Отдает воинское приветствие

Воинское приветствие

Даже тем людям, которые очень далеки от армии и военной службы и не имеют к ней никакого отношения, хорошо известен ритуал воинского приветствия. Если говорить языком энциклопедий, воинское приветствие — это приветствие военнослужащих или формирований ВС разных стран, установленное в соответствии с руководящими документами. Воинское приветствие относят к воинским ритуалам, традициям или к воинскому этикету. Ранее воинское приветствие называлось также салютом, салютованием, отданием чести, также оно может быть обозначено словом «козырнуть». При этом гипотез возникновения данного армейского ритуала существует достаточное количество.

По одной из версий воинское приветствие пришло к нам еще из средних веков, являясь рыцарской традицией. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало своих шлемов, чтобы показать, что под ним скрыто лицо друга (эта версия не учитывает тот факт, что все рыцари имели свои гербы на щитах, одежде, флагах, этого было достаточно для того, чтобы друг сумел опознать друга). По другой версии, поднимая забрало шлема, они демонстрировали свое мирное намерение. Делалось это правой рукой, чтобы показать, что рыцарь пока не готов начинать бой и не имеет агрессивных намерений. Такой жест как бы говорил о том, что «в моей правой руке сейчас нет оружия». В то же время у народов, которые были лишены тяжеловооруженной кавалерии (монголы, индейцы, населявшие Северную Америку), приветственный салют заключался в простой демонстрации открытой правой руки. К эпохе рыцарства относят и самую романтичную версию появления воинского приветствия. Таким жестом рыцарь на турнире прикрывал глаза, защищаясь от ослепительной красоты прекрасной дамы сердца, которая наблюдала за его выступлением.

Но, скорее всего, воинское приветствие в той форме, в которой оно известно сегодня нам, появилось в Великобритании. Версия о том, что такое приветствие возникло на Британских островах в XVIII веке, документально подтверждается воинскими уставами. В те годы во многих армиях мира младшие воинские чины, приветствуя старших по званию, снимали с головы шляпу или другой головной убор. Так было и в Великобритании, однако со временем головные уборы, особенно в элитных подразделениях, стали очень громоздкими, так что приветствие свелось к обычному поднятию руки к головному убору и касанию козырька. Известное всем нам приветствие впервые оформилось в 1745 году в полку колдстримских гвардейцев — элитном подразделении личной охраны английской королевы. При этом амуниция военных постоянно изменялась, а жест незначительно трансформировался.
Со временем исчезло даже само касание рукой головного убора. По одной из версий, замена снятия головного убора на простое поднесение к ним руки может быть связано не просто с тяжелыми и громоздкими головными уборами, но и с широким распространением огнестрельного оружия. Первые образцы стрелкового оружия трудно было назвать совершенными. Руки солдат практически всегда оказывались испачканы сажей, так как им необходимо было поджигать гнет мушкетов, пачкались руки и при перезарядке стрелкового оружия. Таким образом, грязные руки в саже могли стать причиной порчи головного убора при попытке снять его для приветствия.

Воинское приветствие в Великобритании
При этом в воинском приветствии любой армии мира не опускают глаза и не наклоняют голову, что говорит о взаимной чести вне зависимости от званий, чиной или рангов. Также не существует вопроса, какой именно рукой отдают честь в армии. Всегда правой. При этом сам жест руки и поворот ладони могут несколько отличаться в разных странах мира. К примеру, начиная с XIX века в армии Великобритании рука, поднесенная к правой брови, была обращена ладонью наружу. Такое приветствие сохраняется в армии и ВВС, в то же время в королевских ВМС еще со времен парусных судов, когда руки матросов были перепачканы дегтем и смолой, а показывать грязные ладони было недостойно, во время воинского приветствия ладонь была развернута вниз. Точно такое же приветствие было принято во Франции. В американской армии приветствие могли взять именно из английского военно-морского флота. При этом в США во время воинского приветствия ладонь повернута вниз, а рука, которая вынесена слегка вперед, как бы прикрывает глаза от солнца. В армии Италии ладонь выносится над козырьком спереди.
Для многих может стать откровением тот факт, что в немецкой армии времен Второй мировой войны солдаты и офицеры вовсе не «зиговали» направо и налево, как это часто можно увидеть в художественных фильмах. В частях вермахта на протяжении практически всей войны было принято стандартное воинское приветствие с поднесением правой руки к голове, что было прописано в уставе. Введение партийного или нацистского приветствия в вермахте произошло только с 24 июля 1944 года, сразу после неудачного покушения на Адольфа Гитлера, которое было организовано офицерами.

В Российской империи вплоть до 1856 года воинское приветствие выполнялось не всей ладонью, а только указательным и средним пальцем. До наших дней такое приветствие сохранилось в вооруженных силах Польши. Начиная с 1856 года, после завершения Крымской войны, в армии царской России, а затем Советской Армии и современной российской армии воинское приветствие отдают всей ладонью. Средний палец при этом смотрит в висок, слегка касаясь козырька форменной фуражки. Отсюда, кстати, и возникли синонимы отдачи воинской чести или воинского приветствия — взять под козырек, откозырять и т.д.
В настоящее время правила воинского приветствия в Российской Федерации обязательны также для лиц, которые уже уволены с военной службы, при ношении ими военной формы одежды. В ВС РФ воинское приветствие выполняется сомкнутыми пальцами правой руки, кисть выпрямлена. В отличие от армий некоторых других государств, при непокрытой голове воинское приветствие в российской армии выполняется без поднесения руки с помощью принятия военнослужащим строевого положения.
Воинское приветствие в Польше
При движении строем воинское приветствие осуществляется так: направляющий прикладывает руку к головному убору, а строй прижимает руки по швам. Все вместе они переходят на строевой шаг и поворачивают голову по мере прохождения мимо встреченного начальственного состава. При прохождении навстречу подразделений или иных военнослужащих достаточно того, чтобы воинское приветствие выполнял направляющий. При этом в российской армии при встрече младший по званию обязан первым приветствовать старшего по званию, а старший по званию может воспринять невыполнение воинского приветствия во время встречи, как оскорбление. При отсутствии на военнослужащем головного убора приветствие выполняется поворотом головы и приемом строевого положения (тело выпрямлено, руки по швам).

Но далеко не во всех странах воинское приветствие старших по званию — это обязанность военнослужащего. К примеру, в современных подразделениях Армии обороны Израиля процедура отдания чести при виде старшего по званию является обязательной только во время прохождения курса молодого бойца. Во всех остальных случаях воинское приветствие не является обязанностью, но является правом военнослужащего. Параллельно с этим заключенные израильских воинских тюрем (аналог отечественной гауптвахты) данного права лишены вовсе.
Воинское приветствие в России
Во всех странах воинское приветствие отдается исключительно правой рукой. Вопрос о том, в каком государстве честь отдают левой рукой, обычно возникает тогда, когда высокопоставленные правительственные чиновники по неопытности или недосмотру нарушают правила воинского приветствия, которые либо являются незыблемой традицией, либо закреплены уставами. Серьезным отличием в воинском приветствии можно назвать не то, какой рукой отдают честь, а лишь наличие или наоборот отсутствие на военнослужащем головного убора во время этого воинского ритуала.
Хорошо известное сегодня выражение «к пустой голове руку не прикладывают» в России обычно вспоминают в одном контексте с традицией воинского приветствия в США. В американской армии наличие на военнослужащем головного убора при поднесении руки к голове не является обязательным. Историки обосновывают данное отличие следующим образом. Во время гражданской войны Севера и Юга (1861-1865 годы) победу одержали северяне. Историю, как известно, пишут победители, которые и формируют те или иные традиции. В отличие от армии южан, армия Союза, которая одержала победу в войне, формировалась главным образом из добровольцев. Многие из этих добровольцев, особенно на начальном этапе войны, были одеты в гражданскую одежду. Из этого можно сделать вывод о том, что головных уборов у рядового состава армии северян иногда не было совсем — отсюда и традиция воинского приветствия вне зависимости от того, есть на солдате головной убор, или его нет.
Воинское приветствие в США
При этом воинское приветствие, которое органично смотрится в мирное время, во время боевых действий отходит на второй план или еще дальше. Во многих конфликтах XX века уставные условности и военная субординация представляли опасность для жизни старших по званию. В массовой культуре это хорошо отражено в американских фильмах «Спасти рядового Райана» и «Форрест Гамп», в которых есть эпизоды, когда солдаты получают выволочку от более опытных товарищей за то, что отдавали воинское приветствие своим командирам. Во время боевых действий это помогает стрелкам и снайперам противника определить для себя приоритетную цель.
Источники информации:

Воинское приветствие

Законы армии подразделяются на известные и секретные, о которых знать непосвященным необязательно. Воинское приветствие относится к общепринятым церемониям, которые соблюдаются согласно положениям из военного этикета. В разных государствах оно может немного отличаться, в соответствии с требованиями государства.

