Меч по японски

Японское оружие и его виды

Все прошлое древней и феодальной Японии — это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы — как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы — примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу — верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Копье Яри фото

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения «победы любой ценой» ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу — искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться «душой самурая». Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным «щитом» во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Цуруги фото

Танто — тридцатисантиметровый кинжал.

Танто фото

Катана — самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Катана фото

Вакидзаси

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Тати

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

Одати

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Боккэн

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами — для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен — одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо — военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см — 3 м) и толщины.

Дзиттэ — оружие в форме «вилки» с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Дзиттэ

Ёрой-доси — «кинжал милосердия», который применялся для добивания раненых.

Кайкэн — боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука — военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

фото Нагината

Тэссэн — военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось «недостойным истинного воина».

Японское оружие видео

Интересное видео о катане и вакидзаси.

Интересные статьи по теме: Катана, Изготовление катаны, Клинок танто

Вернуться в категорию

Жанр статьи — Оружие Японии

Японский меч: все глубже и глубже…(часть 1)

Сжимаю меч —
Он верный друг громам —
И в бой готов,
Отважен и упрям.
Иные зря
Свои проводят дни,
Отважных духом
Не поймут они.
Цао Джи, перевод Л.Е. Черкасского
Не так давно на ВО появлялась статья о самурайских мечах и тем, как кратко и исчерпывающе в ней все было написано, мне понравилось. Однако, тема настолько обширна и занимательна, что, наверное, есть смысл ее продолжить в направлении углубления и рассмотрения под разными углами. Ну, а начать следует с того, что мы попробуем выяснить, почему она так интересна.

Китайские мечи, обнаруженные в японских захоронениях кофун. Интересно кольцо на рукоятке. В Европе навершия в форме кольца в средние века имели мечи из Ирландии. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Прежде всего европейский меч иначе просто не с чем сравнивать. А сравнительная информация – самая интересная. Второе: на поле боя они не сталкивались, поэтому любое сравнение остается в достаточной степени умозрительным, а значит… доступным для каждого. Наконец, людей Запада всегда привлекала культура Востока, как полный ее антипод. Кроме того, есть и еще целый ряд сопутствующих обстоятельств.
• Японский меч использовался еще сравнительно недавно.
• Японские мечи дошли до нас в очень хорошем состоянии, тогда как европейские сохранились плохо. Не так с мечами самураев: меч в возрасте нескольких веков для неспециалиста выглядит как новый.
• Традиционное искусство японских кузнецов-оружейников сохранилось со времен Средневековья. Мастерство европейских, по сути, утрачено.
• Вплоть до нашего времени сохранились и приемы боя на японских мечах. О европейском искусстве фехтования мы можем судить только по книгам.

Короткий меч вакидзаси. Обратите внимание, что рукоятка меча не оплетена, но деталь мэнуки на ней все равно присутствует. (Токийский национальный музей)
Все остальное – если мы говорим о мече, как об оружии, – тождественно! И в Японии, и в Европе меч никогда не являлся главным оружием рыцаря. В Японии сначала главным оружием самурая был лук. Сам термин «война, воевать» означал «стрелять из лука». Затем таким оружием, как и в Европе, стало копье. Рыцарь Запада в качестве главного оружия имел копье, и только когда оно ломалось, брался за… боевой бич, топор, шестопер, и только потом – меч. И точно так же поступали и самураи, недаром охрана императора имела на вооружении железные палицы канабо – «против лома нет приема». То есть меч был своего рода сакральным оружием, которое берегли и почитали. Правда, в Японии почитание меча зашло гораздо дальше, чем в Европе.

Меч тати, оправленный в стиле хугокураси-нo-тати. (Токийский национальный музей)
В Европе в рукояти мечей вкладывались святыни: «волос ангела», «зуб Иоанна Предтечи» или же «гвоздь животворящего Креста Господня». Но поклонялись им, а меч всего лишь играл роль «ковчега». Японцы, будучи синтоистами, считали, что мир населен духами – ками. И свой ками есть у каждого меча! Соответственно хозяин меча тоже рано или поздно становился ками и жил в своем мече, поэтому с мечом следовало обращаться очень уважительно, ибо он был «домом духов».

Клинок меча тати мастера Нагамицу. (Токийский национальный музей)
Теперь давайте обратимся к историографии предмета, то есть к основе основ.
Пожалуй, первым автором, обратившимся к военной истории самураев в СССР, был А.Б. Спеваковский, опубликовавший в 1981 году книгу «Самураи — военное сословие Японии» (М., Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука»). Книга очень интересная, хотя в отношении вооружения в ней присутствует масса неточностей. Исключительную роль в изучении японского вооружения, начиная с 90-ых годов прошлого века, в нашей стране играют работы К.С. Носова, который сам занимается единоборствами с японским оружием, является доктором наук и публикует свои книги не только у нас, но и за рубежом. Последняя из его книг на эту тему — «Оружие самураев» (2016).

Клинок меча тати мастера Сукезанэ. (Токийский национальный музей)
Перу А. Баженова принадлежит монография «История японского меча» (2001, «Балтика/Антант»), который 15 лет собирал для нее материал в фондах Оружейной палаты Московского Кремля, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС), Центрального Военно-морского музея (ЦВММ), сам владеет искусством ковки, и которого много раз приглашали ведущие музеи страны для составления каталогов японского оружия. Это очень солидное исследование, к которому трудно что-нибудь добавить.

Тати мастера Томонари из провинции Битзен, XI век. (Токийский национальный музей)
Более узким темам японского меча посвящены работа Е. Скраливецкий «Цуба. Легенды на металле» (2006), «Кодзука. Маленький спутник японского меча» (2009), опубликованные в издательстве «Атлант».

Тати мастера Сизу Канэджи, XIV век. (Токийский национальный музей)
О японских мечах рассказывается в переводной книге японского историка М. Курэ «Самураи. Иллюстрированная история» ((Пер. с англ. У. Сапциной). М.: АСТ: Астрель, 2007), и там же даны их интересные фотографии. О японских мечах писали английские историки Томас Ричардсон и Энтони Брайант (их книги в переводе на русский можно найти в Сети). Но есть и англоязычные работы, на русский язык не переведенные. Например, Clements J. Medieval Swordsmanship. Illustrated Methods and Techniques. Boulder. USA. Paladin Press, 1998. Правда, тема японского меча в этой работе не главная, но сравнительная информация дается. Даже у Д. Николя в его фундаментальном исследовании: Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1,2, о них написано, хотя и немного.
Ну, и конечно, следует упомянуть книги Стивена Тернбулла, издававшиеся у нас в переводе большими тиражами и объединенные в итоге в 696-страничном издании «Самураи. Военная история Японии» (М.: Эксмо, 2013). Правда, слишком уж у него «болтливый» стиль изложения и в подписях под фотографиями не указан их источник и современное местонахождение. Например, как вам вот такая подпись – «Со свитка в Ёсидзаки». И где этот свиток находится и как я могу на него сам посмотреть? Увы, но это очевидный недостаток современной исторической школы, причем не только зарубежной – там некоторые авторы уже пишут под фотографиями даже так: источник – Flicr, — но и нашей отечественной науки и исторической журналистики.
То есть сегодня для тех, кто хотел бы заняться изучением японского меча (ну хотя бы ради интереса, чтобы раньше времени не впасть в деменцию) существуют все условия и масса всевозможной литературы. К сожалению, далеко не всегда в нашей стране в тех же музеях создаются условия для работы исследователей тех же японских мечей, что хранятся у них по подсобкам. Знаю музей, где хранится уникальный японский парадный меч с ножнами и рукояткой из перегородчатой эмали (!). Но… как его отснять так, чтобы представить во всей красе? Это и сложно, и дорого. Знаю музеи, куда того же Баженова никогда не пригласят, и где есть интересные мечи, можно сказать, потерянные для исследований.

