Оперативно тактические ракетные комплексы

Советский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус»


После создания ядерного оружия в США, оно, в силу ограниченного количества и значительных габаритов ядерных бомб, рассматривалось как средство уничтожения крупных, особо важных целей и инструмент политического давления и ядерного шантажа СССР. Однако по мере накопления запасов и миниатюризации появилась возможность размещения ядерных боеголовок на тактических носителях. Таким образом, ядерное оружие стало уже оружием поля боя. С помощью ядерных зарядов относительно небольшой мощности можно решать задачи прорыва долговременной обороны, уничтожения скопления войск противника, штабов, узлов связи, аэродромов, военно-морских баз и т.д.
На первом этапе носителями тактических бомб были самолеты тактической (фронтовой) и палубной авиации. Однако авиация при многих своих достоинствах не могла решить весь круг задач. Реактивные боевые самолёты имели ряд ограничений, связанных с точностью и безопасностью бомбометания, метеоусловиями и временем суток. Кроме того, авиация является уязвимой к средствам ПВО, а применение ядерного оружия с малых высот связано с большим риском для самого носителя.
Для применения ядерного оружия на поле боя требовались достаточно точные, всепогодные, неуязвимые для средств ПВО и по возможности мобильные и компактные средства доставки. Ими стали тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы. Начиная с 50-х годов, в США были созданы ТР и ОТР с двигателями, работающими как на твёрдом, так и на жидком топливе. Ракеты «Онест Джон», «Литтл Джон», «Сержант», «Капрал», «Лакросс», «Ланс» имели достаточно высокую мобильность, их точность позволяла наносить ядерные удары по объектам, расположенным вблизи линии боевого соприкосновения войск.
Естественно, что аналогичные работы по созданию баллистических ракет армейского и фронтового звена велись в Советском Союзе. В 1957 году на вооружение была принята оперативно-тактическая ракета Р-11, созданная в ОКБ-1 С.П. Королёва. В отличие от ракет, созданных на базе германской А-4 (Фау-2), в которых в качестве топлива использовался спирт, а окислителем был жидкий кислород – Р-11 стала первой советской ракетой такого класса на высококипящих компонентах топлива.
Переход на горючее — ТМ-185 на основе легких нефтепродуктов и окислитель — «Меланж» на основе концентрированной азотной кислоты — позволило существенно повысить время нахождения ракеты в заправленном виде. Вытеснительный способ подачи топлива и окислителя в ЖРД (давлением сжатого газа) значительно сократил массогабаритные характеристики ракеты и её стоимость. Благодаря внедрению новых компонентов топлива и окислителя появилась возможность транспортировки боеготовой заправленной ракеты на пусковой установке. Также значительно упростилась процедура запуска двигателя ракеты, для этого использовалось пусковое горючее, самовоспламеняющееся при контакте с окислителем — «Самин».
При стартовой массе 5350 кг дальность пуска ОТР Р-11 с боевой частью весом 690 кг составляла – 270 км с КВО – 3000 метров. Первоначально использовались только осколочно-фугасные и химические боевые части. Это было связано с тем, что в 50-е годы советская ядерная отрасль не сумела создать достаточно компактные боезаряды. Для Р-11 также отрабатывались боеголовки, заправляемые жидкими высокорадиоактивными веществами, как и химические боезаряды, они должны были создавать на пути наступающих войск противника труднопреодолимые очаги заражения и делать не пригодными для использования крупные транспортные узлы и аэродромы.


СПУ 2У218 с ракетой Р-11М / 8К11 во время парада на Красной площади
В самом начале 60-х на вооружение поступила модернизированная Р-11М. Основным отличием данной ракеты стало оснащение ядерной боевой частью массой 950 кг, вследствие чего максимальная дальность пуска уменьшилась до 150 км. В сентябре 1961 года на Новой Земле было осуществлено два испытательных пуска Р-11М с ядерными боеголовками. Натурные ядерные испытания продемонстрировали приемлемую точность и хороший поражающий эффект. Мощность ядерных взрывов находилась в пределах 6-12 кт.
Кроме сухопутных вариантов существовала также морская ракета — Р-11ФМ. Она была принята на вооружение в 1959 году. Ракетный комплекс Д-1 с ракетой Р-11ФМ входил в состав вооружения дизельных подводных лодок пр. 629.
Вскоре после принятия на вооружение ОТРК Р-11 встал вопрос о кардинальном улучшении его характеристик. Военных в первую очередь интересовало увеличение дальности пуска ракет. Анализ схемы ракеты Р-11М показал бесперспективность попыток дальнейшей модернизации ракет с вытеснительной системой подачи топлива. Поэтому при создании новой ракеты было решено использовать двигатель с турбонасосной системой подачи топлива. К тому же турбонасосный агрегат позволял добиться лучшей точности стрельбы по дальности.
Комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14) был разработан в СКБ-385 (главный конструктор — В.П. Макеев), при разработке ракета имела индекс Р-300. Для ускорения создания нового комплекса массогабаритные характеристики ракеты Р-17 были выбраны близкими к Р-11М. Это позволило использовать часть агрегатов и оборудования от ракеты Р-11М, что в свою очередь сэкономило время и средства.
Несмотря на то, что ракеты Р-17 и Р-11М внешне были похожи и использовали одинаковые топливо и окислитель, конструктивно они имели мало общего. Полностью была изменена внутренняя компоновка и создана более совершенная система управления. В ракете Р-17 использовался новый, намного более мощный двигатель, созданный в ОКБ-5 (главный конструктор — А.М. Исаев).
12 декабря 1959 года на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск ракеты Р-17. 7 ноября 1961 года четыре гусеничные самоходные пусковые установки 2П19 с ракетами Р-17 впервые прошли во время военного парада по Красной площади.
24 марта 1962 года оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) постановлением Совета министров СССР был принят на вооружение. В странах НАТО комплекс получил обозначение SS-1c Scud B (англ. Scud – Шквал). В Советском Союзе комплексы 9К72 были сведены в ракетные бригады Сухопутных войск. Обычно в бригаду входило три огневых дивизиона, по три батареи в каждом. В каждой батарее имелась одна СПУ и ТЗМ.

Первоначально в составе ракетного комплекса для транспортировки и запуска ракеты со стартовой массой 5860 кг — использовалась гусеничная СПУ на базе ИСУ-152, сходная с той, что применялась для транспортировки и запуска Р-11М. Однако гусеничное шасси при хорошей проходимости не удовлетворяло военных по скорости передвижения, запасу хода, и разрушали дорожное покрытие. К тому же значительные вибрационные нагрузки при движении на гусеницах отрицательно сказывались на надёжности ракет. В 1967 году в ракетные бригады стала поступать СПУ 9П117 на четырёхосном шасси МАЗ-543П. К концу 70-х колёсное шасси постепенно вытеснило гусеничное, однако в ряде мест со сложными дорожными условиями гусеничная техника эксплуатировалась до конца 80-х.

СПУ 9П117 на четырёхосном шасси МАЗ-543П
С самого начала Р-17 проектировалась как средство доставки тактических ядерных зарядов мощностью 5-10 кт с максимальной дальностью стрельбы 300 км. КВО находилось в пределах 450-500 метров. В 70-е годы для ракет комплекса «Эльбрус» были созданы новые термоядерные боевые части мощностью: 20, 200, 300 и 500 кт. При эксплуатации ракеты с ядерной боеголовкой на головную часть ракеты надевался специальный термостатический чехол.

И хотя наличие химического оружия в СССР официально отрицалось, ракеты Р-17, кроме ядерных, могли нести химические боеголовки. Первоначально боевые части снаряжались ипритно-люизитной смесью. В конце 60-х на вооружение были приняты кассетные БЧ с бинарным отравляющим веществом нервно-паралитического действия Р-33, которое по своим свойствам во многом было аналогично западному ОВ VX. Этот нервно-паралитический яд является самым токсичным из когда-либо искусственно синтезировавшихся веществ, применяемых в химическом оружии, он в 300 раз токсичнее фосгена, использовавшегося в Первой мировой войне. Вооружение и военная техника, подвергшаяся воздействию вещества Р-33, представляют опасность для личного состава в тёплое время года в течение нескольких недель. Это стойкое отравляющее вещество обладает способностью впитываться в лакокрасочные покрытия, что сильно затрудняет процесс дегазации. Местность, подвергшаяся заражению ОВ Р-33, на несколько недель делается непригодной для ведения длительных боевых действий. Фугасная боевая часть 8Ф44 весом — 987 кг содержала около 700 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Фугасными БЧ в основном комплектовались экспортные ракеты Р-17Э. В СССР они, как правило, использовались для контрольно-учебных стрельб.

Ошибочным будет считать, что в состав ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» входили только ракета и пусковая установка. При обслуживании и боевом применении ОТРК использовалось около 20 единиц различной буксируемой и самоходной техники. Для заправки ракет применялись автомобильные заправщики топлива и окислителя, специальные компрессоры и обмывочно-нейтрализационные машины. Для проверки и мелкого ремонта ракет и пусковых установок служили специальные мобильные испытательные и метрологические машины и мобильные мастерские. «Специальные» боевые части транспортировались в закрытых машинах-хранилищах с регулируемым температурным режимом. Погрузка ракет на самоходную пусковую установку с транспортной машины осуществлялась автокраном.

Перегрузка ракеты с транспортной машины на СПУ с использованием и автокрана
Для определения координат пусковой установки использовались топопривязчики на базе ГАЗ-66. Ввод данных и управление комплексом «Эльбрус» происходил с мобильных пунктов управления. В составе взвода материального обеспечения имелись топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, бортовые грузовики и т.д.

За долгие годы службы ОТРК неоднократно подвергался модернизации. В первую очередь это коснулось ракеты. Модернизированная ракета 8К14-1 обладала лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками и могла нести более тяжелые боеголовки. Ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. В остальном ракета 8К14-1 полностью взаимозаменяема с 8К14 и не отличается по своим ТТХ. Ракеты всех модификаций могли применяться с любого стартового агрегата, все они имели взаимозаменяемую пультовую аппаратуру. За годы производства удалось добиться весьма высокого уровня технической надёжности ракет и увеличить время нахождения в заправленном состоянии с 1 года до 7 лет, гарантийный срок службы увеличился с 7 до 25 лет.

В начале 60-х в КБ Воткинского машиностроительного завода была предпринята попытка кардинальной модернизации ракеты Р-17 путем замены двигателя, типа топлива и увеличения объема топливных баков. Согласно расчётам, дальность пуска в этом случае должна была превысить 500 км. Обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс, получивший обозначение 9К77 «Рекорд», в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. В целом испытания проходили удачно и завершились в 1967 году. Но на вооружение новый ОТРК с ракетой Р-17М не приняли. К тому моменту был создан мобильный ракетный комплекс «Темп-С», обладавший более высокими характеристиками.
Еще одним оригинальным проектом стала попытка создания аэромобильной пусковой установки 9К73. Она представляла собой легкую четырехколесную платформу со стартовым столом и подъемной стрелой. Такая пусковая установка могла оперативно перебрасываться транспортным самолетом или вертолетом в заданный район и оттуда произвести пуск ракеты. Специально для этого была создана модификация вертолёта Ми-6ПРТБВ — подвижная ракетно-техническая база вертолетного типа.
Во время испытаний опытный образец платформы продемонстрировал принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако дальше постройки опытного образца дело не продвинулось. Для осуществления прицельного пуска расчету необходимо знать ряд параметров, таких как: координаты цели и пусковой установки, метеорологическую обстановку и т.д. В шестидесятые годы для определения и введения этих параметров в систему управления ракетой было не реально обойтись без участия специализированных комплексов на автомобильном шасси. А для доставки в район пуска необходимой техники требовались дополнительные транспортные самолёты и вертолёты. В итоге от идеи «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки отказались.
Ко второй половине 70-х комплекс начал устаревать, и его характеристики уже не в полной мере соответствовали современным требованиям. На фоне появления современных твердотопливных ракет большие нарекания вызывала необходимость заправки и слива топлива и окислителя. Обращение с данными компонентами, необходимыми для работы ЖРД, всегда было связано с большим риском. Кроме того, для сохранения ресурса ракет после слива окислителя требовалась процедура нейтрализации остатков кислоты в баке и трубопроводах.
Несмотря на трудности эксплуатации ОТРК «Эльбрус» был хорошо освоен в войсках, и в силу относительной простоты и дешевизны ракеты Р-17 выпускались большой серией. Не слишком высокая точность ракет отчасти компенсировалась мощными ядерными боеголовками, вполне пригодными для уничтожения скопления войск противника или крупных площадных целей.
Однако применение тактического ядерного оружия грозило перерасти во взаимное ядерное уничтожение, да и в «большой войне» использование ядерного оружия не всегда целесообразно. Поэтому в 80-е годы в СССР велись работы по повышению точности комплекса путём создания управляемой боевой части ракеты в рамках ОКР «Аэрофон».
Отделяемая боевая часть 9Н78 массой 1017 кг в обычном снаряжении наводилась на цель на конечном участке траектории по командам оптической ГСН. Для этого в ходе подготовки к пуску «портрет» цели загружался в блок памяти системы наведения. При составлении «портрета» цели использовались аэрофотоснимки, полученные самолётами-разведчиками. Максимальная дальность для модернизированной ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность поражения отделяемой БЧ 9Н78 — 50-100 м. В состав доработанного ракетного комплекса вошли машина подготовки данных и машина ввода данных. Точность стрельбы доработанного комплекса 9К72-1 сильно зависела от качества и масштаба аэрофотоснимков и метеоусловий в районе цели. В 1990 году комплекс был принят в опытно-войсковую эксплуатацию, но серийно не строился. К тому моменту жидкостные ракеты Р-17 безнадёжно морально устарели, их производство в Воткинске было завершено в 1987 году.

Но на этом история ОТРК «Эльбрус» в нашей стране не закончилась. Несмотря на то, что ракетный комплекс во многом не удовлетворял современным требованиям в силу большой распространенности и дороговизны переоснащения ракетных бригад на новую технику, он ещё примерно 10 лет состоял на вооружении в Российской армии. Кроме того, выслужившие гарантийные сроки ракеты активно использовались в качестве мишеней во время учений и испытаний систем ПВО и ПРО. Для этого конструкторы Воткинского машиностроительного завода создали на базе ракеты Р-17 ракету-мишень. В отличие от базовой ракеты, мишень не несла боевой части. На её месте в бронированной капсуле размещались аппаратура управления ракетой и специализированные телеметрические системы, предназначенные для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Таким образом, ракета-мишень в течение некоторого времени после поражения до момента падения на землю могла передавать информацию. Это позволяло осуществлять обстрел одной мишени несколькими противоракетами.
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус», начиная с 1973 года, достаточно широко поставлялся на экспорт. Кроме стран Варшавского договора ОТРК состояли на вооружении в Афганистане, Вьетнаме, Египте, Ираке, Йемене, Ливии, Сирии.

Ливийская СПУ 9П117 на шасси MAЗ-543 захваченная повстанцами
По всей видимости, первыми комплекс в боевой обстановке применили египтяне во время «Войны Судного дня» в 1973 году. К сожалению, достоверных данных о подробностях боевого применения нет. Судя по всему, особых успехов египетским ракетчикам добиться не удалось. Вскоре после того, как президентом Египта стал Анвар Садат, военно-техническое сотрудничество между нашими странами прекратилось. Более того египетское руководство за соответствующее вознаграждение стало активно знакомить с новейшими образцами советской техники всех желающих. Так в конце 70-х в США и Китай были отправлены истребители МиГ-23 и средства ПВО.
В 1979 году три египетских ОТРК были проданы КНДР, и египетские инструкторы помогли подготовить северокорейские расчёты. До этого, не смотря на настойчивые просьбы Ким Ир Сена, советское руководство из опасения, что эти комплексы могут попасть в Китай, воздерживалось от поставок данного оружия в КНДР.

Ракеты Р-17 имели простую и понятную для северокорейских специалистов конструкцию, что, впрочем, не удивительно — тысячи корейцев учились в советских технических вузах и проходили стажировку в научно-исследовательских учреждениях и конструкторских бюро. В КНДР уже состояли на вооружении ЗРК и ПКР, ракеты которых работали на сходных компонентах топлива и окислителя.
Необходимые для разработки собственной версии Р-17 металлургические, химические и приборостроительные предприятия в КНДР при помощи СССР были построены в 50-70-е годы, и копирование ракет не вызвало особых трудностей. Определенные проблемы возникли с созданием приборов автономной инерциальной системы управления. Недостаточная стабильность работы магнитно-полупроводникового счётно-решающего прибора автомата стабилизации не позволяла добиться удовлетворительной точности стрельбы.

Но северокорейским конструкторам удалось с честью решить все проблемы, и в середине 80-х северокорейская версия оперативно-тактической ракеты под условным наименованием «Хвасон-5» поступила на вооружение. Одновременно с этим в КНДР шло строительство ракетостроительной инфраструктуры. Основными её элементами стали Ракетно-исследовательский институт в Санумдон, 125-я фабрика в Пхеньяне и ракетный полигон Мусуданни. Начиная с 1987 года, темп производства ракет «Хвасон-5» составлял 8-10 единиц в месяц.
В конце 80-х корейская версия Р-17 была серьёзно модернизирована, ракета, известная как «Хвасон-6», могла доставить 700 кг боевую часть на дальность 500 км. В общей сложности в КНДР построено около 700 ракет «Хвасон-5» и «Хвасон-6». Помимо северокорейской армии, они поставлялись в ОАЭ, Вьетнам, Конго, Ливию, Сирию и Йемен. В 1987 году первым покупателем партии ракет «Хвасон-5» стал Иран, эта страна получила несколько сотен северокорейских баллистических ракет.

Запуск ракет «Шехаб»
В дальнейшем в Иране с помощью северокорейских специалистов было налажено производство собственных ракет класса «земля-земля» семейства «Шехаб». Благодаря увеличенной ёмкости баков с топливом и окислителем и новому северокорейскому двигателю, ракета «Шехаб-3», состоящая на вооружении с 2003 года, достигла дальности полёта — 1100—1300 км при весе боевой части — 750—1000 кг.
«Скады» в боевой обстановке использовались во время Ирано-иракской войны. Во время так называемой «войны городов» по шести иранским городам, находящимся в зоне пуска, было выпущено 189 ракет, из них 135 по столице – Тегерану. Для запуска ракет Р-17Э помимо штатных СПУ 9П117 использовались стационарные бетонированные пусковые столы. На иракские ракетные удары Иран отвечал аналогичными ракетами производства КНДР.
В 1986 году в Ираке началась сборка собственных вариантов Р-17 – «Аль-Хуссейн» и «Аль-Аббас». С целью увеличения дальности стрельбы вес боевой части иракских ракет был серьёзно уменьшен. За счёт этого увеличилась ёмкость топливных баков и длина ракет. Иракские баллистические ракеты «Аль Хуссейн» и «Аль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250-500 кг. При дальности пуска «Аль Хуссейн» — 600 км и «Аль-Аббас» — 850 км, КВО составляло 1000-3000 метров. При такой точности эффективно наносить удары можно было только по крупным площадным целям.
В 1991 году во время Войны в заливе Ирак запустил 133 ракеты по территории Бахрейна, Израиля, Кувейта и Саудовской Аравии. Для запуска ракет использовались в основном штатные мобильные пусковые установки, так как 12 стационарных стартовых позиций в первые дни были уничтожены, а 13 серьёзно повреждены в результате авиаударов. В общей сложности 80 ракет упали в районе цели, ещё 7 сошли с траектории, а 46 были сбиты.
Против иракских «Скадов» американцы задействовали зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», однако результативность их применения оказалась не слишком высокой. Как правило, против одного иракского «Скада» запускалось 3-4 ЗУР. Зачастую осколочной боевой части ЗУР МIМ-104 удавалось развалить на несколько фрагментов баллистическую ракету, но уничтожения боеголовки не происходило. В результате боеголовка падала и взрывалась не в районе цели, но в силу непредсказуемости траектории полёта, повреждённая ракета представляла ничуть не меньшую опасность.
Справедливости ради стоит сказать, что точность стрельбы иракских ракетчиков была крайне низкой. Зачастую расчёты старались как можно быстрей запустить свои ракеты просто в сторону противника и уехать со стартовых позиций. Это было связано с тем, что самым эффективным американским средством противоракетной обороны были не ЗРК «Пэтриот», а ударная авиация, которая днём и ночью вела охоту за иракскими пусковыми установками. Поэтому пуски ОТР производились, как правило, ночью в большой спешке. Днём иракские ракетные комплексы прятались в различных укрытиях, под мостами и эстакадами. Единственным крупным успехом иракцев можно считать попадание ракеты в американские казармы в саудовском городе Дхарам, в результате чего погибло 28 американских солдат и ещё около двухсот получили ранения.
Комплекс 9К72 «Эльбрус» состоял на вооружении в нашей стране более 30 лет и более 15 лет был основой вооружения ракетных частей Сухопутных войск. Но ко второй половине 80-х он уже стал устаревать. К тому моменту в войска начали поступать ОТРК с ракетами на твёрдом топливе, которые были компактней и обладали лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками.
Афганская война стала хорошим поводом для боевой «утилизации» устаревающих жидкостных ракет. Тем более что в СССР за годы производства их накопилось очень много, и у значительной части ракет заканчивались сроки хранения. Однако тут возникли непредвиденные трудности: основная часть эксплуатировавшихся в ракетных бригадах Сухопутных войск ракет Р-17 была «заточена» под «специальные» боевые части, применение которых в Афганистане исключалась. Для имевшихся на базах хранения ракет пришлось на заводе в Воткинске заказывать фугасные боевые части.
По неподтверждённым данным в Афганистане по позициям моджахедов было запущено около 1000 ракет. В качестве объектов ракетных ударов выступали места скопления мятежников, базы и укрепрайоны. Их координаты добывались с помощью авиаразведки. В связи с тем, что стрельба зачастую велась на минимальную дальность, в баках ракет оставалось большое количество топлива и окислителя, что при взрыве боевой части давало хороший зажигательный эффект.

После вывода «ограниченного контингента» «Эльбрусы» остались в распоряжении афганских правительственных сил. Афганская армия не слишком щепетильно выбирала объекты для ракетных ударов, зачастую нанося их по крупным населённым пунктам, находящимся под контролем оппозиции. В апреле 1991 года три ракеты были запущены по городу Асадабад на востоке Афганистана. Одна из ракет упала на городском рынке, убив и ранив около 1000 человек.
Последний раз российские ракеты Р-17 в боевых условиях применялись во время Второй чеченской. К тому моменту в российской армии почти не осталось ракетных бригад вооруженных комплексом 9К72 «Эльбрус», но на складах скопилось большое количество просроченных ракет. Для нанесения ударов по объектам боевиков на территории Чеченской республики был сформирован 630-й отдельный ракетный дивизион. Данная воинская часть базировалась на границе с Чечнёй неподалёку от станицы Русская. Оттуда в период с 1 октября 1999 года по 15 апреля 2001 года было произведено около 250 пусков ракет 8К14-1. В ходе ведения боевых действий отстреливались ракеты с просроченными сроками хранения, но ни одного отказа зафиксировано не было. После того как российские войска взяли под контроль большую часть территории Чечни, и достойных целей больше не осталось, 630-й ордн сдал технику на базу хранения и передислоцировался на полигон Капустин Яр. В 2005 году эта воинская часть первой в Российской армии получила комплекс 9К720 «Искандер». ОТРК 9К72 «Эльбрус» состоял на вооружении в нашей стране до 2000 года, когда ракетные бригады, дислоцированные на Дальнем востоке, сменили его на 9К79-1 «Точка-У».
Несмотря на солидный возраст, ОТРК продолжает эксплуатировать в разных уголках планеты. Нет сомнения, что про боевое применение «Скадов» в горячих точках мы услышим ещё не раз. Оперативно-тактические ракеты, произведённые в КНДР, стали весьма ходовым товаром в странах «третьего мира».
Именно этими ракетами хуситы в Йемене обстреливают позиции саудовской коалиции. По состоянию на 2010 год в Йемене имелось 6 СПУ и 33 ракеты. В 2015 году по территории Саудовской Аравии было запущено около 20 ракет. Официальные представители Эр-Рияда заявили, что все они были либо сбиты комплексами «Пэтриот», либо упали в безлюдной пустыне. Но по данным иранских и французских источников, на самом деле сбить удалось лишь три ракеты. Примерно десять ракет поразили намеченные цели, при этом будто бы погиб начальник главного штаба ВВС Саудовской Аравии. Насколько всё это соответствует действительности сказать трудно, как известно на войне каждая из сторон всячески завышает собственные успехи и скрывает потери, но одно можно сказать точно – списывать со счетов советский ракетный комплекс, созданный 54 года назад, пока рано.
По материалам:

К началу шестидесятых годов стало очевидно, что перспективные тактические ракетные комплексы должны оснащаться ракетами, имеющими системы управления. Только в таком случае могла обеспечиваться требуемая точность попадания в цель. С целью ускорения разработки новых систем было предложено использовать наработки по некоторым существующим проектам. К примеру, ракета комплекса «Ястреб» должна была основываться на конструкции оружия одного из новейших зенитных комплексов. Старту проекта «Ястреб» и некоторых других разработок предшествовала научно-исследовательская работа под шифром «Холм». Эта программа предназначалась для изучения существующих возможностей и формирования облика перспективных тактических ракетных комплексов. По результатам НИР «Холм» были сформированы два варианта ракетных систем, разработка которых могла быть осуществлена в то время. Первый вариант подразумевал использование ракеты с радиокомандным управлением на активном участке траектории. Во втором предлагалось использовать инерциальную аппаратуру самонаведения. По результатам проекта «Холм» была начата разработка двух вариантов ракетного комплекса. Система с радиокомандным управлением ракеты получила название «Ястреб», с автономными системами наведения – «Точка». Необходимо отметить, что проект «Точка» начала шестидесятых годов имел весьма опосредованное отношение к одноименному ракетному комплексу, принятому на вооружение в середине семидесятых годов …

Предварительная проработка проекта «Ястреб» началась в соответствии с решением Комиссии по ВСНХ по военно-промышленным вопросам в марте 1963 года. Примерно в течение двух лет продолжались предварительные работы. Эскизное проектирование стартовало в феврале 1965 года после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Завершить эскизный проект требовалось в третьем квартале того же года.
Основные работы по проекту возлагались на ОКБ-2 во главе с П.Д. Грушиным (ныне МКБ «Факел»). К созданию автоматики и отдельных систем для пусковой установки и ракеты привлекались несколько других проектных организаций. Инженерам КБ-11 под руководством С.Г. Кочарянца поручалась разработка специальной боевой части и всей сопутствующей аппаратуры. Самоходную пусковую установку должны были представить Брянский автомобильный завод и ОКБ-221 завода «Баррикады» (г. Волгоград).
В рамках проекта ракетного комплекса «Ястреб» предлагались некоторые оригинальные идеи, ранее не использовавшиеся при создании подобной военной техники. Основным элементом комплекса должна была стать самоходная пусковая установка, также выполнявшая функции машины управления. На ней предлагалось монтировать набор специального оборудования, необходимого для транспортировки и запуска ракеты. Боеприпасом комплекса предлагалось сделать твердотопливную ракету, использующую радиокомандную систему управления. За счет контроля за параметрами полета и своевременной их корректировки предлагалось повышать точность вывода на требуемую траекторию.Специально для комплекса «Ястреб» было разработано перспективное колесное шасси, на котором следовало монтировать все необходимые системы и агрегаты. На его основе предлагалось строить самоходную пусковую установку. Кроме того, подобное шасси могло стать основой для транспортно-заряжающей машины, необходимой для полноценной боевой работы комплекса.
Самоходная пусковая установка комплекса Ястреб» должна была иметь четырехосное колесное шасси с требуемыми параметрами грузоподъемности. Сохранившиеся материалы демонстрируют конструкцию разработанного шасси. Оно получило сравнительно низкий и широкий вытянутый корпус крупными передним и задним свесами. В передней части корпуса помещалась кабина экипажа, позади нее находился силовой отсек с двигателями и частью агрегатов трансмиссии. При помощи карданных валов и другого оснащения силовой отсек соединялся со всеми колесами шасси. Центральная и кормовая части корпуса отдавались под размещение пусковой направляющей. Перевозить ракету предлагалось выше уровня крыши корпуса. При этом направляющая помещалась в нишу корпуса, по бокам от которой находились объемы для размещения различного оборудования.
Для обеспечения требуемой подвижности относительно тяжелая машина получила четырехосное полноприводное шасси. Между второй и третьей осями предусматривался увеличенный промежуток. Стабилизация и горизонтирование самоходной пусковой установки во время стрельбы должны были осуществляться при помощи набора гидравлических домкратов. Пара таких устройств помещалась в центральной части шасси, в крупном промежутке между второй и третьей осью, еще два – в корме.
Транспортировка и запуск ракеты должны были производиться при помощи пусковой направляющей балочного типа. В кормовой части шасси предусматривались шарниры для установки качающейся направляющей. Сама направляющая должна была представлять собой балку с креплениями для ракеты. При помощи гидравлических приводов балка могла качаться в вертикальной плоскости и подниматься на требуемый угол возвышения. Стартовый стол или иное подобное оснащение не предусматривалось. Ракета комплекса «Ястреб» должна была иметь радиокомандную систему управления. Для реализации подобных принципов наведения самоходная пусковая установка получила набор необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Так, для отслеживания ракеты на активном участке полета и определения параметров ее движения предлагалось использовать собственную радиолокационную станцию с требуемыми характеристиками. Антенна РЛС помещалась на крыше корпуса боевой машины, позади кабины, и прикрывалась радиопрозрачным кожухом.
Опытное шасси
При помощи РЛС автоматика комплекса должна была отслеживать ракету и сравнивать ее траекторию с требуемой. При отклонении от расчетной траектории следовало вырабатывать команды, передаваемые аппаратуре ракеты через соответствующее антенное устройство. Подобный способ наведения позволял обеспечить требуемые показатели точности попадания при сравнительной простоте конструкции ракеты. Вся необходимое сложное оборудование помещалось только на самоходной пусковой установке.
Управляемая баллистическая ракета комплекса «Ястреб» получила обозначение В-612. Это изделие должно было основываться на конструкции зенитной ракеты В-611 из состава корабельного комплекса М-11 «Шторм». Базовая зенитная ракета была разработана ОКБ-2, что должно было значительно упростить создание нового оружия. Из существующего проекта с минимальными изменениями заимствовались конструкция корпуса и плоскостей, система управления, двигатель и другие агрегаты. Кроме того, проявилась необходимость в создании некоторых новых устройств.
Ракета В-612 должна была получить корпус сложной формы, образованной длинным коническим головным обтекателем, цилиндрической центральной секцией и сужающимся хвостовым отсеком. Было решено сохранить стреловидные трапециевидные крылья Х-образной конструкции в центральной части корпуса. В хвосте оставались аэродинамические рули схожей конструкции. При этом расчеты показали, что применение требуемой специальной боевой части приведет к изменению балансировки ракеты. Из-за этого головной обтекатель изделия пришлось оснастить дестабилизаторами небольшого размаха. Зенитная управляемая ракета В-611 оснащалась двухрежимным твердотопливным двигателем, обеспечивавшим старт со сходом с направляющей и последующее достижение цели. Параметры двигателя позволяли ракете разгоняться до 1200 м/с и лететь к цели со средней скоростью 800 м/с. За счет большого запаса топлива время работы двигателя совпадало со временем полета на максимальную дальность стрельбы 55 км. Схожий твердотопливный двигатель с высокими характеристиками мог использоваться в составе изделия В-612.
Системы управления ракеты В-612 должны были выполнять прием поступающих команд с пусковой установки и преобразовывать их в команды для рулевых машинок. Коррекция траектории по командам бортовой автоматики боевой машины должна была осуществляться на всем протяжении активного участка полета. При этом планировалось выполнять вывод ракеты на требуемую траекторию, после чего она могла продолжать неуправляемый полет до момента попадания в цель.
По имеющимся данным, изделие В-612 должно было комплектоваться только специальной боевой частью. Мощность такого боевого оснащения неизвестна. Сведения о возможности разработки и применения конвенциональных боевых частей отсутствуют.
Зенитная ракета В-611
Техническим заданием требовалось обеспечить возможность стрельбы управляемой ракетой на дальность от 8 до 35 км. Интересно, что баллистическая ракета В-612 должна была отличаться от зенитной В-611 меньшей дальностью полета. По-видимому, разница в этих показателях была связана с необходимостью установки более тяжелой специальной боевой части, которая могла привести к росту стартовой массы изделия или к сокращению размеров двигателя с уменьшением запаса его топлива. К концу первой половины шестидесятых годов специалисты ОКБ-2 и смежных организаций завершили основную массу предварительных работ по проекту «Ястреб». Были определены основные особенности перспективного ракетного комплекса. Кроме того, отдельные его элементы были доведены до стадии сборки прототипов с последующими их испытаниями. Успешное завершение подобных работ позволяло продолжать создание проекта.
Силами Брянского автомобильного завода к 1965-66 годам был построен прототип перспективного четырехосного шасси, предназначенного для использования в качестве основы пусковой установки комплекса «Ястреб». По имеющимся данным, эта машина не получила агрегаты пусковой установки, однако была оснащена имитатором блока антенны радиолокационной станции. Из-за этого на крыше корпуса, позади кабины, появился крупный агрегат, который из соображений секретности прикрывали брезентовым чехлом.
Имеются сведения об испытаниях перспективного шасси, которые позволили установить реальные характеристики машины при движении по дорогам и пересеченной местности. Как показывают сохранившиеся кадры кинохроники, прототип успешно справлялся с достаточно сложными препятствиями. Этот факт мог открыть ему дорогу к последующему использованию.
По имеющимся данным, разработка комплекса «Ястреб» прекратилась на стадии создания эскизного проектирования. Параллельно с «Ястребом» сотрудники ОКБ-2 создавали комплекс «Точка» с иной системой управления ракетой. Сравнение двух проектов показало, что применение радиокомандного управления приводит к чрезмерному усложнению самоходной пусковой установки. Также пусковая установка системы «Ястреб» была вынуждена оставаться на огневой позиции в течение некоторого времени после пуска, выполняя вывод ракеты на нужную траекторию, из-за чего подвергалась большому риску. Кроме того, унификация баллистической и зенитной ракет не позволяла добиться высоких показателей дальности стрельбы.

Таким образом, интересный и недавно казавшийся перспективным проект вряд ли мог устроить армию и дойти до массовой эксплуатации. Не позднее 1965-66 годов проект «Ястреб» был официально закрыт. Насколько известно, к моменту завершения работ по проекту «Ястреб» было построено только опытное шасси для самоходной пусковой установки. Прочие элементы комплекса так и не дошли до сборки и проверки прототипов. Заказчик отказался от нового комплекса до того, как разработчики успели завершить проектирование отдельных его систем.
Предварительная проработка и эскизное проектирование тактического ракетного комплекса «Ястреб» позволила определить перспективы нескольких оригинальных предложений, лежавших в его основе. Так, было установлено, что даже сравнительно тяжелая и крупная зенитная ракета В-611 не может стать основой для баллистической ракеты с требуемыми характеристиками дальности и могущества боевой части. Кроме того, радиокомандное управление ракетой не оправдало себя в контексте тактических систем для сухопутных войск.
Одновременно с этим был получен солидный опыт в деле проектирования ракет и прочих элементов комплексов тактического звена. К примеру, есть основания полагать, что проект специального четырехосного шасси в дальнейшем получил развитие и привел к появлению самоходной пусковой установки 9П714 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Кроме того, разрабатывавшийся параллельно с «Ястребом» проект «Точка» в дальнейшем стал основой для комплекса 9К79 с тем же дополнительным названием.
Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» не был реализован в полной мере. Тем не менее, он позволил изучить некоторые оригинальные идеи, а затем определить их реальные перспективы. Оказалось, что интересные и многообещающие предложения вряд ли могут быть использованы на практике. Таким образом, проект «Ястреб» не привел к появлению новой военной техники, однако поспособствовал дальнейшему развитию ракетных комплексов, показав несостоятельность некоторых идей.

Баллистические ракеты тактического и оперативно-тактического назначения США

Баллистические ракеты США появились не на пустом месте – они «выросли» из трофейного наследия. Разработка первой американской тактической неуправляемой БР, способной нести ядерную боеголовку, получившей наименование «Онест Джон» («Honest John»), началась в США осенью 1948 г. Ракета оснащалась боеголовкой с ядерным зарядом W7 (в дальнейшем он был заменен на W31). Первый пуск ракеты состоялся в 1951 г., а с 1953 г. начались ее поставки в войска. Ракета размещалась на подвижной пусковой установке.

Практически параллельно разрабатывалась жидкостная ракета «Капрал» («Corporal»). Ее проектирование велось в 1950-1953 гг. Первый пуск ракеты был произведен в августе 1952 г., а в апреле 1954 г. она начала поступать на вооружение. Вскоре началась разработка твердотопливной ракеты следующего поколения «Сержант» («Sergeant»), которая с 1962 г. стала поступать на замену ракет «Капрал». Ракета «Сержант» находилась на вооружении по 1977 г.

В 1962 г. начались исследовательские работы по созданию оперативно-тактической ракеты «Ланс» («Lance»). Она должна была заменить ракеты типа «Онест Джон». Однако, в 1966 г. по инициативе командования сухопутных войск США параллельно началась разработка второго варианта ракеты «Ланс» с большей дальностью стрельбы для замены ракеты «Сержант». В декабре 1967 г. Министром обороны США было принято решение прекратить разработку первого варианта и продолжить работы по созданию второго варианта ракеты «Ланс», которая и была принята на вооружение. Ракета отличалась высокой надежностью и небольшой стоимостью. Ее можно было использовать в любых климатических условиях. Ракета оснащалась обычной или ядерной боевой частью (вес – 211 кг) мощностью 1-100 кт. В середине 1980-х годов ракета «Ланс» была снята с вооружения.

На основе ракеты «Онест Джон» в 1956 г. началась разработка ракеты «Литтл Джон» («Little John») – самой маленькой по своим размерам неуправляемой тактической ракеты, когда-либо принятой на вооружение Армии США. Испытательные пуски ракеты были проведены в период декабрь 1958 г. – октябрь 1959 г. Промышленное производство ракеты началось в конце 1959 г., а поступление в войска – в январе 1961 г.

В войска ракета поставлялась воздушным транспортом в полностью снаряженном состоянии и сразу же после прибытия в район пуска она была готова для прицеливания и пуска. Ракета могла также буксироваться тягачом на пусковом устройстве. Производство и поставки ракеты в войска были ограниченными, поскольку она предназначалась в основном для проведения воздушно-штурмовых операций, а в Армии США имелось только два подобного рода войсковых подразделения.

В августе 1969 г. ракета «Литтл Джон» была снята с вооружения. Возможной причиной её снятия с вооружения могло стать поступление в войска 155-мм ядерного артиллерийского снаряда М454.

Первой тактической управляемой ракетой Армии США стала радиоуправляемая ракета «Лакросс» («Lacrosse») – одноступенчатая твердотопливная ракета, находилась на вооружении Армии США в 1959 – 1964 гг. Её разработка относится к 1947 – 1956 гг., начало испытаний – 1954 г., принятие на вооружение – 1959 г.

В начале 1950-х годов Армия и ВВС США втянулись в борьбу за право монопольной разработки БР средней дальности, причем конкуренция возникла как между разработчиками ракет, так и между разработчиками ядерных боеприпасов. Армия предлагала БРСД «Юпитер» (Jupiter), ВВС – «Тор» (Thor).

Хотя параметры этих ракет были близкими и в силу этого министерство обороны сомневалось в необходимости дублирования, Президент США поддержал конкурентный подход с тем, чтобы определить, какая из ракет будет иметь наилучшие параметры.

Первой американской БР промежуточной дальности в ядерном оснащении (ядерный заряд W39) была ракета «Редстоун» (Redstone) – одноступенчатая ракета на жидком криогенном топливе (таблица 1.25). Первый запуск этой ракеты был осуществлен в августе 1958 г. и в том же году ракета была принята на вооружение. Все ракеты были размещены в ФРГ и включены в состав вооруженных сил НАТО. В 1964 г. ракеты «Редстоун» были сняты с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты нового поколения «Першинг-1» («Pershing-1»).

Ракеты «Тор» в период 1959 – 1963 гг. были развернуты (в количестве 60 ед.) в Великобритании. Развертывание ракет «Юпитер» осуществлялось в 1961 г. на базах в Турции (15 ракет) и в Италии (30 ракет). После окончания Карибского кризиса все ракеты «Тор» и «Юпитер», развернутые в Западной Европе, были деактивированы и отправлены обратно в США. Ракеты оснащались боеголовками с ядерным зарядом W49 (1,45 Мт).

Оперативно-тактическая ракета «Першинг-1» предназначалась для использования в интересах крупных войсковых соединений для стрельбы по городам, аэродромам, военно-полевым складам, скоплениям войск и пусковым установкам ракет противника. Стендовые испытания ракеты «Першинг-1» начались в конце 1958 г., летные – в феврале 1960 г. В апреле 1963 г. ракета поступила на войсковые испытания.

Сразу после принятия на вооружение ракет «Першинг-1» командование сухопутных войск США приступило к их модернизации и совершенствованию организационной структуры ракетных подразделений. Главной задачей модернизации было снижение уязвимости ракетного комплекса за счет повышения его мобильности, транспортабельности и боеготовности в целом. Усовершенствованный ракетный комплекс получил наименование «Першинг-1А». Высокая мобильность комплекса была достигнута благодаря расположению всех его элементов на колесных машинах, а боеготовность повысилась за счет совершенствования проверочно-пускового и стартового оборудования комплекса и автоматизации подготовки и пуска ракет.

В 1984 г. на вооружение Армии США начал поступать ракетный комплекс «Першинг-2», отличавшийся увеличенной дальностью и точностью стрельбы. Этап разработки ракеты «Першинг-2» завершился в 1982 г. и в том же году начались ее летные испытания (всего предусматривалось 14 пусков). Характерной особенностью ракеты являлось размещение ее системы управления в головной части. Головная часть состояла из трех отсеков: переднего (в нем размещались датчики подрыва ядерного заряда и элементы системы наведения), среднего (ядерный заряд) и заднего (система управления и исполнительные элементы). Инерциальная система управления была дополнена системой наведения ГЧ на конечном участке траектории по радиолокационной карте местности. Такая система на баллистических ракетах ранее не применялась.

Применяемый в головной части ядерный заряд W85 – с изменяемой мощностью. Перед стартом расчет пункта управления пуском мог выбрать одно из четырех значений мощности.

Подлетное время ракеты до объектов, размещенных в центре европейской части СССР, составляло 8 – 10 минут.

Ракетный комплекс «Першинг-1А» стоял на вооружении Армии США в период с 1969 по 1991 гг. Всего было изготовлено 754 ракеты «Першинг-1» и «Першинг-1А», из которых 180 было развернуто в Европе. Последние образцы ракетных комплексов «Першинг» были уничтожены в 1989 г. в соответствии с советско-американским Договором РСМД. Ракеты «Першинг-2» были развернуты (108 единиц) в Западной Германии в период с января 1984 г. по конец 1985 г. Всего было произведено 380 ракет.

Снятие с боевого дежурства ракет «Першинг-2» – октябрь 1988 г., их полное уничтожение завершилось в мае 1991 г.

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь 2021 Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

The National Interest рассказал о пугающем НАТО российском комплексе

Российский ракетный арсенал не имеет аналогов в мире по количеству изделий, пишет The National Interest. «Москва унаследовала обширную коллекцию ракет от Советского Союза, и несмотря на то, что российский ракетный арсенал несколько устарел, он составляет основу для стратегических действий Москвы», — отмечают американские журналисты.

Реклама

По мнению авторов статьи, в рамках термина A2/AD это подразумевает «воспрещение доступа/блокирования зоны» (anti-access/area denial, A2/AD) в локальных конфликтах, которая заключается в том, что объединенные вооруженные силы НАТО не могут находиться и передвигаться в радиусе действия систем запретной зоны A2/AD без риска получения неприемлемого ущерба. Как считают в NI,

ОТРК «Искандер» является самым опасным оружием ВС РФ. Этот комплекс имеет очень низкий барьер неядерного применения, а большая дальность стрельбы ракет и их возможности преодоления ПРО может сразу же привести к огромному ущербу ОВС НАТО в случае нанесения ударов «Искандерами» по аэродромам, складам боеприпасов и материальных средств и тому подобным объектам.

Помимо этого, применение российского ракетного арсенала распространяется вплоть до «доставки стратегического ядерного оружия через континенты».

Хотя со стороны коллективного Запада было сделано многое для сдерживания Москвы с помощью стратегических ядерных сил, российские баллистические ракеты малой дальности были «несколько упущены».

Ракета SS-26 «Искандер» имеет дальность стрельбы от 400 до 500 км. «Искандер» может использовать очень широкий набор боевых частей. Основными из них являются следующие:

— для поражения площадных целей и окопанной техники используется кассетная осколочная боевая часть с дистанционным подрывом в воздухе 54 боевых элементов для поражения людей и техники в окопах сверху;

— для поражения бункеров используется бетонобойная боевая часть;

— для поражения точечных целей используется обычно осколочно-фугасная боевая часть. Остальные боевые части могут быть применены для специфических (нетиповых) задач. Помимо этого, ОТРК может комплектоваться специальной (ядерной) боевой частью мощностью до 50 килотонн.

Экспортные модели «Искандера», пишет NI, имеют меньшую дальность стрельбы — около 280 км. Для иностранных заказчиков предлагается упрощенный вариант ракеты «Искандер-М» под названием «Искандер-Э».

Упрощение комплекса касается сокращения дальности стрельбы и варианты поставки не включают кассетные боевые части с самоприцеливающимися элементами. Сокращение дальности ОТРК в экспортном варианте обусловлено тем, что экспорт ракет с дальностью поражения более 300 км запрещен международными договорами.

«Это также довольно точное оружие», — указывает NI. Система наведения «Искандера» смешанная: инерциальная на начальном и среднем участках полета и оптическая на конечном участке полета, чем достигается высокая точность попадания ракеты в цель. Промах — не более 5-7 м. Возможно использование ГЛОНАСС в дополнение к инерциальной системе наведения. Существует несколько модификаций ракеты, отличающихся боевой частью и телеметрией. Ракеты в полете могут получать по радио дистанционно новые координаты цели, что позволяет поражать подвижные цели (включая корабли).

Оптическая головка самонаведения (ГСН) производства НПП «Радар ммс» является инфракрасной. Она позволяет по ориентирам на местности находить объект поражения даже в безлунную ночь. Преимуществом оптической ГСН является устойчивость против применения противником средств РЭБ для подавления сигналов спутниковой навигации или радиокоманд.

В составе комплекса «Искандер» есть транспортно-заряжающая машина, которая предназначена для транспортировки двух дополнительных ракет. Для установки изделий на самоходную пусковую установку ТЗМ оснащена погрузочным краном.

ОТРК «Искандер» развернут как на основной территории России, так и в Калининграде, важном российском эксклаве рядом с Польшей и Балтийским морем, пишет NI. Из этого региона «Искандер» может поразить цели в Польше, некоторых областей восточной Германии, южной части Швеции, Латвии, Литве и Эстонии, Белоруссии и значительной части Балтийского моря.

Калининградские «Искандеры» являются «отличным примером российской принудительной дипломатии»,

пишет NI. Из этого эксклава Россия может поразить цели на большей части Балтийского моря, угрожая важному маршруту доставки войск и материальных средств, а также уничтожить многие объекты Объединенных вооруженных сил НАТО.

Издание оценило и экспортные возможности «Искандера». Несколько стран в разное время проявляли интерес к приобретению системы (Сирия, Иран и Объединенные Арабские Эмираты в 2005 году, Индия, Кувейт, Южная Корея, Сирия, Малайзия и снова ОАЭ в 2008 году, Саудовская Аравия в 2015 году). Однако пока Армения и Алжир остаются единственными покупателями ОТРК. Контракты были исполнены в 2016 и 2017 годах соответственно.

«Российская ракетная коллекция» остается грозной и внушительной, считают американские журналисты. «Искандер» в этом плане является представителем все более точных ракетных технологий.

В сочетании с четкой российской стратегией A2/AD, особенно в Балтийском регионе с дислокацией ОТРК в Калининградском эксклаве, «Искандер» является весьма эффективным оружием.

«Напомнил бы, что в настоящее время существует несколько модификаций ОТРК «Искандер», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Эксперт уточнил, что к таковым относятся, во-первых, Искандер-М — вариант для ВС РФ с двумя квазибаллистическими ракетами 9М723 на ПУ, дальность стрельбы системы составляет до 500 км; во-вторых, «Искандер-К» — вариант с использованием двух крылатых ракет Р-500 с дальностью стрельбы до 500 км. Высота полета ракеты около 7 м при выходе на цель и изделие автоматически корректируется все время полета и автоматически огибает рельеф местности; наконец, это экспортный вариант ОТРК — «Искандер-Э».

Как уточнил собеседник издания, последняя ракетная бригада в ВС РФ получила «Искандер» в конце ноября 2019 года. Дислоцированная в Курске 448-я ракетная бригада 20-й гвардейской общевойсковой армии Западного военного округа завершила перевооружение с оперативно-тактических ракетных комплексов 9К79-1 «Точка-У» на новые оперативно-тактические ракетные комплексы 9К720 «Искандер-М».

До последнего времени 448-я ракетная бригада оставалась последней из 13 ракетных бригад Вооруженных сил России, оснащенной устаревшими ОТРК «Точка-У». Таким образом, перевооружение этой бригады знаменует окончательное снятие ОТРК «Точка-У» с вооружения линейных частей Вооруженных сил России (хотя, вероятно, эксплуатация «Точки-У» еще некоторое время продлится частями 60-го учебного центра боевого применения Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск России в Капустином Яру).

Остальные 12 ракетных бригад получили с 2010 по 2019 года бригадные комплекты ОТРК «Искандер-М» (девять бригад были перевооружены с ОТРК «Точка-У» и три бригады — 3-я, 12-я и 464-я — были сформированы дополнительно).

448-я ракетная бригада в Курске получила второй из двух дополнительных бригадных комплектов ОТРК 9К720 «Искандер-М» по контракту, заключенному в августе 2017 года Министерством обороны Российской Федерации с АО «Научно-производственная корпорация «КБ Машиностроения». Первый бригадный комплект ОТРК «Искандер-М» по данному контракту был ранее в начале 2019 года поставлен для укомплектования вновь сформированной 464-й ракетной бригады 8-й гвардейской общевойсковой армии Южного военного округа с дислокацией в Знаменске (Астраханская область, тот же полигон Капустин Яр).

Среди отличительных качеств ОТРК «Искандер» специалисты выделяют мобильность, малое время развертывания, а также маневренность и точность наведения ракет на цель. Завершение перевооружения «Искандерами» существенно повысит боевой потенциал российской армии.

Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э»

Функционально в составе комплекса можно выделить:

  • боевые средства: ракеты, самоходные пусковые установки, транспортно-заряжающие машины,
  • средства боевого управления и информационного обеспечения, сведённые в командно-штабную машину,
  • средства технического обслуживания и ремонтра: машина регламента и технического обслуживания и комплект арсенального оборудования,
  • машина жизнеобеспечения деятельности боевого расчёта при несении боевого дежурства на стартовой позиции,
  • учебно-тренировочные средства: учебно-тренировочный макет ракеты, комплекты оборудования для учебно-тренировочных классов СПУ и КШМ, комплект учебно-технических плакатов.

Комплекс обеспечивает боевое применение при высотах стартовой позиции и цели до 3000м над уровнем моря, с расположением самоходной пусковой установки как открыто, так и в окопе, без топогеодезического, метеорологического обеспечения и без подготовки в инженерном отношении стартовой позиции.

Высокая точность стрельбы при значительной дальности, малое время готовности к пуску (оно может составлять от 4 до 16 минут в зависимости от состояния готовности комплекса), могущество боевого оснащения и высокая вероятность преодоления ПРО позволяет комплексу оперативно обеспечивать поражение любой типовой цели одной СПУ одиночным пуском или залпом двух ракет.