Пилот беспилотника обучение

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения
1.1. Политика в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) направлена на защиту прав и свобод физических лиц, персональные данные которых обрабатывает ООО «СЪЕМКА С ВОЗДУХА» (далее — Оператор).
1.2. Политика разработана в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных»).
1.3. Политика содержит сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», и является общедоступным документом.
2. Сведения об операторе
2.1. Оператор ведет свою деятельность по адресу 142105 РФ, Московская область, город Подольск, ул. Народная, д. 23, кв. 15
2.2. База данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находится по адресу: 142105 РФ, Московская область, город Подольск, ул. Народная, д. 23, кв. 15
3. Сведения об обработке персональных данных
3.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.
3.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.
3.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.
3.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.
3.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.
4. Обработка персональных данных клиентов
4.1. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных частью второй Гражданского Кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, (далее — клиентов).
4.2. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов в целях соблюдения норм законодательства РФ, а также с целью:
заключать и выполнять обязательства по договорам с клиентами;
информировать о специальных акциях и предложениях, о новостях компании посредством рассылки по электронной почте и/или sms;
анализировать и обнародовать обезличенную статистику по отраслевому рынку.
4.3. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов с их согласия, предоставляемого на срок действия заключенных с ними договоров. В случаях, предусмотренных ФЗ «О персональных данных», согласие предоставляется в письменном виде. В иных случаях согласие считается полученным при заключении договора или при совершении конклюдентных действий.
4.4. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов в течение сроков действия заключенных с ними договоров. Оператор может обрабатывать персональные данные клиентов после окончания сроков действия заключенных с ними договоров в течение срока, установленного п. 5 ч. 3 ст. 24 части первой НК РФ, ч. 1 ст. 29 ФЗ «О бухгалтерском учёте» и иными нормативными правовыми актами.
4.5. Оператор обрабатывает следующие персональные данные клиентов:
Фамилия, имя, отчество;
Номер контактного телефона;
Электронный почтовый адрес;
Статистические данные клиента в специальном разделе «Статистика»
5. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных
5.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
5.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:
обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена по адресу нахождения Оператора, а также может быть размещена на сайте Оператора (при его наличии);
во исполнение Политики утверждает и приводит в действие документ «Положение об обработке персональных данных» (далее — Положение) и иные локальные акты;
производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и Положением;
осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;
устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;
производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;
производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;
применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;
осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
производит оценку эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы Оператора;
осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.
6. Права субъектов персональных данных
6.1. Субъект персональных данных имеет право:
— на получение персональных данных, относящихся к данному субъекту, и информации, касающейся их обработки;
на уточнение, блокирование или уничтожение его персональных данных в случае, если они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;
на отзыв данного им согласия на обработку персональных данных;
на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке;
на обжалование действий или бездействия Оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
6.2. Для реализации своих прав и законных интересов субъекты персональных данных имеют право обратиться к Оператору либо направить запрос лично или с помощью представителя Запрос должен содержать сведения, указанные в ч. 3 ст. 14 ФЗ «О персональных данных».
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты info@geodrone.su
Действующая редакция всегда находится на странице по адресу:

Профессия – пилот дронов. Зарплаты, обучение, вакансии

В январе 2017 года в России признали существование такой профессии, как пилот дрона – ОБЛА – оператор беспилотного летательного аппарата, при этом уже сейчас потребность в таких специалистах эксперты видят на максимальном уровне.

Кто такой оператор дронов, его обязанности, где учиться и сколько можно заработать?

Профессиональный пилот дрона, может смело рассчитывать на вакансию в престижных компаниях и высокую заработную плату.

Профессия – пилот дрона (ОБЛА)

Основной источник вакансий для пилотов дронов — это видеосъёмка. В первую очередь распространение получила реклама недвижимости, а также эффектные съёмки праздничных событий, к примеру, свадеб.

Свадебный оператор дрона

Во-вторых, дроны могут стать привлекательным вариантом для малого бизнеса и предпринимательства, ведь они не требуют чрезмерно крупных вложений.

Стоит отметить, что большинство людей на сегодняшний день недооценивают перспективность пилотирования дронов.

Многие, особенно это касается россиян, знакомы с видеороликами, снятыми с помощью этих устройств, любительским запуском в поле или иными небольшими сферами использования, но это мелочи. В действительности ОБЛА уже вовсю работают на зарубежных рынках, и вот несколько примеров:

  • Спасатели. Испания внедрила дронов в спасательные операции на воде, поскольку на высоте пострадавших можно увидеть гораздо быстрее. Оператор дрона может подать команду для сброса спасательного круга и передать координаты коллегам. Кроме того, в Австралии пилоты следят дронами за океанической прибрежной зоной и предупреждают о приближении акул;
  • Пожарные. С их помощью оценивают масштабы бедствия и анализируют ситуацию по инфракрасным камерам;
  • В фиксации ДТП;
  • В медицинской сфере;
  • Защита окружающей среды. ОБЛА востребованы при наблюдении за редкими животными;
  • Доставка грузов. Такие гиганты, как Amazon и DHL, уже доставляют объекты таким образом, и там явно требуются операторы;
  • В осмотре пассажирских лайнеров;
  • В пиротехнических и лазерных шоу. Компания Intel – технический мировой гигант, с помощью беспилотников в 2015 году показала всему миру незабываемое шоу в Германии, а затем повторила его в Сиднее.

Перечень не является исчерпывающим. Перечислять можно до бесконечности, и в нашей стране пока что очень низкая конкуренция.

Что касается перспектив, то они безграничны. Уже планируется серийное производство капсульных дронов и некий аналог такси. Поводом стали модели Ehang 184 и Volocopter «White Lady».

Согласно исследованиям AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International), в США к 2025 году появится свыше 100 тысяч рабочих мест для пилотов дронов. Данные устройства изменят мир и очень скоро, поэтому стать пилотом — дальновидное решение.

Заработная плата пилота дронов

Начнём с цифр, а именно с зарплаты пилота дронов. Достаточно проанализировать несколько вакансий операторов дронов (в качестве источника взят крупный портал «Headhunter»):

  • начинающие специалисты без опыта в регионах — от 40 тысяч рублей;
  • более опытные пилоты — от 50 до 150 тысяч рублей, и это для регионов, уже сейчас встречаются предложения в Астане, Краснодаре;
  • для столицы цифры пока что неизвестны, большинство работодателей указывают зарплату по договорённости, но есть все основания предполагать высокие планки.

В качестве сравнения в США средняя заработная плата оператора дронов составляет примерно 100 тысяч долларов в год, что равняется почти 500 000 рублей за месяц в эквиваленте.

Обучиться пилотированию сегодня можно на специальных курсах, к примеру, в DronFlyers, Skymec и иных компаниях. В России существуют специальные курсы и школы, которые находятся в больших городах: Москве и Петербурге.

Образовательные роботы

В Москве существует школа «Образовательные роботы». Готовить пилотов нужно с ранних лет, убеждён создатель школы Сергей Чернышев, но на обучение принимают людей любого возраста. Выпускник будет не только владеть навыками управления, то также знать техническую часть машины, уметь её ремонтировать и изготавливать нужные части на 3д принтере.

Цены обучения на текущий момент:

  • групповое занятие на несколько часов — от 3000 до 5000 рублей в зависимости от наличия своего квадрокоптера;
  • стандартный индивидуальный курс — от 12000 до 15000 рублей;
  • специализированные курсы по аэросъёмке предприятий, земельных участков — от 20000 до 40000 рублей.

Тем не менее, стать международным сертифицированным пилотом в России пока что нельзя. Для этого потребуется обучение в зарубежной школе в Италии или Великобритании.

Стоимость получения сертификата будет не меньше, чем 1200 евро. Вновь для сравнения: в США обучением и сертификацией ОБЛА занимаются университеты и колледжи по всей стране. Цена за учёбу и получение удостоверяющего документа составляет от 3500 до 4000 долларов.

Наиболее крупным и авторитетным учебным заведением в области беспилотных авиационных систем является частный университет Embry–Riddle Aeronautical University, расположенный во Флориде (США). Учреждение выпускает бакалавров в области авиации и инженерии дронов.

Пилот дронов – очень востребованный специалист в военной сфере. Готовят людей в Государственном центре беспилотной авиации МО в Коломне. Обучение занимает до 4-х месяцев. В качестве курсантов набирают людей, которые ранее работали в авиации. У таких учащихся есть представление о механике полётов и поведении летательного аппарата.

Специалисты в США спрогнозировали, что Америка в 2025 году сможет предложить пилотам дронов 100 тыс рабочих мест. Работать сможет каждый, кто получил специальный сертификат пилота, имеет вес больше 25 кг и кому исполнилось 16 лет, также нужно обязательно знать не только правила пилотирования и конструкцию, но и конституцию. Придется выучить законы гражданской авиации и правила эксплуатации.

Американские ученные предсказывают, что рынок дронов будет аккумулировать около 127 млд долларов, а средняя зарплата спецалиста в этой отросли составит приблизительно от 70-120 тыс долларов в год и больше в зависимости от занимаемой должности.

Россия тоже не отстает, профессия, достаточно востребованная на рынке труда уже сейчас. Дипломированный специалист сможет зарабатывать от 40 до 120 тыс рублей в месяц.

Рынок труда для операторов дронов пока ещё не сформирован. Обычно такому специалисту требуется высшее образование в области геоинформационных систем, энергетики или иной технической сферы. Всё зависит от того, чем занимается организация. Знания позволят сотруднику понять, какие именно задачи перед ним стоят.

Многие специалисты оказывают частные услуги. Для этого они приобретают дрон самостоятельно. Цена техники варьируется от 1500 до 500 000 рублей и выше. Дорогие модели имеют систему стабилизации, ёмкие батареи, отдельную систему управления камерой и т.д.

Законодательная база

У разумного человека возникает вопрос о законности использования таких летательных аппаратов без получения специальной регистрации и свидетельства.

  • 4 июля 2016 года уже был одобрен один законопроект. Согласно его положениям, регистрация дронов до 30 кг не потребуется.
  • Нагрузку по подготовке ОБЛА планирует взять на себя Росавиация, которая будет выдавать свидетельства государственного образца. Они будут подтверждать право на пилотирование дрона до 30 кг.
  • Профессия «оператор дронов» признана существующей в рамках проекта «Профилум», который имеет поддержку правительства Москвы.

Низкий уровень конкуренции позволит максимально быстро адаптироваться и найти подходящую работу в этой области.

Для организации полётов и проведения аэрофотосъёмки необходимо обращаться в местный Центр организации воздушного движения. С органом нужно согласовать план полётов, установить временной режим, маршрут и т.д. и получить разрешение.

Александр Лаврентьев

Однако на практике никто не проверяет наличие этих документов, если дроны не нарушают неприкосновенность частной жизни. Александр Лаврентьев, основатель фотоагентства High Level, указывает, что нужно просто соблюдать элементарные меры предосторожности: не снимать государственные массовые мероприятия, не проводить полёты возле воинских частей, АЭС и других режимных объектов.

При работе на закрытых мероприятиях или съёмке на частных объектах представители контролирующих органов не появятся. В городе конфликтную ситуацию с правоохранителя можно быстро погасить, прекратив полёт.

Спортивный дрон-рейсинг

Не менее значимым стало и то, что уже существуют так называемые «Гонки дронов». Это спортивная дисциплина во многом схожая с Формулой-1. Рассмотрим ключевые факты, связанные с таким пилотированием:

  • Несмотря на относительную молодость данного спорта, в 2016 году прошёл чемпионат World DronePrix с призовым фондом в 1 млн. долларов США. Наш соотечественник Владимир Мещеряков занял в нём третье место.
  • В России более 100 профессиональных операторов дронов, и у нас проводится национальный чемпионат «Гонки Дронов». Наибольшее число ОБЛА в США, Китае и Южной Корее.
  • Гоночные дроны могут развивать скорость свыше 200 км/час. При этом самый недорогой из них обойдётся владельцу в 30000 рублей, а профессиональные стоят более 100000 рублей.
  • В гонках успешно участвуют дети и подростки. Победителю чемпионата мира Люку Баннистеру всего 15 лет.
  • Многие пилоты собирают свои дроны самостоятельно, изготавливая детали на 3D принтере.

Главным качеством для дрон-рейсера является реакция. Приходится поворачивать между деревьев и иных препятствий. Устройство стоит прилично, один раз врезавшись на большой скорости, можно безвозвратно потерять дрона. Так об этом говорит настоящий пилот-гонщик Иван:

Первый дрон у меня улетел. Купил его готовым, летал в парке с ребятами, пропало видео — и все, нет дрона. На нем еще стояла дорогая GoPro, так что 60 тысяч просто так потерял. Потом начал собирать. У нас в команде есть человек с 3D-принтером, печатаем по готовым эскизам. Это немножко недешево — чтобы начать заниматься этим хобби, нужны 50 тысяч. А у нас это уже за 150 тысяч перевалило. С другой стороны, хороший компьютер тоже около ста тысяч стоит.

Geek Picnic в Санкт-Петербурге – соревнования ОБЛА

Сергей

Сергей, студент:

“Честно говоря, сегодня не надеялся на победу. Несколько недель назад, на других соревнованиях, я не очень хорошо выступил. В этот раз была применена другая тактика, управлял дроном стоя, не знаю, как это работает, но заходить в повороты получается намного лучше. Многие зарубежные операторы выступают именно стоя, а я вот только сейчас начал практиковать.

Мы не самые сильные пилоты в мире, но стараемся показывать достойные результаты. Вот, например, есть азиат, которого зовут Мин Чан Ким, все постоянно интересуются, как у него получается так быстро летать, на что он отвечает «не знаю, мне страшно, глаза закрываю». А в Петербурге есть пилот, занимающий 3 место в мировом рейтинге, а это уже показатель.

Мои тренировки проходят на подземных парковках, еще часто спрашивают, почему мой дрон тяжелее обычного, вместо 270 грамм мой весит 360 грамм. Все просто, я установил дополнительную защиту для тренировок в бетонных строениях, чтобы не разбить дрон.

На соревнованиях мы выступаем в очках дополненной реальности – это как формула 1, например, сегодня, мне было очень страшно, мой дрон набирает скорость в 180 км в час, во время гонки нужно объезжать разные преграды, а в очках – это очень страшно. Цена ошибки велика, гоночные дроны очень дорогие, потому боишься его разбить и не используешь весь потенциал мощности.”

Вячеслав, инженер – программист

Вячеслав

“Я состою в сообществе пилотов Питера, нас всего 36 человек, народу мало, хотя занятие очень интересное. На первые соревнования я ездил в Саду Бенуа, к сожалению, не смог выступить из-за технических проблем, а вот сегодня опять неудача – пропало видео.

Вообще, научиться управлять дроном несложно, тяжелее его собирать, ведь гоночные экземпляры не продаются в магазине, а сбираются спортсменами, собственными руками нужно все заказать спаять и рассчитать. Мой коптер разгоняется до 170 км в час, но выкручиваю полный газ только на ровных участках трассы.

Учиться летать можно на компьютерном симуляторе:

  • Liftoff
  • Rotor Rush
  • Veloci Drone

Если сразу купить коптера и самостоятельно учиться, то у вас или не выйдет даже взлететь, или просто разобьетесь.

Правила нашей гонки простые: парные вылеты, кто упал или пришел второй, тот проиграл.”

Наталья, продавец

Наталья

“Я работаю в магазине техники, друзья сказали, раз продаешь, значит, и сама покупай, что я и сделала, а потом просто втянулась.

Начала практиковаться всего 1,5 года назад и уже показываю неплохие результаты. Тренировки мои проходят в полях, потому что в здании очень легко сломать дрон, например, вчера хотела полетать в кировском заводе, и что вы думаете – сломала луч! Вы даже не представляете, какое это дорогое хобби.

Чтобы собрать средний дрон, придется выложить 20 тыс рублей, шлем за 3 тыс и аппаратура 5 тыс. У меня дрон стоит 30 тыс, аппаратура к нему 17 и шлем 6. Денег уходит много, потому что постоянно что-то ломается, к сожалению, падений не избежать, но все равно останавливаться нельзя!”

Иван, работник автосферы

Иван

“Раньше я занимался автомобильным спортом, но в один момент стало дорого. Дроны, приносят такое же удовольствие, при этом дешевле и безопаснее. Тренируюсь я в парке железнодорожного моста на Обуховской, а зимой на крытой парковке. Бывало всякое, иногда выгоняют, иногда жаловались на шум, приезжала милиция, а что они сделают – мы в игрушки играем.

Первый свой коптер за 60 тыс рублей я потерял, пропало видео, и все, не смог найти. Сейчас у нас в команде у одного из группы есть 3D-принтер, и мы на нем по готовым эскизам делаем дроны. Не дешевое это удовольствие, для старта минимум 50 тыс рублей нужно.”

Рекомендации начинающим операторам дронов

Начать пилотировать дрон в безлюдных и безопасных местах можно уже сейчас. Достаточно приобрести недорогое устройство. Опытные ОБЛА дают множество советов на этот счёт, обратим внимание на основные из них:

  • для начала попробуйте свои силы на дешёвом квадрокоптере, проверьте, насколько вам будет интересно данное занятие;
  • если вам понравилось, то можете начать изучать информацию в сети о сборке своего коптера;
  • не бойтесь поломок — при правильном подходе к недорогой сборке потери будут незначительными;
  • набирайте опыт с каждым новым дроном.

Если у вас уже есть купленный дрон, который стоит приличных денег, и вы не хотите его сломать за первый же полёт, то рекомендуется следовать нескольким правилам:

  • читайте не только инструкции, но видео-обзоры, уроки и опыт пользователей в сети;
  • приобретите дополнительную защиту к дрону и запчасти;
  • не стоит начинать с асфальта, лучше пойти в поле, где нет деревьев и трава смягчит падение;
  • правильно откалибруйте компас и проверьте подключение к спутникам;
  • всегда проверяйте все крепления и винты на прочность;
  • не снижайте заряд ниже 30%, поскольку может случиться непредвиденное падение на низком заряде;
  • в первый раз не взлетайте выше 3-х метров, постепенно набирая высоту по мере появления опыта полётов;
  • когда дрон упал, не стоит торопиться поднимать его с земли, сначала нужно удостовериться в остановке двигателей.

Следуя вышеперечисленным рекомендациям и правилам, вы сможете безболезненно стать профессиональным пилотом дронов и даже начать участвовать в гонках по мере появления необходимых навыков и оборудования.

Заключение

Профессия оператор дронов (ОБЛА) — это довольно востребованная и молодая вакансия на рынке труда. На текущий момент в России она только начинает осваиваться, но уже есть десятки вакансий в различных городах. Средняя заработная плата пилота находится у отметки в 100 тысяч рублей за месяц. Начинающие получают меньше, а опытные больше.

Необходимость в данной профессии есть в различных отраслях деятельности. Основное направление — это видеосъёмка, но постепенно в пилотах начинают нуждаться и предприятия, а также вооруженные силы. За рубежом рынок уже успел охватить спасателей, пожарных и даже защиту окружающей среды. Отдельным направлением являются спортивные гонки на дронах, которые завлекают аудиторию щедрыми призовыми фондами на чемпионатах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Профессия: Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Оператор дрона — от видеоигр к беспилотнику!

Удивительная профессия будущего? Нет, уже широко распространенная профессия настоящего. Чем занимаются операторы беспилотников? В каких областях они востребованы сегодня? И где можно научиться управлять дроном?
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или беспилотники, — это самолеты, вертолеты, аэростаты или дроны, которые пилотируются дистанционно оператором или полностью автоматически. Первое документированное использование БПЛА относится к XIX веку: 22 августа 1849 года австрийские войска провели воздушную бомбардировку Венеции с помощью беспилотных аэростатов, которые запускались по ветру и в определенное время сбрасывали шрапнельные заряды.
До сих пор, к сожалению, самая широкая сфера применения БПЛА – это военные операции. Содержание беспилотника обходится в несколько десятков раз дешевле, чем содержание военного истребителя, а опасность для жизни военных пилотов и военных операторов БПЛА не сопоставима. Поэтому несколько государств уже имеют на службе в ВВС беспилотные авиационные системы, а остальные страны тестируют возможность воздушного боя, бомбардировки и разведки с помощью БПЛА.
И все-таки БПЛА – это круто!
Какие еще сферы для беспилотников вы можете себе представить? Дроны и беспилотники уже используются для картографической съемки, телетрансляций, киносъемки, рекламы, метеорологических наблюдений, грузоперевозок, мониторинга безопасности на объектах и в городе, наблюдения за протяженными объектами (железными дорогами или линиями электропередач), при орошении почвы, в спасательных операциях и тушении пожаров. Представьте, что на поиск потерявшихся людей в горах отправляют не 1-2 вертолета, а несколько десятков дронов, которые оснащены термическими камерами, способными улавливать тепло человеческого тела даже в условиях плохого освещения и при наличии препятствий. Такая спасательная операция экономичнее и эффективнее обычной. Дроны могут сразу нести полезный груз с одеялами и продуктами. По данным компании DJI, мирового лидера по производству гражданских дронов и технологий аэросъемки, таким образом в 2017 году было спасено минимум 65 человек.

Что делает оператор БПЛА

Оператор беспилотных летательных аппаратов (оператор БПЛА, специалист по управлению и обслуживанию беспилотных воздушных аппаратов) – специалист, который управляет современными летательными аппаратами дистанционно.

В его обязанности может входить:

    ✔ Сборка БПЛА, подготовка и запуск
    ✔ Настройка полезной нагрузки
    ✔ Управление полетом, отслеживание технических показателей БПЛА и выполнение заданий
    ✔ Участие в разработке полетного задания
    ✔ Анализ результатов полета по данным объективного контроля и системы бортовых измерений
    ✔ Проведение съемки местности, последующая обработка фото и видео
    ✔ Участие в отработке и оформлении актов (отчетов) по результатам выполненных испытаний
    ✔ Техническое обслуживание и ремонт БПЛА

Условия работы оператора БПЛА могут отличаться в зависимости от сферы деятельности. Оператор дрона, работающего в пределах прямой видимости, может стоять на стадионе с пультом дистанционного управления и направлять дрон, который несет рекламный плакат. А операторы БПЛА на службе ВВС работают за пределами прямой видимости. Оператор находится в специально оборудованном помещении на авиабазе, где несколько экранов, датчики и вибрация джойстиков позволяют отслеживать обстановку вокруг аппарата, который находится за тысячи километров от базы.
Как стать оператором беспилотника
Считается, что успешными операторами БПЛА становятся любители видеоигр, потому что пилотирование дрона похоже на привычные игровые симуляторы Microsoft Flight Simulator X, War Thunder, X-plane 10, DCS World, Ил-2 Штурмовик (а точнее, наоборот, игры очень реалистично повторяют физику настоящих полетов). Современные видеоигры не только показывают землю с высоты полета, но и помогают выработать скорость реакции, навыки навигации в воздухе, навыки управления летательным аппаратом при различных погодных условиях и внештатных ситуациях.
Получить профессиональные навыки, опыт пилотирования БПЛА и сертификат специалиста можно на специальных курсах или в вузе. В профессию оператора БПЛА можно прийти несколькими путями.
• Во-первых, обучение по специальности «Системы управления летательными аппаратам», которые представлены в нескольких вузах (МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.), где обучают разработке, проектированию и управлению беспилотных и пилотируемых летательных систем.
• Во-вторых, для военнослужащих отличным способом освоить профессию станут курсы в Государственном центре беспилотной авиации Минобороны РФ, которые можно пройти во время службы в армии.
• В-третьих, в России работает несколько учебных центров по подготовке пилотов и квалифицированных кадров для авиакомпаний. Они уже открыли программы подготовки для операторов БПЛА (например, центр BAA Training).

Какие универсальные компетенции нужны оператору беспилотников

    ✎ Аналитический склад ума
    ✎ Ответственность
    ✎ Внимание к деталям
    ✎ Наблюдательность
    ✎ Стрессоустойчивость

Операторы беспилотника на службе в ВВС, в отличие от гражданских специалистов, испытывают колоссальные психологические нагрузки на работе. Стрессоустойчивость можно поставить в топ рейтинга универсальных компетенций для военнослужащих. Поэтому на авиабазах США в подразделениях, работающих с БПЛА, предусмотрена штатная должность психолога, который помогает военным пилотам БПЛА справляться с моральной ответственностью за нанесенные беспилотником смертельные удары. Оператор беспилотника в рабочее время ведет разведку и – такое тоже возможно – обстреливает места дислокации людей, сидя в кресле на авиабазе и не подвергая себя ни малейшему риску, а затем в 18.00 отправляется домой на семейный ужин. Возникающие внутренние конфликты становятся источником серьезных психологических страданий и даже болезней у представителей этой профессии, работающих на военной службе.
Средняя заработная плата и востребованность
Уровень зарплат зависит от занимаемой должности: в крупных военных подразделениях различаются должности рядовых операторов и руководящий состав, который отвечает за разработку задач для беспилотной авиации и решает стратегические вопросы.

    ✔ 50 000 – 120 000 рублей

Востребованность специалистов в области беспилотных авиасистем с каждым годом растет. И хотя сейчас вакансий не очень много, в дальнейшем оператор БПЛА без труда будет находить работу и на военной службе и в коммерческих компаниях.

Где работать
• Минобороны РФ
• МЧС
• ARMAIR
• ГК «Беспилотные системы»
• МОКБ Марс
• Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля
• Группа Кронштадт

Что делать уже сейчас
Начать развиваться в области беспилотной авиации стоит именно в подростковом возрасте, потому что технологии управления дронами и коптерами доступны и очень интересны для современных школьников. Если вы хотите получить специальность оператора БПЛА, то уже сейчас:

    ✔ Углубленно изучайте математику, физику, информатику и английский язык в школе.
    ✔ Играйте в авиасимуляторы на ПК, наиболее реально отражающие процесс пилотирования самолета и вертолета.
    ✔ Читайте статьи и новости о беспилотниках, например, на droneflyers.ru, rusky.ru, uasmagazine.com, unmanned-aerial.com.
    ✔ Приобретите себе квадракоптер. Самый бюджетный дрон стоит меньше 1 тысячи рублей, с него можно начинать практиковать полеты, делать аэросъемку и покорять небо.

Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Пройдите тест на профессию, чтобы узнать, к какой сфере деятельности вы наиболее склонны.
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Подготовка операторов БПЛА

Курс «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом»

Центр беспилотных технологий Terradrones совместно с авиационным учебным центром запускает курс обучения по программе «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». Курс включает в себя 40 часов, в том числе теоретические занятия и практические полеты на беспилотных авиационных системах (БАС).
Программа предназначена для получения квалификации , позволяющей осуществлять профессиональную деятельность в области летной эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной массой 30 кг и менее. (Утвержденный профессиональный стандарт — приказ Минтруда России от 05.07.2018 №447н ).
Программа подготовки операторов БПЛА
Теоретические занятия включают в себя следующие курсы:

  • Основы аэродинамики
  • Основы воздушной навигации
  • Основы авиационной метеорологии
  • Воздушное право для БВС
  • Конструкция и эксплуатация БАС
  • Программное обеспечение
  • Применение беспилотников в промышленности

После завершения теоретической части, курсанты промежуточный сдают экзамен.
Практическая часть включает в себя предполетную подготовку, занятия на тренажерах, первый полет, отработку интеллектуальных и ручных режимов полета и выполнение полетных заданий. Для обучения используются модели дронов DJI Phantom 4 PRO, Mavic 2 Enterprise, Matrice-210/210 RTK,Matrice-600, а так же БВС самолетного типа. По окончанию практических занятий, сдается экзамен по практике.

После прохождения курса и успешной сдачи квалификационного экзамена учащиеся получают свидетельство установленного образца о должности служащего «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом».
Обучение проводится в группах по 8-10 человек.
Узнайте даты проведения ближайших курсов по телефону +7 (343) 318-01-52 и отправьте заявку на адрес info@terradrones.ru.

Научный подлёт: в России начнут готовить пилотов лёгких дронов

В России появятся программы подготовки операторов малых дронов — весом до 30 кг, рассказали «Известиям» в ассоциации «Аэронет». Именно такие гражданские беспилотники используются сегодня для съемок, организации воздушных шоу и занятий авиамоделированием. До конца года образовательные программы будут переданы на согласование в Росавиацию. Сегодня тем, кто покупает небольшие дроны для личного пользования, свидетельство оператора не нужно. Но оно требуется, если беспилотник применяется в коммерческих целях. Пока участники рынка находятся на полулегальном положении, так как официально документы, подтверждающие квалификацию внешнего пилота, никто не выдает, отмечают эксперты.

Обобщат требования

Типовые образовательные программы для подготовки операторов беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг планируется представить на согласование в Росавиацию до конца нынешнего года. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.

Сегодня рынок гражданских беспилотников в нашей стране, по его словам, преимущественно представлен именно небольшими БВС. Их используют для съемки с воздуха, мониторинга строительных объектов и инфраструктуры. Подобные дроны также применяют при организации воздушных шоу, в авиамоделировании и других сферах.

Ранее ассоциация при участии Росавиации и нескольких других организаций разработала профессиональный стандарт «Специалист по летной и технической эксплуатации беспилотных авиасистем… до 30 кг». В 2018 году документ был утвержден приказом Минтруда.

Однако в стандарте сформулированы лишь общие требования к операторам дронов. При этом разделены функции механиков по ремонту и обязанности операторов. Так, внешний пилот должен уметь подготовить БВС к полету, управлять устройством, а также поддерживать взаимодействие с участниками воздушного движения и госкорпорацией ОрВД, которая контролирует организацию полетов. В его обязанности также входит проведение поисковых работ в случае аварии. Теперь на основании стандарта «Аэронет» совместно с Санкт-Петербургским университетом гражданской авиации разрабатывают программы обучения.

dro Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Они разбиты на четыре категории продолжительностью от восьми до 80 академических часов. Сложность обучения будет зависеть от массы беспилотника, целей его использования и условий эксплуатации.

–– Минимальное количество часов предусмотрено для тех, кто планирует управлять дроном в пределах прямой видимости для развлекательных шоу. Если же беспилотник около 30 кг используют для выполнения задач за пределами визуальной видимости, нужен совсем другой объем знаний и навыков, –– пояснил Глеб Бабинцев.

В Росавиации не стали комментировать «Известиям» вопрос о необходимости разработки типовых программ, а также может ли обучение по ним стать обязательным для владельцев легких БВС. В Минтрансе на момент публикации не ответили на запрос.

На полулегальном положении

Глеб Бабинцев напомнил, что для личного использования небольших дронов до 30 кг, согласно действующему законодательству, не требуется свидетельство внешнего пилота. Однако для того, чтобы осуществлять коммерческие работы (например, аэросъемку), необходимо получать сертификат эксплуатанта воздушного судна. Для этого нужно подтвердить квалификацию оператора, то есть нужен легитимный документ об обучении. Но по факту его никто выдать не может, потому что официальных образовательных программ нет. Их утверждение на уровне Росавиации позволит легитимно готовить специалистов для обслуживания БВС и выдавать документы, которые признаются в качестве основания для разрешения авиаработ.

— Сейчас, несмотря на наличие профстандарта, никакой силы документы об окончании разнообразных курсов не имеют, –– подчеркнул Глеб Бабинцев.

Однако и после появления программ в учебных заведениях массовым спросом они пользоваться не будут, полагает владелец квадрокоптера, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Проблема, по его словам, заключается в том, что для официального применения дрона нужно пройти сложную процедуру согласования каждого полета с авиавластями. Поэтому почти все полеты, в том числе с целью съемки с воздуха, по словам Петра Шкуматова, осуществляются сейчас нелегально.

–– Например, так снимают строящиеся коттеджные поселки в Подмосковье. Застройщики нанимают частника, который за небольшие деньги делает облет объекта без каких-либо согласований с авиавластями. Если его заметила полиция (что бывает редко), он просто бросает дрон и уезжает, –– пояснил он «Известиям».

dro Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

По словам гендиректора компании Skyeer Александра Рыжова, законодательные «правила игры» отрасль БВС ждет с 2015 года –– именно тогда она стала бурно развиваться в России.

–– Проблема в том, что в стране до сих пор нет четких требований к компаниям, использующим малые беспилотные системы, — сказал он «Известиям». — Например, в США сегодня можно понятно и быстро получить разрешение на работу с беспилотником, согласовать зону полетов с диспетчером за пару часов, через приложение в смартфоне оформить страховку на БВС. В России подавляющее число компаний находится на полулегальном положении, и только потому, что авиавласти уже пять лет не могут разработать приемлемые, понятные для рынка правила игры.

Постепенно ситуация меняется. Как ранее писали «Известия», скоро владельцам легких беспилотников не нужно будет получать у авиавластей (территориальных подразделений ОрВД) разрешение для запуска дронов на высоту до 150 м. Однако послабления готовятся на фоне ужесточения других правил использования беспилотников. 27 сентября вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым все БВС весом от 250 г до 30 кг должны ставиться на учет в Росавиации.