Летчик истребитель Антонина Лебедева

До войны она училась в Московском университете и была инструктором одного из столичных аэроклубов. С первых дней Великой Отечественной войны настойчиво добивалась и, наконец — то, добилась направления в действующую авиационную часть, стала умелым и мужественным воздушным бойцом. Свою боевую деятельность начала в составе 586-го женского истребительного авиаполка, защищая от налётов небо Саратова.Затем, в составе звена девушек — лётчиц, добилась перевода в 434-й авиаполк, защищавший небо Сталинграда. Вспоминает один из пилотов этого полка, Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан: «Иногда моей ведомой во фронтовой обстановке была Тоня Лебедева. На земле на неё посмотреть — маленькая, хрупкая девчушка. А в воздухе никогда бы не подумал, что рядом — «слабый пол», чаще же всего попросту забывал об этом. Пилотировала Тоня уверенно, мои указания выполняла чётко и своевременно. И лишь тогда вспоминалось, кто твой ведомый, когда услышишь, бывало, по радио тонкий взволнованный голосок, предупреждающий об опасности. После выполнения боевого задания подойдёт ко мне Тоня в лётном комбинизоне и шлемофоне, что не мешает ей снова превратиться в девушку — подростка, козырнёт миниатюрной своей ручкой и спросит с затаенной тревогой: «Разрешите получить замечания ?»А какие могут быть замечания ? Отвечаю ей с полной искренностью, без всякой натяжки: «Отлично ! Так держать !.. «В воздушных боях отважная девушка сбила, лично и в группе с товарищами, 3 вражеских самолёта. Так, в Декабре 1942 года в воздушном бою в районе Великих Лук, Тоня Лебедева оторвалась от своего ведущего. Вскоре к ней пристроился лётчик другого полка. Тоня, выполняя функции ведущего, решительно атаковала противника. В этом бою Лебедева со своим незнакомым ведомым сбили вражеский самолёт. 10 Января 1943 года в воздушном бою в том же районе Тоня Лебедева оказалась одна против двух истребителей противника. Девушка смело вступила с ними в бой и уничтожила один Ме-109. Самолёт Лебедевой тоже получил серьёзные повреждения. Отважная девушка на подбитой машине искусным маневром ушла из — под атаки и произвела вынужденную посадку на фюзеляж вне аэродрома на своей территории. С лета 1943 года Антонина Лебедева воевала в составе 65-го Гвардейского истребительного авиаполка. В ожесточённых воздушных боях на Орловском направлении вместе со своей подругой Клавой Блиновой, она принимала самое активное участие, делая по 2 — 3 боевых вылета в день. 17 Июля 1943 года в неравном бою четвёрки наших лётчиков с 30 вражескими самолётами, парторг эскадрильи Антонина Лебедева была сбита и её судьба долгое время оставалась неизвестной. В 1982 году группо орловских следопытов участвовала в раскопках самолёта, упавшего летом 1943 года возле села Бетово Болховского района Орловской области. По некоторым сведениям, этот самолёт мог принадлежать лётчику авиаполка «Нормандия» Андриену Бернавону. В ходе раскопок были извлечены останки лётчика, его парашют, пистолет, нож и документы. Среди прочих, в документах были полётная и медицинская книжки, где чётко было прописано имя обладателя: Лебедева Антонина Васильевна. Кроме того, были найдены пулемёт с отлично сохранившимся номером и некоторые специфические части деталей самолёта с заводскими номерами и клеймами. На перезахоронении лётчицы присутствовал бывший командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса Генерал — лейтенант Е. М. Белецкий, который привёз подтверждение из архивных источников о том, что именно здесь был последний вылет Антонины на боевое задание, из которого она 17 Июля 1943 года не вернулась.В том же бою погибли и её товарищи по звену, возглавлял которое Герой Советского Союза Г. Г. Гуськов ( его самолёт тоже достали в ходе предыдущих раскопок ).Могила А. В. Лебедевой находится сейчас в бывшем совхозе «Вязовский» Болховского района Орловской области. Там установлен обелиск, выполненный из бронеспинки её же самолёта. На церемонии перезахоронения присутствовали сам Белецкий и её однополчане по 65-му Гвардейскому авиаполку. А также родные — сестра Мария Васильевна Жулева из Москвы. В городе Орле, в местном музее ( ул. Фомина, 8 ) находятся личные вещи А. В. Лебедевой, айденные при раскопках: пистолет ТТ, парашют, документы. Подробности этих раскопок и судьба Антонины Лебедевой описаны в небольшой книжке — повести Г. Майорова, тогда корреспондента газеты «Орловский комсомолец», который тоже был на раскопках. Повесть называется «Без вести пропавшим не считать». Там есть и фотографии с раскопок. Книга выпущена в 1985 году Приокским книжным изданием ( город Тула ) в количестве всего 8000 экземпляров Антонина Лебедева, летчик-истребитель.

Антонина Лебедева — Antonina Lebedeva

Антонина Лебедева

Оригинальное название

Антонина Васильевна Лебедева

Родившийся

1916
Бакунин, Kuvshinovsky уезду , Тверская губерния , русский ампир

умер

17 июля 1943
Болховский район , Орловская область , РСФСР , СССР

Место отдыха

Betovo, Орловская область, Россия

Национальность

советский

образование

Московский государственный университет

Авиационная карьера

Воздушные силы

Советские ВВС

Сражения

Вторая Мировая Война

  • Сталинградская битва
  • Великолукская-Луках Offensive
  • Курская битва

Ранг

Лейтенант

Награды

Орден Отечественной войны

Антонина Лебедева ( русский : Антонина Васильевна Лебедева ) (1916 — 17 июля 1943) был советский летчик и офицер в ВВС СССР . Лебедевой стал одним из самых плодовитых советских женщин пилотов — истребителей во время ее службы в Второй мировой войны , дослужился до звания лейтенанта незадолго до того, что она была убита в бою во время Курской битвы .

биография

Антонина Васильевна Лебедева родилась в 1916 году в селе Бакунина в Кувшиновский район в Тверской губернии , Российской империи . Известная как Тоня, ее семья позже переехала в Москву , и после окончания школы она стала Biology студентом МГУ . Лебедевой был членом Дзержинским аэроклуб в Москве и работал ее путь до инструктора . В 1941 год на немецком вторжение в Советском Союзе , который привел Советский Союз в Второй мировой войне , она вступила в ВВС СССР . Лебедевой присоединился пятьсот восемьдесят шестого истребительного авиационного полка , в ПВО полк , состоящий из всех-женщин пилотов — истребителей , и был назначен подраться самолеты немецкой Люфтваффе над городом Саратов . После получения ее истребитель назначения она была переведена в 434 — м истребительного авиационного полка. С 10 сентября 1942 года она участвовала в Сталинградской битве не защищал небо над Сталинградом до 3 октября 1942, когда она была передана на участие в предстоящем Великолукских-Луках Offensive . В декабре 1942 года , Лебедевой и ее wingmate оба были сбиты вскоре после того , как сбил немецкий самолет, который она выжила и быстро вернулась в бой.

С 10 января 1943 года Лебедевой участвовал в воздушном бою , где она столкнулась два немецких истребителей в одиночку, уничтожая один Bf 109 , но ее самолет был нанесен серьезный ущерб в процессе , и она вынуждена была сделать экстренную посадку в то время как при атаке, посадка за пределами аэропорта на фюзеляже своего самолета. С 22 февраля 1943 года Лебедевой был награжден орденом Отечественной войны во 2 — й степени за ее мужество в бою, и к тому времени , когда она получила медаль была вошли около 1500 часов полетного времени, приняв участие в трех воздушных боях и сделал 12 вылазка работает. В начале мая 1943 года Лебедевой был повышен до звания лейтенанта , а 9 мая она была переведена на 65 — й гвардейского истребительного авиационного полка бороться на Брянском фронте. 12 июля Лебедевой был направлен на борьбу в Курской битве в составе советского наступления.

Смерть

Во время вечернего боя 17 июля 1943 года, во время полета боевой задачи с 3 другими бойцами, Лебедевой и ее товарищи засады группой 30 немецких самолетов. Лебедевой и ее товарищи были быстро перегружены и сбиты, пропали без вести, были признаны умершими .

В 1982 году группа школьников из Орла расследуют сообщения о месте аварии в селе Betovo в Bolhovsky района , Орловской области , когда они обнаружили останки пилота вместе с парашютом , пистолет , нож и документы , В то время как воздушное судно первоначально считалось, принадлежали к Нормандии-Неман полку (на французском блоке , служащей на Восточном фронте ), пункты пилота Восстановленные было доказано принадлежат Лебедевой, в том числе ее журнал книги и медицинскую карту , которая носила ее имя. Серийный номер на пулемете , извлеченном из обломков самолета был подтвержден принадлежать к плоскости Лебедевой в момент ее исчезновения. Бывший командир 1 — го гвардейского истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенант Е. М. Белецкий, на котором присутствовал перезахоронение службы Лебедевой, и принес подтверждение от архивных источников , что именно там последнего выезд Лебедевого для боевой задачи.

Могила Лебедевая теперь в бывшем совхозе (совхозе) из Вязовских в Bolhovsky районе, где мемориальный обелиск был установлен в качестве серьезных маркеров.

Рекомендации

Антонина Лебедева. Полет в бессмертие

Антонина Лебедева

На полевом аэродроме тишина. Синее бездонное небо. Пение птиц. Дурманящий аромат разнотравья, пестрый ковер цветов под ногами.

Кажется, нет войны, но она здесь, рядом. В запахи трав и цветов врывается острый запах бензина, разогревшегося на солнце металла. У замаскированных заботливыми механиками истребителей дежурят пилоты, готовые по первому сигналу тревоги ринуться в небо, навстречу врагу.

Худенькая, небольшого роста темноглазая девушка с косичками, выглядывающими из расстегнутого шлемофона, с застенчивой улыбкой на миловидном лице что-то пишет, примостившись под крылом самолета.

Оторвавшись от блокнота, она осторожно срывает ромашку, долго смотрит на нее, мечтая, как и все девчонки, о сокровенном — наверное, о большой и красивой любви. Весь облик девушки никак не соответствует нынешнему ее назначению — воин.

Но прозвучит сигнал тревоги, и ее руки крепко сожмут штурвал самолета и гашетку пулемета, а лицо станет суровым и яростным от ненависти к врагу. И будет биться она до последней капли крови, защищая свой Народ, Родину, будущее человечества.

А пока сидит Антонина Лебедева — парторг эскадрильи 65-го гвардейского истребительного полка около своего самолета, набрасывает тезисы доклада к собранию, ждет сигнала на вылет.

Резкий вой сирены. Тоня молниеносно застегнула шлемофон, подхватила парашют, положила над приборной доской планшет с недописанным докладом и моментально оказалась в кабине, машинально покусывая стебель белоснежной ромашки. Ободряюще улыбнулась своему механику, тот показал оттопыренный большой палец, дескать, не волнуйся, машина в порядке, не подведет, погода летная, все будет хорошо.

Четверка Яков во главе с командиром звена Героем Советского Союза Г.Гуськовым на базу не вернулась…

Долго, до самой темноты ждали их товарищи, но тщетно. На следующий день полковой писарь напишет их родным, в том числе и родителям Антонины Лебедевой: «17 июля 1943 года … верная воинской присяге, проявив героизм и мужество, не вернулась с боевого задания…»

39 лет надеялись родные Антонины: может, жива?! 39 лет стояла ее заправленная кровать, без слов говорящая о их тоске, душевных муках…

Несколько лет назад в Москве на торжественном собрании, посвященном Дню Советской Армии, ко мне в перерыве подошла женщина и представилась:

— Жулева Мария Васильевна.

Я вопросительно глядела на нее и лихорадочно вспоминала: где видела эти глаза, улыбку, миловидное лицо, обрамленное темными волосами. Почему-то казалось, что этому облику не хватает косичек. И вдруг я вспомнила — Тоня Лебедева. Мне о ней рассказывала и показывала ее портрет Валя Неминущая.

Но почему Мария Жулева?

В ответ на мой вопросительный взгляд Мария Васильевна пояснила:

— Я младшая сестра Антонины Лебедевой, погибшей во время войны на Орловщине. Знаю, что Вы собираете материал, пишете о девушках-летчицах, воевавших наравне с мужчинами. Тоня 39 лет была незаслуженно в безвестности. Напишите о ней.

Начался кропотливый сбор материалов. Воспоминания Марии — сестры Тони, Вали Неминущей, газетные выдержки, статьи в журналах, наконец, поездка на место захоронения Антонины в район села Бетово Волховского района Орловской области…

Постепенно перед моим взором вырисовывался облик простой милой русской девушки-пилота, крылья которой — Отчизна.

Родилась Тоня в марте 1916 года на станции Бакунино Калининской области. Семья была большая: три девочки и два мальчика.

Дети росли дружными, много помогали матери, особенно когда жили в деревне. Заготавливали дрова, бегали в лес по грибы и ягоды, работали в огороде. В свободное время играли. С утра до вечера раздавались за околицей звонкие детские голоса.

Однажды в небе над Бакунино появился самолет. Летел он так низко, что в кабине была видна голова летчика в кожаном шлемофоне и огромных очках. Ребятишки в восторге от еще не виданной ими огромной птицы закричали, замахали руками. Летчик заметил детей, качнув машину с крыла на крыло, полетел в сторону леса и вскоре скрылся за кромкой деревьев.

Дети же, как зачарованные, долго бежали вслед, а когда, запыхавшись, остановились, малышка Тоня вдруг заявила:

— Я тоже буду летать…

Прошли годы. Лебедевы переехали в Москву, дети закончили школу, начали работать, но первой своей встречи с самолетом не забыли. Старший брат становится летчиком, младшие сестры, Тоня и Маша, — курсанты аэроклуба имени Ф.Э.Дзержинского.

1938 год. Тоня закончила школу пилотов без отрыва от производства и учебы на заочном отделении биологического факультета МГУ. В 21 год она летчик-инструктор Центрального аэроклуба имени В.Чкалова.

На одной из своих фотокарточек она пишет любимое четверостишие из стихотворения А.Н.Выйкова:

Я летчик, я девушка-летчик,

Сбылась золотая мечта.

Летать! Среди дня, среди ночи.

Пространство, как книгу, листать…

Летная работа, учеба, общественные, партийные поручения (к 1941 году Тоня кандидат в члены КПСС) целиком захватывают ее.

Перед Антониной на ближайшие годы ясная цель — стать профессиональным летчиком, успешно окончить МГУ. Но война перечеркнула все ее планы — нужно защищать Родину.

Фото Антонины Лебедевой в 1943 г.

В октябре 1941 года Тоня уходит добровольцем в соединение Марины Расковой. Проходит переподготовку, учится летать на новых истребителях Як-1, Як-7Б, охраняет с подругами небо Саратова.

10 сентября 1942 года авиационная эскадрилья 586 иап вылетает под Сталинград. Вместе с Блиновой, Нечаевой, Шаховой и другими летчицами летит и Антонина Лебедева.

Клавдия Блинова (по мужу Кудленко), подруга Тони в военные годы, рассказывала, что им не понравилось новое место службы: не дают воевать, придерживают, поручают неопасные задания, одним словом, опекают, берегут.

Как-то, находясь в увольнении, Клава с Тоней зашли в инспекцию ВВС, пожаловались, что у них нет возможности проявить себя.

— Что ж, вижу, девчата вы боевые, — сказал генерал. — Я как раз формирую истребительную авиадивизию, так что попробую и вас включить.

И подруг переводят в 65-й гвардейский истребительный авиаполк 1-го гвардейского авиакорпуса.

В первое время им было очень тяжело — воевать в небе наравне с мужчинами не так-то просто. Но потом научились. В результате успешного выполнения боевых заданий Антонина Васильевна Лебедева награждается медалью «За отвагу».

Вылеты «на свободную охоту», разведка, ежедневные схватки с врагом закаляли мужество, волю, укрепляли характер.

Парторг эскадрильи Лебедева была особенно внимательна к молодым летчикам, техникам, вооруженцам. Своей убежденностью в победе и беспощадностью к врагу она поднимала дух комсомольцев своей эскадрильи.

Перед последним своим боем Лебедева готовила тезисы доклада к предстоящему комсомольскому собранию, которое в тот день не состоялось…

Во второй половине дня 17 июля 1943 года командир 65-го гвардейского истребительного полка М.Н.Зворыгин приказывает прикрыть наземные войска в районе Хотынец-Знаменское:

— Очередную группу поведет Гуськов.

Садясь в кабину, лейтенант Гуськов, Герой Советского Союза, уроженец Орловщины, улыбнулся:

— Может, удастся на родную деревню с высоты посмотреть?!

Четверка истребителей стремительно взмыла в небо.

В районе Бетово — Вязово группу Гуськова атаковали 12 «фоккеров», а затем подошли еще 18. Четверо против 30! Но наши летчики не дрогнули, вступили с фашистами в неравный бой. Четверо советских соколов бились с 30 фашистскими стервятниками, эшелонированными по высоте.

Оставалось одно — драться до полной выработки горючего и до последнего боеприпаса. В неравном бою погибли комсомольцы Пономарев, Альбинович, парторг эскадрильи Антонина Лебедева, Герой Советского Союза Гуськов. Никто из них не покинул поле боя…

Суровы законы войны. Воин будет считаться без вести пропавшим до тех пор, пока не будет установлено место его гибели, подтвержденное документами.

С каждым днем все новыми именами героев, когда-то считавшихся без вести пропавшими, пополняется летопись Великой Отечественной войны.

К сожалению, мы мало знаем о подвиге советских летчиков. Трассы их мужества пролегали высоко в небе, порою и смерть заставала их в небе, только изредка земля приоткрывает свои скорбные тайны о крылатых героях.

Через 15 лет было установлено место гибели Гуськова. А Тоня продолжала оставаться в неизвестности.

Комсомольцы, пионеры и школьники Орловщины, зная из истории своего края о жестоких воздушных боях над селами и городами, о беззаветном героизме и мужестве советских летчиков, решили разыскать безымянные места их гибели, установить имена, занесенные в списки пропавших без вести.

Была объявлена операция «Самолет». Начались тщательные поиски, встречи с местными жителями, раскопки… Следопыты отправились по всем предполагаемым местам гибели самолетов в Орловской области. Недалеко от села Бетово Волховского района близ деревни Вязники находилось одно из таких мест.

Николай Минашкин, участник операции «Самолет», рассказывал, как с помощью местных жителей нашли возможное место падения самолета. Сняли слой снега. Внизу лед. Начали ломами вгрызаться в мерзлую землю, углублять шурф. Работали до темноты. Утром пришли — в яме вода. Стали выбирать воду, углублять яму. Из грязи на глубине 1 м извлекли трубу бензопровода.

Дошли до 1,5 м — плывун не дает идти дальше, хотя лопаты ударяются о что-то массивное, металлическое. Значит, здесь самолет. Нужен экскаватор, но его нет.

Решили ждать тепла и готовиться к настоящей экспедиции с трактором, экскаватором.

Пришло лето. 8 июля 1982 года раскопки возобновились, а 16 июля экскаваторщик Юрий Яшкин добрался до крупных деталей самолета. Дрогнули сердца следопытов, когда они увидели останки погибшего, шлемофон с женскими косичками, планшет, блокнот агитатора, тезисы выступления перед комсомольцами, летную книжку. К сожалению, время стерло написанное, но было предположение, почти уверенность, что это останки Антонины Лебедевой, которая воевала здесь.

Вскоре экспертиза подтвердила правильность догадки — документы, тезисы к тому несостоявшемуся комсомольскому собранию принадлежали младшему лейтенанту Антонине Васильевне Лебедевой.

Захоронение состоялось 7 августа 1982 года у деревни Вязники.

Сотни людей — комсомольцы, пионеры, жители окрестных сел и городов, однополчане Тони, ветераны войны, Мария Васильевна Жулева — собрались на тоpжественно-траурный митинг, чтобы отдать дань памяти Антонине Лебедевой.

В почетном карауле застыли ветераны. А в высоком синем небе, словно салютуя отважной летчице, стрелой пронесся сверхзвуковой боевой истребитель.

Прошло время. Мы поддерживали связь с М.В.Жулевой. Я составила маршрут дороги к могиле Тони и однажды отправилась в путь.

Я очень много езжу, сама вожу машину, поэтому не обращала особенного внимания на места, которые проносились мимо. Главное, следить за дорогой.

К вечеру шоссе сменилось проселками, машину бросало из стороны в сторону, во все щели лезла пыль. Усталая, измотанная такой ездой, я все же продолжала путь, решив засветло доехать до деревни Вязники.

Наконец, впереди показалась небольшая деревня, состоящая из одного-двух десятков домов. Над каждым — телевизионная антенна. Вдоль улицы застыли телеграфные столбы. Школа. Деревня живет.

Недалеко от деревни яма, вокруг бревна, доски, глинистая земля — следы раскопок. Пожухлая трава окружает яму, заполненную доверху водой.

Над самой водой, словно в прощальном поклоне, склонились ромашки — солнышки, свидетели летных судеб.

Сердцем почувствовала, что это тот, последний след Антонины на земле, так долго хранившей тайну исчезновения летчицы.

Постояв в горестном молчании, отправляюсь на поиски могилы Тони.

Среди старых развесистых деревьев увидела братскую могилу — рядом с невысокой елочкой могильный холмик, забросанный цветами и обнесенный металлическим кружевом ограды, на которой висят аккуратно повязанные красные пионерские галстуки.

Небольшой обелиск. На бронеспинке самолета укреплен портрет улыбающейся Антонины в траурной рамке.

В этом скромном памятнике не все отвечает строгим законам искусства, но есть главное — дань памяти летчице-героине, ее боевым делам и жизни.

Стою, словно прикованная к обелиску, читаю короткую, как жизнь Тони, надпись:

Лебедева А.В. — летчик-истребитель 65-го гвардейского авиаполка, погибла смертью храбрых 17 июля 1943 года.

Чьей-то заботливой рукой к портрету прикреплены две ромашки, уже высохшие под ветрами и знойным солнцем.

Видимо, здесь побывал кто-то из однополчан, запомнивший Тоню, садившейся в самолет по сигналу тревоги с ромашкой в губах, которая улетит с девушкой в последний бой и вечность.

Быстро сгущались сумерки, на небе появилась звездная россыпь, от земли поднимался туман, касаясь меня холодящим крылом. Надо было отправляться в обратный путь, но так не хотелось… Обрывалась последняя нить надежды, что Тоня жива. Утешало единственное: кончилась горькая безвестность, начался героический полет в бессмертие.

По призыву комсомола в 1936 году и убеждению Тони младшая сестра Мария (ныне Мария Васильевна Жулева) тоже поступила в аэроклуб. Прыжки, полеты, послеполетный восторг, разговоры единомышленников, веселье и шутки — все это настолько увлекло молодую, энергичную и веселую выдумщицу Машеньку, что она забыла о запрете родителей (хватит, одна, мол, летает) и о том, что по настоянию отца должна стать врачом. Мария вечером работала в больнице или в яслях, а днем летала.

Так прошли два года. В сентябре 1938 года она с трепетом получила аттестат пилота с отличием из рук начальника аэроклуба Свердловского района Москвы. Ее портрет поместили на обложке журнала «Медицинский работник».

Самое удивительное, что и третья сестра, Аня, втайне от родителей тоже летала в аэроклубе. Она выбрала авиацию своей главной жизненной стезей — закончила радиотехнический факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского.

Тоня в это время уже возила пассажиров на самолетах гражданской авиации и работала тренером в аэроклубе.

Все планы сестер были прерваны войной…

Машенька, не закончив 2-й медицинский институт, ушла на фронт медсестрой, Аня уехала в строевую часть. О судьбе Антонины мы уже знаем и преклоняемся ей.

Источник: Попович М. Сестры Икара. — М.: Ритм, 1995. — 384 с.: ил.

Летом 1943 года Красная Армия успешно провела Курско-Орловскую наступательную операцию, которая стала очередным переломным моментом Великой Отечественной войны. После поражения под Курском гитлеровцы окончательно потеряли стратегическую инициативу. Сражение под Курском летом 1943 года справедливо считают «сражением танковых моторов», однако в боях сказали свое веское слово и советские пехотинцы, артиллеристы, летчики. Так, 17 июля 1943 года в небе Орловщины четверка советских истребителей вступила в бой с 30 самолетами противника. За штурвалом одного из истребителей находилась младший лейтенант Антонина Васильевна Лебедева.

Из этого боя отважная летчица 65-го гвардейского истребительного авиационного полка не вернулась. В журнале потерь 4-й гвардейской истребительной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса, куда входил 65-й полк, имеется запись о том, что младший лейтенант Лебедева Антонина Васильевна 17 июля 1943 года не вернулась с боевого задания, место падения самолета неизвестно. Лишь спустя 39 лет отважная советская летчица была вычеркнута из списков пропавших без вести. Ее останки были обнаружены орловскими следопытами и перезахоронены с подобающими воинскими почестями.
Антонина Лебедева родилась в 1916 году на небольшом хуторе Заря, сегодня это железнодорожная станция Бакунино Кувшинского района Тверской области. Вскоре после рождения Антонины ее родители решили вместе с домочадцами перебраться в Москву. В столице прошло все детство и юность будущей летчицы. После завершения школы она поступила на заочное отделение биологического факультета МГУ, одновременно начав там работать секретарем биофака. В 1936 году в двадцатилетнем возрасте во время учебы на втором курсе Антонина загорелась мыслями о небе, девушка буквально мечтала стать летчиком. Свою мечту она осуществила, начав обучение в Дзержинском аэроклубе Москвы.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, 25-летняя Антонина Лебедева уже считалась достаточно опытной летчицей, она была инструктором Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. После начала войны девушка сразу же обратилась в военкомат с требованием направить ее на фронт. Она так настойчиво атаковала военкоматы со своей просьбой об отправке в действующую авиационную часть, что в итоге ее упорный характер взял свое.
Одной из первых она была зачислена в состав 586-го женского авиационного полка, который формировала М. М. Раскова. Свою боевую деятельность она начала с дежурства в небе над Саратовом, защищая город от налетов немецкой авиации. Накопленный опыт позволил ей спустя некоторое время перейти в особый 434-й истребительный авиационный полк летчиков-асов, где было создано звено девушек-летчиц. Данный авиаполк защищал небо над Сталинградом.
Вот что вспоминал об Антонине Лебедевой летчик-истребитель 434-го ИАП Герой Советского Союза А. Я. Баклан: «Иногда моей ведомой оказывалась Тоня Лебедева. Посмотришь на нее на земле — хрупкая, маленькая девушка. А в воздухе уже ни за что бы не подумал, что рядом — «слабый пол», чаще всего попросту забывал об этом. Пилотировала Антонина очень уверенно, мои указания выполняла своевременно и четко. И лишь тогда вспоминалось, кто же на самом деле твой ведомый, когда услышишь, бывало, по радио взволнованный тонкий женский голосок, предупреждающий тебя об опасности».
В воздушных боях отважная летчица сбила лично и в составе группы три вражеских самолета. К примеру, в декабре 1942 года во время воздушного боя в районе Великих Лук Антонина Лебедева оторвалась от своего ведущего. Вскоре после этого к ней пристроился летчик другого полка, а сама Тоня, выполняя функции ведущего, решительно атаковала противника. В этом воздушном бою Антонина Лебедева вместе с незнакомым ведомым сбили самолет противника.
10 января 1943 года в воздушном бою в том же районе Антонина Лебедева оказалась одна против двух немецких истребителей. Девушка смело вступила в бой с врагом, уничтожив один истребитель Ме-109. При этом и самолет Тони получил серьезные повреждения. Отважная девушка уже на подбитом истребителе искусным маневром вышла из боя и произвела вынужденную посадку на фюзеляж вне аэродрома, но на своей территории. За мужество и героизм, которые были проявлены в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Антонина Лебедева была награждена медалью «За отвагу».
С лета 1943 года Тоня воевала в составе 65-го Гвардейского истребительного авиаполка. Вместе со своей подругой Клавой Блиновой она принимала самое активное участие в боях на Орловском направлении, совершая в день по 2-3 боевых вылета, главным образом на прикрытие своих войск. Тяжелым для летчиков-гвардейцев выдался день 17 июля. Во второй половине дня четверку советских истребителей, вылетевших на прикрытие наземных войск под руководством Героя Советского Союза Г. Г. Гуськова, атаковали сразу 12 немецких «фокеров». Еще через несколько минут к противнику подошло подкрепление в виде бомбардировщиков и сопровождающих их истребителей. Теперь горстке советских пилотов предстояло не допустить к переправам через Оку уже 30 вражеских машин. Несмотря на свою малочисленность, советские летчики не уклонились от боя. В этом бою самолет парторга эскадрильи Антонины Лебедевой был сбит, ее судьба долгое время оставалась неизвестной.
Практически 40 лет отважная летчица оставалась в списках пропавших без вести, о ее судьбе ничего не было известно. При этом родные Тони, в том числе ее сестра, также летчица Мария Васильевна все послевоенные годы не прекращали поиски места падения самолета Антонины Лебедевой, для того чтобы восстановить ее доброе имя, так как запись «пропал без вести», особенно в первые годы после войны, была своеобразным клеймом, которое довлело над родственниками пропавшего человека.
В поисках Тони им помог случай. По рассказам жителей деревни Бетово Болховского района Орловской области, летом 1943 года в болоте, расположенном за околицей деревни, упал советский самолет. Тогда считали, что его пилотом был французский летчик Андриен Бернавон из состава эскадрильи «Нормандия — Неман», которая сражалась в этих местах. Когда в начале 1982 года был успешно запущен космический корабль с французским гражданином на борту, орловские поисковики приняли решение поднять остатки подводного самолета и его летчика.

Каково же было удивление следопытов, когда выяснилось, что найденным самолетом управляла женщина. В ходе раскопок на поверхность были доставлены и сами останки летчика, и остатки самолета. Поисковикам удалось обнаружить пистолет, нож, парашют и различные документы. В частности, среди прочего были обнаружены полетная и медицинская книжки на имя их обладателя Лебедевой Антонины Васильевны. Также на месте падения истребителя был найден пулемет с очень хорошо сохранившимся номером, а некоторые специфические элементы и детали истребителя сохранили и заводские номера.
Номера деталей на личном оружии, чудом сохранившиеся до 1982 года медицинская и пилотная книжки позволили установить, что обнаруженный самолет принадлежал парторгу эскадрильи младшему лейтенанту Антонине Лебедевой. Подтвердила это и организованная графологическая экспертиза, которая была проведена по обнаруженной записной книжке, где от руки девушки были записаны тезисы, необходимые для выступления перед молодыми летчиками.
На перезахоронение отважной летчицы прибыл генерал-лейтенант Е. М. Белецкий, в годы войны командовавший 1-м Гвардейским истребительным авиакорпусом. Он привез с собой документы из архивов о том, что именно в этих местах и состоялся последний вылет на боевое задание для Тони. Антонина Лебедева была захоронена в торжественной обстановке с подобающими воинскими почестями. На церемонии перезахоронения присутствовал сам Белицкий, ее однополчане по 65-му Гвардейскому авиационному полку, а также родные — сестра Мария Васильевна. В настоящее время могила летчицы находится на территории совхоза «Вязовский» Болоховского района Орловской области недалеко от братской могилы. Обелиском на могиле летчицы стала бронеспинка ее самолета. Сегодня одна из улиц города Болхова носит имя Антонины Васильевны Лебедевой.
А в городе Орле в местном музее (улица Фомина, 8) сегодня хранятся личные вещи Лебедевой, найденные во время раскопок: документы, пистолет ТТ, парашют. Подробности проведения данных раскопок были достаточно детально описаны в небольшой повести Г. Майорова, работавшего в те годы корреспондентом газеты «Орловский комсомолец» и лично принимавшего участие в раскопках. Написанная им повесть получила название «Без вести пропавшим не считать».
Источник

АНТОНИНА ЛЕБЕДЕВА : ПОЧТИ СОРОК ЛЕТ ОНА ЧИСЛИЛАСЬ ПРОПАВШЕЙ БЕЗ ВЕСТИ

Сколько их не вернулось домой? Сколько до сих пор числятся без вести пропавшими?

АНТОНИНА ЛЕБЕДЕВА: ПОЧТИ СОРОК ЛЕТ ОНА ЧИСЛИЛАСЬ ПРОПАВШЕЙ БЕЗ ВЕСТИ

Семнадцатого июля 1943 года четыре советских истребителя прикрывали наземные войска, осуществляющие переправу через Оку. Наши войска прорвали мощную оборону немцев и заняли плацдарм. Теперь через переправу в бой шли танки, артиллерия и пехота.

Лётчики патрулировали небо не над самой переправой, а над плацдармом. Что бы вовремя заметить вражеские бомбардировщики, перехватить их, и не дать им нанести бомбовый удар по переправе.

На высоте две тысячи метров лётчики всматривались в белые шапки облаков. Первому заметить врага — это уже большое дело.

Внимание, вижу фоккеров! — раздался в наушниках голос Героя Советского Союза младшего лейтенанта Гавриила Гуськова. Завязался неравный бой! Двенадцать Focke-Wulf FW-190 против четвёрки наших ястребков!

Но это было ещё не всё. Эти Фокке-вульфы лишь отвлекали наших истребителей от основной армады фашистских самолётов. Из облаков вынырнули 27 юнкерсов и 20 фоккеров!

Юнкерсы летели бомбить переправу! Фашисты бросили в бой все имеющиеся в распоряжении самолёты, лишь бы уничтожить переправу!

Атаковать бомбардировщики! Не дать им бомбить! — прозвучал приказ Гуськова.

Четвёрка советских истребителей атаковала фашистов! Сбит один юнкерс, вот уже дымится и падает второй. Остальные стали разворачиваться и освобождаться от своего опасного груза. Немцы сбрасывали бомбы бесцельно и не по переправе.
Четыре советских истребителя дрались пока хватило боеприпасов и горючего. Не один из четырёх советских лётчиков не вернулся на свой аэродром, но они не допустили фашистские бомбардировщики к переправе.

Ни одна бомба не упала на наши войска. Вот так воевали советские лётчики!

Двое из четырёх лётчиков числились пропавшими без вести.

Командир звена Герой Советского Союза Г.Г. Гуськов и его самолёт были обнаружены спустя два десятка лет в земле на глубине 4 метра. Его опознали по номеру медали Золотая Звезда.

Гавриил Гуськов родился 30 марта 1923 года в деревне Шахово (ныне — Урицкий район Орловской области) в рабочей семье. Окончил семь классов школы и аэроклуб, работал счетоводом в Малоярославецком мехлесопункте в Калужской области. В апреле 1941 года Гуськов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В том же году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С осени 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл подготовку на «Як-1». Участвовал в Великолукской наступательной операции, сопровождал группы бомбардировщиков.

К апрелю 1943 года гвардии младший лейтенант Гавриил Гуськов командовал звеном 65-го гвардейского истребительного авиаполка 4-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса 3-й воздушной армии Калининского фронта. К тому времени он совершил 105 боевых вылетов, принял участие в 35 воздушных боях, в которых лично сбил 10 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии младший лейтенант Гавриил Гуськов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1011. Также был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и рядом медалей. Навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

Участвовал в боях на Брянском фронте, в том числе в Курской битве. Неоднократно одерживал воздушные победы

Истребитель ЯК — 9 Антонины Лебедевой, погибшей в том бою, обнаружили лишь спустя почти сорок лет! В 1982 году нашли останки ее самолёта, личные вещи, документы.

Антонина Васильевна Лебедева родилась на станции Бакунино (ныне — в Кувшиновском районе Тверской области).

После школы поступила на заочное отделение биологического факультета МГУ (к тому времени семья Лебедевых перебралась в Москву) и стала курсантом Дзержинского аэроклуба Москвы.

С первых дней Великой Отечественной войны настойчиво добивалась и добилась направления в действующую авиационную часть, стала умелым и мужественным воздушным бойцом. Свою боевую деятельность начала в составе 586-го женского истребительного авиаполка, защищая от налётов Саратов. Затем воевала в составе звена девушек-лётчиц и добилась перевода в 434-й истребительный авиационный полк, (210-й истребительной авиационной дивизии, 1-го истребительного авиационного корпуса), защищавший небо Сталинграда.

В воздушных боях сбила лично и в группе с товарищами — 3 вражеских самолёта.

С лета 1943 года гвардии младший лейтенант Антонина Лебедева воевала в составе 65-го Гвардейского истребительного авиаполка, (4-й гвардейской истребительной авиадивизии, 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса). В ожесточённых воздушных боях на Орловском направлении вместе со своей подругой Клавой Блиновой, она принимала самое активное участие, делая по 2–3 боевых вылета в день. 17 июля 1943 года в неравном бою четвёрки наших лётчиков с 30 вражескими самолётами, парторг эскадрильи Антонина Лебедева была сбита, и её судьба долгое время оставалась неизвестной.

Уже после войны история получила неожиданное продолжение. В 1982 году группа орловских следопытов участвовала в раскопках самолёта, упавшего летом 1943 года возле села Бетово Болховского района Орловской области. В ходе раскопок были извлечены останки лётчика, его парашют, пистолет, нож и документы. Среди прочих, в документах были полётная и медицинская книжки, где чётко было прописано имя обладателя: Лебедева Антонина Васильевна.

На перезахоронении лётчицы присутствовал бывший командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса генерал-лейтенант Е.М. Белецкий, который привёз подтверждение из архивных источников о том, что именно здесь был последний вылет Антонины на боевое задание, из которого она 17 июля 1943 года не вернулась.

Могила А.В. Лебедевой находится сейчас в бывшем совхозе «Вязовский» Болховского района Орловской области. Там ей установлен обелиск.


Гавриил Гаврилович Гуськов (1923—1943) — младший лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943).


Антонина Васильевна Лебедева (1916 — 17 июля 1943) — советская военная лётчица, парторг эскадрильи, участница Великой Отечественной войны.


Та самая эскадрилья все еще живы



Перезахоронение тела Антонины Лебедевой

Роман Кузнецов