Международные конференции в годы второй мировой войны

Международные конференции в годы Второй мировой войны

За первые годы войны Германия смогла захватить большую часть Европы, но в 1942 году в войне наступил коренной перелом. Переломным событием на европейской зоне стала Сталинградская битва (19 ноября 1942 года началось наступление советских войск). В Тихом океане – сражение у атолла Мидуэй в июле 1942 г. (см. урок «Вторая мировая война: боевые действия в 1942-1944 гг.»).

Большую роль в том, что в войне наступил коренной перелом, сыграла дипломатия. В 1941–1942 гг. в результате подписания ряда соглашений сформировалась антигитлеровская коалиция.

События

Март 1941 г. – американским Конгрессом принят закон о ленд-лизе, который позволял американскому президенту оказывать материальную помощь любой стране, оборона которой имела стратегическое значение для США.

12 июля 1941 г. – подписано англо-советское соглашение о совместных действиях против Германии.

14 августа 1941 г. – Атлантическая хартия подписана президентом США Ф. Рузвельтом и британским премьер-министром У. Черчиллем. В документе формулировались смысл и цели противостояния демократических режимов и гитлеровской Германии. Хартия сыграла основополагающую роль в создании коалиции.

24 сентября 1941 г. – хартию подписал советский диктатор И. Сталин.

Сентябрь – октябрь 1941 г. – совещание министров иностранных дел трех стран (Англия, США, СССР) в Москве. Приняты решения о поставках США оружия, транспорта и продовольствия для Советского Союза и предоставлении кредита в 1 млрд долларов.

1 января 1942 г. – принята Вашингтонская декларация (Декларации Объединенных Наций), которую подписали 26 государств. До 1945 года еще 19 государств объявили о своей солидарности с ней.

Декабрь 1943 г. – Тегеранская конференция. Встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране. Англия и США обязались открыть летом 1944 года Второй фронт, а Советский Союз вступить в войну против Японии (после окончания военных действий в Европе) (материалы Тегеранской конференции).

21 января 1943 г. – встреча Рузвельта и Черчилля в Касабланке. Принято решение продолжать войну до безоговорочной капитуляции Германии.

Август 1944 г. – Конференция в Думбартон-Окс (США), на которой была утверждена структура основных органов ООН (Организации Объединенных Наций).

1944 г. – Бреттон-Вудская конференция. Создание МВФ (Международного валютного фонда) и Международного банка реконструкции и развития. Формирование новой валютной мировой системы.

Февраль 1945 г. – Крымская (Ялтинская) конференция Сталина, Рузвельта и Черчилля.

Обсуждались условия мира, раздел Германии на зоны оккупации, границы Польши. Было подтверждено решение Сталина участвовать в войне с Японией при условии передачи СССР Сахалина и Курильских островов, а также создания военно-морской базы в Порт-Артуре. Одобрен проект Устава ООН, каждая сторона (Англия, США, СССР) получала право вето. Главным итогом конференции стал раздел сфер влияния в Восточной Европе (материалы Крымской конференции).

25 апреля 1945 г. – Учредительная конференции ООН, в которой приняли участие 42 государства. Эта конференция определила послевоенное устройство мира и роль ООН.

17 июля 1945 г. – начало Потсдамской конференции глав Великобритании, СССР, США (Черчилля, Сталина и Трумэна). Заложила основы послевоенного мироустройства (см. урок «Завершение Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование»).

Участники

Черчилль Уинстон – премьер-министр Великобритании (1940–1945; 1951–1955). Один из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с участием США и СССР. В послевоенной Европе выступил за ограничение влияния СССР в мире. Его Фултонская речь стала шагом на пути к холодной войне.

Рузвельт Ф. – президент США (1933–1945). Внес вклад в создание антигитлеровской коалиции; выступал за оказание помощи Великобритании, Франции и СССР в борьбе с Германией.

Заключение

На международных конференциях происходил раздел сфер влияния между тремя крупнейшими державами – Великобританией, США и СССР. К концу войны то, что объединяло страны (борьба с фашизмом), постепенно сходит на нет; между странами нарастают противоречия, которые приведут после окончания войны к холодной войне и гонке вооружений (см. урок «Начало холодной войны).

Потсдамская конференция подвела итоги войны и сыграла важную роль в формировании послевоенного мироустройства (см. урок «Завершение Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование»).

Конспект

Как только Германия напала на СССР, премьер-министр Великобритании и непримиримый враг Советского Союза Уинстон Черчилль, первым из политиков открыто поддержал СССР в его в борьбе с врагом. Отбросив все идеологические противоречия, Советский Союз и Великобритания стали сотрудничать против врага – гитлеровской Германии. Чуть позже, после нападения японцев на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, к коалиции присоединились США.

На протяжении второй половины 1941 – 1942 гг. встречи лидеров носили характер двусторонних встреч. Американский президент Рузвельт «встречался» с лидером СССР И.В. Сталиным через своего посла Гарримана. Между сторонами был заключен ряд договоров, в том числе, с американцами по вопросу Ленд-лиза – поставок продовольствия и оборудования и вооружения СССР.

Наконец, в ноябре 1943 года лидеры ведущих мировых держав, армии которых сражались с гитлеровской Германией, Сталин (СССР), Черчилль (Великобритания) и Рузвельт (США), решили собраться для обсуждения своих дальнейших действий в иранском городе Тегеран. Эта встреча вошла в историю как «Тегеранская конференция» (Рис. 1). Главным вопросом конференции стал вопрос об открытии второго фронта в Европе. Союзники СССР постоянно оттягивали это открытие, ссылаясь на недостаточность сил и средств, поэтому основную тяжесть ведения войны с Германией принимал на себя Советский Союз.

Рис. 1. Тегеранская конференция. День рождения У.Черчилля (Источник)

Английский лидер Уинстон Черчилль предложил открыть второй фронт в Европе на Балканах, но тогда немцам было бы легче обороняться. Сталин предложил союзникам открыть второй фронт в северной Франции и двигаться навстречу Красной Армии. В этом его поддержал Рузвельт, заинтересованный в быстрейшем разгроме Германии, т.к. ему нужна была помощь в войне с Японией.

Тегеранская конференция стала первой международной конференцией, на которой не только ставился вопрос об открытии Второго фронта, но и вопрос о будущем мирового устройства.

В феврале 1945 года главы стран-союзниц встретились в крымском городе Ялта (Рис. 2). Ялтинская конференция подтвердила следующие пункты договорённостей:

1. После разгрома Германии СССР вступит в войну с Японией

2. Союзники признают восточные границы СССР

3. Державы учреждают правопреемницу Лиги Наций – Организацию Объединенных наций (ООН).

Рис. 2. Ялтинская конференция (Источник)

После подписания Акта о капитуляции Германии, летом 1945 года, в Потсдаме собрались лидеры стран-победительниц – от СССР И.В. Сталин, от США избранный президент Трумэн и от Великобритании новый премьер-министр Эттли (Рис. 3). Союзники выработали общие принципы ведения новой мировой политики и определили новые границы в Европе и мире.

Так, в сферу влияния Советского Союза попадали страны Восточной и Юго-Восточной Европы – Румыния, Венгрия, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия. Была вновь воссоздана Польша, которая также была включена в советскую орбиту.

В качестве территориальных приращений в состав СССР включалась Восточная Пруссия с городом Кёнигсбергом.

По решению Потсдамской конференции Германия была поделена на 4 оккупационные зоны, и должна была выплатить репарации победителям в размере 20 млрд. долларов, половина которых должен был получить СССР.

На Дальнем Востоке Япония была также обязана выплатить крупную сумму и отказаться от части земель. Так, СССР возвращались Курилы, Южный Сахалин, Порт-Артур.

Рис. 3. Потсдамская конференция (Источник)

Список рекомендованной литературы

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века. – М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. – М., 2011.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-портал HistoriK.ru (Источник).

2. Ливадийский дворец-музей (Источник).

3. Академик (Источник).

Систематизированная таблица » Международные конференции в годы Второй мировой войны»

Международные конференции времен Второй мировой войны

Критерии сравнения

Московская

Тегеранская

Иран

Крымская (Ялтинская)

Потсдамская (Берлинская)

Дата проведения

19-30 октября 1943

28 ноября-1 декабря 1943

4-11 февраля 1945

17 июля-2 августа 1945

Участники

Мин. ин.дел: Молотов,Хелл(США),Иден

Сталин, Рузвельт, Черчилль

Сталин, Трумэн, Эттли

Исторические условия

Коренной перелом в ВОв: Кр. Армия освободила 50% оккупированной территории, что активизировало боевые действия англо-американских союзников на Африканском фронте, в Сицилии, Тихом океане.

Сов.войска в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии, большая часть Вост. Пруссии освобождена.

8мая-капитуляция Германии

9мая-освобождение Праги

Причины созыва

1.Необходимость координации союзной стратегии по разгрому Германии.

Окончательное уничтожение нацизма.

2.Вопрос об открытии второго фронта

Вопрос о военных репарациях

3.Стремление установить своё преобладающее влияние в Центральной и Юго-Восточной Европе

4. Послевоенное устройство Европы (судьба Германии). 5. Создание системы послевоенной безопасности

6. Война с Японией.

Решения:

Установлен срок открытия 2-го фронта-1мая 1944г.(открыт 6 июня 1944г)

Война с Японией

Решение о вступлении СССР в войну с Японией сразу после разгрома Германии.

Юж. Сахалин и Курильские острова в обмен на войну с Японией.

Вступление СССР в войну с Японией через 3 месяца.

СССР подтвердил своё решение вступить в войну с Японией

Границы

Аннулирование присоединение Австрии

Установление Зап.границы Польши по р.Одер. Кенигсберг и Клайпеда-СССР

Признание аннексии Прибалтики

Определена Вост.граница Польши: линия Керзона. Зап.Украина и Белоруссия –СССР.

СССР создал польское правительство, опираясь на польских коммунистов

ООН

Намечены важнейшие принципы будущей ООН.

Создание ООН-1-я конференция в апреле 1945г. в Сан-Франциско

Заключение мирных договоров с бывшими союзниками Г.

Судьба Германии

Создание Европейской консультативной комиссии по выработке условий капитуляции Г.

Условия капитуляции Германии.

Расчленение Германии: четырехсторонний контроль

Значение

Важнейший этап скоординированной коалиционной политики, подготовивший Тегеранскую конференцию. Возрождение духа международного сотрудничества, не смотря на многие противоречия.

Укрепила антигитлеровскую коалицию. Продемонстрировала способность союзников договариваться по главным вопросам в трудных условиях

Продемонстрировала возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем.

Мобилизация всех сил для нанесения окончательного удара.

Последний этап сотрудничества стран антигитлеровской коалиции. Выявила глубокую противоположность интересов СССР и стран Запада. Были заложены основы последующего раскола Европы, сохранявшегося до 1989г.

Тегеранская конференция Ялтинская конференция Потсдамская конференция

28 ноября—1 декабря 1943 4–11 февраля 1945 года 17 июля — 2 августа 1945 года

Черчилль, Рузвельт, Сталин Сталин, Рузвельт, Черчилль К. Эттли, Г. Трумэн, И. В. Сталин.

Цели стран участниц:

СССР: 1) открытие 2-го фронта в северной Франции, одновременное наступление Красной армии на восточном фронте, чтобы не дать возможность

Германии перебросить войска на Запад.

2) не дать Великобритании и США права контроля над освобожденными территориями (против расчленения Германии, против попыток контроля США и

Великобритании над Францией);

3) закрепление положения на Балканах и Дальнем Востоке.

США: 1) скорейшее окончание войны: война СССР с Японией;

2) усиление влияния в мире.

Великобритания: 1) не позволить СССР освободить Европу и усилить позиции на Балканах;

2) уничтожение конкурента в лице Германии путем расчленения.

Противоречия:

  1. О месте открытия второго фронта.

  2. О правительстве Польши.

  3. О расчленении Германии.

  4. О наказании немецких преступников.

  5. О репарациях.

Внешняя политика СССР в годы ВОв.

22 июня 1941- заявление Черчилля о желании Великобритании оказать помощь СССР в борьбе с фашистской Германией.

24 июня 1941 – заявление президента США Ф. Рузвельта о поддержке СССР.

12 июля 1941 – подписание в Москве английского соглашения о совместных действиях в войне с Германией. Взяли обязательства не заключать сепаратный мир с Германией.

16 августа 1941 – соглашение с Великобританией о товарообороте и кредите.

29 августа -1 октября 1941г. – Московская конференция: поставки в СССР оружия, военных материалов; СССР – снабжение союзников сырьем.

7 декабря – Японцы разгромили американскую базу США Перл-Харбор, США вступили в войну.

1 января 1942 – по инициативе США в Вашингтоне представители 26 стран подписали Декларацию Объединенных наций о сотрудничестве и не заключении сепаратного мира с Германией.

26 мая 1942г. – заключение в Лондоне договора о союзе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Великобританией на 20 лет.

11 июня 1942г. – соглашение между СССр и США (Вашингтон) о взаимной помощи во время войны и сотрудничестве после.

Окончательно оформили антигитлеровскую коалицию, в состав которой за годы войны вошло более 40 государств.

Решил сделать подборку карт по Европе с древних времен по наши дни. Иногда надо понять что и как и где было в Европе в какое то конкретное время. Карты будут полезна как мне так и посетителям моего блога для быстрой ориентации по тем или иным историческим периодам.

Археологические культуры Восточной Европы в 2000 — 1500 гг. до н.э.

Археологические культуры Восточной Европы в 1500 — 1000 гг. до н.э.

Расселение племен в V — IV вв. до н.э.

-334-324 гг. — Походы Александра Македонского в 334 — 324 гг. до н.э.

-300-200 гг. — Эллинистические государства в III в. до н.э.

-300-0 гг. — Римская республика в III — I вв. до н.э.

0-100 гг. — Римская империя в I в. н.э.

100-200 гг. — Римская империя во II в. н.э.

200-300 гг. — Римская империя в III в. н.э.

293-395 гг. — Римская империя в IV в. н.э.

400-450 гг. — Европа в 1-ой пол. V в. н.э.

450-500 гг. — Европа во 2-ой пол. V в. н.э.

500-550 гг. — Европа в 1-ой пол. VI в. н.э.

550-600 гг. — Европа во 2-ой пол. VI в. Период наибольшего территориального расширения Восточной Римской Империи при императоре Юстиниане Великом

600-650 гг. — Европа в 1-ой пол. VII в. начало экспансии ислама. Первые завоевания арабов

650-700 гг. — Европа во 2-ой пол. VII в. продолжение захватов арабами территорий Византии и Парфиив. В Зап. Европе королевства Лангобардов и Франков

600-750 гг. — Арабский халифат в VII — VIII вв.

750-850 гг. — Арабский халифат в кон. VIII — нач. IX в.

700-850 г. — Образование франкской империи Карла Великого (будущей Священной римской империи). Провозглашение Карла императором.

843 г. — Разделы Каролингской империи в IX в.

850-900 гг. — Европа в конце IX в. Начало феодальной раздробленности в западной Европе. Распад аббасидского халифата

962-1066 гг. — Англия и Франция во 2-ой пол. X — 1-ой пол. XI вв.

900-1000 гг. — Германское королевство (Священная Римская империя) в X в.

950-1000 гг. — Европа во второй половине Х вв. начало правления во франции Капетингов. Формирование института Священной Римской Империи с центром в Германии. Образование централизованной Киевской руси

1000-1200 гг. — Священная Римская империя в XI — XII вв.

1100 г. — борьба Римских пап и германских императоров за власть и влияние. Начало крестовых походов

1200 г. — начало заката Восточной Римской империи. Превращение Франции в ведущую державу при Филлипе II, крестовые походы, сильные императоры Священной Римской Империи

1050-1204 — Передняя Азия в 1050 — 1204 гг.

1200-1300 гг. — Монгольские завоевания в XIII в.

1200-1300 гг. — Юго-Восточная Европа в XIII в.

1200-1300 гг. — Священная Римская империя в XIII вв.

1300 г. — русские княжества под властью Золотой Орды. начало становления Московского княжества. сильнейшие государства зап Европы- Франция, Англия и Германия. Карты Европы с момента падения Западной Римской Империи.

1300-1400 гг. — Священная Римская империя в XIV в.

1400-1700 гг. — Великие географические открытия XV — XVII вв.

1400-1450 гг. — Европа в первой половиине XV вв. Столетняя война Франции и Англии. Начало завоеваний османским государством территорий в Европе. Первая уния между Польшей и Литвой.

1450-1500 гг. — Европа во второй половиине XV вв. Окончание Столетней войны. Окончательное собирание земель французами. Укрепление Московского княжества, усиление Османской империи

1500-1550 гг. — Европа в первой половиине XVI вв. итальянские войны Франции, экспансия Османской империи, начало золотого века Испании

1550-1600 гг. — Европа во второй половиине XVI вв. религиозные войны во Франции, Елизаветинская эпоха в Англии, Иван Грозный в России, образование Речи Посполитой.

1618-1648 гг. — Тридцатилетняя война 1618 — 1648 гг.

1600-1650 г. — Европа в первой половиине XVII вв. Золотой век Голландии, возвышение Швеции, во Франции Людовик XIII.

1650-1700 гг. — Европа во второй половиине XVII вв. Петр I, Людовик XIV, воцарение Бурбонов в Испании, Северная война со Швецией, Османская империя в зените могущества

1700-1721 гг. — Северная война 1700 — 1721 гг.

1756-1763 гг. — Семилетняя война 1756 — 1763 гг.

1789-1794 гг. — Границы Европы в 1789-1794 годах.

1795-1799 гг. — Европа в 1795 — 1799 гг.

1799 — 1805 гг. — Европа в конце 1799 — нач. 1805 гг.

1805 г. — Русско-австро-французская война 1805 г.

1805-1807 гг. — начало войн революционной Франции, походы Суворова, разделы Польши, Империя Наполеона во Франции, Александр I в России

1806-1807 гг. Карта Европы. Франко-Прусско-Русская война.

1807-1810 гг. — Границы Европы в 1807-1810 годах.

1811-1815 гг. — изменение границ в Европе вследствие завоевательных войн Наполенона

Русско-турецкая война 1877 — 1878 между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны, и Османской империей — с другой. Была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах. Жестокость, с которой было подавлено Болгарское восстание вызвала сочувствие к положению христиан Османской империи в Европе и особенно в России.

1900 г. — границы государств Европы перед I Мировой войной, в результате которой будут уничтожены 3 старейшие монархии, произойдет распад Австро-Венгрии, Российской Империи и изменение границ Германии.

1914-1915 гг. — 1-я мировая война. Европа в 1914-1915 гг.

1916-1918 гг. — Первая Мировая Война в 1916-1918 гг.

1918 г. — Восточная Европа в 1918 г. и начало Гражданской Войны в России.

1919 г. — границы государств Европы после I Мировой войной.

1919-1920 гг. — Восточная Европа в 1919 — 1920 годах. Гражданская война в России.

1920 г. — Восточная Европа в 1920 г. Гражданская война в России. Польско-Советская война. Разгром войск Врангеля.

1921-1938 гг. — Восточная Европа в 1921 — 1939 гг.

1938-1941 гг. — карта Европы в период 2-ой Мировой войны.

1943-1945 гг. — Европа в период 2-й Мировой войны.

1991 г. — карта Европы перед развалом СССР.

2014 г. — карта Европы 2014 год.

Внимание!!! Также еще раз напоминаю, что самыми популярными кэшбэк сервисами, которые помогут вам вернуть часть денег за покупку в интернет магазинах обратно, в странах СНГ являются МегаБонус, Backit.me (ePN), DepCount.com и LetyShops. Если вам этого недостаточно рекомендую ознакомиться со статьей — Какой кэшбэк сервис выбрать для Aliexpress и других магазинов? Удачи вам в покупках и всех благ.

Потсдамская конференция

РЕШЕНО В ПОТСДАМЕ

Потсдамская конференция, проходившая в пригороде Берлина (17 июля — 2 августа 1945 г.), стала последней за годы войны конференцией глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И. Сталин, американскую после смерти Ф. Рузвельта в апреле — президент Г. Трумэн, английскую — премьер-министр У. Черчилль, а с 28 июля после победы на парламентских выборах лейбористской партии К. Эттли. В работе конференции, которая проходила во дворце Цецилиенхоф, принимали участие также руководители внешнеполитических ведомств великих держав, военные представители.

Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране. Предусматривалось разоружение и демилитаризация страны. Прядок осуществления контроля над ее территорией требовал полной денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Подчеркивалась необходимость ликвидации военных и полувоенных формирований, отмены нацистских законов. Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что «не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ». Сталин и западные лидеры также воздержались от выдвижения планов раздела Германии. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать. В экономическом плане на период оккупации было решено рассматривать Германию как единое целое, включая денежную систему. Промышленность страны должна была перейти исключительно на мирные рельсы.

Дискуссии развернулись вокруг вопроса о репарациях с Германии. В конечном итоге был одобрен позональный принцип взимания репараций — каждой державой из своей зоны оккупации. Кроме этого для СССР было предусмотрено частичное получение репараций из западных зон. СССР обязывался передать часть репараций Польше. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.

В Потсдаме, также как ранее и в Ялте, вновь встал вопрос о будущем Польши. Сталин настоял на том, чтобы в Потсдам прибыли польские представители во главе с Б. Берутом, которые подтвердили свою позицию относительно западных границ государства и обещали проведение в стране демократических выборов. Американская делегация поддержала советские предложения о новой западной границе Польши. Было решено начать про­цесс передачи Польше восточногерманских земель. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. Калининграда) с прилегающими территориями.

На конференции был поднят вопрос о Турции, а также возможности основания советской базы в Черноморских проливах. СССР считал также несправедливой границу между двумя государствами, проведенную после окончания Гражданской войны в России, отторгавшую в пользу Турции область Карса и прилегающие районы. Но предложения о советских базах и изменениях в советско-турецкой границе были отвергнуты. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.

На Берлинской конференции стороны разрешили и ряд других проблем, касающихся контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии, переселения немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии, вывода союзных войск из Ирана. Они еще раз обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. 17 июля Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.

Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, и, тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально-политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности — успешное испытание американской атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, Трумэн сообщил, что у США появилось новое оружие невиданной ранее разрушительной силы. Сталин, сделал вид, что не понял значения этого события, хотя знал об американском ядерном проекте и торопил советских ученых, занимавшихся подобными разработками. Применение атомного оружия преследовало двоякую цель — с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ РЕШЕНИЙ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(…) III. О ГЕРМАНИИ

…А. Политические принципы

1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено (…)

III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду…

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима, или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим поли-тическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии…

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

…во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения…

Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета…

«Правда». 3 августа 1945 г.

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая от 26 июля 1945 г.

1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китай и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну…

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена,- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 29—35

Глава 2. Борьба двух курсов по вопросам мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии в Европе (стр. 29—64)

После победоносного окончания второй мировой войны перед Советским Союзом и всеми миролюбивыми народами стала задача закрепления победы над фашизмом, обеспечения длительного и прочного демократического мира. Коммунистическая партия и Советское правительство еще в годы войны разработали демократическую программу послевоенного устройства мира. Эта программа предусматривала: оказание помощи народам Европы в деле восстановления демократических свобод и национальной независимости; суровое наказание военных преступников; установление такого порядка в Европе, который полностью исключал бы возможность возобновления агрессии со стороны германского империализма; создание длительного политического, экономического и культурного сотрудничества между европейскими странами 1.

1. См. «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. I, М., 1946, стр. 118.

Советский Союз стремился добиться осуществления этой программы на основе сотрудничества государств антигитлеровской коалиции, в первую очередь участвовавших в ней великих держав.

Отстаивая программу справедливого демократического мира, советская дипломатия опиралась на поддержку всех прогрессивных сил, кровно заинтересованных в независимом демократическом развитии стран Европы.

Империалистические державы, подталкиваемые Англией и США, вопреки совместно разработанным принципам мирного урегулирования пытались навязать народам Европы программу империалистического мира, которая означала закабаление побежденных стран, восстановление там реакционных буржуазно-помещичьих режимов и превращение их территорий в военный плацдарм у границ СССР. Добиваясь осуществления своих целей, дипломатия империалистических государств отвергла сотрудничество с СССР и пыталась навязать выдвигаемые ею условия с помощью шантажа, угроз и других методов политики «с позиции силы».

Лондонская сессия Совета министров иностранных дел (1945 г.). Совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в Москве (1945 г.).

Борьба советской дипломатии в защиту суверенитета побежденных стран на Парижской сессии СМИД (стр. 36—47)

Первая часть работы сессии СМИД (25. IV — 16. V. 1946 г.). Вторая часть работы сессии СМИД (15. VI — 12. VII. 1946 г.).

Парижская мирная конференция (1946 г.) (стр. 47—58)

Начало работы конференции и борьба по вопросам процедуры. Территориальные вопросы. Судоходство по Дунаю, экономические и репарационные вопросы. Итоги конференции.

Заключительный этап мирного урегулирования. (стр. 58—64)

Нью-Йоркская сессия Совета министров иностранных дел (1946 г.). Содержание мирных договоров 1947 г. Итоги мирного урегулирования.

Лондонская сессия Совета министров иностранных дел (1945 г.). (стр. 30—35)

Осуществление планов дипломатического наступления на Советский Союз Англия и США приурочили к первой сессии Совета министров иностранных дел (СМИД), которая проходила в Лондоне 11 сентября — 2 октября 1945 г. 1.

1. Всего проведено шесть сессий Совета. Первые три в 1945—46 гг.— в Лондоне (11 сентября —2 октября 1945 г.), Париже (с 25 апреля по 16 мая и с 15 июня по 12 июля 1946 г.) и Нью-Йорке (4 ноября — 12 декабря 1946 г.) — были посвящены в основном обсуждению вопросов, касающихся Германии и подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. На последующих трех сессиях в Москве, Лондоне и Париже в 1947 и 1949 гг. рассматривались германские дела и проект Австрийского государственного договора. Подготовка мирных договоров была завершена на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в 1946 г.

Совет министров иностранных дел был создан по решению Потсдамской конференции «для продолжения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию». В качестве «немедленной и важной задачи» на Совет было возложено «составление мирных договоров для Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и Финляндии…» 2.

2. «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. III. М., 1947, стр. 337.

Советскую делегацию на всех этапах мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии в Европе возглавлял министр иностранных дел СССР В. М. МолотовВячеслав Михайлович
МОЛОТОВ
(1890 — 1986)
Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930—1941, народный комиссар, министр иностранных дел СССР в 1939—1949, 1953—1956.
(См.: Биографию), английскую — министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин, американскую — государственный секретарь Дж. Бирнс. Согласно решениям Потсдамской конференции при разработке мирных договоров «Совет будет состоять из членов, представляющих те государства, которые подписали условия капитуляции» с данной стороной 3. Это означало, что условия мирного договора с Финляндией должны были разрабатывать Советский Союз и Великобритания как державы, находившиеся в состоянии войны с этой страной и подписавшие условия капитуляции; мирные договоры с Румынией, Венгрией и Болгарией — Советский Союз, Великобритания и США. При рассмотрении вопросов мирного урегулирования с Италией Франция по решению Потсдамской конференции, принятому по настоянию Советского Союза, приравнивалась к державам, подписавшим условия капитуляции. Участие Китая предусматривалось исключительно при рассмотрении вопросов мирного урегулирования с Японией. В Потсдамских соглашениях указывалось, что члены Совета, которые не будут участвовать при подготовке того или иного мирного договора, могут быть приглашены при рассмотрении вопросов, прямо их касающихся 4.

3. См. там же, стр. 338.

4. См. «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. III, стр. 338.

В нарушение Потсдамских решений на первой сессии СМИД по приглашению Бевина и Бирнса присутствовали делегации Франции и гоминьдановского Китая. Англо-американское требование об участии Франции и Китая в выработке всех мирных договоров невольно вызывало предположение о наличии скрытых мотивов, лежащих в его основе, так как было хорошо известно, что на Ялтинской и Потсдамской конференциях Англия и США, вопреки позиции Советского Союза, неизменно пытались ограничить права Франции как великой державы.

Одна из целей этого маневра стала очевидной на первом же заседании. Бирнс выразил готовность делегации США немедленно пересмотреть Потсдамские постановления относительно порядка разработки мирных договоров 5 и, таким образом, создать прецедент к пересмотру и других совместно принятых решений.

5. Архив внешней политики СССР (АВП СССР).

Советская делегация твердо заявила, что она не уполномочена пересматривать решения, принятые главами правительств 6. Однако, проявляя добрую волю и не желая создавать затруднений в самом начале работы Совета, а также с целью выяснить дальнейшие намерения англо-американской дипломатии, она предложила перейти к рассмотрению вопросов по существу, оставив за собой право обсудить англо-американское предложение «на одном из ближайших заседаний Совета» 7.

6. Там же.

7. Там же.

Дальнейшие намерения США и Англии со всей очевидностью проявились при обсуждении договоров с балканскими государствами. Американская делегация в ультимативной форме заявила, что Соединенные Штаты не будут обсуждать договоров с Румынией и Болгарией до тех пор, пока там не будут созданы правительства, соответствующие стандартам «западной демократии» и «которые могут быть признаны Соединенными Штатами» 8. К этому американскому требованию присоединилась английская делегация 9.

8. Там же.

9. Советская делегация дала решительный отпор выпадам Бевина против демократических правительств Румынии и Болгарии. Глава советской делегации заявил: «Румынскому населению нравится это правительство, американскому правительству не нравится. Как же быть? Неужели из-за того, что американскому правительству не нравится теперешнее правительство Румынии нужно его свалить и навязать другое правительство, которое будет недружественно к Советскому Союзу? В таком деле мы не можем быть помощником американской делегации» (АВП СССР).

В отношении Венгрии, где в то время большинство в правительстве принадлежало партии мелких сельских хозяев, на реакционную часть руководства которой весьма рассчитывали США и Великобритания, Бирнс заявил, что «хотя правительство Венгрии не является отличным», но если оно приблизится к американскому пониманию демократии, то «мы будем готовы признать это временное правительство» 10.

10. АВП СССР.

Бывший секретарь американской делегации на Парижской мирной конференции Д. Кемпбелл впоследствии писал: «Соединенные Штаты и Великобритания оказались перед проблемой: сумеют ли они в процессе мирных переговоров добиться того, чего они так безуспешно добивались в период перемирия, а именно поставить ногу в дверь, ведущую в Восточную Европу» 11.

11. J. Campbell. The Uniled States in the World Affairs. 1945—1947. New York, 1948, p. 66.

По этим же соображениям английская и американская делегации потребовали скорейшего восстановления довоенного положения в отношении режима Дуная.

При обсуждении мирного договора с Италией сразу же выявились два спорных вопроса — итало-югославская граница и судьба бывших итальянских колоний,— по которым развернулась острая дискуссия, в ходе ее министры согласились передать эти вопросы на рассмотрение и доработку своим заместителям.

Одним из самых существенных результатов работы сессии было решение о том, что в основу мирных договоров с Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией лягут соглашения о перемирии, которые, как известно, были разработаны при активном участии Советского Союза. Это в известной степени предопределяло демократический характер мирных договоров с указанными странами. Однако категорическое требование английской и американской делегаций об изменении состава правительств Румынии и Болгарии фактически сделало невозможным рассмотрение конкретных вопросов румынского и болгарского мирных договоров.

Чем дальше продолжалась работа Совета, тем все более становилось очевидным, для чего США и Англии понадобилось участие еще и других стран в выработке всех мирных договоров. Англо-американская дипломатия предполагала создать внутри СМИД блок, направленный против Советского Союза, отказаться от решения вопросов на основе взаимной договоренности и продиктовать Советскому Союзу свою волю прежде всего в вопросах, касающихся стран Восточной Европы.

22 сентября советская делегация была вынуждена вернуться к вопросу о процедуре работы Совета и предложила строго руководствоваться решениями Потсдамской конференции.

Бевин ультимативно заявил, что он не хочет принимать участия в обсуждении этого вопроса. Таким образом, работа СМИД по выработке мирных договоров была блокирована фактически английской делегацией.

29 сентября Бирнс неожиданно выступил с предложением о созыве конференции для рассмотрения мирных договоров с бывшими союзниками Германии. В состав участников конференции Бирнс предлагал включить всех европейских членов ООН и большую часть ее неевропейских членов. За основу обсуждения предлагалось принять доклады заместителей министров по итогам данной сессии Совета, т. е. фактически вынести на обсуждение несогласованные проекты мирных договоров. Окончательный текст мирных договоров должен быть выработан теми приглашенными государствами, которые объявили войну данной стране 12.

12. АВП СССР.

Таким образом предложение Бирнса фактически ликвидировало бы СМИД как основную инстанцию по выработке мирных договоров, и окончательные условия мира зависели бы от конференции, на которую США и Англия предполагали явиться в окружении плеяды зависящих от них стран и где рассчитывали располагать подавляющим большинством голосов.

Не отвергая в принципе идею созыва конференции, советская делегация подчеркнула, что вопрос об этом должны решать те государства, которые подписали условия капитуляции. Предложение же Бирнса находилось в полном противоречии с Потсдамскими решениями 13.

13. См. там же.

2 октября советская сторона с целью найти выход из тупика, созданного делегациями империалистических государств, предложила подписать протоколы согласованных решений в порядке, установленном Потсдамской конференцией, а несогласованные вопросы рассмотреть на следующем заседании, 3 октября. Но продолжение работы сессии не входило в планы англо-американской дипломатии, стремившейся продемонстрировать свой «жесткий курс» в отношении СССР. 2 октября на сессии председательствовал глава гоминьдановской делегации Ван Ши-цзэ, 3 октября была очередь Бирнса. По его собственному признанию, он не хотел брать на себя ответственность за срыв сессии и в перерыве договорился с гоминьдановцем о немедленном прекращении работы. Ван Ши-цзэ с большой готовностью исполнил это поручение. По предложению Бирнса срок созыва следующей сессии не был установлен 14.

14. J. Byrnes. Speaking Frankly. New York, 1947, p. 106—107.

Работа первой сессии СМИД ярко продемонстрировала два принципиально противоположных подхода к проблемам мирного урегулирования, две линии в международной политике, наметившиеся в конце второй мировой войны. Сессия показала, что отказ от сотрудничества с Советским Союзом, проявившийся в первых же действиях правительства Черчилля и новой администрации Трумэна, усилившийся после демонстрации разрушительной силы атомного оружия над Японией, начал проводиться с большей настойчивостью и последовательностью. Агрессивные силы империализма собирались решать все послевоенные проблемы с помощью «атомной дипломатии». Бывший военный министр США Стимсон впоследствии вспоминал, что после разговора с Бирнсом накануне Лондонской сессии СМИД у него сложилось впечатление, что государственный секретарь США ожидает — «бомба, положенная в его карман, будет для него, так сказать, отличным решением проблемы».

На передний план все более выдвигались претензии правящих кругов США на мировую гегемонию. Англия подыгрывала этой линии, стремясь удержать свои позиции и одновременно помешать американо-советскому сотрудничеству, наметившемуся во времена Ф. Рузвельта, что серьезно беспокоило Черчилля.

В своем заявлении после срыва сессии Бирнс особо подчеркнул «руководящую роль», которую, по его мнению, должны играть Соединенные Штаты в современном мире, и в угрожающем тоне говорил о «несговорчивости» Советского Союза 15.

15. «New York Times», 6. X. 1945.

Срыв сессии был объявлен западной печатью «триумфом англо-американской точки зрения». Газеты изощрялись в «предсказаниях» и «прогнозах» относительно скорой «капитуляции» СССР перед совместным англо-американским нажимом.

Англо-американские правящие круги явно переоценили свои силы. Их откровенно агрессивный курс натолкнулся на сопротивление. Даже Бирнс был вынужден констатировать «общественное разочарование», с которым он столкнулся, когда возвратился в США из Лондона 16.

16. Byrnes. Opp. cit., p. 107.

Советское правительство заявило, что расчеты вдохновителей «жесткого курса» на атомную мощь могут легко обернуться против них самих, поскольку «в настоящее время не может быть, никаких технических секретов большого масштаба, которые могли бы остаться достоянием какой-либо одной страны или какой-либо одной узкой группы стран» 17.

17. «Правда», 7 ноября 1945 г.

В беседе с послом США А. Гарриманом 24 и 25 октября 1945 г. глава Советского правительства И. В. Сталин предложил еще раз попытаться созвать СМИД и на нем выработать проекты мирных договоров, а уже потом созвать конференцию тех стран, которые будут значиться в согласованном списке. После мирной конференции текст мирных договоров должны были определить державы, подписавшие условия перемирия с соответствующими побежденными странами.