Матильда 2 танк

Содержание

Пехотный танк Mark II «Матильда»

Характеристики пехотного танка Mark II «Матильда»

Страна: Великобритания
Тип: Пехотный танк
Дата выпуска: 1937 г.
Длинна: 5,72 м
Ширина: 2,52 м
Высота: 2,57 м
Броня, лоб: 78 мм
Броня, борт: 70 мм
Броня, башня: 75 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 2х карбюраторных двигателя Leyland E148/E149 по 95 л.с.
Дальность хода: 130 км
Максимальная скорость: 15 км/ч
Масса: 26,95 т
Вооружение: 1х 40-мм пушка OQF Mk IX (93 снаряда), 1х 7,92-мм пулемет Besa (2925 патронов)

Создание танка Mark II «Матильда»

Пехотный танк Mark II «Матильда 2» разработан конструкторским бюро арсенала Woolwich и производился целым рядом заводов: «Вулкан», «Фовлер», «Рустон и Хорнсби», «Гарланд и Вульф», «Норд Бритиш Локомотив». Танк отличался совершенно черепашьей скоростью, малой дальностью передвижения и очень слабой пушкой калибром всего в 40-мм. Все это, тем не менее, не помешало «Матильде» быть достаточно эффективной, когда её применяли «по назначению».

А назначением машины была исключительно поддержка наступающей пехоты. Танк был своего рода передвижным ДОТом, этим и объясняются его весьма странные, на первый взгляд, характеристики. Броня «Матильды» не пробивалась германскими 37-мм противотанковыми пушками и фактически единственным орудием способным бороться с английскими танками была 88-мм зенитная пушка, которых было совсем немного в начале войны.

Впрочем, сами англичане к 1940 году также не могли похвастаться танковыми армадами «Матильд», всего их было построено к тому времени… две. Только с началом боевых действий производство танка развернули в полной мере. Однако, относительно неплохо действующие против немцев на Севере Франции на первых порах, практически все они были утеряны во время эвакуации из Дюнкерка. Именно с этого момента вместо «Матильда II», танк стал именоваться просто «Матильда».

На короткое время танк стал «головной болью» немцев в Северной Африке, однако, недостатки танка все-таки перевешивали достоинства и к 1942 году он совершенно устарел, хотя и продолжал использоваться на второстепенных направлениях.

Модификации пехотного танка Mark II «Матильда»

Mark II «Матильда 2″— первый серийный вариант. Корпус состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами (безшляпными винтами). Башня танка — литая, цилиндрическая, поворот осуществлялся с помощью гидравлического привода или вручную.

Mark IIА «Матильда 2» — вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA.

Mark IIА ( «Матильда 3») —дизельные двигатели Leyland. Направляющие полозья вместо 6 поддерживающих катков.

«Матильда» IIICS—3-дюймовая (76 мм) гаубица вместо 2-фунтовой (40 мм) пушки.

Mark IIA «Матильда 5» —усовершенствованные двигатели Leyland и пневматический усилитель управления трансмиссией.

Пехотный танк Mark II Matilda-II

Конструкция пехотного танка Mark II «Матильда»

Пехотный танк Mark II «Матильда II» имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления и задним расположением моторного отделения. Корпус танка — коробчатый, стандартный для танков Великобритании того периода собирался на каркасе, из броневых плит закрепленных клепкой и болтами, с эпизодическим применением сварки.

Экипаж танка «Матильда II» состоял из 4-х человек: командира танка, заряжающего, наводчика орудия и механика-водителя. Места командира, заряжающего и наводчика размещались в башне, а место механика-водителя – в отделении управления.

Посадка в танк и высадка из него производилась через три люка. Один из них находился в крыше передней части корпуса (для мехвода), а два других — в крыше башни, при этом командирский люк имел небольшую надстройку в виде рубки.

Башня среднего пехотного танка Mk.II «Матильда 2» имела цилиндрическую форму (с небольшими углами наклона) и была выгнута из одного 75-мм бронелиста, что позволяло добиться относительно равномерного бронирования по всей поверхности. Крыша башни также представляла собой единый стальной лист толщиной 13 мм.

В передней части башни было вырезано прямоугольное отверстие, в которое устанавливалась броневая маска пушки. Толщина брони маски и башенного листа — одинакова и составляла 75 мм.

Ходовая часть пехотного танка «Матильда II» включала (на один борт) по десять опорных катков собранных в попарно в пять тележек, пять поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и заднего звездчатого направляющего колеса.

Ходовая часть была защищена бортовыми экранами из бронелистов.

Боевое применение пехотного танка Mark II «Матильда 2»

«Матильда 2» — единственный британский танк прошедший всю войну. Использовались они в Северной Африке в боях против корпуса Роммеля (до 50 трофейных танков использовались и самим немцами), по ленд-лизу поставлялись в Советский Союз, вплоть до 43 года (было поставлено 918 (или 1084) танка этого типа), и даже неплохо проявили себя на Тихом океане, где австралийские войска использовали их огнеметные модификации для «выкуривания» японцев из подземных бункеров.

В Австралии же, «Матильда 2» задержалась дольше всего — на вооружении учебных частей эти танки встречались вплоть до 1953 года.