Что означает отдать честь

Под фразой подразумевается уважение к постороннему военному и признание его достоинства. Данная форма используется военными по определенной схеме: первым, среди отдающих честь, должен быть младший по званию, возрасту. Этим он признает заслуги и высокие достижения вышестоящего военнообязанного.

Вооруженные силы каждой из стран предъявляют собственные требования к отдаче чести, причины разнообразия связаны:

  • с принятыми в отдельных государствах нормативами;
  • общественно-политическим укладом в стране;
  • культурными, образовательными и научными обычаями государства.

Невзирая на вариацию жеста, он является признаком уважения по отношению к былым заслугам военного. К распространенным относятся два варианта приветствия:

  • отдача чести солдатом при виде военного с более высоким званием – без команды;
  • по приказу — выполнение воинского приветствия в строю проводится личным составом подразделения.

Литературные источники напоминают, что раньше встречались такие аналоги приветствия между воинами как «салютование», «козырнуть», «салют». С годами менялись речевые нормы и указанные слова прекратили использоваться.

Какой рукой отдают честь

На сегодняшний день общепринятая норма отдачи чести военнослужащими предполагает выполнение жеста правой рукой. В российской версии по сложившейся традиции она проводится по установленной нормами схеме:

  • к височной области прикладывают правую кисть;
  • фаланги плотно прижимаются друг к другу;
  • ладонь смотрит вниз.

Устав отдельно оговаривает, что военнообязанный, проходящий службу в армии или отправленный в запас, но одетый в форму, обязан отдавать честь по стандартному предписанию: приложить нужную руку к голове с надетой на ней пилоткой.

Правила выполнения воинского приветствия

Вежливость требует исполнения определенных законов, которые распространяются на любого военного и не имеют отношения к его званию. Существует понятие классических норм поведения и требования, установленные действующим уставом.

Имеющий более высокое звание имеет право отдавать команды для выполнения уставного приветствия. Оно может проводиться в движении, без оружия на месте и пр. Во время построения личный состав (кроме отдачи чести) приветствует командира фразой «здравия желаем».

Согласно принятым критериям:

  • если солдат без головного убора идет в одиночку, то за три-четыре шага он обязан приостановиться, повернуться в сторону начальства, принять стойку, как в строю, и смотреть ему в лицо, не забывая совершать поворот головой в ответ на его перемещение;
  • немного другие правила касаются передвижения по одному, если на военнослужащем есть фуражка, то правая рука поднимается в район виска, голову нужно развернуть в место локализации встречного человека, после начальник пройдет мимо солдата, руку опускают, голову возвращают в первоначальное положение;
  • если солдат что-то несет в обеих руках, то он просто поворачивает голову в сторону офицера.

Строевым уставом предъявляются требования, чтобы военнослужащие (находящиеся в строю), при исполнении Государственного гимна принимали стойку без команды.

В момент визита начальника и обращения к отдельным солдатам из отделения они (исключением являются заболевшие), должны принять строевую стойку, назвать свое имя, звание, занимаемую должность.

Во время рукопожатия старший по званию протягивают руку первым, младший должен снять перчатку (при отсутствии таковых у начальства) и ответить на рукопожатие. Если военнослужащий находится без головного убора, то пожатие рук должно выполняться с небольшим наклоном головы.

Кому отдается честь

Президентским указом 2007 года установлены нормы исполнения приветствия российскими войсками. В нем сообщается, что подчиненное лицо первым должно поприветствовать человека с большим званием. Если офицеры равны по заслугам, то первый поздоровается более культурный и вежливый.

Кроме сослуживцев, воинское приветствие распространяется:

  • на главный мемориал Российской Федерации, расположенный около Кремлевской стены, Могилу Неизвестного Солдата;
  • групповые места захоронения воинов, погибших в один и тот же период времени в сражениях за независимость и свободу своей родной страны;
  • официальную символику страны – флаг России, на уровне воинской части – Боевое Знамя, которое указывает на принадлежность к российским вооруженным силам, флаг, поднимаемый при прибытии и отбытии корабля;
  • похороны, в которых принимают участие воинские подразделения.

В каких случаях приветствие необязательно

Существует ряд критериев, при которых воинское приветствие выполняется не в полном объеме:

  • праздничное шествие в честь любого торжественного дня;
  • похоронная процессия;
  • при наличии в руках оружия, какой-либо ноши;
  • при отсутствии головного убора.

В вышеуказанных обстоятельствах военнослужащий не обязан поднимать кисть к голове, честь отдается поворотным движением головы в место, где идет офицер, в стандартной стойке прямо. Устав предусматривает следующие аспекты, когда можно отказаться от приветствия другого военного:

  • при локализации на огневых позициях, на стрельбище, в условиях боевых действий;
  • при невозможности разойтись на лестницах или в оврагах двум и более подразделениям;
  • в момент проведения парадов, если человек находится в кабине автотранспорта или в машине, не имеющей окон или при закрытом люке;
  • если военный занят управлением автомобилем, несет почетный караул (часовой) или является знаменщиком;
  • при проведении спортивных тренировок или сельскохозяйственных работ;
  • в санблоке, где находятся больные солдаты.

При иных обстоятельствах, кроме вышеперечисленных, приветствование проводится в обязательном порядке, процесс проходит в зависимости от ситуации.

Приветствие без головного убора

Принятыми правилами утверждено, что прикладывать кисть к голове для воинского приветствия без фуражки запрещено. Солдат отдает честь, повернув голову в место, где находится старший по званию, в строевой стойке, глядя оппоненту в лицо.

Воинское приветствие в разных странах

Принят ряд правил, которые должны выполняться военнослужащими вне зависимости, к какой стране они принадлежат:

  • в момент приветствования военный не должен отводить глаза или опускать голову;
  • честь отдается только правой конечностью;
  • при приветствии солдат смотрит прямо в область переносицы, что подтверждает взаимное уважение военнослужащих, чин и ранг в этот момент не имеет ценности.

Отличия в жестах зависят от страны и принятых в ней правилах:

  • Англия – кисть подносят в область брови, ее внутренняя сторона смотрит наружу;
  • Франция – ладонь смотрит строго вниз;
  • Америка – внутренняя сторона кисти повернута вниз, рука немного вытянута, напоминая жест, которым защищают глаза от солнечного света;
  • Италия – кисть находится ближе к лицу, возвышаясь над козырьком;
  • Польша – к козырьку приставляется указательный и средний палец – точно также отдавали честь солдаты в Царской России, до 1856 года.

В Российской Федерации принято использовать всю ладонь, слегла повернутую вниз. Рука направлена в область виска, средний палец слегка касается козырька. Для отдачи чести используется только правая рука, что прописано в Уставе Вооруженных сил России.

Теперь о том почему же нельзя прикладывать руку к пустой голове

Существует три основных причины, из-за которых данный жест считается неуместным:

  1. Бессмысленность – по правилам, воинское приветствие проводится с учетом наличия головного убора. Его отсутствие делает жест неуместным.
  2. Завуалированное оскорбление – прикладыванием руки к пустой голове солдат вместо уважительного отношения показывает свое безразличие. Появление перед старшим по званию без головного убора относится к нарушению устава. Требованиями допускается его отсутствие во время ночного отдыха, приема пищи, проведения богослужения и всего остального, что относят к «мирской» жизни.
  3. Запрет на отдачу чести без головного убора прописан Уставом Вооруженных сил. В нем говорится, что «левая рука опускается по швам, правая подносится к фуражке или пилотке». Это значит, что исключений быть не может, руку не прикладывают к пустой голове.

Отдача чести и выполнение воинского приветствия – синонимичные фразы, но с момента развала Советского Союза второй вариант был закреплен в правилах, а первый отнесен к анархизму. Существует множество версий, объясняющих причины появления обычая приветствования военными друг друга:

  • рыцарская – открытие лица для подтверждения мирных намерений;
  • романтическая – условное прикрытие лица ослепленного рыцаря перед красотой дамы;
  • приветственная – шляпа придерживалась при обязательном поклоне, со временем осталось только подношение руки к козырьку;
  • английская – по предположению одного из журналов обычай вошел в обиход с подачи Англии и был связан с излишней громоздкостью головного убора солдата.

Приветствование военными друг друга относится к обязательным ритуалам, при нарушении нерадивый солдат может получить наказание. Отклонение от требований устава влечет за собой разбирательство на уровне подразделения или всей воинской части. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию с приветствием нужно запомнить закрепленные уставом положения.

Воинское приветствие сводной колонны 1-го Украинского фронта на Параде Победы, 1945 год.Ю. А. Гагарин докладывает руководству СССР о завершении первого космического полёта.Рота почётного караула Каспийской флотилии приветствует Президента Российской Федерации. Астрахань, 2002 год.Воинское приветствие в строю на ходу. Парадный расчёт РВВДКУ на Красной Площади, Москва, 9 мая 2005 года.Приветствие ветеранов во время Парада Победы, 2005 год.Воинское приветствие в строю (оружие в положении «на грудь»).Воинское приветствие танкистов, Красная площадь, Москва, 2009 год.Воинское приветствие в ВС США, Афганистан. Воинское приветствие в авиации ВС США. У этого термина существуют и другие значения, см. Салют.

Воинское приветствие — приветствие военнослужащих или формирований вооружённых сил (ВС) различных государств, установленное в соответствии с руководящими документами, относится к воинским ритуалам, традициям или к воинскому этикету.

Воинское приветствие и порядок его выполнения различается в различных вооружённых силах в соответствии с историческим развитием военного дела, с их социальным и политическим строем, уровнем развития промышленного производства, науки и образования, культурных традиций населения, духовного состояния общества в государстве.

Воинское приветствие может выполняться самостоятельно военнослужащим или по команде личным составом формирования (воинской частью, кораблём, подразделением).

46. Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности.
Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга, соблюдая правила, установленные Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Подчинённые (младшие по воинскому званию) приветствуют первыми начальников (старших по воинскому званию), а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

— 3. Воинское приветствие. Раздел. Военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации (ВС России) и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок. «Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации» (УВС ВС России)

Воинское приветствие ранее называлось салют (например, ранее, при прибытии корабля в иностранный порт, с мирными намерениями или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей, производился «салют наций»), «отдание чести», салютование. В литературе и в обиходе часто встречается слово козырнуть для обозначения воинского приветствия.

Отдать честь

Смотреть что такое «Отдать честь» в других словарях:

  • отдать честь — козырнуть, сделать под козырек, взять под козырек, откозырять Словарь русских синонимов. отдать честь взять (или сделать) под козырёк; козырнуть, откозырять (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

  • Отдать честь — ОТДАВАТЬ ЧЕСТЬ. ОТДАТЬ ЧЕСТЬ. 1. кому. Приветствовать по военному, прикладывая руку к головному убору. Едва адмирал ступил на берег, музыка заиграла караул и офицеры отдали честь (Гончаров. Фрегат «Паллада»). 2. кому, чему. То же, что Отдавать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • Отдать честь — элемент милитаристского ритуала, обычно поднесение определенным образом руки к верхней части головы при наличии на ней головного убора (если руки заняты, определенное движение головой); употребление в этом выражении слова честь послужило… … Мир Лема — словарь и путеводитель

  • Отдать честь — Ветераны отдают честь во время Парада Победы 2008 года Воинское приветствие ритуал, происходящий предположительно от средневековых рыцарей. Чтобы показать своё благородство перед лицом противника, рыцари откидывали забрало шлема. Характерное… … Википедия

  • Отдавать/ отдать честь — кому. 1. Разг. Приветствовать кого л., приложив руку к головному убору. БМС 1998, 625; Ф 2, 24. 2. Разг. Шутл. Оказывать должное внимание кому л. БМС 1998, 625. 3. Кар. Называть кого л. по имени и отчеству. СРГК 4, 287. 4. Пск. Ирон. Бить,… … Большой словарь русских поговорок

  • ОТДАТЬ — отдам, отдашь, отдаст, отдадим, отдадите, отдадут, пов. отдай, прош. отдал, отдала, отдало; отдавший, сов. (к отдавать). 1. кого что. Вернуть (взятое) тому, у кого было взято; вручить обратно. «Алтына бы два али копеек восемь дали бы, за нами не… … Толковый словарь Ушакова

  • ЧЕСТЬ — ЧЕСТЬ, и, о чести, в чести и в чести, жен. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей н. чести). Задеть чью н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая,… … Толковый словарь Ожегова

  • отдать — Отдать последний долг почтить память кого н. умершего, присутствовать на чьих н. похоронах. Он был так далеко, что не смог отдать последний долг отцу. Отдать должное оценить в полной мере. Мы не смогли отдать ему должное при жизни.… … Фразеологический словарь русского языка

  • ЧЕСТЬ — 1. ЧЕСТЬ1, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честям, жен. 1. только ед. Моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). «И первый клад мой честь… … Толковый словарь Ушакова

  • ЧЕСТЬ — 1. ЧЕСТЬ1, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честям, жен. 1. только ед. Моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). «И первый клад мой честь… … Толковый словарь Ушакова

Честь имею!Память История и события

Девиз русских офицеров: «Жизнь Отечеству, честь — никому!»
Так уж получилось, что наши представления об офицерском корпусе Русской Императорской Армии сегодня во многом неточны или, если говорить прямо — очень далеки от действительности. Это и понятно, ведь очень долго у нас в стране господствовало представление о русском офицерстве как о некой реакционной касте, готовой до последнего защищать «прогнившие устои» самодержавия.
В России офицерство не только душа армии, но и становой хребет государства. При постоянных наших неурядицах и проблемах требуется офицерская сплоченность самого высочайшего уровня, а следовательно, единое офицерское мировоззрение, образ жизни и действий, чтобы противостоять этим самым проблемам и неурядицам и при этом надежно защищать Отчизну, добиваясь военных побед. Офицерская профессия в условиях российской действительности должна иметь особый закал — отождествляться со служением, подвижничеством; определяться испытанным кодексом традиционных установок и идей. Откуда же взять все это, где мы сможем найти те самые идеи и установки для молодого офицерского корпуса в нашей стране?
Все это было в той самой императорской русской армии, о которой у нас сегодня знают разве что историки, да и то, если они занимаются военной историей. Для остальных же представление о русской армии в золотой период ее расцвета складывалось из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» да кинофильмов советского периода. Но не надо забывать тот факт, что «великий роман» «великого Льва» писался в эпоху «деэстетизации всего военного», взгляды писателя хотя и заслуживают внимания, но совершенно не отражают настроения русского общества в те времена. Как подметил один из современных исследователей, образованному обществу России того времени было свойственно романтическое восприятие политики и «человека войны». Он мыслился победителем, а война осознавалась как открытая ситуация для реализации скрытого потенциала героя. Это представление соответствовало общему культурно-психологическому духу эпохи. Европейские войны прочитывались российскими людьми в категориях античного противоборства. Идеализации войны в нашем обществе немало способствовали военные успехи русской армии, добытые под руководством Румянцева, Суворова, Кутузова. Ими гордились, и считалось совершенно нормальным, что сражения — естественное средство защиты внешнеполитических интересов государства.
Русский офицерский корпус начал формироваться в бурную эпоху Петра I, когда резко изменились жизненный уклад, форма одежды и нормы поведения военных людей. Поставив одной из своих задач превратить Россию в европейское государство, Петр Алексеевич стал с невиданным доселе размахом вводить различные новшества и в повседневную жизнь, быт армии. «Внедрение этикета» началось в 1717 году — по распоряжению царя была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению…». В этой книге давались дельные советы молодым дворянам и офицерам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех. Среди прочих советов настоятельно рекомендовалось «в круг не плевать», «перстом нос не чистить, громко не сморкаться и не чихать», а также при этом пользоваться платком, а не вытирать нос обшлагами рукавов. Судя по всему, последнее правило довольно часто нарушалось молодыми людьми, поэтому Петр Алексеевич будто бы приказал нашить на передний край рукавов воинского мундира пуговицы, лишив тем самым сопливых новобранцев безопасного способа утирать нос. Пришлось им всем пользоваться платком, который, кстати, помещался тут же — под манжетой рукава. После научения этой процедуре пуговицы на рукаве со временем переместились на нижнюю сторону манжеты.
Молодому офицерству предлагалось также содержать себя в порядке, в частности обрезать ногти, чтобы они выглядели «яро бо оные бархатом обшиты». Требовалось также «за три шага шляпу снимать приятным образом», а беседу вести уметь на иностранном языке. Лучшая часть русского офицерства придавала большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в этой среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного человека.
Царь Петр придавал большое значение этикету, стоит отметить, что «Честное зерцало» трижды переиздавалось при его жизни, а многие положения этой книги вошли в царские указы и приказы по войскам. Кстати, А.В. Суворов наизусть знал петровский «Устав воинский» и в своих приказах почти дословно пользовался его положениями.
В воспитании этики офицера огромную роль играли семейные традиции военных династий. Известно письмо одного старого офицера своему сыну: «Честь требует, чтобы во внешней жизни офицера выражалось достоинство, вытекающее из сознания принадлежности к сословию, которому вверена защита Отечества. Офицер должен воздерживаться от всех поступков, которые могут повредить репутации отдельного лица или корпорации, в особенности же от всякого разгула, пьянства, азартной игры, участия в неблаговидных предприятиях и к наживе сомнительными путями. Он никогда не должен легкомысленно давать честное слово. Чем усерднее корпус офицеров будет поддерживать дух товарищества, тем легче ему будет предупредить неприятности и избежать столкновений и недостойных ссор. Справедливое чувство собственного достоинства отнюдь не должно обращаться у офицера в недостаток уважения к другим людям. Но ты принадлежишь к почетному сословию и поэтому должен постоянно помнить, что ты у всех на виду…» Чаще всего понятие чести и этикета закладывалось у потомственных военных с детства и обычно в дальнейшем ярко проявлялось в армейской службе, в походах и сражениях.
Воспитанное с детства чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием. Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Решающая установка в воспитании, например, кадета состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему надлежало не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что он офицер, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким, ибо таково требование офицерской чести.
Офицерская честь всегда занимала особое место в офицерской этике. Честь, лежащая в основе офицерского долга, всегда считалась важнейшим духовным качеством офицера. Честь не дает офицеру никаких привилегий, напротив, она делает его более уязвимым, чем другие категории граждан. В идеале честь являлась основным законом поведения офицера, — безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность или просто рассудительность. Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, честности, выработки привычки отвечать за свои слова. И, напротив, демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и в особенности «честного слова». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию, утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии. Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становились не результаты, а принципы. Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах — традиционная установка российского офицерства, отличающая его от западных офицеров.Конечно, отношение к дуэлям официально было отрицательным. Так, например, генерал М.Д. Скобелев считал, что дуэли есть «гримасы» старой армии, связанные с ее кастовостью. Но и он отдавал должное «Дуэльному кодексу», отмечая его положительную значимость в офицерской среде.
Основными поводами для поединков между офицерами служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в том числе и отказ во взаимном приветствии. Игнорирование поклона или рукопожатия, не отдание чести согласно дуэльному кодексу считалось грубым нарушением правил вежливости и посягательством на честь, поскольку показывало пренебрежение к личности, унижение человеческого достоинства в глазах общества.
Единого кодекса чести офицера в русской армии не было. Но вместе с тем существовали многократно переиздававшиеся сводные правила военной этики и этикета. Из таких правил стоит отметить «Советы молодому офицеру», составленные ротмистром В.М. Кульчитским в 1904 году. Этика поведения русского офицера тех времен напрямую связана с эстетикой военного мундира, всех его деталей и искусством ношения. На Руси военная одежда была одной из первых видов наград. Еще в 1469 году Иван III приказал выдать за отвагу в бою воинам-устюжанам сермяги и бараньи шубы. Отсюда и пошла традиция вручения мундира и военных атрибутов, считавшихся символом чести. Лишение мундира или права ношения каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего. Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Именно отсюда пошло понятие и смысл выражения «честь мундира». Так, в 1821 году во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустяшного на наш нынешний взгляд нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (в смысле «права его ношения») Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не было прихотью венценосного самодержца. Здесь выражена забота о том, чтобы офицер никогда не забывал, кто он такой и какой мундир носит.
Практически все императоры, начиная с Петра I, носили военные мундиры, числились в различных полках и были их шефами. Недаром Табель о рангах отводила военным одну из высших ступеней в иерархической лестнице. Поэтому честь мундира была настолько высока, что офицер никогда не появлялся в обществе в другой одежде. Вместе с тем щегольство в военном обмундировании среди русских офицеров было чрезвычайно распространенным явлением, и тон в этом задавало первое лицо в государстве и в армии — сам император. Особенно ярко это проявилось при императоре Александре I. Д.В. Давыдов вспоминал: «…Вполне женственное кокетство этого Агамемнона новейших времен было очень замечательным. Я полагаю, что это было главною причиною того, почему он с такою скромностью не раз отказывался от подносимой ему Георгиевской ленты, которой черные и желтые полосы не могли идти к блондину, каким был император Александр». Военный историк А.И. Михайловский-Данилевский, состоявший в свите императора, восторженно писал о нем: «Приучив себя с молодых лет переносить непостоянство стихий, он всегда был верхом в одном мундире, лучше всех одет; казалось, что он был не на войне, но поспешал на какой-нибудь веселый праздник».
О генерале от инфантерии графе А.П. Тормасове, который в 1812 году командовал 3-й Резервной армией, а в 1814 году стал генерал-губернатором Москвы, военный историк сообщал следующее: «Щеголь смолоду, он и в преклонных летах был тщателен в одежде и таким являл себя на войне и в сражениях». О командире лейб-гвардии Семеновского полка генерал-майоре Я.А. Потемкине, любимце простых солдат: «Стан его был примечательный, одевался он как кокетка». Но всех, конечно, перещеголял в моде прославленный герой 1812 года и Заграничных походов, отважный ученик А.В. Суворова генерал М.А. Милорадович. Его не менее знаменитый соратник по «марсовым полям» генерал А.П. Ермолов оставил воспоминания о встречах на русских аванпостах при Тарутине русского военачальника и французского маршала: «Генерал Милорадович не один раз имел свидание с Мюратом, королем неаполитанским. Из разговоров их легко было заметить, что в хвастовстве французам не всегда принадлежало первенство. Если бы можно было забыть о присутствии неприятеля, казалось бы, свиданье их представлением на ярмарке или под качелями. Мюрат являлся то одетый по-гишпански, то в вымышленном преглупом наряде, с соболью шапкою, в глазетовых панталонах. Милорадович — на казачьей лошади, с плетью, с тремя шалями ярких цветов, не согласующихся между собою, которые, концами обернутые вокруг шеи, во всю длину развевались по воле ветра. Третьего подобного не было в армиях!»
Вообще, надо отметить главенствующую в те времена черту театральности, склонности к актерскому действу не только в среде высшего света в целом, но и среди офицерства в частности. «Особую роль в культуре начала XIX века в общеевропейском масштабе сыграл театр, — писал исследователь того времени В.А. Преснов. — Театрализуется эпоха в целом. Специфические формы сценичности сходят с театральной площадки и подчиняют себе жизнь. Грань между искусством и бытовым поведением зрителей была разрушена. Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей. Люди этого времени строят свое личное поведение, бытовую речь, в конечном счете свою личную судьбу по литературным и театральным образцам».
Все это франтовство, однако, не мешало русскому офицеру во время кампаний, в походах и в сражениях не забывать о своем основном долге, отважно сражаясь за родное Отечество. Прекрасно понимая, что могут не вернуться из битвы, офицеры всегда шли на смерть при полном параде, без единого изъяна не только в оружии, но и в форме.
Офицер — профессия во всех отношениях идейная. Настоящий офицер служит не ради наживы, а ради высокой идеи защиты родного Отечества, прекрасно осознавая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно. С полным правом такой офицер мог бы сказать всем сомневающимся в его миссии словами Петра Великого: «Не должны вы помышлять, что корысти ради избрал я воинскую службу, а несу я мою нелегкую обязанность, сражаясь за благо государства, защита которого мне вверена, за род свой, за Отечество, за Православную веру и церковь… А обо мне ведайте, что жизнь мне не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».