Патрульный ледокол проекта 23550

Проект 23550 Арктика

Многоцелевой патрульный корабль ледового класса

проект 22550 «Арктика» разработан ЦМКБ «Алмаз» (г.Санкт-Петербург). Контракт на строительство двух кораблей проекта подкписан 25 апреля 2016 г. Строительство головного корабля начато осенью 2016 г. АО «Адмиралтейские верфи».

Корабль способен преодолевать лед толщиной до 1.5 м. Корабль предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; участия в спасательных операциях; перевозки специальных грузов; кроме того, для самостоятельного нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям. Новое многофункциональное судно способно эффективно выполнять задачи в арктической зоне как самостоятельно, так и в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, а также осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях.

Официальная закладка корабля «Иван Папанин» (заводской №02460) состоялась 19.04.2017 г. Головной корабль планируется спустить на воду в 2019 г. и передать Флоту в 2020 г.

Патрульный корабль проекта 23550 «Арктика» (http://admship.ru/)

Проект 23550 в ВМФ России

Для использования на Северном флоте в составе ВМФ России планируется строительство двух кораблей проекта. По планам 2017 г. передача кораблей Флоту должна завершится в 2022 г.

Конструкция корабля

Корабль имеет специфическую форму и усиленную конструкцию корпуса характерную для ледоколов.

Двигательная установка

Главная энергетическая установка мощностью до 15000 кВт.
— 2 х полноповоротные винторулевые колонки типа Azipod Vi1600L мощностью по 6000 кВт;
— 4 х подруливающих устройств тоннельного типа Schottel STT2 или аналог, мощностью по 500 кВт.

ТТХ корабля

Экипаж — 60 чел (+ 50 чел дополнительного экипажа) Длина — 114 м Ширина — 20 м Осадка — 6 м Водоизмещение полное — около 8500 т Скорость полного хода — ок 16 уз Дальность плавания патрульной скоростью — до 6000 миль Автономность — 60 сут

Патрульный корабль проекта 23550 «Арктика» (http://admship.ru/)

Вооружение

Ракетный комплекс — 2 х 4 контейнертные подъемные пусковые установки комплекса «Калибр-НК» с ракетами в ТПК ЗРК самообороны — 1 турельная зенитная ракетная установка «Гибка», боекомплект — 8 ПЗРК 9К38 «Игла» (вероятно) Артиллерийское: ◊ 1 x 76.2-мм установка АК-176МА Комплекс постановки помех — 1 комплекс типа ПК-10 Вертолет — Ка-27ПС Другие средства — 2 х скоростных боевых катера «Раптор», беспилотные летательные аппараты, поисково-спасательные суда на воздушной подушке.

Закладная доска многоцелевого корабля проекта 23550 «Иван Папанин» (http://admship.ru/)

Оборудование

◊ РЛС обнаружения воздушных и надводных целей типа «Позитив» ◊ Навигационная РЛС ◊ Корабельный комплекс РЭБ ◊ Гидроакустический комплекс ◊ Ангар и взлётно-посадочная площадка со средствами обеспечения взлёта, посадки и обслуживания вертолёта ◊ Размещенные в бортовых нишах катера и другие средства.

«Боевой ледокол» проекта 23550, его преимущества

Весьма интересный проект патрульного корабля ледового класса, разработанный в рамках программы перспективных разработок для ВМФ РФ.

Официально имеет обозначение: «Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса», как видно из названия, такие корабли ни у нас, как и ни у кого другого, еще не строились.

Его особенностью является внушительное водоизмещение, подходящее скорее эскадренному миноносцу, чем патрульному кораблю. Но такое водоизмещение, обусловлено его ледокольными качествами, он способен раскалывать лед толщиной до 1.5 метра.

Назначение и характеристики.

Универсальный корабль проекта 23550 совмещает в себе функции патрульного корабля, буксира и ледокола. Может использоваться для проведения поисково спасательный операций, эскорта гражданских судов.

Основное назначение контроль северных морских границ, служба в качестве ледокола для сопровождения кораблей и судов обеспечения ВМФ.

Характеристики:

Водоизмещение: 8500 т.

Габариты: длинна -114 м, ширина — 20 м, осадка — 6 м.

Скорость хода: 16 узлов.

Дальность: 6000 миль, Автономность 60 суток.

Экипаж: 60 (основной)+50 (дополнительный) человек.

Вооружение: ПКР «Калибр» (модульное), 100 мм арт. установка А-190 (Возможен вариант установки 76 мм АК-176).

Есть ангар с вертолетом КА-27 (постоянное базирование).

Есть скоростные бронированные катера типа «Раптор» и судно на воздушной подушке » Манул «.

Преимущества проекта 23550.

— На картинке выше, видна часть корпуса, позволяющая оценить толщину борта двухслойного корпуса.

— Корабль проекта 23550 является кораблем двойного назначения, хоть он и называется патрульным кораблем, но имеет ангар для установки модульного вооружения и вполне может быть модернизирован до уровня боевого корабля.

— Так же, особенного внимания заслуживает достаточно крупная посадочная палуба с ангаром для постоянного базирования.

— Состав радиолокационного вооружения не называется, но вполне возможна установка РЛС уровня «Фрегат» или «Корвет», что благодаря высокой высоте антенного поста, даст кораблю хорошие возможности по обнаружению низколетящих и надводных целей.

— Стоимость данного корабля не называется, но судя по его экономичному оснащению, она не может быть большой. Корабль строится в соответствии критерию стоимость/эффективность.

— Корабль имеет большое водоизмещение, в него заложены высокие модернизационные возможности.

Мои комментарии:

1) Об РЛС заметности.

Обводы корабля выполнены с учетом снижения радиолокационной заметности, по крайней мере на уровне современных боевых кораблей.

Наибольшие вопросы вызывают формы рубки и антенной мачты, на как мы видим прямых углов там нет (по крайней мере в проектных эскизах).

Теоретически иллюминаторы могут портить радиолокационную сигнатуру, но это решается нанесением металлизированного напыления на стекла.

Ангары для лодок, должны закрываться жалюзийными заслонками.

2) О слабом вооружении.

По идее данный корабль в опасных миссиях будет действовать в составе флота и прикрываться коллективной ПВО флота. Хотя несколько зенитных автоматов могли бы и поставить. По ударному вооружению, также.

Более того, данный патрульный корабль, при модернизации вполне можно довести до уровня фрегата. Тем более мы не знаем, какое радиолокационное вооружение в него заложено по проекту, вполне могут установить ФАР «Фрегат М» или радар со списанного крейсера.

Заключение.

Перед написанием стати, думал что придется описывать этот корабль в негативном свете, но проанализировав его характеристики, пришел к выводу, что все с ним нормально, придраться не к чему… Он достаточно сбалансирован и вполне может применяться в военных целях.

Корабль нужный, если мы хотим контролировать свои северные территории. Более того, это первый корабль с водоизмещением эсминца, построенный в современной России.

Основная интрига, заключается в том, какие на него будут ставить двигатели? Ведь он разрабатывался до санкций, хоть и был заложен в 2017 году. Надеюсь у нас есть подходящие для него двигатели….

Иван Папанин судно усиленного ледового класса, способное доставлять грузы в Арктике и Антарктике в любое время года. Названо в честь Ивана Дмитриевича Папанина (26 ноября 1894 — 30 января 1986 гг) — советского исследователя Арктики, доктора географических наук, контр-адмирала, дважды Герой Советского Союза.

В конце 1980х годов Министерство Морского флота СССР, для Мурманского Морского пароходства, на Херсонском ССЗ заказало строительство 4 судов проекта 10621. Строительство попало на время перестройки в СССР и в итоге только одно судно успели сдать заказчику. Им оказался Иван Папанин. Строительный номер 6001, IMO 8837928. Судно было заложено в конце 1988 года и сдано заказчику 29 декабря 1990 года. Работать предстояло в Арктике, снабжая оборудованием и грузами Норильский Металлургический комбинат, а так же полярные станции. Трём другим повезло меньше. Второе судно успело поработать год под Российским флагом, но вскоре было продано военным в ЮАР, сейчас уже порезано на металлолом. Третье судно достраивали для Китайского заказчика. А четвёртое судно всё ещё не достроено и стоит где-то в Европе…

Характеристики:
Длина: 166,4 метра
Ширина: 22,9 метров
Высота борта: 13,5 метров
Осадка: 9,0 метров
Валовая вместимость: 14184 тонн
Водоизмещение: 21000 тонн
В движение судно приводит двигатель марки 8ДКРН 60/195-10 мощностью 13200 кВт
Позволяя разогнать скорость до 16,7 узлов
Дальность плавания: 10000 морских миль
Судно имеет 4 трюма вместимостью 17000 м³
Способно брать на борт до 325 20-ти футовых контейнеров
Экипаж: 43 человека

Для более равномерной осадки судна, надстройка установлена в носовой части судна, в то время как машинное отделение осталось в корме.

В корме судна имеется вертолётная площадка с ангаром, и аппарель для выгрузки судна автомобильным транспортом.

Для самостоятельной разгрузки на судне установлено 4 крана, грузоподъёмность каждого 25 тонн, в паре могут поднять груз до 50 тонн.

После распада союза уменьшилось кол-во грузов по Северному завозу. Владельцы Норильского металлургического комбината стало приобретать свои суда для доставки грузов. Работы для судна становилось всё меньше. А довольно небольшая грузоподъёмность для таких размеров была не рентабельна для перевозки обычных грузов. Тогда им заинтересовались иностранные компании, занимающиеся снабжением полярных станций в Антарктике. И судно ушло работать с Северного полюса Земли на Южный полюс. В связи с увеличением грузооборота в порт Сабетта, для Ивана Папанина снова появилась работа на севере, и в свободные месяцы от работы в южных морях, судно бороздит просторы Северного Ледовитого океана…

25.09.18г

Мурманское морское пароходство списало сухогруз «Иван Папанин». Теплоход, построенный в 1990 году, был продан, что называется «на иголки». Об этом «Би-порту» сообщил информированный источник.

Несмотря на то, что судно продавалось на утилизацию по причине слишком дорогой эксплуатации, его судьба в настоящий момент неизвестна. По состоянию на 12 сентября, «Иван Папанин» на рейде в Читтагонге (Бангладеш), куда он прибыл из южноафриканского Кейптауна. В ЮАР судно прибыло в апреле 2018 года. После этого в ММП сообщили, что пополнив запасы он отправится на выполнение нового рейсового задания. На этом информация о теплоходе обрывается.

В феврале 2018 года «Иван Папанин» при невыясненных обстоятельств получил несколько пробоин. Устранять последствия аварии прибыли специалисты «Северной водолазной компании» из Архангельска.

Мурманское морское пароходство сегодня переживает не лучшие времена. Помимо многомиллионных исков от поставщиков различных услуг и долгов по зарплате, обернувшихся уголовным делом, несколько теплоходов компании не могут покинуть иностранные порта. Там суда задержаны за долги перед портовыми властями.

Текущее состояние: Утилизирован в Читтагонге (Бангладеш)

Последние десятилетия Арктика стремительно превращается в арену довольно жесткого противостояния между крупнейшими мировыми державами. И этому есть несколько причин. Первая из них – это общая неопределенность государственных границ в этом регионе. Ну а вторая, и, конечно же, главная – это фантастические богатства Арктики, которые лежат под вечными льдами и только ждут своего часа. Кроме того, изменения глобального климата, скорее всего, уже в ближайшие десятилетия полностью освободят ото льда Северный морской путь, что откроет кратчайший торговый маршрут между Азией и Старым Светом.

Сегодня интерес к высоким северным широтам проявляют не только страны, имеющие выход к арктическим морям, но и государства, расположенные очень далеко от этого региона – такие как Китай и Индия.

«Арктический» вопрос занимает весомое место в российской внутренней и внешней политике, Москва активно готовится защищать свои интересы в этом регионе. В том числе и военными методами. За полярным кругом строятся новые военные базы, восстанавливается аэродромная сеть, на вооружение принимаются новые виды боевой техники, «заточенной» под сложные условия Крайнего Севера. Однако этого мало. Чтобы быть эффективным в Арктике, необходимо иметь в этом регионе мощную корабельную группировку, причем корабли должны соответствовать специфическим условиям предполагаемого театра военных действий…

19 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась закладка головного корабля проекта 23550 – уникального судна, спроектированного для работы в северных арктических морях. Разработкой этого проекта занимались специалисты «Крыловского государственного научного центра», а постройка серии, пока состоящей из двух судов, будет вестись на мощностях АО «Адмиралтейские верфи». Головной корабль проекта получил имя в честь выдающегося советского полярника и исследователя Арктики – «Иван Папанин». Его планируют передать российскому флоту после 2020 года. Готовность корабля на осень 2017 года составляет 15%.

Второй корабль серии «Николай Зубов» будет заложен в 2020 году, срок его сдачи – ориентировочно 2022 год. Возможно, что позже ледоколы проекта 23550 будут закупаться российской Пограничной службой. Пока в этом вопросе нет ясности.

Универсальные патрульные корабли проекта 23550 – уникальные суда, совмещающие в себе качества патрульного корабля, буксира и ледокола. Они способны осуществлять конвоирование, буксировку, нести патрульную службу. Мощный комплекс вооружения поможет кораблям этого проекта надежно защитить выбранную акваторию. Также они могут принимать участие в спасательных и поисковых операциях, тушить пожары на береговых и плавучих объектах. Подобная универсальность позволит «Ивану Папанину» и его будущим «систершипам» наиболее эффективно выполнять задачи в Арктической зоне.

Причем не только в ней – для кораблей этой серии будут открыты любые зоны мореплавания, от высоких северных широт до тропиков. Что-то подобное проекту 23550 существует у норвежцев, но характеристики их патрульного ледокола «Свальбард» существенно ниже.

История создания проекта 23550

Патрульный корабль ледового класса проекта 23550 впервые был представлен широкой публике в 2015 году, во время салона МВМС-2015. Его посетители имели возможность познакомиться с макетом нового корабля. Тогда же впервые были озвучены некоторые из характеристик будущей серии. В частности, были опубликованы данные о комплексе вооружения российского патрульного ледокола. Еще можно добавить, что уникальное судно вызвало огромный интерес у посетителей мероприятия.

Нельзя сказать, что создание боевых ледоколов – это абсолютно новое дело для отечественных кораблестроителей. В 1941 году гражданские корабли этого класса были включены в состав ВМФ и вооружены. Так, например, ледокол «Сталин» получил 10 орудий и пулеметы. Всю войну он занимался проводкой кораблей по Северному морскому пути. Послевоенные ледоколы также можно назвать кораблями двойного назначения. Причем возможность военного использования часто закладывалась еще во время проектирования. Так, например, на атомоходы типа «Арктика» – это самый массовый проект советских ледоколов – могли быть установлены артиллерийские установки. А наличие вертолета превращало их в отличный патрульный корабль. В последние годы для ВМФ РФ было заложено несколько ледоколов, но это мирные суда, не имеющие на борту оружия…

26 апреля 2016 года между российским военным ведомством и ОА «Адмиралтейские верфи» был заключен контракт на постройку двух кораблей проекта 23550. Первоначально планировалось сдать оба корабля до 2020 года. Однако вскоре стало очевидно, что в эти сроки производитель не вложится, поэтому передача второго ледокола серии перенесена на 2022 год.

На что способны российские боевые ледоколы

Потребность ВМФ России в новых кораблях ледокольного класса в последние годы была очевидна. Так, например, во время недавних учений Северного флота для доставки личного состава и техники на Новосибирский архипелаг пришлось привлекать ледокольные суда «Росатомфлота». Именно по итогам этих учений министр обороны Шойгу заявил о планах создать в Арктике специальное подразделение патрульных кораблей ледокольного класса. Нетрудно догадаться, какие именно корабли он имел в виду.

В подобном направлении движется не только Россия. Планы по развитию ледокольного флота недавно были озвучены в Канаде.

По мнению отечественных экспертов, создание мощной группировки патрульных ледоколов позволит России создать надежный оборонительный рубеж в арктической зоне. Суда проекта 23550 как нельзя лучше подходят для этой цели.

Как уже было отмечено выше, главной «изюминкой» этих кораблей является их высочайший уровень универсальности, позволяющий выполнять множество задач:

  • Проводить охрану и мониторинг российской арктической акватории, предотвращения нарушения конвенционных требований в суверенной экономической зоне страны;
  • Конвоировать и буксировать в порт суда-нарушители;
  • Участвовать в поисковых и спасательных операциях в арктической зоне;
  • Сопровождать и поддерживать корабли обеспечения;
  • Помогать судам, севшим на мель;
  • Самостоятельно перевозить грузы в контейнерах на верхней палубе;
  • Участвовать в ликвидации пожаров на береговых и плавучих объектах.

Описание конструкции кораблей проекта 23550

Полное водоизмещение кораблей проекта составляет 8,5 тыс. тонн, длина в наибольшей части – 114 метров, а ширина – 18 метров. Максимальная осадка составляет 6,5 метра. «Иван Папанин» будет способен преодолевать морские льды толщиной до 1,5 метра, а с непрерывным ходом – до одного метра. Максимальная скорость кораблей проекта 18 узлов. Экипаж патрульного ледокола будет составлять 49 моряков, при этом на борт дополнительно может быть принято еще 47 человек.

Главная энергетическая установка кораблей этой серии будет иметь мощность в 15 тыс. кВт. В качестве движителей планируют использовать винторулевые колонки Azipod Vi1600L или аналогичного типа, каждая из них будет развивать мощность в 6 тыс. кВт. Также корабли проекта 23550 будут оснащены подруливающими устройствами туннельного типа Schottel STT2 (500 кВт) или их аналогами.

Дальность плавания «Ивана Папанина» планируется на уровне 6 тыс. морских миль, а его автономность – 60 суток.

На борту будет размещен комплекс специального оборудования, в составе буксирной лебедки тягой 80 т и двух электрогидравлических крановых установок, грузоподъемностью по 28 т каждая.

Комплекс вооружения ледоколов проекта 23550

На борту «Ивана Папанина» будут размещены два скоростных боевых катера типа «Раптор», предназначенных для преследования нарушителей, а также абордажных действий. Кроме того, корабли проекта планируют оснастить вертолетом Ка-27, который разместят в закрытом ангаре, и судном на воздушной подушке проекта «Манул». Вертолет Ка-27 считается многоцелевым, но в то же время, его основное предназначение – это противолодочная оборона.

Комплекс вооружения боевого ледокола весьма впечатляющ: 100-мм универсальное артиллерийское орудие А-190 и ракетный комплекс Club-K, который является модификацией крылатой ракеты «Калибр». Она способна поражать надводные и наземные цели на дальности до 300 км. На кораблях проекта будут размещены два стартовых модуля, каждый из которых будет содержать по четыре ракеты.

Сравнение боевых возможностей кораблей проекта 23550 с зарубежными аналогами

На сегодняшний день в мире существует только один аналог проекта 23550 – это норвежский патрульный ледокол Svalbard («Свальбард»). Работы над ним начались еще в 90-е годы, на вооружение этот корабль был принят в 2002 году. В настоящее время «Свальбарды» – одни из самых крупных кораблей военно-морских сил Норвегии.

Если сравнивать размеры, то российские ледоколы имеют большую длину и значительно превосходят Svalbard по водоизмещению – 8,5 тыс. против 6,5 тыс. тонн. Благодаря этому, а также особенностям конструкции корпуса российские ледоколы проекта 23550 способны взламывать полутораметровый лед, для «норвежца» же пределом является лед метровой толщины.

Большие размеры корпуса также обеспечивают превосходство российского ледокола по мореходности. Российский корабль, кроме основного экипажа, может принимать на борт еще почти 50 человек, что очень важно при проведении спасательной операции или доставке личного состава на военную базу. Правда, норвежский патрульный ледокол имеет значительно большую дальность плавания – 18,5 тыс. миль, против 6 тыс. миль у российского корабля.

Также надо отметить, что российские корабли будут гораздо мощнее вооружены, чем их скандинавские аналоги. «Свальбард» имеет всего лишь одну 57 или 70-мм пушку «Бофорс», ледоколы проекта 23550 будут иметь в своем арсенале даже тактическое ракетное оружие.

Ледокольный флот России (часть 1)

Предлагаю Вашему вниманию серию фотообзоров, посвящённых ледокольному флоту России. В трёх частях я постараюсь рассказать о всём многообразии судов ледового класса, эксплуатирующихся сейчас в России, в т.ч. о построенных ещё до распада Советского Союза. Первая часть посвящена судам с атомной силовой установкой.

1. Атомный ледокол «Ленин» Построен в 1959 г. на Адмиралтейском заводе по проекту 92М.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 19400 т.

Главные размерения: длина — 134 м, ширина — 27.6 м, осадка — 10.5 м.

Максимальная скорость хода: 18 узлов

Мощность: 32МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 6 месяцев

Экипаж: 243 человека

Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.

В 1989 году выведен из эксплуатации, с 2009 года — музей в Мурманске.

2. Атомный ледокол «Арктика» Построен в 1975 году на Балтийском заводе по проекту 1052.

Обратите внимание на фундаменты под артиллерийские установки!

Технические характеристики:

Водоизмещение: 23460 т.

Главные размерения: длина — 147.9 м, ширина — 29.9 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 20 узлов

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 150 человек

Первое в мире надводное судно, достигшее Северного полюса.

В 1982 — 1986 годах назывался «Леонид Брежнев». В 2008 году выведен из эксплуатации.

3. Атомный ледокол «Сибирь» Построен в 1977 году на Балтийском заводе по проекту 1052.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 21120 т.

Остальные характеристики совпадают с данными ледокола «Арктика».

В 1993 году выведен из эксплуатации и подготовлен к утилизации.

4. Атомный ледокол «Россия» Построен в 1985 году на Балтийском заводе по проекту 10521.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 22920 т.

Главные размерения: длина — 150 м, ширина — 30 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 20 узлов

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 150 человек

В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна «Академик Фёдоров». Находится в эксплуатации.

5. Атомный ледокол «Советский Союз» Построен в 1990 году на Балтийском заводе.

Обратите внимание на РЛС управления огнём артиллерии МР-123 (серого цвета перед рубкой). Аналогичные РЛС установлены на ледоколах «Россия» и «Ямал»

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Россия».

С 2007 года находится в отстое в ожидании ремонта.

6. Атомный ледокол «Ямал» Построен в 1993 году на Балтийском заводе по проекту 10521.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Россия».

Находится в эксплуатации.

7. Атомный ледокол «50 лет Победы»

Построен в 2007 году на Балтийском заводе по модернизированному проекту 10521.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 25168 т.

Главные размерения: длина — 159.6 м, ширина — 30 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 21 узел

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.8 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 138 человек

На сегодняшний день — самый большой и мощный ледокол в мире!

Заложен 4 октября 1989 года под названием «Урал», спущен на воду 29 декабря 1993 года. Из-за отсутствия финансирования строительство ледокола было приостановлено. В 1995 году получил имя «50 лет Победы», в 2003 году строительство было продолжено. От других ледоколов серии отличается наличием экологического отсека, для чего пришлось увеличить длину корпуса, а также другой формой носовой оконечности. Находится в эксплуатации.

8. Атомный ледокол «Таймыр» Построен в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по проекту 10580. ЯЭУ установлена на Балтийском заводе, в эксплуатации с 1989 года.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 20000 т.

Главные размерения: длина — 151.8 м, ширина — 29.2 м, осадка — 8.1 м.

Максимальная скорость хода: 18.5 узлов

Мощность: 35 МВт

Ледопроходимость: 1.7 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 110 человек

Ледокол с малой осадкой для проводки судов в устья сибирских рек. Находится в эксплуатации.

9. Атомный ледокол «Вайгач» Построен в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по проекту 10580. ЯЭУ установлена на Балтийском заводе, в эксплуатации с 1990 года.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Таймыр».

Ледокол с малой осадкой для проводки судов в устья сибирских рек. Находится в эксплуатации.

Любопытный факт — выполнив контракт СССР на строительство двух ледоколов и не получив новых контрактов, финская верфь обанкротилась!

10. Атомный лихтеровоз «Севморпуть»

Построен в 1988 году на ССЗ «Залив» (Керчь) по проекту 10081.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 61880 т.

Главные размерения: длина — 260.1 м, ширина — 32.2 м, осадка — 11.8 м.

Максимальная скорость хода: 20.8 узлов

Мощность: 32.5 МВт

Ледопроходимость: 1.0 м.

Автономность: 2.5 месяца

Экипаж: ? человек

Вместимость: 74 лихтера грузоподъёмностью по 300 тонн или 1328 20-футовых контейнера

С 2007 года находится в отстое в связи с отсутствием подходящих грузов.

11. Атомный двухосадочный ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я)

Планируется строительство на Балтийском заводе. Контракт подписан 23 августа 2012 года.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 25540/33540 т.

Главные размерения: длина — 160 м, ширина — 30 м, осадка — 8.5/10.5 м.

Максимальная скорость хода: 22 узла

Мощность: 60 МВт

Ледопроходимость: 2.8 м.

Автономность: 6 месяцев

Экипаж: 75 человека

Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ «Айсберг»

Фотодополнение.

«Россия»:

«Ямал»:

«50 лет Победы»:

«Русские витязи» в небе Дудинки, 21 мая 2005 года. (кликабельно)

На рейде стоят ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», справа вдали лихтеровоз «Севморпуть»:

Мурманск. База «Росатомфлота», 18 июня 2011 года. (кликабельно)

Слева направо — «Севморпуть», «Арктика», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Россия»:

Этот пост стал 300-ым моим постом на сайте «Сделано у нас», т.ч. у меня юбилей!

Продолжение: часть 5 часть 6