Оса 9 12

Советский ЗРК «Оса»: история его создание, описание и технические характеристики

ЗРК «Оса» — это советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности, принятый на вооружение в 1971 году. Он был специально разработан для защиты от ударов с воздуха танковых и мотострелковых как непосредственно во время боевых действий, так и на марше. Это всепогодное, самоходное и автономное средство ПВО предназначено для уничтожения самолетов и вертолетов противника, его БПЛА, а также крылатых ракет. ЗРК «Оса» способна выполнять свои задачи даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника.

Несмотря на свой преклонный возраст, ракетный комплекс «Оса» не только до сих пор используется российской армией, но и является наиболее многочисленным оружием войскового ПВО. В 2007 году вооруженные силы РФ эксплуатировали около 400 подобных комплексов. В настоящее время ЗРК «Оса» эксплуатируется вооруженными силами бывших советских республик, а также армиями Польши, Болгарии, Греции, Кубы, Индии, Иордании, Сирии, Эквадора.

Всего же с момента начала серийного производства советской промышленностью было выпущено около 1,2 тыс. единиц этого оружия. Оно продолжалось до 1988 года.

Неоднократно проводилась модернизация ЗРК «Оса», причем как в Советском Союзе, так и в других странах. Существует несколько его модификаций: советские «Оса-АКМ» и «Оса-АК», белорусский комплекс «Оса-1Т», польский SA-8 Sting.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» неоднократно участвовал в реальных боевых действиях, можно сказать, что без участия этого средства ПВО не обходился ни один из крупных военных конфликтов последних десятилетий прошлого века. Впервые в реальных условиях он был использован на Ближнем Востоке еще в начале 80-х годов. Затем была Ангола, война в Персидском заливе, российско-грузинская война 2008 года. В настоящее время ЗРК «Оса» используется обеими сторонами гражданского конфликта в Сирии.

История создания

Необходимость создания нового зенитного комплекса, который бы мог эффективно прикрывать сухопутные подразделения от воздушных атак с малых высот, возникла уже в конце 50-х годов прошлого столетия.

Дело в том, что к этому времени серьезно изменилась тактика боевой авиации: широкое распространение зенитных управляемых ракет заставило самолеты спуститься с заоблачных высот практически к самой земле. Атакуя с малых и предельно малых высот, самолеты и вертолеты представляли серьезную опасность, наиболее уязвимы были войска на марше. Нужен был специализированный ЗРК, который бы мог бороться с такими воздушными целями. Попытки создания такого средства ПВО предпринимались в разных странах, но наилучшего результата удалось добиться советским конструкторам.

В октябре 1960 года появилось постановление Совмина СССР, в котором предписывалось начать работу над созданием зенитно-ракетного комплекса «Оса» (на стадии разработки проект назывался «Эллипсом»). К нему были выдвинуты очень серьёзные требования.

Новый ЗРК должен был уверенно поражать цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности до 10 км. Для того времени это была очень нетривиальная техническая задача. Кроме того, конструкторам предписывалось создать комплекс с высокой степенью автономности, в котором бы на одном шасси размещались все боевые элементы ЗРК: управляемые ракеты, РЛС, а также средства связи, навигации и источники электропитания. Еще одним пожеланием заказчика была возможность комплекса обнаруживать цели прямо в движении и поражать их во время коротких остановок.

Военные хотели, чтобы масса ЗУР не превышала 65 кг, в этом случае ее можно было заряжать вручную силами двух бойцов.

Головным разработчиком проекта было назначено НИИ-20, а главным конструктором – В. Тарановский, которого позже заменил М. Косичкин. Созданием ракеты занимался Тушинский машиностроительный завод, а пусковой установки – КБ компрессорного машиностроения. Кутаисскому автомобильному заводу было поручено разработать самоходное шасси. Одновременно с сухопутным комплексом шли работы над созданием модификации «Оса-М», предназначенной для ВМФ страны.

Проект продвигался очень тяжело, к 1962 году он практически не сдвинулся с места. Серьезные нестыковки между разными элементами комплекса возникли уже на этапе аванпроекта.

Чтобы понять всю техническую сложность этого проекта, можно сказать, что примерно в это же время аналогичный автономный зенитный комплекс пытались создать американцы. Они планировали разместить все его элементы на гусеничном шасси бронетранспортера М-113. Общая масса машины должна была составлять 11 тонн, что позволило бы транспортировать его с помощью авиатранспорта. Для американского ЗРК разрабатывали ракету массой 55 кг с активной головкой самонаведения и дальностью полета 15 км. Требуемые характеристики так и не были достигнуты, поэтому в 1965 году проект был закрыт. Разработкой подобного зенитного комплекса занимались и в других странах. Первыми были англичане. Им удалось создать наземные ЗРК «Тайгер Кэт» и «Рапира», но по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) они значительно уступали советской «Осе».

Неудачи во время реализации советского проекта стоили должностей не только нескольким главным конструкторам, в ходе работ менять пришлось целые организации, которые не смогли выполнить добиться результатов.

Самой сложной задачей стало создание управляемой зенитной ракеты, и Тушинский машзавод с ней откровенно не справился. Поэтому в 1964 году эта работа была поручена ОКБ-2, а созданием самоходного шасси занялся Брянский автомобильный завод. Кроме того, был заменен главный конструктор всего проекта.

В 1970 году наконец-то начались испытания комплекса. Они завершились успешно и в 1971 году ЗРК «Оса» был принят на вооружение.

Описание конструкции

ЗРК «Оса» — это средство ПВО малой дальности, которое способно поражать практически любые воздушные цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров на дальности до 10 км даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника. Кроме того, комплекс имеет хорошую автономность, проходимость, его время развертывания составляет всего лишь 5 минут.

В состав комплекса входят следующие боевые элементы:

  • Боевая машина (БМ) 9А33Б, на которой размещены средства наведения, разведки и пуска ракет;
  • Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М33.

Для полноценного функционирования комплекса также необходимы следующие технические средства:

  • машина для технического обслуживания;
  • юстировочная машина;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • контрольно-испытательная подвижная станция;
  • машина группового ЗИП;
  • комплект наземного оборудования.

Также в состав комплекса «Оса» входят следующие системы: станции обнаружения и сопровождения целей, счетно-решающий прибор, РЛС визирования ракет, система стартовой автоматики и оптический визир.

Основным вооружением комплекса является зенитная ракета 9М33. Она выполнена по классической схеме «утка», оснащена твердотопливным двигателем, радиокомандной системой наведения и осколочной боевой частью. Неконтактный взрыватель производит подрыв БЧ в пяти метрах от выбранной цели. В хвостовой части ЗУР находятся трассеры для ее сопровождения оптическим визиром. Комплекс может выпускать две ракеты по наиболее приоритетным целям с интервалом 3-5 с.

Вес боевой части ракеты 9М33 составляет 15 кг, общая масса – 128 кг, а ее средняя скорость составляет 500 м/с. Перед пуском ЗУР не нужно проводить предстартовую подготовку, при поражении цели ракета выходит на нее сверху, что значительно уменьшает вероятность ошибки.

Транспортно-заряжающая и боевая машины комплекса выполнены на базе трехосного шасси БАЗ-5937. Это обеспечивает им отличный уровень проходимости и мобильности. Шасси комплекса может преодолевать водные препятствия, используя для этого водометы. Также боевая машина имеет системы навигации, топопривязки, электроснабжения и связи, что и обеспечивает комплексу высокий уровень автономности. Размеры и вес элементов комплекса позволяют транспортировать его самолетом Ил-76 или по железной дороге.

Шасси оснащено мощным дизельным двигателем, что позволяет разгоняться до 45 км/ч при движении на грунтовых дорогах и до 80 км/ч на шоссе.

Станция обнаружения целей ЗРК «Оса» довольно надежно защищена от помех. Это РЛС кругового обзора, стабилизированная в горизонтальной плоскости, которая вращается со скоростью 33,3 оборота в минуту. Антенна РЛС способна обнаружить вражеский истребитель, летящий на высоте 5 тыс., на дистанции 40 км. Маловысотные цели (50 метров) могут быть обнаружены на расстоянии 27 км.

После захвата цели ее данные передаются на сопровождающую станцию. Она передает координаты на счетно-решающий прибор. Общее время реакции ЗРК не превышает 26 секунд.

Транспортно-заряжающая машина способна обеспечить транспортировку и заряжание 12 зенитных ракет.

Серийное производство ЗРК «Оса» было налажено на Ижевском электромеханическом заводе, там делали боевые машины комплекса. Зенитную ракету для него изготавливали на Кировском машиностроительном заводе.

В 1975 году на вооружение был принят новый модернизированный комплекс, он получил название «Оса-АК». Боевая машина данной модификации получила шесть ракет 9М33М2 (вместо четырех 9М33 у базовой версии комплекса), кроме того, «Оса-АК» отличалась от своего предшественника более продвинутыми характеристиками.

При создании радиоэлектронной аппаратуры «Осы-АК» была использована новая элементарная база, что значительно уменьшило ее габариты и повысило надежность работы. Был доработан счетно-решающий прибор, улучшена защищенность электронного оборудования от помех.

Ракета 9М33М2 получила более совершенный радиовзрыватель, что позволило уменьшить минимальную высоту поражения летательных аппаратов противника до 25 метров. ЗУР комплекса «Оса-АК» размещалась в специальном контейнере, что гарантийный срок использования до пяти лет.

Благодаря внесенным усовершенствованиям, повысился уровень эффективности комплекса: он способен сбивать цели типа истребитель на высоте 50 метров с вероятностью 0,35-0,4, а на высоте более 100 метров – 0,42-0,85. Также была увеличена зона поражения комплекса и его способность бороться с высокоскоростными целями.

В 1980 году на вооружение была принята еще более продвинутая модификация комплекса, которая получила название «Оса-АКМ». От своих предшественников она отличалась улучшенными возможностями борьбы с вертолетами противника – советские военные учли опыт ближневосточных кампаний. «Оса-АКМ» способна поражать вертолеты противника практически на нулевых высотах на дальности до 6,5 км.

ЗРК «Оса», (а также «Оса-АК» и «Оса-АКМ») стояли на вооружении зенитных полков мотострелковых дивизий. В каждый такой полк входило пять зенитно-ракетных батарей и полковой командный пункт. В составе одной батареи находилось четыре комплекса «Оса» и командный пункт. Получалось, что каждый полк располагал двадцатью боевыми машинами с 80 ракетами, постоянно готовыми к бою. Если же полк был вооружен модификациями «Оса-АК» или «Оса-АКМ», то количество ЗУР увеличивалось до 120 штук – весьма серьезная сила.

Боевое использование и эксплуатация

ЗРК «Оса» состоял не только на вооружении советской армии, но и активно поставлялся на экспорт. Им были вооружены многочисленные союзники СССР в разных регионах планеты: страны Варшавского договора, Индия, Ирак, Ливия, Сирия и другие. Несмотря на то что серийное производство «Осы» уже давно прекращено, этот комплекс до сих пор стоит на вооружении сухопутных сил России, Украины, Белоруси, Польши, Сирии и других стран. Вскоре после распада СССР 18 ЗРК «Оса» были проданы Греции, которая стала первой страной НАТО, взявшей его на вооружение.

Боевое крещение комплекса состоялось в начале 80-х годов на Ближнем Востоке. Сирийцы активно использовали «Осы» для противодействия израильской авиации. В 1982 году сирийская ПВО и военно-воздушные силы, практически полностью укомплектованные советской техникой, были наголову разбиты израильтянами (операция «Медведка 19»). Несмотря на это, «Оса» показал себя на этом сложном театре боевых действий, как весьма эффективное и надежное оружие. Даже если РЛС комплекса была подавлена помехами, наличие оптического канала наведения позволяло обнаруживать и сопровождать цели. Сирийским (или советским) зенитчикам удалось сбить большое количество израильских БПЛА и истребитель-бомбардировщик F-4E.

Следующим конфликтом, в котором участвовал ЗРК «Оса», стала гражданская война в Анголе. В ходе боевых действий комплексу удалось сбить два беспилотных аппарата и один самолет-разведчик.

Во время первой кампании в Персидском заливе американцы уделяли огромное внимание нейтрализации ЗРК «Оса», которые находились на вооружении армии Саддама. Они считали этот комплекс одним из наиболее боеспособных элементов системы ПВО Ирака, особенно опасным для крылатых ракет. Чтобы поближе познакомиться с советским оружием, американский спецназ предпринял дерзкий рейд, во время которого один из комплексов был захвачен и вывезен из страны вместе с документацией и пленными зенитчиками.

ЗРК «Оса» использовались обеими сторонами во время российско-грузинской войны 2008 года. Российской армии удалось захватить пять боевых машин в качестве трофеев.

Несмотря на то что ЗРК «Оса» тяжело назвать современным видом вооружения, он продолжает активно эксплуатироваться. За многие десятилетия службы этот комплекс противовоздушной обороны зарекомендовал себя, как оружие, способное выполнять свои задачи в самых сложных условиях.

В последние годы было разработано несколько вариантов модернизации ЗРК «Оса». В 2003 году была представлена белорусская модификация комплекса под названием «Оса-1Т». Радиоэлектронное оборудование комплекса было переведено на современную элементарную базу, что уменьшило его габариты, повысило надежность и помехозащищенность. Белорусам удалось значительно повысить боевые качества ЗРК, особенно его способность работать по высокоскоростным и маневренным целям. По словам разработчиков, ЗРК «Оса-1Т» может эффективно поражать малозаметные цели, выполненные с использованием технологий «стелс».

В 2011 году начались испытания ЗРК «Стилет» — совместной разработки Украины и Белоруси, созданной на основе комплекса советского «Оса».

В 2003 году широкой общественности был представлен SA-8 Sting – вариант модернизации комплекса «Оса», разработанный польскими специалистами.

Технические характеристики

Масса ракеты 9М33М3, кг 126,3
Скорость полета ЗУР, м/с 500
Дальность обнаружения цели, км до 45
Дальность поражения цели, тыс. м 1,5-10
Высота поражения цели, тыс. м 0,025-5
Макс. скорость цели, м/с 500
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,5..0,85
Количество ракетных каналов 2
Время реакции, сек. 16…26
Время развертывания в боевое положение, мин до 4
Число ЗУР на боевой машине, шт. 6
Макс. скорость передвижения по шоссе, км/ч 70
Боевой расчет, чел. 4

Зенитный ракетный комплекс 9К33М3 «Оса-АКМ»

В 1977 г. были проведены заводские испытания модернизированной боевой машины 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2, по результатам которых ракета была доработана в части радиовзрывателя и электросхемы, получив наименование ЗУР 9М33М3. Государственные испытания модернизированного варианта комплекса, получившего обозначение 9К33М3 («Оса-АКМ»), проводились на Эмбенском полигоне с сентября по декабрь 1979 г. (начальник полигона В. В. Зубарев) под руководством комиссии во главе с А. П. Зубенко, а в 1980 году комплекс был принят на вооружение.

Зенитный ракетный комплекс 9К33М3 «Оса-АКМ» предназначен для защиты войск на марше и в подвижных видах боя, а также стратегических наземных объектов от пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения на малых и средних высотах.

Комплекс находится на вооружении и успешно эксплуатируется в ВМФ, войсковой ПВО ВС РФ, в вооруженных силах стран СНГ и в армиях более 20 стран дальнего зарубежья, участвовал в боевых действиях и показал прекрасные результаты. С 1989 года серийный выпуск ЗРК «Оса-АКМ» прекращен.
Все боевые средства комплекса вошли в состав одной боевой машины ЗРК «Оса-АКМ» на самоходной колесной базе. Боевая машина ЗРК «Оса-АКМ» автономна и может самостоятельно обнаруживать, опознавать и обстреливать воздушные цели в любой погодной и боевой обстановке. При этом обнаружение воздушных целей ведется как на марше, так и при расположении на месте, а переход к сопровождению одной из целей и пуск ракет осуществляются с короткой остановки или с места. Наиболее опасные цели могут быть обстреляны одновременно двумя ракетами.

В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения и сопровождения цели, система наземного радиозапросчика, двухканальные радиолокационные станции визирования ракет и передачи команд, телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и НРЗ, стабилизирована относительно горизонта.

В качестве базы комплекса «Оса-АКМ» используется плавающее шасси 5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). На нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л. с.). Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе до 80 км/ч. Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя.

Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке. Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса «Оса-АКМ» имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. Электропитание аппаратуры на ходу осуществляется от газотурбинного агрегата 9И120, а на стоянке — от генератора отбора мощности, работающего от ходового двигателя. Предусмотрена защита экипажа от средств массового поражения ТЗМ 9Т217БМ2 размещается на аналогичном колесном шасси.

Зенитная управляемая ракета 9МЗЗМЗ скомпонована по аэродинамической схеме «утка» и состоит из планера, двигательной установки, боевого снаряжения, бортовой аппаратуры управления полетом. Ракета снабжена твердотопливным одноступенчатым двухрежимным ракетным двигателем и управляется по радиокомандам. Крылья ракеты объединены в блок, свободно вращающийся относительно продольной оси. Наведение на цель радиокомандное. Боевая часть ракеты — осколочно-фугасного действия. Неотъемлемой частью ЗУР является транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета находится в течение всего времени эксплуатации. Ракета поставляется в войска в окончательно снаряженном виде. В процессе эксплуатации ракета подвергается только периодическим проверкам технического состояния с помощью АКИПС 9В242-1.

ЗРК «Оса-АКМ» по сравнению с предыдущими модификациями обладает возможностью поражения на практически нулевой высоте зависающих (и летящих со скоростями до 80 м/с) вертолетов на дальностях от 2 до 6.5 км при курсовом параметре до 6км. Находящиеся на земле вертолеты типа «Хью-Кобра» поражаются с вероятностью 0,07-0,12, летящие на высоте 10 м — 0,12-0,55, зависающие на высоте 10 м — 0,12-0,38. При стрельбе по вертолетам на высотах менее 2 м в комплексе используется специальный метод наведения ЗУР с полуавтоматическим сопровождением цели по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира.

Впервые комплекс был использован в боевых действиях в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам при этом было сбито несколько самолетов. Для борьбы с «Осой» стали использоваться самые различные приемы снижения его боеспособности. Кроме радиоэлектронного подавления, на позиции ЗРК запускались беспилотные летательные аппараты, имитирующие действия боевых самолетов. После того как был израсходован запас ЗУР, по позициям комплексов наносила удар израильская авиация. Так, в одном из боев в результате такой атаки были уничтожены три сирийских ЗРК «Оса», но четвертый смог уничтожить израильский самолет РР-4Е.

«Оса» неоднократно использовалась в боевых действиях в Анголе против ВВС Южной Африки. Так, в период 1987-1988 гг. подразделением ЗРК «Оса» были сбиты два ДПЛА и один самолет. ЗРК использовались Ливией при отражении воздушных ударов американских самолетов в апреле 1986 г.
При подготовке операции «Буря в пустыне» военные специалисты США рассматривали комплекс как одно из самых эффективных средств ПВО Ирака. Поэтому накануне самой операции подразделения спецназа многонациональных сил захватили на территории Кувейта ЗРК «Оса» вместе с расчетом и технической документацией с целью изучения и организации эффективной борьбы с ним. В ходе начавшихся боевых действий эти ЗРК стали одними из первоочередных объектов для подавления различными средствами. Однако и в такой сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК «Оса» показал себя одним из наиболее эффективных средств ПВО, особенно в борьбе с крылатыми ракетами «Томагавк».

История создания

27 октября 1960 года Советом Министров было принято Постановление № 1157-487 о разработке зенитных ракетных комплексом «Оса» и «Оса-М», соответственно для ПВО Сухопутных войск и ВМФ. Разработка ракет велась по единым тактико-техническим требованиям и существенных различий в их конструкции не было.

Разработчики:

  • головной по комплексу в целом и конкретно по станциям обнаружения и головке самонаведения — НИИ-20 ГКРЭ, гл. конструктор В.П.Ефремов;
  • по ракете КБ-82, главный конструктор Потапов;
  • по корабельной рулевой установке — ЦКБ-34;
  • двигательная установка — ОКБ-81 ГКАТ;
  • боевая часть — НИИ-24;
  • радиовзрыватель — НИИ-571.

Работы по «Осе-М» шли долго и сложно сквозь технические сложности и административные бури.

Пусковая установка ЗИФ-122

Для комплекса «Оса-М» в ЦКБ-34 была разработана корабельная пусковая установка СМ-126. Но Приказом ГКОТ от 20.Х1.1963 года работы по ПУ с ЦКБ-34 были сняты и переданы
ЦКБ-7 (ныне ПО «Арсенал»), которое начало проектировать новую пусковую ЗИФ-122.

В августе 1964 года КБ-82 было освобождено от работ по ракете, а головным исполнителем было назначено ОКБ-2 ГКАТ, главный конструкттор Грушин. При этом вес ракеты увеличился с 65 кг до 115 кг, диаметр (калибр) со 180 до 210 мм, длина с 2650 мм до 3-х метров и т.д. Первоначальный проект предусматривал самонаведение ракеты, затем же пе-
решли к проекту с командными методами наведения.

«Оса-М» полностью унифицирована с войсковым комплексом «Оса» по ракете 9М33 и на 70% по системам управления.

Система управления огнем

Антенный пост ЗРК «Оса-М»
Схема антенного поста ЗРК «Оса-М»

Отличительной особенностью комплекса «Оса-М» является то, что он самостоятельно может решать задачу обнаружения целей, для чего в состав СУ, кроме средств сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд на ракеты включена радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение целей, летящих на высоте 3,5 — 4 км на дальности до 25 — 30
км и на больших высотах на дальности до 50 км. Координаты обнаруженной и опознанной цели поступают на станцию сопровождения, где используются для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску цели по углу места. Благодаря совмещению режимов обнаружения и захвата цели на сопровождение в одной системе время реакции комплекса сокращается на 6 — 8 секунд.

Система управления состоит из станций обнаружения целей, сопровождения цели и визирования ракет, передачи команд, пульта для трех операторов, а также приборов сопряжения и управления приводами. Наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом. Радиолокационные системы комплекса работают в сантиметровом диапазоне и содержат устройства помехозащиты.

В комплексе «Оса-М» возможен также прием целеуказания от корабельной системы обнаружения и целеуказания.

Зенитная управляемая ракета 9М33

Схема зенитной ракеты 9М33 © А.Карпенко

Ракета 9М33 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается.

Пусковая установка ЗИФ-122

Схема пусковой установки ЗИФ-102
Спаренная пусковая установка ЗИФ-122

Пусковая установка комплекса «Оса-М» ЗИФ-122 разработана ЦКБ-7 под руководством В.А.Хромцова. В походном положении подъемная часть с пусковыми балками и вращающейся частью находится под палубой в специальном погребе, в котором размещен боекомплект. Направляющая балка в опущенном состоянии располагается вертикально. Ракеты размещаются на четырех барабанах, на каждом барабане может быть установлено по пять ракет.

При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередными двумя ракетами. Время перезаряжания ПУ находится в пределах 16-21 секунд. Скорострельность — 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд.

Вес ПУ без боекомплекта 6850 кг.

Принцип боевой работы

После схода с пусковой установки и автоматического (неуправляемого радиокомандами) полета ракета «захватывается» станцией визирования ракет, выводится на цель. Наведение
ракеты с требуемой точностью осуществляется СУ с использованием командного метода управления полетом по одному из реализованных в системе методов: «трехточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трехточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям и метод по надводным целям.

ЗРК «Оса-М»

При приближении ракеты к цели подается команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает из-
лучать радиомагнитные импульсы. При определенном уровне отраженных от цели сигналов происходит подрыв боевой части. По тактико-техническим требованиям предельный радиус срабатывания взрывателя 15м.

В случае пролета ракеты мимо цели на ракету подается команда на отключение радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом боевой части от часового механизма или разрушается при ударе о воду.

Испытания

В 1967 году начались испытания комплекса «Оса-М» на опытном судне ОС-24 пр.33 (бывший КР «Ворошилов»). В процессе испытаний был выявлен ряд неудачных конструктивных решений, потребовавших дополнительных исследований и доработок аппаратуры. После доработки комплекс испытывался на кораблях пр. 1124 и 1134. Испытания были завершены в 1971 году.

Принятие на вооружение

Модернизация

В 1975 году была начата модернизация комплекса, который получил наименование «Оса-МА». Минимальная высота поражения цели в модернизированном комплексе уменьшилась с 60 до 25 м.

Учебные стрельбы ЗРК «Оса-М»

Корабельные испытания «Осы-МА» проводились на малом противолодочном корабле пр. 1124 (тактический номер МПК-147) на Черном море. В 1979 году комплекс «Оса-МА»‘ был
принят на вооружение.

В первой половине 80-х годов была проведена вторая модернизация комплекса с целью -повышения эффективности стрельбы по низколетящим ПКР. Модернизированный комплекс «Оса-МА-2» мог поражать цели, летящие над гребнем волн на высоте от 5 метров.

Источники информации

А.Широкорад «Ракеты над морем», журнал «Техника и Оружие» №5, 1996

Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. «Оружие российского флота 1696-1996 гг.» СПб: Судостроение

А.В. Карпенко «Российское ракетное оружие 1943-1993». Санкт-Петербург, «ПИКА», 1993

Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. Техника и вооружения №5-6.99

Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия

Иван Мотлик

ЗРК «Оса» – кусает в небесах

С появлением военных самолетов возникла необходимость защиты от них. Самым первым оружием противовоздушной обороны стала противоаэропланная пушка Лендера, которую в 1914 году построили на Путиловском заводе Санкт-Петербурга. Ее применили для защиты от налетов немецкой авиации в Первой мировой войне.

С тех пор прошло много лет. Появление новых самолетов влекло за собой совершенствование ПВО. На защиту неба нашей Родины встал автоматизированный войсковой ЗРК “Оса”.

Как создавалась «Оса»

В 50-е годы прошлого века резко изменилась тактика ведения воздушной войны, на смену артиллерийским орудиям пришли управляемые ракеты.

Наведение осуществлялось по информации с РЛС. Это заставляло летчиков искать спасения на больших высотах или наоборот прижиматься к земле, лететь в мертвой зоне радаров. Встал со всей остротой вопрос защиты мотострелковых дивизий от воздушных атак самолетов на бреющем полете.

Для исправления создавшегося положения Совмин СССР выпустил постановление с задачей в кратчайшие сроки разработать современный ЗРК.

Предварительно проект назвали «Эллипсоид».

В нем комплексу предписывалось:

  • комплекс должен быть размещён на одном шасси;
  • РЛС ЗРК должны были работать не только в боевом положении, но и во время движения;
  • пусковые установки должны обладать возможностью стрельбы во время коротких остановок;
  • общая масса ракеты не должна превышать 65 кг, это было необходимо для быстрой перезарядки пусковой установки силами расчёта.

Разрабатывать новое зенитное оружие поручили старейшему в стране НИИ-20 ГКРЭ. Назначение главным конструктором получил М. М. Косичкин, первопроходец в сфере исследования малогабаритной артиллерийской радиолокации в подвижном бою.

Средства поражения создавал Тушинский машиностроительный завод, возглавляемый тогда А. В. Потопаловым, человеком с опытом (в свое время он занимался созданием самолета-снаряда 10Х).

Ракетную установку поручили спроектировать Государственному конструкторскому бюро компрессорного машиностроения, ныне АО «НПП «Старт» имени А. И. Яскина.

Выполнить такой амбициозный замысел очень непросто. Достаточно сказать, что у американцев аналогичный проект примерно в то же время не получился, и они его закрыли. Английский Sea Cat с ракетой «Тайгер Кэт» уступал нашему комплексу по всем показателям.

В 1962 году разработчики все еще продолжали заниматься экспериментами в лабораториях. Долго не получалось надежное ракетное топливо и электронные приборы управления.

Недовольство низким темпом создания «Осы» вылилось в новые назначения. Создание ракеты 9МЗЗ перепоручили ОКБ-2 ГКАТ во главе с П. Д. Грушиным. Этот талантливый человек руководил созданием ракеты 1Д для ЗРК С-75, сбившей американский самолёт-шпион U-2, пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом.

Срок готовности перенесли на второй квартал 1965 года с корректировкой требований к ракете:

Масса ракеты Разрешили увеличить массу до 110…115 кг
Объект доступный засечке локатором Аналогичный МИГ — 19
Скорость цели Возможность сбивать цели на скорости до 500 м\с
Высота полета Возможность сбивать цели на высоте от 50…100м до 5 км на сверхзвуковых скоростях
Возможность сбивать цели на высоте до 6…7 км на дозвуковых скоростях
Дальность поражения 8…10 км на сверхзвуковых скоростях
до 10…13 км на дозвуковых скоростях

Испытания ракет начались по плану, и к 1967 году полностью комплекс решили представить для испытаний. Но Государственная комиссия, которую возглавлял Т. А. Микитенко, обнаружила расхождения в возможностях изделия с плановым заданием. Недостатки:

  1. Малая эффективность и надежность.
  2. Слишком длительная подготовка к стрельбе.
  3. Недостаточная высота уничтожения целей.
  4. Прогар соплового блока при запуске.
  5. Недопустимые ошибки наведения.
  6. Невозможность ведения огня при некоторых положениях ПУ.
  7. Затенение сектора обзора пусковой установкой спереди.

Частичная вина заказчика, пропустившего такие недостатки еще при создании чертежей, не искупала вину конструкторов.

Ранее под его руководством создавался ЗРК «Круг». В заместители определили – И. М. Дризе (20.03.1927 – 3.11.2016), который уже работал с Ефремовым над «Кругом». При этом начало комплексного испытания «Осы» перенесли на весну 1970 года.

Параллельно с созданием сухопутного, разрабатывался морской вариант «Осы».

Создание шасси 937, позже переименованного в 5937 «Основа», доверили Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома с требованием сделать его колесным и плавающим.

Успешно сдав экзамен Госкомиссии, с 4 октября 1971 года его приняли на вооружение, с этого момента ЗРК “Оса” начал поступать в Советскую Армию. Для нужд ВМФ был выпущен вариант ЗРК “Оса-М”. По классификации НАТО, этот комплекс числится как SA-8 “Gecko.

Состав комплекса, его ТТХ и возможности

ЗРК “Оса” это не только пусковая установка с ракетами, это сложная боевая система, состоящая из нескольких элементов:

  1. Пусковая установка 4 ракет на многоцелевом шасси, на ней же установлена РЛС наведения, а также другое оборудование необходимое для наводки и стрельбы.
  2. Транспортёр боеприпасов, с оборудованием для перезарядки пусковых труб комплекса “Оса”. На нем же укладка 8 дополнительных ракет для перезарядки.
  3. Средства технического контроля и обслуживания на самоходном шасси.

Любая погода не может помешать «Осе» опознать и двумя пусками ЗУР за несколько секунд уничтожить ЛА противника на любой высоте.

Приведение к бою занимает не дольше пяти минут.

Аппаратуру на марше питает газотурбинный агрегат 9И120, на постоянной ОП – двигатель.

На трехосное шасси БАЗ-5937 установлен дизель. Водные преграды преодолевает с помощью водомета. Средства навигации обеспечивают топографическую привязку ОП и прокладку маршрута при перемещениях.

Габариты позволяют транспортировку Ж\Д платформами и военно-транспортным Ил-76.

На гусеничном самоходном шасси смонтированы:

  1. СОЦ, система служащая для обнаружения летательных аппаратов противника.
  2. ССЦ, РЛС сопровождения, её задача в контроле и сборе информации о цели противника для определения её направления и параметров движения.
  3. СРП, компьютер, задача которого обработка информации и определение параметров запуска боевой ракеты для уничтожения цели.
  4. ЗУР модели 9М33, они должны стартовав по указанной программе достичь и уничтожить цель в заданном квадрате.

Тактико – технические характеристики комплекса изложены в таблице:

9К33
Классификация Зенитный ракетный комплекс
Боевая масса 18 т
Экипаж 5 человек
История
Cтрана производитель СССР
Годы производства
1970…1975
1970…1975
1980…1988
9К33
9К33М2
9К33М3
Годы эксплуатации с 1971
Количество выпущенных более 1200 шт.
Основные операторы СССР, РФ, Украина, Белоруссия
Размеры
Длина корпуса 9140 мм
Ширина 2750 мм
Высота 4200 (с опущенным радаром)
Вооружение
Дальность стрельбы 1,5 …10 км
Другое вооружение 4 х ЗУР 9М33 (6 ЗУР на модификациях)
Подвижность
Тип двигателя 5Д20Б-300Б
Мощность двигателя 300 л.с.
Скорость по шоссе 70 км\ч
Скорость 35 по бездорожью
7…10 на плаву
Запас хода по шоссе 500 км
Колёсная формула 6х6
Тип подвески индивидуальная, торсионная на поперечных рычагах
Преодолеваемый брод плавает

За успешное выполнение задания многих участников постройки новейшего ЗРК наградили Ленинской и Государственной премиями СССР.

Модификации ЗРК «Оса»

Известны следующие модификации этого зенитного комплекса. Различия в основном касаются электронной начинки, РЛС и эксплуатационных и боевых характеристик боеприпасов.

  • 9К33М2 «Оса-АК» (ЗУР увеличены до 6 шт.) – 1975г;
  • 9К33БМ3 – 1980г;
  • 9К33 – Применяется в республике Беларусь с 2003г;
  • 9А33Б – (увеличена дальность поражения до 12 км.) Поступил на вооружение в РБ с 2016г;
  • T38 «Стилет» – на Украине с 2010г;
  • SA-8 Sting – в Польше с 2003г.

Боевое применение ЗРК «Оса»

Первая Ливанская война испытала комплекс «Оса» в бою. Отражая налеты Израильских ВВС, ливанцы смогли поразить несколько самолетов.

Тогда израильтяне беспилотниками, которые изображали реальные цели, заставляли расчеты истратить весь боезапас, и только потом бомбили позиции ЗРК. Им удалось уничтожить три установки, четвертая сбила израильский самолет РР-4Е.

В октябре 1981 года ЗРК «Оса» управляемый бойцами фронта Полисарио сбила самолет ВВС Марокко (воздушный КП С-130Н «Геркулес»). Затем они смогли уничтожить истребитель Mirage F.1.

В Анголе за время боев ЗРК уничтожили пару БЛА и один разведывательный самолет. В апреле 1986 года Ливия использовала «Осу» для отражения американских авианалетов.

Готовясь к «Буре в пустыне», американский спецназ выкрал у Кувейта ЗРК «Оса» вместе с расчетом и всеми документами, чтобы узнать, как с ним бороться.

Несмотря на это, Кувейт смог уничтожить один «Томагавк» в 1991 году. Проданный Ираку 9К33М2 фигурировал в Ирано-Иракском конфликте 1984 года.

По непроверенным данным в 2008 году с грузинской стороны расчет установки «Оса» сбил российский Ту-22М3 во время проведения операции по принуждению Грузии к миру. В Сирии оппозиция сбила из трофейной «Осы» один вертолет Ми-8 и один Ми-17 правительственных войск.

В разных модификациях «Оса» поставлялась более чем в 17 странах мира и везде зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Советские конструкторы заложили в комплекс такой запас прочности и такую возможность его модернизации, что ЗРК еще долго будет защищать небеса тех стран, где по сей день стоит на вооружении.

Дивизионный автономный самоходный зенитный ракетный комплекс «Оса»

Разработка автономного войскового самоходного зенитного ракетного комплекса «Оса» (инд. 9К33, на стадии разработки ТТТ комплексу было присвоено название «Эллипсоид») была начата в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 27.10.1960. Комплекс был предназначен для поражения целей, летящих на высоте от 50-100 до 5000 метров со скоростью до 500 метров в секунду на дальностях от 800-1000 м до 8000-10000 м. Впервые ставилась задача разработать автономный комплекс с размещением на одном плавающем самоходном шасси не только всех боевых средств, включая пусковую установку с ракетами и радиолокационные станции, но и средств контроля, навигации, топографической привязки, связи, а также источников электропитания. К новым требованиям также относилось обнаружение воздушных целей в движении с дальнейшим поражением их огнем во время коротких остановок.

Масса зенитной управляемой ракеты не более 60-65 килограмм, что позволяло заряжать пусковую установку вручную силами двух военнослужащих.
Основное предназначение комплекса — прикрытие средств и сил мотострелковых дивизий от низколетящих целей.

Этим же Постановлением задавалась разработка корабельного зенитного ракетного комплекса «Оса-М» с использованием части радиоэлектронных средств и ракеты комплекса «Оса».
Работы по комплексу «Оса» проходили непросто. Если неудачи во время разработки зенитного ракетного комплекса «Куб» стоили двум главным конструкторам занимаемых должностей, то при проектировании «Осы» сменили не только главных конструкторов, но и организации — разработчиков шасси самоходной установки и ракеты.
Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса в целом и боевой машины 9А33 определили НИИ-20 ГКРЭ. Главный конструктор машины и комплекса – Косичкин М.М.
Разработка ракеты была поручена конструкторскому бюро завода № 82 Мосгорсовнархоза (руководитель Потопалов А.В.). В начале 1950-х гг. этот завод первым в СССР освоил серийное производство зенитных ракет, разработанных коллективом Лавочкина, для первенца зенитных ракетных войск противовоздушной обороны страны – «Системы-25». Предполагали, что подобно другим конструкторским бюро, ранее созданным при заводах и в конце 1950-х гг., перешедших к самостоятельному проектированию, КБ Потопалова сможет создать зенитную управляемую ракету с необходимыми характеристиками.
Как и в случае ПУ комплекса «Куб», разработку боевой машины поручили СКБ-203 Свердловского совнархоза под руководством Яскина А.И.
На определении концепции построения зенитного ракетного комплекса «Оса» значительное влияние оказали данные о проведении в Соединенных Штатах работ по созданию самоходного автономного ЗРК «Маулер» с установкой всех средств на шасси гусеничного многоцелевого бронетранспортера М-113, широко внедряемого в то время. Отметим, что американцам, в конечном счете, создать этот комплекс не удалось.
Достигнутые в СССР в конце 1950-х годов блестящие успехи в области разработки колесных вездеходов (главным образом – под руководством Грачева В.А.) определили выбор в качестве шасси для зенитного ракетного комплекса «Оса» одного из образцов плавающих бронетранспортеров, которые разрабатывались для мотострелковых частей несколькими конструкторскими коллективами в конце 50-х — начале 60-х годов.
В январе 1961 года конструкторское бюро завода ЗиЛ от участия в работах по комплексу «Оса» отказалось, поскольку грузоподъемность разрабатываемого шасси ЗиЛ-153 (1,8 тонн) для размещения систем комплекса и пусковой установки с ракетами была явно недостаточной. Недостаточная грузоподъемность стала причиной отказа от победителя конкурса бронетранспортеров — БТР-60П разработанного Горьковским автозаводом. Несколько последующих лет работы велись применительно к колесному шасси «объекта 1040», создаваемого на базе бронетранспортера «объект 1015», разработанного в КБ Кутаисского автомобильного завода Совнархоза ГССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск.
В 1961 г. выпустили аванпроект зенитного ракетного комплекса «Оса», в котором определили основные ТТТ решения и характеристики ракеты, а также комплекса в целом.
Уже на стадии аванпроекта были выявлены тревожные признаки расстыковки показателей элементов комплекса и ракеты, разрабатываемых разными организациями.

Первоначально для ракеты, аналогично комплексу «Куб», приняли полуактивную радиолокационную головку самонаведения. ГСН и автопилот были объединены в многофункциональный блок. Вес данного важнейшего элемента бортового оборудования по сравнению с заданным весом был превышен в 1,5 раза и достигал 27 килограмм. Вообще, по мнению ГРАУ, использование такой головки самонаведения было недостаточно обоснованно по сравнению с вариантом радиокомандной системы, имеющей инфракрасную головку самонаведения, также рассматривался в аванпроекте.
Большая «воронка» мертвой зоны, которая достигала в диаметре 14 тыс. м на высоте 5 тыс. м, делала зенитный реактивный комплекс уязвимым от атак самолетов, которые действуют на средних высотах с последующим пикированием на цели.
Также нереальными оказались заложенные в проект зенитного управляемого комплекса характеристики двигательной установки. Конструкторы уже на ранней стадии отказались от применения прямоточного двигателя – в относительно малых ракетах данный двигатель не обеспечивал преимуществ по сравнению с обычным твердотопливным двигателем. Но и для твердотопливных реактивных двигателей технологией тех лет не обеспечивалось создание рецептур топлива с необходимой энергетикой. Вместо необходимого удельного импульса 250 кг×с/с при использовании топлива разработанного НИИ-9 обеспечивалось лишь 225-235 кг×с/с, а разработанного ГИПХ – 235-240 кг×с/с.
На боевой машине нужно было установить средства комплекса общим весом 4,3..6 тонн, что значительно превышало грузоподъемность колесного шасси типа БТР.
Основные характеристик ЗРК «Оса» по проектным материалам разработчика представлены ниже в сравнении с требованиями заказчика и техническими характеристиками американского ЗРК «Маулер», заявленными на начало 1960-х гг.

Сравнительные характеристики проектов зенитных ракетных комплексов «Оса» и «Маулер»
Максимальная дальность:
«Оса» по ТТТ – 8-10 км;
«Оса» по проекту – 8 км;
«Маулер» – 8 км;
Минимальная дальность:
«Оса» по ТТТ – 0,8-1 км;
«Оса» по проекту – 1-1,2 км;
«Маулер» – 1-1,5 км;
Максимальная высота – 5000 м (для всех вариантов);
Минимальная высота:
«Оса» по ТТТ – 50-100 м;
«Оса» по проекту – 100 м;
«Маулер» – 100 м;
Параметр:
«Оса» по ТТТ – до 4 км;
«Оса» по проекту – до 5 км;
«Маулер» – до 5 км;
Вероятность поражения одной зенитной управляемой ракетой цели типа МиГ-15:
«Оса» по ТТТ – 0,5-0,7;
«Оса» по проекту – 0,3-0,5;
Вероятность поражения одной зенитной управляемой ракетой цели типа Ил-28:
«Оса» по ТТТ – 0,5-0,7;
Скорость цели:
«Оса» по ТТТ – 500 м/с;
«Оса» по проекту – 500 м/с;
«Маулер» – 660 м/с;
Масса комплекса:
«Оса» по проекту – 13,5 т;
«Маулер» – 27 т;
Масса шасси:
«Оса» по проекту – 10,0 т;
Масса ракеты:
«Оса» по ТТТ – 60-65 кг;
«Оса» по проекту – 65 кг;
Масса боевой части:
«Оса» по проекту – 10,7 кг;
«Маулер» – 9,0 кг;
Длина ракеты:
«Оса» по ТТТ – 2,25-2,65 м;
«Оса» по проекту – 2,65 м;
«Маулер» – 1,95 м;
Диаметр ракеты:
«Оса» по проекту – 0,18 м;
«Маулер» – 0,14 м.
В связи с неувязкой технических характеристик компонентов комплекса и ракеты по решению ВПК выпустили дополнение к эскизному проекту. На данной стадии отказались от полуактивного радиолокационного самонаведения и перешли к радиокомандному наведению. Величина максимальной дальности поражения при этом составила 7700 м вместо заданных 8-10 тыс. м. Требуемую верхнюю границу зоны поражения обеспечивали только для целей на околозвуковых скоростях.
Поскольку по проекту бронетранспортер Кутаисского завода имел грузоподъемность 3,5 тонны, для установки на нем средств комплекса весом минимум 4,3 тонны было решено исключить пулемётное вооружение и перейти на использование легкого 180-сильного дизельного двигателя, вместо примененного на прототипе аналогичного двигателя мощностью 220 л.с. Также рассматривалось колесное шасси ММЗ-560 Мытищинского завода, однако его использование было связано с неприемлемым увеличением веса ЗРК до 19 тонн.
В 1962 году выпустили тех. проект комплекса, однако работы фактически находились на стадии экспериментальной лабораторной отработки систем комплекса.
В 1963 году изготовили первые нештатные бросковые макеты ракет, но ни одной экспериментальной зенитной управляемой ракеты с двухступенчатым двигателем для проведения автономных испытаний подготовить не удалось. В связи с невыполнением заданного значения удельного импульса вес топливного заряда был превышен на 2 килограмма. Стартовый вес ракеты при массе боевой части в 9,5 кг составил 70 килограмм вместо 60-65 килограмм заданных в тактико-технических требованиях. Не поставили твердотопливный заряд разработки НИИ-9 ГКОТ, отработка заряда в ГИПХ шла плохо. Для улучшения эксплуатационных характеристик прорабатывали замену воздушного шар-баллона пороховым аккумулятором давления.
Завод 368 и НИИ-20 вместо 67 комплектов бортовой аппаратуры изготовили только семь, опытной образец радиолокационной станции в НИИ-20 в заданный срок (3 квартал 1962 года) подготовлен не был.
Кроме того, Кутаисский завод массу шасси превысил на 350 килограмм в сравнении с представленной в техническом проекте величиной – 9000 кг. В результате исключалась транспортабельность ЗРК самолетом Ан-12.
В КБ-81 сорвали сроки отработки двухступенчатого твердотопливного реактивного двигателя. В двигателе предусматривалось применение 31,3-килограммового комбинированного заряда, изготавливаемого методом проходного прессования. В стартовом заряде использовалась телескопическая схема, в маршевом – простая одноканальная. В НИИ-9 была разработана рецептура ТПМК – смесь поливинилбутадиена и перхлората аммония. Удельный импульс был меньше заданного на 17 кгс/кг. Для выхода из сложившейся ситуации конструкторское бюро завода № 82 начало разработку двигателя собственной конструкции на разработанном ГИПХ топливе с массой заряда 36 кг. Заряд изготавливался методом свободного литья. Удельный импульс для этой, более перспективной рецептуры, должен был достичь необходимого уровня.
Хотя создание радиоэлектронных средств ЗРК шло относительно успешно, разработка наземного оборудования отставала. В НИИ-20 шасси для насыщения оборудованием не поставили и не укомплектовали электроэнергетическим оборудованием.
В результате, ни совместные, ни заводские летные испытания ЗУР 9М33 не были начаты в заданный срок. К началу 1964 г. провели лишь четыре запуска ракет с многофункциональным блоком системы управления МФБ-К в разомкнутом контуре. Только один запуск был успешным. На завод № 82 поставили 11 данных блоков, в то время как планировалось 118 ед.
Компоновка ЗУР 9М33 ЗРК «Оса». 1. Передатчик радиовзрывателя 2. Рулевая машинка 3. Блок питания 4. Воздушный аккумулятор давления 5. Приемник радиовзрывателя 6. Аппаратура радиоуправления 7. Автопилот 8. Боевая часть 9. РДТТ 10. Шарнир стабилизатора
Решением ВПК № 11 от 08.01.1964 наряду с вынесением предупреждения Косичкину, Потопалову, а также разработчику корабельной «Осы-М» Малиевскому А.П. организовали комиссию по оказанию необходимой помощи возглавляемую Джапаридзе В.А., начальником НИИ-2 ГКАТ. Включение в комиссию главного конструктора зенитного ракетного комплекса для Войск ПВО Расплетина А.А. и разработчика ракет для данных комплексов Грушина П.Д. определило крайне неблагоприятный исход для коллектива Потопалова и его лично.
Неудачу КБ завода № 82 предопределил излишний оптимизм в оценке перспектив развития советских твердых топлив, а также элементной базы для бортовой аппаратуры систем управления. В те годы принципиальную реализуемость радиоуправляемой зенитной ракеты со стартовым весом 65 килограмм ставил под сомнение тот факт, что даже самые легкие ракеты класса «воздух-воздух» советского производства весили минимум 83 килограмма. При этом двигательные установки ракет «воздух-воздух» обеспечивали гораздо меньшее приращение скорости в сравнении с требуемой для ЗУР.
По результатам работы комиссии подготовили Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 07.09.1964, которое предусматривало освобождение Тушинского Машиностроительного завода (завода № 82) от работ по 9М33. Вместо к работам подключалось ОКБ-2 ГКАТ возглавляемое Грушиным. Постановлением устанавливался новый срок начала испытаний – 2 квартал 1965 года. Также корректировались требования к ракете. Значение стартовой массы удвоили и довели до реально достижимого уровня – около 115 килограмм. Предписывалось обеспечить поражение цели с ЭПР МИГ-19, на дальности 8-10 тыс. м, летящей со скоростью 500 м/с, при высоте от 50-100 до 5000 м, и целей летящих на дозвуковых скоростях — на высотах до 6-7 тыс. м и дальности до 10-13 тыс. м. Главным конструктором ЗРК «Оса» вместо Косичкина назначили директора НИИ-20 Чудакова П.М.
Характеристики и технический облик новых ракет, а также доработанных под их использование элементов комплекса должны были представить в эскизном проекте, выпущенном в 1964 г.
Правительство установило новый срок предъявления зенитного ракетного комплекса на совместные испытания – 2 квартал 1967 года.
Уже в 1965 г. начали автономные испытания грушинской ракеты для ЗРК «Оса». На Эмбенский полигон (начальник Иванов П.И.) комплекс был предъявлен во втором полугодии 1967 года для проведения на совместные испытания. Однако уж в июле следующего года Госкомиссия во главе с Микитенко Т.А. приостановила испытания, поскольку выявили несоответствия представленного зенитного ракетного комплекса требованиям заказчика в части показателей надежности, эффективности, величины работного времени, а также нижней границы зоны поражения. Устранить прогорания соплового блока не удалось, при запусках реализовались значительные ошибки наведения. Подобные недостатки, как показывал опыт разработки других комплексов, в итоге устранялись при доработке, осуществляемой по результатам испытаний.
Однако комиссия обнаружила недопустимый недостаток, не устраняемый без коренной перекомпоновки БМ. При линейном расположении антенного поста радиолокационных средств и пусковой установки на одном уровне обстрел низколетящих целей находящихся за машиной полностью исключался. Кроме того, пусковой установкой затенялась значительный сектор радиолокационного обзора перед машиной. Это было очевидно еще на «бумажной» проектной стадии, однако в то время со стороны заказчика это не вызвало критики.
Распоряжением Совета министров СССР установили новый срок предъявления на совместные испытания доработанного зенитного ракетного комплекса – 2 квартал 1970 года. Главным конструктором «Осы» назначили директора НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ) Ефремова В.П., его заместителем – Дризе И.М.
Разработчикам были вынуждены отказаться от дальнейшего применения уже и так перегруженного шасси «объект 1040», которое не обеспечивало заданных запаса хода и показателей скорости боевой машины. В середине 1960-х гг. рассматривался, однако был отвергнут гусеничный транспортер МТ-ЛБ. Комиссия Президиума Совета министров по военно-промышленным вопросам приняла решение передать разработку с использованием агрегатов и узлов от ЗиЛ-135ЛМ узлов плавающего колесного шасси 937 (позднее «Основа» или 5937) для зенитного ракетного комплекса «Оса» Брянскому автомобильному заводу МАП. Конструктивно раздельные пусковая установка и антенный пост были объединены в единое АПУ (антенно-пусковое устройство).
На Эмбенском полигоне (начальник Кириченко В.Д.) в марте-июне 1970 года успешно прошли заводские испытания зенитного ракетного комплекса. В период с июля 1970 по февраль 1971 проводились совместные испытания под руководством государственной комиссии, возглавляемой Савельевым М.М. Комплекс приняли на вооружение 4 октября 1971 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР.
Одновременно на вооружение кораблей военно-морского флота поступил ЗРК «Оса-М».

В состав зенитного ракетного комплекса «Оса» (9К33) входили: боевая машина (БМ) 9А33Б со средствами пуска, наведения и разведки с 4 ЗУР 9М33, транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т217Б с 8 управляемыми ракетами, а также средства технического обслуживания и контроля, смонтированные на автомобилях.

Транспортно-заряжающая и боевая машины были размещены на трехосном шасси БАЗ-5937, которое снабжалось мощным ходовым дизельным двигателем, водометом для движения на воде, средствами навигации, топографической привязки, связи, жизнеобеспечения и электропитания комплекса (генератор отбора мощности ходового двигателя и газотурбинный агрегат). Самолетом Ил-76 обеспечивалась авиатранспортабельность. Также существовала возможность перевозки по железным дорогам в пределах габарита 02-Т.
РЛС обнаружения целей, размещенная на БМ 9А33Б представляла собой когерентно-импульсную радиолокационную станцию сантиметрового диапазона кругового обзора с антенной стабилизированной в горизонтальной плоскости. Это давало возможность производить поиск и обнаружение цели во время движения комплекса. Радиолокационная станция осуществляла круговой поиск вращением антенны (скорость 33 оборота в минуту), а по углу места – за счет переброски луча между тремя положениями при каждом обороте. При чувствительности приемника около 10-13 Вт, импульсной мощности излучения в 250 кВт, ширине луча по азимуту 1 градус, ширине луча по углу места – 4градуса (два нижних положения луча) и 19 градусов в верхнем положении (по углу места общий сектор обзора составлял 27 градусов) станция обнаруживала летящий на высоте 5 тыс. м истребитель на дальности в 40 км (на высоте 50 м – 27 км). Станция имела хорошую защиту от пассивных и активных помех.
Установленная на БМ радиолокационная станция сопровождения цели сантиметрового диапазона при чувствительности приемника 10-13 Вт, импульсной мощности излучения в 200 кВт, и ширине луча 1 градус обеспечивала захват цели на автоматическое сопровождение на дальности 14 километров при высоте полета 50 метров и 23 километра при высоте полета 5 тыс. м. СКО автосопровождения цели по угловым координатам – 0,3 д.у., по дальности – 3 метра. У станции имелась система селекции движущихся целей, а также различные средства защиты от активных помех. В случае сильных активных помехах сопровождение осуществлялось при помощи РЛС обнаружения и телевизионно-оптического визира.
В системе радиокомандного наведения ЗРК «Оса», в отличие от комплекса «Круг», использовалось два комплекта антенн среднего и широкого лучей для захвата и дальнейшего ввода в луч станции сопровождения цели двух зенитных управляемых ракет при запуске с минимальным интервалом (от 3 до 5 секунд). Кроме применяемых в комплексе «Круг» методам наведения в ЗРК «Оса» при ведении огня по низколетящим целям (высота полета от 50 до 100 метров) использовался метод «горки», который обеспечивал подлет управляемой ракеты к цели сверху. Это позволяло уменьшить ошибки выведения ракет на цель и исключить срабатывание радиовзрывателя от земли.
Зенитная управляемая ракета 9М33 выполнялась по схеме «утка». Стабилизация по крену отсутствует, поэтому в бортовой аппаратуре предусматривается раскладчик команд. Чтобы уменьшить креновой момент, создаваемый воздействием на крылья воздушного потока возмущенного рулями, крыльевой блок выполнялся свободно вращающимся относительно продольной оси. Основные блоки ракеты – командный радиоблок (аппаратура радиоуправления), литерный ответчик (аппаратура радиовизирования), автопилот, бортовой источник электропитания, радио-взрыватель, боевая часть и предохранительно-исполнительный механизм – размещались в носовой части зенитной управляемой ракеты. В хвостовой части располагались двигатель, антенны бортового ответчика и командного радиоблока, а также трассеры, используемые для сопровождения ракеты при помощи телевизионно-оптического визира.
Масса ракеты – 128 кг, включая 15-килограммовую боевую часть. Средняя скорость управляемой ракеты — 500 м/с. Длина ракеты – 3158 миллиметров, диаметр — 206 миллиметров, размах крыла — 650 миллиметров.
Зенитная управляемая ракета не требовала предстартовой подготовки, за исключением установки литера бортовой радиоаппаратуры при заряжении пусковой установки.

Комплексом обеспечивалось поражение целей движущихся со скоростью 300 м/с на высоте от 0,2 до 5 км в диапазоне дальностей 2,2-3,6…8,5-9 км (для целей на высотах 50-100 метров максимальная дальность уменьшалась до 4-6 километров). Для сверхзвуковых целей, (скорость до 420 м/с, высота 0,2-5 км) граница зоны поражения – до 7,1 км. Параметр составлял 2-4 километра.
Рассчитанная по результатам моделирования, а также боевых запусков зенитных управляемых ракет вероятность поражения цели тип «Фантом-2» (F-4C) одной ракетой на высоте 50 метров составляла 0,35-0,4, на высотах свыше 100 метров она увеличивалась до 0,42-0,85.
Самоходным шасси обеспечивались средние скорости движения ЗРК по грунтовым дорогам ночью — 25 км/ч, днем — 36 км/ч при максимальной скорости по шоссе – 80 км/ч. Максимальная скорость на плаву – 10 км/ч.
Ракету поставляли в войска в боеготовом виде. Она не требовала проверочных и подстроечных работ при эксплуатации (исключение ежегодные регламентные проверки).
Серийное производство боевых средств зенитного ракетного комплекса «Оса» организовали на:
— Ижевском электромеханическом заводе МРП (производились боевые машины 9А33Б);
— Кировском машиностроительном заводе имени XX партсъезда МАП (производились ЗУР 9М33).
За создание зенитного ракетного комплекса «Оса» некоторые разработчики (Рожнов A.M., Осипов В.В. и др.) были удостоены Ленинской премии. Белокриницкий Б.З. и другие стали лауреатами Госпремии СССР.
Работы по модернизации ЗРК с целью повышения его боевой эффективности и расширения зоны поражения (под шифром «Оса-А») были начаты в 1971 году в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР. Срок окончания работ – 1974 год. Также решением ВПК № 40 от 07.02.1973 было поручено провести ОКР по варианту ЗРК (в последствии получил название «Оса-К») с увеличенным количеством зенитных управляемых ракет на боевой машине до 6 шт. с их размещением в транспортно-пусковых контейнерах. Разработку ЗРК «Оса-А» и ЗРК «Оса-К» закончили в 1973 году проведением заводских испытаний опытных образцов. В октябре 1973 года совместным решением МАП, МРП, ГРАУ было предусмотрено переоборудование опытного образца БМ 9А33БМ зенитного ракетного комплекса «Оса-А» для установки на ней нового пускового устройства с шестью ракетами 9М33М2 размещенными в транспортно-пусковых контейнерах. В период с сентября 1974 по февраль 1975 года на Эмбенском полигоне ГРАУ (руководитель полигона Ващенко Б.И.) под руководством комиссии возглавляемой Сухоцким В.А. проводились совместные испытания переоборудованного образца БМ 9А33БМ2 в составе комплекса 9К33М2 («Оса-АК») и управляемой ракеты 9М33М2. На вооружение их приняли в 1975 году.

По сравнению с зенитным ракетным комплексом «Оса» комплекс «Оса-АК» имел расширенную зону поражения.
В БМ 9А33БМ2 изменили структуру счетно-решающего прибора, улучшили точностные характеристики контура управления, что обеспечило наведение ракеты на скоростную цель (500 метров в секунду вместо 420 у «Осы») и маневрирующую с перегрузками до 8 единиц (вместо 5). Обеспечили возможность поражения цели на скорости до 300 метров в секунду на догонных курсах. Улучшили условия автоматического сопровождения цели при пассивных помехах за счет введения режима в станции сопровождения целей внешней когерентности. Улучшили общую помехозащищенность комплекса. Часть блоков выполнили на новой элементной базе, что уменьшило их массу, габариты, потребляемую мощность и повысило надежность.
В ракете доработали радиовзрыватель введя в него двухканальный приемник с автономной схемой анализа высот в момент взведения. Это обеспечило несрабатывание радиовзрывателя от земли на высотах до 27 метров. Поскольку ЗУР размещалась в контейнере, ее оснастили крылом имеющим механизм раскрытия после старта. Верхние и нижние консоли в транспортном положении складывались навстречу. Перед стартом задняя и передняя крышки контейнера открывались и, вращаясь относительно осей крепления, подымались.
Срок гарантийного контроля увеличили с 1 до 5 лет. Радиационную стойкость ракеты повысили.
Боевая эффективность ЗРК «Оса-АК» в зависимости от положения точки встречи ЗУР и цели в зоне поражения составляла 0,5-0,85.
Однако, зенитный ракетный комплекс «Оса-АК» не мог эффективно бороться с вертолетами огневой поддержки – главным современным средством уничтожения танков. Устранение данного существенного недостатка было осуществлено при выполнении опытно-конструкторской работы «Мара», которая была начата в ноябре 1975 года в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР. Заводские испытания модернизированной БМ 9А33БМ2 оснащенной ЗУР 9М33М2 были проведены в 1977 году. По результатам данных испытаний ракету доработали в части электросхемы и радиовзрывателя. Новой зенитной управляемой ракета дани наименование 9М33МЗ. Госиспытания модернизированного варианта комплекса «Оса-АКМ» (9К33МЗ) проводились на Эмбенском полигоне в сентябре-декабре 1979 года (начальник полигона Зубарев В.В.) под руководством комиссии возглавляемой Зубенко А.П. В 1980 году ЗРК «Оса-АКМ» приняли на вооружение.
При ведении огня по вертолетам на высоте менее 25 метров в комплексе использовали специальный метод наведения зенитной управляемой ракеты с полуавтоматическим сопровождением целей по угловым координатам при помощи телевизионно-оптического визира.
В боевой машине 9А33БМ3 реализовали следующие мероприятия:
— благодаря введению дополнительного масштаба улучшили разрешающую способность индикатора кругового обзора станции обнаружения целей по азимуту и дальности;
— за счет доработки счетно-решающего прибора реализовали метод наведения зенитной управляемой ракеты с большим угловым упреждением ракетой линии визирования целей в вертикальной плоскости. Это снижало вероятность срабатывания радиовзрывателя от удара о землю и уменьшало влияние флюктуации сигналов по каналу на точность наведения;

— увеличили плотность потока осколков по направлению к цели. Это было достигнуто за счет выдачи команды на принудительной подрыв боевой части при подлете зенитной управляемой ракеты к цели;
— обеспечили выдачу на ракету команды коррекции области срабатывания радиовзрывателя согласно области разлета осколков боевой части при огне вдогон.
Ракета 9М33М3 от серийной зенитной управляемой ракеты отличалась доработанным радиовзрывателем.
Доработанный зенитный ракетный комплекс по сравнению с серийным образцом обладал возможностью поражения вертолетов зависающих на практически нулевой высоте и летящих на скорости до 80 м/с на дальностях от 2000 до 6500 м при курсовом параметре до 6000 м.
Вероятность поражения вертолета типа «Хью-Кобра» находящегося на земле составляла – 0,07-0,12, летящего на высоте 10 метров — 0,12-0,55, зависшего на высоте 10 метров — 0,12-0,38.
Комплекс «Оса» а также все его модификации стояли на вооружении мотострелковых дивизий в составе зенитных ракетных полков. Каждый полк «Оса», как правило, состоял из пяти батарей и командного пункта полка с батареей управления. В батарею входило четыре комплекса (боевые машины) «Оса» и батарейный командирский пункт, оснащенный пунктом управления ПУ-12. Батарея управления полка включала пункт управления ПУ-12(М) и радиолокационную станцию обнаружения П-15(-19).
Работа боевых средств комплекса обеспечивалось использованием ТЗМ 9Т217, юстировочных машин 9В914, машин тех. обслуживания 9В210, группового ЗИП 9Ф372, автоматизированных контрольно-испытательных проверочных станций 9В242, а также комплекса наземного оборудования 9Ф16.
По внешнеэкономическим каналам зенитный ракетный комплекс «Оса» поставлялся в страны-участницы Варшавского договора, Индию, Ирак и др. государства Ближнего Востока, Азии и Африки. В общей сложности ЗРК «Оса» был принят на вооружение в 25 странах.
В зенитных ракетных комплексах при относительно небольших дальностях было обеспечено высокое энергетическое отношение сигнала отраженного от цели к помехам, что дало возможность даже при интенсивных помехах использовать радиолокационные каналы для обнаружения и сопровождения целей, а при подавлении – телевизионно-оптический визир. ЗРК «Оса» по уровню помехозащищенности превосходил любой войсковой зенитный комплекс первого поколения. В связи с этим при использовании комплексов «Оса» во время боевых действий в южном Ливане в начале 1980-х годов противником кроме средств радиоэлектронного противодействия широко использовались различные тактические приемы, которые снижали боеспособность комплекса. Например, использовался массовый пуск беспилотных летательных аппаратов имитирующих боевые самолеты с последующей атакой авиации на позиции ЗРК израсходовавших свой боекомплект.
Перед «Бурей в пустыне» спецподразделение многонациональных сил, используя вертолеты, проникло в Кувейт, захватило и вывезло зенитный ракетный комплекс «Оса» со всей техдокументацией. Кроме того был захвачен боевой расчет, который состоял из иракских военных.
По сообщениям СМИ, в начале 1991 г. во время боевых действий иракский зенитный ракетный комплекс «Оса» сбил американскую крылатую ракету.
На базе ракет комплексов «Оса» в последнее время для применения на трассах до 16 километров разработали мишень «Саман», которая имитирует цель с ЭПР 0,08-1,6 м2.
Основные характеристики зенитных ракетных комплексов типа «Оса»:
Наименование – «Оса»/»Оса-АК»/»Оса-АКМ»;
Зона поражения по дальности – 2..9/1,5..10/1,5..10 км;
Зона поражения по высоте – 0,05..5/0,025..5/0,025..5 км;
Зона поражения по параметру – 2-6/2-6/2-6 км;
Вероятность поражения истребителя одной зенитной управляемой ракетой 0,35..0,85/0,5..0,85/0,5..0,85;
Максимальная скорость поражаемых целей — до 420/до 500/до 500 м/с;
Время реакции – 26..34/27..39/27..39 с
Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 500 м/с;
Масса ракеты – 128 кг;
Масса боевой части – 15 кг;
Время развертывания/свертывания – 3..5 мин.;
Число целевых каналов – 1;
Число зенитных управляемых ракет на боевой машине – 4/6/6;
Год принятия на вооружение – 1972/1975/1980.