Николай Дмитриевич гулаев

Неистовый Гулаев. История самого эффективного лётчика Второй мировой войны

Летчик Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области.

***

Лучше Кожедуба, круче Хартмана

Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей.

Кожедуб и Покрышкин — самые результативные советские лётчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолёта, сбитых лично, на счету второго — 59 личных побед, и ещё 6 самолётов он сбил в группе.

Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе.

Интересная подробность — Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боёв, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боёв. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боёв.

Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолёта противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной.

Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,4.

При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги — советским лётчикам платили за каждый сбитый самолёт противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно.

Герои Советского Союза лётчики Александр Покрышкин (второй слева), Григорий Речкалов (в центре) и Николай Гулаев (справа) на Красной площади. Фото: РИА Новости

Парень с Дона

Об Александре Покрышкине и Иване Кожедубе, трижды Героях Советского Союза, маршалах авиации, написано множество книг, снято немало фильмов.

Николай Гулаев, дважды Герой Советского Союза, был близок к третьей «Золотой Звезде», но её так и не получил и в маршалы не вышел, оставшись генерал-полковником. Да и вообще, если в послевоенные годы Покрышкин и Кожедуб всегда были на виду, занимались патриотическим воспитанием молодёжи, то Гулаев, практически ни в чём не уступавший коллегам, всё время оставался в тени.

Возможно, дело в том, что и военная, и послевоенная биография советского аса была богата эпизодами, которые не слишком вписываются в образ идеального героя.

Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области.

Донская вольница была в крови и характере Николая с первых дней и до конца жизни. Окончив семилетку и ремесленное училище, он работал слесарем на одном из ростовских заводов.

Как и многие из молодёжи 1930-х, Николай увлёкся авиацией, занимался в аэроклубе. Это увлечение помогло в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.

Гулаева распределили в авиацию ПВО, и в первые месяцы войны он обеспечивал прикрытие одного из промышленных центров в тылу.

Выговор в комплекте с наградой

На фронте Гулаев оказался в августе 1942 года и сразу продемонстрировал как талант боевого лётчика, так и своенравный характер уроженца донских степей.

У Гулаева не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил молодой лётчик, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты.

Но тут Николая подначил механик:

— А ты чего ждёшь? Самолёт готов, лети!

Гулаев, решив доказать, что он не хуже «стариков», вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик.

Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

Дважды Герой Советского Союза лётчик Николай Дмитриевич Гулаев. Фото: РИА Новости

Самородок

Его звезда особенно ярко засияла во время боёв на Курской дуге. 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми четырьмя «Ме-109». Сбив два «юнкерса», Гулаев пытался атаковать третий, но кончились патроны. Не колеблясь ни секунды, лётчик пошёл на таран, сбив ещё один бомбардировщик. Неуправляемый «Як» Гулаева вошёл в штопор. Лётчику удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края, но на своей территории. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание.

В начале июля 1943 года Гулаев в составе четвёрки советских истребителей, пользуясь фактором внезапности, атаковал немецкую армаду из 100 самолётов. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

Июль 1943-го вообще был крайне продуктивным для Николая Гулаева. Вот что зафиксировано в его лётной книжке: » 5 июля — 6 боевых вылетов, 4 победы, 6 июля — сбит «Фокке —Вульф 190», 7 июля — в составе группы сбито три самолёта противника, 8 июля — сбит «Ме-109», 12 июля — сбиты два «Ю-87″».

Герой Советского Союза Фёдор Архипенко, которому довелось командовать эскадрильей, где служил Гулаев, писал о нём: «Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нём порой чувствовался настоящий азарт охотника».

Летающий Стенька Разин

28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале 1944 года Гулаев был назначен командиром эскадрильи. Его не слишком стремительный должностной рост объясняется тем, что методы воспитания подчинённых у аса были не совсем обычные. Так, одного из лётчиков своей эскадрильи, опасавшегося подбираться к гитлеровцам на ближнюю дистанцию, он излечил от страха перед врагом, дав очередь из бортового оружия рядом с кабиной ведомого. Страх у подчинённого как рукой сняло…

Тот же Фёдор Архипенко в своих воспоминаниях описывал ещё один характерный эпизод, связанный с Гулаевым: «Подлетая к аэродрому, сразу увидел с воздуха, что стоянка самолёта Гулаева пуста… После посадки мне сообщили — всю шестёрку Гулаева сбили! Сам Николай сел раненый на аэродром к штурмовикам, а об остальных лётчиках ничего не известно. Спустя некоторое время с передовой сообщили: двое выпрыгнули с самолётов и приземлились в расположении наших войск, судьба ещё троих неизвестна… И сегодня, спустя много лет, главную ошибку Гулаева, допущенную тогда, вижу в том, что взял он с собой в боевой вылет сразу троих молодых, вовсе не обстрелянных лётчиков, которые и были сбиты в первом же своём бою. Правда, и сам Гулаев одержал в тот день сразу 4 воздушные победы, сбив 2 «Ме-109», «Ю-87» и «Хеншель»».

