Отмена кровной мести

Иван Билибин. Суд во время Русской Правды

В годы царствования дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны в Российской империи указами государыни фактически был установлен мораторий на осуществление смертной казни. Более того, специальная комиссия, начавшая в 1754 году работу по составлению нового Уложения (сборника законов Российской Империи) и подавшая через год государыне его проект, получила от Елизаветы Петровны отказ, т.к. сохранила в перечне наказаний смертную казнь. И это был не первый в истории русского государства случай отказа от высшей меры наказания. Рассказываем об истории смертной казни в России.

«Русская Правда»

История древних славян оставила представление о кровной мести, как о широко использовавшемся способе наказания за смерть соплеменника. Но с возникновением у наших предков государства этот обычай стал постепенно вытесняться имущественным штрафом – «вирой». В первом правовом кодексе славян, дошедшем до нас – «Русской Правде» — смертная казнь не упоминалась. Хотя в «Краткой Русской Правде» — варианте, предназначенном Ярославом Мудрым для новгородцев – кровная месть еще присутствовала, но в ограниченном виде.

Ярослав Мудрый. Реконструкция Михаила Герасимова

Окончательно месть была упразднена сыновьями Ярослава. И вплоть до XIV века в источниках не встречается упоминания о лишении жизни, как способе наказания. Это при том, что в европейских государствах за различные правонарушения казнили вовсю. Достаточно посмотреть договоры Великого Новгорода и Смоленска с ганзейским союзом, в которых были прописаны и наказания за преступления, совершенные на той или иной территории.

От двинской грамоты до Соборного Уложения Алексея Михайловича

Только в 1398 году в Уставной грамоте, данной сыном Дмитрия Донского великим князем Василием Дмитриевичем жителям присоединенной Двинской земли, указывается, что смертная казнь применяется за воровство, совершенное в третий раз. И это единственное преступление, наказываемое лишением жизни.

Впрочем, дальше использование высшей меры наказания шло по нарастающей. В XVIвеке, особенно при Иване Грозном, казнили уже сплошь и рядом. Причем казни стали публичными и часто сопровождались пытками. А представление о широте применения меры дает Соборное Уложение «тишайшего» царя Алексея Михайловича 1649 года.

Царь Алексей Михайлович

Казнь применялась по 60 составам преступления и могла осуществляться 9 способами: отсечение головы, повешение, утопление, четвертование, залитие горла расплавленным металлом, закапывание в землю заживо, посажение на кол, колесование и сожжение заживо.

Просвещенные XVIII и XIX века

Великий реформатор Петр вошел в историю российской правовой системы как образец правового произвола. Основным посылом его деятельности было стремление заставить подданных безусловно повиноваться царской воле. Отсюда зачастую вытекало применение самого сурового уголовного наказания за проступки даже дисциплинарного характера.

Воинский Артикул Петра I предполагал применение смертной казни в 123 случаях, однако реально смертная казнь применялась только за мятеж, убийство и измену. Остальных правонарушителей подвергали телесным наказаниям, ссылке на каторгу (как на определённый срок, так и навечно) и клеймлению.

При наследниках Петра волна смертных приговоров пошла на спад и завершилась при его дочери введением фактического моратория. Но отсутствие казней по общеуголовным преступлениям не означало их отмены за особо тяжкие преступления против государства.

Казнь Емельяна Пугачева

Екатерина Великая казнила Емельяна Пугачева и его ближайших соратников (причем сам Пугачев и Перфильев были четвертованы). В царствование Александра I было казнено 84 человека. Император Николай I взошел на престол, повесив пятерых руководителей восстания декабристов.

В середине XIX века высшая мера наказания (она была ограничена расстрелом или повешением) предусматривалась лишь за государственные или военные преступления, а также особо тяжкие случаи убийства, изнасилования, разбоя и грабежа. Часто по уголовным составам преступления высшая мера заменялась вечной каторгой или каторжными работами на срок до 20 лет. Казнь не применялась к лицам моложе 21 года и старше 70 лет.

Мера социальной защиты

При самодержавии в России в год казнили от 10 до 50 человек. Но, по мере нарастания революционных событий, это число увеличивалось. В 1905-1907 годах во многих губерниях Империи действовали военно-полевые суды.

После свержения самодержавия смертная казнь отменялась и вводилась несколько раз. Временное правительство ввело ее на фронте за воинские преступления, измену, убийство и разбой. Советская Власть отменила 28 октября 1917 года и вновь ввела в конце лета 1918 года в отношении лиц, причастных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам.

Впервые смертная казнь в этот период была применена 21 июня 1918 года революционным трибуналом ВЦИК к бывшему начальнику морских сил Балтийского флота контр-адмиралу Алексею Щастному. С 1919 года «высшая мера социальной защиты» была введена и по уголовным преступлениям.

Феликс Дзержинский среди ответственных сотрудников ВЧК

Разгул смертных приговоров в СССР пришелся на годы «Большого террора», когда по официальной статистике их было вынесено более 680 тысяч. С 1935 года высшая мера наказания могла применяться к несовершеннолетним. Норма о возможности назначения смертной казни для лиц в возрасте от 12 до 18 лет действовала в СССР с 1935 по 1947 и с 1950 по 1959 годы.

По Уголовному Кодексу РСФСР 1960 года (действовал до 1991 года) высшая мера наказания могла применяться по 33 статьям. Из них больше половины относились к так называемым воинским преступлениям (преступления, совершаемые военнослужащими). Всего за период 1962—1989 гг. судебными органами СССР было вынесено 24 422 смертных приговора, из них помиловано оказалось 2355 человек.

А что сейчас?

В современной России смертная казнь продолжает существовать как санкция по некоторым тяжким уголовным статьям. Но в 1996 году Российская Федерация вошла в Совет Европы и в 1997 году подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Несмотря на то, что документ так и не был ратифицирован, Россия соблюдает мораторий на применение смертной казни. Это значит, что суды могут в качестве исключительной меры выносить смертные приговоры, но исполняться они не будут, и осужденным высшая мера фактически будет заменена пожизненным лишением свободы.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 года N 1344-О-Р

Конституционный Суд РФ в ноябре 2009 года в своем определении признал невозможность вынесения российскими судами смертных приговоров. Но формально смертная казнь в России не отменена и в обществе продолжается дискуссия о необходимости такого шага.

Сергей Анисимов

Общество

Нет ничего удивительного в том, что в Советском Союзе много и часто казнили. Интересно то, что на протяжении всего времени существования режима, начиная с Ленина и вплоть до последних лет СССР, власти не раз формально отменяли смертную казнь. Правда, запрет никогда долго не выдерживал. Интересно, почему они вообще это делали.

Но сначала обратимся к истории.

После Февральской революции 1917 года смертную казнь отменили, но Временное правительство снова вернуло ее за военные преступления, измену родине, убийство и грабеж. Главную роль в возвращении к смертной казни сыграл царский генерал, который стал членом Временного правительства — Лавр Корнилов. Он хотел восстановить казнь в армии и действовал очень жестко. Большевики его так ненавидели, что вытащили его из могилы (он умер от разрыва случайной гранаты во время воинской операции) и сожгли его тело на свалке.

После установления советской власти 28 октября 1917 года 2-й Всероссийский съезд советов отменил смертную казнь. Но затем был принят декрет «О красном терроре» от пятого сентября 1918 года, и смертная казнь вернулась опять. Ей подвергались те, кто был связан с белогвардейским движением, заговорами и мятежами. Смертный приговор приводили в исполнение через расстрел, и имена всех казненных, как и основания для приговора, публиковались в открытых источниках. Впоследствии эти нормы легли в основу уголовного права РСФСР от 1919 года.

Впервые революционный трибунал Всероссийского центрального исполнительного комитета приговорил к смертной казни 21 июня 1918 года бывшего адмирала Алексея Щастного, командовавшего Балтийским флотом.

В то время к смертной казни прибегали и как к внесудебному наказанию. Тогда и в последующие годы смертные приговоры бывало выносились на основании сфабрикованных обвинений. Случаи, из-за которых приговаривали к смерти, просто выдумывались. Хорошо известен подобный эпизод с Владимиром Таганцевым (в результате сфабрикованного процесса над мнимой монархистской ячейкой казнили 61 человека, из них 16 женщин), а также с поэтом Николаем Гумилевым и другими.

Когда «наказнились» вдоволь, 17 января 1920 года декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР смертную казнь опять отменили. Однако уже четвертого мая 1920 года революционные военные трибуналы снова получили право казнить.

Почему «высшая мера»

Понятие «высшей меры» в СССР было эвфемизмом для смертной казни. Большинство граждан, вероятно (и это понятно), считало ее высшей мерой наказания. Но на самом деле сначала у этого понятия в конституции было немного другое значение.

В первой конституции и уголовном кодексе РСФСР от 1922 года смертная казнь называлась высшей мерой. Недавно созданное советское государство, которое, по-видимому, хотело внешне дистанцироваться от жестокостей Гражданской войны, исключило смертную казнь из системы наказаний и отнесло ее к исключительным мерам. Кроме того, существовать она должна была временно, так как в коммунистическом государстве уже не могло быть преступлений, за которые так карали бы. Враги будут повержены, а у нового советского человека, освобожденного революцией, уже не будет причин для серьезных преступлений.

Ясно, что советская власть была настроена слишком оптимистично, и советские законодатели походили на страусов, которые прячут голову в песок. Тем не менее формулировка «высшая мера социальной защиты» означала не наказание для преступника, а защиту общества от него.

Власти очень скоро поняли, что смертную казнь полностью отменять нельзя. Без нее диктатуры плохо справляются с управлением. В 1926 году началось масштабное изменение законодательных норм с целью унификации законов союзных республик. В новой редакции смертную казнь включили в систему наказаний в качестве высшей меры.

Правда, статей, на которые она могла распространяться, по сравнению с предыдущей редакцией было в два раза меньше. Но впоследствии количество статей, за которые полагалась смертная казнь, несколько раз увеличивали разными законодательными актами. С 1935 года к смертной казни можно было приговаривать несовершеннолетних, и как минимум раз, в 1940 году, этой нормой воспользовались. Казнен был Владимир Винничевский, которого расстреляли за похищение и убийство малолетних детей. Вероятно, он был одним из тех людей, кого в СССР казнили за подлинное преступление.

При Хрущеве опять

Следующий виток борьбы со смертной казнью пришелся на период хрущевской оттепели. Но и тогда все продлилось недолго. Постановлением президиума Верховного совета «Об ужесточении уголовной ответственности за изнасилование» от 15 февраля 1962 года смертную казнь восстановили за изнасилование. Далее последовало постановление «Об ужесточении уголовной ответственности за взяточничество» от 20 февраля 1962 года, которое предусматривало то же наказание. При Хрущеве снова стали казнить за экономические уголовные преступления, и в ряде случае закон имел обратную силу.

В 1926 году на смерть осудили 2 159 человек, а в 1983 — 488. В общей сложности с 1962 по 1989 годы органы СССР вынесли 24 422 смертных приговора, из которых 2355 были пересмотрены.

Почти все осужденные на смерть с 1960 по 1991 годы были мужчинами (хотя советское уголовное право не исключало возможности казнить женщин). Сегодня точно известны три случая, когда за этот период к смерти приговаривали женщин и приговор был приведен в исполнение.

Среди этих казненных женщин была Антонина Макарова, которую казнили за участие в массовом истреблении мирных жителей и партизан во время войны. Ее разоблачили только в конце 70-х годов. Во время ареста, как и потом, она держалась спокойно. Макарова предполагала, что получит три года, но ошибалась. Неизвестна судьба четырех женщин, которых в 60-е годы приговорили к смерти за финансовые махинации. Вероятнее всего, их казнили.

И тут мы подходим к вопросу, заданному в начале: почему, собственно говоря, коммунистический режим так поступал? Почему было просто не ввести смертную казнь, раз уж режим поубивал столько людей? Ответ, скорее всего, стоит искать в психологии. Согласно идеологической доктрине, предполагалось, что значительная часть преступлений совершается по социальным причинам. Когда они исчезнут и когда люди станут достаточно сознательными, не останется никаких причин, чтобы кто-то совершал преступления.

Но люди совершают преступления по многим причинам, а кроме того, у смертной казни только одна функция — возмездие. Об исправлении преступника речи уже не идет. Тоталитарные режимы предпочитают страх и любят возмездия, поэтому слишком велико было искушение перейти от провозглашения нового мистического человека и новой гуманности к расстрелам и повешеньям.

После распада СССР смертную казнь отменили, и с тех пор страна переживает самый продолжительный период без нее. Сколько это продлится, посмотрим. Но править жестко можно и без виселицы, ведь мы живем в новое время, и диктатуры учатся.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

АНАЛИЗ СТАТЬИ 1 РУССКОЙ ПРАВДЫ (в краткой редакции), КАК САМОЙ ДРЕВНЕЙ И АРХАИЧНОЙ ПРАВОВОЙ НОРМЫ РОССИИ.

Русская правда (древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ, или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней — это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. При составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) использовались нормы «Закона русского» (вероятно устного традиционного права), как более раннего источника права на Руси.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него».

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести. Но уже введены первые юридические понятия: муж — свободный мужчина; русин — младший княжеский дружинник: гридин — представитель боевой дружины; купчина — дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом; мечник — сборщик штрафов; изгой — человек, потерявший связь с общиной; словенин — житель словенской, т.е. новгородской земли, в данном контексте — рядовой житель.

Кровная месть появилась ещё в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования. Оно отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью — соответствующей материальной компенсацией, за убийство — изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

С момента основания древнерусской государственности в VIII-IX вв. и до монгольского нашествия торговля на Руси имела большое значение. Особенно выделялась внешняя торговля, она была важной составляющей экономики древнерусских княжеств, вероятно она была даже скорее основой экономики того времени (торговля рабынями, мехами и ремесленными изделиями). Прокладываются торговые пути: Волжский торговый путь, торговый путь в Заволочье и торговый путь «из Варяг в Греки». Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы также происходит на рубеже VIII-IX вв., когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата. Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла, активно импортировали серебро. На фоне разного тяготения северного и южного регионов Руси к международным рынкам появились две территориальные системы — в Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т. д.) главным средством обращения стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси (Новгород, Псков), однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное — денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). А «Правда Ярославичей» (ок. 1072-73 гг.) совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. Также, нужно отметить, что князь в любой момент может вмешаться в обычай применения кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания — виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. И лишь после смерти Ярослава Мудрого, «СНОВА СОБРАВШИСЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД И МУЖИ ИХ КОСНЯЧКО, ПЕРЕНЕГ, НИКИФОР ОТМЕНИЛИ КРОВНУЮ МЕСТЬ ЗА УБИЙСТВО, А ПОСТАНОВИЛИ ВЫКУПАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ».

Действие Русской Правды, несмотря на её древность и некоторую архаичность, была очень долгой и даже в период экспансии Великого княжества Литовского на русские земли (XIII-XIV вв.) важнейшим правовым принципом был — «СТАРИНЫ НЕ РУШАЕМ, НОВИНЫ НЕ ВВОДИМ».

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV — XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов, в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.

Ограничения «Русской Правды»

Ориентировочно в 1016 году (точная дата историками не установлена) выходит сборник правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Его автор – князь Ярослав, составивший данный нормативный правовой акт после Новгородского восстания (1015-1016 гг.). Этот документ вносит новый порядок в процедуру урегулирования конфликтов посредством кровной мести. Мстителями теперь называются только ближайшие родственники убитого. Устанавливается, что если они не желают мстить убийце, то с него в пользу князя взыскивается вира – денежный штраф.

Со смертью Ярослава в 1054 году его сыновьями «мщение смертью за убийство», то есть кровная месть, было официально отменено и полностью заменено денежным выкупом. То есть де-юре на Руси это произошло лишь в середине XI века.

Впрочем, это послабление вовсе не означает, что государство смягчало наказание за убийство, — кара за него была порой гораздо жестче по форме, чем само преступление. К примеру, по русскому Судебнику 1649 года убийце родителя или других родственников грозила лютая смерть – его возили по заполненной людьми торговой площади, рвали при этом тело клещами и только потом топили. Мужеубийц закапывали в землю живьем по плечи, и женщины стояли так, пока не умирали, днями, а то и неделями в зависимости от выносливости организма.

Страница 2

Свод законов Российской империи 1832 года впервые довольно четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях, когда дела об этих преступлениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного суда.

Смертная казнь допускалась также и за воинские преступления, совершенные во время военного похода. Но поскольку Свод законов 1832 года содержал ряд существенных недостатков, то вскоре был образован особый комитет задача которого была составить проект нового уложения.

В 1845г. было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», явившееся новым уголовным кодексом. Проект Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предлагал установить смертную казнь за важнейшие государственные преступления, умышленное убийство родителей, за вторичные тяжкие преступления (убийство, поджог, разбой, грабеж) и важнейшие карантинные преступления. После корректировки Николаем I Уложение о наказаниях смертная казнь предусматривалась только за государственные и карантинные преступления. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года воспроизвело все положения о смертной казни Уложения 1845 года. Эти законодательные акты так же, как и Уложение 1903, года сократили применение смертной казни по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством. Особо хотелось бы отметить мнение одного из русских юристов Чичерина, который принадлежал к числу сторонников ограниченного применения смертной казни и считал, что справедливость, базирующаяся на принципе эквивалента, — основного принципа наказания — » .влечет за собой требование смертной казни за убийство .Чем выше ценится человеческая жизнь, тем выше должно быть и наказание за ее отнятие .» Вместе с тем

Чичерин признавал весьма серьезными возражения противников смертной казни в той части, где речь шла о невозможности исправления преступника в случае ее применения. Но это возражение значительно ослабляется тем соображением, что смертная казнь сильнее всего действует на душу человека, заставляя его раскаяться. Продолжая изложенную мысль Чичерина, надо добавить, что общество не заинтересовано в раскаянии преступника и в его исправлении.

В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 4 сентября 1881 года. Положение предоставляло высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.

Попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой Государственной Думы при обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако после принятия этого закона в

Государственной Думе он не был утвержден Государственным Советом.

Пик казней приходится на 1907—1910 гг. Этот период связан с именем П. А. Столыпина. Виселица, «столыпинский галстук», была почти единственным орудием казни. О случаях расстрела тогда упоминается редко.

После февральской революции 1917 года Временное правительство впервые дни своего существования приняло ряд прогрессивных демократических актов.

12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений в военное время.

1.3 Послереволюционный период

На второй день после свершения Октябрьской революции 1917 года Второй Всероссийский съезд Советов в принятом им Декрете отменил смертную казнь в стране. До лета 1918 года карательные органы Советской власти не применяли смертной казни к своим политическим противникам. И лишь 21 февраля 1918 года СНК РСФСР принимает декрет «Социалистическое отечество в опасности!», который провозгласил переход к чрезвычайным мерам и допустил возможность применения расстрела на месте за совершение государственных преступлений. По этому декрету ВЧК предоставлялись права внесудебного подавления политических противников, вплоть до их расстрела на месте.

21 февраля 1918 года Декрет СНК РСФСР «Социалистическое отечество в опасности» восстанавливает смертную казнь в виде расстрела без судебного разбирательства за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами. Постановление Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 года снимает все ограничения и дает полную свободу революционным трибуналам в выборе мер борьбы с преступлениями. Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» обязует применять смертную казнь в виде расстрела к «лицам, прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам.» Смертная казнь юридически закреплена в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» от 12 декабря 1919 г. Затем Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 17 января 1920 г. «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)» смертная казнь вновь отменяется. Однако уже в приказе Реввоенсовета Республики от 4 мая 1920 г. «О революционных военных трибуналах» революционные военные трибуналы наделяются правом применения смертной казни в виде расстрела.

Согласно Декрету ЦИК от 22 мая 1920 г. «О порядке приведения в исполнение губернскими революционными трибуналами приговоров к высшей мере наказания в местностях, объявленных на военном положении, а также в местностях, на кои распространяется власть революционных военных советов фронтов» решением губернского исполкома осужденный лишался права на обжалование, и помилование, а смертная казнь приводилась в исполнение немедленно.

Запрет применения смертной казни по отношению к детям (лицам до 18 лет) и беременным женщинам введен 27 июля 1922 года (затем дополнен 7 сентября 1922 года) декретом ВЦИК.

УК РСФСР от 1922 года впервые привел полный перечень составов преступлений, предусматривающих смертную казнь в качестве меры наказания:

· за контрреволюционные преступления (организация вооружённых восстаний или вторжения на советскую территорию вооружённых отрядов или банд, сношение с иностранным государством с целью склонить его к вооружённому вмешательству в дела Республики, участие в контрреволюционных организациях различного вида, террористический акт, диверсия, шпионаж, активная деятельность против рабочего класса и революционного движения при царском строе, призыв к невыполнению распоряжений органов власти, самовольное возвращение высланного в пределы РСФСР);

· за преступления против порядка управления (массовые беспорядки, бандитизм, уклонение от воинской повинности, агитацию и пропаганду, заключающуюся в призыве к совершению преступлений против порядка управления, фальшивомонетничество, сопротивление власти, сопряженное с убийством или насилием над личностью представителя власти, нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе или провозе за границу товаров);

· за должностные преступления (злоупотребление властью, вынесение неправосудного приговора, незаконное задержание, привод, принуждение к даче показаний при допросе путём применения незаконных мер, присвоение должностным лицом особо важных государственных ценностей, находящихся в его ведении в силу его служебного положения, получение взятки и провокация взятки);

· за нарушение правил об отделении церкви от государства, когда использование религиозных предрассудков масс происходит в военной обстановке с целью свержения рабоче-крестьянской власти.

· за бесхозяйственное использование рабочей силы и бесхозяйственное ведение лицами порученного им дела, если они совершены в военное время или связаны с военными действиями, а также неисполнение обязательств по договору;