Патрульный корабль Дмитрий рогачев

Содержание

Патрульные корабли проекта 22160

18.10.2019 «Василий Быков», головной корабль проекта 22160, выходит в свой первый дальний поход

Защита морских границ всегда выполнялась кораблями сравнительно небольшого размера. Возможности их были обычно невелики, но для борьбы с обычными нарушителями хватало и этого. Сегодня ситуация несколько изменилась – теперь охранные функции могут оказаться востребованными не только возле родных берегов, но и на большом удалении от них. Разработанные в ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» в конце «нулевых» годов патрульные корабли проекта 22160 рассчитаны на решение именно таких задач. Два из них уже приступили к службе, а еще четыре появятся в составе флота в ближайшие годы.

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

В распоряжении российского флота имелись и небольшие по своим размерам корабли, однако они либо не обладали достаточной мореходностью, либо их автономность не позволяла им осуществлять длительное патрулирование на значительном удалении от базы.

Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.

Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

«Василий Быков», головной корабль проекта 22160

Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.

Спустя три с половиной года почти готовый корабль спустили на воду и отправили по рекам в Керчь, где на заводе была выполнена оставшаяся часть работ по его постройке. Испытания проводились вплоть до декабря 2020 года, после чего над «Василием Быковым» был поднят Андреевский флаг.

«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Хорошо виден открытый лацпорт

Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.

Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Головной «Василий Быков» , который построили самым первым, комплектовался на судостроительном заводе немецкими моторами MAN, поставка которых затем была отменена из-за наложенных на Россию санкций.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

Технические характеристики

Водоизмещение 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное
Длина корабля 91,3 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Скорость полного хода 22,5 узлов
Скорость патрульного хода 16 узлов
Дальность плавания До 6700 миль на скорости в 16 узлов
Автономность 60 суток
Численность экипажа До 80 человек

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

Вооружение

Оба корабля проекта 22160, вошедшие в состав российских ВМС, имеют одинаковый комплект вооружения, в состав которого входят следующие элементы:

  1. Артиллерийская установка АК-176, размещенная в носовой части судна. Калибр орудия 76 мм, дальность действия по наземным/надводным целям – до 15 700 метров. Эта пушка может поражать также воздушные цели на высоте до 7 километров. Боекомплект составляет 152 снаряда;
  2. Две тумбовые установки с пулеметами Владимирова калибра 14,5 мм. Предназначены для стрельбы по малоразмерным надводным целям, но могут применяться против самолетов и вертолетов противника;
  3. Два «противодиверсионных» гранатомета ДП-64. Предназначены для уничтожения боевых пловцов противника;
  4. Восемь переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С» для противовоздушной обороны в ближней зоне.

Десантно-штурмовая лодка, размещенная на борту, вооружается тремя пулеметами – двумя обычными и одним крупнокалиберным.

Модернизированная артиллерийская установка АК-176МА. Форма башни соответствует требованиям технологии радиолокационной малозаметности

«Штатный» вертолет – Ка-27ПС (поисково-спасательный). Вооружения на борту он не имеет. Возможно, в будущем на этих кораблях сумеют принимать ударный вертолет Ка-52К, но пока это лишь планы.

Когда начиналось строительство «Василия Быкова», предполагалось, что этот корабль будет оборудован гидроакустическим комплексом, который позволит обнаруживать подводные лодки на удалении до 140 километров, обеспечивая территориальную оборону. В реальности, однако, на борту появилась только станция «Ариадна», предназначенная для обнаружения боевых пловцов под водой. Таким образом, для поиска субмарин имеющиеся корабли проекта 22160 использовать нельзя.

В то же время на борту можно разместить один из следующих видов модульного вооружения:

  1. Крылатые ракеты «Калибр». Допускается использование всех её вариантов. Боекомплект составляет 8 ракет в двух пусковых установках;
  2. Противокорабельные ракеты типа Х-35 «Уран»;
  3. Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1». Этот ЗРК способен уничтожать воздушные цели на высотах до 15 000 метров и на удалении до 50 километров. На кораблях проекта 22160 допускается размещение двух модулей «Штиль-1» по 12 ракет в каждом. Вертикальный старт обеспечивает всеракурсную противовоздушную оборону.

Следует отметить, что ни один из перечисленных вариантов дополнительного вооружения еще не был использован на имеющихся в распоряжении ВМФ кораблях проекта 22160.

Модуль зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1»

Последние новости о проекте

Предполагается, что к 2022-му году все шесть кораблей проекта 22160 будут введены в строй. Наиболее важной новостью, которую ждут создатели этих кораблей, может стать сообщение о завершении испытаний гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2». Этот комплекс был разработан в расчете на «контейнерное» исполнение, а это значит, что на патрульных кораблях проекта 22160 допускается его размещение.

«Минотавр» позволит закрыть последний «пробел» — ни «Василий Быков», ни «Дмитрий Рогачев» сегодня не способны обнаруживать подводные лодки, что в значительной мере снижает их ценность в глазах командования ВМФ. Пока же оба корабля проходят период освоения их экипажами. «Василий Быков» уже довольно активно используется для сопровождения других судов, а «Дмитрий Рогачев» был продемонстрирован 8 сентября на морском параде в Новороссийске.

Достоинства и недостатки

Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:

  1. Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
  2. Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
  3. Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
  4. Наличие на борту вертолета;
  5. Радиолокационная малозаметность.

Транспортировка корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев» по Дону. Сейчас этот корабль уже введен в строй

Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:

  1. Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
  2. Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
  3. Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
  4. Низкая скорость.

Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.

«Василий Быков» на стоянке в Севастополе

Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.

Патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков»


«Дмитрий Рогачёв» в Севастополе.

Проект

Страна

Изготовители

Операторы

Годы постройки

2014 — н.в.

Годы в строю

2018 — н.в.

Запланировано

6, с возможным увеличением до 12 единиц

Строится

В строю

Основные характеристики

Водоизмещение

1500 т (стандартное)
1700 т (полное)

Длина

91,0 м (по КВЛ)
94,0 м (наибольшая)

Ширина

14,0 м

Осадка

3,4 м
4,0 м (габаритная)

Бронирование

противопульное

Двигатели

ГЭУ двухвального типа :
2 дизеля 16Д49 по 6000 л.с.
ЭЭУ: 4 Дизель-генератора
1 аварийно-стояночный ДГ

Мощность

12 000 л. с. (8826 КВт) (ГЭУ)
4 × 300 КВт
1 × 100 КВт

Движитель

2 винта фиксированного шага

Скорость хода

25 узлов (полная)
16 узлов (патрульная)

Дальность плавания

6000 миль (на 16 узлах)

Автономность плавания

60 суток

Экипаж

28 человек (до 80 человек с дополнительным экипажем)

Вооружение

Навигационное вооружение

НРЛС «Пал-Н»

Радиолокационное вооружение

РЛСО «Позитив-МК»

Радиоэлектронное вооружение

ГАС «Ариадна»
комплекс РЭП ТК-25
комплекс РЭП ПК-10

Тактическое ударное вооружение

2 х 4 РК»Калибр» или 2 х 4 ПКР «Уран» Х-35У в контейнерном исполнении

Артиллерия

1 × 76,2 мм АУ АК-176МА
2 х МТПУ 14,5 мм

Ракетное вооружение

1 x ПУ ЗРК 3М-47 «Гибка», 8 × ПЗРК »Игла-С», «Верба»

Авиационная группа

1 вертолёт массой до 12 тонн (Ка-27, Ка-29, Ка-52К)
и 2 — 4 БПЛА в палубном ангаре

Медиафайлы на Викискладе

Патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков» — серия российских патрульных кораблей (корветов) ближней и дальней морской зоны разработанные в Северном ПКБ и строящиеся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького для пополнения корабельного состава Военно-Морского Флота России.
По характеристикам и задачам патрульные корабли проекта 22160 близки к многофункциональным офшорным патрульным кораблям (OPV, MSOPV), которые популярны в последнее время во многих флотах мира.

Предназначены для несения патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:15 882 6 017 887

Субтитры

Патрульные корабли проекта 22160 Постройка и служба

6 ед. Заказано

Зеленодольский ССЗ
ССЗ «Залив» Место строительства

Общие данные

1300 — 1800 / т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

94 / 14 / 3,4 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

2 маршевых дизеля
2 форсажных ГТД
34000 л.с. Энергетическая установка

30 узл. Скорость хода

6000 миль Дальность плавания

Экипаж

80 чел. Общая численность

Вооружение

Артиллерия

  • 1 × 1 — 76,2-мм авт. орудие
    в артустановке АК-176МА.

Тактическое вооружение

  • УВП РК «Калибр-НК»;
  • ПКР 3М54 и/или 3М55.

Средства ПВО

  • ПУ ЗРК 3М-47 «Гибка»;
  • 2 × ПУ ЗРК «Штиль-1».

Авиационное вооружение:

  • 1 вертолёт (вариативно) — Ка-27, Ка-29, Ка-31.

Построенные корабли Патрульные корабли проекта 22160 — патрульные корабли ВМФ России, предназначены для патрулирования дальней морской зоны. Проект кораблей разработан на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Строительство производится на Зеленодольском ССЗ и Керченском ССЗ «Залив». Предполагаемая дата вступления всех кораблей в строй — 2020 год.

Общие сведения

Корабли проекта 22160 предназначены для охраны территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, для оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, обеспечения охраны для кораблей при морских переходах, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения нападения различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350

История создания

Предшественники

Тенденция сочетания в небольших надводных кораблях ВМФ России некоторых возможностей эсминцев и крейсеров появилась в России в виде эскизных проектов ещё в середине 1990-х годов. В 1997 году был заложен сторожевой корабль проекта 12441 — «Гром», в конструкции которого применялись новые универсальные вертикальные пусковые установки модульного типа, предназначенные для зенитных управляемых ракет 9М96 и 9М100, унифицированных с зенитно-ракетными комплексами «Триумф», «Редут» и «Витязь».

Размещение данных установок позволяло использовать сторожевой корабль как фрегат противовоздушной обороны среднего и дальнего рубежей. Однако сложная политическая обстановка и недостаток финансирования не позволили реализовать проект. Строительство было приостановлено в начале 21 века, не достигнув половины готовности. Концепция фрегатов ПВОПротивовоздушная оборона в России осталась на прежнем уровне самообороны, базируясь на основе комплексов малой дальности «Кинжал» и «Кортик».

Фрегат «Гром», головной сторожевой корабль типа «Новик», простоял на стапеле ССЗ «Янтарь» более 10 лет. Затем корпус корабля загрунтовали и спустили на воду. Планировалось достраивать корабль уже под названием «Бородино», по изменённому проекту 12441У, в качестве учебного корабля для обучения личного состава ВМФ России на оборудовании нового поколения. Таким образом эти сторожевые корабли стали первыми разрабатываемыми кораблями, в вооружении которых планировалось применить новый зенитно-ракетный комплекс противовоздушной и противоракетной обороны «Редут».

Корвет «Стерегущий» проекта 20380

В условиях, когда у стран НАТО строились фрегаты ПВО типа F100, имеющие на вооружении зенитные ракеты RIM-67D (SM-2ER Block III), с дальностью действия 180 км и ракеты-перехватчики Aster-30 с дальностью действия 100 км, в ВМФ России наметилось существенное отставание сторожевиков в возможностях противодействия авиации вероятного противника. Фрегаты проекта 11540 «Неустрашимый» и проекта 1155 «Удалой» могли прикрывать дружественные надводные корабли на дальности не более 8-12 км. Требовались срочные кардинальные решения по строительству новых кораблей, но реализация идей задержалась ещё на несколько лет.

В 2003 году командованию ВМФ России представлен эскиз фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Этот корабль стал первым российским фрегатом ПВО, оснащённый зенитными ракетами 9М96Е2, комплекса ПВО «Редут». Также эти корабли могли осуществлять перехват ракет. При всей успешности проекта, финансирование на строительство кораблей получено лишь в 2006 году, и закладка головного корабля состоялась в феврале того же года, а спуск на воду — 29 октября 2010 года.

Пока корабль проходил ходовые и огневые полигонные испытания в Балтийском и Белом морях, установки ЗРК 3К96 «Редут» проходили отработку в морских условиях и в корабельном базировании. Урезанный вариант ЗРК «Редут» ещё до испытаний на сторожевике «Адмирал Горшков», устанавливался на базе корветов проекта 20380 — «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный», «Стойкий» и т.д. Корветы не оснащались четырёхсторонней МРЛС «Полимент», а в роли радара обнаружения и целеуказания выступал дециметровый РЛО с ФАР «Фуркэ-2». При этом ЗРК «Редут» показывал неплохую эффективность, благодаря инфракрасной и радиолокационной системе наведения ракет ЗУР 9М100 и 9М96, а также системе БИУС «Сигма», обеспечивающей скорострельность в 1 ракету в секунду. Все корветы проекта 20380 обладают малым водоизмещением и радиолокационной заметностью, оснащаются двумя типами противоракет, как для обеспечения ПВО, так и для самообороны.

Проект 22160 вобрал в себя лучшие наработки предыдущих проектов, в том числе и проекта 20380, с улучшенными конструктивными особенностями, более дальнобойным комплексом противокорабельного и стратегического вооружения, с высокими показателями автономности и дальности плавания.

Предпосылки к созданию

Эскизный чертёж патрульного корабля проекта 22160

Флот Российской Федерации давно нуждался в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне, охраняя морские границы государства. Концепция большого океанского флота изжила себя с завершением «Холодной войны». Вместо этого появилась необходимость оснастить флот многоцелевыми военными кораблями, способными действовать как во внутренних акваториях, так и на внешних рубежах.

Наличие сторожевиков ещё советской постройки не могло перекрыть существующий дефицит подобных кораблей. Советские сторожевики имели устаревшее техническое оснащение и не могли в полной мере выполнять возложенную на них роль.

Проектирование

Флоту Российской Федерации требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и в случае необходимости нанести сокрушающий удар по противнику. Выходом из создавшейся ситуации могли стать военные корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным эти суда относились к ударному типу кораблей. Несмотря на небольшое водоизмещение корабли этого типа имели высокую огневую мощь. Соответственно стоимость этих кораблей была высокой. Требовалось создать корабль невысокой стоимости, отвечающий всем требованиям современного флота.

Презентация модели корабля проекта 22160 на выставке МВМС-2011

Исходя из оценок состояния флота и изменившуюся военно-политическую обстановку в мире, Высшее военно-морское командование заказало разработку проекта малого корабля для патрулирования прибрежной морской зоны. Первоочередной задачей корабля являлась охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны. Помимо этого тактическими задачами нового корабля являлись:

– борьба с контрабандой в территориальных водах;
– борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200 мильной экономической зоне;
– проведение спасательных операций на море;
– охранение и сопровождение судов во время морского перехода;
– охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

В ПКБ «Северный» был разработан проект 22160, который предполагал строительство нового патрульного корабля.

Изначально планировалось использовать новый корвет для нужд Пограничной службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство поменяло концепцию. Новые корабли имеют сравнительно небольшое водоизмещение 1300 тонн. Максимальная скорость хода корвета по заданным параметрам не должна быть ниже 30 узлов.

Экипаж патрульного корабля составлял команду из 80 человек. В плане штатного вооружения конструкторам пришлось выбирать между двумя направлениями. Сначала в техническом задании озвучивалось условие создания на корабле вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, используя имеющийся опыт успешного применения на кораблях малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», принято решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Постройка и испытания

Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» на Зеленодольском ССЗ

Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.

Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.

Название Место строительства Заложен Спущен на воду Год сдачи в
эксплуатацию
Место службы Статус
«Василий Быков» Зеленодольский ССЗ 26 февраля 2014 года 28 августа 2017 года 2018 Черноморский флот Спущен на воду
«Дмитрий Рогачёв» Зеленодольский ССЗ 25 июля 2014 года 2018 Черноморский флот Строится
«Павел Державин» ССЗ «Залив» 18 февраля 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Сергей Котов» ССЗ «Залив» 8 мая 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Виктор Великий» Зеленодольский ССЗ 25 ноября 2016 года 2019 Черноморский флот Строится
«Николай Сипягин» Зеленодольский ССЗ 13 января 2018 года 2019 Черноморский флот Строится

Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на Зеленодольском СЗ

Описание конструкции

Корпус

Основной отличительной особенностью кораблей проекта 22160 является модульная сборка. Такая методика постройки боевых кораблей впервые в России проходит обкатку на строительстве новых сторожевиков. Основная часть узлов и агрегатов, включая элементы вооружения, на кораблях однотипны, поэтому их монтаж и установка производится непосредственно на месте строительства. Универсальность конструкции кораблей заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может изменяться в процессе эксплуатации.

Корпус судна и форма надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что снижает радиолокационную заметность корабля. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, а компактная надстройка — угловатые формы. Надстройка на кораблях проекта 22160 в 2 раза меньше чем на кораблях типа «Стерегущий». Верхняя палуба и палубные пространства защищены с помощью композитных материалов с низкой отражающей поверхностью. Носовая артиллерийская установка имеет угловатую форму башни с минимальной площадью отражающей поверхности.

Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи как в открытом море, так и в морских заливах и на речных фарватерах.

Корпус корабля имеет отсек в кормовой части в котором возможно размещение двух 40-футовых контейнеров. В контейнерах могут содержаться модули и оборудование, необходимые для выполнения поставленной в данный момент задачи. Также в кормовой части размещён ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытии двери ангара, он наполняется водой и лодка имеет возможность выйти из корабля и зайти обратно своим ходом.

Позади надстройки расположен вертолётный ангар, позволяющий хранить базирующийся на корабле вертолёт в защищённом от воздействия погоды месте.

Бронирование

Бронирование на кораблях проекта 22160 отсутствует. Палуба и палубное пространство защищены композитными материалами.

Энергетическая установка и ходовые качества

На головном корабле серии, корвете «Василий Быков» установлены дизельные двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности смогут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

В качестве двигательной установки для кораблей проекта 22160 предусмотрены двигатели типа CODAG (комбинированный дизель и газ) с общей выходной мощностью 25 000 кВт. Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт.

Патрульные и максимальные скорости судна составляют соответственно 16 узлов и 30 узлов. Корабль имеет дальность хода 6000 миль на скорости патрулирования и может поддерживать автономный режим 60 дней.

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа на кораблях проекта 22160 достигает 80 человек, включая командира и офицеров.

Вооружение

Главный калибр

Корабли проекта 22160 вооружены новым орудием калибра 76,2 мм, размещённым в универсальной артиллерийской установке АК-176МА. Орудие разработано на предприятии ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал». Испытания модуля успешно закончились 2 марта 2017 года и завод получил разрешение на серийный выпуск артустановок. По оценкам российских экспертов, АК-176МА сопоставима, а по некоторым параметрам даже превосходит иностранные аналоги.

Установки АК-176МА, по сравнению с предыдущими модификациями, имеют в два раза улучшенную точность наведения приводов, лучшую кучность стрельбы, скорость наведения. Также снижена до 9 тонн масса артустановки.

Новая артустановка будет использоваться для вооружения патрульных кораблей проектов 22160 и 23550, ракетных кораблей проекта 22800 и проекта 12418.

До 2020 года запланирован выпуск 22 артустановок АК-176МА, первый экземпляр уже отправлен на Зеленодольский ССЗ для головного корабля проекта 22160 «Василий Быков».

Орудийная установка AK-176MA в цеху завода «Арсенал»

Характеристики 76,2-мм артустановки АК-176МА:

  • Длина ствола: 59 калибров
  • Масса снаряда: 5,9 кг
  • Начальная скорость снаряда: 980 м/с
  • Скорострельность: 120 выстрелов в минуту
  • Углы вертикальной наводки: -15°/+85°
  • Максимальная скорость горизонтального наведения: 35°/с
  • Эффективная дальность стрельбы:
  • * по надводным целям — 12 км
  • * по воздушным целям — 7 км
  • Расчёт: 2 чел.
  • Боекомплект: 152 выстр.

Тактическое ударное вооружение

Противокорабельная ракета «Калибр» 3М-54Е

Существуют планы о вооружении всех или нескольких кораблей серии ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»). Ракетный комплекс может оснащаться ракетами различного применения, как для поражения сухопутных, так и морских целей.

Точные данные о характеристиках ракет, поступающих на вооружение Вооружённых Сил РФ, отсутствуют.

Экспортный вариант ракеты может поражать морские цели на расстоянии около 500 км, сухопутные цели на расстоянии от 2000 до 2600 км. Ракеты могут оснащаться тактическим ядерным зарядом.

Скорость ракеты достигает скорости 2,9 Маха, высота полёта от 20 до 150 метров, в разных модификациях. Наведение на цель происходит с помощью GPS или Глонасс, либо с помощью инерциальной навигации.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

ЗРК «Штиль-1» Зенитно-ракетная турельная установка 3М-47 «Гибка» (макет) Гранатометный комплекс ДП-65

Опционально ПВО кораблей может быть представлена 12-канальным зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1» с 24 ракетами 9М317Э. Комплекс не имеет собственной РЛС, информацию о цели он получает от трёхкоординатной РЛС корабля. Система управления огнём включает в себя радиопередатчики подсветки целей, вычислительный комплекс, оптико-электронные визиры, систему управления и отображения информации. Система управления огнём смонтирована в надстройках корабля и позволяет вести огонь в любых азимутальных направлениях.

«Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ, являющуюся модификацией ракеты 9М317 ЗРК «Бук».

Тактико-технические характеристики ЗРК «Штиль-1»
время реакции из походного состояния 5 — 10 с
Количество одновременно обстреливаемых целей 2 — 12
скорострельность каждые 2 с
боезапас 12 / 24 / 36 ракеты
Зона поражения
по дальности 2,5 — 50 км
по высоте 5 — 15 000 м
по азимуту 360°
по углу места 0 — 90°

Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка», который представляет собой турельную установку с автоматизированной системой управления, оснащённую опто-электронной системой обнаружения и сопровождения, а также комплектами аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» (с ракетами типа «Игла»). Комплекс разработан в 2004—2005 годах Морским научно-исследовательским институтом радиоэлектроники «Альтаир».

Антидиверсионное вооружение

Корабли проекта 22160 оснащаются двумя гранатомётными установками ДП-65. Гранатомёт предназначен для защиты корабля от нападения боевых подводных пловцов и диверсантов.

Для обнаружения цели гранатомётный комплекс оборудован опускной гидроакустической станцией 747, которая работает в любом направлении вокруг станции, радиус действия до 400 м.

Если комплекс оснащён гидроакустической станцией «АНАПА-МЭ», гранатомёт обеспечивает автоматическое обнаружение цели, наведение станцией комплекса на цель и её сопровождение до уничтожения.

Граната РГ-55М, созданная для гранатомётного комплекса, предназначена для надёжного поражения подводных диверсантов на глубинах до 40 м в радиусе 16 м.

Авиационное вооружение

На палубе кораблей проекта 22160 может базироваться один вертолёт массой до 12 тонн. Под эти параметры подпадают вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-31.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Корабль оборудован рядом радиолокационных систем, а также системами маскировки и контрмер.

Для защиты от электрооптического оружия и радаров используется система РК-10. Электронная система ТК-25 используется для создания помех на сонарах, радарах и системах лазерного целеуказания.

Навигационная радиолокационная станция «Пал-Н» на крыше надстройки используется для сканирования, обнаружения, идентификации и отслеживания воздушных или наземных целей. Там же расположена система радиолокационного обнаружения «Позитив-МЭ1», производящая обнаружение и отслеживание воздушных и наземных целей.

На кораблях проекта 22160 установлена система сонара «Паллада» предназначенная для отслеживания дайверов-диверсантов. Для обнаружения подводных лодок и торпед используется низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». На кораблях установлена система сонара МГК-335ЭМ-03 и три гидроакустические станции для мониторинга подводной и надводной части на расстоянии от 3 до 140 км.

См. также

Корветы проекта 20380
Фрегаты проекта 22350
Боевые корабли после 1945 года

Литература и источники информации

ru.wikipedia.org
bastion-opk.ru
bmpd.livejournal.com
topwar.ru

Галерея изображений

  • Макет проекта 22160 на выставке МВМС-2013

  • Выведенный из эллинга головной корабль проекта 22160 «Василий Быков». 23 июня 2017 года

  • Постер проекта 22160

  • Дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000 для главной силовой установки первого серийного патрульного корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев»