Мтлб

Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТЛБ): описание и характеристики

Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы и транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.

Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. К нашему времени день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.

МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».

В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Машины на базе МТЛБ

Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:

  • МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
  • Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
  • 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
  • РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
  • «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.

На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.

Технические характеристики ТТХ МТЛБ

Масса, кг 9,700
Грузоподъемность, кг: 2500
Количество мест:
в кабине 2
в кузове 11
Размеры, мм
длина 6,454
ширина 2,850
высота 1,865
Вооружение 7,62-мм ПКТ
Максимальная скорость, км/час 61,5
Двигатель ЯМЗ-238

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Что такое 1.6 мт? Обзор двигателя со всех сторон

Наверное, доподлинно знать, что такое 1.6 мт, должен каждый уважающий себя водитель. И не только потому, что данный литраж и механическая трансмиссия – одни из самых применяемых в мире (еще до недавнего времени, теперь механику, конечно же, вытесняют автоматы). Но и потому, что большинство современного (и не только) отечественного автопарка, произведенного в России, катается на этих движках. А это – уже национальная гордость, как минимум!
За рубежом фирмы производители устанавливали данное сочетание механизмов также на многих, ставших уже знаменитыми во всем мире, марках. Так что, мотор 1,6 литров объемом плюс механическая трансмиссия, буквально говоря, рулит!

Что такое 1.6 мт? Понятно, что цифры – это объем мотора, а приставка мт означает, что коробка передач использует механический принцип (механическая трансмиссия). Но, как говорится, движок движку – рознь. И 1,6-и литровые моторы также бывают разными. Довольно удобно и наглядно можно рассмотреть виды и модификации механизмов на примере вазовской индустрии.

Как известно, на первопричинной Копейке устанавливали заимствованный фиатовский движок, который и являлся прародителем всех вазовских моторов. Его мощность – всего 59 лошадей, а объем был 1,2 литра (точнее – 1197 см в кубе). Позже появился двигатель 1,6 л (точнее – 1569) с мощностью уже в 75 лошадей. Из классики движок 1,6 устанавливали на ВАЗ 2106, 21074 и на русском джипе Ниве 2121. Он был 8-и клапанный и довольно надежный. Ну и, естественно, никаких автоматов – полная механика коробки передач.

Семейство десяток

На первых моделях ставили движки 1,6 л еще с 8-ю клапанами (справедливости ради, стоит отметить, что были и 1,5 литровые). Они также отличались не слишком высокой мощностью (76 лошадей). Но зато – привычно и достаточно надежно для среднестатистического населения. С возникновением ВАЗ 2112 туда стали монтировать движок 16-и клапанный, 1,5 литра, который безнадежно гнул клапана при внезапном обрыве ГРМ, за что его не любили и даже боялись широкие массы отечественных покупателей автомобилей. Но ему на смену приходит ВАЗ 21124 с одноименным движком.

Увеличенный до 1,6 объем и специальная расточка цилиндров позволяет избежать ранее существующей проблемы с клапанами, а значит, и весьма дорогостоящих ремонтов движка. Надо сказать, что ВАЗ 21124 становится по тем временам самой надежной и востребованной машинкой, любимицей, можно сказать, народа. Трансмиссия, к слову, также устанавливалась механическая – мт.

Современность ВАЗовской продукции

Сегодня мотор 1,6 л/16 клапанов/мт также весьма востребован на вазовском автопроме. Бензиновые 4-х цилиндровые ВАЗ 21126) ставят на Приоры. В отличии от мотора 124, 126 облегчен в поршневой группе, ресурс функционирования увеличен на 50.000 километров (если верить производителям), мощность добавлена на 10%. Движок 1,6 (1593) устанавливается и на Грантах (прототип – 2111 с увеличенным с 1,5 до 1,6 объемом), и на Лада Ларгус.

Правда, на последних 1,6 л (1598) – производства фирмы Рено. Так что, при такой сложившейся ситуации – на них добрая половина россиян ездит сегодня. А если учесть еще и Москвичи…

Иномарки

Как уже было сказано, мотор 1,6 л мт – один из самых востребованных и популярных во всем мире. Его не стесняются устанавливать на свои произведения такие автогиганты, как Ford, Mitsubishi, Honda, Chevrolet, Renault и многие другие. Очень популярен в китайских машинах, например, Chery Amulet. Все это говорит о том, что найденное сочетание объема и мощности соответствует (все еще пока) современным реалиям жизни. С чем же связана такая популярность? Наверное, с тем, что данные агрегаты показывают довольно высокую мощность при сравнительно небольшом объеме.
В контексте экономии топлива 1,6-и литровые также имеют практический смысл, так как едят гораздо меньше, чем 2,2 л, например. Не говоря уже о движках гораздо большего объема. Становится ясным, что такое 1,6 тм для пользователя, с чем движок ассоциируется у среднестатистического покупателя авто эдак 2000 – 2010 годов: хорошая мощность, относительная экономия бензина, приемистость, динамика.
Однако, честно говоря, в последние годы данная модификация вытесняется гораздо более современными разработками. Прошло то время, когда за полноценные моторы не считались двигатели ниже 1,4 объема. Сейчас предлагаются покупателям гибридные малолитражные двигатели, установленные на довольно серьезные машины серьезных, как говорится, фирм. На рынке представлены разработки 1,0 двигателя, по мощности значительно превосходящего тот же 1,6, всем знакомый и привычный. А что говорить о расходе топлива: он также значительно сокращается. А механическая трансмиссия беспощадно вытесняется автоматами.

МТЛБу

МТЛБУ | Вездеход МТЛБУ | МТ-ЛБу Технические характеристики, Купить, Цена

МТЛБу — модернизированный транспортер МТЛБ легкий бронированный с универсальным корпусом. В ходе модернизации МТЛБу получил новую 7 катковую ходовую часть, увеличенный корпус большой вместимости, а также новый двигатель мощностью 300 л.с., что значительно повысило грузоподъемность вездехода.

Вездеход МТЛБу

Универсальность вездехода МТЛБу позволяет устанавливать на базе 7 катковой шасси различного оборудования, лабораторий, буровых установок, а также для перевозки пассажиров и грузов. Вездеход МТ-ЛБу эксплуатируется в нефтегазовой отрасли, геологической разведке, как транспортное средство в условиях бездорожья и преодоления водных преград.

МТЛБу военный

Бронетранспортер МТЛБу разрабатывался как универсальная платформа для установки вооружения и гаубиц советской армии. В ходе испытаний выяснилось, что 6 катковая шасси МТЛБ не справляется с нагрузкой, а корпус слишком мал для установки тяжелого вооружения и ПВО.

В результате, МТЛБу получил удлиненный корпус за счет дополнительного 7 колеса, увеличенную грузоподъемность и новый двигатель ЯМЗ-238Н мощностью до 300 л.с.

Модернизированный вездеход МТЛБУ получил новую кабину на 8 человек, а также закрытый отапливаемый кузов, где могут поместиться до 10 пассажиров, благодаря чему получил широкое применение в гражданском секторе.
Вездеход МТЛБу — легкий и мощный транспортер отлично подходит для лесозаготовительных предприятий, перевозки пассажиров и транспортировки грузов массой до 4т, охоты и рыбалки. Большой запас хода МТ-ЛБу и высокая проходимость позволяет добраться даже до самых труднодоступных районов.

  • Увеличенный корпус;
  • 7 катковая шасси;
  • Двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с.;
  • Грузоподъемность до 4т.

МТЛБу Купить

Вы можете купить МТЛБу — цена от производителя. Вы также можете купить вездеход МТЛБу в наличии и на заказ, как новый, так и с консервации.

МТЛБу Цена — от 2 750 000 руб

Цена на вездеход МТЛБу зависит от комплектации и навесного оборудования. Цена нового МТЛБу начинаются от 2 750 000 руб. Цена на вездеход МТ-ЛБу также значительно зависит от общего состояния и года выпуска. Для более подробной информации по цене обращайтесь к официальным дилерам.

МТЛБу с консервации — от 2 350 000 руб

Цена МТЛБу с консервации зависит от года выпуска и общего состояния вездехода. Купить МТЛБу с консервации можно от 2 350 000 руб. Цена на МТ-ЛБу с консервации в рабочем состоянии — от 1 550 000 руб. Цена зависит от наличия навесного и дополнительного оборудования.

МТЛБу | Технические характеристики

Вездеход МТЛБу после модернизации получил новое усовершенствованное шасси с 7 катковой гусеницей, а также более мощный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. В результате, вездеход превзошел своего предшественника МТЛБ как по техническим характеристикам, так и по проходимости.

Ходовые характеристики, мощный двигатель, увеличенная грузоподъемность МТЛБу позволяют эксплуатировать вездеход на всей территории России, как в условиях бездорожья, так и в районах крайнего Севера и Сибири.

МТЛБу | Двигатель

Вездеход МТЛБу оснащен новым восьмицилиндровым, четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-238Н-1 с системой турбонаддува, мощностью 300 л.с.

