На подводной лодке

Содержание

anton_blinov


Фотографический материал для этого поста был готов уже чуть больше года назад, но в силу известных событий, последовавших сразу после, явно должен был отлежаться. Да, в конце февраля 2014 года мне удалось попасть, посмотреть и отснять (полностью, с 1-го по 7-ой отсек) внутренности и интерьеры подводной лодки «Запорожье». Тогда это было еще ВМСУ, лодка была под украинским флагом.
Теперь же – самое время этот материал показать, опубликовать, ведь сразу три даты и годовщины:
— 18 марта, вчера – годовщина возвращения Крыма домой, в Россию;
— 19 марта, сегодня – День моряка-подводника;
— 22 марта, через два дня – годовщина подъема на подводной лодке Б-435 («Запорiжжя») Андреевского флага, чему свидетелем я также был и что снимал.
Это единственная оставшаяся в строю подводная лодка 641-ого проекта. Штук несколько таких подводных лодок стоят как музеи – и за рубежом, и у нас в стране, но это не музей, а боевой корабль. Внутри – все именно так, как и должно быть на находящейся в строю подводной лодке, что ценно и уникально. Вопчем, это как экскурсия на машине времени – возможность увидеть подводную лодку ВМФ СССР образца 70-х годов, практически в том же виде, как оно и выглядело тогда.
Уже упоминал в одном из предыдущих постов, что не разделяю и не приветствую имеющие место быть насмешки над этой лодкой, поскольку сам отношусь к ней не как к «пiдводному човну», а как к подводной лодке Б-435 ВМФ СССР, части истории нашего флота, с которой обстоятельства сыграли такую вот шутку. Именно исходя из этого мне это «железо» — дорого и ценно, и именно поэтому по случаю праздника мне и хочется его показать.
Ну что, пойдем?
7-ой отсек
Наша экскурсия пройдет «из конца в начало» — первым по счету мы посетим 7-ой (кормовой) отсек, пройдем через всю лодку до 1-го отсека и поднимемся в рубку.
1. Основное вооружение подводной лодки пр. 641 – десять 533-мм торпедных аппаратов, шесть носовых и четыре кормовых. Здесь на снимке – кормовые торпедные аппараты № 7, 8, 9 и 10. В проходе между ними виден прибор ввода установочных данных в торпеды от автомата торпедной стрельбы (ТАС).

2. Торпедные аппараты номер 7 и 9. На одном из них висит бумажный циферблат, стрелку которого переставляет вахтенный, осматривающий отсеки подводной лодки каждые полчаса. Слева от торпедных аппаратов – стрельбовой щиток с рукоятками, которыми осуществляется выстрел. В левой части кадра – один из промежуточных приборов ПУТС (управления торпедной стрельбой).

3. Запасной командный пункт, используемый для управления подводной лодкой при выходе из строя центрального поста. Приборы слева – это циферблаты указателя положения вертикального руля и указатель резервной системы курсоуказания.

4. Общий вид 7-го отсека. На койках (а это койки) висят портативные дыхательные аппараты (ПДА).

6-ой отсек
5. Кормовая переборка 6 отсека и люк в 7-ой отсек. На самой переборке – электрохозяйство. «РЖБ» – рубильник электропитания с базы, под ним – щит с 1000А предохранителями сети главного тока. Прямо над люком – подпорный бак для смазки ГУП трех линий валов при малых и средних оборотах.


6. Приборы, приборы, «теплые и ламповые». Это прибор автоматического контроля температуры на линиях валов и шинно-пневматических муфтах.

7. Главная ходовая станция (ГХС) правого главного гребного электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101.

8. Главная ходовая станция управления средним ГГЭД и левым ГГЭД.
9. Станция управления гребным электродвигателем экономического хода типа ПГ-104. Сам электродвигатель расположен в 7-ом отсеке под настилом палубы.
5-й отсек
10. Кормовая переборка 5-го отсека, левый борт.
11. Видна крышка левого дизеля типа 2-Д42, а также тут у нас аварийно-спасательное имущество и инструмент, и кроме того (справа) — ящики с пластинами химической регенерации воздуха.
12. Много стрелочек. Это манометры на насосы охлаждения.
13. Шумовая выгородка дизельного отсека, в которой находятся мотористы при работе дизелей. Сами дизеля – за дверью с иллюминатором. Справа от двери, серого цвета – двухъярусная регенеративная установка (РДУ).
14. Манометровые щитки правого и среднего дизеля. На переднем плане – маховик переключения расходных (правого или левого) топливных баков.
15. Глубиномер 5 отсека.
16. Отсечный телефон, прям как «на случай ядерной войны».
4-й отсек
17. Общий вид 4-го отсека (вид в нос). На настиле палубы видны лючки лазов в аккумуляторные ямы № 3 и 4.
18. Вид на открытую дверь кормовой переборки 4-го отсека и шумовую переборку 5-го отсека. Отметка «ОЛ» (по-украински) справа у комингса двери – это крейсерская ватерлиния (КВЛ), отметка для подводников, борющихся за живучесть при нахождении подлодки в надводном положении.
19. 4-й отсек, вид в корму. В проходе стоят РДУ.
20. Люк носовой переборки 4-го отсека. Обитая оцинковкой дверь с окошком слева – рубка связи, посторонним вход запрещен!
21. На одной из переборок – вот, подарок. Штормящее море, волны и стонут и плачут, гордо развевающийся на рубке флаг ВМСУ… Все выходы лодки в море после ремонта вопчем-то известны наперечет, и на картине нарисовано то, чего не было ни-ко-гда…
3-й отсек
22. Люк из 4-го в 3-й отсек. Справа нанесен номер 1-37-11 (боевой номер штурманских электриков). Это штурманские приборы – сигнализатор работы нос. и корм. гирокомпасов.
23. Трап ведет в трюм 3-го отсека (трюм центрального поста).
24. Корма 3-го отсека. Слева – распределительный щит № 1, справа виден верх корпуса носового гирокомпаса. Над ним автоматический переключатель нос. и корм. гирокомпасов – 1-77-21 (боевой номер штурманского электрика, указывающий, что это входит в его заведование).
25. БП-35 – боевой пост управления всплытием и погружением подводной лодки. Три колонки продувания групп цистерн главного балласта (ЦГБ). Слева щит с зелеными огоньками – сигнализация состояния клапанов вентиляции и кингстонов ЦГБ. Справа на переднем плане 4 красных маховика – распределительная колонка системы ВВД (воздуха высокого давления) всей подводной лодки.
2-ой отсек
26. Идем дальше. Кормовая переборка 2-го отсека
27. Офицерская кают-компания. При необходимости используется как операционная – наверху соответствующие медицинские софиты.

1-й отсек
28. Носовые торпедные аппараты № 1-6. Между ними – прибор № 2 ввода данных в торпеды от ТАС.
29. Стеллажи для боезапаса правого борта. Под ними виден сложенный надувной плот.
30. БП-13 – боевой пост торпедистов первого отсека.
31. Первый отсек, общий вид в нос.
Боевая рубка и мостик
32. Глубиномеры в боевой рубке.
33. Машинные телеграфы в боевой рубке. Боевой пост рулевого-вертикальщика по боеготовности № 2.
(из воспоминаний офицера, служившего на лодке) Примеры типовых команд в боевую рубку с мостика:
«Рубка, б**дь!!! Ты спишь там, сссука, что ли? Лево на борт была команда, е***ный потап!!!». И хлопок брошенной мокрой варежки вахтенного офицера, попавшей в рулевого.
Под ними – три коробки прямоугольной формы, одна серого цвета – ручные кнопки для подачи по кораблю сигналов управления ревуном и звонком. Третий из них – для обмена специальными сигналами звонком в трюм центрального поста.
34. Нижний рубочный люк. Собственно вниз в отсеки лодки – это сюда.
35. Носовая часть ограждения боевой рубки. Боевой пост боцмана при управлении подводной лодкой по боеготовности № 1 надводной. Вертикально расположенный цилиндр слонового цвета – ВИКО, выносной индикатор кругового обзора радиолокационной станции. Выдерживает забортное давление, командир по нему может без докладов от радиометриста наблюдать за окружающей обстановкой.
36. Если чуть покрупнее – то справа еще индикатор перекладки вертикального руля, а сверху – выносной курсоуказатель.
37. Тумба командирского перископа. На табличке – название лодки на украинском…
38. а на рынде – еще советское Б-435.
Такая вот получилась экскурсия.
После подъема 22-го марта прошлого года на лодке Андреевского флата и перехода ее в Южную бухту Севастополя, к причалам нашего подплава, не изменилось ничего – лодка стоит на своем прежнем месте, и ее окончательная судьба по-прежнему не ясна. Самому, конечно, хотелось бы еще увидеть ее на ходу, но понимаю, что это произойдет вряд ли. На Черноморский флот поступают новые подводные лодки, и как боевая единица Б-435 нашему ВМФ более не нужна.
Озвучивался вариант перевода лодки в Балаклаву и ее размещения в музее (тот, который в подземных штольнях) – и так было бы правильней всего. Говорилось также и о возможном возвращении лодки Украине, и тут ее судьба печальна – просто сгнить где-нибудь в Одесской бухте, поскольку ни ресурсов, ни экипажа на эксплуатацию лодки у ВМСУ в нынешнем виде точно не хватит.
… в любом случае, я навсегда запомню ее такой – как я увидел ее в день первого выхода в море после эпопеи с ремонтом. Силуэтом в закатных лучах, и черноморские волны с солнечными зайчиками.
PS. Большое спасибо за помощь в подготовке материала, его литературно-текстовой части, нашим офицерам подводникам – капитану 2 ранга запаса Илье Курганову (ruspodplav), а также тем, кто непосредственно служил на лодках 641-го проекта: капитан-лейтенанту запаса Павлу Павлову и капитану 3 ранга запаса Андрею Выгузову.
С праздником! Tags: Севастополь, ЧФ, флот

Внутрь подводного гиганта

Активные темы

  • Куда вложить деньги? (12)

    vinnivinni Инкубатор 03:56

  • Как прожить на 13000р ?Спб. (96)

    dremakaus Инкубатор 03:56

  • Самоизолируемый поросяк (33)

    Дэниэлс Инкубатор 03:56

  • не юки ради. (15)

    K711 Инкубатор 03:55

  • (79)

    Tadjikna События 03:55

  • Цена нефти WTI опустилась до $1 (487)

    Wаrаnum События 03:55

  • В мае ожидается комета ATLAS (48)

    TEEN Инкубатор 03:55

  • История повторяется или, точнее, рифмуется. (19)

    ДЖОНик Инкубатор 03:55

  • И снова о коронавирусе! А что там у хохлов? (113)

    vinny123 Инкубатор 03:55

  • Янино! Новый «Шиес» в Лениградской области (74)

    Babulya102 Картинки 03:55

  • Война за дома или чего стоит наше право на собственность (177)

    vakaL События 03:55

  • Цена нефти впервые в истории упала ниже нуля. (32)

    Stranger22 Инкубатор 03:55

  • В России планируют продлить режим самоизоляции (279)

    Kлавиатура События 03:55

  • Вкусный зерновой самогон. Купажирование. Опалесценция (81)

    Чегеварвар Инкубатор 03:54

  • Нумизматы ЯПа, объединяйтесь! (2202)

    Juk312 Беседы 03:54

Значение слова АПЛ

Как видно по их расположению на корпусе АПЛ, не может быть и речи не только о покладке АПЛ на грунт, но и о приближении АПЛ при её нормальном движении к грунту на достаточно близкое расстояние, которое ограничивается руководящими документами по эксплуатации АПЛ и учитывается при прокладке курса и выборе допустимых глубин погружения в разных районах.›

Например, практически ничего не было известно об уровне автоматизации АПЛ и планах работ по их комплексной автоматизации, в частности, по программе SUB1C (Submarine Integrated Control), с которой связывалось значительное уменьшение численности личного состава АПЛ.3* Среди специалистов еще шли споры о конструктивном типе американских АПЛ, величине запаса плавучести этих лодок, отношении в США к обеспечению надводной непотопляемости и по другим вопросам.

При этом АПЛ весьма мобильны и могут выйти в море буквально через часы, а спустя несколько суток в море будут находиться более 70% всего состава АПЛ.

Поскольку наиболее мощные подводные силы СССР были сосредоточены на Северном флоте, и арктические воды являлись потенциальным театром военных действий, усилия США, при создании многоцелевых АПЛ, были в конце 80-х годов направлены на достижение превосходства именно в этих районах, и самые дорогостоящие многоцелевые АПЛ ВМС США типа Seawolf (свыше 2 млрд.

И хотя заместитель главного конструктора АПЛ «Комсомолец» Д. А. Романов на основании объективных данных и свидетельских показаний, оставшихся в живых членов экипажа абсолютно точно установил то, как развивалась авария, и что стало причиной катастрофы АПЛ, его исследования никому не понадобились.

Началось строительство АПЛ пр.645, отличающейся от АПЛ пр.627 в основном типом реактора и некоторыми особенностями ЭУ.

В конце же 1950-х гг., когда формировались предложения по новой АПЛ, информация по строящимся американским АПЛ была отрывочной и противоречивой, а уж о проектируемых – отсутствовала полностью.

После чего и было принято решение направить АПЛ «Академик Ширшов» — курс пролегал строго над кабелем.

В городе имелось два серьезных предприятия: известный автозавод, выпускающий знаменитые «Уралы» и менее известное широкой публике производство, занимающееся сборкой баллистических ракет с подводным стартом для АПЛ.

долларов), в качестве окончательного повода для чего была использована гибель АПЛ «Курск», говорят о том, что новый троцкистский заговор в руководстве страной и армией существует.

Гибель 14 подводников при пожаре: среди жертв — два героя России

Правообладатель иллюстрации Lev Fedoseyev/TASS Image caption Дизельная подлодка «Владикавказ» во время учений по поиску и спасению аварийной подводной лодки на Северном флоте в июне 2019 года

14 моряков-подводников погибли накануне при пожаре на глубоководном научно-исследовательском аппарате ВМФ России, сообщили в министерстве обороны. Сейчас аппарат находится на военно-морской базе Североморск. Президент России поручил выехать в Североморск министру обороны.

«1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар», — цитирует РИА Новости сообщение министерства.

Батиметрия — измерение глубин водных объектов с помощью специального оборудования.

  • Самая секретная подлодка. Что загорелось под водой на Северном флоте?

14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения, сообщает министерство обороны. Сколько всего человек было на борту, не уточняется.

«Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован», — сказано в сообщении.

Глубоководный аппарат сейчас находится на военно-морской базе Североморск в Мурманской области. Расследование контролирует главнокомандующий ВМФ Николай Евменов.

Что доложили Путину

Президент России Владимир Путин отменил поездку на форум «Реки России» в Тверской области и встретился с министром обороны Сергеем Шойгу.

Министр сказал, что в ходе плановых работ в российских территориальных водах Баренцева моря в научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота произошел пожар. «В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников», — сообщил он.

Среди погибших — семь капитанов первого ранга и двое героев России, доложил Путину Шойгу.

«Прошу вас лично поехать в Североморск и заслушать доклады», — поручил президент министру и принес соболезнования семьям погибших. «Это большая потеря для флота, вообще для армии», — сказал он.

Версии СМИ

Издание РБК, ссылаясь на источник в силовых структурах, утверждает, что ЧП произошло на спускаемом аппарате глубоководной атомной подлодки АС-12, известной как «Лошарик».

Согласно информации из открытых источников, «Лошарик» — небольшая атомная глубоководная станция (подлодка), которая крепится к большой атомной подводной лодке (носителю), не несет вооружения и может выполнять специальные задачи.

Погиб штатный экипаж спускаемого аппарата, сообщил собеседник РБК.

Источник газеты «Ведомости», близкий к ВМФ, подтвердил, что пожар произошел на одной из малых глубоководных подлодок специального назначения, входящих, по его данным, в состав флота главного управления глубоководных исследований минобороны России.

Источник «Газеты.Ru» утверждает, что в электрических сетях атомной глубоководной станции якобы произошло замыкание «в ходе выполнения специального задания».

Официально все эти версии не комментируются.

Главнокомандующий ВМФ Евменов находится на базе в Североморске с утра 2 июля, добавил источник РБК. По его словам, пожар произошел в понедельник, 1 июля, около 20:30. Военные следователи приступили к проверке обстоятельств гибели подводников, сообщает Следственный комитет России.

Как заявил агентству Рейтер директор Центра радиационной и ядерной безопасности Норвегии Пер Странд, российские власти сообщили, что на борту подлодки взорвался газ.

  • Крупнейшие в мире катастрофы подводных лодок

Катастрофы на подлодках

Последняя авария на подводном флоте России произошла осенью 2008 года, а самой крупной в новейшей истории стала гибель АПЛ «Курск» 12 августа 2000 года.

«Курск» затонул в Баренцевом море в 137 километрах от Североморска, тогда погибли 118 моряков-подводников. Катастрофа произошла на борту подлодки во время учений.

В отчете правительственной комиссии говорилось, что в торпедном аппарате №4 произошел взрыв из-за утечки компонентов топлива торпеды, после чего взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся после взрывов в живых 23 моряка отступили в 9-й отсек, где умерли.

  • «Курск»: хроника трагедии

Спасательная операция началась 13 августа, когда гидроакустическая аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила лодку. Подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к «Курску». Только 19 августа Россия согласилась принять международную помощь, 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк 9-го отсека.

В августе 2003 года при буксировке на утилизацию в Баренцевом море рядом с островом Кильдин затонула советская атомная подводная лодка К-159, погибли девять человек.

В ноябре 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море произошла авария на АПЛ «Нерпа». На подлодке несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего произошел выброс газа. Из 208 человек, находившихся на борту, 20 погибли — трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов.

Евгений Карпов, главный редактор портала «Североморск Life», который первым сообщил о ЧП

Е.К.: Анонимный источник нам сообщил, что в госпитале Североморска готовят места для большого количества пострадавших и ЧП произошло на Северном флоте. Еще анонимный источник добавил, что есть погибшие люди и пострадавшие.

Пожар был ликвидирован силами тех, кто находился на борту этого судна. Они сами справились, помощь дополнительная не потребовалась.

Евменов прилетел в Североморск. Сейчас на месте там работает много людей, проводят мероприятия.

Би-би-си: Вы не знаете, кто те люди, которые погибли?

Е.К: В этом ключе вообще ничего: ни фамилий, ни имен, ни данных. Просто у нас люди на флоте служат не только из Североморска, естественно. То есть и из других городов… Никакой информации о родственниках и о ком-либо, о какой-либо, может, помощи, вообще ничего пока нет. Хотя прошли почти сутки уже.

Еще во времена Первой мировой войны подводные лодки обрели заслуженное звание самого грозного морского оружия. Субмарины производили комплексную разведку, скрытно устанавливали минные заграждения, поражали военно-промышленные центры, базы, надводные и подводные суда и даже целые порты.

Кроме того, некоторые типы подлодок применялись для транспортировки и высадки диверсионно-разведывательных групп, позволяющих застать противника врасплох.

Естественно, такой широкий спектр возможностей подразумевает необходимость применения самых высоких технологий и продуманного плана размещения ключевых узлов при строительстве подобных судов.

Но учитывается ли при этом необходимость обеспечения хотя бы минимального комфорта для экипажа? И как вообще обустроен быт подводников?

Быт моряков на подводной лодке

Первое, что бросается в глаза при нахождении на борту субмарины – то, как здесь ценится драгоценное пространство. Членам экипажа удается успешно сосуществовать в условиях замкнутости и ощутимой тесноты.

Около трети всего размера судна (если мы говорим об атомных подводных лодках) занимает ядерный реактор и двигатель. В результате морякам остается крошечное жилое и рабочее пространство.

Каждый сантиметр на борту используется сразу для нескольких целей. Так, например, столовая, в случае необходимости, может выступать в роли операционной. Торпедный отсек нередко становится тренажерным залом для моряков, либо же баней.

Какие порядки установлены на подлодке

Спальные койки достаточно малы, причем обнаружить их можно в самых неожиданных местах. Что интересно, обычно их количество значительно меньше, нежели число членов экипажа.

К примеру, при экипаже в 135 человека коек на борту будет порядка 94. Связано это с постоянным несением вахты – моряки спят посменно, поэтому большего числа спальных мест и не требуется.

В состоянии погружения (оно может длиться до 3 месяцев) теряется чувство смены дня и ночи. Жизнь экипажа напоминает бесконечную серию восьмичасовых смен.

Чтобы поддерживать распорядок дня и сохранить здравомыслие команды, на борту каждые несколько дней меняется завтрак, обед и ужин.

Это позволяет избежать ситуаций, при которых поздняя смена при пробуждении получает ужин вместо утреннего приема пищи.

Самое важное в условиях закрытого пространства – поддерживать дружескую атмосферу внутри команды.

У моряков имеется целый список негласных правил, которые помогают сохранить мирную обстановку.

Так, например, обычно экипаж старается не говорить о политике (чтобы исключить возникновение конфликтных ситуаций) и никогда не шуметь. Вообще, сон – это одна из важнейших вещей на борту судна, функционирующего на протяжении 24 часов в сутки.

Каждый член экипажа учится пригибаться, приседать и уклоняться, чтобы не натыкаться друг на друга, передвигаясь по узким коридорам.

Также существуют некоторые правила, связанные с приемом душа на субмарине.

Так, на него отводится не более 3-5 минут и связано это не столько с установленными порядками, сколько с заботой о других членах команды.

Как живется подводникам на современных подлодках

Конечно, сейчас некоторые типы подлодок могут предоставить куда более комфортные условия для моряков. Вот, к примеру, британская субмарина HMS Vigilant.

Может показаться, что здесь по-прежнему немного тесно, но сравнивая ее с судами более старой постройки, заметны разительные изменения. Например, так выглядит врачебный отсек.

А здесь команда может отдохнуть и даже поиграть в видеоигры.

В следующих статьях мы расскажем подробнее о подводных лодках различных типов.

Поделиться материалом: