Мини летательные аппараты

Люди издавна стремились в небо, поэтому на протяжении десятилетий придумывали различные летательные аппараты, чтобы достичь своей цели. И казалось бы, все что можно было придумать, уже давно придумали. Но нет, находятся смельчаки, которые поднимаются в небо с помощью самых различных способов, иногда очень маленьких по размеру. Представляем вашему вниманию ТОП 10 самых маленьких летательных аппаратов в мире.

1. Параплан

Параплан — сверхлегкий летательный аппарат, созданный на базе двухоболочковых парашютов. Иногда приходится слышать, как некоторые люди называют параплан парашютом. Но это не совсем правильно. С виду они так похожи – парашют и параплан, параплан является дальним родственником парашюта, но родство это в настоящий момент заключается только в одном – и тот и другой аппарат для полетов в воздухе в своей основе имеет мягкое крыло, не оборудованное каркасом. Принципиальное отличие параплана от парашюта состоит в том, что параплан предназначен для полета. Параплан — это стартующий с помощью ног человека, наполняемый воздухом купол, используя который, некоторые пилоты могут пролететь больше 300 км и подняться выше 7000 метров. Параплан отличается легким взлетом, управлением и посадкой, и помещается в рюкзаке.

2. Мотопараплан

Мотопараплан(или «парамотор») — параплан с наспинной силовой установкой, обеспечивающей взлет и перемещение в воздухе. Моторапаплан позволяет делать полет более динамичным и придать ему новые, яркие краски, которые не получишь при прыжке с парашютом или подъеме в воздух на дельтаплане.

3. CMC Leopard

Самый маленький пассажирский самолет в мире, возможно, наиболее выдающийся высокоскоростной легкий летательный аппарат из когда-либо сконструированных и летавших. Хорошие аэродинамические формы «Леопарда», по расчетам конструктора, даже с двигателями такой небольшой тяги обеспечат ему скорость 870 км/ч, дальность полета — 2775 км. Он может эксплуатироваться с ВПП длиной 700-800 м. После первого полета летчик-испытатель А. Маквити сказал, что «Леопард» оказался послушным в управлении, достаточно устойчив и не имеет склонности к срыву. Оценивая примененные Чичестер-Майлсом так называемые «тейлероны», то есть дифференциально отклоняемые половины стабилизатора, испытатель заявил, что особой разницы в управлении он не заметил.

4. Gen H-4

Самый маленький вертолет. Одноместный винтокрылый летательный аппарат модели GEN H-4 стал разрабатываться японским конструктором Геннай Янасигавой в конце 90-х годов прошлого века. Новый вертолёт должен был обрести компактные размеры и как следствие этого, стать весьма популярным транспортным средством. Несмотря на достаточно простую конструкцию, вертолёт GEN H-4 обладает высокой надёжностью, обеспечивающей ему полную безопасность при выполнении полётов, что было подтверждено десятками испытаний и последующим использованием данного летательного аппарата, который, к сожалению, из-за своих ограниченных возможностей, так и не смог обрести широкой популярности среди общественности.

5. Colomban Cri-Cri

Кто сегодня не знает, по крайней мере, в кругах любителей лёгкой авиации, имя и перипетии маленького двухмоторного самолёта, названного «Кри-Кри» (Cricri) — самолёта, который можно было видеть на многих авиационных праздниках и который стал предметом многочисленных статей и публикаций прессы. А началось всё в 1958 г., когда появилось первое упоминание о маленьком одноместном самолёте с двумя двигателями общей мощностью 20 л.с. Первый полёт прототипа МК-10 «Кри-Кри» (F-WTXJ) состоялся 19 июля 1973 г. На глазах небольшой группы зрителей, фотографов и операторов телевидения Роберт Бюиссон, 68-летний пилот, на счету которого более 12000 часов налёта, оторвал от земли необычный самолет. В полёте «Кри-Кри» напоминал маленький истребитель.

6. Bede BD-5J Microjet

BD-5 — маленький одноместный самолет с двухцилиндровым двухтактным двигателем. Прототип (N500BD) впервые поднялся в воздух 12 сентября 1971 года. Самолет имел короткий фюзеляж с кабиной планерного типа, в которой пилот располагался в полулежачем положении. Толкающий воздушный винт находился за хвостовым оперением и соединялся с двигателем с помощью удлиненного вала и клиноременной передачи. Впоследствии Беде разработал вариант и с реактивным двигателем с тягой около 90 кг. Самолет выпускался в виде набора заготовок, из которых любой желающий мог собрать самолет.

7. McDonnell XF-85 Goblin

Американский реактивный самолёт, создававшийся как истребитель сопровождения, который мог бы базироваться на тяжёлом бомбардировщике Convair B-36. Объём кабины составлял всего 0,74 м3. Из-за такой тесноты кресло пилота не смогли сделать регулируемым по высоте, но имелась возможность регулировать пулемётный прицел и педали. Рабочий потолок Convair B-36 первых моделей составлял целых 13 км, поэтому, несмотря на скромный объём кабины, были предусмотрены её обогрев, герметизация и наддув. Кроме того, в самолёте присутствовала кислородная система высокого давления и баллон с запасом кислорода для дыхания лётчика на случай аварийного покидания самолёта.

8. Flyboard Air (летающая доска)

Испытания изобретения француза Фрэнка Запаты завершены. Летающая доска Flyboard Air позволяет человеку носиться по воздуху со скоростью до 150 км в час! И при этом никаких крыльев – только специальная подставка, на которой закреплены четырё реактивных двигателя. Каждый мощностью в 250 лошадиных сил. Запас керосина находится в баке-ранце на спине пилота. Управляется летающая доска при помощи пульта в руке пилота и наклонами платформы ногами.

9. Bumble Bee 2

Самый маленький самолет в мире по размаху крыльев. Титул «самого маленького самолёта в мире» переходил от модели к модели достаточно часто. Первым официальным обладателем этого титула был построенный в Калифорнии Wee Bee, совершивший первый полёт в 1948 году. В следующие четыре года в борьбу вступили инженеры Рэй Ститс с самолётом Junior и Уилбур Стэйб с машиной Little Bit. В 1952-м Ститс поставил точку: его новый мини-самолёт Stits SA-2A Sky Baby имел размах крыла 2,18 метра, и рекорд держался вплоть до 1980-х. Да, основной параметр размеров самолёта — это именно размах крыла, длина может быть и чуть больше предыдущего рекордсмена.

10. Дельтаплан

Завершает наш рейтинг дельтаплан. Безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, выполненный по схеме бесхвостка со стреловидным крылом, управление полётом которого осуществляется смещением центра масс за счёт перемещения пилота относительно точки подвески. Управление полётом осуществляется пилотом путём перемещения своего тела относительно точки подвески. Посадка производится на ноги.

Современное авиастроение ориентировано как на создание крупных авиалайнеров, так и на производство малогабаритных летательных аппаратов. Первоначально, в годы Первой и Второй мировых войн маленькие самолеты широко использовались в разведывательных целях, а также как истребители воздушных и наземных объектов.

Сегодня маленькие самолеты многофункциональны, а среди авиационных конструкторов началось негласное соревнование, кто же создаст самый маленький самолет в мире. В начале обзора заглянем в историю, и представим первые маленькие модели летательных аппаратов.

WB.XXIV Wee Bee. США

С целью участия в гонках фирма «William Beardmore & Company» в 1924 году сконструировала небольшой самолет, скорость которого в первом полете составила 112 км/час.

На первых гонках из 19 представленных моделей, именно «WB.XXIV» пролетел первый круг быстрее всех. Удачно пройдя все испытания, самолет получил серийный номер, а деревянную кабину заменили на алюминиевую.

Двухместный самолет, по одним данным, разобрали еще в 1940 году, по другим, продали одному из пилотов. Он еще летал после Второй мировой войны.

Gee Bee Model. США

В 1932 году братья Грэнвилы из американского городка Спрингфилд представили миру свою модель P-1 «Гигантская пчела», предназначавшуюся для участия в гонках.

Из-за толстого и короткого фюзеляжа этот небольшой самолет прозвали «Летающая бочка». А вот размах крыльев самолета при длине в 5,4 м достигал 7,62 м.

Gee Bee Model R развивал скорость до 475 км/час, но из-за недостатков конструкции часто терпел крушения. По этой причине в 1935 году самолет сняли с эксплуатации.

Wee Bee. США

В 1940-х годах появилась в США еще одна «крошечная пчелка», получившая свое наименование из-за малых габаритов. Три авиаконструктора из Сан-Диего решили удивить мир, и сконструировали самолет, размах крыльев которого составлял 5,5 м.

Самолет развивал небольшую скорость, и очень сложно отрывался от земли. Но все же цель молодыми и амбициозными ребятами была достигнута, на тот момент это была самая маленькая модель самолета в США.

Сегодня единственный экземпляр «Крохотной пчелки» выставлен в музее авиации.

McDonnell XF-85 Goblin. США

Работы по созданию небольшого реактивного истребителя начались в США в самом конце Второй мировой войны. История его создания тесно связана с созданием тяжелого бомбардировщика Convair B-36, так как предполагалось, что базироваться маленький XF-85 будет на корпусе боевой машины.

В августе 1948 года маленьких реактивный самолет с размахом крыльев всего 6,4 м совершил свой первый вылет. Специалисты критиковали тактико-технические характеристики, а летчики неудобство кабины, из-за чего осложнялось управление машиной и ведение стрельбы.

Из-за малой скорости и маневренности миниатюрный самолет так и не поступил на вооружение ВВС США, и проект был закрыт.

Икарус 451M. Югославия

Сразу после войны группа югославских конструкторов во главе с Драгутином Бешлином разработала в 1952 году первый реактивный самолет Югославии, которые имел довольно малые размеры.

Буква «М» в наименовании и означала, что самолет маленький, и предназначен для проведения разведки. Югославские пилоты пытались установить на нем рекорд скорости, преодолев отметку в 750 км/час, но этого сделать им так и не удалось. Пилотируемый 451М развил в воздухе скорость лишь 724 км/час.

Размах крыльев югославской машины составлял 6,78 м, а подниматься он мог на высоту 8 500 м.

Colomban Cri Cri Jet. Франция

В далеком 1958 году во время активного развития домашней авиации конструктор Рюэй-Мальмэзон закончил свой первый проект одноместного двухмоторного самолёта. Но модель так и не была доведена до ума. Второе дыхание проект получил в 1972 году, и уже в 1973 г. состоялся первый полёт этого самолёта. Новинка удивила многих профессиональных конструкторов, многие идеи были очень интересны и нестандартны, но в то же время просты и понятны.

Модель стала очень популярной, и сегодня на этих самолётах летают многие любители и спортсмены. Некоторые экземпляры «Кри-Кри» оборудуются реактивными двигателями. Длина самолёта составляет 3,9 м, а размах крыльев 4,9 м. Жаль, но в серийное производство самолет так и не поступил, чертежи этой модели находятся в открытом доступе.

Интересный факт: однажды на соревнованиях авиамоделей, проходящих в Германии, один любопытный гость, думая, что перед ним нелетающая игрушечная модель самолета проявил интерес к «Кри-Кри». Ему предложили прокатиться на аппарате, и он не отказался. Пилот стоял на земле и управлял самолетом с помощью дистанционного управления.

Самолет немного покатал гостя, а потом вышел во взлетный режим и полетел. Публика (и, вероятно, пассажир) были очень удивлены, что самолет летает. Но каково было их удивление после того, как пилот сказал, что у него неполадки с дистанционным управлением и самолет его не слушается. А ведь внутри него сидит живой человек. Оказывается, пилот решил подшутить не только над пассажиром, но и над зрителями, и всё закончилось благополучно.

BD 5. США

Эту серию небольших самолетов с турбореактивным двигателем создал в конце 1960-х годов американский авиаконструктор Джим Беде. Со временем компания обанкротилась, и производство комплектующих деталей и узлов для миниатюрного и легкого самолета было остановлено.

В начале 2000-х проект возобновили, и в 2011 году начали производство BD-Micro Technologies на базе PBS TJ-100. Сейчас многие прототипы BD выставлены в экспозициях авиационных музеев.

Небольшой турбореактивный самолет развивает скорость 201 км/час, а дальность его полёта на одном баке топлива составляет 370 км.

Generation Two. Франция

Французское конструкторское бюро «Socata» разработало и стало выпускать небольшие самолеты, которые предназначались для транспортировки малогабаритных лёгких грузов.

К тому же на борту самолета может разместиться 5 человек, что может ввести его и в категорию малые пассажирские самолеты. Длина модели всего 7,75 м, а поднять в воздух эта «маленькая кроха» может 1,5 тонны груза.

Широко используется небольшими компаниями логистики, а также для доставки почты на небольшие расстояния.

Кстати, на most-beauty.ru вы можете прочитать о самых лучших частных самолётах мира.

Stits DS-1 Baby Bird. США

Рассматривая самые маленькие самолеты в мире, нельзя оставить в стороне уникальную модель «Stits DS-1 Baby Bird», внесенную в Книгу Гиннесса, как самый маленький моноплан.

Размах крыльев «Маленькой птички», как прозвали самолет конструкторы, всего 1,91 м, а высота не превышает полутора метров. Американские конструкторы создали всего один экземпляр, специально, чтобы побить рекорд малогабаритности.

Машина развивает скорость 177 км/час, а за всю историю, с 1984 года «Stits DS-1 Baby Bird» совершил 35 вылетов.

Bensen B-8 Gyrocopter. США

Не имеющий корпуса летательный аппарат, состоящий из рамы, двигателя и ротора, был разработан в США в 50-е годы XX века. Производство фактически остановилось в 2007 году, но и сегодня некоторые модели используются строительными компаниями для разведывательных целей.

Из-за простоты конструкции, а также легкости в управлении, самолет стал довольно популярным и быстро раскупался заказчиками.

Bensen B-8 Gyrocopter может подниматься на высоту до 3 800 м, а скорость бескорпусного самолета составляет 137 км/час.

«Bumble Bee» Шмель. США

В 1984 году американские конструкторы представили мировому сообществу самолет, длина которого составляла всего 2,8 метра, а размах крыльев 2 метра.

Модель развивала довольно высокую скорость для таких типов миниатюрных летательных аппаратов равную 290 км/час. Вес «Шмель» составляет 248 кг. Был совершен всего один полет, в котором машина потерпела крушение.

Единственный экземпляр восстановили, и сегодня он выставлен в экспозиции авиационного музея города Тусон, штат Аризона. Создал машину американский конструктор Роберт Старр, он же и дал своему детищу такое оригинальное название.

6

F/A-18A Hornet. США

А этот «Шершень» американского производства, но уже не гражданский, а военный палубный истребитель-штурмовик, который тоже входит в рейтинг малых самолетов.

В списке, в котором перечислены самые маленькие самолеты в мире, F/A-18A самая маленькая боевая машина данного класса. Высота боевой машины всего 4,6 м, а длина равна 17 м.

Самолет широко используется ВВС США в районе боевых действий, а сегодня еще и оснащен новейшим оружием, способным поражать наземные и воздушные цели.

Microjet 200. Франция

Разработанный французскими конструкторами проект предназначался для проведения испытательных полетов, и как реактивный тренажер. Свой первый полет «Microjet 200» совершил в 1980 году.

Размах крыла первого прототипа, изготовленного в одном экземпляре, составлял 7,56 м. Позже модель была модифицирована, и на заводе собрали еще 3 экземпляра под индексом 200В.

Из-за дорогостоящих комплектующих узлов и малой эффективности проект закрыли. Уникальность небольшого самолета из всех представленных в том, что управлялся он двумя пилотами.

Самые красивые ливреи самолётов.

FlyNano. Финляндия

Более 10 лет финский конструктор Аки Суокас вместе с единомышленниками разрабатывал модель малогабаритного летательного аппарата.

Результатом долгой работы стало появление легкой модели, весом 70 кг, которую создатели назвали «FlyNano». Размах крыльев компактной машины 4,8 м, а длина всего 3,8 м. Но, несмотря на малые размеры, самолет вместе с пилотом может поднять в воздух 113 кг груза.

На основе прототипа планируется выпускать три модификации самолетов, один с электродвигателем и два бензиновых, один из которых будет участвовать в гоночных полетах.

Х-12h. Россия

На сегодня модель, созданная российским конструктором-инженером Виктором Дмитриевым — самый маленький самолет в мире. Как видим на фото, модель действительно миниатюрная.

Весит «малыш», который в разобранном состоянии легко уместится в чемодан, всего 55 кг. Этот параметр выводит Х-12h в лидеры в категории самых легких самолетов.

Увлеченный российский конструктор потратил на создание уникального аппарата 25 лет. Но труды оказались не напрасны, и российский самолет и его создатель попали на страницы Книги рекордов Гиннесса.

Jetpack Wingsuit

Не совсем самолет, но тоже заслуживает внимания, так как пилот и изобретатель Ив Росс реализовал давнюю мечту человека подняться в небо при помощи крыльев.

На «Jetpack Wingsuit» установлено 4 двигателя, мини-крылья надеваются на спину пилота, как ранец. Время полета составляет всего 13 минут, но это позволило Иву перелететь через Альпы.

Вся конструкция легко собирается, и может уместиться в багажнике автомобиля.

Можете взглянуть впечатляющее видео, где пилоты на Jetpack летят бок о бок с пассажирским авиалайнером. Выглядит это просто потрясающе.

Global 5000. Канада

Завершаем наш ТОП маленьких самолетов разработкой канадских авиаконструкторов, которые в начале 90-х годов прошлого века создали «Global 5000». На сегодня, рассчитанный на 17 пассажиров, это самый маленький пассажирский самолет в мире.

Свой первый вылет миниатюрный лайнер совершил в 1996 году, а в 2003 на авиасалоне во французском Ле Бурже миру представили усовершенствованную модель, которая и пошла в серийное производство. Его вместимость уже составляла 19 человек.

Самолет развивает скорость до 850 км/час, и без дозаправки совершает перелет на 9 300 км.

Как видим, самые маленькие летательные аппараты, многофункциональны и разнообразны. Государственные конструкторские бюро и частные авиаконструкторы не прекращают работу по созданию миниатюрных моделей летательных пилотируемых аппаратов, и возможно, в скором будущем, рекорд в этой категории будет побит.

Маленькие бипланы и монопланы выполняют различные функции, и создаются с целью запустить их в серийное производство, но для многих выступает мотивацией слава, и как следствие, получение денежного вознаграждения за создание рекордно маленького по размерам самолета.

Также читайте:

Самой маленькой системой, которую задействовали американские военные в повседневных операциях в Ираке и Афганистане, является Wasp-III производства компании AeroVironment. Специалисты относят ее к мини-БЛА, ведь первый вариант системы имел вес менее полукилограмма без полезного груза и длину 380 мм. БЛА Wasp-III принимал участие в операциях ВВС и корпуса морской пехоты, но в последствии, в 2012 году, был модернизирован и получил обозначение Wasp-AE (All Environment). По данным производителя, продолжительность полета аппарата составляет всего 50 минут, вес 1,3 кг, длина 760 мм и размах крыльев один метр. В компании заявляют, что беспилотник Wasp-AE ручного запуска «фактически не обнаруживаем, а его стабилизированная оптико-электронная станция может передавать изображения даже при сильном ветре». Аппарат садится на воду и землю в режиме глубокого сваливания; он может управляться вручную или программироваться для автономной работы с использованием координат GPS. Одной из задач мини-БЛА Wasp-AE является работа в поддержку операций микро-БЛА.

Wasp-AE/III появился из совместного проекта AeroVironment и Управления перспективных оборонных исследований (DARPA) по разработке переносной системы переднего края, которая бы дополнила более крупный беспилотник RQ-11А/В Raven, разработанный этой же компанией. DARPA и AeroVironment в рамках проекта Nano Air Vehicle провели анализ возможности применения сверхмалых БЛА, после чего Управление поручило компании разработать дистанционно управляемый вариант размером с колибри. БЛА, представленный в 2011 году, должен был копировать колибри, воспроизводя физические параметры этой птицы, способной летать в любом направлении, с тем, чтобы оппоненту было крайне сложно его обнаружить. Проект получил приз за инновации, но с 2011 года информации касательно развития и применимости подобных системы поступало крайне мало, а компания AeroVironment, в свою очередь, не смогла прокомментировать наличие ведущихся в этой области работ. По словам автора проекта, микро-БЛА, снятый в триллере «Глаз в небе» 2015 года, представляет собой копию беспилотника-колибри, разработанного DARPA и AeroVironment.


Wasp-AE – самый маленький БЛА на балансе американских военных. Он широко применяется в повседневных операциях, поскольку его стабилизированная оптроника справляется даже с сильным ветром

Как видно на примере Wasp-AE/III, беспилотники для военных нужд становятся меньше. Следуя этой тенденции, американская армия и Корпус морской пехоты провели оценочные испытания и по их итогам приняли на вооружение систему Black Hornet размером с ладонь, разработанную компаниями Prox Dynamics и FLIR Systems. Больше всего БЛА ассоциируется с британской армией, которая приняла на вооружение эту систему в 2015 году. Однороторный нано-БЛА Black Hornet высоко ценится британскими военными за свою способность обеспечивать кратковременное скрытое наблюдение в населенных пунктах. Компания FLIR Systems, снабдившая аппарат оптоэлектроникой Lepton, наотрез отказывается раскрывать информацию по продажам и то, каким образом она будет продвигать его на новых рынках, хотя вице-президент Кевин Таккер дал некоторые комментарии по этому вопросу в ноябре 2016 года. «Все поколения Black Hornet имеют на борту нашу станцию видовой разведки Lepton, в которой объединены тепловизионные и оптико-электронные сенсоры, позволяющие солдатам видеть в полной темноте, сквозь дым или аэрозольную завесу, – сказал Таккер. – Подобные возможности крайне необходимы для многих заказчиков и в ответ на это компании Prox Dynamics и FLIR Systems стремятся расширить чрезвычайно эффективное совместное сотрудничество».

Он добавил, что Black Hornet революционен по многим направлениям, прежде всего из-за того, что этот самый маленький и легкий БЛА способен поднять вес, эквивалентный трем листам бумаги. Black Hornet оборудован одним основным винтом, продолжительность полета составляет порядка 25 минут, максимальная скорость 40 км/ч, он может отлетать от базовой станции, не теряя с ней связь, на одну милю. Один комплекс состоит из двух аппаратов, то есть пока один стоит на зарядке, второй выполняет полет. «Black Hornet – скорее летающий сенсор, чем дрон, поскольку это высокоэффективный летательный аппарат, предназначенный для перемещения оптико-электронных сенсоров… Это типичная персональная сенсорная система, так как весь комплект легко переносится одним человеком, а его развертывание – дело практически нескольких секунд». В компании FLIR Systems сообщили, что Black Hornet эксплуатируется у более чем 12 военных заказчиков, включая армию и Корпус морской пехоты США и британское министерство обороны, но технической информации по этой теме доступно немного. Предположительно Норвегия и Австралия также эксплуатируют эту систему или, по крайней мере, проводили ее оценочные испытания.

Такие беспилотники, как Black Hornet, традиционно привлекают интерес специальных сил, но в настоящее время всё больше подобных аппаратов поступает в обычные подразделения и органы пограничного контроля. Господин Таккер из FLIR Systems заметил, что БЛА этого типа фактически заменяет другие варианты беспилотной авиации. БЛА, летающие над головой для сбора разведывательной информации, могут просто привлечь внимание находящегося поблизости противника, но с таким микро-БЛА, как например, Black Hornet, данные, необходимые для вхождения в опасный район, могут собираться незаметно, поскольку его достаточно сложно визуально обнаружить. «Вместо того чтобы войти в деревню с минимальной информацией, солдат, оснащенный Black Hornet, может развернуть его на безопасной дистанции, провести его полет над зданиями и препятствиями, используя дневные и/или тепловизионные камеры, – добавил Таккер. – Они могут управлять его полетом, не раскрывая своего местоположения, собрать важную видеоинформацию в реальном времени и затем, значительно лучше владея обстановкой, выполнить задачу по проникновению в заданный район… Black Hornet является неотъемлемым инструментом современного поля боя и различных тайных операций, и заказчики, использующие его сегодня, понимают, какое значение он имеет для отдельных солдат и небольших групп».

Еще одним направлением, которое изучают американские военные, является массовое развертывание микро-БЛА с пилотируемого самолета. В октябре 2016 года Агентство стратегических возможностей, традиционно занимающееся исследованиям в области обороны, раскрыло информацию о развертывании 103 беспилотников Perdix разработки Лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института с трех истребителей ВМС США F/А-18Е/F Super Hornet (видео внизу). В сотрудничестве с Командованием авиационных систем ВМС Агентство продемонстрировало «одну из самых больших стай микродронов». Как сказано в пресс-релизе министерства обороны, «концепция, которая, в конечном счете, будет использоваться для прорыва противовоздушной обороны противника». Это связано с тем, что большое количество подобных БЛА отлично подходит для прорыва комплексных систем ПВО, они заполняют зону, тем самым, нарушая работу радаров и помогая скрыть атакующий самолет. Как сказано в пресс-релизе, «Микродроны продемонстрировали поведение развитой стаи, например, коллективное принятие решений, адаптивный групповой полет и самовосстановление». БЛА Perdix программируются заранее скорее не для индивидуального, а для коллективного полета, адаптируясь друг к другу «подобно рою пчел в природе». Из-за комплексной природы боевых действий беспилотники Perdix не программируются для синхронного полета отдельных аппаратов, это коллективный организм, совместно использующий распределенный мозг для принятия решений и адаптации друг к другу. «Поскольку каждый Perdix общается и сотрудничает с каждым другим беспилотником Perdix, стая не имеет лидера и может самостоятельно приспосабливаться к дронам, входящим или покидающим группу».


Демонстрация объединения в стаю беспилотников Perdix. выпущенных с истребителя, пролила свет на видение министерства обороны США касательно способов прорыва обороны противника

Птичий глаз

Впрочем, некоторые производители не видят особой потребности в разработке очень маленьких БЛА и вместо этого сосредоточились на минисистемах. Компания Israel Aerospace Industries, чье подразделение Malat разрабатывает хорошо известные БЛА, например, семейство Heron категории MALE (Medium-Altitude, Long-Endurance – средней высоты и большой продолжительности полета), не делает акцент на системах меньше категории «мини». Директор этого подразделения Дэн Бичман сообщил, что беспилотник Birdeye-400 массой 5,3 кг является самой маленькой системой из портфолио компании, поскольку он соответствует всем потребностям рынка. «Я считаю, что наша модель Birdeye-400 востребована оборонными и правоохранительными структурами и, скорее всего, мы останемся в этой нише и в будущем. Мы всегда пытались держать руку на пульсе и изучать запросы рынка, мы стараемся удовлетворять запросы с максимальной оперативностью… Мы считаем, что имеем все возможности постоянно совершенствовать систему, добавлять больше возможностей и сохранять в то же время размеры. Раз уж мы занимаемся БЛА, то должны совершенствовать бортовую аппаратуру и повышать возможности систем для выполнения самых разных задач».

Обе модели мини-БЛА, Birdeye-400 и Birdeye-650, пользуются популярностью не только в Израиле, но и во многих других странах. «Мы стараемся поддерживать востребованность системы за счет постоянного совершенствования и в этом процессе не последнее место занимают аккумуляторы с большой емкостью, – заметил Бичман. – Мы начали с продолжительности полета менее часа, а сейчас мы подошли к полутора часам при той же конфигурации». Он добавил, что в категории «мини» заказчики ищут малоразмерную систему, которую можно было бы переносить в заплечном рюкзаке и «они довольны нашими достижениями». Эти две небольшие системы могут нести небольшую полезную нагрузку килограмм и полтора килограмма, а их продолжительность полета составляет 1,5 часа и 5 часов соответственно.

BirdEye-400 – самый маленький БЛА в портфолио компании IAI. По мнению ее руководства, он удовлетворяет все потребности рынка, на котором на данный момент нет особого спроса на системы меньшего размера

В настоящее время идет процесс уменьшения размеров бортовой аппаратуры, что, по словам Бичмана, позволяет в один БЛА интегрировать либо больше сенсоров, либо позволяет беспилотнику меньших размеров нести аппаратуру, которая ранее предназначалась исключительно для более крупных аппаратов. «Мы видим четкую тенденцию, технология способствует уменьшению размеров полезной нагрузки, поэтому мы может навешивать на конкретную систему все больше систем или устанавливать сенсоры на системы меньшего размера. За исключением наносистем, мини- и мини-БЛА не являются исключительно прерогативой военных, поскольку многие коммерческие и любительские системы попадают в схожие весовые категории. Взять семейство БЛА Phantom компании DJI, квадрокоптеры этого производителя стали синонимом негосударственного, профессионального и любительского применения, беспилотных аппаратов. Эти коммерческие, но, тем не менее, функциональные малоразмерные БЛА можно купить по цене порядка 1000 долларов. Впрочем, доступность подобной технологии означает, что она открыта для взлома и в неправильных руках может превратиться в оружие.

Умные технологии могут дать преимущества своим силам, но в руках террористических группировок коммерческие системы превращаются в оружие. В основном это относится к квадрокоптерам семейства Phantom, которые боевики ИГ приспособили сбрасывать гранаты

Западная коалиция во главе с США в борьбе с группировкой Исламское государство (ИГ, запрещена в РФ) используют вооруженные беспилотники, в основном это модель MQ-9 Reaper компании General Atomics Aeronautical Systems, относящаяся к категории MALE. Боевики ИГ также имеют большой опыт применения беспилотников, но несколько меньших размеров. В сети появилось видео применения доработанного БЛА Phantom, который был приспособлен для сбрасывания гранат на военнослужащих коалиционных сил и гражданское население в Ираке и в Сирии. Это означает, что коалиционные силы вынуждены бороться не только с инфраструктурой ИГ и его боевиками, они должны также определять, отслеживать и нейтрализовывать самодельные вооруженные мини-БЛА.

Примечательно, что применение ИГ беспилотников для переноса и сбрасывания взрывчатых веществ негативно сказывается на боеспособности коалиционных сил, развернутых в Ираке и Сирии, оказывающих этим странам помощь в борьбе с террористической организацией. По данным Центра по борьбе с террором, базирующегося в Военной академии США в Уэст-Пойнте, в октябре 2016 года зафиксирован первый случай смертельной атаки подобного типа. «В начале октября было убито двое курдских солдат, осматривавших неизвестный дрон. Группировка уже довольно давно имеет на вооружении дроны и экспериментирует с ними, этот случай стал первым успешным применением БЛА и возможно подобная практика станет повсеместной и подобные инциденты могут участиться в предстоящие месяцы, годы и десятилетия». В то время как профессиональные системы тем или иным образом защищены от злоумышленного взлома, технологии же любительских БЛА сами по себе не столь продвинуты, чтобы защитить себя от атак, поэтому нельзя недооценивать те риски, которые несут эти технологии.

Если сбрасывание гранат и представляет собой угрозу, то применение химического или биологического оружия с малоразмерных БЛА может быть ужасающим по последствиям, а ИГ – это организация, которая стремится использовать всё, до чего может добраться и что по ее мнению может нанести хоть какой-то урон. В заявлении Центра также говорится, что «применение дронов в какой-то мере осложнило лишь некоторые конфликты, но использование этой технологии разного рода повстанцами должно значительно изменить или преобразить течение любого конфликта».

В то время как микро-БЛА и мини-БЛА на протяжении нескольких лет использовались в некоторых военных операциях, в частности в военных интервенциях США и их союзников в Афганистан и Ирак, возможности, которые они предлагают, по всей видимости, еще не полностью изучены. Только наиболее продвинутые в технологическом плане страны, в основном входящие в НАТО, имеют на вооружении такие миниатюрные системы военного назначения, как например, Black Hornet, хотя многие армии стремятся получить подобные технологии, существенно упрощающие ведение боевых действии в населенных пунктах.

Самый маленький из известных БЛА военного назначения, Black Hornet, чаще всего ассоциируется с британской армией, хотя Австралия, Норвегия и США также эксплуатируют подобные аппараты

Одна из причин, по которой страны не имеют подобных систем на вооружении, заключается в их стоимости. Ведь все необходимые технологии необходимо «запихнуть» в миниатюрную оболочку, хотя процесс перемещения вычислительной мощности настольного компьютера в вездесущий смартфон указывает на то, что, в конечном счете, ценовая удавка в ближайшем будущем может быть успешно развязана. Еще одна причина недостаточно частого применения мини-, микро- и нано-БЛА может заключаться в банальном дефиците этих систем. Эти три категории зачастую неправильно объединяются в одну, но возможности разных систем, например, Black Hornet и Birdeye-400, несколько отличаются, указывая, тем самым, на отсутствие приемлемых решений, способных удовлетворить потребности всего рынка. Например, дрон Black Hornet предназначен для использования специальными силами и наземными войсками, стремящимися быстро получить картинку потенциально опасного района, в который им предстоит войти, тогда как Birdeye-400 с продолжительностью полета полтора часа позволяет вести более длительное (хотя опять-таки недостаточное) наблюдение за местностью.

Одна из тенденций, формирующаяся на этом рынке, заключается в замене БЛА других типов этими малоразмерными аппаратами, что напоминает процесс замены традиционной авиации беспилотными системами. Несмотря на то, что некоторые специалисты может быть и не видят преимуществ беспилотных систем, берущих на себя выполнение опасных задач, которые пилотируемые платформы традиционно решали, в целом автономность в настоящее время является излюбленной темой военных многих стран мира. Операторы не просто соглашаются с тем, что беспилотники ограничивают их возможности, они ищут новые пути повышения эффективности своей беспилотной авиации. Размеры и относительно малая заметность являются самыми привлекательными характеристиками микро-БЛА, поскольку позволяют обычным подразделениям и специальным силам быстро установить наблюдение над зоной предстоящей операции, ведь иначе просто рискованно входить туда без предварительной рекогносцировки.

С уверенностью можно сказать, что по мере развития и снижения стоимости технологий микро-БЛА армии многих стран, и не только первого ряда, смогут себе позволить принять подобные системы на вооружение. Но, к сожалению, как показывают реалии нашего времени, за ними могут «подтянуться» и экстремистские организации различного толка.

Мини-РЛС «Генезис РСА»

Мини-РЛС «Генезис РСА» имеет малые габариты и массу, а также низкую потребляемую мощность, что позволяет устанавливать её на самолёты или же на беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Мини-РЛС «Генезис РСА» излучает в направлении наземных и надводных целей радиосигнал в миллиметровом диапазоне, а затем принимает отражённый от них сигнал. Благодаря высокой проникающей способности микроволн, система позволяет круглосуточно получать радиолокационное изображение целей, расположенных на больших дальностях и в сложных метеоусловиях (дождь, туман, облачность). Данный тип РЛС эффективно применяется при получении информации в реальном режиме времени для наземной разведки, а также может применяться для контроля границы и береговой линии моря, для поисковых операций на воде и суше (в том числе и при стихийных бедствиях) и т.д.

Основные технические данные

Основные функции
— Формирование изображения РСА: обнаружение и формирование радиолокационного изображения наземных и надводных целей.
— Индикация наземных движущихся целей (Ground Moving Target Indicator – GMTI): наблюдение и ориентирование наземных (надводных) движущихся целей, автомобили, корабли и т.д.
— Формирование радиолокационного изображения в реальном режиме времени: проведение обработки радарных отраженных сигналов в реальном времени бортовым блоком обработки радара.
— Запись данных в реальном режиме времени: запись радарных отражённых данных в реальном времени с целью дальнейшей постобработки обработки.
— Дистанционное управление и работа в автоматическом режиме: Мини-РЛС «Генезис-РСА» поддерживает дистанционное управление режимами работы согласно требуемым задачам.

​​Основные характеристики

Наименование Показатели
Рабочий диапазон Ku
Тип формирования изображения полосовой
Дальность обнаружения ≥ 10 км
Разрешение 0,5 м × 0,5 м
Зона формирования изображения полоса ≥ 3 км
Минимальная скорость обнаруживаемой подвижной цели 20 км/ч

​Режимы полёта

Высота: 100 – 4000 м
Скорость: 5 – 70 м/с

​Применение и пример конфигурации РСА

Основными частями CASMiniSAR являются бортовая часть и наземная станция приёма и отображения. Бортовая часть состоит из вычислителя, антенны и стабилизированного привода антенны. В том числе, вычислитель обеспечивает преобразование и усиление сигналов низкой мощности, приём, запись, обработку и управление сигналом обратной волны.

Возможна установка Мини-РЛС «Генезис РСА» на БПЛА, для этого необходима комплектация с использованием наземного приёма и отображения информации; управление РСА производится удалённо; бортовая часть осуществляет обработку данных в реальном режиме времени и через беспроводный канал передачи данных посылает информацию на наземную станцию управления. Радар имеет бортовой интерфейс, который принимает команды управления и в то же время передаёт ответную информацию о режиме работы радара и реальную радиолокационную картину на бортовую систему передачи данных.

Для начала работы с РСА необходимо осуществить процедуру инициализации, а также сделать необходимые настройки параметров и режима работы радара с помощью рабочей станции оператора.

РЛС в режиме работы принимает сигналы координат GPS и инерциальной системы навигации – это помогает более качественно формировать радиолокационную картину в реальном режиме времени. После завершения формирования радиолокационной картины наблюдаемых целей данные передаются оператору наземной станции для обработки.

Состав Мини-РЛС «Генезис РСА»
Состав системы
Мини-РЛС «Генезис-РСА» состоит из трех частей:
— Антенна и стабилизированный привод антенны.
Передающая антенна осуществляет излучение радарных сигналов, приёмная антенна принимает отражённые сигналы от наблюдаемых объектов. Стабилизированный привод антенны обеспечивает управление положением антенны в режиме формирования изображения РСА в зависимости от положения самолёта, обеспечивает устойчивость центра фаз антенны, компенсирует влияние воздушных течений, действующих на самолёт. В режиме индикации наземных движущихся целей (GMTI) привод обеспечивает постоянное вращение антенны.
— Бортовая часть.
Вычислитель обеспечивает преобразование и усиление сигналов низкой мощности, приём, запись, обработку и управление сигналом обратной волны.
— Наземная станция управления и блок отображения.
Наземная станция управления и блок отображения состоит из наземного блока приёма, блока управления и отображения. Наземная станция управления осуществляет управление режимами работы системы. Блок приёма принимает информацию от бортового устройства передачи данных, блок отображения отображает принятую информацию.
Основная часть – вычислитель Мини-РЛС «Генезис-РСА»:

Антенна Мини-РЛС «Генезис-РСА»:

Инерциальный блок IMU (опция) Мини-РЛС «Генезис-РСА»:

Масса и потребляемая мощность частей РСА
Вычислитель
Масса: 2,2кг.
Потребляемая мощность: 65Вт.
Антенна
Масса: 1,0кг.
потребляемая мощность: нет
Инерциальный блок
Масса: 1,1кг.
Потребляемая мощность: 12Вт.
Стабилизированный привод антенны
Масса: 3,5кг.
Потребляемая мощность: 20Вт.

Механический интерфейс и требования к электропитанию
Источник питания
Требования к бортовому источнику питания:
Ток: ≤4А, значение тока при моментальной перегрузке: ≤10А
Напряжение: 28В±3В
Потребляемая мощность: ≤100Вт.

Интерфейсы
Механические интерфейсы​

Вычислитель РСА

Антенна РСА​

Инерциальный блок​

РСА в сборе​

​​Электрические интерфейсы

Таблица 4‑1
Требования к бортовым электрическим интерфейсам

Наименование Требование Назначение
1 Интерфейс сигнала GPS SMA Антенна GPS
2 Интерфейс управления полетом RS-422 Система УП
3 Интерфейс данных RS-422 Блок передачи данных
4 Интерфейс питания 28В ±3В

Требования к окружающей среде
Температура и влажность
Температура хранения: -40℃ – +85℃
Рабочая температура: -20℃ – +70℃
Относительная влажность: 25-95%, без конденсации

Вибрация и ударные нагрузки
Бортовая аппаратура соответствует требованиям GJB150.16-1986.

Ремонтопригодность
В системе Мини-РЛС «Генезис-РСА» заменяемыми блоками являются функциональные модули.

Система обладает способностью автоматической проверки неисправностей. С помощью операции автоматической проверки либо инициализации её при запуске возможно определение неисправного блока.

После полёта осуществляется необходимое техническое обслуживание системы, среднее время, необходимое для восстановления нормальной работы после возникновения отказа составляет 2 часа.

Безопасность
Система соответствует требованиям по безопасности GJB900-90.

Электромагнитная совместимость
Электромагнитная совместимость системы Мини-РЛС «Генезис-РСА» соответствует требованиям GJB151A и GJB152A; бортовая аппаратура работает в диапазоне Ku

Мини и микро беспилотные летательные аппараты


Миниатюрный тактический дрон HUGINN X1. Компания Sky-Watch Labs в сотрудничестве с датским техническим университетом в настоящее время разрабатывает БЛА MUNINN VX1 UAV при частичном финансировании государством через Инновационный фонд. БЛА MUNINN VX1 способен взлетать и садиться вертикально в стесненных и ограниченных пространствах, летать горизонтально на высокой скорости, преодолевая большие расстояния и быстро достигая интересующие объекты или зоны
Становится ли мир мини- и микро-БЛА перенаселенным? На что похож там ландшафт? Произойдет ли дарвиновский отбор, который позволит лучшим жить и развиваться вместе с научным прогрессом?
За последние годы малоразмерные БЛА (как мини, так и микро) стали популярным инструментом наблюдения в сфере обороны и безопасности, а постоянно развивающийся технологический прогресс, по-видимому, обеспечит блестящее будущее этой технологии. Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию этих систем для военных операций в городских условиях, во многих странах мира ведутся непрерывные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом направлении.
Впрочем, в современном оперативном пространстве эти технологии распространяются также среди террористических и повстанческих группировок, стремящихся использовать БЛА для доставки грязных бомб, что заставляет власти повышать безопасность своих собственных систем, а также коренным образом менять тактику и методы борьбы с БЛА.
Посадка в апреле 2015 года небольшого аппарата вертикального взлёта и посадки со следами радиационных материалов на крышу резиденции премьер-министра Японии в Токио является доказательством укрепления этой тенденции, и это вынудило более развитые вооруженные силы подумать о том, как лучше всего использовать эти технологии применительно к наступательным и оборонным операциям.
Мини-БЛА
Израиль продолжает удерживать прочные позиции на рынке за счет интенсивных разработок малоразмерных БЛА, что связано, прежде всего, с тем, что израильская армия постоянно проводит контртеррористические и противоповстанческие операции в рамках более масштабных действий по обеспечению внутренней безопасности в застроенных городских районах.
По словам генерального управляющего компании Israel Aerospace Industries (IAI) Malat Баруха Бонена рынок БЛА является свидетелем «устойчивого» роста числа малых БЛА (как микро, так и мини), особенно когда миниатюризация размеров и массы сенсорной аппаратуры снижает требования к грузоподъемности летательных аппаратов. Кроме того, он считает, что эта тенденция обусловлена также тем, что использование малоразмерных платформ позволяет уменьшить вероятность их идентификации и попадания в руки противника.
Семейство малоразмерных летательных аппаратов компании IAI Malat включает мини-БЛА BIRD-EYE 400, предназначенный для сбора разведывательных данных для низших эшелонов; микро-БЛА MOSQUITO с миниатюрной видеокамерой для городских операций; и винтокрылый мини-БЛА GHOST, развертываемый из двух ранцев, также предназначенный для городских операций и «бесшумной» разведки и наблюдения.
Впрочем, помимо традиционных производителей БЛА меньших размеров в Европе, Израиле и США в настоящее время появился ряд компаний в азиатско-тихоокеанском регионе, предлагающих на мировом рынке свои продвинутые решения.
Получив большой опыт успешной разработки более крупных платформ, в начале этого года индийская компания Asteria Aerospace решила начать разработку своего первого мини-БЛА A400. Платформа A400 представляет собой квадрокоптер массой 4 кг, предназначенный для выполнения разведывательных задач в застроенных районах. Эксплуатационная скорость аппарата составляет 25 км/ч, он способен выполнять свои задачи в течение 40 минут в пределах прямой видимости на максимальной дальности 4 км.
В компании Asteria Aerospace сообщили, что аппарат A400 к концу 2015 года должен поступить для оценки в вооруженные силы и силовые структуры.
В Европе польская Инспекция по вооружениям выпустила запрос предложений по системам мини-БЛА в рамках более широкой стратегии повышения уровня роботизации вооруженных сил Польши.
Польское министерство обороны планирует приобрести 12 крупных тактических БЛА под обозначением ORLIK, но Инспекция по вооружениям также хочет закупить 15 мини-БЛА WIZJER для городских операций и разведывательно-наблюдательных задач в тылу противника. Кроме того, польское минобороны, несомненно, будет закупать микро-БЛА меньшего размера.
На балансе польского министерства обороны уже имеется некоторое количество БЛА FlyEye компании WB Electronics, а также примерно 45 мини-БЛА ORBITER компании Aeronautics, которые были поставлены в 2005-2009 годы. Эти системы с электрическими двигателями способны проводить разведывательно-наблюдательные операции в прямой видимости с практическим потолком 600 метров, максимальной скоростью 70 узлов, продолжительностью полета 4 часа и полезной грузоподъемностью 1,5 кг.
По условиям запроса предложений каждая из 15 мини-систем WIZJER будет состоять из трех летательных аппаратов с соответствующими наземными станциями управления и материально-технического снабжения, включая запасные части. Министерство обороны затребовало мини-БЛА с максимальной дальностью действия 30 км, предназначенный для разведки, наблюдения и рекогносцировки на уровне роты и батальона. Выдача контракта ожидается в 2016 году, а сами летательные аппараты будут поставлены в 2022 году.
К предпочтительным вариантам, представленным на конкурс, относится модернизированный вариант мини-БЛА FlyEye компании WB Electronics, а также совместное предложение БЛА E-310 UAV от компаний Pitradwar и Eurotech.
Аппарат FlyEye способен запускаться с руки из «ограниченных пространств» в городской местности; он имеет уникальную парашютную систему возвращения, с помощью которой аппарат опускается в радиусе 10 метров от назначенной точки приземления.
Приборный блок устанавливается в нижней части фюзеляжа с целью оптимизации поля зрения сенсора; аппарат FlyEye способен нести две камеры в одном приборном блок. Сам аппарат, имеющий противообледенительную и противоштопорную системы, управляется при помощи легкой наземной станции управления LGCS (Light Ground Control Station), тогда как данные и визуальная информация с приборного блока передаются на видеотерминал в реальном времени.
Сам аппарат может лететь прямо к целевой точке по заранее определенному маршруту и способен барражировать над интересующим районом. Станция LGCS позволяет управлять аппаратом также и в ручном режиме.
Канал передачи цифровых данных также обеспечивает возможность передачи данных о цели в системы управления огнем минометов или системы управления боем с целью выполнения последующих огневых или других боевых задач. Бортовая коммуникационная система работает в частотном диапазоне НАТО 4,4-5,0 ГГц. По данным компании WB Electronics БЛА FlyEye управляют два человека, воздушный винт приводится «бесшумным» электродвигателем, работающим от литий-полимерного аккумулятора.
Длина этого мини-БЛА составляет 1,9 метра размах крыльев 3,6 метра, максимальная взлетная масса 11 кг. Скорость полета аппарата составляет 50-170 км/ч, он может летать на высотах до 4 км на максимальную дальность 50 км, максимальная продолжительность полета составляет три часа.
По данным компании Eurotech, БЛА E-310 может нести оптико-электронную аппаратуру или РЛС с синтезированной апертурой, а также другое «специализированное оборудование наблюдения». Он имеет «высокую мобильность и сниженные эксплуатационные расходы», аппарат может принять до 20 кг бортовой аппаратуры, при этом максимальная продолжительность полета достигает 12 часов. Предельный практический потолок E-310 составляет 5 км, он может развить скорость 160 км/ч и имеет максимальный радиус действия 150 км. Аппарат также запускается с помощью пневматической установки и возвращается на парашюте, либо садится традиционным способом на лыжных или колесных стойках. В компании Eurotech поясняют, что E-310 перевозится на борту «небольшой машины» или в прицепе.

Мини-БЛА SKYLARK ILE компании Elbit Systems принимал участие в боевых действиях, Он был выбран израильской армией в качестве беспилотного авиационного комплекса уровня батальона, а также был поставлен более чем 20 заказчикам из разных стран. Солдаты подразделения, укомплектованного БЛА SKYLARK I-LE, провели неделю в пустыне Негев, обучаясь работе с комплексом SKYLARK (на фото)
Микро-БЛА
Также весьма полезны во время операций в городских условиях беспилотные летательные аппараты класса «микро». Военные хотят иметь небольшие, запускаемые с рук системы, способные вести скрытое наблюдение в зданиях, замкнутых пространствах и целевых зонах. В Афганистане уже применялись подобные крошечные системы, например БЛА PD-100 BLACK HORNET компании Prox Dynamics, хотя операторы критиковали его за недостаточную надежность при проведении операций в сложной ветровой обстановке и при сильной запыленности.
Это специфическая «персональная разведывательная система» фактически представляет собой воздушное судно вертикального взлета и посадки «класса нано», которое работает от фактически бесшумного электродвигателя. При диаметре винта всего 120 мм BLACK HORNET несет камеру массой 18 грамм, развивает скорость 5 м/с и имеет продолжительность полета до 25 минут. Аппарат с дистанционно управляемой станцией оптической видовой разведки на опорно-поворотном устройстве способен работать в прямой видимости от оператора до 1,5 км, он может летать по заранее запрограммированным маршрутам, а также зависать на месте.

Впрочем, нынешние тенденции, скорее всего, указывают на то, что для выполнения разведывательных задач, обычно проводящихся перед боевой операцией, военные выбирают микро-БЛА несколько большего размера.
БЛА InstantEye производства компании Physical Science Incorporated (PSI) в настоящее время состоит на вооружении не называемых специальных подразделений стран НАТО и групп по борьбе с наркотиками, работающих в Южной Америке. Этот летательный аппарат также был принят на вооружение министерством обороны США и недавно был поставлен для испытаний в британскую армию. Этот аппарат ручного запуска весит менее 400 грамм, а производитель заявляет о времени готовности к пуску всего 30 секунд. Максимально время полета составляет 30 минут, аппарат InstantEye имеет максимальную дальность 1 км и может нести различные сенсоры.
Этот БЛА, во время полета имитирующий движения бражника (вид бабочки), может управляться в «ручном» режиме, развивая при этом скорость до 90 км/ч. InstantEye управляется с наземной станции; его комплект наблюдения и разведки состоит из передней, боковых и камеры нижнего обзор, обеспечивающие навигацию, слежение и целеуказание. Возможности визуальной разведки могут быть расширены за счет установки камеры высокого разрешения GoPro или инфракрасной камеры, которая способна генерировать изображение, создаваемое встроенным инфракрасным светодиодным осветителем, способным подсветить землю с высоты 90 метров.
Впрочем, кроме существующего использования для скрытого наблюдения и разведки в тылу, этот воздушный аппарат вскоре получит сенсорный комплект разведки ОМП в ответ на возможное проведение контртеррористических операций в городских условиях. Кроме того, с целью удовлетворения потребностей специальных подразделений НАТО на него можно установить ретрансляционную аппаратуру для передачи речевых и голосовых данных.
Еще одной системой, очень популярной у специальных подразделений, является беспилотный авиационный комплекс (БАК) SKYRANGER компании Aeryon Labs, который на международном рынке продвигается компанией Datron World Communications. По словам исполнительного директора компании Aeryon Labs Дейва Кроэтча, их БАК является экономически выгодной альтернативой другим системам предоставления ситуационной информации в реальном времени. Он пояснил: «Системы вертикального взлета и посадки и не требуют какого-либо дополнительного оборудования запуска и возвращения. Они управляются одним оператором и поэтому другие члены группы могут сосредоточиться на других задачах, то есть БАК становится средством повышения боевой эффективности. Видео в реальном времени может передаваться в командный центр и на другие устройства в сети».
Компания недавно показала для своего SKYRANGER новое устройство передачи изображений Aeryon HDZoom30, которое, по словам Кроэтча, обеспечивает «беспрецедентные аэроразведывательные возможности, а это очень важно для успеха операции. Мы получаем систему с БЛА со стабильными и надежными летными характеристиками, которая может находиться в воздухе до 50 минут и которая имеет надежный цифровой видеоканал в реальном времени «.
Тем временем, Управление перспективных оборонных исследований DARPA изучает технологию, которая бы помогала мини-БЛА и микро-БЛА летать в пространстве с интенсивным помехами независимо от прямого управления человеком и без зависимости от навигации по координатам GPS. В начале этого года официально была начата программа FLA (Fast Lightweight Autonomy – быстрая легкая автономность), предусматривающая изучение биомиметической информации касательно маневренных способностей птиц и летающих насекомых. Хотя DARPA использует небольшой шестивинтовой аппарат массой всего 750 грамм в качестве тестовой платформы, программа всё же будет сосредоточена на разработке алгоритмов и программного обеспечения, которые можно будет интегрировать в небольшие БЛА любого типа.
«В Управлении надеются, что разработанное программное обеспечение, позволит БЛА работать в ряде пространств, к которым обычно доступ был запрещен, яркий тому пример – внутренние помещения. Небольшие БЛА, например, оказались полезными при проведении ближней разведки развернутыми патрулями, но они, однако, неспособны дать информацию об обстановке в здании, что зачастую является критическим моментом всей операции», – пояснил представитель DARPA.
Программой предусматривается достижение следующих характеристик: работа на скоростях до 70 км/ч, дальность действия 1 км, продолжительность работы 10 минут, работа без опоры на средства связи или GPS, вычислительные мощности 20 Ватт.
Начальные демонстрации намечены на начало 2016 года в виде «слаломных тестов на открытом воздухе», после чего в 2017 году пройдут испытания в помещениях.
Современный, доступный по средствам мини-БЛА BIRD-EYE-650 компании IAI обеспечивает видеоданные в реальном времени днем и ночью при проведении городских операций и разведки в тылу противника
Полезная нагрузка
Что касается развития бортовых сенсоров и систем, то общая тенденция заключается в постоянном уменьшении размеров сенсоров. На выставке Aero India 2015Компания Controp Precision Technologies показала свою станцию оптической видовой разведки Micro-STAMP (stabilised miniature payload – стабилизированная миниатюрная аппаратура). Станция массой менее 300 грамм, в состав которой входят дневная цветная ПЗС-камера, неохлаждаемый тепловизор и лазерный указатель, предназначена для установки на мини-БЛА.
Стабилизированная станция создавалась для проведения разведывательных задач в глубине и отличается различными функциями, включая наблюдение, инерциальное слежение за целью, удержание координат, прибытие к координатам, сканирование/аэрофотосъемку и режим «окно пилота».
Станция размерами 10 см x 8 см, специально упрочненная для жестких посадок, может устанавливаться в носу или под фюзеляжем. Дневная камера базируется на технологии CMOS (Complementary Metal-Oxide Semi-conductor – комплиментарная структура металл-оксид-полупроводник), а тепловизор работает в диапазоне 8-14 нм. По данным компании Controp, станция уже была проверена в подразделениях израильской армии, кроме того, в 2016 году планируется разработать более крупный вариант массой 600 грамм.

Военнослужащий американской армии подготавливает микро-БЛА InstantEye II для ведения наблюдения по другую сторону возвышенности во время общевойсковых учений в Форт Беннинге в мае 2015 года
Борьба с малоразмерными БЛА
Одно из самых важных преимуществ применения мини- и микро-БЛА заключается в том, что они способны выполнять разведывательные задачи, оставаясь необнаруженным, их не могут обнаружить радары ПВО и наземные РЛС, запрограммированные на захват более крупных воздушных аппаратов.
Впрочем, после применения малоразмерных БЛА боевиками различного толка во время проведения военных операций в Израиле и Ливии военные и промышленность в настоящее время занялись этой угрозой и начали разработку специальной технологии, которая позволит идентифицировать, отслеживать и нейтрализовывать мини- и микро-БЛА.
На парижском авиасалоне в 2015 году компания Controp Precision Technologies показала свой легкий тепловизор с быстрым сканированием Tornado, способный обнаруживать и отслеживать мини-БЛА на малых высотах, летающих с различными скоростями. Матрица, работающая в средневолновой ИК-области спектра, обеспечивает круговой обзор на все 360°, она способна определять малейшие изменения в пространстве, связанные с полетами небольших БЛА, как самолетной, так и вертолетной схем. Вице-президент компании пояснил: «Дроны становятся все более распространенными, они представляют собой новые угрозы для личной безопасности. Большая часть систем ПВО на базе радаров не способна определить угрозу малоразмерных дронов, летающих ниже 300 метров. Tornado панорамно сканирует очень большую зону с высокой скоростью, используя сложные алгоритмы для обнаружения очень небольших изменений в обстановке. Tornado недавно был испытан на способность обнаруживать и отслеживать даже самые небольшие и низколетающие дроны».
Сообщается, что система способна определять малоразмерные БЛА на дистанциях «от нескольких сотен метров» до «десятков километров», но, стоит отметить, что, учитывая общую концепцию операций, которая предусматривает использование платформ подобного класса в городских условиях, такие возможности окажутся просто невостребованными.
Тепловизионная система Tornado может использоваться как самостоятельное устройство или интегрироваться в различные системы ПВО. В нее встроена автоматическая система звукового и визуального предупреждения для извещения оператора о любом вторжении в бесполетную зону. Впрочем, с целью нейтрализации угрозы эта система должна передавать сигнал либо в систему электронного противодействия, либо в систему вооружения.
Подобное решение в настоящее время предлагается консорциумом британских компаний (Blighter Systems, Chess Dynamics и Enterprise Control Systems), который разработал систему наблюдения и радиочастотного подавления БЛА.
Британский консорциум недавно объявил о разработке системы для борьбы с небольшими БПЛА, получившую название Anti-UAV Defence System (AUDS). Компании Blighter Surveillance Systems, Chess Dynamics и Enterprise Control Systems (ECS) специально объединились с целью совместной разработки этой системы борьбы с беспилотниками.
Исполнительный директор компании Blighter Surveillance Systems Марк Редфорд в одном из интервью пояснил, что работа системы AUDS происходит в три этапа: обнаружение, сопровождение и локализация. Радар A400 Series Air Security Radar от Blighter используется для обнаружения БПЛА, обзорно-поисковая система дальнего действия Hawkeye от Chess Dynamics для сопровождения и, наконец, направленный радиочастотный глушитель от ECS работает в качестве нейтрализующего компонента.
Представители компаний сообщили, что система AUDS напрямую предназначена для борьбы с небольшими беспилотниками самолетного и вертолетного типа, например квадрокоптерами, и даже назвали некоторые подобные системы, которые можно просто купить в магазине.
Редфорд сказал, что эта система имеет преимущества перед аналогичными системами, поскольку в нее входят компоненты, проверенные в реальных условиях, например радар уже состоит на вооружении нескольких армий в виде наземной обзорной РЛС, которая там работает в очень зашумленном пространстве.
Расширенные испытания системы AUDS были проведены во Франции и Великобритании, об этом сообщил глава развития бизнеса в компании ECS Дейв Моррис. Система испытывалась против нескольких летательных аппаратов в сценариях приближенных к реальным; на сегодня в общей сложности проведено 80 часов испытаний и 150 вылетов.
Французское министерство обороны проводило испытания в марте 2015 года, в то время как британская лаборатория оборонной науки и техники проводила их в начале мая. Система AUDS в настоящее время направлена в США, где она будет продемонстрирована нескольким потенциальным американским и канадским операторам. Также намечено проведение испытаний в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Во время испытаний система продемонстрировала способность обнаруживать, отслеживать и нейтрализовывать цели всего за 15 секунд. Дальность нейтрализации составляет 2,5 км при почти мгновенном воздействии на цель.
Ключевой особенностью системы является способность радиочастотного глушителя настраиваться на определенные каналы передачи данных с точным необходимым уровнем воздействия. Например, глушитель может использоваться для глушения сигнала GPS, принимаемого БПЛА, или радиоканала контроля и управления. Также имеется потенциал для внедрения в систему возможности «перехвата», что позволит оператору AUDS «практически» взять на себя управление БПЛА. Работа глушителя заключается не только в том, чтобы «сбить» аппарат, его можно использовать просто для нарушения функциональности БПЛА для того, чтобы вынудить его оператора вывести свой аппарат из зоны.
Представители компаний признали, что самой сложной проблемой для системы AUDS может стать борьба с низколетящими БПЛА в городском пространстве, поскольку в этом случае имеется большое количество помех и большое количество отражающих поверхностей. Решение этой задачи будет являться целью дальнейшей разработки.
Хотя система отличается высокой степенью автоматизации в ряде аспектов, особенно при обнаружении и сопровождении, участие человека является ключевым в функционировании AUDS. Конечное решение нейтрализовывать цель или нет, и в какой степени, целиком ложится на оператора.

Технологии для радара заимствованы у наземных обзорных РЛС, состоящих на вооружении британской армии и также Южной Кореи, где они ведут мониторинг демилитаризованной зоны с Северной Кореей.
Доплеровский радар с непрерывным излучением с частотной модуляцией работает в режиме электронного сканирования и обеспечивает покрытие по азимуту 180° и по углу места 10° или 20° в зависимости от конфигурации. Он работает в диапазоне Ku и имеет максимальную дальность действия 8 км, может определять эффективную площадь отражения размером до 0,01 м2. Одновременно система может захватывать на сопровождение несколько целей.
Обзорно-поисковая система Hawkeye от Chess Dynamics устанавливается в одном блоке с радиочастотным глушителем и состоит из оптико-электронной камеры с высоким разрешением и охлаждаемого средневолнового тепловизора. Первая имеет горизонтальное поле зрения от 0,22° до 58°, а тепловизор от 0,6° до 36°. В системе используется цифровое следящее устройство Vision4ce, обеспечивающее непрерывное сопровождение по азимуту. Система способна непрерывно панорамировать по азимуту и наклоняться от -20° до 60° со скоростью 30° в секунду, сопровождая цели на дистанции около 4 км.
Многополосный радиочастотный глушитель от ECS отличается тремя встроенными направленными антеннами, которые образуют пучок шириной 20°. Компания приобрела большой опыт в разработке технологий борьбы с самодельными взрывными устройствами. Об этом рассказал представитель компании, заметив, что несколько ее систем были развернуты коалиционными силами в Ираке и Афганистане. Он добавил, что в компании ECS знают уязвимости каналов передачи данных и как это использовать.
Сердцем системы AUDS является станция управления оператора, посредством которой можно управлять всеми компонентами системы. В нее входят дисплей слежения, главный экран управления и дисплей видеозаписи.
С целью расширения зоны наблюдения эти системы могут объединяться в сеть, будь это несколько полноценных систем AUDS или сеть радаров, соединенных с одним блоком «обзорно-поисковая система/глушитель». Также система AUDS потенциально может быть частью более крупной системы противовоздушной обороны, хотя компании пока не намереваются развивать это направление.
Исполнительный директор компании Enterprise Control Systems заметил следующее: «Почти каждый день происходят инциденты с БЛА и прорывы периметров безопасности, связанные с дронами. В свою очередь, система AUDS способна снять повышенные опасения в военных, правительственных и коммерческих структурах, связанные с малоразмерными БЛА».
«В то время как БЛА имеют много положительных сфер применения, ожидается, что они всё в большей степени будут использоваться для злодейских целей. Они могут нести камеры, оружие, токсичные химические вещества и взрывчатые вещества и все больше будут использоваться в целях террора, шпионажа и контрабанды».
Использованы материалы: