Линкор и крейсер отличия

10 крупнейших линкоров и линейных крейсеров в истории

В список включены исключительно корабли, которые были реально построены в металле и находились в составе флота. Недостроенные или существовавшие лишь на бумаге проекты (например «Н» серия, линкоры класса «Монтана», линкоры проектов 23 и 24, «большие крейсера» типа «Сталинград» и «Кронштадт» и прочие) оставил за рамкой темы.

1 место. Класс Yamato

Суперлинкор IJN Yamato

Корабли серии:

  • IJN Yamato
  • IJN Musashi
  • IJN Shinano (достроен как авианосец)
  • №111 (не закладывался)

Без преувеличения — крупнейшие линейные корабли в истории. Проект разрабатывался с осени 1934 года в рамках идеи индивидуального превосходства каждого корабля Императорского флота Японии над таким же кораблём противника. Было рассмотрено свыше 25 вариантов с водоизмещением от 59 до 65 тысяч тонн. Проект утверждён в марте 1937 года. Примечателен уровень секретности, с которой эти корабли проектировались и строились — американской разведке так до самого конца войны и не удалось вскрыть истинные размеры кораблей, и американцы ошибочно считали, что водоизмещение около 45 тысяч тонн, а главный калибр 406-мм (410-мм у японцев). Когда же американцы узнали, насколько опасен был их враг — было уже поздно, линкоры покоились на дне океана. За время войны в боевых действиях практически не участвовали. Главной особенностью кораблей были мощнейшие 460-миллиметровые орудия главного калибра — таких огромных орудий не имел больше НИ ОДИН линкор в мире.

Линкор IJN Yamato в фильме «Ямато» (2005). До боевой рубки — неплохо сделанный макет в натуральную величину, дальше — компьютерная графика

Полное водоизмещение — 72 808 тонн

Длина — 263 метра

Ширина — 38,9 метра

Осадка — 10,9 метра

Вооружение: главный калибр — 9 460-мм/45 орудий 40-SK Type 94 в трёх башнях; вспомогательный калибр — 6 155-мм/60 орудий Type 3; зенитное вооружение: 12 спаренных 127-мм/40 орудий Type 89 в открытых и башенных установках; 50 строенных и 2 одинарных 25-мм/60 зенитных автомата Type 96

Авиационная группа: 7 самолётов

Бронирование: главный пояс — 270-410 мм; башни главного калибра — 190-650 мм; палуба — 200 мм; боевая рубка — 300-500 мм

Мощность силовой установки — 153 550 л.с.

Максимальная скорость хода — 27,5 узла

Автономность: 7200 миль на скорости 16 узлов.

2 место. Класс Iowa

Линкор класса Iowa BB-62 New Jersey

Корабли серии:

  • BB-61 Iowa
  • BB-62 New Jersey
  • BB-63 Missouri
  • BB-64 Wiskonsin
  • BB-65 Illinois (не достроен)
  • BB-66 Kentucky (не достроен)

Самые известные американские линкоры 2-ой Мировой. Проект базировался на кораблях типа «Северная Каролина» и «Южная Дакота», вместе с тем имелся ряд существенных отличий: увеличена длина корабля (для достижения более высокой скорости), почти в два раза увеличена мощность силовой установки, так же корабли получили более мощные по сравнению с предшественниками орудия главного калибра. Неоднократно принимали участие в артиллерийских обстрелах береговых укреплений японцев, а в сентябре 1945 года на борту линкора «Миссури» япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Последнее боевое применение линкоров класса Iowa относится к войне в Персидском заливе в 1991 году. В настоящие время — корабли-музеи.

Главный калибр линкора класса Iowa

Полное водоизмещение — 57 540 тонн

Длина — 270,4 метра

Ширина — 33 метра

Осадка — 11 метров

Вооружение: главный калибр — 9 406-мм/50 орудий Mk7 в трёх башнях; универсальный калибр — 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия — 20 счетверённых 40-мм автоматов Boffors Mk1; 49 20-мм зенитных автоматов Erlikon Mk2/3/4

Авиационная группа — 3 самолёта

Бронирование: главный пояс — 307 мм; башни главного калибра — 184-432 мм; палуба — 153 мм; боевая рубка — 102-440 мм

Мощность силовой установки — 212 000 л.с.

Максимальная скорость — 32,5 узла

Автономность — 15 000 миль на скорости 15 узлов

3 место. Класс Bismarck

Линейный корабль Bismarсk

Корабли серии:

  • Bismarck
  • Tirpitz

Самые мощные корабли Кригсмарине. Работы по проекту начались в 1932 году и изначально планировалось построить линкор с 8 х 330-мм орудиями ГК, однако после денонсирования Версальского договора в 1935 году проект переработали под 380-мм орудия. Отличительной особенностью «немцев» было то, что вес брони составлял немалую долю от водоизмещения — около 40%, а так же веретенообразный корпус. При сравнительно невысокой мощности ЭУ были весьма быстроходны, однако использование котлов с повышенными параметрами пара привело к повышенному расходу топлива и снижению надёжности. Во время войны линкоры одним своим существованием сковывали значительные силы флота союзников. Оба были потоплены: «Бисмарк» 27 мая 1941 года в Атлантике, после потопления им британского линейного крейсера «Худ»; «Тирпиц» 12 ноября 1944 года сверхтяжёлыми бомбами «Толлбой» в Норвегии.

Линкор «Тирпиц»

Полное водоизмещение — 53 500 тонн

Длина — 253,6 метра

Ширина — 36 метров

Осадка — 10,6 метра

Авиационная группа — 6 самолётов

Бронирование: главный пояс — 170-320 мм; башни главного калибра — 130-360 мм; палуба — 95 мм; боевая рубка — 220-350 мм

Мощность силовой установи — 163 026 л.с.

Максимальная скорость хода — 30,8 узла

Автономность — 8 870 миль на скорости 19 узлов

4 место. Класс Vanguard

Линейный корабль Vanguard

Корабли серии:

  • HMS Vanguard

Последний линейный корабль, построенный в Великобритании… и последний представитель последнего поколения линкоров. Разработка базировалась на проекте линейных кораблей типа Lion. Несмотря на то, что в качестве главного калибра были использованы уже готовые орудия, корабль вступил в строй уже после войны. В первые послевоенные годы часто использовался в качестве «королевской яхты». Отличительной чертой линкора, по сравнению с предшественниками, можно назвать мореходный нос — у предшественников он был практически прямым, из-за требования обеспечения возможности вести курсовой огонь на минимальных углах возвышения, при этом проблемы с мореходностью игнорировались. Корабль был снят с вооружения и отправлен на слом в 1960 году.

Линейный корабль Vanguard

Полное водоизмещение — 51 420 тонн

Длина — 248,3 метра

Ширина — 32,9 метра

Осадка — 10,4 метра

Вооружение: главный калибр — 8 х 380-мм/42 орудия Mk IA в четырёх башнях; универсальный калибр — 16 х 133-мм/50 орудий Mk I в восьми башнях; зенитная артиллерия — 10 шестиствольных, 1 сдвоенный и 11 одинарных 40-мм автомата Bofors

Бронирование: главный пояс — 343-356 мм; башни главного калибра — 150-343 мм; палуба — 150 мм; боевая рубка — 25-75 мм

Мощность силовой установки — 135 560 л.с.

Максимальная скорость — 31,5 узла

Автономность — 8400 миль на скорости 14 узлов

5 место. Класс Hood

Линейный крейсер HMS Hood

Корабли серии:

  • HMS Hood
  • HMS Roodney (строительство отменено)
  • HMS Anson (строительство отменено)
  • HMS Howe (строительство отменено)

Самый известный линейный крейсер британского ВМФ, а на момент вхождения в строй — и крупнейший линейный крейсер в мире. Работу над проектом начали после Ютладского сражения, и в нём хотели учесть ошибки предшественников. В частности, была усилена броневая защита и вооружение. Интересной особенностью корабля стал «внутренний» (под обшивкой буля) пояс брони, толщиной 305-мм. В 1920 году корабль был очень необычным, так как уже имел признаки как дредноута, так и линейного крейсера. В межвоенные годы стал гордостью и «лицом» ВМФ Великобритании. В начале 2-ой МВ участвовал в уничтожении французского флота. В мае 1941 года был потоплен огнём главного калибра немецкого линкора «Бисмарк».

Линейный крейсер HMS Hood

Полное водоизмещение — 46 480 тонн

Длина — 267,5 метра

Ширина — 31,7 метра

Осадка — 9 метров

Вооружение: главный калибр — 8 380-мм/42 орудий Mk I в четырёх башнях; вспомогательный калибр — 12 х 140-мм орудий; зенитное вооружение — 4 х 104-мм орудия

Бронирование: главный пояс — 305-мм; башни главного калибра — 127-381 мм; палуба — 127 мм; боевая рубка — 76-280 мм

Мощность силовой установки — 144 000 л.с.

Максимальная скорость хода — 31,9 узла

Автономность — 7500 миль на скорости 14 узлов

6 место. Класс Nagato

Линейный корабль IJN Nagato

Корабли серии:

  • IJN Nagato
  • IJN Mutsu

Линкор Японского Императорского флота. Первый в мире линейный корабль с 410-мм орудиями главного калибра, и первый корабль японской разработки. Проект разрабатывался в рамках программы «8-8», согласно которой японский флот должен был иметь 8 линкоров и 8 линейных крейсеров с мощным вооружением, однако ввиду вступления в силу Вашингтонского договора было построено всего два корабля, а корпус линейного крейсера перестроен в авианосец. Mutsu взорвался на якорной стоянке, а Nagato был использован американцами во время испытания ядерного оружия.

Японские линейные корабли IJN Nagato, IJN Yamato и IJN Musashi

Полное водоизмещение — 46 356 тонн

Длина — 224,9 метра

Ширина — 33 метра

Осадка — 9,5 метра

Вооружение: главный калибр — 8 х 410-мм/45 орудий 41 cm/45 3rd Year Type в четырёх башнях; вспомогательный калибр — 18 х 140-мм/50 орудий; зенитная артиллерия — 4 спаренных 127-мм/40 орудия Type 89, 10 сдвоенных 25-мм/60 автомата Type 96

Авиационная группа — 3 самолёта

Бронирование: главный пояс — 102-305 мм; башни главного калибра — до 457 мм; палуба — 127 мм; боевая рубка — 370 мм

Мощность силовой установки — 82 300 л.с.

Максимальная скорость хода — 25 узлов

Автономность — 8560 миль на скорости 16 узлов

7 место. Класс Littorio

Линейный корабль Roma

Корабли серии:

  • Littorio
  • Vittorio Veneto
  • Roma
  • Imperio (не достроен)

Крупнейший линкор итальянского флота во 2-ой МВ. По условиям Вашингтонского договора, Италии разрешалось построить два линкора водоизмещением 35 тысяч тонн. При разработке проекта в 20-30-ых годах выяснилось, что обеспечить достаточную защиту от 406-мм снарядов при сохранении скорости хода удастся лишь при вооружении не более 6 х 406-мм. Вместе с тем, итальянская промышленность оказалась не готова к созданию 406-мм орудий, поэтому остановились на 380-мм, максимально форсировав баллистику. В конструкции линкоров была использована ПТЗ оригинальной конструкции — «труба Пульезе», так же использовалась схема «разнесённого» бронирования. В отличие от своих предшественников, где в жертву скорости принесли броневую защиту, на линкорах класса «Литторио» бронирование было весьма мощное. «Рома» был потоплен по пути на Мальту в 1943 году немецкой планирующей бомбой Fritz-X, два других были разобраны на металл после войны.

Линейный корабль Littorio

Полное водоизмещение — 45 485 тонн

Длина — 240 метров

Ширина — 32,9 метра

Осадка — 9,7 метра

Вооружение: главный калибр — 9 х 380-мм/50 орудий Ansaldo Mod.1934 в трёх башнях; вспомогательный калибр — 12 х 152-мм/55 орудий Ansaldo Mod.1934/1936 в четырёх башнях; зенитное вооружение — 12 х 90-мм/50 орудий Ansaldo Mod.1938/1939, 8 сдвоенных и 4 одинарных 37-мм/54 зенитных автомата Breda Mod.1932/1938/1939

Авиационная группа — 3 самолёта

Бронирование: главный пояс — 280 мм; башни главного калибра — 280-350 мм; палуба — 162 мм; боевая рубка — 280-350 мм

Мощность силовой установки — 130 000 л.с.

Максимальная скорость — 30 узлов

Автономность — 4750 миль на скорости 14 узлов

8 место. Класс Richelieu

Линейный корабль Richelieu

Корабли серии:

  • Richelieu
  • Jean Bart

Линейный корабль французского флота. Проект базировался на линейных крейсерах класса Dunkerque, однако отличался значительно большими размерами, скоростью, огневой мощью и броневой защитой. От линейного крейсера корабли унаследовали оригинальное расположение башен главного калибра в носовой части, что позволило сократить длину цитадели. Достройке второго корабля серии помешала оккупация Франции немецкими войсками в мае 1941 года, после чего оба линкора перешли к берегам Африки. Jean Bart достроен уже после войны. Линкоры были выведены из состава флота в конце 1960-ых и разобраны на металл.

Линейный корабль Richelieu

Полное водоизмещение — 44 708 тонн

Длина — 247,9 метра

Ширина — 33,1 метра

Осадка — 9,17 метра

Вооружение: главный калибр — 8 х 380-мм/45 орудий Modele 1935 в двух башнях; вспомогательный калибр — 9 х 152-мм/55 орудий Modele 1930 в трёх башнях; зенитная артиллерия — 6 спаренных 100-мм/45 орудий Modele 1930; 4 сдвоенных 37-мм/50 зенитных автомата

Авиационная группа — 3 самолёта

Бронирование: главный пояс — 330 мм; башни главного калибра — 170-430 мм; палуба — 170 мм; боевая рубка — 340 мм

Мощность силовой установки — 155 000 л.с.

Максимальная скорость — 31,5 узла

Автономность — 10 000 миль на скорости 15 узлов

9 место. Класс South Dakota

Линейный корабль BB-57 South Dakota

Корабли серии:

  • BB-57 South Dakota
  • BB-58 Indiana
  • BB-59 Massachusetts
  • BB-60 Alabama

Линкоры американского флота. Представляли собой улучшенный вариант линкоров класса «Северная Каролина» — корабли стали короче, вместо двух труб осталась одна, однако сохранены бронирование, огневая мощь и скорость предшественников. Вместе с тем из-за продления пояса вниз ухудшилась ПТЗ. Стали последними линкорами, созданными по ограничениям Вашингтонского договора. Главным недостатком кораблей стала недостаточная скорость хода. После войны корабли вывели в резерв, «Южная Дакота» и «Индиана» пущены на слом, «Массачусеттс» и «Алабама» — корабли-музеи.

Полное водоизмещение — 44 500 тонн

Длина — 207,3 метра

Ширина — 33 метра

Осадка — 11 метров

Вооружение: главный калибр — 9 х 406-мм/45 орудий Mk6 в трёх башнях; универсальный калибр — 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия — 18 счетверённых 40-мм зенитных автоматов Bofors, 77 х 20-мм зенитных автоматов Erlikon Мк2/3

Авиационная группа — 3 самолёта

Бронирование: главный пояс — 310 мм; башни главного калибра — 187-457 мм; палуба — 127 мм; боевая рубка — 102-406 мм

Мощность силовой установки — 130 000 л.с.

Максимальная скорость хода — 27,5 узла

Автономность — 15 000 миль на скорости 15 узлов

10 место. Класс North Carolina

Корабли серии:

  • BB-55 North Carolina
  • BB-56 Washington

Первые американские линкоры нового поколения. Проектные работы начались в 1935 году и до 1937 года было рассмотрено множество вариантов, отличавшихся вооружением, компоновкой и защитой. Изначально планировалось вооружить корабли 356-мм артиллерией главного калибра, однако после отмены договорных ограничений их заменили на 406-мм орудия, в результате корабли вышли не сбалансированными по броневой защите. Корабли сняты с вооружения в 1961 году.

Полное водоизмещение — 44 379 тонн

Длина — 222,1 метра

Ширина — 33 метра

Осадка — 10 метров

Вооружение: главный калибр — 9 х 406-мм/45 орудий Mk6 в трёх башнях; универсальный калибр — 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия — 4 счетверённых 28-мм/75 орудия; 12 12,7-мм пулемётов

Авиационная группа — 3 самолёта

Бронирование: главный пояс — 168-305 мм; башни главного калибра — 249-406 мм; палуба — 140 мм; боевая рубка — 373-406 мм

Мощность силовой установки — 121 000 л.с.

Максимальная скорость хода — 27,5 узла

Автономность — 13 500 миль на скорости 15 узлов

HMS Courageous (1916)

«Корейджес»

HMS Courageous


«Корейджес» вскоре после вступления в строй

Служба

Великобритания

Класс и тип судна

Линейный крейсер, позднее перестроен в авианосец

Организация

Королевский флот

Изготовитель

Armstrong Whitworth

Заказан к постройке

14 марта 1915 г.

Строительство начато

28 марта 1915 г.

Спущен на воду

5 февраля 1916 г.

Введён в эксплуатацию

январь 1917 г.

Статус

Погиб 17 сентября 1939 года

Основные характеристики (линейный крейсер)

Водоизмещение

19 490 т (нормальное)
22 920 т (полное)

Длина

239, м максимальная
224,2 м между перпендикулярами

Ширина

24,7 м

Осадка

7,1 м средняя

Двигатели

4 паровых турбины, 18 котлов Ярроу

Мощность

90 000 л. с. (67 МВт)

Движитель

4 винта

Скорость хода

32 узла (59 км/ч)

Дальность плавания

6000 миль на скорости 20 узлов

Экипаж

842 офицера и матроса

Вооружение (линейный крейсер)

Артиллерия

2 × 2 – 381-мм
6 × 3 – 102-мм

Зенитная артиллерия

2 × 1 – 76-мм

Минно-торпедное вооружение

2 однотрубных подводных торпедных аппарата калибра 533 мм

Основные характеристики (авианосец)

Водоизмещение

24 600 т (нормальное)
27 420 т (полное)

Длина

239,8 м (максимальная)
224,1 м (между перп.)

Ширина

27,6 (по ватерлинии)

Осадка

8,5 м

Мощность

90 000 л. с. (67 МВт)

Движитель

4 винта

Скорость хода

30 узлов (56 км/ч)

Экипаж

814 + 403 человека авиагруппы (1938 год)

Вооружение (авианосец)

Зенитная артиллерия

16 × 1 — 120-мм

Авиационная группа

48 самолётов

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. HMS Courageous.

HMS Courageous (Корабль Его Величества «Корейджес» — с англ. «Отважный») — британский линейный крейсер, позднее перестроенный в авианосец, как и однотипный «Глориес».

Линейные крейсера типа «Корейджес» отличались быстроходностью и малой осадкой. По официальной версии они предназначались для действий в акватории Балтийского моря. Однако эта версия не находит доверия у большинства экспертов — считается, что их основной целью было добивание флота противника после генерального морского сражения, а официальная версия — всего лишь дезинформация германского командования.

Первый военный корабль, погибший во Второй мировой войне. Потоплен 17 сентября 1939 года немецкой подводной лодкой U-29. 518 членов экипажа «Корейджеса» погибли.

Тонущий авианосец HMS Courageous (1939)

HMS Courageous (Корабль Его Величества «Корейджес» — с англ. «Отважный») — британский линейный крейсер, позднее перестроенный в авианосец, как и однотипный «Глориес».

Линейные крейсера типа «Корейджес» отличались быстроходностью и малой осадкой. По официальной версии они предназначались для действий в акватории Балтийского моря. Однако эта версия не находит доверия у большинства экспертов — считается, что их основной целью было добивание флота противника после генерального морского сражения, а официальная версия — всего лишь дезинформация германского командования.

Первый военный корабль, погибший во Второй мировой войне. Потоплен 17 сентября 1939 года немецкой подводной лодкой U-29. 518 членов экипажа «Корейджеса» погибли.

История создания

Основа проекта — план «Балтийский поход» (идея-фикс адмирала Фишера), а в её рамках возможность прохода кораблей неглубокими датскими проливами из Северного моря в Балтийское, для чего и был разработан проект пятого поколения крейсеров. Ограничение по осадке вызвал отказ от бронирования соответствующего ГК. Вместо него на 25-мм листы наружной обшивки решили установить только 51-мм броневые плиты.

Адмирал Фишер хотел чтобы эти корабли вступили в строй всего через год после закладки. Этим обуславливались как высокие темпы строительства, так и спешка при проектировании и перепроектировании.

Уже в ходе строительства в июне 1916 года было впервые выдвинуто предложение о переделке «Корейджеса» и «Глориеса» в гидроавианосцы. Но отсутствие как чёткого представления, каких боевых характеристик хотели получить от этих кораблей, так и конструктивного плана по переоборудованию повлияли на принятие решения о продолжения строительства в рамках существующего проекта.

К проекту выдвинуто требование достижения 32 узловой скорости. Заложен на частной судостроительной верфи «Армстронг» в Хай Уолкер, Ньюкасл — на реке Тайн. Построечная стоимость 2 038 225 фунтов стерлингов.

Конструкция

Набор смешанный. Корпус клепанный, разделённый водонепроницаемыми переборками на 30 основных отсеков. Двойное дно простирается на 83 % длины корабля. Высота надводного борта при нормальном водоизмещении 9,3 м в носовой и 5,2 м в кормовой оконечности корабля. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещение — 1,17 м. Увеличение осадки на 1 см — 37 т.

Артиллерия

Та же что и на «Ринауне» и «Рипалсе», отличалась только количеством: ГК — 4 ствола в 2-х двухорудиных башнях (носовой и кормовой), Минный калибр — в 6 трёхорудиных башнях, а зенитная полностью совпадала и количеством.

Торпедное вооружение

Бортовые 533 мм подводные ТА, расположенные впереди башни «А» с запасом торпед 10 шт. В конце 1917 года торпедное вооружение было усилено — было добавлено 6 двухтрубных надводных неподвижных торпедных аппаратов.

СЭУ

Изготовлена фирмой Парсонс. Главные турбины с редуктором с зубчатым зацеплением, с двойной геликоидной передачей. Впервые на крупных британских военных кораблях были установлены водотрубные котлы системы «Ярроу» с водогрейными трубками малого диаметра (18 штук, давление пара 16,5 кг/см²). В общем, СЭУ была почти такой же как и на лёгком крейсере «Чемпион». Запас топлива (нефти) при нормальном водоизмещении — около 750 тонн, максимально возможный — 3160 тонн.

Один полубалансирный руль. Три адмиралтейских становых якоря весом 7,62 тонны, один кормовой весом 3,05 тонны.

История

Закончив приёмные испытания, крейсер вошёл в состав 3-й эскадры лёгких крейсеров, затем 1-й эскадры лёгких крейсеров.

В апреле 1917 г крейсер решили переделать в минный заградитель, для чего по квартердеку «Корейджеса» установили шесть рядов минных рельсовых путей. Корабль мог принимать 222 мины «Бритиш Элия», но на деле поставить их ему никогда не пришлось. А уже 23 ноября вышло распоряжение демонтировать минное устройство.

16 октября совместно с «Глориесом» и 2-й эскадрой лёгких крейсеров участвовал в Скандинавскм конвое.

В ночь на 17 ноября принимал участие во втором бою в Гельголадской бухте. В этом бою умудрился один раз попасть (из 92 381-мм снарядов) в щит 150-мм орудия германского лёгкого крейсера «Пиллау». В начале 1918 г. над обеими орудийными башнями смонтировали взлётные площадки для колёсных самолётов, они несли по одному «Струттеру» на носовой и одному «Кемлу» на кормовой башне. Вскоре появилось новая идея — забронировать этот тип кораблей как броненосцы. В начале января 1924 года было выдан приказ о перестройке «Корейджеса» и «Глориеса» в авианосцы. Работы передали адмиралтействам в Девонпорте и Розайте соответственно. 29 июля 1924 года «Корейджес» перешёл на верфь для переоборудования. Работы были закончены только в 1928 году. До вступления в строй в конце 1938 г. знаменитого «Арк Ройяла» «Корейджес» вместе с однотипным авианосцем «Глориес» оставались самыми мощными авианосцами британского Королевского флота.

Конец

Вечером 17 сентября 1939 года, HMS Courageous патрулировал побережье Ирландии. Два из четырех сопровождающих его эсминцев были посланы, чтобы прикрыть торговое судно на случай атаки. В течение этого времени, HMS Courageous на протяжении двух часов преследовался немецкой подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта. Авианосец разворачивался по ветру, для запуска самолетов. Получилось так, что корабль встал прямо перед носовой частью подводной лодки, которая выпустила в него три торпеды. Две из трех торпед поразили авианосец в левый борт раньше, чем какой-либо самолет успел взлететь, повредили электропитание, и через 20 минут HMS Courageous перевернулся и затонул, унеся с собой на дно 519 членов его экипажа, включая капитана.

Выжившие были спасены голландским океанским лайнером Veendam и Британским грузовым Collinsworth. Несмотря на то, что два эсминца, составлявших эскорт контратаковали U-29, в течение четырех часов, подлодке удалось скрыться.

Авианосец «HMS Courageous» происходит родом из серии линкоров Великобритании, состоящей из двух единиц, построенных в 1915-1917 годах. Корабли предназначались для прикрытия десантных операций, поэтому имели небольшую осадку, высокую скорость и мощное вооружение. Однако эти характеристики не позволяли установить на корабли адекватное бронирование. Поэтому они не были способны противостоять на море даже кораблям ниже классом, вследствие чего получили скромное неофициальное название «большие легкие крейсеры». В начале 1924 года корабли решили перестроить в авианосцы. «Корейджес» вступил в строй как авианосец уже в 1928 году.

«Courageous» еще в качестве линкора.

В процессе перестройки на корабле были демонтированы башни орудий главного калибра и построены два ангара длиной 167 м, что позволило разместить в них 46 самолетов. Для подъема самолетов были установлены 2 лифта грузоподъемностью 5,5 т, а также 4 аэрофинишеры, способные обеспечить посадку самолета массой 5000 кг на скорости 110 км/ч. В 1935 году на корабле были установлены 2 катапульты, способных разгонять самолеты массой 3650 кг до скорости 100 км/ч. Однако они использовались только для запуска гидросамолетов.

После проведения перестройки авианосец «Courageous» имел следующие тактико-технические данные. Полное водоизмещение в 27 тыс. т, длина – 240 м, ширина – 27 м, осадка — 8,5 м, мощность двигателей – 90 тыс.л.с, которые с помощью 4 винтов развивали скорость в 30 узлов. Экипаж – 814 человек, авиагруппа – 403 человека. Зенитная артиллерия корабля состояла из шестнадцати 120-мм орудий. Авиационная группа имела 48 самолетов.

«Courageous» в качестве авианосца.

Тонущий авианосец «Courageous».

Авианосец, в основном, нес службу на Средиземном море. В середине 1936 года корабль прошел ремонт, после чего был выведен в резерв и использовался как учебный авианосец. С началом Второй мировой войны «Корейджес» был выведен из резерва и включен в эскадру для борьбы с немецкими подводными лодками.

Немецкая подлодка «U-29».

3 сентября 1939 года эскадра в составе авианосца и четырех эсминцев вышла из Плимута для противолодочного патрулирования на западных подходах. Вечером 17 сентября 1939 года она находилась у побережья Ирландии, кода два из ее четырех эскортных эсминцев были отправлены на помощь торговому кораблю, терпящему бедствие. В это время, немецкая подлодка «U-29» под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта, которая в течение более двух часов преследовала «Courageous», вышла на расстояние торпедного удара. Когда авианосец развернулся по ветру, чтобы запустить свой самолет, и поставил корабль прямо против носа подлодки, она выпустила три торпеды. Две из них поразили корабль, который затонул через 15-20 минут. Погибло 519 членов экипажа, включая его капитана. Оставшиеся в живых были спасены голландским океанским лайнером «Veendam» и британским грузовым судном «Collingworth». Два сопровождающих эсминца преследовали «U-29» в течение четырех часов, но подводная лодка ушла. «Корейджес» оказался первым военным кораблем, погибшим во Второй мировой войне. В Германии подводников «U-29» чествовали как героев. Капитан был награжден Железным крестом 1-класса, а экипаж крестами 2-класа.

См. также Вооружения. Авианосцы | Великобритания

ikuv Мой друг, находясь в местах не столь отдалённых, не теряет бодрости духа и, после присланной распечатки публикации Тарелки Речного вокзала — реверс, не смог удержаться и понарассказал мне много интересного об истории флота. Чем и делюсь с его разрешения.
Текст набран с рукописи, иллюстрации добавлены мной.
Несколько дополнительной информации про линкоры, как и обещал 🙂
Слово линкор означает «линейный корабль», т.е. корабль призванный сражаться в линейном строю и громить своей артиллерией идущую параллельным курсом железку противника. Само слово линкор чисто наше рассейское. Прототипом этих кораблей послужил английский корабль «Дредноут».

Надо сказать, что тогда, до 2-й мировой войны включительно, англичане были законодателями моды в военном корабельном строительстве, только после войны пальма первенства перешла к США. Так вот эти самые англичане имели право гордиться собой т.к. в отличие от нас, россиян, они очень вдумчиво проанализировали исходы морских сражений русско-японской войны 1904-1905 гг. Их было 3 крупных – прорыв из Порт-Артура с участием броненосцев, сражение 3-х русских крейсеров Владивостока с крейсерами японцев и, конечно, Цусима. Принципиально – самыми мощными кораблями тогда были броненосцы. Главный калибр 2 башни по 2 пушки по 12 дюймов, а дальше кто во что горазд. Японцы были и мощнее (быстрее, больше артиллерии среднего калибра) и лучше имели снаряды. И англичане решили, что нужно усилить главный калибр, отказаться от среднего и понизить высоту надстроек. Так появился «Дредноут» — первый в мире линкор. Он нёс 4 башни сначала по 2, потом по 3 пушки 12 дюймового калибра. Кстати, первый раз я это название узнал из романа «Железный поток» Серафимовича. Там есть сцена, когда один из героев по кличке «где моя рота» указывает на море и спрашивает: «Что это за утюг?», на что ему матрос отвечает: «Сам ты утюг, это дредноут. Как причешет из своих 12 дюймов, так и мокрого места не останется». Ну или как-то так.
Так вот, те корабли, что мы называем линкорами, во всём мире звали дредноутами. А вот настоящие линкоры появились во 2-й мировой и несли уже не 4 башни, а 3 (две на носу и одну на корме) и имели от 3 до 4 орудий на башню и калибр не 12, а 14 дюймов. И уж совсем монстрами были два японских линкора 2-й мировой – «Ямато» и «Мусаси». Эти несли в 3 башнях 12 15 дюймовых орудий. Я вот почему так подробно об этом пишу. Один из Балтийских линкоров серии «Севастополь», а именно «Полтава», который после революции ессесно переименовали в «Михаил Фрунзе», был введён в строй в 1914 году и успел повоевать на Балтике в 1-ю мировую, а потом его постигла печальная участь – в 1919 на нём случился пожар по вине экипажа (те ещё были специалисты краснофлотцы, только и могли перепоясанные патронными лентами Учредительные Собрания разгонять – Железняки хреновы). Короче линкор сгорел!


Его не стали восстанавливать. Почему – не знаю, если честно, ведь он остался на плаву. Думаю, просто не осталось технически грамотных специалистов. А вот ещё одно отступление. Война американцев с Ираком. Иракцев обстреливает Томагавками линкор ВМФ США «Миссури». Однотипный (!!!) нашим. Вот интересно, а почему такие тупые (как многие у нас считают) америкосы не порезали на металл как мы свою «Полтаву» или не превратили в плавучую мишень, как оставшиеся два в живых после 2-й мировой – «Красный Октябрь» (бывший «Гангут») и «Севастополь»? А взяли их любовно перевооружили, да так, что они ещё будут служить и служить. Но нам видно лучше, мы же умнее 🙁

Так вот, «Полтава» сгорела и две башни главного калибра КБ-3-12 перевезли на Дальний Восток во Владивосток и оборудовали на острове Русский батарею из 2-х башен. Она не стреляла, но должна была оборонять Владик с моря от японцев, от тех самых «Ямато» и «Мусаси». (Кстати, очень знаковые для японцев названия, как нибудь потом напишу, почему знаковые, а то уж совсем растекаюсь мыслью по древу). Конечно, линкоры были более дальнобойные, но! Это море и значит качка, и значит сложнее прицел, а во-вторых, японцы, несмотря на их калибр, не имели дальнобойных снарядов и значит им сложнее было поразить батарею, ведь она в скальном, залитом бетоном, грунте. Но не случилось и слава Богу. А вот судьба «Ямато» и «Мусаси» была хреновой, они тоже ничего не сделали и были тупо утоплены американскими самолётами когда пошли на Сингапур, чтобы разблокировать японскую сухопутную армию.
И ещё одно. Севастополь во 2-й мировой обороняла точно такая же двухбашенная батарея. Только в отличие от батареи на о. Русском она имела 360 градусов сектор обстрела и потому защищала Севастополь с суши и её судьба была печальной, но Славной. Они дали прокакаться гитлеровцам по полной программе. Так вот это были башни с «Императрицы Марии», которая по невыясненным причинам взорвана и затонула в бухте Севастополя перед 1-й мировой. Это корабль из той же серии «Севастополь». На Чёрном море было заложено 3 таких судна, но в строй введена была только «Императрицы», остальные были недостроены и потому распущены большевиками на металл!
У Черноморской базы Севастополя, по-моему, вообще слава какой то убийцы флота! Там же, в 1955 году, после ВОВ, взорвался и затонул после похода линкор «Новороссийск». Самый мощный линкор этого моря, полученный СССР по репарации у Италии. Как раз типа японского «Ямато», только калибр меньше – 14, а не 15 дюймов. Говорят, что его взорвали итальянские боевые пловцы. Но это отдельная история 🙂 И есть у меня полно Славных и не очень историй о том, как воевали корабли России на Балтике и Чёрном Море в 1-ю мировую войну 🙂 Фууу… Вроде всё 🙂
Пара уточнений по поводу линкоров типа «Севастополь».
Действительно эта серия была заложена после анализа причин поражения под Цусимой и после изучения опыта англичан по постройке корабля под названием «Дредноут», который дал позже название судам этого типа – дредноуты, которые были переименованы позже в линкоры. Кстати, слово линкор означает линейный корабль, смысл этого корабля сражаться в линии, т.е. на этих махинах до конца 2-й мировой войны предназначалось использовать сражение в линию! Это распространённый тип морских сражений парусников, когда они сходились в две линии друг параллельно другу и хреначили бортами (3-5 палубными рядами пушек) друг друга. Представляешь, какая узость мышления была тогда у англичан, как у основателей ВМФ моды?
Кстати у Серафимовича в «Железном потоке» есть упоминание того, как дредноут расстрелял с моря колонну красноармейцев железного потока…
Отвлёкся… Ну дык я про «Севастополь». Заметь, именно «Севастополь» называлась эта серия! Потому, что вместе с 3 балтийцами строились и 3 черноморца, и головной корабль черноморцев назывался «Императрица Мария». И немцы (уже тогда потенциальные противники) сильно трухались его на Чёрном море. Очень тёмная история с этим линкром. Он подорвался на рейде Севастополя и затонул мгновенно. Погибли сотни людей. Причина так и не понятна, но склоняются к мысли, что это была диверсия немцев. Может помнишь детскую книгу «Кортик», там есть упоминание этого, а из поздней беллетристики есть Акунинские фантазии на эту тему… Этот линкор был гораздо известнее «Петропавловска».
Да, ещё одно отступление от темы. После того, как был уничтожен этот линкор, немцы решили, что у них нет теперь противника на Чёрном море и их рейдер (по-моему) «Гебен», это вариант тяжёлого крейсера с вооружением близким линкорам типа «Севастополь», но с меньшим бронированием и большей скоростью хода может безнаказанно разбойничать в Чёрном море. Но обломались! У Севастополя (порта) было 3 броненосца типа «Слава», это корабли, которые были однотипны тем, что погибли в Цусиме (4 орудия 12 дюймов в двух башнях) против 12 орудий, 14 дюймов у современных линкоров, или против 9 орудий 12 дюймов у «Гебена». Но при этом они тихоходны и не очень уж бронированы по понятиям 1914 года. Так вот, «Гебен» напал на Одессу, расстрелял город, утопил один корабль и нарвался на 3 броненосца и был уверен, что раздолбает старые русские калоши за счёт своих более дальнобойных и скоростных орудий и скорости своего хода. ХрЕна!
Русские очень тщательно проанализировали причины поражения в Цусиме и придумали супер «инновационную идею» и воплотили её на этих броненосцах. Суть – все 3 корыта управлялись по огню с одного корабля и поэтому они брали «Гебен» в кольцо (а не в кильватерной линии, как немчура рассчитывала) и задолбали его так, что он спасся только за счёт своего хода 🙂
И ещё одно отступление. В отличие от англичан у русских была традиция именовать новую серию по выдающимся кораблям предыдущей. Поэтому у новой серии было название «Севастополь». Это броненосец, погибший в Порт-Артуре. А первенец балтийский был назван «Петропавловск» по имени броненосца, на котором погиб адмирал Макаров (тот самый, который сконструировал «Ермак», про который ты пишешь и про него есть отдельная история) и художник Верещагин, после того, как «Петропавловск» подорвался на японской минной банке в виду рейда Порт-Артура.
Ну а про «Марат» ты, наверное, знаешь уже. Та ещё история. И, кстати, участие «Марата» («Петропавловска») в боевых сражениях на Балтике в 1-ю мировую войну тоже очень небольшое 🙂 И вообще морские сражения немцы-русские на Балтике в 1-ю мировую это отдельная тема! Там всё было скверно для русских ибо в отличии от черноморцев на Балтике было полное уныние. И немалую роль в этом сыграло то, что единственный адмирал способный надрать (и он сделал бы это!) был Н.О. Эссен, но он умер накануне, по-моему, от пневмонии.

Кстати (опять, кстати, потому что в русской морской истории всё очень тесно переплетается) Эссен был последним капитаном, который погиб в Порт-Артуре. Его подорвали японские миноносцы, когда он тайно готовился к прорыву из блокады в скрытной бухте у полуострова Тигровый мыс. Но уж очень хороша была у японцев агентура в Порт-Артуре. Так вот Эссен требовал дать сражение японцам в проливах Моонзунда, но умер. Сражение всё же состоялось, но не так и не теми силами русских и русские были разбиты. Об этом есть много литературы. Сражения русских в 1904-1905, в 1-ю и 2-ю мировую – это мой конёк и одна из любимых тем.
Для оформления использованы фотооткрытки с сайта Фотолаборатория от Steve