Молодые инженеры или инженера?

Как правильно: «инженерЫ» или «инженерА» во множественном числе?

У сло­ва «инже­не­ры» в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ние -ы соглас­но мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

У оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния, назы­ва­ю­щих чело­ве­ка по роду дея­тель­но­сти или про­фес­сии, в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла могут быть окон­ча­ния -ы/-и или -а/-я, напри­мер:

  • ора­тор — ора­торы; повар — повара;
  • апте­карь — апте­кари; док­тор — доктора;
  • бух­гал­тер — бух­гал­теры; сто­рож — сто­рожа.

Для того что­бы не оши­бить­ся в выбо­ре пра­виль­ной фор­мы, в слу­чае сомне­ния луч­ше загля­нуть в сло­варь.

У мно­гих воз­ни­ка­ет вопрос: как пра­виль­но про­из­но­сить во мно­же­ствен­ном чис­ле: «инже­не­ры» или «инже­не­ра»? Эти фор­мы суще­стви­тель­но­го, назы­ва­ю­ще­го рас­про­стра­нен­ную про­фес­сию, зву­чат на про­из­вод­стве, в учре­жде­ни­ях и офи­сах. Слово «инже­нер» име­ет фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ние и про­из­но­сит­ся, как это сра­зу замет­но, с удар­ным послед­ним сло­гом осно­вы:

ин-же-не́р.

От него обра­зу­ем фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «инжене́ры» с тем же удар­ным сло­гом. Это един­ствен­но пра­виль­ная фор­ма с окон­ча­ни­ем -ы явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ской нор­мой рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Правильно обра­зу­ем фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «инже­не­ры» с окон­ча­ни­ем -ы.

Отметим непо­движ­ность уда­ре­ния на глас­ном кор­ня во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах это­го трех­слож­но­го заим­ство­ван­но­го сло­ва:

Статичность уда­ре­ния в корне сло­ва дела­ет невоз­мож­ным обра­зо­ва­ние фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла с удар­ным окон­ча­ни­ем -а.

Форма суще­стви­тель­но­го «инже­не­ра́», столь часто зву­ча­щая в речи, явля­ет­ся про­сто­ре­чи­ем, то есть она нахо­дит­ся вне лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Выбор окон­ча­ния -ы у рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го обу­слов­лен про­ис­хож­де­ни­ем сло­ва. Прослеживается тен­ден­ция, что у слов фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния, осно­ва кото­рых закан­чи­ва­ет­ся на -ер/-ёр, обра­зу­ет­ся фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла с без­удар­ным окон­ча­ни­ем -ы.

Понаблюдаем:

  • шофёр — шофёры;
  • режис­сёр — режис­сёры;
  • актёр — актёры;
  • суф­лёр — суф­лёры;
  • бок­сёр — бок­сёры.

Поинтересуемся, как пра­виль­но обра­зо­вать ана­ло­гич­ную фор­му сло­ва «тре­не­ры» или «тре­не­ра».

Поиск ответа

Всего найдено: 22

Вопрос № 290033

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, верно записать название специальности «инженер-строитель-гидротехник». Спасибо огромное за ваш труд. Наталия Д.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: инженер-строитель — гидротехник, инженер-строитель (гидротехник).

Вопрос № 288865

Как пишется название профессии «Инженер/наладчик/оборудования»? Инженер-наладчик оборудования? Инженер наладчик оборудования? Заранее благодарна за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно написать с тире: инженер – наладчик оборудования.

Вопрос № 258355

Как правильно пишется слово инженер-программист в родительном падеже: инженер-прграммиста или инженера-программиста?

Ответ справочной службы русского языка

Склоняются обе части: инженера-программиста.

Вопрос № 257532

Добрый день!
Как правильно писать название специальности в кавычках, например, специальность «Инженер-электрик» или
спциальность «инженер-электрик» ? (С большой или с маленькой буквы — вот в чем вопрос.)
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Названия специальностей корректно писать в кавычках со строчной: специальность «инженер-электрик».

Вопрос № 257089

Здравствуйте! Подскажите, как правильно писать ВРАЧ(-) АКУШЕР(-)ГИНЕКОЛОГ. В справочнике Розенталя есть примеры подобных написаний (социал-демократы меньшевики, женщины-врачи хирурги, инженер-строитель проектировщик, слесарь-котельщик монтажник, техник-механик конструктор), в официальных документах встречаются и ВРАЧ-АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ, и ВРАЧ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ, но не ВРАЧ-АКУШЕР ГИНЕКОЛОГ. Хотелось бы узнать ваше мнение. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: врач – акушер-гинеколог.

Вопрос № 254006

После слова «квалификация» наименование этой квалификации пишется с большой или с маленькой буквы? Например «Получил квалификацию «инженер-экономист по промышленности»….

Ответ справочной службы русского языка

Корректно написание строчными буквами.

Вопрос № 249624

Согласно информации на сайте, мужские фамилии на -а склоняются, если только они не французского происхождения. Можно ли сделать вывод, что если -а ударное, то фамилия не склоняется? Например, Идальфонс Серда, каталонский инженер-архитектор. Язык не поворачивается сказать проект Серды…
Окуджава, Глоба, Щерба, Вайда, Пихоя, Берия. Мужские и женские фамилии на -а, -я неударное склоняются (Павла Глобы, о Джейн Фонде, с Анной Пихоей, о Берии).
Дюма, Золя, Тома. Мужские и женские фамилии французского происхождения на -а, -я ударные не склоняются (книга Александра Дюма).

Ответ справочной службы русского языка

Такие фамилии испытывают колебания в склонении. Фамилии большинства наших соотечественников, оканчивающиеся на ударный гласный -А, склоняются: фильм Александра Митты. Сведения о склонении подобных фамилий зарубежных деятелей необходимо получать в словарях.

Вопрос № 241736

Здравствуйте!
Пожалуйста, подскажите, как правильно пишется «принята на должность инженер-конструктора».
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно склонять обе части: должность инженера-конструктора.

Вопрос № 238627

Правильно ли написано предложение «принят на работу инженером-конструктором»? Или надо «Инженер-конструктором»?
Спасибо!
Алмагуль

Ответ справочной службы русского языка

Склоняются обе части этого слова: принят на работу инженером-конструктором. Может быть, лучше: принят на должность инженера-конструктора?

Вопрос № 235484

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, форму множественного числа от слов: инженер-инженеры. директор-директора (директоры). С уважением, Л.В.Жарова

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _инженЕры_ но: _директорА_.

Вопрос № 235317

Скажите, пожалуйста, написание «инженер-электроник» верное или это так неграмотно называют инженера-электронщика? Человек, отстаивающий написание «электроник», ссылается на некий список профессий, утвержденный Минтруда. Насколько можно доверять таким спискам? Спасибо. Чернявская.

Ответ справочной службы русского языка

«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова фиксирует слово _электронщик_ как разговорное к ‘специалист по обслуживанию электронных устройств’. В некоторых словарях-справочниках инженером-электронщиком называют инженера, занимающегося ремонтом и поддержкой в рабочем состоянии аппаратных средств автоматизированных систем. См. также ответ № 168444.

Вопрос № 234953

инженер-электронщик или инженер-электроник

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 168444 .

Вопрос № 234630

как правильно? инженер-электроник или инженер- электронщик

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 168444 .

Вопрос № 230080

Как написать правильно? Переведен на должность ведущего инженера-проектировщика или переведен на должность ведущий инженер-проектировщик?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны обе формы: _должность ведущего инженера-проектировщика_ и _должность «ведущий инженер-проектировщик»_.

Вопрос № 229040

как писать инженер-электроник или инженер-электронщик

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _инженер-электронщик_. Страницы: 2 последняя

Актуальные инженерные проблемы XXI века

Благодаря активной инженерной деятельности за последние четверть века было создано многое, необходимое для обеспечения жизнедеятельности и повышения качества жизни человека и общества. В середине 80-х годов XX века еще не было мобильных телефонов. Люди получали информацию из книг, поскольку не была создана всемирная сеть Internet. Компьютер еще не вошел в нашу повседневную жизнь. Сегодня все это к нашим услугам, а также спутниковое телевидение и радио, гибридные автомобили, использующие различные источники энергии. Расшифрован генетический состав многих организмов, широко применяется на практике анализ ДНК человека, проводятся опыты по клонированию животных. Лазерные технологии используются в медицине, CD и DVD системах. Сверхмощный телескоп позволил рассмотреть далекие галактики, исследования на большом адронном коллайдере приблизили нас к разгадке возникновения нашей галактики. За прошедшие четверть века благодаря деятельности инженеров жизнь человеческого общества значительно изменилась и стала более комфортной. Однако существует еще достаточно проблем, которые стоят перед человечеством и требуют, в том числе, инженерных решений.

Национальная инженерная академия США организовала специальную комиссию экспертов, которые определили главные технологические задачи прикладного характера на XXI век. Это задачи из разных областей науки и техники, но все они крайне важны для развития человечества в целом.

Одной из приоритетных задач экспертами названо овладение технологией термоядерного синтеза. Актуальность определяется тем, что энергетический вопрос стоит крайне остро. За источники энергии ведутся войны, возникают конфликты между государствами. Запасы углеводородов не бесконечны. Ограничены запасы уранового сырья для нужд ядерной энергетики. Идут разработки в области использования альтернативных, в том числе возобновляемых источников энергии (солнечные батареи, геотермальные, ветряные электростанции и др.). Но все они проигрывают перспективе термоядерной энергетики. Учёные уже научились запускать эту реакцию в водородных бомбах, но ещё не получается управлять ходом реакции, чтобы можно было безопасно использовать термоядерную энергию в промышленных целях.

Среди приоритетных задач XXI века экспертами было названо улучшение инфраструктуры городов. К концу XX началу XXI века стало очевидно, что крупнейшие города мира задыхаются от потока людей, машин, товаров. А потому эта проблема требует незамедлительного решения. Необходимо создать такую систему жизнеобеспечения городов, включающую в себя водопровод, канализацию, электросеть, газопровод, транспорт, чтобы сделать жизнь населения в городах более комфортной в экологическом, экономическом и социальном планах.

Не менее важной является проблема использования новых информационных технологий в медицинской сфере. Большинство болезней протекают на ранних стадиях незаметно для человека. Когда они выявляются, их лечение становится либо невозможным, либо к этому времени болезнь успевает нанести непоправимый вред здоровью человека. Ранняя и точная диагностика заболевания являются залогом успешного лечения. Перед учёными и инженерами стоит задача осуществить более глубокое внедрение информационных технологий в сферу здравоохранения. Важна разработка новых лекарств и методов лечения, в том числе с использованием нанотехнологий.

Технологическая задача – развивать виртуальную реальность. По мнению учёных, с помощью таких технологий станет возможным решать некоторые задачи в области образования и обучения личности тем или иным навыкам, их можно будет использовать при лечении психологических расстройств, восстанавливать память и т.д.

В числе первоочередных задач — уменьшение или прекращение выброса углекислого газа в атмосферу. Концентрация углекислого газа в воздухе растёт, и людям, особенно в городах, где промышленные и транспортные выбросы этого газа крайне велики, становится всё труднее дышать, учащаются случаи заболевания болезнями органов дыхания: астмой, раком лёгких. Кроме того, необходимо также уменьшить выбросы азотосодержащих соединений в атмосферу. Под их действием разрушается озоновый слой земли, и ультрафиолетовое солнечное излучение, не встречая сопротивления в атмосфере, доходит до самой земли, вызывая «парниковый эффект».

Американская ассоциация инженерного образования суммировала основные проблемы человечества, которые следует решить с участием инженеров в XXI веке, и разделила их на четыре области:

1. Устойчивое развитие цивилизации. Проблема устойчивого развития цивилизации связана с увеличением населения Земли и возрастанием его потребностей в источниках энергии, продуктах питания, пресной воде. Земля – планета с ограниченными ресурсами. Инженерам следует изобрести новые способы производства продуктов питания, новые технологии снабжения населения чистой питьевой водой.

2. Здоровье человека. Здоровью человека угрожают болезни. Нужны исследования и разработки в области биомедицинского инжиниринга, которые бы позволили создать «персонализированную медицину», реализующую индивидуальный подход к пациенту в вопросах диагностики, подборе лекарств, определении методов лечения с использованием компьютеризированных каталогов.

3. Уязвимость человека. Уязвимость человека связана как с естественными факторами (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами), так и с возможными техногенными катастрофами, а также с проявлением терроризма. Необходима разработка новых технологий предсказания природных катаклизмов, быстрого обнаружения угроз и организаций контр мероприятий, обеспечивающих спасение людей.

4. Удовлетворенность человека жизнью. Удовлетворенность человека жизнью является высшей целью его пребывания на Земле. Важно использовать все технические и технологические возможности для того, чтобы сделать жизнь человека комфортной, интересной и радостной. Инженерам придется потрудиться!

Приоритетные области развития экономики и научных исследований:

Д.А. Медведев, президент РФ(вПослании Федеральному собранию РФ, 12.11.2009 г.)

1. Энергоэффективность и энергосбережение

2. Ядерные технологии

3. Космические технологии с уклоном в телекоммуникации

4. Медицинские технологии

5. Стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения

Б. Обама, президент США(на ежегодном собрании американской Национальной академии наук, 27.04.2009 г.)

1. Энергоэффективность, энергосбережение, производство возобновляемых источников энергии

2. Разработки в области космических исследований (проблема глобального потепления)

3. Исследования в области медицины

4. Исследования в области физики, химии, биологии

Востребованные инженерные специальности ближайшего будущего:

1. На лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и крупных городах, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание техническогои экономическогоили юридического образования, знание английскогоилилюбого другого европейского языка. Востребованность инженеров — маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

Сегодня востребован не просто инженер, а эффективный менеджер, знающий экономику и мировую конъюнктуру, не пасующий перед рынком и умеющий “пробивать” инженерные идеи.

2. Наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями. Нанотехнологии — это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне. По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину.

3. Биотехнологии:в настоящее время довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты; в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии.

4. Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистыхисточников энергии достигнут своего пика — и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

5. Специалисты в сфере альтернативной энергетики.Запасы углеводородов в мире велики, но не безграничны. Энергия, добываемая из возобновляемых источников, будет вытеснять «нефтяную» и «угольную». В ближайшее время специалисты по альтернативной энергетике будут весьма востребованы. Производство солнечных батарей, производство кремния, главным потребителем которого является солнечная энергетика, выпуск термоэлементов и другие проекты. Всем создаваемым предприятиям потребуются кадры — от управленцев и инженеров до рабочих.

6. Специалисты в сфере энергетики.Проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой для современной российской энергетики. Нехватка специалистов ощущается на всех этапах – от проектирования до инжиниринга, строительства и эксплуатации энергетических объектов. Причины нехватки специалистов в сфере энергетики:

— недостаточное количество специализированных учебных заведений в нашей стране, осуществляющих подготовку кадров в сфере энергетики;

— отток специалистов в другие отрасли российской промышленности (нефтяную, газовую, оборонную) по причине более высокого уровня заработной платы;

— общая демографическая ситуация в России.

7. Специалисты авиационно-космического профиля.Аэрокосмическое образование в России развивается успешно и создает кадровый фундамент для авиации и космонавтики — областей, в которых наша страна может серьезно конкурировать с другими мировыми державами. Но спрос на выпускников для аэрокосмической сферы пока больше, чем предложение на рынке, считают представители руководства ведущих профильных вузов страны.

1.7. Понятие «профессиональный инженер»: требования к профессиональным инженерам

Глобализация экономики и возрастающая конкуренция на рынке инженерного труда требуют выработки единых требований к качеству подготовки специалистов и обеспечения их международной мобильности. Решению этой задачи способствует создание международных регистров профессиональных инженеров. В настоящее время, в мире существует три международные организации, которые ведут регистрацию профессиональных инженеров и способствуют международному признанию их квалификаций, а именно: Форум мобильности инженеров (Engineers Mobility Forum, EMF), регистр инженеров стран APEC (APEC Engineering Register) и Европейская федерация национальных инженерных организаций (Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs, FEANI).

Звание «профессиональный инженер»: Professional Engineer (США, Япония, Южная Африка, Канада, Южная Корея, Сингапур) и Chartered Engineer (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия)означает, что его обладатель способен вести самостоятельную профессиональную деятельность и имеет лицензию одного или более правительственных органов на оказание профессиональных инженерных услуг в качестве независимого практика.

Как правило, профессиональный инженер имеет дело с разработкой и внедрением передовых технологий и использует в своей работе инновации и творческий подход. Его деятельность предполагает использование фундаментальных знаний и принципов для разработки и применения новейших технологий, использование современных методов проектирования, внедрение новых и эффективных концепций и методов в области производства, маркетинга, управления, выполнение рискованных проектов. Деятельность профессионального инженера включает работу из различных областей знаний и носит преимущественно интеллектуальный характер. Она предполагает использование оригинальных подходов и суждений и способность осуществлять техническое и административное руководство над подчиненными.

В большинстве стран для регистрации в качестве профессионального инженера, кандидат должен соответствовать требованиям национальных организаций, отвечающих за сертификацию и лицензирование профессиональных инженеров:

— окончить университет, обучаясь по аккредитованной инженерной программе;

— иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности;

— иметь опыт практической инженерной деятельности (от 3-х до 7-ми лет в зависимости от страны);

— сдать профессиональные экзамены (как правило);

— поддерживать свою квалификацию путем непрерывного профессионального совершенствования;

— следовать кодексу профессиональной этики.

Требования EMF к компетенциям профессиональных инженеров

Международная организация Форум мобильности инженеров — EMF была создана в 1997 году, с целью устранения искусственных барьеров для свободного передвижения и практики профессиональных инженеров в странах-участницах соглашения. Форум объединяет профессиональные организации, осуществляющие сертификацию и регистрацию профессиональных инженеров в следующих странах: США, Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Малайзия Гонконг, Корея, Сингапур и Шри-Ланка. Участники Форума согласовали между собой международные стандарты для присуждения звания «профессиональный инженер» и требования к компетенциям специалистов в области инженерной профессии. Кроме того, участники Форума учредили Международный регистр профессиональных инженеров EMF (EMF International Register of Professional Engineers), который должен служить основой для признания квалификаций профессиональных инженеров, прошедших процедуры сертификации, лицензирования и зарегистрированных в одной из стран-участниц EMF. Включение в Международный регистр профессиональных инженеров EMF дает специалистам право получения равнозначного статуса во всех странах-участницах Форума.

Для регистрации EMF-профессиональных инженеров необходимо:

— наличие инженерного образования, полученного в университете по программе аккредитованной организацией, имеющей статус полноправного члена или разделяющей принципы, критерии и процедуры аккредитации участников Вашингтонского соглашения;

— способность к самостоятельной профессиональной инженерной деятельности на основе приобретенных компетенций,

— опыт практической деятельности не менее 7-ми лет, включая 2 года работы на ответственной руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта,

— стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию.

В настоящее время, у претендентов на звание EMF-профессионального инженера, появилась еще одна возможность попасть в Международный регистр профессиональных инженеров EMF. Альтернативный путь предполагает наличие у кандидата инженерного образования, соответствующего требованиям EMF, его стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию, и соответствие требованиям к компетенциям профессиональных инженеров, принятых в странах-участницах Форума. Соответствие кандидата требованиям к компетенциям профессиональных инженеров предполагает наличие у него профессиональной подготовки и практического опыта равнозначного вышеупомянутому требованию EMF к профессиональной деятельности.

Требования к компетенциям EMF-профессиональных инженеров:

1. Применение универсальных знаний (обладание широкими и глубокими принципиальными знаниями и умение их использовать в качестве основы для практической инженерной деятельности).

2. Применение локальных знаний (обладание теми же знаниями и умение их использовать в практической деятельности в условиях специфической юрисдикции).

3. Анализ инженерных задач (постановка, исследование и анализ комплексных инженерных задач).

4. Проектирование и разработка инженерных решений (проектирование и разработка инженерных решений комплексных инженерных задач).

5. Оценка инженерной деятельности (оценивание результатов комплексной инженерной деятельности).

6. Ответственность за инженерные решения (ответственность за принятие инженерных решений по части или по всему комплексу инженерной деятельности).

7. Организация инженерной деятельности (организация части или всего комплекса инженерной деятельности).

8. Этика инженерной деятельности (ведение инженерной деятельности с соблюдением этических норм).

9. Общественная безопасность инженерной деятельности (понимание социальных, культурных и экологических последствий комплексной инженерной деятельности, в том числе в отношении устойчивого развития).

10. Коммуникация (ясность общения с другими участниками комплексной инженерной деятельности).

11. Обучение в течение всей жизни (непрерывное профессиональное совершенствование, достаточное для поддержания и развития компетенций).

12. Здравомыслие (руководство здравым смыслом при ведении комплексной инженерной деятельности).

13. Законность и нормативность (соблюдение законодательства и правовых норм, охрана здоровья людей и обеспечение безопасности комплексной инженерной деятельности).

Требования к компетенциям инженеров сформулированы таким образом, что могут применяться в выполнении различных видов работ независимо от области специализации инженера. Требования к компетенциям включают как профессиональные (анализ задач, проведение исследований, проектирование, оценка инженерной деятельности), так и личностные навыки (коммуникация, соблюдение кодекса профессиональной этики, понимание ответственности инженера перед обществом).

Международный регистр профессиональных инженеров и соответствующие соглашения ряда стран обеспечивают реальное признание качества подготовки специалистов в области техники и технологий и их профессиональную мобильность.

Инженер — профессия будущего

Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике, уверен главный редактор журнала Scientific Israel Олег Фиговский

За последние десятилетия в развитых странах существенно снизился интерес молодежи к инженерным профессиям и желание участвовать в развитии новых и переспективных направлений науки и техники. Референтными группами стали адвокаты, бизнесмены, менеджеры, представители отдельных медицинских специальностей и др. Представители инженерных специальностей в этом перечне не значатся. Результатом этого стало то, что на естественнонаучные и инженерные специальности университетов поступает значительное количество тех, кто по среднему баллу не смог пройти на престижные в настоящее время факультеты и специальности. Желающих созидать меньше, чем управлять, торговать, быть адвокатами, артистами, топ-моделями или банковскими служащими. Происходит «перекачка» существенной части талантливой молодёжи в непроизводственные сферы, что ослабляет научный, инженерный и изобретательский потенциал общества.

К примеру, в процентном соотношении в Израиле наибольшее в мире количество адвокатов на душу населения. И все равно желающих учиться именно на юридических факультетах меньше не становится. Похожая ситуация в современной России, где быть инженером, технологом или ученым абсолютно непрестижно и даже антипрестижно. Сложившаяся ситуация требует разворота правительственных структур, средств массовой информации и научно-технических общественных организаций в сторону повышения престижа естественнонаучных и инженерных специальностей.

Профессия будущего

Совершенствование существующих и разработка множества новых научно-технических направлений происходит в условиях всё нарастающего усложнения технических объектов и технологий. Это приводит к увеличению интеллектуальных и материальных затрат на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, успешность проекта в значительной степени определяется качеством его исполнения и квалификацией исполнителей.

В разработке и реализации нововведений всегда принимают участие учёные и инженеры. Если инновационный проект связан с созданием приборов и оборудования, то к составу исполнителей добавляются высококвалифицированные рабочие. Деятельность инженера — это креативное приложение научных принципов к планированию, созданию, управлению, эксплуатации, руководству или работе систем, которые должны улучшать нашу повседневную жизнь.

Инженерный труд — самостоятельный вид трудовой деятельности, отличающийся от деятельности научных работников и рабочих. В триаде учёный–инженер–рабочий, необходимой для продолжения научно-технического прогресса, именно инженер является центральной фигурой научно-технического прогресса.

Глобальная экономика ещё более усилит конкуренцию и, как следствие, быструю сменяемость технологий во всех сферах человеческой деятельности. Для поддержания конкурентоспособности разрабатываемой продукции в настоящее время и в будущем, инженеры должны обладать высоким уровнем квалификации, инновационного мышления, профессиональной мобильности и соответствующей мотивацией.

Назрела необходимость в общественном признании важности инженерной деятельности и в изменении принципов, методов и подходов, касающихся построения системы инженерного образования.

Инженер, это кто?

Способностью мыслить человек обязан матери-природе так же мало, как и богу-отцу. Природе он обязан мозгом — органом мышления. Умение же мыслить является продуктом воспитания и образования, нормальным результатом развития нормального в биологическом отношении мозга. В этом контексте немецкий философ Карл Ясперс сказал: «Большинство людей думать не умеют, потому что чихать и кашлять человек может с рождения, а думать его надо учить». Освоение операций мышления должно происходить в процессе повседневного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного уровня путём решения учебных и практических задач в области точных наук, логики, психологии, техники и так далее.

Из всего многообразия требований к инженерам вообще, и к инновационным инженерам в особенности, основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне, способность находить необходимую информацию и самообучаться. Именно эти качества являются базовыми для продуктивной трудовой и творческой деятельности инженера в качестве исполнителя.

В каждой из развитых стран существует система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Такие системы реализуются в каждой стране национальными, как правило, неправительственными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов. Наиболее авторитетной в Соединенных Штатах и во всем мире профессиональной организацией, занимающейся оценкой качества инженерных образовательных программ в университетах, является АВЕТ — Accreditation Board for Engineering and Technology USA (Совет по аккредитации в области техники и технологий). В критериях АВЕТ, определяющих модель инженера, сформулированы обязательные общие требования к выпускникам университетов, освоившим инженерные программы, среди прочего предполагающие наличие таких компетенций как умение работать в коллективе по междисциплинарной тематике и эффективно общаться. Похожие и дополнительные требования к квалификации инженера существуют в аналогичных перечнях национальных советов других стран.

В перечне изучаемых дисциплин большинства колледжей и университетов отсутствуют предметы, обучающие студентов инженерных специальностей основным умениям инновационного инженера. Это связано с дефицитом учебных часов и сложившейся системой обучения. А потому студенты с развитым мышлением, приученные к интердисциплинарному восприятию изучаемых предметов — это особый ресурс страны. Именно такие «незаторможенные» студенты становятся инновационными инженерами, востребованными всюду, где необходимо решать «нерешаемые» задачи. Например, в такой организации как DARPA — Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (США). Этой структуре, к примеру, требуются инженеры, для того, чтобы создать костюм, обеспечивающий защиту от вражеского огня и плохой погоды, излечивающего раны и на порядок увеличивающего возможности человека; сделать бойца и технику невидимыми для противника во всех диапазонах электромагнитного спектра и при этом видеть противника во всех диапазонах сразу и т.д.

США в настоящее время резко меняют своё отношение к образованию и профессиональной ориентации школьников. Это является составной частью государственной политики обеспечения готовящегося нового прорыва в науке и технологиях. Планы администрации представлены в выступлении Президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 г. на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. Им, в частности, сказано: «…Я также хочу, чтобы мы все думали о новых творческих подходах к вовлечению молодежи в науку и инженерное дело, будь то фестивали науки, соревнования роботов, выставки, побуждающие молодых людей придумывать, конструировать, изобретать — чтобы быть создателями вещей, а не только их потребителями».

Для этого необходимы творческие способности, а также профессиональная мобильность, которые должны быть выпестованы системой образования. Профессиональная мобильность — это способность и готовность специалиста достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям путём освоения новой техники и технологий, приобретать недостающие знания и умения, а также способность переключаться на другой вид деятельности. Подготовка кадров столь высокой квалификация требует с одной стороны, существенных изменений в методиках обучения, а с другой — такого повышения престижа профессии, которого сегодня реально не наблюдается практически ни в одной стране мира.

Олег Фиговский

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Компетенции будущего

«Навыки будущего — это навыки, которые пригодятся нам завтра. В завтрашнем мире тоже нужно будет уметь считать. Но успех будет зависеть и от того, сможет ли человек получить навыки 21-го века», — говорит руководитель проекта Дмитрий Судаков.

Для каждой специальности набор будет свой. Но современные работодатели выделяют так называемые надпрофессиональные навыки — такие пригодятся в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее:

  • Системное мышление. Умение воспринимать элемент как часть системы, видеть закономерности и объединять элементы по признакам, отделять главное от частного. Навыки определения и работы со сложными системами.
  • Навыки межотраслевой коммуникации. Понимание технологий и процессов в смежных и несмежных отраслях, знание особенностей рынка для различных сфер.
  • Навыки менеджмента. Умение управлять процессами и проектами, знание принципов планирования.
  • Программирование. Создание ИТ-решений, управление автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом.
  • Клиентоориентированность. Понимание потребностей клиента, умение работать с запросами и находить нужные решения.
  • Мультикультурность и мультиязычность. Свободное владение английским языком, знание другого иностранного языка, понимание культурного контекста и национальных особенностей других стран (например, страны — партнеры той компании, где работает профессионал будущего).
  • Коммуникабельность. Умение налаживать контакт с другими людьми, сильные навыки работы в команде, понимание принципов работы как с большими коллективами, так и с отдельными специалистами.
  • Мультифункциональность. Умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач. Способность верно расставить приоритеты, принять решение в условиях нехватки информации, спрогнозировать ситуацию.
  • Творческое начало. Способность к творчеству, развитый эстетический вкус.

В будущем специалистам также понадобятся навыки управления собственными эмоциями, способность заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. Нарастающая сложность рабочих задач потребует высокой концентрации, поэтому востребованным специалистам будет полезно умение регулировать нагрузки и поддерживать работоспособность.

Выучиться однажды на специалиста для будущего уже недостаточно, считает Дмитрий Судаков: «Система обучения вчерашнего дня говорила, что после образовательного цикла ты начинаешь работать, а образование на этом заканчивается. Но сейчас человек должен постоянно учиться чему-то дополнительно, чтобы оставаться максимально релевантным рабочему месту», — говорит он.

Как изучают профессии будущего

В России профессии будущего изучают с помощью технологического форсайта компетенций. Для этого эксперты из разных сфер собираются вместе и разговаривают о новых технологиях, инструментах, трендах. Каждую отрасль обсуждают отдельно. В результате можно предсказать, когда понадобятся новые специалисты.

Некоторые компании способны переобучить собственные кадры самостоятельно, а другим приходится ждать, пока система образования подстроится под изменения. В среднем в первые пять лет запуска технологии на рынок выходят первые специалисты, готовые работать с ней. Из-за дефицита таких кадров в первое время им готовы предлагать высокую зарплату и привлекательные условия.

Чем будут заниматься новые специалисты

Профессии не всегда развиваются по прогнозам экспертов. Как правило, появление новых профессий связано с возникновением технологий и инструментов, о которых мы еще не знаем. Например, спрос на представителей цифровых профессий, если судить по динамике вакансий, по данным hh.ru, с 2010 года по 2019 год вырос на 885%.

Служба исследований HeadHunter в 2017 году изучила 13 различных списков и рейтингов, посвященных перспективным профессиям и профессиям будущего, опубликованных за предшествующие три года, и составила сводный рейтинг профессий будущего.

При этом были выделены перспективные профессии, высокий спрос на которые появится в 2020–2023 годах, и так называемые профессии будущего — спрос на них, по прогнозам экспертов, появится только после 2024–2025 годов.

Но уже тогда независимые HR-эксперты, которых мы опросили, по-разному оценили реальные перспективы этих профессий.

Например, в качестве действительно перспективных более 70% опрошенных экспертов назвали такие профессии, как инженер 3D-печати, биоинженер, инженер по возобновляемой энергии, проектировщик «умной среды».

А вот с перспективностью таких профессий, как специалист по адаптации мигрантов, дизайнер носимых энергоустройств, городской фермер, урбанист, ИТ-евангелист, наши эксперты не согласились.

В результате мы выделили следующие перспективные профессии на ближайшие 10 лет:

Биоинженер

Специалист, который занимается изучением и изменением свойств живого организма (а также разработкой новых) с применением инженерных принципов в биологии и медицине для решения различных медицинских проблем и охраны здоровья.

Биофармаколог

Специалист по созданию новых биопрепаратов — лечебных средств, которые получают при помощи живых биологических систем, тканей организмов, биотехнологий.

Биоинформатик

Изучает и анализирует данные в биологии (в том числе молекулярной) и фармакологии с помощью компьютерных программ, разрабатывающих новые программы для анализа биологических данных.

Проектировщик «умной среды»

ИТ-специалист, который разрабатывает технологии, способные самостоятельно получать и передавать необходимую для их функционирования информацию, контролировать, перенастраивать и оптимизировать собственную работу. Например, «умные дома» способны самостоятельно обслуживать автоматику, из которой они состоят, вовремя включая нужное и отключая ненужное оборудование, делать онлайн-заказы заканчивающихся продуктов и бытовых товаров. Считается, что мы движемся к эпохе «Индустрии 4.0», в которой всё будет основано на умных технологиях.

Специалист по робототехнике

Занимается созданием и обслуживанием роботов для разных отраслей деятельности, помогает наладить работу автоматизированных технических систем.

Специалист по кибербезопасности

ИТ-специалист, который занимается созданием, поддержкой и усовершенствованием специальной инфраструктуры, сервисов для защиты информационных систем и цифровой среды от кибератак, утечки данных, других киберугроз, а также расследованием киберпреступлений.

Специалист по альтернативной энергетике

Занимается поиском и использованием альтернативных нетрадиционных источников энергии. В том числе инженер по возобновляемой энергии — то есть специалист по созданию и внедрению систем, работающих на солнечной и ветровой энергии.

Нейропсихолог

Его деятельность находится на стыке психологии и нейронауки. Он изучает связь структуры и принципов функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением людей.

Программист, разработчик (различного профиля)

Эта профессия стала высоковостребованной уже сейчас, и с учетом цифровизации всех сторон человеческой жизни и деятельности эта тенденция вряд ли изменится.

Инженер-проектировщик различного профиля

Востребованность этих специалистов тоже заметна уже сейчас. Как и в случае с программистами, многие работодатели активно ищут и привлекают будущих сотрудников из числа перспективных студентов.

Инженер 3D-печати

Специалист по трехмерному проектированию с применением математических и творческих способностей. Востребован в разных сферах, в том числе в архитектуре и строительстве, медицине, даже в производстве одежды и обуви.

Архитектор и дизайнер виртуальной реальности

Придумывает и создает концептуальные решения для виртуального мира: философию, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения.

Как подготовиться к будущему

Профессии будущего вызывают интерес, но к новым специальностям есть вопросы: «Не все школьники хорошо разбираются в нюансах конкретных профессий. Например, они знают про оператора беспилотного летающего аппарата. Но о его работе имеют смутное представление», — говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии».

Чтобы быть востребованным, просматривайте вакансии, следите за спросом в той сфере, которая вам интересна.

Внедрение новых профессий требует времени, поэтому пока рано говорить про высокий спрос на отдельных специалистов, предупреждает Кирилл: «Мы не говорим о массовом спросе на космобиологов. Даже вакансий для нанотехнологов до сих пор нет. Хотя с 2010-х годов мы слышим о важности развития этого направления. За почти десять лет здесь пока не сформирован тренд. Массовое внедрение профессий будущего может случиться нескоро. К тому же в начале требуется не так много специалистов с нестандартными компетенциями».

Главное, к чему нужно готовиться: диплом хорошего вуза и успешная учеба в наше время не дают гарантии, что вы всю жизнь будете работать в рамках одной профессии. Кроме перемен на рынке труда, могут измениться и ваши интересы. Поэтому будьте готовы менять вектор, всю жизнь получать новые знания и искать лучшее применение своим знаниям. Важно понимать, чем вам действительно интересно заниматься, к чему есть способности и куда хочется двигаться в профессиональном плане. Тогда вам будет интересно постоянно учиться и развивать навыки, которых требует изменяющийся рынок.

Пробуйте новое, изучайте рынок, интересуйтесь современными технологиями и профессиями. Так у вас будет достаточно знаний и навыков, чтобы сделать осознанный выбор. А первое место работы легко найти на hh.ru.