Линейный крейсер макензен

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР «ГИНДЕНБУРГ»

Пауль фон Бенекендорф унд фон Гинденбург (2 октября 1847 г. – 2 августа 1934 г.).

Прусский генерал- фельдмаршал, известный немецкий военачальник времен Первой мировой войны. В 1914/16 гг. командующий восточным фронтом. С августа 1916 г. начальник генерального штаба сухопутных войск Германии. После перемирия руководил отводом немецкой армии в пределы Германии и охраной границы с Польшей. С 26 апреля 1925 г. по 2 августа 1934 г. президент Германии.

Корабль находился в составе флота с 10 мая 1917 г. по 21 июня

Линейный крейсер «Гинденбург»

Первоначальный проект линейного крейсера типа «Дерфлингер» в период с мая по октябрь 1912 г. (за 6 месяцев) под руководством главного конструктора Дитриха был подвергнут переработке, после чего в 1913 г. рейхстагом были утверждены расходы на постройку третьего корабля типа «Дерфлингер». Повторилась та же картина, что и с линейными крейсерами типа «Мольтке».

Водоизмещение увеличили на 300-350 т, и оно равнялось, согласно Groner , 26 947 т (нормальное), 31500 т (полное); Conway , соответственно 26513 т и 31000 т. Длина возросла на 2,4-2,5 м: полная 212,8 м, между перпендикулярами 212,5 м. Корпус разделили, как у «Лютцова», водонепроницаемыми переборками на XVII основных отсеков. Однако большинство основных элементов линейного крейсера было таким же, как и у «Дерфлингера».

По расположению башен и величине калибра (305 мм) главная артиллерия была такая же, как на «Дерфлингере», но орудия располагались уже в установках образца 1913 г. В каждой башне были новые дальномеры с базой 7,8 м, вместо прежних с базой 3,05 м.

Во всех четырех башнях снарядные погреба располагались ниже зарядных, которые размещались на нижней палубе. Элеваторы не заканчивались в рабочем отделении башни. Хотя имелись и элеваторы зарядов, тем не менее имелась возможность разгружать элеваторы снарядов башен «В» и «С» соответственно на верхней и бронированной палубе. Максимальный угол возвышения орудий составлял +16°. Для управления огнем артиллерии главного калибра установили стабилизирующий гироскопический прибор Петравика.

Уже после окончания постройки около передней дымовой трубы поставили четыре 88-мм зенитных орудия с длиной ствола 45 калибров. Боекомплект торпедных аппаратов был увеличен до 16 600-мм торпед.

Главный броневой пояс постепенно уменьшался по толщине у верхней палубы до 220 мм, вместо 230 мм у первых кораблей серии. Впереди от башни «А» броневой пояс имел толщину 120 мм, простираясь до расстояния 16 м от форштевня и заканчиваясь поперечной переборкой такой же толщины. Далее до самого форштевня толщина бронирования составляла 30 мм. В сторону кормовой оконечности броневой пояс был такой же, как и у «Дерфлингера» и оканчивался в 7 м от ахтерштевня.

Усилили бронирование башен. Толщина боковых стенок стала 270 мм, вместо 220 мм, как у «Дерфлингера». Толщину ее передней наклонной части крыши, лежащей под углом 30°, увеличили до 150 мм, а крышу передней боевой рубки до 150-80 мм. Дополнительная длина корпуса «Гинденбурга» формировалась главным образом более острыми обводами кормы.

В тех же двенадцати кочегарках расположение 18 котлов стало другим. Две ближайшие к носовой части корабля кочегарки имели по одному котлу нефтяного отопления, следующие четыре имели по два котла угольного отопления, затем шли две кочегарки, имевшие по одному котлу нефтяного отопления, за ними следовали еще две кочегарки, имевшие по два котла угольного отопления, и ближайшие к корме две кочегарки имели по одному котлу угольного отопления.

Турбинная установка осталась такой же, но диаметры трехлопастных винтов увеличили до 4 м. Номинальная проектная мощность на валах возросла до 72000 л.с. или 2,29 л.с./т полного водоизмещения, вместо 63000 л.с. у предыдущих кораблей серии (увеличение на 13 %), что обеспечивало «Гинденбургу» скорость 27 узлов. Дальность плавания составляла 6100 миль при скорости 16 узлов или 6800 миль при скорости 14 узлов. Максимальный запас нефти был увеличен до 1 180 т, вместо 985 т (на 17%).

Главный конструктор германского флота в период Первой мировой войны инженер Дитрих.

Во время испытаний на Бельтской мерной миле при осадке на 0,75 м выше проектной корабль развил форсированную мощность машин 95777 л.с. (форсирование на 39 %), что при частоте вращения гребных валов 290 об/мин. обеспечило ему скорость 26,6 узлов. Эта скорость была эквивалентна 28,5 узлам при нормальной осадке на глубокой воде.

«Гинденбург» строили на Государственной верфи в Вильгельмсхафене под названием «Эрзац Герта» (строительный N 34). Заложили корабль согласно Conway и Campbell , 30 июня 1913 г., согласно Hildebrand – 1 октября 1913 г.

Начало войны 1914 г. застало вновь строящийся корабль еще на эллинге. Поскольку верфь сразу же занялась переоборудованием кораблей резервного флота, предназначенных для активных боевых действий, его постройка так замедлилась, что он был спущен со стапеля лишь 1 августа 1915 г. Но и в дальнейшем его достройка продвигалась медленно, поскольку верфь могла заниматься им, когда не была занята ремонтом поврежденных в бою кораблей (особенно после Ютландского боя).

В январе 1917 г. после объявления неограниченной подводной войны дальнейшая постройка крупных надводных кораблей была либо приостановлена, либо остановлена совсем. Однако «Гинденбург» все же представлял исключение. Ютландский бой показал все возрастающее значение быстроходных, вооруженных крупнокалиберной артиллерией линейных крейсеров.

Линейные крейсера в составе флота Открытого моря были очень малочисленны, что явилось необратимым следствием вычеркивания их из списков на основании второй поправки к закону о флоте. Кроме того, новейший линейный крейсер «Лютцов» потеряли в Ютландском бою. Поэтому было необходимо продолжить постройку нового корабля. В апреле 1917 г. незадолго перед вводом в строй его слегка таранил выходящий из дока линкор «Гельголанд». Корабль был готов к испытаниям 10 мая 1917 г. В этот день на крейсере подняли флаг и вымпел. «Гинденбург» был последний законченный постройкой крупный боевой корабль, введенный в состав кайзеровского флота и 25 октября 1917 г. он закончил испытания.

Стапельный период его постройки составил 22 месяца, достройка на плаву свыше 21 месяца.

Экипаж насчитывал 1112 – 1182 человек.

Стоимость постройки составляла 59 000 тыс. марок или 29 500 тыс. рублей золотом.

При постройке во многом смогли учесть опыт боевых действий. В результате не были навешены уже готовые противоторпедные сети, зато перед окончанием постройки на нем была установлена треногая фок-мачта со стойками, расставленными нетак широко, как на «Дерфлингере». Поэтому на протяжении службы он имел треногую фок-мачту и на три четверти не прикрытые дымовые трубы одинаковой высоты. Он также отличался от «Дерфлингера» наличием удлинений на концах дымовых труб. Прожекторы установили на боковых площадках треногой опоры фок-мачты.

Однако при проектировании не использовали возможность повысить прочность корпуса «Тинденбурга» по сравнению с «Дерфлингером» и «Лютцовым» за счет того, чтобы отделения подводных бортовых торпедных аппаратов перенести в район цитадели или соответственно продолжить до них противоторпедную переборку. Хотя конструктивно сделать это было возможно.

Линейный крейсер («Эрзац Герта»), получивший впоследствии имя «Гинденбург», на стапеле. 1914 г.

Калибр главной артиллерии линейных крейсеров типа «Дерфлингер» хотя и был крупнее, чем у его предшественников, но все же уступал новейшим английским линейным крейсерам типа «Лайон». Правда, со временем действенная дальность стрельбы значительно увеличилась, однако за это время в результате аварий «Гинденбургу» пришлось дважды побывать в большом плавучем доке Государственной верфи в Вильгельмсхафене.

Кочегарки на «Гинденбурге» занимали объем 6895 куб.м и площадь настила 881 кв.м по сравнению с соответственно 9230 и 1106 на линейном крейсере «Тайгер», что не является неожиданным с точки зрения применения котлов с трубками малого диаметра. Но оба названных корабля имели одинакового типа турбины, связанные непосредственно с валом и без применения редукторов, и машинные отделения заметно отличались. На «Гинденбурге» они занимали объем 2954 куб.м и площадь настила 475 кв.м, а на «Тайгере» соответственно 6731 и 646.

Самыми большими помещениями на «Гинденбурге» являлись турбинные отделения левого и правого борта – по 1022 куб. м каждое, в то время как на «Тайгере» турбинное отделение только левого борта имело объем 2170. Сам собой напрашивается вывод, что, хотя «Тайгер» и имел более мощную машинную установку, требующую соответственно большего объема помещений, на нем было много неиспользованного пространства.

После проведения испытаний (к 20 августа 1917 г. закончили ходовые испытания) и окончания 25 октября индивидуальной боевой подготовки «Гинденбург» перешел из Киля в Вильгельмсхафен, где с 26 октября находился в полной боевой готовности. С 6 ноября 1917 г. он в составе 1 -й разведывательной группы включился в боевое охранение и сторожевую службу в Немецкой бухте.

Его первый боевой выход состоялся 17 ноября 1917 г., когда 2-я разведывательная группа под командованием контр-адмирала фон Рейтера (флагманский корабль легкий крейсер «Кенигсберг») вступили в бой с превосходящим британским оперативным соединением. Однако, когда на стороне немцев появились «Гинденбург» и «Мольтке», англичане отказались от боя, так что тяжелая артиллерия немецких линейных крейсеров в этот раз не использовалась.

Линейный крейсер («Эрзац Герта»), получивший впоследствии имя «Гинденбург», во время спуска. Август 1915 г.

В ноябре 1917 г. «Гинденбург» сменил «Зейдлиц» в качестве флагманского корабля вице-адмирала Хиппера, и 23 ноября 1917 г. адмирал впервые поднял свой флаг на его борту. Но его пребывание на нем было коротким. 24 ноября он снова спустил флаг. Теперь же он в основном находился на борту легкого крейсера «Ниобе», используемого в качестве блокшива. Это было обоснованным решением, поскольку командующий 1-й разведывательной группы наряду с командованием собственным соединением нес ответственность за обеспечение охраны Немецкой бухты и на «Ниобе» был независимо от того, когда и где его флагманский корабль осуществлял охранение или сторожевую службу.

С наступлением нового 1918 г. 1-я разведывательная группа состояла из линейных крейсеров «Гинденбург» (флагманский корабль), «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке» и «Фон-дер-Танн». Второй флагман группы контр-адмирал Бедикер поднял свой флаг на борту «Фон-дер-Танна». 21 января 1918 г. он был сменен командующим 2-й разведывательной группы контр-адмиралом фон Рейтером. С 23 по 25 апреля 1918 г. «Гинденбург» принял участие в походе флота Открытого моря в северную часть Северного моря. Перед этим 22 апреля 1918 г. Хиппер со своим штабом перешел на борт своего флагманского корабля. Этот безуспешный поход пришлось прервать из-за аварии турбины на «Мольтке».

С 26 апреля 1918 г. Хиппер снова был на «Ниобе». Еще раз он находился на борту «Гинденбурга» с 29 июня по 1 августа 1918 г., когда 1-я разведывательная группа вступила в охранение тральных сил под командованием фрегатен-капитаНа Нергера, сопровождая большой конвой подводных лодок на «путь 500».

С назначением командующего флотом Открытого моря адмирала Шеера начальником морского генерального штаба и руководителем войны на море в командных инстанциях флота произошли многочисленные персональные перемещения. Командующий 1-й разведывательной группы был освобожден от задачи охранения Немецкой бухты, и для этого была создана специальная служба охранения Северного моря под командованием капитана 1-го ранга Лоляйна. Вице-адмирал Хиппер, которого 7 августа 1918 г. назначили заместителем командующего флотом, 11 августа 1918 г. был повышен в звании до адмирала и назначен командующим флотом. В тот же день он передал командование 1-й разведывательной группой контр-адмиралу Рейтеру.

Линейный крейсер «Гинденбург» (Наружный вид, продольный разрез и вид сверху)

Новый командующий 1-й разведывательной группой 12 августа 1918 г. поднял свой флаг на борту «Гинденбурга», который с этого момента оставался флагманским кораблем соединения. Место второго флагмана вновь не было занято, и эту должность наряду с выполнением своих непосредственных обязанностей поручили командиру «Фон-дер- Танна» капитану 1-го ранга Фельдману.

30 октября 1918 г. «Гинденбург» в качестве флагманского корабля был готов к выходу флота. Когда командование флота отказалось от этого замысла и 2 ноября 1918 г. крейсер ушел на ремонт, контр-адмирал Рейтер перешел на «Мольтке». Таким образом, «Гинденбургу» не довелось участвовать в боевых действиях.

По условиям перемирия к числу интернированных кораблей причислили и «Гинденбург». Затем 19 ноября 1918 г. начали перевод кораблей германского военно-морского флота в Ферт-оф-Ферс. Командующий 1-й разведывательной группой контр-адмирал Рейтер был назначен командиром переводимого соединения и держал свой флаг на линкоре «Фридрих дер Гроссе», в то время как командир «Зейдлица» капитан 1 -го ранга Тагерт, как старший офицер среди командиров кораблей, вел 1-ю разведывательную группу. Из Ферт-оф-Ферса соединение направили в Скапа-Флоу и 24 ноября 1918 г. там интернировали.

21 июня 1919 г. в Скапа-Флоу «Гинденбург», был затоплен своим экипажем. «Гинденбург» в отличие от большинства немецких кораблей, не опрокинулся вверх килем, а в 17 ч. 00 м. последним из них лег на дно почти на ровный киль в полумиле западнее острова Кава. Немецким морякам удалось осуществить затопление, несмотря на пулеметный огонь англичан. Капитанский мостик, мачты и дымовые трубы линейного крейсера торчали из воды. «Гинденбург» лежал на глубине 22 м. Толщина слоя воды над ютом достигала 9 м, над носовой частью палубы 3 м. Даже при отливе над поверхностью моря выступала только шлюпочная палуба и ходовой мостик.

За подъем «Гинденбурга» взялся англичанин Эрнест Френк Кокс. Корабль решили поднять путем откачивания из него воды. Для этого предварительно закрыли и заделали все отверстия, в том числе кингстоны, вентиляторы и люки. Водолазам предстояло поставить более 800 заплат и заглушек от 0,04 кв.м до гигантского закрытия дымовой трубы площадью 78 кв.м, изготовленного из двух слоев трехдюймовых досок, скрепленного дюжиной тавровых балок. Герметичность заплат обеспечивалась проложенной паклей парусиной, предварительно пропитанной жиром, которая укладывалась по краям отверстий.

На «Гинденбурге» во время восстания на флоте. Вильгельмсгафен, ноябрь 1918 г.

Первая попытка подъема была произведена в 1926 г. С мая по август 1926 г. водолазы накладывали заплаты и конопатили швы. Четыре секции разрезанного пополам старого немецкого дока установили попарно по бортам, чтобы при всплытии можно было устранять его крен.

6 августа 1926 г. заработали 8 центробежных и 12 погружных насосов, затем к ним добавили еще 18 центробежных. Через 5 дней носовая часть с некоторым креном появилась на поверхности, и чем больше она всплывала, тем сильнее становился крен, доходя до 40°. Опасаясь опрокидывания корабля, откачку воды прекратили. Крейсер опустили на дно.

2 сентября 1926 г. «Гинденбург» пытались поднять на ровном киле, но он лишь оторвался от грунта и тяжело переваливался с борта на борт. Плохая погода и перерыв в подаче электроэнергии не позволили его поднять.

В январе 1930 г. начался новый этап подъёма корабля. Из 800 заплат около 300 пришлось заменить. К откачиванию воды приступили 15 июля 1930 г., и через два часа носовая часть всплыла на поверхность, выступая из воды на 3 м. Снова возник крен на правый борт, и крейсер снова пришлось притопить.

Только после следующей попытки подъема 24 июля 1930 г. пришел успех. Сначала крейсер посадили на грунт в бухте Нил, где он был обследован британским кораблестроительным отделом, поскольку особенности его конструкции были все еще достаточно интересны. Затем 23 августа 1930 г. его отбуксировали в Розайт и в 1931-32 гг. разобрали на металл.

Поднятый судовой колокол линейного крейсера по поручению британского Адмиралтейства 17 августа 1936 г. торжественно доставил легкий крейсер «Нептун» в Германию, где его установили на борту нового «карманного» линкора «Дейчланд». 28 мая 1959 г. этот же колокол с «Гинденбурга» был передан военно-морским силам ФРГ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Август фон Макензен

Август фон Макензен Это статья о немецком генерал-фельдмаршале. Статью о немецком художнике Фрице Макензене см. Макензен, Фриц

Фельдмаршал фон Макензен

1849 — 1945

Место рождения

поместье Липниц, Саксония

Принадлежность

Германская империя

Звание

генерал-фельдмаршал (1911)

Сражения/войны

Варшавско-Ивангородская операция
Лодзинская операция
Горлицкий прорыв
Сербская кампания Первой мировой войны
Румынская кампания Первой мировой войны

Награды

Pour le Mérite

В отставке

А́вгуст фон Ма́кензен (нем. August von Mackensen; 6 декабря 1849, поместье Липниц, Саксония — 8 ноября 1945, Бургхорн, ныне близ Хабигхорста, Нижняя Саксония) — прусский генерал-фельдмаршал (22 июня 1915), военачальник Первой мировой войны.

Биография

Родился в семье управляющего поместьем Луиса Макензена и его жены Марии Луизы Макензен. Учился в реальной гимназии в Галле.

Военная служба

В 1869 вступил вольноопределяющимся во 2-й лейб-гусарский полк. Участник франко-прусской войны 1870—1871, был произведен в лейтенанты и награжден железным крестом второй степени. С 1870 в резерве, учился в университете Галле. В 1873 вернулся на службу во 2-й лейб-гусарский полк. С 1880 служил в Генштабе, с 1887 командир эскадрона 9-го драгунского полка, с 1888 — в штабе 4-й дивизии. В 1891—1893 адъютант начальника Большого Генштаба генерала Альфреда фон Шлифена. С 1894 командир 1-го лейб-гусарского полка, расквартированного в Данциге. C 1898 флигель-адъютант кайзера. С 1900 командир 1-й лейб-гусарской бригады. С 1903 генерал-адъютант и командир 36-й дивизии. С 1908 командир XVII Армейского корпуса.

Восточный фронт

Основная статья: Восточный фронт Первой мировой войны

С началом первой мировой войны XVII корпус входил в состав 8-й немецкой армии под командованием Максимилиана фон Притвица, а затем Пауля фон Гинденбурга. Участвовал в Восточно-Прусской операции. 2 ноября 1914 был назначен командующим сформированной на восточном фронте 9-й германской армией. Командовал армией в ходе Варшавско-Ивангородской операции и Лодзинская операция. 22 ноября награжден высшим военным орденом Pour le Mérite. 16 апреля −15 сентября 1915 — командующий 11-й армией, совершившей Горлицкий прорыв.

Сербский фронт

Основная статья: Сербская кампания Первой мировой войны

В октябре 1915 Макензен, назначенный командующим группой армий (Heeresgruppe Mackensen) возглавил германские, австро-венгерские и болгарске войсками, сосредоточенными против Сербии. Всего под его командованием сосредоточено 14 германских и австро-венгерских (по Саве, Дунаю, Дрине) и 6 болгарских (по восточной границе Сербии) дивизий. 7 октября 1915 Макензен начал форсирование Савы и Дуная на фронте Шабац-Рама. 9 октября войска Макензена взяли Белград. 10 ноября части 11-й армии взяли Ниш и соединились с 1-й болгарской армией. В результате проведенной операции к началу декабря вся территория Сербии была оккупирована.

Румынский фронт

Основная статья: Румынская кампания Первой мировой войны

В конце 1916 года под общим командованием Макензена были объединены германские, болгарские и турецкие войска, действовавшие против Румынии с южного направления. В результате наступления Макензена румынская армия была разгромлена, а большая часть Румынии оккупирована. Макензен был назначен командующим оккупационными войсками в Румынии. После перемирия в ноябре 1918 года был интернирован французами, у которых находился до декабря 1919 года. В 1920 вышел в отставку.

Жизнь после войны

Участвовал в деятельности различных ветеранских организаций, поддерживал Пауля фон Гинденбурга на выборах 1932 года. Умер в 1945 году.

Награды

  • 22 ноября 1914 года награжден высшим военным орденом Pour le Mérite

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Август фон Макензен

Под ударом «тарана» Макензена

Мы начинаем цикл статей о Горлицкой стратегической оборонительной операции 3-й и 8-й армий Юго-Западного фронта 19. 04. – 10. 06. 1915 г., в ходе которой русские войска противостояли напору многократно превосходившего их во всех отношениях «тарана» или «фаланги» под командованием А. Макензена.

Горлицкая операция многоступенчата и включает в себя следующие этапы: тактический и оперативный прорыв обороны 3-й армии (19 — 22 апреля); бои на р. Вислока и отход к р. Сан (23 – 30 апреля); сражение на р. Сан и борьбу за плацдармы у Ярослава, Радымно и Сенявы (1 – 15 мая); Любачевские сражения, борьбу за Перемышль, Городокское сражение, Львовскую операцию (19 мая – 10 июня).
В этой статье вспомним о Горлицком прорыве – тактическом прорыве обороны 3-й армии Юго-Западного фронта произошедшем 19 – 20 апреля 1915 г. и давшем название всей операции.
В обстановке краха «Зимних стратегических Канн» Верховное командование Германского блока спланировало новую крупную наступательную стратегическую операцию. С учетом критического положения вооруженных сил Австро-Венгрии, а также значительного ослабления армий Юго-Западного фронта в ходе Карпатской операции, участком для прорыва русской обороны был избран район прикарпатской западной Галиции – у г. Горлице.

Позиции Юго-Западного фронта к началу Горлицкой операции. Русская карта. Сборник документов. Горлицкая операция. М., 1941.
При выборе участка прорыва у Горлице немаловажное значение имело то обстоятельство, что фланги ударной группировки надежно прикрывались Вислой и Бескидами. Кроме того, противнику было известно, что как раз в этом районе русский фронт был наиболее слабо прикрыт, что давало безусловное превосходство в силах, особенно на первом этапе операции. При выборе района наступления большую роль сыграл и экономический фактор. Так, в районе Горлице, Ясло, Дорогобыч находились крупные нефтяные источники, а нефть в условиях блокады была крайне необходима как Германии, так и ее союзникам.

«Союзники — австро-германцы». Германские и австрийские офицеры осматривают трофейные русские винтовки
Вследствие больших потерь и утомления войск командование Юго-Западного фронта перешло к обороне. На указанные факторы наложился пик кризиса снабжения вооружением и боевой техникой, в то время как имевшаяся в войсках материальная часть была в значительной степени израсходована.
Противник добился на участке прорыва невероятного оперативного усиления:
Германская 11-я армия (командующий генерал-полковник А. фон Макензен) (направление главного удара) насчитывала 5 корпусов: 4 германских (Сводный, 41-й резервный, Гвардейский, 10-й армейский) и 1 австрийский (6-й армейский) – 10 пехотных дивизий, в которых имелось 126 тыс. бойцов, 457 легких и 159 тяжелых орудий, 260 пулеметов, 96 минометов;
3-я армия Юго-Западного фронта (командующий генерал от инфантерии Р. Д. Радко-Дмитриев) (направление главного удара) — 9-я, 31-я, 61-я и 70-я пехотные дивизии (в резерве находились 7-я кавалерийская дивизия и часть 63-й пехотной дивизии) в которых насчитывалось 60 тыс. человек, 141 легкое и 4 тяжелых орудий, 100 пулеметов.
Высший комсостав германской 11-й армии.

Командующий германской 11-й армией генерал-полковник А. фон Макензен
Командир Сводного корпуса (в документах проходил и как именной корпус — «корпус Кнейсля») генерал-майор (он же начальник входившей в корпус 11-й баварской пехотной дивизии) генерал-майор П. Р. фон Кнейсль
Командир Гвардейского корпуса генерал пехоты К. Ф. фон Плеттенберг
Командир 41-го резервного корпуса генерал пехоты Г. фон Франсуа
Командир 10-го армейского корпуса генерал пехоты О. фон Эммих
Командир 6-го армейского корпуса фельдмаршал-лейтенант А. фон Штрауссенбург
Комсостав русской 3-й армии.
Командующий 3-й армией Юго-Западного фронта генерал от инфантерии Р. Д. Радко-Дмитриев
Некоторые начальники (командующие) дивизий на участке главного удара противника:
Начальник 9-й пехотной дивизии генерал-лейтенант И. С. Лошунов
Командующий 61-й пехотной дивизией генерал-майор П. Н. Симанский
Начальник 70-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Н. В. Белов
А общее соотношение сил в операции было следующим:
3-я армия Юго-Западного фронта — 18,5 пехотных дивизий, около 6 кавалерийских дивизий;
Германская 11-я, австрийские 4-я и 3-я армии — 31,5 пехотных и 3 кавалерийские дивизии.
Русская разведка уже за 10 дней до удара знала о готовящемся наступлении, но должных мер принять не успели. Сложившаяся оперативно-стратегическая обстановка определила чрезвычайно неблагоприятное для русской армии соотношение сил и средств. Неодинаковой была и степень подготовки войск к предстоящим испытаниям. Историк операции Г. Келлерман, оценивая противников перед прорывом, отмечал, что австро-германские войска, назначенные в 11-ю армию, практиковались в тылу – упражняясь в приемах боя при прорыве укрепленных полос. Другая была ситуация на стороне русских. Правый фланг и центр 3-й армии являлись пассивным участком фронта, прикрывающими со стороны Н. Сандец наступление в Венгрию – и, естественно, особого внимания им не уделяли. Войска 3-й армии особой подготовки к противодействию вражескому прорыву не имели. Войска проделали весь поход и нуждались в отдыхе, а незначительное количество артиллерийских орудий, к тому же испытывавших острый недостаток снарядов, и некомплект пехотного вооружения значительно облегчали задачу австро-германцам.
Соединения противника, участвующие в операции, были полностью по штатам оснащены и укомплектованы, а перед операцией хорошо отдохнули.
Серьезными были и меры по обеспечению секретности и введения в заблуждение русского командования. Так, немцами был реализован ложный железнодорожный маневр: соединения, предназначенные для участия в Горлицкой операции, отправлялись в Восточную Пруссию — в Силезию они сворачивали только из Берлина, Штеттина и Познани (для введения в заблуждение русской агентурной разведки). Рекогносцировка русских позиций под Горлице проводилась переодетыми в австрийскую униформу германскими офицерами (для введения в заблуждение русской войсковой разведки).
Командир германского 10-го армейского корпуса генерал пехоты О. фон Эммих со штабом.
Тщательной была и подготовка к операции: проведена детальная фотосъемка оборонительных полос русских, для того чтоб своя пехота не пострадала от собственного артогня, на флангах боевых построений соединений размещали красно-белые щиты, а пехотинцы имели белые тесьмы на ранцах. Причем главный удар противника сопровождался отвлекающими действиями на иных участках фронта. Ситуация усугубилась недостаточным вниманием к угрожаемому боевому участку со стороны русского командования. Но главной предпосылкой будущего успеха являлась беспрецедентная мощь технических ресурсов, вводимых на узком участке — включавших значительный объем тяжелых орудий и минометов при неограниченном лимите боеприпасов.
Артподдержка операции включала: 1) общую артподготовку; 2) точечную стрельбу по выявленным целям; 3) стрельбу на уничтожение. Артиллерийская подготовка дополнялась минометной подготовкой. Артиллерия противника концентрировала огонь и переносила его в зависимости от изменений обстановки.

Позиции германо-австрийских войск перед фронтом русской 3-й армии. Германская карта. Сражение при Горлице-Тарнов 2 — 6 мая 1915 г. М. — Л., 1929.
Минусом прорыва являлось отсутствие полноценного огневого вала, а также медленное развитие наступления – на 2-й день последнего противник смог подойти лишь ко второй линии окопов.
Исследование шведского Генштаба «Сражение при Горлице-Тарнов. Очерк о совместных действиях пехоты с артиллерией» отмечало, как в 6 утра десятки тысяч разнокалиберных снарядов полетели в сторону русских позиций – и от серий взрывов на несколько метров выбрасывалась в воздух земля, взлетали части укреплений и рогаток, балки помостов, в то время как окопы, казалось, сравнивались с землей. Загорелись леса и деревни. Германская пехота, предшествуемая пионерными подразделениями, снабженными ручными гранатами и ножницами для резки проволоки, по всей линии перешла в наступление. Артогонь был перенесен на ходы сообщений, тыловые позиции, маршевые дороги.
Несмотря на все это, вражеские атаки 19-го апреля русские войска уверенно отбивали. Например, один из документов зафиксировал артогонь противника по позициям 165-го Луцкого и 168-го Миргородского пехотных полков — 6-, 8- и 12-дюймовыми калибрами. Окопы оказались сметены. Противник на участке 279-го Лохвицкого пехотного полка 70-й дивизии овладел было высотой 430, но затем контратакой был отброшен, потеряв 250 человек пленными, в то время как русская батарея смела действующую на данном участке батарею противника.

Г. Келлерман отметил, что почти во всех наступающих корпусах австро-германская пехота оказалась остановлена русскими пулеметами, открывшими кинжальный огонь сразу после переноса германцами артогня. И большинство дивизий, для того чтобы продвинуть пехоту, вновь повторили артиллерийскую подготовку. Тем не менее, наступление шло медленно, и наступающие, встречаемые убийственным пулеметным огнем и фланговыми контратаками русской пехоты, несли большие потери.
Так, 11-й баварской дивизии Сводного корпуса не удалось достигнуть окопов обороняющихся одновременно с переносом артогня – и русские пулеметные точки, расположенные на высотах, успели «ожить», прижав баварцев к склонам массива Замчиско. Артиллерийская подготовка была возобновлена. И лишь после этого частям дивизии на правом фланге удалось ворваться в окопы обороняющихся, тогда как атака высоты 507 шла медленно, сопровождаясь большими потерями. Полк, наступавший на высоту, потерял треть состава. Наконец, высоты 507 и 469 были взяты, но русские нанесли фланговый контрудар, с большим трудом отбитый лишь после 14 часов.
В это время германская 119-я пехотная дивизия вела тяжелые бои (также с большими потерями) на высоте 349.
Пехотинцы 82-й резервной дивизии ворвались в церковный двор на окраине г. Горлице. В 10 часов 15 минут, после боя, германцы заняли еврейское кладбище юго-западнее высоты 357, а к 11 часам и высоту. В 11 часов высоты севернее Горлице оказались в руках наступающих. Но первая атака на город была отбита – причем с большими потерями для германских войск.
На фронте 81-й резервной дивизии дела шли хуже. Результаты артиллерийской подготовки оказались слабее, чем на соседних боевых участках — атакующие всюду встречали уцелевшие огневые точки. Тяжкие потери вынудили центр и левый фланг дивизии, после незначительных первоначальных успехов, залечь. Лишь правому флангу, соседу 82-й резервной, удалось добиться успеха — у лесной высоты 335. Новая артиллерийская подготовка и орудия сопровождения помогли левому флангу соединения прорваться в лес южнее мест. Каменец. Но центр дивизии продолжал лежать перед Мошанкой — лишь маневр через Каменецкий лес дивизионного резерва вынудил русские части оставить позиции у этого местечка.
Начальник 81-й резервной дивизии генерал-майор Л. фон Штоден
На южном крыле германской 2-й гвардейской дивизии развернулся тяжелый бой за дер. Стачковка. Фланговый огонь из Острушской долины пресек германские атаки и на выс. Давыдовка. Германская 3-я гвардейская бригада понесла тяжелые потери.
Начальник 2-й гвардейской пехотной дивизии генерал-лейтенант А. фон Винклер
Наиболее сильный натиск противника пришелся на позиции русской 61-й пехотной дивизии – именно на этом участке ему удалось вклиниться в русскую оборону. В ходе первого дня боев русский 10-й армейский корпус был отброшен в среднем на 5 км и занял фронт Ржепеник – Розембарк — Биеч и на юг до Вартне.
К северу от Горлице, на боевом участке 31-й пехотной дивизии, первая атака была отбита с большими потерями для противника. К югу от Горлице боевой участок 9-й пехотной дивизии был атакован германцами совместно с австрийскими частями (после ночной артиллерийской подготовки) – эта атака также была отбита.
Т. о., германская пехота большинства наступающих корпусов залегла, не дойдя до первых русских окопов. Лишь на отдельных участках, ценой больших потерь, германцам удалось ворваться в русские окопы.
Исследование шведского Генерального штаба отмечало, что артподготовка оказала определенное моральное воздействие на русских – бойцы, находившиеся в окопах на открытой местности, а также в населенных пунктах, зачастую оказывались психически подавлены (по донесениям германской пехоты, врывавшейся на позиции). Но когда во время пехотной атаки артогонь оказался перенесен вперед, начали действовать прекрасно обслуживаемые русские пулеметы.
Германский историк подполковник Л. фон Роткирх писал: «Русские выказали себя и здесь храбрыми солдатами и стойкими защитниками вверенных им позиций».
Итог 1-го дня наступления (германские данные) – вклинение в оборону на 2 — 4 км; трофеи: несколько орудий, пулеметов и до 17-ти тыс. пленных.
Захваченные германцами русские пулеметы
Австро-германцы, несмотря на огромное превосходство в живой силе и артиллерии, дорого заплатили за успех. Например, 3-й баварский пехотный полк потерял в этот день до половины офицеров и 600 нижних чинов, 269-й резервный полк 81-й резервной дивизии – 738 человек, а 82-я резервная дивизия – более 500 человек.
Германский санитарный транспорт у Горлице
Обожая действовать на стыках, 20-го апреля германское командование наметило углубить прорыв – прежде всего на стыке 9-го и 10-го корпусов 3-й армии. Осуществить это в полной мере противнику не удалось.
10-й армейский корпус сражался с тремя вражескими корпусами.
В этот день, пытаясь зажать соединение в клещи, противник усиленно нажимал на правый фланг 31-й пехотной дивизии и на 9-ю пехотную дивизию (левый фланг корпуса). Для заполнения разрыва между 9-м и 10-м армейскими корпусами был сформирован отряд в составе 16-й кавалерийской дивизии и бригады пехоты (19-й пехотный Костромской полк 5-й пехотной дивизии и 251-й пехотный Ставучанский полк 63-й пехотной дивизии) под руководством командующего 16-й кавалерийской дивизией генерал-майора Н. Г. Володченко. К 16-ти часам 20-го апреля на стыке корпусов сосредоточились значительные силы австрийцев, которые охватили правый фланг этого отряда и наступали на сел. Зурова.
Командующий 16-й кавалерийской дивизией (затем — командир Сводного конного корпуса 3-й армии) генерал-майор Н. Г. Володченко
70-я пехотная дивизия, понесшая большие потери, отступила на мест. Тухов и была не в состоянии противодействовать накапливанию австрийцев. 3-я Кавказская казачья дивизия сосредоточилась в мест. Рыглица. 167-й пехотный Острожский полк (находился на левом фланге 70-й дивизии) отходил с боем к востоку от Зурова — к его левому флангу примкнул 19-й пехотный Костромской полк.
Ситуация на стыке корпусов сложилась тревожная – образовался разрыв фронта. Документ свидетельствует: «десять рот 122 и 121-го полков (31-й пехотной дивизии 10-го армейского корпуса – А. О.) на высоте 449 были уничтожены огнем и штыками; в образовавшийся промежуток неприятель хлынул в тыл соседним участкам, но все-таки мы еще удержались. Держались и тогда, когда противник занял уже Ржепеник — Бискупи, а в бывших окопах Кромского полка (278-й пехотный полк 70-й пехотной дивизии 9-го армейского корпуса – А. О.) и у Бискупи действовали его батареи. В это время получилось донесение, что свежий германский полк прорвал стык между 121-м и Седлецким полками (261-й пехотный полк 61-й пехотной дивизии 10-го армейского корпуса – А. О.)».
В этот промежуток была направлена 3-я Донская казачья дивизия. В Журнале военных действий 20-го Донского казачьего полка отмечено: «В 2 часа дня полк прибыл в д. Лази, где остановился. В 5 часов вечера полк по тревоге выступил из д. Лази по дороге на д. Сватово».
На 12-км пространстве между мест. Тухов и Зуров сосредоточилась сильная группировка противника, продолжающая расширять разрыв между корпусами 3-й армии. К северу от нее находилась потерявшая боеспособность 70-я пехотная дивизия, которая своим отходом оголила левый фланг 42-й пехотной дивизии — это явилось основанием к вечеру 20-го апреля отвести назад фланговый полк 42-й дивизии (в районе Клоково – Пиотковице).
Особые надежды русское командование возлагало на сосредотачивающийся резерв – части 3-го Кавказского армейского корпуса. Он должен был прикрыть стык между 9-м и 10-м армейскими корпусами и восстановить положение.
К исходу 2-го дня операции австро-германские войска смогли углубиться в оборону русских максимально до 8 км. Был осуществлен тактический прорыв. И его теперь следовало преобразовать в оперативный, а затем в стратегический.
Несмотря на кажущуюся скромность собственно Горлицкого прорыва, он стал первым звеном в цепочке операций, имевших далеко идущие стратегические последствия.
В итоге, русские армии в течение 2 месяцев оставили Галицию, потеряли систему крепостей, понесли огромные потери в людях и материальных ресурсах. Несмотря на то, что положение на русском Северо-Западном фронте было прочным, необходимым являлось общее отступление, вывод войск из «польского мешка». Северо-Западный фронт был ослаблен. Все возможные силы перебрасывались оттуда на Юго-Западный фронт для парирования успеха противника.
Укрепилась австро-венгерская армия. Восстановив боеспособность, она успешно действовала как на Итальянском, так и на Русском и Балканском фронтах. Была устранена опасность для Венгрии. На стороне Германского блока вступила в войну Болгария, что вело к катастрофе Сербского фронта и, как следствие, еще большей экономической изоляции России.
Тяжелейшим последствием цепочки событий, начало которым положил Горлицкий прорыв, помимо эвакуации Польши, была потеря сети стратегических железных дорог (нагрузка на оставшиеся дороги возросла, что влекло проблемы в сфере железнодорожного транспорта) – и маневроспособность русской армии существенно снизилась.
Были израсходованы русские резервы (включая и контингент, предназначавшийся для Босфорской экспедиции, что неоднократно отмечал Э. фон Фалькенгайн).
В целом, положительные результаты оперативных успехов русских армий в период кампании 1914 г. и Карпатской операции 1915 г. были утрачены.
Вместе с тем, тактически Горлицкий прорыв противника должен быть оценен невысоко. Характеризуя его, военные специалисты сформулировали ряд существенных нареканий как к русскому, так и к германскому командованиям. В частности, указывалось, что германское командование, несмотря на подавляющее превосходство в живой силе и технике, эффективно маневрировать во время боя своими войсками не умело — что позволило русским беспрепятственно отойти вначале на р. Вислока, а потом на р. Сан. Германо-австрийцам удалось достигнуть огромного превосходства сил на направлении прорыва, но отсутствие маневра после осуществления прорыва, не дало должного эффекта. В то же время и русские отходили, не пытаясь маневром на флангах наступающего противника остановить последнего – что было вполне реально. Горлицкая операция подтвердила значение тяжелой артиллерии в маневренной войне, показала огромное значение мощной техники в боевых операциях. Последней не могла противостоять никакая доблесть войск, лишенных поддержки техники — германские войска, не выдерживая непосредственного соприкосновения с русскими войсками в ближнем бою, с помощью колоссального количества снарядов методически равняли с землей русские окопы, и лишь затем шли вперед.

Но войска русской 3-й армии, принявшей главный удар противника, оказались на высоте. Само истощение этой армии свидетельствует о высоком боевом духе ее командного состава и бойцов. Исключительная стойкость пехоты русской императорской армии потребовала огромных усилий и больших жертв от германо-австрийских войск.
Источники
РГВИА. Ф. 2007. Оп. 1. Д. 42. Ч. 5;
Сборник документов мировой империалистической войны на Русском фронте (1914 — 1917 гг.). Горлицкая операция. М., 1941;
Год войны с 19 июля 1914 г. по 19 июля 1915 г. М., 1915;
Летопись войны. — 1915. — № 40 оф.;
Reichsarchiv. Der Weltkrieg 1914 – 1918. Вd 7. Berlin, 1931;
Österreich-Ungarns Letzter Krieg 1914 — 1918. Bd II. Wien, 1931;
Фалькенгайн Э. фон. Верховное командование 1914 — 1916 в его важнейших решениях. М., 1923;
Гофман М. Война упущенных возможностей. М. — Л., 1925;
Брусилов А. А. Мои воспоминания. М., 1983;
Людендорф Э. фон. Мои воспоминания о войне 1914 — 1918 гг. М. – Мн., 2005.
Литература
Состав германской армии по сведениям к 1 мая 1915 г. Сост. Генерального Штаба капитан Б. А. Дуров. Варшава, 1915;
Боевое расписание австро-венгерской армии. Составлено по данным, имевшимся в Разведывательном Отделении Штаба Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта к 25 мая 1915. Б. м., 1915;
Великая война. 1915 год. Очерк главнейших операций. Русский Западный фронт. Пг., 1916;
Роткирх Т. фон. Прорыв Русского Карпатского фронта у Горлицы-Тарнова в 1915 г. Пб., 1921;
Стратегический очерк войны 1914 — 1918 гг. Ч. 4. М., 1922;
Данилов Ю. Н. Россия в мировой войне 1914 — 1915 гг. Берлин, 1924;
Бонч-Бруевич М. Д. Потеря нами Галиции в 1915 г. Часть II. Катастрофа в 3-й армии. М. — Л., 1926;
Сражение при Горлице-Тарнов 2 — 6 мая 1915 г. Очерк о совместных действиях пехоты с артиллерией. М. — Л., 1929;
Келлерман Г. Прорыв 11-й германской армии у Горлице 2-5 мая 1915 г. // Война и революция. — 1934. — Март-апрель;
Керсновский А. А. История Русской Армии. ТТ. 3-4. М., 1994;

Макензен Август фон

Биография

Германский генерал-фельдмаршал (22 июня 1915 года), участник Первой мировой войны.

Родился в семье управляющего поместьем в Саксонии. Учился в реальной гимназии в Галле. В 1869 году вступил вольноопределяющимся во 2-й лейб-гусарский полк. Участник франко-прусской войны 1870—1871 годов, был произведен в лейтенанты и награждён железным крестом второй степени. С 1870 года в резерве, учился в университете Галле. В 1873 году вернулся на службу во 2-й лейб-гусарский полк.С 1880 года служил в Генштабе, с 1887 года командир эскадрона 9-го драгунского полка, с 1888 года — в штабе 4-й дивизии.

В 1891—1893 годах адъютант начальника Большого Генштаба генерала Альфреда фон Шлифена. С 1894 года командир 1-го лейб-гусарского полка, расквартированного в Данциге. C 1898 года флигель-адъютант кайзера. С 1900 года командир 1-й лейб-гусарской бригады. С 1903 года генерал-адъютант и командир 36-й дивизии. С 1908 года командир XVII Армейского корпуса. 2 ноября 1914 года был назначен командующим сформированной на восточном фронте 9-й германской армией. 22 ноября награждён высшим военным орденом Pour le Mérite. С 16 апреля по 15 сентября 1915 года — командующий 11-й армией. В октябре 1915 года Макензен, назначенный командующим группой армий возглавил германские, австро-венгерские и болгарские войска, сосредоточенные против Сербии. 9 октября войска Макензена взяли Белград. 10 ноября части 11-й армии взяли Ниш и соединились с 1-й болгарской армией. С начала 1917 года Макензен был назначен командующим оккупационными войсками в Румынии. С мая по декабрь 1918 года был главнокомандующим армией там же.

После перемирия в ноябре 1918 года был интернирован французами, у которых находился до декабря 1919 года. В 1920 году в возрасте 71 года вышел в отставку. 22 октября 1935 году генерал-фельдмаршал принял подарок от Гитлера: 1231 гектаров земли (включая лес 150 и 300 акров озера) и 350 000 рейхсмарок. Кроме того, в 1936 году его назначили начальником размещённого в гарнизоне кавалерийского полка.

В начале 1940-х годов, Гитлер и Геббельс подозревали престарелого Макензена в нелояльности, но не применяли никаких репрессий против него. Макензен остался убеждённым монархистом, в июне 1941 года принимал участие в похоронах бывшего кайзера Германии Вильгельма II, скончавшегося в оккупированных Германией Нидерландах.

В начале 1945 года фельдмаршал бежал с женой в Нижнюю Саксонию и умер там, 8 ноября 1945 года, всего за месяц до своего 96-го дня рождения. Он был похоронен на городском кладбище города Целле.

Участвовал в событиях

Альтернативные тяжёлые боевые корабли Голландии. Линкоры типа «Де Рюйтер» (экс Макензен) и авианосец «Де Зивен Провинсьен»

Выбор редакции boroda 31.01.2019 1498 13 12 в Избранноев Избранномиз Избранного 7

На АнглоФАИ попалась альтернатива, по её мотивам я сделал эту работу.

8 декабря 1941 года командующий соединением Z британского флота, адмирал Филипс, вывел два своих корабля – линкоры «Рипалс» и Принс оф Уэлс» – из Сингапура для предотвращения высадки японского десанта в Малайзии, в районе Кота-Бару. Японское командование получило сообщение об этом и было полно решимости не допустить встречи двух мощных британских линкоров с кораблями своего десанта. Эта миссия была поручена двум авиакорпусам «Михоро» и «Гэндзан». Из их состава для нападения на два британских линкора были выделены 26 торпедоносцев «Mitsubishi G3M», 26 торпедоносцев «Mitsubishi G4M» и 34 бомбардировщика «Mitsubishi G3M».

Mitsubishi G3MMitsubishi G4M

Утром, 10 декабря 1941 года, британские линкоры были обнаружены японскими разведчиками. В 11:00 началась атака японских торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. В атаке участвовало 40 торпедоносцев и 20 бомбардировщиков. Остальные корабли были вынуждены вернуться на базу из-за недостатка топлива.

В момент, когда торпедоносцы заходили на боевой курс, со стороны солнца на них набросились небольшие истребители с оранжевыми треугольниками ни плоскостях. Началось форменное избиение: японские самолёты вылетели на охоту за британскими линкорами без истребительного прикрытия.

Fokker D.XXIFokker D.XXI

Потеряв в первые 15 минут боя 20 торпедоносцев и 8 бомбардировщиков, японцы вынуждены были спасаться бегством. История раз и навсегда изменилась и никогда больше не будет такой, как мы знаем.

Однако, развилка в этом мире произошла задолго до декабря 1941 года. После Первой Мировой Войны, когда решался вопрос о судьбе германского наследства, под давлением Голландской Ост-Индской компании правительство Нидерландов выкупило три корпуса недостроенных германских линейных крейсеров типа «Макензен».

Изначально планировалось их достроить в качестве линкоров для Голландской Ост-Индской компании. Однако, потом решение было изменено. Было принято достроить один корабль в качестве авианосца.

Постройка кораблей осуществлялось на голландских верфях с широким привлечением немецких инженеров, которые в одночасье оказались без работы.

В течении 1925 и 26 годов в состав голландского флота вступили 2 линкора – «Де Рюйтер» и «Тромп», и один авианосец «Де Зивен Провинсьен».

ТТХ кораблей:

Линкоры типа «Де Рюйтер»:

Водоизмещение – 36 000 т.

Размерения;

  • Длина – 223 м;
  • Ширина – 30,4 м;
  • Осадка – 8,4 м

Бронирование;

  • Пояс: 300 мм;
  • Палуба: 30 – 50 мм;
  • Башни ГК: 320 мм;
  • Барбеты ГК: 300 мм;
  • Башни ПМК: 150 мм;
  • Командирская рубка: 300 – 350 мм

Силовая установка;

  • Мощность – 100 000 л. с.
  • Движитель– 4 винта

Максимальная скорость хода – 28 узлов

Дальность плавания – 8000 морских миль (на 14 узлах)

Экипаж – 1186 человек

Вооружение:

  • Главный калибр – 4×2 – 350-мм/45;
  • Универсальный калибр – 4×2 ×150-мм/45;
  • Зенитная артиллерия – 10×88-мм орудия;
  • Минно-торпедное вооружение – 5×600-мм ТА.

Авианосец типа «Де Зивен Провинсьен»:

Водоизмещение – 40 000 тонн

Размерения;

  • Длина – 223 м;
  • Ширина – 33,5 м;
  • Осадка – 9 м

Бронирование;

  • Борт: 150 мм;
  • Палуба: 150 мм

Силовая установка;

  • Мощность – 100 000 л. с.
  • Движитель– 4 винта

Максимальная скорость хода – 26,5 узлов

Дальность плавания – 8000 морских миль (на 14 узлах)

Экипаж – 1606 человек

Вооружение;

  • Универсальный калибр – 6×2×152-мм/45;
  • Зенитная артиллерия – 6×88-мм орудия;
  • Зенитная артиллерия – 10×2×40-мм скорострельные орудия;
  • Зенитная артиллерия – 16×4×12,7-мм пулемёт;

Авиагруппа:

  • Истребители – 24×Fokker D.XXI;
  • Бомбардировщики и торпедоносцы – 24×Fokker T.V

Количество катапульт – 2 шт.

Истребитель Fokker D.XXI

Бомбардировщик Fokker T.V

Данные корабли сразу же отправились служить в Индокитай, где и встретили войну.

Естественно, в 30-е годы все корабли прошли лёгкую модернизацию.

P.S. Каков будет ход боевых действий на Тихом океане?

Это главный вопрос, и он на мой взгляд совсем неоднозначный. Итак, исходные условия: два английских линкора таки уцелели, к ним присоединились ещё два линкора голландских, кроме того усиленных одним авианосцем. Что же будут делать японцы?

Не все знают, но мне попадалась информация о том что нападение на Перл-Харбор было вспомогательной операцией. Главной операцией был захват Голландской Ост-Индии, с её нефтяными запасами. Наличие столь мощного соединения, состоящего из пяти кораблей, вынудит японское командование сосредоточиться на уничтожении именно этого соединения и вероятно в ущерб операции против американцев.

Одним словом, я считаю, что японцы вместо операции против американского флота в Перл-Харборе проведут операцию против англо-голландской эскадры. А что же американцы? Например, Рузвельт был уверен, что Конгресс не поддержит его предложение о вступлении в войну, поэтому он постарался (и успешно) спровоцировать японцев на нападение. В этом мире такого нападения не будет и США в войну на Тихом океане не вступят.

Каковы будут последствия такого хода событий?