Машина имр 2

ИМР 2 — Инженерная машина разграждения 2


Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для прокладывания путей передвижения по пересеченной местности и в различных завалах. Машина может использоваться в местах применения оружия массового поражения. Разработана на доработанном шасси танка Т-72 со снятой башней и вооружением. Машина принята на вооружение в 1980 году.
История создания
Машина ИМР-2 была сконструирована в Омске в КБТМ, а навесное оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Специальном конструктрском бюро СКБ-200 Челябинского тракторного завода и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин). Разработкой руководил А.А. Моров. В 1980 году машина была принята на вооружение, а с 1982 года организовано её серийное производство. Серийно машина изготавливалась в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе и Новокраматорским машиностроительным заводом в Краматорске.
Описание конструкции
Броневой корпус полностью герметичен и обеспечивает защиту экипажа от радиации с коэффициентом ослабления 10. В корме расположена установка разминирования, а в башне оператора находится установка с 7,62-мм пулемётом ПКТ.
За базу было взято шасси основного боевого танка Т-72, имевшее по классификации ГБТУ обозначение «Объект 637»
Основное предназначение ИМР-2: создание колонных путей в труднопроходимых местах для продвижения войск, а также создание проходов в минных полях. Для выполнения этих задач на ИМР-2 имеются:
Электромагнитная приставка ЭМТ и установка разминирования;
Бульдозерное и крановое оборудование;
Колейный ножевой минный трал со штыревыми взрывателями.
ИМР-2 снабжена бульдозерным отвалом, установленным спереди корпуса машины и способным работать в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, аналогично машине первой модификации. Спереди отвала может устанавливаться лыжа, позволяющая регулировать степень его заглубления в грунт. Производительность машины ИМР-2 при устройстве проходов 300-450 м/час, при прокладке дорог — 6-10 км/час, при использовании бульдозерного оборудования — 230-300 м3/час.
Машина ИМР-2 также имеет телескопическую стрелу с манипулятором-захватом для удаления с пути посторонних тяжелых предметов. Стрела устанавливается в поворотной башне, максимальный вылет стрелы 8,8 м, грузоподъемность 2 тонны, максимальная высота подъема крюка 11 м. Стрела имеет универсальную систему крепления рабочих органов: рыхлителя, грейфера, захвата и экскаваторного оборудования. Емкость экскаваторного ковша — 0,5 м3. Производительность машины в экскаваторном режиме 25 м3/час грунта.
Спереди инженерной машины разграждения установлен колейный ножевой минный трал, а в последующих вариантах — с электромагнитной приставкой, для самостоятельного проделывания проходов в минных полях, оснащенных противотанковыми штыревыми, донными и магнитными минами. Инженерная машина разграждения ИМР-2 имеет вооружение в виде 7,62-мм пулемета ПКТ и установку удлиненного заряда разминирования.

В транспортном положении инженерная машина разграждения ИМР-2 забрасывает на крышу бульдозерный отвал, поднимает минный трал и сдвигает сама в себя стрелу, укладывая ее назад. Машина способна работать в труднопроходимых местах.
Тактико технические характеристики ИМР-2:
Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).
Масса, т: 34
Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.
Мощность двигателя (максимальная), л.с.: 840
Экипаж, чел.: 2.
Производительность:
— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;
— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;
— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;
— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.
Преодолеваемые препятствия, град:
— максимальный угол подъема — 30;
— максимальный угол крена — 25.
Ширина бульдозерного отвала, м:
— в двухотвальном положении — 3,56;
— в бульдозерном положении — 4,15;
— в положении грейдера — 3,4.
Грузоподъемность стрелы, т:2.
Скорость, км/ч:
— по шоссе — 59;
— по грунтовым дорогам — 35-45.
Пусковая установка:
— число направляющих, шт.: 2.
— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.
Запас хода, км: 500.

Модификации

ИМР-2М
ИМР-2В «Сотник». Изготовлена в 819 орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 28 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 120 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 1.3 т.
ИМР-2Е «Двухсотник». Изготовлена на производственном объединении «Новокраматорский машиностроительный завод» по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР и п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов). Изготовлено 10 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 250 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 5 т.
ИМР-2Д «Тысячник»ИМР-2Д «Тысячник» с грейфером. Изготовлено 3 шт. в мае и июне 1986 года там же, где и ИМР-2Е. Коэффициент радиационной защиты увеличен до 2000 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 16-19 т.

Инженерная машина разграждения. ИМР-2


Инженерная машина разграждения является специализированной военной техникой основным назначением которой являются прокладка колонных путей, ликвидация завалов и заторов, в местах проведения бомбардировок, и других подобных действий. Для этого машина оборудована многофункциональным бульдозерным механизмом и телескопической стрелой-манипулятором.

Технические характеристики ИМР-2

Изначально ИМР была сделана на основе танка Т-55. Для выполнения своих основных задач ИМР снабжено многофункциональным бульдозерным ножом и стрелой-манипулятором. ИМР герметично изолирована, что дает возможность передвигаться под водой, опускаясь на пятиметровую глубину (для этого установлена специальное устройство подводного вождения). Кроме того ИМР имеет противорадиационную защиту благодаря которой техника может использоваться в районах с повышенной радиацией и загрязненных химически-агрессивными веществами. Стоит отметить, что экипаж машины обходится без средств защиты от радиации.

Бульдозерное оборудование может располагаться в 3-х позициях: двухотвальном, бульдозерном и грейдерном. Изменение положения режущего ножа осуществляется при помощи гидравлического устройства. В двухотвальной позиции ИМР-2 может прокладывать колонные пути благодаря откидыванию препятствий (небольших завалов, снега, деревьев и т. д.) по обе стороны от передвигающейся машины. Следом уже по расчищенной дороге может двигаться другая военная техника.

В бульдозерном расположении лопаты, инженерная машина разграждения может срезать косогоры, расчищать котлованы, делать проходы через рвы и т. д. Расположение лопаты в грейдерной позиции предполагает расчистку путей прохода для различных видов техники.

Для устранения на пути крупных и тяжелых предметов машина оснащена телескопической стрелой, на которую возможно навесить ковш, чтобы использовать технику в качестве экскаватора. Первые инженерные машины разграждения поступили в вооруженные силы в 1969 году. Вообще ИМР на базе танка Т-55 было выпущено 1271 штук. В дальнейшем выпускались модифицированные инженерные машины разграждения – ИМР-2, ИМР -3.

Модификации инженерных машин разграждения

  • ИМР-2. Основной для машины разграждения ИМР-2 послужил танк Т-72. Данные инженерные машины поступили в войска в 1980 году. Кроме того что у них располагалось оборудование используемое на ИМР-1, были добавлены приспособления, предназначенные для разминирования (устройство траления мин КМТ-6 и установка разминирования УР-83П). Таким образом, функциональные возможности машины повысились. Кроме расчистки колонных путей ИМРТ-2 может производить разминирование опасных участков встречающихся по пути. Также дополнительно был установлен пулемет ПКТ.
  • ИМР-2М. Данная модификация техники является переработанным вариантом ИМР-2. В отличие от исходной модели ИМР-2М оснащена универсальным рабочим органом (УРО) грейферной конструкции, вместо клещевого манипулятора. Данное устройство значительно расширило возможности машины. Так же стоит отметить, что в модифицированной модели ИМР-2М были убраны установка разминирования, дальномер, пулемет ПКТ и броневая защита гидравлических устройств.
  • ИМР-3. ИМР-3 выпускается с 1999 года и скомплектован на шасси танка Т-90. Кроме приспособлений аналогичных ИМР-2М на данную модель был дополнительно установлен крупнокалиберный пулемет НСВТ. Так же был возращен минный трал КМТ-6. В новой модификации члены экипажа, могут находиться на боевом посту, в течение 3-х дней, не покидая кабины. Для этих целей ИМР-3 была оборудована всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности человека (система кондиционирования воздуха, приспособления для разогрева пищи и сброса отходов). Но при этом вес машины увеличился до 51 тонны.

Применение ИМР-2

Первое боевое крещение ИМР получили в Афганистане. Там они использовались в составе подразделений обеспечения движения, их основным функциональным назначением было расчистка завалов, удаление снега на перевалах и восстановление дороги.

Также при перемещении боевых групп в обязательном порядке создавалось боевое охранение в состав, которого были так же включены ИМР. В Афганских условиях многие функциональные устройства ИМР не использовались, так как не было повода для их применения. Так, например противоминный трал и ПУ разминирования практически не применялись.

По-настоящему в тяжелых условиях ИМР-2 прошли проверку в «Чернобыле». После техногенной катастрофы на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Именно ИМР были отправлены разгребать завалы на реакторе. Кроме них там не могла использоваться ни одна другая техника, так как ИМР-2 имели противорадиационную защиту.

В настоящее время ИМР также находят применение, не только в инженерных войсках, но и в отрядах МЧС при техногенных и природных катастрофах. При тушении крупных лесных пожаров с помощью ИМР создаются противопожарные полосы. По сути, данная спецтехника так же может с успехом использоваться при сносе старых зданий, очистке просек под линиями электропередач в лесных зонах и т.д. При помощи данной машины можно также производить очистку водоемов и отсыпку новых дорог. В общем, сфера применения ИМР на благо гражданского общества достаточно обширна, чтобы задуматься об их целенаправленном применении.

Инженерная машина разграждения (ИМР)

Достаточно часто тушение пожаров на открытых местностях (особенно актуально для лесных пожаров) сопровождаются необходимостью использованиям специальной пожарной техники или специальных инженерных машин, наглядным примером является самая масштабная техногенная катастрофа XX столетия. С помощью специальных инженерных машин возможности подразделений могут увеличиться в несколько раз, так как данная техника за короткий отрезок времени, может выполнить такой масштаб роботы который не один трактор не сделает. По этому этой статьей мы начинаем серию публикаций о инженерных машинах и первой мы представляем инженерную машину разграждения.

Инженерная машина разграждения (ИМР) предназначена для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме этого, она может использоваться для буксировки поврежденной техники и для проведения вспомогательных работ при наводке мостов и обустройстве различных сооружений.

Общий вид инженерной машины разграждения (ИМР)

  • к днищу танка ИМР приварены листы усиления, изменена конструкция подбашенного листа;
  • к верхнему листу корпуса танка приварена башня для механика водителя;
  • в трансмиссии установлена ​​»Гитара» от тягача БТС-2;
  • приборы наблюдения заменены смотровыми окошками;
  • прибор ночного видения ТВН-2 заменен прибором ПНВ-57.

Рабочее оборудование инженерной машины разграждения (ИМР) состоит из бульдозерного оборудования, стрелового оборудования, скребка-разрыхлителя, механизма отбора мощности и гидропривода рис.1.

Рис. 1 Устройство ИМР

Стреловое оборудование ИМР-1 предназначено для перемещения габаритных предметов (балок, плит, обломков) при устройстве проходов в каменных и лесных завалах, для откапывания входов в заваленные укрытия, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ.

Стреловое оборудования ИМР-1 представляет собой поворотно телескопическую стрелу с захватчиком-манипулятором. Грузоподъемность стрелового оборудования на максимальном вылете – 2 т, наибольшая высота подъема груза 11 м, максимальный вылет стрелы 8,835 м.

Стреловое оборудования включает поворотную платформу, башню оператора, механизм поворота платформы, внешнюю стрелу, гидроцилиндр подъема стрелы, механизм выдвижения стрелы, захват-манипулятор, механизм подъема, поворота и раскрытия захвата – манипулятора.

Поворотная платформа ИМР-1 установлена на крыше корпуса машины. К подбашенному месту, болтами крепится внутреннее кольцо поворотного круга. Внешнее кольцо с помощью болтов соединено с платформой. Для вращения башни вокруг вертикальной оси на посадочных площадках поворотной платформы установлен редуктор механизма поворота платформы.

Башня оператора сварной конструкции приварена к поворотной платформе. К передней стенке башни приварен кронштейн, к которому шарнирно крепится гидроцилиндр подъема и опускания стрелы. К задней стенке приварен кронштейн, к которому шарнирно крепится стрела.

Башня оборудована переговорным устройством, пультом управления, фарой-искателем, сиденьем, верхним люком оператора. Для осмотра местности в башне есть 6 окон.

Механизм поворота платформы инженерной машины разграждения состоит из гидромотора, редуктора, ведущей шестерни, которая находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом поворотного круга.

Внешняя стрела в поперечном сечении представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся трубы, соединенные с помощью сварки стальными листами обшивки. Передняя часть стрелы усиленная поясом, к которому приварены кронштейны опорных роликов.

Внутренняя стрела по конструкции аналогична внешней. В передней части стрелы приварен оголовок, в отверстия которого устанавливается манипулятор. Оголовок усиленный поясом и имеет вырезы для рычага механизма подъема манипулятора .

Механизм высувания внутренней стрелы предназначен для изменения длины вылета стрелы. Он представляет собой двойной полиспаст с приводом от гидроцилиндра, который с помощью болтов и пальцев крепится к двум швеллеров.

Захват-манипулятор предназначен для захвата различных предметов. Он состоит из клещевого захвата и поворотной головки, которая крепится к оголовку внутренней стрелы и может вращаться в вертикальной плоскости на 1350. Поворот захвата-манипулятора осуществляется с помощью гидроцилиндра, установленного во внутренней стреле. Механизм поворота захвата-манипулятора представляет собой два гидроцилиндра, смонтированных в корпусе поворотной головки. Гидроцилиндры соединены с зубчатыми рейками, которые входят в зацепление с зубчатым венцом на корпусе гидроцилиндра .

Бульдозерное оборудование предназначено для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарников, валки деревьев, корчевание пней, устройство проходов в лесных завалах и разрушениях.

Основными узлами бульдозерного оборудования являются центральный отвал, крылья, обойма, рама отвала, телескопические штанги, захваты, механизмы подъема и опускания, перекоса и крепления бульдозерного оборудования.

Центральный отвал представляет собой сварную конструкцию и крепится к обойме рамы, которая может вращаться на поворотной цапфе влево и вправо на 10°.

Крылья по конструкции аналогичны. Лобовой лист крыла имеет криволинейную поверхность. Задний лист с ребрами образует жесткую коробку. К нижней части лобового листа болтами крепятся ножи. Фиксация крыльев в бульдозерном, двоотвальном и грейдерным положениях осуществляется с помощью телескопических штанг или захватов.

Рама отвала представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в виде арки с усилением ребрами и поперечной балкой. Основными частями рамы являются: цапфа, поперечная балка, правый и левый толкатели. В передней части рамы имеются опорные площадки, на которые опираются упорами крыла отвала.

Телескопические штанги предназначены для фиксации крыльев отвала в бульдозерном или грейдерным положении, а также для смягчения динамических нагрузок. Телескопическая штанга состоит из внешней и внутренней трубы, механизма фиксации который состоит из рычага, тяги и штока поршня, набора тарельчатых пружин, гайки и проушины.

Механизм подъема и опускания бульдозерного оборудования предназначен для подъема бульдозерного оборудования и укладки его на носовую часть машины с последующей фиксацией. Для опускания бульдозерного оборудования с транспортного в рабочее положения, и углубления отвала. Он состоит из рамы, вала, кривошипа, гидроцилиндра подъема и гидроцилиндров углубление.

Механизм перекоса предназначен для наклона отвала в поперечной плоскости на угол до 10 градусов в каждую сторону. Он состоит из кронштейна с проушинами, двух гидроцилиндров, кронштейнов и пальцев.

Механизм крепления (рис.2) бульдозера в походном положении предназначен для фиксации бульдозерного оборудования в транспортном положении и состоит из гидроцилиндра штопорення, закрепленного на кронштейне башни механика-водителя и подставки с отверстием, приваренной к центральному отвалу. Ширина бульдозерного оборудования в:

  • Двоотвальном положении 3560 мм;
  • Бульдозерном положении 4150 мм;
  • Грейдерным положении 3395 мм.

Рис. 2. Механизм крепления ИМР

Скребок-разрыхлитель состоит из скребка, разрыхлителя, центральной части в виде двух балок.

Рис. 3. Скребок-разрыхлитель

1 – скребок, 2 – центральная часть, 3 – розрихлював, 4 – балка, 5 – кронштейн, 6 – балка

Механизм выдачи скребка состоит из рамки, коромысла, кривошипа, гидроцилиндра и кронштейнов. На конце рамки есть наконечник, на который надет скребок-разрыхлитель в транспортном положении.

Гидропривод предназначен для перевода бульдозерного и стрелового оборудования из транспортного положения в рабочее и наоборот, для управления ими в работе, для обеспечения работы механизмов поворота башни, выдвижение стрелы, поворота, подъема и раскрытия захвата, для поддержки стрелового и бульдозерного оборудования в транспортном положении.

Гидропривод ИМР имеет существенные отличия от ИМР-2, которые заключаются в:

  • установке ИМР пяти шестеренчатых насосов НШ-46д, что снижает суммарную мощность источников гидроэнергии;
  • уменьшении количества потребителей гидроэнергии за счет отсутствия пяти гидроцилиндров;
  • уменьшении производительности гидрофильтров за счет уменьшения их количества до двух;
  • отсутствии датчика температуры в гидробаке и ограничителя расхода рабочей жидкости;
  • установке на машину предохранительных клапанов типа БГ-52-14 без конструктивной доработки;
  • отсутствии охладителя масла в линии слива, предохранительного клапана плавающего положения управляемых дросселей в гидроцилиндрах подъема и выдвижения стрелы.

Механизм отбора мощности предназначен для передачи крутящего момента от двигателя через гитару к насосам гидравлической системы и состоит из редуктора отбора мощности, редуктора насосов и фрикционной муфты.

Редуктор отбора мощности предназначен для передачи крутящего момента от ведущей шестерни гитары через фрикционную муфту редуктор насосов.

Редуктор является частью гитары и состоит из корпуса, поперечного вала, цилиндрической и двух конических шестерен, зубчатой ​​муфты, ведомой конической шестерни и зубчатого валика. Сверху в корпусе редуктора имеется отверстие, в которое вставлен валик с вилкой для перемещения зубчатой ​​муфты.

Редуктор насосов трьохступенчастий, цилиндрический предназначен для передачи крутящего момента от редуктора отбора мощности через фрикционную муфту к гидронасосам гидравлической системы. Корпус редуктора выполнен из алюминиевого сплава. К передней и задней стенки болтами крепятся 5 гидронасосов гидравлической системы ( 2 правого и 3 левого вращения ). Сверху в корпусе имеется люк, закрытый крышкой, и отверстие для заливки масла, закрытый щупом – сапуном. Слив масла производится с помощью шланга, закрепленного на штуцере. На верхнем шлицевом конце ведущего вала установлена ​​дисковая фрикционная муфта. Гидронасосы соединены с валиками с помощью зубчатых муфт.

Фрикционая муфта предназначена для передачи крутящего момента от редуктора отбора мощности на редуктор гидронасосов, отключение редуктора гидронасосов и предотвращения его поломок при перегрузках.

Ведущими частями являются зубчатая муфта, ведущий барабан, три ведущих диска и детали крепления ведущих частей.

Ведомыми – ведомый барабан, опорный диск, нажимной диск, центральная пружина, подшипниковая коробка и крышка. Ведомый барабан размещен на шлицевой части ведущего вала редуктора гидронасосов.

Тактико-технические характеристики

Эксплуатационная производительность:
– При обустройстве проходов в лесных завалах, м / ч

300 – 400

– При обустройстве проходов в каменных завалах, м / ч

200 – 300

– При прокладке колонных путей, км / ч
– При перемещении грунта, м3
Максимальная транспортная скорость, км / ч
Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км / ч
Масса, т
Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
– длина
– ширина
– высота
Расчет, человек
Железнодорожный габарит

02-Т

Периодичность технического обслуживания, моточасов:
– ТО-1
– ТО-2
Трудоемкость технического обслуживания, чел.-час.:
– ТО-1
– ТО-2
Расход топлива на 100 км пути, л:
– По грунтовой дороге
– По шоссе
Запас хода по топливу, км

Для наглядности всего описанного предлагаем Вам просмотреть видео об ИМР.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)


Часть первая. Немного истории
Так случилось, что история инженерной техники, в отличие от истории авиации, танков и даже фортификации, всегда уделяют очень мало внимания. Все сводится к техническим характеристикам и году выпуска. Оно и понятно — информация по истории (ИМЕННО ИСТОРИИ!) инженерной техники очень ничтожна. В данной статье автор попытался, насколько возможно, раскрыть некоторые моменты в истории развития инженерной машины разграждения ИМР-2. Этот вопрос все еще остается актуальным, тем более в очередную годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, где ИМРы продемонстрировали все свои возможности.

Во время ведения боевых действий возникает необходимость обеспечения продвижения войск по путям (военным дорогам) или их оборудования и поддержки. В 1933 г. вводится понятие колонный путь — выбранное на местности направление вне дорог, подготовленное для кратковременного движения войск. Основными работами по подготовке колонного пути были: обозначение маршрута, уменьшение углов спуска и подъема, усиление заболоченных участков деревянными щитами, расчистка пути от завалов, снега, мин и т.п. На вооружение принимаются новые машины, разработанные на базе трактора ЧТЗ: машина для срезания кустов, тракторная лопата, механизированные катки, снегоочиститель. В конце 1930-х гг. в войска поступают бульдозеры, канавокопатели и тому подобное. После войны в 1950-60-х гг. были разработаны более совершенные машины БАТ, БАТ-М, более совершенное навесное оборудование. Но наибольшее развитие машины для подготовки и содержания колонных путей, обеспечения быстрого продвижения войск, расчистки завалов, в т. ч. в городских застройках получили в период появления ракетно-ядерного оружия (вторая половина 1960-х годов). Увеличения объема заданий, изменения их содержания, сроков и условий выполнения привело к созданию инженерной машины разграждения ИМР.
Инженерные машины разграждения относятся к группе машин, предназначенных для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Для выполнения этих задач машины оснащаются бульдозерным, крановым и дополнительным (ковш, скребок, бур) оборудованием.

ИМР-2М проделывает проход в лесном завале
Бульдозерное оборудование в таких машинах является универсальным. Оно может устанавливаться в одно из трех положений:
— двухотвальное, которое является основным и предназначено для устройства проходов в завалах и разрушениях, прокладывания колонных путей, снятия верхнего радиоактивно зараженного слоя грунта;
— бульдозерное, которое применяется при устройстве съездов, засыпке выемок, перемещении грунта и при самоокапывании;
— грейдерное, применяется при устройстве колонных путей на косогорах и на других видах работ, требующих перемещения грунта (снега) в одну сторону.
Стреловое оборудование в большинстве случаев оснащено захватом-манипулятором, что позволяет выполнять большой комплекс работ по устройству проходов в лесных и каменных завалах.
Как дополнительное оборудование на машине может устанавливаться установка разминирования и противоминный трал.
К данной группе машин можно отнести также саперные танки и некоторые инженерные машины, которые могут использоваться для инженерных работ под огневым воздействием противника и в условиях массовых разрушений (американский саперный танк М728, немецкий Pionierpanzer-1 и т. п.).

ИМР первая
Первая советская ИМР была разработана в Омске на базе танка Т-55. Она принята на вооружение в 1969 г. Основное оборудование машины включало универсальный бульдозер и крановое оборудование с захватом-манипулятором. Нужно заметить, что машина подобного класса появилась на Западе (в США) на четыре года ранее: в 1965 г. на вооружение поступил «инженерной (саперный) танк» М728. Американец превосходил советскую машину по грузоподъемности кранового оборудования (8 т против 2 т на ИМР), но советская машина была легче, маневренней и более универсальной за счет манипулятора с захватом.
С принятием на вооружение нового поколения танков (Т-64, Т-72, Т-80) и изменения оргштатной структуры танковых и мотострелковых подразделений (программа «Дивизия — 86») возникла необходимость создания новой машины разграждения на более современной базе. Такой машиной стала ИМР-2, выполненная на базе танка Т-72А.
Роботы над ИМР-2 начались в 1975 г. Машина (общая идея и конструкция) была разработана в Омске под руководством А. Морова, а рабочее оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Челябинском СКБ-200 и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин).
Основное рабочее оборудование — телескопическая стрела и бульдозерный отвал — были отработаны на предыдущей машине, и их модернизация и адаптация к ИМР-2 трудностей не вызывала. Новым оборудованием на машине стали противоминный трал и установка разминирования. На них остановимся детальней.
Новое оборудование разрабатывало специальное конструкторское бюро Челябинского тракторного завода — СКБ 200, под руководством В. А. Самсонова в кооперации с Новокраматорским машиностроительным заводом. Пусковой установкой (ПУ) разминирования занимались Б. Шаманов и В. Самсонов, а противоминным тралом занимался В. Горбунов. Работы шли под общим руководством начальника бюро перспективных разработок В. Михайлова.

Конструктор СКБ-200 В. Михайлов
Если с минным тралом все шло более приемлемо, то расположение ПУ на корпусе ИМР, предложение Самсоновым, не устраивало главного разработчика машины. Четыре кассеты с зарядами разминирования (общим весом 1200 кг) располагались на корме машины и были намертво прикручены к корпусу болтами. При этом они нависали над люками трансмиссии, которые надо было открывать при ежедневном ТО. Кроме того, хотя кассеты с зарядами были сдвинуты максимально назад, стрелу манипулятора ИМР из походного положения трудно было повернуть вперед. Даже в поднятом положении стрела манипулятора задевала за верхнюю часть кассет. Все это не устраивало головного разработчика, и он поставил вопрос об исключении ПУ из состава ИМР. Но военные настояли на своем. Начальник бюро перспективных разработок В. Михайлов предложил сделать ПУ разминирования прицепной, так как несколько лет назад такой вариант на колесной базе КБ-200 уже разрабатывался. Это было намного проще и дешевле. Но было утверждённое сверху задание, и его надо было выполнять.
(Примерно через 10 лет подобная установка разминирования MICLIC появилась в США. Заряд представлял собой цепочку из 140 блоков ВВ С4, нанизанных на трос. Подача на минное поле — с помощью пороховой ракеты. Укладывается и транспортируется заряд в одноосном прицепном контейнере.)

Направляющая ПУ, установленная в корме
Следующее предложение В. Михайлова заключалось в следующем: установить кассеты на раму, а раму сдвинуть максимально назад, чтобы кассеты не мешали стреле манипулятора. Свисающую с кормы часть рамы укрепить распорками. Предложение приняли. Кроме этого, было предложено сделать кассеты зарядов из дерева и сбрасываемыми после отстрела заряда разминирования, что позволило уменьшить вес машины на 600 кг (на ИМР был перевес в 2 т, поэтому искали любые пути снижения веса машины).


ИМР-2. Хорошо видна ПУ заряда разминирования на корме корпуса и большие ящики для зарядов разминирования
Деревянные кассеты не только уменьшали вес, но и во время сброса с машины не разрушались (металлические часто деформировались). Также наличие деревянных кассет с зарядами разминирования позволяло просто менять их вместо того, чтобы (как было предусмотрено ранее) перезаряжать в металлические кассеты. Сброс кассет также удовлетворял требованиям головного разработчика, так как улучались условия работы стрелой. Для сброса кассет заряда разминирования был придуман оригинальный способ. Кассеты были поставлены на рамы, которые перемещались на специальных полублоках в сторону наружу для доступа к люкам трансмиссии. Для сброса решили использовать силу натяжения тормозного каната, который удерживал в полете заряд разминирования. Канат прикрепили к полублокам под кассетами. При рывке каната полублоки поворачивались, производя расфиксацию кассет и их сброс.
Были небольшие проблемы и с установкой противоминного трала. Его разработчиков не устраивали небольшие объемы пространства между поднятым в походное положение бульдозером и корпусом машины. Это была буквально щель для ножевого трала, который в походном положении тоже должен был лежать на верхней части носа ИМР. Вначале было предложение отказаться от ножевого колейного трала, а его ножи расположить по всей ширине бульдозера ИМР (так было сделано на американском трале Т5Е3) и сделать их съемными. При этом мог получиться тральщик с шириной прохода около 4м. Но офицеры Научно-технического комитета инженерных войск даже слушать не захотели (опять же, лет через десять эта идея была воплощена в американской машине разграждения COV, в России в настоящее время к этой идее вернулись в инженерной дорожной машине — патент РФ № 2202095). После долгих поисков решения пришли к выводу — взять старые ножевые секции с трала КМТ-4М, так как они были меньших размеров по сравнению с новыми секциями КМТ-6. Подъем трала в походное положение осуществлялся гидроцилиндрами. Для траления мин со штыревым взрывателем (типа ТМК-2) ножевые секции были снабжены двумя горизонтальными подпружиненными штангами.

Противоминный трал КМТ-4 в походном положении

Трал КМТ-4 в рабочем положении. Хорошо видны металлические штанги, расположенные горизонтально и предназначенные для траления противоднищевых мин со штыревым взрывателем
Постепенно все вопросы были решены и разработчики приступили к изготовлению опытных образцов ИМР. Для установки противоминного трала и ПУ разминирования на машину разграждения из Челябинска в Краматорск выехали слесарь, сварщик и конструктор. Позже, для приемки ИМР туда выехали руководитель военной приемки полковником Н. Омельяненко и конструктор В. Михайлов.
А в апреле 1977 г. опытные образцы ИМР отправили на заводские (предварительные) испытания под Тюмень, на озеро Андреевское. В. Михайлов писал, что от испытаний у него остались плохие воспоминания: офицеры, руководившие испытаниями ПУ и трала, допускали много отклонений от программы испытаний, часто нарушались инструкции по эксплуатации, по технике безопасности. Также после пуска заряда разминирования необходимо было проводить замеры его отклонения: плюс-минус 10% по дальности и 5% в стороны. Все это надо было замерять при боковой скорости ветра не более 5 м/сек. Но этим пренебрегали. Так, после очередного пуска (боковая скорость ветра достигала 8 м/сек) заряд ушел под углом 450 от направления пуска. Угол записали, а скорость ветра нет. Утешило В. Михайлова при этом только то, что при рывке тормозного каната даже под углом 450 пустые кассеты зарядов скинуло с борта на землю.
При следующем пуске произошло еще одно ЧП: форс пламени от реактивного двигателя заряда разминирования ветром задуло в щели над трансмиссией машины, и сработали противопожарные датчики. Пространство в машине заполнил инертный газ. Оператор и мехвод (молодые солдаты) страшно перепугались. При покидании машины мехвод ударился головой о люк и получил легкую контузию (был надет шлемофон). После этого в инструкцию по эксплуатации было записано, что пуски заряда производить только при закрытых жалюзи трансмиссионного отделения.
После испытаний ПУ приступили к испытаниям противоминного трала. Так как еще лежал снег, то траление инертных мин вели тралящим устройством зимним (ТУЗ): на черенковые ножи трала надевали специальные решетки из пластин. Из 180 установленных в снег мин было пропущено только две, т.е. качество траления составило 99%. Качество траления мин, установленных в грунт, составило 100%. В общем, испытания ПУ разминирования и трала прошли успешно.
Эти же испытания показали, что на машине можно сэкономить еще 150 кг веса — это защита устройства передачи детонации (УПД). Обстрел заряда разминирования и УПД из стрелкового оружия показали, что от этого они не взрываются. Поэтому немного изменили положение УПД (его положили с зарядом в кассету) и провели еще одно испытание в январе 1978 года. Прошли они под Харьковом в присутствии начальника инженерных войск 6-й армии полковника Алексеенко. В честь Алексеенко заряд разминирования пустили боевой (800 кг) и затем подорвали его. Испытания прошли успешно.
Следующими были государственные испытания, которые прошли летом под Киевом. Закончились они успешно, хотя и были омрачены трагедией — тяжелые травмы получил конструктор СКБ-200 В. Горбунов. Причина трагедии банальна — нарушение техники безопасности. На одном из пусков направляющая с зарядом не поднялась на нужный угол (на 100 вместо 600). Что-то случилось с электросетью. По инструкции нужно было выключить электрооборудование машины. Этого не сделали. Руководитель работ подозвал конструкторов из Краматорска (головной разработчик), те наказали электрику посмотреть, что произошло. Тут же подошел В. Горбунов. Вместо того, чтобы отогнать электрика и выполнить все операции по инструкции, он стал позади ПУ. Электрик в это время замкнул цепь пуска реактивного двигателя (который, опять-таки, вопреки инструкции находился на направляющей). Форс пламени ударил электрику в плечо, а Горбунову прямо в лицо. В. Горбунов долго лечился, но до конца восстановить зрение и слух не удалось.
После всех испытаний была подготовлена и защищена документация на серийное производство. В 1980 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.04.80 г. за № 348-102 и приказом Министра обороны от 03.06.80 за № 0089 инженерная машина разграждения была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «ИМР-2».
В мае 1981 г. группу создателей ИМР-2 из Краматорска и Челябинска наградили орденами и медалями. Так, В. Горбунов, пострадавший на испытаниях, был награжден медалью «За доблестный труд».
ИМР-2 (Новоград-Волынский)
Сначала ИМР-2 должны были выпускать в Омске на местном заводе транспортного машиностроения, но с 1976 г. он был переориентирован на выпуск танков Т-80. Поэтому постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 июля 1977 г. эта обязанность возлагалась на Уралвагонзавод (г. Нижний Тагил), где было запланировано строительство специального корпуса. Но его строительство затянулось, и первые 10 шасси ИМР-2 собирали в танковых цехах. Только в 1985 г. началось серийное производство шасси ИМР-2, достраивавшихся затем на Новокраматорском механическом заводе.
ИМР-2 предназначена для оборудования проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечены боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме того она может применяться для буксировки поврежденной техники с путей движения войск, для проведения аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушений и тому подобное.
Первые ИМР-2 начали поступать в войска в начале 1986 г. Вспоминает подполковник Евгений Старостин, который в 1985-1991 гг. проходил службу в 306-м отдельном инженерно-саперном батальоне 24 МД (г. Яворов, Украина) в должности командира взвода и позже роты:
— В феврале-марте 1986 г. мы получили новую технику. Это были инженерные машины разграждения ИМР-2. Перевооружение на новые машины проходило в соответствии с директивой Генштаба о реорганизации ВС, а конкретнее в рамках программы «Дивизия-86». В это время появляется новая наступательная доктрина, меняются штаты подразделений, все получают новую технику, которая бы могла обеспечить наступательные действия, в данном случае, нашей механизированной дивизии. В инженерных подразделах такой машиной стала ИМР-2. Когда получили новые машины, то были определенные сложности. Во-первых, с железнодорожных платформ их сгоняли танкисты, ибо механиков для ИМР-2 готовили в Прибалтике, и на момент получения новой техники в дивизии их просто не было. Танкисты вообще сильно помогли. Но в основном все пришлось делать самому: читать технические «Руководства», самому жать на кнопки, давить на рычаги. Учился я на более старых танках, и танк Т-72 как база машины для меня был новым. В целом ИМР-2 была похожа на предыдущую ИМР, но внутреннее оборудование было меньше по габаритам. Новинкой было появление ножевого трала и установки разминирования. Относительно управления, то в ИМР-2 оно было проще и легче в отличие от ИМР благодаря тому, что была гидравлическая трансмиссия, а не механическая. Новинкой стала так же и система ПАЗ. Ее суть в чем? Когда прибор радиационной и химической разведки ГО-27 фиксирует угрозу, система останавливает, глушит двигатель, закрываются все жалюзи и машина герметизируется, выключается электроснабжение, работает только рация и аварийный свет. Через 4,5 сек. включается фильтровентиляционная установка. Дальше (примерно секунд через 15-20) уже можно заводить и двигатель. Когда впервые попробовал работу ПАЗ на себе, то был в шоке — двигатель заглох, машина остановилась, все стучит, закрывается, свет гаснет. Ощущение как у кильки в банке. Это сейчас смешно, а тогда…

Очень удачным оказался рабочий орган — манипулятор — и особенность работы с ним. Она была легка и очень универсальна. Так, моим старослужащим солдатам удавалось посредством манипулятора закрывать открытый коробок от спичек.
Что же касается самой базовой машины — танка Т-72, то скажу, что машина защищённая, удобная, надежная, простая в эксплуатации.
Следует напомнить, что к основному оборудованию (бульдозерное, крановое, противоминный трал) добавлена установка разминирования, которая находится в задней части машины и включает правую и левую направляющие с зарядами разминирования. Ее наличие определялось тем, что ИМР-2 будет делать проходы в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника для обеспечения продвижения войск.
ИМР-2. Бульдозерный овал и стрела с захватом-манипулятором в походном положении, а ПУ заряда разминирования поднята в боевое положение
Евгений Старостин:
— Относительно установки разминирования УР-83. Не известно, зачем она вообще была на этой машине. Проблем с ней было много. Достаточно сказать, что заряды к установке располагались в деревянных ящиках по обоим бортам машины. А это 1380 кг взрывчатки. И это на машине, которая должна действовать в первом эшелоне, вместе с танками. Попадание гранаты РПГ, очередь ли пуль — и машины будто не существовало (расстояние пуска зарядов лишь 500 м). Подготовка к пуску зарядов разминирования выполнялась вручную, выходом экипажа из машины! И это во время боя… Другой проблемой был сам запуск зарядов, которые располагались возле моторного отделения. И если механик-водитель забывал закрыть жалюзи проворного отделения, то стартовые двигатели зарядов разминирования могли вывести из строя двигатель и вызвать пожар в машине. Во время ликвидации аварии на Чернобыльской станции она вообще была бесполезна, только доставила кучу проблем особистам (установка-то секретная).
Описание конструкции и основные тактико-технические характеристики
Конструктивно ИМР-2 состоит из базовой машины и рабочего оборудования.
— Базовая машина (изделие 637) представляет собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на базе узлов и агрегатов танка Т-72А, и предназначена для монтажа на ней различного оборудования. Для этого в корпус «изделия 637» внесены некоторые изменения: усиленно дно, изменена конструкция подбашенного листа, приборы наблюдения заменены смотровыми стеклами, на носовую часть корпуса приварены элементы крепления рабочего оборудования и др. Корпус машины разделен на два отделения: управления и трансмиссионное. Отделение управления расположено в носовой (место мехвода) и средней частях корпуса (место оператора). Трансмиссионное отделение занимает заднюю часть корпуса, в нем находится двигатель машины, расположенный поперечно и смещенный к левому борту.
Для вождения по заданному курсу в условиях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров базовая машина имеет гирополукомпас. Приборы наблюдения мехвода включают дневной и ночной приборы наблюдения, что обеспечивает вождение и работу ИМР-2 в любое время суток. Также машина оснащена системой защиты от ОМП, системой дымопуска и пожарным оборудованием. Для обороны машина вооружена 7,62-мм пулеметом, который устанавливается над башней оператора.
Базовое шасси ИМР-2
— Рабочее оборудование машины состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы с захватом, колейного минного трала, установки разминирования.
Универсальный бульдозер предназначен для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарника, валки деревьев, корчевки пней, устройства проходов в лесных завалах и разрушениях.
Универсальный бульдозер ИМР. Вид спереди
Состоит из рамы, механизмов подъема, опускания и перекоса, небольшого центрального отвала и двух боковых подвижных крыльев. Центральный отвал представляет собой сварную конструкцию, которая крепится к раме и может поворачиваться вправо и влево на 100. Крылья отвала (правое и левое) по конструкции аналогичны, их лобовые листы имеют криволинейную поверхность. К нижней части лобового листа болтами крепятся ножи. Благодаря подвижности боковых крыльев, бульдозер может занимать одно из трех положений: бульдозерное, двухотвальное (путепрокладочное) и грейдерное. Управление универсальным бульдозером производит механик-водитель без выхода из машины.
Основной рабочий орган — телескопическая стрела — шарнирно прикреплен к кронштейну башни, расположенной на поворотной платформе. Стрела имеет оригинальный манипулятор, который копирует действия руки человека и имеет шесть независимых положений. Управление стрелой и манипулятором осуществляет оператор машины с пульта из башни с помощью электрогидравлической системы. В процессе работы могут производиться следующие операции: поворот стрелы, подъем и опускание стрелы, выдвижение и втягивание стрелы, подъем и опускание захвата, поворот захвата, раскрытие и закрытие захвата. Конструкция стрелового оборудования позволяет совмещать отдельные операции, но не более двух. Например, поворот стрелы и раскрытие (закрытие) захвата и т.п.
Захват-манипулятор в рабочем положении
Колейный минный трал КМТ-4 является составной частью ИМР-2 и предназначен для самостоятельного преодоления машиной противотанковых минных полей из ПТМ всех типов, в т.ч. противоднищевых со штыревым взрывателем. Трал состоит из трех основных частей: правой и левой ножевых секций (аналогичной конструкции) и механизма перевода. Ножевая секция состоит из рабочего органа (три черенковых ножа, отвал коробчатой формы, откидывающее крыло), балансира, уравновешивающего устройства, штыревого устройства траления противоднищевых мин, копирующей рельеф лыжи и тралящего зимнего устройства. В рабочем положении ножи трала заглубляются в землю. Если на их пути попадается мина, она ножами выводится из грунта, попадает на отвал и отводится в сторону за колею гусениц танка.
Установка разминирования (УР) является дополнительным к противоминному тралу оборудованием и предназначена для проделывания проходов в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника с целью обеспечения продвижения войск. Она размещена в задней части корпуса машины и состоит из двух (правой и левой) направляющих для пуска зарядов разминирования. На направляющей размещается реактивный двигатель, который при пуске вытягивает за собой заряд разминирования и досылает его на минное поле. Сами заряды разминирования находятся в деревянных кассетах (по две на борт) в задней части корпуса на надгусеничных полках. Подготовка зарядов к пуску производится экипажем вручную с выходом его из машины.

Вид на ПУ разминирования сзади
Основные ТТХ машины
Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).
Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.
Экипаж, чел.: 2.
Производительность:
— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;
— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;
— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;
— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.
Преодолеваемые препятствия, град:
— максимальный угол подъема — 30;
— максимальный угол крена — 25.
Ширина бульдозерного отвала, м:
— в двухотвальном положении — 3,56;
— в бульдозерном положении — 4,15;
— в положении грейдера — 3,4.
Грузоподъемность стрелы, т: 2.
Скорость, км/ч:
— по шоссе — 50;
— по грунтовым дорогам — 35-45.
Пусковая установка:
— число направляющих, шт.: 2.
— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.
Запас хода, км: 500.
Выполнение основных инженерных задач
Проходы в лесных завалах проделываются раздвиганием основной массы завала отвалом бульдозера, а также вытаскиванием и уборкой стрелой с манипулятором отдельных деревьев, затрудняющих работу бульдозера (как правило торчащие выше уровня отвала или создающие угрозу повреждения элементов и узлов машины). Отвал бульдозера при этом устанавливается в двухотвальное положение, а стрела с манипулятором разворачивается и устанавливается захватом впереди отвала.

Проходы в каменных завах в зависимости от их высоты и длины проделываются либо расчисткой до твердого основания при высоте завала до 50 см, либо, при большей высоте, устройством проезда поверху, для чего устраивается въезд и съезд с завала. При большой высоте завала его гребень обрушивается с помощью манипулятора, крупные обломки убираются в сторону или укладываются в аппарель.

В завалах в населённых пунктах ИМР проделывает проходы также как и в каменных завах. Но при этом по сторонам завала необходимо обрушить представляющие опасность элементы строений (стены), столбы, мачты и т.п.
Съезды к переправам ИМР-2 устраивает путем срезания береговой крутости (обрыва) или срезанием косогора. При срезании косогора полоса проезда устраивается в виде полувыемки — полунасыпи последовательным подрезанием косогора. Отвал при этом ставится в положение грейдера, а само подрезание выполняется крылом отвала, повернутым вперед.
Валку отдельных деревьев диаметром 20-40 см машина производит срезанием их отвалом под корень. Деревья диаметром более 40 см валятся манипулятором с одновременным или предварительным подрезанием корневой системы. Корчевание пней диаметром до 40 см производится подрезанием корневой системы путем заглубления отвала на 15-20 см за 2 м до пня.

Рытье котлована машина производит отвалом, установленным в бульдозерное положение, при последовательном возвратно-поступательном движении. Земля из котлована периодически перемещается на брустверы.
На радиоактивной и химически заражённой местности ИМР выполняет все виды вышеперечисленных работ, но при полной герметизации машины.
Продолжение следует…

Назначение, технические и эксплуатационные характеристики, общее устройство ИМР, ИМР-2, ИМР-3

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 14

Инженерные машины разграждения предназначены для проделывания проходов в лесных и каменных завалах, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно-зараженной местности. Чаще всего они будут использоваться в составе групп (отрядов) разграждения для обеспечения продвижения частей первого эшелона наступающих войск, а также в составе аварийно-спасательных отрядов в зонах, подвергшихся ядерным ударам.

Машины могут использоваться для удаления (буксировки) поврежденной техники с путей движения войск, для проведения аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушений, для производства вспомогательных грузоподъемных работ при наводке мостов и устройстве различных сооружений.

С помощью ИМР могут прокладываться колонные пути на местности, производиться расчистка подходов и разборка разрушенных убежищ и блиндажей и выполняться ряд других работ.

В настоящее время на вооружении состоят три типоразмера инженерных машин разграждения – ИМР, ИМР-2 (ИМР-2М), ИМР-3 (ИМР-3М).

Основные тактико-технические и эксплуатационные характеристики

Показатели ИМР ИМР-2 (ИМР-2М) ИМР-3 (ИМР-3М)
Базовая машина Т-55 Т-72А Т-90
Мощность двигателя, л.с.) 780(840)
Техническая производительность, м3/ч:
Ø при прокладывании колонных путей по среднепересеченной местности, км/ч 5 7 6…10 до 12
Ø при погрузке грузов в транспортное средство, м куб./ч 15 17 15 20
Ø при проделывании проходов, м/ч:
· в каменных завалах 200 300 300…350 300…350
· в лесных завалах 300 400 340…400 350…400
· при перемещении грунта, м3/ч 200 250 250..350 300…400
Грузоподъемность стрелового (кранового) оборудования, т 2 2 2
Максимальная транспортная скорость, км/ч Скорость траления мин, км/ч 6 10 5 12
Масса, т 37,5 42,6 50,8
Расчет, человек
Трудоемкость ТО, чел./час: · контрольного осмотра · ежедневного ТО · ТО № 1 · ТО № 2 0,3 2 2,5 7 8 15 16 0,5 2,5 7 8 15 16 0,42 4,62 10,7 29,7
Запас хода по топливу, км До 500 500(383)
Расход ГСМ на 100 км, л · Топлива · масла 280 550 6 10(15,1)
Заправочные емкости, л · топлива · масла

Общее устройство машин разграждения:

· Машина ИМР

ü Базовая машина – шасси танка Т-55.

ü Рабочее оборудование ИМР состоит из бульдозерного оборудования, стрелового оборудования, скребка-рыхлителя, механизма отбора мощности, гидропривода.

· Машины ИМР-2 (ИМР-2М)

ü Базовая машина – шасси танка Т-72А.

ü Рабочее оборудование состоит из универсального бульдозерного оборудования, стрелового оборудования, колейного минного трала, установки разминирования, редуктора привода насосов, гидропривода, электропневматической системы.

Опыт применения ИМР-2 в войне в Афганистане показал, обстрел зарядов разминирования огнем стрелкового оружия приводит их к возгоранию. Загоревшие заряды быстро сгорают, сжигая всю машину вместе с расчетом. Поэтому в машинах ИМР-2М оборудование для пуска зарядов разминирования заменено на ковш-рыхлитель, аналогичный скребку-рыхлителю ИМР.

· Машины ИМР-3, ИМР-3М

ü Базовая машина – Т-90.

ü Рабочее оборудование состоит из универсального бульдозерного оборудования, телескопической стрелы с универсальным рабочим органом (УРО), колейного минного трала с электромагнитной приставкой, редуктора насосов, гидравлического привода, электрооборудования, зенитно-пулеметной установки, комплекта защиты МТО от РЗМ.

В ИРМ-3 (ИМР-3М) в отличие от ИМР-2 (ИМР-2М) изменена конструкции рубок механика водителя и оператора, толкающей рамы бульдозера. Дополнительно установлены комплект защиты МТО от радиации, закрытая зенитно-пулеметная установка. ИМР-3 отличается от ИМР-3М более высоким уровнем защиты от проникающей радиации.

Назначение, ТТХ, общее устройство экскаватора ЭОВ-21

Одноковшовый экскаватор – это самоходная землеройная машина с основным рабочим органом в виде одного ковша, производящая разработку (копание) и перемещение грунта (или сыпучих) материалов на сравнительно небольшие расстояния в отвал или транспортные средства.

Одноковшовые экскаваторы применяются для отрывки котлованов под различные сооружения, укрытий для боевой и специальной техники, щелей, траншей и ходов сообщения, противотанковых рвов, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и монтажных работ.

В зависимости от вместимости ковша (0,15; 0,25; 0,4; 0,65; 1; 1,6; 2,5 м3) экскаваторы делятся на семь размерных групп.

ГОСТ 22894-77 устанавливает типы экскаваторов в зависимости от типа ходовой части, вместимости ковша, исполнения рабочего оборудования.

Одноковшовый экскаватор в общем случае состоит из трех основных частей: ходовой части (базовой машины), поворотной платформы и рабочего оборудования.

Ходовая часть предназначена для восприятия и передачи на опорную площадку силы тяжести машины и сил взаимодействия рабочего органа с грунтом, стопорения машины в забое при ее работе, маневрирования экскаватора в забое и перемещения

его между объектами. Она может быть гусеничной, колесной или представлять собой специальное шасси.

Поворотная платформа является остовом для размещения на ней кабины с приводами управления, основных механизмов двигателя, трансмиссии и рабочего оборудования. Она передает нагрузки с рабочего оборудования на ходовую часть машины через опорно-поворотное устройство.

Рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов: прямая лопата, обратная лопата, драглайн, грейфер, рыхлитель, планировщик, которые предназначены для выполнения различных земляных работ, а также крановое, погрузочное, сваебойное и другие виды специального оборудования.

Если по устройству механизмов экскаватор может работать с несколькими видами сменного оборудования, то он называется универсальным. К таким экскаваторам относятся войсковые одноковшовые экскаваторы ЭОВ-4421 и ЭОВ-3521.

Экскаватор ЭОВ-4421 предназначен для механизации земляных и погрузочно-разгрузочных работ при оборудовании позиций войск и пунктов управления. Экскаваторы применяются для отрывки траншей и котлованов в грунтах 1-4-й категорий без рыхления, в мёрзлых грунтах после их предварительного рыхления. Наличие крюковой подвески позволяет производить подъём, опускание и перемещение различных грузов массой до 3 т.

Основные ТТХ

Показатели ЭОВ-3521 ЭОВ-4421
Масса, т Расчёт, чел Максимальная транспортная скорость движения, км/ч Запас хода по топливу, км Расход топлива на 100 км пути, л Время развёртывания, мин Техническая производительность в грунтах 1-й, 2-й категории Максимальная глубина отрываемого котлована, м: Вместимость ковша, м3 Грузоподъёмность крюковой подвески, т 16,5 500+3 часа работы До 135 0,65 500+3часа работы 90-100 3,25 0,65

Общее устройство ЭОВ-4421

ЭОВ-4421

Базовая машина КрАЗ-255Б

Рабочее оборудование

Обвязочная рама с выносными опорами

Силовая установка

Опорно-поворотное устройство

Поворотная платформа

Рабочий орган

Гидропривод

Приводы управления

Основными частями экскаватора ЭОВ-4421 являются:базовая машина, обвязочная рама с выносными опорами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа, силовая установка рабочего оборудования, рабочее оборудование, гидропривод, приводы управления и электрооборудование.

Базовая машина – автомобиль КрАЗ-255Б, который подвергнут доработкам.

Обвязочная рамапредназначена для установки опорно-поворотного устройства и разгрузки (совместно с выносными опорами) ходовой части автомобиля.

Выносные опоры предназначены для разгрузки (совместно с обвязочной рамой) ходовой части автомобиля и создания необходимой устойчивости машины при разработке грунта и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Опорно-поворотное устройство предназначено для осуществления вращения поворотной платформы относительно базовой машины, а также для передачи рабочих усилий с поворотной платформы на обвязочную раму.

Поворотная платформа предназначена для размещения на ней силовой установки, основных элементов гидросистемы, органов управления, кабины экскаваторщика и рабочего оборудования. Она служит остовом воспринимающим все нагрузки, возникающие при работе экскаватора, и через опорно-поворотное устройство опирается на обвязочную раму.

Силовая установка – является источником энергии для рабочего оборудования и состоит из четырёхтактного четырёхцилиндрового дизеля СДМ-14 (мощностью 75 л.с.) жидкостного охлаждения и обслуживающих его систем: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения и пуска. Пуск двигателя СДМ-14 осуществляется двухтактным пусковым двигателем ПД-10У, который в свою очередь пускается электростартером.

Рабочий орган – представляет собой обратную (прямую) лопату и состоит из:

· унифицированной стрелы;

· рукояти;

· ковша;

· крюковой подвески.

Стрела – предназначена для установки на ней рукояти с ковшом и гидроцилиндров.

Рукоять – представляет собой удлинённую сварную конструкцию коробочного сечения, выполненную из того же материала, что и стрела.

Ковш – представляет собой режущий контур, ёмкостью 0,65 м3.

Крюковая подвеска – является дополнительным рабочим оборудованием и предназначена для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с грузами

массой до 3 т.

Гидропривод предназначен для выполнения следующих операций:

· перевода рабочего оборудования из транспортного положения в рабочее и обратно;

· осуществления всех рабочих движений рабочего оборудования при отрывке котлованов, траншей (щелей) и при выполнении грузоподъемных работ;

· подъема и опускания выносных опор.

Основными частями гидропривода являются: гидробак, два гидрофильтра, гидронасос, гидромотор, четыре гидроцилиндра рабочего оборудования, четыре гидроцилиндра выносных опор, масляный радиатор, центральный коллектор, гидрораспределительная и клапанная аппаратура, трубопроводы и рукава высокого давления.

Гидропривод экскаватора обеспечивает совмещение рабочих операций стрелы, рукояти и ковша с поворотом платформы, что способствует повышению производительности экскаватора.

Рекомендуемые страницы: