Новый ТУ 160

Русская смерть

В середине января 2018 года сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М с заводским номером 0804 впервые начал летные испытания, а уже 25-го числа самолет, названный в честь первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина, продемонстрировали президенту Владимиру Путину. Зачем России советский самолет и какое для него готовится будущее, рассказывает «Лента.ру».

Вчера

Ту-160 считается самым крупным и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Согласно открытым данным, максимальная скорость машины — 2230 километров в час, дальность полета — 13 900 километров, высота — 22 километра, размах крыла — до 56 метров. Ту-160, способный перевозить до 40 тонн вооружения, стал советским ответом на американский B-1 Lancer. Назначение и базовые характеристики обоих самолетов сопоставимы друг с другом.

Первый полет B-1 Lancer состоялся в 1974 году, тогда как Blackjack (так Ту-160 назвали американцы) полетел только в 1981-м. Советская машина создавалась ОКБ Туполева, который получил часть документации по конкурирующим проектам М-18/20 ОКБ Мясищева и Т-4МС ОКБ Сухого.

Аэродинамическая схема Ту-160 напоминает сверхзвуковой Ту-22М, также использующий крыло изменяемой в полете стреловидности, кроме того, новая машина, подобно Ту-144, первому в мире сверхзвуковому пассажирскому самолету, получила интегральную компоновку, при которой фюзеляж фактически выступает продолжением крыла и тем самым обеспечивает прирост в подъемной силе.

Хотя концептуально при создании Ту-160 ОКБ Туполева использовало собственные наработки, практически машина разрабатывалась с нуля. Новое изделие стало серьезным вызовом для советской авиационной промышленности, на который она нашла ответ, не потерявший актуальности до сих пор.

Всего за три года для Ту-160 куйбышевским ОКБ Кузнецова был создан двигатель НК-32, на его базе планируется разработать (вместо украинских Д-18Т) агрегаты для военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» и разрабатываемый российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Ту-160, не обладающий статической устойчивостью (положение центра масс машины меняется по мере расхода топлива и сброса вооружений), стал первым советским серийным тяжелым самолетом, оснащенным электродистанционной системой управления (впервые в мире такую схему получил разработанный в 1930-х тем же ОКБ Туполева пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький»).

Также Ту-160 получил новый бортовой комплекс обороны «Байкал», позволяющий отследить, заглушить помехами или отвлечь ложными целями системы ПВО противника, и элементы по снижению радиолокационной и инфракрасной видимости самолета.

Серийное производство Ту-160 развернули на Казанском авиационном заводе Горбунова, ранее выпускавшем Ту-4, Ту-22 и Ту-22М. Сборка новой машины потребовала постройки не только дополнительных цехов, но и внедрения новых технологий. В частности, на предприятии появилась электронно-лучевая сварка по титану, из которого создан центроплан самолета. Данная технология, утерянная заводом десять лет назад, в настоящее время восстановлена.

Всего к 1992 году построено 36 Ту-160, тогда же на заводе Горбунова в разной степени готовности имелись еще четыре машины. В 1999 году полетел 37-й самолет, а в 2007-м — 38-й. «Петр Дейнекин» стал 39-м Ту-160. Сегодня Россия располагает 17 действующими самолетами, минимум девять Ту-160 распилены Украиной. Остальные 11 отданы музеям, использовались для тестов или побывали в аварийных ситуациях.

Сегодня

Имеющиеся в распоряжении России Ту-160 пройдут модернизацию. В частности, самолеты получат новые двигатели НК-32 второй серии, авионику и бортовой комплекс обороны, а также более дальнобойные и мощные стратегические ракеты (уже в модификации Ту-160М2). Данные нововведения, позволяющие увеличить эффективность Blackjack на 60 процентов, будут протестированы на Ту-160М «Петр Дейнекин», который пока что от модели Ту-160 отличается незначительно.

К настоящему времени Blackjack принимал участие в военных действиях только в ходе операции в Сирии, где нанес удары по позициям боевиков Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) крылатыми ракетами Х-555 (дальность полета до 2 500 километров) и Х-101 (поражает цели на расстоянии до 7 500 километров).

Похоже, что Blackjack ждет возрождение. Кроме модернизации уже имеющихся самолетов до версии Ту-160М2, российские военные ожидают получить от Казанского авиационного завода Горбунова еще десять таких самолетов, стоимость контракта составляет 160 миллиардов рублей. В этом случае к середине 2020-х годов в распоряжении ВКС России окажется 27 Ту-160М2.

Завтра

Наработки и технологии, примененные при модернизации Blackjack, планируется использовать при создании новых самолетов. Именно от Ту-160М2 стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации) получит двигатель, элементы авионики и бортовой комплекс обороны. В отличие от Ту-160, разрабатываемый ПАК ДА окажется дозвуковым самолетом, поскольку в нем изначально делается ставка на применение высокоточного оружия.

В Минобороны полагают, что вместе с применением технологий от Ту-160М2 это позволит снизить затраты на производство и обслуживание машины. Именно решение о модернизации Blackjack, принятое еще в 2015 году, привело к сдвигу вправо сроков создания ПАК ДА, первый полет которого теперь ожидается не ранее 2025 года.

Несмотря на то что заказ на десять новых Ту-160М2 загрузит Казанский авиационный завод Горбунова вплоть до 2027 года, предприятие, существующее практически исключительно на бюджетные средства, в перспективе должно выйти хотя бы на частичную самоокупаемость. В этой связи возможен практически только единственный вариант развития событий — продажа выпускаемых заводом самолетов за границу, в том числе гражданских машин.

По оценкам Министерства промышленности и торговли России, гражданский сверхзвуковой самолет на основе Ту-160 может быть создан за 7-8 лет. Там же оценивают внутренний спрос на гражданский Ту-160, вмещающий до 50 человек, на уровне 20-30 машин при цене в 100-120 миллионов долларов за машину. В правительстве надеются на значительный экспортный потенциал самолета.

Предложение о создании на основе Blackjack коммерчески рентабельного и конкурентоспособного гражданского авиалайнера встречает множество трудностей. С одной стороны, в истории ОКБ Туполева есть два примера модернизации бомбардировщиков в пассажирские самолеты: Ту-16 в Ту-104 и Ту-95 в Ту-114. В обоих случаях преследовалась цель экономии средств, а самолеты подвергались серьезной модификации.

В частности, из-за необходимости увеличения пространства внутри машины (размещения вместительного пассажирского салона) приходилось расширять фюзеляж, что в случае с Ту-160, который имеет интегральную компоновку, накладывает серьезные ограничения на возможность модификации машины (фактически пассажирам предлагается размещаться в двух бомбоотсеках).

Другой проблемой, с которой может столкнуться гражданская версия Ту-160, заключается в двигателе НК-32. Данный агрегат предназначен для работы на большей части пути в дозвуковом режиме, эксплуатация агрегатов на сверхзвуке, приводящая к быстрому расходу топлива, возможна только в течение короткого промежутка времени. Если двигатель НК-32 не подвергнется существенной модификации или не будет заменен, гражданскую версию Blackjack можно будет считать сверхзвуковым самолетом только условно, в отличие от, например, единственных в мире массовых сверхзвуковых гражданских самолетов Ту-144 и Concorde, летавших большую часть пути со сверхзвуковой скоростью.

Кроме того, двигатели НК-32 оказались слишком шумными, а переход Ту-160 в сверхзвуковой режим сопровождается появлением ударной волны, достигающей поверхности земли, с такими же проблемами столкнулись при эксплуатации Ту-144 и Concorde. Вероятнее всего, заинтересованным в их приобретении лицам из Саудовской Аравии и Австралии придется летать исключительно в Африку и Азию, но не в Северную Америку и Европу, регуляторы которых вряд ли сертифицируют российский гражданский сверхзвуковой самолет, а операторы — приспособят для него собственные аэродромы.

Хотя в «Объединенной двигателестроительной корпорации» (в нее входит самарский производитель НК-32) и заявляют, что работают над двигателем с улучшенными характеристиками для гражданского сверхзвукового самолета, вряд ли можно говорить о технологической зрелости подобных решений.

Между тем, у Ту-160 могло бы быть иное гражданское применение вместо переделки под гражданский самолет. Предложенный еще в 1991 году проект Ту-160СК предполагал запуск с самолета космических ракет. По оценкам специалистов, отправка полезной нагрузки с высоты более десяти километров из любой точки земного шара со сверхзвукового самолета-носителя позволила бы сэкономить на стоимости пуска. По сравнению с проектом гражданского самолета, переоборудование Ту-160 в самолет-носитель не потребовало бы значительных финансовых средств, времени и технологических разработок, позволив оперативно занять пустующую на рынке нишу.

Сегодня запуск космических аппаратов при помощи сверхлегких и легких ракет считается одним из наиболее перспективных и быстрорастущих рынков. Подобного рода услуги в мире предоставляет компания Orbital ATK, легкие носители которой запускаются с переоборудованного пассажирского самолета L-1011 TriStar. В ближайшие несколько лет запускать спутники начнут компании Stratolaunch Systems (создана сооснователем Microsoft американцем Полом Алленом) и Virgin Galactic (сооснователь — британский бизнесмен Ричард Брэнсон).

Ту-160

Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла

Ту-160 создан в ОКБ ММЗ «Опыт» А.Н.Туполева, главный конструктор Валентин Иванович Близнюк. Предварительные НИОКР по проекту самолета с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта «изделия 70» начато в 1975 г. по постановлению Совмина СССР от 26 июня 1974 г. и Постановлению Совмина СССР №1040-348 от 19.12.1975 г.

Разработка эскизного проекта и создание полноразмерного макета будущего Ту-160 были выполнены в 1976-1977 годах.

Производство первых прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 — предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ «Опыт». Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиационном заводе №22. В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле состоялась 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. самолет под управлением экипажа летчика-испытателя Б.И. Веремея совершил первую пробежку.

Ту-160 (фото Сергей Бровко, 21.03.2008 г.)

Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский полк ДА ВВС СССР в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им.С.П.Горбунова в г.Казани начато в мае 1987 г. Государственные испытания Ту-160 завершились в 1989 г. пусками ракет Х-55. Ту-160 принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 г.

На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ).

Ту-160 в ВВС России

По состоянию на 2017 г. 11 самолетов Ту-160 вооруженных крылатыми ракетами Х-55 / Х-555 и Х-101 / Х-102 входят в состав 121-го Гвардейского полка дальней авиации (6950-я Гвардейская авиационная база, г.Энгельс).

Конструкция самолета

Самолет классической аэродинамической схемы с интегральная конструкцией фюзеляжа, крылом изменяемой стреловидности, дифференциальным цельноповоротным стабилизатором и цельноповоротной верхней частью киля. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа «шланг-конус».

Двигательная установка

ТТХ самолета

Экипаж — 4 чел.(два пилота,штурман и оператор размещаются в двух кабинах) Длина — 54,095 м Размах крыла: ◊ на взлете/посадке — 55,7 м (по эскизному проекту) ◊ на взлете/посадке — 57,7 м (в серии) ◊ на крейсерском режиме — 50,7 м ◊ на максимальной скорости — 35,6 м Размах стабилизатора — 13,25 м Высота — 13,1 м Площадь крыла: ◊ 400 кв.м (при минимальной стреловидности) ◊ 370 кв.м (при максимальной стреловидности) Стреловидность крыла — 20-35-65 град. на разных режимах Колея шасси — 5,4 м База шасси — 17,88 м Размеры отсека вооружения — 2 отсека 11,28 х 1,92 х 1,9 м Масса взлетная — 275000 кг Масса взлетная нормальная — 267600 кг Масса посадочная — 140000-155000 кг Масса пустого — 110000 кгт Тяговооруженность — 0,36 (В-1В — 0,25) Масса топлива — 148000 кг Масса полезной нагрузки: ◊ норма — 16330 кг ◊ максимальная фактическая — 22400-22500 кг ◊ максимально допустимая — 45000 кг Скорость максимальная — 2200 км/ч (2 М) (на высоте 13000 м на форсажном режиме работы двигателей при угле стреловидности 65 град) Скорость максимальная эксплуатационная — 2000 км/ч ограничение для строевых частей с целью сохранения ресурса планера) Скорость максимальная на малой высоте — 1030 км/ч Скорость взлета — 270-370 км/ч Скорость посадки — 260-280 км/ч Скороподъемность — 60-70 м/с Потолок практический — 15000 м Дальность полета (без дозаправки): ◊ максимальная — 16000 км ◊ в максимальной ПН — 10500 км Радиус действия с одной дозаправкой — 7300 км Боевой радиус системы вооружения без дозаправки — 9150 км (с учетом дальности КРБД типа Х-55) Разбег — 900-2200 м (масса 150-275 тонн) Пробег — 1200-1600 м (масса 140-155 тонн) Максимальное время полета без дозаправки — 12 часов 50 мин 1989 г., экипаж Валерия Горголя — командира 184-го Гв.ТБАП, г.Прилуки) Максимальная продолжительность полета — 21 час 2009 г., 2 дозаправки) и 23 часа (09-10.06.2010 г., 2 дозаправки) Максимальная эксплуатационная перегрузка — 2,5 G

На фото: Кабина Ту-160 и рабочее место оператора (2012г.)

Вооружение

Размещается в 2-х бомбоотсеках с револьверными катапультными ПУ Варианты: ◊ 12 х КР Х-55 / Х-55СМ / Х-555 ◊ 12 х КР Х-101 или Х-102

Пуск ракеты Х-101 с борта Ту-160 «Владимир Судец» ВВС России, 17.11.2015 г. (с сайта Минобороны РФ)

Оборудование

◊ Прицельно-навигационный комплекс Ту-160 включает в себя астроинерциальную двухканальную навигационную систему К-042К, астровизир АВ-1СМ, автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС и многоканальный цифровой комплекс связи. Вместо штурвала используется ручка управления (джойстик) аналогичная истребительной. ◊ Прицельно-навигационный комплекс «Обзор-К» включет в себя РЛС бомбометания и навигации»Поиск» и оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т «Гроза». Система управления ракетным оружием «Спрут-СМ» (введение целеуказания в ГСН ракет перед пуском, обеспечение применения КРБД). ◊ Бортовой комплекс обороны (БКО) «Байкал» обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ПЛ и ИК-ловушек (средства РЭБ расположены в хвостовом конусе). ◊ Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки ГПТ-2. Катапультные кресла К-36ДМ разработки НПО «Звезда» (главный конструктор Г.И.Северин). Система катапультирования индивидуальная и принудительная для всего экипажа (запуск с любого рабочего места). Катапультирование возможно в режиме «0-0» (нулевая скорость, нулевая высота).

Модификации:

Ту-160 (1969-1972 г.г.) — первый проект на конкурс 1972 г. — бомбардировщик на базе Ту-144.

Ту-160М аванпроект (1972 г.) — проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160М (1975 г.) — второй проект Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160 (изделие 70) — BLACKJACK / RAM-P (1981 г.) — бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла опытной серии.

Ту-160 — носитель БПЛА «Ворон» (проект, середина 1970-х годов) — на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата «Ворон» разработки ОКБ Туполева со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.

Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) — тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами «воздух-воздух» большой и средней дальности. Проект не реализован.

Ту-160С — BLACKJACK (1987 г.) — серийный вариант бомбардировщика.

Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) — самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе разработки проекта Ту-160. Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.

Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) — в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).

Ту-160В (проект, 1980-е годы) — вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.

Ту-160М (проект, 1990-е годы) — проект Ту-160 с измененными отсеками полезной нагрузки — носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90.

Ту-160СК (проект, 1992 г.) — самолет-носитель ракет-носителей «Бурлак» и «Бурлак-Диана» для выведения на орбиту ИСЗ.

Ту-161 (проект, 1990-е годы) — проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.

Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) — модернизированный вариант серийных Ту-160 — изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может высокоточно применять обычные свободнопадающие бомбы. В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ «Компас», увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №02-02 «Валентин Близнюк» (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.).

Ту-160М2 — BLACKJACK-M — проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 началось весной 2015 г. В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновления производства Ту-160. 19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Выкатка из цеха КАПО первого прототипа Ту-160М2 состоялась в ноябре 2017 г. — это самолет Ту-160 №08-04, собранный из советского задела.

Нынешний контракт и самолеты будущего: новый Ту-160 идет в серию

С 2015 года одной из главных тем в контексте перевооружения российской армии является программа восстановления строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. В течение определенного времени ряд предприятий авиационной промышленности занимался подготовкой к выпуску новых машин, и несколько дней назад эти работы привели к очередным реальным результатам. Первый самолет новой постройки поднялся в воздух, а предприятие-изготовитель получило заказ на новую серию подобных машин.


Фото: Марина Лысцева https://fotografersha.livejournal.com
Сведения о начале летных испытаний первого Ту-160М новой постройки появились 24 января. По информации ТАСС, новая машина с заводским номером 08-04 выполнила свой первый полет на позапрошлой неделе (15-21 января). Неназванный источник указал, что необходимые проверки самолета завершатся в течение нескольких месяцев, и до конца текущего года машину передадут заказчику в лице воздушно-космических сил. Официальное подтверждение подобным новостям, однако, не поступало.

Фото: Марина Лысцева https://fotografersha.livejournal.com
В прошлый четверг, 25 января, на Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, занимающийся строительством самолетов Ту-160, с официальным визитом прибыл президент России Владимир Путин. Главе государства показали процесс строительства новых и обновления существующих машин. Кроме того, в связи с визитом руководства страны очередной испытательный полет стал демонстрационным. Самолет Ту-160М с именем «Петр Дейнекин» показали президенту в воздухе. В ходе посещения завода В. Путин и высокопоставленные руководители министерства обороны подписали новое соглашение, а также сделали ряд заявлений, раскрывающих текущие планы по обновлению дальней авиации.
Замминистра обороны Юрий Борисов и президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь подписали контракт на строительство первой партии серийных Ту-160М новой постройки. Как сообщается, каждый из десяти заказанных самолетов будет строить более 15 млрд рублей. На производство этой партии выделено 160 миллиардов. Строительство заказанных машин будет продолжаться в течение нескольких следующих лет. По словам В. Путина, новый контракт обеспечит полную загрузку Казанского авиазавода до 2027 года.
По имеющимся данным, новый самолет с номером 08-04, уже проходящий летные испытания, будет передан вооруженным силам до конца текущего года. Первый из новых Ту-160М, предусматриваемых контрактом от 25 января, планируется передать заказчику в 2023 году. После этого машины будут регулярно выходить из сборочного цеха и, после необходимых проверок, отправляться к месту службы.
В течение нескольких последних лет высокопоставленные представители министерства обороны неоднократно поднимали тему объемов нового производства дальних бомбардировщиков. Согласно этим заявлениям, до 2035 года воздушно-космические силы должны будут получить 50 новых Ту-160М2. Возможность выполнения подобных планов в указанные сроки ожидаемо стала темой отдельных споров и обсуждений, но военное ведомство пока не говорило об изменении своих намерений.

Известно, что промышленность должна будет сдать полсотни новых самолетов с 2023 по 2035 годы. Нетрудно подсчитать, какие темпы работ необходимы для реализации таких планов. Начиная с 2023-го, промышленность должна будет ежегодно передавать военному ведомству не менее трех серийных самолетов. При этом после каждой сдачи новой машины сопоставимое число бомбардировщиков должно оставаться на стапелях на разных стадиях строительства. Это позволит реализовать имеющиеся планы, как минимум, без серьезного отставания от графика.

Президент В. Путин отметил, что новый контракт на серийные самолеты позволит полностью загрузить казанское авиастроительное предприятие на ближайшие девять лет. Это заявление может считаться прозрачным намеком на предполагаемые сроки выполнения нового контракта. Таким образом, процесс сдачи первых десяти машин может растянуться примерно на четыре года. Как такие темпы производства будут соотноситься с необходимостью сборки и сдачи новых партий техники – пока не уточнялось.
На данный момент можно предполагать, что называемые сроки передачи 50-го самолета в виде середины тридцатых годов не будут выдержаны, и их придется сдвинуть вправо. При всей своей пользе для вооруженных сил, текущая программа строительства новых бомбардировщиков чрезвычайно сложна и дорога. Как следствие, на ее реализацию потребуется немало времени, вплоть до нескольких десятилетий.
Большой интерес представляет финансовая сторона новой программы. Ранее сообщалось, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также обновление производственных мощностей Казанского авиазавода, необходимые для запуска строительства самолетов новой модификации, будут стоить порядка 37 млрд рублей. Первый десяток самолетов из пяти требуемых обойдется армии в 160 миллиардов. При сохранении текущих цен общая стоимость полусотни самолетов может достичь 800 млрд рублей. Возможное увеличение расходов способно заметным образом увеличить это число.
С момента принятия решения о возобновлении строительства Ту-160 и до настоящего времени был собран только один самолет. При этом следует отметить, что работы последнего времени отличаются от последующих некоторой простотой. С начала девяностых годов, когда было отменено дальнейшее серийное строительство бомбардировщиков первой модификации, на Казанском авиационном заводе осталось четыре недостроенных машины. Одна из них была достроена в 2016-17 годах и теперь, получив собственное имя «Петр Дейнекин», вышла на испытания.
Использование имеющегося задела позволит казанским авиастроителям сравнительно быстро и просто построить еще три ракетоносца, однако это не даст всех желаемых результатов. По итогам достройки трех заделов новый заказ на 10 машин будет выполнен лишь на треть. Таким образом, с определенного времени Казанский авиазавод должен будет запустить полноценное новое производство самолетов с изготовлением всех необходимых агрегатов с нуля.
Как сообщает Объединенная авиастроительная корпорация, завод уже завершил большую часть подготовительных работ. В частности, были восстановлены ключевые технологии строительства. В прошлом году была вновь запущена линия электронно-лучевой сварки титановых агрегатов центральной балки самолета. Крупная поперечная балка массой порядка 6 т является одним из главных элементов силового набора Ту-160 и фактически собирает в единую конструкцию фюзеляж, центроплан и подвижные консоли. При изготовлении такой балки необходимо сделать большое число сварных швов общей длиной 140 м. Имеющиеся технологии позволяют вести сварку с высокими скоростями – до 36 м/ч.

Еще одним важным новшеством является обновленный подход к созданию конструкторской документации. Обновленный проект стратегического бомбардировщика создается в цифровом виде. При этом к его созданию привлекли ведущие авиационные конструкторские бюро страны – вместе с КБ «Туполев», создавшей исходный проект, над обновленной машиной работали фирмы «Бериев», «Ильюшин», «Сухой» и «Яковлев». При помощи защищенных каналов связи была организована сеть, обозначенная как «распределенное конструкторское бюро». Применение подобного подхода к проектированию позволило сократить затраты, а также ускорит выполнение необходимых работ.
Впрочем, необходимые проектные работы еще не завершены. Источник ТАСС в середине прошлой недели сообщил, что полностью оцифрованная документация по обновленному самолету пока еще не готова. Ее планируется завершить не ранее середины текущего года. Только после этого новые документы можно будет использовать при строительстве серийных самолетов обновленной версии.
По известным данным, сейчас речь идет о строительстве новых самолетов в конфигурации Ту-160М. Машины такой комплектации уже эксплуатируются в дальней авиации, однако они изначально представляли собой Ту-160 базовой модификации, впоследствии отремонтированные и модернизированные. Теперь самолеты обновленной версии будут строиться с использованием задела или с нуля.
Проект с литерой «М» предусматривает замену пилотажно-навигационного оборудования и бортовых средств связи. Также предложена установка новой радиолокационной станции и современных средств радиоэлектронной борьбы. Аппаратура управления вооружением обеспечивает возможность применения современных ракет. Конструкция планера при этом не претерпевает серьезных изменений. Тип силовой установки так же не изменяется.
Новые серийные бомбардировщики будут относиться к перспективной модификации Ту-160М2. Этот проект вновь подразумевает серьезное обновление радиоэлектронного оборудования с установкой современных систем и средств. Утверждается, что самолет версии «М2» будет иметь боевую эффективность, на 60% превышающую соответствующие показатели простого Ту-160.
Программа возобновления строительства стратегических ракетоносцев Ту-160 имеет большое значение для развития дальней авиации воздушно-космических сил. До 1992 года, когда строительство прекратилось, промышленность более трех десятков самолетов этого типа, включая опытные образцы. Впоследствии удалось достроить еще две машины. В силу известных событий девяностых годов до нашего времени дожило около половины построенных машин. 16 серийных бомбардировщиков в настоящее время несут службу на авиабазе Энгельс. По своей численности имеющиеся Ту-160 заметно уступают дальним бомбардировщикам Ту-95МС и Ту-22М3, счет которым идет на десятки.

При успешном выполнении имеющихся планов по строительству полусотни новых бомбардировщиков общая численность Ту-160 превысит 50-60 единиц. При этом все или почти все такие машины будут относиться к новым модификациям «М» или «М2». Постепенное списание самолетов, выработавших свой ресурс, в определенный момент сделает новые Ту-160М2 самыми многочисленными представителями российской дальней авиации.
Массовое производство Ту-160М2 в отдаленном будущем позволит начать вывод из эксплуатации морально и физически устаревших самолетов Ту-95МС. Примерно в это же время войска смогут получить новые дальние бомбардировщики, разрабатываемые в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). До определенного времени доля ПАК ДА в дальней авиации будет не слишком велика. За счет этого, а также из-за постепенного отказа от турбовинтовых Ту-95МС должен наблюдаться рост относительного количества Ту-160М2. Таким образом, подобная техника не только позволит обновить парк бомбардировщиков, но и «закроет» специфический период перевооружения.
Последние из планируемых к заказу 50 бомбардировщиков Ту-160М2 поступят в войска, как минимум, в середине тридцатых годов. При этом возможно заметное смещение сроков, обусловленное сложностью и дороговизной проекта. Так или иначе, строительство полусотни новых ракетоносцев обеспечит правильную работу дальней авиации ВКС на протяжении нескольких следующих десятилетий. Некоторые из имеющихся в войсках Ту-160 были построены еще в конце восьмидесятых годов, но после ряда ремонтов и модернизаций способны продолжать службу. Учитывая сроки эксплуатации этих машин, можно представить, сколько смогут служить бомбардировщики, которые предстоит сдать в середине тридцатых.
Основной задачей проекта Ту-160М2 является обновление дальней авиации вооруженных сил. Однако в будущем эта машина может поспособствовать и развитию других направлений. Так, во время мероприятий 25 января В. Путин предложил рассмотреть вопрос создания гражданской модификации сверхзвукового бомбардировщика. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Ю. Слюсарь отметил, что промышленность уже имеет наработки по этой теме.
Несколько лет работ, направленных на возобновление серийного производства стратегических ракетоносцев, приводят к реальным результатам. В конце осени прошлого года первый Ту-160, построенный на основе имеющегося задела, был передан на испытательную станцию, а пару недель назад начал летные испытания. Несколько дней назад появился первый контракт на строительство серийных машин этого типа. Производство полусотни желаемых бомбардировщиков займет немало времени, но уже сейчас сделаны первые шаги, приближающие желаемый результат.
По материалам сайтов:

Ту-160М

ОАК

Обновление: Совершивший первый полет Ту-160М оказался старым самолетом

Первый серийный стратегический бомбардировщик Ту-160М, собранный по программе воспроизводства самолетов такого типа, 2 февраля 2020 года совершил первый полет. Как сообщает ТАСС, летные испытания машины начались на аэродроме Казанского авиационного завода имени Горбунова.

Первый полет — один из важнейших этапов в программе разработки любого летательного аппарата. Он позволяет проверить правильность конструкторских решений, работу бортовых систем, двигателей, управляемость и аэродинамические качества летательного аппарата.

Летные испытания позволяют проверить все характеристики нового летательного аппарата и сопоставить их с параметрами, рассчитанными конструкторами. Во время летных испытаний специалисты обычно проверяют авиационную технику не только в нормальных условиях, но и на некоторых критических режимах полета.

Во время первого полета Ту-160М поднялся на высоту 1,5 тысячи метров. В воздухе самолет провел 34 минуты. За это время летчики испытатели под командованием Анри Наскидянца проверили работу бортовых систем и оборудования нового самолета. Состоявшиеся испытания признаны успешными.

Сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 с изменяемой стреловидностью крыла поступили на вооружение Дальней авиации в 1987 году. Серийное производство самолетов прекратилось в 1994 году. В 2015 году Министерство обороны России объявило о необходимости возобновить выпуск Ту-160.

Новые машины должны усилить Дальнюю авиацию, а в перспективе заменить выработавшие свой ресурс Ту-160. По плану воспроизводства, сначала начнется серийная сборка бомбардировщиков в версии Ту-160М, а позднее будет развернуто серийное производство глубоко модернизированной версии самолета — Ту-160М2.

К настоящему времени по программе воспроизводства Ту-160 были собраны два самолета. При производстве первого использовался планер, сохранившийся еще с 1990-х годов. Этот самолет, получивший имя «Петр Дейнекин», прошел испытания в 2018 году и поступил на вооружение Дальней авиации России.

Второй Ту-160М, собранный по программе воспроизводства, произведен полностью из новых узлов; запчасти из советского задела в нем не использовались. Как ожидается, этот самолет пройдет летные испытания в 2020 году, а в 2021-м будет передан военным.

Ту-160М имеет максимальную взлетную массу 275 тонн при длине 54,1 метра и наибольшем размахе крыла 55,7 метра. Самолет способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час. Он может нести вооружение общей массой до 45 тонн. Дальность полета бомбардировщика с максимальной боевой нагрузкой превышает десять тысяч километров.

Василий Сычёв

«Белый лебедь» в деле: на что способен российский бомбардировщик Ту-160

ДУШАНБЕ, 1 дек — Sputnik. И хотя по внешним признакам Ту-160М почти ничем не отличается от советских разработок, но боевые возможности этой машины принципиально новые.

Об особенностях и возможностях модернизированного Ту-160М — в материале.

Самый быстрый и ударный

Всесторонняя проверка усовершенствованного бомбардировщика Ту-160М пройдет на летно-испытательной станции Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова.

National Interest назвал самые опасные для США российские бомбардировщики

В состав Воздушно-космических сил России бомбардировщик планируют ввести по конец 2021-го.

© Sputnik / Виталий Тимкив

При этом в воздух обновленный Ту-160М уже поднимали: на первом административном полете бомбардировщика присутствовал лично президент России Владимир Путин 25 января 2018-го.

Стоит отметить, что планер Ту-160М достался еще от знаменитого предшественника.

Турбовентиляторные двигатели НК-32 стоят на вооружении с 1983-го, и их тоже планируют оставить, хотя, вероятно, повысят ресурс. Советская разработка до сих пор актуальна — благодаря этим двигателям за Ту-160 закрепился статус самого скоростного бомбардировщика в мире.

Согласно официальным данным, Ту-160 способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, что является абсолютным рекордом для самолетов такого класса.

«Встречный пал» России: чем новая модификация Ту-22М3 опасна для НАТО

В частности, в начале ноября это позволило экипажу бомбардировщика уйти от преследовавших в Японском море двух истребителей F-35, стоящих на вооружении Соединенных Штатов Америки.

© Sputnik / Сергей Мамонтов

Начинка Ту-160 пока не афишируется. Однако уже известно, что основной ударный компонент останется тот же — стратегические крылатые ракеты «воздух-земля» Х-101 и Х-102.

Однако эксперты предполагают, что арсенал наверняка пополнят российским гиперзвуковым авиационным ракетным комплексом «Кинжал».

Кроме того, модернизированные Ту-160 смогут при необходимости применять противокорабельные ракеты большой дальности. А при помощи специальной вычислительной системы на базе СВП-24 «Гефест» авиабомбы на российском бомбардировщике станут почти как высокоточные.

От Ту-160 до ПАК ДА

Серия Ту-160 не только самая скоростная в мире. Российские бомбардировщики этого типа являются самыми крупными и мощными сверхзвуковыми летательными аппаратами за всю историю.

National Interest оценил подлодки «Борей», способные уничтожить США

Кроме того, у Ту-160 наибольшая максимальная взлетная масса по сравнению с зарубежными машинами — около 275 тонн.

К главной задаче российского бомбардировщика относят поражение особо важных целей в тылу противника или в удаленных районах боевых действий.

© Sputnik / Денис Абрамов

Конструктивно Ту-160 — это тяжелый моноплан с крылом большого удлинения, изменяемой стреловидности и четырьмя реактивными двигателями.

Благодаря пусковым установкам револьверного типа бомбардировщик способен переносить до 12 крылатых ракет, в том числе ядерных, и очень быстро выпускать их по целям.

На базе Дальней авиации ВКС России стоят 16 таких бомбардировщиков. Минобороны планируется провести их модернизацию, что позволит боевым машинам наравне с современными самолетами еще не одно десятилетие обеспечивать ударную мощь воздушной части России.

В частности, различные модификации Ту-160 смогут нести службу бок о бок с перспективными авиационными комплексами дальней авиации (ПАК ДА), разработкой которых сейчас занимаются специалисты России.

Невидимые убийцы: какого оружия больше всего боятся моряки

Окончательный эскиз ПАК ДА был утвержден в середине февраля текущего года. Заказчики согласовали все характеристики и подписали контракты. Подготовка проектирования ведется с августа.

© Sputnik / Николай Хижняк

Пока о ПАК ДА информации мало. Предварительно известно, что речь идет о первом полностью новом бомбардировщике постсоветского периода.

Самолет будет спроектирован по схеме «летающее крыло» и сможет совершать полеты со сверхзвуковой скоростью на дальность до 15 тысяч километров.

ПАК ДА планируют оснастить всеми типами ракет и бомб, которые есть на вооружении у России. Арсенал также пополнится перспективными гиперзвуковыми образцами и ракетами «воздух-воздух».

Россия не вышла из мировой гонки вооружений. Она ее просто выиграла

Кроме того, ПАК ДА, предположительно, рассчитан на применение в качестве платформы для запуска спутников.

Машины должны поступить в российскую армию не ранее 2028-2029-го.