и образования республики плебеи покинули Рим, заявив, что не будут больше оказывать помощь патрициям не только в завоеваниях, но и в защите города от врагов.

Плебеев было гораздо больше, чем патрициев, поэтому угроза их была воспринята всерьёз. В итоге патрициям пришлось пойти на некоторые уступки в отношении плебеев. Они получили право выбирать государственного деятеля – трибуна. Трибун имел право наложить запрет (вето) на любое решение сената, касающееся плебеев. Плебеев также уравняли в некоторых гражданских правах с патрициями: теперь за убийство плебея полагалось то же наказание, что и за убийство патриция. Были официально разрешены браки между патрициями и плебеями.

Поделиться ссылкой

Патриции и плебеи

Главная страница -> П -> Патриции и плебеи

Патриции и плебеи, основные сословия Рима Древнего в первые века его истории.

Сложились к концу Царского периода. Патриции были родовой знатью (см. ст. Род), выводившей происхождение от богов и героев (см. ст. Древнеримские мифы). Они имели большие земельные владения на принадлежавшей государству земле (общественном поле), множество младших родичей, зависимых лиц (клиентов) и рабов. Патриции занимали высшие должности при царях и заседали в сенате. Плебеями называли незнатных рядовых общинников, большей частью небогатых крестьян.

В начале периода Римской республики (5—3 вв. до н. э.) патриции обладали всей полнотой политической власти, громадными богатствами и влиянием. Плебеям угрожало закабаление и долговое рабство. Это было время борьбы сословий. Плебеи во главе с незнатными зажиточными людьми требовали выделения им наделов на общественном поле, отмены долгового рабства и политического равноправия. Как крайнее средство они применяли т. н. сецессии (удалялись во время войн из Рима и отказывались сотрудничать с патрициями, если те не выполнят их требования).

После первой сецессии (493 г. до н. э.) введена должность трибунов народных, утверждены собрания плебеев по трибам и фактически возникла община плебеев, противостоявшая общине патрициев.

Под руководством народных трибунов плебеи добились ограничения владений патрициев на общественном поле (367 г. до н. э.), обязательного ежегодного избрания наряду с консулом-патрицием консула-плебея (367 г. до н. э.), отмены долгового рабства для граждан римских (326 г. до н. э.), уравнения собраний плебеев по трибам с комициями — народным собранием, включавшим всех граждан (287 г. до н. э.). Последнее знаменовало победу плебеев и окончание борьбы сословий.

В результате Рим стал самоуправляющейся гражданской общиной (полисом). Высшая власть в нём принадлежала нобилитету, включавшему патрицианские и влиятельные и богатые плебейские семьи. С этого времени слово «плебеи» употреблялось в двух значениях: все не патриции; все римские граждане, не принадлежавшие к сенаторам и сословию всадников.

Патриций с бюстами предков. 1 в. до н. э.

  • http://akb-master.ru/ аккумулятор tudor производитель — каталог аккумуляторов tudor.

Значение слова плебей. Кто такие плебеи и патриции в Древнем Риме?

Плебеи — низшее сословие древнеримского общества, не имевшее политических прав. Это слово пережило времена Античности и дошло до наших дней, пренебрежительно обозначая простонародные массы, неотесанное население.

Плебеи и патриции

Первоначально Рим был городом-государством по аналогии с греческими полисами. Все горожане, кроме рабов, пользовались равными правами как граждане полиса. Однако постепенно римляне завоевывали все новые территории, подчиняя себе соседние народы.

Фото:

Покоренные не получали тех же прав, что римляне. Территориальная экспансия римского государства в VIII-VI вв. до н. э. привела к тому, что население государства разделилось на высший и низший классы, т.е. патрицией и плебеев.

Плебеи могли быть богатыми людьми, заниматься торговлей и ремелами. Но политически они были бесправны в сравнении с патрициями. Они не смогли владеть землей, избирать правителей, участвовать в религиозных обрядах.

Фото:

В VI-V вв. до н. э. в Древнем Риме произошли важные политические изменения. Плебеи в результате волнений добились расширения своих прав. К III в. до н. э. патрицианская и плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет. Была введена система плебисцитов, т.е. плебейских собраний, решения которых стали обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. Слово «плебисцит» дошло и до наших дней в значении «референдум», «всенародное волеизъявление».

Современное значение слова. Что значит «плебейский»?

Уже в Римской империи слово «плебей» потеряло изначальное значение и перестало быть юридическим термином. Однако в языке им продолжили обозначать широкие народные массы. В Средневековой Европе так часто называли городскую бедноту.

Кадр из британского сериала «Плебеи» (Plebs, 2013)

В русском языке это слово используюьт в значении «чернь», «быдло», «мужичье». Оно носит резко негативным и пренебрежительный характер. Прилагательное «плебейский», соответственно, значит «простонародный».

Это слово часто можно встретить в классической русской литературе XIX века. Большинство тогдашних писателей были дворянами, им был присущ аристократический взгляд на устройство общества.

Портрет И. С. Тургенева кисти И. Е. Репина, 1874 Это плебей, который ненавидит всех патрициев; чем выше талант, тем с большим ожесточением старается он забросать его грязью.

М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842—1850 г.

Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.

И. С. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г.