Москвителев Николай Иванович

Николай Москвителев: «Воздушно-космическая оборона – решающее звено»

Беседа с генерал-полковником авиации в отставке, председателем Клуба заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов
Прирожденный летчик-истребитель, ученик великого А.И. Покрышкина, Николай Иванович Москвителев в 1977-1987 годах возглавлял авиацию ПВО страны, был председателем или заместителем председателя государственных комиссий по испытаниям знаменитых самолетов МиГ-25, МиГ-23МЛД, Су-27, МиГ-31, А-50, М-17. Н.И. Москвителев – один из самых авторитетных сегодня людей в мире авиации.
— Николай Иванович, вы уже выступали на страницах «Столетия». Название того материала — «Война приходит с неба». Вы говорили о том, что события последних десятилетий убедительно показали решающую роль авиации в военных конфликтах. И вот прошло семь лет. Ваша точка зрения подтверждается?
— Несомненно. Вспомните события в Ливии. А сейчас мы видим, как надвигается угроза на Сирию, и нацелены американские силы прежде всего со стороны авианосцев. Главная роль вновь отводится не сухопутным войскам, а крылатым ракетам и боевым самолетам.
В далеком уже 1947 году я закончил Ейское военно-морское училище, пережил в авиации 10 главкомов. Работал со всеми генеральными конструкторами – создателями непревзойденной по сей день авиатехники. Сегодня в нашем Клубе заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов около 500 человек, это элита отечественной авиации, многие и сейчас работают, занимаются наукой, мы в курсе всех новаций. Этот коллективный опыт дает мне возможность утверждать следующее. Главная сила в конфликтах и войнах XXI века уже не сухопутные войска. Раньше они таковыми по праву считались, они действительно выиграли Великую Отечественную, затем некоторые локальные войны. Но сегодня если мы говорим о возможной большой войне, то, конечно, крылатые ракеты и другие современные средства нападения полетят не на сухопутные войска, не на танки, а на крупные объекты, на средства управления, на наш ядерный потенциал. И поэтому именно воздушно-космическая оборона сейчас должна стать главенствующей в Вооруженных силах. Я недавно был на круглом столе в Государственной Думе и там эксперты правильно оценивали: в настоящий период наблюдается недооценка значения воздушно-космической обороны.
Ностальгические настроения, что сухопутные войска остаются главной силой, еще, к сожалению, существуют. А на самом деле, если мы хотим строить действенную оборону против решительного воздушного нападения, то, конечно, на первое место должен выйти новый вид Вооруженных сил -воздушно-космическая оборона.
— Оборона XXI века?
— Да, оборона XXI века. Это загоризонтные радиолокаторы, зенитно-ракетные и другие средства ВКО. И еще один важнейший момент – командующий воздушно-космической обороной обязательно должен иметь в непосредственном подчинении истребительную авиацию, а именно дальние перехватчики типа МиГ-31М и МиГ-31МД. Потому что тысячи беспилотников, которых станет еще больше и которые непрерывно совершенствуются, мы же не будем «Булавой» уничтожать, как говорится, из пушки по воробьям. Заборы ведь не поставишь над каждым наземным объектом. Самолеты-перехватчики должны на дальних рубежах уничтожать средства нападения – и носители, и сами крылатые ракеты, и низкоорбитальные космические объекты.

Недооценка просматривается и в вопросах управления, взаимодействия зенитно-ракетных войск и истребительной авиации. Это старая больная проблема. Еще во Вьетнаме зенитно-ракетные войска, которые мы создали в армии ДРВ, сбили около десяти своих самолетов, во время боевых действий в Египте было сбито несколько десятков своих самолетов, в Сирии тоже сбили более 10 самолетов. Почему? Не была отработана система взаимодействия. Сейчас, когда у нас созданы объединенные направления, стратегические оборонительные районы, неотлаженное взаимодействие между родами войск приведет к тому, что будем сбивать свои самолеты. Раньше у нас такое взаимодействие, оперативное искусство имелось в армиях (ОА) ПВО, сегодня их нет.
Известный эксперт, депутат Госдумы, член Комитета по обороне Александр Тарнаев пишет в «Военно-промышленном курьере»: «В декабре 2011 года создан новый род войск – Войска ВКО. Однако как отмечают многие военные эксперты, этот сам по себе положительный шаг пока не привел к реализации поставленной в концепции ВКО цели – организовать боевые действия разновидовых группировок войск в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану. Командование Войск ВКО в связи с недостаточностью прав не может решать подобные задачи. В ГШ ВС РФ отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой. Создание новой структуры Войск ВКО и их оснащение новыми ВВТ (вооружение и военная техника – Ред.) происходят медленно и не соответствуют масштабам возможной угрозы для страны. Единая система ПВО и ВС РФ распалась на пять самостоятельных частей – четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск ВКО».
Есть и другие важные вопросы, например, по самолету МиГ-31. Вот крупный наш военный теоретик, президент Академии военных наук, генерал армии Махмут Гареев пишет: «Нет более важной задачи для судьбы всего нашего Отечества, чем задача создания эффективной воздушно-космической обороны». И спрашивает: почему самый лучший истребитель в мире, на который мы так надеялись, переделывают в бомбардировщик? И на слушаниях, которые проводились в Государственной Думе то же самое указывается по МиГ-31 – лучше этого истребителя не было и нет, а его сейчас переделывают, укорачивают его возможности…
— Вы тоже считаете, что это ошибка?
— Это очень большая ошибка. Говорят, что элементная база, вроде, устарела. Но если есть какая-то другая элементная база на новых типах самолетов, почему они не имеют таких возможностей, как МиГ-31? Да если восстановит МиГ-31МД, это — лучшее что есть для уничтожения низкоорбитальных космических средств, это была бы великая сила у командующего воздушно-космической обороны.
Те, кто информирует наше высшее руководство по самолету МиГ-31МД, не имеют полного представления об этом самолете.
Я летал еще на опытном Миг-31 вместе с нашим знаменитым испытателем Александром Васильевичем Федотовым. Кстати, когда встал вопрос о создании спарки для МиГ-31, мы с Федотовым в ВПК доказали, что можно ее не делать, а улучшить перископ и пользоваться им. Этим самым были сэкономлены миллиарды рублей.

— Николай Иванович, то, о чем вы говорите, опыт ваш и ваших коллег, заслуженных военных летчиков, востребованы? К вам прислушиваются там, наверху?
— Нет, опыт не востребован. Впрочем, какое-то влияние, пожалуй, оказываем. Вот, например, пришли ко мне конструктор и член нашего клуба –заслуженный летчик – и рассказывают: наш президент Владимир Владимирович Путин говорит о том, что надо развить до такого состояния авиацию, чтобы она была способна летать до каждого населенного пункта и обеспечивать людей почтой, транспортными средствами, помогать в сельском хозяйстве. И вот конструктор мне говорит: я сконструировал новый самолет такого типа, подобный Ан-2, но с гораздо более высокими данными – в 3-4 раза лучше и по скорости, и по дальности, и по дешевизне, но нигде не можем пробить ему дорогу. Полезный разговор был и по другим новым типам самолетов. Мы довели нашу точку зрения до руководства. И очень правильно, что главком ВВС В.Н. Бондарев дал команду на переучивание пяти летчиков-инспекторов, которые бы параллельно с испытателями знакомились с особенностями самолетов нового поколения.
— Николай Иванович, вот перед нами статья из газеты «Завтра», где военный эксперт Сергей Анучин говорит о том, что американская противоракетная оборона, по сути, не противо-, а самая настоящая ударная. Вы согласны?
— Совершенно. Под видом противоракетной обороны США создали ударные силы, которые буквально через 6-8 минут, если они будут дислоцироваться там, где намечено, будут уже иметь воздействие на наши объекты.
— То есть это, по сути, будет пистолет, приставленный к виску?
— Ну, может быть, и так… Но наша задача не только дипломатически, но и реально противопоставить этой угрозе свои действенные средства. Это, отмечу, не только мое мнение, это и мнение высшего руководства нашей страны. На всех больших форумах и глава нашего государства об этом говорит.
— Эксперты говорят и о том, что за последнее десятилетие ситуация поменялась, произошел качественный прорыв в ракетных технологиях. Вы согласны с этим?
— Согласен. Не только в Америке, но и у нас появились качественно новые, более эффективные образцы. Это, конечно, необходимо учитывать.
— Семь лет назад вы говорили, что нам было бы достаточно не 100 истребительных полков в ПВО, как раньше, а гораздо меньше, но вооруженных самолетами с более мощными боевыми характеристиками. Вы и сейчас так считаете?
— Да. Столь значительных количественно сил, как в мое время командования авиацией ПВО страны, нам сейчас не нужно. Техника совершенствуется. Еще раз повторяю, если модернизировать МиГ-31 и создать новые самолеты пятого поколения, то эти силы сыграют очень большую роль в защите нашего неба.
— Вы говорили в прошлый раз, что, побывав в Калининградской области, в гвардейском Сандомирском ордена Александра Невского авиационном истребительном полку имени Александра Покрышкина, увидели прославленный полк в таком плачевном состоянии, что были просто потрясены… Говорили, что написали письма министру обороны, главкому ВМФ, получили ответы от начальника Генштаба, от командующего ВВС Балтийского флота, были приняты определенные меры, положение в полку улучшилось.
— Так оно и было. Но за годы последних реформ в Вооруженных силах, как мы знаем, авиаполки были преобразованы в авиабазы. Я в Калининграде с 2005 года не бывал. Какое там сегодня состояние, не знаю.
— Но части имени Покрышкина уже не существует…
— Нет. Прошел такой слух, что вроде будет, но уже не имени Покрышкина, а имени маршала Борзова, в свое время командующего авиацией Военно-морского флота.
Кстати говоря, мне позвонили недавно и сообщили, что имя Покрышкина присвоено 62-му истребительному полку на Черном море, которым я командовал с 1958 по 1963 год, и меня приглашают на презентацию присвоения имени Покрышкина этому полку, который сейчас превращен в авиабазу.
— Но это в Вооруженных силах Украины?
— Да.
— То есть Украина присвоила своей части имя Покрышкина, а мы ликвидировали… Это нормально?
— Нет, это ненормально. Правда, отмечу, что имя А.И. Покрышкина присвоено Ржевской бригаде ПВО, где несколько послевоенных лет Александр Иванович командовал истребительным авиакорпусом. Это радует, А огорчает меня то, что созданный из бронзы четырехтонный памятник маршалу А.И. Покрышкину стоит сейчас на тротуаре в Саранске, никак не решится вопрос о его установке на улице Покрышкина в Москве.
— Вы еще говорили о Ейском военно-морском летном училище, оно сейчас в каком состоянии? И вообще где у нас сегодня готовят летчиков-истребителей?
— Готовят только в Краснодаре. Спросите — достаточно ли одного центра на всю Россию? Конечно, нет…
В Ейске сейчас Центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации. Здесь же центр боевого управления штурманов. Но я еще больше утвержден во мнении, что, если бы воссоздали Ейское училище, оно было бы очень кстати вписано в воздушно-космическую оборону. Подготовленные здесь кадры обеспечивали бы боеготовность авиации ВКО.
— Вы семь лет назад говорили о явно недостаточном налете российских летчиков-истребителей. А всем, кто с авиацией знаком, известно, что, чем больше налет у летчика, тем уровень его выше. Сейчас какая ситуация в этой области?
— Естественно, для летчика-истребителя налет, особенно с боевым применением, это хлеб его и воздух. Сейчас отношение к налету изменилось в лучшую сторону. Наш клуб курирует полк, точнее, авиабазу Хотилово. Так вот, мой подопечный, хороший парень, выпускник 2010 года старший лейтенант Александр Малевин уже летает на МиГ-31 днем и ночью, а недавно приступил к дозаправке самолета в воздухе – это сложнейший вид боевой подготовки.
— Какой же у него налет в год?
— В конце года у него налет в пределах 100 часов.
— Это нормально?
— Это нормально. Хорошо.
— А сколько в американских ВВС имеет налета в год летчик-истребитель?
— Точно не знаю, но гораздо больше.
Что еще важно? Летать – это хорошо, но вопрос – какие именно полеты совершает летчик. Вот Малевин, как я сказал, начинает осваивать дозаправку в воздухе, а это значит — он уже боеготовый летчик, он уже может на самом дальнем рубеже, который только самолет может делать, перехватывать и уничтожать противника. Вот суть.
Истребитель только взлетел и он уже должен быть готов к бою. Вот что такое истребитель. Даже с моральной точки зрения – летчик, настоящий летчик, освоив все виды боевой подготовки и достигнув высоких результатов в своей подготовке, как бойца, очищается от своих человеческих недостатков, таких как зазнайство или, может быть, ложь. Он становится чище душой.

— Это ваше наблюдение?
— Это я точно знаю, сам был летчиком-инструктором. Я говорю о настоящих летчиках. Тем более сейчас, когда летают на сверхзвуковых скоростях.
— Можете вы сказать – семь лет назад и сейчас, у вас настроение лучше или хуже?
— У меня двоякое настроение. Конечно. то, что в последнее время стали давать больше летчикам налета, это хорошо. Подняли зарплату, устроили жилье более-менее. С другой стороны, все равно авиации очень мало и она опять же каким-то образом существует для целей сухопутных войск, под их началом – это меня очень тревожит. Почему? Да потому что, повторяю, главной силой в настоящее время, по моему мнению и по мнению нашего большого коллектива заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов, главной силой должна быть воздушно-космическая оборона.
— Вот так послушаешь вас, Николай Иванович, и мрачные мысли появляются…
— Не надо мрачных мыслей. Мы должны быть оптимистами, упаднических настроений я не принимаю. История показывает — Россия непобедима, и она, конечно, вновь будет великой авиационно-космической державой, занимать одно из ведущих мест в мире.
Сдерживание существует, паритет стратегических ядерных сил сохраняется, и американцы понимают это. Да, наши души тревожат отдельные неполадки, они, конечно, должны быть исправлены.
Надо думать о будущем. Хочу доложить, что пять лет мы, наш Клуб, добивались перепрофилирования 1-го кадетского корпуса из общевойскового в кадетский корпус воздушно-космической направленности. Помог нам первый заместитель министра образования Игорь Сергеевич Павлов. Со следующего года будут принимать в корпус через медицинскую, мандатную комиссии мальчиков и девочек, тех, кто мечтает стать летчиком, космонавтом, конструктором…
— Ну, и последний вопрос, Николай Иванович. Как по-вашему прошло в этом году столетие великого аса, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина?
— Прошло достойно. Я очень рад и благодарен, в первую очередь, председателю оргкомитета, генерал-полковнику Сергею Александровичу Маеву, который возглавляет наше оборонное общество – ДОСААФ России, и его первому заместителю Виктору Николаевичу Чернову. Все мероприятия прошли, считаю, на высшем уровне. В.В. Путин прилетел в Новосибирск, на родину А.И. Покрышкина, где торжества прошли с особенным размахом. Глава государства прилетел именно выразить уважение и показать молодежи, что единственный в годы Великой Отечественной войны трижды Герой достоин того внимания, чтобы сам президент лично участвовал в этих мероприятиях.
Беседу вел Алексей Тимофеев

«Дело авиаторов», 1946 год

А. Кузнецов: Начнем с того, что к «Авиационному делу» 1946 года есть целый ряд вопросов. Первое, что не очень понятно, — что стало спусковым крючком? Иными словами, что запустило это дело? В литературе можно встретить как минимум три версии, которые, кстати, вполне могут дополнить друг друга.

В самом начале, когда только-только начали писать о «деле авиаторов» (в 1994 году в «Военно-историческом журнале» появилась статья полковника Косенко, посвященная этой истории), родилась версия, что арест главкома ВВС Новикова — это месть Василия Сталина прекрасно ему знакомому маршалу авиации за то, что тот якобы не давал ему «выдвинуться». (Хотя какое уж там «выдвижение»? Василий Сталин стал генерал-майором в 25 лет).
С. Бунтман: Не очень похоже на сына вождя народов.
А. Кузнецов: Да. Откуда взялось такое предположение? Что, как говорится, задокументировано по этому случаю? В литературе можно встретить упоминание о разговоре, который состоялся между отцом и сыном в Германии, куда Сталин прибыл на Потсдамскую конференцию и где Василий находился, командуя расквартированной там 286-й истребительной авиадивизией. В ходе беседы Сталин-младший якобы пожаловался родителю на то, что командование ВВС совершенно не следит за качеством самолетов, результатом чего стала массовая аварийность в авиации. Отголоски этого разговора можно найти в письме Василия, которое он написал руководителям государства, находясь в заключении: «Мне неизвестно, какие обвинения были предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, так как я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест А. Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС».

То есть разговор был. Однако состоялся он летом 1945 года, а маршала Новикова арестовали в апреле 1946 года. Получается, что все это время Сталин вынашивал мысль об аресте?
С. Бунтман: Сложновато.
А. Кузнецов: А ведь, как известно, вождь очень плотно занимался авиационной промышленностью в годы войны, держал в своей голове массу цифр, имен и так далее. Сомнительно, чтобы он не имел сведений об аварийности, отказе техники, всяких катастрофах и прочих вынужденных посадках. Они были у него задолго до того, как сын заговорил с ним о совершенно конкретной модели, которую все, кто о ней пишет, называют совершенно «сырой» машиной.

Скоре всего, Василий Сталин здесь ни при чем. Возможно, беседа, которая состоялась у них с отцом, и имела какое-то значение, но вряд ли определяющее. Хотя некоторые исследователи (например, Геннадий Васильевич Костырченко, автор монографии «В плену у красного фараона») уверены в обратном.

А. А. Новиков на обложке журнала Time. (matruska.ru)

Вторая версия, которая, честно говоря, кажется более близкой к действительности, связана с именем крупнейшего советского авиаконструктора и одного из заместителей наркома Шахурина Александра Сергеевича Яковлева, которого очень часто и, видимо, небезосновательно называют любимцем Сталина. Яковлев был человеком склонным к интриге. В этом нет ни малейших сомнений. Впрочем, среди авиаконструкторов это было достаточно распространено.

Как известно, у Яковлева и с Новиковым, и с Шахуриным, двумя главными фигурантами этого дела, были определенные разногласия. Яковлев был человеком чрезвычайно амбициозным. Он продвигал свою фирму, как мог. Видимо, встречал определенные сопротивления, вызванные разными соображениями.

Одним из направлений, которое следствие тщательно пыталось размотать, стало якобы неправильное отношение Новикова и Шахурина к перспективам развития реактивного самолетостроения в Советском Союзе. Шахурин, например, был сторонником того, что не надо пытаться изобретать велосипед еще раз, а скопировать реактивный «мессер». Яковлев же продвигал свою модель. При этом в 1944 году он выступил с большой статьей, в которой говорил о том, что реактивные самолеты, только-только появившиеся у немцев, — это тупиковый путь, вредная и неразумная затея. А через год он уже интриговал, что товарищи Шахурин и Новиков тормозят развитие перспективнейшего направления в самолетостроении.

Ну и, наконец, третья линия — это тогдашний нарком госбезопасности Абакумов. Именно он представил Сталину доклад, в котором содержались цифры и факты, часть которых вошла в обвинительное заключение о неблагополучии в этом ведомстве. Сталин счел этот доклад недостаточно конкретным. Абакумов продолжил копать и представил новый, в котором уже были названы определенные цифры, имена и все прочее. После этого начались аресты. То есть вполне возможно, что это была собственная инициатива наркомата госбезопасности, который всячески демонстрировал свою активность.

Вообще, в деле было три группы обвиняемых, представляющих три разных ведомства. Во-первых, командование ВВС. Помимо самого главкома Новикова был арестован главный инженер и начальник НИИ ВВС Александр Константинович Репин — видный советский технический специалист, человек, который во время войны организовывал все ремонтно-техническое обеспечение. Также были арестованы член Военного совета Шиманов и начальник Главного управления заказов Селезнев.

От наркомата авиапрома были арестованы нарком Шахурин и два куратора соответствующих направлений из ЦК ВКП (б). Собственно говоря, формула обвинения звучала так: «Вступив друг с другом в преступный сговор, они при потворстве кураторов из аппарата ЦК ВКП (б) в течение предшествовавших трех с половиной лет оснащали военно-воздушные части бракованной авиатехникой, что сорвало 45 тысяч боевых вылетов и привело к 756 авариям и 305 катастрофам самолетов».

В апреле 1946 года, еще до ареста Новикова, Сталин своим письмом, которое рассылалось среди членов Политбюро, секретарей ЦК и руководителей вооруженных сил и к которому прилагались выдержки из показаний с предварительного следствия уже арестованных Шахурина и других, сообщил о разоблачении крупного антигосударственного заговора. А потом в формулу приговора это не вошло. То есть заговора как такового там не было. Говорилось о попустительстве, об отсутствии должного контроля, о невнимательности, о халатности, наконец.
С. Бунтман: А почему?
А. Кузнецов: Есть полное ощущение, что мягкость приговора и другие аспекты этого дела — это часть политики, существовавшей в то время, напоминание военным об их месте, некий щелчок по носу. Ведь Сталин ценил этих людей. Они, безусловно, были нужны ему в резерве. А к Новикову и Шахурину он, видимо, вообще питал некоторую слабость, считая их ценными кадрами.

Александр Сергеевич Яковлев. (yak.ru)

Собственно, что показал Шахурин в суде: «Показания в ходе предварительного следствия я полностью подтверждаю. Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного Комитета Обороны и в этом самое мое тяжкое преступление. Я признаю, что 800 самолетов оказались совершенно негодными».

Шиманов: «Вместо того чтобы доложить народному комиссару, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах».

(Народный комиссар говорил, что он не доложил председателю Государственного Комитета Обороны. Один из его замов: «Мы не доложили народному комиссару»).

Селезнев: «Масса моторов выходила из строя. Беру на себя вину, что военпреды сдавали в части формально «годные», а на самом деле дефектные самолеты».

Григорьян, один из кураторов из ЦК ВКП (б): «Будучи заведующим отделом ЦК ВКП (б) по авиационному моторостроению, я знал, что бывший нарком авиационной промышленности Шахурин в погоне за количественными показателями выполнял планы выпуска авиационной техники, не обеспечивая ее надлежащего качества. Я виноват в том, что зная, что Шахурин выпускал и поставлял на вооружение ВВС бракованные самолеты и моторы, не принимал мер к пресечению этой деятельности».
С. Бунтман: Такое ощущение, что все эти показания написаны под копирку.
А. Кузнецов: Разумеется, формулировки в них практически одни и те же.

В результате Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством Василия Васильевича Ульриха приговорила Шахурина к семи годам, Репина к шести, Селезнева к шести, Новикова к пяти, Шиманова к четырем, Будникова и Григорьяна — к двум годам тюремного заключения. Был наложен арест на имущество, принадлежащее осужденным. Гражданский иск к ним был определен в сумме более 500 тысяч рублей. По ходатайству Военной коллегии Президиум Верховного совета СССР лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева воинских званий и правительственных наград.

Да, в связи с этим делом был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП (б) Маленков, который во время войны курировал в том числе и соответствующее направление наркомата авиапрома. И хотя формально он остался зампредом Совмина, Сталин совершенно явно отправил его в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП (б) стал Жданов.

После смерти вождя Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела «дело авиаторов» и отменила приговор «за отсутствием состава преступления». Все семеро осужденных были освобождены. Их восстановили в партии, вернули награды и воинские звания.
Статья основана на материале передачи «Не так» радиостанции «Эхо Москвы». Ведущие программы — Алексей Кузнецов и Сергей Бунтман. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно .

Летное счастье генерала Москвителева

Накануне 90-летнего юбилея знаменитый ветеран совершил очередной полет на высший пилотаж Алексей Тимофеев 27.07.2016

Одним из лучших летчиков своего времени называют генерал-полковника авиации Николая Ивановича Москвителева. Сегодня он – старейший и авторитетнейший хранитель традиций отечественных летчиков-истребителей.

До фанатизма преданный своему делу, Н.И. Москвителев за 42 года летной деятельности освоил более 30 типов (и их модификаций) самолетов и вертолетов. налетал более 4000 часов. Свой 80-летний юбилей в 2006 г. он отпраздновал полетом на истребителе Су-30, выполнив весь высший пилотаж с перегрузкой до 6 единиц. И вот накануне 90-летнего юбилея генерал совершил с аэродрома Минского аэроклуба полет на Як-52 с той же перегрузкой!

Свою жизнь он считает на редкость счастливой, в книге воспоминаний «Линия жизни» пишет: «Летчик, особенно истребитель, испытывает наивысшее состояние души, ощущает неземное чувство, когда он один в бескрайнем темно-фиолетовом небе на высоте 20 000 м на скорости, равной двум, трем скоростям звука… Только истребителю доступен высший пилотаж, он один в своей кабине и пилот, и штурман, и стрелок-радист. Летчик-истребитель – самая трудная, но и самая интересная профессия».

С 1977 по 1987 год Н.И. Москвителев – командующий авиацией ПВО страны. В ее состав, помимо других структур, входили тогда 103 боевых полка, 3000 самолетов и более 5000 летчиков. Это — время мощного развития войск ПВО: освоены авиационные комплексы Су-15, Су-15ТМ, МиГ-23, Ту-128, МиГ-25 и МиГ-31; важнейшие воздушные направления закрыты полками, вооруженными МиГ-25, МиГ-31, Су-27 в АСУ «Рубеж».

Кроме того, Н.И. Москвителев был заместителем председателя и председателем Государственных комиссий по приему новой авиационной техники – знаменитых самолетов МиГ-25п, МиГ-23 млд, Су-27, МиГ-31м, А-50, М-17 и катапультируемого кресла К-36.

Колоссальный задел той поры и сегодня обеспечивает России безопасность. «Главное для обороны любого государства – уберечь небо. Это все должны понимать, – говорит Н.И. Москвителев. – Если мы не будем в состоянии отразить удар с воздушно-космического направления, то можем за считанные минуты потерять 80% своего потенциала».

Родился Николай Иванович 27 июля 1926 г. на Волге, в селе Вязовый Гай Куйбышевской области, в семье потомственных русских крестьян-хлебопашцев. Прадед-богатырь был ветераном русско-турецких войн, кавалером трех Георгиевских крестов.

В 17 лет 29 ноября 1943 г. пришел в военкомат с просьбой отправить добровольцем на фронт. Был зачислен в 1-ю военно-морскую школу первоначального обучения, 1 января 1944-го принял присягу. Курсанты рвались на фронт, но готовили летчиков-истребителей уже основательно, не бросали в бой «желторотиков». Только в августе 1947 г. Москвителев сдает выпускные экзамены в Ейском Военно-морском ордена Ленина авиационном училище летчиков имени И.В. Сталина и направляется на Балтийский флот в 4-й гвардейский истребительный авиаполк, где летает на Р-39 («Аэрокобра») и Р-63 («Кингкобра»). В 1950 г. отозван в родное училище в качестве летчика-инструктора, за четыре года обучил отлично летать на самолетах Ла-7 и МиГ-15 40 курсантов.

Затем, как лучший методист, был назначен в Центр боевой подготовки и переучивания руководящего летного состава морской авиации СССР (Рига). Стал старшим штурманом авиационного полка. Выполнял сложнейшие задания, такие как фотографирование авиабазы НАТО на о. Готланд, перехват разведчика «Канберра» на предельном потолке для МиГ-19 первых серий, в ходе которого на высоте 16000 м при стрельбе остановились оба двигателя…

В 1957 г. во время перегонки в Ахтубу для последующих испытаний уникального самолета «Аналог» после разгерметизации кабины на высоте 12000 м, как он сам пишет: «Вновь спасли меня в безвыходной почти ситуации сильный организм, реакция и летное счастье…»

В 1958-1963 гг. — командир 62-го истребительного авиаполка, выполняет самые сложные и рискованные полеты. В 1958 мирном году награжден боевым орденом Красного Знамени.

В 1960 г. полк передается из морской авиации в 8-ю Отдельную армию ПВО, которой командовал первый трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Покрышкин. Прославленный ас вскоре отмечает молодого командира полка. Н.И. Москвителев вспоминает: «Прежде всего, Александр Иванович ценил в людях порядочность. Однажды он сказал мне слова, которые ошеломили меня и врезались навсегда в память: «Запомни, Николай Иванович! Если и дальше будешь таким же порядочным человеком, при всех твоих других качествах, я вижу в будущем в тебе крупного авиационного начальника. Понял?» Я только головой кивнул, дух перехватило, даже не смог вымолвить «спасибо». С тех пор в самых трудных ситуациях – в служебной деятельности или в полете – помню и свято выполняю наказ А.И. Покрышкина.

Я постоянно чувствовал его зоркий контроль за моим служебным и интеллектуальным ростом, личной летной подготовкой, повышением уровня технических знаний. Как бы мимоходом, он учил меня и житейской мудрости.

Например: «Не спеши мстить своему обидчику (врагу) словом, тем более – делом, может быть, он в чем-то и прав? Не спеши, разберись! Скрытому врагу дай понять, что ты раскусил его, и кто он – точно знаешь! Ничего плохого ему не делай. Он сам поймет, и его будет мучить совесть оттого, что ты знаешь о его подлости. Не сделает он выводов – все равно жизнь его покарает!» И точно. На многих примерах в моей долгой и сложной авиационной жизни я убеждался, что Александр Иванович был прав. Ему было дано видеть душу человеческую…».

Мудрым и проницательным запомнился и Москвителев своим подчиненным. Требовательность всегда сочеталась у него с чуткостью и справедливостью.

В 1962 г. 62-й полк был признан лучшим в авиации ПВО страны. С 1963 по 1970 гг. Н.И. Москвителев – заместитель командира дивизии по авиации, начальник авиации Отдельных армий ПВО (Киев, Свердловск). В 1969 г. авиация армии была признана лучшей в Войсках ПВО страны. Почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР» Н.И. Москвителев получил в 1968 г.

После выхода в отставку в 1990 г. Николай Иванович работал в ОКБ МИГ помощником Генерального конструктора по новой технике, главным советником начальника ЛИИ им. М.М. Громова.

В апреле 2007 г. Н.И. Москвителев создает при Московском Доме ветеранов на общественных началах Клуб заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов СССР и РФ, в котором на сегодняшний день числится около 500 членов. Это хранители нашей памяти и традиций.

Николай Иванович – друг нашей газеты. В одном из интервью «Столетию» он сказал: «Мы должны быть оптимистами, упаднических настроений я не принимаю.

История показывает — Россия непобедима, и она, конечно, вновь будет великой авиационно-космической державой, занимать одно из ведущих мест в мире.

Сдерживание существует, паритет стратегических ядерных сил сохраняется, и американцы понимают это».

Н.И. Москвителев награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и многими другими наградами. Кавалер ордена святого благоверного великого князя Дмитрия Донского (получил из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

Ушел из жизни генерал-полковник авиации Николай Москвителев

Генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев скончался на 94-м году жизни. Его называли одним из лучших летчиков своего времени.

До фанатизма преданный своему делу, Н.И. Москвителев за 42 года летной деятельности освоил более 30 типов (и их модификаций) самолетов и вертолетов, налетал более 4000 часов. Свой 80-летний юбилей в 2006 г. он отпраздновал полетом на истребителе Су-30, выполнив весь высший пилотаж с перегрузкой до 6 единиц. Накануне 90-летнего юбилея генерал совершил с аэродрома Минского аэроклуба полет на Як-52 с той же перегрузкой.

С 1977 по 1987 год Н.И. Москвителев – командующий авиацией ПВО страны. В ее состав, помимо других структур, входили тогда 103 боевых полка, 3000 самолетов и более 5000 летчиков. Это – время мощного развития войск ПВО: освоены авиационные комплексы Су-15, Су-15ТМ, МиГ-23, Ту-128, МиГ-25 и МиГ-31; важнейшие воздушные направления закрыты полками, вооруженными МиГ-25, МиГ-31, Су-27 в АСУ «Рубеж».

Кроме того, Н.И. Москвителев был заместителем председателя и председателем Государственных комиссий по приему новой авиационной техники – знаменитых самолетов МиГ-25п, МиГ-23 млд, Су-27, МиГ-31м, А-50, М-17 и катапультируемого кресла К-36.

Колоссальный задел той поры и сегодня обеспечивает России безопасность. «Главное для обороны любого государства – уберечь небо. Это все должны понимать, – говорит Н.И. Москвителев. – Если мы не будем в состоянии отразить удар с воздушно-космического направления, то можем за считанные минуты потерять 80% своего потенциала».

Родился Николай Иванович 27 июля 1926 г. на Волге, в селе Вязовый Гай Куйбышевской области, в семье потомственных русских крестьян-хлебопашцев. Прадед-богатырь был ветераном русско-турецких войн, кавалером трех Георгиевских крестов.

В 17 лет 29 ноября 1943 г. пришел в военкомат с просьбой отправить добровольцем на фронт. Был зачислен в 1-ю военно-морскую школу первоначального обучения, 1 января 1944-го принял присягу. Курсанты рвались на фронт, но готовили летчиков-истребителей уже основательно, не бросали в бой «желторотиков». Только в августе 1947 г. Москвителев сдает выпускные экзамены в Ейском Военно-морском ордена Ленина авиационном училище летчиков имени И.В. Сталина и направляется на Балтийский флот в 4-й гвардейский истребительный авиаполк, где летает на Р-39 («Аэрокобра») и Р-63 («Кингкобра»). В 1950 г. отозван в родное училище в качестве летчика-инструктора, за четыре года обучил отлично летать на самолетах Ла-7 и МиГ-15 40 курсантов.

Затем, как лучший методист, был назначен в Центр боевой подготовки и переучивания руководящего летного состава морской авиации СССР (Рига). Стал старшим штурманом авиационного полка. Выполнял сложнейшие задания, такие как фотографирование авиабазы НАТО на о. Готланд, перехват разведчика «Канберра» на предельном потолке для МиГ-19 первых серий, в ходе которого на высоте 16000 м при стрельбе остановились оба двигателя.

В 1958-1963 гг. – командир 62-го истребительного авиаполка, выполняет самые сложные и рискованные полеты. В 1958 мирном году награжден боевым орденом Красного Знамени.

В 1960 г. полк передается из морской авиации в 8-ю Отдельную армию ПВО, которой командовал первый трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Покрышкин, который становится наставником талантливого летчика и командира.

Мудрым и проницательным запомнился и Москвителев своим подчиненным. В 1962 г. 62-й полк был признан лучшим в авиации ПВО страны. С 1963 по 1970 гг. Н.И. Москвителев – заместитель командира дивизии по авиации, начальник авиации Отдельных армий ПВО (Киев, Свердловск). В 1969 г. авиация армии была признана лучшей в Войсках ПВО страны. Почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР» Н.И. Москвителев получил в 1968 г.

После выхода в отставку в 1990 г. Николай Иванович работал в ОКБ МИГ помощником Генерального конструктора по новой технике, главным советником начальника ЛИИ им. М.М. Громова.

В апреле 2007 г. Н.И. Москвителев создает при Московском Доме ветеранов на общественных началах Клуб заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов СССР и РФ. Это хранители нашей памяти и традиций.

Награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы, тремя орденами Красной Звезды и многими другими наградами. Кавалер ордена святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.

Николай Иванович был другом нашей газеты. В одном из интервью «Столетию» он сказал: «Мы должны быть оптимистами, упаднических настроений я не принимаю. История показывает – Россия непобедима, и она, конечно, вновь будет великой авиационно-космической державой, занимать одно из ведущих мест в мире. Сдерживание существует, паритет стратегических ядерных сил сохраняется, и американцы понимают это».

Как сообщили в Клубе заслуженных военных летчиков, генерал Москвителев будет похоронен на Федеральном военно-мемориальном кладбище в Мытищах 15 февраля.

По инф.

  • In memoruim: еще о некоторых утратах последнего времени —
  • Интересно? Полезно? Хотите помочь редакции?

  • Расскажите об этом своим друзьям!
  • На Кубани нашли мальчика-маугли. Он боится воды и весь покрыт синяками
    В Краснодарском крае в затопленной квартире случайно обнаружили избитого ребенка лет шести. Он боится воды и не умеет пить их кружки.
  • Жители Британских островов боготворили кур и зайцев
    В ходе раскопок в Великобритании выяснилось, что первые зайцы и цыплята были похоронены в отдельных могилах нетронутыми. Исследователи не нашли следов разрезания, что позволяет сделать вывод о том, что животных не употребляли в пищу, а захоронения носили религиозный характер.
  • Лукашенко о коронавирусе: Бог по делу «стукнул людям по голове»
    Белорусский лидер, находясь в храме под Минском, прокомментировал ситуацию с коронавирусной инфекцией в стране и мире. «Думаю, что, наверное, бог нам по делу стукнул по голове», — отметил Александр Лукашенко.
  • При каких условиях можно получить новые выплаты на детей до трёх лет?
    Правительство установило правила перечисления ежемесячных выплат на каждого ребенка до трех лет семьям, имеющим право на материнский капитал.
  • Раиса Рязанова: «С интернетом у меня, мягко говоря, отношения не сложились»
    Раиса Рязанова недавно отметилась в интернете, устроив Инстаграм-эфир вместе с артистом Александром Моховым. Сама актриса призналась, что с всемирной паутиной у неё нелады, из-за чего даже возник один неприятный казус с «подставной» сетевой страничкой.
  • Внуков будут готовить к ОГЭ и ЕГЭ… по телевизору!
    Министерство просвещения России 22 апреля начнет образовательное вещание «Моя школа в online» для подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
  • Прогноз ученых: мы можем потерять акул и китов
    К 2120 году на нашей планете может вымереть каждое пятое крупное морское животное. К такому выводу пришли ученые, изучающие влияние человека и климата на мегафауну морей и океанов.
  • Аксенов попросил пока не приезжать в Крым
    Глава Крыма Сергей Аксенов через социальные сети призвал россиян временно воздержаться от поездок в Крым. С 20 апреля органы МВД Крыма начнут массовую проверку соблюдения гражданами, уже въехавшими на полуостров с момента введения режима повышенной готовности, соблюдения режима самоизоляции. Такое поручение глава Крыма Сергей Аксенов дал полиции.
  • Коронавирусный диагноз экономиста: большинство не выживет без работы больше месяца!
    Экономист Сергей Хестанов: «Я помню обещания государства, начиная еще с Леонида Ильича Брежнева. И храню как реликвию пожелтевшую книгу, где написано, что в 1980-м году будет коммунизм, и все всем будет бесплатно»
  • Как кошачьему лемуру самочку привлечь? Источать запах фруктов и цветов надо
    Японские ученые идентифицировали запах, которым самцы кошачьих лемуров (Lemur catta), живущих на юге Мадагаскара, привлекают самок. Возможно, в данном исследовании впервые обнаружено наличие феромонов у приматов.
  • Популярный у молодежи певец предлагает послушать сказки для всей семьи
    Солист группы «Руки вверх!» Сергей Жуков запустил в сети подкаст «Сказки от Жуковых», в котором приняли участие его супруга и дети, сообщила пресс-служба музыканта.
  • Путин: пик заболеваемости коронавирусом еще впереди
    Пик заболеваемости коронавирусом в России еще впереди. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на онлайн-совещании с экспертами-вирусологами по вопросам борьбы с COVID-19. Отметим, что по последним данным, количество заразившихся уже превысило 47 тыс. человек, умерли 405 пациентов, выздоровели 3 тыс. 446. Ситуация в регионах при этом продолжает вызывать опасения…
  • Певица Валерия в свой день рождения поблагодарила маму за любовь к музыке
    Известная российская певица Валерия 17 апреля отметила свой день рождения. Трудно поверить, но ей исполнилось 52 года!
  • Не стало советского актера и режиссера Резо Эсадзе
    Советский, грузинский режиссер, сценарист, актер, художник и поэт Резо Эсадзе умер на 87-м году жизни в Тбилиси 18 апреля. Об этом сообщает Грузия Online без указания причин смерти кинематографиста.
  • Тревожно: после пандемии нам предрекают волну алкоголизма и бытового насилия
    «Доктор Азат Асадуллин, главный врач больницы в южно-центральной части России, пытается подготовиться к притоку пациентов. Он готов развернуть дополнительные койки и запасается лекарствами и дезинфицирующими средствами. Беда, к которой готовится доктор Асадуллин — это алкоголизм», — пишет The New York Times.
  • А у вас есть финансовая «подушка безопасности»? Советуют подготовить
    Оптимизация бюджета и создание финансовой «подушки безопасности» в каждой семье сегодня становятся необходимостью, убежден заместитель директора Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ) Сергей Макаров.
  • «Врач может быть заразным»: нетрезвые мужики избили экипаж скорой
    Двое нетрезвых мужчин напали на водителя скорой помощи, которая прибыла в Кирово-Чепецк на место возможного очага коронавирусной инфекции. В задачу медиков входило взять мазки на возбудителя COVID-19 у жильцов многоквартирного здания.
  • Коронавирус стирает социальные границы между людьми, а частные клиники… восстанавливают
    Последние события в мире стирают все принятые рамки. Коронавирус не видит различий между богатыми и бедными, представителями власти и простыми продавцами в супермаркетах. Оказаться инфицированным может совершенно любой представитель человечества на планете Земля. Различие лишь в том, как будет проходить лечение инфицированного человека. Вот тут четко видны все социальные отличия.
  • Кошмарно: 10-летний мальчик избил молотком пенсионерку
    В городе Всеволожске Ленинградской области следователи выясняют обстоятельства нападения 10-летнего мальчика на пожилую женщину, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах. Ребенок избил пенсионерку молотком и отобрал у нее банковскую карту.
  • Легендарной «Копейке» ВАЗ-2101 исполнилось полвека
    Исполнилось 50 лет с выпуска первых автомобилей марки Lada. 19 апреля 1970 года со сборочного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101.

Заслуженный военный летчик СССР, кандидат военных наук

Семье Москвителевых довелось с лихвой хлебнуть тягостей начала 1930-х годов, когда в Поволжье бушевал голод. В 1938 году из-за подорванного здоровья умерла мать Николая, и отец с сыном остались одни. Иван Дмитриевич продолжал работать слесарем на МТС, но денег на жизнь не хватало. Когда началась война, истощенный Николай, бросив школу, пришел в военкомат с просьбой направить его на фронт. Там ему предложили поступить учиться в школу летчиков. Николай согласился и стал курсантом 1-й школы морских летчиков в городе Куйбышеве.

В летной школе будущий летчик-ас впервые освоил У-2 и УТ-2. Некоторых его собратьев по летному делу сразу после окончания учебы отправляли на фронт, в полки ночных бомбардировщиков на У-2, а Николай в конце 1944 года получил предписание продолжить обучение в Ейском военно-морском авиационном училище имени И.В. Сталина. Он готовился стать истребителем и надеялся, что еще успеет повоевать. Но война закончилась, и срок окончания училища был отодвинут: на долю курсантов выпала трудная миссия по восстановлению разрушенного войной Ейска. Лишь в 1946 году курсанты снова начали летать.

В 1947 году Николай Москвителев завершил учебу и был направлен летчиком-истребителем в 4-й Балтийский флот, в город Халигенбаль (ныне Мамонов), под Калининградом. В полку, где ему предстояло служить, не оказалось тех самолетов, на которых он учился летать (Ла-5), и ему пришлось переучиваться на «аэрокобру» и «кингкобру» (P-39, P-63).

Через 2,5 года его отозвали обратно в Ейск, где для обучения курсантов-летчиков требовались опытные инструкторы. Ему дали летную группу, и Москвителев приступил к интенсивному обучению курсантов на самолетах Ла-7 и Ла-9. В 1952 году успешно переучился на реактивную технику (МиГ-15) и уже в качестве командира звена обучал курсантов-летчиков. Всего он выпустил в боевые части 36 летчиков.

В 1953 году Николая Москвителева перевели в Ригу и включили в группу Особого полка подготовки летного состава морской авиации под командованием подполковника И.М. Лукина. В составе 11 летчиков-инструкторов ему предстояло сначала самому освоить реактивные Як-25, МиГ-17 и МиГ-19, а затем переучивать на эти самолеты руководящий состав всех флотов. Здесь он служил сначала командиром звена, командиром авиаэскадрильи, потом штурманом полка.

В 1957 году полк, как выполнивший свою задачу, был расформирован, и майор Москвителев был назначен в Севастополь на должность заместителя командира авиаполка. Однако спустя полгода был переведен на должность старшего инспектора-летчика ВВС Черноморского флота, а в апреле 1958 года стал командиром истребительного авиационного полка в составе ВВС ЧФ.

В 1960 году началось расформирование истребительных частей морской авиации. В апреле на аэродроме Бельбек под Севастополем Николай Иванович встречал комиссию под руководством генерала Г.В. Громова. Ее задачей было принять истребительный авиационный полк Москвителева, переведенный из ВВС Черноморского флота в состав Отдельной армии ПВО. Вместе с комиссией прибыл А.И. Покрышкин. Выслушав краткий доклад командира полка, Александр Иванович спросил:

— Как вы, товарищ майор, относитесь к переходу вашего полка в состав войск ПВО?

— Положительно, — ответил командир.

— А морскую форму не жалко менять?

— Жалко, — честно признался Москвителев.

— Молодец! Не кривишь душой!

Так состоялось знакомство Николая Ивановича с легендарным летчиком и военачальником, под командованием которого ему доведется служить немало лет и которого он назовет своим учителем — вторым отцом.

Полк Москвителева был принят в состав Отдельной армии ПВО, а в 1962 году был объявлен лучшим в авиации ПВО страны. 1 мая во время построения личного состава для торжественного марша Москвителева срочно вызвали к телефону. На проводе был А.И. Покрышкин, который, сообщив, что в воздухе реальный противник — высотный разведчик, приказал занять готовность № 1 и быть готовым уничтожить разведчика, если он зайдет в зону досягаемости. «Не могу передать мои чувства радости и гордости от того, что только мне — командиру полка — доверил сам Покрышкин. Такая задача ставилась не только Москвителеву, а многим летчикам-высотникам, имеющим опыт полетов на самолетах МиГ-19 «СВ «.

В 1963 году при назначении на должность заместителя командира дивизии по авиации, Москвителев по настоянию А.И. Покрышкина написал рапорт с просьбой принять его на учебу в Военно-командную академию ПВО. Александр Иванович тогда сказал: «Будешь заочно учиться, продолжать летать, учить других. И запомни! Будешь таким же порядочным человеком, при всех твоих качествах я вижу в тебе будущего крупного авиационного начальника». С тех пор в самых трудных жизненных ситуациях Николай Иванович помнил и свято выполнял этот наказ прославленного летчика.

В 1967 году Н.И. Москвителев становится заместителем начальника авиации Отдельной армии ПВО в Киеве, которой командовал Покрышкин. И здесь он постоянно чувствовал его контроль за своим интеллектуальным ростом, повышением уровня тактических знаний и боевого мастерства.

С началом пражских событий Николай Иванович, получив в командование три штатных авиационных полка, вместе с ними вылетел на выполнение боевой задачи в Чехословакию, а в конце 1968 года его назначают в Свердловск — заместителем командующего Отдельной армией ПВО — начальником авиации армии. В 1970 году после окончания академии полковник Москвителев становится заместителем командующего авиацией Московского округа ПВО, через 4 года — командующим авиацией округа, членом Военного совета, а с апреля 1977 года — командующим авиацией ПВО страны, сменив на этом посту дважды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации А.Е. Боровых.

Находясь на этих должностях, в течение 17 лет Н.И. Москвителев в качестве председателя и заместителя председателя Государственных комиссий принимал активное участие в создании, испытании и внедрении в войска новейшей авиационной техники, в том числе МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, Су-27, А-50, многие из которых и сегодня являются лучшими в мире самолетами своего класса. В сотрудничестве с генеральными конструкторами Р.А. Беляковым, М.П. Симоновым, главнокомандующим ВВС главным маршалом авиации П.С. Кутаховым и главнокомандующими войсками ПВО страны Маршалом Советского Союза П.Ф. Батицким, главным маршалом авиации А.И. Колдуновым и маршалом авиации Е.Я. Савицким участвовал в совершенствовании и расширении боевых характеристик и испытаниях боевых самолетов, в научных исследованиях по многим перспективным проектам развития военной авиации и техники. В тесном контакте на земле и в воздухе с прославленными летчиками-испытателями Героями Советского Союза А.В. Федотовым, О.С. Гудковым, П.М. Остапенко, В.С. Ильюшиным, Б.А. Орловым, В.П. Пугачевым, А.Н. Квочуром и другими наращивал боевую готовность авиации ПВО страны.

В марте 1987 года Н.И. Москвителева направляют представителем Штаба Объединенных Вооруженных Сил Варшавского Договора при Командующем ВВС и ПВО армии ГДР. В 1990 году Николай Иванович вышел в отставку в звании генерал-полковника.

После увольнения из рядов Вооруженных Сил в течение нескольких лет Н.И. Москвителев работал помощником генерального конструктора ОКБ имени Микояна. С 1993 года и по настоящее время он является главным советником Пилотажно-исследовательского центра Летно-исследовательского института имени М.М. Громова.

Воспитанный Е.Н. Преображенским, А.И. Покрышкиным, П.Ф. Батицким и А.И. Колдуновым, Николай Иванович Москвителев, продолжая славные авиационные традиции, также воспитал целую плеяду высокопрофессиональных летчиков, авиационных командиров, таких как: генерал-полковник В.И. Андреев, генерал-полковник В.Г. Царьков, генерал-полковник Г.Б. Васильев, генерал-лейтенант В.И. Цибизов, генерал-лейтенант О.В. Ленгаров, генерал-лейтенант П.И. Кузьмин, генерал-майор Г.В. Колупаев и многие другие генералы и полковники. Сохраняя свою преданность авиации и несмотря на свой возраст, он и сегодня периодически совершает полеты, изумляя своим пилотажным мастерством.

До фанатизма преданный летному делу, Н.И. Москвителев много летал, демонстрируя наиболее сложные виды летной подготовки при самых жестких минимумах, неоднократно проявляя мужество и героизм при освоении и испытаниях головных образцов сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, каждый раз сохраняя уникальный образец новой машины. Всего он освоил 34 типа самолетов (модификаций), налетав на истребителях около 4 тысяч часов.

Николай Иванович является одним из авторов учебника для вузов «Прикладные методы сравнительной оценки и боевые потенциалы авиационной военной техники», а также автором ряда публикаций в периодической печати. С 1998 года Н.И. Москвителев является членом общественной организации «Российское воинское братство».

Н.И. Москвителев — заслуженный военный летчик СССР (1968), кандидат военных наук (1984). Он кавалер орденов Почета, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Дружбы, трех орденов Красной Звезды, орденов Болгарии и ГДР, а также 24 медалей, в том числе медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Николай Иванович очень любит театр, музыку, много читает. В молодые годы уделял внимание спорту, сейчас является страстным болельщиком спортивных игр и легкой атлетики. Летом любит работать на даче.