Лук и меч

Современная Япония – уникальная страна, причудливым образом соединяющая многовековые традиции и современные технологии. Рядом с поразительными небоскребами горделиво стоят древние храмы. Поэтому до сих пор вызывают живой интерес самураи в Японии. Истории об этих удивительных и гордых людях прочно вошли не только в восточную, но и западную культуру.

Кто такой самурай

Название война «самурай», появилось как производное от глагола 侍ふ «сабурау», обозначающего действие – «служить», перевод – служилый человек.

Первое упоминание о них появляется в средневековой Японии во время правления сегуна Минамото, в 12 веке. Поскольку эти времена описывались как относительно спокойная эпоха, численность самураев была маленькой, а сами войны больше занимались мирными делами, то есть воспитывали детей и обучали боевым искусствам

Когда к власти пришёл японский клан сегунов Токугава, то положение самураев кардинально изменилось. Их количество увеличилось, у них появился свой Кодекс чести, в котором главное место занимал закон «Бусидо». Следуя которому, самурай должен беспокоиться о жизни и чести своего господина и подчиняться беспрекословно, а также не жалеть свою жизнь ради господина.

Итак, первые самураи были телохранителями и верными слугам. Существует упоминание, что в мирное время заменяли полицейские силы. За честное выполнение обязанностей они получали хорошую оплату и земельные наделы, становясь зажиточными людьми.

К семнадцатому веку сословия самураев оформились и разделились:

Хатамото – вассалы сегуна, привилегированный слой.

Даймё – вассалы князей.

Ронины – войны потерявшие хозяина, но не павшие в бою, становились горожанами и ремесленниками.

Синоби – японский аналог ниндзя, наёмные убийцы.

Но уже в конце 18 века самурайское сословие начало распадаться в результате прогресса японской буржуазии. Большинство превратились в земледельцев, торговцев, некоторые ушли в религиозные культы, малая часть несогласных погибли, как бунтовщики.

Воспитание и становление самурая

Поскольку самураи в Японии являлись великими и легендарными персонажами, а перед сном родители рассказывали о них сказки и предания, то с малых лет хотели быть на них похожими, такими же смелыми и храбрыми. Дети же самураев гордились отцами и старались вырасти достойными продолжателями рода и традиции.

Для того, чтобы воспитать такого воина потребовалось разработать многоуровневый процесс, начинающийся с самых ранних лет.

Почитая самурайский кодекс, детей воспитывали в беспрекословном повиновении старшему и полной уверенности, что мужчина единственный глава семьи. Кроме того изучалась техника Иэмото, сплетенная из строгих правил дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушать.

История сохранила описание того, как маленьких самураев приучали к будущим суровым испытаниям. Кроме обязательного овладения различными боевыми искусствами, считалось необходимым полностью владеть собственным телом и духом. Воины должны терпеть боль, не выдавая чувства стонами или иными признаками. Так же требовалось спокойно и достойно подчиняться приказу старшего.

В средние века мальчикам устраивали проверку на выносливость, например, несколько дней они сидели в холодной комнате в темноте и голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы могли заставить сыновей проводить ночи на кладбище, не спать, ходить без обуви в холодную погоду или выполнять сложную работу.

Важнейшим возрастом, когда ребёнок уже считался будущим воином, является 5 лет, после того как был подарен меч самурая Боккэн. С этого момента начинаются активные тренировки по фехтованию и самообороне, а также освоение умений плавать и держаться в седле. Поскольку самурай находится рядом со своим господином, он должен быть грамотным, красиво и правильно писать, знать историю своей страны и литературу, чтобы поддержать любой диалог. Также желательно разбираться в музыке, философии и владеть каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя и семью.

Пройдя этот длинный путь, в 15 лет мальчик становился воином, то есть самураем.

Образ самурая

Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё. Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то есть священными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневно ухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали в изголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которой стоял слуга.

Дополнительно у каждого воина присутствовала катана, напоминающая саблю длиной около 75 см.

Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.

Самурайские доспехи представляли собой костюм из металлических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15 кг.

Знаменитые самураи в истории

Сегодня кажется, что самураи – это персонажи из далёких сказок, но в Японии помнят и чтят знаменитых воинов:

Тайра-но Киёмори (1118 – 1181) создатель первой управленческой системы и при этом был воином политиком, который смог подавить восстание, встать во главе 2 кланов воинов в Киото. В дальнейшем смог породниться с императором Такакуром и активно участвовать в передаче трона внуку.

Бэнкэй (1155 – 1189) любимец детей и герой японского фольклора, в котором он описывается ребёнком демона или даже Бога. В истории описывает как двухметровый и непобедимый воин, который во время каждого боя совершал нечто невообразимое. Героическая смерть самурая после того как он остался, даже мёртвый, стоять весь в ранах и стрелах получила историческое название “Стоячая смерть Бэнкэя.”

Хаттори Хандзо (1542 – 1596) известнейший ниндзя. Впервые ощутил вкус победы в 16 лет, а враги его боялись, потому что верили, что он способен исчезать, предвидеть будущее и воздействовать на психику своих врагов. В старости ушел в монахи.

Тоётоми Хидэёси (1536 – 1598) прошел путь от простого крестьянина до второго великого объединителя Японии. Потребовал запретить мирным людям носить оружие, построил множество храмов и активно боролся с христианством.

Ода Нобунага (1534 – 1582) Изменил военное искусство, внедрив использование огнестрельного оружия и длинных пик, а также изменил классовую систему воинов так, чтобы она основывалась исключительно на способностях.

Миямото Мусаси (1584 – 1685) считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Основал собственную технику искусства боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войн, стратегии и тактике. За свою жизнь ни разу не был побеждён в поединке.

Самураи в современной культуре

Самураи в Японии и сегодня остаются образцом уникальной личности, соединившей черты отважного воина, утонченного поэта и вдохновенного художника, который не боялся умереть в бою и способен был оставить великолепное предсмертное стихотворение, совершая ритуальное самоубийство.

Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и воплотившись в стилизованных костюмах.

uCrazy.ru

1. Каждый самурай достоин прихода утра. Если утро не приходит — значит, самурай еще спит.
2. Каждый самурай достоин своего обеда. Если самурая не приглашают к обеду — значит, самурай только окончил завтрак.
3. Каждый самурай должен убить своего врага. Если у самурая нет врага — значит, самурай еще не подпоясал меч.
4. Каждый самурай должен быть бдителен. Если меч самурая еще в ножнах — значит, враг хитер и ждет часа, чтобы напасть на самурая.
5. Каждый самурай верен своему начальнику. Если начальник делает харакири — самурай должен быть верен своему долгу.
6. Каждый самурай должен вырастить сына. Если жена самурая рожает дочь, значит, дочь самурая должна родить двух сыновей.
7. Каждый самурай должен владеть мечом лучше врага. Если враг не дает самураю показать свое мастерство — значит, самурай должен убить врага.
8. Каждый самурай должен отвечать за своих крестьян. Если крестьяне не помогут своему самураю — значит, у них будет другой самурай.
9. Каждый самурай должен любить свою Родину. Если самурай изменит Родине — его ждет тоска.
10. Каждый самурай должен быть храбрым. Если самурай бежит с поля боя, значит, он уводит погоню от других самураев.
11. Каждый самурай должен быть жесток к врагам и открыт для друзей. Если самурай пьет саке с врагами, значит, он желает их напоить.
12. Каждый самурай должен убить волка. Если самурай еще не убил волка, значит, храбрые самураи убили всех волков в округе.
13. Каждый самурай должен в одиночку забраться на Гору. Если никто не видел самурая на Горе, значит, самурай совершил восхождение ночью.
14. Каждый самурай при встрече с самураем должен поклониться первым. Если самурай не поклонился первым, значит, из уважения к другому самураю он предоставил ему право поклониться первым.
15. Каждый самурай сам себе самурай, если рядом нет других самураев.
16. Каждый самурай должен верить своему начальнику и императору. Если самурай им не верит, он должен логически доказать себе их правоту.
17. Жизнь самурая делится на две части: еще не самурай и уже самурай.
18. Каждый самурай должен выглядеть достойно в глазах других самураев. Если самурай не слышит возгласов одобрения, значит, жена самурая надела на него кимоно не по сезону.
19. Каждый самурай должен сам строить свое будущее. Если будущее еще не построено, значит, самурай еще не встретился со своим императором.
20. Каждый самурай должен молиться своему Богу. Если Бог не помогает самураю, значит перерывы между битвами слишком малы, чтобы Бог мог услышать молитвы своего самурая.

Кюдо – путь лука и стрел

Трансформация кюдо: от медитативной практики к спорту

Раньше стрельба из лука была охотничьим и воинским искусством и называлась кюдзюцу – мастерство стрельбы из лука. Со временем из прикладного искусства кюдзюцу превратилось в медитативную практику, в некотором смысле в путь к просветлению. Стрелять стали в основном по неподвижной мишени, и у стрельбы из лука появилось новое название – кюдо (Путь лука), которое используется и по сей день.

Кюдо – медитативная практика, которая учит сосредотачиваться, это система духовного самосовершенствования, где цель – самопознание, достигающаяся той последовательностью действий, которая именуется «выстрел из лука». Но кроме этого существует еще и спортивная ипостась кюдо: школьные и университетские секции, индивидуальные и групповые соревнования, система разрядов и данов, присуждаемых квалификационной комиссией. За последние несколько лет благодаря комиксам-манга и компьютерным играм, герои которых отлично стреляют из лука, у этого традиционного боевого искусства появилось немало поклонников среди студентов.

И на Западе, и на Востоке история боевого лука насчитывает тысячи лет. Обнаруженная в Японии находка, предположительно являющаяся луком, датируется каменным веком. По-видимому, именно с тех пор берет свое начало распространенная впоследствии среди духовенства и воинского сословия традиция совершать ритуалы и устраивать церемонии с использованием лука и стрел. В период Камакура (1185-1333) для укрепления тела и духа, а также для оттачивания воинского мастерства проводились учения-тренировки по конной стрельбе из лука. Однако, начиная с XVI века в Японии получили распространение завезенные европейцами ружья, и стрелковый лук из боевого оружия превратился в инструмент для духовного самосовершенствования. В эпоху Эдо (1603-1868) кюдо было первым в списке бугэй дзюхаппан – восемнадцати боевых искусств, мастерское владение которыми считалось обязательным для настоящего воина.

Школьная секция стрельбы из лука

Техника стрельбы из лука: восемь основных действий сяхо-хассэцу

Сяхо-хассэцу (техника стрельбы «восемь узлов») – название серии из восьми действий, которые, подобно восьми коленцам на стволе бамбука, складываются в непрерывную последовательность движений.

  1. Асибуми: Постановка ног, позволяющая лучнику принять оптимальную стойку.
  2. Додзукури: Проверка положения корпуса.
  3. Югамаэ: Проверка тетивы и стрелы, формирование стойки для начала стрельбы.
  4. Утиокоси: Подъем лука.
  5. Хикивакэ: Натяжение тетивы.
  6. Кай: Момент абсолютной концентрации после натяжения тетивы, слияние духа и тела. Определение цели.
  7. Ханарэ: Выстрел – естественное движение, которое выполняется, когда наступает идеальный момент.
  8. Дзансин: Позиция после выстрела, которую лучник сохраняет во время созерцания полета стрелы.

Как попасть в цель? Настройтесь на «истину, добродетель и красоту», и все получится само собой

Существует два типа соревнований: стрельба по близкой цели и стрельба по дальней цели. В первом случае расстояние между мишенью и лучником составляет 28 метров, а диаметр мишени – 36 сантиметров. Во втором случае мишень расположена на расстоянии 60 метров от лучника, а ее диаметр равен одному метру. Чем ближе к центру мишени попадет стрела, тем больше очков заработает лучник. Побеждает тот, кто набрал больше очков. Если сохранять спокойствие, действовать аккуратно и точно, почтительно обращаться с луком, то стрела сама собой полетит в цель. Уделяя внимание классическим церемониалам таких школ стрельбы из лука, как Огасавара-рю или Хэки-рю, соблюдая основные принципы техники при обращении с луком, можно достичь настоящего мастерства.

Форма лучника называется кюдоги – это обычное белое кимоно с узкими рукавами, черные широкие штаны хакама и белые носки таби. Для защиты рук используется трехпалая кожаная перчатка югакэ, женщины иногда надевают защитный нагрудник мунэатэ. По состоянию на конец марта 2014 года Всеяпонская федерация кюдо насчитывала 139 560 зарегистрированных членов – 73 774 мужчины и 65 776 женщин.

221 сантиметр – самый длинный лук в мире

Те виды луков, которые используются для занятий кюдо, называются общим термином вакю (японский лук). Если длина европейского лука составляет около 160 см, то лук вакю достигает в длину семь сяку три суна (около 221 см) – его принято считать самым длинным луком в мире. Вакю – асимметричный лук, имеющий простую, длинную и плоскую форму. Рукоять расположена в нижней части дуги, на одной трети длины лука.

В настоящее время используются луки трех видов: 1) традиционный бамбуковый лук с сердечником из сального дерева с добавлением хиго – прокаленного и измельченного бамбука; 2) бамбуковый лук с сердечником из углепластика с дополнительными деревянными пластинами; 3) лук из стекло- или углеволокна, без использования бамбука. В отличие от бамбуковых луков, такие луки можно производить массово, поэтому они более дешевые и доступные – их, как правило, используют начинающие лучники, школьники и студенты.

Храм Сандзюсангэндо в Киото – место известного соревнования лучников тосия (пронзающая стрела), проходящего ежегодно на западной храмовой веранде, длина которой составляет 120 м. В Турнире большой мишени – оо-мато тайкай, который проводится в Сандзюсангэндо в январе, принимают участие одетые в праздничные кимоно юноши и девушки – лучники-разрядники, достигшие в этом году совершеннолетия. Мероприятие открыто для свободного посещения.

Ябусамэ – скорость, точность и зрелищность

Ябусамэ – традиционный вид стрельбы из лука, когда лучники, использующие специальные сигнальные стрелы, стреляют из седла. Этот зрелищный ритуал широко известен и за пределами Японии. Многие приезжают посмотреть на всадников, которые на всем скаку вскидывают длинные луки и раз за разом отправляют стрелы в цель. Ябусамэ проводится весной и осенью, увидеть его можно в святилищах Тосёгу (Никко; здесь и ниже ссылки на английском языке), Цуругаока-хатимангу (Камакура), Симогамо-дзиндзя (Киото), на реке Сумидагава (Асакуса) и во многих других местах по всей Японии (на японском языке) – от Хоккайдо до Кюсю. На мгновение может показаться, что вас отбросило назад во времени в эпоху Сэнгоку – период воющих провинций. Не упустите возможность испытать это необычное, будоражащее чувство!

Ябусамэ (англ.)

Ссылка по теме:

Опыт стрельбы из лука (на английском языке)

Фотографии предоставлены: Школьная секция стрельбы из лука: Matthew Bednarik
Храм Сандзюсангэндо (справа): Doran Thai

Арсенал японских самураев (первая часть)

Все знают, что оружием японских самураев был меч. Но только ли мечами они дрались? Наверное, будет интересно познакомиться с их арсеналом в деталях, чтобы лучше представлять себе традиции древнего японского военного искусства.

Начнем со сравнения арсенала японского самурая с арсеналом средневекового рыцаря из Западной Европы. Разница и в количестве, и качестве их образцов сразу же бросится в глаза. Арсенал самурая прежде всего окажется намного богаче. Кроме того, многие образцы оружия окажутся практически несопоставимыми с европейскими. Кроме того, то, что мы считаем истиной, на самом деле очень часто всего лишь очередной миф. Например, о том, что меч это «душа самурая», наслышаны все, поскольку писали об этом не один раз. Однако был ли он у них главным оружием и если «да», то всегда ли так было? Вот меч у рыцаря — да, действительно, символом рыцарства являлся всегда, но с мечом самурая все далеко не так однозначно.
Во-первых, это не меч, а сабля. Мы просто по традиции называем самурайский клинок мечом. А во-вторых, главным его оружием он был далеко не всегда! И вот тут лучше всего будет вспомнить… легендарных мушкетеров Александра Дюма! Называли их так потому, что главным их оружием являлся тяжелый фитильный мушкет. Однако герои романа пользуются им разве что во время обороны бастиона Сен-Жерве. В остальных главах романа они обходятся шпагами. Это и понятно. Ведь именно меч, а затем и его облегченная версия — шпага являлись в Европе символами рыцарства и принадлежности к дворянскому сословию. Причем собственно шпагу в Европе мог носить даже крестьянин. Купил — и носи! Но вот чтобы ей владеть, нужно было долго учиться! А позволить себе это могли только дворяне, но никак не крестьяне. Зато воевали мушкетеры отнюдь не шпагами, и точно также обстояло дело и с японскими самураями. Меч среди них стал особенно популярен в годы… мира, то есть в эпоху Эдо, после 1600 года, когда из боевого оружия он превратился в символ самурайского сословия. Воевать самураям стало не с кем, работать было ниже их достоинства, вот они и занялись тем, что начали оттачивать своё фехтовальное искусство, открывать фехтовальные школы — одним словом культивировать искусство древности и всячески его пропагандировать. В реальном же бою самураи мечами, конечно, тоже пользовались, но вначале делали это только в крайнем случае, а до того использовали лук!

Подобно французским дворянам самураи и в дни мира и в дни войны не расставались со своими мечами и даже косо брошенный взгляд рассматривали как оскорбление! Ксилография Утагава Кунисада (1786 — 1865).
В древних японских стихах говорилось: «Лук и стрелы! Лишь они счастья всей страны оплот!» И эти строки наглядно показывают, насколько важно для японцев было именно кюдо — искусство стрельбы из лука. Лишь знатный воин в древней Японии мог стать лучником. Его так и звали юми-тори — «держатель лука». Лук — юми и стрела я — были у японцев священными оружием, а выражение «юмия-но мити» («путь лука и стрел») было синонимом слова «бусидо» и означало то же самое — «путь самурая». Даже сугубо мирное выражение «семья самурая» и то в буквальном смысле при переводе его с японского языка означает «семья лука и стрел», а китайцы в своих хрониках называли японцев «Большой лук».


Фрагмент свитка «Хэйдзи-но Ран» изображает всадника в белом о-ёрой, вооруженного луком и мечом. Свиток создан в начале XIV в.
В «Хэйкэ моногатари» («Сказание о Хэйкэ»), известных японских военных хрониках XIV в., например, сообщается как в 1185 году, во время битвы у Ясима, полководец Минамото-но Куро Ёсицунэ (1159 — 1189) отчаянно сражался, чтобы вернуть лук, который он случакйно уронил в воду. Воины противника пытались вышибить его из седла, его собственные воины молили забыть о такой мелочи, но он бесстрашно бился с первыми, а на вторых не обращал внимания. Лук он достал, но его ветераны начали открыто возмущаться подобным безрассудством: «Это было ужасно, господин. Ваш лук может стоить тысячу, десять тысяч золотых, но разве он стоит того, чтобы подвергать риску вашу жизнь?»
На что Ёсицунэ ответил так: «Дело не в том, что я не хотел расставаться со своим луком. Если бы у меня был лук, подобный луку моего дяди Тамэтомо, который могли натянуть только два, а то и три человека, я, быть может, даже намеренно оставил бы его врагу. Но мой лук плохой. Если бы враги узнали, что это я владел им, они бы смеялись надо мной: «Посмотрите, и это лук полководца Минамото Куро Ёсицунэ!» Я не хотел бы этого. Поэтому я рисковал жизнью, чтобы вернуть его».
В «Хоган моногатари» («Сказание об эпохе Хоган»), где рассказывается о военных действиях 1156 года, о Тамэтомо (1149 — 1170), дяде Ёсицунэ, сказано как о лучнике настолько сильном, что враги, взяв его в плен, выбили ему долотом руки из суставов, чтобы лишить возможности стрелять из лука в будущем. Звание «лучника» было почетным титулом для любого отличившегося самурая даже тогда, когда на смену луку пришли меч и копье. Например, военачальник Имагава Ёсимото (1519 — 1560) удостоился прозвища «Первого лучника Восточного моря».
Свои луки японцы выделывали из бамбука, при этом отличие от луков у других народов, тоже применявших для этого бамбук, они были очень большого размера и при этом еще и асимметричными, так как считалось, что с таким воину будет более удобно прицеливаться и стрелять. Причем особенно удобен такой лук был для стрельбы с коня. Длиной юми обычно превосходит английские «длинные луки», так как достигает нередко 2,5 метра длины. Известны случаи, что были луки и еще длиннее. Так, у легендарного лучника Минамото (1139 — 1170) лук имел длину 280 см. Иногда луки делали настолько сильными, что одним человеку не мог их натянуть. Например, юми, предназначающиеся для морских сражений, должны были натягивать сразу семь человек. Современный японский лук, как и в древние времена, делают, из бамбука, древесины разных и волокон ротанговой пальмы. Обычная дистанция прицельного выстрела составляет 60 метров, ну в руках мастера такое оружие способно послать стрелу и на 120 метров. На некоторых луках (на одном из концов) японцы укрепляли наконечники, словно у копий, что позволяло этому виду оружия, которое называлось юми-яри («лук-копье») совмещать в себе функции лука и копья.

Родовая стрела и футляр для нее.
Древки стрел выделывались из полированного бамбука или ивы, а оперение — из перьев. Наконечник ядзири нередко представлял собой настоящее произведение искусства. Делали их специальные кузнецы, причем нередко свои наконечники они подписывали. Формы их могли быть различными, например, очень популярными были раздвоенные луновидные наконечники. У каждого самурая в колчане была особая «родовую стрелу», на которой было написано его имя. По ней узнавали убитого на поле боя так же, как в Европе это делали по гербу на щите, а победитель забирал её в качестве трофея. Цуру — тетива лука — делалась из растительных волокон и натиралась воском. Каждый лучник имел при себе еще и запасную тетиву — гэн, которую клали в колчан или наматывали на специальное кольцо-катушку цурумаки, висевшую на поясе.


Катакура Кадэтуне — самурай в черном доспехе о-ёрой и с таким же черным луком с характерной оплеткой. На поясе катушка для запасной тетивы. Заспинный флаг сасимоно изображает буддийский колокол. Городской музей Сэндай.
Многое кюдо, по европейским понятиям, лежит за рамками разумного понимания действительности и недоступно для человека с западной ментальности. Так, например, до сих считается, что стрелок в этом наполовину мистическом искусстве играет лишь только роль посредника, а сам выстрел осуществляется как бы и без его прямого участия. При этом сам выстрел разделяли на четыре стадии: приветствие, подготовка к прицеливанию, прицеливание и пуск стрелы (причем последний мог быть произведен стоя, сидя, с колена). Самурай мог стрелять, даже сидя верхом на коне, причем не из стационарного положения, а на всем скаку, как и древние скифы, монголы и североамериканские индейцы!

Родовая стрела (слева) и две гарды цуба справа.
По правилам воин буси получал стрелу и лук от своего оруженосца, вставал с места и, принимал соответствующую позу, демонстрирующую его достоинство и полный самоконтроль. Дышать при этом требовалось определенным образом, чем достигалось «спокойствия духа и тела» (додзикури) и готовность к выстрелу (югумаэ). Затем стрелок становился к цели левым плечом, с луком в левой руке. Ноги полагалось расставить на длину стрелы, после чего стрелу клали на тетиву и удерживали ее пальцами. Тем временем, расслабив мускулы на руках и на груди, самурай поднимал лук над головой, и натягивал тетиву. Дышать в этот момент нужно было животом, что позволяло мускулатуре расслабиться. Затем производился сам выстрел — ханарэ. Все свои физические и душевные силы самурай должен был сконцентрировать на «великой цели», стремлении к одной цели — соединиться с божеством, но отнюдь не на желании попасть в цель и не на самой мишени. Произведя выстрел, стрелок затем опускал лук и спокойно шел на свое место.

Перчатки для стрельбы из лука.
Со временем юми превратился из оружия благородного всадника в оружие простого пехотинца, но и тогда он не потерял уважения к себе. Даже появление огнестрельного оружия не умалило его значения, так как лук был более скорострельным и надежным, чем примитивные, заряжающиеся с дула аркебузы. Японцы знали арбалеты, в том числе и китайские, многозарядные докю, но большого распространения они в их стране не получили.
Кстати, лошадей и всадников специально обучали умению переплывать реки с бурным течением, причем они при этом должны были стрелять из лука! Поэтому лук покрывали лаком (обычно черным) и к тому же окрашивали. Короткие луки, аналогичные монгольским, японцам также были хорошо известны, и они их использовали, но затруднялось это тем, что буддисты в Японии испытывали отвращение к таким вещам, как копыта, жилы и рога убитых животных и не могли их касаться, а без этого изготовить короткий, но достаточно мощный лук просто невозможно.
А вот в Западной Европе феодалы лук за боевое оружие не признавали. Уже древние греки считали лук оружием труса, а римляне называли его «коварным и ребячливым». Карл Великий требовал от своих воинов носить лук, издавал соответствующие капитулярии (указы), однако мало в этом преуспел! Спортивный снаряд для тренировки мышц — да, охотничье оружие — добывать себе пропитание в лесу, сочетая приятное времяпрепровождение с полезным делом — да, но воевать с луком в руках против других таких же рыцарей, как и он сам — да Боже упаси! Причем луки и арбалеты в европейских армиях использовали, но… набирали для этого простолюдинов: в Англии — йоменов-крестьян, во Франции — генуэзских арбалетчиков, а в Византии и государствах крестоносцев в Палестине — мусульман-туркопулов. То есть в Европе главным оружием рыцаря изначально был обоюдоострый меч, а лук считался оружием недостойным благородного воина. Более того, лучникам-всадникам в европейских армиях запрещалось стрелять с коня. С благородного животного, каким считался конь, нужно было сначала сойти, а уж после этого браться за лук! В Японии же было наоборот — именно лук с самого начала оружием являлся благородных воинов, а меч служил для самозащиты в ближнем бою. И только когда войны в Японии прекратились, а стрельба из лука по большому счету потеряла всякий смысл, на первое место в арсенале самурая как раз и вышел меч, по сути дела, ставший к этому времени аналогом европейской шпаги. Конечно не по своим боевым характеристикам, а по той роли, которую он играл в тогдашнем японском обществе.

И с копьями дело обстояло примерно также! Ну зачем воину копье, когда к его услугам мощный и дальнобойный лук?! Зато когда копья в Японии стали популярным оружием их типов стало так много, что просто поражает. Хотя в отличие от западноевропейских рыцарей, использовавших копья с самого начала своей истории, в Японии они получили только в середине XIV века, когда пехотинцы начали применять их против всадников-самураев.

Сэндзаки Ягоро Нориясу — один из 47 верных ронинов, бегущий с копьем в руке. Ксилография Утагава Куниёси (1798 — 1861)
Длина копья японского пехотинца яри могла быть от 1,5 до 6,5 м. Обычно это было копье с обоюдоострым наконечником хо, однако известны копья и сразу с несколькими остриями, с крючьями и лунообразными клинками, прикрепленными к наконечнику и отведенными от него в стороны.

Редчайшее копье курадаси яри кузнеца Мумэи. Эпоха Эдо, примерно 1670 г. Рядом с ним футляр соответствующей формы.
Пользуясь копьем яри, самурай наносил удар правой рукой, стараясь проткнуть доспехи противника, а левой просто удерживал его древко. Поэтому оно всегда покрывали лаком, и гладкая поверхность позволяла его легко вращать в ладонях. Затем, когда появились длинные яри, ставшие оружием против конницы, их стали использовать скорее уже как ударное оружие. Такими копьями обычно были вооружены пешие воины асигару, напоминавшие древнюю македонскую фалангу с длинными пиками, уставленными одна к одной.
Наконечник копья яри и футляр к нему.
Ну а если наконечник копья ломался, то его не выбрасывали, а превращали вот в такой изящный кинжал танто-яри.
Формы наконечников различались, как и их длина, из которых самые длинные достигали 1 м. В середине периода Сэнгоку древко яри удлинилось до 4 м, но всадникам было удобнее управляться копьями с короткими древками, а самые длинные яри так и остались оружием пехотинцев асигару. Другим интересным видом древкового оружия типа боевых вил была сасумата содзе гарама или футомата-яри с металлическим наконечником наподобие рогатки, заточенной изнутри. Она часто использовалась самураями-полицейскими для того, чтобы задерживать злоумышленников, вооруженных мечом.
Сасумата содзе гарама
Придумали в Японии и нечто, напоминающее садовый трезубый рыхлитель и называвшийся кумадэ («медвежья лапа»). На его изображениях можно часто увидеть цепь, обмотанную вокруг древка, которая должно быть прикреплялась к запястью или к доспехам, чтобы оно не потерялось в бою. Использовалась эта оружейная диковинка при штурме замков, во время абордажа, а вот в полевом бою с ее помощью можно было зацепить вражеского воина за рога-кувагата на шлеме или за шнуры на доспехах и стащить с коня или со стены. Другой вариант «медвежьей лапы» и вовсе представлял собой палицу с растопыренными пальцами руки, причем целиком и полностью изготовленной из металла!
Булава кумадэ представляет собой яркое слияние двух стилей китайского и японского островного оружия.
Полицейские применяли также и содэ-гарами («запутанный рукав»), оружие с расходящимися в стороны от древка крюками, которым они зацеплялись за рукава преступника, чтобы тот не мог воспользоваться своим оружием. Способ работы с ним прост до гениальности. Достаточно приблизиться к противнику и с силой ткнуть него наконечником содэ-гарами (при этом будут ли причинены ему увечья или нет, значения не имеет!), чтобы его крючья с загнутыми, словно рыболовные крючки концами, впились ему тело.
Наконечник содэ-гарами.
Именно таким вот образом и пленили убийц, грабителей и буйных гуляк во времена Эдо. Ну, а в бою содэ-гарами старались зацепить противника за шнуровку на доспехах и стянуть с коня на землю. Так что наличие на японских доспехах большого количества шнуров представляло «палку о двух концах». В определенных случаях для их обладателя оно было просто смертельно опасно! На флоте тоже применяли нечто, ему подобное, — абордажный крюк ути-каги.
Рисунок А. Шепса. Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» за предоставленные материалы.