Орион космический корабль

В «горячей» клетке. Космический корабль «Орион» прошел испытания

Многоцелевой частично многоразовый транспортный космический корабль США «Орион» разрабатывается с середины 2000-х годов компанией «Локхид Мартин» в рамках программы «Созвездие» (целью этой программы было возвращение американцев на Луну, а корабль «Орион» предназначался для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию (МКС) и для полётов к Луне, а также к Марсу в дальнейшем).

Космический корабль «Орион» провел четыре месяца на станции NАСА на Плам-Брук, где он был подвергнут воздействию вакуума и температур от -175 °C до 75° C, которые он испытает во время полета на Луну. Доказав свою космическую пригодность и электроника, включая тысячи параметров и функций Европейского сервисного модуля, которые управляют двигателями, электроэнергией и солнечными панелями, обращенными к Солнцу. Все было проверено на электромагнитные помехи.

На станции NАСА в Плам-Брук, штат Огайо, США, корабль «Орион» помещается в тепловую клетку, которая называется «Тепловая конструкция корпуса» (TES), она будет излучать инфракрасное тепло во время испытаний внутри вакуумной камеры, чтобы подготовиться к первичной адаптации пространстве в самой большой в мире термовакуумной камере.

Космический корабль «Орион» подвергался воздействию температур в диапазоне от –115 ° C до 75 °C в вакууме в течение более двух месяцев без перерыва – это те же температуры, которые он будет испытывать при прямом солнечном свете или в тени Земли или Луны во время полета в Космос.

Станция Plum Brook была выбрана, так здесь была возможность в одной установке одновременно провести испытаний в термическом вакууме и электромагнитной совместимости. Это позволило избежать дополнительной транспортировки «Ориона», размером с двухэтажный дом.

После прохождения испытаний космический корабль был завернут и доставлен на грузовике в аэропорт штата Огайо для обратного полета на самолете NАСА «Супер Гуппи».

«Орион» покидает Огайо после четырех месяцев тщательных испытаний на станции Plum Brook NАСА.

Видеоролик о космическом корабле «Орион» с европейским сервисным модулем, готовящимся к испытаниям на термовакуум на станции Plum Brook NАСА.

Добавление крыльев «Ориону»

Испытания «Ориона» еще не окончены, в Космическом Центре им. Кеннеди будет доработан модуль экипажа и проведены дополнительные испытания на герметичность. Европейский сервисный модуль имеет резервуары для топлива, кислорода и воды.Газовые баллоны находятся под давлением и подключены ко многим трубопроводам и клапанам, поэтому очень важно убедиться, что нет утечек.

Визуализация космического корабля «Орион» с сервисным модулем ЕКА. Модуль находится непосредственно под капсулой экипажа «Ориона» и обеспечивает движение, мощность, терморегуляцию, а также воду и воздух четырем астронавтам. Ряд элементов требуется только во время запуска и отбрасывается незадолго до входа в пространство. Адаптер космического корабля присоединяет к его ракете-носителю «Ориона». Аэродинамический обтекатель адаптера космического корабля обеспечивает аэродинамическую защиту при запуске. Когда транспортное средство будет находится на достаточной высоте над Землей, обтекатели сбрасываются в океан.

Будут установлены солнечные крылья, для выработки энергии, а также защитные кожухи — обтекатели космического адаптера, сбрасываемые в воздухе.

В этом году ЕКА официально передаст право собственности на Европейский модуль обслуживания NАСА , и космический корабль перейдет в фазу наземной системы, где он будет объединен с ракетой SLS для запуска на Луну.

Посмотрите на элементы, которые составляют европейский сервисный модуль, который будет обеспечивать питание, воду, воздух и электричество для модуля NАСА Orion Moon.

В околоземных полётах «Орион» должен прийти на смену космическим челнокам «Спейс шаттл», завершившим полёты в 2011 году, а в будущем обеспечить высадку человека на Марс. Первоначально в документах НАСА корабль назывался CEV (Crew Exploration Vehicle — пилотируемый исследовательский корабль). Затем корабль получил официальное название в честь известного созвездия — «Орион».

Первоначально испытательный полёт космического корабля был намечен на 2013 год, первый пилотируемый полёт с экипажем из двух астронавтов планировался на 2014 год, начало полётов к Луне — на 2019—2020 гг. В конце 2011 года предполагалось, что первый полёт без астронавтов состоится в 2014 году, а первый пилотируемый полёт — в 2017 году. По состоянию на 2016 год предполагается, что первый пилотируемый полет «Ориона» состоится не ранее 2023 года, хотя компания заявила, что постарается успеть к 2021-му.

Ракетный двигатель Aerojet Rocketdyne RS-25.

Первый беспилотный испытательный полёт (EFT-1) состоялся 5 декабря 2014 года, в нём использовалась ракета-носитель Delta IV Heavy.

Беспилотный полёт ( миссией «Артемида-1») с помощью носителя SLS с облетом Луны был первоначально запланирован на конец 2018 года однако из-за технических недостатков и финансовых трудностей NASA запуск SLS отложили до 2019 года, позже он переносился на 2020 год, затем — на конец 2021 года.

Основная ступень ракеты SLS — это самая большая ступень, которую НАСА когда-либо строило на своем заводе в Луизиане. С конструкцией, показывающей некоторые из самых сложных аппаратных средств, когда-либо созданных для космического полета, основной ступенью является локомотив ракеты SLS. В дополнение к множеству сложных кабельных систем, авионики и силовых установок, два топливных бака вмещают 733 000 галлонов топлива для питания четырех двигателей RS-25.

Производство основных ступеней ракеты SLS — это совместное усилие NASA и его партнеров по отрасли. Более 1100 компаний в Соединенных Штатах внесли свой вклад в производство ракеты SLS. Боинг построил базовую площадку на заводе NASA в Новом Орлеане, а Aerojet Rocketdyne модернизировал и поставил двигатели RS-25.

Все четыре двигателя RS-25 были конструктивно сопряжены с основной ступенью ракеты NASA для системы космического запуска (SLS) для «Артемида-1», первой миссии SLS и космического корабля NASA «Орион».

Подробности Опубликовано: 05.12.2014 09:35 20:34

А вот и обещанная статья: Долгий путь НАСА на Марс. На этом трансляция закончена. Всем спасибо за неравнодушие к космонавтике! 🙂

20:25

Команда спасения уже находится около спускаемого аппарата «Ориона». Он выглядит целым и здоровым.

19:35

Я выдержу 40-минутную паузу, чтобы убедиться, что в целом испытания прошли успешно. После этого будет опубликована статья.

19:33

Сейчас начнется длительная операция по доставке капсулы на берег.

19:31

За секунды до посадки: фото с камер на «Орионе».

19:30

Посадка подтверждена!

19:29

И еще съемка с беспилотника. Все выглядит очень хорошо.

19:27

Съемка с беспилотника.

19:25

Есть кадры раскрытия парашютов, переданные прямо с корабля.

19:23

Сигнал восстановлен. До приземления буквально минута. UPD. Простите, минутЫ.

19:18

Корабль входит в плотные слои атмосферы. Из-за трения воздух вокруг него раскаляется до образования плазмы, которая не пропускает радиосигнал. Сейчас связь с кораблем пропадет на три минуты. Именно в этот период температура поверхности «Ориона» будет максимальной. Высота — менее 100 км.

19:13

Высота около 520 км.

19:12

Высота около 900 км.

19:07

За секунду высота снижается примерно на два километра.

18:44

Прохождение через среду с очень высоким количеством заряженных частиц не сказывается на работе бортового компьютера и обмене данными с кораблем – сообщает официальный блог миссии.

18:41

Пролетаем радиационный пояс Ван Аллена. И, судя по трансляции, уже немного маневрируем.

18:34

Все системы работают нормально. До приземления остается менее часа.

18:30

В соответствии с расписанием, капсула уже отделилась от второй ступени ракеты и продолжает снижение самостоятельно.

18:22

Апогей – 5800,4 км.

18:16

Максимальное удаление от Земли. Чем дальше от нее находишься, тем красивее она выглядит. Вполне универсальное правило, кстати.

18:09

Текущая высота полета составляет приблизительно 5789 км.

18:05

Дела обстоят так. В 17:00 мск вторая ступень ракеты Delta IV Heavy, к которой пристыкован корабль, включилась во второй раз и проработала 4,5 минуты. Этот импульс придал связке ступени и корабля ускорение, которое позволит им подняться с примерно 545 до почти 6000 км. Полученной энергии, однако, не достаточно для того, чтобы преодолеть силы притяжения Земли. Примерно в 18:10 корабль достигнет максимума высоты, после чего начнет снижаться. Формально он мог бы много месяцев летать по такой сильно вытянутой эллиптической орбите, на каждом витке снижаясь до 500 км и поднимаясь на несколько тысяч вверх, но сегодняшний полет закончится быстро. Уже на окончании текущего (второго) витка вокруг Земли возвращаемая капсула (она же командный модуль) отделится от второй ступени ракеты и выдаст тормозной импульс. Ее скорость быстро упадет, а вместе с ней резко начнет снижаться и высота полета. Капсула войдет в атмосферу Земли и приземлится в Тихий океан около побережья Калифорнии.

17:59

Взгляд на Землю через иллюминатор «Ориона» с высоты около 4800 км.

17:52

Полет проходит в соответствии с приведенным ниже расписанием. Сейчас корабль покинул зону высокой радиации. Следующий этап — достижение максимальной высоты в районе 18:10 мск. Фото: Земля, какой ее видит «Орион».

16:54

Есть подтверждение того, что видео с корабля успешно загружено.

16:53

Земля с высоты ~545 км. Ведь уже лучше, чем с высоты МКС!

16:51

Пока ничего нового. Я вернусь на связь через час. Первые фотографии к тому времени должны уже появиться.

16:30

Дааааааааа, нам покажут фотографии Земли через окно капсулы «Ориона»! Я ждал этого!

16:29

Напоминаю, что вечером будет большая статья про полеты на Марс и вообще в глубокий космос.

16:24

Обещают через час с лишним показать видео, записанное установленными на(в) «Орионе» камерами.

16:16

Полет проходит нормально. Связь восстановится во время пролета корабля над Австралией. UPD. Уже есть, летит над Тихим океаном. Второое включение двигателя будет в 17 часов по Москве.

15:53

Видеозапись пуска для тех, кто пропустил.

15:51

С 17:00 до 17:50 в моей трансляции будет перерыв.

15:48

Сейчас «Орион» делает первый виток на своей орбите вокруг Земли из двух. Все системы работают нормально.

15:40

Перевел расписание полета в московское время для удобства. Уточню, что точность получилась до минуты, т. к. точное время пуска еще не было известно.

Время (мск) Описание
15:05 старт
15:09 отделение боковых модулей первой ступени
15:10 отделение центрального модуля
15:11 включение верхней ступени ракеты «Дельта IV Хэви»
15:11 сброс панелей служебного модуля
15:11 увод системы аварийного спасения
15:24 окончание первого включения двигателя верхней ступени
17:00 начало второго включения двигателя верхней ступени
17:05 окончание второго включения двигателя верхней ступени
17:10 первый вход в радиационный пояс Земли, длительность около 15 минут
18:10 достижение максимальной высоты полета, около 5800 км
18:29 отделение верхней ступени и служебного модуля от спускаемого аппарата
18:35 второй вход в радиационный пояс Ван Аллена
19:18 потеря связи, «Орион» входит в верхние слои атмосферы Земли
19:20 пиковый нагрев, приблизительно до 2200 градусов Цельсия
19:21 восстановление связи
19:24 раскрытие тормозной парашютной системы
19:25 раскрытие основной парашютной системы
19:29 приземление в воды Тихого океана со скоростью около 8,9 м в секунду

15:30

Фотографии пуска.

15:26

Корабль «Орион» находится на орбите высотой более 500 км. Второе включение двигателя поднимает апогей орбиты до 5800 км.

15:23

Корабль достиг скорости 6,7 км в секунду.

15:19

Через три минуты закончится первое включение двигателей второй ступени. Вот она, ссылка на расписание.

15:17

Отделение створок обтекателя служебного модуля (который в данном полете бутафорский).

15:14

Первая ступень отделилась. Ссылка на таймлайн была ниже.

15:11

Летим.

15:09

Летим.

15:05

Пуск.

15:03

Весь носитель на внутреннем питании.

15:01

T-0:04:00. Обратный отсчет пошел.

14:59

T-0:06:00. Опрос прошел, все говорят GO. Летим-летим-летим!

14:57

Космический аппарат переведен на внутреннее питание.

14:56

T-0:09:00. Что-то 10 минут я пропустил 🙁

14:50

15 минут до пуска. Схема та же, что и вчера. Около 15:00 опрос. В случае подтверждения всех параметров, в 15:01 начинается обратный отсчет с отметки T-0:04:00.

14:34

31 минута до старта. Погодные условия удовлетворительные. Говорят, что все еще опасаются дождя, но пока его нет. Скорость ветра (22 мили в час) близка к верхней допустимой границе (23 мили в час).

14:30

В рекламном ролике показывают электрореактивный двигательный модуль на солненой энергии (программа Solar Energy Propulsion). Уверен, многие пропустили эту новость, но совсем недавно он стал частью миссии по доставке астроида на лунную орбиту ARM (запуск в 2019). Это очень хорошая новость, потому что технология мощных электрореактивных буксиров понадобится для полета на Марс. Известно, что в SEP для миссии ARM будет около 10 тонн ксенона в качестве топлива. Для ионных двигателей – это очень много.

14:25

Болден говорит, что его внучка хочет работать на Марсе 🙂 Вчера я это пропустил. Или это не повтор? UPD: Да, это новое интервью.

14:21

Показывают повтор интервью с главой НАСА. Пока нет сообщений об ухудшении погоды или каких-то технических проблемах.

14:05

T -1:00:00. Ракета-носитель полностью заправлена топливом.

14:00

T -1:05:00. Началась трансляция.

13:52

Вид на Delta IV Heavy пятничным утром. напомню, официальная трансляция на НАСА-ТВ начнется в 14:00.

13:36

Погодные условия исправились. Заправка центрального и боковых блоков завершена.

13:15

Дружеской рекламы пост: Лунные программы, сверхлегкие носители, частная космонавтика.

13:05

T -2:00:00. А вообще, судя по наклону потоков испаряющегося кислорода, сегодня еще и ветер сильный.

12:57

Уточнение насчет погодных условий. Лететь нельзя из-за кучевых облаков, рядом с космодромом идет дождь. Ожидается, что примерно через час небо расчистится.

12:43

Что-то испарения жидкого кислорода не видно. Может, клапаны закрывают, проверяют работоспособность? UPD. А теперь парит опять.

12:41

Минутка опимизма: на данный момент погодные условия соблюдаются (как оказалось – нет).

12:21

Кадр из трансляции на 12:10 мск. Сейчас уже сильнее парит.

12:12

Сейчас продолжается заправка модулей первой ступени жидким кислородом. Скоро начнется заправка второй ступени. Все-таки водород и кислород – самое экологичное топливо: 2H2 + O2 = H2O. Не говоря уж о том что компоненты этого топлива легко добываются из той же воды, которая есть на многих телах Солнечной системы. О минусах кислородно-водородных ракет, думаю, все знают.

12:10

До пуска 2 часа 55 минут, если погода не помешает.

11:58

На трансляции видно, что началось испарение кислорода.

11:47

Кстати, корабль, сорвавший вчерашний пуск, оказался грузовой баржей. Вот так вот.

11:31

Ха-ха, оказывается, заправка ракеты только сейчас началась. Как сообщает внутренний Шелдон ведущего НАСА-блога, каждый из трех модулей первой ступени вмещает 500 тысяч литров компоненов топлива. При этом жидкий водород охлажден до -253°C, а кислород – до -183°C. Пока идет только заправка водородом.

11:14

Пока все вот так вот. Заправка продолжается. Погода беспокоит.

10:56

К вопросу о погодных условиях. В расчет принимаются ветер на различных высотах, дождь и облачность. Если все три фактора сойдутся, то пуск будет в 15:05. В противном случае мы будем ждать, пока что-то изменится. К счастью, погода на побережье Флориды меняется быстро.

Сейчас основная угроза пуску в пятницу исходит от приближающегося с юга дождя и от сильных высотных ветров. Тем временем, заправка ракеты уже началась.

10:47

Получено разрешение на заправку ракеты. Прогноз погоды не утешителен: шансы приемлемых условий составляют 40%.

10:37

Воспользуюсь однодневной популярностью сайта, чтобы напомнить о познавательных статьях. Вот, например, моё любимое: сравнение эффективности автоматов и людей в исследованиях космоса. А вот про реактивную систему посадки космических кораблей. Еще можно почитать оптимистичную статью о будущем человечества.

10:27

К разговору ниже: вот интерьер «Ориона». Конечно, к первому пилотируемому полету он еще может сильно измениться.

10:22

Немного статистики. Вчера следить за запуском «Ориона» на сайт пришло меньше людей, чем во время первой попытки пуска «Ангары-1.2ПП» в июне, но больше, чем во время второй попытки в июле. Не знаю, какие из этого можно сделать выводы, но вангую рекорд 25 декабря.

10:15

Давайте поговорим о конкурентах «Ориона», раз уж делать пока нечего. Их нет. «Орион» – это корабль для полетов в дальний космос, и люди такие не делали уже больше 40 лет. Правда, в России разрабатывается перспективный транспортный корабль нового поколения (ПТК НП), который часто не очень корректно называют ППТС. Он пока что существует лишь в проекте и должен отправиться в космос в следующем десятилетии, но ПТК НП единственный по своим возможностям может считаться аналогом американского корабля. Лично мне сложно сказать, какой из них лучше. Каждый имеет преимущества и недостатки. Например, у «Ориона» немного больше внутренний объем и уровень многоразовости. Предполагается, что срок службы американского корабля – до 15 лет, а ресурс ПТК НП – только до 3 полетов за пределы низкой околоземной орбиты (или до 10 полетов на НОО). У «Ориона» более совершенное теплозащитное покрытие, а максимальный срок полета в составе космического комплекса составляет два года (у ПТК НП – один год). Это и не удивительно, учитывая, что корабль разрабатывается для полета к Марсу.

ПТК НП тоже есть чем похвастаться. Управляемая посадка на сушу на реактивной двигательной системе выглядит гораздо более технологичной и комфортной для космонавтов, чем падение на парашютах в океан в стиле 1960-х. Теплый ламповый интерьер ПТК НП тоже явно будет удобнее для космонавтов. Наконец, срок космического полета ПТК НП, конечно, не дает использовать его в дальних полетах, однако я почти уверен, что он взят из техзадания и не связан с конструктивными ограничениями. Чтобы увеличить длительность полета в составе станции, понадобится просто провести небольшие исследования и подтвердить характеристики материалов. Есть мнение (и хорошо обоснованное), что Роскосмосу стоило бы трезво оценивать свои возможности и разрабатывать для Луны более легкий корабль на основе «Союза». Но в своем классе ПТК НП – хороший, конкурентоспособный проект.

Есть еще такая штука как пилотируемый корабль «Дракон» (Dragon), первый полет его назначен на 2017 год. Это низкоорбитальный корабль, и конкурентом «Ориона» он не является. С другой стороны, надо помнить, что компания SpaceX не скрывает своих межпланетных амбиций. Илон Маск в нескольких интервью подчеркивал, что теплозащитный экран «Дракона» будет способен выдерживать возвращение на Землю со второй космической скоростью. Одно это, впрочем, не превращает корабль автоматически в межпланетный.

9:46

Стартовая площадка на мысе Канаверал, фото НАСА. Напомню, что самое интересное начнется уже после старта. В ходе миссии, которая продлится 4,5 часа (расписание), установленные на корабле камеры будут отправлять фотоснимки на Землю. Мы увидем Землю с большой высоты. А возможно – и интерьер командного отсека «Ориона».

9:40

Сразу расскажу, где лучше следить за событиями в самые напряженные минуты около старта (т. к. сайт опять упадет). Телетрансляция — канал НАСА (1, 2), текстовая трансляция на английском — spaceflightnow.com. Кроме того, посвященный миссии EFT-1 блог НАСА обновляется достаточно оперативно. Желающим следить на форуме nasaspaceflight.com лучше зарегистрироваться там прямо сейчас, поскольку гостевой доступ к моменту запуска опять будет закрыт.

9:35

Пока все допивают утренний кофе, я открываю сегодняшнюю текстовую трансляцию. Старт ракеты с кораблем «Орион» запланирован на 15:05 мск. На этот раз репортаж НАСА-ТВ начнется в 14:00 в городе по умолчанию (это 16:00 в столице Урала, 17:00 в центре советской науки, 18:00 в городе на Енисее, 19:00 в городе, на гербе которого черный тигр поедает бедного соболя, 20:00 в стране мамонтов и духов природы дии, 21:00 в городе, откуда на Москву отправились пара контейнеров тепла сердец и, наконец, 23:00 в краю медведей и вулканов).

США испытают новейший космический корабль «Орион» в декабре

Орион (космический корабль)

Орион, MPCV — многоцелевой частично многоразовый пилотируемый космический корабль США, разрабатываемый с середины 2000-х годов в рамках программы «Созвездие». Целью этой программы было возвращение американцев на Луну, а корабль «Орион» предназначался для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию (МКС) и для полётов к Луне, а также к Марсу в дальнейшем.

Космический аппарат «Орион» в космосе / Рисунок: NASA

В околоземных полётах «Орион» должен прийти на смену космическим челнокам Space shuttle, завершившим полёты в 2011 году, а в будущем обеспечить высадку человека на Марс. Первоначально в документах НАСА корабль назывался CEV (англ. Crew Exploration Vehicle — пилотируемый исследовательский корабль). Затем корабль получил официальное название в честь известного созвездия — «Орион».

С 2011 года временным названием изменённого корабля стало MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle — многоцелевой пилотируемый корабль). Первоначально испытательный полёт космического корабля был намечен на 2013 год, первый пилотируемый полёт с экипажем из двух астронавтов планировался на 2014 год, начало полётов к Луне — на 2019—2020 годы.

Корпус нового космического корабля «Орион» был официально представлен NASA / Фото: www.infuture.ru

В конце 2011 года предполагалось, что первый полёт без астронавтов состоится в 2014 году, а первый пилотируемый полёт — в 2017. В декабре 2013 года озвучены планы на первый беспилотный тестовый полёт (EFT-1) с помощью носителя Дельта 4 в сентябре 2014 года, первый беспилотный запуск с помощью носителя SLS запланирован в 2017 году. В марте 2014 первый беспилотный тестовый полёт (EFT-1) с помощью носителя Дельта 4 был перенесен на декабрь 2014 года

Рисунки: kosmos-x.net.ru

На корабле «Орион» будут выводиться в космос как грузы, так и астронавты. При полётах на МКС, в экипаж «Ориона» могут входить до 6 астронавтов. В экспедиции к Луне планировалось отправлять четыре астронавта. Корабль «Орион» должен был обеспечить доставку людей на Луну для длительного пребывания на ней с тем, чтобы в дальнейшем подготовить пилотируемый полёт на Марс.

Диаметр корабля «Орион» — 5,3 метра (16,5 футов), масса корабля — около 25 тонн. Внутренний объём «Ориона» будет в 2,5 раза больше, чем внутренний объём корабля «Аполлон». Объём кабины корабля Orion (MPCV) около 9 м³. И это не общий объем герметичной конструкции, а именно пространство, свободное от оборудования, компьютеров, кресел и другой «начинки».

Фото: img12.nnm.me

Форма основной части корабля «Орион» схожа с формой предыдущих космических кораблей «Аполлон», но при его создании используются новейшие достижения в компьютерной технике, в электронике, в технологии систем жизнеобеспечения, в технологии теплозащитных систем. Коническая форма спускаемого аппарата является самой безопасной и надёжной при возвращении на Землю, особенно со скоростью возвращения из дальнего космоса (около 11,1 км/сек).

Предполагается многоразовое использование основной части корабля. Cервисным модулем корабля Орион (SM) будет модернизированная версия транспортного корабля ЕКА ATV. В сентябре 2010 года компания-разработчик Lockheed Martin приступила к созданию полноразмерных макетных прототипов с завершением сборки к декабрю 2010 года. Первый полностью функциональный корабль для беспилотных полётов изготовлен в 2014 году.

До полётов к Марсу специалисты разрабатывают план пилотируемой миссии «Ориона» к астероиду не ранее конца 2020-х годов. Так как изначально корабль создавался для полетов на Луну, которые занимают относительно немного времени, для подготовки к дальним космическим путешествиям потребуется его модернизировать и увеличить площадь полезного пространства.

Рассматривается вариант объединения двух «Орионов» или соединения корабля с более объемным жилым модулем. Планируется, что к астероиду корабль отправится с двумя астронавтами на борту.

Сценарий «Созвездия» предполагал, что на орбиту «Орионы» будут выводить новые ракеты-носители серии «Арес», однако от их создания было решено отказаться. Поэтому космический корабль переориентируется для совместимости с уже существующими тяжелыми ракетами-носителями «Дельта 4» или «Атлас 5» для полётов на околоземную орбиту и на разрабатываемый новый сверхтяжёлый носитель SLS для полётов в дальний космос.

Рисунок: NASA

Тактико-технические показатели

Заказчик NASA
Производитель Lockheed Martin
Задачи: доставка грузов и экипажа на МКС
пилотируемые полёты к Луне и Марсу
Ракета-носитель SLS Delta IV Heavy
Технические характеристики
Масса, т 25
Диаметр, м 5,3
Срок активного существования, дней 210

ИНТЕРЕСНОЕ: Космический корабль Орион

Космический корабль Орион (Orion)

Космический корабль Орион

Орион (MPCV Orion) – многоцелевой пилотируемый космический корабль, разработанный в США с середины 2000 годов.

Изначально, аппарат Орион создавался в рамках программы Constellation (Созвездие) целью которой было возобновление пилотируемых полетов США на МКС и на Луну, с последующими полетами на Марс. На орбитальных полетах Земли Орион должен заменить корабли Space Shuttle.

Первоначально корабль назывался CEV (Crew Exploration Vehicle), затем было представлено название Orion, с 2011 года измененным шифром стал MPCV (Multi—Purpose Crew Vehicle — многоцелевой пилотируемый корабль).

Первоначально испытательный полёт космического корабля был намечен на 2013 год, первый пилотируемый полёт с экипажем из двух астронавтов планировался на 2014 год, начало полётов к Луне — на 2019—2020 гг. В конце 2011 года предполагалось, что первый полёт без астронавтов состоится в 2014 году, а первый пилотируемый полёт — в 2017. В декабре 2013 года озвучены планы на первый беспилотный тестовый полёт (EFT-1) с помощью носителя Дельта 4 конце 2014 год, первый беспилотный запуск с помощью носителя SLS запланирован в 2017 году.

Описание

На корабле Орион будут выводиться в космос как грузы, так и астронавты. При полётах на МКС, в экипаж Ориона могут входить до 6 астронавтов. В экспедиции к Луне планировалось отправлять по четыре астронавта. Корабль должен был обеспечить доставку людей на Луну для длительного пребывания на ней с тем, чтобы в дальнейшем подготовить пилотируемый полёт на Марс.

Диаметр корабля «Орион» — 5,3 метра, масса корабля — около 25 тонн. Внутренний объём Ориона будет в 2,5 раза больше, чем внутренний объём корабля Аполлон.

Форма основной части корабля «Орион» схожа с формой предыдущих космических кораблей «Аполлон», но при его создании используются новейшие достижения в компьютерной технике, в электронике, в технологии систем жизнеобеспечения, в технологии теплозащитных систем. Коническая форма спускаемого аппарата является самой безопасной и надёжной при возвращении на Землю, особенно со скоростью возвращения из дальнего космоса (около 11,1 км/с). Предполагается многоразовое использование основной части корабля. Cервисным модулем корабля Орион (SM) будет модернизированная версия европейского транспортного корабля ЕКА ATV.

(Еще никто не проголосал…)

Линейные корабли типа «Orion»

Линкоры типа ORION

“Orion” 29 ноября 1909 / 20 августа 1910 / 2 января 1912 – пущен на слом в декабре 1922
“Monarch” 1 апреля 1910 / 30 марта 1911 / март 1912 – потоплен как мишень 20 января 1925
“Thunderer” 13 апреля 1910 / 1 февраля 1911 / июнь 1912 – пущен на слом в декабре 1926
“Conqueror” 5 апреля 1910 / 1 мая 1911 / 1 декабря 1912 – пущен на слом в декабре 1922

Столь бурных дебатов, какие разразились в стенах британского адмиралтейства в 1908 году, “владычица морей” не знала за всю свою многовековую историю. Кораблестроительная политика Англии подверглась ожесточенной критике со всех сторон: ее ругали и лидеры консервативной партии, и представители Морской лиги, и особенно яростно – молодой и энергичный министр торговли Уинстон Черчилль, вероятно, тогда еще не ведавший, что вскоре ему придется стать первым лордом адмиралтейства…

А причиной этой суматохи послужило утверждение одной из газет, будто бы Германия в строжайшей тайне один за другим закладывает корпуса новых линкоров, и к весне 1912 года флоты обеих ведущих морских держав сравняются по силе и будут состоять из 21 дредноута каждый. Несмотря на явную бездоказательность газетного сообщения, острова “туманного Альбиона” охватила настоящая паника. Еще бы, нависла угроза не только над принципом двойного превосходства британского флота над вторым по силе соперником, но и вообще ставилось под сомнение трехвековое господство Великобритании на морях! Оппозиция скандировала свой девиз, поанглийски звучавший стихотворно: “Мы хотим восемь, мы не хотим ждать!” Это означало, что вместо четырех линкоров, предусмотренных программой 1908 года, следовало заложить восемь. Правительство уступило давлению и действительно приняло решение строить восемь кораблей. Причем если первые два – “Колоссус” и “Геркулес” – по сути являлись прямыми потомками “Дредноута”, то четыре новых линкора и два линейных крейсера должны были нести 13,5-дюймовые пушки и по боевой мощи оставлять далеко позади всех своих зарубежных собратьев. Англичане даже придумали для них свое наименование – superdreadnoughts (“сверхдредноуты”).

Переход к новому калибру был вызван неудачным опытом с 50-калиберными 12-дюймовками кораблей типа “Сент-Винсент”. Относительная длина ствола орудий главного калибра сверхдредноутов вновь стала такой же, как и у первых линкоров – 45 калибров. Это уменьшило износ канала ствола, зато за счет большей массы снаряда (635 кг вместо 385 у 12-дюймовок) бронепробиваемость новых орудий возросла на 12%. Увеличение угла возвышения с 15 до 20 градусов позволило вести огонь на дальность до 22 км. Кроме того, повысилась точность стрельбы, поскольку меньшее отношение длины ствола к калибру практически свело на нет столь неприятное явление, как вибрация орудия во время выстрела.

Головной сверхдредноут “Орион” заложили на верфи в Портсмуте в ноябре 1909 года, а с апреля следующего года началось строительство трех его систершипов. В отличие от прототипа – “Колоссуса” – все пять башен главного калибра располагались в диаметральной плоскости: как показала практика, разнесение двух средних башен по бортам на деле не давало никаких преимуществ. Но размещение второй башни над первой и появление дополнительного броневого пояса, доходившего по высоте до верхней палубы, вызвали существенное повышение центра тяжести и как следствие – ухудшение остойчивости. Компенсировать этот недостаток простым увеличением ширины не представлялось возможным: тогда вряд ли оказалась бы достижимой скорость в 21 узел, а это было обязательным требованием адмиралтейства. Конструкторам пришлось пойти на компромисс. В итоге заданную проектом скорость “Орион” развил, но метацентричесную высоту в 0,9 м для столь большого корабля вряд ли можно считать удовлетворительной. Неудивительно, что во время испытаний в Бискайском заливе “Орион” сильно страдал от качки; крен достигал 21 градуса. Чтобы хоть как-то уменьшить качку, всем четырем кораблям в спешном порядке пришлось изменять бортовые кили.
Броневая защита “Ориона” была усилена. Как уже говорилось, помимо двух бортовых поясов (по сравнению с “Колоссусом” ставших на один дюйм толще) появился третий пояс толщиной 8 дюймов, доходивший до верхней палубы и простиравшийся по длине от носовой башни почти до самой кормы. В то же время противоторпедная защита ограничивалась лишь 37-мм продольными переборками в районе погребов боезапаса. Три броневые палубы были неполными (то есть бронированными не по всей длине) и тонкими (25-37 мм, в носу вне броневого пояса 63 мм и только над румпельным отделением 102 мм).