Марат корабль линкор

LiveInternetLiveInternet

Самый стреляющий линкор в мире

Великая Отечественная война началась для «Марата» в 4 часа 22 июня 1941 года – к Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Уже на второй день Великой Отечественной войны корабль сбил 2 вражеских самолёта, первым на Балтике открыв боевой счет.

16 сентября четыре тяжелые артиллерийские батареи и 27 пикирующих бомбардировщиков одновременно нанесли удар по «Марату». Линкор получил несколько пробоин, но, в свою очередь, сумел уничтожить три вражеских самолёта. В ночь на 17 сентября «Марат» ушел на ремонт.

Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Одной из главных целей у них был «Марат». В носовую часть корабля почти одновременно попали две 500-кг или 1000-кг бомбы, что вызвало детонацию погребов боезапаса 1-и башни. Взрыв почти полностью перебил корпус линкора в районе 45-57 шп., разрушил и сбросил с корабля 1-ю башню, фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу, днищевые конструкции надломились и носовая оконечность легла на грунт. При взрыве погибло 326 человек, в том числе командир, комиссар и ряд офицеров. Над водой осталось около 3 м борта, но уцелевшие орудия линкора продолжали вести бой…

Уже 31 октября после недолгого ремонта (работы по частичному восстановлению боеспособности корабля велись под огнем артиллерии противника) «Марат» вновь противостоял захватчикам. До конца года орудиями линкора было сбито 6 и повреждено 8 самолётов, разбито 18 и подавлено 87 батарей и уничтожено до 18 тысяч человек личного состава противника.

Противник пытался подавить артиллерию линкора. 28 декабря один из снарядов чуть не вызвал вторичную гибель «Марата». Пронзив почти весь корпус по вертикали, снаряд прошел через зарядный и снарядный погреба 3-й башни и застрял, не разорвавшись, в трюме.

Следующую попытку уничтожить «Марат» тяжелой артиллерией немцы предприняли 25 октября 1942 года, выпустив по нему 55 229-мм снарядов. Все попадания пришлись в верхнюю палубу, покрытую гранитными плитами, и поэтому не причинили вреда.

3 ноября 1942 года на корабле вошла в строй 2-я башня. Последний раз корабль открывал огонь 17 января 1944 года.

Тема: Дк твоей мечты!

Быстрый переход Корзина Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Главный раздел
    1. Новости проекта WoW Circle
    2. Изменения на проекте
      1. Wotlk
        1. Update Logon 3
      2. Classic
      3. Cataclysm
      4. Mists of Pandaria
      5. Изменения на веб сайте
        1. Личный кабинет Logon 3
      6. Legion
    3. Вопросы по форуму
      1. Новости форума
      2. Нарушители форума
      3. Предложения по форуму
      4. Обжалование наказаний форумных аккаунтов
    4. Предложения по проекту
      1. Одобрено
      2. Отклонено
      3. Реализовано
    5. Вопросы к администрации
      1. Вопросы logon, MoP, Legion
        1. Баг-трекер
      2. Вопросы logon3
        1. Пожертвования logon3
    6. Правила и рекомендации
      1. Правила
    7. Техническая поддержка
      1. Проблемы с подключением
        1. Проблемы с подключением logon, MoP, Legion
        2. Проблемы с подключением logon3
      2. Проблемы в Личном кабинете
        1. Личный кабинет (logon, MoP, WoD, Legion)
        2. Пожертвования (logon, MoP, WoD, Legion)
        3. Личный кабинет (logon3)
        4. Пожертвования (logon3)
    8. WoWCircle TV
      1. Информация от стримеров
      2. Предложения по стримам
      3. Обсуждение стримов
      4. Креативный уголок
    9. WoW Circle
    10. WoW Circle International Forums
      1. News and Announcements
      2. Changelog on the project
        1. Core changelog
        2. Website changelog
      3. Proposals for development
      4. Questions to the administration
      5. Useful Information
      6. Technical support
        1. Donate problems
        2. Problems in the game
        3. Problems on website
        4. Other problems
      7. Issues Forum
        1. Violators forum
        2. Appealing penalties forum
  • Игровой раздел
    1. Wrath of the Lich King
      1. PvE
        1. Инстансы
        2. Рыцарь смерти (Death Knight)
        3. Паладин (Paladin)
        4. Воин (Warrior)
        5. Разбойник (Rogue)
        6. Жрец (Priest)
        7. Маг (Mage)
        8. Чернокнижник (Warlock)
        9. Шаман (Shaman)
        10. Друид (Druid)
        11. Охотник (Hunter)
      2. PvP
        1. World PvP
        2. Arena
        3. Battlegrounds
        4. Воин (Warrior)
        5. Рыцарь смерти (Death Knight)
        6. Паладин (Paladin)
        7. Разбойник (Rogue)
        8. Жрец (Priest)
        9. Маг (Mage)
        10. Чернокнижник (Warlock)
        11. Шаман (Shaman)
        12. Друид (Druid)
        13. Охотник (Hunter)
        14. Твинки
      3. Аддоны
        1. Аддоны своими руками
          1. Гайды
      4. Профессии
      5. Макросы
      6. Трансмогрификация
    2. Cataclysm
      1. PvE
        1. Инстансы
        2. Рыцарь смерти (Death Knight)
        3. Паладин (Paladin)
        4. Воин (Warrior)
        5. Разбойник (Rogue)
        6. Жрец (Priest)
        7. Маг (Mage)
        8. Чернокнижник (Warlock)
        9. Шаман (Shaman)
        10. Друид (Druid)
        11. Охотник (Hunter)
      2. PvP
        1. World PvP
        2. Arena
        3. Battlegrounds
        4. Воин (Warrior)
        5. Рыцарь смерти (Death Knight)
        6. Паладин (Paladin)
        7. Разбойник (Rogue)
        8. Жрец (Priest)
        9. Маг (Mage)
        10. Чернокнижник (Warlock)
        11. Шаман (Shaman)
        12. Друид (Druid)
        13. Охотник (Hunter)
        14. Твинки
      3. Аддоны
      4. Профессии
      5. Макросы
      6. Трансмогрификация
    3. Legion
      1. PvE
        1. Охотник на демонов
        2. Воин (Warrior)
        3. Паладин (Paladin)
        4. Жрец (Priest)
        5. Чернокнижник (Warlock)
        6. Друид (Druid)
        7. Рыцарь смерти (Death Knight)
        8. Разбойник (Rogue)
        9. Маг (Mage)
        10. Шаман (Shaman)
        11. Охотник (Hunter)
        12. Монах (Monk)
      2. PvP
        1. World PvP
        2. Arena
        3. Battlegrounds
        4. Воин (Warrior)
        5. Рыцарь смерти (Death Knight)
        6. Паладин (Paladin)
        7. Разбойник (Rogue)
        8. Жрец (Priest)
        9. Маг (Mage)
        10. Чернокнижник (Warlock)
        11. Шаман (Shaman)
        12. Друид (Druid)
        13. Охотник (Hunter)
        14. Монах (Monk)
        15. Охотник на демонов
      3. Твинки
      4. Аддоны
      5. Профессии
      6. Макросы
      7. Трансмогрификация
      8. Подземелья и рейды
    4. Достижения и квесты
      1. Classic
      2. Wotlk
      3. Cataclysm
      4. Legion
  • Баг-трекер
    1. Wotlk logon
      1. Спеллы и таланты
        1. Воин (Warrior)
        2. Паладин (Paladin)
        3. Жрец (Priest)
        4. Чернокнижник (Warlock)
        5. Друид (Druid)
        6. Рыцарь смерти (Death Knight)
        7. Разбойник (Rogue)
        8. Маг (Mage)
        9. Шаман (Shaman)
        10. Охотник (Hunter)
      2. Остальное
      3. База данных
        1. Квесты
        2. Предметы
        3. Заселение
        4. Лут
        5. Достижения
      4. Исправлено Wotlk
      5. Подземелья и рейды
        1. Classic
          1. Подземелья (5 человек)
          2. Рейды (40 человек)
        2. Burning Crusade
          1. Подземелья (5 человек)
          2. Рейды (25 человек)
        3. Wrath of the Lich King
          1. Подземелья (5 человек)
          2. Рубиновое святилище
          3. Цитадель Ледяной Короны
          4. Испытание Крестоносца
          5. Ульдуар
          6. Наксрамас
          7. Другие рейды (10 или 25 человек)
        4. Поиск подземелий
      6. Арены и поля боя
      7. Мастерская
      8. Отклонено Wotlk
    2. Баг-трекер Wotlk logon 3
    3. Cataclysm
      1. Спеллы и таланты
        1. Воин (Warrior)
        2. Паладин (Paladin)
        3. Жрец (Priest)
        4. Чернокнижник (Warlock)
        5. Друид (Druid)
        6. Рыцарь смерти (Death Knight)
        7. Разбойник (Rogue)
        8. Маг (Mage)
        9. Шаман (Shaman)
        10. Охотник (Hunter)
      2. База данных
        1. Квесты
          1. Локализация
        2. Предметы
        3. Лут
        4. Инстансы
          1. Огненные Просторы
          2. Душа Дракона
        5. Заселение
        6. Достижения
      3. Арены и поля боя
      4. Исправлено Cataclysm
      5. Отклонено Cataclysm
      6. Мастерская
      7. Остальное
    4. Legion
      1. Спеллы и таланты
        1. Воин (Warrior)
        2. Паладин (Paladin)
        3. Жрец (Priest)
        4. Чернокнижник (Warlock)
        5. Друид (Druid)
        6. Рыцарь смерти (Death Knight)
        7. Разбойник (Rogue)
        8. Маг (Mage)
        9. Шаман (Shaman)
        10. Охотник (Hunter)
        11. Монах (Monk)
        12. Охотник на демонов
      2. Подземелья и рейды
        1. Изумрудный Кошмар
          1. Низендра
          2. Илгинот,Сердце порчи
          3. Элерет Дикая Лань
          4. Урсок
          5. Драконы Кошмара
          6. Кенарий
          7. Ксавий
        2. Испытание Доблести
          1. Один
          2. Гарм
          3. Хелия
        3. Цитадель Ночи
          1. Скорпирон
          2. Хрономатическая аномалия
          3. Триллиакс
          4. Заклинательница клинков Алуриэль
          5. Тихондрий
          6. Крос
          7. Верховный ботаник Теларн
          8. Звездный авгур Этрей
          9. Великий магистр Элисандра
          10. Гулдан
        4. Поиск Подземелий
          1. Штурм Аметистовой Крепости
          2. Чертоги доблести
          3. Чаща темного сердца
          4. Утроба Душ
          5. Око Азшары
          6. Логово Нелтариона
          7. Крепость Черной Ладьи
          8. Квартал Звезд
          9. Катакомбы Сурамара
          10. Казематы Стражей
          11. Возвращение в Каражан
          12. Престол Триумвирата
          13. Собор Вечной Ночи
        5. Лфр
          1. Изумрудный Кошмар
          2. Испытание Доблести
          3. Цитадель Ночи
        6. Эпохальные ключи
        7. Мировые боссы
        8. ПП Дренор/Пандария/Катаклизм
        9. ПП Лк/Бк/Классик
        10. Рейды Дренор/Пандария/Катаклизм
        11. Рейды Лк/Бк/Классик
        12. Гробница Саргераса
          1. Харджатан
          2. Госпожа Сашж’ин
          3. Горот
          4. Демоническая инквизиция
          5. Аватара Падшего
          6. Сонм страданий
          7. Бдительная дева
          8. Сестры Луны
          9. Кил’джеден
        13. Анторус, Пылающий Трон
          1. Вариматрас
          2. Агграмар
          3. Хранительница порталов Азабель
          4. Ковен шиварр
          5. Гончие Саргераса
          6. Разрушитель миров Кин’гарота
          7. Военный совет Анторуса
          8. Кин’гарот
          9. Ловец душ Имонар
          10. Эонар, Хранительница жизни
          11. Аргус Порабощенный
      3. Арены и поля боя
      4. Достижения
      5. Остальное
      6. Исправлено
      7. Отклонено
      8. Гарнизоны
      9. Оплоты
      10. Профессии
      11. База Данных
        1. Квесты
        2. Подземелья и Рейды
        3. Предметы
        4. Заселение
        5. Лут
    5. Баги веб ресурсов
  • Сервера
    1. logon
      1. WoW Circle 3.3.5a x5
        1. «У меня украли аккаунт»
        2. Нарушители
          1. Обжалования банов
          2. Заявки на Ботов
        3. Гильдии
        4. Ивенты
        5. Рынок персонажей
          1. Продам персонажа
            1. Рыцарь смерти (Death Knight)
            2. Паладин (Paladin)
            3. Воин (Warrior)
            4. Разбойник (Rogue)
            5. Жрец (Priest)
            6. Маг (Mage)
            7. Чернокнижник (Warlock)
            8. Шаман (Shaman)
            9. Друид (Druid)
            10. Охотник (Hunter)
          2. Куплю персонажа
        6. Архив
        7. Баг-трекер
      2. WoW Circle 4.3.4 x5
        1. Гайды
          1. Гайды по устранению багов игры
        2. Ивенты
        3. Арена
        4. Гильдии
          1. Орда
          2. Альянс
        5. Нарушители
          1. Заявки на бан
          2. Вопросы по банам. Обжалование банов
        6. Рынок персонажей
          1. Продам персонажа
          2. Куплю персонажа
        7. Баг-трекер
      3. WoW Circle 3.3.5a x100
        1. Гильдии
          1. Орда
          2. Альянс
        2. Нарушители
          1. Обжалования банов
        3. Ивенты
        4. Арена
        5. Архив
        6. Рынок персонажей
          1. Продам персонажа
            1. Маг
            2. Чернокнижник
            3. Жрец
            4. Шаман
            5. Охотник
            6. Разбойник
            7. Друид
            8. Рыцарь смерти
            9. Паладин
            10. Воин
          2. Куплю персонажа
        7. Баг-трекер
      4. WoW Circle 4.3.4 x100
        1. Гайды
          1. Гайды по устранению багов игры
          2. Игровые гайды
        2. Ивенты
        3. Арена
        4. Гильдии
          1. Орда
          2. Альянс
        5. Нарушители
          1. Заявки на бан
          2. Вопросы по банам. Обжалование банов
        6. Рынок персонажей
          1. Продам персонажа
          2. Куплю персонажа
      5. WoW Circle 3.3.5a Fun
        1. Гильдии
          1. Гильдии Орды
          2. Гильдии Альянса
        2. Нарушители
          1. Обжалование банов
        3. Ивенты
        4. Сезон Арены
        5. Возврат украденных аккаунтов
        6. Рынок персонажей
          1. Продам персонажа
          2. Куплю персонажа
        7. Архив
        8. Баг-трекер
      6. WoW Circle 4.3.4 Fun
        1. Объявления и новости 4.3.4 Fun
        2. Ивенты
        3. Нарушители
          1. Вопросы по банам. Обжалование банов
        4. Арена
        5. Гильдии
          1. Гильдии Орды
          2. Гильдии Альянса
        6. Рынок персонажей
          1. Продам персонажа
          2. Куплю персонажа
        7. Архив
    2. Legion
      1. Legion 7.3.5 х4
        1. Ивенты
        2. Нарушители
          1. Вопросы по банам. Обжалование банов
        3. Арена
        4. Гильдии
          1. Гильдии Орды
          2. Гильдии Альянса
        5. Рынок персонажей
          1. Продам персонажа
            1. Рыцарь смерти (Death Knight)
            2. Паладин (Paladin)
            3. Воин (Warrior)
            4. Разбойник (Rogue)
            5. Жрец (Priest)
            6. Маг (Mage)
            7. Чернокнижник (Warlock)
            8. Шаман (Shaman)
            9. Друид (Druid)
            10. Охотник (Hunter)
            11. Монах
            12. Охотник на демонов
          2. Куплю персонажа
    3. logon 3
      1. Начать играть на х1 PvE Wotlk
      2. Центр поддержки Logon 3
        1. Архив
        2. Пожертвование
        3. Подключение
        4. Личный кабинет
        5. Управление учетной записью
        6. Затруднения в игре
        7. Свалка центра поддержки
      3. Bug Tracker 3.3.5a Logon 3
      4. Мы в Discord
  • Досуг
    1. Журнал проекта: «Secret Circle»
    2. IT
    3. Мы в vk
      1. Мы в vk, официальная группа
      2. Мы в vk, официальная группа logon 3
      3. Мы в vk, Журнал «Secret Circle»
    4. Атлас тайн Азерота
      1. История Азерота
      2. История локаций, скрытые локации
      3. История Классов
      4. Игровые предметы, маунты и их история
      5. Известные герои, NPC и другие
      6. Юмор, рассказы
    5. Медиа
      1. Кино
      2. Картинки
      3. Сериалы
      4. Видео
        1. Wowcircle на YouTube
      5. Аниме и манга
        1. Жанры
          1. Комедия
          2. Трагедия
          3. Драма
          4. Пародия
          5. Романтика
          6. Фантастика
          7. Фэнтези
          8. Детектив
          9. Мистика
          10. Ужасы
          11. Повседневность
          12. Приключения
      6. Музыка
    6. Активные конкурсы проекта
      1. Фото марафон по городам.
      2. «Здравствуй, Ёлка — Новый Год» 2020г.
        1. Раздел для участников конкурса
    7. Кулинария
      1. Салаты
      2. Закуски и бутерброды
      3. Первые блюда
      4. Вторые блюда
      5. Рыба и морепродукты
      6. Выпечка
      7. Десерты и напитки
      8. Рецепты для мультиварки
    8. Форумные игры
    9. Творчество
      1. Стихи
        1. Стихи про world of warcraft
        2. Философские
        3. Праздничные
        4. Любовная лирика
        5. О природе
        6. Юмор
        7. Стихи — посвящение
        8. Отзывы, пожелания
        9. Стихотворный баттл
      2. Аватарки
      3. Creative group
      4. Литература
    10. Акции, конкурсы, поздравления
      1. Прошедшие конкурсы
        1. Новогодний Фестиваль «Wowcircle Косплей»
        2. Рекламный ролик 2011
        3. Конкурс мувиков: «Самая нелепая смерть в WOW»
        4. «Здравствуй, Ёлка — Новый Год» 2015г.
          1. Раздел для участников конкурса
          2. Раздел для участников конкурса
        5. Фотоконкурс «Игроки в весенних парках»
          1. Раздел для участников конкурса
        6. Мисс wowcircle 2014
          1. Мисс wowcircle 2014 1-й тур
          2. Мисс wowcircle 2014 2-й тур (Голосование)
          3. Мисс wowcircle 2014 3-й тур (Голосование)
        7. «Здравствуй, Ёлка — Новый Год» 2016г.
          1. Раздел для участников конкурса
        8. «Здравствуй, Ёлка — Новый Год» 2017г.
          1. Раздел для участников конкурса
        9. Летний конкурс 2017
          1. Летний конкурс 2017, тур 1
          2. Летний конкурс 2017, тур 2
          3. Летний конкурс 2017, тур 3
        10. «Здравствуй, Ёлка — Новый Год» 2018г.
          1. Раздел для участников конкурса
        11. Летний фото конкурс 2018
          1. Летний конкурс 2018, тур 1
          2. Летний конкурс 2018, тур 2
        12. «Здравствуй, Ёлка — Новый Год» 2019г.
          1. Раздел для участников конкурса
        13. Летний фото конкурс 2019
          1. Летний конкурс 2019, тур 1
          2. Летний конкурс 2019, тур 2
        14. Летний конкурс 2015
          1. Летний конкурс 2015, тур 1
          2. Летний конкурс 2015, тур 2
          3. Летний конкурс 2015, тур 3
        15. Летний конкурс 2016
          1. Летний конкурс 2016, тур 1
          2. Летний конкурс 2016, тур 2
          3. Летний конкурс 2016, тур 3
    11. Спорт
    12. О разном
      1. Домашние животные
      2. Рыбалка
      3. Юмор
      4. Фокусы
    13. Обсуждение изменений на проекте
    14. Флудилка logon
      1. Фото игроков logon
  • Корзина

Линкоры типа «Марат». Модернизации главного калибра

Советские линкоры в промежутке между войнами. Общеизвестно, что из трех оставшихся в строю советских линкоров «Марат» получил минимальную модернизацию, а «Парижская коммуна» — в наибольшем объеме. Рассмотрим изменения боевого потенциала главного калибра кораблей этого типа.

Главный калибр. Что было

Основное вооружение линкоров составляли 12*305-мм орудий образца 1907 г., имевших длину ствола 52 калибра и размещаемых в четырех трехорудийных башнях. Максимальный угол возвышения этих установок составлял 25 град., и максимальная дальность стрельбы 470,9 кг. снарядом, выпущенным с начальной скоростью 762 м/сек, составляла 132 кабельтова. Паспортная скорострельность составляла 1,8 выстр/мин, при этом заряжание производилось в диапазоне углов возвышения от -5 до +15 град.
Лобовые и боковые бронеплиты башен имели толщину 203 мм, задняя сторона (для противовеса) 305 мм, крыша – 76 мм. Барбеты до верхней палубы, и незначительно ниже ее защищались 150 мм броней, далее – только 75 мм, правда 1-ая и 4-ая башни имели усиление в нос и корму до 125 и 200 мм соответственно.
Для 305-мм/52 орудий обр. 1907 г. специалисты дореволюционной России создали 3 типа боевых боеприпасов: бронебойные, полубронебойные и фугасные. Все они назывались снарядами образца 1911 г., имели массу 470,9 кг, начальную скорость 762 м/сек, и дальность стрельбы при угле возвышения орудий 25 град. в 132 кабельтова. Различались они длиной – 1 191, 1 530 и 1 491 мм, содержанием взрывчатого вещества – 12,96, 61,5 и 58,8 кг соответственно. При этом бронебойный снаряд имел взрыватель КТМБ, а полубронебойный и фугасный – МРД обр. 1913 г. Был еще и практический боеприпас массой 470,9 кг, представлявший собой стальную болванку, то есть не содержавший ни взрывчатки, ни взрывателя.
Что касается системы управления огнем, то она на линкорах типа «Севастополь» была чрезвычайно запутанной. На кораблях имелось 2 дальномера с базой в 6 м, расположенных на носовой и кормовой надстройках, и обеспечивавших работу двух центральных постов, которые, помимо прочих функций, содержали также и приборы управления стрельбой. Башни линкоров дальномерами не комплектовались.
А вот сами приборы управления стрельбой (ПУС) представляли собой совершеннейшею «сборную солянку», и дело тут было вот в чем. Изначально на линкоры типа «Севастополь» предполагалось ставить новейшие ПУС, которые разрабатывала компания Эриксона. Это, кстати, не означает, что заказ «уплывал» за рубеж, потому что разработку вел русский филиал этой компании и русские же специалисты, работавшие в нем. Увы, они не справились в срок, и к моменту достройки «Севастополей» система управления огнем Эриксона не была еще готова.
В результате на линкоры установили старую добрую систему компании «Гейслер и К» обр. 1910 г. К сожалению, при всех ее достоинствах, считать «Гейслер и К» полноценной СУО все-таки нельзя, по ряду серьезных причин:
1. ПУС «Гейслер и К» не вырабатывало самостоятельно поправку к углу горизонтальной наводки, то есть упреждение для стрельбы, а визир вообще не входил в ее состав.
2. ПУС самостоятельно рассчитывали угол вертикальной наводки, но в качестве необходимых для расчета данных требовали величину изменения расстояния (ВИР) и величину изменения пеленга (ВИП). То есть офицеры, управляющие артиллерийским огнем, должны были самостоятельно определять параметры цели и собственного корабля (курс, скорость, расстояние, пеленг) и высчитывать ВИР и ВИП вручную.
Однако в связи с неготовностью СУО Эриксона, флот закупил британские приборы Поллэна, которые представляли собой автомат расчета ВИР и ВИП, то есть, по сути, искореняли основной недостаток «Гейслера». Прибор Поллэна успешно интегрировали с «Гейслером и К», а в дальнейшем получившееся СУО дополнили отдельными приборами Эриксона. В результате к 1917 г. все четыре балтийских линкора имели вполне современную, по меркам Первой мировой войны, централизованную систему управления огнем главного калибра. По своему функционалу она, по всей видимости, несколько проигрывала британским СУО и находилась примерно на одном уровне с германскими, но германские корабли превосходили «Севастополи» в количестве дальномеров.

Модернизация башенных установок

Как ни странно, но объемы модернизаций орудий и башен советских линкоров не вполне понятны, так как источники имеют существенные разночтения. Достоверно известно, что 305-мм/52 орудия всех линкоров получили лейнированные стволы взамен скрепленных, что существенно упростило процедуру их замены. Также более-менее ясен объем переделок башенных установок на линкоре «Парижская коммуна».

С этими установками провели больше всего работы: из всех трех линкоров только башни «Парижской коммуны» получили увеличенный угол возвышения до 40 град., в результате чего дальность стрельбы штатным 470,9 кг снарядом повысилась на 29 кабельтов, то есть со 132 до 161 кабельтова. Выросла также скорострельность: для этого башни «перевели» на фиксированный угол заряжания (+6 град), что позволило значительно увеличить мощность приводов вертикального наведения, заряжания и подачи. В результате скорострельность выросла с «паспортных» 1,8 до 2,2 выст./мин. Платой за это стало увеличение массы вращающейся части башни на 4 тонны и отказ от резервной системы заряжания орудий.
А вот с башнями «Марата» и «Октябрьской революции», увы, никакой ясности нет. А.М. Васильев в своих работах, посвященных модернизации линкоров, указывает:
«В 1928—1931 годах удалось модернизировать 305-мм башни МК-3-12 только в части скорострельности: при углах возвышения орудий от -3 град. до +15 град. она достигла 3 выст./мин, а при больших углах (до предельного 25°) составила 2 выст./мин (вместо прежних 1,8 на всех углах)».
Но С.И. Титушкин и Л.И. Амирханов в своем труде «Главный калибр линкоров» ни о каких подобных модернизациях «Марата» и «Октябрьской революции» не сообщают, а наоборот, прямо указывают, что их скорострельность осталась прежней. Автору настоящей статьи остается только предполагать, что правы все-таки С.И. Титушкин и Л.И. Амирханов, так как их работа более специализирована в области артиллерии, нежели труды А.М. Васильева. Возможно, здесь произошла путаница между тем, что хотели сделать и что реально сделали. Дело в том, что С.И. Титушкин и Л.И. Амирханов указывали, что подобную модернизацию, с доведением скорострельности до 3 выст./мин планировали произвести для башен линкора «Фрунзе», когда еще существовали планы его перестройки в линейный крейсер. Надо сказать, что 2 башни этого линкора впоследствии были переоборудованы по образцу «Парижской коммуны», но это случилось уже после войны, когда их установили на бетонных блоках батареи №30 под Севастополем.


Послевоенное фото восстановленной батареи №30
Таким образом, дальность стрельбы «Марата» и «Октябрьской революции» осталась прежней совершенно наверняка – 132 кабельтова, и, по всей видимости, скорострельность осталась такой же, то есть на уровне 1,8 выст./мин.
Броневая защита башен всех трех линкоров получила единственное усиление – толщина крыши башни была увеличена с 76 до 152 мм, в остальном толщины брони оставались теми же.
Что касается систем управления огнем, то здесь тоже все не вполне очевидно. Начнем с дальномеров: весьма важно, что количество дальномеров, обеспечивающих работу СУО главного калибра, значительно выросло, потому что все башни всех трех линкоров получили собственные дальномеры. При этом С.И. Титушкин и Л.И. Амирханов утверждают, что в башни «Марата» устанавливались итальянские дальномеры «OG» с базой 8 м, разработанные фирмой «Галилео», в то время как башни «Октябрьской революции» получили тоже 8-метровые дальномеры, но иной марки: ДМ-8 фирмы «Цейс». К сожалению, уважаемые авторы ничего не сообщают о дальномерах, установленных в башни линкора «Парижская коммуна», хотя на фотографиях и рисунках корабля отчетливо видно их наличие.

На этом фото «Октябрьской революции» башенные дальномеры видны особенно хорошо
В то же время А.В. Платонов в своей «Энциклопедии надводных кораблей» дает совершенно иные данные: что на «Марат» и «Октябрьскую революцию» были установлены дальномеры «Цейс», а итальянские – на «Парижскую коммуну». Но, по крайней мере, авторы сходятся в том, что все эти дальномеры имели базу 8 метров.
Впрочем, разумеется, эти дальномеры имели вспомогательное значение, потому что, во-первых, они находились на сравнительно малой высоте над уровнем моря и их горизонт был не слишком велик. А во-вторых они использовались как дополнительное, уточняющее средство к оборудованию командно-дальномерных постов (КДП) установленных на линкорах.
Абсолютно все источники сходятся в том, что на «Октябрьской революции» и «Парижской коммуне» для обслуживания главного калибра были установлены по два КДП-6 Б-22, а вот в том, что именно ставилось на «Марат», ясности нет. Как ни странно, но С.И. Титушкин и Л.И. Амирханов утверждают, что и этот линкор получил 2 КДП той же модификации, но это явная опечатка, потому что на всех фотографиях линкора мы видим только один подобный КДП.

В то же время ряд авторов, в том числе и А.В. Платонов, сообщают о том, что «Марат», хотя и получил КДП-6, но более ранней модификации Б-8. Основными отличиями Б-8 от Б-22 являлось отсутствие визира центральной наводки и телескопических труб наводчиков поста. Соответственно, вес КДП-6 Б-8 был на 2,5 тонны, а расчет – на 2 человека меньше, чем у КДП-6 Б-22.
Но самое «забавное» разночтение в источниках – это количество дальномеров в одном КДП-6, неважно какой модификации. С.И. Титушкин и Л.И. Амирханов указывают, что такой КДП комплектовался двумя дальномерами с базой 6 метров марки ДМ-6. А вот А.В. Платонов указывает на наличие лишь одного такого дальномера. Кто прав – сказать затруднительно, потому что автор настоящей статьи не является специалистом в системах управления огнем, а изучение фотографий практически ничего не дает. Некоторые фото как будто бы свидетельствуют, что дальномеров именно два, а не один.

Но с другой стороны, из чертежей следует, что второй «дальномер» — это и не дальномер вовсе, а нечто более короткое.

Все же только один КДП для главного калибра «Марата» выглядел явно недостаточно, поэтому практически все источники указывают на то, что на него собирались ставить открыто еще один дальномер в 8-метровой базой. Интересно, что А.В. Платонов в одной из своих монографий утверждал, что этот дальномер все-таки был установлен на кормовой надстройке, однако автору нигде не удалось найти фото «Марата», которое подтвердило бы данное утверждение. Надо сказать, что устройство подобных габаритов чрезвычайно заметно, и его отсутствие на фото очевидно свидетельствует, что установка этого дальномера осталась лишь намерением и никогда не воплотилась «в металле». Впрочем, в более поздних своих работах А.В. Платонов уже не писал о наличии этого дальномера на «Марате».
Что же касается приборов управления огнем, то здесь все намного проще. По части главного калибра «Марат» остался ровно с тем, что у него было установлено во времена Первой мировой войны, то есть «сборной солянкой» из приборов «Гейслер и К», Эриксона и Поллэна. Таким образом, линкор, конечно, к началу Великой Отечественной войны располагал системой центральной наводки орудий главного калибра, но современной назвать ее было нельзя. Безусловно, по своим качествам, СУО «Марата» сильно отставало от оборудования, которое устанавливалось на современные линейные корабли мира, но считать его совершенно недееспособным все-таки не следует. В качестве примера можно привести британские легкие крейсера типа «Линдер», которые располагали СУО даже не на уровне 1-ой мировой войны, а хуже, потому что она была сознательно упрощена ради экономии: тем не менее эти английские крейсера участвовали во многих боевых эпизодах и достигали вполне приемлемой точности стрельбы для своих 152-мм орудий.
Несколько лучше обстояли дела с центральной наводкой линкоров «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна», потому что они получили более совершенные аппараты АКУР. Что это за приборы?
Начиная с 1925 г. в СССР разрабатывался так называемый аппарат прямого курса АПКН, который планировали устанавливать в качестве элемента СУО на все крупные корабли, как новой постройки (когда дойдет до этого), так и проходящие модернизацию. Этот аппарат должен был самостоятельно, в автоматическом режиме рассчитывать прицел и целик, тем самым полностью освободив управляющего артиллерийской стрельбой от работы с таблицами и прочей ручной работы и вычислений. Работа была сложная и продвигалась медленно, поэтому руководство флота в 1928 г. настояло на параллельном приобретении британского прибора АКУР фирмы «Виккерс» и синхронной передачи данных автомата стрельбы и команд американской компании «Сперри».
Однако, когда упомянутые комплекты приборов поступили в наше распоряжение, оказалось, что они не соответствуют ожиданиям наших специалистов. Так, у АКУР была слишком большая погрешность определения курсового угла — 16 тысячных дистанции, а передача «Сперри» вообще не работала. В результате произошло следующее – специалисты завода «Электроприбор», занимавшиеся разработкой АПКН, вынуждены были «переквалифицироваться» на доработку АКУР и синхронной передачи «Сперри» — работы по последней шли тем более хорошо, что аналогичный советский продукт находился в финальной стадии разработки. В конечном итоге разработчики, использовав ряд решений АПКН, сумели добиться нужных параметров точности от АКУР, привести в работоспособное состояние и совместить с ним синхронную передачу «Сперри» и на выходе получить вполне работоспособную СУО, значительно превосходящую то сочетание приборов «Гейслера», Поллэна и Эриксона, которым оснащались дредноуты типа «Севастополь». Именно такие АКУР получили «Парижская коммуна» и «Октябрьская революция».


Безусловно, АКУР стали большим шагом вперед в сравнении с СУО эпохи 1-ой мировой войны, но к началу Великой Отечественной они в значительной мере устарели. Работы по созданию ПУС в СССР продолжались и далее: для лидеров типа «Ленинград» были приобретены приборы управления стрельбой фирмы «Галилео», которые обладали рядом возможностей, недоступных для АКУР. Так, например, АКУР обеспечивал ведения огня главного калибра методом наблюдения знаков падения, или так называемой «вилкой», когда главный артиллерист добивался залпа, легшего перелетом и, затем, недолетом, а затем начинал «половинить» дистанцию. Но это было и все, а вот ПУС «Молния» и «Молния АЦ», разработанные на основе итальянской СУО, могли использовать все три известных на тот момент метода управления артогнем. Метод наблюдения знаков падения описан выше, а кроме того, новые ПУС могли использовать метод измеренных отклонений, когда дальномеры КДП измеряли расстояние от корабля-цели до всплесков от падений снарядов, и метод измеренных дальностей, когда дальномером определялось расстояние от ведущего огонь корабля до всплеска его снарядов, и сопоставлялось с рассчитанными данными о положении корабля-цели.
«Молния» и «Молния АЦ» устанавливались на крейсера проекта 26 и 26-бис соответственно, и, в целом, можно говорить о том, что СУО главного калибра крейсеров типа «Киров» и «Максим Горький» значительно превосходили по своей эффективности АКУР, установленные на отечественных линкорах, не говоря уже о «Гейслере»/Поллэне/Эриксоне на «Марате».
Что касается боеприпасов к 305-мм орудиям, то в довоенном СССР для 305-мм орудий разрабатывались различные типы боеприпасов, однако на вооружение был принят лишь один.
Первым «снарядным» направлением стало создание модифицированных бронебойных и фугасных снарядов усовершенствованной формы. Они должны были иметь ту же массу, что и снаряды обр. 1911 г., то есть 470,9 кг, но при этом дальность стрельбы ими должна была возрасти на 15-17%, а бронепробиваемость – улучшится, причем эффект должен был стать наиболее заменым на дистанциях свыше 75 кабельтов. Не совсем ясно, в какой стадии остановились эти работы: дело в том, что свои качества в полной мере они могли реализовать только в орудиях, которыми планировалось вооружать тяжелые крейсера типа «Кронштадт». Последние должны были сообщать начальную скорость 470,9 кг снаряду 900 м/сек., в то время, как 305-мм/52 пушка обр. 1907 г., которой вооружались линкоры типа «Севастополь» — только 762 м/сек. Как известно, 305-мм артиллерии со столь рекордными характеристиками до войны создать так и не сумели, соответственно, не следует удивляться отсутствию боеприпасов к ним. Впрочем, нельзя исключать, что создание новых снарядов было остановлено в силу каких-то иных, конструкционных или технологических сложностей.
Второй тип боеприпасов, разработка которого выглядела просто чрезвычайно перспективно, стал «полубронебойный снаряд обр. 1915 г чертежа №182». На самом деле, этот снаряд был создан не в 1915, а в 1932 г., а экспериментировали с ним до 1937 г. Он представлял собой «сверхтяжелый» 305-мм боеприпас, чья масса составила 581,4 кг. Разумеется, стрелять таким снарядом можно было только с начальной скоростью, пониженной до 690-700 м/сек, но за счет лучшего сохранения энергии дальность стрельбы этим боеприпасом превышала таковую у 470,9 кг снарядов на 3%.
Однако самым грандиозным «бонусом» возросшей массы стала чрезвычайно высокая бронепробиваемость. Если 470,9 кг, по советским расчетам (здесь и далее по бронепробиваемости приводятся данные С.И. Титушкина и Л.И. Амирханова) пробивал на 100 кабельтовых 207 мм вертикальной брони, то 581,4 кг снаряд на 90 кабельтов мог пробить 330 мм бронеплиту.
К сожалению, на вооружение «сверхтяжелый» снаряд так и не был принят: возникли проблемы с кучностью стрельбы, кроме того, боеприпас получился слишком длинным, и конструкторам не удалось обеспечить его продольную прочность – он часто разрушался при преодолении броневой преграды. Помимо этого, подачные и заряжающие механизмы линкоров типа «Севастополь» не были рассчитаны на работу с боеприпасами такой массы.
В результате всего этого работы по «сверхтяжелому» снаряду были свернуты, а жаль. Интересно, что американцы, вернувшись к 305-мм калибру на «больших крейсерах» типа «Аляска», использовали подобные боеприпасы в качестве основных. Их орудия стреляли бронебойными 516,5 кг снарядами с начальной скоростью 762 м/сек., что при угле вертикальной наводки в 45 град. обеспечивало дальность стрельбы 193 кабельтова и пробивали 323 мм броню на дистанции 100 кабельтов.

«Аляска»
И, наконец, третьим направлением совершенствования боеприпасов к отечественным 305-мм/52 орудиям стало создание «фугасного дальнобойного снаряда обр. 1928 г.». Этот боеприпас имел массу всего только 314 кг, но за счет этого его начальная скорость достигала 920 или 950 м/сек (к сожалению, где-то у С.И. Титушкина и Л.И. Амирханова вкралась опечатка, так как они дают оба значения). Прирост по дальности стрельбы получался колоссальным – если модернизированные башенные установки «Парижской коммуны» способны были отправить в полет 470,9 кг снаряд на дистанцию 161 кабельтов, то облегченный 314-килограммовый – на 241 кабельтов, то есть, фактически, в полтора раза дальше. Ну а при стрельбе с углом возвышения 25 град., каковой оставался предельным для линкоров «Марат» и «Октябрьская революция», дальность стрельбы возрастала со 132 до 186 кабельтовых.
При этом масса взрывчатого вещества в новом снаряде почти не уступала обычному, 470,9 кг фугасному боеприпасу, и составляла 55,2 кг против 58,8 кг. Единственным параметром, по которому облегченные снаряды уступали обычным боеприпасам, являлось рассеивание, которое у 314 кг снарядов было достаточно велико. Но этот недостаток не считался критичным, так как указанные снаряды предназначались для обстрела береговых площадных целей. «Фугасные дальнобойные снаряды обр. 1928 г.» были приняты на вооружение в 1939 г., став тем самым единственным снарядом этого калибра, созданным в довоенном СССР.
На этом автор заканчивает описание артиллерии главного калибра модернизированных линкоров «Марат», «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна» и переходит к противоминному калибру.
Продолжение следует…

Линкор «Марат»

Приветствую уважаемых Коллег!
Разрешите пригласить Вас на торжественное мероприятие, посвящённое выходу в свет модели линейного корабля «Марат» (бывш. «Петропавловск»).
Вход на данное мероприятие будет осуществляться только по Пригласительным билетам, которые абсолютно бесплатно могут получить все желающие (Чин или звание, фамилию, имя и отчество каждый сможет заполнить сам при желании, распечатав данное Приглашение).
Краткая историческая справка
Закладка российских линкоров — «Гангута», «Полтавы», «Петропавловска» и «Севастополя» — состоялась в один день — 3 июня 1909 года, причем первые два начали строиться в Новом Адмиралтействе, а вторые два — на Балтийском заводе.
Строили их такие крупные инженеры, как К. Константинов, Н. Кутейников, В. Лютер, Л. Коромальди, Л. Казин и другие.
Первым сошел на воду «Севастополь», и он же первым вступил в строй 4 ноября 1914 года. А в конце декабря все четыре линкора уже стояли в Гельсингфорсе в ожидании летней кампании 1915 года.
А история создания этих кораблей берёт начало в 1907 году, когда впервые в Российской практике, Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) разослало ведущим российским заводам и иностранным фирмам приглашение принять участие в конкурсе на разработку проекта линейного корабля для Российского флота.
На конкурс был представлен 51 проект от 18 участников! Вот это был выбор – на любой вкус!
Не вдаваясь в подробности подведения итогов Конкурса (а это отдельная детективная история), получилось, что победителем по наибольшей сумме набранных баллов, стал проект, представленный германской фирмой «Блом унд Фосс».
Но тут вмешалась политика.
Франция, не знавшая достоверно условий Конкурса, сочла, что Россия намерена заказать Германии постройку четырёх линейных кораблей на деньги, которая Франция кредитовала России на вооружение Российской армии, и возмутилась по поводу финансовой поддержки своего потенциального противника.
И фирме «Блом унд Фосс» были выплачены немалые «отступные», а в разработку был принят проект линейного корабля Балтийского завода.
Конкурс – провалился.
И тем более неприятно было читать в справочнике «Jane S» по флоту Первой мировой войны, что в основу создания наших линкоров легли разработки итальянского инженера Витторио Куниберти с проектом линкора «Данте Алигьери», который был исключен из рассмотрения механическим и корабельным отделами Морского Технического комитета по причине заниженности предъявленных к рассмотрению показателей.
В результате, линейные корабли начали строиться по доработанному проекту Балтийского завода.
Имя.
28 февраля 1921 года состоялось собрание команд линкоров «Севастополь» и «Петропавловск», на котором была принята резолюция с требованиями провести перевыборы Советов, упразднить комиссаров, предоставить свободу деятельности социалистическим партиям, разрешить свободную торговлю.
С этого момента все происходившие далее события, стали известны как «Кронштадтский мятеж».
В центре этого мятежа оказался и прототип моей модели – линейный корабль «Петропавловск». Ведь именно в одной из его башен главного калибра находился штаб мятежников.
Для подавления мятежа 5 марта 1921 года приказом Реввоенсовета № 28 была восстановлена 7-я Армия под командованием М.Н Тухачевского, численностью около 18 тыс. человек (к моменту окончательного штурма, численность была доведена до 24 тыс. человек).
18 марта всё было кончено. Мятеж – подавлен.
Но власти не смогли смириться с тем, что имена двух самых мощных кораблей Балтийского флота оказались на стороне контрреволюции, и 31 марта 1921 года линкор «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь весьма уважаемого большевиками французского революционера Жана-Поля Марата.
А тут как раз подошло и празднование 50-ти летия Парижской коммуны, в результате чего линейный корабль «Севастополь» был также переименован. И стал называться – «Парижская коммуна». Но об этом корабле будет другой рассказ.
Служба.
Кстати, с 28.11.1916 по 02.05.1917 года линкором командовал капитан 1-го ранга Михаил Андреевич Беренс, который уже в чине контр-адмирала в январе 1921 года принял у вице-адмирала М.А. Кедрова командование Русской эскадрой в Бизерте.
Участие «Петропавловска» в Первой мировой войне ознаменовалось Ледовым походом Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт в марте – апреле 1918 года. Когда под руководством Начальника Морских сил (Наморси) Балтийского моря капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного было спасено от захвата германскими и финскими войсками 226 кораблей и судов (в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев, 12 подводных лодок), вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, запасы боевой техники.
И 31 мая 1919 года прямо под орудия «Петропавловска» эскадренный миноносец «Азард» вывел британские эсминцы. «Петропавловск» открыл огонь из 12-дюймовых, а затем и из 120-мм орудий.
В результате британские эсминцы, развернулись и ушли.
Этот бой был единственным, в котором участвовал какой-либо из 4-х «Севастополей».
Осенью 1928 г. корабль был направлен на Балтийский завод для капитального ремонта и модернизации. Работы продолжались до 6 июня 1931 г. Модернизация проводилась по проекту сходному с проектом модернизации линейного корабля «Гангут» («Октябрьская революция») и затронула силовую установку, систему управления огнем, зенитную артиллерию, конструкцию корпуса и надстроек.
В носовой части установили спро­ектированную с учетом опыта «Парижской комму­ны» увеличивающую высоту надводного борта на­делку в виде полубака, в твиндеке которого (высота над верхней палубой 1,5 м в диаметральной плос­кости и 1,2 м у бортов) были размещены плотниц­кая мастерская и аппаратура для постановки ды­мовых завес. На верхней палу­бе разместили волнолом той же высоты, что и но­совая наделка. Были изготовлены и новые якорные клюзы.
Стержневую фок-мачту заменили на надстройку из цилиндрической трубы (с лифтом внутри), к которой присоеди­нялись многочисленные площадки. Изменилась и носовая дымовая труба (ее верхний срез во избе­жание задымливания постов на фок-мачте был сме­щен в корму), что привело к появлению характерного для наших модернизированных линкоров силуэта.
В результате модернизации силовой установки суммарная мощность главной энергетической ус­тановки достигла 56 800 л.с. (вместо прежних 42000л.с.), а при форсировке — 61110 л.с. Вме­сто 1700 т угля и 750 т мазута корабль стал при­нимать до 2000 т жидкого топлива, что обеспечило дальность плавания 2310 (всего-то!) миль при скорости 14 уз. На заводских ходовых испытаниях 8 мая 1931 года линкор при мощности на валах 56 800 л.с. развил и легко поддерживал скорость 23,8 уз, что ранее до­стигалось в исключительных случаях.
На топе фок-мачты был установлен командно — дальномерный пост КДП2 — 6, который из-за выя­вившейся при испытаниях вибрации пришлось амортизировать. Это усиление, расположенное перпендикулярно ДП корабля, очень хорошо просматривается на всех его фотографиях и воспроизведено мной на модели.
На корабле предусматривалось и авиационное вооружение: была установлена гидропланная ле­бедка с электроприводом, обеспечивающая воз­можность использования гидросамолета, как тогда говорили, «на стреле», то есть опускание его стре­лой на воду для разбега и подъем с воды после полета. Гидросамолет-разведчик типа КР-1 мог раз­мещаться под стрелой на крыше 3-й башни ГК.
К весне 1931 года основной объем намеченных работ был выполнен, и 8 апреля на «Марате» под­няли Военно-морской флаг, а 6 июня 1931 года об­новленный линкор официально вошел в состав МСБМ.
Начальник ВМС РККА Р.А.Муклевич докладывал по этому поводу наркому по военным и морским делам К.Е.Ворошилову: «Результаты мо­дернизации следует признать весьма удачными… раньше ход был не более 23 уз, причем механики добивались этого в исключительных слу­чаях и на очень короткое время. Теперь этот ход (23,4 уз) линкор может давать запросто. Артилле­рийские переделки в башнях полностью себя оп­равдали. Скорострельность увеличилась почти вдвое, несомненно, что когда личный состав осво­ит новую технику, скорострельность будет еще выше. Новые средства центральной наводки за­паздывают. Носовая наделка—новая вполне себя оправдала. Нос линкора на волнении совершенно сухой. Новые кормовые дизеля работают отлично… на линкоре полностью достигнуты все улучшения, намеченные планом. Балтфлот в лице этого лин­кора получил огромное усиление своей боевой мощи».
7 августа 1933 г. в результате затяжного выстрела была выведена из строя 2 орудийная башня. Угроза взрыва боекомплекта была предотвращена затоплением погребов башни, при этом погиб весь расчет башни (68 человек). Последствия аварии были устранены к середине октября 1933 г.
25 июля 1935 г. произошло столкновение «Марата» с подводной лодкой Б-3 (бывшая «Рысь») во время учений в Финском заливе. Вследствие ошибок командиров обоих кораблей вышедшая в учебную атаку на линкор под­водная лодка была перерублена им почти пополам и затонула с экипажем в 55 человек (поднята 2 ав­густа 1935 года спасательным судном «Коммуна»),
С 10 мая по 5 июня 1937 г. корабль совершил переход в Великобританию для участия в военно-морском параде по случаю коронации короля Георга VI.
Учитывая то, что модель мной делалась по состоянию на 1937 год, о дальнейшей модернизации корабля я постараюсь рассказать при строительстве модели этого же корабля, но по состоянию на 1941 год, которую в настоящее время готовит к выпуску фирма «Звезда».
Интересный факт.
В честь линкора «Марат» республикой Палау (вы слышали когда-нибудь о существовании такой Республики???) выпущены две ромбовидные монеты.
На аверсе монет расположен герб республики Палау, вверху полукруглая надпись: «REPUBLIC OF PALAU», внизу соответствующий номинал. На реверсе изображен линкор, внизу надпись: «MARAT» и год выпуска 2010. Над линкором изображение Военно-морского флага СССР 1935–1950 гг, на серебряной монете этот элемент позолочен.
Монета номиналом 10 долларов отчеканена из серебра 999-й пробы, имеет вес — 56,7 г, диаметр 42×42 мм. Тираж — 1000 шт.
Монета номиналом 500 долларов отчеканена из золота 999-й пробы, имеет вес — 70,86 г, диаметр 42×42 мм. Тираж — 77 шт.
Палау (Республика Палау, Beluu er a Belau) — страна без границ в Тихом океане, расположенная в 500 км к востоку от Филиппин и занимающая часть Западных Каролинских островов в Микронезии. Находится в Филиппинском море.
Общая площадь государства — 458 км2 (вдвое меньше Москвы в границах МКАД)
И ещё…..
Давнишний спор о том: линкор «Марат» 23 сентября 1941 года, был поврежден или потоплен немецкой авиацией?
У немецкой стороны почему-то этот вопрос был решён давно и однозначно.
По немецкой системе учета потерь, 23 сентября 1941 года линкор «Марат» (Werk.No С-1101) был поврежден на 25%.

Модель.
Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
— «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
— «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
— «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
— журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
— «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
— журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
— …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
И ещё, фотографии как самого корабля, так и его моделей, построенных в разное время и разными людьми.
К польским же чертежам, которые изображают «Марата» по состоянию на 1937 год, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей.
Америки никакой открывать не собираюсь: под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
Башни ГК были отлиты из зубопротезного материала моим шурином по болванке, которую я сделал вручную из пластика.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!
Корпус – стандартно: ДП, набор шпангоутов, набивка пенопластом и шпатлёвка обычной строительной шпатлёвкой (Тамиевская, как оказалось очень любит пенопласт на вкус).
Палуба — отдельная статья. Это хорошо, что на небольшом мебельном заводике оказались хорошие знакомые. Отмотали мне рулон мелкорадиального шпона толщиной всего 0,4мм, с которым они сами работать очень не любят – хрупкий очень и тяжело обрабатывается.
Ну, а для меня – в самый раз! Основание из пластика 0,75мм, на него шпон, и палуба готова!
А дальше пошло, очевидно, самое интересное из всей этой стройки: нанесение на палубу полос из мюнц-металла, которые предотвращали отрыв палубного настила при стрельбе из орудий Главного калибра.
Перепробовал много способов, но остановился на простом нанесении акриловой краски на палубный настил.
Ну, а потом: сборка мелких деталей, покраска, такелаж……. В общем, ничего необычного.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:

И в заключение хочу сказать следующее: модель мной озвучена по состоянию на 1937 год.
Прав я в этом или нет – не уверен. Просто каждую зиму, когда корабли находились на зимовке в Кронштадте, в их конструкцию и вооружение (особенно – зенитное) вносились какие-либо изменения и дополнения. Так что у меня получился, скорее, собирательный образ этого корабля на исторический период «в районе 1937 года».
И ещё.
Многие нюансы из создания, конструктивных особенностей и службы этих красивых кораблей, я приберёг «на потом». Ведь предстоят ещё рассказы и об остальных моделях кораблей «Севастопольской» серии. Надеюсь, что в скором времени Вы их увидите.
И ещё (очевидно, самое главное).
При создании модели (и её «систершипов») копнул такой пласт Истории нашего флота и нашей страны, что до сих пор не могу вынырнуть оттуда.
Это и судьба братьев Беренс (оказавшихся по разные стороны революции, и до самого конца служивших России каждый по-своему),
и история нашей Черноморской эскадры в Бизерте,
и Кронштадтский мятеж,
и судьба Алексея Михайловича Щастного, который стал первой жертвой Революционного трибунала при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов (Декрет о восстановлении ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г.) и приговор А.М. Щастному был первым судебным смертным приговором в Советской России. …….
Как много я узнал, занимаясь постройкой этих моделей….. а ведь там ещё столько интересного…..

Линкор «Марат»: экипаж, история, гибель

В Советское время его изображали на почтовых марках и плакатах. Ему посвящали статьи в журналах и газетах. Даже дядя Стёпа, герой детского стихотворения Сергея Михалкова, имел к нему отношение. Всё это флагман Краснознамённого Балтийского флота – линкор «Марат», линейный корабль, способный поражать вражеские цели противника мощными артиллерийскими орудиями. Защитник обороны Ленинграда линкор «Марат» (фото можно увидеть в статье) являлся главным ударным ядром Балтийского флота, его военно-морским символом и показателем экономического могущества Советского Союза в предвоенные годы.

Морская крепость Балтики

Кронштадт – город-крепость на острове Котлин, расположенном посреди Финского залива. Основан Кронштадт в 1703 году. Ещё Пётр Великий сказал, что после постройки этих каменных укреплений жители Петербурга могут спать спокойно.

Кронштадт – это колыбель русского флота. Ещё в дореволюционное и советское довоенное время морские причалы города были забиты кораблями, а на их фоне выделялся огромный линкор «Марат». Ну а нынче здесь пусто.

Российскому флоту не хватает боевых кораблей

В России после русско-японской войны на Балтийском флоте кораблей почти не оставалось. Цусимское сражение и оборона Порт-Артура поглотили целую армаду современных, мощных и боеспособных единиц морской надводной техники. Возникла острая необходимость пополнения Балтийской флотилии. Впрочем, и Черноморский флот нуждался в обновлении надводным боевым транспортом.

С 1906 года стали вводиться в строй, в первую очередь в Англии, принципиально новые боевые корабли линейного класса (линкоры), которые получили название «Дредноут». Морской технический комитет России совместно с морским Генеральным штабом объявили международный конкурс на создание проекта, подобного английскому дредноуту. Жарких споров и различных мнений военно-морских экспертов было великое множество. Однако в конечном итоге был выбран проект Балтийского завода.

Линкор «Марат»: история славного пути

В 1911 году военный корабль был спущен на воду. Первоначально боевое судно имело название «Петропавловск», а затем, с 31 марта 1921 года, линейный корабль получил другое название, в честь французского коммуниста Жана-Поля Марата — линкор «Марат». Личный состав насчитывал чуть более 1200 человек.

Для примера: сегодня на флагмане черноморского флота, крейсере «Москва», служит 500 человек.

Это был грандиозный проект морского боевого судостроения того времени. В первом учебном походе, в июне 1925 года, линкор «Марат» посетил народный комиссар по военным и морским делам Михаил Васильевич Фрунзе.

В период с 1925 по 1939 год боевой линейный корабль совершил морские походы в Финляндию, Великобританию, Норвегию, Швецию и другие страны Скандинавского полуострова.

Во время советско-финской войны славный флагман Балтийского флота вёл активный огонь по тяжёлым береговым укреплениям противника вблизи Выборга. Примечателен тот факт, что впервые в мире в конце 1939 года на линкоре «Марат» была испытана системная защита от мин магнитного действия. Руководил проектом один из основателей советской ядерной энергетики, профессор Ленинградского физико-технического института Анатолий Петрович Александров.

Основные характеристики линейного корабля

Тактико-технические характеристики линкора «Марат»:

  • Проектное водоизмещение, тонн – 23000.
  • Длина корабля, метров – 181,2.
  • Ширина судна, метров – 26.
  • Паровая мощность турбин – 42 тысячи лошадиных сил.
  • Осадка, метров – 8,4.
  • Узловая скорость хода – 23.

На вооружении боевой единицы находилось:

  • Двенадцать 305-миллиметровых башенных орудий.
  • Шестнадцать 120-миллиметровых противоминных орудийных установок.
  • Четыре 76-миллиметровых зенитных комплекса.
  • Четыре 47-миллиметровых пушек для салюта.
  • По четыре пулемёта и 457-миллиметровых подводных аппаратов торпедного действия.

Участник Ленинградской обороны

В 1941 году германские войска вплотную подошли к Ленинграду. Группа армии «Север» имела задачу уничтожить Кронштадт и тем самым лишить советский флот его опорных баз. Только на Балтику для этой цели немецкое командование направило более сотни кораблей различного класса.

Ленинград оказался в блокаде, точно так же, как и его морская крепость Кронштадт. Бомбёжки продолжались и днём и ночью. По Кронштадту била вражеская тяжёлая артиллерия. Главная стратегическая задача Адольфа Гитлера заключалась в молниеносном захвате Северной столицы Советского Союза и прилегающих к ней акваторий Балтийского моря.

Но на пути стоял Кронштадт, с его боевыми кораблями, среди них был и линкор «Марат», который вёл непрерывный артиллерийский и зенитный обстрел приближающегося противника.

Гибель линкора «Марат»

Для уничтожения «Марата» в Германии были подготовлены и перевезены на восточный фронт однотонные бомбы. Однако управлять таким смертельным грузом в люфтваффе могли только два лётчика. Один из них, Ганс-Ульрих Рудель, и получил задание совершить налёт на советский линкор «Марат» и уничтожить боевое судно с воздуха. С заданием немецкий пилот справился весьма успешно.

В своих послевоенных воспоминаниях немецкий лётчик писал, что он был вынужден дважды атаковать советское боевое судно. 16 сентября была сброшена пятисоткилограммовая авиабомба, которая угодила в палубу корабля. Однако эта бомбардировка не принесла желаемого результата. Линейный корабль получил незначительные повреждения. В тот раз сумел выстоять линкор «Марат». Экипаж продолжал сражаться.

Новая атака немецкого аса

Следующий авиационный налёт был запланирован на 23 сентября 1941 года. В этот день пикирующий бомбардировщик Ю-87 под пилотированием того же аса «Люфтваффе» Ганса-Ульриха Руделя, сбросил авиационную бомбу со специальным взрывателем замедленного действия, масса которого составляла уже тысячу килограмм.

Бомба попала в котельное отделение корабля и взорвалась. Именно в котельной части линкора находился минно-торпедный погреб. Взрыв был неимоверной силы. Свидетели рассказывают, что крышка первой башни артиллерийского орудия, имеющая вес около сорока семи тонн, улетела в залив на такое расстояние, что обнаружить её смогли только спустя 25 лет.

В тот день, когда на линкор «Марат» была сброшена тонная бомба, на корабле погибли более трёхсот матросов и офицеров. Среди них были и командир корабля капитан 2-го ранга П. К. Иванов, и его старший помощник капитан 2-го ранга В. С. Чуфисов. Весь погибший экипаж славного линкора «Марат» был захоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.

Мы из Кронштадта

Но линкор «Марат» не сдался, остался в строю и продолжал воевать. В этом ему помогли рабочие Кронштадтского ремонтного завода. Была частично восстановлена боевая способность корабля. Всего меньше месяца потребовалось, чтобы восстановить артиллерийские башни.

Командиром корабля был назначен капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев. Трудно представить сегодня эту картину, когда боевой корабль носовой частью сидит на грунте, а девять двенадцатидюймовых орудий отражают атаки противника.

«За себя и за товарища, который погиб», — так говорили оставшиеся в живых матросы линкора. Корабль продержался до самого конца блокады Ленинграда, ежедневно напоминая о себе орудийными выстрелами в сторону немецких войск.

Продолжение истории и интересные факты

В 1943 году морскому защитнику города на Неве было возвращено прежнее название. Отныне он вновь называется линкор «Петропавловск». Лишь в 1950 году, учитывая боевые ранения, гордость Балтийского флота был переведён в разряд несамоходного артиллерийского учебного судна, навсегда пришвартовавшись к Крондштадскому берегу. Теперь его новое имя — «Волхов».

С прославленным линкором связано множество интересных исторических фактов и событий:

  • Всем известный пионер-герой Марат Казей был назван в честь боевого линейного корабля — отец его, Иван Казей, проходил морскую службу на линкоре «Марат».
  • Островное государство — республика Палау, находящаяся в Филиппинском море Тихого океана, выпустила памятную золотую монету с изображением линкора «Марат» номиналом десять долларов, тираж которой составил тысячу экземпляров. Помимо этого, была отчеканена серебряная монета с изображением линкора достоинством пятьсот долларов и общим тиражом 77 штук.
  • Сергей Михалков в одном из своих стихотворений для детей о дяде Стёпе также упоминает о боевых подвигах прославленного линкора.
  • На станции метро «Площадь революции» имеется скульптура с изображением матроса-сигнальщика с линкора «Марат». Автором монументальной композиции является известный мастер Матвей Манизер.
  • Для коллекционеров и просто любителей фалеристики были выпущены целые серии значков, посвященных героическим событиям, связанным с линкором «Марат».
  • В городе Кронштадте, по адресу Кронштадтское шоссе, 31, находится братская могила. Именно здесь увековечен линкор «Марат». Список личного состава, погибшего при обороне Ленинграда, в количестве 324 человек, высечен на гранитном камне.
  • Художник И. И. Бродский написал картину «Клим Ворошилов на линкоре «Марат». Однако достоверных фактов присутствия на линкоре одного из руководителей страны Советов до сих пор не найдено.
  • Москва, Речной вокзал. На одном из фасадов здания есть каменная мозаика, посвящённая героическому подвигу линкора «Марат».
  • В 2009 году вышла в свет книга воспоминаний «Не как все», автором которой, является ветеран-блокадник, участник боевых событий, старший матрос линкора «Марат» Михаил Андреевич Морозов. На тот момент писателю исполнилось девяносто два года.
  • Потомком погибшего на «Марате» матроса-радиста Гаркуши Степана Васильевича является известный питерский рокер, лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша.

Жизнь в макетах и чертежах

Линкор «Марат» разобрали на металлические конструкции в 1953 году. В те годы героическому прошлому того или иного корабля военно-морской части особого значения не придавали. Вся страна воевала и совершала подвиг. Память о корабле на какое-то время совсем затерялась, хотя ничего сверхсекретного, ничего закрытого в его судьбе нет.

Нынешнее поколение знает и помнит линкор «Марат» (чертежи, точнее, схематическое изображение линкора в разрезе, можно увидеть выше).

Послесловие

Каждый год на могилу погибших товарищей в Кронштадт съезжаются ветераны, бывшие моряки героического линкора «Марат». Конечно, с каждым годом их становится все меньше. На пятидесятилетие Великой Победы «маратовцев» было около двухсот человек. Пять полных автобусов приезжали на братскую могилу.

9 мая 2015 года их пришло только трое!