Маршал неделин корабль

Корабль «Маршал Крылов»: единственный в своём роде

Явки, пароли, срочные телеграммы, секретные объекты. Наш визит на корабль «Маршал Крылов» стал целой спецоперацией: согласование происходило через Владивосток, преодолеть пришлось три контрольно-пропускных пункта. И вот мы в славном городе подводников.

Корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов» базируется в Вилючинске в бухте Крашенинникова.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Справка:

«Маршал Крылов» корабль проекта 1914.1

  • тип — стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков, 9 палуб;
  • водоизмещение — 23,7 тыс. тонн;
  • длина — 211 метров;
  • ширина — 27,5 метров;
  • осадка — 8 метров;
  • скорость — до 22 узлов;
  • силовая — дизельный ДГЗА-6У;
  • запасы: топлива — 5300 тонн, авиатоплива — 105 тонн, воды — более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
  • оснащен двумя палубными вертолетами Ка-27;
  • автономное плавание до 120 суток;
  • экипаж корабля — 339 (с учетом авиагруппы),
  • первый командир корабля — капитан 2 ранга Юрий Пирняк, начальник измерительного комплекса — капитан 3 ранга Анатолий Побережный.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Корабль спустили на воду 25 лет назад. Из Ленинградского Адмиралтейского объединения к месту базирования (порт Вилючинска) «Маршал Крылов» прибыл в середине 1990 года, но пройдя не по Северному морскому пути, как остальные корабли, а через Суэцкий канал. Официальный День рождения корабля экипаж отмечает 23 февраля, именно в этот день в 1990 году здесь торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Давайте поднимемся на борт и начнем нашу экскурсию.

Раз уж мы начали говорить об истории корабля, добро пожаловать в музей.

Корабль «Маршал Крылов» назван в честь маршала, дважды Героя Советского Союза Николая Ивановича Крылова.

Здесь хранятся личные вещи маршала Н. Крылова, фотографии и документы.

В Книге почетных посетителей есть автограф «крёстной матери» корабля, внучки Николая Крылова Марины Крыловой. Именно она во время торжественной церемонии спуска корабля на воду разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. С тех пор пробка от бутылки хранится в музее «Маршала Крылова» в качестве амулета, охраняющего корабль от беды.

Также в Книге почетных посетителей мы обнаружили запись, сделанную рукой губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. В 1980-1983 году он проходил срочную службу на борту аналогичного корабля «Чумикан».

В музее хранится макет «Протона», тренировочный скафандр (надо сказать, космонавты были на корабле неоднократно) и спортивные награды экипажа.

Изначально в 4-й Тихоокеанской экспедиции кораблей измерительного комплекса было 8 судов. Однако в 1991-1993 годах, в связи со старением, списываются корабли «Сибирь», «Сахалин» и «Чукотка», в 1994 году — «Спасск», «Чажма», «Чумикан», «Маршал Неделин». С тех пор «Маршал Крылов» один. Но какой! До сих пор в России кораблей, подобных ему, нет.

Когда корабль движется, управление идет из главного командного пункта, в это время здесь полно людей, но, так как корабль стоит у пирса, сейчас необходимости в этом нет.

Рабочее место рулевого.

Машинный телеграф

Репитер

Визир наблюдения и целеуказания

Длинными коридорами идем на пост старшего механика.

Это место называют «сердцем» корабля. Здесь идет контроль за работой главных двигателей (их 4) и вспомогательных (а этих 8, они обеспечивают корабль электроэнергией), энергосистемы и вентиляции.

А здесь, говорят, не ступала нога женщины. В машинном отделении, когда корабль в движении, невозможно находиться без защитных средств: очень шумно.

«Мускулы» корабля — два дизель-гидрозубчатых агрегата. Каждый из которых состоит еще из двух дизелей. Общая мощность — 30 тысяч лошадиных сил. Эти штуки приводят в движение бронзовый винт размером 5 на 2,5 метра, вес махины — 15 тонн.

В машинном отделении пахнет дизтопливом, но, на удивление, чисто, никаких потёков не замечено.

Это пост станционного управления.

В уголке машинного отделения притаился огнетушитель. 🙂

Корабли проекта 1914.1 — одни из самых комфортабельных военно-морских кораблей. Судите сами, вот, к примеру, офицерская столовая и большая кают-компания.

Сами офицеры говорят, что кормят на корабле вкусно. Сегодня, к примеру, на обед им предложили борщ и гречку с курицей. На выбор: чай, кофе, компот или молоко. Также угощают колбасой, сыром и маслом. На десерт — булочки. Хлеб производят в собственной корабельной пекарне.

Любовь Филипповна работает на корабле уже 13,5 лет. Должность — дневальная.

«Цветов в столовой много, но этот — особенный, — рассказала нам Любовь Филипповна. — Сколько здесь работаю, он всегда цветет на День ВМФ».

— А что это за цветок?

— Мы его называем кукуруза. (Смеется). По весне высаживаем здесь даже зеленый лук и рассаду.

— Цветы нормально переносят качку?

— Конечно, они уже приспособленные.

В кают-компании кругом картины. Есть даже пианино. Правда, говорят, играют на нём редко.

Большое внимание экипаж корабля уделяет спортивной подготовке. Условия для тренировок вполне сносные: есть и тренажерный зал и спортивный.

Во время дальнего похода досуг на корабле можно разнообразить игрой на бильярде.

Наш «экскурсовод» Дмитрий служит на корабле «Маршал Крылов» 5 лет. Сам он родом из Хабаровска, учился в Санкт-Петербурге, на Камчатку попал по распределению.

Сюрпризом для нас стал кинозал. Да-да, на «Маршале Крылове» есть настоящий концертный зал с балконом, где для экипажа показывают фильмы, устраивают концерты, проводят дебаты и инструктажи.

Здесь есть музыкальные инструменты (мы лично видели фортепиано и барабанную установку), установлена трибуна. Вместимость кинозала — около 150 человек.

На сцене лежит длинная коробка, в ней полотно для нового экрана. В ближайшее время его смонтируют. Надо сказать, почти всё в этом зале (и на корабле в целом) — наследие советской эпохи. В то время как с многих кораблей в лихие 90-е тащили всё, что можно было продать, на «Маршале Крылове» всё осталось, как было при постройке. Даже отделочные панели и те родные, хотя экипажу также месяцами не платили зарплату. Честь и хвала людям, которые сберегли корабль в это тяжелое время.

Конечно, мы не могли не поинтересоваться бытовыми условиями членов экипажа.

Эта каюта на четверых военнослужащих контрактной службы. У каждого свой рундук (шкаф).

В каютах есть умывальник, вода — очищенная. Пить её можно, но лучше после дополнительной фильтрации.

В каюте мичманов немного просторней: она рассчитана на двух человек. На столе телефон для внутренней связи, так как на корабле сотовые телефоны запрещены.

Есть на «Маршале Крылове» даже своя прачечная.

Палуба этого корабля внушительных размеров. К примеру, ширина этой вертолетной площадки 22 метра, она рассчитана сразу на два вертолета, оборудована ночными сигнальными огнями. Здесь же два ангара для их хранения. Сейчас они пусты, так как корабль стоит у пирса.

Корабль буквально напичкан всевозможными антеннами, пеленгаторами, измерителями и системами слежения.

Как вы понимаете, рассказать о том, какая антенна и для чего конкретно предназначена, мы не можем: военная тайна. Взамен предлагаем вам схему аналогичного корабля «Маршал Неделин» («проект 1914», спущен на воду в 1981 году, в 1996 году списан из состава Тихоокеанского флота).

А это схема корабля «Маршал Крылов», обнаруженная в свободном доступе в интернете. Как говорится, найдите 10 отличий. 🙂

На корабле есть обычные спасательные шлюпки,

а есть закрытого типа. Их называют вельботы. Таких ярко-оранжевых шлюпок (по весельном ходу) на корабле 4. Они вмещают по 66 человек каждая. Обслуживаются командой из шести человек.

А этот катер командирский.

По словам Дмитрия, любители спорта даже устраивают по палубе пробежки.

«Основная задача корабля — обеспечение запуска космических аппаратов, разгонных блоков и летно-конструкторской ракетной техники, — рассказал нам начальник измерительного комплекса, капитан 2 ранга Андрей Гобов. — У нас три дивизиона, которые занимаются измерениями: дивизион траекторных измерений (скорость и координаты цели в определенной системе координат), телеметрических (передача по радиоканалу данных о состоянии объекта во время полета: температура, вибрация и т.д.) и вычислительной техники (дивизион обрабатывает полученные данные). Кроме того, мы занимаемся обеспечением связи с пилотируемыми космическими объектами, например, МКС».

— Андрей Владимирович, сколько видов антенн на корабле?

— Много. Есть оптические средства измерения — фоторегистрирующая станция, которая состоит из шести больших фотоаппаратов, которые фотографируют на аэрофотоплёнку (ширина её 18 см!). Цена одной бобины около 18 тысяч рублей. Этот прибор — российская разработка: фототеодолит с огромным объективом. Правда, максимальная скорость всего 4 кадра в секунду. Есть на корабле оптические средства измерения, которые работают в инфракрасном диапазоне — радиометры. Есть траекторные антенны. Это тот самый радиотелеметрический комплекс.

— Тот, что спрятан в белом куполе?

— Да, он мерит траекторию полёта объекта. Телеметрическая станция измеряет характеристики объекта: вибрацию, температуру и т.д. Также есть антенны спутниковой связи, корабельной космической связи…

— Почему для выполнения всех этих задач нужен именно корабль? Наземных станций недостаточно?

— У нас очень большая страна, наземных измерительных комплексов тоже немало (самый восточный, кстати, находится на Камчатке в п. Вулканный Елизовского района), каждый из них снимает свой участок. Если, к примеру, отсоединение разгонного блока ракеты происходит за пределами доступности этих наземных пунктов, то в дело вступает наш корабль, мы подходим к необходимой точке и производим съемку.

Особенно актуален наш корабль будет с вводом в строй космодрома «Восточный». Этот самый южный наш полигон предназначен для пилотируемой космонавтики.

— Эвакуация капсул спускаемых аппаратов входит в ваши обязанности?

— Да, на корабле есть специальное бортовое подъемное устройство для эвакуации капсулы с космонавтами. Это не просто лебёдка. Это стрела, к которой подвешивается металлическая сетка, она опускается, как сачок, захватывает капсулу и поднимает на борт. Я лично видел эту операцию только один раз, в 1992 году: «Маршал Крылов» участвовал в проекте «Космический перелет «Европа – Америка-500″». Космический объект запустили с «Байконура», мы находились в районе Сиэтла. В тот момент там разразился 7-бальный шторм. Если бы пуск перенесли, из-за вращения Земли капсула упала бы в море в 300-х километрах от нас, мы бы не успели её поднять. Наш командир принял решение пуск не переносить. Прямо во время шторма мы благополучно поймали капсулу, подняли и привезли в Сиэтл, где с тех пор она хранится в «Музее авиации» этого города. Тогда же впервые на борт «Маршала Крылова» попали иностранцы.

— Есть в мире аналоги корабля «Маршал Крылов»?

— Есть похожие корабли у китайцев, но они немного другие. В России аналогов точно нет. К тому же «Маршал Крылов» — один из немногих вертолетонесущих кораблей на Камчатке и один из самых больших кораблей Тихоокеанского флота. Корабли нашей бригады первыми опробовали вертолёты в море.

— В чём еще ваш корабль самый-самый?

— Люди здесь самые лучшие. Они служат не за «большие погоны», а потому что любят свою работу. Наш корабль — один большой эксперимент. Нигде нет тех измерительных станций, что стоят у нас, нет образца. Уникально всё! И в этой уникальности и «плюс» и «минус» нашего корабля. В институтах не выпускают специалистов специально для нас. Всё специфично. Вот вроде бы гайка также закручивается, но не так, по-морскому. У меня в измерительном комплексе служат 104 человека, в их числе, 28 офицеров и 46 мичманов. Офицерам надо расти, ведь каждый офицер, который приходит на службу, как говорится, мечтает стать адмиралом. А тут расти некуда. Но у нас на флоте обычно, «где родился, там и пригодился». То есть, если приходишь на службу на этот корабль, здесь и работаешь дальше. Даже командир корабля (предыдущий) пришел к нам инженером в измерительный комплекс в звании лейтенанта, прошел все должности, после чего стал командиром. Мне вот не нравится быть командиром, мне нравится измерениями заниматься.

— Когда вы пришли служить на корабль?

— 27 июля 1992 году, мне было 22 года. Сейчас 44. На следующий год пенсия. Сам из Казахстана из г. Алма-Ата, закончил Республиканскую физматшколу.

— Правда, что на корабле служат не только военные, но есть и контрактники и даже гражданские служащие?

— Да. Изначально корабль проектировался под военный экипаж. В 1998 году этот статус изменился: военным остался экипаж измерительного комплекса, разведки, химкоманды, вертолетного комплекса и управления корабля. Всего около 130 человек. Остальные, как вы сказали, контрактники и гражданские служащие.

— Зарплата хорошая?

— Хорошая, я считаю. Всё зависит от выслуги и разряда, лейтенанты получают от 100 тысяч рублей. Достойно. У молодых офицеров есть возможность купить жилье, получить ипотеку. По окончании службы бездомными не останутся.

— Какие традиции у вас существуют на корабле? Как новичков встречаете?

— Есть ритуал «оморячивания». У нас на корабле он происходит после того, как выполнена боевая задача, а не сразу после того, как вышли в море. Так вот, выполнили боевую задачу, по пути обратно в базу строим весь экипаж, набираем ведро солёной воды, берем плафон от лампы. Новичок подходит к командиру, представляется, выпивает плафон солёной воды, целует рынду и бьет в рынду. После этого докладывает: «Матрос (лейтенант) такой-то ритуал «оморячивания» пришёл». Ему жмут руку и вручают удостоверение.

— А суеверия?

— В понедельник в море не выходить, например. Считается, что лучше выйти в 23:55 в воскресенье. Еще за борт плевать не принято у моряков.

— На берегу подводников после дальнего похода встречают жареным поросёнком, а вас как?

— Тоже жареным поросёнком и оркестром. Это традиция Военно-морского флота.

— Вы верите, что у каждого корабля есть своя судьба?

— Конечно, как у человека. Это настоящий живой организм, несмотря на то, что это железо, у него есть своя душа. Вот, к примеру, у нас есть очень капризная система управления антеннами. Её заведующим был один мичман, так он знал, какая ей нужна влажность: когда грелочку включал, когда тряпочки мокрые развешивал, а потом в определенное время он начинал петь, и система начинала работать. (Улыбается).

— Ваш «Крылов» с характером?

— Да, конечно. Но он нас никогда не подводил и, надеюсь, не подведет.

— Как вы корабль ласково между собой называете?

— «Крылов» или корабль. Кстати, Николай Крылов, чье имя носит корабль, был легендарнейший человек, удивительный! Он, практически без образования, закончив только пулеметные курсы, стал главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения, был практически у самых их истоков: сформировал первый коллектив, все основные мысли вложил в космические войска. Его идеи до сих пор живут. К примеру, полигон в Ключах на Камчатке тоже его детище.

«А корабль живой… Как вам объяснить почему? Живой он. К кораблю надо относиться как к живому существу, потому что, если относиться к нему, как к металлу, то он как металл и умрет. Корабли же не просто так называют именами великих людей. Это живой организм, потому что здесь живут люди, они проводят большую часть времени именно на корабле. Даже когда в шторм попадаете, чувствуете защиту корабля. Говорят, моряк должен быть дома в любой каюте и на любом корабле, ибо каюта офицера это не казарма, где люди отслуживают свой срок. И каюту следует обживать сразу, тем более, что собрать в нужный момент чемодан — дело не хитрое», — рассказал нам старший помощник командира корабля, капитан 2 ранга Андрей Гришин.

— Андрей Николаевич, а сколько времени нужно кораблю, чтобы выйти в море?

— Два часа. Это время отсчитывается с команды вахтенного офицера: «Корабль к боевому походу приготовить». За 5 минут до выхода дается команда: «Аврал». Мы отдаем швартовые, начинаем выбирать якорь-цепь. Ее длина 350 метров, их две у нас. Специфика выборки состоит в том, что сначала мы выбираем их вместе до 120 метров, а потом начинаем один травить, а второй выбирать. Это называется «постановка на якорь способом схода».

Вот, например, американские корабли, никогда не становятся к пирсу кормой. Они всегда становятся лагом (боком, — ред.). Только мы — русские моряки — имеем такой опыт, что можем подойти кормой.

А вообще я считаю, во флот должны приходить романтики. Мне, например, нравится служить. С 1992 года служу. Правда, изначально я поступал в Рязанское десантное училище, но не прошел по состоянию здоровья. Пошел на флот. Поступил в Севастопольское высшее морское училище, потом страна распалась, и меня отправили в Ленинград. А служить начинал на подводной лодке».

В 2014 году корабль «Маршал Крылов» уйдет в док, на ремонт. По плану он продлится около года. Переоснастить обещают и главную двигательную установку, и технические средства, и аппаратуру. Надеюсь, спустя несколько лет нам удастся вновь взойти на борт этого красивого судна и увидеть изменения своими глазами.

Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» впервые примет участие в военно-морском параде в честь Дня ВМФ во г. Владивостоке

Москва, 20 июн — ИА Neftegaz.RU. Впервые в военно-морском параде в 2019 г. в честь Дня Военно-Морского Флота во г. Владивостоке примет участие самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота — корабль измерительного комплекса (КИК) «Маршал Крылов».
Об этом сообщило Минобороны РФ 19 июня 2019 г.
За набор бортовых радиоэлектронных систем, позволяющих в режиме реального времени управлять кораблями, самолетами, сухопутными войсками и вести операции в космосе КИК Маршал Крылов получил на флоте прозвище «Штаб звездных войн».
В рамках подготовки к параду корабль поставлен к причалу «Дальзавода», где он недавно прошел ремонт с модернизацией.
Осталось провести очистку и покраску корпуса корабля.
В 2018 г. корабль был задействован в морской части маневров «Восток-2018».
В ходе учения с корабельного пункта управления в режиме реального времени осуществлялась координация действий:

  • тактических корабельных групп;
  • береговых войск;
  • морской авиации;
  • авиации Восточного военного округа.

«Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса, 2й корабль проекта 1914.1. (шифр Зодиак) и последний, оставшийся в строю из 8 действующих КИК в СССР.
Оснащен оборудованием для обеспечения приводнения и подъема спускаемых аппаратов космических станций.
Способен нести 2 вертолета Ка-27.
Предназначен для обеспечения:

  • летно-конструкторских испытаний и отработки новых образцов ракетно-космических комплексов (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей, разгонных блоков и др.);
  • вывода на орбиту и заступление на боевое дежурство средств воздушно-космических сил;
  • поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов космических объектов, севших на воду;
  • обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов;
  • ретрансляции всех видов информации, обеспечения связи космонавтов с центром управления полетами.

Основные характеристики корабля:
Вооружение: 6 артиллерийских установок АК-630, ТКБ-12, ПЗРК «Стрела 2М».
На КИК есть медкомплекс, концертный и спортивный залы, баня, библиотека, парикмахерская, магазин.
Напомним, что изначально корабли измерительного комплекса создавались как серия специальных кораблей ВМФ СССР, предназначенных для контроля параметров полета ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно-измерительных пунктов и обеспечения испытаний МБР на предельной дальности.
Появление кораблей такого класса было совершенно логичным продолжением развития военно-космических сил и гонки вооружений.
КИК предназначены для обслуживания как гражданских задач в освоении космоса, так и для военных целей электронной разведки.
Аппаратура КИК позволяет получить секретные телеметрические данные, в т.ч. шифрованные.
Модернизацией приборов на КИК занимались научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (НПК СПП) и компания «Радиофизика».
В новейшей истории КИК Маршал Крылов обеспечивал контроль параметров боевых блоков при пуске на предельную дальность ракеты Булава.
С помощью комплекса «Зефир-Т» КИК Маршал Крылов будет обеспечивать летно-конструкторские испытания, отработку новых образцов ракетно-космических комплексов, ретрансляцию всех видов информации и связь космонавтов с центром управления полетами, в тч во время пусков с космодрома Восточный. Но Зефир еще нужно модернизировать.
Зефир-Т — морской комплекс для приема и регистрации телеметрической информации, используемый при испытаниях изделий ракетно-космической техники, включает 6 антенн Жемчуг-М и приемо-регистрирующие станции ПРА-МК.
В октябре 2014 г. КИК был отправлен на ремонт и модернизацию, и уже в декабре 2014 г начался ремонт двигателей «Маршала Крылова».

Печально, что в это же время, 5 ноября 2014 г. уникальный БАРК Урал (большой атомный разведывательный корабль) отправлен на утилизацию.

Тихоокеанскому флоту России передан уникальный корабль «звёздных войн» – «Маршал Крылов»

«Маршал Крылов» сможет отслеживать орбитальные группировки спутников и управлять эскадрами кораблей.

Российские военные моряки получили плавающий «штаб звездных войн». Для нужд Тихоокеанского флота модернизирован корабль слежения за космической обстановкой «Маршал Крылов», не имеющий аналогов в мире. Его аппаратура позволяет в режиме реального времени как управлять кораблями, самолетами и сухопутными силами, так и вести операции в космическом пространстве. Корабль может решать не только военные задачи. Он будет использоваться Роскосмосом для отслеживания пусков ракет с космодрома Восточный. За набор бортовых радиоэлектронных систем «Маршал Крылов» уже получил на флоте прозвище «штаб звездных войн».

В Главкомате ВМФ рассказали, что работы по модернизации корабля измерительного комплекса «Маршал Крылов» уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических учений «Восток-2018». После окончания всех работ «Маршал Крылов» должен стать корабельным пунктом управления Тихоокеанского флота (ТОФ).

Выход корабля в открытое море анонсировался перед началом учений. Правда, командование Вооруженных сил РФ не называло, какой именно корабль примет в них участие. Перед началом «Востока-2018» на брифинге для иностранных военных атташе начальник Генерального штаба ВС генерал армии Валерий Герасимов вскользь отметил, что флот опробует новую технику.

— Корабли совершенно нового класса, которые обеспечивают управление группировками сил в океанских акваториях, — заявил Валерий Герасимов.

«Маршал Крылов» проекта 1914.1 — единственный корабль подобного класса в составе ВМФ России. Сейчас он числится в 114-й бригаде Тихоокеанского флота.

«Маршал Крылов» предназначен для обеспечения испытаний и отработки новых образцов ракетно-космических комплексов, вывода на орбиту средств Воздушно-космических сил, поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов, севших на воду. А также для обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов, ретрансляции всех видов информации.

До модернизации его чаще всего использовали для обеспечения связи космонавтов с центром управления полетами (ЦУП) государственной корпорации «Роскосмос». После обновления корабль будет использоваться в том числе для отслеживания пусков ракет с космодрома Восточный.

Судно прошло модернизацию в центре судоремонта «Дальзавод» во Владивостоке. На корабле установили новый кормовой антенный комплекс. Отремонтировали главные и вспомогательные двигатели, штурманское и радиотехническое оборудование.

Отечественный флот получит единственный в своем роде корабль, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— «Маршал Крылов» будет незаменим при управлении удаленными группировками кораблей, — отметил Дмитрий Болтенков. — Россия начала возвращаться в Мировой океан. Фактически воссоздана Средиземноморская эскадра, которая существовала при СССР. Не исключено, что воссоздадут эскадру и в Индийском океане. В таком случае корабль будет особенно полезен флоту.

«Маршал Крылов» будет способен решать многоплановые задачи, отметил руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин. Корабль может обеспечить связь в самых отдаленных уголках мира, выступив в качестве ретранслятора сигналов, пояснил он.

Корабли измерительного комплекса. Часть 2.

5-ая Тихоокеанская гидрографическая экспедиция
В 1963 г. «космический флот» пополнился двумя судами проекта 1130:
«ЧАЖМА» и «ЧУМИКАН».
Они составили 5-ю Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию (5ТОГЭ).
Место базирования — Камчатка, бухта Крашенинникова.

КИК «ЧАЖМА» пр.1130, Камчатка, бухта Крашенинникова

КИК «ЧАЖМА» пр.1130, Владивосток

КИКС «ЧУМИКАН» пр.1130, Камчатка, бухта Крашенинникова

КИК «ЧУМИКАН» пр.1130

КИК ЧАЖМА» и КИК «ЧУМИКАН», Камчатка, бухта Крашенинникова

КИК «ЧАЖМА» и КИК «ЧУМИКАН», Владивосток, 33 причал


В 1974 году, в связи с новыми задачами, 4ТОГЭ и 5ТОГЭ
образовали Объединённую гидрографическую экспедицию ОГЭ-5.
В состав экспедиции вошли корабли (до 1966 г. суда): «СИБИРЬ»,
«СПАССК» (до 14.05.1973 г. «СУЧАН»), «САХАЛИН» пр.1128 ,
«ЧУКОТКА» пр.1129, «ЧАЖМА», «ЧУМИКАН» пр. 1130.
«1966 г, корабли (суда) переклассифицированы в корабли измерительного комплекса 1 ранга.»

Под спойлером статья «В районах, закрытых для плавания», Курочкин А.М., Шардин В.Е.

В районах, закрытых для плавания
12 апреля страна и весь мир отмечают 50-летие полёта человека в космос. Это является величайшим событием 20-го века! Но далеко не все знают не менее половины успеха этого мероприятия можно смело отдать Военно-морскому флоту СССР. Представте на минуту: старт с Байконура, полёт над восточной частью континента, Дальний Восток и космический корабль оказывается над Тихим океаном.
Немногим известно, что чуть раньше, в том же 1959 году Постановлением Правительства на Тихоокеанском флоте было создано уникальное корабельное соединение, напрямую задействованное на испытаниях нашего ракетного оружия. Названо оно было просто и совершенно незагадочно: 4 –я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция, ТОГЭ-4. С того самого момента всё на этой экспедиции стало происходить под грифом «Совершенно секретно», начиная от истинного названия и, заканчивая подпиской о неразглашении любых сведений о деятельности. Для этих целей в 1959 году в кратчайшие сроки были переоборудованы сухогрузы польской постройки и осень этого же года эти корабли прибыли в Петропавловск-Камчатский.
Не было в мире красивее кораблей. Ни одно государство до сих пор не строило более совершенных и более мореходных кораблей. Они появились в океане в самом начале ракетно-космической эры, отработали свой век и кажется, что тихо скончались, как чайные клипера когда-то. За кормой остались сотни тысяч миль, большая часть их жизни и работы осталась за кадром, тысячи людей были причастны к этим событиям, но до сих пор мало кто знает, что же это за корабли такие – корабли ракетно-космического флота?
12 апреля 1961 года первый космонавт Земли совершил полёт на корабле «Восток» вокруг земного шара. Всего 108 минут, но с этой даты начала отсчитываться новая эра в истории человечества. Началась-то эта эра раньше, ещё с Циолковского, ракет Фон Брауна, но именно в эти годы началось практическое освоение ближнего космоса. Мощнее всего развивалась военная составляющая – ничего не поделаешь, Соединённые Штаты тоже не сидели сложа руки. А все эти красивые названия «космический флот», «первопроходцы космоса» были только красивой ширмой. Оба государства очень торопились, счёт шёл иногда на недели и дни. Денег не жалели: казалось, кто обуздает космос, тот выйдет победителем из войны будущего. Ракеты стали гарантированно взлетать (почти гарантировано – именно тогда случилась авария, которую позднее назвали «неделинской катастрофой»), в большинстве случаев – падать в заданный район. Осталось дело за «малым» – чья ракета улетит дальше и упадёт точнее. Так велась холодная война, война на страхе и угрозах. Кто-то считает эту войну вымыслом журналистов и политиков, но тот, кто служил на кораблях ТОГЭ знает: всё было более чем серьёзно. «ТАСС уполномочен заявить, что район Тихого океана…закрыт для плавания» и точка! В этом районе разрешалось всё! Очень жаль, что не велась съёмка во время таких «боевых действий»: корабли, самолёты СССР и США вступали в открытое противоборство. Применялось ли огнестрельное оружие? Нет, дело не в количестве убитых и раненых: достаточно только не дать снять параметры падения головной части ракеты или понизить точность этих показаний и промышленность Советского Союза начала бы пожирать новые дополнительные миллионы рублей. Ради справедливости всё же скажу, что ноты протеста по поводу использования лазерного оружия против экипажа самолёта со стороны правительства США были. Чего ж не бывает между людьми…
Многие ветераны помнят, так называемый, «инцидент с «Генералом Ванденбергом». Чаще всего мы «работали» с другим кораблём США — «Генерал Арнольд», но он тогда встал в ремонт, он был самым активным. И командир «Арнольда» хорошо знал нашу тактику, знал все существующие опасности. «Ванденберг» же был не таким опытным… Осенью 1976 года корабли ТОГЭ пришли и заняли позиции в полигоне. На флагманской «Сибири» находился командир Экспедиции капитан 1 ранга Энгельс Яковлевич Краснов и его заместитель капитан 1 ранга Владимир Сергеевич Литвинов. Планировалось 2 или 3 пуска. В этот раз было решено размещать корабли не по типовой схеме треугольника, а поставил их вдоль одной линии.
Пошли первые 3 головы. Их разворот, разброс был незначительным в пределах группы кораблей, а натовцам известна плоскость стрельбы, стандартные схемы ордера, они уже заняли этот известный им наш треугольник. Ближе к концу, к точке прицеливания становился «Генерал Ванденберг» и по их мнению, если на него полетит ракета — он спокойно её двумя антеннами удержит, отследит. Если есть сторожевой корабль, то он, как только ракета падала в точку, полным ходом шёл туда. В противовес им наш лётчик должен был выполнять очень сложную задачу: никакой навигации не было, он по нюху, по ветру, по расчёту должен подлететь как можно ближе к точке прицеливания ракеты, упасть как можно ниже и передать сигнал на корабль.
Ракета летит, она уже над СССР, пролетела Камчатку. Приняв всё это по связи, Литвинов поднимается в штурманскую рубку, чтобы уточнить позиции кораблей. Готовность 30 мин. И вдруг: «Генерал» стоит в точке нашего прицеливания! К Краснову: «Товарищ командир, Вы знаете?» – «Знаю! И они тоже должны знать!» От точки падения до «Генерала» было всего несколько метров, а в головной части десятки килограмм взрывчатки! Командир вертолёта рассказывал: «Я лечу прямо на точку прицеливания и вижу, что у меня по носу американский корабль. Ничего не пойму, не должно быть так — обычно он далеко стоит! Штурман, проверить расчёт! Штурман: «Летим, как можем, все правильно». Американцы высыпали на палубу, машут руками, фотоаппаратами щёлкают, плакаты вывесили: «Как дела, Москва?» — как дети. И вдруг как бабахнет! Лётчики видели, как американцы кинулись с палубы корабля во внутренние помещения, сбивая друг друга. Потом пришла разведсводка флота, была выдержка из газеты, где было написано, что осколки попали к ним на палубу, на корабле образовалась паника, ситуация была критической.
К концу 50-х годов с созданием носителей и боезарядов нового поколения в «холодном» противостоянии СССР и США было достигнуто примерное равновесие сил. Достигнуто, в том числе и потому, что Соединённые Штаты перестали быть недосягаемыми для советских ракет. Баланс сил, естественно, был зыбким и переменчивым. Ядерный паритет двух сверхдержав сохранялся, но год от года менялся его количественный и качественный уровень. Ракеты-носители, их начинка, год от года совершенствовалась и наступил такой день, когда полигон для испытания ракет на дальность полёта и точность падения, расположенный на территории Советского Союза, оказался слишком близко от стартовой площадки. С увеличением дальности стрельбы до 10000 и 14000 км место падения головных частей ракет пришлось перенести в Тихий океан. Один из ныне существующих институтов Министерства обороны начал научно-исследовательскую работу (НИР) по оборудованию специального полигона в центральной части Тихого океана. Для обеспечения необходимого контроля и потребовались специальные корабли.
Самое непосредственное отношение эти события имели к морякам 4-й, а затем 5 –й тихоокеанской гидрографической экспедиции — ТОГЭ, как её называли. Но надо сказать, что перед кораблями ставилась и другая задача – задача обеспечения запусков космических кораблей: пилотируемых и грузовых, обеспечение их централизованной связью. И отдельным абзацем истории стоит участие в испытаниях наших многоразовых космических кораблей, сначала БОР, а потом «Буран».
Местом базирования экспедиции стала уютная бухта, на берегу которой приютился небольшой посёлок Тарья. Летом 1959 года здесь бросили якорь корабли, непривычные из-за обилия на них антенн необычной конфигурации. Это были первые корабли «космической» экспедиции, с которой непосредственно связанно появление в этом маленьком посёлке (потом Советский, затем Приморский, и, наконец, город Вилючинск Камчатской области) первой улицы – улицы Мира. Первый командир экспедиции капитан 1 ранга Юрий Иванович Максюта был настойчив, с западного побережья Камчатки перевезли разборные бревенчатые домики (сложности со стройматериалами были немалые). Но потом была даже пересмотрена вся программа строительства — глава СССР Никита Сергеевич Хрущев держал рождение города Вилючинска на личном контроле. Эти корабли стали называть кораблями измерительного комплекса, а в «открытую», на самом-то деле их никто и никогда не открывал, то ОИС (океанографическое исследовательское судно, то ЭОС (экспедиционно-океанографическое судно), то ЭОК и даже БПИК (большой поисково-измерительный корабль).
Сначала в состав экспедиции вошли экспедиционно-океанографические суда «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» (позднее – «Спасск») и «Чукотка». В ночь со 2-го на 3-е октября 1959 года корабли, покинув базу, взяли курс на район вблизи Гавайских островов для выполнения первой боевой задачи. Она была вкратце такова: измерение траектории полёта межконтинентальной баллистической ракеты, определение координат точки падения головной части, регистрация, обработка и дешифровка поступающей телеметрической информации. Район этот и стал испытательным ракетным полигоном. Именно его координаты назывались в сообщениях ТАСС. Именно это сообщение, как правило, игнорировали заокеанские военные моряки — американские эсминцы и фрегаты постоянно следовали за кораблями ТОГЭ везде, где только могли — то вежливо, то нагло, то поздравляя командиров кораблей с днем рождения, то сообщая: «Я — такой-то, прибыл следить за вами, здравствуйте…». Базовые патрульные самолеты Р-3С «Орион» стали для наших моряков самым привычным явлением.
В районе корабли чаще всего располагались в углах прямоугольного треугольника так, чтобы расчётная точка падения находилась на гипотенузе. Каждый из катетов имел, соответственно, 20 и 10 миль. Когда приобрели опыт, расстояние сократили более чем вдвое. Координаты определяли по звёздам или Солнцу при чёткой видимости линии горизонта. Это бывает после восхода или захода солнца, всего минут 15-20. В таких условиях важнейшую роль играла штурманская подготовка, но — научились определять место падения головных частей ракет с точностью до нескольких метров. Для того времени это было огромным достижением!
Из Капустина Яра и Байконура пускали свои изделия конструкторские бюро Королёва, Янгеля, Челомея. Огромные расстояния ракета преодолевала за 30-40 минут. За это время морякам передавалось с точностью до долей секунд время пуска и характер полёта. Последняя ступень и головная часть обычно летят рядом и визуально выглядят по-разному. На фоне неба на высоте 30-60 километров над горизонтом вдруг вспыхивает яркая звезда. В течение 6-12 секунд она приближается, увеличиваясь в размерах в 4-6 раз. И вот — огненный шар проносится рядом на небольшой высоте и врезается в воду. Столб воды от взрыва поднимается метров на сорок. Антенны РЛС чётко отслеживают весь заключительный этап полёта «болванки» головной части. Для дополнительной фиксации последнего и самого важного сигнала о подрыве имитатора ядерного заряда в воздухе работал вертолёт Ка-15 с бортовой станцией. Корабли по полной мере были оснащены специальными станциями, радиопеленгаторами, гидрофонами, эхолотами, аппаратурой засекреченной связи и много еще чем другим.
Корабли экспедиции были загружены боевой работой весьма и весьма интенсивно, возвращаясь на базу в основном для пополнения запасов топлива, продовольствия и ЗИПа (запасные части и принадлежности). Выйдя на боевую службу 9 января 1961 года и отработав в океане по боевым ракетам 58 суток, корабли вернулись в базу 7 марта. А уже через неделю, 13 марта 1961 года все четыре корабля вновь покинули Камчатку. Перед выходом в океан Ю. Максюту предупредили: возможны изменения в плане работ…Уже в океане, вскрыв пакет с приказом-заданием на поход, командование соединения поняло: предстоит что-то необычное.
К назначенной точке приказано было идти полным ходом. По прибытию в район корабли расположились не треугольником, как обычно, а в линию. И только когда корабли экспедиции заняли заданные позиции, поступила поясняющая информация: 12 апреля предстоит работа с космическим кораблём «Восток»…
На 25-й минуте после старта Ю. А. Гагарина моряки приняли и немедленно передали в центр управления полётом (ЦУП) первые сигналы бортовой телеметрии: «Пульс – 76, дыхание – 18». Ещё через 10 минут приступили к расшифровке всего комплекса данных, поступивших с борта «Востока». Когда после соответствующей обработки передали их в центр, в ответ получили: «Он уже на земле. Благодарим за службу!» И лишь через неделю, когда моряки вернулись на базу, они увидели со страниц лицо того, кто стал первым посланцем земли в космосе. Таким было начало.
В 1963 году экспедиция пополнилась новыми кораблями — к уже имеемым 7-тысячникам добавились «Чажма» и «Чумикан» водоизмещением 13 тыс. тонн. Было создано два соединения:: 4-я и 5-я ТОГЭ или, как говорили максютовцы, «Соединение С» и «Соединение Ч» – по первым буквам названий кораблей. Впоследствии на их базе была сформирована единая ОГЭ-5, а затем 35-я бригада кораблей измерительного комплекса. «Чажма» и «Чумикан» всегда стояли на рейде бухты Крашенинникова и к пирсу не подходили — там швартовались только «малыши». За внешний вид антенн «Чажмы» и «Чумикана» всю экспедицию в Приморском прозвали «шариками». Жители Приморского знали точно: «шарики» ушли в океан — через пару недель кого-нибудь запустят в космос, это уж наверняка. Или – «ТАСС уполномочено заявить…».
Говоря об их заслугах перед Родиной, достаточно привести только статистику корабля измерительного комплекса «Чажма»: за 30 лет с 1963 по 1993 год проведено в океане 13 лет и 10 месяцев, успешно выполнено 252 боевые задачи государственного значения, обеспечены запуск и функционирование 42 космических объектов — из них 29 пилотируемых, пройдено 614 000 миль — это три раза от Земли до Луны! Верной приметой были корабельные вертолеты Ка-15 (позже — Ка-25пл): за неделю до выхода в море они каждый день усердно стрекотали над Приморским, выполняя тренировочные полеты. Потом один из «шариков» уходил в океан. Или все сразу.
В 1984 году на экспедицию пришёл новый, совершенно удивительный корабль, сверкающий белыми бортами, ежедневно жужжащий вертолётами над бухтой – «Маршал Неделин». Этот корабль вобрал в себя весь опыт работы с космическими объектами, огромный опыт судостроительной промышленности России и Советского Союза. Проект специальной постройки был по настоящему уникальным, как с точки зрения радиоэлектронной начинки, так и с точки зрения мореходных качеств. Назван в честь первого главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения маршала Неделина Митрофана Ивановича, который трагически погиб 24 октября 1960 года на испытании одной из баллистических ракет. Именно этот роковой взрыв чаще всего называют «Неделинской катастрофой». Думаю, что не только советские конструкторы и генералы сделали выводы из этой аварии. А когда стал рождаться новый корабль, то ему решено было присвоить имя Неделина. В 1983 году группа офицеров, строящегося тогда корабля, была в гостях у родственников маршала, передала сувениры и приглашение быть гостями в экипаже. Портрет М. И. Неделина всегда висел в кают- компании. А на заводе рабочие в шутку называли корабль «Митрофаном»: «Завтра «Митрофан» на госиспытания уходит».
Через четыре года ТОГЭ пополнил ещё один корабль этого проекта – «Маршал Крылов».
Многое поменялось в нашей жизни. В 1994 году экспедиция прекратила своё существование. У государства катастрофически не хватало денег на содержание большого флота. Корабли ТОГЭ были проданы «на иголки» в Индию. Трагически закончился период жизни корабля «Маршал Неделин». Но до сих пор в строю и по прежнему выполняет важные государственные задачи последний корабль уникального соединения – «Маршал Крылов».
За эти годы через корабли ТОГЭ прошли тысячи наших людей, кто-то служил срочную, кто-то отдал все годы в качестве офицера или мичмана. На экспедиции отработаны сотни различных технологий и экспериментов: от первой морской авиации, до тропической формы одежды и специального «морского» мыла. Моряки свято хранят историю и традиции своего соединения, встречаются, вспоминают. В 2009 году они планируют организовать встречу, посвящённую 50-летию ТОГЭ. Оргкомитет рад всем звонкам ветеранов кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота. Наш телефон (496)533-52-04. Уже пять лет в сети интернет работает сайт ветеранов ТОГЭ: http://www.toge.ru. Сейчас с нами города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Нижний Новгород, Кострома, Ульяновск, Саратов, Владимир, Екатеринбург, Ангарск, Иркутск, Хабаровск, Омск, Уфа, Ивангород и многие другие.

Последний из измерительно-контрольных кораблей – корабль проекта 1914.1 судно связи «Маршал Крылов»

В конце августа 2011 года атомная подлодка «Юрий Долгорукий» осуществила 16-й пуск МБР «Булава», согласно программе испытаний. Пуск был осуществлен в акваторию Тихого океана на максимальное расстояние. Контроль над перемещением и прибытием к заданной точке боевых агрегатов (блоков) МБР «Булава» был положен на КИК «Маршал Крылов». На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.


Мы всегда рады за новые разработки и производство нового вооружения и боевой техники, усиливающей мощь родного государства. Однако как же мало мы знаем о том, кто помогал его создавать и испытывать. А ведь это тысячи людей малозаметных профессий, сотни видов вспомогательной техники и оборудования, чья задача заключается только в одном – снять измерения, изучить результаты и остатки боевой техники и вооружения, всеми силами приблизить день, когда новые образцы вооружения встанут на защиту родной страны. Они всегда остаются в стороне, о них никто не говорит, но без них не было никогда непобедимого российского вооружения. КИК – корабли измерительного комплекса, относятся как раз к такому виду вспомогательных судов, которые выполняли и выполняют функции слежения, снятия измерений и данных с межконтинентальных боевых ракет, космических челноков, спутников и кораблей.
Создание кораблей КИК
Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них – дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения.
Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов — история симбиоза космического и морского флотов.
1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля — командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК – Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК.

Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» — Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ – бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).

Основные задачи ТОГЭ:
— измерение и отслеживание траектории полета МБР;
— слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
— контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
— снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
— контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
— поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.
Первые корабли проекта 1128 – Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название — «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия – Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.
Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски – на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были – радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.
Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей.
Впоследствии были приняты в строй корабли:
— КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
— КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
— «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
— «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;
После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия – ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260

Боевые работы и задания КИК
Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей — конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты — конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов – «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.
Корабли закончили свою историю очень трагично:
— «Сибирь» порезан на металлолом;
— «Чутотка» порезан на металлолом;
— «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;
— «Сахалин» продали КНР;
— «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
— «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
— «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.
— хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.

Проект 1914.1 «Маршал Крылов»
Главный разработчик — «Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.

Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
— небольшая фок-мачта;
— грот-мачта с внутренними помещениями;
— бизань-мачта с внутренними помещениями;
— два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
— вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
— установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
— возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
— два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
— две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
— два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
— бульб с резонатором ГАС;
— автомобиль ЗИЛ-131;
— плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
— уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
— комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»
Корабли проекта 1914 и 1914.1 — это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
— комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
— клубное помещение со сценой и балконом;
— спортивный зал с душевыми;
— вместительная баня;
— библиотека;
— ленкомната;
— канцелярия;
— парикмахерская;
— судовой магазинчик;
— столовая и две кают-компании;
Оборудование спальных мест экипажа:
— срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
— мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
— офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем;
— офицеры – одноместные каюты;
— командование – блок-каюты;
— командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.

Корабль проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
— двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
— аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;
— аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
— аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество – используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;
— станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс – не имеет аналогов в мире;
— пеленгатор-радиометр «Куница» — аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
— комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик;
Основные характеристики «Маршала Крылов»:
— тип – стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
— водоизмещение — 23.7 тысячи тонн;
— длина – 211 метров;
— ширина 27.5 метров;
— осадка – 8 метров;
— полезная нагрузка – 7 тысяч тонн;
— скорость до 22 узлов;
— силовая – дизельный ДГЗА-6У;
— два палубных вертолета Ка-27;
— запасы: топлива – 5300 тонн, авиатоплива – 105 тонн, воды – более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
— автономное плавание до 3-х месяцев;
— экипаж корабля – 339 человек.
Дополнительная информация:
Корабли из-за выполнения боевых задач в Тихом океане дали возможность приобрести ВМФ опыт одиночного и группового океанского похода и применения дальней связи. Именно на таких кораблях отрабатывали свои первые профессиональные навыки морские вертолетчики. А экипажи КИК первыми испытали несколько видов формы одежды (тропичка).
Источники информации: