Первые женщины летчицы

СОЮЗ ЖЕНЩИН ЛЁТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «АВИАТРИСА».

Обращение Президента АВИАТРИСЫ Халидэ Макагоновой

Дорогие мои подруги, члены Авиатрисы, друзья!

Сейчас наступило тревожное время для нас, нашей планеты Земля, мир меняется.

Да, мы будем стараться делать все, что зависит от нас, для скорейшего выхода из чуждого, опасного мира вирусов.

Мы авиаторы! Это значит, мы надежные, дисциплинированные, умеем быть терпеливыми и выполнять обязательства в точности. От каждого из нас зависит, как скоро мы снова соберемся вместе.

Впереди у нас встреча ветеранов 2 мая у Большого театра и большая программа в этом году! Желаю всем нам здоровья, безопасности, выдержки и оптимизма!

Юбилейные значки

Награждение «АВИАТРИСЫ» дипломом ФАИ на 108 – й Генеральной Конференции ФАИ 16 октября 2014г. в Таиланде.

«Авиатриса» зарегистрирована 11 марта 1992 года. Она объединяет женщин летных специальностей. Инициаторами создания клуба «Авиатриса» были 13 человек. Сегодня организация насчитывает более 450 человек. Членами организации являются летчицы гражданской авиации, летчики-инструкторы, летчики-испытатели, космонавты-испытатели, ветераны авиации и Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои России, заслуженные мастера и мастера спорта, чемпионки и рекордсменки мира по авиационным видам спорта, спортсмены-любители.

Организация создана для оказания моральной, социальной помощи женщинам, оставившим летную работу, а также для содействия профессиональному росту и развити ю женщин летных специальностей.
Эмблема организации -изображение в виде крыльев, в центре — цветок.

Первым Президентом клуба «Авиатриса» была абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу, многократная рекордсменка мира, заслуженный мастер самолётного спорта, летчик-испытатель Галина Гавриловна Корчуганова.
«Авиатриса» при поддержке «ОКБ им. А.С.Яковлева», Федерации самолетного спорта России в 2004 году учредила Кубок имени Г.Г.Корчугановой . Кубок вручается на Чемпионате России по высшему пилотажу Абсолютной чемпионке страны в многоборье и является переходящим.

«Авиатриса» является коллективным членом Союза спортсменов России, Союза женщин России, тесно сотрудничает с Комитетом общественных связей Правительства Москвы.

Долголетнее сотрудничество связывает «Авиатрису» с Благотворительным фондом «Мир Сент — Экзюпери» , Выставочным Залом в Тушино, Международным Фондом мира, Московским Фондом мира, , Международными организациями женщин-летчиц «Ninety Nines», «Women in Aviation International», женщин-вертолетчиц ”Werly Girls” и другими.
Президент — Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу. Заслуженный мастер спорта СССР — Халидэ Макагонова.

Книги, выпущенные при содействии «Авиатрисы».

  • В 1999 году выпущена книга «Авиатриса», в которой собраны сведения о членах клуба.
  • В 2002 году при поддержке генерального продюсера ООО «Центр культуры «Дивертисмент» Табачникова Алексея выпущено второе издание книги «Авиатрисы» с дополнениями.
  • В 2007 г. выпущена в свет книга энциклопедического характера о членах Союза — «Авиатриса 15 — лет».
  • В 2004 г. издана книга Екатерины Полуниной «Девчонки, подружки, летчицы».
  • В 2005 г. — книга А.А. Тимофеевой — Егоровой «Черная смерть».
  • В 2005 г. — книга (сборник) под названием «Расковцы в небе фронтовом».
  • В 2009 г. — переиздание книги «Расковцы в небе фронтовом».
  • В 2011 г. – «По примеру Марины Расковой».
  • В 2015 г. — «Раскова снова зовёт».
  • В 2017 г. — «Союз»Авиатриса».

    Работа с ветеранами и патриотическое воспитание молодёжи.

    Ежегодно члены «Авиатрисы» 2 мая проводят встречи с ветеранами у Большого театра.
    С 2006 года в Саду «Эрмитаж» организация «Планета — Золотой Клуб» « при поддержке Комитета общественных связей г.Москвы « чествует наших ветеранов. Традиционно эти встречи проходят на очень высоком уровне — прекрасные концерты, праздничные ужины, цветы и подарки, а самое главное — внимание, которое оказывают ветеранам.
    Проводится большая работа по патриотическому воспитанию молодежи — встречи ветеранов со школьниками во Фрязино , в библиотеке города Щёлково, в Монино, с воспитанницами православного Свято-Дмитриевского детского дома.
    В Серпухове состоялись встречи с мэром города г-ном Ждановым. Выражаем ему отдельную благодарность за помощь.
    А ещё «Авиатриса» организует встречи участниц Великой Отечественной войны и авиации с курсантами и кадетами, оказывает социальную помощь ветеранам авиации.

    Союз пополняется новыми членами — не только ветеранами авиации, но и, что очень важно, молодыми девушками выпускницами Курганского пограничного института (военные летчицы и штурманы), курсантками Сасовского летного училища гражданской авиации, коммерческих аэроклубов и студентками Санкт-Петербургской академии гражданской авиации .

    В 1998 году совместно с Международным фондом авиационной безопасности был организован Российско-Американский перелёт по маршруту Москва — поселок Осипенко (Дальний Восток пос. Керби), посвященный 60-летнему юбилею перелета экипажа В.С.Гризодубовой. В перелете участвовали российские летчицы: летчик-инструктор абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Халидэ Макагонова, пилот самолета ТУ-154 Наталья Винокурова и американские летчицы: профессиональный пилот Ронда Майлз и пилот-любитель Никки Митчелл из города Нешвилл (США).

Первые женщины-рекордсмены в истории мировой авиации

Первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантический океан, американская летчица-рекордсменка Амелия Эрхарт родилась в США 24 июля 1897 года. Став одной из самых известных фигур в авиации рекордов 1930-х годов, она заново открыла небо для женщин. Спустя 40 лет, в июле 1937 года, Эрхарт вместе со своим штурманом Фредом Нунаном бесследно пропала при попытке осуществить кругосветный перелет по линии экватора — споры о ее дальнейшей судьбе ведутся до сих пор.

Истории первых женщин-рекордсменок и самой Амелии Эрхарт — в материале «Известий».

Элиза Дерош — актриса, покорившая небо

Первой женщиной, самостоятельно пилотировавшей аэроплан, официально считается француженка Элиза Дерош. Впрочем, публика знала ее как баронессу Раймонду де Ларош — такой звучный псевдоним Элиза выбрала для своей сценической карьеры. Театральная актриса, отличавшаяся привлекательностью и любовью к красивым нарядам, впервые на аэроплане в небо она поднялась почти случайно.

Увлекшись полетами на воздушных шарах, на волне всеобщего интереса к покорению неба она подружилась с воздухоплавателем Шарлем Вуазелем. В октябре 1909 года Элиза уговорила его дать ей «порулить» аэропланом на земле. Однако то ли актриса ослушалась хозяина машины, то ли просто не справилась с управлением и слишком разогнала аэроплан, но он поднялся в воздух и пролетел несколько сот метров. Происшествие закончилось благополучно, а 23-летняя Элиза задалась целью научиться пилотировать самолет.

Уже 8 марта 1910 года Дерош, окончив авиашколу, приняла участие в соревнованиях, по результатам которых первой из французских женщин получила официальное удостоверение пилота. Несколько лет она ездила по Европе в составе летающего цирка, в том числе побывала Дерош и в России.

С началом Первой мировой войны женщин официально отстранили от полетов, и Дерош пошла работать во французскую армию. В июне 1919 года, вернувшись к пилотированию, она установила два мировых рекорда, на дальность и высоту полета. В июле того же года 33-летняя летчица погибла в авиакатастрофе. Памятник ей установлен в парижском аэропорту Ле-Бурже.

Фото: wikipedia.org

Лидия Зверева — институтка за штурвалом аэроплана

Дочь генерала русской армии, прославившегося во время войны на Балканах, воспитанница института благородных девиц, Лидия с юности мечтала об авиации. В 1910 году, в возрасте 20 лет, она поступила в гатчинский аэроклуб «Гамаюн» — один из первых в России.

Лидия Зверева сдала выпускные экзамены в ноябре 1911 года, став первой в Российской империи женщиной — дипломированным пилотом. Там же, в школе, она встретила своего мужа, пилота-инструктора и самолетостроителя Владимира Слюсаренко. Вместе они организовали собственную летную школу и мастерскую по ремонту самолетов в Риге, которая тогда была авиационным сердцем империи — в это время расположенный там же Русско-Балтийский завод активно привлекал пилотов для испытаний новых самолетов.

Зверева стала первой женщиной в мире, выполнившей целую серию сложнейших фигур высшего пилотажа: мертвую петлю, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором — двигатель включался, лишь когда самолет разгонялся на низких высотах.

После начала Первой мировой войны супруги вернулись в Петербург, где в 1916 году 26-летняя авиатрисса умерла от тифа. Основанный ими в Риге завод продолжал работать вплоть до 1917 года.

Фото: РИА Новости/М.Филимонов

Первая женщина-испытатель

В то же время, когда Зверева занималась в аэроклубе «Гамаюн», его посещала другая русская авиатрисса, Любовь Голанчикова. Ее судьба во многом напоминает историю француженки Элизы Дерош.

К тому моменту, когда она увлеклась авиацией, 21-летняя Голанчикова уже была популярной актрисой, выступавшей под псевдонимом Милли Море. Ее первый полет состоялся в 1910 году. Незадолго до этого она познакомилась с одним из первых летчиков Российской империи, Михаилом Ефимовым, он предложил ей прокатиться на аэроплане — и Голанчикова поняла, что хотела бы сама научиться летать.

Спустя год, осенью 1911 года, она окончила «Гамаюн» и получила удостоверение пилота, став третьей летчицей в России после Лидии Зверевой и Евдокии Анатры, родственницы президента Одесского аэроклуба.

Сразу после окончания обучения Голанчикова объявила публике, что оставляет сцену ради полетов. На одном из авиационных мероприятий она познакомилась с немецким авиаконструктором Антоном Фоккером — именно на его предприятии спустя десятилетия были созданы истребители «Фоккер», активно использовавшиеся Германией в годы Второй мировой войны, а тогда в воздух только поднялась первая спроектированная им модель.

По приглашению конструктора Любовь несколько лет проработала испытателем на его заводе в Германии, а после начала Первой мировой войны вернулась в Россию. Свой личный самолет она передала царской армии и занималась испытаниями построенных на российских заводах самолетов «Фарман». После революции Голанчикова некоторое время работала инструктором в ВВС Красной армии, а затем эмигрировала в США, где скончалась в 1961 году в возрасте 72 лет.

Фото: wikipedia.org

Амелия Эрхарт — пропавшая рекордсменка

Первые женщины-летчицы прочно сформировали в сознании публики образ прекрасной амазонки за штурвалом крылатой машины. Но и самолетостроение стремительно развивалось — на фоне всё новых и новых рекордов дальности и высоты полета образ прекрасной авиатриссы начала века заметно побледнел. Одной из тех, кто смог проложить женщинам дорогу в авиацию эпохи больших рекордов 1930-х, стала американка Амелия Эрхарт.

Эрхарт, начавшая с участия в показательных воздушных боях и авиашоу на американских ярмарках, прославилась сразу несколькими длительными перелетами. Ее первый трансатлантический перелет из США в Великобританию состоялся в 1928 году — тогда 31-летняя летчица фактически выполняла роль пассажира в мужской команде, о чем не преминула с недовольством сообщить прессе после окончания полета. По контракту, заключенному со спонсором, после этого она написала книгу о перелете. И с этого момента началась ее профессиональная карьера в авиации.

Помимо страстного увлечения небом Эрхарт, которой пришлось сменить множество профессий, от фотографа до секретарши и водителя, чтобы накопить деньги на занятия в аэроклубе, активно выступала за права женщин. Она старалась помочь женщинам, мечтающим стать профессиональными пилотами, сделать полеты своей профессией.

Пик ее карьеры пришелся на начало 1930-х годов — в 1932 году Эрхарт на собственном гоночном самолете за 15 часов в одиночку пересекла Атлантику. И стала не только первой женщиной, но и вторым человеком в мире, пролетевшим по такому маршруту соло. В том же году, после серии авиационных «гастролей» по стране, она стала первой женщиной, которая без посадки пересекла американский континент. Амелия также установила ряд других национальных рекордов и приняла участие сразу в нескольких гонках.

Об Эрхарт говорили не только в США, но и во всем мире. Она была вхожа в дом президента страны Теодора Рузвельта и давала уроки пилотирования его жене Элеоноре. В калифорнийском университете Пардью она занималась исследованиями по аэронавтике и помогала в планировании карьеры студенткам-летчицам.

В 1937 году она задалась целью совершить кругосветный перелет по линии экватора на двухмоторном транспортно-пассажирском самолете «Локхид-Электра». На одном из самых опасных участков маршрута Амелия Эрхарт и ее штурман Фред Нунан пропали без вести, не сумев обнаружить один из расположенных в Тихом океане маленьких островов — единственное место, где на этом участке можно было бы совершить посадку. По разным версиям, летчица и штурман погибли сразу или какое-то время оставались на необитаемых островах в этом районе. Масштабная поисковая операция, немедленно развернутая правительством США, никаких следов так и не обнаружила. По другой версии, они попали в плен к японцам, случайно наткнувшись на их секретную военную базу.

Эрхарт планировала, что этот перелет станет последним в ее карьере в авиации рекордов — летом 1937 года летчице должно было исполнится 40 лет.

Некоторое время Эрхарт изучала в Колумбийском университете физику, химию и медицину, а также французскую классическую литературу (она знала четыре иностранных языка). В 1920 году воссоединившаяся семья переехала в Лос-Анджелес. На Рождество 1920 года Амелия попала на выставку летательных аппаратов в Лонг-Бич, штат Калифорния, и через три дня — на аэродроме Роджерс Филд — провела свой первый десятиминутный полёт, в качестве пассажира. Очарованная ощущением полёта, Амелия решила научиться летать сама, и в январе 1921 года начала брать уроки лётного мастерства.
Её первым инструктором была Анита (Нета) Снук — одна из считанных в те годы женщин-летчиц. Для обучения использовался подержанный Curtiss JN-4. Нета отметила естественность новой ученицы, спокойно и уверенно чувствовавшей себя в кабине; впрочем отметила она и некоторую её склонность к авантюризму — несколько раз ей приходилось вмешиваться в управление, препятствуя попыткам Амелии при заходе на посадку пролететь под проводами линии электропередач, проходившей рядом с аэродромом.
Уроки стоили недешево, и чтобы оплатить обучение Амелия стремилась получить работу. Она играла на банджо в мюзик-холле, работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, автомехаником и водителем грузовика — и в то же время пыталась узнать все что могла об авиации, от теории полёта до устройства авиамотора. Летом 1921 г. Эрхарт приобрела небольшой ярко-жёлтый биплан «Киннер Эйрстер» — её первый собственный самолёт. Нета Снук не одобрила приобретения. «Эйрстер» был опытным самолётом существовавшим в единственном экземпляре, оснащенным 3-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения — одним из первых подобной конструкции в США. Один из цилиндров этого двигателя имел склонность к заклиниванию; в целом же многие считали, что это опасный самолёт, строгий и не прощающий ошибок в пилотировании. Тем не менее, Амелия высоко оценила приобретение и проводила много времени в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики под руководством одного из опытных отставных армейских пилотов.
22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14 000 футов (около 4300 м) — выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту. Постепенно она «нарабатывала профессиональную репутацию». Интерес публики к авиации в те годы был огромен, и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с имитацией воздушных боев, разнообразными рискованными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Уже к концу года Амелия стала признанной звездой подобных воздушных родео, её имя стало все чаще появляться в авиационной прессе. В тот период развития авиации в США для пилотирования личного самолёта ещё не требовалось обязательного наличия формальной лицензии. Тем не менее 16 мая 1923 года Амелия Эрхарт получила лицензию Международной авиационной федерации, став 16-й женщиной среди лицензированных пилотов.
Окончательный развод родителей в 1924 года и новое ухудшение финансового положения вынудили Амелию продать самолёт, чтобы купить автомобиль для поездки с матерью через всю страну в Бостон. Здесь Амелия получила работу преподавателя английского языка для детей иммигрантов в детском доме. Все свободное время и деньги она использовала для лётной практики. Она быстро приобрела известность и уважение в местных авиационных кругах, поскольку не только хорошо летала, но и не брезговала технической работой, помогая механикам обслуживать и ремонтировать самолёты и авиадвигатели на аэродроме.
Трансатлантический перелет 1928 года
После перелёта Чарльза Линдберга через Атлантический океан в 1927 году жившая в Англии богатая американка Эми Гест выразила интерес к тому, чтобы стать первой женщиной, пересекшей Атлантику по воздуху. По её мысли, перелет должен был символизировать дружбу между Великобританией и США. Перелет был организован известным нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом. Для перелета был куплен 3-х моторный «Фоккер» F-VII, названный «Friendship» («Дружба»), и наняты пилот Уилмер Стульц и бортмеханик Лу Гордон.
Однако узнавшие о приготовлениях родственники заставили Эми Гест отказаться от полёта. Тогда она решила подыскать «подходящую» девушку: «американку, умеющую пилотировать самолёт, и обладавшую симпатичной внешностью и приятными манерами». Ею и оказалась Амелия Эрхарт, рекомендованная для этого предприятия адмиралом Р.Белкнапом, который интересовался авиацией и знал Эрхарт по её «авиационной активности» в Бостоне.
В

Кто была первая женщина-лётчица России?

Зверева Лидия Виссарионовна (1890—1916) — первая российская лётчица.
Дочь известного русского генерала, героя войны на Балканах Виссариона Ивановича Зверева, закончила институт благородных девиц.
В июне 1911 года поступила в только что открывшуюся в Гатчине авиационную школу «Гамаюн» и уже через несколько недель впервые поднимается в воздух с инструктором. В августе того же года прошел и первый самостоятельный полет девушки. Петербургские газеты тогда писали: «На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л. В. Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатрисса спокойно села в аэроплан «Фарман» и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск». 23 августа 1911 года Лидии был вручен диплом пилота-авиатора за номером 31. Это означало, что Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, обучившейся управлять аэропланом.
В том же, 1911 году, авиатриссами стали еще три русские женщины: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.
В школе воздухоплавания Зверева познакомилась с будущим супругом — пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко. В 1911-1912 годах на самолетах «Фарман» они участвовали в демонстрационных полетах в разных городах России и на Кавказе. Несколько раз Лидия Виссарионовна попадала в серьёзные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами.
В 1913 году супруги переехали в Ригу, которая тогда считалась одним из центров русской авиации, Там они организовали мастерские по авиаремонту и постройке самолётов-разведчиков «Фарман-XVI» и одновременно — небольшую лётную школу, в которой сами же обучали полётам. Среди учеников школы были и дамы, а плата за обучение в школе была самой низкой в России.
Зверева первой из женщин выполнила мёртвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором.
С началом Первой мировой войны, получив субсидию военного ведомства, Зверева и Слюсаренко перебазировали свое предприятие в Петроград. За последующие два года, до 1 августа 1916, их завод выпускал кроме «Фарман-VII» самолёты «Фарман-XXII бис», «Фарман-IV», «Моран-Ж», «Лебедь-XII».
Лидия Зверева умерла 2 мая 1916 года от тифа. Во время похорон первой русской женщины-авиатора над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Основанный супругами завод работал до революции 1917 года.

Первая женщина-пилот России

Зверева Лидия Виссарионовна — Первая женщина-пилот России.
Боевой генерал, герой Балканской войны 1877-1878 гг. Виссарион Иванович (?) Лебедев мечтал о сыне, но жена подарила ему двух дочек — Люсю и Лиду, которая родилась в 1890 году.
Впрочем, младшая, Лида, росла настоящим сорванцом и под впечатлением от военных рассказов отца мечтала совершить что-то героическое.
Однажды ревущую Лидочку нашли в саду среди зарослей крапивы: она не могла подняться, лицо и платье были перемазаны грязью. Неподалеку валялся сломанный раскрытый зонтик — летний, кружевной, подаренный на день рождения старшей сестре Люсе. Лида совершила на нем свой первый “полет” с дерева (в некоторых источниках — с крыши сарая или амбара).
«Полет» прошел вполне успешно, если не считать сильно вывихнутую лодыжку.
Лидочка обожала механические игрушки(зайцы-барабанщики, заводные паровозики, механические слоны и медведи) и часто разбирала какую-нибудь из них на детальки, желая узнать, как та устроена. Родители не ругали ее, видя в таком поступке дочери не шалость и детскую склонность к разрушению, а проявление пытливого ума.
Когда Лидочка заинтересовалась книгами по механике, то книги покупались ей целыми ящиками, и она с увлечением читала их.
Отец был начальником гарнизона крепости Осовец. Лиде, наверное, исполнилось лет двенадцать, когда в крепости появились аэростаты, которые поразили ее воображение. Аэростаты поднимались на высоту пятьсот метров, с них можно было вести наблюдение в окружности двадцати пяти километров.
«Но барышням нельзя на них подниматься», — говорил отец, замечая загоревшийся взгляд младшей дочери.
В гарнизоне ей симпатизировал Николай Гаврилин — командир воздухоплавательного подразделения. К нему и обратилась Лида за разрешением подняться на аэростате. Генерал Лебедев, услышав о намерениях дочери , пришел в восторг от ее смелости и приказал Гаврилину поднять Лиду на аэростате.
» Авиацией я увлекаюсь давно, — писала она в автобиографии. — Еще будучи маленькой девочкой, я с восторгом поднималась на аэростатах в крепости Осовец и строила модели, когда в России еще никто не летал, и только в газетах начали изредка появляться первые вести об успехах заграничных конструкторов. «
Но родные видели Лидию дамой аристократических салонов, поэтому мать настояла, чтобы ее отдали в Мариинский институт благородных девиц.
В 1907 году Лида окончила Белостокский институт благородных девиц .
После окончания института девушку выдали замуж за железнодорожного инженера-конструктора Ивана Сергеевича Зверева.
Брак был счастливым, но недолгим. В 1909 году муж неожиданно умер от аппендицита…
Лидия переехала в Санкт-Петербург в 1910 (?) году, где уже служил отец, переведенный в гвардию.
С 25 апреля по 2 мая 1910 года в Петербурге состоялся Первый Международный праздник воздухоплавания — «Первая авиационная неделя на Коломяжском скаковом ипподроме», и Лида с восхищением наблюдала за невиданными еще в России состязаниями авиаторов.
Решив посвятить себя авиации, она 5 июня 1911 года приступает к занятиям в авиационной школе «Гамаюн» Первого российского товарищества воздухоплавания в Гатчине.
Через десять дней Лидия впервые поднялась в воздух на биплане «Фарман IV» с инструктором В. В. Слюсаренко. Летать приходилось мало и с большими перерывами, т.к. школа располагала только одним учебным летательным аппаратом.
Вскоре объявили, что полеты с 10 июля временно прекратятся из-за участия инструкторов в первом перелете Петербург — Москва. Слюсаренко предложил своей ученице лететь с ним пассажиром.
«Отстартовав в Петербурге, мы взяли направление на Московское шоссе, но по пути мотор стал давать перебои, во избежание аварии пришлось вернуться обратно. Вторично я не полетела только потому, что авиатор Шиманский предложил Слюсаренко свой мотор и как владелец его полетел пассажиром. Результат известен – оба упали, Шиманский разбился насмерть и спас меня ценой своей жизни.» (Из дневников Зверевой Л.В.)
К сожалению, для Слюсаренко этот перелет закончился неудачно – он попал в госпиталь со сломанными ногами. Но Лидию не пугали трудности. Она продолжает обучение под руководством Петра Владимировича Евсюкова.
30 июля 1911 года Зверева совершила на биплане «Фарман IV» два первых самостоятельных полета над Гатчинским аэродромом. Каждый тренировочный полет продолжался 10 минут, во время которых она поднималась на высоту 50-60 метров.
«Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту.» (К. Арцеулов)
10 августа 1911 года на Гатчинском аэродроме Лидия Зверева сдавала выпускной полетный экзамен.
Газета «Новое Время» 24 (11) августа 1911 года писала:
«Вечером 9 августа ответственный комиссар Императорского всероссийского аэроклуба И.С. Аствацатуров в присутствии пилотов Агафонова и Колчина и офицеров воздухоплавательной школы, экзаменовал ученицу частной воздухоплавательной школы завода Щетинина Л.В. Звереву.
Первая русская женщина-пилот, дочь генерал-майора, родилась в 1890 году, окончила курс в одном из мариинских институтов. Учили ее авиации, недавно произведенные в «пилоты-авиаторы», гг. Колчин, Слюсаренко, Евсюков и др.»
Другая(?) петербургская газет писала:
«На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л. В. Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатрисса спокойно села в аэроплан «Фарман» и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск».
Сдав положенные испытания , Л.В. Зверева получила диплом пилота-авиатора № 31 от Всероссийского аэроклуба, став, таким образом, первой русской авиатриссой.
» Школу пилотов я окончила для того, чтобы полностью посвятить себя авиации. Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полетов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду, обязательно строить и испытывать аэропланы. » (Из дневников Зверевой Л.В.)
После окончания авиационной школы Зверева совершила очень сложный перелет с пассажиром на борту по маршруту Петербург – Гатчина.
С наступлением осени 1911 года полеты в Петербурге прекратились, и Зверева вместе с Агафоновым, Евсюковым и Слюсаренко отправилась на юг России, где они совершали публичные полеты на «Фармане» во многих городах.
В начале января 1912 года Лидия Зверева принимала участие в бакинской авиационной неделе.
Авиаторы также выступали с платными полетами на аэроплане перед публикой в Баку.
Авиация была новинкой, и люди охотно платили деньги, чтобы своими глазами увидеть чудо XX века.
Затем отправились всей группой в Тифлис — здесь пилотам не повезло: их единственный аэроплан был сильно поврежден неожиданно налетевшей бурей. Полеты пришлось отменить и возвращаться в Петербург.
В марте Лидия со своим аэропланом была уже в Риге.
1 апреля 1912 года на «скаковом ипподроме» в Солитуде собралось особенно много народа.
На следующий день газета «Рижский вестник» писала:
«Съехались представители спортивного клуба и общества студентов, военные и сановники… всего более 10 тысяч человек…»
Ажиотаж был понятен: в небо над Золиуде впервые должна была подняться авиатрисса Лидия Зверева.
Полет 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Она поднялась на «Фармане» с поля ипподрома. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева сделала резкий маневр. Аэроплан опрокинулся. При ударе о землю авиатриссу выбросило вперед и придавило обломками.
» Еле жива, — писала она в одном из писем. — При падении чуть не сломала ногу. До сих пор чувствую боль. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская. «
Весной 1912 года Лидия Зверева и Владимир Слюсаренко поженились. Она мечтала сама строить и даже конструировать самолеты, а также обучать пилотов.
В апреле 1913 года в Зассенгофе, пригороде Риги, Лидия вместе с мужем открывает предприятие — первую в Прибалтике летную школу и авиационную мастерскую.
Выступая в печати по этому поводу, Лидия Виссарионовна приглашала в свое учебное заведение » главным образом женщин, желающих посвятить себя авиации, а не заниматься ею временно лишь для рекламы и шума «.
Плата за обучение, включая обычный в ту пору залог на случай поломок, в школе Зверевой – Слюсаренко была на целых двести рублей ниже, чем в других частных авиашколах. Поэтому желающих поступить в рижскую школу оказалось гораздо больше, чем вакантных мест. Инструкторами-пилотами в школе стали сами Лидия и ее супруг.
При школе они открыли авиаконструкторскую мастерскую, которая затем преобразовалась в небольшой завод по производству аэропланов. Это было первое в России авиационное промышленное предприятие, во главе которого стояли не инженеры, а летчики-практики. Военное ведомство заказывало у них боевые «Фарманы-16», учебные «Фарманы-4» и истребитель «Ньюпор-4».
Лидия Зверева успешно сочетала педагогическую деятельность с участием в усовершенствовании самолетов и показательными полетами, которые неизменно собирали толпы поклонников, а газеты откликались на них восторженными репортажами: она выполняла в полетах фигуры, которые были под силу не многим опытным авиаторам-мужчинам, в том числе – пикирование с выключенным мотором.
В Золитуде Лидия Зверева совершила полет, который навсегда вошел в историю авиации — мертвую петлю.
Газета «Рижский вестник» писала 19 мая 1914 года :
» … моноплан “Моран” быстро набирал высоту. 500, 600, 700 метров. На отметке 800 аэроплан неожиданно завис в воздухе и нырнул вниз. «Ах!!!» — почти одновременно вырвалось у собравшихся внизу зрителей.
Но через несколько секунд вновь раздался рокот мотора — аэроплан устремился вверх и описал «петлю». Затаившая дыхание толпа взорвалась аплодисментами. А спустя еще несколько мгновений красивой спиралью самолет спланировал к самым трибунам.
Браво! Браво! — летело со всех сторон…»
Другая рижская газета в статье под заголовком «Первой русской авиатриссе — слава!» писала:
«Госпожа Зверева останется у рижан в благодарной памяти как первая из дочерей Евы, познакомившая нас с высшей школой авиации…»
Лидия Зверева была не только мужественным, но и скромным человеком. Лишь после смерти в ее шкатулке обнаружили письмо короля русской авиации, автора мертвой петли Петра Нестерова, в котором он восхищался тем ее «солитудским полетом»…
С началом Первой мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой были перебазированы в Петроград и действовали как небольшой завод — «Авиационная фабрика Слюсаренко».
До мая 1916-го года предприятие выпустило для фронта около восьмидесяти боевых машин — «Фарманов», «Ньюпоров» и «Моранов», в модели которых было внесено много технических новшеств.
Лидия Виссарионовна в годы войны работала на своем заводе испытателем и конструктором. Испытывала и свой самолет, скоростной истребитель.
Весной 1916 года она заболела брюшным тифом. Болела и умерла дома на Петропавловской улице, в доме №6 (на Петроградской стороне). 2 мая ее не стало.
Две-три петербургские газеты поместили извещение о ее смерти и дне погребения. Некрологов не было.
Хоронили первую русскую авиатриссу в Александро-Невской лавре, на Никольском кладбище.
Во время похорон над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.
Могила Лидии Зверевой находится в южном углу Никольского кладбища, надгробие не сохранилось.
Память:
В честь Лидии Виссарионовны Зверевой названа одна из улиц микрорайона Аэродром в Гатчине.
В октябре 1990 года Международный планетный центр утвердил название «Лидия» для малой планеты № 3322 — в честь Лидии Зверевой, первой русской авиатрессы.
Примечания:
Разные источники предлагают: Московский, Санкт-Петербургский, или какой-то другой институт, но более верно — Белостокский, т.к. крепость Осовец, отмеченная в воспоминаниях Л. В. Зверевой о ее детстве – это русская опорная крепость, возведенная на реке Бобры у местечка Осовице (ныне польский город Осовец ) в 50 км от г. Белосток.
Сведения в справочнике «Весь Петербург» на 1911 год — Зверева Лидия Виссарионовна, дочь генерал-майора, самостоятельно (без родителей и мужа) проживает по адресу: район Измайловский полк, 4 рота, 18А.
Константин Арцеулов (в будущем один из самых известных русских летчиков и авиаинженер , в 1916 г. первым в мире выполнивший штопор) учился в авиашколе «Гамаюн» одновременно с Лидией Зверевой.
Экзамен состоял в том, что » надо было совершить полет на высоте не менее 50 метров, исполняя пять „восьмерок“ в воздухе, и пролететь без прикосновения к земле по замкнутому кругу длиной в 5 километров. » (Константин Арцеулов)
Она была первой русской авиатриссой — за всю ее недолгую жизнь Лидию Виссарионовну Звереву никто ни разу не назвал летчицей. Это слово — «летчик» — было придумано поэтом Велимиром Хлебниковым позже, в 20-х годах.
В печатных и электронных изданиях встречаются разные версии этого события:
а) » Лидия Зверева умерла в 1916 году, как говорили, от тифа. Однако по большому счету ее болезнь кажется весьма неожиданной и странной, а многие сделанные ею чертежи нового самолета загадочным образом бесследно пропали. Можно предположить, что те, кто уже покушался на жизнь первой русской военной летчицы и способного конструктора, все же достигли своей цели и убрали крайне опасного для них конкурента. Где могла Зверева подцепить тиф? Она не сидела в окопах и жила в прекрасных условиях. Возможно, это был совсем не тиф, а неизвестный яд?»
б) » В пригороде Петрограда открылся военный госпиталь, и Лида поступила туда сестрой милосердия. Через две недели Зверева заразилась тифом. Она умерла спустя семь дней, 2 мая 1916 года.»
в) » Владимир Викторович Слюсаренко был убежден, что Лидия была убита агентами германской разведки, хотевшими, во что бы то ни стало уничтожить талантливого молодого авиаконструктора, не желавшего работать ни на какую другую страну, кроме России. Когда после смерти Зверевой муж начал разбирать ее бумаги, он обнаружил, что половина чертежей ее самолета бесследно исчезла… Слюсаренко счел это весомым доказательством своей версии, но власти не придали значения странным обстоятельствам смерти Лидии Виссарионовны Зверевой.»
Использованные источники:
1) 2) http://www.bratishka.ru/archiv/2008/11/2008_11_14.php
3) http://www.kostyor.ru/7-05/avia7-05.php
4) http://dream-air.ucoz.ru/forum/7-129-1
P.S. Уважаемые Читатели !
Фотографии к данной статье Вы можете легко найти в Энциклопедии сайта «Наш Баку»
, используя «Навигацию по сайту».
С наилучшими пожеланиями, Сибор.