Он не боялся рисковать собой, но с той же лёгкостью рисковал и подчинёнными, что порой выглядело совершенно неоправданным. Лётчик Гулаев был похож не на «воздушного Кутузова», а скорее на лихого Стеньку Разина, освоившего боевой истребитель.

Но при этом он добивался поразительных результатов. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 «Аэрокобра» Николай Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым.

В марте 1944 года лётчик получил краткосрочный отпуск домой. Из этой поездки на Дон он приехал замкнутым, неразговорчивым, ожесточённым. В бой рвался остервенело, с какой-то запредельной яростью. Во время поездки домой Николай узнал, что во время оккупации его отца казнили фашисты…

Советского аса едва не погубила свинья

1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолёта противника лично и 3 — в группе.

И тут происходит ещё один эпизод, о котором Гулаев после войны откровенно рассказывал друзьям, эпизод, отлично показывающий его буйную натуру выходца с Дона.

О том, что стал дважды Героем Советского Союза, лётчик узнал после очередного вылета. На аэродроме уже собрались однополчане, которые заявили: награду надо «обмыть», спирт есть, а вот с закуской проблемы.

Гулаев вспомнил, что при возвращении на аэродром он видел пасущихся свиней. Со словами «закуска будет» ас снова садится в самолёт и через несколько минут сажает его возле сараев, к изумлению хозяйки свиней.

Как уже говорилось, лётчикам платили за сбитые самолёты, так что с наличностью у Николая проблем не было. Хозяйка охотно согласилась продать хряка, которого с трудом погрузили в боевую машину.

Каким-то чудом лётчик взлетел с очень маленькой площадки вместе с обезумевшим от ужаса хряком. Боевой самолёт не рассчитан на то, что внутри него будет устраивать пляски упитанная свинья. Гулаев с трудом удерживал самолёт в воздухе…

Если бы в тот день случилась катастрофа, это, наверное, был бы самый нелепый случай гибели дважды Героя Советского Союза в истории.

Слава Богу, Гулаев дотянул до аэродрома, и полк весело отметил награду героя.

Ещё один анекдотичный случай связан с внешностью советского аса. Однажды в бою ему удалось сбить самолет-разведчик, который пилотировал гитлеровский полковник, кавалер четырёх Железных Крестов. Немецкий лётчик захотел встретиться с тем, кому удалось прервать его блистательную карьеру. Судя по всему, немец ожидал увидеть статного красавца, «русского медведя», которому не зазорно проиграть… А вместо этого пришёл молоденький, невысокого роста полноватый капитан Гулаев, который, кстати, в полку имел вовсе не героическое прозвище «Колобок». Разочарованию немца не было предела…

Драка с политическим подтекстом

Летом 1944 года советское командование принимает решение отозвать с фронта лучших советских лётчиков. Война идёт к победному концу, и руководство СССР начинает думать о будущем. Те, кто проявил себя в Великой Отечественной войне, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы затем занять руководящие посты в ВВС и ПВО.

В число тех, кого вызывали в Москву, попал и Гулаев. Сам он в академию не рвался, просил оставить в действующей армии, но получил отказ. 12 августа 1944 года Николай Гулаев сбил свой последний «Фокке-Вульф 190».

А дальше произошла история, которая, скорее всего, и стала главной причиной, почему Николай Гулаев не стал таким же известным, как Кожедуб и Покрышкин.

Существует по крайней мере три версии случившегося, которые объединяют два слова — «дебош» и «иностранцы». Остановимся на той, которая встречается чаще всего.

Согласно ей, Николай Гулаев, к тому времени уже майор, был вызван в Москву не только для учёбы в академии, но и для получения третьей звезды Героя Советского Союза. Учитывая боевые достижения лётчика, такая версия не выглядит неправдоподобной. В компании Гулаева оказались и другие заслуженные асы, ожидавшие награждения.

За день до церемонии в Кремле Гулаев зашёл в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-лётчики. Однако ресторан был переполнен, и администратор заявил: «Товарищ, для вас места нет!».

Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило вообще, но тут, на беду, ему ещё попались румынские военные, в тот момент также отдыхавшие в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны являвшаяся союзницей Германии, перешла на сторону антигитлеровской коалиции.

Разгневанный Гулаев громко сказал: «Это что, Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?».

Слова лётчика услышали румыны, и один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду советский ас оказался возле румына и смачно ударил его по физиономии.

Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими лётчиками.

Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты отлупили членов официальной военной делегации Румынии. Скандал дошёл до самого Сталина, который постановил: награждение третьей звездой Героя отменить.

Если бы речь шла не о румынах, а об англичанах или американцах, скорее всего, дело для Гулаева закончилось бы совсем плачевно. Но ломать жизнь своему асу из-за вчерашних противников вождь всех народов не стал. Гулаева просто отправили в часть, подальше от фронта, румын и вообще любого внимания. Но насколько эта версия правдива, неизвестно.

Генерал, друживший с Высоцким

Несмотря ни на что, в 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а ещё через пять лет — академию Генштаба.

Командовал 133-й авиационной истребительной дивизией, располагавшейся в Ярославле, 32-м корпусом ПВО во Ржеве, 10-й армией ПВО в Архангельске, прикрывавшей северные рубежи Советского Союза.

У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами…

Он тоже посещал пионерские лагеря, участвовал в различных ветеранских мероприятиях, но всё-таки оставалось ощущение, что наверху дано указание, говоря современным языком, не слишком пиарить его персону.

Его прозвали «заговоренный»: история легендарного советского летчика-истребителя Гулаева

Эта история произошла 9 сентября 1944 года. В тот день известный на весь Советский Союз летчик Николай Гулаев был награжден второй «Золотой Звездой», а буквально через несколько часов его блистательная карьера оказалась под ударом. Причиной этому стала драка с представителями румынской делегации, приехавшими в Москву. В Румынии 23 августа 1944 года произошел государственный переворот, вследствие которого был смещен профашистский диктатор Ион Антонеску, его место занял король Михай I, немедленно объявивший войну Гитлеру. Николай Гулаев никак не мог принять тот факт, что румыны теперь являются союзниками СССР по антигитлеровской коалиции, ведь совсем недавно летчик пережил гибель двух «желторотиков», которых взял в полет во время боев с немецко-румынскими войсками. Драка едва не испортила отношения Советского Союза с Румынией, а для самого Гулаева обернулась неприятными последствиями, которых не ожидал никто.

Будущий легендарный летчик СССР родился 26 февраля 1918 года в семье слесаря завода «Красный Аксай» в станице Аксайской Донской области. Рос он сорванцом – мальчика, а также двух его друзей во всей округе называли хулиганами.

«У них там был большой виноградник. Был какой-то год, когда они выращивали совершенно фантастическую рекордную гроздь винограда для Выставки достижений народного хозяйства СССР. Так эти три хулигана сперли эту гроздь ночью», — вспоминает зять Гулаева Андрей Пташников.

В летчики Николай пошел, как это обычно бывает, по воле случая: однажды увидел объявление о наборе в Ростовский аэроклуб. К тому моменту ему было 17 лет. Он уже отучился в фабрично-заводском училище, работал слесарем, хорошо зарабатывал и мечтал совершенно о другом – стать инженером.

В один миг желание юноши изменилось. Но, чтобы добиться своего, Николаю пришлось потрудиться: два года каждый день после смены на заводе из Ростова-на-Дону он пешком ходил в соседний город Аксай на уроки в вечернюю школу. Дело в том, что семи классов образования для аэроклуба было недостаточно. И вот наконец Николая приняли. Там он получил первые летные навыки, а в 1939 году по комсомольской путевке Гулаев попал в Сталинградское авиационное училище, которое окончил через год с отличным аттестатом, получил звание младшего лейтенанта и был назначен летчиком в 162-й истребительный авиационный полк в Могилеве. А 22 июня 1941 года началась война.

Полк, в котором служил Гулаев, перебросили в город Барановичи, ближе к границе. У немцев тогда было преимущество, и они очень быстро разбомбили советский аэродром.

«Самолеты не могли взлетать с летного поля, и пришлось отступать, чтобы не попасть в окружение. Гулаев, насколько мне известно, даже не успел сделать ни одного боевого вылета», — рассказывает историк авиации Андрей Симонов.

Сам Николай хотел отомстить агрессорам и мечтал о воздушных боях, но этому пока не суждено было сбыться: после переучивания с устаревшего И-16 на новые истребители Як-1 и Як-7Б малоопытного летчика направили в 423-й авиаполк Воронежского фронта, чтобы прикрывать промышленные объекты города Горький (ныне — Нижний Новгород).

Однажды, когда Гулаев возвращался с задания, у его Як-1 отказал двигатель. Летчик был вынужден сажать машину на небольшую поляну, покрытую кустарником. После приземления самолет врезался носом в овраг, а Николаю чудом удалось выбраться из кабины. Прибывший на место происшествия командир полка, к удивлению молодого пилота, не отругал его, а восхитился летным мастерством: в невероятно сложных условиях Николай смог приземлиться и сохранить себе жизнь. Юному летчику выделили новый самолет и в числе лучших направили на передовую в Сталинград.

Этот город в то время лежал в руинах, а Николай лишь с завистью наблюдал за тем, как более опытные пилоты поднимаются в воздух для перехвата немецких бомбардировщиков. Самого Гулаева к ночным полетам тогда не допускали. Но все вновь решил случай.

«Техник подшутил над ним. Говорит: «Слушай, что ты сидишь, вот самолет готов, садись и лети». И этот глупый мальчик сел в самолет и улетел», — рассказывает вдова летчика Нина Гулаева.

В этом полете Гулаев сбил вражеский бомбардировщик Heinkel и впервые посадил самолет ночью. Ему объявили благодарность.

© wikimediaбомбардировщики Heinkel

Весной и летом 1943 года на Белгородском направлении 27-й истребительный полк 205-й авиадивизии, в котором служил Николай, успешно прикрывал наземные войска и тыловые объекты.

«У него есть дни, в которые он сбивал по четыре самолета, а в один день даже пять самолетов сбил. Это вообще какой-то зашкаливающий результат», — уточняет историк авиации Андрей Симонов.

В первый день битвы на Курской дуге, 5 июля 1943 года, Гулаев шесть раз вылетал на боевые задания, а ведомая им группа истребителей уничтожила 16 вражеских машин. На войне его прозвали «заговоренный». А в сентябре 1943 года старший лейтенант Гулаев был удостоен «Золотой Звезды» Героя Советского Союза.

После Курской битвы полк летчика вывели в тыл для того, чтобы осваивать новый американский истребитель «Аэрокобра», считающийся одним из лучших во времена Второй мировой войны. В отличие от советских истребителей P-39 он имел мощное вооружение: одну 37-миллиметровую пушку, два крупнокалиберных пулемета в носовой части фюзеляжа и два пулемета в крыле.

© wikimediaистребитель Airacobra

Впрочем, из-за нарушения центровки сами американские и английские пилоты на «Аэрокобре» летать отказывались. Потенциал самолета смогли раскрыть только советские асы.

«Во-первых, у него слабая хвостовая балка была, и при больших перегрузках она просто ломалась. И второй недостаток существенный – это задняя центровка: при облегчении, когда снаряды расходовались, самолет легко входил в плоский штопор», — объясняет научный сотрудник Центрального музея ВВС Владимир Савичев.

Советские летчики быстро освоили новую машину, и как рассказал историк авиации Андрей Симонов, большинство из тех, кто одержал рекордное количество побед, воевали именно на «Аэрокобрах». У Гулаева из общего числа побед, а их было 57, на счет американского самолета записано 40.

С октября 1943 года по сентябрь 1944 года Николай Гулаев воевал в должности командира эскадрильи. Его 129-й гвардейский истребительный авиационный полк в составе 2-го Украинского фронта участвовал в битве за Днепр, освобождал Правобережную Украину.

«Эскадрилья Гулаева Николая Дмитриевича выполнила 487 вылетов, провела 150 воздушных боев. И в этих боях сбила 75 самолетов противника», — рассказывает научный сотрудник НИИ военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Сергей Безуглов.

Как командир, Гулаев учил молодых летчиков личным примером и терпеливо объяснял ошибки. Юные пилоты любили летать с ним на задания.

«Мне папа говорил: «Когда мы вылетали, я вот собью самолет там, два. Один я обязательно ведомому (отдам. — Прим.ред.). Тот сбивает, этот его прикрывает. Несправедливо, значит». Он отдавал своему ведомому сбитый самолет», — делится воспоминаниями дочь Николая Гулаева Татьяна Пташникова.

За 32 личные победы 9 сентября 1944 года капитану Гулаеву в Кремле вручили вторую «Золотую Звезду» Героя Советского Союза. Правда, к моменту награждения на счету летчика было уже 60 сбитых самолетов. За такие подвиги его должны были удостоить уже третьей «Звезды», но этому помешала драка.

«Как мне потом папа рассказывал сам, они приехали в Москву и должны были поселиться в гостинице. Все Герои там, дважды Герои. А в это время приехали бывшие наши противники. И им предоставили шикарные номера, а нашим сказали: где хотите, там и живите», — рассказывает дочь Гулаева Татьяна Пташникова.

«И вот из-за этого начались спор и ругань. А румынский товарищ что-то еще вдобавок и сказал неприятное. Вот здесь и началась драка», — добавляет вдова летчика Нина Гулаева.

После произошедшего Николая Гулаева назначили штурманом 129-го гвардейского истребительного авиаполка. Он пробыл на фронте до марта 1945 года, но за эти полгода не сбил ни одного вражеского самолета.

В дальнейшем Гулаев командовал истребительным полком в Таганроге, дивизиями в Ярославле и Ельце, корпусом во Ржеве. Окончил военную академию Генштаба. А в 1966 году его перевели в Архангельск в 10-ю отдельную армию ПВО. Позднее его наградили орденом Октябрьской революции и присвоили звание генерал-полковника, а в ноябре 1974 года перевели в Москву на должность заместителя главнокомандующего войсками ПВО страны.

© wikimediaНиколай Гулаев

Жизнь легендарного летчика перечеркнул неожиданный инфаркт, произошедший 27 сентября 1985 года. Николай Гулаев скончался на 68-м году жизни.

Почему после произошедшей драки Гулаев больше не сбил ни одного самолета? Какую тактику он применял во время своих легендарных маневров? И каковы были взаимоотношения летчика и его учеников? Смотрите в новом выпуске программы «Легенды армии» на сайте телеканала «Звезда», а также на платформе SMART.TV.

Гулаев Николай Дмитриевич
26.02.1918 — 27.09.1985
Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

28.09.1943 Медаль № 1497
Орден Ленина № 15577
01.07.1944 Медаль № 26

Памятники

Бронзовый бюст в Аксае

Мемориальная доска в Ярославле

Надгробный памятник

Мемориальная доска в Москве

Предыдущая

Гулаев Николай Дмитриевич – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт), старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии капитан.
Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская Черкасского округа Области Войска Донского (ныне город Аксай Ростовской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в родной станице, в 1935 году – школу фабрично-заводского ученичества в Ростове-на-Дону. В 1935–1938 годах работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.
В армии с декабря 1938 года. В декабре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком 162-го истребительного авиационного полка (в Западном особом военном округе; город Могилёв). Летал на истребителе И-16.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – лётчик 162-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года проходил переподготовку в 13-м запасном истребительном авиационном полку (город Кузнецк Пензенской области).
В ноябре 1941 – июле 1942 – командир звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО. Участвовал в воздушном прикрытии важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО.
В июле-октябре 1942 – командир звена 487-го истребительного авиационного полка (Воронежский фронт). Участвовал в оборонительных боях на воронежском направлении.
В январе 1943 года окончил Курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрилий при 3-й запасной авиационной бригаде (город Саратов).
В январе 1943 – марте 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 27-го (с октября 1943 – 129-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Воронежском (май – июль 1943), Степном (октябрь 1943), 2-м Украинском (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – март 1945) фронтах. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской и Сандомирско-Силезской операциях. 14 мая 1943 года в районе села Крюково (Яковлевский район Белгородской области) на истребителе Як-1 таранил вражеский бомбардировщик Ю-87, после чего спасся на парашюте. 31 мая 1944 года в воздушном бою был ранен в правую руку.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитан Гулаев Николай Дмитриевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
За время войны совершил 240 боевых вылетов на истребителях Як-7Б, МиГ-3, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в 69 воздушных боях сбил лично 55 (один из них тараном) и в составе группы 5 самолётов противника.
В мае 1950 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В августе 1950 – октябре 1951 – командир истребительного авиаполка Высших офицерских лётно-тактических курсов (город Таганрог Ростовской области). Летал на истребителе Ла-11.
С октября 1951 – старший лётчик-инспектор по боевой подготовке Инспекции Войск воздушной обороны приграничной линии, в июне – декабре 1952 – старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Главного руководства по организации воздушной обороны в странах народной демократии. В январе 1953 – феврале 1955 – старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Истребительной авиации ПВО страны.
В феврале 1955 – сентябре 1958 – командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Ярославль). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17Ф.
В мае 1960 года окончил Военную академию Генерального штаба. В мае 1960 – декабре 1963 – командир 15-й дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Елец Липецкой области). В декабре 1963 – ноябре 1966 – командир 2-го корпуса ПВО (в Московском округе ПВО; город Ржев ныне Тверской области).
С ноября 1966 – 1-й заместитель командующего, а в сентябре 1968 – ноябре 1974 – командующий 10-й отдельной армией ПВО (город Архангельск).
В ноябре 1974 – июле 1976 – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке, в июле 1976 – ноябре 1979 – помощник командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. С ноября 1979 года генерал-полковник авиации Н.Д. Гулаев – в запасе.
Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва (в 1971–1975 годах).
Жил в Москве. Умер 27 сентября 1985 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Генерал-полковник авиации (1972). Награждён 2 орденами Ленина (28.09.1943; 08.10.1943), орденом Октябрьской Революции (04.03.1975), 4 орденами Красного Знамени (15.05.1943; 21.01.1944; 29.04.1957; 23.02.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (22.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1955; 26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями; иностранными орденами Тудора Владимиреску 2-й степени (Румыния, 01.10.1974), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (ГДР, 08.05.1975), золотым Крестом Заслуги (Польша, 06.10.1973) и иностранными медалями.
Бронзовый бюст Н.Д. Гулаева установлен в городе Аксай Ростовской области. В городах Москва, Архангельск и Ярославль на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы улица и гимназия № 3 в Аксае, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапа Краснодарского края.
Примечания:
1) Награждён за выполнение 95 боевых вылетов, в которых сбил лично 13 и в составе группы 5 самолётов противника (на июль 1943 года);
2) Награждён за выполнение 125 боевых вылетов и участие в 42 воздушных боях, в которых сбил лично 32 и в составе группы 5 самолётов противника (на февраль 1944 года).
Воинские звания:
младший лейтенант (06.01.1941)
лейтенант (16.08.1942)
старший лейтенант (07.06.1943)
капитан (10.05.1944)
майор (30.04.1945)
подполковник (06.05.1949)
полковник (30.12.1952)
генерал-майор авиации (25.05.1959)
генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
генерал-полковник авиации (15.12.1972)


ГУЛАЕВ Николай Дмитриевич

ГУЛАЕВ Николай Дмитриевич (26.02.1918 г., станица Аксайская Ростовской области — 27.09.1985 г., Москва).

Окончил 7 классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского обучения (ФЗУ). Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заво-дов. Вечерами учился в аэроклубе. Службу в армии начал в 1938 году: окончил Сталинградское военное авиационное училище (1940 г.).

Боевое крещение принял в Сталинграде, где в ночном бою 3 августа 1942 го-да с первой же атаки сбил бомбардировщик He-111.

Летчик 27-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Гулаев Н.Д. особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода. В воздушном бою 14 мая 1943 года, отражая налет на аэродром Грушка, в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ю-87, прикрываемыми 4 Me-109. Гулаев сбил два самолета врага и совершил первый воздушный таран. За свой подвиг был награжден орденом Красного Знамени. Всего на Курской дуге Гулаев уничтожил 17 вра-жеских самолетов. За 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолетов противника старший лейтенант Гулаев 28 сентября 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (2-й Украинский фронт) гвардии капитан Гулаев Н.Д. удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолета противника и 3 в группе. Всего за годы войны произвел 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях лично сбил 57 самолетов противника.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. Одним из первых освоил управление реактивным самолетом. В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского Н.Е., а в 1960 — Военную академию Генерального штаба.

Более 8 лет командовал 10 отдельной армией ПВО (Архангельск). С 1972 г. — генерал-полковник, с 1979 г. — в отставке, жил в Москве. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

На родине Н.Д. Гулаева установлен бронзовый бюст Героя, мемориальная доска — в Ростове-на-Дону. В Архангельске на здании штаба 10 армии также уста-новлена мемориальная доска. Имя Н.Д. Гулаева увековечено на стеле Героев Со-ветского Союза в Архангельске.

Евгений ОВСЯНКИН,
Почетный доктор Поморского
Государственного университета
имени М.В. Ломоносова,
кандидат исторических наук,
почетный гражданин г.Архангельска.

Источник информации:
«Во имя победы», Архангельск, 2005 г.

Дважды Герой Советского Союза
Гулаев Николай Дмитриевич

Первый таран совершил 14 мая 1943 года в районе Белгорода. Награждён орденом Красного Знамени. 9 июля в том же районе совершил второй таран.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами улился в аэроклубе. В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военной авиационное училище в 1940 году.

Великая Отечественная война застала Гулаева под Могилёвом. Служил в авиации ПВО, прикрывал крупный промышленный центр в тылу. Боевое крещение принял в Сталинграде, где в ночном бою 3 августа 1942 года с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик He-111 (это был его первый боевой вылет).

Лётчик 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Гулаев Н.Д. особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода. В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми 4 Me-109. Разогнав самолёт на малой высоте, сделал «горку» и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго «юнкерса» открыл по нему огонь. Тогда Гулаев сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и Гулаев решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 ударил по правой плоскости «юнкерса» и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошёл в штопор. После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края в расположении 52-й стрелковой дивизии. Прибыв в полк, на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание. За свой подвиг награждён орденом Красного Знамени.

В июле 1943 года четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала большую группу из 100 самолётов противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на свой аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

9 июля в районе Белгорода совершил второй таран. Приземлился на парашюте.

Заместитель командира эскадрильи того же полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Гулаев Н.Д. к июлю 1943 года совершил 95 боевых вылетов, уничтожил лично 13 самолётов противника и 5 в группе, за что 28 сентября 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на Курской дуге уничтожил 17 вражеских самолётов.

В начале 1944 года становится командиром эскадрильи. Принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым. За 125 боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе, 1 июля 1944 года командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Гулаев Н.Д. награждён второй медалью «Золотая Звезда».

В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях лично сбил лично 57 самолётов противника и 4 — в группе.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. Одним из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского Н.Е., а в 1960 — Военную академию Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1979 года генерал-полковник авиации — в отставке. Жил в Москве. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Умер 27 сентября 1985 года. Бронзовый бюст установлен в городе Аксае, мемориальная доска — в Ростове-на-Дону.

Источник информации:
Сайт http://aeroram.narod.ru.

Краткая справка из двухтомного издания «Герои Советского Союза» (М., Воениздат, 1987 г., т.1, стр. 389):

ГУЛАЕВ Николай Дмитриевич,
родился 26.02.1918 в станице Аксайская, ныне г. Аксай Ростовской области, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 г. В Советской Армии с 1938 г. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 г.
В боях Великой Отечественной войны с 1942 г. Заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) степени лейтенант Гулаев к июлю 1943 г. совершил 95 боевых вылетов, уничтожил лично 13 (1 таранил) самолётов противника и 5 в группе, за что 28.9.43 ему присвоено звание Героя Советского Союза. За 125 боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе, 1.7.44 командир эскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я гвардейская воздушная армия, 2-й Укр. фронт) гвардейский капитан Гулаев награжден второй медалью «Золотая Звезда». Всего за время войны сбил 57 самолётов противника.
После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. В 1950 г. окончил Военно-воздушную академию, а в 1960 г. — Военную академию Генштаба. Генеральный-полковник авиации (1972 г.). С 1979 г. — в отставке, жил в Москве. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Умер 27.9.1985. Бронзовый бюст установлен на родине, мемориальная доска — в Ростове-на-Дону.

<<


Почему знаменитого летчика-аса Великой Отечественной лишили Звезды Героя

За свою военную карьеру выдающийся летчик Николай Гулаев получил больше взысканий, чем поощрений

В отличие от Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина имя Николая Гулаева почти не появляется в воспоминаниях о войне, хотя этот выдающийся летчик является третьим по результативности в Советской Армии и дважды награждался Золотой Звездой Героя Советского Союза. Он является самым эффективным летчиком Второй мировой войны. Всего в 69 воздушных боях ему удалось лично уничтожить 55 вражеских самолетов и 5 – в группе. Еще два фашистских истребителя упали на землю после таранов, совершенных этим отчаянным человеком. Но он не был обласкан ни властью, ни начальством.

Хулиган и драчун

Родился будущий герой войны 26 февраля 1918 года в казачьей станице Аксайская Ростовской области, что, скорее всего, и повлияло на формирование непредсказуемого характера юноши. Он курил и употреблял спиртные напитки, никогда не уходил от драк, часто сам являлся их инициатором, но всегда держал слово и был готов до конца бороться за справедливость.

Как и многие другие подростки того времени, после окончания семилетки Николай работал, параллельно посещая авиаклуб. Когда юноше исполнилось 20 лет, он добровольно пошел в армию, а в 1940 году окончил Сталинградское авиационное училище.

Молодого пилота, не отличавшегося сдержанностью и дисциплинированностью, отправили служить в войска ПВО под Сталинград, где он в течение двух лет совершенствовал свои летные навыки.

Первая победа

В первый свой воздушный бой Николаю Гулаеву пришлось вступить в августе 1942 года. Находясь на аэродроме в ночное время, летчик услышал гул приближающихся бомбардировщиков врага. Недолго думая, он, не имевший допуска к полетам в ночное время, запрыгнул в свой истребитель, поднялся в воздух и… без труда сбил один из немецких бомбардировщиков Heinkel-111, а других заставил спешно ретироваться.

Сбитый бомбардировщик Heinkel-111. Источник: wikimedia.org

Очевидно, что только такой результат ночного боя уберег будущего героя от трибунала и отправки в штрафной батальон. Он отделался простым выговором и представлением к правительственной награде.

В боях под Сталинградом молодой летчик набирался опыта и не спешил вступать в воздушные бои с численно превосходящими силами противника. Но были и исключения, когда группа советских истребителей повстречала 20 фашистских бомбардировщиков «Юнкерс-87», которые шли без прикрытия истребителей. В завязавшемся бою группа Гулаева сбила три самолета, один из которых на счету самого Николая. Но гораздо важнее стало то, что испуганные фашисты, удирая за линию фронта, сбросили бомбы на свои же войска.

Звездный год

В феврале 1943 года Николай Гулаев окончил курсы командира звеньев и был переведен в 27-й истребительный авиаполк, где пересел за штурвал прибывшего по ленд-лизу американского истребителя Р-39 «Аэрокобра».

Именно тогда начался звездный год Николая Гулаева, за который пилот прибавил к своему послужному списку 50 воздушных побед, получил две Звезды Героя Советского Союза и воспитал нескольких советских асов, также отмеченных Родиной званиями Героев Советского Союза.

Дважды, 5 июля 1943 года и 25 апреля 1944-го, ему удавалось за один день сбивать по четыре самолета противника, а настоящий рекорд был установлен 30 мая 1944 года. Тогда ведомая Николаем Гулаевым шестерка «аэрокобр» врезалась в строй из 27 немецких бомбардировщиков и восьми истребителей прикрытия, а сам ас всего за четыре минуты сбил сразу пять фашистских самолетов.

Кстати: Для сравнения, Иван Кожедуб в среднем сбивал один немецкий самолет за два боя, а коэффициент эффективности легендарного аса люфтваффе Эриха Хартмана (352 победы) составлял 0,4 сбитых самолета противника за один бой.

Роковой дебош

Желая сохранить жизнь ставшему уже легендарным Николаю Гулаеву, в августе 1944 года его отстранили от полетов и направили на учебу в военную академию. Всему виной «неадекватность» летчика в бою и его желание при первой возможности ввязываться в драку даже с превосходящими силами противника. Хотя существует и другая версия произошедшего.

Настоящей легендой стала история о том, что Николая Гулаева представили к третьей Звезде Героя, а несколько летчиков его авиаполка должны были получить звания Героя Советского Союза повторно.

После опубликования правительственного указа летчиков пригласили в Москву, где они должны были получить награды из рук «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.

Накануне вручения наград летчики пришли в один из московских ресторанов, где закатили невиданный для гражданских пир, завершившийся грандиозным дебошем. После этого никто из них не получил обещанные награды, а правительственный указ о награждении был переписан с исключением фамилий дебоширов.

Солдата на медведя не менял

Генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев. Источник: wikipedia.org

После окончания войны заслуженного летчика оставили в армии, где он до 1979 года служил на различных командных должностях. Правда, вдали от столицы.

В последние годы генерал-полковник Николай Гулаев командовал 10-й армией ПВО, расквартированной в районе Архангельска. Он прекрасно понимал, что находится в почетной ссылке, но не роптал на судьбу. Именно благодаря настойчивости и неукротимому характеру Николая Гулаева 10-я дивизия ПВО считалась самой мощной и способной прикрыть от воздушного и ракетного удара северные рубежи страны.

В 1973 году норвежские экологи подняли шум по поводу того, что военнослужащие 10-й армии ПВО занимаются браконьерством и отстреливают белых медведей, которые охранялись законом. Оказалось, что командир Гулаев после двух нападений белых медведей на солдат самовольно отдал приказ отстреливать этих опасных животных при приближении к воинской части.

Вызванный в Москву на партийную комиссию генерал-полковник Гулаев не стал оправдываться и предложил встать тем, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Встали единицы, а остальные молча согласились строго не наказывать командарма, готового пожертвовать карьерой ради жизней своих солдат.

Гулаев умер в Москве 27 сентября 1985 года. К огромному сожалению, большинству жителей России ничего не известно о существовании этого легендарного героя, побившего все мыслимые и немыслимые рекорды эффективности воздушного боя, но с характером, не вписывавшимся в нормы поведения советского офицера.

Бюст, установленный на родине дважды Героя Советского Союза Николая Гулаева. Город Аксай (бывшая станица Аксайская). Ростовская область. Источник: wikipedia.org