Пенсионная реформа СССР


В Российской Империи.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.
Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.
К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги. Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет. При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада. Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.
В СССР.
Все царские пенсии были отменены. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения. Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.
До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.
В 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.
Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.
Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.
Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.
Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.
В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.
В СССР были привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Время идёт, законы меняются… Сегодня вопрос о повышении возрастной планки для выхода на пенсию стал особенно острой темой для россиян и граждан бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Давайте узнаем, какой был пенсионный возраст в республиках бывшего СССР и как он изменится в ближайшие годы уже в ныне действующих, самостоятельных государствах.

Слово «пенсия» в начале своего применения имело значение, близкое к понятию награды, привилегии или знаку расположения монарха. Гай Юлий Цезарь из своих средств платил состарившимся легионерам, Пётр I положил содержание по старости одним только морским офицерам.

В предреволюционной России тоже были пенсии, их платили чиновникам, жандармам, военным и прочим государевым людям. Из рабочих в эту категорию попадали только те, кто трудился на казённых заводах. Пенсионного возраста, или возрастного ценза как такового не было, а нужна была только выслуга лет:

  • за 35 лет работы на одном месте полагалась полная пенсия,
  • за 25 – половина.

И это только для лиц, имеющих право на пенсию.

Основная масса рабочих, крестьяне, прочие категории, которые такого права не имели, заботились о своей старости самостоятельно.

После революции, уже 1 ноября 1917 года, правительство большевиков в своём сообщении по поводу социального страхования объявило о намерении взять на себя заботу об обеспечении стариков, вдов и сирот. Однако до реального воплощения этого намерения прошло немало долгих лет.

Пенсионный возраст в сталинские времена

Только в 1928 году стали назначать пенсию по старости рабочим некоторых отраслей промышленности, потом это распространилось на всех рабочих, а до служащих очередь дошла в 1937 году.

Везде в мире возрастной ценз был высоким, около 70 лет. На этом фоне возраст выхода на пенсию, введённый в СССР, оказался самым низким: это 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

К этому времени колхозные артели на селе взялись за силу, и государство обязало их создавать фонды внутри своего хозяйства, предназначенные для помощи престарелым колхозникам. Здесь были задействованы понятия и трудового стажа, и пенсионного возраста, но устанавливались эти критерии на местах самостоятельно.

О том, сколько сейчас нужно трудового стажа женщине и мужчине для выхода на пенсию в России, вы можете узнать .

Документ «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» был принят в 1930 году, а в 1932 были установлены такие параметры относительно стажа и пенсии по старости:

  • общий возраст выхода на пенсию был оставлен прежний;
  • в условиях тяжёлого труда мужчины (рабочие и служащие) могли выйти на пенсию в 55 лет, если работали в этих условиях не менее 25 лет; для женщин – 50 лет, при стаже в 20 лет;
  • на подземных работах, на вредных производствах и в горячих цехах – для мужчин выход на пенсию разрешался в 50 лет, при стаже в этих условиях не менее 20 лет, для женщин – 45, при стаже в 15 лет;
  • в то время было сложно и тяжело работать в текстильном производстве, и работницы могли тоже выйти на пенсию раньше, в 50 лет, если они отработали в этой отрасли не мене 20 лет.

Колхозники получали по-прежнему пенсии от колхозов, а специалисты и инвалиды ВОВ могли рассчитывать на государственную пенсию.

Пенсионная системе СССР при Хрущёве

Именно в этот период времени в пенсионной истории страны произошли важные перемены.

1. Завершение формирования пенсионной системы

Это произошло в 1956 году. Государство посредством закона, принятого Верховным Советом СССР, гарантировало своим гражданам материальное обеспечение в старости – пенсию.

В сущности, в законе подтверждались основные параметры, которые функционировали и раньше, но кое-что было добавлено. Так, был расширен список работ, которые давали право на более ранний выход на пенсию.

Сюда включили такие категории:

  1. Женщин, родивших 5 детей или более.
  2. Людей, проработавших в районах Крайнего Севера (при стаже в 15 лет) и приравненных к ним (при стаже в 20 лет);
  3. Некоторые категории инвалидов, в том числе инвалидов ВОВ.

Советская пенсионная система обходилась без Пенсионного фонда. Взносы перечислялись предприятиями непосредственно в бюджет, из них же выплачивались пенсии.

Это было абсолютно логично для социалистического государства: поскольку оно взяло на себя обязанность обеспечить пенсионерам старость, то это делалось напрямую, безо всяких дополнительных затрат, перепоручений и переадресовок исполнения.

При социализме так принято – единые основания для получения пенсии, единые требования к стажу, единый порядок начисления пенсий.

Следует отметить, что в это время была введена минимальная пенсия, по сути дела, социальная, которая устанавливалась при недостаточном трудовом стаже или тем, кто вообще не работал.

Кроме того, за дополнительный стаж сверх обязательного полагались различные надбавки:

  • лишние 10 лет стажа, то есть, отработанные 35 лет для мужчин и 30 для женщин, давали прибавку к пенсии в 10%; такая же прибавка начислялась при непрерывном трудовом стаже в 15 лет и более;
  • если человек отработал лишние 10 лет, из них 25 лет на одном месте, то его пенсия увеличивалась на 20%.

В Советском Союзе не приветствовалась частая перемена работы. Считалось, что такой работник, раз он бегает с места на место, либо корыстен, либо безответственен.

На предприятии поощряли трудовые династии, которые воспринимали родное предприятие как второй дом, относились к нему с уважением, бережно и ответственно.

Также ценился стаж непрерывный, когда работник, меняя место работы, успевал это сделать в течение месяца. Эта тенденция отражена и в льготах для пенсии по стажу.

2. Пенсия колхозника

Прежняя практика, когда за пенсионное обеспечение отвечали колхозные артели, закончилась в 1964 году, именно тогда был принят Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов».

Обеспечивать старость колхозников теперь взялось государство, согласно общепринятым критериям.

Расчёт вёлся по другим формулам, в результате пенсия получалась ниже, чем для городских жителей. При этом специальным постановлением Совмина СССР колхозам дали право дополнительно к государственной пенсии оставить в силе свои выплаты, те, которые они ранее начисляли членам колхоза. Этот вопрос был передан на усмотрение на местах.

Пенсию не отбирали и не уменьшали у рабочих, которые шли работать после выхода на пенсию. Однако специалист не имел на это право, он обязан был выбрать что-то одно — или пенсию, или зарплату. Не распространялось это ограничение только на те области, где в таких специалистах ощущался недостаток. Например, врачей часто не хватало, поэтому в медицине врачи-пенсионеры получали и то, и другое.

Благословенный брежневский застой

Роль советской пенсии как государственного пособия по старости сохранилась и при Брежневе. Страна развивалась, богатела, и можно было позволить себе перейти на пятидневку, поднять пенсии и зарплаты, ввести льготы ветеранам и прочее.

Во все эти годы шло постепенное выравнивание величины пенсии для колхозников, с тем, чтобы приблизить её к пенсионному обеспечению рабочих и служащих.

Какой был размер пенсии в СССР по годам? Узнайте в этой статье.

Пенсионный возраст в осколках Советского Союза

Россия, уцелевшая часть большой страны и её правопреемница, получила в наследство и пенсионную систему СССР. Осколки, бывшие союзные республики, уходя в самостоятельность и неизвестность, унесли с собой ту же систему.

Но что делать с социалистической системой в условиях резко наступившего капитализма?

Разумеется, преобразовывать, создавать заново, поскольку государство сняло с себя обязанность обеспечивать пенсионеров.

22 декабря 1990 года бы учреждён Пенсионный фонд России (ПФР), автономная внебюджетная система, которая и занялась вопросами обеспечения достойной старости населения.

Сама система пенсионного обеспечения РФ претерпела многие изменения, которые в основном были направлены на то, чтобы удешевить содержание собственных нетрудоспособных граждан.

Особенно актуальным в этом плане оказался пенсионный возраст, тем более, что в странах Европы он был существенно выше.

Поэтому руководители всех стран СНГ, за редкими исключениями, принялись укорачивать возраст дожития, иногда до парадоксальных ситуаций. Например, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Туркменистане – 61-63 лет, она была зафиксирована в 2015 году. При этом на пенсию они могут выйти только в 62 года.

Вот таблица, в которой показан нынешний возраст выхода на пенсию, а также возраст дожития, то есть, количество лет, который человек проживает, закончив свою трудовую деятельность.

Страна Мужчины / Возраст дожития Женщины / Возраст дожития Текущие изменения
Грузия 65 / 5 60 / 18
Армения 63 / 4 63 / 12
Эстония 63 / 8 63 / 18 С 2017 начнётся повышение до 63 лет к 2026
Латвия 62 / 6 62 / 16 С 2014 идёт повышение до 63 лет к 2020
Литва 62,5 / 5 60 / 19 С 2012 идёт повышение до 65 лет к 2026
Азербайджан 63 / 7 59 / 15
Казахстан 63 58 / 14 С 2018 начнётся повышение для женщин до 63 лет к 2027
Кыргызстан 63 58
Таджикистан 63 58 / 11
Молдова 62 / 4 57
Туркменистан 62 / -2 57 / 10
Украина 60 / 6 55,5 / 19 С 2011 идёт повышение для женщин до 60 лет к 2021
Беларусь 60 / 5,6 55 / 20,9 С 2017 начнётся повышение до 63 лет мужчинам и 58 женщинам
Россия 60 / 4,7 55 / 21,3
Узбекистан 60 55 / 17

Только Россия и Узбекистан пока держатся прежних значений пенсионного возраста. Украина и Беларусь, казалось бы, тоже были тверды, но в 2011 году на Украине запустили процесс увеличения пенсионного возраста для женщин, а теперь и Беларусь решила идти по стопам Украины.

Однако и в РФ с 2017 года увеличивается пенсионный возраст для отдельных категорий работников, а именно – чиновников, муниципальных и государственных служащих. Он возрастёт до 65 лет для мужчин и до 63 — для женщин, произойдёт это постепенно. Между прочим, чиновники никогда не стремились рано выйти на пенсию, так что такое продление, надо думать, их не расстроило.

Но важен сам факт, прецедент, и, может быть, это первая ласточка для России.

Как повышали пенсионный возраст в странах бывшего СССР. И сколько получают пенсионеры

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption На митинге против повышения пенсионного возраста в Севастополе

Россия, задумав повысить возраст выхода на пенсию, следует в фарватере своих соседей по европейской части бывшего СССР. Сами пенсии в этих странах — очень разные, но и в самой «богатой» стране, в Эстонии, пенсионеры живут довольно бедно.

Пенсионные системы всех европейских стран бывшего СССР столкнулись с очень похожими проблемами: старение и сокращение населения и, как следствие, нехватка денег на систему солидарного пенсионного обеспечения, при котором работающие отчисляют деньги на пособие старикам.

Поэтому все эти страны проводили или проводят пенсионные реформы, многие ввели пенсию из трех составляющих (солидарной, обязательной накопительной и добровольной накопительной), и все уже повысили или повышают пенсионный возраст.

  • Все в укрытие: Медведев и его заместители проигнорируют обсуждение пенсионной реформы
  • Пенсионная реформа обрушила рейтинг Владимира Путина. В чем ошибся Кремль?
  • Москва содержит каждого десятого пенсионера в России, сказал Собянин. Это так?

Теперь и в России власти предлагают поднять пенсионный возраст — с 60-ти до 65 лет для мужчин и с 55-ти до 63 для женщин.

Казахстан

Возраст выхода на пенсию по старости для мужчин уже составляет 63 года, а для женщин повышается с этого года с 58 лет на полгода в год и должен в итоге уравняться с пенсионным возрастом для мужчин.

То есть сейчас у женщин пенсионный возраст — 58,5 года, в следующем году он будет 59 лет, а в 2027 составит 63 года, и на этом повышение закончится.

Если график не отображается, перейдите по .

Беларусь

Закон о повышении пенсионного возраста был принят в 2016 году, само повышение началось в 2017 году, а в итоге пенсионный возраст к 2023 году должен вырасти с 60-ти до 63 для мужчин и с 55-ти до 58 для женщин.

  • Лукашенко подписал указ о повышении пенсионного возраста
  • В Азербайджане приняли решение о повышении пенсионного возраста
  • Как в России отрицали планы повысить пенсионный возраст. Хроника

Украина

Повышение пенсионного возраста у женщин до 60 лет, то есть уравнивание с мужчинами, началось еще в 2011 году, и сейчас женщины выходят на пенсию в 58,5 года.

В 2017 году минимальный трудовой стаж для получения пенсии был увеличен до 25 лет, а в следующем году планируется ввести обязательную страховую составляющую пенсии — в этой части Украина сильно отстала от других стран бывшего СССР.

Латвия

Латвия уже повышала и выравнивала пенсионный возраст — до 2014 года он составлял 62 года для мужчин и женщин, а с 2014 началось повышение до 65 лет, которое должно закончиться в 2025 году.

Литва

И Литва уже повышала пенсионный возраст, и снова его повышает.

До 2012 года женщины в Литве выходили на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 62,5 года, затем началось очень медленное повышение до 65 лет для тех и других, которое должно закончиться к 2026 году.

Эстония

В Эстонии до прошлого года пенсионный возраст составлял 63 года для мужчин и женщин, а теперь началось повышение с шагом в три месяца по годам рождения до 65 лет. Закончиться повышение должно в 2026 году.

Доктор медицинских наук объяснил, почему в СССР установили пенсионный возраст 55-60 лет.

Почему не стоило это менять?

Пенсионный возраст в России изменился, причем серьезно. Сразу же людям прибавили по 5 лет. Это разумно или нет? Как принималось решение, во-первых, о пенсионном возврате 55-60 лет, и как принималось решение поднять этот возраст. Сопоставление этих фактов представляет огромный интерес, потому что если вначале пенсионный возраст устанавливался разумно, то есть с научным подходом, а новый метод вообще не опирался на науку — чистая и циничная экономия средств.

Смысл прежней пенсионной системы

Академик И.А.Гундаров
Доктор медицинских наук И. А. Гундаров заявил, что пенсионный возраст в СССР устанавливали, опираясь на научные данные, то есть прежде, чем устанавливать жестко определенные рамки, проводились серьезные исследования, в том числе медицинские.

Врачи выявили определенно, что с 55 лет начинаются серьезные функциональные изменения в организме у человека в среднем. То есть мы не говорим, что это происходит прямо у 100% людей, но в среднем так и есть, и государство должно это учитывать.

В СССР поэтому и решили, что женщинам стоит уходить на пенсию в 55, а мужчинам в 60 лет, так как, конечно, физиологические возможности разные у мужчин и женщин, о чем свидетельствовали советские исследования. Причем важно отметить, что эту пенсионную систему в СССР вводили очень интересно: люди стали в среднем жить больше, а им снизили пенсионный возраст! До 55-60 лет пенсионный возраст в СССР был именно 65 лет.

А что в современности?

Академик Гундаров свидетельствует, что в наши дни власть повышает пенсионный возраст просто неразумно. Отсутствует научный подход, серьезные исследования, которые бы говорили о том, что установленный пенсионный возраст (60-65 лет) — оптимальный.

Если он оптимальный, то почему тогда при наступлении пенсионного возраста только треть остается на работе, а остальные ее покидают? Этот момент игнорируется власть. И мотивация в принятии решения лишь одна — экономия на людях.

Просто бухгалтера в правительстве посчитали, что разумно сэкономить значительные государственные деньги, а иные последствия их вообще не интересуют. Вряд ли в полной мере социальное государство может себе позволить такой сомнительный подход по отношению к народу. Тем более что никаких позитивных «бонусов» люди не получили от этой самой пенсионной реформы, что самое печальное. Особый удар придется по мужчинам, так как почти в половине регионов они в среднем не доживают до нового пенсионного возраста.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».
В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.
Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

<Для тех, кто хочет узнать больше>

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой» вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.
Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.