Морской флот Казахстана

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ВМС МО РК)

Флаг ВМС РК (относятся к МО РК)
Указом Президента Республики Казахстан No 1085 от 7 мая 2003 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан» созданы Военно-морские силы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Основными задачами Военно-морских сил являются:

Защита неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря.
Отражение нападения и нанесение поражения агрессору, участие в локализации и пресечении вооруженных конфликтов.
Охрана и оборона водных районов, включая портовые зоны, а также платформы и искусственные острова с размещенными на них объектами нефтегазодобычи.
Ведение противоподводно-диверсионной обороны.
Обеспечение с моря действий Сухопутных войск, обеспечение высадки морского десанта, перевозки войск и материальных средств, траление морских мин.
Ведение разведывательных действий, включая радиолокационное наблюдение в море в интересах ПВО страны.
Выполнение с военно-морскими силами прикаспийских государств задач по совместной обороне в соответствии с международными договорами.
Проводка нефтеналивных судов (танкеров) и других гражданских судов.
Навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания.
Осуществление поисково-спасательных работ на море во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Отработка учебно-боевых задач совместно с соединениями и частями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
Подготовка военно-морских специалистов на базе Военно-морского института МО РК.
Оказание помощи государственным органам Республики Казахстан при осуществлении ими природоохранных и контрольных функций, а также при ликвидации последствий экологических бедствий и катастроф на море.
Структура и Состав Военно-морских сил
Структура ВМС определена Указом Президента Республики Казахстан и включает в себя:
— органы управления
— рода войск
— специальные войска
— тыл
— военно-учебные заведения
Главная база ВМС — морской порт Актау. Актауский военно-морской институт готовит специалистов по трем специальностям: «штурман», «электрики-дизелисты», «радиотехническое вооружение и связь». Дополнительный порт ВМС — порт Баутино.
В состав ВМС входят бригады береговой охраны (морская пехота), береговая артиллерия и Каспийская флотилия.

Казахстан планирует приобрести систему береговой обороны на основе противокорабельной ракеты MBDA — Exocet MM40 Block 3.

Бригады береговой охраны (Морская пехота)

Формируются из солдат, которые соответствуют специальным требованиям. Призывники, претендующие попасть в часть морской пехоты, во-первых, не должны иметь ограничений по медицинским показателям. Во-вторых, рост должен быть не менее 170 см. В-третьих, предпочтение отдавалось тем призывникам, что получили допризывную подготовку в военно-технических школах.

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ КНБ РК (РУ БОХР ПС КНБ)

(внимание! БОХР ПС КНБ РК не относятся к ВМС МО РК!)

Флаг кораблей и судов ПС КНБ РК

Флаг начальника морского управления ПС КНБ РК

Флаг командира соединения кораблей ПС КНБ РК
Кроме того, военно-морские силы есть у Пограничной службы КНБ РК — 3 дивизиона. Два первых дивизиона в Баутино, третий дивизион — в Атырау. В первом дивизионе — 4 катера типа «Буркит», 2 судна типа «Барс». Во втором дивизионе — 3 катера типа «Буркит», 2 корабля типа «Барс», 3 катера типа «Safe boat», 2 катера типа FC-19.
Некоторые катера размещены на реке Или для патрулирования казахстанско-китайской границы.
Охрана государственной границы в Прикаспийском регионе началась с создания морского дивизиона в поселке Баутино Тупкараганского района. Как известно, протяженность морских границ в казахстанской части вод Каспийского моря, освоение и охрана которых началась с 1995 года, составляет свыше 2000 километров с учетом территориальных вод и континентального шельфа. В тот год и был спущен на воду первый пограничный катер вновь созданных морских частей пограничных войск Республики Казахстан.
На заседании Совета безопасности Республики Казахстан в 2007 году было принято решение о создании единой структуры на Каспийском море с возложенными на нее функциями охраны и обороны, а также оказания содействия природоохранным структурам в сохранении биоресурсов моря. И в мае 2008 года приказом председателя КНБ РК от 29 мая было создано структурное подразделение береговой охраны (БОхр) с переподчинением некоторых сухопутных подразделений РУ «Батыс», контролирующих казахстанское побережье.
Перед пограничниками береговой охраной поставлен ряд задач. Это охрана и защита Государственной границы Республики Казахстан, ее территориальной целостности и неприкосновенности, экономических интересов на морском и сухопутном участках границы. Пресечение противоправной деятельности в казахстанской части вод Каспийского моря, природных богатств и окружающей среды в пограничной полосе, содействие правоохранительным органам в защите граждан, участие в решении задач обороны и безопасности Республики Казахстан на государственной границе и многое другое.
Морские дивизионы управления сегодня это хорошо оснащенные и вооруженные современным оружием и новыми технологиями воинские формирования с опытными и грамотными офицерами, мичманами и матросами, способными противостоять угрозам национальной безопасности Республики Казахстан. В деле охраны границы комплексно применяются все имеющиеся силы (сухопутные, морские и воздушные) и средства. Имеется авиационная техника, адаптированная для полетов над акваторией Каспийского моря и позволяющая решать задачи авиационного обеспечения в любых погодных условиях и времени суток, которая дислоцируется в городе Актау. Пограничная авиация и посты технического наблюдения обеспечивают разведку надводной обстановки в пределах территориальных вод Республики Казахстан. В перспективе планируется образование отдельной авиационной эскадрильи.
Региональное управление возглавляет генерал-майор Утяпов Шинтас Сарбасович.

Все о военно-морском флоте Казахстана

Однако лишь 2 апреля 1993 года указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева были созданы военно-морские силы с военной морской базой, которая находится в Актау.

Постепенно казахстанский военно-морской флот стал набирать кадры и решать вопросы военно-технического обеспечения.

Оправданный и долгосрочный процесс строительства ВМС оказался краткосрочным проектом

Точка отсчета

17 ноября 1997 года вышел очередной указ верховного главнокомандующего Казахстана о расформировании ВМС как вида Вооруженных сил, а имеющиеся в наличии катера и суда вместе с экипажами были переданы морским пограничникам – Береговой охране.

Спустя 6 лет, 7 мая 2003 года, последовал указ президента Казахстана №1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных сил Республики Казахстан».

В документе правительству республики предписывалось

«обеспечить образование органов управления Военно-морских сил и создание необходимой инфраструктуры Военно-морских сил в соответствии с государственной программой военного строительства в Республике Казахстан на период до 2005 года».

Фактически с этого момента и начался отсчет казахстанских Военно-морских сил. В этот период была разработана концепция развития ВМС, сформированы основные силы, в состав которых вошли бригады береговой охраны (морская пехота), береговая артиллерия и Каспийская флотилия. Главной базой ВМС стал морской порт Актау, а дополнительной – порт Баутино.

Вооружение и техника

По данным Global Fire Power, по состоянию на 2017 год ВМФ Казахстана занимает 88 место в мире

Казахстанская флотилия состоит из ракетно-артиллерийских кораблей казахстанского, российского и южно-корейского производств.

ВМС в разное время пополнялись относительно крупными катерами:

  • ракетно-артиллерийскими «Казахстан», «Орал», «Сарыарка» и «Мангыстау» (проект 0250, построены в Уральске; последний был спущен на воду 27 апреля 2017 года),
  • тремя артиллерийскими катерами типа Sea Delphin (переданы Южной Кореей в 2006 году), получившими названия «Шапшан», «Батыр» и «Изет»,
  • одним артиллерийским катером типа «Turk», переданным Турцией в 2001 году Казахстану и получившим название «Найзагай».

Также на вооружении стоит рейдовый тральщик «Алатау», переданный Россией в марте 2017 года.

Флагманом флота является ракетно-артиллерийский корабль «Казахстан», созданный в Казахстане в 2012 году

Ракетно-артиллерийский корабль «Мангыстау». Фото: http://joxi.ru

На вооружении также стоят:

  • 7 бронекатеров типа «Кортик»,
  • 4 десантных катера, переданных США в 2009 году,
  • гидрографическое судно «Жаик», построенное в Астрахани в 2008 году.

Кроме того, к ВМС относится морская пехота, морская авиация, укомплектованная вертолетами МИ-8 и МИ-2, береговая артиллерия.

В последнее время обновление парка военной техники ВМС идет ускоренными темпами

Не числом, а умением

По состоянию на 2017 год численность всех вооруженных сил республики составляла 49 тыс. человек, включая:

  • сухопутные силы – 30 тыс.;
  • ВВС и войска воздушной обороны — 12 тыс.;
  • ВМФ — 3 тыс.;
  • Центральный армейский аппарат – 4 тыс.

Однако

несмотря на незначительную численность МВФ, личный состав справляется с поставленными задачами

Для вооруженных сил любой страны перемещение кадров является сопутствующим процессом. В апреле 2018 года от должности главнокомандующего ВМС Казахстана был освобожден вице-адмирал Жандарбек Жанзаков. На его место назначен капитан 1 ранга Сакен Бекжанов.

Таким образом, в руководстве ВМС основное ядро составляют капитаны 1 ранга (Марат Жанаев, начальник главного штаба, первый заместитель Главнокомандующего ВМС; Ермек Байгабулов, заместитель главнокомандующего по воспитательной и идеологической работе) и полковник Ербол Бегилдаев, заместитель Главнокомандующего по материально-техническому обеспечению.

Примечательно, что несмотря на наличие 3 контр-адмиралов и одного вице-адмирала, республиканскими военно-морскими силами командует капитан 1 ранга Сакен Бекжанов.

Вместе с тем,

не исключено, что очередная стадия реформ в Вооруженных силах республики сделает востребованными и контр-адмиралов

Несмотря на ограниченный личный состав, на вооружении МВФ имеется достаточно мощная и современная боевая техника, позволяющая успешно выполнять поставленные перед ними задачи, включая борьбу с терроризмом, защиту государственной границы и так далее.

В свою очередь, членство Казахстана в региональных организациях позволяет республике на регулярном уровне участвовать в совместных учениях, тем самым повышая боевой опыт подразделений в выполнении своей миссии.

Военно-морские силы на Каспии


Специфическое географическое положение Каспийского моря делает его потенциальной зоной геополитического конфликта. Существует несколько международных договоров, целью которых, в первую очередь, является урегулирование вопроса пользования природными ресурсами. Однако ввиду некоторых причин имеются основания сомневаться в том, что эти соглашения могут быть полноценной гарантией отсутствия какого-либо конфликта. Поэтому в средствах массовой информации, заявлениях политиков и экспертов, а также в «кухонных» обсуждениях регулярно поднимается тема возможных военных действий в акватории Каспийского моря. Попробуем разобраться, какими силами располагают страны, чьи берега омывает это море.
Корабли в линии:Ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661К — флагманский корабль, Ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661К, ПСКР «Астраханец» проекта 1265Э (бывший базовый тральщик), МАК «Астрахань» проекта 21630, МАК «Волгодонск» проекта 21630, Ракетный катер Р-32 проекта 12421, МАК «Гомель» проекта 12411 (бывший ракетный катер)
Наиболее мощной силой региона является Каспийская флотилия военно-морского флота России. В ее состав входят корабли и катера различных проектов, общее количество которых – почти три десятка. Самыми крупными, мощными и вооруженными кораблями Каспийской флотилии являются два сторожевика проекта 11661 «Гепард». Корабли «Татарстан» и «Дагестан» имеют артиллерийское, торпедное и ракетное вооружение: одна 76-мм артустановка АК-176, два зенитных автомата АК-630М, два торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и две счетверенные пусковые установки для противокорабельных ракет семейства «Калибр». Кроме того, в распоряжении экипажа имеется один бомбомет РБУ-6000 для борьбы с подлодками и 20 зенитных ракет комплекса «Оса-МА» для противовоздушной обороны. Сторожевик «Татарстан» является флагманом Каспийской флотилии. Помимо сторожевиков в составе флотилии имеются и корабли других классов. Это малые артиллерийские корабли проектов 21630 «Буян» и 12411. Проект «Буян» представлен кораблями «Астрахань» и «Волгодонск». Каждый из этих них несет 100-миллиметровую артиллерийскую установку А-190 и 40-ствольную реактивную систему залпового огня А-215. Кроме того, для обороны от нападения с воздуха корабли «Буян» располагают зенитными автоматами АК-306 и пусковыми установками для ракет модели 3М47 «Гибка». Кроме того, в составе Каспийской флотилии имеется один малый артиллерийский корабль МАК-160, принадлежащий к доработанному проекту 12411. Его вооружение в целом аналогично оружию предыдущих кораблей, однако он не несет пусковые установки для зенитных ракет. Главный калибр МАК-160 – 76-мм артиллерийская установка АК-176. Ходовые характеристики кораблей проектов 11661, 21630 и 12411 позволяют им перемещаться по большей части Каспийского моря без пополнения запасов топлива. К такому радиусу действия можно прибавить дальность стрельбы противокорабельными ракетами (в случае с «Гепардами»). Фактически, под контролем одних только сторожевиков и малых ракетных кораблей находится, как минимум, половина всего Каспийского моря.

Близнецы-МАКи «Астрахань» и «Волгодонск»
Несмотря на наличие в составе Каспийской флотилии достаточно крупных кораблей со сравнительно большим водоизмещением, основную массу техники составляют катера различных классов и проектов. При этом основная масса боевых катеров служит на Каспийском море уже не первый десяток лет. Так, самый новый из артиллерийских катеров проекта 1204 был принят в строй еще в 1972 году. Примерно такая же ситуация с ракетными катерами, однако даже самый старый из них (Р-50 «Карачаево-Черкесия») начал службу позже артиллерийских катеров 1204, в 1978 году. В то же время, на Каспийском море имеются и более новые катера. АК-326 (проект 1400М) был принят в строй в 1990 году, а Р-32 проекта 12421 – в 2010-м. Ввиду такого большого разброса по времени строительства и принятия в строй вооружение артиллерийских ракетных кораблей достаточно разнообразно. Артиллерия в основном представлена установками АК-176 и АК-630, ракетное вооружение – противокорабельными комплексами П-15 «Термит» и П-270 «Москит». Список боевых кораблей Каспийской флотилии ВМФ России замыкают шесть десантных катеров проектов 11770, 1176 и 21820, а также пять тральщиков проектов 1258, 12650 и 10750.
Пограничный сторожевой катер проекта 12150 «Мангуст»
Пограничный сторожевой катер проекта 18623 «Мустанг-2»
Основными целями Каспийской флотилии, согласно официальным заявлениям, является охрана прибрежной акватории, борьба с браконьерством и защита национальных интересов в районах добычи нефти. Собственно говоря, подобные цели декларируются и другими государствами, имеющими выход к Каспийскому морю. Однако в количественном и качественном отношении их флотилии ощутимо отстают от российской.
Наиболее мощной среди зарубежных стран морской группировкой на Каспии обладает Иран. На Каспийском море Исламская республика имеет три военно-морские базы, одна из которых используется в учебных целях. Характерной особенностью иранской флотилии является отсутствие крупных кораблей. Основу военной мощи иранского флота на Каспии составляют ракетные катера проектов Houdong китайского производства, Kaman немецкого и Sina собственной разработки. Главное вооружение всех этих катеров – китайские противокорабельные ракеты YJ-82. Кроме того, на каспийских базах Ирана служат несколько десятков легких катеров и моторных лодок, оснащенных менее солидным вооружением, от пулеметов до безоткатных орудий среднего калибра. В последнее время участились разговоры об усилении иранского присутствия на Каспийском море. Адмиралы из Тегерана время от времени обещают перевести на Каспий более серьезные корабли, сторожевики или фрегаты. Однако пока что вся каспийская флотилия Ирана состоит только из катеров различных классов.

Десантные катера проекта 11770 «Серна»
Стоит отметить, второе место по мощи своих военно-морских сил на Каспийском море с Ираном мог бы разделить Казахстан. Последний значительно отстает по общему количеству техники, но зато обладает несколькими более серьезными кораблями. Флагманом казахской флотилии является единственный ракетный катер «Казахстан» проекта 20971. Он был разработан российским ЦМКБ «Алмаз» и построен на казахском заводе «Зенит» в городе Уральске. Основа вооружения корабля – восемь противокорабельных ракет Х-35. Кроме них корабль имеет артиллерию, а также средства противовоздушной обороны. В ближайшие годы Казахстан получит три ракетных катера типа Yoon Young-ha, заказанных в Южной Корее. Еще три катера корейского производства, однако только с артиллерийским вооружением, были получены в середине двухтысячных. Это «Шапшан» («Быстрый»), «Батыр» («Храбрый») и «Iзет» («Неустрашимый»), принадлежащие проекту Sea Dolphin. Немного ранее Астана купила у Турции один сторожевой катер проекта Turk. Стоит отметить, крупные катера не являются приоритетным направлением развития казахского флота. Самым массовым классом техники в ВМС Казахстана являются патрульные катера, коих насчитывается более полусотни. Примечательно, что большая часть патрульных катеров, вошедших в строй после распада СССР, была построена Казахстаном либо самостоятельно, либо при помощи России. За рубежом было куплено всего около двух десятков катеров. Вооружение патрульных катеров достаточно разнородно: от пулеметов, в том числе крупнокалиберных, до артиллерии калибра 76 миллиметров.

В атаке — артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель»
Сравнительно большим флотом располагает Азербайджан. У этой страны имеется один сторожевой корабль проекта 159А и пять ракетных катеров проекта 205П, построенных еще в советское время. Кроме того, в боевом составе азербайджанского флота есть пять сторожевых катеров различных проектов, в том числе и закупленных у Турции. Интересен тот факт, что самым массовым типом техники в ВМС Азербайджана являются десантные корабли и катера. На военно-морских базах служит около десятка кораблей проектов 770, 771 и 106. Причинами такой оригинальной структуры каспийской флотилии Азербайджана, по-видимому, являются особенности базирования ВМФ СССР на Каспии, а также экономические возможности нового независимого государства.
Однако десяток кораблей и катеров с серьезным вооружением и еще десять десантных судов не являются антирекордом на Каспийском море. Туркменистан получил «в наследство» от СССР и приобрел после его распада еще меньшее количество техники. В настоящее время эта страна располагает всего двумя ракетными катерами проекта 12418 «Молния», десятью патрульными катерами советского, украинского и турецкого производства. Кроме того, туркменские моряки служат на одном десантном катере LCM-1, одном санитарном катере и одном буксире. При этом нужно сделать замечание: катера проекта «Молния» вошли в состав туркменских военно-морских сил только в 2011 году.
Как видим, состав военно-морских сил государств Прикаспия достаточно разнороден как в количественном, так и в качественном аспекте. На данный момент лидерами можно назвать российскую и иранскую каспийские флотилии. При этом заметны серьезные отличия в подходе к формированию состава этих оперативных объединений. Так, Россия в последние годы старается оснащать Каспийскую флотилию ракетными и артиллерийскими кораблями. Иран, в свою очередь, предпочитает создавать т.н. москитный флот. Причины такого расхождения очевидны: Каспийская флотилия ВМФ СССР и России всегда имела немного меньший приоритет, чем остальные флоты. Поэтому недавно начавшееся перевооружение стало поводом и средством для значительного повышения потенциала каспийского соединения и обновления его техники. В случае с Ираном причиной специфического оснащения военно-морских сил является необходимость размещения основной массы кораблей в Персидском заливе. Кроме того, с учетом текущей политической обстановки в этом регионе, можно сделать вывод о направлении ожидаемых Тегераном ударов. Судя по москитному флоту на Каспии, Исламская республика не считает Россию, Казахстан, Азербайджан или Туркменистан потенциальными противниками, от которых нужно срочно «отгораживаться» мощным флотом.
Что касается гипотетического военного конфликта между государствами прикаспийского региона, то здесь некоторые вещи понятны уже сейчас. Нетрудно догадаться, что тот же Туркменистан со своими немногочисленными кораблями и катерами вряд ли может потягаться с Ираном или Азербайджаном. Куда более непредсказуемыми будут столкновения стран, имеющих хорошие флоты – Россия, Иран, Казахстан или Азербайджан. В случае с этими государствами исход морских сражений будет больше зависеть от взаимодействия подразделений и управления ими. Кроме того, в конфликт обязательно включатся другие рода войск, что, в конечном итоге, еще сильнее затрудняет прогнозирование. Вне зависимости от текущего соотношения сил или возможности возникновения военного конфликта, всем странам региона стоит продолжать развитие и усиление своих вооруженных сил. В ближайшие годы Каспийская флотилия России пополнится двумя кораблями проекта 21631 «Буян-М» и еще несколькими катерами различного назначения. Строительство этой техники ведется с целью обновления флотилии, а также для сохранения ее боевого потенциала. В свете регулярных заявлений об усилении флотов государств Прикаспия обновление нашей флотилии выглядит логичным и полезным. Возможно, в будущем усиление Каспийской флотилии сможет даже предотвратить конфликт – «горячие головы» из соседних государств не станут начинать боевые действия, рискуя встретиться в бою с «Буянами», «Гепардами» и другими российскими кораблями.

По материалам сайтов:

Седому Каспию до абсолютного спокойствия еще очень и очень далеко. На карте мира это все еще не море и не озеро, а так, бесправный в юридическом плане, внутренний водоем, таящий множество тревог. И первая из них – проблема с обеспечением глобальной безопасности всех пяти прикаспийских государств: Казахстана, России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана.

Жаркий спор вокруг правового статуса Каспия идет не один десяток лет. Есть за что бороться — богатый регион. Черное золото без меры, икра осетровых пород, рыба, транзит. Пираты уже появились как у берегов Сомали. На гражданские суда нападают, нервы щекочут всем подряд.

Вице-адмирал о болевых точках

Разгоряченный после совещания у министра обороны нынешний Главком ВМС вице-адмирал Жандарбек ЖАНЗАКОВ буквально ворвался в зал для переговоров и сразу в присущей ему манере взял быка за рога: «Времени у нас не так много, потому прошу задавать вопросы по существу». Соглашаюсь с адмиралом, зачем тянуть резину?

— Жандарбек Садуевич, готовы на Каспии встретить неприятеля в случае чего? Силы морские в полной боевой готовности? И корабли стоят на рейде?

— Да, моряки готовы защитить свою Родину. Вопрос о том нужен ли степному Казахстану военно-морской флот и мощные современные корабли снят давным-давно, благодаря нашему Президенту.

Мощный флот однозначно нужен! Иначе кто нефтяные вышки здесь будет охранять и спокойствие наших граждан?

Значимость нашей границы по береговой линии Каспия нельзя недооценивать. Мы гордимся тем, что решили вопросы делимитации границы со всеми нашими соседями, но один вопрос по стратегически важному участку протяженностью 1800 км. на Каспии открыт до сих пор. И мы пока с этой стороны очень уязвимы.

Угроза терактов на Каспии существует

Ранее Казахстан выдвигал предложение о демилитаризации Каспия, но его не поддержали остальные прикаспийские государства. Наращивать военную мощь семимильными шагами стали все, в том числе и те страны, где никогда не было военно-морских сил и боевых кораблей. К примеру, военный потенциал ВМС Туркменистана сейчас уже превзошел ВМС Казахстана и Азербайджана.


Главком ВМС вице-адмирал Жандарбек ЖАНЗАКОВ

По словам, Жандарбека Жанзакова, угроза активизации международного терроризма, потенциальная возможность совершения различных диверсий на Каспии, портах и нефтегазовых объектах вынуждает не медлить, а постоянно усиливать мощь наших ВМС. Это задача сейчас очень актуальная.

Надо сделать так, чтобы военные имели возможности «видеть и слышать» Каспий на всем его протяжении, а не только в определенной и ограниченной прибрежной зоне.

— Господин адмирал, военно-морским силам Казахстана 2 апреля стукнуло 25 лет. Согласитесь, что это немалый срок для развития. Каков результат? Есть чем гордиться сегодня?

— Несомненно, за четверть века Казахстану многое удалось сделать. И практически с нуля возродить военный флот. Подчеркиваю, с нуля! В советский период на территоррии Казахстана не было ни одного подразделения ВМФ СССР.

От распада Союза и его ВМФ Казахстану не досталось ни техники, ни документации, регламентирующих боевую и повседневную деятельность военных моряков. Ничего.

На первоначальном этапе в составе Главного штаба ВС РК был создан Отдел военно-морских сил под руководством капитана 1 ранга Руслана Исламова, а осенью 1993 года в Актау была сформирована первая военно морская войсковая часть, командиром которой был назначен капитан 1 ранга Ратмир Комратов. С этого момента и началось формирование частей и подразделений Военно-морских сил ВС РК и военного присутствия на Западном стратегическом направлении. Еще через год в Уральске был сформирован Учебный центр ВМС ВС РК, в котором с 1995 года началась подготовка младших корабельных специалистов для Военно-морских сил ВС РК и Морских частей пограничных войск КНБ. Готовили по трем специальностям: рулевой – сигнальщик, радиотелеграфист и трюмный моторист.

В 1996 году в Актау удалось сформировать управление командующего ВМС ВС РК с подчиненными частями: тремя дивизионами кораблей и катеров, базы тыла, учебным центром, узлом связи, ротой специального назначения и гидрографической службой.

В это же время была разработана и утверждена кораблестроительная программа и на база отечественных предприятий АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор» в Уральске. Первый катер проекта 100 «Сункар» и рабочий катер проекта «Батыр» были спущены на воду и сданы заказчику в 1995 году. В этом же году в соответствии с Планом военного сотрудничества между Казахстаном и США отечественные ВМС пополнились пятью катерами типа «Бостон» и катером типа «Си-арк». Из Германии были доставлены четыре малых сторожевых корабля водоизмещением 75 тонн.

Тогда же с баланса Министерства морского рыбного хозяйства России передано на безвозмезной основе тюленебойное судно водоизмещением более 400 тонн, в дальнейшем переоборудованное в корабль управления ВМС ВС РК.

Знаковым событием в истрии создания ВМС стало вручение в 1998 году Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым военно-морского Флага командиру корабля нового отечественного проекта 200 «Астана» капитан-лейтенанту Карасаеву.

Смелость города берет

— Было еще одно весьма заметное событие в 1999 году, о котором моряки слагают легенды. Говорят будучи в то время капитаном 3 ранга (майором) Вам пришлось лично у Путина выбивать разрешение на проход из Турции в Казахстан морского охотника водоизмещением 180 тонн с полным вооружением на борту.

— Было дело. Только не у Путина лично, а у министра транспорта Российской Федерации. Тогда нам пришлось в Ростове-на-Дону 38 дней и ночей ждать выхода постановления правительства России. Владимир Владимирович Путин в то время исполнял обязанности премьер-министра.

В разрешительных документах наш МИД указал, что из Турции идет просто судно. Приставки «военное» нигде не значилось.

Потому когда в Ростове таможенники увидели на борту морского охотника пушки и пулеметы, буквально выпали в осадок.

Тут, как откровенно поведал «Каравану» Жандарбек Жанзаков, и начались приключения на одно место.

— Сотовых телефонов как сейчас в то время не было и в помине. На переговорном пункте я практически жил, а мой экипаж из 23 человек покорно ждал на корабле, изучая матчасть не теряя времени даром. И когда я ценой неимоверных усилий (улыбается) добыл телефон приемной министра транспорта и дозвонился до его секретарши, то сразу выпалил, что я, мол, капитан 3 ранга из Казахстана и мне необходим срочный разговор с главой ведомства. Сейчас смешно об этом вспоминать, но в то время не было другого выхода.

— Смелость города берет.

— Вот именно. Твердый командирский голос и название должности – капитан 3 ранга, верояно, так магически подействовали на девушку, что она мгновенно соединила меня со своим шефом. И дело разрешилось. Переход из турецкого порта Гельджук в порт Актау мы совершили через Мраморное, Черное, Азовское и Каспийское моря. Преодолели проливы Босфор, Керченский, реки Дон, Волга, Цимлянское водохранилище, Волго-Донской канал. Общая протяженность маршрута перехода кораблей из Мраморного моря в Каспийское море составила более трех тысяч миль (более 5,5 тыс. км). По ходу жадно учились всему и приобретали бесценный опыт.

Но когда вернулись домой в связи с проводимыми реформами в государственных структурах Военно-морские силы переформировали в морскую Пограничную дивизию, то есть ввели в состав Пограничной службы КНБ РК.

И я ушел в оперативное управление при Генеральном штабе.

— С выходом 2003 году Указа Президента о трехвидовой структуре Вооруженных Сил Республики Казахстан начался второй этап развития и становления Военно-морских сил. И вы снова вернулись на флот и даже встали у гланого штурвала ВМС.

— И это верно. Более того, принимая во внимание складывающуюся непростую обстановку в Центрально-Азиатском регионе и в Каспийском бассейне в частности, по поручению главы государства для подготовки военно-морских кадров в Актау удалось сформировать Военно-морской институт.

Сейчас я горжусь тем, что проблем с кадрами у нас нет. Пожалуй, это одно из гланых достижений в области становления ВМС.

Решением тогдашнего Министра обороны Халык Каһарманы генерала армии Мухтара Капашевича АЛТЫНБАЕВА по инициативе командующего войсками Регионального командования «Запад» контр-адмирала Ратмира КОМРАТОВА началось вновь формирование частей и подразделений ВМС ВС РК в составе Регионального командования «Запад». Сформированы управление ВМС в составе Управления командующего и дивизион разнородных кораблей в бригаде морской пехоты. Для координации действий в Центральном аппарате МО РК создан отдел ВМС.

— Все силы и корабли сосредоточены в Актау, а вы за тысячи километров сидите в Астане. Комфортно?

— Нахождение управления главкомата ВМС в столице вполне, на мой взгляд, оправдано. Обеспечение успешной деятельности всего военного флота удобнее вести именно отсюда. И в правтельственные кабинеты заходить лично, и задачи первостепенной важности решать там, где надо. Я рад, что в Казахстане принята и действует очень важная программа развития ВМС до 2030 года.

В связи с этим мы получили возможность увеличить штат сотрудников, оснастить воинские части современным вооружением и техникой, включая суперсовременное радиолокационное оборудование.

По понятным причинам в открытой печати я не могу раскрывать все детали, но то, что благодаря вниманию Президента мы постоянно совершенствуемся – факт очевидный. В Актау сейчас очень хорошая инфраструктура. В нашем распоряжении свой собственный пирс. Мы не арендуем его как бывало раньше. И с жильем для личного состава вопросы решаются положительно. Кто не курит и не пьет, генералом стать могёт

Сделал дело – гуляй смело!

— Знаю, что в интересах своих подчиненных вы отстояли перед Министром обороны особенный распорядок дня для личного состава ВМС. По субботам и воскресеньям ваши офицеры и контрактники не на службе пропадают, а проводят время дома со своими семьями.

— Мой принцип простой: «Сделал дело – гуляй смело!». Если в течение рабочей недели все тщательно планировать и успевать по службе, то необходимости пахать еще в субботу и воскресенье абсолютно нет. Происходит это еще и потому, что все нынешние моряки – фанаты своего дела. На флоте без этого нельзя. Кстати, отрадно отметить, что фонатично к своим обязанностям относятся и наши отечественные корабелостроители. Лично я всегда выступаю за то, чтобы на вооружение в ВМС приходили корабли не иностранного производства, а свои, родные.

— Вероятно, потому вам и нынешнему начальнику Генерального штаба Мурату МАЙКЕЕВУ приходится частенько спорить с руководством. Возможно даже нарываться на конфликт.

— Не спорить, скорее последовательно отстаивать свою профессиональную точку зрения. Одно общее дело делаем – защищаем интересы страны! Министерство обороны, кстати, приняло решение – размещать все заказы на казахстанских предприятиях.

И на заводах действует постоянное правило: каждый следующий образец должен быть совершеннее предыдущего. Поэтому сейчас проводится очередная модернизация технологических линий.

Работа с отечественными корабелами выгодна еще и тем, что они полностью берут на себя дальнейшее сервисное обслуживание и ремонтные работы. Это значительно повышает надежность и долговечность техники. Когда госзаказ в действии — машиностроители получают новый импульс для развития и сохранения квалифицированных кадров. Одна из наших задач – сделать все возможное, чтобы иметь полное право гордиться продукцией с маркой «Сделано в Казахстане».

— Было время, когда Иран и Азербайджан оказались на грани конфликта из-за неопределенной принадлежности нескольких спорных островов. На Каспий ведь не распространяется ни конвенция по организации морского права, ни международная практика принципа водораздела. Так и до состояния вооруженного конфликта не далеко.

— Нерешенный вопрос о правовом статусе Каспия действительно создает почву для разногласия и конфликтов. В этой связи между прикаспийскими государствами продолжаются переговоры по разработке конвенции о правовом статусе Каспия, обсуждение вопроса о географическом прохождении модифицированной усредненной линии и других спорных моментов.

Напомню, при разграничении дна Каспия по модифицированной современной линии на долю Казахстана приходится более 29,6 процента, Азербайджана – 19,5 процента, России – 18,7 процента, Туркменистана – 18,4 процента и Ирана – 13,8 процента.

Понятное дело, что Иран таким положением дел не может быть полностью удовлетворен. Но этот вопрос не в компетенции ВМС. Мы не политики, мы – защитники Отечества!

— Пираты на Каспии портят нервы? Поговаривают, что в последнее время их очень много здесь развелось почему-то.

— Проблема такая существует. Не без этого. Случается, что в нейтральных водах особо отчаянные байды время от времени подходят к гражданским суднам и пытаются насильно угрожая оружием забирать то, что им понравится. Это грабеж средь бела дня.

Скрываются потом эти байды, уходят в неизвестном направлении, снова выходят разбойничать. Потому нам и надо здесь держать ухо востро и всеми силами препятствовать этому пиратскому злу.

Взаимодействовать с коллегами из прикаспийских государств, обмениваться ценной информацией, проводить совместные учения. Что, в принципе, мы сейчас и делаем активно.

Алматы-Актау-Астана

Военно-морские силы Казахстана

Военно-Морские Силы Республики Казахстан — Әскери теңіз күштері

Нарукавный знак с эмблемой ВМС ВС РК

Годы существования

7 мая 2003 года

Страна

Казахстан

Подчинение

Министерство обороны РК

Входит в

Вооруженных Сил Республики Казахстан

Функция

защита

Численность

объединение

Дислокация

Республика Казахстан

Командиры

Действующий командир

Главнокомандующий Военно-Морскими Силами Республики Казахстан контр-адмирал Жандарбек Жанзаков

Военно-Морские силы Вооруженных Сил Республики Казахстан, вид вооружённых сил Республики Казахстан.

Указом Президента Республики Казахстан № 1085 от 7 мая 2003 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан» созданы Военно-Морские силы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Основными задачами Военно-Морских сил являются

  • Защита неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря.
  • Отражение нападения и нанесение поражения агрессору, участие в локализации и пресечении вооруженных конфликтов.
  • Охрана и оборона водных районов, включая портовые зоны, а также платформы и искусственные острова с размещенными на них объектами нефтегазодобычи.
  • Ведение противоподводно-диверсионной обороны.
  • Обеспечение с моря действий Сухопутных войск, обеспечение высадки морского десанта, перевозки войск и материальных средств, траление морских мин.
  • Ведение разведывательных действий, включая радиолокационное наблюдение в море в интересах ПВО страны.
  • Выполнение с военно-морскими силами прикаспийских государств задач по совместной обороне в соответствии с международными договорами.
  • Проводка нефтеналивных судов (танкеров) и других гражданских судов.
  • Навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания.
  • Осуществление поисково-спасательных работ на море во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
  • Отработка учебно-боевых задач совместно с соединениями и частями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
  • Подготовка военно-морских специалистов на базе Военно-Морского института МО РК.
  • Оказание помощи государственным органам Республики Казахстан при осуществлении ими природоохранных и контрольных функций, а также при ликвидации последствий экологических бедствий и катастроф на море.

Структура и состав Военно-Морских сил

Флаг ВМС РК.

Структура ВМСопределена Указом Президента Республики Казахстан и включает в себя:

  • органы военного управления
  • рода войск
  • специальные войска
  • тыл
  • военно-учебные заведения

Главная база ВМС — морской порт Актау.

Актауский военно-морской институт готовит специалистов по трем специальностям: «штурман», «электрики-дизелисты», «радиотехническое вооружение и связь». В состав ВМС входят морская пехота, береговая артиллерия и Каспийская флотилия. До 2004 года они располагали пограничными катерами и одним сторожевым кораблём; позднее у Украины было приобретено несколько катеров типа «Гриф» и 4 патрульных катера типа «Калкан».

В Баутино дислоцируются 16 патрульных катеров, два тральщика, два гидрографических катера. В Актау и Атырау находятся аэродромы базирования морской авиации (вертолёты Ми-8, Ми-2). В 2006 году Южной Кореей Казахстану переданы три артиллерийских катера типа «Sea Dolphin». В 2008 году получено из Астрахани гидрографическое судно «Жайык». Планируется покупка 6 ракетно-артиллерийских кораблей проекта 21632 «Торнадо».

В 2010 году Уральский завод «Зенит» получил заказ от Минобороны РК на новый ракетно-артиллерийский корабль. Четыре десантных катера, переданы Казахстану от США на безвозмездной основе по программе пятилетнего плана сотрудничества между министерствами обороны РК и Соединенных Штатов.

Казахстан планирует приобрести систему береговой обороны, для Военно-морских сил Казахстана на основе семейства новой противокорабельной ракеты MBDA — Exocet MM40 Block 3.

Примечания

  • Казахстанский Военный Сайт
  • Армия Казахстана.Казахстанское Военное Сообщество
  • Информация о военном флоте МО и КНБ Казахстана
  • Иллюстрированный каталог судов военно-морских сил Казахстана