Петр 1 открыл

Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа ) — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, основано в Москве 14 (25) января 1701 года: 1—2 по указу Петра Первого для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота. Просуществовала до 1753 года.

День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

С момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

На основании указа царя Петра I от 16 (27) января 1712 года школа расширена, образованы дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы).

— Указ Петра I, 16 января 1712 год.

В 1712 году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы, согласно Указу от 16 (27) января 1712 года.

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия, а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В 1717 году начальником школы назначен капитан Брунц.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако на правопреество с ней претендуют многочисленные военные учебные заведения.

Скрыть

ШКО́ЛА МАТЕМАТИ́ЧЕСКИХ И НАВИГА́ЦКИХ НАУ́К

ШКО́ЛА МАТЕМАТИ́ЧЕСКИХ И НАВИ­ГА́ЦКИХ НАУ́К (На­ви­гац­кая шко­ла), од­но из пер­вых в Рос­сии гос. учеб­ных за­ве­де­ний, по­ло­жив­ших на­ча­ло сис­те­ме инж.-тех­нич. и во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Пред­на­зна­ча­лась для под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов во­ен­но-мор. фло­та, су­до­строи­те­лей, гео­де­зи­стов, ин­же­не­ров и др. Ос­но­ва­на 14(25).1.1701 в Мо­ск­ве по ука­зу Пет­ра I. За­ве­до­вать ею царь по­ру­чил Ф. А. Го­ло­ви­ну, не­по­средств. ру­ко­во­ди­те­лем шко­лы стал Я. В. Брюс. Пер­во­началь­но раз­ме­ща­лась в За­мо­ск­во­ре­чье на По­лот­ня­ном дво­ре, с ию­ня 1701 – на Сре­тен­ке, в зда­нии Су­ха­ре­вой баш­ни, где бы­ла уст­рое­на ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия с те­ле­ско­пом и на­хо­ди­лась боль­шая биб­лио­те­ка. В шко­лу на­би­ра­лись под­ро­ст­ки и юно­ши всех со­сло­вий, за ис­клю­че­ни­ем кре­по­ст­ных кре­сть­ян, в воз­рас­те 12–17 (ино­гда до 20) лет; ну­ж­даю­щие­ся на­хо­ди­лись на пол­ном гос. обес­пе­че­нии. Про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния не бы­ла стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­на и со­став­ля­ла от 4 до 9 лет. Чис­ло уче­ни­ков, пер­во­на­чаль­но на­счи­ты­вав­шее ме­нее 200 чел., к 1711 воз­рос­ло до 500. Курс обу­че­ния де­лил­ся на сту­пе­ни (клас­сы, шко­лы). Ли­ца не­дво­рян­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, как пра­ви­ло, изу­ча­ли толь­ко ос­но­вы рус. язы­ка («рус­ская шко­ла») и на­ча­ла счё­та («ци­фир­ная шко­ла»), по­сле че­го на­прав­ля­лись на вспо­мо­гат. служ­бу в во­ен. и гражд. за­ве­де­ния, на ко­рабли фло­та или про­дол­жа­ли учё­бу по су­до­строит. час­ти. Пер­вый вы­пуск в ко­ли­че­ст­ве 64 чел. со­сто­ял­ся в 1705. Про­дол­жав­шие обу­че­ние в стар­ших мо­ре­ход­ных (или на­ви­га­тор­ских) клас­сах изу­ча­ли ма­те­ма­ти­ку, ас­тро­но­мию, гео­гра­фию, на­ви­га­цию, ар­тил­ле­рию, фор­ти­фи­ка­цию и др. учеб­ные дис­ци­п­ли­ны. Вы­пу­ск­ни­ков мог­ли на­прав­лять ста­жи­ро­вать­ся на иностр. ко­раб­лях, а с 1711 это ста­ло обя­зат. ус­ло­ви­ем для про­из­вод­ст­ва в офи­цер­ский чин. Не­ред­ко эк­за­ме­ны при­ни­мал сам Пётр I. До 1706 шко­ла на­хо­ди­лась в ве­де­нии Ору­жей­ной па­ла­ты, за­тем её пе­ре­да­ли Во­ин­ско­му мор. при­ка­зу, а в 1712 – Во­ин­ской мор. фло­та кан­це­ля­рии. В окт. 1715 стар­шие клас­сы бы­ли пе­ре­ве­де­ны в С.-Пе­тер­бург и на их ос­но­ве соз­да­на Мор. ака­де­мия, или Ака­де­мия мор. гвар­дии. На­чаль­ные клас­сы под рук. Л. Ф. Маг­ниц­ко­го про­дол­жа­ли ра­бо­ту в Мо­ск­ве как под­го­то­вит. сту­пень. В 1723 все­со­слов­ный при­ём в шко­лу был пре­кра­щён, и в даль­ней­шем в ней обу­ча­лись толь­ко де­ти дво­рян. По­сле уч­ре­ж­де­ния в дек. 1752 Мор. шля­хет­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са (см. Мор­ской кор­пус) шко­ла в Мо­ск­ве по ре­ше­нию Ад­ми­рал­тейств-кол­ле­гии уп­разд­не­на, а её уче­ни­ки пе­ре­ве­де­ны в С.-Пе­тер­бург. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных вы­пу­ск­ни­ков На­ви­гац­кой шко­лы – ген.-адм. М. М. Го­ли­цын, адм. Н. Ф. Го­ло­вин, В. Я. Чи­ча­гов, ис­сле­до­ва­тель Арк­ти­ки ка­пи­тан-ко­ман­дор С. Г. Ма­лы­гин, кар­то­граф и гид­ро­граф ви­це-адм. Ф. И. Сой­мо­нов. В ВМФ РФ да­та уч­ре­ж­де­ния шко­лы (25 ян­ва­ря) от­ме­ча­ет­ся как День штур­ма­на.

Какие военно-учебные заведения существовали в России?

Первым отечественным военно-учебным заведением считается артиллерийская школа при бомбардирской роте Преображенского полка. Она была основана по указу Петра I в 1698 году.

В 1701 году Петр I учреждает в Москве школу «математических и навигатских» наук и артиллерийскую школу. В них готовились младшие офицеры для армии и флота.

Но потребность в образованных командирах оказалась настолько высока, что уже во время Северной войны в начале 1708 года Петр I проводит реформу учебных заведений и открывает в Москве инженерную школу, а в Петербурге – артиллерийскую.

В новые учебные заведения Петр I распорядился принимать как дворян, так и детей неподатных сословий, то есть мастеровых, ремесленников и солдат. Все ученики находились на полном государственном обеспечении. После окончания курса их производили в офицерские или в унтер-офицерские чины. Три лучших ученика получали звания поручиков, а остальным присваивались чины подпоручиков и прапорщиков.

Подготовка высших морских офицеров велась в Морской академии, которую основали по указу Петра I в 1715 году.

После смерти императора по инициативе графа Миниха в Петербурге были учреждены арифметическая и чертежная школы для солдатских детей. Аналогичные классы существовали при Морской академии, инженерной и артиллерийских школах. Они обеспечивали армию специалистами среднего звена. Лучшие выпускники принимались в Морскую академию и другие учебные заведения, готовившие офицеров.

Следующая реформа военно-учебных заведений была проведена в начале 1732 года при императрице Анне Иоанновне. Именно в ее царствование в России был открыт первый кадетский корпус. Сюда принимали только детей дворян в возрасте тринадцати – восемнадцати лет. При поступлении будущие кадеты сдавали экзамены по грамоте и арифметике.

В кадетском корпусе обучались не только военным дисциплинам, но и истории, математике, архитектуре, рисованию, верховой езде, танцам и фехтованию. Особо одаренные ученики обучались также юриспруденции, латинскому языку и музыке.

Выпускники получали офицерские чины и направлялись для прохождения службы в гвардию. В кадетском корпусе обучались такие крупные военачальники, как фельдмаршал П. Румянцев и генералиссимус А. Суворов. Новое учебное заведение сразу же стало пользоваться огромной популярностью. Уже в первый год вместо 200 воспитанников в корпус было принято 360 человек. Из воспитанников, имевших высокий социальный статус и образовательный уровень, был составлен класс, который называли «рыцарской академией». Выпускники «рыцарской академии» служили и в армии, и при дворе.

Позже ее преобразовали в Пажеский корпус, где учились отпрыски самых знатных и громких фамилий России, первую же строку занимали Романовы, представители правящего дома. Выпускники направлялись исключительно на придворную службу.

С середины XVIII века военно-учебные заведения открываются во многих городах России: в городе Шклове на средства генерала Зорича создается кадетский корпус, затем аналогичное учебное учреждение возникает в Гродно, и хотя эти учебные заведения были частными, обучение в них велось по тем же программам, что и в государственных (казенных) корпусах.

В 1801 году Павел I подписывает указ об открытии в крупных губернских городах государственных военных или дворянских училищ. Учебные заведения появляются в Туле, Тамбове и Оренбурге, а перед началом войны 1812 года кадетские корпуса учреждаются в Смоленске, Твери и Костроме. Тогда же в Гельсингфорсе (Хельсинки) учреждается военно-топографический корпус – единственное учебное заведение России, в котором готовили военных топографов.

По специальному императорскому указу дворянским детям, достигшим шестнадцати лет, разрешалось поступать в кадетский корпус вместо записи в полк.

Особые учебные заведения создавались для подготовки высшего офицерского состава.

Первым из них стало училище колонновожатых – специальная школа, где учились будущие офицеры Генерального штаба. В 1832 году указом Николая I оно было преобразовано в Императорскую военную академию Генерального штаба. Закончившие ее офицеры направлялись на службу в Генеральный штаб или на командные должности в войска. В отличие от закончивших другие высшие военные учебные заведения, выпускники Академии получали сразу высокие чины. Так, чин полковника Генерального штаба приравнивался к чину генерала сухопутных войск.

Во время военной реформы 1855 года в Петербурге были учреждены и первые специализированные академии – Артиллерийская, Инженерная, Военно-юридическая, Военно-хирургическая. Они готовили офицеров соответствующих специальностей, причем получаемое выпускниками образование приравнивалось к университетскому.

В 1862 году была принята трехступенчатая система военно-учебных заведений. Низшую ступень занимали военные гимназии, в которые были преобразованы кадетские корпуса.

Здесь срок обучения составлял семь лет, программа обучения соответствовала гимназической, за исключением специальных военных дисциплин.

Выпускники военных училищ имели право поступать в военные училища, где учились два года в общевойсковых и три – в артиллерийских, инженерных или морских.

Третью ступень составляли военные академии, где изучались преимущественно военные дисциплины. Выпускники получали офицерские чины и направлялись на командные должности в армию.

Лишь в Пажеском корпусе по-прежнему продолжали готовить кадры для дворцовой службы в царской гвардии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сколько было школ при Петре 1

При Петре Первом в России создается система гражданского образования, которое было преимущественно государственным и бесплатным. Оно делилось на начальное и профессионально-техническое. К начальному относились цифирные школы, в которых обучали грамоте, арифметике и геометрии. Профессионально-техническое образование было представлено рядом специализированных школ. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), школа математико-навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях. Кроме того, созданы 46 епархиальных (духовных) школ. Открыт первый русский музей – кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. Издавались буквари, учебные пособия, учебные карты. В 1700 г. введен новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летоисчисление от “рождества Христова”, а не от сотворения мира. С 1703 г. выходила первая русская печатная газета – “Ведомости”. В 1708-1710 гг. вместо полуустава был введен близкий к современному “гражданский” шрифт. В 1725 году, уже после смерти царя, была открыта Петербургская академия наук, устав которой он успел утвердить. Петр намеревался учредить при академии и университет, в котором академики читали бы лекции студентам, но не успел осуществить этот план.
Заглавный лист газеты «Ведомости» с гравюрой А. Ф. Зубова.
К концу царствования Петра I каждый город имел примерно по две школы – гражданскую и духовную. Однако лишь дворянству вменялось в обязанность получение образования. Обучение других сословий носило бессистемный, эпизодический характер.

Приют гардемаринов. Как Петр I создал первую в России Навигацкую школу

Ровно 315 лет прошло с тех пор, как император Петр I основал в Москве Школу математических и навигационных наук.

Она дала старт появлению в стране всего военно-морского образования и смогла обеспечить в XVIII веке потребности флота в квалифицированных кадрах.

SPB.AIF.RU рассказывает, как строилось обучение в школе, куда отбирал воспитанников сам Петр Великий.

Обучение в башне

Создание учреждения для подготовки квалифицированных морских кадров имело в начале XVIII века огромное значение. Это диктовалось, в том числе, и потребностями Северной войны. Петр I стремился создать для нужд империи современный и сильный флот. Для него нужны были морские офицеры, которых в ту пору готовили из дворян за границей, что обходилось казне очень дорого. Тогда и встал вопрос о подготовке кадров в стране.

Петр Великий думал о создании училища ещё в ходе путешествия по Европе, но предписание открыть математико-навигацкую школу в мастерских Полотняного двора в Кадашевской слободе было издано лишь в январе 1701 года. Впрочем, эти помещения не были приспособлены для ведения астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение переехало в помещение Сухаревской башни, ныне разрушенной. Школу в ту пору возглавил боярин Федор Головин.

Северная война: Эзельский бой. Алексей Боголюбов. Фото: Commons.wikimedia.org

Воспитанниками учреждения были не только моряки. Выпускников брали на работу инженерами, геодезистами, строителями, артиллеристами, учителями, судостроителями и металлургами. Сюда, согласно указу царя, принимали детей горожан всех сословий, кроме крепостных. Прибывших, которым должно было быть от 12 до 17 лет, осматривал сам Петр I. Император отправлял в гвардию или учиться за границу богатых и способных, а остальных определял в Навигацкую школу. Позднее возраст новобранцев был увеличен до 20 лет. Школа была преимущественно наполнена детьми низших сословий, но были ученики и знатных фамилии. Здесь, к примеру, проходили подготовку князья Волконские, Долгоруковы, Прозоровские и Шереметьевы. Ученики школы назывались гардемаринами – будущими офицерами российской армии и флота.

За прогулы — смерть

Еще за несколько лет до открытия Навигацкой школы Петр I привез из Европы учителя математики, профессора Эбердинского университета Эндрю Фарварсона. С ним прибыли в Россию и другие учителя-англичане. В течение четырех лет они влачили бедственное существование, но затем, когда открылось училище, их поселили в здании Сухаревской башни.

Сухарева башня — невеста Ивана Великого и дом колдуна. Фото: Public Domain/ Ф. Бенуа. Гравюра. 1846 год.

При школе было четыре учителя – три иностранца: Фарварсон, обучавший детей математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс, специализировавшиеся на навигаторских науках и фехтовании, и один русский – Леонтий Магницкий. Последний учил гардемаринов грамоте, письму, арифметике. Он также прекрасно знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, обладал обширным багажом сведений по астрономии и навигации.

Магницкий, несмотря на то, что являлся человеком, на котором держался весь образовательный процесс, получал меньше своих заокеанских коллег, которые позволяли себе даже просыпать занятия. Русский учитель остался в Москве единственным из четырех преподавателей, когда школу в 1715 году перевели в Петербург. Магницкий взял тогда себе в помощники бывших учеников.

Практика установила, что дети низших сословий и чинов (не дворяне), проходили только две первые ступени обучения, то есть программу обычной русской и цифирной школ. И потом их направляли писарями к разным должностным лицам или учиться специальностям мастеровых адмиралтейства, помощников архитекторов, аптекарей, лекарей. Дети дворян шли дальше и изучали специальные морские науки, а потом посылались из сухопутной Москвы за море или в Кронштадт для прохождения обязательной практики на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог.

Некоторые ученики могли пройти курс школы и за четыре года, но были случаи, что у некоторых этот процесс затягивался аж на 13 лет. Из-за Северной войны со шведами молодых навигаторов сразу направляли на боевые корабли Балтийской эскадры.

В целом, быт и нравы Навгиацкой школы описаны в романе Нины Сороткиной «Трое из навигацкой школы», по которому в дальнейшем сняли известный российский многосерийный фильм «Гардемарины – вперёд!».

Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!», 1987 год Фото: Кадр из фильма

Учреждение славилось своей суровой дисциплиной, поскольку подготовку кадров здесь Петр Великий считал делом особой государственной важности. Каникулы были небольшие, а заниматься приходилось до 10 часов в сутки. Какая-то часть учеников жила в здании школы.

За ходом занятий следил не только учитель, но и присутствующий «дядька» с хлыстом. Он мог применить его за посторонние разговоры или в том случае, если разгильдяй мешает соседу по скамье. За любое нарушение учеников наказывали розгами, обычно по субботам после бани. За прогулы же жестко штрафовали. Того ученика, который не платил, выставляли на школьном дворе и публично пороли до тех пор, пока родственники или товарищи не вносили деньги. У родителей же прогульщика могли конфисковать имущество.

За побег из школы полагалась смертная казнь. Родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга. За неисправимую неуспеваемость в науках ученики отдавались в солдаты, матросы; случалось, посылали их и на каторжные работы.

Перевод в Петербург

Первый выпуск школы состоялся в 1705 году. Её закончили 64 человека. До 1716 года учреждение окончило 1200 людей. Многие из них отличились в Северной войне, участвовали в многочисленных экспедициях, составляли мореходные карты возвращенных стране её морских владений. Учениками школы были гидрограф Фёдор Иванович Соймонов и автор первого экономико-географического описания России Иван Кириллович Кириллов.

Памятный знак в честь Леонтия Филипповича Магницкого, установленный на месте расположения бывшей Патриаршей слободы в городе Осташкове. Фото: Commons.wikimedia.org

Среди выпускников Школы математических и навигацких наук — адмирал Николай Фёдорович Головин (сын Фёдора Алексеевича Головина, возглавлявшего Навигацкую школу), адмирал Василий Яковлевич Чичагов, мореплаватели и первооткрыватели новых земель, первые российские полярные исследователи и путешественники Алексей Ильич Чириков, Фёдор Фёдорович Лужин, Михаил Спиридонович Гвоздев, Семён Иванович Челюскин, Иван Михайлович Евреинов, Степан Гаврилович Малыгин, Алексей Иванович Скуратов, видный деятель просвещения Николай Гаврилович Курганов и многие другие выдающиеся деятели.

Уже после реформы образования, в 1715 году старшие мореходные классы школы перевели из Москвы в Петербург, где были преобразованы в Морскую академию. К тому моменту города на Неве взял на себя функции столицы — в нем было сосредоточено почти всё судостроение, базировался Балтийский флот.

Два младших класса остались в Москве, Навигацкая школа была подготовительным учебным заведением для дальнейшего обучения кадетов Морской академии. В декабре 1752 года основанное Петром I учреждение закрыли.