НАТО и Россия

Обозначения советских и российских самолётов в НАТО

Командование ВВС США применяет свои обозначения для советских и российских летательных аппаратов (ЛА) и ракет. Эта практика была введена в 1947 году для облегчения запоминания американскими, а затем и НАТОвскими военнослужащими типов наших самолётов. В период с 1947 по 1955 год применялись цифровые обозначения, например МиГ-15 обозначался как TYPE 14. В 1954 г. Координационный комитет по авиационным стандартам (ASCC), в который входили США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, решил последовать практике, принятой в отношении японских самолётов с 1942 г, когда тем давались однозначные названия, легко распознаваемые в радиопереговорах, и заменить ими старые, малозапоминающиеся номерные обозначения. Имена начинались с буквы, соответствующей назначению ЛА:

Эти обозначения применяются только для ЛА, которые приняты на вооружение. Наименования, даваемые ЛА не несут никакой смысловой нагрузки.

Для винтовых самолетов используются односложные слова, для реактивных — многосложные.

Варианты ЛА обозначаются добавлением буквенного суффикса: A,B, C и так далее, которые также не несут смысловой нагрузки и присваиваются последовательно. Например, Flogger-A, Hind-D.

B — Бомбардировщики (Bombers)

Наименование ASCC Тип Перевод Примечания
Backfin Ту-98 Спинной плавник
Backfire Ту-22М Встречный огонь
Badger Ту-16 Барсук До 54 г. Type 39
Bank В-25 Mitchel Банк (или Берег) Поставлялся в СССР во время 2-й М.войны по ленд-лизу.
Barge Ту-85 Баржа До 54 г. Type 31
Bark Ил-2 Кора (или Лай)
Bat Ту-2 Летучая мышь
Beagle Ил-28 Гончая До 54 г. Type 27
Bear Ту-95, Ту-142 Медведь До 54 г. Type 40
Beast Ил-10 Зверь
Beauty Ту-22 Красотка Позже изменено на Blinder, т.к. Beauty сочли слишком хвалебным названием.
Bison М-4, М-6, 3М Бизон До 54 г. Type 37
Blackjack Ту-160 Черный Джек Пиратский флаг, карточная игра
Blinder Ту-22 То, что ослепляет
Blowlamp Ил-54 Паяльная лампа
Bob Ил-4 Боб
Boot Ту-91 Сапог, ботинок
Bosun Ту-14 Боцман До 54 г. Type 35
Bounder М-50 Грубиян
Box А-20 Havoc Коробка Поставлялся в СССР во время 2-й М.войны по ленд-лизу.
Brassard Як-28 Нарукавная повязка Изменено на Brewer, что бы не путать с Broussard (Max Hostle).
Brawny Ил-40 Крепыш
Brewer Як-28Б, Як-28И Пивовар
Buck Пе-2 Щеголь, самец
Bull Ту-4 Бык
Butcher Ил-28 Мясник Изменено на Beagle, что бы не путать с Badger (Ту-16).

C — Транспортные самолёты (Cargo)

Наименование ASCC Тип Перевод Примечания
Cab Ли-2 Такси
Camber Ил-86 Изгиб
Camel Ту-104 Верблюд
Camp Ан-8 Лагерь
Candid Ил-76 Справедливый
Careless Ту-154 Беззаботный
Cart Ту-70, Ту-75 Телега
Cash Ан-28 Наличные (деньги)
Cat Ан-10 Кошка
Charger Ту-144 Боевой конь
Clam Ил-18 (1947) Моллюск
Clank Ан-30 Звон, лязг
Classic Ил-62 Классик
Cleat Ту-114 Клемма
Cline Ан-32 Клин
Clobber Як-42 Тряпьё
Clod Ан-14 Ком
Coach Ил-12 Автобус
Coaler Ан-72, Ан-74 Угольщик
Cock Ан-22 Петух
Codling Як-40 Дикое яблоко
Coke Ан-24 Кокс
Colt Ан-2 Жеребёнок
Condor Ан-124 Кондор
Cooker Ту-110 Плита (кухонная)
Cookpot Ту-124 Чайник
Coot Ил-18, Ил-20, Ил-22 Лысуха (утка), простофиля
Cork Як-16 Пробка
Cossack Ан-225 Казак
Crate Ил-14 Драндулет
Creek Як-12 Бухта, ручей
Crib Як-8 Стойло, хижина
Crow Як-12 Ворон
Crusty Ту-134 Твердый
Cub Ан-12 Юнец
Cuff Бе-30, Бе-32 Манжета
Curl Ан-26 Локон

F — Истребители (Fighters)

Наименование ASCC Тип Перевод Примечания
Faceplate МиГ Е-2 и т.д. Заглушка
Fagot МиГ-15 Фагот До 54 г. Type 14
Faithless МиГ-23ПД Вероломный
Falcon МиГ-15 Сокол Изменено на Fagot, т.к. Falcon сочли слишком хвалебным.
Fand Ла-11 Бал
Fantail Ла-15 Голубь-трубач До 54 г. Type 21
Fargo МиГ-9 Фарго (город в США, штат Северная Дакота)
Farmer МиГ-19 Фермер
Feather Як-15, Як-17 Перо До 54 г. Type 2, 16 соответственно
Fencer Су-24 Фехтовальщик Ошибочно причислен к истребителям
Ferret МиГ-37 Хорек
Fiddler Ту-128 Скрипач
Fin Ла-7 Плавник
Firebar Як-28П Колосник (печной)
Fishbed МиГ-21 Слой окаменелостей (геолог.)
Fishpot Су-9, Су-11 Верша (рыболовное орудие) До 54 г. Type 8, 17 соответственно
Fitter Су-7, Су-17, Су-20, Су-22 Монтер
Flagon Су-15 Графин
Flanker Су-27 и мод. Удар во фланг
Flashlight Як-25 Сигнальный огонь
Flipper МиГ Е-152 Плавник
Flogger МиГ-23, МиГ-27 Рыбак-спинингист
Flora Як-23 Флора До 54 г. Type 28
Forger Як-38 Кузнец, фальшивомонетчик
Foxbat МиГ-25 Летучая лисица
Foxhound МиГ-31 Охотничий пёс
Frank Як-9 Искренний
Fred P-39 Aircobra Фред (имя) Поставлялся в СССР во время 2-й М.войны по ленд-лизу.
Freehand Як-36 Свобода действий
Freestyle Як-141 Вольный стиль
Fresco МиГ-17 Фреска До 54 г. Type 20
Fritz Ла-9 Фриц (имя)
Frogfoot Су-25, Су-28 Лягушачья лапка Ошибочно причислен к истребителям
Fulcrum МиГ-29 Точка опоры, ось

