Миг 35 и су 35 сравнение

Су-35 и МиГ-35 — истребители 4 поколения. Сравнение этих боевых машин говорит лишь об одном — это усовершенствованные модели когда-то зарекомендовавших себя на мировом рынке военных российских самолётов. Всё же именно МиГ-35 — идеальный экспортный вариант. Он стоит дешевле Су-35, но не уступает ему в манёвренности и боевой живучести.

Сравнение лётно-технических характеристик МиГ-35 и Су-35

Прежде чем говорить о том, какой самолёт лучше, необходимо сравнить технические характеристики и боевые возможности обоих. Давайте рассмотрим что представляют из себя эти два истребители и с какими боевыми задачами они способны справляться.

МиГ-35

Усовершенствованный представитель класса истребителей. Способен дать бой с американскими самолётами пятого поколения. Ведь его оснащение как раз и соответствует этому классу летательных аппаратов, так как первоначально в России разрабатывали МиГ 1.44 МФИ (машина пятого поколения) в ответ на выпуск F-22. Однако впоследствии из-за дефицита финансирования его производство приостановили, а на основании имеющихся проектов сконструировали совершенно новый тип современных военных машин для воздушного сражения.

Самолёт имеет длину 17,3 метров, взлётная максимальная масса — 29,7 т, боевая нагрузка — 7 т, максимальная скорость — 2,5 тыс. км/ч, практическая дальность — 3 000 км. Он оснащён радаром «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решёткой, имеет электродистанционную систему управления. Может засечь пуск ракеты противника и отследить её движение. Его радары способны увидеть аэродинамическую цель уже на расстоянии 200–260 км. Боевой радиус такой машины — 1 000 км. По скороподъёмности ему нет равных — целых 330 м/с.

Состав вооружения: встроенная пушка ГШ-30-1 30 мм, 10 точек подвески, Р-73, Р-27, РВВ-АЕ. Истребитель оснащён современными противокорабельными, противорадиолокационными ракетами и последними образцами класса воздух. Он также имеет корректируемые бомбы и авиационные мины.

Су-35

Это тяжёлый истребитель. Он, в отличие от лёгкого МиГ-35, может вести сражение и защищать территорию от противника, диктовать врагу свои условия. Ему даже под силу победить представителя пятого поколения — «американца» F-22.

Длина самолёта — 21,9 м, максимальная взлётная масса — 34,5 т, боевая нагрузка — 8 тонн. Максимальная скорость 2,5 тыс. км/ч, беспосадочное расстояние — 3 500 км, скороподъёмность — 280 м/с, боевой радиус — 1 800 км. Расстояние, с которого обнаружит цель — 400 км.

Использует РЛС «Ирбис», ОЭИС, а также оптико-локационную станцию. Оснащён системами радиоэлектронной борьбы и защиты. Имеет датчики предупреждения о ракетной атаке.

Вооружение: авиационная пушка ГШ-30-1, 12 узлов подвески. Ракеты: Р-27, Р-73, РВВ. Оснащён последними разработками воздух-земля и высокоточными боеприпасами. Одновременный обстрел производится 8 ракетами с активной головкой самонаведения и 2 ракетами полуактивной ГС.

Мнение экспертов

Если сравнить эти две модели истребителей, можно найти много общего. Это новейшие модификации советских классических летательных аппаратов — Су-27 и МиГ-29. Многоцелевые истребители и в одночасье бомбардировщики способны завоевать превосходство в небе и наносить удары с помощью бомб и ракет по наземным и морским целям. Они имеют почти одинаковую боевую нагрузку, способны выполнять похожую боевую работу.

Раньше на вооружении ВВС России были в основном МиГ-29 и Су-27. Пришло время менять устаревшие боевые машины на новые. Боевые машины Су-35 также имеются на вооружении российских ВВС. Правда, эти истребители намного дороже лёгких самолётов и их используют лишь для боя на большом расстоянии. К тому же в сражении проще пожертвовать недорогим истребителем.

Минобороны РФ собирается на основе новых «мигов» создать основной кулак боевой авиации.

Оба самолёта имеют ряд технических и боевых отличий, которые и определяют их эксплуатационные характеристики. «МиГи» немного меньше «Сушек», они меньше вооружения могут взять на борт. У них меньшее количество точек подвеса, вследствие чего они меньше могут брать бомб и ракет. «МиГи» имеют более низкие параметры РЛС по обнаружению целей. Правда, урезанные весовые возможности дают им развивать большую скорость, чем это могут себе позволить «сушки».

«МиГи» дают российским войскам больше гибкости, у них высокая скороподъёмность. «Су-шки» считаются тяжёлыми истребителями, способными защитить свою территорию и перекрыть небо над ней для самолётов противника. Обе машины в равной степени нужны ВВС РФ. По мнению экспертов, хоть эти самолёты имеют почти одинаковые функциональные возможности, однако они предназначены для разных целей.

Какой из истребителей сильнее? МиГ-35Су-35

Выводы

Лёгкие истребители предпочтительнее брать на вооружение. Они дешевле. Серийный выпуск не является таким сложным и затратным, как изготовление тяжёлых боевых машин. Для некоторых целей поражения нецелесообразно использовать слишком дорогие ракеты Су. Если с поставленной задачей с одинаковой результативностью смогут справиться оба истребителя, то лучше поднять в небо МиГ, чем дорогую в обслуживании и эксплуатации Су.

Лёгкие истребители — «рабочая лошадка», предназначенная специально для боя на ближнем расстоянии. Благодаря «мигам» можно получить желаемый результат с меньшими затратами. Су-35 считаются дорогостоящими машинами. Их используют, как правило, для защиты своей территории и для ведения полноценного военного сражения на большом расстоянии. ВВС России нуждается в обоих самолётах, так как загруженность лётного парка по сравнению с ВВС США очень низкая. Вероятность противостояния этих двух стран невысокая. Однако российские истребители будут задействованы в сражениях в небе и над территорией других стран.

МиГ-35 и МиГ-35Д Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-35 — российский многофункциональный истребитель поколения «4++». Предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям, из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника.

Истребитель МиГ-35 — видео

Многофункциональный истребитель МиГ-35 — результат глубокой модернизации боевых самолётов МиГ-29М/М2 (изделие 9-15) и МиГ-29К/КУБ (изделие 9-31) в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик и доведения их до уровня самолёта поколения «4++».

История создания МиГ-35

Модификация истребителя МиГ-29С дала начало двум направлениям семейства 29-х.

В 1998 г. появился МиГ-29СМТ (изделие 9-17) — очень удачная машина поколения 4+, получившая доработанную бортовую РЛС Н019МП способную обстреливать 4 цели одновременно. Отличительной особенностью изделия 9-17 стала возможность работы по наземным и надводным целям благодаря введению режима картографирования рельефа местности, а также введению приёмников ГЛОНАСС, GPS, Navstar, реализации концепции HOTAS, установки двух цветных ЖК-дисплеев, снабжённых кнопочным обрамлением, функциями «электронной лупы» и «полупрозрачных изображений».

Разработка МиГ-29М велась в РСК МиГ в период 1986-1991 годов. МиГ-29М успешно прошел лётно-конструкторские испытания и первый этап государственных совместных испытаний, и в 1991 г. Министерство обороны СССР выдало предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1992 г. с началом экономического кризиса из-за распада СССР закупки МиГ-29 были прекращены, а госиспытания МиГ-29М были прерваны.

В 1999 году в Индии возник проект MMRCA, который предусматривал закупку на бесконкурсной основе лёгких истребителей французского производства Mirage 2000. Согласно индийскому законодательству, которое предписывает проводить закупки вооружений на конкурсной основе, проект трансформировался в тендер, а приблизительно на рубеже 2002—2003 годов, требования были пересмотрены, чтобы дать возможность принять участие в конкурсе более тяжёлым двухдвигательным истребителям: российскому МиГ-29, американскому F-18 и европейскому Typhoon.

В 1999 году, когда начинался проект MMRCA, РСК «МиГ» находилась в тяжёлом финансовом, производственном и организационном положении. По сути, бывший в те годы руководителем ФГУП ВПК «Московское авиационное производственное объединение» (МАПО) Николай Фёдорович Никитин только начинал создание корпорации из отдельных осколков, которыми тогда были конструкторское бюро, серийные заводы и корпоративный центр. Производство новых МиГ-29 отсутствовало. Уже через несколько лет ситуация стабилизировалась и изменилась к лучшему. Была создана вертикально-интегрированная компания известная сегодня как РСК МиГ, разработаны новые варианты модернизации истребителя МиГ-29: МиГ-29СД, МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ, возобновились поставки МиГ-29 в Бангладеш, Эритрею, Судан, Мьянму и Йемен.

В 2005 году на базе одной из машин МиГ-29М (бортовой номер 154) был создан технологический демонстратор МиГ-35, оснащенный радаром с АФАР «Жук-МАЭ». Именно эта машина затем и была представлена на оценочные испытания в Индии в рамках тендерных процедур, сам тендер к тому времени ещё даже не начинался. В конце 2006 года новому истребителю был присвоен индекс МиГ-35 в одноместном исполнении и МиГ-35Д — в двухместном.

Конструктивные решения

Благодаря великолепной аэродинамической концепции заложенной в компоновку планера МиГ-29, которая не требовала серьёзных изменений, РСК МиГ смогло сосредоточить основные усилия на совершенствовании авионики нового самолёта, которая включает элементы, применяемые на боевых машинах 5-го поколения.

Конструкция планера МиГ-35 по сравнению с его предшественником усилена с учётом опыта посадок на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Это позволяет самолёту при необходимости приземляться с тяжёлым вооружением и большим запасом топлива. Такое конструктивное решение увеличило ресурс планера в 2,5 раза — до 6000 лётных часов и эксплуатацию самолёта в течение 40 лет. Более 20% элементов планера выполнено из композиционных материалов, ряд конструкторских решений улучшил характеристики устойчивости и управляемости самолёта и повысил показатели манёвренности.

МиГ-35 оснащён развитым комплексом обороны, который лишает противника фактора внезапности и даёт пилоту «МиГа» достаточно времени, чтобы уклониться от атаки или применить имеющиеся средства противодействия.

Применение радиопоглощающих покрытий существенно снижает радиолокационную заметность самолёта, ряд конструктивных решений по двигателям также позволил снизить тепловую и оптическую заметность МиГ-35.

Самолёт пригоден к базированию и эксплуатации в условиях как частично повреждённых взлётно-посадочных полос, так и вблизи линии боевого соприкосновения. Истребитель может взлетать с ВПП всего 190 метров длинной. Усиленные стойки шасси способны выдержать удар о выступающие рёбра бетонных плит высотой до 10 см или грубую посадку.

Самолёт полностью адаптирован к безангарному хранению при температуре окружающего воздуха от -45o до +50oС в любых климатических зонах и на высокогорных аэродромах расположенных на высотах до 3500 м.

При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива и также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 приблизился к уровню тяжёлых истребителей.

Данные по радиусу боевого применения МиГ-35 разработчиком не раскрываются, указывается только, что он увеличен на 50% по сравнению с предшественником (МиГ-29М/М2), об этом говорил генеральный конструктор корпорации Сергей Коротков во время официальной презентации самолёта 27 января 2017 года в Луховицах. По официальным данным РСК «МиГ» перегоночная дальность истребителя МиГ-29М составляет 1800-2000 км, у МиГ-29М2 — 1600-1700 км. Поэтому, даже если за исходную величину взять минимальную дальность полёта МиГ-29М2 в 1600 км, то у МиГ-35 дальность полёта составит 2400 км.

Унифицированная головная часть самолёта позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать кабину второго пилота под установку дополнительного топливного бака, что ещё больше расширяет возможности самолёта (может использоваться в качестве топливозаправщика) и увеличивает дальность полёта до 3000 км. Сравните, дальность полёта Су-35С — 3600 км, Су-30СМ — 3500 км.

Бортовое оборудование, авионика

БРЛС «Жук-АЭ» (FGA-29) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), состоящей из 680 приёмо-передающих модулей, сопровождает 30 и одновременно обстреливает до 6 воздушных и 4-х наземных целей на дальности до 160 км. Диаметр антенны — 575 мм.

Оптико-локационная станция переднего обзора с сектором +/-90o по азимуту и -15o / +60o по углу места обнаруживает воздушные цели в задней полусфере на дальности 45 км и в передней — до 15 км. Оптико-локационная станция кругового обзора нижней полусферы позволяет обнаруживать цели типа «танк» на дальности до 20 км, «катер» — до 40 км.

На МиГ-35 установлены два модуля станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). За фонарем кабины — для обзора верхней полусферы и в конформном контейнере под левой мотогондолой — для нижней полусферы. Дальность обнаружения ракет «воздух-воздух» — 30 км, ЗУР — 50 км, ПЗРК — 10 км.

В левой и правой законцовках крыльев установлены два модуля станции обнаружения лазерного облучения (СОЛО), обеспечивающие практически круговой обзор. Дальность обнаружения источника лазерного облучения — 30 км.

По уровню интеграции технологических решений, которые относятся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.

Для повышения результативности боевой подготовки лётчиков и безопасности полётов МиГ-35 комплектуется развитой системой сбора, обработки и регистрации полётной информации типа «Карат-Б-35», системой видеорегистрации СВР-23М1К, а также аппаратурой имитации и контроля эффективности применения авиационных средств поражения «Тренаж-29».

Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B. Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолёта, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесного. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS.

В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных цветных ЖКИ размером 6х8 дюймов (диагональ 10 дюймов) и широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла. В задней кабине «спарки» размещается четыре таких же ЖКИ.

Надёжность самолёта обеспечивается высокой степенью резервирования всех систем, в частности, система управления имеет 4-кратное резервирование всех каналов связи внутри самолёта.

Двигатели

Силовая установка включает два глубокомодернизированных ТРДДФ РД-33МК со всеракурсным отклоняемыи вектором тяги, мощность которых увеличена на 12% по сравнению с первоначальной версией двигателя. Максимальная тяга каждого двигателя составляет 5400 кгс, а форсажная — 9000 кгс. Двигатели оборудованы бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC), имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надёжностью и ресурсом.

Двигатели РД-33МК отличаются высокой газодинамической устойчивостью к внешним возмущениям, в том числе и при применении вооружения истребителя, что не накладывает никаких ограничений на пилотирование самолёта. Ресурс двигателей составляет более 4000 часов.

Инженерам РСК «МиГ» удалось добиться того, что двигатель РД-33МК может быть заменён в полевых условиях всего за 58 минут.

Манёвренность

Всеракурсный отклоняемый вектор тяги двигателей РД-33МК обеспечивает самолёту решающее преимущество в манёвренном воздушном бою.

Требование высоких манёвренных характеристик актуально и сегодня. В западных, а особенно в американских военных кругах, доминирует постулат, что с появлением нового ракетного вооружения бои будут проходить на дальних дистанциях, а пилотажное мастерство лётчикам больше не пригодится. Считается, что в современном воздушном бою побеждает тот, у кого лучше скрытность, мощнее БРЛО, ракеты класса «воздух-воздух» имеют большую дальность полёта.

Но на новые ракеты нашлись средства противодействия, и ближний бой снова стал актуальным, а все фигуры высшего пилотажа вновь востребованы. Поэтому мастерство пилота остаётся существенным элементом подготовки лётного состава ВВС всех государств. Ракетам можно противостоять с помощью пилотажа и манёвренных возможностей самолёта, если они у него достаточно высоки. На небольших дистанциях комплексное применение резкого манёвра поперёк курса ракеты и перевод двигателя в форсажный режим приводит к срыву системы наведения атакующей ракеты.

Немаловажным свойством высокоманёвренного истребителя МиГ-35 является возможность в кратчайшее время вывести самолёт из под огня противника и занять позицию для последующей атаки или выхода из боя. На сегодняшний день МиГ-35 является наиболее эффективным авиационным комплексом для завоевания превосходства в воздухе. Истребитель демонстрирует более высокие показатели ведения воздушного боя по сравнению с другими зарубежными аналогами.

Вооружение

Самолёт оснащён скорострельной автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм с боезапасом 100 патронов. Увеличенная площадь крыла наряду с эффективной системой управления самолётом и высокой тяговооружённостью позволили увеличить количество точек подвески вооружения с 6 до 8 (+1 на центральной линии между двигателями) и дали возможность разместить на них до 7000 кг тяжёлого ракетно-бомбового вооружения. Основа вооружения при решении задач «воздух-воздух» – управляемые ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения РВВ-АЕ и ракеты ближнего боя Р-73Э.

Для поражения наземных целей, наряду с неуправляемым вооружением, предназначены ракеты калибра 80 и 122 мм, авиабомбы различных типов калибра 100-500 кг, также могут применяться управляемые ракеты Х-29ТЕ с телевизионными головками самонаведения, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр с телевизионной или КАБ-500Л и КАБ-1500Л-Ф с лазерной системой самонаведения или ракеты большой дальности типа 3М14-АЭ с активными радиолокационными головками самонаведения.

Таким образом, обеспечивается применение корректируемых бомб калибра 1500 кг и ракет с дальностью пуска до 300 км. Для поражения морских целей могут применяться противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35Э, а радиоизлучающих – противорадиолокационные Х-31П.

Основные отличия МиГ-35 от МиГ-29

— РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой;
— увеличение боевой нагрузки;
— увеличенный запас топлива с возможностью дозаправки в воздухе и использования как заправщика;
— антикоррозийная защита по типу МиГ-29К;
— понижение радиолокационной заметности;
— трёхканальная ЭДСУ с четырёхкратным резервированием;
— повышенные надёжность, срок службы, ресурс самолёта и двигателей;
— уменьшение стоимости лётного часа в 2,5 раза;
— увеличение возможностей автономного базирования (например, кислорододобывающая станция на борту);
— новая электронная система управления двигателем РД-33МК;
— возможность использования модификации РД-33МК с отклоняемым вектором тяги, опробованной на опытном МиГ-29М/ОВТ с двигателем РД-33К;
— встроенная и контейнерная оптико-локационные станции (ОЛС) и нашлемная система целеуказания и прицеливания;
— комплекс обороны со средствами РЭБ, детекторами атакующих ракет и облучения лазерами, автоматами выброса ложных целей;
— открытая архитектура БРЭО.

Продвижение на рынке и поступление в ВКС России

Впервые широкой публике МиГ-35 был показан на авиасалоне «Аэро Индия 2007» в Бангалоре в 2007 году. Сообщалось, что МиГ-35 проделал свой путь из Москвы до Бангалора менее чем за три часа полёта на сверхзвуковых скоростях и выполнив по пути дозаправку топливом в воздухе. До этого, на авиашоу в России и в Великобритании в 2005 году, демонстрировался прототип МиГ-35, который в то время ещё даже не носил своё настоящее название.

Переговоры о поставках истребителей в ВВС России ведутся с 2010 года. В сентябре 2015 года сообщалось, что РСК МиГ построит в первом полугодии 2016 года лёгкий многофункциональный истребитель МиГ-35, адаптированный под требования российских ВКС. В соответствии с госконтрактом всего будет построено два опытных истребителя МиГ-35. Причём опытные самолёты будут изготовлены полностью за счёт бюджетных средств, а не за деньги корпорации, как было ранее.

На авиасалоне МАКС 2015 сообщалось, что РСК МиГ и министерство обороны России находятся на завершающей стадии подготовки госконтракта. Согласованы тактико-технические требования к самолёту и условия поставки. Подписание контракта ожидается в первом квартале 2016 года.

Поступление МиГ-35 в Воздушно-космические силы России ожидается в период 2018-2020 годов. В 2015 году АО РСК «МиГ» заключила контракты на экспорт почти сотни российских истребителей, из которых половина приходится на истребители МиГ-35 для Египта.

Последние новости и статус программы МиГ-35

17 марта 2016 года состоялся организованный пресс-службой АО «РСК «МиГ» пресс-тур на производственную площадку комплекса № 1 корпорации, расположенную в подмосковных Луховицах. Мероприятие было посвящено демонстрации начала работ над двумя «предсерийными» (названными так представителми РСК) экземплярами истребителя МиГ-35, строящимися по контракту на проведение ОКР с ВКС России. Как заявил Генеральный директор Корпорации «МиГ» Сергей Коротков, в течение 2016 года самолёт поступит на лётные испытания.

Окончание работ по созданию МиГ-35Д намечено на 2017 год, после завершения госиспытаний самолёт будет принят на вооружение. Контракт с Минобороны на закупку МиГ-35С в количестве более 30 единиц планируется заключить с 2018 года.

24 ноября 2016 года без особой огласки поднялся в небо первый опытный образец нового российского многофункционального истребителя лёгкого класса МиГ-35 бортовой номер «702».

26 января 2017 года в Луховицах на базе РСК «МиГ» начались лётные испытания опытного образца МиГ-35 бортовой номер «712 синий».

Первые лётные испытания многофункционального истребителя МиГ-35 прошли успешно, все системы отработали штатно, экипаж даёт положительную оценку новому самолёту, сообщил заместитель начальника лётно-испытательного комплекса имени Федотова старший лётчик-испытатель РСК «МиГ» Михаил Беляев.

«При выполнении полёта цели и результаты достигнуты полностью, все системы бортовые работали штатно, силовая установка, комплексная система управления самолётом работали штатно», — сказал Беляев в ходе сеанса видеоконференцсвязи с членами коллегии ВПК РФ.

Он добавил, что экипаж дал самолёту положительную качественную оценку по результатам первых испытаний, а количественная оценка будет определена после обработки материалов контрольной записывающей аппаратуры.

27 января 2017 года на производственном комплексе Российской самолётостроительной Корпорации «МиГ» (входит в ПАО «ОАК») в подмосковных Луховицах состоялась мировая премьера новейшего многофункционального авиационного комплекса МиГ-35.

На премьеру приехали делегации 30 зарубежных стран, в частности Индии, Перу, Китая, Вьетнама и других стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средней Азии, Европы и СНГ. В торжественной церемонии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, Главнокомандующий Воздушно-Космическими силами, Генерал-полковник Виктор Бондарев, а также представители Рособоронэкспорта и ФСВТС. Новейший российский истребитель МиГ-35 широкой публике представили президент ПАО ОАК Юрий Слюсарь, генеральный конструктор-вице-президент по инновациям ПАО ОАК Сергей Коротков, генеральный директор РСК МиГ Илья Тарасенко.

15 февраля 2019 года В ближайшее время в рамках выполнения государственного контракта, подписанного на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018», Минобороны получит от АО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» первую партию серийных самолётов МиГ-35 для опытной эксплуатации. Об этом официально заявил генеральный директор РСК МиГ Илья Тарасенко.

Он также отметил, что несмотря на то что МиГ-35 относится к самолётам поколения «4++», устанавливаемое на него бортовое радиоэлектронное оборудование по своим характеристикам не уступает применяемому на зарубежных истребителях пятого поколения. Новейшее БРЭО на авиакомплексе в полной мере обеспечивает возможность ведения воздушного боя днём и ночью, в пределах и за границей визуальной видимости. Высокоэффективные средства радиолокационной и оптической разведки, установленные на МиГ-35, позволяют обнаруживать малозаметные воздушные и наземные цели. Всего этого удалось достичь благодаря интеграции в самолёт новейших систем, ранее применявшихся лишь в космонавтике.

Сейчас построено всего 2 таких аппарата. Они еще проходят испытания, но Министерство обороны уже заключило контракт о поставках новых МиГов в войска. Текущие производственные мощности корпорации «МиГ» позволяют производить ежегодно более 30 машин.

Тактико-технические характеристики МиГ-35

Экипаж МиГ-35

— 1 или (2 человека в МиГ-35Д)

Размеры МиГ-35

— Длина: 17,32 м
— Размах крыла: 12 м
— Площадь крыла: около 40 м²
— Высота: 4,73 м

Вес МиГ-35

— Масса пустого: 11000 кг
— нормальная взлётная масса: 17500 кг
— максимальная взлётная масса: 29700 кг

Двигатель МиГ-35

— Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
— Модель: РД-33МК или его модификация с УВТ
— Максимальная Тяга: 2 × 9000 кгс

Скорость МиГ-35

— Максимальная скорость на высоте 2560 км/ч; у земли: 1450 км/ч

Практический потолок МиГ-35

— 17500 м

Радиус действия с нормальной боевой нагрузкой МиГ-35

— 1000 км

Дальность полёта без дозаправки МиГ-35

— с ПТБ 3500 км

Максимальная перегрузка МиГ-35

Истребитель МиГ-35: особенности и ТТХ

Истребитель МиГ 35 – это новейший многофункциональный истребитель, самый совершенный представитель семейства МиГ. Он относится к поколению 4++, которое по боевым качествам должно превосходить истребители четвертого поколения, а также успешно противостоять истребителям пятого поколения в воздушных боях.

Перехватчик МиГ-35 – это неплохая альтернатива самолетам пятого поколения, стоящим весьма дорого. В ВВС России МиГ-35 рассматривают как переходное звено между 4 и 5 поколениями. Новый перехватчик по планеру является развитием великолепного Миг-29, откуда собственно и появляется выигрыш в цене, так как конструкция уже отлично освоена в производстве. Поставки МиГ-35 истребителя в ВВС России начались в 2014 году. Министерство обороны России намеревалось сформировать не менее двух эскадрилий перехватчиков за 2020 год.

История создания

Перехватчик МиГ-35 начали разрабатывать в 2000-х годах. А к 2010 году уже были готовы 3 прототипа, которые участвовали в авиавыставках и проходили испытания.

Истребитель создавался на баз знаменитого е МиГ-29, производство новой машины было налажено в короткие сроки. Внешне МиГ-35 очень похож на своего предшественника, но при этом он получил совершенно новую «начинку». Прежде всего, это:

  • облегченный планер;
  • современная авионика;
  • РЛС с АФАР;
  • перспективные виды вооружения, которые до этого не предлагались на экспорт;
  • современный комплекс обороны;
  • двигатели с повышенным ресурсом.

Новый самолет продемонстрировал отличные технические характеристики, в числе которых высокая скорость, маневренность, живучесть, передовое вооружение. При этом цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у предшественника МиГ-29.

Еще в 2005 году данный истребитель назывался МиГ-29М/М2. Разработка МиГ-35 основывалось на достижениях, полученных в ходе выполнении программы МиГ 1.44 МФИ, которым руководил Владимир Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна.

Переговоры о поставках истребителей в вооруженные силы велись с 2010 года, и к 2014 году дело сдвинулось с места. МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2020 года.

Летно-технические характеристики МиГ-35

  • Экипаж 1 или 2 человека исходя из модификации МиГ-35/МиГ-35Д
  • Длина — 17,3 м
  • Высота — 4,73 м
  • Размах крыла составляет 11,99 м
  • Площадь крыла — 42 м²
  • Нормальная взлетная масса — 17500 кг, пустого — 11000 кг
  • Максимальная взлетная масса составляет 23500 кг
  • 2 двигателя ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
  • Максимальная тяга — 2×5400 кгс
  • Максимальная тяга на форсаже — 2×9000 кгс
  • Углы отклонения вектора тяги: ±8° в любом направлении, ±15° в вертикальной плоскости
  • Скорость отклонения вектора тяги составляет 60 °/с
  • Масса двигателя составляет 1055 кг.

Летные ттх:

  • Максимальная скорость у земли — 1400 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч
  • Практическая дальность самолета с ПТБ — 3000 км
  • Практическая дальность без ПТБ — 2000 км
  • Продолжительность полета — 2,2 ч
  • Практический потолок — 17500 м.
  • Тяговооруженность при максимальной взлетной массе — 0,77
  • Тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 1,03
  • Нагрузка на крыло при максимальной массе — 618 кг/м²
  • Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе — 468 кг/м²
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g.

Вооружение:

  • Встроенная 30 мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом на 150 патронов
  • Точки подвески: 10
  • Боевая нагрузка — 6500 кг
  • УРВВ малой дальности Р-73
  • УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27
  • Противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А
  • Противорадиолокационные ракеты Х-31П
  • УРВП: НАР, Х-29, Х-25
  • Ракеты класса воздух Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27
  • Корректируемые и свободнопадающие бомбы, авиационные мины.

Авионика:

  • Радиолокационная станция с АФАР Жук-А
  • Максимальная дальность обнаружения наземной цели составляет до 60 км
  • Максимальная дальность обнаружения по аэродинамической цели до 200 км (на экспортных до 148 км)

Задачи и цели

Многофункциональный фронтовой самолет МиГ-35 создавался для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в простых и сложных метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.

Основные задачи МиГ-35:

  • перехват воздушных целей;
  • завоевание превосходства в воздухе;
  • изоляция поля боя;
  • подавление средств ПВО;
  • непосредственная авиационная поддержка;
  • нанесение ударов по морским целям.

Основные боевые характеристики самолетов МиГ-35Д и МиГ-35 по сравнению с МиГ-29:

  • сверхманевренность;
  • увеличенная дальность полета;
  • высокая боевая живучесть;
  • повышенная надежность.

Особенности конструкции МиГ-35

Для повышения боевой эффективности истребителя было значительно усовершенствовано его БРЭО. Именно оно отличает машину от иных самолетов нового унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. Причем отличия представляют эволюционный характер: доля приборов и систем пятого поколения от модели к модели увеличивается.

По уровню интеграции технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.

  1. Сосредоточиться на электронике удалось благодаря великолепной аэродинамической концепции МиГ-29. При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива, а также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 повысились до уровня тяжелых истребителей.
  2. Максимальная взлетная масса возросла на 30%, достигнув 23,5 тонны. Для сохранения и улучшения летно-технических характеристик конструкция претерпела ряд усовершенствований: к примеру, повышена прочность конструкции и улучшены несущие свойства крыла.
  3. Обновлена силовая установка. Ее поменяли на двигатели РД-33МК с бездымной камерой сгорания, повышенную на 10% тягой, большим ресурсом и увеличенной надежностью. В качестве опционального решения устанавливаются модернизированные РД-33, со всеракурсным отклонением вектора тяги.
  4. Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B. Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолета, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесное. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS. В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных ЖКИ 6 на 8 дюймов, а также широкоугольный ИЛС.
  5. В основе управления вооружением МиГ-35 – новейшая РЛС с АФАР «Жук-АЭ», оптико-локационная станция ОЛС-К, а также оптико-локационная станция ОЛС-УЭМ, нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания НСЦПИ, которые по своим возможностям и характеристикам соответствуют бортовым системам самолетов пятого поколения. Оптико-локационная станция с лазерной, телевизионной и инфракрасной прицельной аппаратурой выполнена с применением космических технологий, не используемых ранее в авиации. Это позволяет повысить живучесть самолета и эффективность боевого применения.
  6. Использована технология антикоррозийной защиты основных систем и планера, что существенно облегчает применение самолета в условиях тропиков.
  7. Для МиГ-35 разработан комплекс технологических и технических решений, обеспечивающих полную автономность базирования. Это, например, бортовая кислорододобывающая станция.

Экономия и боеготовность

Срок службы МиГ-35 составляет не менее 40 лет. Ресурс машины по налету превышает 6 тысяч часов. Существенно увеличена надежность самолета, его авионики и двигателя. Число агрегатов, имеющих ограниченный ресурс, уменьшено почти в 3,5 раза по сравнению с истребителями предыдущих модификаций.

Радикально улучшенные эксплуатационные характеристики МиГ-35 — серьезный козырь в конкурентной борьбе за мировой рынок, где в большей степени ориентируются на самолеты с низкой стоимостью жизненного цикла. Кроме прочих факторов, данная тенденция связана с довольно быстрым ростом стоимости авиационного горючего.

МиГ-35 – это лучшее решение для ВВС России, а также для авиации других стран, имеющих на вооружении различные ранние варианты МиГ-29. По некоторым оценкам, ВВС России и иностранным заказчикам до 2020 года будет поставлено примерно 250–350 многофункциональных истребителей МиГ-35 на сумму примерно 10–12 млрд. долларов.

Видео: обзор МиГ-35

Руководство ВВС Индии, а также одна из первых индийских женщин-пилотов, осмотрели и протестировали симулятор кабины истребителя F-21, производимого американским аэрокосмическим гигантом Lockheed Martin. Об этом сообщила популярная деловая индийская газета The Economic Times, известная многозначительными информационными взбросами от «авторитетных анонимных источников». Теми самыми, за которыми обычно выглядывают «уши» правительства этой страны.

Что интересно: впервые издание такого уровня назвало F-21 главным претендентом на победу в многолетнем тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на покупку 114 ультрасовременных «средних многоцелевых боевых самолетов» для ВВС Индии. Конкуренцию «американцу», по мнению The Economic Times, составят F/A-18 Boeing и Rafale от Dassault Avia.

Российского истребителя МиГ-35, который наши СМИ поспешили назвать фаворитом конкурса MMRCA, в этом списке, как видите, нет. Хотя вскользь в статье о нем и упоминается.

Похоже, дело не в том, хорош МиГ-35 или плох. В местной прессе можно найти статьи, в которых прямо говорится: «Основная цель тендера — это диверсификация. МиГ-35, вероятно, является наименее предпочтительным кандидатом именно по этой причине».

Это мнение не изменилось после тестов при запуске двигателей в разреженной атмосфере гималайского города Лех (высота 3524 метра над уровнем моря — авт.). На видео, размещенном организаторами испытаний, видно, что движки МиГ-35 запустились без проблем. Однако ответственные за контракт лица признались, что четыре из пяти самолетов, участвующих на этом этапе MMRCA, столкнулись с проблемами при запуске в разреженной атмосфере.

После чего руководству ВВС Индии пришлось просить производителей провести изменения в топливных системах самолетов. При этом ни один самолет почему-то не был дисквалифицирован. Хотя тесты в Гималаях изначально назывались приоритетными.

Загвоздка в том, что, как пишут американцы, истребитель F-16 Block 60 тоже преуспел в этих испытаниях. «Хорошая новость для Техаса», — так отреагировали в США.

Что касается МиГ-35, то кому-то из индийцев привидился черный дым во время пуска двигателя, хотя на видео все выглядит гладко. Значит ли это, что правы те эксперты, которые пророчили провал МиГу, независимо от результатов испытаний MMRCA? Если — да, то — почему?

«Индийцы эксплуатировала оригинальный истребитель МиГ-29Б на протяжении десятилетий, — пишет издание Battle Machines. — Они были впечатлены его маневренностью, и теперь „тридцать пятому“ обещали то, чего не хватало в „двадцать девятом“ — передовую авионику. Но за спиной русских индийцы говорят, что микояновское бюро — всего лишь тень его прежнего „я“. У него не было никаких крупных заказов, и российскому правительству пришлось несколько раз выручать его».

Другими словами, многолетний перекос заказов Минобороны РФ в сторону боевых самолетов фирмы «Сухой» потенциальные иностранные покупатели МиГов восприняли как плохую новость для самолетов микояновцев. Но самое главное — в Индии считают, что многоцелевой истребитель, который будет выбран победителем по программе MMRCA, должен стать основой для разработки собственного индийского самолета 5-го поколения. Видимо, это есть главная причина недавнего отказа индийцев от совместной с Москвой разработки российского истребителя пятого поколения Су-57.

Словом, Нью-Дели «настаивает, прежде всего, на западных технологиях в качестве ступеньки для своей программы MCA, которая, в свою очередь, должна стать противовесом зависимости от России».

Вот и получается, что Нью-Дели даже готов переплатить за не самый лучший боевой самолет, лишь бы получить американскую или европейскую «начинку», а также инновационные сборочные линии. С целью в перспективе производить уже свои ультрасовременные самолеты в «противовес России». И, само собой, — Америке и Франции.

В пользу этой версии говорит факт, что Индия давно имеет российские линии для производства истребителей Су-30. Их же, по идее, она могла бы использовать и для выпуска МиГ-35. Казалось, почему бы не сэкономить огромные деньги?

Видимо, на это и рассчитывала Москва, когда так верила в победу именно нашего самолета в очень лакомом в финансовом отношении тендере. Но, как оказывается, у восточного покупателя своя логика.

С другой стороны, на индийских форумах можно прочесть сегодня, что западное оружие «невероятно переоценено. Посмотрите на ВВС Индии! В самолетах стоит, в основном, российская авионика. Вопрос: почему Индия не выбрала европейские системы? Если они настолько хороши, могли бы заменить, не так ли?».

Об затянувшейся индийской саге МиГ-35 написаны сотни статей, поэтому нет особой нужды погружаться в технические детали. Тем не менее, напомним, что в 2007 году, когда Россия продвигала свой истребитель МиГ-29, как прообраз более перспективного самолета МиГ-35 (для программы Aero India-2007, перешедшей в тендер MMRCA — авт.), страну возглавлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Партия, которую ориентировалась на Москва еще с советских времен. Поэтому если бы ИНК нынче оставался у власти, то многомиллиардный заказ на истребители был бы у КБ Микояна в кармане. Однако в 2014 году премьер-министром стал Нарендра Моди, руководитель весьма националистических убеждений. К тому же — хороший управленец.

Именно при нем началась компания очернения российских военных самолетов Микояна. Тем более, что повод был существенный. В 2013 году в ВВС Индии разбились сразу два МиГ-29: 24 июня и 8 ноября.

С учетом тогдашних проблем по обслуживанию индийского флота МиГов, в Нью-Дели все чаще зазвучали мрачные прогнозы, что «тридцать пятого» вообще Россия никогда не доведет до ума. Дошло до того, что в недавнем опросе индийских СМИ российскому боевому самолёту отдали предпочтение лишь 15% опрошенных. В то время, как «французу» — 63%.

Все это говорит, впрочем, также и об огромном интересе индийцев к конкурсу.

Сегодня по результатам тестирования в общей сложности по 643-м параметрам, как утверждает Battle Machines, составлено предварительное ранжирование претендентов на «корону MMRCA» Строй претендентов на победу выглядит так:

МиГ-35.

Здесь важно сделать оговорку: даже ярые критики русской машины признают, что без политики не обошлось. Что касается руководства ВВС Индии, то оно склонно к гораздо более универсальным самолетам семейства Су-27, чем ко всем вышеуказанным лидерам.

По мнению индийских летчиков, главные претензии к МиГ-35 заключаются в малой по сравнению с другими самолетами дальностью полета и недостаточной скрытностью в воздухе для средств ПВО противника. А чтобы воспользоваться, говорят они, явным преимуществом в воздушном бою нашей машины перед конкурентами (непревзойденной маневренностью) пилотировать ее должен летчик-уникум. А такие в авиации, как говорится, «штучный товар». Где же научить так великолепно летать не одного аса, а большое количество военных пилотов?

Теперь самое время вернутся к новости The Economic Times о поставке в Индию симулятора кабины американского истребителя F-21, на котором можно сколько угодно тренироваться в условиях, максимально приближенных к боевым. «Свободная Пресса» подробно останавливалась на этом самолете, пророча ему «победу» над МиГом в тендере MMRCA.

Напомним, 20 февраля 2019 года корпорация Lockheed Martin так презентовала этот истребитель: «Специально сконфигурированный для ВВС Индии F-21 предоставляет уникальные возможности для программы „Сделай в Индии“ и укрепляет путь Индии в будущее передовой авиации». «Предлагаемое компанией Lockheed Martin партнерство по проекту F-21 ускорит сотрудничество Индии и США в области передовых технологий».

О чем вообще речь и насколько опасен для нашего МиГа американский конкурент? Речь о произведенной за океаном переработке старенького «атакующего сокола» F-16 Fighting Falcon, чья технологическая платформа создана аж 41 год назад. Если МиГ-35 является представителем поколения 4++, то F-21 — 4+.

Несмотря на это, американцы все-таки могут победить в споре с микояновцами, поскольку вместе с сильно постаревшим «соколом» передадут индийцам и технологии новой авионики, и эффективные симуляторы. Именно то, что очень хочет получить правительство Моди.

Таким образом, давно всем известное отставание России от США в области IT-технологий практически перечеркнуло российскому производителю все другие его достижения.

Похоже, этот воздушный бой с Западом мы все же проиграли.

МиГ-35

Многофункциональный истребитель

МиГ-35 разработан АО РСК «МиГ» в качестве глубокой модернизации боевых самолётов МиГ-29М/М2 (изделие 9-15) и МиГ-29К/КУБ (изделие 9-31) выполненной с целью улучшения эксплуатационных характеристик и повышения боевой эффективности и универсальности. Многофункциональный истребитель МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе над полем боя, а так же для нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника.

Первый полет прототипа МиГ-35 состоялся в 2007 г. Два опытных («предсерийных») образца МиГ-35 были построены по контракту на проведение соответствующих опытно-конструкторских работ с ВВС России на Производственном комплексе № 1 АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах.

Первый полёт предсерийного МиГ-35 состоялся 24 ноября 2016 года. Испытания проводятся на аэродроме ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском.

Лётные испытания МиГ-35 начались в январе 2017 года. Предполагается поступление в ВВС России первых 30 самолётов до 2020 года.

МиГ-35

МиГ-35 в ВВС России

Поставка первых МиГ-35 в ВВС России планируется в 2018 году. До 2020 г. планируется получить в ВВС России первые 30 серийных самолета МиГ-35.

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема нормальная с двумя килями. Горизонтальное оперение цельноповоротное. В основе конструкции самолет МиГ-29К с повышенными требованиями к прочности и дублированию систем.

Двигательная установка

2 х ТРДДФ РД-33МК тягой по 9000 .

ТТХ самолета

Экипаж — 1 или 2 чел Длина — 17,32 м Размах крыла — 12 м Высота — 4,73 м Площадь крыла — 40 кв.м Масса взлетная — 29700 кг Масса взлетная нормальная — 17500 кг Масса пустого — 11000 кг Тяговооруженность — 1,03 Масса полезной нагрузки — 6000 кг Скорость максимальная — 2560 км/ч (на высоте) Скорость максимальная на малой высоте — 1450 км/ч Потолок практический — 17500 м Дальность полета (без дозаправки, с ПТБ) — 3500 км Радиус действия — 1000 км Максимальная эксплуатационная перегрузка — 10 G

МиГ-35 (http://www.uacrussia.ru)

Вооружение

1 х 30-мм пушка ГШ-30-1. Пушка установлена в левом крыльевом наплыве. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на 9 точках наружной подвески Варианты: ◊ Ракеты класса «воздух-воздух» типов Р-77 (РВВ-СД), Р-73 (РВВ-МД); ◊ Ракеты «воздух-поверхность» типов Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК, С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-13 (в блоках) и С-25; ◊ Так же самолет может нести корректируемые и обычные бомбы. Например, 2-4 х КАБ-500Кр, 2-4 х КАБ-500С-Э.

МиГ-35 (http://www.uacrussia.ru)

Оборудование

◊ Многофункциональная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой «Жук-А». Дальность обнаружения целей — до 400 км ◊ Оптико-локационная станция и нашлемная система целеуказания. ОЛС установлена в носовой части самолета перед кабиной пилота. Обеспечивает обнаружение целей в оптическом (ТВ-канал) и инфракрасном (тепловизор) диапазонах. ◊ Комплекс средств радиоэлектронного противодействия, включающий систему обнаружения пусков ракет «воздух-воздух» противника. ◊ Система управления самолетом — электродистанционная комплексная. Самолет оборудован системой дозаправки топливом. ◊ Катапультные кресла типа К-36ДМ.