На базе «Матильды» было построено большое количество машин специального назначения: саперные танки, катковые минные тралы, бульдозеры, мостоукладчики, прожекторные танки, огнеметные танки.

Всего, с 1939 по 1943 год было изготовлено 2987 единиц пехотного танка Mark II «Матильда 2».

Matilda

Matilda

Средний танк | Великобритания | IV ур.


сток топ Прозвища в игре Мотя Огневая мощь

OQF 3-inch Howitzer Mk. I Орудие

35 шт. Боекомплект

175 / 110 / 60 ед Урон

38 / 100 / 23 мм Бронепробитие

15 мин-1 Скорострельность

2625 ед/мин Средний урон в минуту

1.9 с Время сведения

0.36 м Разброс на 100 м

34 °/с Скорость ГН

40 °/с Скорость ВН

360° Углы ГН

-10…+20° Углы ВН

Живучесть

370 ед Прочность

75 / 70 / 55 мм Корпус

75 / 75 / 75 мм Башня

Мобильность Незаметность

15.12 % Незаметность стоя

11.35 % Незаметность в движении

Наблюдение

340 м Обзор

450 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Радист)
  2. Наводчик
  3. Механик-водитель
  4. Заряжающий

1234567891011

Британский средний танк четвёртого уровня. Отличается хорошим вооружением и обзором, отличным бронированием, но весьма низкой подвижностью. На выбор имеется неточная, но мощная гаубица с низким пробитием или маломощная, но точная пушка с отличным бронепробитием.

Предшественник тяжёлого танка Churchill I.

Модули

Башни/орудия

Двигатели

Ур. Двигатель Мощность
(л. с.)
Вероятность пожара
(%)
Вес
(кг)
Цена
()
III 2x AEC 174 15 331 1500
III 2x Leyland E164 190 15 331 4000

Ходовая часть

Радиостанции

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

GB07_Matilda uk

Matilda в игре

Исследование и прокачка

Средний танк Matilda исследуется на Vickers Medium Mk. III за 3 900 .

  • Первым желательно исследовать орудие QF 2-pdr Mk. X-B — оно уверенно пробивает почти всех противников, что позволяет успешно набирать опыт на дальнейшую прокачку.
  • Топовую ходовую имеет смысл исследовать для перевода танка в «элитный» статус, или с целью установки модулей. В противном случае грузоподъёмности стоковой ходовой вполне достаточно.
  • Трёхдюймовая гаубица и топовая башня исследуются в обязательном порядке.
  • Топовый двигатель даёт незначительную прибавку в 16 л.с. и потому к исследованию необязателен.
  • Рации исследуются по необходимости.
  • В конце исследуется Churchill I.

Боевая эффективность

Matilda — средний танк «в среднем»: его бронирование, пробитие и мобильность сопоставимы с тяжёлым танком КВ-1 и при этом вооружение скорее от лёгкого танка, так как урон небольшой, если выбрать орудие с пробитием 121/145мм. В боях с 4 уровнем это позволяет действовать достаточно уверенно, опасаясь главным образом САУ и ПТ-САУ, играющих фугасными орудиями. В боях же против 5-6 уровня, куда Matilda попадает достаточно часто, его броня уже не спасает. Но с помощью орудия: 2-фунтовка QF 2-pdr Mk. X-B и хорошего обзора, Matilda способна пробивать в лоб некоторые 5-6 уровни — это даст вам возможность помогать союзникам наносить урон по вражеским танкам и принести команде пользу, в отличие от всех танков 4 уровня, кроме ПТ-САУ и САУ.

1. 2-фунтовка QF 2-pdr Mk. X-B — скорострельная, точная пушка с хорошим бронепробитием и с дешёвыми подкалиберными снарядами превращает Matilda в машину огневой поддержки и даже в снайпера: не всегда из-за низкой мобильности удаётся подъехать на ближние дистанции к врагу.

2. 3-фунтовая фугасница QF 3-inch Howitzer Mk. I идеально подходит для ближнего боя. Высокий потенциальный урон уравновешен низким бронепробитием и посредственной точностью, так что 5-10 кумулятивных снарядов обязательны. 3-фунтовая фугасница менее универсальна, чем QF 2-pdr Mk. X-B.

Основная задача Matilda в бою: танковать урон, благо броня позволяет это делать. Matilda может вполне уверенно идти в наступление, прикрывая своей броней слабо бронированных товарищей. Орудие QF 3-inch Howitzer Mk. I позволит уверенно наносить урон, а используя золотые снаряды, можно сминать противника за один выстрел. Также Matilda неплохо смотрится в качестве «защитника базы». 2-фунтовка QF 2-pdr Mk. X-B позволит уверенно доставать врага на дальних дистанциях, нанося урон сразу нескольким целям, благодаря высокой скорострельности.

Достоинства:

  • лучшее бронирование среди 4 уровней;
  • скорострельное и точное орудие QF 2-pdr Mk. X-B с очень высокой скоростью полёта снарядов;
  • хороший запас прочности;
  • хороший обзор;
  • хорошие углы склонения орудия;
  • наличие бортовых экранов;
  • можно хорошо набрать опыт, если попасть к 4-5 уровням.

Недостатки:

  • очень низкая удельная мощность, а значит плохая максимальная скорость;
  • медленно ускоряется с места, а значит очень уязвим перед САУ;
  • низкий разовый урон двухфунтовых орудий;
  • низкая эффективность трёхдюймовой гаубицы без использования кумулятивных снарядов по хорошо бронированным целям;
  • более слабое бронирование кормы;
  • уязвим перед фугасными орудиями, и орудиями танков 5-6 уровня.

Экипаж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Снаряжение и боекомплект

top 0 ББ70 БП22 1 ОФ20 КС15 0 2-фунтовка QF 2-pdr Mk. X-B 1 3-дюймовая фугасница QF 3-inch Howitzer Mk. I

Стереотруба полезна, если вы играете на матильде на больших дистанциях имея маскировку, изученную в навыках на всех членов экипажа. Досылатель, приводы наводки и вентилятор служат для усиления огневой мощи. При использовании 2-фунтовки просветлённая оптика очень полезна, так как Matilda не всегда успевает доехать до передовой и приходится стрелять на дальние дистанции, точность позволяет. Подбой очень полезен при езде с трёхдюймовой фугасницей, так как бой с ней происходит на передовой, где Matilda играет от прочности, да и во время сведения танк может быть уязвим для САУ, с фугасницей не выходит стрелять на ходу.

Галерея скриншотов

Оценка Matilda

  • Воин — за хорошее бронирование и орудие, имеющие быстрое сведение, высокую пробиваемость и скорострельность.
  • Стальная стена — за хорошее бронирование и большое количество HP.
  • Поддержка — за точность и скорострельность вкупе с низким разовым уроном.
  • Медаль Колобанова — за хорошее бронирование и скорострельное орудие, позволяющие сдерживать несколько вражеских целей.
  • Медаль Оськина — за высокую бронепробиваемость, позволяющую поражать цели выше уровнем.
  • Бронебойщик — за высокую бронепробиваемость.
  • Неуязвимый — за отличную броню

История изменений

Основная статья: История изменений Matilda История изменений Обновление 0.8.1

  • Введён в игру в качестве британского среднего танка четвёртого уровня.

Обновление 0.8.2

  • Стоимость прокачки двигателя 2x Leyland E164 на танке Matilda уменьшена до 310 единиц опыта. Стоимость прокачки танка Churchill из танка Matilda увеличена до 11 500 .
  • Исправлено бронирование бортов танка Matilda (теперь при пробитиях бортовых экранов корпуса не наносится урон).

Обновление 0.9.12

  • Танк переработан в новом визуальном качестве.

Обновление 1.3

  • Добавлен переход в дереве развития с Matilda на Crusader.

Историческая справка

Основная статья: История Matilda

«Матильда» (англ. Tank Infantry Mark II Matilda II) — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.

Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах поставлялся армии Австралии и в СССР. Несмотря на устаревшую конструкцию, низкую подвижность и слабую пушку, «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием, обеспечившим довольно эффективное её применение в первые военные годы, прежде чем она была заменена более вооружённым и бронированным танком «Черчилль».

«Матильды» поставлялись в СССР в рамках программы ленд-лиза, в декабре 1941 года конструкторское бюро Грабина разработало проект перевооружения «Матильды» 76-мм пушкой ЗИС-5 и пулеметом ДТ, проект получил заводской индекс ЗИС-96 (в игре представлен как Матильда IV).

Сами британцы также пытались усовершенствовать вооружение «Матильд», однако после признанного неудачным проекта Matilda Black Prince оставили эти попытки.

Фотографии

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Matilda

В сети Интернет

  • Матильда // Википедия
  • Королева поля боя-1940 // Военно-исторический портал Warspot

Техника Великобритании Средние танки

Пехотный танк

Пехотный танк

В разное время, в разных государствах существовало большое количество классификаций танков, в зависимости от военной доктрины и используемых технологий. Танки распределялись по массе, по вооружению, по назначению.

Типы танков

Танки Первой мировой войны

Танк Mark I «Самец» (1916 г.)

Первые танки появились в ходе Первой мировой войны. Танк Mark I, впервые использованный англичанами в бою против германской армии, выпускался в двух модификациях: «самка» (англ. Female) — с пулемётным вооружением, и «самец» (англ. Male) — с пулемётом и двумя 57-мм пушками. Впоследствии свои первые танки разработали Франция, Германия и другие государства. Танки того времени распределялись прежде всего по массе: лёгкие, средние и тяжёлые.

Танки 1930—1945 годов

Лёгкий танк БТ-5 (1933 г.)

По окончании Первой мировой войны опыта, необходимого для выработки стратегии использования бронетехники, танкостроители и военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись пределы боевой массы лёгких и средних танков, которые продолжали постоянно расти.

Советская классификация

Линейные (общего назначения) танки по классификации, принятой в СССР:

Танкетка

Основная статья: Танкетка

К танкеткам относились лёгкие боевые гусеничные одноместные или двухместные, бронированные, вооружённые пулемётом машины 1920—1930-х годов, массой до трёх тонн, предназначавшиеся для разведки и связи (например, Т-27).

Малый танк

Основная статья: Малый танк

К малым танкам относились танки, имевшие массу до 5 т и вооружённые одним или несколькими пулемётами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. К малым танкам относились Т-37, Т-38 и другие.

Лёгкий танк

Основная статья: Лёгкий танк

К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя. К лёгким танкам относились Т-18, все модели БТ, Т-26, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38 и другие.

Средний танк

Основная статья: Средний танк Средний танк Т-34-85

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV и другие.

Тяжёлый танк

Основная статья: Тяжёлый танк

К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, PzKpfw V «Пантера» (по немецкой классификации считалась средним танком — у немцев танки классифицировались по калибру орудий), PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр» и другие.

Специальные танки

К специальным танками относились:

  • Артиллерийские танки, для поддержки линейных танков, имели по сравнению с ними более мощное вооружение.
  • Химические танки, вооружённые огнемётами или оснащённые приборами дымопуска, предназначались для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес, заражения и дегазации местности.
  • Инженерные танки использовались для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий.
  • Радиотанки были оснащены аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами.
  • Танки-транспортёры предназначались для снабжения линейных танков боеприпасами и горюче-смазочными материалами в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненых.

Франко-британская классификация

В Великобритании и Франции стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков:

Пехотный танк

К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укреплённых позиций. Невысокие требования к скорости позволили конструкторам оснастить их бронёй более мощной, чем у среднего танка. Его главная цель — подавление или разрушение укреплённых огневых точек, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений.

По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжёлым танкам. На начало Великой Отечественной войны к пехотным танкам в СССР можно отнести лёгкий танк Т-26, который, однако, даже на тот момент не соответствовал по своим характеристикам защищённости настоящим пехотным танкам; к концу войны — тяжёлый танк прорыва ИС-2. В европейской традиции к пехотным танкам относятся английские «Матильда II» (англ. Matilda II) и «Черчилль» (англ. Churchill).

Крейсерский танк

К крейсерским танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. На практике в ходе Второй мировой войны эти танки оказались малоэффективными — это было вызвано в первую очередь тем, что командование не умело правильно тактически и стратегически использовать имеющуюся в их распоряжении технику и использовало мобильные и слабобронированные крейсерские танки в роли пехотных, что вызывало огромные потери в технике. Единственной страной, которая успешно применяла чисто крейсерские танки в ходе Второй мировой войны, была Германия. Эффективность была достигнута в связи с высокой выучкой личного состава и грамотной подготовкой командного состава, что позволило германской армии одержать ряд значительных успехов в начале Второй мировой войны.

По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к лёгким и средним танкам, например танки БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и т. д.) и другие. В германской традиции к таким танкам можно отнести танки PzKpfw III. В англо-американской традиции примером крейсерского танка может послужить английский «Крусейдер» (англ. Crusader).

В начале 1930-х годов в СССР начинается производство быстроходных танков. Ряд исследователей относят эти танки к танкам развития прорыва. В рамках этой концепции отличилось КБ завода им. Коминтерна под руководством А. А. Морозова, которое последовательно разрабатывая это направление в танкостроении и создало следующую линейку образцов бронетехники: БТ-2 (1931), БТ-5 (1933), БТ-7 (1934). В дальнейшем, развивая концепцию быстроходного танка, КБ завода им. Коминтерна в 1939 году запустило в производство танк Т-34 обр. 1939 года, который был во многом конструктивным наследником линейки танков БТ. Трофейные танки этого типа использовались вермахтом.

Танки второй половины XX века

Основной боевой танк «Абрамс»

Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась защита от радиации и ОМП, появился стабилизатор наведения и автомат заряжания, а также многое другое (см. Танк). Наряду с изменениями строения и назначения танков и бронетехники изменилась и система их классификации:

  • Лёгкие танки с появлением ракетного вооружения и крупнокалиберных танковых орудий разделились на две группы. Первая группа — средства поддержки пехоты (БМП, БТР и т. д.) и вторая — противотанковые и противовоздушные ракетные комплексы.
  • Улучшение характеристик и изменение тактических качеств средних танков привело к преобразованию среднего танка в «основной боевой танк».
  • Благодаря развитию ракетного вооружения тяжёлые танки практически исчезли. Их заменили самоходные артиллерийские установки (САУ).

Основной боевой танк (ОБТ)

Основная статья: Основной боевой танк

В настоящее время является основой современной танковой армии любой страны. Основное предназначение: усиление пехоты и техники при всех видах общевойскового боя, прорыв укреплённых позиций, уничтожение огневых точек, техники и живой силы противника, быстрая организация оборонительных рубежей. Современные ОБТ имеют мощные пулемёты и орудия, имеют ракетное вооружение, хорошо защищены динамической и активной бронёй. Однако даже тяжело бронированные современные танки очень уязвимы перед современными противотанковыми средствами (ракетное оружие, мины, ручные гранатомёты), что неоднократно показывали локальные конфликты.

Одними из первых ОБТ стали такие танки как PzKpfw VI и Т-34.

Плавающий танк

К плавающим танкам относилась серия советских танков ПТ, например, ПТ-76.

См. также

  • Танк
  • Самоходная артиллерийская установка
  • Боевая машина поддержки танков
  • Быстроходные танки
  • Сверхтяжёлый танк (en:Superheavy tank)
  • Танки Второй мировой — классификация

Британский средний танк Матильда II

Танк Матильда II (полное название Tank Infantry Mk. II Matilda II) — это британский средний танк с тяжелым бронированием периода Второй мировой войны. Машина получила широкое применение силами английской армии в ходе военных действий в Африке. Также это один из самых известных танков иностранного производства, которые использовались Красной армией в ходе Второй мировой войны.

Исторические сведения

Еще в средине 30-х годов военному руководству Англии пришла в голову идея усиления бронирования ихнего танкового парка, ибо оно на тот момент было крайне слабым. В 1936 году началась разработка нового танка с бронированием лба не менее 60 мм.

Краткая героическая история танка началась в 1936-1938 годах, когда тот был создан вместо существующей машины Matilda I. Принят на вооружение в начале Второй мировой, в войска начал поступать в 1939 году.

Матильда II являлась основным средним танков Англии на начальном этапе войны. Танк выпускался до августа 1943 года на 7 английских предприятиях. Всего было выпущено 2987 единиц, из которых «лендлизовскими» для СССР стали 1084 штуки. Из общего числа 918 единиц было доставлено к берегам СССР.

Так же большое число танков Марк-2, снятых с линейных частей королевской армии, принимали участие в ходе сражений на Островах Тихого океана на стороне Австралии.

Это интересно: название танк получил от машины предыдущего поколения Матильда I, а та, в свою очередь, его получила от героини комиксов утки Матильды.

На свое время МК-II отличались очень мощным бронированием и довольно неплохой пушкой. Немецкая стандартная пушка Pak 36, калибром 37-мм, никак не могла справиться с броней данной машины. Она поддавалась лишь 88-мм зенитному орудию. Посему танк был грозным противником для немецкой бронетехники на первых этапах боевых действий.

Конструкционные особенности

Танк Matilda II имеет классическую схему компоновки. Вес машины составлял 27 т (относительно немного), экипаж 4 человека. Круговое бронирование танка на 1937 год было просто запредельным: лоб имел целых 78 мм, борта — 70 мм, корма — 55 мм (многие немецкие и советские машины не имели такой даже лобовой брони!).Круговое бронирование башни тоже хорошее — 75 мм.

Танк Mk-II был оснащен двумя 6-цилиндровыми дизельными двигателями, мощность в 87 л.с. каждый. Такая силовая установка была крайне слабой и позволяла развивать максимальную скорость танка по шоссе в 24 км/ч. По мягкому грунту танк развивал максимальную скорость в 15 км/ч, чего, согласно английской доктрине, вполне хватало.

Вооружена машина была «двухфунтовкой» QF 2 pounder (калибр 40 мм) и одним пулеметом 7,92-мм BESA, а позже 7,7 мм «Vikkers». Такое вооружение являлось удовлетворительным, ведь основной задачей машины являлась лишь поддержка действий пехоты, но не уничтожение вражеской бронетехники.

Матильда МК-2 имела запас хода до 130 км, а баки были рассчитаны на 225 литров дизеля.

Сцепление было сухое дисковое, автомобильного типа.

Боевое применение британцами. Северная Африка

В армейские британские части Матильда 2 начала поступать в 1939 году. На начало войны в британской армии это были самые перспективные и эффективные машины. Они ни голову превосходили ранние немецкие Pz. II и Pz. III. То же было актуально и для итальянских M13/40. Первое боевое крещение танк получил уже в мае 1940 года во Франции. Тогда немцам удалось заполучить в качестве трофеев 29 единиц этих машин, которые те, отремонтировав, активно использовали позже против самих же англичан.

Несмотря на все достоинства машины, применялась она англичанами практически только на североафриканском плацдарме. Для итальянцев и немцев наличие «Матильд» оказалось отнюдь не приятным сюрпризом, ибо основная масса их танковых пушек не могла нанести какого-либо вреда британской бронемашине. Но так длилось недолго. Уже в мае 1942 года в ходе битвы при Эль-Алаймане и Тобруке легендарные, эффективные и перспективные Матильды потерпели поражение против немецких Pz.III Ausf.F с 50-мм. орудиями и Pz.IV Ausf.B и D. Причина поражения — моральное устаревание британских машин. В противовес англичанам немецкие инженеры регулярно модифицировали как бронирование, так и вооружение своих танков. Британцы этого не делали по причине невозможности проведения глубокого апгрейда, хотя такие попытки предпринимались (например, Matilda Black Prince). Как итог — вся мощь Матильд была умножена ноль, ибо немцы с огромного расстояния и безо всяких усилий пробивали лобовую броню противника, а «Матильды» со своей двухфунтовкой не могли ничего противопоставить силам Роммеля. От поражения в решающей битве союзников спасли лишь светлые умы Монтгомери и Эйзенхауэра.

Это интересно: Во время боев в Северной Африке танк получил название Quenn of the Desert (Королева пустыни).

Вторым большим театром боевых действий применения танка были Гвинейские острова, где Матильды использовались войсками Австралии против японцев. В условиях джунглей машина была не очень эффективной. Гораздо лучше бы проявила себя огнеметная версия, которая и была создана. Так же австралийскими инженерами был предложен вариант Матильды с 7-ми ствольной мортирой.

Матильды по кредиту для СССР

Между Британией и СССР в августе 1941 года был подписан договор о клиринге и кредите. Согласно этому договору Советскому Союзу было предоставлено кредит в размере 10 млн фунтов стерлингов и до конца года Англия поставила 466 танков, 187 из которых были Матильды. Первые 20 из них были доставлены в Архангельск конвоем PQ-1 11 октября 1941 года. Всего англичане отправили 1083 Матильды, из которых СССР получил 918 (остальные были потеряны в ходе транспортировки).

Кроме Архангельска, конвой доставлял танки и в Мурманск. В каждом из этих городов были организованы пункты приемки. Далее МК-2 направлялись в учебный центр в г. Горький, где существовал автобронетанковый центр. Там машины подвергались испытаниям и ремонту на начальных этапах. Тренировка экипажей машин проводилась в Казани, где был создан учебный центр на базе казанских курсов КУКС. В помощь советским инструкторам из Великобритании в Казань конвоем PQ-2 было отправлено 6 танкистов-инструкторов, которые пробыли там 2 недели.

Проблемы с «импортными Матильдами» начались еще задолго до того, как те попали на фронт — в процессе транспортировки. К примеру, у 6 из 49 танков из-за морозов оказались размороженные двигателя, радиаторы. Две единицы имели низкую плотность электролита в аккумуляторах, у других была обнаружена течь масляных баков. Огромное число машин имело проблемы с укомплектованностью танков (отсутствие буксировочных тросов, брезента, ЗИПов и спецификаций к ним). В следующих партиях танков использовался вместо воды уже этиленгликоль.

На 2 декабря в учебный центр Горького поступило 137 танков Матильда и Валентайн, из них выбыло 58 штук. Ремонтировали их теми запчастями, что прибыли в комплекте, при чем двигателей и аккумуляторов хватило далеко не на все машины.

Это интересно: огромной популярностью пользуется танк Матильда в World of tanks (компьютерная игра про танки).

Довольно часто так же происходили отрывы боковых секций при буксировке по причине того, что их крепление к лобовой части танка, которая была не цельной, было не достаточно жестким, а сами крюки находились как раз на боковинах. Касательно остальных недочетов самих машин поговорим немного ниже.

Оценка проекта

В условиях эксплуатации советскими танкистами танк Матильда 2 является бесспорно неплохой машиной, которая имела как достойные характеристики, так и проблемные моменты. Теперь о них подробнее.

Плюсы танка МК-II:

  1. Отличное круговое бронирование, что увеличивало как выживаемость танка на поле боя, так и его экипажа. Броня была на уровне тяжелого танка КВ-1, а по классу, согласно советской классификации, относился к танкам поддержки пехоты (средний танк).
  2. Небольшой вес танка.
  3. Хороший обзор из машины.
  4. Качество выполнения брони было так же на порядок выше чем у советских машин. При попадании снаряда в танк броня не давала осколки и не отслаивалась.
  5. Относительно слабые двигатели танка имели довольно неплохой мотопробег, который превышал паспортный в 2-3 раза и составлял 550-600 моточасов.
  6. Условия работы экипажа на танке так же были в разы лучше, чем на советских машинах.
  7. Машина хорошо себя зарекомендовала в условиях позиционных боевых действий.
  8. Относительно неплохое орудие танка в начале Второй мировой войны.

Отрицательные стороны Матильды II:

  1. Невысокая крейсерская скорость машины как для среднего танка.
  2. Отсутствие осколочно-фугасных снарядов для танка до момента появления Matilda III CS с 76-мм гаубицами. На начальном этапе такой фактор привел к тому, что советские конструкторы решили перевооружить танк пушкой ЗИС-5. Но новая модификация Матильды решила данную проблему.
  3. Оснащение танка гусеницами с гладким покрытием (некий вариант «летних» гусениц), которые не смогли обеспечить необходимое сцепление с грунтом в условиях зимы. Это приводило к тому, что машины попросту съезжали в овраги, переворачивались днищем вверх. Этот недостаток пытались минимизировать путем наваривания на траки металлических зацепов-шпор.
  4. В условиях распутицы танк мог оказаться полностью обездвиженным — между его фальшбортами и ходовой частью набивались грязь и снег, которые, замерзая, приводили к полной остановке машины. Та же ситуация возникала в условиях лесисто-болотистой местности.
  5. При сильных морозах замерзали близко расположенные к днищу трубки системы охлаждения и даже при включенном двигателе. Это же было и актуально для пневматического усилителя управления трансмиссией.
  6. Сложная конструкция танка, что затрудняло проведение ремонтных работ.
  7. Низкая маневренность танка, малый запас хода.

Многие из негативных моментов, связанных с эксплуатацией в условиях холода удалось ликвидировать — машины отправляли на южные направления фронта.

Главным же недостатком «кредитных Матильд» было то, что вместе с машинами передавался крайне малый запас снарядов — всего 5-6 комплектов , которых не хватало от слова совсем. Требуемое количество боезапасов для машины составляло 1200 снарядов.

Уже к средине войны (весна 1943 года) Матильды морально устарели и были сняты с производства, а Советский Союз прекратил закупать данные машины. Те машины, которые остались, активно продолжали использовать в боевых действиях. Например, в начале битвы на Курской дуге 18 Матильд были в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта. А в 224-м полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта на июль 43 года было 33 машины данного типа.

На лето 1944 года «Матильды» в советских танковых частях присутствовали в единичных экземплярах, а к осени были лишь в учебных частях. Больше 2-х лет машины трудились на благо Родины во имя большой Победы.

Модификации танка

Известны следующие модификации танка Матильда II:

  • Mark II — первый серийный вариант танка со слабым двигателем АЕС в 87 л.с.
  • Mark II A — модификация, в которой пулемет Виккерс был заменен на BESA, а поддерживающие катки заменили на полозья.
  • Mark III — модификация танка с силовой установкой Леланд в 95 л.с. и новой радиостанцией №19.
  • Mark III CS — модификация поддержки пехоты с 76-мм гаубицей под осколочно-фугасные и дымовые снаряды.
  • Mark IV (Матильла 4) — танк Матильда II, но с увеличенным запасом хода до 257 км по шоссе и 129 по пересеченной местности за счет увеличения емкости топливных баков. Так же было улучшено крепление двигателей, изменена конструкция масловодов/воздуховодов. Танк стал надежным технически.
  • Mark IV CS — танк Матильда IV с 76-мм гаубицей.
  • Mark V — Матильда, оснащенная пневматическим усилителем управления трансмиссией.
  • Matilda Scorpion I и II, Matilda Baron — саперный вариант Матильды (минный тральщик).
    Matilda Black Prince — неудавшийся проект по перевооружению Матилды орудием QF 6-pdr Mk V и попыткой установить башню от танка Кромвель.

Infantry Tank Mk.I “Matilda” \ A11 Пехотный танк

Официальное обозначение: Infantry Tank Mk.I
Альтернативное обозначение: “Matilda”, A11
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: сентябрь 1936 г.
Стадия завершения работ: построено 139 экземпляров, применялись в Битве за Францию (май-июнь 1940 г).

После завершения Первой Мировой войны в умах британского штабного руководства ещё долго преобладала мысль о том, что танки предназначены только для поддержки и сопровождения пехоты, и на быстрые прорывы они не способны. Естественно, был учтен горький опыт боёв 1917-1918 гг., когда пройдя всего несколько километров вглубь вражеских позиций экипажи тяжелых “ромбовидных” танков были вынуждены покидать свои машины из-за нехватки топлива или механических неисправностей. Так была выработана обновленная концепция “пехотного” танка.

В 1934 г. генерал-инспектор Королевского Танкового Корпуса (КТК) представил на рассмотрение Комитету по исследованиям при Генеральном Штабе доклад, содержащий требования к танку, предназначенного для непосредственного взаимодействия с пехотой. Было предложено два варианта такой машины:

— небольшая по размерам, хорошо бронированная, вооруженная одним-двумя пулеметами и удобная для массового производства;

— большая, хорошо бронированная, вооруженная пушкой и противопехотным тяжелым пулеметом, способная бороться с бронетехникой противника.

Кроме сильного бронирования общей чертой также была скорость, которая ограничивалась “маршевым” шагом пехоты – это было сделано для того, чтобы экипажи танков не вздумали отрываться от сопровождаемых ими солдат.

Генштаб рассмотрел данное предложение и составил собственные требования к “пехотному” танку, основанные, по большей части, на втором варианте. Изменения коснулись только вооружения. Поскольку тогда большая часть танков вероятного противника имела только противопульное бронирование от установки 57-мм или 76-мм орудий решили отказаться, посчитав их мощность избыточной. В качестве основного вооружения танк должен был нести пулемет .50 калибра (12,7-мм) или 2-фунтовую (40-мм) пушку. Минимальная толщина брони при этом равнялась 25,4 мм.

Весной того же года фирма Vickers приступила к проектированию танка А9. Это была трехбашенная машина, по общей компоновке напоминавшая не принятый на вооружение средний танк А6 или советский Т-28 (на появление которого оказали влияние именно британские танки). Согласно требованиям танк вооружался 2-фт пушкой, установленной в главной башне, и двумя 7,71-мм пулеметами установленных в малых башнях. Правда, толщина бронирования не превышала 14 мм, что сочли небольшим недостатком. Впоследствии его перевели в разряд “крейсерских”. В момент своего появления, в июле 1936 г., А9 был вполне способен выполнять поставленные задачи, но уже через два года стало ясно, что бронирование танка нуждается в усилении.

Параллельно с А9 фирме Vickers поручили спроектировать боевую машину несколько иного типа. Инициатором создания первого британского “пехотного” танка стал генерал-майор Хью Эллис, командовавший во время Первой Мировой войны Танковым Корпусом в Европе. В его представлении КТК нуждался в танке небольших размеров, броня которого была бы способна выдерживать попадания снарядов легких противотанковых и полевых орудий, не вооруженного только пулеметами.
За разработку такой машины, получившей название А11, взялся Джон Карден. Пехотный танк получил весьма угловатый клёпаный бронекорпус, у которого только передние и задний бронелисты располагались под наклоном, что способствовало лучшей пулестойкости. Одноместная башня танка, в которой мог размещаться лишь один 7,71-мм или 12,7-мм пулемет, была литой. Схема ходовой части А11 была взята у трактора Vickers “Dragon”. Она состояла, применительно на один борт, из 8 сдвоенных опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки, 2-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. Примечательно, что ходовая часть А11 не имела никакой защиты в виде фальшбортов или надгусеничных полок.

Подвеску танка выполнили брокированной с полуэллиптическими листовыми рессорами. С целью удешевления производства трансмиссию, коробку передач, сцепление и тормоза позаимствовали у легких танков Vickers, что для более тяжелой машины являлось не лучшим выходом.

Первый прототип А11Е1 поступил на испытания в сентябре 1936 г. Сразу обратили на себя внимание недостатки “полутракторного” шасси, постоянно забивавшегося грязью и “терявшего” гусеницы при резких маневрах. Никаких серьёзных доработок, при этом, не проводилось. Фирма довольствовалась перенесением поддерживающих роликов на борта корпуса и мелкими улучшениями конструкции корпуса. В апреле 1937 г. был оформлен заказ на постройку первых 60 танков, а к моменту окончания производства, в августе 1940 г., было изготовлено 139 серийных А11. В британкой армии они получили обознчение Infantry Tank Mk.I “Matilda” (Пехотный Танк Mk.I). Интересно, что имя “Matilda” дал этому танку сам Эллис, поскольку он своими небольшими размерами напоминал генерал–майору утенка из популярного в то время в Великобритании мультфильма.

Ещё до поступления на вооружение танков А11 из Испании пришли весьма печальные новости о применении легких немецких и итальянских танков. Сразу же стало ясно, что по составу вооружения и скорости передвижения по пересеченной местности (около 9 км\ч) пехотный танк не отвечает требованиям современной войны и для его замены в ноябре 1936 г. выдали новые тактико-технические требования, приведшие к созданию более совершенного танка А12 “Matilda II”. Однако отказываться от выпуска морально устаревшей техники Генштаб также не собирался, так как в этом случае КТК вообще мог остаться без танка поддержки пехоты.

Несколько позже, в январе 1937 г., на А11 опробовали установку несколькоких образцов минных тралов. С проблемой расчистки минным загражений британцы столкнулись ещё в 1918 г, а для этой цели хорошо бронированный пехотный танк подходил как нельзя лучше. В тендере участвовали фирмы «Калтер Плау» (ножевой трал) и «Фаулер Роллерс» (катковый трал). По результатам испытаний победила первая фирма, минный трал которой представлял собой две длинные несущие рамы, устанавливаемые по бортам корпуса и опускаемые с помощью цепной передачи с приводом от двигателя. Тем не менее, на серийных А11 это устройство не монтировалось, хотя позднее данный трал нашел себе применение на танках других типов.

Боевое применение А11 удачным можно назвать лишь отчасти. В 1940 г. во Францию были посланы 4-й и 7-й батальоны Королевского Танкового Полка, имевшие с своём составе 50 и 27 танков соответственно. Кроме “Matilda” эти подразделения располагали лёгкими танками Mk.VIb (5 и 7 единиц соответственно), а 7-й батальон был оснащен недавно полученными пехотными танками “Matilda II” в количестве 23 экземпляров.

В нескольких случаях столкновений с немецкими танками Pz.II и Pz.III британские пехотные танки оказывались в патовой ситуации – броня А11 оказалась практически неуязвимой для огня 20-мм и 37-мм танковых орудий, но и сами британцы не могли поразить немецкие “панцеры” из пулеметов.

За время боёв мая-июня 1940 г. экспедиционным силам удалось сохранить примерно половину танков “Matilda”, однако всех их пришлось бросить у Дюнкерка из-за невозможности эвакуации. Став немецкими трофеями британские пехотные танки вскоре отправились на слом. Причиной этого шага послужила излишняя медлительность “Матильд” и невозможность установки пушечного вооружения.

Поскольку летом 1940 года выпуск А11 всё ещё продолжался было принято решение приспособить уцелевшие танки для вспомогательных нужд. Так А11, оставшиеся в метрополии затем использовались только в качестве учебных и были окончательно списаны к 1944 г.

«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг.» Сост. Г. Л. Холявский. Минск, «Харвест», 1999.
«Танки 1916-1945. Иллюстрированная энциклопедия»
«Британские и американские танки второй мировой войны». П.Чемберлен и К.Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003.
Britain’s Infantry Tank Mk I, A11, Matilda Mk I, Matilda I Infantry Tank

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА
Infantry Tank A11 «Matilda» образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 11117 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4850
Ширина, мм 2280
Высота, мм 1860
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ oдин 12,7-мм или 7,71-мм пулемет Vickers в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 4000 патронов?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел и смотровой прибор Vickers
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 65 мм
борт корпуса — 60 мм
корма корпуса — 60 мм
крыша — 10 мм
днище — 10 мм
лоб башни — 65 мм
борт башни — 60 мм
корма башни — 60 мм
крыша башни — 30 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford V-8, бензиновый, 8-цилиндровый, мощностью 70 л.с.; запас топлива — 190 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: ручная коробка передач (4 передачи вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки, 2 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо; крупнозвенчатая металлическая гусеница с шириной трака 292 мм
СКОРОСТЬ 12,8 км\ч по шоссе
6,4-9 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 128-135 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,63
Глубина брода, м 0,76
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали