Охота на крокодила

Особенности охоты на крокодила

Чудовище, пожирающее людей, всегда было приоритетной целью у многих охотников, об этом свидетельствуют исторические источники. И именно охоту на это опасное существо оправдывают все, даже заядлые вегетарианцы не высказывают ничего против.

Хотя в современном мире, у охотников не так много возможностей встретится с этим хищником.

Тем ценнее моменты, проведённые на охоте. Представьте, как вы буквально погружаетесь в прошлое, скользя по реке на мокоро (каноэ, пришедшему прямиком из каменного века) по реке Замбези в Мозамбике, которая буквально кишит нильским крокодилом. Здесь встреча с ним, практически неизбежна. Есть ещё несколько мест, где доступна охота на крокодилов: Зимбабве, Южная Африка, Танзания, Замбия и Намибия. Куда отправиться – это уже ваш выбор.

Но вам следует помнить, что крокодил – очень древний хищник, в ходе эволюции приобрётший уникальные навыки адаптации к практически любым условиям. Они быстро плавают, свободно передвигаются по суше, они способны хорошо видеть даже в темноте, на коже у них есть особые датчики, которые легко позволяют им чувствовать присутствие объектов поблизости. Крокодилы развились задолго до того, как у всех остальных животных появились участки мозга, отвечающие за обработку эмоций. Они не знают жалости или жестокости. Они в прямом смысле биомашины для убийства. К ним мало кто испытывает сочувствие.

Неустойчивое мокоро, конечно же, не самый лучший вариант охоты за рептилией. Это неоправданный риск. Лучший способ охоты на крокодила – из засады с приманкой. Тут важно учесть несколько факторов влияющих на успех охоты. Первое – это размер жертвы. Средний крокодил бывает от 3 до 3,5 метров в длину, большим считается крокодил от 3,5 до 4,5 метром, ну а экземпляры по 5 метров уже просто огромны. Так как зачастую, на поверхности воды видно только глаза и ноздри крокодила, то размер при такой видимости определить практически невозможно, для этого и нужна приманка, которая устанавливается в метре от кромки воды. С её помощью возможно более точно определить размер рептилии, на которою будет вестись охота.

Второй фактор, влияющий на успех – винтовка. У вас есть только один шанс. Второй попытки выстрелить не будет, поэтому важно, чтобы винтовка была пристреленной, и калибра не меньше .300, ну и не больше .375. Так же лучше не брать пули с мягкой головкой, и использовать безоболочечные пули. Пусть от первых и больший урон, но зато со вторыми есть большая вероятность, что вы наверняка не упустите свою добычу. Потому что, по-видимому, той доли секунды, что требуется пуле с мягкой головкой, чтобы раскрыться, достаточно для нервной системы крокодила, чтобы послать сигнал «убирайся отсюда!» в мышцы. И вот ваша добыча, ещё не знает, что она уже мертва, но одним мощным движением хвоста отправляется в воду, откуда её достать уже практически не возможно.

Возвращаясь в лагерь с 4 или 5 метровым крокодилом, не думайте, что вы супер-герой, избавивший несчастных от страшного монстра. Популяция крокодилов держится под постоянным контролем, более простыми способами. Тем более, что без этого животного, поедающего трупы животных упавших в реку, Африка оказалась бы под большой угрозой из-за возможных вспышек эпидемий. Хотя местные жители, в семье которых есть жертвы, павшие от зубов крокодила, наверняка испытают сладкое чувство отмщения при виде вашей добычи.

Российские боевые вертолёты и их вооружение. История, настоящее и будущее

Советский Союз был одним из основоположников и мировых лидеров в строительстве вертолётной техники. Не меньших успехов советские разработчики добились и на ниве создания управляемого оружия, в частности, противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Сочетание двух этих направлений предопределило появление боевых вертолётов в вооруженных силах СССР.


Вертолёт Ми-1МУ с ПТУР 3М11 «Фаланга»

Вертолёты

Первым советским вертолётом, оснащённым ПТУР, в 1962 году стал Ми-1МУ, вооружённый четырьмя ПТУР 3М11 «Фаланга». Из-за отсутствия интереса к нему у Вооружённых сил СССР он не был принят на вооружение, как и его усовершенствованная версия с шестью ракетами. Не получили существенного развития в качестве носителей ПТУР и вертолёты следующего поколения – Ми-2 и Ми-4.
Первым действительно боевым вертолётом СССР стал созданный в 1972 году боевой вертолёт Ми-24. В первую очередь он был оптимизирован не для противотанкового применения, а для огневой поддержки наземных войск, хотя и мог нести до четырёх ПТУР «Фаланга», а в дальнейшем и более совершенных ПТУР «Штурм-В». Конструкция Ми-24 и его модификаций не была оптимизирована для ведения боевых действий из режима висения, характерного для вертолётов стран НАТО. По сути Ми-24 применялся как штурмовик с коротким взлётом и вертикальной посадкой или как воздушная БМП. Из-за наличия вместительного десантного отсека Ми-24 получился существенно более крупным и тяжёлым, по сравнению с американским AH-1, впрочем, эти вертолёты изначально создавались для решения разных задач.
В последних модификациях Ми-24ВМ (Ми-35М) вертолёт получил укороченные крылья, двигатели увеличенной мощности и 8-16 ПТУР «Штурм-В» или «Атака-М», что позволяет ему относительно эффективно решать задачи по уничтожению бронетехники.

Вертолёт Ми-24Д и его новейшая модификация Ми-35М
Тотальное превосходство СССР и Организации Варшавского Договора в бронетанковой технике по сравнению с США и блоком НАТО не делало приоритетной задачу создания противотанкового вертолёта. В связи с этим, появление в СССР вертолёта, аналогичного по возможностям новейшему американскому AH-64 Apache, значительно затянулось. В первую очередь это было связано с развалом СССР, но немалую лепту внесло противостояние ОКБ «Камов» и КБ им. Миля. В ходе многолетнего «соревнования» вертолётов Ка-50 и Ми-28, а затем и их продолжателей Ка-52 и Ми-28Н сторонами было вылито друг на друга много грязи, что несомненно отрицательно повлияло на экспортный потенциал обеих машин, впрочем, эта тема многократно рассмотрена в профильных изданиях и на тематических форумах.
Изначально победителем конкурса на новый армейский вертолёт было признано ОКБ «Камов» с вертолётом Ка-50. Ранее в СССР существовало негласное разделение труда, в котором ОКБ «Камов» приоритетно разрабатывало вертолёты для Военно-морского флота (ВМФ) СССР, а КБ им. Миля для сухопутных войск. С появлением вертолёта Ка-50 эта традиция была нарушена.

Машина получилась крайне интересной. В первую очередь обращала на себя внимание одноместная компоновка вертолёта с высоким уровнем автоматизации. Впервые в мире было установлено катапультное кресло пилота с отстрелом лопастей перед катапультированием. Установленная ближе к центру масс 30-м пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом 460 снарядов позволяла поражать цели на дальности до четырёх километров. В качестве противотанкового вооружения должны были использоваться 12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь» с системой наведения по «лазерной тропе» и предполагаемой дальностью стрельбы 8-10 километров. Соосная схема позволила обеспечить вертолёту великолепную маневренность и высокую скороподъёмность до 28 м/с (для сравнения у Ми-28 эта цифра составляет 13,6 м/с, у AH-1 – 8,22 м/с, у AH-64 – 7,2-12,7 м/с). Эффектный внешний вид и броское название «Чёрная акула» быстро сделали Ка-50 известным в России и за рубежом, где он получил название «Оборотень».

Боевой вертолёт Ка-50 «Чёрная акула»
Предусматривалась совместная работа боевых вертолётов Ка-50 с вертолётами Ка-29ВПНЦУ, оснащённых комплексами средств автоматизации и связи для обеспечения навигации, целеуказания и закрытой радиосвязи с другими родами войск. Также, по некоторым данным, рассматривался вариант совместной работы Ка-50 с двухместной «командирской» модификацией Ка-52 и вертолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ка-31, впрочем, это может быть чьё-то индивидуальное видение проблемы.
Длительные прения по вопросу окончательного принятия на вооружение боевого вертолёта в Российской Федерации привели к отказу ОКБ «Камов» от одноместной модификации – Ка-50 и продвижение его двухместной модификации Ка-52, с размещением пилотов рядом (бок-о-бок), что не совсем характерно для ударных вертолётов. Тем не менее, основные характеристики Ка-50 были сохранены, помимо этого под носовым радиопрозрачным обтекателем была размещена радиолокационная станция (РЛС) миллиметрового диапазона, предназначенная для обнаружения целей и полёта в режиме огибания рельефа местности.

РЛС «Арбалет», расположенная под носовым радиопрозрачным обтекателем вертолёта Ка-52
В конечном итоге на вооружение были приняты обе машины – Ка-52 и Ми-28Н, которые получили в войсках как положительные, так и отрицательные отзывы. В целом, выигрывая по бронированию и маневренности в сравнении с AH-64 Apache, обе машины уступают ему по БРЭО и вооружению. Ожидается, что БРЭО, сравнимое с установленным на вертолётах AH-64D/E, появилось на модернизированном вертолёте Ми-28НМ. Также к 2021-2022 году планируется модернизация вертолета Ка-52 до уровня Ка-52М с усовершенствованными обзорно-прицельными системами и ракетами увеличенной дальности.
Тем не менее, отставание по ПТУР пока сохраняется. Если американские вертолёты могут применять ПТУР в режиме «выстрелил и забыл», то российским вертолётам, применяющим ПТУР «Атака» или «Вихрь» требуется сопровождение цели носителем на всём протяжении полёта ракеты. Это стало следствием отставания отечественной элементной базы и, соответственно, отсутствием компактных многодиапазонных головок самонаведения.

Новейший российский боевой вертолёт Ми-28ВН и корабельный боевой вертолёт Ка-52К «Катран»

ПТУР и многофункциональные ракеты воздух-земля

ПТУР первого поколения, в которых необходимо было наводить ракету на цель вручную, не обеспечивали сколь либо приемлемой вероятности поражения цели. Первым эффективным противотанковым комплексом, применяемым с вертолётов Ми-24 и вертолётов ВМФ Ка-29 стал ПТУР «Штурм-В». Комплекс обеспечивал поражение бронированных целей на дальности до пяти километров сверхзвуковой ракетой с радиокомандным наведением. На момент появления характеристики ПТУР «Штурм-В» позволяли боевым вертолётам эффективно бороться с бронированными целями. В дальнейшем на базе ПТУР «Штурм-В» была разработана усовершенствованная ПТУР «Атака» с дальностью стрельбы до восьми километров, которая может применяться с вертолётов Ми-28, и в варианте с лазерным наведением с вертолётов Ка-52.

Ракета 9М120 «Атака»
Разрабатывающийся для Ка-50 сверхзвуковой ПТУР «Вихрь» с системой наведения по «лазерной тропе» должен был иметь дальность до восьми километров, а в варианте «Вихрь-М» до 10 километров. Крупносерийное производство ПТУР «Вихрь» так и не было налажено, ПТУР «Вихрь-М» производится серийно с 2013 года для применения в составе Ка-52, но информация об их реальном использовании крайне ограничена.

ПТУР «Вихрь-М»

Боевой вертолёт Ка-52 с 24 ПТУР «Вихрь» в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК)
В целом ПТУР «Вихрь-М» обладает более высокими характеристиками по сравнению с ПТУР «Атака», но в тоже время оба комплекса по современным меркам являются устаревшими и относятся ко второму поколению. Скорость даже сверхзвуковых ПТУР в любом случае существенно уступает скорости полёта современных зенитных управляемых ракет (ЗУР). Вследствие этого вертолёт, атакующий бронетехнику, прикрытую средствами ПВО, с высокой вероятностью будет уничтожен ещё до поражения цели ПТУР. Исходя из этого российским боевым вертолётам необходимо оружие, способное действовать по принципу «выстрелил и забыл», то есть ПТУР третьего поколения.
Длительное время в интернете муссируется тема разработки ПТУР «Гермес» тульским Конструкторским Бюро Приборостроения (АО «КБП). Такой комплекс действительно разрабатывается уже длительное время, изначально под наименованием «Клевок», затем, будучи переименованным в «Гермес». Комплекс «Гермес» предполагается размещать на наземных, надводных и воздушных носителях. По разным данным дальность авиационного варианта ракеты комплекса «Гермес» должна составить порядка 25 км, дальность наземного варианта комплекса может составить до 100 км. Существует мнение, что дальность стрельбы 100 км может быть достигнута при запуске с любого типа носителя и в большей степени зависит от возможности носителя обеспечить целеуказание на максимальной дальности. Скорость ракеты сверхзвуковая, максимальная порядка 1000 м/с, средняя 500 м/с. Комплекс «Гермес-А» (авиационный вариант) в первую очередь предназначался для оснащения вертолётов Ка-52.
Ракеты комплекса «Гермес» нельзя отнести к ПТУР, скорее это многофункциональная ракета класса воздух-земля (в-з) или земля-земля (з-з). На ракетах комплекса «Гермес» предусматривается использование нескольких систем наведения, в частности, с высокой вероятностью можно говорить о наличии инерциальной системы наведения, радиокомандной системы наведения и лазерной головки самонаведения (ГСН), аналогичной применяемым в управляемых артиллерийских снарядах (УАС) типа «Краснополь». Другие предполагаемые варианты ГСН включают пассивную тепловизионную головку самонаведения, активную радиолокационную головку самонаведения или комбинированную — тепловизионную + лазерное самонаведение. Предположительно инерционная система наведения может быть дополнена коррекцией по данным спутниковой системы навигации «Глонасс», что было бы разумно для поражения стационарных удалённых целей.

Какие из данных вариантов ГСН для комплекса «Гермес» уже разработаны, какие находятся в работе, а какие вообще не будут реализованы, достоверно не известно.

ПТУР Гермес и он-же в ТПК под крылом вертолёта Ка-52
На опубликованном в предыдущей статье изображении (справа) показана предположительно гиперзвуковая зенитная управляемая ракета (ЗУР) комплекса «Панцирь-СМ». Учитывая дальность до 40 километров и гиперзвуковую скорость полёта, напрашивается вопрос о возможности реализации этого изделия в противотанковом варианте. В этом случае почти всю вторую ступень займёт «лом» – сердечник бронебойного оперённого подкалиберного снаряда (БОПС) из сплавов вольфрама или обеднённого урана. С учётом неизбежного роста размеров и массы второй ступени дальность должна заметно снизиться по сравнению с 40 километрами для ЗУР, но даже дальность 15-20 километров позволит боевым вертолётам, оснащённым такой гиперзвуковой ПТУР, успешно решать противотанковые задачи в условиях противодействия ЗРК противника. Дополнительным преимуществом можно считать сложность поражения гиперзвуковых целей комплексами активной защиты (КАЗ) современной бронетехники. А применение в качестве боевой части сердечника БОПС позволит повысить устойчивость ПТУР к вторичным осколкам, образующимся при поражении элементами КАЗ одной из ПТУР (при парном пуске). Выход на гиперзвуковые скорости полёта ПТУР отчасти может компенсировать отставание РФ в области создания головок самонаведения.
Предположительно гиперзвуковая ЗУР для ЗРК/ЗРПК «Панцирь-СМ» (справа) с дальностью стрельбы до 40 км, слева ЗУР к «Панцирь-С», по центру — ПТУР «Гермес-С»
Летом 2019 года сеть облетело видео с демонстрацией запуска перспективного изделия 305 — лёгкой управляемой многофункциональной ракеты (ЛМУР) с борта вертолёта Ми-28НМ.

Применение изделия 305 (ЛМУР) с борта Ми-28НМ
Изделие 305 называют российским ответом на американскую JAGM. В некоторых материалах высказывается предположение, что изделие 305 и есть ракета комплекса «Гермес», в других говориться о том, что это совершенно другое изделие. Исходя из анализа видеоизображения можно скорее склониться ко второму варианту, поскольку подвешиваемое под Ми-28НМ изделие не похоже на ракету комплекса «Гермес» в контейнере. О том, что изделие 305 не относится к комплексу «Гермес», говорит и тот факт, что его испытывают на Ми-28НМ. У АО «КБП», разработчика комплекса «Гермес», традиционно партнёром выступает фирма «Камов», поэтому логично, что новые изделия в первую очередь обкатывались бы на Ка-52.
Вернёмся к изделию 305 (ЛМУР). Предположительно изделие 305 концептуально произошло от ракет воздух-земля Х-25 и Х-38, звучат даже мнения о том, что ЛМУР основана на конструкции ракеты воздух-воздух ближней дальности Р-73. Ракета ЛМУР, выполненная по схеме «утка» (с передним расположением управляющих поверхностей), оснащена высокочувствительной мультиспектральной оптико-электронной ГСН с использованием полуактивного лазерного, телевизионного и двухдиапазонного, средневолнового и длинноволнового (3-5 мкм и 8-13 мкм) инфракрасного каналов наведения. Ракета ЛМУР должна атаковать цели в верхнюю полусферу с углами пикирования свыше 60-70 градусов, что позволит ей обходить многие современные КАЗ и поражать бронированные цели в наиболее уязвимую верхнею проекцию. Остаются вопросы о скоростных и массогабаритных параметрах изделия 305 и о том, в каком количестве они могут быть размещены на подкрыльевых держателях вертолётов Ми-28НМ и Ка-52.

Российская высокоточная ракета Х-38
Сравнивать российскую ЛМУР с американской JAGM в настоящий момент нет смысла из-за отсутствия более-менее достоверных характеристик изделия 305. В составе JAGM указывается наличие трёхрежимной головки самонаведения с инфракрасным, активным радиолокационным и лазерным каналами наведения. В составе ЛМУР возможность наличия активной радиолокационной ГСН не заявлена, что может быть существенным недостатком при её применении в плохих метеоусловиях, но вполне возможно, что ЛМУР опережает JAGM в части других характеристик – дальности и скорости полёта, мощности боевой части. В любом случае, появление ЛМУР в боекомплекте боевых вертолётов Ми-28НМ и Ка-52 можно считать важной вехой в развитии российской армейской авиации.

Скоростные вертолёты

Следуя за трендом, задаваемым западными разработчиками, российские производители разрабатывают перспективные скоростные боевые и транспортные вертолёты.
Компания «Камов» в первую очередь ориентируется на создание транспортного скоростного вертолёта Ка-92 с традиционной соосной схемой и толкающим винтом.
Концепт скоростного вертолёта Ка-92
О планах по созданию перспективного боевого вертолёта компании «Камов» можно судить по предварительным изображениям.
Концепт перспективного боевого вертолёта компании «Камов»
В 2015 году поднялся в воздух Ми-Х1, летный прототип на базе Ми-24 с улучшенной аэродинамикой и новым винтом. Заявленная разработчиком максимальная скорость 520 км/ч при дальности полета 900 километров.
Летный прототип Ми-Х1 на базе Ми-24
В 2018 году была озвучена информация о том, что в качестве основного разработчика скоростного боевого вертолёта выбран Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля. Впрочем, вспоминая историю противостояния вертолётов Ка-50 и Ми-28 можно сказать, что это ещё не окончательное решение. В любом случае, разработки российских компаний находятся в начальной стадии, по мере развития проектов возможны концептуальные изменения, в том числе и по результатам изучения зарубежного опыта эксплуатации таких машин. Можно предположить, что в период как минимум до 2030 года отечественной армейской авиации стоит рассчитывать лишь на новые и модернизированные машины семейства Ка-52 и Ми-28.
Насколько критично наше отставание от США в создании скоростных вертолётов? Даже если США смогут принять на вооружение и выпустить достаточно крупной серией скоростные боевые вертолёты в ближайшей перспективе, немало времени займёт отработка тактики их применения и получение опыта безаварийной эксплуатации. Можно не сомневаться, что подобно конвертопланам, скоростные вертолёты соберут свою жатву в виде безвозвратных потерь опытных и серийных машин. Да и само по себе появление скоростных вертолётов по значению нельзя сравнить ни с переходом от поршневых самолётов к реактивным, ни с созданием гиперзвукового оружия, радикального влияния на тактику ведения боевых действий они не окажут.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что на текущем этапе и в ближайшей перспективе основной задачей российской оборонки станет доработка и отладка эффективных ракет в-з с многоспектральными ГСН, а также создание гиперзвуковых ПТУР. Помимо разработки, не менее важной задачей является развёртывание крупносерийного производства новых изделий и насыщение ими вооружённых сил.
В части модернизации боевых вертолётов приоритетной остаётся задача повышения эффективности бортовой радиоэлектронной аппаратуры и средств разведки. Не останется без внимания и повышение защищённости боевых вертолётов, для минимизации вероятности их поражения стрелковым и малокалиберным артиллерийским вооружением. Другим направлением совершенствования боевых вертолётов будет развитие систем самообороны вертолётов, в первую очередь от атак переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Впрочем, вполне возможно, что комплексы самообороны окажутся эффективными и против ПТУР третьего поколения, типа американского комплекса «Джавелин», оснащённого тепловизионной головкой самонаведения, в то время как ПТУР второго поколения, управляемые по проводам или по «лазерной тропе», по-прежнему будут представлять серьёзную угрозу для боевых вертолётов, движущихся на низкой скорости и на небольшой высоте.

Штурмовик

Штурмовик — боевой тип летательного аппарата (вертолет или самолет), который относится к штурмовой авиации. Предназначение штурмовика заключается в непосредственной поддержке сухопутных войск над полем сражения и прицельном поражении морских и наземных целей.

Ранее этот тип самолета предназначался для осуществления атак живых целей, оснащался толстой броней и сильным вооружением для стрельбы вниз, по уставу Красной армии 1928 г. назывался боевиком.

Штурмовка – поражение морских и наземных целей с использованием ракет и стрелково-пушечного вооружения (пулеметов и пушек). Такой способ вооружения считается наиболее эффективным для нанесения ударов по вытянутым целям, таким как походные колонны техники и пехоты или их скопления.

Самые разрушительные удары штурмовики наносят по живой небронированной технике (тягачи, железнодорожный транспорт, автомобиль) и живой силе. Для выполнения поставленной задачи летательный аппарат должен лететь на небольшой высоте с пологим пикированием или без него («бреющий полет»).

История

Самолетами штурмовой авиации поначалу были различные неспециализированные летательные аппараты, как, например, пикирующие и легкие бомбардировщики, а также обычные истребители. Однако в 1930-е годы для штурмовых действий выделили отдельный класс самолетов. Дело в том, что пикирующий бомбардировщик по сравнению со штурмовиком поражает только точечные цели. Не годится для этого и тяжелый бомбардировщик, который поражает с большой высоты крупные неподвижные цели, – большой риск ударить по своим. Истребители для увеличения маневренности не обшивают толстой броней, а такой самолет, действуя на малой высоте, подвергается сильному обстрелу из различного оружия.

Самый массовый штурмовик Второй мировой войны и вместе с тем самый массовый боевой самолет в истории авиации – Ил-2. Под окончание Второй мировой войны стал выпускаться штурмовик Ил-10.

Германская армия также использовала специализированный самолет штурмовой авиации – Henschel Hs 129, однако его было выпущено совсем малое количество, существенно повлиять на исход войны он не мог. Задачи штурмовика в Люфтваффе были возложены на Junkers Ju 87G, который имел в своем оснащении две подкрыльевые пушки и был предназначен для истребления танков. Также немцами был выпущен вариант с усиленной броней этого самолета – Ju-87D.

Нельзя выделить четкие границы класса штурмовиков. Ближе всего к штурмовикам находятся такие типы летательных аппаратов, как пикирующий бомбардировщик и истребитель-бомбардировщик.

Во времена Второй мировой войны истребитель-бомбардировщик не проявил себя в этом отношении, каким бы пригодным ни казался для этого на первый взгляд. Проблема заключалась в том, что тяжело и дорого обучить квалифицированного пилота бомбардировщика и истребителя. А подготовить хорошего боевого летчика, который мог бы одинаково хорошо руководить обоими типами самолетов, еще сложнее. Без этого истребитель-бомбардировщик становился обычным скоростным, но не пикирующим бомбардировщиком. Из-за неумения пикирования и отсутствия второго члена экипажа, который отвечал за прицеливание, истребители-бомбардировщики не годились для нанесения авиационных бомбовых ударов. А отсутствие достаточного бронирования запрещало ему действовать на малых высотах настолько эффективно, как это делали специализированные штурмовики.

Наиболее успешно как штурмовики использовались модификации истребителей Focke-Wulf Fw 190F, серийные модели истребителей Republic P-47 Thunderbolt и Hawker Typhoon.

После изобретения кассетных бомб, которые поражали цели эффективнее, чем стрелковое оружие, роль штурмовиков снизилась. Этому посодействовало также развитие ракет «воздух-поверхность» (появились управляемые ракеты, повысилась их дальность и кучность). Увеличилась скорость боевых самолетов, выполнять поражение целей при полете на малой высоте им стало проблематично. Но появились вертолеты-штурмовики, которые практически вытеснили самолеты с малых высот.

Поэтому со стороны ВВС в послевоенный период росло сопротивление разработке узкоспециализированных самолетов-штурмовиков.

Несмотря на то что огневая поддержка авиацией сухопутных войск была и до теперь остается важным компонентом поля боя, главный упор делается на разработку универсальных самолетов, которые совмещают в себе функции штурмовика.

Такими послевоенными машинами стали A-7 Corsair II, A-6 Intruder, Blackburn Buccaneer. Иногда атаку наземных целей проводили при помощи переделанных моделей учебно-тренировочных самолетов, например Cessna A-37, BAE Hawk и BAC Strikemaster.

В 60-х годах ХХ века американские и советские военные вернулись к концепции проектирования специализированного самолета огневой поддержки войск. Конструкторы обеих стран примерно одинаково видели такой аппарат – он должен быть бронированным, высокоманевренным, иметь дозвуковую скорость полета и нести артиллерийское и ракетно-бомбовое вооружение. Советские военные разработали с учетом этих требований юркий Су-25, а американцы – более тяжелый самолет Republic A-10 Thunderbolt II.

Оба самолета не несли вооружения для проведения воздушного боя (позже их стали оснащать ракетами класса «воздух-воздух» для самозащиты, которые имели небольшой радиус действия). Особенности военно-политической ситуации (превосходство в Европе советских танков) обусловили главное назначение А-10 как специализированного противотанкового самолета. Предназначение Су-25 заключалось в огневой поддержке войск на поле боя (поражение живой силы, всех типов транспорта, огневых точек, важных укреплений и объектов противника), но одна его модификация была аналогом американского «противотанкового» самолета.

Штурмовики и в настоящее время очень востребованы для выполнения военных миссий. На военной службе в российских ВВС штурмовики Су-25 останутся как минимум до 2020 года. На роль штурмовиков в НАТО предлагаются серийные модифицированные истребители, поэтому для них применяются двойные обозначения (напр. F/A-18 Hornet). Использование на этих летательных аппаратах высокоточного вооружения позволяет проводить успешные атаки без сильного сближения с целью. На Западе в последнее время такой тип самолетов получил название «ударный истребитель».

Многие страны вовсе не используют понятие «штурмовик», штурмовку выполняют самолеты, которые относятся к классам «тактический истребитель», «фронтовой истребитель», «пикирующий бомбардировщик» и др.

В настоящее время штурмовые вертолеты также называют штурмовиками.

Страны НАТО обозначают данный класс летательных аппаратов префиксом «А-«.

Классификация самолетов:

А

Административный самолёт

Б

Бомбардировщик

В

Военно-транспортный самолёт

Воздушный авианосец

Г

Гибридный дирижабль

Гидросамолёт

Гиперзвуковой летательный аппарат

Д

Двухбалочный самолёт

И

Истребитель

Истребитель-бомбардировщик

К

Контрпартизанский самолёт

Космоплан

Л

Летающая подводная лодка

О

Орбитальный самолёт

П

Пассажирский самолёт

Пикирующий бомбардировщик

Поколения реактивных истребителей

Р

Ракетоносец

Ракетоплан

Реактивный самолёт

Региональный самолёт

С

Самолёт вертикального взлёта и посадки

Самолёт сопровождения

Самолёт укороченного взлёта и посадки

Самолёт-разведчик

Сверхзвуковой самолёт

Скоростной бомбардировщик

Стратегический бомбардировщик

Т

Торпедоносец

Транспортный самолёт

У

Узкофюзеляжный самолёт

Учебно-боевой самолёт

Учебный летательный аппарат

Ш

Широкофюзеляжный самолёт

Штурмовик

LiveInternetLiveInternet

Его назвали «ангольским Сталинградом». Но не было там ни танковых армий, ни механизированных корпусов как под Сталинградом. И это не город, как пишут в прессе, а всего лишь маленький поселок, затерявшийся в ангольской саванне.

Защитники Куито-Куанавале

Но Куито-Куанавале сопоставим со Сталинградом по мужеству и героизму его защитников — ангольских и кубинских бойцов. А так же тем, что сражение под Куито-Куанавале, как и Сталинградская битва, стало поворотным пунктом не только в истории Анголы, но и всего Юга Африки.

Южноафриканский исследователь Яан Лиебенберг из Центра военных исследований в своей работе пишет: «…в сражении под Куито-Куанавале южноафриканцы были поставлены в безвыходное положение и тогда, в конце концов их войска повернули назад. Куито-Куановале был для войск апартеида как Сталинград или Курск. Конечно же сражение под Куито было маленьким по сравнению с другими обычными крупными сражениями которые происходили во время Первой и Второй мировых войн или такими же на Ближнем Востоке. Куито стало поворотной точкой в агрессии апартеида против Анголы и привело Намибию к независимости…»

События под Куито-Куанавале начались в июле 1987 года с тщательно подготовленной с помощью советских военных советников операции ангольской армии против вооруженных формирований оппозиции в провинции Квандо-Кубанго. Операция называлась «Навстречу Октябрю». Ее целью было: разгром вооруженных формирований оппозиции на юго-востоке страны, уничтожение налаженных путей снабжения оппозиции из Намибии в центр страны, взятие передовой базы УНИТА населенного пункта Мавинга и захват Жамбы, расположенной на границе с Намибией, где, как предполагалось, находился командный пункт Савимби. (Кубинские войска, находившиеся в Анголе по просьбе ее правительства для зашиты страны от внешней агрессии, в операции не участвовали.)

Ангольские бригады, в боевых порядках которых, находилось несколько десятков советских советников и специалистов, успешно развивали наступление. Когда они подошли к реке Ломба, то формирования оппозиции попали в критическое положение. После форсирования реки крупных естественных преград для войск ФАПЛА, которые наступали по нескольким направлениям, больше не было, а до Мавинги оставалось всего около 30 километров. Возникла реальная угроза ее захвата. А с падением Мавинги открывался прямой путь на столицу УНИТА Жамбу.

Чтобы не допустить разгрома УНИТА и захвата Мавинги, части армии ЮАР в конце августа 1987 года вторглись в пределы Анголы. В район Мавинги по суше и по воздуху был переброшен крупный контингент войск ЮАР, включая бронетехнику. Они нанесли внезапный удар по наступавшим частям ФАПЛА. Завязались жестокие бои за переправы через Ломбу.

В боях на ангольской территории участвовали отборные силы группировки войск ЮАР в Намибии. Наряду со скандально известным 32-ым батальоном «Буффало» (это пять мотопехотных рот, усиленных противотанковой ротой на боевых машинах «Ратель») в состав ударной группировки ЮАР входили: 61-й усиленный механизированный батальон (это фактически бригада на боевых машинах «Ратель») с тяжелыми танками «Олифант»; несколько дивизионов 155-мм дальнобойных гаубиц (G-5 и G-6) и 127-мм реактивных систем залпового огня («Валькири» и «Бательер»); 4-й и 5-й разведывательно-диверсионные полки армии ЮАР; 101-й батальон Территориальных сил Намибии; подразделения противовоздушной обороны; части и подразделения обслуживания и боевого обеспечения; четыре регулярных пехотных батальона УНИТА (обученных и подготовленных в военных лагерях армии ЮАР); несколько полурегулярных батальонов и вспомогательные подразделения УНИТА.

Всего группировка войск ЮАР на территории Анголы и в приграничных с ней районах на территории Намибии, без УНИТовских частей и подразделений, включала около 20 тысяч солдат и офицеров, 150 танков и БТР, 400 артиллерийских орудий, минометов и реактивных систем залпового огня. Действия наземных войск поддерживали более 80 боевых и транспортных самолетов и вертолетов.

После вторжения войск ЮАР на территорию Анголы соотношение сил изменилось не в пользу ангольской армии. Южноафриканские войска и части УНИТА имели не только численное преимущество, но и самое главное — превосходство в огневых средствах.

По инициативе СССР Совет Безопасности ООН принял резолюцию о незамедлительном выводе Южноафриканских оккупационных войск с территории Анголы. Но США воспользовались правом «вето» и помогая агрессорам заблокировали это решение.

В результате боев в октябре-ноябре 1987 г. ангольские бригады понесли большие потери в личном состав и боевой технике, и вынуждены были отходить.

В ноябре 1987 года войска ЮАР ввели в бой до 40 танков «Олифант» пуская в первом эшелоне регулярные батальоны УНИТА, усиленные юаровскими БТР и попытались взять опорную базу правительственных войск – населенный пункт Куито-Куанавале.

На помощь ангольцам была срочно переброшена кубинская бригада. К 16 ноября 1987 г. кубинские и ангольские части, остановили продвижение южноафриканских войск и формирований УНИТА на подступах к Куито-Куанавале, фактически началась его осада.

Дальнобойные гаубицы G-5 регулярно обстреливали позиции оборонявшихся бригад и сам поселок. Южноафриканские войска, используя тяжелые танки «Олифант» ища уязвимые места в обороне, с разных направлений, методично, с интервалом приблизительно в две недели продолжали штурмовать позиции защитников Куито-Куановале. Пять месяцев длилась осада этого маленького поселка. 23 марта 1988 года был предпринят последний решающий штурм. Но, потеряв несколько тяжелых танков «Олифант» и бронетранспортеров они отступили, так и не сумев сломить оборону Куито-Куановале. Но продолжали периодически обстреливать позиции войск и поселок из дальнобойных орудий вплоть до августа 1988 года.

«Битва за Куиту-Куанавале» (1987 – 1988 гг.) стала самым крупным противостоянием анголо-кубинских войск с южноафриканскими и унитовскими формированиями в ходе всего ангольского конфликта

О масштабе боевых действий говорит то, что ангольские и кубинские ВВС с августа 1987 года по май 1988 года совершили около 3000 боевых вылетов с аэродромов Куиту-Куанавале и Менонге. Свыше 1100 из них пришлось на выполнение боевых задач по нанесению ракетно-бомбовых ударов по наземным войскам

По данным ЮАР южноафриканская авиация совершила в ходе операции свыше 1000 боевых самолетовылетов, сбросили на позиции ФАПЛА более 3000 фугасных и осколочных бомб общим весом около 700 тонн.

Хотя Правительство СССР заявило, что советские военные в боях в Анголе не участвуют, эта операция явилась «рекордной» по количеству участвовавших в ней советских военных советников, специалистов и переводчиков. По всему фронту, по всей линии соприкосновения с противником, в боевых порядках ангольских бригад, на передовых командных пунктах фронта, округов и военных зон находились советские военные советники, специалисты и переводчики. Несмотря на бои, артобстрелы и бомбежки они продолжали выполнять свои обязанности. И свой интернациональный долг они выполнили с честью.

Ангольское правительство обратилось к Кубинской группировке войск о помощи в создавшейся катастрофической ситуации. Высшее политическое и военное руководство Кубы приняло решение оказать немедленную помощь Анголе. Направить необходимые силы и нанести окончательный удар южноафриканским войскам.

Параллельно с обороной Куито-Куанавале, объединенные анголо-кубинские войска готовили наступление. С острова Свободы были переброшены регулярные части Революционных вооруженных сил Кубы, которые высадились на юго-западном побережье Анголы. В Анголу прибыли опытные кубинские летчики. Из СССР поступили новые партии вооружения, запасных частей и боеприпасов.

В 800 километрах от Куито-Куановале, на юго-западе Анголы была создана мощная группировка войск, насчитывающая до 40 000 кубинских солдат и свыше 30 000 ангольских бойцов, около 600 танков, сотен артиллерийских орудий и систем залпового огня, зенитных орудий и систем ПВО. Поддержку с воздуха обеспечивали кубинские и ангольские МИГ-23.

В то же время, части кубинских войск из центральных районов страны выдвинулась в направлении Куито-Куанавале.

Кубинские танковые части, которые высадились на атлантическом побережье Анголы, совершив бросок через Лубанго и Маталу двигались в направлении Каамы и Ондживы к границе с Намибией, готовые уничтожить южноафриканские силы, расквартированные на этом главном направлении. Завязались бои в провинции Кунене. К концу мая 1988 г. кубинские и ангольские части с боями вышли к границе Анголы с Намибией. Самолеты ВВС Анголы, ведомые кубинскими и ангольскими летчиками, нанесли массированный бомбовый удар по позициям южноафриканских войск около Калуэке, в 11 км севернее границы Анголы с Намибией. Через несколько часов после этой атаки южноафриканцы взорвали мосты на пограничной реке Кунене, чтобы кубинские танки не ворвались по ним в Намибию.

Битва за Куито Куанавале (южноафриканская версия)

Трофеи и пленные юаровские военнослужащие, захваченные кубинцами (кубинская версия)

Победа под Куито-Куанавале и выход сильной группировки кубинских войск к намибийской границе на юго-западе Анголы заставили руководство ЮАР согласиться на переговоры. Переговоры завершились подписанием 22 декабря 1988 г. в Нью-Йорке Южной Африкой, Анголой и Кубой трехстороннего соглашения о внешних аспектах урегулирования в Анголе. Эти соглашения принесли мир для всей Юго-Западной Африки. ЮАР согласилась вывести войска из Намибии к июлю 1991 г., Куба – отозвать своих военнослужащих из Анголы к маю 1991 г.

Поскольку УНИТА не была представлена на проводившихся переговорах, президент Анголы Эдуарде душ Сантуш и руководитель УНИТА Ж.Савимби подписали в г. Гбадолите (Заир) отдельное соглашение о прекращении огня с 22 июня 1989 г. Ж.Савимби признал Э. душ Сантуша президентом Анголы. Войска ЮАР и Кубы были выведены в установленные сроки.

В результате победы объединенных анголо-кубинских войск под Куито-Куанавале было покончено с многолетними агрессиями против Анголы, которые постоянно совершали Вооруженные Силы ЮАР.

Прямыми следствиями стало предоставление Намибии независимости, а в ЮАР произошел демонтаж позорной системы апартеида и к власти пришло правительство АНК.