Первые баллистические ракеты

Р-1 Победа — SS-1 SCUNNER

Ответственными исполнителями по созданию и производству ракет А-4 в СССР были определены НИИ-88 Министерства вооружения (директор Л.Р. Гонор, главный конструктор С.П. Королев); завод №456 Минавиапрома (директор Б.И. Свет, главный конструктор В.П. Глушко, ныне НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко); НИИ специальной техники Министерства промышленности средств связи (директор и главный конструктор М.С. Рязанский); гироскопическая лаборатория СКБ Минсудпрома (начальник В.И. Кузнецов); ГИПХ Минхимпрома (директор П.Л. Прокофьев); ГНИИ-22 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (начальник отдела А.А. Алиханов).
Сборка первой серии ракет А-4 из трофейных комплектующих — изделие «Н» — велась на заводе №3 в Кляйнбодунгене силами института «Нордхаузен» и НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Параллельно в Подлипках (Подмосковье) на опытном заводе НИИ-88 из агрегатов и деталей, подготовленных в Германии, шла сборка серии изделий «Т». Всего в Германии было собрано 29 ракет изделие «Н» и подготовлена комплектация для 10 ракет изделие «Т». 29 ракет (изделие «Н») вывезены из Германии в СССР в марте 1947 г. (ист.).
Испытания первых ракет проводила бригада особого назначения РВГК (БОН РВГК), созданная в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 13 мая 1946 г., командир — генерал А.Ф.Тверецкий. Осенью 1946 г. в г.Леестен офицеры бригады ознакомились с ракетами А-4 и оборудованием, проведена имитация пуска учебной ракеты. В марте 1947 г. институт «Нордхаузен» прекратил свою работу. 26 июля 1947 г. принято Постановление Совмина СССР о проведении испытаний ракет А-4 на полигоне Капустин Яр в сентябре-октябре 1947 г. Бригада особого назначения (БОН) РВГК летом 1947 г. силами нескольких расчетов приняла участие в огневых испытаниях ракеты на заводе НИИ-88 и в августе 1947 г. БОН РВГК прибыла на полигон Капустин Яр. Первые ракеты «изделие Т» поступии на полигон Капустин Яр в начале октября 1947 г. (ист.).
Испытания ракет проводились на полигоне Капустин Яр (около Сталинграда). Первое огневое испытание ракеты на земле проведено 16 октября 1947 г. Первый пуск ракеты А-4 (серия изделий «Т») произведен 18 октября 1947 г. В 1947 г. произведено 11 пусков ракет А-4 (5 серии «Н», 6 серии «Т»), в т.ч. 5 удачных пусков.
Хронология испытаний ракет А-4 первых серий (изделия «Н» и «Т», 11 пусков):


пуска
Дата
события
Время
события
Описание события
01 18.10.1947 10-47 пуск изделия «Т» — ракета 010Т, дальность 206,7 км, отклонение от точки прицеливания на 30 км влево;
В состав боевого расчета, проводившего пуск ракеты, входили заместители генерального конструктора Л.А.Воскресенский и Б.Е.Черток, главный конструктор системы управления Н.А.Пилюгин и его заместитель А.М.Гинзбург, оператор-инженер капитан Н.Н.Смирницкий, начальник стартовой команды инженер-майор Я.И.Трегуб.
19.10.1947 ракета 04Т, работы с ракетой начаты на стартовой позиции;
02 20.10.1947 11-14 пуск ракеты 04Т, на активном участке полета зафиксировано отклонение ракеты влево, дальность — 231.4 км, отклонение влево от директрисы 181 км; ракета 08Т — начаты работы с ракетой на стартовой позиции;
21.10.1947 ракета 08Т, при заправке ракеты на старте обнаружена протечка спирта в хвостовой отсек через рубку для регистратора давлений телеметрической системы «Мессина-1» (была не заглушена). ракета отправлена на просушку на техническую позицию;
22.10.1947 ракета 08Т после проверки вторично доставлена на стартовую позицию, на огневом стенде установлена ракета 11Н — 5 попыток запустить двигатель прошли безуспешно, слиты кислород и перекись водорода;
03 23.10.1947 17-05 пуск ракеты 08Т, ракета упала в 29.4 км от старта с отклонением вправо от директрисы на 3.9 км; на огневом стенде из ракеты 11Н слито горючее (спирт);
24.10.1947 на стартовой позиции ракета 09Т, на огневом стенде повторяли попытки запустить ракету 11Н (безуспешно, не включается главная ступень двигателя);
25.10.1947 на старте готовится ракета 09Т, после полной заправки подломилась опора стартового стола, ракета оперлась на площадку лафета-установщика, при сливе кислорода лопнул трубопровод и прошла утечка жидкого кислорода в камеру сгорания двигателя;
04 октябрь1947 пуск ракеты
05 28.10.1947 Пуск ракеты с телеизмерительной системой контроля — информация с 8 датчиков передавалась на землю
06 02.11.1947 пуск ракеты на которой впервые были установлены научные приборы (источник)
07 03.11.1947 15-05 пуск ракеты 30Н, после старта ракета начала вращаться вокруг продольной оси, ракета воспламенилась и плашмя упала в 2.3 км от старта. На старт подана ракета 07Т;
08 ноябрь 1947 пуск ракеты
09 ноябрь 1947 пуск ракеты
10 ноябрь 1947 пуск ракеты
11 13 ноября 1947 Пуск ракеты с комбинированным управлением полетом — инерциальным и с радионаведением по азимуту (по двух корректирующим радиолучам)

Постановление Совмина СССР о создании ракеты Р-1 из отечественных комплектующих вышло 14 апреля 1948 г. Первая серия ракет Р-1 представляла из себя почти точную копию ракет А-4 с переработанной конструкцией хвостового и приборного отсеков, увеличена заправка ракеты горючим (спирт). Первая ракета Р-1, собранная на опытном заводе НИИ-88 (первая серия для ЛКИ — 12 ракет), запущена 17 сентября 1948 г. – пуск был неудачным т.к. из-за отказа системы управления ракета отклонилась от трассы на 51 градус. Первый успешный пуск в этой серии испытаний ракеты Р-1 состоялся 10 октября 1948 г. Всего в ходе первого этапа летно-конструкторских испытаний ракет Р-1 на полигоне Капустин Яр произведено 9 пусков в 1948 г. Неудачные пуски происходили из-за низкого качества изготовления агрегатов и систем ракеты, недостаточного объема проверок узлов и приборов, неотработанности некоторых систем. Номенклатура ракетной техники — установщик лафетного типа 8У22; установщик 8У24; козловой кран 8Т21 для ракет Р-1 и Р-2 ОКБ-1 С.П.Королева утверждена Госпланом СССР 9 апреля 1949 г.
Хронология пусков ракет Р-1 / 8А11 первой серии (9 пусков):