Клинок меча катана работы прославленного мастера Мурамаса, XV век. (Токийский национальный музей)
Константин Носов в своей работе о вооружении самураев указывает, что существует четыре типологии японских мечей, основанных на их хронологии. И во всех классификациях годы различаются. Но большинство исследователей выделяют в качестве древнейшей «эпоху древнего меча» – дзёкото, примерно до 795 – 900 гг. Затем идет кото – эпоха «старых мечей» – 795 – 1596 гг. (900 – 1530), потом синто – «новых мечей» – 1596 – 1624 гг. (или 1596 – 1781), за которым последовал период синсинто – «новых новых мечей» – 1624 – 1876 гг. (или 1781 – 1876). Год 1876, кстати, выбран отнюдь не случайно. В этом году в Японии было запрещено их ношение, но история японского меча на этом не закончилась и начался новый период – гэндайто – «новейших мечей» и синсякуто – «современных мечей», сделанных сегодняшними мастерами.

Катана мастера Масамунэ с надписью, сделанной золотом. Эпоха Камакура, XIV век, длина 70.8 см. (Токийский национальный музей)
Однако все исследователи единодушны в том, что древние мечи периода дзёкото имели прямой однолезвийный клинок и рукоять для одной руки. Мечи были тонкие, несколько сужающиеся к острию и с навершиями, менявшимися от века к веку. Гарда как таковая отсутствовала. Возможно, что какая-то их часть, найденная в Японии, была привезена из Китая, ну, а то, что имело место копирование китайских образцов – несомненно.
Затем появились мечи цуруги или кэн, имевшие двухстороннюю заточку, ромбовидное сечение клинка. Длина его у этих мечей варьировалась от 60 до 70 см.
Затем в эпоху Хейан (794 – 1191), когда начались бесконечные междоусобные войны и появилась каста самураев, изогнутые мечи постепенно вытеснили прямые мечи, причем известно, что эти мечи, называвшиеся тати, имели клинки длиной до 120 см.
В это же время произошло значительное улучшение кузнечного ремесла. Правда, судить об этом можно лишь по нескольким редчайшим экземплярам, включая мечи начала эпохи Хейан. Они обладали почти симметричным обоюдоострым острием, характерным для мечей кэн, но имели уже искривленные однолезвийные клинки. Японцы называют такую форму «киссаки мороха-дзукури», «когарасу-мару» или «когарасу-дзукури». Известно имя кузнеца Ясадзуна, которого считают отцом «типичного японского» меча и который трудился около 900 года.
Коси-гатана с когаем в ножнах. Эпоха Намбокуто-Муромати, XIV – XV вв. (Токийский национальный музей)
В 1868 году император Мэйдзи лишил сёгуна исполнительной власти и начал править самостоятельно. В стране начали вводиться новшества, заимствованные из европейской культуры. Ну, а когда 1876 году самураев лишили права носить их мечи, плохое время наступило и для кузнецов-оружейников, многие из которых потеряли свою работу. Мечи уже не ценились так, как ценились в прошлом, и очень большое их количество японцы просто продали за границу.
В период Сёва (1926 – 1989 гг.) под лозунгом «Сёва» («Просвещённый мир»). японцы начали понемногу возвращаться к былым традициям в культуре и искусство кузнецов-оружейников вновь оживилось. Ну, а в последние десятилетия их ремесло переживает явный расцвет. И в Европе, и в США стало модным и коллекционировать японские мечи, и учиться владеть ими, а уж коллекционирование цуб превратилось если не в повальное, то в очень распространенное увлечение. Достаточно напомнить, что сувенирные японские мечи можно встретить едва ли не в каждом российском магазине подарков или сувениров. Правда, это «не совсем мечи» и даже совсем не мечи, однако сам тренд весьма показателен.
Здесь мы встречаемся с одним очень важным отличием европейского меча от японского. В европейском хвостовик клинка, пропущенный через рукоять, расклепывался, что делало невозможным замену рукояти, перекрестия и навершия. То есть такая замена требовала переделки всего меча. Устаревшие с военной или же эстетической точки зрения мечи обычно перековывались, или их отдавали на хранение в часовни или монастыри. В частности, именно в одной из часовен легендарная Жанна Д’Арк обрела меч с тремя крестами на клинке, о котором в народе сразу же стали говорить, что это именно тот самый меч, которым Карл Мартелл побил арабов при Пуатье. Меч пришлось очистить от ржавчины и заново отполировать, а также приделать к нему новую рукоять. То есть хранился этот меч явно ненадлежащим образом.
Танто мастера Садайоси. (Токийский национальный музей)
Ничего подобного с японским мечом произойти не могло. Дело в том, что все его монтировки на клинке – съемные. Заменить их очень легко. То есть подогнать клинок можно под требование любой моды, хотя сам он останется при этом неизменным! В разное время существовало множество разновидностей оправы меча, многие из которых даже регламентировались распоряжениями самого сёгуна. То есть опять-таки все мечи самураев эпохи Хейан и последующего времени были мечами всадников – то есть тати, а носили их на бедре слева всегда лезвием вниз на шнурах обитори. Креплений для шнуров (или ремней) было всего два. Оправа определялась статусом самурая. Например, полководцы имели мечи в оправе сиридзая-но-тати, с ножнами, на две трети покрытыми шкурой тигра или кабана.
Танто мастера Исида Садамуне. (Токийский национальный музей)
Так что оправа меча также позволяет определить время изготовления клинка, однако главное – то, что написано у него на хвостовике, где обычно мастер выбивал свое имя. Основных способов монтировки оправы шесть. Но наиболее распространенной является монтировка букэ-дзукури эпохи Синто, которые теперь носили, засунув их за пояс, а не на боку на шнурах. Меч букэ-дзукури имел следующую оправу:
• Обтянутую кожей ската деревянную рукоятка, соединенную бамбуковой шпилькой (а не заклепкой!) с плоским хвостовиком и обычно (а у кинжала танто только лишь иногда) оборачивавшуюся шнурами (шелковыми, кожаными либо хлопковыми).
• Колпачок для головки рукояти (касира) и кольцо для ее крепления (фути).
• Дополнительные украшения рукояти (мэнуки) — маленькие фигурки — вставлявшиеся в оплетку рукояти или же закрепленные на ней без оплетки.
• Гарда (цуба). Собственно, и не гарда это вовсе, а совсем наоборот – упор для руки, чтобы она не соскользнула на клинок.
• Ножны – сая (чаще всего их делали из древесины магнолии, но известны и костяные) лакированные и обычно украшавшиеся инкрустацией. Ножны также было в обычае снабжать «емкостью» для трех предметов, не встречавшихся в европейских мечах:
• дополнительного ножа (ко-гатаны); который мог использоваться в качестве универсального либо метательного (в западной литературе для ее обозначения используется термин «козука», но на самом деле козука это всего лишь рукоятка ко-гатаны);
• булавка (когай); которая могла выполнять самые разные функции: служить булавкой для волос и… чтобы воткнуть ее в тело убитого врага или в отрубленную голову, и оповестить этим самым, чей это «трофей», ;
• палочек для еды (вари-баси); однако не деревянные, а металлические; по форме они соответствуют когаю, но разделены вдоль.
Рукоятки всех этих принадлежностей выступают из отверстий в ножных и проходят через отверстия в цубе. В Европе времен позднего Средневековья также нередко прилагались футляры с принадлежностями, в число которых входил и нож. Так что определенно сходство здесь явно налицо.
Вакидзаси мастера Исида Садамуне. (Токийский национальный музей)
Нужно отметить и то отличие европейское меча от японского, что последний имел более богато украшенные металлические детали монтировки, такие, как колпачок головки, крепежное кольцо рукояти, накладки на рукоять и цубу (по идее не надо бы эти японские слова склонять, но лучше все же придерживаться норм русского языка, чем японского!), а также когай и ко-гатану. Конечно, очень простые по отделке мечи известны и в Японии. Однако европейские в целом им все равно проигрывают. Украшения японского меча выдерживались в одном стиле, причем делал их один и тот же мастер (кроме клинка ко-гатаны, который ковал тот кузнец-оружейник, что делал и сам клинок). Обычно использовался сплав из меди и золота (сякудо), который затем чернили травлением. Понятно, что большая площадь цубы позволяла создать из нее маленький шедевр, и неудивительно, что над ними работали настоящие ювелиры, и сейчас это отдельная отрасль коллекционирования.
Еще один короткий меч вакидзаси из Токийского национального музея.
Вся монтировка японского меча была устроена так, что легко разбиралась. Поэтому любой прославленный клинок при необходимости можно было декорировать модными украшениями или, напротив, замаскировать. Неудивительно поэтому, что очень старые клинки часто могли иметь новую монтировку. Ну, а если меч не предполагался к ношению, монтировку с него снимали и заменяли специальной монтировкой именно для хранения. Вот почему японские мечи, вернее их клинки, находятся до сих пор в столь хорошей сохранности.
Продолжение следует…

Японский меч воина-самурая

Японский меч — клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча — лишь 40 единиц.

Дай-сё

Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

Катана

Катана (яп. 刀) — длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч.

Вакидзаси

Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.

Тати

Тати (яп. 太刀) — длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») — в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 — «катана», а онное чтение — «то:».

Танто

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски — хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны — собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Одати

Одати (яп. 大太刀, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 1,6 — 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри — сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.

Нодати

Сефирот с мечом нодати «Масамунэ»

Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») — японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.

Кодати

Кодати (яп. 小太刀) — буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.

Кайкэн

Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) — кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.

Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.

Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) — прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же.

Нагината

Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод — «длинный меч») — японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

Бисэнто

Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) — японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.

Нагамаки

Нагамаки (яп. 長巻 — «длинная обёртка») — японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки — оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник — до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.

Цуруги

Цуруги (яп. 剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII—IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии — в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Тёкуто

Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») — это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Син-гунто

Син-гунто (1934) — японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный меч — кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением — оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто — металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) — меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.

Сикомидзуэ

Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) — оружие для «скрытой войны». В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.

Дзанбато, замбато, чжаньмадао

Японское чтение иероглифов чжаньмадао — дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») — китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в «Жизнеописании Юэ Фэя» династийной истории «Сун ши»). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным «Сун ши», приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.

ТОП-15 экзотических оружий средневековой японской культуры

Что объединяет людей на всем земном шаре, помимо наличия двух ушей? Страстное желание рубить, резать, колоть, кромсать, стукать друг дружку по объективным (и не слишком) политическим, экономическим, идеологическим причинам. На протяжении веков люди во всех уголках планеты только и занимаются этим, стараясь создать при этом как можно более совершенные инструменты сокращения популяции своих недругов. Сегодня же речь пойдет о том, что для достижения этой цели использовалось в средневековой Японии.

1. Цуруги

Примерно выглядит вот так. |Фото: rock-cafe.info.

Японский меч, который с высокой долей вероятности был позаимствован и видоизменен островитянами у китайцев. Меч широко использовался в Японии до появления принципиально нового клинкового оружия — тати. Наибольшее распространение цуруги пришлось на период с VII по IX век.

2. Тати

Следующий шаг в развитии. |Фото: turkcewiki.org.

В X веке в Японии появления принципиально новое клинковое оружие. Вопреки популярному мнению (и использующемуся в обиходе и массовой культуре термину) тати, как и все производные виды клинкового оружия, является не мечом, а саблей. Тати был одним из самых больших мечей феодальной Японии, а также был сильнее изогнут, по сравнению с катаной.

Примечание: клинковое оружие Японии имеет куда больше общего с Восточными и Европейскими саблями, нежели с «традиционными» мечами. В первую очередь катана, не является, мечем по причине того, что имеет режущую кромку только с одной стороны лезвия (в отличие от цуруги, которые действительно являются мечом).

3. Катана

Символ самурайства. |Фото: sketchfab.com.

Визитная карточка японского самурая. Длинная двуручная сабля (до 75.7 см), которая появилась в результате эволюции тати. Первые катаны появились достаточно поздно — в XV веке и использовались вплоть до конца XIX века. Традиционно использовалось в комбинации «дайсе» (большой-малый): катана носилась ножнами клинком вверх, в паре с коротким клинком вакидзаси.

Это интересно: современные ГОСТы холодного оружия определяют катану, как «длинную двуручную саблю».

4. Вакидзаси

Дополнительное оружие. |Фото: нихонто.рф.

Клинковое оружие очень похожее по своей форме на катану, однако имеющее более короткое лезвие – до 60 см (чаще всего меньше). В большинстве случаев пару мечей катана-вакидзаси изготавливал один и тот же мастер. Носить в паре оружие от разных кузнецов считалось «дурным тоном» в обществе самураев. Использовалось вакидзаси по большей части, как запасное или вспомогательное оружие.

5. Танто

Еще одно вспомогательное оружие. |Фото: gregforge.com.ua.

Японский самурайский кинжал с длиной клинка в 30-50 см. Чаще всего танто имели острую кромку только с одной стороны лезвия, однако встречаются и обоюдосторонние танто. Один из немногих видов оружия, которым разрешалось владеть не только самураям, но также и состоятельным гражданам. Использовалось танто как ритуальное и вспомогательное оружие.

6. Одати и Нодати

Некоторые клинки слишком большие. |Фото: ekamer.livejournal.com.

Японское клинковое оружие с длиной клинка 130-180 см и 120 см соответственно. Использовались такие сабли исключительно в пешем бою. Отдельные Одати были настолько велики, что применялись исключительно как ритуальное оружие, исполняя роль символов воинского формирования.

7. Бо

Просто и действенно. |Фото: doramakun.ru.

Деревянный или бамбуковый посох с диаметром древка около 3 см. Применялся главным образом при занятии боевыми искусствами. В большинстве случаев Бо имели длину в 180 см, однако встречаются и очень длинные образцы – в 270 см. Несмотря на внешнюю простоту, знающий человек может убить соперника при помощи Бо всего несколькими ударами.

8. Дзюттэ

Средство усмирения. |Фото: upcscavenger.com.

Небольшая металлическая дубинка, которую иногда относят (почему-то?) к кинжалам. Главной особенностью Дзюттэ является отсутствие заточки и присутствие небольшого выступа-ловушки для захвата лезвия клинкового оружия. Широко применялось городской милицией, а также ниндзя.

9. Кусаригама

Специфичное оружие. |Фото: pins2pin.com.

Весьма специфичное холодное оружие, которое появилось в Японии в XIV веке. По сути, является боевым серпом с цепью. Цепь использовалась для запутывания противника. Длина лезвия серпа могла достигать 20 см, а длина рукояти иногда достигала 60 см.

10. Саи

Оружие городской стражи. |Фото: top10a.ru.

Колющее клинковое оружие внешне похожее на трезубец. Чаще всего Сай использовалось как парное оружие. Имеет огромный потенциал скрытого ношения. Существует версия, что Сай создали из сельскохозяйственного инструмента крестьяне, которые хотели себя обезопасить. Впрочем, данная версия активно оспаривается в наше время. Известно, что Сай широко использовался японской милицией в городах.

11. Явара

Кастет для тычковых ударов. |Фото: pinterest.ru.

Простой и до ужаса эффективный деревянный кастет, который знали в Японии и Китае еще до наступления средневековья. Примечательно, что Явара получила очень широкое распространение в странах Азии, а в 17 веке даже попала на территорию Европы.

12. Яри

Японские копья. |Фото: forum.guns.ru.

Термин «Яри» используется для обозначения всего многообразия японских копий, древкового оружия, которое получило наиболее широкое распространение, начиная с XI века. Существуют самые разные модификации японских копий. Среди них есть, как очень длинные, напоминающие пики, так и короткие метательные, имеющие много общего с европейскими дротиками.

13. Нагината

Японская глефа. |Фото: forhonor.ubisoft.com.

Японское древковое оружие, которое не является ни копьем, ни алебардой (с которой чаще всего ассоциируют Нагинату). Наиболее близкий европейский аналог нагинаты – это глефа. От нее японское оружие отличается в первую очередь гораздо меньшим весом. Первые свидетельства использования этого вида оружия восходят еще к VII веку нашей эры. Древко Нагинаты могло достигать 1.5 метров, при этом на него крепилось изогнутое лезвие длиной от 60 до 120 см. В последствии наконечники уменьшились до 30-70 см.

14. Нагамаки

Оружие против лошадей. |Фото: popgun.ru.

Японское древковое оружие, которое очень часто путают с саблей. По сути является разновидностью глефы, которая использовалась (судя по всему) в борьбе с кавалерией. Впервые Нагамаки начали использовать в XII веке. Длина оружия составляла 180-210 см, что в купе с большой рукоятью позволяло использовать его еще и как короткое копье.

15. Юми

Большие луки. ¦Фото: tr.eyeni.ru.

Японский длинный лук с нехарактерной (для большей части луков других культур и воинских традиций) формы. Главное отличие Юми от континентальных собратьев – асимметричное расположение рукояти. Чаще всего луки изготавливали из бамбука и кожи. При снятии тетивы выгибается в обратную сторону.

SHOTOKAN4YOU

К Sansey | 05.04.2018 | Комментариев нет | Новости

Сегодня коснемся интереснейшей темы о традиционном оружии Японии. О некоторых мы знаем буквально с детства, благодаря литературе и фильмам, о других же известно куда меньше. Некоторые виды оружия буквально представляют собой видоизмененный сельскохозяйственный инвентарь, и неслучайно, ведь сельское хозяйство занимало ведущую роль в производстве Японии тех времен. Итак, начнём.

1.КАТАНА

О катане известно многим, представляет она собой некоторое подобие сабли, но с длинной и прямой рукоятью, таким образом катану можно держать и двуручным хватом. Длина катаны могла быть различной (существуют разновидности катаны: тати, танто, козука, та-чи), но в целом это достаточно длинный меч размерами около 70 см-120 см. Ширина лезвия катаны около 3 см, толщина обуха примерно 5 мм. О свойствах этого меча ходит немало легенд, но одно можно сказать наверняка: технология изготовления катаны чрезвычайно сложна. Для производства катаны используется многослойная ковка, специально подобранные материалы и условия. Такое сочетание позволяло изготовить меч, способный надвое разрубить человека пополам одним взмахом.

2.ВАКИДЗАСИ

Вакидзаси — короткий меч. Длина клинка его не превышала 60 см. По форме вакидзаси напоминает катану. Обычно самураи носили его в паре с катаной за поясом лезвием вверх. Вакидзаси использовался в качестве вспомогательного оружия в том случае, когда использовать катану было нельзя, либо вместе с катаной одновременно. В отличие от катаны, вакидзаси могли носить также купцы и ремесленники.

3.НУНЧАКИ

Нунчаки представляют собой холодное оружие ударно-раздробляющего и удушающего действия. По своей конструкции нунчаки представляют собой две короткие палки, соединённые цепью или шнуром. Палки нунчаку бывают как одинаковыми, так и различными по длине. Говорят, что прототипом этого оружие стал цеп для обмолота риса. Существует множество разновидностей нунчаку, включая трехзвенные:

Существует также похожее на трехзвенные нунчаку оружие — трехзвенный шест:

Однако техники владения этими видами оружия разнятся.

Популярность нунчаку приобрели в первую очередь благодаря фильмам с Брюсом Ли:

4.БО (БОЕВОЙ ПОСОХ)

Бо (корейское название «бонг», китайское -«кон») представляет собой длинный посох из дерева, бамбука или металла. Обычно представлял собой деревянный шест длиной около 180 см и диаметром 2,5 см — 3 см. Бо используется в качестве оружия. Считается , что ранее БО представлял собой часть копья. Бо использовались для самообороны монахами и простыми людьми.

5.САЙ (ТРЕЗУБЕЦ)

Сай является колющим холодным оружием напоминающим стилет. Внешне выглядит как трезубец с удлиненным средним зубцом. Сай относится к основным видам оружия Кобудо. Боковые зубья играют роль гарды, но могут служить также для захвата оружия или поражения цели за счёт заточки.

6.ДЗЮТТЕ (БОЕВАЯ ДУБИНКА)

Дзютте является японским холодным оружием около 45 см в длину, которое применялось ниндзя и японской полицией. У дзютте имеется односторонняя гардаоколо 5 см в длину. В настоящее время используется в боевом искусстве дзюттэ-дзюцу. Дзюттэ представляет собой небольшую металлическую дубинку. 7.КАМА (БОЕВОЙ СЕРП) Кама — также представляет собой холодное оружие. Очень похоже на небольшую косу. Состоит из черенка и короткого изогнутого лезвия, которое насажено на рукоять перпендикулярно ей. Прототипом Камы был серп для уборки риса. 8.ТОНФА Тонфа является холодным оружие ударно-раздробляющего действия. Прототипом тонфы послужила рукоять рисовой мельницы. Тонфа являетсяпредком современной полицейской дубинки с поперечной рукоятью. Существует множество версий относительно истории происхождения тонфы — по некоторым данным она пришла в Японию из Китая. 9. ЯВАРА Явара — японский кастет, предназначенный для нанесения тычковых ударов. Усиление удара руки с зажатым в неё предметом привело к появлению простого, но очень эффективного оружия — короткой палочки. Длина явары составляет от 12 см до 15 см, а диаметр около 1-3 см. Изготавливается она из разных твердых пород дерева. Может быть заточена с одной или двух сторон. В качестве явары также может быть использовано множество других подручных средств. 10.СЮРИКЕН Сюрикен дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке». Сюрикен являлось дополнительным оружием, наряду с катаной. Искусство владения сюрикенами, известное как сюрикэн-дзюцу преподавалось наряду другими боевыми искусствами. Известны 2 вида сюрикенов: бо-сюрикены (четырёхугольный, круглый или восьмигранный в сечении клин) и сякэны (изготавливались из тонкого листа, монет, плотницких инструментов). 11.КУБОТАН Куботан является брелком для ключей, однако используется в качестве оружия ненападения, которое даёт его владельцу возможности для сопротивления нападающему. Прототипом куботана стала явара. Куботан представляет собой жесткий стержень из пластика, около 14 см в длину и 1,5 см в диаметре, весом около 60 гр. Куботан не содержит острых частей или краёв. Корпус стержня имеет 6 круглых насечек для лучшего удержания, также есть кольцо для ключей, прикреплённое к одному из концов. Отец куботана — мастер Сокэ Кубота Такаюки 10 дан Госоку Рю. На сегодняшний день куботан входит в снаряжение полиции США и других стран 12. ТИМБЭЙ

Тимбэй, он же щит, имел овальную форму, обычно около 45 см в длину и 38 см в ширину. Щиты изготавливались из черепашьих панцирей, металла или плелись из лозы. Современные школы используют пластиковые щиты. Тимбэй держали в левой руке и использовали для защиты. Часто Тимбэй использовали вместе с оружием под названием Ротин.

13. РОТИН

Ротин представлял собой пику около полуметра длиной. Большую часть этой длины составляло древко. Наконечник обычно имел расширение в средней части для более серьёзных повреждений противнику. В случае поворота такого оружия внутри раны, повреждения часто были несовместимы жизнью. Обычно ротин держали в правой руке и наносили колющие удары снизу вверх, стараясь попасть под рёбра или в горло. Обычным приёмом было скрывание пики за щитом, что позволяло воспользоваться эффектом неожиданности. В качестве ротина мог быть использован и короткий меч.

14.ЭКУ (БОЕВОЕ ВЕСЛО)

Эку представляет собой деревянное лодочное весло из японского красного дуба. В длину эку около 160 см. Длина круглой рукоятки около 1 м, диаметр черенка около 3 см. Наружные грани плоской лопасти сужались и затачивались, конец весла так же был заострён под углом 45 градусов. Мастера кобудо наносили рубящие и колющие удары лопастью весла, а работа рукояткой напоминала работу с шестом.

15.КУВА

Кува также относится к холодному оружию, хотя известна гораздо меньше. Она также входит в арсенал кобудо. Кува являлась достаточно эффективным и популярным оружием, ввиду того, что ее ношение не вызывало каких-либо подозрений.