H — Вертолёты (Helicopters)

M — ЛА различного назначения (Miscellaneous)

Наименование ASCC Тип Перевод Примечания
Madcap Ан-71 Сумасброд
Madge Бе-6 Мэдж (имя) До 54 г. Type 34
Maestro Як-28У Маэстро
Magnet Як-17УТИ Магнит До 54 г. Type 26
Magnum Як-30 Магнум
Maiden Су-9У Дева
Mail Бе-12 Кольчуга, почта
Mainstay А-50 Оплот
Mallow Бе-10 Мальва
Mandrake Як-25РБ Мандрагора
Mangrove Як-25Р, Як-27Р Мангровое дерево
Mantis Як-25Р, Як-27Р Богомол (насекомое)
Mare Як-14 Кобыла До 54 г. Type 24
Mark Як-7У Марка
Maskot Ил-28У ? До 54 г. Type 30
Max Як-18 Макс (имя)
Maxdome Ил-86ВПК ?
May Ил-38 Май
Maya L-39 Майя Чехия
Mermaid Бериев А-40, Бе-42 Русалка
Midas Ил-78 Мидас (фригийский царь, славившийся неисчислимыми богатствами)
Midget МиГ-15УТИ Карлик До 54 г. Type 29
Mink Яковлев УТ-2 Норка (животное)
Mist Цыбин Ц-25 Дымка До 54 г. Type 25
Mole Бе-8 Крот До 54 г. Type 33
Mongol МиГ-21У, МиГ-21УС, МиГ-21УМ Монгол
Moose Як-11 Лось
Mop Амторг ГСТ Швабра
Moss Ту-126 Мох
Mote Бериев МДР-2 Пятно, холм
Moujik Су-7Б «Мужик»
Mouse Як-18М Мышь
Mug Че-2 (МДР-6) и Бе-4 Лопух, балбес
Mule По-2 Мул
Mystic Мясищев М-17, М-55 Мистик

Пилот МиГ-31 помахал в небе летчику истребителя НАТО (видео)

19 апреля 2020
17:39

Пилот российского высотного перехватчика МиГ-31 поприветствовал летчика-истребителя F-16 одной из стран НАТО при встрече в воздухе. Видео из кабины самолета опубликовано на YouТube-канале Fighterbomber.

МиГ-31 сопровождал ракетоносец Ту-95МС в международном воздушном пространстве. Когда российский самолет сблизился с F-16, пилот несколько раз помахал летчику рукой и поднял вверх большой палец. Затем F-16 ушел в сторону.

МиГ-31 — сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей в любых погодных условиях. F-16 — многофункциональный истребитель четвертого поколения США.

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2020/04/19/pilot-mig-31-pomahal-v-nebe-letchiku-istrebitelya-nato-video
Опубликовано 19 апреля 2020 в 17:39
Все новости

  • 01:55 В списке умерших от коронавируса в Москве еще 29 человек
  • 01:11 Самоизоляцию в России могут продлить на майские праздники и дни между ними
  • 00:30 Такого никогда не было: нефть WTI ушла в минус
  • 21:43 Саакашвили предложил свои услуги властям Грузии
  • 21:37 Пандемия всколыхнула копившиеся в Северной Осетии противоречия
  • 21:27 Крах нефтяной индустрии: итоги глобальной биржевой торговли 20 апреля
  • 21:11 Пандемия подтолкнула Израиль к созданию правительства нацединства
  • 21:11 Пир во время пандемии: в регионах решили шикануть на День Победы
  • 21:02 США назвали природу «биотеррористом» и сняли запрет на производство вирусов
  • 20:35 Золото под матрасами: турки хранят дома одну «неформальную экономику»
  • 20:29 Сенатор США внес законопроект о санкциях против Китая в связи с Covid-19
  • 20:16 МИД Грузии вернул на родину более 6,7 тыс. грузинских мигрантов
  • 20:07 Доктор Мясников: С удивлением обнаружил, что я уже переболел коронавирусом
  • 20:07 Неверящих в коронавирус митингующих вытеснили из центра Владикавказа
  • 20:04 Меркель: Прогресс есть, но слишком резвый выход из карантина — ошибка
  • 19:58 В парламенте Афганистана пытаются найти выход из двоевластия в стране
  • 19:47 На севере Афганистана в боях с талибами погибли около 30 силовиков
  • 19:22 Обнаружена первая мутация Covid-19: вирус становится менее патогенным
  • 19:14 Минобороны Белоруссии: ситуация с Covid-19 не мешает проведению Парада
  • 19:04 В Белоруссии продолжают умирать от Covid-19
  • 18:55 В России начнут искать коронавирус у домашних животных
  • 18:55 «Хитрый Covid-19»: не у всех переболевших коронавирусом есть антитела
  • 18:53 Поляки, работающие в германском приграничье, готовят акцию протеста
  • 18:47 Сокращать добычу нефти в России придется всем
  • 18:43 Каннер: При Зеленском стало сложнее выявлять неонацизм на Украине
  • 18:40 Вице-президент Еврокомиссии: Глубокая рецессия в ЕС в 2020 году неизбежна
  • 18:37 Арарат с продолжением: в Турции вспомнили Западную Армению в эфире НТВ
  • 18:24 В Венесуэлу пришла партия российских тест-систем на коронавирус
  • 18:23 В Белграде снова откроются продуктовые рынки
  • 18:20 На виртуальный митинг в Ростове-на-Дону отреагировали губернатор и «Яндекс»
  • 18:13 Мурашко: В России в тяжелом состоянии — более 700 больных с коронавирусом
  • 18:05 Молдавские яблоки не доехали до России
  • 18:01 МВД Грузии за сутки выявило 139 новых фактов нарушения режима ЧП
  • 17:58 «Накормите моих детей»: в Ростовской области митингуют против самоизоляции
  • 17:50 Саудовская Аравия отправила в США армаду танкеров

Загрузить ещё

Ни для кого не секрет, что уже несколько десятков лет существует противостояние между двумя достаточно мощными во всех планах государствами – Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Особенно остро оно проявилось во времена СССР, когда опустили железный занавес, и велась холодная война между двумя сверхдержавами.

Борьба велась абсолютно на всех фронтах, страдали не только жители этих государств, но и все, на кого распространялось влияние каждого представителя. Многие войны, казалось бы, в совершенно не причастных к этому государств, были начаты, от чего погибло огромное количество людей.

К восьмидесятым годам пыл спал, государства уже готовы были вздохнуть с облегчением, но не тут-то было. Начался новый этап холодной войны – информационное противостояние. Также продолжаются кровавые противостояния, взять к примеру, ситуацию в Сирии или на Украине. Санкции, интернет, телевидение – задействовали все, что только можно. Самое страшное, что может произойти – настоящая война, но надежда на то, что адекватность все-таки возьмет верх, не умирает. Тут стоит задуматься о том, чья армия сильнее – России или США?

Главные сведения

Если вбить поисковой запрос на каком-нибудь сайте относительно военного положения России, то можно узнать, сколько автоматов, грубо говоря, или сколько солдат, сколько танков и самолетов находится в расположении Министерства Военных Дел.

Логично задуматься, к чему пускать в сеть сведения, которыми могут воспользоваться враги, лишь для удовлетворения любопытства некоторых зевак? Несмотря на это, некоторые ухищряются производить расчеты, чем и можно воспользоваться в данной ситуации. Порой, в интервью военнослужащих или высокопоставленных лиц проскальзывает подобная информация. Если произвести сравнение армия России и США на 2018 год, то следующие цифры проясняют ситуацию:

  • Относительно огневой мощи, Россия в некоторой степени уступает США в 2018 году.
  • В плане численности населения дела обстоят не лучше. Несмотря на то, что площадь России намного больше, чем площадь Соединенных Штатов, густонаселенность наблюдается именно у последних. В Америке население превышает 300 миллионов, а в России не доходит и до 150 миллионов.
  • Людские ресурсы разочаровывают в той же степени, как и предыдущие пункты. Соединенные Штаты могут похвастаться цифрой, в 2 раза большей, чем нашей российской: почти 150 миллионов против 70 миллионов российской действительности.
  • Не столь большая разница в плане кадров на настоящей воинской службе. Здесь цифры разнятся лишь на 300 тысяч: США – 1,5 миллиона, Россия – чуть более одного миллиона.
  • Количество военнослужащих в резервах уже заметно отличается, как понятно, в США на порядок больше – 2,5 миллиона, а в России ровно на миллион меньше.
  • Плачевная ситуация наблюдается и в сфере авиации. США располагают 13 тысячами аэропортов и взлетных полос, таким же количеством самолетов, 8 000 танков, тогда как Россия имеет в запасе чуть более 1 000 первых, чуть более 3 000 вторых и полутора тысячами третьих. Количество авианосцев совсем уж в минимальных размерах: США – 10, а Россия – 1.

  • Армия Америки и России сравнение приятно удивляет в плане тяжелой техники. Количество танков Соединенных Штатов превышает лишь чуть более 8 000, в то время, как Российские производители тяжелой техники шагнули чуть вперед – более 15 тысяч экземпляров. Ситуация склоняется в нашу пользу и в плане бронированных машин: США – чуть более 25 тысяч, а Россия – более 27 тысяч.
  • Не проигрывают наши и в плане самоходных орудий, количество которых превышает 5 000 экземпляров, а Соединенные Штаты могут похвастаться лишь почти 2 000.
  • Количество РСЗО: США – лишь почти 900 экземпляров, Российская Федерация – почти 5 000.
  • Ситуация меняется в пользу Штатов в вопросе о терминалах и портах. США имеют чуть более 20 в целом, а Россия – лишь 7 экземпляров.
  • Россия не сдает позиции в плане судов гражданского флота: чуть более 1 000 экземпляров, а в США, как ни странно, лишь 400. Ситуация склоняется в сторону американцев в плане кораблей ВМС – почти 500, у России лишь около 350. Количество подводных лодок в армия США и Россия сравнение также меняет положение в пользу Штатов – 70, в то время, как Россия имеет лишь чуть более 60. Ударные корабли первого ранга выпускаются в России в 7 раз больше, чем в Америке – 70, а в США – лишь около 20.
  • Ситуация разъясняется, когда на глаза попадает бюджет, затрачиваемый на военное развитие. США, как одно из самых богатых государств, тратит баснословные суммы на развитие военной техники, всех сфер. Если Россия затрачивает на все вышеизложенные пункты более 75 триллионов рублей, как же по-сумасшедшему звучит эта сумма! Глаза округляются еще больше в ситуации в Соединенными Штатами Америки – более 600 триллионов! Здесь не будет разговоров о том, сколько полезного для народа можно было бы сделать на эти деньги, но такие суммы сложно представить в уме, не говоря уже о попытке распределения в различные сферы.

Если проанализировать общую ситуацию, предоставленную выше, то ситуация в России не столь и плоха. Учитывая колоссальную разницу в бюджете, можно понять причины отставания в некоторых сферах. Даже если принять их к сведению, то, по сути, эти цифры бесполезны, ведь намного важнее военная подготовка солдат, которые имеются на службе. Все вооружение коту под хвост, если они недостаточно подготовлены и не готовы пользоваться техникой и боеприпасами.

Вопрос встает ребром в другой ситуации – союзники, их количество и преимущество в могуществе. Если на стороне Соединенных Штатов Америки подавляющее большинство стран, включая чуть ли не всю Европу, то Российская Федерация может рассчитывать лишь на Китай, которая известна количеством своих солдат и их знаменитой спартанской подготовкой.

Аналитики, работающие на правительство России, произвели расчеты и пришли к выводу, что неизбежны кардинальные перемены, дабы шагнуть вперед в плане развития. Также будут предприняты меры по усовершенствованию техники.

Ситуация с авиацией

В плане авиации Россия проигрывает, если основываться на расчетах, расположенных чуть выше, но совсем недавно в сеть просочилась информация, что данные цифры сфальсифицированы, и что, на самом деле, Соединенные Штаты располагают лишь около 2 000 летающих аппаратов, что на порядок меньше, чем у отечественных Российских производителей.

Но неужели это – коварная шутка американцев, ан нет, все дело в том, что в это количество включили армаду летательных машин транспортной авиации, но вся соль в том, что они не относятся к этому числу. Также в это количество вошли и машины НАТО, национальной гвардии и воздушно-морского флота Америки.

Но даже если учитывать эту небольшую некорректность, ситуации в России в плане авиационной мощи склоняется не в нашу пользу. Промах наших военных представителей кроется и в сфере логистики. Весьма непредусмотрительно поступают наши соотечественники, упуская этот важнейший фактор из виду.

Морское вооружение

Стоит отметить, что в ситуации с военно-морским флотом Россия также не в выигрыше. Армия НАТО и России в 2018 весьма различаются. Отголоски данной проблемы можно отследить по ситуации с «Мистралями». Не последней причиной выступает и географическое месторасположение.

Если рассмотреть все наиболее узнаваемые разновидности корабельных судов, то Россия отстает во всех планах. Не столь плачевна ситуация лишь относительно подводных судов, здесь Россия удержала весьма высокие показатели.

Ситуация с сухопутными войсками

Не стоит недооценивать войска Российские, несмотря не то, что в количестве мы не много уступаем заморским представителям. Говоря о количестве, стоит задуматься о том, что эти данные могут быть не столь однозначными, поэтому, поводов для волнений нет.

Техническая сторона данного вопроса – то, на что стоит уделить действительно пристальное внимание. Огромная разница между Россией и США наблюдается в танковом вооружении. В плане артиллерийского вооружения также стоит порадоваться за отечественных представителей – Россия показывает хорошие результаты.

Ядерная готовность

Несмотря на то, что этот вопрос безумно пугает и ужасает, не затронуть его нет возможности. Уже не секрет, что президент Соединенных Штатов Америки предлагал Российской армии уменьшить количество ядерной техники в России, что неудивительно, ведь в этом плане США изрядно уступает России. Трамп великодушно клялся отменить санкции против России.

Не получив положительный ответ, что его весьма не обрадовало, Дональд Трамп начал повышать количество комплексов ПРО рядом с границей России. Государства, подчинившиеся воле руководителя штатов, не отказывают ему в этом, от чего эффективность российских ракет значительно понижается.

Рассмотрев все вышеперечисленные факторы, можно прийти к выводу, что в некоторых аспектах Соединенные Штаты Америки превосходят Российскую Федерацию. Начиная от количества техники и заканчивая количество солдат. Также устрашает количество их союзников и то, что США управляет НАТО, а это ни в коем случае не стоит упускать из виду. Но не настолько могущественны американские солдаты, как нам пытаются доказать зарубежные сериалы. Часто встречаются случаи, когда ситуация обстоит наоборот.

На самом деле, если серьезно задуматься над данной ситуацией, то волосы встают дыбом от осознания того, что все это оружие может использоваться. Если вдруг кто-то пожелает показать свое могущество или всполошиться по минимальной причине, огромное количество государств или жителей будет стерто с лица земли. Никто подобного развития ситуации определенно не заслуживает.

Рейтинг автора Автор статьи Виталий Рябов За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии. Написано статей 241

В Генштабе накануне Нового года предупредили, что маневры альянса свидетельствуют о подготовке к крупному конфликту. Но может ли РФ стать его стороной?

Начальник российского Генштаба Валерий Герасимов в ходе выступления перед зарубежными военными атташе констатировал, что за последнее время в Польше, странах Балтии, акваториях Черного и Балтийского морей усилилась интенсивность учений НАТО, да и вообще активность сил альянса нарастает. Сам этот факт, равно как и сценарии проводимых натовцами маневров, указывают на целенаправленную подготовку если не к полномасштабной войне, то точно к крупному военному конфликту, отметил Герасимов.

Поскольку в доктринальных документах Брюсселя статус противника закреплен за Россией,стало быть, наша страна как раз и является первым из возможных претендентов на роль врага, с которым Североатлантический блок собирается иметь дело, полагают в Генштабе.

Слыша эти слова, невозможно не задуматься: а что, собственно, грозит России в случае, если описанные вероятности оправдаются? Кого из наших «заклятых партнеров» нам следует бояться (или хотя бы опасаться)? И главное: стоит ли бояться вообще?

Броня крепка, и танки наши быстры

Чтобы ответить на данный вопрос, прежде всего сравним численные показатели российской армии в живой силе и различной технике с аналогичными данными по каждой из сильнейших стран НАТО.

Штатная численность российских Вооруженных сил в 2019 году составляет 1 902 758 человек. Из них 1 013 628 являются военнослужащими, остальные – гражданским персоналом.

Теперь чуть подробнее о трех основных компонентах современной армии: сухопутных силах, авиации и флоте.

– Численность Сухопутных войск РФ составляет около 300 тысяч человек. Также Россия обладает крупнейшим в мире танковым парком. В октябре этого года военные эксперты американского издания We Are The Mighty и аналитики сайта Global Firepower подсчитали, что у России сейчас находятся на вооружении 22 тысячи танков трех типов – Т-72, Т-80 и Т-90, тогда как весь совокупный парк натовских армий насчитывает 11 тысяч единиц.

Да и в плане качества наших бронемашин с зарубежными аналогами сравнение, скорее всего, будет не в пользу последних. Это подтверждает как минимум тот факт, что российские танки даже предыдущих поколений – Т-62, Т-55, даже легендарные «тридцатьчетверки» – продолжают активно участвовать в боевых действиях в различных точках планеты. Что же касается Т-72, то он стал самым массовым из всех выпускаемых в мире танков после Второй мировой.

В корабельный состав Военно-Морского флота (ВМФ) РФ входят порядка 70 подводных лодок и свыше 200 надводных боевых кораблей и катеров. Некоторая часть этой техники, правда,находится сейчас в резерве, на ремонте и модернизации.

Есть у России и РВСН – ракетные войска стратегического назначения. Их боевой состав, по данным командующего этой группой войск Сергея Каракаева, насчитывает около 200 стационарных и 200 мобильных пусковых установок.Тем не менее, этот актив в нашем сравнительном анализе, мы, пожалуй, опустим. Ведь это не совсем такое оружие, с помощью которого ведутся войны. Скорее – это то, благодаря чему они предотвращаются.

Противник сильный, но крайне маловероятный

Теперь рассмотрим поподробнее, что может противопоставить всему этому арсеналу НАТО.

Понятно, что из всех стран альянса самой сильной армией обладают Соединенные Штаты. Численность их вооруженных сил составляет 1 430 000 человек; из них непосредственно военнослужащих – около миллиона. Тем не менее, в последнее время, по свидетельству экспертов американского Центра стратегических и международных исследований, армия США не в состоянии выполнять план по комплектованию состава новобранцами. Согласно докладу, представленному специалистами организации в октябре этого года, к концу 2020 финансового года численность регулярных войск США планировалось увеличить новобранцами до 492 тысяч человек, но в итоге эту цифру пришлось скостить до 480 тысяч.

«В планах на 2019 финансовый год содержались призывы к увеличению численности военнослужащих до 1 040 000 к 2023 финансовому году… В 2020 финансовом году конечная численность всех компонентов армии США составит 1 005 500 человек, а к 2024 году вырастет только до 1 016 500. Таким образом, в 2020-е годы численность армии США окажется на уровне, сопоставимом с периодом, предшествовавшим её увеличению после трагедии 11 сентября», — говорится в докладе.

Танков у американской армии вдвое меньше, чем у России – 9125 единиц. Из них абсолютное большинство (около 8700 машин) составляют «Абрамсы», принятые на вооружение без малого четверть века назад.

Вот в чем Штаты превосходят Россию, так это в силе и численности флота. К примеру, российский ВМФ к 2027 году, когда должна завершиться госпрограмма вооружения, будет иметь 30 малых ракетных кораблей (МРК) проектов 21631 и 28000 – так называемых «Каракуртов». Их совокупный боекомплект составит 240 крылатых ракет «Калибр». Между тем, только один эскадренный миноносец США «Арли Берк» может нести до 96 «Томагавков» – американского конкурента «Калибров», а всего в составе американских ВМФ насчитывается свыше 65 таких кораблей. Совокупный боекомплект эсминцев США уже сейчас составляет 6200 «Томагавков».

Тем не менее, и в американской армии не обходится без проблем, в том числе и весьма серьезных. Так, не далее чем в сентябре этого года официальный представитель командования американских ВМС Скотт Миллер выступил с сенсационной новостью: де-факто, США потеряли все базировавшиеся на Восточном побережье авианосцы, в связи с чем патрулировать Атлантический океан оказалось буквально некому. Последним внезапно сломался атомный авианосец «Гарри Трумэн». Сколько времени потребуется на его возвращение в строй, пока неизвестно. Между тем, еще недавно группировка Восточного побережья насчитывала семь авианосцев, контролировавших Атлантику от юга Африки до Гренландии.

Как бы там ни было, среди военных экспертов сейчас вряд ли найдется тот, кто назовет реальной угрозу прямого военного конфликта между РФ и Штатами. Обе державы имеют огромное количество ядерного оружия, а такой фактор при любом раскладе становится обстоятельством, которое невозможно игнорировать.

Германия, Британия, Франция: кто больше

Смотрим дальше. Что в состоянии противопоставить России континентальная Европа?

Сильнейшая страна ЕС, Германия, с ее 83-миллионным населением, имеет армию в 182 тысячи человек. При этом все последние годы немецкая пресса буквально трубит о плачевном состоянии бундесвера (вооруженных сил ФРГ). В феврале 2018-го эксперты рассказали, что немецкой армии недостает авиации и боеспособных танков, что уж говорить о бронежилетах, гранатометах, палатках, приборах ночного видения, наборах зимней формы и прочей экипировке и вооружениях. Что касается флота, то, по заявлению уполномоченного национального парламента по оборонным вопросам Ханса-Петера Бартельса, германские ВМС «еще никогда не были слабее, чем сейчас».

Еще одна топовая страна Евросоюза, Великобритания, может похвалиться 187-тысячной армией при 66,5 миллионах населения. В ноябре 2019 года специалисты аналитического центра Королевского Объединенного института оборонных исследований (RUSI) констатировали, что британская армия значительно слабее российской и в случае конфликта не сможет дать ей отпор. По мнению составителей доклада, если Британии действительно хочется вернуть себе такую возможность, то ей придется обратно разрешить использование кассетных бомб, которые еще в 2010 году были запрещены международным договором.

Из всех государств европейского континента сильнейшей армией – 222 тысячи человек – может похвастать Франция. Ее сухопутные войска состоят из 13 бригад; также Пятая республика располагает шестью полками МТО, тремя полками армейской авиациии аналогичным количеством полков морской пехоты за рубежом и на заморских территориях. На вооружении Франции состоят 254 танка «Леклерк», считающихся самыми дорогими в мире (одна машина стоит около 10 млн евро), несколько тысяч бронеавтомобилей и БТРов.

Нельзя не отметить и того, что Франция – одна из немногих стран мира, которые не только входят в ядерный клуб, но еще и полностью обеспечивают себя вооружениями всех типов и классов.

Неудивительно, что в 1949 году республика стала одним из 12 государств-основателей НАТО. Однако в дальнейшем Франция вышла из военной компоненты альянса, оставшись в составе структуры лишь в политическом плане. Случилось это в 1966 году; при этом тогдашний глава Франции, Шарль де Голль, назвал эту процедуру «последней важнейшей битвой».

Его наследник, Николя Саркози, в 2009-м постарался с таким же усердием исправить положение, вернув страну в лоно НАТО. Тем не менее, государство все равно находится в альянсе на особом счету. На это неоднократно сетовал американский президент Дональд Трамп; в начале декабря, перед началом очередного саммита Североатлантического блока он, в частности заявил, что Франция присутствует в альянсе лишь формально, а на деле всячески демонстрирует признаки «откалывания» от НАТО, чем предельно удивляет и огорчает коллег и партнеров.

Турция: «злейший друг» и саботажник

Есть в составе альянса и еще одна страна, обладающая действительно крупной (510 тысяч человек) и сильной армией. Это Турция. Однако ее отношения с НАТО на данном этапе во много раз сложнее, чем у Франции.

Мало того, что правительство Реджепа Эрдогана закупило у России зенитно-ракетные комплексы С-400, «забив» на перспективу американских санкций. За последнее время Турция еще и откровенно саботировала несколько натовских проектов. Так, 11 декабря глава дипломатического ведомства страны Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара закроет для американских военнослужащих турецкую авиабазу Инджирлик, если Штаты все-таки пойдут на обострение отношений и введут санкции из-за С-400. А чуть раньше, 25 ноября, Турция отказалась поддерживать планы и подписывать меморандум НАТО о защите Польши и Прибалтики, заявив, что не станет отправлять туда своих солдат в случае «российской агрессии» против этих стран. Ведь сам альянс, напомнили в правительстве Эрдогана, не поспешил оказать военную и политическую поддержку Анкаре во время ее операции против курдов.

Вообще, следует отметить, что попытка официально составить и подписать подобный документ – сама по себе симптоматична. Будь нынешний НАТО по-настоящему действенной структурой – никакие меморандумы не потребовались бы. Есть факт нападения на государство, являющееся членом альянса; есть знаменитая Пятая статья устава НАТО, закрепляющая так называемый принцип коллективной обороны. Согласно ему, вооруженная агрессия против любой из натовских стран автоматически считается нападением на альянс в целом. Стало быть – получите ответку, распишитесь.

Однако, как показывает практика, дело теперь далеко не так просто, раз отношения с теми или иными членами альянса приходится регламентировать отдельными документами.

Что же из всего этого следует? В случае потенциального конфликта России придется иметь дело с ограниченными силами немцев, британцев, французов либо же других членов сообщества, однако однозначно противопоставить нашей армии, тем более – с перевесом, им, по большому счету, нечего. В сухом остатке, НАТО превратилось сейчас в некое пугало, которое используют, в том числе, и российские военные, как предлог для перевооружения армии. Это совершенно не значит, что не надо перевооружаться или совершенствовать наши Вооруженные силы. Но всерьез опасаться крупного конфликта между Североатлантическим блоком и РФ вряд ли стоит.

Россия против НАТО. Соотношение сил тактической авиации

Для того, чтобы определиться с возможной ролью авианосцев в масштабном неядерном конфликте, попробуем разобраться с тем, каким количеством тактической авиации будут располагать РФ и НАТО в самом ближайшем будущем – скажем, к 2020 г. Автор не ставил себе задачи достичь абсолютной достоверности в подсчете ВВС, собирая их по открытым источникам, но в порядках цифр ошибаться не должен.

ВКС РФ по 2020 г включительно должны располагать:
ПАК ФА – 12 шт. Это будут машины для опытной эксплуатации в войсках, так что вряд ли их стоит учитывать в общем количестве.
Су-35С – 98 машин ориентировочно. Контракт на 48 машин уже исполнен, сейчас выполняется второй, на 50 самолетов до конца 2020 г.
Су-30 М2/СМ – по слухам, планируется довести до 180 машин к 2020 г.
Су-33 – непонятно, оставим 14 машин.
Су-27 СМ/СМ3 – 61 машина. Вообще изначально говорили о том, что модернизацию пройдут как минимум 100 машин, но последнее время о Су-27СМ3 что-то не слышно. Быть может, программа свернута?
МиГ-35 – 30 машин
МиГ-29СМТ – 44 машины
МиГ-29УБТ – 8 машин
МиГ-29КР – 19 машин
МиГ-29КУБР – 4 машины
МиГ-31 – 113 модернизированных к 2020 г.
Кроме этого, предположительно в составе ВВС РФ сохранится некоторое количество не модернизированных машин: 78 Су-27, 69 МиГ-31 и 120 МиГ-29.
Что касается фронтовой авиации, то тут все сложнее:
Су-34 – 124 машины до 2020 г, но возможно, что их количество увеличат еще. С учетом того, что их сейчас производят по 16-18 бортов в год, вполне возможно доведение количества самолетов до 142 самолета. Так и посчитаем.
Су-24 – 0 машин. Увы, но по имеющимся планам, Су-24 к 2020 г должны быть полностью списаны из состава ВВС. С другой стороны, в случае обострения международной обстановки, это решение могут пересмотреть. Да и, собственно, даже в случае принятия решения о выводе, можно предположить, что модернизированные Су-24 будут законсервированы, а не уничтожены. Оставим примерно половину от сегодняшнего количества Су-24 в строю — 120 машин ориентировочно.
Су-25 – может быть до 200 машин.
Ту-22М3М – планируется модернизировать 30 машин. Строго говоря, это самолеты дальней ракетоносной авиации, а не тактической, но они, с высокой долей вероятности, будут использоваться для решения задач тактической авиации, поэтому учтем их здесь.
Разумеется, есть еще и Ту-95, и Ту-160, которые теоретически могли бы выполнять нестратегические функции, но практически, в случае конфликта с НАТО вряд ли будут выступать в этой роли.
Таким образом, мы насчитали:
Истребителей – 458 шт.
Перехватчиков – 113 шт
Тактических бомбардировщиков – 262 шт.
Дальних ракетоносцев – 30 шт
А всего, получается, 863 новых или модернизированных самолетов и, кроме этого, 267 не модернизированных истребителей и перехватчиков и 200 штурмовиков – всего 1 330 машин.
Понятно, что все эти машины не могут подняться в воздух одновременно, потому что необходимость техобслуживания и ремонтов никто не отменял. Но у нас сегодня отнюдь не 90-е на дворе, поэтому можно смело предполагать, что количество не боеготовых самолетов в каждый момент времени будет находиться в разумных пределах.
А что у наших противников? Посчитаем сперва европейские страны НАТО
Германия. Формально – на сегодня в составе ВВС насчитывается 125 «Еврофайтеров» и 93 «Торнадо». По факту – способны выполнять боевые задачи 55 «Еврофайтеров» и 29 «Торнадо». Вообще говоря, Германия планировала приобрести 180 «Еврофайтеров», но в течение какого срока, и сколько их будет «на крыле» к 2020 г? Вряд ли к той дате некогда могучие ВВС смогут похвастаться хотя бы сотней боеготовых или проходящих текущий ремонт самолетов.

Франция. 167 «Миражей-2000» различных модификаций, примерно 115 «Рафалей» в ВВС к 2020 г и 44 «Рафаля» в авиации ВМС. Всего – 326 самолетов. Вроде бы – большая сила, да только боеготовы из этого числа примерно 40% самолетов.
Англия – 141 «Еврофайтер» (заказано всего 232), 76 «Торнадо». График поставки «Еврофайтеров» автору неизвестен, допустим, дотянут до 160 машин — итого получится 236 самолетов. Но нет никаких оснований считать, что положение с боеготовыми самолетами много лучше, чем во Франции или Германии.
Италия – 83 «Еврофайтера», 68 «Торнадо» в варианте истребителя-бомбардировщика, 82 легких штурмовика AMX ACOL и AMX-Т ACOL
Испания – 86 F-18 и 61 «Еврофайтер».
Греция – 156 F-16, 22- Мираж-2000, 34 «Фантом II» и 34 штурмовика «Корсар»
Турция –260 F-16 различных (в том числе – вполне современных) модификаций, 51 «Фантом II», 35 старичков F-5
Норвегия – 57 довольно старых F-16.
Нидерланды – 63 старых F-16.
Бельгия – 68 старых F-16
Дания – имеющиеся на вооружении 30 старых F-16 должны быть списаны к 2020 г. Оставим их все же
Португалия — 30 старых F-16
Венгрия и Чехия – по 12 шведских СААБ, всего – 24
Болгария – 15 МиГ-29 и 14 Су-25
Румыния – 12 F-16 и 36 МиГ-21
Словакия – 12 МиГ-29
Хорватия – 16 МиГ-21
Польша – 48 F-16. Есть еще МиГ-29 и Су-22, но их как будто бы выводят из состава ВВС.
А всего, получается, 2 177 самолетов, из которых никак не менее 814 (скорее – существенно больше) – уже очень старые машины.
Поскольку 2 177 заметно больше 1 330, то вроде бы получается, что ВВС европейских стран – участников НАТО существенно сильнее ВКС РФ. Но если копнуть чуть глубже, то все становится совсем не так однозначно.
Первое – это, конечно, процент исправных машин в общем их количестве. К сожалению, этот показатель для новых самолетов ВВС РФ автору неизвестен. В то же время имеются данные по ВВС США, где уровень готовности самолетов F-15 и F-16 составляет 71-74% общей численности, а штурмовиков А-10 – даже 77% и нет никаких оснований считать, что у нас сегодня хуже.
Предположим, что % исправности ВКС РФ на уровне 70%. В то же время обладатели наиболее мощных ВВС Европы, оснащенных самыми современными самолетами – Германия, Англия, Франция – имеют крайне низкие проценты исправности на уровне примерно 40%.
Получается интересно. Если сопоставить общую предположительную численность наиболее современных самолетов РФ (Су-35/30, МиГ-35/29СМТ/К), каковых, даже не принимая в расчет модернизированные МиГ-31БМ, к 2020 г должно насчитываться порядка 383 машин с самыми современными машинами НАТО (440 «Еврофайтеров» максимум, плюс 159 «Рафалей», а всего – 599 машин), то получается, что у европейских стран НАТО более чем полуторакратное преимущество. Но если сопоставить количество боеготовых машин (при 70% для ВКС РФ и путь даже 50% для НАТО), то получается 268 против 299, т.е. практически паритет.
Если предположить, что процент исправных машин в среднем по европейским странам НАТО не превосходит 50-55% против 70-75% РФ, то соотношение боеготовых самолетов составит 1 088 – 1 197 самолетов НАТО против 931-997 самолетов РФ, то есть превосходство европейских стран НАТО минимально.

Но и это еще не все. Ведь мало иметь самолеты, ими надо еще и управлять. И если ВКС РФ подчиняются единому командованию и способны с самого начала конфликта действовать как единое целое, то ВВС европейских членов НАТО (мы перечислили ВВС 19 (!) стран) ничего подобного из себя не представляют. А ведь это очень важно. Безусловно, страны НАТО проводят совместные тренировки своих ВВС, но вряд ли они достаточно интенсивны и массовы, чтобы обеспечить такое слаживание и взаимодействие авиации, которое возможно в рамках ВВС одной страны.
Вспомним также, что подготовка пилотов НАТО весьма неоднородна. Автор не располагает точными данными на тот счет, но вряд ли подготовка турецких или болгарских пилотов эквивалентна французским или английским.
Следует учитывать также и взаимоотношения стран в самом НАТО. Не так-то легко поверить, что в случае возникновения серьезного локального конфликта, европейские страны НАТО, как один, вступят в войну монолитной силой. Весьма непросто представить себе вооруженные силы Греции, до последней капли крови сражающиеся за интересы Турции.
Опять же, крайне сложно ожидать, что даже те страны, которые все-таки ввяжутся в конфликт, бросят в бой всю свою авиацию. Можно быть уверенным едва ли не наверняка, что при каком-то масштабном столкновении, допустим, в Восточной Европе, ни Англия, ни Франция не бросят в бой всю мощь своих ВВС, а ограничатся отправкой «ограниченного контингента». Безусловно, у РФ та же проблематика, потому что полностью обнажить Дальний Восток и южные границы нельзя, но в целом процент от общего числа боеспособной авиации, которая способна будет ввести в дело РФ в каком-либо конфликте, вполне может оказаться выше, чем у европейских стран НАТО.
Вопросы логистики. Нет, безусловно, аэродромная сеть Европы очень велика и насчитывает свыше 1800 аэродромов с твердым покрытием. Но дело в том, что по завершении холодной войны европейцы сильно экономят на своих военных бюджетах, что создаст для них определенные проблемы при попытке сконцентрировать мощь своих ВВС, скажем, поближе к Восточной Европе. Не то, чтобы у РФ не было подобных сложностей, но справиться с ними в пределах одной страны проще.
Все вышесказанное приводит нас к тому, что несмотря на списочное превосходство в воздухе европейских стран НАТО над РФ, фактическое соотношение сил во внезапно разгоревшемся конфликте может оказаться для европейцев совсем не таким блестящим, каковым оно выглядит на бумаге.
А если выйти за пределы собственно воздушных сил, и вспомнить столь важный фактор как ПВО?

Вооруженные силы РФ обладают очень сильной наземной ПВО, значительно превосходящей таковую у европейских стран НАТО. Не то, чтобы у НАТО совершенно нет наземных компонентов противовоздушной обороны, но раньше, во времена
Холодной войны, они традиционно делали ставку на свое превосходство в воздухе. А после того, как СССР распался и в Европе стали повсеместно урезать военные бюджеты, конечно на разработке и обновлении средств противовоздушной обороны изрядно экономили. Да и так ли нужны были в то время странам НАТО новые версии тех же ЗРК? В «замечательные» 90-е годы, если бы вдруг случился военный конфликт с РФ, вопрос был не в том, как разбить ВВС РФ, а в том, как их найти.
Однако всякая политика разоружения хороша лишь тогда, когда противник еще слабее, если же он вдруг начинает усиливаться, то… Безусловно, никакая наземная ПВО, сколь бы мощной она ни была сама по себе, не в состоянии противостоять современным ВВС. Но в качестве одного из компонентов сбалансированных вооруженных сил страны она способна сильно затруднить действия авиации противника и серьезно увеличить ее потери.
До недавнего времени авиация НАТО имело определенное превосходство в тактическом управлении, ракетном оружии и средствах РЭБ, а кроме того – в подготовке летчиков. Но общеизвестно, что в ГПВ 2011-2020 гг. очень большое внимание уделено вопросам связи и управления войсками, так что можно рассчитывать на то, что если мы и не уравнялись по данному вопросу, то хотя бы сократили отставание. В части ракетного оружия ситуация также постепенно стабилизируется, так, например, к 2020 г следует ожидать поступления в войска заметного количества РВВ-СД. Что же до средств РЭБ, то здесь отставание полностью ликвидировано, и можно с большой долей вероятности предположить, что сейчас в догоняющих оказалось НАТО. По вопросу боевой подготовки ситуация также существенно улучшилась – мало того, что ВКС РФ стали расходовать на обучение значительно большие ресурсы, так еще и война в Сирии позволила многим пилотам приобрести боевой опыт. И хотя «бармалеи», конечно, не являются серьезным противником для ВВС, но все же, как минимум, можно говорить об «учениях, приближенных к боевым условиям».
С учетом всего вышесказанного, автор настоящей статьи может сделать вывод, что ВКС РФ (при наличии достаточного количества подготовленных пилотов) в самом ближайшем будущем может получить не просто паритет с ВВС европейских стран НАТО, но даже неплохие шансы на завоевание превосходства в воздухе на начальном этапе гипотетического военного конфликта.
Разумеется, все это верно ровно до того момента, пока мы не вспомним о ВВС США. Даже не беря в расчет F-35, которые, скорее всего, по состоянию на 2020 г так и останутся в полубоеспособном состоянии, ВВС США располагает 1 560 истребителями (184 F-22; 449 F-15 и 957 F-16 различных модификаций) а также 398 штурмовиками, включая 287 А-10 и 111 AV-8В. И это не считая 247 F-18, и 131 AV-8В авиации морской пехоты, и 867 F-18 палубной авиации. США имеет в своем распоряжении 3203 самолета тактической авиации, и по части воздушной мощи США, пожалуй, превосходит европейские страны НАТО и ВКС РФ вместе взятые.

Таким образом, можно говорить о том, что США в воздухе обладают подавляющим превосходством. Но… как говорит одна очень мудрая пословица: «если Ваш пистолет лежит на миллиметр дальше, чем Вы можете дотянуться, то пистолета у Вас нет».
В настоящее время США разместили на европейских базах 136 боевых самолетов F-15 и F-16, не считая транспортной и разведывательной авиации. Эта авиагруппа не может принципиально повлиять на соотношение сил в Европе. Обеспечение превосходства в воздухе целиком будет зависеть от скорости переброски американских ВВС с территории США в Европу.

Казалось бы, а что тут такого – заправился, сел за штурвал, да и перелетел через Атлантику… Но такое бывает разве что в третьесортных боевиках. Даже самые неприхотливые боевые самолеты требуют обслуживания из расчета 25 человеко-часов на один час полета. Нужны люди, нужно оборудование, нужно прикрытие аэродромов, на которых будут разворачиваться перебрасываемые авиакрылья, нужно топливо, боеприпасы и многое, многое другое. И проблема заключается в том, что ничего этого сейчас у американцев в Европе нет. И у европейцев, кое-как поддерживающих процент исправных машин на уровне 40-50%, нет тоже. А доставить все это из США в Европу – совсем не такое простое дело, как может показаться.
Вспомним операцию «Щит пустыни»
Перевозки продолжались с начала августа 1990 г по середину января 1991 г. Было переброшено 729 самолетов тактической авиации и 190 самолетов корпуса морской пехоты, а всего – порядка 900 самолетов тактической авиации сухопутного базирования (729+190 = 919 самолетов, но часть «Харриеров» морской пехоты действовала с палуб десантных кораблей), а также 5 дивизий, 4 бригады и 1 отдельный полк сухопутных войск и морской пехоты. К началу «Бури в пустыне» данный контингент был обеспечен всеми необходимыми припасами на один месяц ведения боевых действий. Это, вне всякого сомнения, выдающийся результат. Но на создание этой группировки ушло больше пяти месяцев – переброски шли в период с 7 августа 1990 г по 17 января 1991 г!
Конечно, речь идет не только о переброске авиации, но и о крупных контингентах сухопутных войск, но ведь в случае какого-то масштабного конфликта эти самые сухопутные войска крайне понадобятся США на континенте. Дело в том, что с сухопутными войсками у европейских стран НАТО примерно та же проблема, что и с ВВС – вроде бы на бумаге и много, а пока сосредоточишь в нужном месте, война уж трижды закончится успеет. Мы уже упоминали состояние некогда грозного бундесвера, имеющего сегодня всего три дивизии при 95 боеспособных танках. У Франции – две танковых дивизии при трех полках сил специальных операций и еще – иностранный легион, но в случае внезапного конфликта очень проблематично будет извлечь его части из Таити, Джибути и аналогичных мест. Тремя дивизиями располагает Италия, двумя (и несколькими бригадами) – Великобритания… В совокупности европейские страны НАТО располагают весьма внушительными по меркам XXI века сухопутными силами, но лишь при одном условии – если собрать их все в одном месте, а с этим в случае внезапного военного конфликта будут очень большие проблемы.
Если изложенные выше резоны верны, то в обозримом будущем Российская Федерация может добиться паритета в воздухе с НАТО в случае внезапного широкомасштабного конфликта. И США понадобятся даже не недели, а месяцы, чтобы реализовать свое военно-воздушное превосходство. Совсем другое дело, если конфликту будет предшествовать длительный (несколько месяцев) период обострения отношений – в таком случае война может начаться с полутора-, а то и двукратного преимущества НАТО в воздухе.
Продолжение следует…