пуска
Дата
события
Описание события
01 17.09.1948 пуск ракеты №4, из-за отказа системы управления, стартовав с некоторым вращением вокруг продольной оси ракета ушла с отклонением от директрисы на 51 градус, достигнув высоты 1100 м ракета упала в 12 км от точки старта;
22-24.09.1948 во время предстартовых испытаний ракеты №3 на стартовой позиции выявлен ряд дефектов в приборах системы управления ракеты и в наземной электросети (неустойчивый контакт зенитных разъемных муфт и др.); после устранения дефектов ракету №3 приготовили к пуску.
25.09.1948 пуск ракеты №3 не состоялся — не включилась предварительная ступень из-за нештатного срабатывания зажигательного устройства, возник пожар, ракета отправлена на техническую позицию; причина невключения предварительной ступени — масло в главном кислородном клапане;
27.09.1948 пуск ракеты №8 не состоялся — сработала предварительная ступень, но при подаче команды «подготовка главной ступени» работа двигателя прекратилась; причина — дефект (неустойчивый контакт на 5-й ступени) стрельбового пакетного переключателя, которым подавалась очередность команд на пуск; ракета горела на старте 20 минут, отправлена для ремонта на завод;
07.10.1948 пуск ракеты №5 не состоялся (6 попыток), причина — масло в главном кислородном клапане;
02 10.10.1948 Успешный пуск ракеты №1 состоялся; дальность — 288 км, отклонение от директрисы влево — 5 км, диаметр форонки — 19 м, глубина — 4 м.
11.10.1948 вторая попытка пуска ракеты №5 — предварительная ступень не включилась; повторная попытка пуска результата не дала; позже установлено, что пуски не происходили из-за краткого и преждевременного разрыва электроцепи в контакте подъема при срабатывании зажигательного пироустройства; контакты подъема заменены на 6-ти полюсные штеккеры;
03 13.10.1948 пуск ракеты №9 состоялся; дальность — 242 км, отклонение от директрисы влево — 5.14 км
16.10.1948 пуск ракеты №2 не состоялся по причине преждевременного разрыва электроцепи в контакте подъема;
04 21.10.1948 пуск ракеты №6 состоялся, дальность — 257 км, отклонение от директрисы влево — 2.5 км; при пуске сломалась кабель-маста стартового стола;
22.10.1948 при подготовке ракеты №10 к пуску в двигателе обнаружены дефекты, устранены;
05 23.10.1948 пуск ракеты №10 состоялся, дальность — 254.6 км, отклонение от директрисы влево — 0.49 км; при пуске сломалась кабель-маста стартового стола; после пуска крепление кабель-мачты к пусковому столу доработано;
25.10.1948 пуск ракеты №12 не состоялся по причине преждевременного разрыва электроцепи в контакте подъема;
06 01.11.1948 пуск ракеты №3 состоялся после устранения дефектов обнаруженных ранее; дальность — 284 км, отклонение от директрисы влево — 1.3 км;
07 03.11.1948 пуск ракеты №12 состоялся после устранения дефектов обнаруженных ранее; дальность — 271.5 км, отклонение от директрисы влево — 2.3 км;
08 04.11.1948 пуск ракеты №2 состоялся после устранения дефектов обнаруженных ранее; дальность — 208.5 км, отклонение от директрисы влево — 0.15 км;
09 05.11.1948 пуск ракеты №11 состоялся после устранения дефектов обнаруженных ранее; дальность — 253 км, отклонение от директрисы влево — 1.4 км;

В 1949 г. в строй вошла испытательная станция №1 НИИ-88 (филиал №2 НИИ-88 позже переименован в НИИ-229 МОП СССР приказом от 14.08.1956 г.) в Загорске на которой проводились огневые испытания ракет Р-1 отечественного производства. Первое огневое испытание в Загорске проведено в декабре 1949 г. Позже были построены стенды для испытания ракет Р-2 (1953 г.) и Р-7 (1955-1956 г.г.).
Статические и динамические испытания конструкций ракет Р-1 проводились в 1949 г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 — будущим ЦНИИМаш.
При выпуске второй серии ракет для ЛКИ для повышения надежности внесены изменения в бортовые приборы системы управления. Подотовлено 20 ракет (10 пристрелочных и 10 зачетных), из которых 17 ракет выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски ракеты Р-1. Второй этап ЛКИ прошел в 1949 г. на полигоне Капустин Яр.
Ракета Р-1 с комплексом наземного оборудования принята на вооружение постановлением СМ СССР 25 ноября 1950 г. с войсковым индексом 8А11. Серийное производство Р-1 из отечественных комплектующих развернуто по Приказу Министерства вооружений СССР №380 от 01 июня 1951 г. на заводе №586 в Днепропетровске (позже СКБ-586 и КБ «Южное»). Приказом устанавливается график выпуска ракет:
— 1951 г. — 70 шт
— 1952 г. — 230 шт
— 1953 г. — 700 шт
— 1954 г. — развить мощности до выпуска 2500 шт в год
Первоначально сборка ракет на заводе №586 осуществлялась из узлов и деталей производимых на заводах НИИ-88 (опытное производство) и №456 (двигатели, опытное производство). Первые ракеты собранные на заводе №586 отправлены на полигон Капустин Яр в июне 1952 г. Первый успешный пуск ракет серийного завода произведен на полигоне 28 ноября 1952 г. При создании ракеты Р-1 в общей сложности была создана кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов. Серийное производство ракет Р-1 прекращено в 1955 г.
Ракетами Р-1 были вооружены бригады особого назначения РВГК. В 1958 г. 77-я и 90-я бригады переданы в состав Сухопутных войск. Согласно документам 1949-1950 г.г. («Наставление») применение ракет Р-1 предполагалось по крупным военным и военно-промышленным целям, важным административно-политическим центрам и др.объектам, имеющим стратегическое или оперативное значение. Бригада особого назначения могла применяться как целиком так и по-дивизионно в рамках фронтовых операций путем переброски в район применения по железной дороге с развертыванием в позиционном районе в 30-35 км от линии фронта. Огневая производительность бригады ракет Р-1 должна была составить 24-36 пусков в сутки, отдельного дивизиона — 8-12 ракет в сутки.
В 1956 г. ракеты Р-1 начали сниматься с вооружения и заменяться ракетами Р-2 и другими. До 1957 г. на полигоне Капустин Яр было проведено 296 испытательных запусков двигателей ракет Р-1 и 79 пусков. К 1960 г. ракет Р-1 на вооружении Советской Армии нет.
Пусковое и наземное оборудование — старт с пускового стола 8У23 с отклоняемой кабель-мачтой, мобильный буксируемый транспортер-подъемник на автоприцепе, в состав комплекса ракеты Р-1 входит группа автомобилей и трейлеров с оборудованием обеспечения пуска. Главный конструктор комплекса пускового и наземного оборудования — В.П. Бармин (позже под его руководством создано ГСКБ «Спецмаш», которое стало головной организацией по наземным комплексам ракетных войск). Номенклатура ракетной техники — установщик лафетного типа 8У22; установщик 8У24; козловой кран 8Т21 для серийных ракет Р-1 и Р-2 ОКБ-1 С.П.Королева утверждена Госпланом СССР 9 апреля 1949 г. Производство стартового оборудования велось на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ, г.Краматорск, Украина, источник).

Грунтовой лафет-установщик — 1Н / 8У22
Заправщик жидким кислородом — машина-цистерна 8Г15
Козловой кран для установки ракеты Р-1 (вероятно, на технической позиции) — Н63 / 8Т21
Козловой кран комплекса наземного оборудования ракеты Р-1 (вероятно, на технической позиции) — 8Т22
В состав комплекса с ракетами Р-1 входили техническая (подготовка ракет, оборудования, проверка) и стартовая (пусковая установка, заправка топливом, применение) позиции.
Время подготовки ракеты на технической позиции – 2-4 часа
Время подготовки ракеты на стартовой позиции – до 4 часов

Ракета Р-1 на транспортере-подъемнике (Призваны временем. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное». Днепропетровск, «Арт-Пресс», 2004 г.)

Ракета Р-1 на стартовой позиции (РГАНТД, фонд 107 опись 2 дело 68, http://rgantd.ru).

Ракета Р-1 из состава войскового комплекса без боевой части на транспортной тележке. Полигон Капустин Яр (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник).
Конструкция ракеты является классической баллистической ракетой со встроенными топливными баками. В германской конструкции ракеты А-4 использовано 86 марок стали (найдено 32 отечественных марки-заменителя), 56 марок цветных металлов (найдена 21 отечественная марка-заменитель), 87 типов неметаллических материалов (найдено 48 отечественных марок-заменителей). В ракете Р-1 по сравнению с прототипом (А-4) были перепроектированы хвостовой и приборный отсеки.
Статические и динамические испытания конструкции ракеты Р-1 проводились в 1949 г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 (отдел «П», с 12.01.1949 г. – отдел 14) — будущего ЦНИИ машиностроения. Отдел был организован 24 мая 1947 г. Научным руководителем отдела был назначен член-корреспондент АН СССР, профессор Алексей Антонович Ильюшин, начальником отдела – кандидат физико-математических наук, доцент Виктор Михайлович Панфёров. В августе того же года при отделе был создан экспериментальный цех (с 30.10.1947 г. – цех 109), который возглавил Иван Иванович Судаков. В октябре 1947 года отделом было начато, а в апреле следующего года завершено строительство первой в стране лаборатории статических испытаний ракет, в 1949−1950 гг. была построена лаборатория динамических испытаний (источник).

Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Ракетные комплексы.

Баллистическая ракета Р-1, Р-1А (8А11).

Проект : Р-1
Индекс комплекса :
Условное название комплекса Волга
Индекс ГРАУ : 8А11
Обозначение по договору СНВ :
Классификация DoD (США) : SS-1A
Классификация НАТО : Scunner
Вид топлива : жидкое
Дальность : малая
Разработчик : НИИ-88
Принята на вооружение : 28.11.1950
Снята с вооружения : ?


Р-1

Аналог немецкой ракеты ФАУ-2 (V-2), произведенный советской промышленностью и адаптированный под советскую материально-технологическую базу. На ракете также была установлена автоматическая инерциальная система управления (конструктор системы управления – Н. А. Пилюгин.

Полигонные испытания ракеты в СССР были начаты 10 октября 1948 года.

Всего, в рамках лётно-конструкторских испытаний было пущено 10 ракет в 1948 году и 20 ракет в 1949 году. 7 мая 1949 года был проведен первый пуск Р-1А. 30 ноября 1950 года ракета Р-1 была сдана на вооружение первого ракетного соединения – 92 Бригады Особого Назначения РВГК (92 БОН РВГК), дислоцированной на полигоне Капустин Яр. На полигоне Капустин Яр к 1957 году было проведено 296 запусков двигателей и 79 учебно-боевых пусков ракеты Р-1.

Перевозка ракеты на боевую позицию осуществлялась на грунтовом лафете 8У22 или 8У24, с помощь которого ракета устанавливалась затем на стартовый стол и который использовался для подготовки ракеты к пуску. На ракете, после установки её в вертикальное положение, проверялась система управления, заправлялось топливо и средства парогазогенерации, осуществлялось прицеливание.

Пуск ракеты осуществлялся из специальной бронемашины с пультом управления. Время для подготовки ракеты на технической позиции составляло 2-4 часа, на боевой позиции – до 4 часов. Таким образом, боеготовность комплекса, т. е. время от получения команды на пуск до старта ракеты составляло не менее 6-8 часов, после чего надо было либо её пускать, либо переносить пуск на следующие сутки. Слив кислорода, горючего, проверка систем и заправка требовали длительного времени.

Существовала модификация ракеты Р-1 разработки КБ завода №586 (г.Днепропетровск) улучшенной точности – Р-1УК (8А12) . В мае-июне 1956 года проведено 10 испытательных пусков, но затем работы по проекту были прекращены.

Черток в приводит также следующие индексы ракеты — Р-1А и Р-2Э — модификации, на которых решено было предварительно отработать все новые вопросы по отделяющейся головной части для ракеты Р-2.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Количество ступеней : 1
Длина, м : 14,6
Диаметр, м : 1,65
Масса ракеты, т : 4,015
Стартовая масса, т : 13,4
Масса топлива, т : 8,5
Топливная пара : Жидкий кислород — этиловый спирт
Тяга маршевого двигателя в пустоте, тс : 31
Тяга маршевого двигателя у земли, тс : 27
Время работы маршевого двигателя, с : 206
Максимальная дальность, км : 270
Максимальная высота, км : 77
Максимальная скорость, м/сек : 1465
Точность, КВО, км : 1,5
Тип головной части:
– ракеты Р-1
– ракеты Р-1А
: моноблочная, неядерная, неотделяемая
моноблочная, неядерная, отделяемая
Кол. боевых блоков : 1
Масса головной части, кг : 1000
Масса заряда, кг : 785
Система управления : автономная инерциальная
Стартовая установка : стационарный стартовый стол

Хроника испытательных пусков Р-1

1. Рисунок «R-1 SS-1» участника Heriberto Arribas Abato — собственная работа. Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Викисклада.

2. Баллистическая ракета малой дальности Р-1 (8А11). Сайт Ростовского военного института ракетных войск.

3. Р-1 8A11, Р-1А. Р-1М / SS-1 «Scunner». Сайт Капустин Яр.

4. Ракетные системы РВСН. От Р-1 – к «Тополю-М» (1946-2006 гг.). / Сост. Смирнов И.Г. – Смоленск. 2006 г.

5. Черток Б.Е. Ракеты и люди. (в 4-х тт.). Книга I / М.: Машиностроение, 1999

Первый в СССР запуск баллистической ракеты А-4

Следующей стала ракета А-5, оснащенная принципиально новой системой управления и усовершенствованным корпусом.

В дальнейшем на базе А-5 была сконструирована боевая ракета дальнего действия А-4. Работы по ее созданию в основном завершились к июню 1942 года. Первые семь ракет А-4 были почти на целую тонну тяжелее ракет, запущенных в серийное производство позднее.

Одноступенчатая ракета А-4 состояла из четырех отсеков. Носовая часть представляла собой боеголовку весом около одной тонны, сделанную из мягкой стали толщиной шесть миллиметров и наполненную взрывчатым веществом — аматолом. Ниже боеголовки находился приборный отсек, в котором наряду с аппаратурой помещалось несколько стальных цилиндров со сжатым азотом, применявшимся главным образом для повышения давления в баке с горючим. Ниже приборного располагался топливный отсек — самая объемная и тяжелая часть ракеты. При полной заправке на него приходилось три четверти веса ракеты. В ракете А-4 использовались жидкие компоненты топлива: этиловый спирт (топливо) и сжиженный кислород (окислитель). Бак со спиртом помещался наверху; из него через центр бака с кислородом проходил трубопровод, подававший горючее в камеру сгорания. Пространство между топливными баками и внешней обшивкой ракеты, а также полости между обоими баками заполнялись стекловолокном. Заправка ракеты жидким кислородом производилась перед самым пуском, так как потери кислорода за счет испарения составляли два килограмма в минуту.

Общая длина ракеты равнялась 14,3 метра, максимальный диаметр корпуса — 1,65 метра, а стартовый вес достигал 12,7 тонны. Ракета состояла из более чем 30 тысяч деталей. Ее дальность полета составляла от 290 до 305 километров. Общее время полета равнялось примерно пяти минутам, при этом скорость на отдельных участках траектории превышала 1500 метров в секунду.

Испытания ракеты проводились на ракетном полигоне в Пенемюнде (Германия), расположенном на острове Узедом вблизи побережья Балтийского моря. Крупносерийный выпуск «Фау-2» осуществлялся на предприятиях подземного промышленного узла «Миттельверк», построенного в шахтах по добыче гипса вблизи города Нордхаузен (Германия). На предприятии трудились узники концлагеря «Дора-Миттельбау».

Впервые баллистические ракеты большой дальности А-4 были использованы гитлеровскими войсками для обстрела Парижа (Франция) и Лондона (Великобритания), начиная с сентября 1944 года. Это подтолкнуло Великобританию, США и Советский Союз к поиску материалов, которые позволили бы воссоздать эту ракету и определить ее тактико-технические характеристики.

Перед капитуляцией Германии создатель «Фау-2» Вернер фон Браун вместе со своей командой сдался американским войскам, а завод, где строили ракеты, оказался в зоне оккупации войск союзников.

Через два месяца они отдали эту территорию советским войскам в обмен на Западный Берлин.

К этому времени все самое ценное с заводов, испытательных и научных центров включая несколько десятков собранных ракет «Фау-2», практически все специальное испытательное оборудование и документация уже были вывезены в США.

В Москве была создана спецгруппа «Выстрел» во главе с конструктором ракетной техники Сергеем Королевым. Ее отправили на немецкие предприятия для подготовки пуска ракет «Фау-2». Когда 1 августа 1945 года спецгруппа прибыла на завод в районе города Нордхаузен, там уже не было ни одной ракеты, а оборудование оказалось основательно поврежденным. Пришлось развернуть поиск людей, работавших с «Фау-2», и самих ракет по всей территории, контролируемой советскими войсками. Целых ракет так и не нашли, но специалистам удалось собрать достаточное количество материала для того, чтобы воспроизвести конструкцию ракеты «Фау-2».

В советской оккупационной зоне совместно с оставшимися немецкими специалистами был создан ряд предприятий по восстановлению ракет, двигателей, аппаратуры системы управления и чертежей.

В мае 1946 года советским руководством было принято постановление о развитии ракетостроения в СССР, в соответствии с которым в советской оккупационной зоне был создан институт Нордхаузен, где под руководством Сергея Королева был осуществлен полный проект ракеты А-4, подготовлены предложения по созданию ракет с большей дальностью, а также составлены специальные железнодорожные поезда для проведения летных испытаний ракет в период до создания стационарного полигона.

Постановлением предусматривалось создание Государственного центрального полигона (ГЦП) в составе Министерства обороны СССР для проведения летных испытаний ракеты А-4 и отечественных боевых ракет дальнего действия.

В документе также было сказано о создании в подмосковном Калининграде (ныне Королев) Государственного союзного научно-исследовательского института реактивного вооружения (НИИ-88), одним из главных конструкторов которого был назначен Королев.

Сборка первой серии ракет А-4 из трофейных комплектующих — изделия «Н» — велась на заводе в Германии силами института Нордхаузен и НИИ-88 под общим руководством Сергея Королева.

Параллельно в Подлипках (Подмосковье) на опытном заводе НИИ-88 из агрегатов и деталей, подготовленных в Германии, шла сборка серии изделий «Т».

К концу 1946 года все задачи, стоявшие перед группой советских специалистов в Восточной Германии, были выполнены. Они вернулись на родину. После принятия решения советским правительством о вывозе немецких специалистов для дальнейшей работы в СССР, вместе с ними из Германии были вывезены полностью восстановленная техническая документация на ракету А-4, 29 боевых ракет, собранных в Германии, на 10 ракет агрегатов и деталей россыпью для сборки ракет А-4 в Советском Союзе, производственное и лабораторное оборудование, два специальных поезда-лаборатории, построенных в Германии по проектам советских специалистов для обслуживания летных испытаний ракет, и наиболее квалифицированные немецкие специалисты, работавшие по ракете А-4.

Институт Нордхаузен прекратил существование в марте 1947 года.

В Советском Союзе была выпущена отечественная техническая документация на ракету А-4; организована опытная производственная база первой очереди и минимально-необходимые лаборатории; собраны из немецких узлов и деталей 10 боевых ракет А-4; проверены, частично перебраны и доукомплектованы специальной аппаратурой десять ракет А-4 из числа собранных в Германии; отремонтировано и опробовано наземное и пусковое оборудование; укомплектована и обучена специальная стартовая команда для проведения пусков.

3 июня 1947 года, постановлением Советом Министров СССР местом дислокации полигона ракетной техники был определен участок степи рядом с поселком Капустин Яр в Астраханской области. В августе 1947 года на полигон прибыли военные строители. К середине октября 1947 года в исключительно короткие сроки инженерными войсками на полигоне были закончены минимальные, необходимые для огневых стендовых испытаний и опытных пусков, работы.

14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет А-4 собранных частично в Германии, частично в Подлипках. Начались опытно-испытательные работы ракеты. После успешного проведения стендовых испытаний ракета для летных испытаний была доставлена на техническую позицию.

18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени был произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась на высоту 86 километров и, разрушившись при входе в плотные слои атмосферы, достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта с отклонением около 30 километров от цели.

Этим пуском была начата серия летных испытаний ракеты А-4. В октябре-ноябре 1947 года было запущено одиннадцать ракет А-4, из которых девять достигли цели (хотя и с большим отклонением от заданной траектории) и две потерпели аварию. При расчетной дальности 250 километров ракеты достигали дальности в 260-275 километров при боковом отклонении до пяти километров. К натурным испытаниям первых ракет А-4 привлекались в ограниченном составе немецкие специалисты. Причинами аварий ракет при летных испытаниях были отказы двигателей, системы управления, негерметичность топливных магистралей, неудачные конструктивные решения.

В результате проведения на полигоне опытных пусков ракет был получен большой практический опыт и много ценных экспериментальных данных по ракете А-4 в целом и отдельным ее деталям, узлам и агрегатам, а также по наземному оборудованию, применяемому для заправки, аппаратуре управления и контроля за полетом этой ракеты. Это позволило выполнить задачу производства ракет типа «Фау-2» (А-4) из отечественных материалов на заводах СССР. Уже 10 октября 1948 года был произведен первый пуск ракеты отечественного производства Р-1.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

История создания баллистической ракеты

Баллистическая ракета

«Огненные стрелы» изобрели китайцы

За свою почти тысячелетнюю историю развития ракетная техника прошла гигантский путь от примитивных «огненных стрел» до мощнейших современных ракет-носителей, способных выводить на орбиту многотонные космические аппараты. Изобретена же ракета была в Китае. Первые документальные сведения о ее боевом применении связаны с осадой монголами китайского города Пиен-Кинга в 1232 году. Китайские ракеты, запускавшиеся тогда из крепости и наводившие страх на монгольскую конницу, представляли собой небольшие мешочки, набитые порохом и привязанные к стреле обычного лука.

Вслед за китайцами зажигательные ракеты начали использовать индийцы и арабы, но с распространением огнестрельного оружия ракеты потеряли свое значение и на много веков были вытеснены из широкого военного употребления.

Вновь интерес к ракете как к боевому оружию пробудился в XIX веке. В 1804 году значительные усовершенствования в конструкцию ракеты внес английский офицер Уильям Конгрев, который впервые в Европе сумел наладить массовое производство боевых ракет. Масса его реактивных снарядов достигала 20 кг, а дальность полета — 3 км. При надлежащей сноровке ими можно было поражать цели на расстоянии до 1000 м. В 1807 году англичане широко применили это оружие при бомбардировке Копенгагена. В короткий срок по городу было выпущено более 25 тысяч ракет, в результате чего город был почти полностью сожжен. Но вскоре развитие нарезного огнестрельного оружия сделало применение ракет малоэффективным. Во второй половине XIX века они были сняты с вооружения в большинстве государств. Вновь почти на сто лет ракета получила отставку.

Идеи Циолковского и Годдарда

Впрочем, различные проекты использования реактивной тяги уже в то время появлялись то у одного, то у другого изобретателя. В 1903 году вышла работа «Исследование космических пространств реактивными приборами» русского ученого Константина Циолковского. В ней Циолковский не только предсказал, что ракета станет когда-нибудь тем транспортным средством, которое выведет человека в космос, но и впервые разработал принципиальную схему нового жидкостного реактивного двигателя. Вслед за тем в 1909 году американский ученый Роберт Годдард впервые высказал идею о создании и использовании многоступенчатой ракеты. В 1914 году он взял патент на эту конструкцию.

Преимущество использования нескольких ступеней заключается в том, что после полного израсходования топлива из баков ступени она отбрасывается. Тем самым уменьшается масса, которую необходимо разогнать до еще более высоких скоростей. В 1921 году Годдард провел первые испытания своего жидкостного реактивного двигателя, который работал на жидком кислороде и эфире. В 1926 году он произвел первый публичный запуск ракеты с жидкостным двигателем, которая, правда, поднялась всего на 12, 5 м. В дальнейшем Годдард уделял много внимания устойчивости и управляемости ракет. В 1932 году он впервые запустил ракету с гироскопическими рулями.

В конечном итоге его ракеты, имея стартовый вес до 350 кг, поднимались на высоту до 3 км. В 30-е годы интенсивные работы по совершенствованию ракет велись уже в нескольких странах.

Жидкостный ракетный двигатель

Принцип работы жидкостного реактивного двигателя в общих чертах очень прост. Топливо и окислитель находятся в отдельных баках. Под высоким давлением они подаются в камеру сгорания, где интенсивно перемешиваются, испаряются, вступают в реакцию и воспламеняются. Образующиеся при этом горячие газы с большой силой выбрасываются назад через сопло, что приводит к появлению реактивной тяги.

Однако реальное воплощение этих простых принципов наталкивалось на большие технические трудности, с которыми и столкнулись первые конструкторы. Наиболее острыми из них оказались проблемы обеспечения устойчивого горения топлива в камере сгорания и охлаждения самого двигателя. Очень непростыми были также вопросы о высокоэнергетическом горючем для ракетного двигателя и о способах подачи компонентов топлива в камеру сгорания, поскольку для полного сгорания с выделением максимального количества тепла они должны были хорошо распыляться и равномерно перемешиваться между собой во всем объеме камеры. Кроме того, требовалось разработать надежные системы, регулирующие работу двигателя и управление ракетой. Понадобилось множество экспериментов, ошибок и неудач, прежде чем все эти трудности были благополучно преодолены.

Вообще говоря, жидкостные двигатели могут работать и на однокомпонентном, так называемом унитарном, топливе. В качестве такового могут выступать, например, концентрированная перекись водорода или гидразин. При соединении с катализатором перекись водорода H2O2 с большим выделением тепла разлагается на кислород и воду. Гидразин N2H4 в этих условиях разлагается на водород, азот и аммиак. Но многочисленные испытания показали, что более эффективными являются двигатели, работающие на двух отдельных компонентах, один из которых является горючим, а другой окислителем. Хорошими окислителями оказались жидкий кислород O2, азотная кислота HNO3, различные окислы азота, а также жидкий фтор F2.

В качестве горючего мог применяться керосин, жидкий водород H2, (в соединении с жидким кислородом он является чрезвычайно эффективным горючим), гидразин и его производные. На начальных этапах развития ракетной техники в качестве горючего часто использовался этиловый или метиловый спирт.

Для лучшего распыления и перемешивания топлива (окислителя и горючего) использовались специальные форсунки, расположенные в передней части камеры сгорания (эта часть камеры называется форсуночной головкой). Она, как правило, имела плоскую форму, образованную из множества форсунок. Все эти форсунки выполнялись в виде двойных трубок для одновременной подачи окислителя и горючего. Впрыск топлива происходил под большим давлением. Мелкие капельки окислителя и горючего при высокой температуре интенсивно испарялись и вступали друг с другом в химическую реакцию. Основное горение топлива происходит вблизи форсуночной головки. При этом сильно возрастали температура и давление образующихся газов, которые затем устремлялись в сопло и с большой скоростью вырывались наружу.

Давление в камере сгорания может достигать сотен атмосфер, поэтому горючее и окислитель необходимо подводить под еще более высоким давлением. Для этого в первых ракетах использовался наддув топливных баков сжатым газом или парами самих компонентов топлива (например, парами жидкого кислорода). Позже стали применять специальные высокопроизводительные насосы большой мощности с приводом от газовых турбин. Для раскрутки газовой турбины на начальном этапе работы двигателя подавали горячий газ от газогенератора. Позже стали применять горячий газ, образующийся из компонентов самого топлива. После разгона турбины этот газ попадал в камеру сгорания и использовался для разгона ракеты.

Проблему охлаждения двигателя первоначально пытались решить, применяя особые жаропрочные материалы или специальную охлаждающую жидкость (например, воду). Однако постепенно был найден более выгодный и эффективный метод охлаждения путем использования одного из компонентов самого топлива. Перед вступлением в камеру один из компонентов топлива (например, жидкий кислород) проходил между ее внутренней и наружной стенкой и уносил с собой значительную часть тепла от самой теплонапряженной внутренней стенки. Отработана эта система была далеко не сразу, и поэтому на первых этапах создания ракетих старты часто сопровождались авариями и взрывами.

Для управления в первых ракетах применялись воздушные и газовые рули. Газовые рули располагались у среза сопла и создавали управляющие силы и моменты за счет отклонения вытекающей из двигателя струи газа. По форме они напоминали лопасти весла. Во время полета эти рули быстро обгорали и разрушались. Поэтому в дальнейшем от их использования отказались и стали применять специальные управляющие ракетные двигатели, которые имели возможность поворачиваться относительно осей крепления.

Советские ракеты

В СССР опыты по созданию ракет на жидкостных двигателях начались в 30-е годы. В 1933 году московская группа изучения реактивного движения (ГИРД) разработала и запустила первую советскую ракету ГИРД-09 (конструкторы Сергей Королев и Михаил Тихонравов). Эта ракета при длине 2, 4 м и диаметре 18 см имела стартовую массу 19 кг. Масса топлива, состоящего из жидкого кислорода и сгущенного бензина, равнялась примерно 5 кг.

Двигатель развивал тягу до 32 кг и мог работать 15-18 с. При первом запуске из-за прогара камеры сгорания газовые струи начали вырываться сбоку, что привело к завалу ракеты и ее пологому полету. Максимальная высота полета составляла 400 м.

В последующие годы советские ракетчики провели еще несколько запусков. К сожалению, в 1939 году Реактивный научно-исследовательский институт (в который в 1933 году была преобразована ГИРД) был разгромлен НКВД. Многие конструкторы были отправлены в тюрьмы и лагеря. Королев был арестован еще в июле 1938 года. Вместе с Валентином Глушко, будущим главным конструктором ракетных двигателей, он провел несколько лет в спец КБ в Казани, где Глушко числился главным конструктором двигательных установок для самолетов, а Королев его заместителем. На некоторое время развитие ракетостроения в СССР прекратилось.

«Фау» Вернера фон Брауна

Гораздо более ощутимых результатов добились немецкие исследователи. В 1927 году здесь образовалось общество Межпланетных путешествий, которым руководили Вернер фон Браун и Клаус Ридель. С приходом к власти фашистов эти ученые стали работать над созданием боевых ракет. В 1937 году возник ракетный центр в Пенемюнде. В его строительство за четыре года было вложено 550 миллионов марок. В 1943 году численность основного персонала в Пенемюнде составляла уже 15 тысяч человек. Здесь находились крупнейшая в Европе аэродинамическая труба и завод по производству жидкого кислорода. В центре были разработаны самолет-снаряд «Фау-1», а также первая в истории серийная баллистическая ракета «Фау-2» со стартовой массой 12700 кг (баллистической называется такая ракета, которая управляется только на начальном участке полета; после выключения двигателей она летит как свободно брошенный камень). Работа над ракетой началась еще в 1936 году, когда Брауну и Риделю были приданы в помощь 120 сотрудников и несколько сотен рабочих. Первый экспериментальный запуск «Фау-2» состоялся в 1942 году и оказался неудачным. Из-за отказа системы управления ракета врезалась в землю через 1, 5 минуты после старта. Новый старт в октябре 1942 года оказался успешным. Ракета поднялась на высоту 96 км, достигла дальности 190 км и разорвалась в четырех км от заданной цели.

При создании этой ракеты было сделано множество находок, широко используемых потом в ракетостроении, но было также много недоработок. На «Фау» впервые была применена турбонасосная подача топлива в камеру сгорания (до этого обычно применялось вытеснение его сжатым азотом). Для раскрутки газовой турбины использовали перекись водорода. Проблему охлаждения двигателя пытались сначала решить, используя для стенок
камеры сгорания толстые стальные листы с плохой теплопроводностью. Но первые же старты показали, что из-за этого двигатель быстро перегревается. Чтобы снизить температуру горения, пришлось разбавлять этиловый спирт 25% воды, что в свою очередь сильно снизило КПД
двигателя.

В январе 1944 года начался серийный выпуск «Фау». Эта ракета с дальностью полета до 300 км несла боевой заряд весом до 1 т. С сентября 1944 года немцы стали обстреливать ими территорию Великобритании. Всего было изготовлено 6100 ракет и проведено 4300 боевых пусков. До Англии долетело 1050 ракет и половина из них взорвалась непосредственно в Лондоне. В результате этого погибло около 3 тысяч человек и вдвое больше получило ранения. Максимальная скорость полета «Фау-2» достигала 1, 5 км/с, а высота полета — около 90 км. Ни перехватить, ни сбить эту ракету у англичан не было никакой возможности.

Но из-за несовершенной системы наведения они в целом оказались достаточно неэффективным оружием. Однако с точки зрения развития ракетной техники «Фау» представляли собой гигантский шаг вперед. Главное заключалось в том, что в будущее ракет поверили во всем мире. После войны ракетостроение получило во всех государствах мощную государственную поддержку.

Американцы сняли сливки

США оказались поначалу в более благоприятных условиях многие немецкие ракетчики во главе с самим Брауном после разгрома Германии были доставлены в Америку, точно так же как и несколько готовых «Фау». Этот потенциал послужил исходным пунктом для развития американской ракетной индустрии. В 1949 году, установив «Фау-2» на небольшую исследовательскую ракету «Вак-Корпорэл», американцы осуществили ее запуск на высоту 400 км. На базе той же «Фау» под руководством Брауна была в 1951 году создана американская баллистическая ракета «Викинг», развивавшая скорость около 6400 км/ч. В 1952 году тот же Браун разработал для США баллистическую ракету «Редстоун» с дальностью полета до 900 км (именно эта ракета была использована в 1958 г. в качестве первой ступени при выведении на орбиту первого американского спутника «Эксплорер-1»).

СССР снова догоняет

СССР пришлось догонять американцев. Создание собственных тяжелых баллистических ракет здесь также началось с изучения немецких «Фау-2». Для этого сразу же после победы в Германию была направлена группа конструкторов (в числе которых находились Королев и Глушко). Правда, им не удалось заполучить ни одной готовой целой «Фау», но по косвенным признакам и многочисленным свидетельствам представление о ней было составлено достаточно полное.

В 1946 году в СССР начались собственные интенсивные работы по созданию автоматически управляемых баллистических ракет дальнего действия.

Организованное Королевым НИИ-88 (позже ЦНИИМаш в подмосковных Подлипках, ныне город Королев) сразу получило значительные средства и всестороннюю государственную поддержку. В 1947 году на базе «Фау-2» была создана первая советская баллистическая ракета Р-1. Этот первый успех дался с огромным трудом. При разработке ракеты советские инженеры столкнулись с множеством проблем. Советская промышленность не выпускала тогда необходимых для ракетостроения марок стали, не было нужной резины и нужных пластмасс. Огромные трудности возникли при работе с жидким кислородом, поскольку все имевшиеся тогда смазочные масла мгновенно загустевали при низкой температуре, и рули переставали работать.

Пришлось разрабатывать новые типы масел. Общая культура производства ни в коей мере не соответствовала уровню ракетной техники. Точность изготовления деталей, качество сварки долгое время оставляли желать лучшего. Испытания, проведенные в 1948 году на полигоне Капустин Яр, показали, что Р-1 не только не превосходят «Фау-2», но и уступают им по многим параметрам. Почти ни один старт не проходил гладко. Пуски некоторых ракет откладывались из-за неполадок по много раз. Из 12 предназначенных для испытаний ракет с большим трудом удалось запустить только 9. Испытания, проведенные в 1949 году, дали уже значительно лучшие результаты: из 20 ракет 16 попали в заданный прямоугольник 16 на 8 км. Не было ни одного отказа в запуске двигателя. Но и после этого прошло еще много времени, прежде чем научились конструировать надежные ракеты, которые стартовали, летели и попадали в цель. В 1949 году на базе Р-1 была разработана геофизическая высотная ракета В-1А со стартовой массой около 14 т (при диаметре около 1, 5 м она имела высоту 15 м). В 1949 году эта ракета доставила на высоту 102 км контейнер с научными приборами, который затем благополучно вернулся на землю. В 1950 году Р-1 была принята на вооружение.

С этого момента советские ракетчики уже опирались на собственный опыт и вскоре превзошли не только своих учителей-немцев, но и американских конструкторов. В 1950 году была создана принципиально новая баллистическая ракета Р-2 с одним несущим баком и отделяющейся головной частью. (Топливные баки в «Фау» были подвесные, то есть не несли на себе никакой силовой нагрузки.

Советские конструкторы поначалу переняли эту схему. Но в дальнейшем они перешли к использованию несущих баков, когда наружная оболочка, то есть корпус ракеты, служил в качестве стенок топливных баков, или, что то же самое, топливные баки составляли корпус ракеты.) По своим размерам Р-2 была вдвое больше Р-1, но благодаря применению специально разработанных алюминиевых сплавов превосходила ее по весу всего на 350 кг. В качестве топлива здесь по-прежнему использовались этиловый спирт и жидкий кислород.

Легендарная ракета Р-5

В 1953 году была принята на вооружение ракета Р-5 с дальностью полета 1200 км. Созданная на ее базе геофизическая ракета В-5А (длина — 29 м, стартовая масса около 29 т) могла поднимать грузы на высоту до 500 км. В 1956 году были проведены испытания ракеты Р-5М, которая впервые в мире пронесла через космос головную часть с ядерным зарядом. Ее полет завершился подлинным ядерным взрывом в заданном районе Аральских Каракумов в 1200 км от места старта. Королев и Глушко после этого получили звезды Героев Социалистического труда.

До середины 50-х годов все советские ракеты были одноступенчатыми. В 1957 г. с нового космодрома в Байконуре была успешно запущена боевая межконтинентальная многоступенчатая баллистическая ракета Р-7. Эта ракета длиной около 30 м и весом около 270 т состояла из четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока с собственным двигателем, который служил второй ступенью. В первой ступени использовался двигатель РД-107, во второй ступени — РД-108 на кислородно-керосиновом топливе. При старте все двигатели включались одновременно и развивали тягу около
400 т.

О преимуществах многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми уже говорилось выше. Возможны две схемы расположения ступеней. В первом случае наиболее массивная ракета, расположенная внизу и срабатывавшая в самом начале полета, называется первой ступенью. Обычно на нее устанавливается вторая ракета меньших размеров и массы, которая служит второй ступенью. На ней в свою очередь может размещаться третья ракета и так далее в зависимости оттого, сколько требуется ступеней. Это тип ракеты с последовательным расположением ступеней. Р-7 относилась к другому типу — с продольным разделением ступеней. Отдельные блоки (двигатели и баки с горючим) первой ступени располагались в ней вокруг корпуса второй ступени, и при старте двигатели обеих ступеней начинали работать одновременно. После выработки топлива блоки первой ступени отбрасывались, а двигатели второй ступени продолжали работать дальше.

Несколькими месяцами позже, в том же 1957 году, именно эта ракета вывела на орбиту первый в истории искусственный спутник Земли.

Общая оценка материала: 4.8 Оценка незарегистрированных пользователей:

Р1-А

Железобетонные ригели опор ЛЭП Р1-А — это высокопрочные конструкции, призванные не только придать фундаментам и опорам ВЛ устойчивость, воспринимая нагрузки и передавая их в грунт, но и обеспечить надежность в работе системы электроснабжения. Ригели для энергетического строительства значительно увеличивают эксплуатационный срок металлических и железобетонных опор линий электропередач.

Железобетонные ригели Р1-А для опор ЛЭП представляют собой монолитную конструкцию уплощенной трапециевидной формы, которая хомутами прикрепляется к боковой поверхности фундамента, тем самым увеличивая площадь поверхности, удерживающей фундамент и опору в грунте. Конструкция ригелей позволяет закрепить не только подножники фундаментов, но и квадратные и цилиндрические стойки опор.

Железобетонные ригели опор ЛЭП Р1-А изготавливаются в соответствии с сериями 3.407-115 «Унифицированные фундаментные конструкции ВЛ 35-500 кВ», выпуск 5 «Плиты, ригели и металлические детали для закрепления опор ВЛ 35-500 кВ» и 3.407.9-158 «Унифицированные конструкции для закрепления опор ВЛ и ОРУ подстанций», выпуск 1 «Железобетонные изделия и крепежные детали. Рабочие чертежи».

Ригели опор Р1-А изготавливаются из тяжелого бетона класса В25 по прочности на сжатие. Эксплуатация ригелей происходит в непосредственном контакте с грунтом, конструкции находятся под постоянным воздействием грунтовых вод и агрессивных химических соединений, которые способны значительно ускорить процесс естественного износа бетона. Чтобы противостоять размыву, бетон должен иметь плотную структуру. Плотная структура достигается путем вибропрессования бетонной смеси. При вибропрессовании полусухая бетонная смесь уплотняется за счет применения пресса сверху и вибрирования по бокам. Данный метод позволяет получить бетон исключительной прочности, без пузырьков и рытвин в структуре, обладающий улучшенными показателями по трещиностойкости, износостойкости, морозостойкости, водонепроницаемости и долговечности. Для большей защиты бетона ригелей назначаются высокие классы по водонепроницаемости (не ниже W4), а также добавляются пластификаторы. Высокий класс морозостойкости — не ниже F150 — позволяет воздвигать опоры ЛЭП в северных районах, где температура воздуха доходит вплоть до — 60°С.

Бетон, при его большой сопротивляемости внешним воздействиям и сжимающим нагрузкам, имеет ощутимый недостаток – низкую сопротивляемость растяжению. Для увеличения сопротивления этим динамическим усилиям бетон армируется прутьями, сетками и каркасами из высокопрочной стали, которая не позволяет изделиям растягиваться. Одновременная работа бетона на сжатие и стали на растяжение уравнивают нагрузки, таким образом, придавая железобетонным изделиям небывалую прочность. Железобетонные ригели опор Р1-А армируются каркасами из горячекатаной стали классов А-I и A-III и проволокой из обыкновенной арматурной стали класса Вр-I. Арматурные, монтажные и закладные детали изделий предварительно обрабатываются антикоррозийными присадками для предотвращения образования ржавчины, которая, в конечном счете, может привести к разрушению бетона.

Железобетонные ригели опор ЛЭП Р1-А являются несущими элементами конструкций опор, поэтому к качеству изделий предъявляются достаточно строгие требования. Отпускная прочность бетона должна быть не ниже 75% в летнее время и 100% — в зимнее. Поверхность ригелей опор не должна иметь усадочных и других трещин более 0,1 мм. Разрешается допускать к эксплуатации ригели с раковинами, при этом их должно быть не более одной на длине 2 м по боковой наружной поверхности изделий. Шероховатость боковой поверхности должна быть не более 9% от общей площади боковой наружной поверхности. Обнажение арматуры категорически не допускается. Отклонение размеров не должно превышать ±10 мм по длине и ширине, ±5 – по толщине и смещению отверстий под детали крепления. Отклонение фактической массы ригелей от проектной не должно превышать ± 5%.

Железобетонные ригели Р1-А хранят и транспортируют в рабочем, горизонтальном положении штабелями, высота которых должна быть не более 2,5 м. Под нижний ряд и между рядами укладываются деревянные подкладки и прокладки. Транспортировка изделий осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом после достижения бетоном требуемой отпускной прочности.

В компании ГК «БЛОК» можно заказать ригели Р1-А для опор ЛЭП, а так же проконсультироваться с нашими специалистами, подобрать требуемые конструкции железобетонных изделий. В нашем отделе продаж можно узнать заранее и уточнить цену ригелей для закрепления опор ЛЭП и рассчитать общую стоимость заказа. Купить изделия и проконсультироваться по общим вопросам покупки и доставки Вы можете, позвонив по телефонам компании ГК БЛОК: Санкт-Петербург: (812) 309-22-09, Москва: (495) 646-38-32, Краснодар: (861) 279-36-00. Режим работы компании: Пн.-Сб. с 9-00 до 18-00. Компания ГК БЛОК осуществляет доставку ригелей опор ЛЭП по всей России прямо до объекта заказчика или на строительную площадку, если позволяет инфраструктура.

По вопросам монтажа ригелей опор Р1-А обращаться по телефону (812) 309-22-09