Отличительными чертами двигателя ЯМЗ-238Н-1 вездехода от предыдущих конструктивных версий являются серьезные конструкторские доработки: масляный картер глубокий с обечайкой, привод вентилятора без шкива и упругой муфты.

Ходовая часть вездехода МТЛБу также была модернизирована и теперь состоит из 14 опорных катков, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусениц шириной 560 мм и четырех гидроамортизаторов.

Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.

Технические характеристики МТЛБу

Двигатель ЯМЗ-238Н
Мощность, л.с. 300
Тип гусеничный, высокой проходимости
Собственная масса, т 11
Грузоподъемность, т 4
Удельное давление не более, кг/см² 0,24
Длина, м 7,210
Ширина, м 3,15
Высота, м 2
Дорожный просвет, м 0,4
Средняя скорость по снежной целине или болоту, км/ч 18-23
Макс. скорость по снежной дороге, км/ч 60
Скорость на плаву, км/ч 4-6
Масса буксируемого прицепа, т 6,5
Мест в кабине/пассажирском отсеке 8/10

МТЛБУ | Устройство

Вездеход оборудован цельнометаллической кабиной для посадки 8-и пассажиров, а также закрытым кузовом для перевозки груза до 4 т или 10 пассажиров.

Увеличенная кабина вездехода МТЛБу теперь гораздо большей вместимости и имеет широкий круговой обзор.

Кузов также увеличен на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка и вмещает до 10 человек. Также может использоваться для перевозки грузов.

Увеличение высоты на 200 мм также позволило значительно увеличить внутренний объём вездехода МТЛБу.

Универсальность вездехода позволяет модифицировать МТЛБу под различные цели и задачи от геологоразведки и перевозки грузов, до командно-штабных машин и буровых установок.

  • МТ-ЛБу — базовый вариант.
  • МТ-ЛБу-Н — многоцелевой транспортёр тягач.
  • МТ-ЛБу-М — модифицированный вариант тягача с увеличенной кабиной.
  • МТ-ЛБу-ГПМ-10 — гусеничная пожарная машина, также на её базе создан авианаводчик-разведчик.
  • МТ-ЛБу-ПНС-1 — передвижная насосная станция.
  • МТ-ЛБу-ЛПВ — гусеничный лесопожарный вездеход.
  • 1Б32 — звукотепловой разведывательный комплекс.
  • 1Л219 «Зоопарк-1» — радиолокационный комплекс разведки и управления огнём.
  • 1Л219М «Зоопарк-1М» — модернизированная версия, представлена в 2002 году.
  • 1Л245 — наземный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП).
  • 1РЛ239 «Рысь» — станция артиллерийской разведки АРК-1.
  • 1РЛ243 — станция радиотехнической разведки.
  • 9С80 «Овод-М-СВ» — подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ».
  • 1В12 «Машина-C» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии.
  • 1В13 — машина старшего офицера батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/1.
  • 1В14 — машина командира батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2a.
  • 1В15 — машина командира дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2b.

  • 1В16 — машина начальника штаба дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/3.
  • 1В12-3 «Машина-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 1В12М-3 «Фальцет-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 1В181 «Ринг-2» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) артиллерии, включает в себя две машины управления огнём артиллерии.
  • 1В185 — унифицированная командно-наблюдательная машина.
  • 1В186 — унифицированная командно-штабная машина.
  • 1В197 — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 9В514 «Бета-3» — автоматизированная система управления войсками. Изготавливалась с 1980 по 1990 годы.
  • 9Т451 — транспортно-заряжающая машина для боевой машины 9П139 РСЗО «Град-1» (гусеничный вариант).
  • КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки.
  • ЛКМ-3 — линейно-кабельная машина.
  • МП21-25 — АСУВ «Манёвр».
  • МП21 — командно-штабная машина.
  • МП22 — разведывательно-информационный центр армии.
  • МП22-1 9С737 «Ранжир» — унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир».
  • МП95 «Бета-4» — АСУВ.
  • МЗС-83 — мощная звуковещательная станция «Многосложность».
  • ППРИ-5 — пункт приёма и обработки информации.
  • Р-149БМРг — командно-штабная машина оперативно-тактического звена.
  • Р-161Б — автоматизированная подвижная КВ радиостанция.
  • Р-161БМ «Реквием» — модернизированная версия.
  • Р-166-0,5Б — автоматизированная подвижная КВ-УКВ радиостанция.
  • Р-330Б — автоматизированная станция помех УКВ радиосвязи.
  • Р-330КБ — командно-штабная машина для Р-330Б и Р-378Б.
  • Р-330П «Пирамида» — станция постановки помех радиосвязи.
  • Р-378Б — автоматизированная станция помех.
  • Р-381Т «Таран» — комплекс радиотехнической разведки Р-381Т.
  • Р-381Т1 «Таран 1» — станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника.
  • Р-381Т2 «Таран 2» — станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника.
  • Р-381Т3 «Таран 3» — АСОИ (автоматизированная станция обработки информации).
  • Р-412Б «Торф» — станция тропосферной связи.
  • Р-439БГ «Легенда-2БГ» — мобильная станция космической связи.
  • Р-934Б — автоматизированная станция помех авиационной УКВ-радиосвязи.
  • ТГМ — транспортная гусеничная машина.

ОАО «Харьковский тракторный завод», Украина, ОАО «Муромтепловоз», Россия.

МТЛБу Отзывы

Вы можете ознакомиться с отзывами владельцев вездехода МТЛБу, а также поделиться своим мнением.

Сообщества ›
DRIVE2 Дальнобой ›
Блог ›
Расход топлива на МТЛБ

У нас на обслуживании более 200 МТЛБ, соответственно мы встречались с различными вопросами по расходу топлива у МТЛБ.
Расход топлива на МТЛБ зависит от многих факторов, таких как – с какой скоростью передвигается транспортное средство, качество дорог (заснеженность, рельефность).
При анализе расхода на МТЛБ расход делится на 2 части: 1 часть – время на холостом ходу, и 2 часть – время в движении.
Контролировать расход топлива на МТЛБ возможно только при помощи датчика расхода топлива.
Для примера – проанализируем данные по расходу топлива МТЛБ за неделю с 01.03.2016 г. по 08.03.2016 г.:
За выбранный период время в движении составило 4 часа, МТЛБ прошел 31 км со средней скоростью 7 км/ч и потратил 129,23 л. Понимая скорость и географическое положение транспортного средства, можем подтвердить – данный расход увеличен, но соответствует нормам в данных условиях.
За время на холостом ходу (за 23 часа 13 минут) было потрачено 99,84 л, что соответствует расходу 4,3 л/ч, что соответствует норме. Но стоит обратить внимание на время на холостом ходу, была ли необходимость в прогреве транспортного средства, если время движения составило всего 4 часа?
Проблема контроля расхода топлива на МТЛБ заключается в том, что транспортные средства передвигаются вне зоны покрытия сети GSM, но есть решения, которые контролируют данную технику.
Рассчитывались расходы с помощью программы Wialon.

Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный — МТ-ЛБ (Объект 6)


Бронированные тягачи МТ-ЛБ с установленной 23-мм зенитной установкой ЗУ-23 полка специального назначения «Азов» Национальной гвардии Украины, 2015 год

Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный — МТ-ЛБ (Объект 6)

МТ-ЛБ — плавающий бронетранспортёр, предназначенный для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли). Имеет прозвище «мотолыга» («маталыга»), «эмтээлбэшка».

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Модификации:

  • МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант + широкие траки + пониженное удельное давление на грунт
  • МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве
  • МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве
  • МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1
  • МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» + двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с.
  • МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье + двигатель ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с. + новая радиостанция + новый отопитель
  • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация
  • Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80
  • Объект 6МА1 — модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»
  • Объект 6МА2 — модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ
  • Объект 6МА3 — модернизация «Объекта 6МА» + 4 пусковых установки ПТУР 9М133 «Корнет» + 7,62-мм пулемёт ПКТМ + 30-мм автоматический гранатомёт АГС-30 «Атлант»
  • Объект 6МА4 — модернизация «Объекта 6МА1» + 23-мм автоматическая пушка 2А14 вместо пулемёта КПВТ
  • Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42.
  • Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» + 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя».
  • Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ + 23-мм авиационная пушка ГШ-23в + 12,7-мм зенитный пулемёт «Корд» + 30-мм автоматический гранатомёт АГС-30 «Атлант».
  • Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ + 30-мм авиационная пушка ГШ-30к + 12,7-мм зенитный пулемёт «Корд» + 30-мм автоматический гранатомёт АГС-30 «Атлант».
  • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ + двигатель ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300-310 л. с. + механическая трансмиссия с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
  • МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80 + 7,62-мм пулемёт ПКТМ + 12,7-мм зенитный пулемёт «Корд» + 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя» + система 902В для постановки дымовых завес.
  • МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
  • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя и трансмиссии.
  • МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор
  • ХТЗ-3Н — гражданский вездеход
  • МТ-ЛБР6 — бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ + дизельный двигатель + одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча») + разнесённое бронирование и кевларовый подбой + ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами.
  • МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм» + 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 + спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62 + две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М» + 30-мм автоматический гранатомёт + дымовые гранатомёты + разнесённое бронирование + кевларовый подбой.
  • МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал» + 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 + спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62 + две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер» + 30-мм автоматический гранатомёт + дымовые гранатомёты.
  • «Положение-2» — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 — МТ-ЛБ с ЗУ-23 + бронещит + новый прицел
  • 80-мм РСЗО на базе МТ-ЛБ
  • МТ-ЛБ С — бронированная медицинская машина на базе МТ-ЛБ
  • MT-LB — модификация с установкой 12,7-мм пулемёта ДШКМ.
  • Pbv 401 — модификация с установкой 7,62-мм пулемёта Ksp 58 или Ksp 95
  • «Айбат» — самоходный миномёт — МТ-ЛБ + модернизированный миномёт 2Б11.
  • MTLB-AM — модернизация МТ-ЛБ в машину огневой поддержки + 7,62-мм пулемётом ПКТ + башня с 15-зарядной пусковой установкой 57-мм неуправляемых ракет (авиационных НАР серии С-5) + 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17 + 7,62-мм пулеметом ПКТ.
  • МТП-ЛБ — машина технической помощи
  • МТ-ЛБу (Объект 10) — удлинённая версия, шасси имеет 7 катков с каждой стороны.
  • Объект 26 — шасси 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика».
  • 1РЛ232 «Леопард» — станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10
  • 2С24 — самоходное шасси миномётного комплекса 2К32 «Дева»
  • 9А34 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант без радиопеленгатора)
  • 9А35 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант с радиопеленгатором)
  • 9П149 — боевая машина ПТРК 9К114 «Штурм-С»
  • К-611 — машина радиационной разведки
  • К-612 — машина радиационной разведки
  • АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина
  • УДЗМ — универсальная дорожно-землеройная машина
  • РХМ «Кашалот» — разведывательная химическая машина
  • РПМ — радиационно-поисковая машина
  • «Тунджа» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта М-120
  • «Тунджа-Сани» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта 2Б11
  • 2К21-2 — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б14 «Поднос» и 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд»
  • 2К32 «Дева» — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б24
  • МТ-ЛБ АТ-И — гусеничный минный заградитель
  • МТ-ЛБ МРХР — машина радиохимической разведки
  • MT-LB SE — бронированная медицинская машина
  • МТ-ЛБ ТМХ — самоходный миномёт с 82-мм миномётом М-37М
  • БМП-23 — боевая машина пехоты + 23-мм автоматическая пушка 2А14 + ПТРК 9К11 «Малютка»
  • БМП-30 — боевая машина пехоты с установкой боевого отделения боевой машины пехоты БМП-2
  • БРМ «Сова» — боевая разведывательная машина. Имеет три варианта исполнения:
  • БРМ «Сова-1» — боевая разведывательная машина с радиостанцией Р-130М и телескопической мачтой
  • БРМ «Сова-2» — боевая разведывательная машина с радиостанцией Р-143
  • БРМ «Сова-3» — боевая разведывательная машина с РЛС наземной разведки 1РЛ133 переносной станции наблюдения и разведки ПСНР-5 «Кредо»
  • КШМ-Р-81 «Дельфин» — командно-штабная машина
  • Р-80 — станция наземной артиллерийской разведки
  • TRI (Transporter Rozpoznania Inżynieryjnego) — инженерная разведывательная машина
  • WEM Lotos — бронированная медицинская машина
  • WPT Mors — машина технической помощи
  • R-137T — передвижная радиостанция
  • ZWD-1 «Irys» — командный пункт автоматизированного комплекса «Irys».
  • WDSz — командно-штабная машина артиллерийского дивизиона
  • MT-LB-23M «Krak» — зенитная самоходная установка, вооружённая 23-мм зенитными автоматами (не пошёл в серию).
  • «Przebiśnieg» — комплекс РЭБ, состоит из трёх машин: SZ — станция радиопомех; SR — станция распознавания; WD krel — командный пункт
  • «Opal-I»/»Opal-II» — модернизация МТ-ЛБ + изменение корпуса + водомёты + новый двигатель SW680/167/1 + башенка с 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ (не пошёл в серию)
  • BWO-40 — боевая машина пехоты + 40-мм пушка (не пошёл в серию)
  • ТГМ-126 — транспортная гусеничная машина на шасси МТ-ЛБ