Мировой атлас данных knoema

Вооружённые силы Чили: одни из самых сильных в Латинской Америке

Сегодня вооруженные силы Чили по праву считаются одними из самых сильных в Латинской Америке. Как и вооруженные силы других государств они предназначены для защиты свободы, независимости и территориальной целостности страны. В настоящее время вооруженные силы Чили состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морских сил. Конечно, по меркам США, Китая или России военные расходы Чили кажутся крохотными (4,61 миллиарда долларов – 2016 год, данные SIRPI), но в сравнении с другими странами Латинской Америки – это вполне адекватная сумма.

Руководство Республики Чили рассматривает укрепление вооруженных сил страны в качестве очень важного фактора, который способствует росту влияния государства, активизации и диверсификации связей страны с другими государствами на фоне растущей вовлеченности Сантьяго в решение не только региональных, но и глобальных проблем. В соответствии с конституцией страны верховным главнокомандующим ВС Чили является президент. Именно он определяет направления военного строительства и военно-политического курса, назначает министра национальной обороны, начальника объединенного штаба ВС и главнокомандующих видами вооруженных сил.
Министерство обороны Чили отвечает за разработку доктринальных документов в области обороны и безопасности, развития и строительства армии и флота. Главой военного ведомства в Чили является гражданское лицо, осуществляющее руководство ВС через аппарат Минобороны, а также объединенный штаб ВС. Последний выступает постоянным консультативным органом министра обороны при подготовке к применению и в ходе управления ВС в случае возникновения угрозы внешней агрессии или появления международного кризиса, который угрожал бы национальной безопасности Чили.
Военный парад в Сантьяго, 2014 год
Учитывая размеры территории и границы страны, кажется, что вооруженные силы Чили должны быть внушительными по размерам. Действительно, страна протянулась с севера на юг на 4300 километров, при этом ее ширина с запада на восток никогда не превышает 200 километров. Сухопутная граница и береговая линия составляют по 6400 километров каждая. С чисто военной точки зрения оборонять столь большую вытянутую территорию было бы очень сложно. К счастью для Чили, практически вся сухопутная граница страны приходится на естественное препятствие – Анды. Преодоление данного горного массива является сложным для пехоты, а для тяжелой боевой техники горы практически непреодолимы. Следует также учитывать, что у страны нет соседей, обладающих большой военной мощью. Принимая это во внимание и благодаря существенным доходам от экспорта меди, в Чили удалось создать достаточно компактные и хорошо оснащенные ВС, которые сегодня входят в пятерку сильнейших в Латинской Америке, отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Общая численность вооруженных сил Чили составляет 73 500 человек, данные журнала «Зарубежное военное обозрение» №8 за 2013 год. Численность Сухопутных войск Чили – 41 400 человек, ВМС – 20 700 человек, включая 2800 морских пехотинцев, ВВС – 11 400 человек. В то же время по данным популярного статистического интернет-ресурса knoema (мирового атласа данных) численность вооруженных сил Чили в 2015 году составляла 109 450 человек, данная цифра учитывает и военизированные формирования, которые могли бы использоваться для поддержки или замены регулярных войск.

Медь не зря уже упоминалась выше в контексте развития вооруженных сил Чили, для Сантьяго этот металл является стратегическим ресурсом. Страна является безоговорочным лидером по производству меди, также на территории Чили располагаются самые крупные подтвержденные запасы меди (порядка 20 процентов от мировых запасов). Неудивительно, что доходы от реализации меди страна частично тратит на свои вооруженные силы. Финансовые средства на покупку вооружений и военной техники в Чили выделяются вне рамок республиканского бюджета. На основании «Закона о меди» еще от 1958 года на эти цели государственная компания «Коделко» ежегодно перечисляет 10 процентов от своей экспортной прибыли (но не менее 240 миллионов долларов). Поступающие денежные средства аккумулируются на счетах специально созданного фонда в центральном банке Чили, после чего расходуются исключительно на покупку и модернизацию вооружений и военной техники. В связи со стабильными ценами на медь и устойчивым спросом на металл, аккумулированная в спецфонде сумма, по разным оценкам экспертов, составляет более 5 миллиардов долларов США.

Основными поставщиками вооружений и военной техники для ВС Чили традиционно являются США и Израиль, некоторая часть техники была приобретена в странах Западной Европы, а также в Бразилии. В то же время возможности собственного военно-промышленного комплекса Чили крайне ограничены. Доля устаревшей военной техники в чилийской армии достаточно велика, однако существенно меньше, чем в большинстве государств Латинской Америки. Как отмечает Александр Храмчихин, Россия регулярно участвует в местных военных выставках, однако пока так и не проникла на оружейный рынок данного государства.
Сухопутные войска Чили
Сухопутные войска являются самым многочисленным видом ВС Чили. В их состав входят пехотные, бронетанковые, механизированные, артиллерийские, горнострелковые, инженерные формирования, а также подразделения спецназа, связи, армейской авиации и тылового обеспечения. Организационно чилийские сухопутные войска сведены в 6 дивизий, которые дислоцируются на территории соответствующих военных зон. Помимо дивизий в составе сухопутных войск есть отдельная бригада армейской авиации, две отдельных бригады сил специальных операций «Лаутаро», также имеются 4 бронетанковые и 2 мотопехотные бригады. Для повышения эффективности оперативного управления войсками развернуто специальное командование наземных операций. Сухопутные войска представлены следующими пехотными дивизиями: 1-я (штаб в Антофагасте), 2-я моторизованная (Сантьяго), 3-я горная (Вальдивия), 4-я (Койайке), 5-я (Пунта-Аренас), 6-я (Икике).
Вооруженные силы Чили располагают сильнейшим танковым парком в Латинской Америки, на вооружении сухопутных войск находится 172 немецких ОБТ «Леопард-2А4» (проводятся работы по повышению уровня их защищенности) и 105 устаревших танков «Леопард-1А5». Помимо этого сухопутные войска располагают 411 БМП (266 «Мардеров» немецкого производства и 145 голландских AIFV), 23 БРМ (15 французских VAP и 8 американских М113CR) и не менее 700 БТР, среди которых американские гусеничные бронетранспортеры М113А1/2 – 472 машины, швейцарские «Пираньи» – 205 машин и «Роланды» – 20 машин, а также французские VBCL – 21 машина.

ОБТ «Леопард-2А4» чилийской армии
Артиллерия сухопутных войск представлена 59 САУ, среди которых 48 американских 155-мм САУ М109 и 11 старых французских САУ AMX Mk F3 того же калибра. Буксируемая артиллерия представлена 82 орудиями, большая часть это итальянские 105-мм гаубицы М-56, также имеется 16 американских 105-мм гаубиц M101A1 и 12 израильских 155-мм пушек-гаубиц М-68 и М-71. Также на вооружении находится более 900 минометов различных калибров, в том числе самоходных, в основном чилийского производства FAMAE. Помимо всего прочего чилийские сухопутные войска располагают 12 израильскими РСЗО LAR-160 (калибр 160 мм) и 55 новейшими израильскими ПТРК «Спайк».
Войсковая ПВО включает в себя два французских ЗРК «Кроталь», 8 английских ПЗРК «Блоупайп» и 40 израильских ЗСУ ТСМ-20 (смонтированы на шасси БТР «Пиранья»). Помимо этого имеется достаточно большая по численности армейская авиация и ее «филиал» – авиация корпуса карабинеров (национальная полиция Чили). На их вооружении находится порядка 60 легких самолетов (в основном американского производства) и более 30 различных вертолетов.
Военно-воздушные силы Чили
Военно-воздушные силы Чили – это самостоятельный вид вооруженных сил. ВВС страны предназначены для решения следующего перечня основных задач: завоевания и удержания превосходства в воздухе; прикрытия административно-политических центров страны, важных объектов и районов, а также группировок войск и техники от ударов с воздуха; оказания непосредственной огневой поддержки частям и соединениям сухопутных войск и военно-морских сил; ведения разведки; переброски личного состава и грузов по воздуху в интересах всех видов ВС Чили; выброски воздушных десантов. В состав ВВС Чили входят боевая и вспомогательная авиация, а также средства и силы ПВО.
При этом средства ПВО нельзя назвать сильной стороной чилийских вооруженных сил. Наземная ПВО в составе ВВС страны включает 3 батареи норвежского ЗРК NASAMS среднего радиуса действия (2,5-40 км), предназначенного для поражения аэродинамических целей на малых и средних высотах (0,03 – 16 км). Также на вооружении находится 12 ЗРК «Мигаль» французского производства (представляют собой 4 ПЗРК «Мистраль», установленных на джипе). Остальные средства ПВО представлены зенитной артиллерией, в том числе 44 зенитными самоходными установками М163 американского производства (6-ствольная 20-мм пушка M61 на базе БТР М113), а также 90 буксируемыми установками, в том числе 66 американскими М167 (та же 6-ствольная 20-мм пушка M61) и 24 швейцарскими Эрликон GDF-005 (спаренная 35-мм пушка).
Истребитель F-16 чилийских ВВС
ВВС Чили организационно сведены в авиационное командование и 5 авиационных бригад: 1-я (военно-воздушная база «Лос-Кондорес», Икике), 2-я (ВВБ «Пудауэль», Сантьяго), 3-я (ВВБ «Эль-Тепуаль», Пуэрто-Монт), 4-я (ВВБ «Чабунко», Пунта-Аренас), 5-я (ВВБ «Серро-Морено», Антофагаста).
Ударная авиация Чили представлена легкими штурмовиками – 12 бразильскими А-29В (ЕМВ-314), также имеется около 20 испанских А-36 (С-101). Основной силой чилийских ВВС являются сравнительно современные 46 многоцелевых истребителей F-16, также имеется 12 устаревших американских истребителей F-5. В составе ВВС имеется один самолет ДРЛО на базе «Боинга-707», 5 самолетов-разведчиков О-2А и по два самолета-заправщика KC-135Е и КС-130R. Транспортная авиация относительно многочисленна и по большей части представлена американскими самолетами, в том числе: 5 С-130, 10 РА-28, 2 «Боинга-737», один «Боинг-767», 4 «Цессна-525», по два «Гольфстрима-4» и «Лирджета-35А», также имеется 3 испанских С-212 и 13 канадских DHC-6. Учебная авиация представлена 6 американскими SR-22Т, также имеется до 40 самолетов Т-35. В составе чилийских ВВС насчитывается также более 40 различных вертолетов, все американского производства: до 18 UH-1, 17 «Белл-412», 5 «Белл-206» и один S-70A.

Военно-морские силы Чили
Военно-морские силы также являются самостоятельным видом вооруженных сил Чили. Они предназначены для защиты морских коммуникаций и исключительной экономической зоны государства; обеспечения безопасности морского судоходства в районе Магелланова пролива и мыса Горн; борьбы с подводными лодками и группировками надводных кораблей противника; оказания поддержки сухопутным войскам страны на приморских направлениях; проведения морских десантных операций. ВМС Чили состоят из подводных сил флота, эскадры надводных кораблей, групп ракетных катеров, морской авиации, командования амфибийных сил, командования морской пехоты и сил специального назначения.
ВМС Чили и объединенная с ними береговая охрана в организационном плане разделены на 5 военно-морских зон: 1-я (Вальпараисо), 2-я (Талькауано), 3-я (Пунта-Аренас), 4-я (Икике), 5-я (Пуэрто-Монт). В составе военно-морских сил насчитывается 4 подводных лодки, в том числе две новейших лодки типа «Каррера» (французские «Скорпен») и две достаточно современных лодки «Томпсон» (немецкий проект 209/1300). Основу надводных сил флота составляют 3 новейших фрегата «Альмиранте Кокрейн» (английские «Норфолк»), 2 «Альмиранте Риверос» (голландские «Карел Доорман») и 2 фрегата «Капитан Прат» (голландские «Якоб ван Хеемскерк»), имеется также один фрегат «Вильямс» (английский «Бродсуорд»). Их дополняют 3 ракетных катера «Касма» (израильские «Саар-4»). В составе флота имеются также многочисленные сторожевые катера и патрульные корабли: 6 «Ортиз», 4 «Пилото Пардо» (OPV-80), 8 «Грумете Диаз» (израильские «Дабур») и еще до 100 судов – в береговой охране. Десантные силы флота располагают современным десантным кораблем-доком «Саргенто Алдеа» (французский «Фудр»), двумя ТДК «Ранкагуа» (французские «Батрал»), одним транспортом «Акилес» и одной десантной баржой «Эликура».
чилийский фрегат «Альмиранте Кокрейн»
Морская авиация ВМС Чили имеет в своем составе 14 разведывательных и патрульных самолетов, в том числе: 5 американских О-2А и два Р-3АСН, 4 бразильских ЕМВ-111, 3 испанских С-295МРА), 8 учебных самолетов (швейцарские РС-7). Вертолеты представлены 5 французскими противолодочными AS532SC, также имеется порядка 20 транспортных и многоцелевых вертолетов (два французских AS332L, 5 AS365N, 3 SA365F1, до двух американских «Белл-412», 5 «Белл-206» и 4 немецких Во-105СВS).
Морская пехота Чили состоит из двух групп защиты военно-морских баз и амфибийной экспедиционной бригады. На вооружении морских пехотинцев находится 30 легких танков «Скорпион» британского производства, до 100 БТР (40 шведских Bv206, до 30 американских LVTP-5 и, возможно, 25 швейцарских «Роланд»). Также имеется 8 минометов и 40 буксируемых орудий.
В настоящее время Чили в экономическом, военном и политическом отношении являются одной из наиболее устойчивых стран Латинской Америки, считает Александр Храмчихин. При этом ВС Чили способны выполнить все возложенные на них функции по защите суверенитета и территориальной целостности страны. Одной из основных задач ВС Чили является обеспечение высокого уровня технической оснащенности, которая гарантировала бы адекватное реагирование как на существующие, так и на потенциальные угрозы территориальной целостности и суверенитету государства, а также содействовала росту политического веса государства на региональном и международном уровне.

Источники информации:

Изумруд чилийского флота

Первая половина 1850-х годов была тёмным временем для чилийского флота. Единственным боевым кораблём этой южноамериканской республики был парусный фрегат «Чили», остальные же по необходимости мобилизовались из торгового флота. Лишь 30 июня 1852 года президент Чили Мануэль Монт издал специальный декрет, санкционировавший строительство парового военного корабля, впоследствии получившего название «Эсмеральда».

Строительство и устройство корабля

Декретом президента предписывалось «выделить сумму в 200 000 песо, чтобы заполнить пробел, существующий в военно-морском флоте республики, – отсутствие в его составе военных пароходов». Поначалу нужной суммы найти не удалось, Конгресс выделил средства на строительство корабля лишь в 1854 году. Корабль был заказан в Англии и заложен на верфи Генри Питчера в Нортфлите в декабре 1854 года по образцу британского 18-пушечного шлюпа «Круизер». 26 июня 1855 года было решено назвать его «Эсмеральдой» в память об одноимённом испанском фрегате, в ноябре 1820 года захваченном в Кальяо отрядом чилийских моряков.

Захват чилийскими моряками фрегата «Эсмеральда» в ночь на 6 ноября 1820 года.
Brian Vale. Cochrane in the Pacific: Fortune and Freedom in Spanish America. I.B.Tauris, 2008

Для того времени корвет строился довольно долго: он был спущен на воду 14 сентября 1855 года, начал морские испытания в июне 1856 года, в августе встал в строй, затем под командованием Роберто Симпсона пересёк Атлантику и 7 ноября 1856 года прибыл в главный чилийский порт Вальпараисо.

Корпус корвета изготавливался из дерева, имел полукруглую корму и довольно полные обводы в носовой части – как и все деревянные корабли той эпохи. Подводная часть обшивалась медным листом. Корабль имел полубак и полуют, а также три сплошные палубы по всей длине: верхнюю (она же батарейная), среднюю (на ней размещались жилые помещения экипажа) и нижнюю, протянувшуюся над самым днищем судна, – здесь находились машины и котлы, а также хранилища корабельных запасов, пороховые погреба и угольные ямы. Поскольку котлы оказались большими и громоздкими, в средней палубе имелся вырез для их верхней части.

Вдоль всей верхней палубы от полубака до полуюта проходил фальшборт высотой 1,9 м, в котором с каждой стороны имелось восемь пушечных портов. Ещё по два порта имелось под палубой полубака, и по три – под полуютом. Два порта для ретирадных орудий располагались в кормовом срезе.

Пушек было несколько меньше, чем планировалось: первоначальное вооружение «Эсмеральды» состояло из двенадцати 32-фунтовых и двух 12-фунтовых гладкоствольных пушек. Все орудия устанавливались на деревянных лафетах с колёсами, что позволяло перемещать их по палубе, в том числе от борта к борту. Каждое орудие обслуживали шесть человек. Дальность стрельбы была небольшой: при максимальном возвышении в 15° сферическое ядро летело лишь на 3300 м. В боекомплект входили как сплошные чугунные ядра, так и сферические гранаты, начинённые порохом.

Общее устройство корвета «Эсмеральда», современная реконструкция.
commons.wikimedia.org

Корабль нёс бушприт, три трёхдревковые мачты и парусное вооружение шлюпа. Пар вырабатывался в двух двухтопочных прямоугольных коробчатых котлах с относительно низким давлением и подавался в двухцилиндровую поперечно расположенную машину производства фирмы «Миллер, Равенхилл энд Салхель» с горизонтальным возвратно-кривошипным механизмом. Такой механизм позволял расположить ось гребного вала почти вплотную к цилиндрам и был удобен для небольших кораблей.

Мощность машины составляла около 200 л.с. при 31 обороте в минуту, что позволяло кораблю при спокойной погоде развивать ход до 8 узлов. Кроме того, непосредственно от штоков поршней работал водяной насос, которым можно было подавать воду в котел, а также откачивать её из трюма или использовать для тушения пожаров. Насос также можно было приводить в действие вручную.

Хотя паровая машина в те годы рассматривалась как вспомогательный движитель, по требованию командования чилийского флота на судне были устроены дополнительные угольные ямы, в том числе за счёт резервуаров с пресной водой.

Генеральный план «Эсмеральды» на 1856 год.
repositorioarchivohistorico.armada.cl

Гребной винт был двухлопастным. Чтобы не создавать сопротивления при движении под парусами, он был сделан подъёмным, как и на многих других военных парусниках того времени. Верхнюю половину винта охватывала металлическая рама, крепившаяся к его втулке. За эту раму винт мог подниматься и опускаться в специальном колодце, в своём нижнем положении соединяясь с гребным валом. Проектировщики позаботились даже об аэродинамическом сопротивлении корабля: дымовая труба была сделана телескопической, её более узкая верхняя часть могла выдвигаться вверх из широкой нижней с помощью системы блоков и тросов.

Численность экипажа корвета на момент его вступления в строй составляла 197 человек включая командира, 10 офицеров и 4 гардемаринов. Впоследствии она колебалась от 185 до 205 человек. В последнем бою на «Эсмеральде» находилось 202 человека, но перед выходом в море курсанты моложе 16 лет были оставлены на берегу.

Схема подъёмного винта на кораблях того времени.
Der Weltverkehr und seine Mittel. Leipzig und Berlin, 1875

Корвет обошёлся в 217 461 американский доллар, в том числе корпус и такелаж – в 115 000, машины и котлы – в 55 000, артиллерия и боеприпасы – в 15 965, дополнительные работы и запасное оборудование – в 31 496 долларов.

Первые годы службы

В связи с вступлением в строй «Эсмеральды» в 1857 году с публичных торгов были проданы все венные чилийские корабли, не имевшие паровых машин: бриги «Анкуд» и «Метеоро», корвет «Конститусьон» и шхуна «Янекуо». На вырученные средства в Англии был куплен винтовой пароход «Майпу» в 450 т постройки 1855 года, вооружённый одной 68-фунтовой и четырьмя 32-фунтовыми пушками. Общая стоимость парохода, включая его ремонт в Рио-де-Жанейро по пути в Чили, составила 26 314 долларов. Таким образом, в составе чилийского флота осталось лишь два боевых корабля.

С 1856 по 1858 год «Эсмеральда» несла службу в качестве учебного судна для морских кадетов. В августе 1859 года она задержала американское судно «Спортмен», шедшее с грузом гуано из залива Санта-Мария – спорной акватории между Чили и Боливией.

В конце апреля 1859 года корвет, которым тогда командовал капитан 2-го ранга Гоньи Прието, впервые принял участие в военной операции – его направили на север страны для действий против повстанцев Педро Леона Галло, провозглашённого губернатором провинции Атакама и выступившего против центрального правительства. Галло требовал расширения автономии Атакамы и отстранения от власти президента Мануэля Монта, его сторонники захватили города Копиапо, Ла-Серна и порт Кальдера.

Сначала «Эсмеральда» занималась перевозкой правительственных войск на север, а 29 апреля приняла участие в решающей битве при Серро-Гранде. Стоя в бухте Кокимбо, корвет оказывал артиллерийскую поддержку правительственным войскам. К вечеру этого дня повстанцы были разгромлены, а за следующие две недели правительственные силы заняли всю территорию Атакамы.

11 сентября 1863 года командиром «Эсмеральды» был назначен капитан 1-го ранга Хуан Вильямс Реболледо – сын английского моряка на чилийской службе, впоследствии адмирал и командующий военно-морским флотом Чили.

Хуан Вильямс Реболледо. Портрет, написанный Мануэлем Антонио Каро в 1871 году.
es.wikipedia.org

К началу войны с Испанией в 1865 году чилийский флот состоял всего из двух кораблей. Основу объединённого флота южноамериканской коалиции составили перуанские силы, однако «Эсмеральда» использовалась очень активно. В ночь на 18 ноября она вместе с пароходом «Майпу» покинула Вальпараисо, проскочив мимо блокировавшего гавань испанского фрегата «Вилья де Мадрид», и ушла на юг страны в залив Чилоэ. Вскоре корвет совершил рейд к берегам Перу, затем вернулся к Вальпараисо, а утром 26 ноября перехватил у порта Папудо к северу от Вальпараисо испанскую шхуну «Вирхен де Ковадонга».

Бой в заливе Папудо

Винтовая шхуна «Вирхен де Ковадонга» была построена в Кадисе в 1859 году как посыльное судно для Филиппин. При водоизмещении 630 т и мощности машины в 170 л.с. она развивала под парами не более 7 узлов. Корабль вооружался двумя 68-фунтовыми (200-мм) гладкоствольными бомбическими орудиями, установленными по центру корпуса, с секторами огня по 23° на каждый борт.

Шхуна «Вирхен де Ковадонга».
flickr.com

В июле 1863 года «Ковадонга» присоединилась к прибывшей из Испании «военно-научной экспедиции» адмирала Луиса Эрнандеса-Пинсона и использовалась в качестве посыльного судна. В сентябре 1865 года новый командующий испанской эскадрой адмирал Хосе Мануэль Пареха отправил шхуну под командованием лейтенанта Луиса Фери для блокады северного чилийского порта Кальдера. В конце ноября на смену «Ковадонге» прибыл фрегат «Рейна Бланка». 25 ноября шхуна получила приказ двигаться на соединение с основной частью эскадры адмирала Парехи, имея на борту корреспонденцию для испанского командующего.

В этот же день Хуан Вильямс Реболледо, одновременно исполнявший обязанности командующего чилийским флотом, получил известие о движении «Ковадонги» на юг. Корабли встретились утром 26 ноября возле порта Папудо в 30 милях севернее Вальпараисо. Чтобы ввести противника в заблуждение, чилийский командир нарушил международное право, подняв британский военный флаг. Это позволило ему сблизиться с испанским кораблём – тем более что «Эсмеральда» строилась по образцу британских шлюпов типа «Круизер».

«Эсмеральда» находилась в плохом состоянии: её корпус давал течь, машины из-за засоленности котлов не могли дать полной мощности, а часть экипажа про прорыве из Вальпараисо осталась на берегу. Шхуна «Ковадонга» находилась в хорошем состоянии, имела опытный экипаж, но слабую машину и ненадёжные котлы.

Южная и центральная часть Чили, фрагмент карты Колтона 1855 года. 1 – Лос-Вилос, 2 – залив Папудо, 3 – Вальпараисо, 4 – Конститусьон, 5 – Талькауано, 6 – залив Чакао.
alamy.com

Благодаря обману капитану Реболледо к 10 часам удалось сблизиться с противником на дистанцию в 200 м. Он спустил британский флаг и поднял чилийский, а затем прошёл вдоль правого борта шхуны, дав залп всей батареей правого борта. Несмотря на обман, испанцы были готовы к бою и ответили огнём, но у них было всего две пушки против шести. К тому же на близком расстоянии быстрее заряжавшиеся 32-фунтовые пушки «Эсмеральды» оказались эффективнее тяжёлых 68-фунтовок. Испанцы сразу же начали нести потери убитыми и ранеными.

Чилийский корвет обогнул корму шхуны так близко, что лейтенант Фери решил, что противник идёт на абордаж, и послал всех свободных людей с оружием на корму. Кроме того, он приказал бросать в воду канаты, надеясь запутать в них винт корвета. Однако Реболледо развернул корвет, обрушив на врага залп своего левого борта.

Дальнейший бой заключался в том, что чилийский корвет маневрировал вокруг испанской шхуны, попеременно ведя огонь то правым, то левым бортом. «Ковадонга» отвечала, и на четвёртом залпе чилийцев добилась двух ответных попаданий в противника, впрочем, не нанёсших существенного вреда. Вскоре одна из выпущенных с «Эсмеральды» бомб взорвалась рядом с кормовым орудием «Ковадонги», выведя из строя его и 14 человек орудийной прислуги.

Бой в заливе Папудо. Картина Томаса Сомерскейлса.
es.wikipedia.org

Вдобавок ко всему пушки «Ковадонги», расположенные по центру корпуса, из-за наличия фальшборта не могли стрелять с нулевым или отрицательным углом возвышения. Чилийский командир постарался максимально сблизиться с противником, поэтому испанские снаряды пролетали над палубой «Эсмеральды», поражая лишь рангоут. Через полчаса боя лейтенанту Фери пришлось спустить флаг. Одновременно он приказал выбросить за борт секретные бумаги, а механику-англичанину отдал распоряжение открыть трюмные клапаны для впуска воды. Но ни то, ни другое выполнить не удалось, так как Реболледо быстро направил на шхуну абордажную команду во главе со своим старшим помощником лейтенантом Мануэлем Томсоном. Чилийские моряки смогли закрыть клапаны, когда в трюме шхуны было уже 4 фута воды, и она подбиралась к топке котла. Им также удалось предотвратить уничтожение документов, среди которых оказались письма для адмирала Парехи.

Мануэль Томсон в звании капитана 2-го ранга.
commons.wikimedia.org

На испанском корабле были разбиты все шлюпки, повреждения получили мачты и рангоут, но сам корпус остался цел. Согласно отчёту Реболледо, на захваченной шхуне было 2 убитых и 14 раненых; испанцы называют другие цифры – 4 убитых и 22 раненых. В плен попали 122 испанца, в том числе командир корабля и 6 офицеров. На чилийском корвете повреждения оказались минимальными, убитых и раненых не было.

Неудачная охота

После боя Реболледо привёл оба корабля на рейд Папудо, где высадил пленных испанцев. Затем, опасаясь появления испанских кораблей, которые блокировали Вальпараисо, чилийский командир направился на север к порту Лос-Вилос. Здесь трофейная шхуна была отремонтирована и получила чилийский экипаж во главе с лейтенантом Томсоном. Так в чилийском флоте появился третий боевой корабль в дополнение к «Эсмеральде» и «Майпу». 4 декабря было решено сохранить трофейной шхуне прежнее название.

Имея уже три корабля, Реболледо попытался повторить успех и направился к порту Конститусьон в устье реки Мауле (к югу от Вальпараисо). Для блокады побережья Чили испанцам пришлось разделить свои силы, и теперь чилийский командир намеревался перехватить ещё одно из испанских посыльных судов, поддерживавших связь между блокирующими группами – транспорт «Маркиза де ла Виктория» или корвет «Венседора». Новой победы добиться не удалось, а вскоре Реболледо получил распоряжение министра обороны отправиться на самый юг Чили, в залив Чилоэ, где собиралась объединённая чилийско-перуанская эскадра. По иронии судьбы «Венседора» прошла мимо Конститусьона через несколько часов после ухода чилийских кораблей.

«Эсмеральде» не довелось участвовать в сражении при Абтао 7 февраля 1866 года: за два дня до боя Реболледо отбыл в Анкуд за углём и предметами снабжения, необходимыми только что прибывшим в чилийскую базу перуанским фрегатам. Больше чилийские корабли в боях этой войны не участвовали, за исключением парохода «Майпу», отправленного в Магелланов пролив – здесь ему удалось перехватить два испанских коммерческих судна. Впрочем, совершённых «Эсмеральдой» подвигов вполне хватало, чтобы вписать её имя в историю чилийского флота. Впрочем, на этом славная биография маленького корвета не завершилась.

Продолжение следует.

Литература:

Военно-воздушные силы Чили

Fuerza Aérea de Chile
Военно-воздушные силы Чили


Герб ВВС Чили

Годы существования

с 21 марта 1930 года

Страна

Чили

Подчинение

Министерство национальной обороны Чили

Входит в

Вооружённые силы Чили

Тип

Военно-воздушные силы

Девиз

Quam Celerrime ad Astra
лат. Стремительно к звёздам

Командиры

Действующий командир

Генерал-лейтенант Рикардо Ортега Перриер
исп. General del Aire Ricardo Ortega Perrier

Военно-воздушные силы Чили (исп. Fuerza Aérea de Chile) — один из видов вооружённых сил Республики Чили.

В современном виде существуют с 21 марта 1930 года, когда указом Президента Республики, авиационные службы сухопутных войск и военно-морского флота Чили были объединены в Авиационную канцелярию (исп. Subsecretaría de Aviasión), в будущем ставшую военно-воздушными силами Чили.

История

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Структура

Главное управление ВВС Чили (исп. Comandancia en Jefe de la Fuerza Aérea de Chile), штаб в Сантьяго

  • Главный секретариат (исп. Secretaría General), штаб в Сантьяго
  • Главная аудитория (исп. Auditoría General), штаб в Сантьяго
    • Авиационное управление (исп. Comandos de Aviación)
      • Боевое командование (исп. Comando de Combate), штаб в Сантьяго
        • 1-я воздушная бригада (исп. I Brigada Aérea), штаб в Икике
          • 1-я авиационная группа (исп. Grupo de Aviación N°1)
          • 2-я авиационная группа (исп. Grupo de Aviación N°2)
          • 3-я авиационная группа (исп. Grupo de Aviación N°3)
          • 24-я группа противовоздушной обороны (исп. Grupo de Defensa Antiaérea N°24)
          • 34-я группа телекоммуникаций и обнаружения (исп. Grupo de Telecomunicaciones y Detección N°31)
        • 2-я воздушная бригада (исп. II Brigada Aérea), штаб в Сантьяго
          • 9-я авиационная группа Grupo de Aviación N° 9 (1 UH-60, 10 UH-1H)
          • 10-я авиационная группа Grupo de Aviación Nº10 (3 C-130, 1 B-767, 2 B-737, 1 KC.135)
          • Regimiento de Artillería Antiaérea
          • Servicio Aéreo Fotogamétrico SAF
          • Escuadrilla de Alta Acrobacia «Halcones» (6 Extra.300)
        • 3-я воздушная бригада (исп. III Brigada Aérea), штаб в Пуэрто-Монтт
          • 5-я авиационная группа Grupo de Aviación N° 5 (4 Citation)
          • Grupo de Defensa Antiaérea N° 25
          • Grupo de Detección y Electrónica N° 35
        • 4-я воздушная бригада (исп. IV Brigada Aérea), штаб в Пунта-Аренас
          • 6-я авиационная группа Grupo de Aviación N° 6
          • 12-я авиационная группа Grupo de Aviación N° 12 (24 A-37)
          • Grupo de Defensa Antiaérea N° 23
          • Grupo de Detección y Electrónica N° 33
          • Grupo de Exploración Antártica N° 19
        • 5-я воздушная бригада (исп. V Brigada Aérea), штаб в Антофагаста
          • 7-я авиационная группа Grupo de Aviación N° 7 (15 F-5 E/F)
          • 8-я авиационная группа Grupo de Aviación N° 8 (F-16 MLU)
          • Grupo de Defensa Antiaérea N° 21
          • Grupo de Detección y Electrónica N° 34
      • Comando Logístico con cuartel General en Santiago
        • División de Mantenimiento con cuartel General en Santiago
        • División de Abastecimiento con cuartel General en Santiago
        • División de Infraestructura con cuartel General en Santiago
      • Comando de Personal con cuartel General en Santiago
        • División de Educación con cuartel General en Santiago
          • Escuela de Aviación del Capitán Manuel Ávalos Prado
          • Escuela de Especialidades
          • Academia de Guerra Aérea
          • Academia Politécnica Aeronáutica
          • Escuela de Perfeccionamiento de SSOO
        • División de Sanidad con cuartel General en Santiago
          • Hospital Institucional General de Brigada Aérea Doctor Raúl Yazigi Jauregui.
        • División de Bienestar con cuartel General en Santiago
        • División de Recursos Humanos con cuartel General en Santiago
      • Jefatura de Estado Mayor de la Fuerza Aérea de Chile con cuartel General en Santiago
        • Dirección de Inteligencia con cuartel General en Santiago
        • Dirección de Operaciones con cuartel General en Santiago
        • Dirección de Logística con cuartel General en Santiago
        • Dirección de Defensa Antiaérea y Fuerzas Especiales con cuartel General en Santiago
        • Dirección de Telecomunicaciones con cuartel General en Santiago
        • Dirección de Finanzas con cuartel General en Santiago

Боевой состав

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Обозначение формирования или части Вооружение и оснащение Место расположения
1-я воздушная бригада Икике
2-я воздушная бригада
3-я воздушная бригада
4-я воздушная бригада
5-я воздушная бригада

Техника и вооружение

Данные о технике и вооружении ВВС Чили взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology по состоянию на 2009 год.

Тип Производство Назначение Количество Примечания
Боевые самолёты
Lockheed F-16C

Lockheed F-16D

США

США

многоцелевой истребитель

учебный истребитель

11 10 новых F-16 Block 50 поставлены в 2006-2007
Fokker F-16A

Fokker F-16B

Нидерланды

Нидерланды

многоцелевой истребитель

учебный истребитель

31 Приобретены в 2006-2007 и 2010-2011 из состава ВС Нидерландов Block 20
Northrop F-5E

Northrop F-5F

США

США

многоцелевой истребитель

учебный истребитель

13
Наблюдательные самолёты
Cessna O-2A США наблюдательный самолёт 3
Cessna OA-37 США штурмовой наблюдательный самолёт 7
Самолёты ДРЛО
IAI Phalcon Израиль самолёт ДРЛО 1 на платформе Boeing 707
Транспортные самолёты
Beech 99A США самолёт общего назначения 6
Beech B100 США самолёт общего назначения 1
Boeing 707

Boeing 707-320C

США

США

транспортный самолёт

транспортный самолёт

1
CASA C-212-200

CASA C-212-300

Испания

Испания

транспортный самолёт

транспортный самолёт

2
Cessna CitationJet CJ1 США административный самолёт 4
De Havilland Canada DHC-6-100

De Havilland Canada DHC-6-300

Канада

Канада

транспортный самолёт

транспортный самолёт

4
Gulfstream IV США административный самолёт 1
Learjet 35A США административный самолёт 2
Lockheed C-130B

Lockheed C-130H

США

США

транспортный самолёт

транспортный самолёт

3
Piper PA-28-236 США самолёт общего назначения 11
Raytheon 200

Raytheon 300

США

США

самолёт общего назначения

самолёт общего назначения

1
Учебные самолёты
CASA C-101BB

CASA C-101CC

Испания

Испания

учебно-боевой самолёт

учебно-боевой самолёт

4
Enaer C-101BB

Enaer C-101CC

Чили

Чили

учебно-боевой самолёт

учебно-боевой самолёт

3 испанский самолёт CASA C-101
по личензии производился в Чили
Enaer T-35A

Enaer T-35B

Чили

Чили

учебно-тренировочный самолёт

учебно-тренировочный самолёт

19
Extra 300L Германия спортивный самолёт 6
Вертолёты
Bell Helicopter Textron 206B США транспортный вертолёт 3
Bell Helicopter Textron 412

Bell Helicopter Textron 412EP

США

США

транспортный вертолёт

транспортный вертолёт

4
Bell Helicopter Textron UH-1H США транспортный вертолёт 13
MBB BK 117B-1 Германия вертолёт общего назначения 1
MBB Bo 105 Германия вертолёт общего назначения 1
Sikorsky S-70A США транспортный вертолёт 1

Опознавательные знаки

  • Опознавательный знак ВВС Чили

  • Вариант уменьшенной видимости

  • Знак на киль

Знаки различия

Генералы и офицеры

Категории Генералы Старшие офицеры Младшие офицеры
Погон
Нарукавный знак
Чилийское звание General del Aire General de Aviación General de Brigada Aérea Comodoro Coronel de Aviación Comandante de Grupo Comandante de Escuadrilla Capitán de Bandada Teniente Subteniente Alférez
Российское
соответствие
Генерал-полковник Генерал-лейтенант Генерал-майор нет Полковник Подполковник Майор Капитан Лейтенант Младший лейтенант Прапорщик

Сержанты и cолдаты

Категории Подофицеры Старшины Сержанты Солдаты
Погон нет нет нет нет нет нет
Нарукавный знак нет нет
Чилийское звание Suboficial Mayor Suboficial Sargento 1° Sargento 2° Cabo 1° Cabo 2° Cabo Alumno Soldado conscripto
Российское
соответствие
нет Старшина Старший сержант Сержант нет нет Младший сержант Ефрейтор Рядовой

Примечания

  • Официальная страница ВВС Чили (исп.)
  • Aviation Week & Space Technology, 2009 World Military Aircraft Inventory, Chile (англ.)

См. также

  • Авиация ВМС Чили
Чили в темах
Политика Парламент • Палата депутатов • Сенат • Конституция • Государственный строй • Президент • Внешняя политика
Символика Герб • Флаг • Гимн
География Столица • Города • Административное деление • Климат • Реки • Вулканы • Охос-дель-Саладо
Вооружённые силы Сухопутные войска • ВМС • ВВС
Экономика Валюта • Промышленность • Сельское хозяйство • Энергетика • Транспорт • Туризм • Внешняя торговля
История Колонизация • Независимость • Социалистическая республика •Военный переворот (1973) • Землетрясение (2010)
Культура Литература • Музыка • Живопись • Религия • Праздники • Спорт
Наука и техника Образование • Наука • Интернет • Небоскребы
Портал «Чили»

Самолет ВВС Чили с 38 людьми на борту пропал с радаров

БУЭНОС-АЙРЕС, 10 декабря. /ТАСС/. Самолет ВВС Чили, на борту которого находятся 38 человек, пропал с радаров во время следования в Антарктиду. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба ВВС республики.

«Самолет взлетел в 16:55 (23:55 понедельника мск) и потерял радиосвязь в 18:13 (00:13 вторника мск), когда направлялся с военно-воздушной базы в городе Пунта-Аренас на антарктическую базу имени президента Эдуардо Фрея Монталвы», — говорится в сообщении.

По данным ВВС, «на борту Hercules C130 находятся 38 человек, из которых 17 являются членами экипажа, 21 — пассажирами». Находящийся на борту персонал должен был провести осмотр трубопровода, поставляющего топливо на базу.

К поиску самолета были привлечены силы ВВС и поиско-спасательные службы.

Президент Чили Себастьян Пиньера сообщил в понедельник, что направляется на военно-воздушную базу в столичной коммуне Серрильос, где базируется командование ВВС республики, для мониторинга ситуации с исчезновением направлявшегося в Антарктиду самолета.

«Вместе с министром внутренних дел Гонсало Блумелем направляемся в Серрильос. Мы потрясены исчезновением самолета Hercules ВВС Чили, который направлялся с 38 людьми на борту из города Пунта-Аренас в Антарктиду», — написал он в Twitter. «Вместе с министром обороны мы будем следить за поиском и развертыванием спасательных отрядов», — добавил он.

ВМС Чили направили корабль к координатам, где в последний раз выходил на связь пропавший самолет, сообщила в понедельник радиостанция Kooperativa со ссылкой на представителей ВВС в городе Пунта-Аренас.

Корабль Aldea в настоящее время находится у берегов Антарктиды. К месту последнего контакта самолета также были направлены два истребителя.