Немецкий бронеавтомобиль пума

Тяжелый бронеавтомобиль Sd. Kfz. 234/2 «Пума» Германия

Наибольшую популярность в немецких войсках на всех фронтах приобрела модификация Sd. Kfz. 234/2 «Пума». Эта модель производилась на базе того же полноприводного восьмиколесного шасси типа ARK, разработанного фирмой «Бюссинг-НАГ» в 1942 году, и отличалась от модели Sd. Kfz. 234/1 лишь башней, вооруженной длинноствольной 50-мм пушкой.

Sd. Kfz. 234/2 был построен по компоновочной схеме с задним расположением двигателя четырьмя ведущими осями всеми управляемыми колесами и двумя постами управления. Несущий корпус сваривался из листов катаной стали, толщина которых в лобовой проекции составляла 30 мм, по бортам 8 мм и на корме 10 мм. Броне листы повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, особенно акцентированными в передней части корпуса, что существенно повышало защищенность бронемашины. Бронирование было противопульным и обеспечивало экипажу из четырех человек надежную защиту от пуль стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин небольшого калибра.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd. Kfz. 234/2 «Пума»

В передней части корпуса машины находилось отделение управления, в котором по центру располагалось рабочее место водителя. Приборная доска с основными приборами управления и датчиками располагалась слева от руля, справа от него — аварийный люк в верхнем лобовом бронелисте корпуса. Обзор водителю обеспечивали три оптических блока, которые в боевом положении закрывались бронекрышками. Один такой блок находился прямо перед водителем, два других — по бортам справа и слева. Немецкие оптические блоки представляли собой стеклопакет из 7-9 слоев стекла, который заключался в бакелитовую обойму, и его можно было легко заменить в случае повреждения или просачивания воды между слоями стекла.
Когда в августе 1940 года подписывалось задание на проектирование тяжелой бронемашины на четырехосном полноприводном шасси, предполагалось, что ее вооружение будет состоять из 20-мм автоматической пушки KwK38 L/55, способной вести стрельбу по воздушным целям, и спаренного с ней 7,92-мм пулемет MG 42. Но в докладе об испытаниях прототипа, датированном 1 июля 1942 года, был впервые поднят вопрос об усилении вооружения новой бронемашины. В узкопрофильной башне, предназначавшейся для разрабатывавшихся разведывательных танков «Лухс» и » Леопард», предлагалось установить 50-мм пушку KwK39/1 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 34. При этом речь вовсе не шла об отказе от 20-мм автоматической пушки KwK38. Это предложение нашло широкую поддержку среди руководства вермахта, поскольку с таким вооружением подвижный и маневренный бронеавтомобиль становился неплохим средством борьбы с легкими танками и боевыми разведывательными машинами противника.
Как следствие, на крыше боевого отделения бронемашины была установлена компактная закрытая башня кругового вращения, разработанная фирмой «Даймлер-Бенц» для легкого разведывательного танка «Леопард», так и не вышедшего из стадии проектно-конструкторских работ. В башне была смонтирована 50-мм полуавтоматической пушка KwK39/1 с длиной ствола 60 калибров, которая представляла собой усовершенствованную модель танковой пушки РаК38 — основного вооружения средних танков PzKpfw III — и отличалась от нее наличием дульного тормоза. С таким орудием Sd. Kfz. 234/2 стал, несомненно, наиболее мощно вооруженным разведывательным бронеавтомобилем периода второй мировой войны.

Пушка была оборудована вертикальным клиновым затвором, двухцилиндровым гидропневматическим противооткатным устройством и в вертикальной плоскости наводилась на цель в секторе от -10° до +20°. Для стрельбы использовались фугасные выстрелы SprGr38 и бронебойные выстрелы PzGr39, снаряды которых пробивали броню толщиной 37-мм на расстоянии 1500 м, что обеспечивало надежное поражение легкобронированных целей и разведывательных машин. Вместе с пушкой в маске был установлен спаренный 7,92-мм пулемет MG 42. Для прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел TZP46.
Возимый боекомплект состоял из 55 арт. выстрелов (27 бронебойных PzGr39 и 28 фугасных SprGr38) и 2850 патронов для MG 42. Кроме того, в машине хранились 192 патрона калибра 9 мм для личного оружия членов экипажа — автоматов МР38.

По обе стороны башни были смонтированы по три дымовых гранатомета, еще три дымообразующих устройства находились внутри моторного отсека и выпускали дым через жалюзи в его стенках.
Поскольку бронемашины Sd. Kfz. 234/2 предназначались для ведения глубокой разведки, они могли нести полный комплект радиоаппаратуры — как для близкой, так и для дальней связи. Но так как бронеавтомобили Sd. Kfz. 234/2 обычно работали парами то только один из них имел обе радиостанции второй был оборудован радиоаппаратурой только для связи на близком расстоянии. Машина с обеими рациями отличалась наличием штыревой антенны с «метелкой», установленной на левой стороне корпуса.
Радиостанция Fu Spr Ger монтировалась на задней стенке башни и использовалась для связи между бронемашинами. Дальность связи на ходу составляла 1 км на стоянке — 3 км Надежную работу радиостанции обеспечивала штыревая антенна длиной от 1,4 до 2 м, установленная на крыше башни.

Макет тяжелого бронеавтомобиля Sd. Kfz. 234/2 «Пума»

Радиостанция FuG 12 предназначалась для связи на больших расстояниях 80 км на ходу в радиотелеграфном режиме и 25 км с места в радиотелефонном режиме в 1-3 мегагерцовом диапазоне. Рация устанавливалась в задней части боевого отделения справа от сиденья водителя заднего руля. Для приема и передачи радиосигнала использовалась штыревая антенна с «метелкой».
В обширном моторном отсеке, расположенном в задней части корпуса, был установлен большой двенадцати цилиндровый V-образный (угол развала цилиндров 75°) дизельный двигатель воздушного охлаждения «Татра 103» с рабочим объемом 14825 см3, который развивал мощность 154,5 кВт (210 л. с.) при 2200 об/мин и обеспечивал высокую удельную мощность при полной боевой нагрузке бронемашины. Вращающий момент передавался от двигателя на колеса машины через трехскоростную коробку передач преселекторного типа с двухдисковым сухим сцеплением. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, при этом демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки передач до 24.
Силовая установка бронеавтомобиля позволяла двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 90 км/ч. Большие внутренние баки бронемашины вмещали 360 литров солярки. Этого запаса топлива хватало на 900 км пробега по шоссе или 600 км по проселку.
На крыше моторного отсека находились три секции вентиляционных жалюзи которые открывались с места водителя причем количество открывавшихся секции зависело от конкретных погодных условий. По обе стороны большой секции жалюзи имелись два длинных люка, которые обеспечивали доступ к головкам блоков с каждой стороны двигателя. При необходимости могла быть снята вся верхняя бронеплита моторного отделения, которая крепилась к корпусу болтами. Дополнительный люк в корме машины позволял обслуживать вентиляторы и другое оборудование моторного отсека. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади крыльев.
В четырехосной полноприводной (8×8) ходовой части с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах применялись односкатные колеса с пневматическими шинами, имевшими размер 270-20. Все колеса были управляемые. При повороте машины поворачивались все восемь колес четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние Торможение осуществлялось с помощью пневматических тормозов.

Схема тяжелого бронеавтомобиля Sd. Kfz. 234/2 «Пума»

Зачастую новые бронемашины, посту, павшие в линейные части, подвергались незначительным переделкам: на основании полученного боевого опыта экипажи самостоятельно или с помощью специалистов передвижных авторемонтных мастерских по мелочам усовершенствовали конструкцию бронеавтомобилей. К числу таких мелких, но полезных новшеств относились:
большой ящик для снаряжения на заднем левом крыле, где по штатной схеме размещались топливные канистры. По ширине ящик был таким же, как крыло, а по длине занимал место от основания антенны до глушителя. Крышка ящика состояла из двух продольных створок, из которых внешняя соединялась с внутренней шарнирными петлями, а спереди закрывалась на две защелки;
крепеж для снарядного ящика на правом переднем крыле (состоял из двух скоб, которые удерживали на месте ящик с боеприпасами для пушки), крючки для привязывания веток с листвой для маскировки машины (приваривались к бортам башни и крышке люка моторного отсека), ручка на переднем входном люке.

Первые пять бронемашин с 50-мм пушками поступили в войска в декабре 1943 год. Однако из-за проблем с поставкой литых пушечных масок типа «свиное рыло» производство модификации Sd. Kfz. 234/2 было временно отложено, а шасси пришлось использовать для выпуска других моделей. До сентября 1944 года была построена 101 бронемашина sPz. Sp.Wg (5 cm 39/1 U60) Sd. Kfz 234, но лишь в марте 1944 года эта модель получила обозначение Sd. Kfz. 234/2 и неофициальное название «Пума».
На «Пуму» возлагались большие надежды как на средство борьбы с легкими танками и боевыми разведывательными машинами противника. Однако очень скоро стало ясно, что 50-мм пушка «Пумы» не справлялась с бронированием советских легких танков — для этого требовались более мощные орудия.

Schwerer Panzerspähwagen (5 cm), также широко известный под неофициальным названием «Пума» (нем. Puma) — германский тяжёлый бронеавтомобиль Второй мировой войны

Германский тяжёлый бронеавтомобиль PUMA Sd Kfz 234

В 1942—1943 годах был создан бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/1. А на его основе в 1943 году создан Sd.Kfz.234/2 Puma, в связи с требованиями армии по усилению вооружения разведывательных бронеавтомобилей, с использованием переработанной (тоньше броня и снята командирская башенка) башни от так и не пошедшего в серию перспективного лёгкого разведывательного танка VK 1602 «Leopard», и заказано 100 «Пум».

По боевым характеристикам «Пума» — один из наиболее сбалансированных бронеавтомобилей Второй мировой войны, сочетающий достаточно скорострельную пушку с большим боекомлектом — 55 выстрелов, позволявшую бороться с бронеавтомобилями, бронетранспортерами и танками СССР, США и Британии, использовавшимися для разведки и охранения, с высокой проходимостью, обусловленой 8-колесным полноприводным шасси с попарно независимой подвеской колесных тележек, и выдающейся маневренностью из-за всех поворотных колес и заднего поста управления с возможность двигаться задним ходом с той-же скоростью, как и передним, но её производство прекращено в сентябре 1944 года из-за недостаточной бронепробиваемости пушки (в 1943 году в Германии прекратили производство подкалиберных снарядов с вольфрамовым сердечником — 50-миллиметровый пробивал 72 мм брони с 500 м под углом 30° к нормали с вероятностью 50% при измерении по германской методике и 66 мм с вероятностью 80% при измерении по советской методике, а просто бронебойный — 57 мм и 49 мм при тех же условиях, а требования к бронепробиваемости увеличились в связи со снятием с производства в СССР в 1943 году легких танков и расширившимся применение в разведывательных и передовых отрядах средних танков, в основном Т-34, и усилением бронирования легких танков США от М3А1 к М5), в пользу продолжения выпуска модификаций Sd.Kfz.234/1 и −234/3. Всего с сентября 1943 по сентябрь 1944 года выпущен лишь 101 бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 (1943 — 7, 1944 — 94).

Бронеавтомобили «Пума» использовались германскими войсками в ротах бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий с конца 1943 года и вплоть до 1945 года.

По штатам в роте бронеавтомобилей разведывательного батальона танковой или моторизованной дивизии от 19 до 17 бронеавтомобилей, в том числе по последнему штату 8 бронеавтомобилей огневой поддержки Sd.Kfz.234/4 с 75-мм пушками

Первоначально машина разрабатывалась для применения Африканским Корпусом в условиях пустыни Северной Африки.

Разработка и испытания новой бронемашины сильно затянулась и к моменту начала серийного производства Африканский Корпус уже успел капитулировать в Тунисе, в мае 1943 года. По этой причине, а также по причине того что 50-мм орудие уже утратило свою актуальность, изначальный заказ на 1 500 машин сократили до 100, отдав предпочтение производству третьей и четвертой серии вооруженных 75-мм орудиями. Всего, с декабря 1943 года по сентябрь 1944 года, была построена 101 бронемашин Пума. Они активно использовались с начала 1944 года и до самого конца войны, преимущественно на Восточном фронте. Ввиду своей малочисленности, никакого влияния на ход боевых действий она не оказала.

Экипаж Пумы был четыре человека. Запас хода по шоссе около 1000 км. Мозность двигателя 210 лошадинных сил.

Главным достоинством Sd.Kfz.234/2 является её подвижность и мобильность. Максимальная скорость машины 90 км/ч. Машина быстро набирала скорость и хорошо удерживала её, даже при преодолении ландшафтных препятствий.

Но на вязких или сыпучих грунтах, таких как песок, грязь, снег, водные преграды, машина сильно замедлялась и её скорость перемещения значительно падала.

Лобовая броня Sd.Kfz.234/2 имела толщину от 15 до 45 мм, поэтому могла защитить экипаж только от крупнокалиберных пулемётов и мелкокалиберных орудий Бортовая и кормовая броня машины составляет всего 8-15 мм и запросто пробивается даже крупнокалиберными пулемётами

Машина была очень интересная и при правильном применении являлась грозным оружием.

Расхожее название «Puma», на деле применялось исключительно лишь в некоторых литературных произведениях. В серьёзных же источниках данная машина так никогда не обозначалась, из чего можно сделать вывод, что название «Puma» было выдумано позднее, уже после окончания войны.

Sd.Kfz.234/2
Классификация тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т 11,74
Экипаж, чел. 4
История
Производитель Германия Büssing-NAG
Годы производства 1943—1944
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 101
Размеры
Длина корпуса, мм 5860
Длина с пушкой вперёд, мм 6800
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2380, по крыше башни
База, мм 4000
Колея, мм 1945-1950
Клиренс, мм 350
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 30 / 35°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 15 / 70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 30 / 30—55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 8 / 30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 8 / 30°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 22°
Корма корпуса (низ), мм/град. 10 / 40°
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм 6
Лоб башни, мм/град. 30 / 20°
Маска орудия, мм/град. 50
Борт башни, мм/град. 14,5 / 25°
Корма башни, мм/град. 14,5 / 25°
Крыша башни, мм 10
Вооружение
Калибр и марка пушки 50-мм KwK.39
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 60
Боекомплект пушки 55
Углы ВН, град. −10…+20
Дальность стрельбы, км По прицелу TZF 4b из пушки 1200 м и из пулемета 800 м.
Прицелы телескопический T.Z.F.4b
Пулемёты 1 × 7,92-мм MG-42
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 210
Скорость по шоссе, км/ч 90
Запас хода по шоссе, км 1000
Запас хода по пересечённой местности, км 600
Удельная мощность, л. с./т 17,9
Колёсная формула 8 × 8
Тип подвески полунезависимая, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,50
Преодолеваемый ров, м 2,00
Преодолеваемый брод, м

Согласно Версальскому мирному договору, Германия до начала 1930-х гг. не производила бронетехнику, и только с 1932 г. фирма «Даймлер-Бенц» начала выпуск для армии двухосных лёгких броневиков Kfz. 13 и Kfz. 14 – пулемётных и связных, массой чуть более 2 т. Они были созданы на шасси машины «Адлер ЗГд» (Adler 3Gd) с двигателем 60 л.с., имели открытый сверху корпус из 8-мм листов и вооружены 7,92-мм пулемётом MG13, установленным посередине кузова за бронещитом. Их экипаж состоял из двух – трёх человек.

В середине – конце 1930-х гг. фирма «Везерхютте» стала выпускать новые лёгкие двухосные броневики Sd.Kfz.221 – пулемётные, а также вооружённые тяжёлыми противотанковыми ружьями 7,92-мм РzВ 39 или 2,8-см sРzВ 41. У этих машин с 75-сильными двигателями и массой около 4 т была небольшая открытая сверху башенка, броня оставалась противопульной – толщиной до 14,5 мм. Экипаж – два человека. Было выпущено около 340 таких броневиков.

Другой лёгкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 имел 20-мм автоматическую пушку, из которой можно было стрелять и по самолётам, и 7,92-мм пулемёт МG 34. С 1936 по 1943 г. их построили почти 1000 экземпляров.

На том же шасси наладили производство броневиков для подразделений связи Вермахта – Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261, оснащённых радиостанциями Fu10, Fu12 или Fu19; на них устанавливались рамочные или телескопические штыревые антенны. Башни использовали от бронеавтомобиля Sd.Kfz.221. Масса машин возросла до 4,5 т; экипаж состоял из четырёх человек. Их изготовили 550 и 493 единицы соответственно.

Хромая «Пума»: что представляла собой лучшая разведывательная машина Германии SDKFZ 234/2



Германия основательно готовилась ко Второй мировой войне. На момент начала военного конфликта ее вооруженные силы были одними из наиболее хорошо подготовленных, мотивированных и до зубов вооруженных. Когда же началась Великая Отечественная война, нацисты задействовали большое количество оружия, которое раньше не использовали. Например, бронемашину «Пума».

Грозная разведывательная машина Германии. |Фото: enimagenes.com.

Бронемашина SDKFZ 234/2 «Пума» не просто так считается одной из лучших разведывательных машин Второй мировой войны. Такой ее сделали дальний радиус действия, грозная пушка, отличное для своего класса бронирование, а также высокая скорость по сравнению с другими бронемашинами в мире. При этом «Пума» была далеко не первой немецкой машиной в классе восьмиколесных разведчиков. Машина воплощала в себе современные решения и опыт предыдущих поколений машин.


Отличные характеристики. |Фото: warthunder.ru.

Одной из важнейших особенностей «Пумы» была ее полностью закрытая башня, которая досталась ей от танка «Леопард». В свое время от создания этой машины немцы отказались, однако башня танка оказалась настолько удачной, что ее решили использовать для пумы. Венчалась башня длинноствольной 50-мм пушкой, огневой мощи которой было более, чем достаточно для стремительного уничтожения любых других разведывательных бронемашин на поле.

Серьезный противник. |Фото: genes.com.

Первоначально немцы хотели использовать «Пуму» исключительно в Северной Африке, однако разработка машины затянулась. В итоге, дебют бронемобиля состоялся на Восточном фронте. Пески Африки SDKFZ 234/2 так и не увидела, в отличие от других подобных машин немецкого производства. Свою задачу бронемашина выполнила в войну полностью, однако несмотря на многие «добродетели» в конструкции «Пумы» обнаружились и недостатки. Очень скоро стало понятно, что обслуживать новинку не так-то просто, как того хотелось бы.

Все пошло не так. |Фото: ww2enimagenes.com.

В итоге столкнувшись со сложными условиями на фронте, многие «Пумы» часто ломались. Несмотря на то, что экипажам в большинстве случаев удавалась «приводить в чувство» свои машины, их потенциал оказался значительно урезан.


Хочется узнать еще больше всего интересного? Как насчет того, чтобы прочитать про 5 заблуждений о солдатах вермахта, которые сформировали образ типичного «фрица» в сознании современного человека.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

БМП «Пума»


Для создания новой БМП была создана компания Projekt System und Management GmbH (PSM) в Касселе. Утверждение полностью отработанных тактико-технических требований состоялось 26 февраля 1998 года, но лишь в декабре 2005 года первая «Пума» увидела свет.
Новейшая германская БМП «Пума»
БМП «Пума» выполнена по классической для боевых машин пехоты схеме, но имеет некоторые особенности. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части машины и занимает примерно одну треть по длине ее корпуса. Механик-водитель размещен впереди слева по ходу машины, справа от него моторная перегородка силового отделения. За отделением управления и силовым отделением в корпусе машины находятся рабочие места командира и наводчика БМП: командир – справа, а наводчик – слева. Командир и механик-водитель имеют персональные люки в крыше корпуса БМП. Наводчик осуществляет посадку и высадку через люк командира.
Необитаемая башня с комплексом вооружения находится в центральной части корпуса машины со смещением влево, т.е. за спиной у наводчика. Вдоль правого борта за спиной у командира БМП расположены 4 сиденья десанта. Десантники располагаются спиной к правому борту. Еще два сиденья для десантников расположены вдоль левого борта машины сразу за башней. Они также размещаются спиной к левому борту. Крепление сидений выполнено к крыше корпуса машины.

Для посадки и высадки экипажа в корме машины имеется дверь с силовым приводом, открывающаяся назад вниз, превращаясь, таким образом, в аппарель. В крыше кормовой части БМП имеются два овальных люка, крышки которых открываются к центру машины. Бойниц для ведения огня из индивидуального оружия десанта не предусмотрено. Корпус машины сварной из катаных броневых листов. Ходовая часть имеет пятиопорную (на борт) подвеску, с расположением ведущего колеса спереди и направляющего колеса сзади. Подвеска индивидуальная, независимая, гидропневматическая.
Высокая защищенность («непревзойденная в своем классе» – по мнению разработчиков) БМП «Пума» обеспечивается комплексом пассивных и активных средств.
Предусматривается три уровня защиты машины: вариант «А» (авиатранспортабельный), вариант с повышенным уровнем защиты и вариант «С» (боевой).
В варианте «А» боевая масса машины составляет 31,45 т, что обеспечивает перевозку БМП по воздуху с использованием транспортных самолетов А400М. Броневой корпус боевой машины обеспечивает защиту от поражения пулями крупнокалиберных пулеметов и крупнокалиберных снайперских винтовок (калибром до 14,5 мм) во всех проекциях. В лобовых проекциях броневая защита «Пумы» должна держать попадания 30-мм снарядов автоматических пушек и гранат ручных противотанковых гранатометов. Правда, при этом не уточняется, каких гранат и из каких гранатометов. Хорошо известно, что современные выстрелы для гранатометов способны пробивать даже лобовую броню современных танков.

В варианте «С» боевая масса машины составляет 43 т. В этот вариант машина переводится путем навески на нее специальных броневых модулей. Они устанавливаются как на лобовые детали корпуса и башни «Пумы», так и на бортовые и кормовые, а также на крышу корпуса. При этом в случае поражения любой из модулей может быть быстро заменен. В варианте «С» обеспечивается защита экипажа и систем от попадания 30-мм подкалиберных снарядов автоматических пушек и гранат ручных противотанковых гранатометов не только в лобовые, но и в бортовые проекции машины. Все остальные проекции обеспечивают защиту от попадания пуль крупнокалиберных пулеметов и крупнокалиберных снайперских винтовок (калибром до 14,5 мм).
Кроме того, в обоих вариантах защиты гарантируется выживание экипажа при подрыве на противотанковых минах. Только опять же не указывается, какой мощности эти мины и какого действия.
Варианты усиления бронирования
Для повышения выживаемости машины на поле боя БМП оснащена системой предупреждения о лазерном облучении. Благодаря комплекту датчиков этой системы может быть обнаружено не только излучение лазерных дальномеров, но также, как сообщается, пуск ракет или выстрелы из пушек. Автоматика системы обеспечивает отстрел аэрозольных гранат для маскировки, а также дает направление в сторону угрозы, с целью открытия огня по угрожающему БМП объекту.
Защиту машины повышают также высокие разведывательные возможности БМП. Благодаря установке низкоуровневых телекамер на бортах и корме корпуса и башни обеспечивается постоянное наблюдение на 360° вокруг машины. Изображение с телекамер поступает на жидкокристаллические мониторы командира и наводчика. Кроме того, по сообщениям разработчиков, с любого из призменных приборов наблюдения можно выдать целеуказание командиру об обнаруженной цели.

Командир машины ведет наблюдение через панорамный комбинированный прицел, установленный на крыше башни, имеющий стабилизированное в двух плоскостях поле зрения и переменную кратность его увеличения.
Для самозащиты на корме машины справа имеется шестиствольная пусковая установка 76-мм осколочных гранат. Эффективная дальность стрельбы из нее составляет от 30 до 65 м.
БМП «Пума» оборудована системой коллективной защиты от оружия массового поражения и системой обнаружения и тушения пожара.
Одним из требований к новой немецкой БМП было обеспечение ее подвижности на уровне основного боевого танка «Леопард-2». Учитывая немалую боевую массу БМП, решить эту задачу было возможно только при обеспечении высокой удельной мощности силовой установки.
В качестве силового агрегата для силовой установки БМП «Пума» использован 10-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель MTU 10V 892 HPD (High Power Density) с турбонаддувом, разработанный известной немецкой компанией MTU.
Дизель способен развивать мощность до 1000 л.с. при 4250 об/мин. Максимальный крутящий момент двигателя составляет 2070 Нм при 3200 об/мин. Такие характеристики силового агрегата обеспечивают машине удельную мощность до 34 л.с./т при уровне бронирования «А» и 25,3 л.с./т при уровне бронирования «С». Эти показатели позволяют БМП «Пума» развивать по шоссе скорость до 70 км/ч.

Дизель MTU 10V 892 HPD имеет два турбонагнетателя, обеспечивающие пятикратную степень сжатия подаваемого в двигатель воздуха. Система охлаждения двигателя жидкостная двухконтурная.
Двигатель оснащен системами электронного управления, электрофакельного пуска, для обеспечения запуска в условиях низких температур, и интегрированным стартер-генератором.
В едином блоке с дизелем смонтирована автоматическая коробка передач HSWL 256. Трансмиссия включает в себя гидротрансформатор с блокировочной муфтой и непосредственно коробку перемены передач, обеспечивающую переключение шести передач для движения вперед и одной заднего хода, систему поворота машины, тормозную систему и систему управления трансмиссией.
Управление трансмиссией электрогидравлическое, поэтому не требует больших физических усилий при вождении машины. Переключение передач при движении осуществляется автоматически.
Высокие скорости БМП «Пума», особенно по пересеченной местности, обеспечиваются и новой ходовой частью. Ее особенность в том, что она собирается отдельно от корпуса машины и представляет собой отдельную конструкцию, причем для каждого борта. Затем к каждому борту корпуса эти конструкции крепятся через резиновые элементы, что значительно снижает уровень вибраций в машине и шумность. Так решены сразу две задачи: снижена утомляемость экипажа и выход из строя приборов и агрегатов.
По мнению разработчиков, такая конструкция подвески не только позволяет увеличить полезный объем внутри корпуса БМП, но и снижает риск поражения находящихся внутри членов экипажа и десанта разлетающимися деталями подвески при подрывах на минах.
Необитаемая башня с комплексом вооружения

Высокую огневую мощь БМП «Пума» обеспечивают современные система управления огнем, мощное вооружение, электромеханический стабилизатор и другие системы.
В качестве основного оружия на БМП «Пума» используется 30-мм автоматическая пушка Rheinmetall Waffe Munition MK 30-2/АВМ.
Она имеет двухленточное питание и использует стандартные натовские боеприпасы 30х173 мм. В боекомплекте имеются бронебойные подкалиберные боеприпасы APFSDS-T и осколочные с дистанционным подрывом KETF, иногда называемые АВМ. По данным разработчиков, пушка способна поражать бронированные цели одиночными выстрелами и очередями на дальностях до 3000 м. Темп стрельбы очередями составляет 200 выстрелов в минуту. Начальная скорость полета снаряда APFSDS-T составляет 1385 м/с, а снаряда KETF – 1100 м/с.

Разработчики считают, что на дальностях до 3000 м из пушки МК 30-2/АВМ можно успешно вести борьбу со всеми типами бронированных целей, поражая их приборы прицеливания, наблюдения, датчики, находящиеся снаружи. Также имеется возможность вести борьбу с вертолетами и живой силой противника, небронированными целями, используя KETF снаряды. Эти снаряды имеют внутри 162 вольфрамовых цилиндрических осколка массой по 1,24 г.
Боекомплект пушки в БМП «Пума» составляет 400 выстрелов, уложенных в 4 ленты. Две ленты (200 выстрелов) находятся в нише башни в специальном магазине и готовы к использованию, а еще две – в корпусе машины.
Вспомогательным оружием является 5,56-мм пулемет MG4. Боекомплект составляет 2000 патронов в двух лентах. Одна лента готова к использованию, другая находится в укладке.
В качестве дополнительного оружия у БМП «Пума» имеется шестиствольная гранатометная установка, смонтированная в корме машины с левой стороны. Она предназначена для ведения стрельбы 76-мм осколочными гранатами для поражения живой силы противника на дальностях до 50 м, внезапно появившейся сзади машины.
Для постановки аэрозольных завес на башне имеется 8 пусковых установок дымовых (аэрозольных) гранат, объединенных в две группы.
БМП «Пума» оснащена современной автоматизированной системой управления огнем (СУО), которая интегрирована в командную систему управления – IFIS (Integrated Combat Forces Command and Weapon Control System).
Непосредственно в ее состав входят комбинированный прицельный комплекс наводчика WAO, панорамный командирский прицел PERI RTWL-B, бортовой компьютер с интерфейсом, органы управления, видеомониторы, датчики условий стрельбы. СУО сопряжена с цифровым полностью электрическим двухплоскостным стабилизатором вооружения.
Оптоэлектронный прицельный комплекс наводчика WAO имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях.
Как и на всех последних разработках образцов бронетехники, в БМП «Пума» серьезное внимание было уделено повышению эффективности командной управляемости. Машина оснащена автоматизированной системой управления войсками и оружием IFIS (Integrated Combat Forces Command and Weapon Control System). Она обеспечивает гарантированное прохождение потока информации для управления боевыми подразделениями от батальона, роты, взвода и отделения до отдельной боевой машины (танка или БМП). АСУ, используемая в БМП «Пума», обеспечивает:
• использование сетей подсистем для управления, информирования, связи, управления оружием, в том числе и при нахождении за пределами машины;
• способность управлять необитаемыми аппаратами, как в воздухе, так и на земле;
• возможность совершенствования и наращивания дополнительными составляющими компонентами командной сети управления. Из сильных сторон БМП «Пума» следует отметить высокую защищенность (по сравнению с другими образцами БМП, а не машин, сравнимых по массе), высокие показатели эффективности стрельбы из автоматической пушки, достигнутые за счет использования совершенных систем управления комплексом вооружения и новых боеприпасов, в том числе с дистанционным подрывом, высокую подвижность, современные технологии технического и тылового обеспечения, высокую командную управляемость.

Но все же машина не лишена недостатков. Один из них – большая боевая масса. В варианте «С» БМП «Пума» в 1,5 – 2 раза тяжелее других образцов БМП и сравнима с российской БМПТ. Вместе с тем она остается уязвимой перед РПГ (хотя разработчики утверждают обратное). Судя по опыту последних локальных конфликтов, именно реактивными противотанковыми гранатами наносится поражение большей части боевых машин. Следовательно, увеличение массы БМП «Пума» неоправданно. Кроме того, нет данных о подвижности этой «Пумы» на тяжелых грунтах.
Другой недостаток – отсутствие возможности борьбы с танками и другими бронированными боевыми машинами с высокой защищенностью. На БМП «Пума» отсутствует комплекс управляемого ракетного вооружения.
Вспомогательного оружия в виде спаренного с пушкой 5,56-мм пулемета MG4, использующего автоматные патроны, явно недостаточно для боевой машины. Недостаточен и боекомплект автоматической пушки, готовый к использованию, – всего 200 выстрелов. Имеющиеся еще 200 выстрелов необходимо загружать в магазины системы питания боеприпасами только при выходе экипажа из машины.
К недостаткам можно отнести – отсутствие механических дублирующих систем для управления комплексом вооружения.