Морская авиация ВМФ России

ВМА – Военно-Морская Авиация

Авиация ВМФ РФ

Морская авиация род Военно-Морских сил РФ, выполняющий обязанности по обнаружению и ликвидации надводных и подводных целей, защите кораблей ВМФ, гражданских судов, объектов прибрежной инфраструктуры от воздушного нападения, охраны морских границ, особых экономических зон, а так же патрулирования и разведке.

В силу особого географического положения и агрессивной военной доктрины, морская авиация ВМФ США преимущественно базируется на авианосцах, барражирующих в водах всех океанов, кроме Северного Ледовитого. В Америке несколько мощных авианосных групп, быстро дислоцирующихся в любые зоны мирового океана и к любым континентам, туда, где появляется угроза доминированию и диктату США. В отличие от этого, у России нет стремления, подавлять своей военной мощью заморские государства, но в противостоянии со Штатами, Вооруженные силы РФ должны быть готовы на симметричный ответ. Поэтому, в нашей оборонной доктрине стратегический упор делается на ядерную триаду, в которой Военно-Морские силы один из самых автономных, самодостаточных и опасных родов войск.

Возникновение морской авиации

Зародившаяся на рубеже XIX-XX веков авиация, сегодня превратилась в мощный элемент ВМФ развитых стран. С момента зарождения самолетостроения делались попытки использовать аэропланы для армейских нужд, и Россия не могла отставать от ведущих европейских стран. Поэтому в 1910 году Николай II приказал создать Отдел Воздушного флота (ОВФ), а вскоре в Императорское Морское ведомство поступил французский аэроплан «Антуаннет-4».

Требуется отметить, что впервые воздушные средства в реальных условиях российские военные моряки использовали в 1894 году. Тогда, поступил приказ Морского министерства использовать аэростаты для обнаружения лодки, затонувшей в результате аварии. Команда воздухоплавателей поднялась с борта транспортного судна «Самоед» на привязанном к нему аэростате. Обнаружить лодку с большой высоты не удалось, но пришло понимание, что таким образом на флоте удобнее проводить гидрографические работы и проводить разведывательные мероприятия, увеличив горизонт обзора морских просторов. В дальнейшем практика применения воздушных шаров расширилась до Черного моря и Дальнего Востока, но это было локальное, хотя и полезное в те времена дело.

Власти закупали аэропланы, российские инженеры-конструкторы разрабатывали свои модели для сухопутной армии, а Главном Морском штабе рассматривался доклад «Об организации опытов по применению самолетов на флоте». В нем формулировались направления с возможностью использования летательных машин против водных целей, и конкретно говорилось об организации фоторазведки. А так же, поднимался вопрос о разработке плавающих конструкций в виде поплавков или лодок, позволяющих подниматься с воды, приводняться и о создании «матки» – прообраза авианосца.

Первые авианесуще суда России

Реальные практические результаты появились в 1913 году, когда приступили к комплектованию авиаотрядов флотов и устройству их инфраструктуры. Наращивание сил всех родов войск, было вызвано нарастанием напряженности в Европе и союзническими обязательствами на пороге Первой мировой войной.

Начавшиеся военные действия внесли коррективы в деятельность молодых воздушных сил. Если до этого, Морской авиации предписывалось заниматься поиском вражеских военных судов и подводных лодок, корректировкой огня корабельного вооружения, то с началом войны круг обязанностей значительно расширился. На гидропланы ставились станковые пулеметы, 37 миллиметровые пушки и устройства для подвешивания бомб, позволяющие производить бомбометание и вступать в сражение с вражескими летчиками.

В историю вошел воздушный бой над Балтийским морем четырех российских гидросамолетов с четырьмя немецкими, в котором наши летчики сбили два аппарата противника, сохранив свои. Бой произошел 17 июля 1916 года и сегодня эта дата официально отмечается, как День Морской Авиации России. В разгаре войны, 30 ноября 1916 года, Николай II подписал приказ «О формировании Воздушных дивизий Балтийского и Черного морей», а морской штаб утвердил штатное расписание подразделений Морской авиации, входящих в них.

Российская армия, флот и воздушные силы героически воевали против агрессора, в боях участвовали авианесущие транспорты, гидропланы и колесные самолеты, приписанные к морской авиации. Этот технологичный род войск, тесно связанный с флотом, к началу января революционного 1917 года насчитывала 264 аэроплана разных систем. Авиаторы, служившие в летных частях флота, получали официально утвержденный статус «морской летчик». В сложных экономических условиях страны в соединения продолжали поступать отечественные гидросамолеты конструктора Григоровича, а в Генштабе и Ставке планировалось увеличение самолетного парка всех флотов до 493 единиц. Но революцией были разрушены эти замыслы, уничтожена морская авиация ВМФ России и сама Империя.

Создание Морской Авиации Красного флота

Смена существующей власти, изменение строя и начавшееся гражданское противостояние привело к разрушению Российской армии, ВМФ и всех оборонных структур. Отдельные оставшиеся в строю гидросамолеты были переброшены с акваторий морей на реки и большие озера для поддержки наземных операций противостоящих сторон. Разруха того времени добила остатки могучего воздушного флота и Советской власти нужно было начинать все сначала. Реввоенсовет Советской России пытался восстановить отдельные гидроавиаотряды, и к 1920 году удалось сохранить всего 75 гидропланов и колесных аэропланов. Пришли в негодность авианесущие корабли, авиастроительные и ремонтные предприятия, не пополнялся личный состав, а самое важное, то, что ВМА перестала быть отдельной силой в структуре РКВМФ.

После кровопролитных войн страна пребывала в страшной разрухе, и ее восстановление требовало огромного напряжения ресурсов и средств. Поэтому на восстановление морской авиации не хватало денег, современных материалов, специалистов. Ее не считали важным элементом в укреплении обороноспособности и парк пополнялся минимумом гидросамолетов, которые фактически были пригодны только для разведывательных операций на морях.

В 30-е годы, с ростом промышленного потенциала, авиация стала символом развития страны, каждый мальчишка мечтал стать военлетом, а специальные операции в полярных льдах сделали морских летчиков национальными героями и примером для подражания. Было создано общество ОСОАВИАХИМ, позже переименованное в ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флоту). Это было время лучшей конструкторской мысли, активного развития авиастроения, технического обновления армии и флота. Утверждение Наркомата ВМФ и включение морской авиации в состав флота, утвердило ее как важнейший род Военно-Морских сил СССР. Конструкторы разработали, а заводы запустили в производство тяжелые гидросамолеты, оснащенные минно-торпедным и бомбардировочным вооружением.

Период второй мировой войны

В конце сороковых фашистская Германия развязала в Европе Вторую Мировую войну, а союзница Гитлера и Муссолини милитаристская Япония включилась в нее на Юго-Востоке и в Тихоокеанском бассейне. Вступив в активное противостояние с Америкой за контроль над Китаем, военное руководство решало, как нанести сокрушительный удар по США. В своей стратегии они решили использовать опыт англичан, когда корабельные самолеты с авианосца разбомбили итальянский флот в гавани Таранто. Японские авианосцы подошли на подлетное расстояние, и морская авиация провела массированный налет на американскую базу Пирл-харбор, расположенную на Гавайях. В результате, одним мощным ударом был уничтожен американский Тихоокеанский флот. Большую роль в этом налете сыграли летчики смертники «камикадзе», которые направляли свои машины на авианосцы, крейсера и другие корабли, стоящие у причалов.

На европейском театре война продолжалась по своему сценарию и после вторжения фашистских орд все силы страны были брошены на отражение агрессии. Участвуя в Великой Отечественной войне, морские летчики наносили фашистам серьезный урон в акваториях Балтики, южных и северных морей. Кроме уничтожения кораблей и других судов, военная обстановка требовала нанесения урона врагу на земле и в небе. В летопись Морской авиации ВМФ России вписано огромное количество страниц об успешных сражениях и беспримерных подвигах морских летчиков.

Мировым признанием и неувядаемой славой покрыла себя морская авиация Балтийского флота, когда в начале августа 1941 года, первыми во Второй Мировой войны, нанесли бомбовый удар по столице третьего рейха. За годы Отечественной войны авиация ВМФ сделала свыше 350 тысяч боевых вылетов, сбила более 5.5 тысяч машин врага в воздушных боях и разбомбила на аэродромах. В морских операциях и при защите Северных конвоев уничтожила 407 военных кораблей и 371 транспортное судно Германии и флотов ее союзников. Обо всех подвигах можно узнать, посмотрев экспозицию музея Морской Авиации Военно-морского флота России, а память о них хранится в сердцах благодарных внуков.

Гонка вооружений и противостоянии с США

Боевой опыт, преимущества советского оружия, военной техники и их недостатки были учтены и стали основой дальнейшего развития всех родов Вооруженных сил СССР. Забыв об общих целях в дни борьбы с фашизмом, Соединенные Штаты Америки развязали гонку вооружений. Для демонстрации силы и шантажа Советского Союза в Хиросиме и Нагасаки было применено ядерное оружие. Более активно строился авианосный флот, который стал оказывать давление на непокорные страны по всему миру. Создавались новые все более разрушительные ракеты с ядерными боеголовками, которые размещались на мощных подводных лодках с атомными реакторами.

Перед флотами встали вопросы эффективного противодействия угрозам, исходящим из глубин океана. В последующие годы морская авиация пополнялась новыми самолетами, которые оснащались радиолокационными средствами, крылатыми ракетами способными уничтожать плавсредства противника. Прорывом стало формирование дальней морской авиацией, в функции которой входила разведка, поиск подводных судов, ракетные, минные, торпедные удары и патрулирование мирового океана на дальних подступах. В состав ВМФ РФ входили авианосные группы, а так же крейсера с палубной авиацией, в виде современных военных вертолетов. Кроме того укреплялись базы ВМФ в Североморске, Кронштадте, Балтийске, Севастополе, на Камчатке и Тихом океане.

На момент развала страны в авиацию ВМФ СССР входили авиаполки, включающие 1702 самолет и вертолет. Необратимые процессы распада Союза разорвали на части единые многонациональные Вооруженные силы, а новые власти не сделали ничего, чтобы поддержать боеспособность сохранившихся войсковых подразделений.

Морская авиация современной России

В 90-х годах материальная база и численный состав армии неуклонно сокращался из-за масштабного недофинансирования и пораженческой политики руководства страны. Особенно сильно пострадала морская авиация Черноморского флота, после его раздела с Украиной, так как России запрещалось иметь в Крыму ударные стратегические силы. Сохранившиеся эскадрильи объединялись, авиаполки переформировывались, и продолжалась бесконечная череда переименований управленческих и командных структур этого рода военно-морских сил. Такая ситуация продолжалась практически двадцать лет, но дестабилизация положения во многих точках мира, объективно входивших в интересы страны и внешние угрозы исходящие от блока НАТО и США заставили обратить внимание на обороноспособность страны.

Министерство обороны РФ, возглавляемое С. К. Шойгу, разработало оборонную доктрину, прямо противоположную агрессивной доктрине Америки. Поэтому, в состав ВМФ входит только один действующий авианосец «Адмирал Кузнецов» с полком палубной авиации, включающей тактические самолеты и палубные вертолеты последнего поколения, базой которого служит Североморск. Сегодня в структуры ВМА РФ входят атомные ракетные корабли с вертолетами разведки, береговая тактическая и стратегическая дальняя противолодочная авиация, базирующаяся в районах сосредоточения средств ВМФ.

Возвращение Крыма изменило карту мира и потребовало от России изменения стратегии на Юго-Западе государства. В строй морской авиации Черноморского флота возвращаются ударные воздушные силы. Флотская авиация начала получать многоцелевые истребители, задача которых обеспечивать полную поддержку боевым кораблям в акваториях Балтийского, Черного морей, Тихого и С. Л. океанов.

Оценивая ситуацию, сложившуюся в процессе модернизации Морской Авиации, можно уверенно сказать, что с главной задачей, которая выражается в защите рубежей и интересов государства в экономических зонах и мировом океане, этот род Военно-Морских сил успешно справляется.

Ужас подводника НАТО: пять уникальных палубных вертолетов России

Вертолеты давно и прочно обосновались на корабельных палубах, и их роль постоянно возрастает. Сейчас практически на всех современных кораблях, начиная с корвета, предусмотрена площадка для винтокрылой машины. Но для того, чтобы разработать надежную корабельную машину, потребовались много лет и колоссальные усилия тысяч конструкторов, инженеров и пилотов.

Десять. Первая попытка

Камовская «десятка» (Ка-10) стала той отправной точкой, благодаря которой у СССР появилась соосная компоновочная схема вертолета, и именно эта машина дала старт советской, а потом и российской палубной вертолетной авиации.

Этот вертолет выглядел как конструктор: фюзеляж представлял собой пространственную раму из труб. Вместо посадочных устройств – два резиновых баллона, накачанных воздухом. Один маломощный поршневой двигатель, два винта и один пилот в открытой всем ветрам кабине. Но именно эта машина 7 декабря 1950 года совершила посадку на палубу крейсера «Максим Горький». После этого на Балтике проводились полеты «на стопе» и на ходу.

В декабре 1952-го командующий ЧФ и командующий ВВС ЧФ подписали акт с рекомендацией о принятии Ка-10 на вооружение авиации ВМС. Однако позиция руководства авиацией ВМС оказалась более взвешенной, и в январском 1953 года заключении, подписанном командующим ВВС, констатируется, что Ка-10 испытания выдержал, но ввиду ограниченной грузоподъемности и недостаточного для решения задач состава экипажа (один человек) принимать его на вооружение авиации ВМС нецелесообразно.

Пятнадцать. Начало

Следующей моделью, которая уже напоминала современные палубные камовские вертолеты, стал двухместный поршневой Ка-15. Эта машина уже обладала приемлемыми летными характеристиками и по ряду параметров (грузоподъемность, энерговооруженность) превосходила Ми-1. Компактные размеры позволяли эксплуатировать вертолет Ка-15 с палубы кораблей, а полученные в ходе испытаний его летно-технические характеристики превзошли проектные. Небольшой вертолет с пилотом и пассажиром на борту мог перевозить груз 210 килограммов при взлетном весе 1410 килограммов и мощности двигателя 280 лошадиных сил. Для сравнения: вертолет Ми-1 мог взять на борт груз 255 килограммов при массе машины 2470 килограммов и мощности двигателя 575 лошадиных сил. Но…

Отсутствовали какое-либо приемлемое оборудование для поиска подлодок и нормальное вооружение. Не было и корабельной эксплуатационной инфраструктуры. Например, вертолетную площадку просто ограждали канатами, а бензин заливали ведром через воронку. Лопасти вертолета демонтировались и хранились отдельно на специальных стеллажах, а перед вылетом вновь устанавливались. При этом каждый раз регулировалась их соконусность. Ангара, естественно, не было.

Полеты на Ка-15 по причине конструктивных недостатков очень часто запрещались. В вертолете все время что-то дорабатывали, докручивали и доделывали. В мае 1963 года полеты на вертолетах авиации ВМС запретили. Для принятия такого решения выбрали более-менее мягкое обоснование: Ка-15 имеют низкую энерговооруженность, неэффективны и отличаются низкой надежностью.

Однако Ка-15 за свою короткую жизнь успел побывать во многих районах Мирового океана, став первопроходцем нашей морской вертолетной авиации, что само по себе значит очень много.

Двадцать пять. Первый страж

Вертолет Ка-25 поднялся в воздух весной 1961 года и стал показателем становления КБ Камова и нашей авиации в целом. Он стал первым и единственным отечественным специализированным боевым вертолетом и оставался им до 1969 года.

Вертолет Ка-25 был построен по двухвинтовой соосной схеме и имел два мощных газотурбинных двигателя, его шасси было четырехопорным. Такая конструкция шасси обеспечивала нормальную раскрутку или остановку винтов при сильной качке и исключала появление автоколебаний типа «земной резонанс». На шасси находились специальные баллонеты, которые обеспечивали посадку вертолета на водную поверхность. Фюзеляж Ка-25 цельнометаллический, а лопасти несущих винтов складывались вдоль фюзеляжа.

Вертолет имел четкое предназначение – борьба с атомными подводными лодками вероятного противника. Для успешного решения боевых задач и обеспечения полетов над безориентирной водной поверхностью на вертолете Ка-25 впервые в мире была установлена РЛС кругового обзора «Инициатива-2М», которая являлась составной частью аналоговой поисково-прицельной системы «Байкал».

Автопилот Ка-25 в режиме «Поиск» обеспечивал автоматическую стабилизацию и управление вертолетом при полете по заданной траектории, поддерживал заданную высоту висения и вертикальность кабель-троса опускаемой в процессе боковой наводки при решении задачи поражения. Управляющие сигналы на автопилот поступали при этом от прицельно-вычислительного устройства ПВУ-В-1. В процессе модернизации вертолета на нем была установлена телекодовая система передачи данных «вертолет – корабль – вертолет». С ее помощью можно было передавать данные целеуказания и до 15 разовых команд. Надо сказать, что для того времени электронная начинка вертолета была на высоте.

Вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или четырех-восьми глубинных бомб массой от 50 килограммов до 250 килограммов. Помимо этого, на вертолете имелась кассета с радиогидроакустическими буями, которая также подвешивалась в его отсеке вооружений. Данный отсек был снабжен створками, которые можно было открыть при помощи электроприводов.

Впервые в истории нашей морской авиации параллельно с вертолетом создавалась и корабельная инфраструктура: специализированная площадка для взлета, ангар для хранения, системы заправки и запуска, места отдыха и подготовки экипажей, пункты воздушного управления. Вертолеты Ка-25 верой и правдой прослужили на флоте примерно 30 лет, но…

Расчеты и практика показали, что гидроакустика подлодки того времени обнаруживает шумы винтов корабельной группы на удалениях до 300–400 километров, а с удалений 160–130 километров подлодка различает групповую цель. Поэтому обнаруживать подводные лодки надо на дистанции не менее 150–200 километров от кораблей. Вертолеты при решении задачи первичного поиска должны действовать самостоятельно, неожиданно, в любое время суток и на возможно больших удалениях от своих кораблей.

Для вертолета Ка-25ПЛ удаление от кораблей 100–150 километров было на пределе тактических возможностей. ВМФ СССР была нужна новая машина.

Двадцать семь. Продолжение истории

Логичным продолжением удачной конструкции Ка-25 стал боевой многоцелевой корабельный вертолет следующего поколения – Ка-27. Первый полет он выполнил в 1973 году.

С его появлением на палубах наших кораблей эффективность советской противолодочной обороны существенно выросла. По сравнению с Ка-25 эта машина была совсем из другой весовой категории. В два раза более мощный (2 ГТД ТВ3-117ВК по 2000 лошадиных сил на взлетном режиме), более быстрый (290 против 220 километров в час), он имел больший боевой радиус и, самое главное, у него были новые «мозги».

Ка-27 – это первый цифровой советский вертолет. Радионавигационное оборудование представлено радиотехнической системой ближней навигации А-324 и РЛС кругового обзора поисково-прицельной системы «Осьминог-ПЛ». Пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет выполнять полет в автоматическом режиме через пять заранее запрограммированных точек маршрута, причем поворотные пункты маршрута (ППМ) можно оперативно вводить или изменять в полете с пульта ввода данных.

Ка-27ПЛ может осуществлять борьбу с подлодками противника как в одиночку, так и в группе до четырех вертолетов. В его бортовой боевой комплекс интегрирована цифровая аппаратура передачи данных «Привод-СВ-борт», которая позволяет производить полноценный обмен навигационно-тактическими данными между вертолетами боевой группы и кораблем-носителем.

Вертолет оснащается торпедным, ракетным, бомбардировочным вооружением и даже (про это мало пишут) является носителем ядерного вооружения.

На базе вертолета Ка-27 в интересах ВМФ были построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС, вертолет высадки морского десанта и огневой поддержки Ка-29, вертолет радиолокационного дозора Ка-31 и многие другие. В настоящее время порядка 80 единиц Ка-27ПЛ и его модификаций продолжают успешно нести службу в составе ВВС ВМФ России. Но…

Несмотря на то что идеи, заложенные в конструкцию Ка-27, достаточно современны, сейчас, в XXI веке, вертолет уже морально устарел. Постарел он сам и, самое главное, морально устарели его «мозги». Но это не беда.

В настоящее время Ка-27ПЛ проходит программу глубокой модернизации до Ка-27М. Эти работы выполняет расположенное в Башкортостане АО «Кумертаусское авиационно-промышленное предприятие». Там вертолет перебирают по винтику, оснащают новыми двигателями, системами и агрегатами, и, что немаловажно, он получает новые, современные цифровые системы навигации, поиска и прицеливания.

Основой вооружения модернизированного противолодочного вертолета Ка-27М является радиолокационная командно-тактическая система, включающая в себя новые акустическую и магнитометрическую системы, систему радиоразведки и эффективную информационно-вычислительную систему. Ядром боевой командной системы стала бортовая радиолокационная станция «Копье-А» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

Многорежимная когерентно-импульсная станция работает в Х-диапазоне с постоянной перестройкой несущей частоты. Это позволяет, кроме основных функций, использовать ее для подробного картографирования местности, обеспечения поисково-спасательных работ, контроля водной поверхности и суши в круговой зоне с радиусом обзора до 250 километров и разрешением до десяти метров. РЛС может одновременно сопровождать до десяти целей.

Ейскому центру боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России уже поступило более десяти новеньких, свежепокрашенных машин Ка-27М.

Так что можно уверенно сказать, что эта знаковая для камовцев машина еще долго будет в строю и наша морская граница надежно защищена от крадущихся в глубине подводных лодок супостата.

Пятьдесят два. Хищный блеск его глаз

Ка-52 «Аллигатор» стал апофеозом соосной схемы, наглядно показав все ее преимущества над классической одновинтовой. Мир увидел очень грозный, оснащенный самым современным оружием сверхманевренный вертолет. Ка-52 – первый и единственный в мире вертолет, оснащенный катапультными креслами.

Родоначальником этой убийственной боевой серии стала «Черная акула» Ка-50. Одноместный вертолет-истребитель, чей зловещий черный силуэт заранее нагонял противника страх. Но, по мнению командования ВВС России, одному человеку было сложно справиться с боевой задачей. В ответ на это замечание КБ Камова создало новый двухместный вертолет Ка-52 «Аллигатор».

Машина оказалась настолько удачной, что Министерство обороны РФ приняло решение принять на вооружение не только классический ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник», но и Ка-52 «Аллигатор».

Шестого февраля этого года прозвучало заявление заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова о закупке ведомством в рамках Государственной программы вооружения на 2018–2027 годы 114 единиц модернизированных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», причем в этом году наши летчики ждут шесть новых машин. Это будет новая модификация, оснащенная улучшенной прицельной системой и ракетами повышенной дальности.

«Но это же все сухопутное, – скажете вы. – Где палубный вертолет?» Палубный есть. Благодаря истории с французскими вертолетоносцами Mistral у нас появилась палубная модификация «Аллигатора» – Ка-52К «Катран».

Вертолет отличается от базовой модели наличием механизма складывания лопастей и консолей крыльев, а также усиленным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. На вертолете предполагается использование двухдиапазонной РЛС разработки «Фазотрон-НИИР» – «Арбалет».

Благодаря системе обработки видеоизображений семейства «Охотник» Ка-52К способен обнаруживать и распознавать объекты на дальности в 1,5 раза большей, чем сухопутная версия Ка-52 «Аллигатор». Кроме того, на нем установлены высокоэффективный комплекс бортовой обороны «Витебск» и куча всяких других навороченных систем, позволяющих наносить высокоэффективные удары по противнику в любое время суток и при любой погоде.

Ка-52К имеет на вооружении весь арсенал сухопутной машины: 30-миллиметровую пушку, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы. Вдобавок к этому внушительному набору «Катран», как и его предок Ка-27ПЛ, является носителем крылатой авиационной противокорабельной ракеты Х-35В (У).

Эта ракета может поражать цели на дистанции до 260 километров, а ее целью является корабль супостата. ГСН ракеты использует спутниковый, инерциальный и радиолокационный каналы наведения. Ракета самостоятельно преодолевает систему ПВО противника. Две ракеты на один «Катран».

Больше фотографий палубных вертолетов смотрите в фотогалерее на сайте ТРК «Звезда».

Российская морская авиация переживает не лучшие времена

Без авианесущих кораблей нет смысла и в палубной авиации. Фото c сайта www.mil.ru

Флот, как известно, содержит в миниатюре все остальные виды ВС, в том числе, разумеется, и авиацию. В ВМФ РФ самую большую авиацию имеет самый большой флот – Северный, который сейчас стал «сам себе округом», то есть Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Север» («НВО» от 27.07.18). А поскольку в состав СФ входит единственный российский авианосец (официально – авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов», только в составе авиации СФ есть полноценная палубная авиация – два корабельных истребительных авиаполка(киап).

На вооружении 279-го киап имеется 14 палубных истребителей Су-33, 6 палубных учебных самолетов Су-25УТГ, 2 ударных вертолета в корабельном варианте Ка-52К, а также 2 истребителя-бомбардировщика наземного базирования Су-30СМ. На вооружении 100-го киап имеется 23 палубных истребителя МиГ-29К (в то числе 4 учебно-боевых МиГ-29КУБ). Поскольку МиГ-29К изготовлены совсем недавно, 100-й киап в данный момент боеготов лишь частично, во время похода «Кузнецова» к берегам Сирии в 2016 году на нем было всего 2 МиГ-29К (из них один потерян) и 3 МиГ-29КУБ. Когда 100-й киап достигнет полной боеготовности, истребители Су-33, изготовленные в 1993 году, будут списаны и заменены на Су-30СМ, то есть 279-й полк перестанет быть корабельным. Впрочем, существует теоретическая возможность модернизации Су-33, тогда они будут служить на «Кузнецове» совместно с МиГ-29К.

На аэродроме Кипелово (поселок Федотово, Вологодская область) базируется 73-я противолодочная эскадрилья, оснащенная 9 противолодочными самолетами Ту-142МК и 3 разведывательными Ту-142МР (самолет Ту-142 является морским вариантом стратегического бомбардировщика Ту-95). На подмосковном аэродроме Остафьево дислоцирована 3-я авиагруппа авиации СФ с 17 транспортными самолетами (на этом же аэродроме размещен штаб всей морской авиации ВМФ РФ). В Североморске базируется 403-й смешанный авиаполк с 8 противолодочными самолетами Ил-38 (в том числе 3 модернизированных Ил-38Н), 1 ВКП Ил-22, 2 самолетами РТР Ил-20РТ, 6 транспортными самолетами и 830-й вертолетный противолодочный полк, имеющий на вооружении около 40 вертолетов Ка-27/29 и Ми-8. Кроме того, в состав ОСК «Север» входит 98-й смешанный авиаполк (аэродром Мончегорск, Мурманская область), на вооружении которого имеется до 30 бомбардировщиков Су-24М и разведчиков Су-24МР и до 20 перехватчиков МиГ-31БМ. По-видимому, сейчас эти МиГ-31 объединены в 174-й истребительный авиаполк.

Вся авиация БФ дислоцирована в Калининградской области («НВО» от 8.11.19). Кроме того, с конца 90-х годов к авиации БФ приписаны все самолеты и вертолеты ВВС и армейской авиации, дислоцированные в балтийском анклаве. Они сейчас объединены в 132-ю смешанную авиадивизию, в ее составе – 4-й штурмовой и 689-й истребительный авиаполки, три отдельные эскадрильи. На вооружении они имеют 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24, до 20 истребителей Су-27 и истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ, 8 транспортных самолетов, 8 ударных вертолетов Ми-24П и Ми-35М, 4 многоцелевых вертолета Ми-8, не менее 10 морских вертолетов Ка-27 и Ка-29.

Морская авиация ЧФ состояла из единственного 318-го смешанного авиаполка, развернутого на севастопольском аэродроме Кача («НВО» от 30.08.19). Сейчас на его вооружении 5 Бе-12.8 Ан-26.14 Ка-27.2 Ка-31Р, 4 Ми-8. После присоединения Крыма к России на аэродроме Саки был развернут приписанный к авиации ЧФ 43-й морской штурмовой авиаполк с двумя десятками Су-24М/МР и Су-30СМ. Каспийская флотилия своей авиации не имеет.

Таким образом, собственно морская авиация ВМФ РФ включает 43 палубных боевых самолета (14 Су-33, 23 МиГ-29К, 6 Су-25УТГ), 44 противолодочных самолета (22 Ту-142, 17 Ил-38, 5 Бе-12), около 100 вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-31 и Ка-52К. Кроме того, в состав морской авиации включены «обычные» самолеты и вертолеты – около 50 бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР, более 30 истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ и истребителей Су-27, до 30 перехватчиков МиГ-31, 3 ВКП Ил-22, 2 самолета РТР Ил-20РТ, более 50 транспортных самолетов, до 40 вертолетов Ми-24/35М и Ми-8.

Российская морская авиация по своему потенциалу существенно уступает авиации ВМС США, сопоставима с морской авиацией КНР, Японии и Индии и значительно превосходит морские авиации других стран.

Даже в советское время авиация ВМФ лишь чисто условно могла решать задачи противолодочной обороны (ПЛО). В постсоветский период ситуация в этом плане сильно ухудшилась, поскольку противолодочная авиация не получила никакой новой техники (лишь были модернизированы 6 Ил-38 до варианта Ил-38Н). Крайне ограниченный круг задач может решать палубная авиация единственного авианосца. В связи с этим, а также с множеством других причин возникает вопрос: нужны ли нам авианосцы вообще и не лучше ли гигантские деньги, которые требуются на их строительство, потратить на что-то более полезное, например подлодки и фрегаты («НВО» от 07.02.20)?

В целом потенциал морской авиации ВМФ РФ крайне ограничен. Она требует значительного качественного и количественного усиления (с учетом огромной протяженности береговой линии РФ), перспективы которого пока совершенно неочевидны. В частности, нужно обеспечивать ПВО многочисленных корветов (МРК), которые у нас теперь выступают в роли носителей КРМБ («НВО» от 28.06.19). И раз уж в состав морской авиации включены «обычные» истребители, естественно, возлагать задачу ПВО малых кораблей нужно именно на них, не привлекая к этому Воздушно-космические силы (ВКС). Чрезвычайно сомнительно, что имеющихся истребителей для этого хватит, поскольку на них же будет возложена задача прикрытия развертывания в океан ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и многоцелевых АПЛ. А также с учетом того факта, что МиГ-31 для прикрытия кораблей и ПЛ вообще не очень подходят, для этого нужны Су-27 и его производные, коих в морской авиации совсем мало. Крайне незначителен и ударный потенциал морской авиации против авианосных и десантных соединений возможных противников. Можно сказать, что этого потенциала вполне достаточно против тех стран, которые никогда никакие десанты на наши берега высаживать и так не будут, но совершенно недостаточно против флотов по-настоящему сильных. Конечно, можно сказать, что к морской авиации при необходимости добавятся самолеты из состава ВКС, но в таком случае возникает вопрос: для чего передавать морской авиации «обычные» машины, не проще ли их все оставить в ВКС? Как и для всего ВМФ в целом, ситуация усугубляется разбросанностью по очень удаленным друг от друга ТВД. Правда, авиации маневр силами осуществить гораздо проще, чем собственно флоту. Перевооружение последнего десятилетия оказалось для морской авиации очень полезным, но недостаточным и далеко не полным. Впрочем, это касается практически всех видов ВС и родов войск.

Военно-Морской Флот

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-Морской Флот Структура Морская авиация

Морская авиация

Морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.
Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полёта, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации

Авиация военно-морского флота ВС России


Неофициальная эмблема Авиации ВМФ ВС России

Страна

Россия

Подчинение

Министерство обороны Российской Федерации

Входит в

Военно-морской флот России

Тип

Морская авиация

Участие в

Первая мировая война 1914—1917, Вторая мировая война

Авиация военно-морского флота Российской Федерации (авиация ВМФ, морская авиация) — род сил Военно-морского флота России (ВВС и ПВО ВМФ). Также была известна как Военно-воздушные силы военно-морского флота СССР (ВВС ВМФ).

Состояла до 2011 года из ракетоносной, штурмовой, истребительной, противолодочной, поисково-спасательной, транспортной и специальной авиации. Условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования.

Ракетоносцы и штурмовики предназначены для противоборства с группировками надводных кораблей в океанской и прибрежной зонах, для нанесения ракетных и бомбо-штурмовых ударов по портам, береговым базам, аэродромам и другим военным и промышленным объектам противника. Противолодочная авиация предназначена для поиска, обнаружения, слежения и поражения подводных лодок. Истребительная авиация предназначена для контроля обширного воздушного пространства и завоевания превосходства в воздухе над морскими ТВД. Поисково-спасательная авиация предназначена для спасения и оказания помощи терпящим бедствие экипажам морских и воздушных судов. Военно-транспортная авиация ВМФ осуществляет парашютное десантирование морской пехоты, пассажирские перевозки личного состава ВМФ и военных грузов. Специальная авиация выполняет специальные задачи в интересах ВМФ РФ, других родов войск Министерства Обороны, а также Генерального Штаба МО РФ.

Корабельная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Её основными боевыми задачами в вооружённой борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. Палубные вертолёты морской авиации используются для целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они могут использоваться для огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Корабельная авиация России представлена двумя типами самолётов: истребитель Су-33 и учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ. По состоянию на 2009 год, в составе ВМФ России имеется один тяжёлый авианесущий крейсер 063 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на борту которого, во время походов, базируются самолёты Су-33, Су-25УТГ и вертолёты Ка-27 и Ка-29.

В Великую Отечественную войну авиация ВМФ оказалась самой результативной из сил флота, при этом торпедоносцы считались самыми «убиваемыми» в ВВС РККА. Первые бомбовые удары по Берлину выполнялись экипажами 1-го Минно-торпедного полка ВВС КБФ под командованием полковника Преображенского (после войны — командующего ВВС ВМФ СССР).

История

30 ноября 1916 г. начальником Морского штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. В. Русиным утверждено «Положения о дивизионе корабельной авиации».

Структура МА РФ до 2010 года

Су-33 на палубе ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Северный флот

  • 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова
  • 403-й отдельный смешанный авиационный полк
  • 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолётный Киркенесский Краснознамённый полк
    • 1-я корабельная вертолётная эскадрилия
    • 2-я корабельная вертолётная эскадрилия
    • 3-я транспортно-боевая вертолётная эскадрилия
  • 924-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный полк
  • 73-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья дальнего действия

Черноморский флот

  • 25-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк
  • 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк
  • 917-й отдельный смешанный авиационный полк

Тихоокеанский флот

  • 289-й отдельный смешанный противолодочный авиационный полк
  • 317-й отдельный смешанный авиационный полк
  • 568-й отдельный смешанный авиационный полк
  • 865-й отдельный истребительный авиационный полк
  • 71-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья

Балтийский флот

  • 4-й гвардейский отдельный морской штурмовой авиационный полк
  • 689-й гвардейский истребительный авиационный полк
  • 125-я отдельная вертолетная эскадрилья
  • 396-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья
  • 398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья

Пункты базирования (на 2010 год)

Базовый противолодочный самолёт Ил-38 Ракетоносец Ту-22М3

Северный флот

  • Авиабаза Кипелово
  • Авиабаза Оленегорск
  • Аэродром Североморск-1
  • Аэродром Североморск-3

Черноморский флот

  • 7058 Авиабаза Гвардейское
  • 7057 Авиабаза Кача

Тихоокеанский флот

  • Авиабаза Елизово
  • Авиабаза Каменный Ручей
  • Аэродром Кневичи
  • Авиабаза Николаевка

Балтийский флот

  • Аэродром Донское — авиабаза закрыта за ненадобностью
  • Аэродром Черняховск
  • Аэродром Чкаловск
  • Аэродром Храброво

Боевой состав МА РФ до 2010 года

Обозначение формирования или части Вооружение и оснащение Место расположения
Северный флот
279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк (авиаполк) Су-33, Су-25УТГ Североморск-3
403-й отдельный смешанный авиаполк Ан-12, Ан-26, Ил-38, Ту-134 Североморск-1
830-й отдельный корабельный противолодочный вертолётный полк Ка-27, Ка-29 Североморск-1
924-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиаполк Ту-22М3 Оленегорск
73-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья Ту-142 Кипелово
Черноморский флот
25-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк

917-й отдельный смешанный авиаполк

Ка-27,Ми-14,Ми-8,Ан-2, Ан-12, Ан-26, Бе-12 7057 Авиабаза Кача
43-й отдельный морской штурмовой авиаполк Су-24, Су-24МР 7059 Авиабаза Гвардейское
Тихоокеанский флот
289-й отдельный смешанный противолодочный авиаполк Ил-38, Ка-27, Ка-29 Николаевка
317-й отдельный смешанный авиаполк Ил-38 Елизово
568-й отдельный смешанный авиаполк Ту-22М3,Ту-142МР, Ту-142М3 Каменный Ручей
865-й отдельный истребительный авиаполк МиГ-31 Елизово
71-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья Ан-12, Ан-24, Ан-26 Кневичи
Балтийский флот
4-й гвардейский отдельный морской штурмовой авиаполк Су-24 Черняховск
689-й гвардейский истребительный авиаполк Су-27 Чкаловск
125-я отдельная вертолетная эскадрилья Ми-8, Ми-24 Чкаловск
396-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья Ка-27,Ка-29 Донское
398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья Ан-24, Ан-26 Храброво

Техника и вооружение

Палубный истребитель Су-33 279-го КИАП на борту авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПС

Национальный военно-промышленных комплекс России полностью удовлетворяет все потребности Авиации военно-морского флота. Закупки авиатехники за рубежом не производятся.

Однако, с распадом Советского Союза, возникли существенные трудности с производством новых самолетов и вертолетов для ВМФ РФ, поэтому авиационный парк с 1991 года фактически почти не обновлялся, если не считать мелкосерийного производства вертолетов Ка-29, Ка-31, Ка-32, самолетов Су-33, Су-24, Ту-22М3 и Ту-142. Свыше 90 % авиационной техники ВМФ РФ сегодня относится ко второму и третьему поколениям и произведено еще на советских предприятиях.

Опознавательные знаки морской авиации Вооружённых сил РФ

Ниже представлены бортовые опознавательные знаки летательных аппаратов морской авиации:

  • Опознавательный знак

  • Знак на фюзеляж

Форма одежды военнослужащих морской авиации

Повседневная военная форма одежды военнослужащих морской авиации полностью соответствует военной форме военнослужащих ВМФ РФ. Чёрные (парадные золотые) погоны имеют голубой просвет или голубой кант, обозначающий принадлежность к авиации. Военнослужащие по призыву на шинелях и бушлатах носят голубые погоны, на фланелевых рубахах — голубые погончики (кроме робы — рабочего платья). На левом рукаве повседневной и парадной форме одежды, а также иногда и на специальной (лётно-технической) нашивается эмблема морской авиации. Также военнослужащие морской авиации обеспечиваются полевой камуфлированной формой. Фактически, повседневной формой одежды для военнослужащих и гражданского персонала авиабазы является лётно-техническое обмундирование (ЛТО) костюмы или комбинезоны светло-бежевой или голубой (тропичка), синей, чёрной (зимняя техсостава) или камуфлированной расцветки (для всех категорий), без знаков различия.

Воинские звания военнослужащих морской авиации

Воинские звания военнослужащих — армейские, за исключением рядового состава: матрос, старший матрос, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник.

См. также

  • Военно-воздушные силы России

Примечания

  1. Структура ВМФ
  2. 1 2 Независимый информационный портал «Северный флот… Не подведёт!», 2006—2009
  3. 1 2 3 4 5 6 Журнал «Власть» № 7 (760) от 25.02.2008
  4. 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолётный Киркенессий Краснознамённый полк
  5. Вологда-18
  6. 1 2 3 Журнал «Власть» № 7 (760) от 25.02.2008
  7. 1 2 3 4 5 Журнал «Власть» № 7 (760) от 25.02.2008
  8. 1 2 3 4 5 Журнал «Власть» № 7 (760) от 25.02.2008
  9. The International Institute For Strategic Studies IISS The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573
  10. The Military Balance 2009. — P. 219.

Ссылки

  • 17 июля — День авиации военно-морского флота России
  • История авиации ВМФ
  • История морской авиации России
  • Фотографии авиатехники Авиации ВМФ России

ВВС Азербайджана · ВВС Армении · ВВС Белоруссии · ВВС Казахстана · ВВС Киргизии · ВВС Молдавии · ВВС России · Авиация ВМФ России · ВВС Таджикистана ·
ВВС Туркменистана · _vvs_uzbekistana ·_ ВВС Узбекистана · ВВС Украины · Авиация ВМС Украины

Бывшие: ВВС Грузии

Военно-Воздушные силы стран Содружества Независимых Государств
Военно-Морской Флот Российской Федерации
Рода сил ВМФ

Надводные силы · Подводные силы · Морская пехота · Авиация ВМФ · Береговые войска

Флоты

Северный · Балтийский · Черноморский · Тихоокеанский

Флотилии и базы
Главнокомандующий