Леопард танк второй мировой

VK1602 «Leopard»

История танка с «кошачьим» названием «Леопард», который, несмотря на длительное проектирование, так никогда и не был воплощён в металле, началась ещё до Второй мировой войны, летом 1938 года. Именно тогда немецкие фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа. В 1940 году начались работы над модернизированной версией VK903 с новым двигателем Maybach HL 66p мощностью 200 л. с. Максимальная скорость достигала 60 км/ч, что для разведывательной машины считалось достаточным. В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK1303 массой 12,9 т, предназначенного для замены VK901/903. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне вместе с другими претендентами (например, Т-15 фирмы Skoda) и был принят на вооружение немецкой армии под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ составил 800 боевых машин этого типа.

Танк VK1602 «Леопард», обещавший стать единственным представителем нового класса броневых машин «gefechtsaufklärer» («разведывательно-боевой»), начинал разрабатываться как замена VK1303 и дальнейшее развитие экспериментального танка VK1601 (Pz.Kpfw II Ausf.J). В середине 1941 года компания MAN начала работу над проектом, получив контракт на поставку пяти предсерийных экземпляров. К концу ноября были разработаны чертежи для постройки деревянного макета будущей боевой машины, причём её корпус получил броню с рациональными углами наклона и стал напоминать укороченный корпус проектируемого той же фирмой тяжёлого танка «Пантера».

Одновременно с фирмой MAN схожими разработками занималась и компания Daimler-Benz. Проект имел компоновку с задним расположением трансмиссии (как это было принято на советских танках), башня смещена вперёд. Однако такой вариант «Пантеры» не был востребован, и конкурс на средний 30-тонный танк VK3002, проводившийся 14 мая 1942 года, выиграла компания MAN. Работы над разведывательным вариантом этого танка тоже прекратились.

Контролировал перспективные разработки Wa Prüf 6 (Waffenamt Prüfwesen 6 / Panzer- und Motorisierungsabteilung — 6-й департамент Управления вооружений, отвечающий за разработку танков и другой моторизованной техники). Для уменьшения нагрузки на инженеров MAN, основной задачей которых была разработка «Пантеры», в январе 1942 года все чертежи танка «Леопард» были переданы компании MIAG. Проектировалось два варианта разведывательного танка: «лёгкий» — массой около 18 тонн и «тяжёлый» — массой 26 тонн. 4 июня 1942 года оба проекта были продемонстрированы Адольфу Гитлеру, и он отдал предпочтение 26-тонному, так как этот танк лучше подходил для реалий войны. 27 июля 1942 года MIAG представила чертежи FKo 252 Gefechtsaufklärer Leopard департаменту Wa Prüf 6. Именно из этих чертежей и известно сейчас, каким стал бы «Леопард» в случае воплощения машины «в металле».

В сентябре 1942 года Управление вооружений решило выпустить первый серийный «Леопард» в апреле 1943 года, а с октября 1943 года выйти на темп в 20 танков ежемесячно. Однако этим планам не суждено было сбыться, и снова из-за мнения Гитлера. 13 октября 1942 года состоялась его встреча с рейхсминистром Шпеером, во время которой возобладала идея, что «разведку боем», для чего и разрабатывался «Леопард», вполне могут проводить танки «Пантера», разработка которых была приоритетной. Требования военных снова изменились: танк должен был стать более «лёгким» и уметь разгоняться до 60 км/ч. Но первый экземпляр «Леопарда» так и не успели выпустить, поскольку уже 3 января 1943 года на разработке VK1602 был поставлен крест как на не отвечающей требованиям 1943 года. Концепция «разведка боем» получила продолжение в проекте VK2801 компании Daimler-Benz (машина должна была иметь усиленное бронирование и новые двигатели), но этот проект также остался «на бумаге», а программу полностью закрыли в мае 1944 года. Башня, разработанная для «Леопарда», послужила основой для башни колёсной бронемашины Sd.Kfz 234/2 Puma. Концерн Rheinmetall планировал использовать шасси «Леопарда» как основу для самоходной гаубицы 10,5 см leFH, имевшей собственное название Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет этой боевой машины.

В настоящее время существует несколько мелкосерийных пластиковых моделей этого танка различных фирм. В основе всех этих моделей VK1602 «Леопард» лежат чертежи из книги «Panzer Tracts No.20-2 Paper Panzers», написанной в 2002 году американскими историками Томасом Йентцем и Хилэри Дойлом (Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle). Другие чертежи, фотографии деревянных моделей танка и сами модели до наших дней не сохранились.

Немецкий танк VK1602 «Леопард».

Если у вас спросить про танк «Леопард». Какая у вас будет ассоциация? Безусловно, почти у всех будет ассоциация с основным танком Бундесвера. Уже более 50 лет танки с таким названием стоят на вооружении Германии. Но оказывается и в годы Второй Мировой германия имела Леопард, но он гораздо менее известен чем его современный потомок. Вот о нём я сейчас и расскажу.
Начиная с 1941 года, в планы была включена разработка нового разведывательного танка на базе Panzer II Ausf J (VK1601). В марте 1942 года фирмы MIAG и Daimler-Benz получили заказ на разработку быстроходного (среднего/тяжёлого) разведывательного танка, способного действовать в тяжёлых боевых условиях — Gefechtsaufklarung. MIAG занялся разработкой шасси, а Daimler-Benz — башни. Оба элемента должны были быть разработаны и готовы к производству к октябрю 1942 года. Этот танк должен был входить в состав специальных взводов в составе танковых подразделений. Было разработано две версии: быстроходная лёгкобронированная (18 тонн) и более тяжелобронированная (26 тонн). Вскоре (летом 1942 года) работа над лёгкой версией была прекращена, а все силы переброшены на доводку тяжёлой.
Дизайн VK1602, названного Лерпард, основывался на более ранних разработках Panzer II Ausf J (VK1601) и Panzer II Ausf M (VK1301). Корпус Леопарда был похож на Panzer II Ausf J (VK1601), но в нём чувствовалось большое влияние Panzer V Пантеры, который в то время ещё только разрабатывался. Его подвеска имела перекрывающиеся колёса и была похожа на применявшуюся на Panzer II Ausf L — Luchs. Планировалось, что Леопард заменит лёгкий (leichter) PanzerSpahwagen II Ausf L Luchs — Sd.Kfz.123 (VK 1303). Макет был готов в мае-июне 1942 года, а первый прототип закончен к 1 сентября 1942 года. Полномасштабное производство должно было начаться в апреле 1943 года. Вооружение Леопарда состояло из 50мм. орудия KwK 39/1 L/60 и 7,92мм. пулемёта MG34/42, установленных в новой башне. VK1602 был достаточно сильно бронирован и имел наклонную лобовую бронеплиту (под влиянием Пантеры). На Леопарде был установлен двигатель Maybach HL 157P, мощностью 550л.с., который позволял танку передвигаться со скоростью 50-60 км/ч. С целью улучшить проходимость, были использованы гусеницы шириной 350 мм. Экипаж состоял из 4-ёх человек.

Программой «Panzerprogramm 41» было предусмотрено производство 339 Leopard (105 к декабрю 1943 года, и ещё 150 к середине 1944 году). Начало производства планировалось на апрель 1943 года, но закончилось так и не начавшись, когда даже первый прототип ещё не был завершён (январь 1943 года). Причинами закрытия проекта стали большой вес VK1601 и отсутствие сильного орудия, делающие Леопард уязвимым перед вражескими танками. Также, Леопард был очень близок к Пантере, а разработать разведывательную модификацию Пантеры было дешевле, чем совершенно новый разведывательный танк. Концепция Леопарда имела продолжение в проекте модернизированного VK2801 компании Daimler-Benz, но и этот проект так и не был завершён, и вся программа, в целом, была закрыта в мае 1944 года. И, наконец, роль разведки боем взяли на себя танки Panzer V Пантера и Panzer IV. А башня Леопарда позже была установлена на бронемашину Sd.Kfz.234/2 Пума. Фирма Rheinmetall также планировала использовать шасси Леопарда как основу для 105мм. leFH самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет.
В статье «Нереализованные варианты модернизации Pzkw IV» мы рассуждали о возможной модернизации этой легендарной машины. Хочу задать вопрос, а нельзя ли в этом качестве рассматривать Леопард? Что касается, усиления оружия, то можно было использовать сразу готовую башню с Pzkw IV с 75 мм пушкой.
ТТХ Леопард :
БОЕВАЯ МАССА 26т.
ЭКИПАЖ, 4чел.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, 6450мм
Ширина, 3270мм
Высота, 2800мм
ВООРУЖЕНИЕ 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом.
БРОНИРОВАНИЕ Лоб корпуса — 60мм борт и корма корпуса – 20мм Лоб башни – 80мм Бок башни – 50мм
ДВИГАТЕЛЬ Карбюраторный HL 157 мощностью 550 л.с. (404 кВт)
СКОРОСТЬ
60 км\ч по шоссе
50 км\ч по проселку

Немецкий танк VK1602 «Леопард»

Официальное обозначение: Gefechts Aufklater VK 1602
Альтернативное обозначение: “Leopard”
Год постройки первого прототипа: сентябрь 1942 г.
Стадия завершения работ: остался на уровне прототипа.
Единственный в своём роде танк, предназначенный для ведения разведки боем, был создан по заказу бронетанковых сил немецкой армии. В 1941 году была выдана спецификация на разведывательный танк, оснащенный улучшенным бронированием и более мощным вооружением, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.F. По сути, предлагалось разработать улучшенный вариант танка VK 1601, заимствовав от него элементы ходовой части. От разработчиков требовалось построить быстроходный танк легкого типа (Gefechtsaufklarung), способный вести разведку в тяжелых боевых условиях. Отсюда вытекали соответствующие требования к бронированию, которые выдвигались даже в ущерб ходовым качествам. Проект получил обозначение VK 1602.
Ожидая скорого ввода в строй новых танков вермахт уже в 1941 году запланировал их серийное производство. Согласно Panzerprogramm 41 к декабрю 1943 года предстояло построить 105 машин, а в 1944 году – ещё 150. По другим данным общее количество заказанных разведывательных танков оценивается в 339 экземпляров.
Окончательный вариант технического задания был выдан в марте 1942 года фирмам MIAG и Daimler-Benz. Первой из них предстояло построить шасси, а вторая занималась разработкой башни нового типа. Всего проектировалось два варианта разведывательного танка: “легкая” массой порядка 18 тонн и “тяжелая” массой 26 тонн.

Предполагалось, что работы будут завершены к октябрю, но война внесла свои коррективы.
Поступающие с Восточного фронта донесения не оставляли сомнений, что основным советским танком в боях 1942-1943 гг. будет средний Т-34. Установленная на нём 76,2-мм пушка Ф-34 свободно поражала немецкие средние танки с любой дистанции, так что разработку “легкой” версии летом 1942 года прекратили, сосредоточив усилия на “тяжелой”.
Несомненное влияние на создание формы корпуса оказали как испытания трофейных “тридцатьчетверок”, так и работы по танкам серии VK 3002 – будущим “пантерам”. Корпус опытного образца VK 1602 имел полностью сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона (верхний — 50°) и имели толщину 50 мм. Борта и корма корпуса изготовлялись из 30 мм брони, крыша и днище – 20 мм. Компоновка корпуса была классической для немецких танков того периода. В передней части размещалась трансмиссия, за которой находились органы управления, приборы. Место механика-водителя было у левого борта, а справа разместили радиостанцию и место для радиста. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, где находились места для командира и заряжающего, а также боекомплект. На танке была запланирована установка радиостанций типа FuG 5 или FuG 8, и 30-Вт передатчика FuG 8.

В задней части устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Maybach HL157P мощностью 550 л.с. вентилятор, масляный и топливный баки. Двигатель оснащался двойным карбюратором Solex, стартером Bosch BNG и генератором Bosch GTLN. При расчетной массе 26 тонн удельная мощность равнялась 21,1 л.с. на тонну веса.
Трансмиссия включала сцепление при помощи гидромуфты, ручную коробку переключения передач (обеспечивавшей 8 скоростей движения вперед и 1 назад) типа Maybach, главный фрикцион и бортовые передачи.
Разработанная фирмой Daimler-Benz двухместная башня, обладавшая бронированием толщиной 20-50 мм и маской орудия типа “кабанья голова”, была признана очень удачной. В ней устанавливалась 50-мм пушка KwK 39/1 с длиной ствола 60 калибров и один 7,92-мм пулемет MG34 или MG42.

Ходовая часть VK 1602 почти полностью соответствовала танку VK1601. В ней применялось по пять опорных катков на каждый борт, расположенных в шахматном порядке, и переднее расположение ведущих колес. Подобная схема хорошо влияла на такой показатель, как удельное давление на грунт. Впрочем, в условиях бездорожья Восточного фронта подобное преимущество оборачивалось недостатком из-за постоянного забивания грязью пространства между катками. В целях улучшения проходимости ширину гусеничных траков довели до 360 мм, хотя в зарубежных источниках можно встретить цифру 650 мм (!). Опорные катки оснащались индивидуальными торсионами с применением амортизаторов на крайних узлах подвески. Длина опорной поверхности гусениц составила 3475 мм, ширина колеи — 2430 мм, удельное давление на грунт — 0,58 км\см.кв.
Макет танка VK 1602 был готов в июне 1942 года. К тому времени ему было присвоено официальное название “Leopard” – утверждается, что имя новому танку дал доктор Порше, который руководил тогда работой танковой комиссии. В любом случае VK 1602 стал первой боевой машиной, которой было присвоено «звериное» название. Постройку первого прототипа завершили уже к 1 сентября, однако фирма Daimler не успела к этому сроку поставить башню, поэтому в начале испытательного цикла VK 1602 оснащался башней от танка Pz.Kpfw.II Ausf.G без вооружения.

Испытания VK 1602, проводившиеся в течении второй половину 1942 года, показали его превосходство над основным разведывательным танком “Luchs” (Sd.kfz.123). При одинаковых геометрических размерах новая машина обладала лучшей защищенностью, но говоря уже о вооружении. Ходовые характеристики также вполне соответствовали предъявленным требованиям. Можно сказать, что немецким конструкторам удалось создать уменьшенную копию “пантеры”, и всё же серийное производство VK 1602, намеченное на апрель 1943 года, так и не состоялось.
Причин для закрытия проекта было несколько. Как это ни странно, вермахт посчитал боевую массу в 21500 кг слишком большой для танка такого типа. Конечно, если сравнивать VK 1602 с “Luchs” этот показатель будет не в его пользу, но не надо забывать, что толщина брони у нового танка была почти вдвое больше. Прибавьте ещё к этому более тяжелую пушку с боекомплектом.

Вторым, более веским поводом для закрытия проекта VK 1602, послужило мнение, что при имеющемся соотношении “броня-вооружение” этот танк будет мало эффективен в бою против Т-34 или аналогичного ему танку.
Летом 1942 года фирма Daimler-Benz попыталась продлить жизнь этого проекта, предложив модель VK 2801 с усиленным бронированием и новыми двигателями. На выбор предлагались следующие варианты с дизельным DB 813 (450 л.с.), а также бензиновыми Maybach HL 230 (700 л.с.) и МВ 507 (600 л.с.), но вермахт уже заметно охладел к идее сильно бронированного быстроходного разведывательного танка.
Фирма Rheinmetall также планировала использовать шасси VK 1602 как основу для 105-мм leFH18 самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет.
Официально программа развития VK 1602 и его вариантов была закрыта в мае 1944 года, а единственный прототип был разобран на металл. От всего проекта для дальнейших работ была оставлена только башня, которая впоследствии перекочевала на тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 “Puma”.
Тактико-технические характеристики

Привет всем любителям скорости и добро пожаловать на aces.gg! Друзья, сейчас мы будем говорить об очень неоднозначной и сложной машине, немецком легком танке пятого уровня – это VK 16.02 Leopard гайд.
На самом деле, в наших руках весьма неплохой светляк, который в умелых руках способен серьезно влиять на исход боя. Но проблемы состоит в том, что среди VK 16.02 Leopard ТТХ есть масса моментов, из-за которых играть на этом аппарате и реализовывать его потенциал будет по-настоящему сложно.

ТТХ VK 16.02 Leopard


В первую очередь каждый владелец этого агрегата должен знать, что в его распоряжении имеет очень скромный запас прочности, но как и положено светляку, изначальный радиус обзора у нас равен 380 метрам, что очень даже хорошо.

Еще одна черта, присущая большинству легких танков заключается в крайне слабой защищенности. У VK 16.02 Leopard характеристики бронирования очень слабые, наш картонный корпус и не менее тонкую башню пробивают абсолютно все, то есть права на ошибку у вас никогда не будет.
К сожалению, немецкий легкий танк VK 16.02 Leopard имеет еще один серьезный недостаток – машина непозволительно большая для своего класса и предназначения. Сарайные габариты плохо отражаются на свойствах маскировки нашего немца и кроме всего прочего, попасть по нам будет гораздо легче.
Но все же плохая броня и сарайность компенсируются другим хорошим и действительно сильным качеством – подвижностью. VK 16.02 Leopard World of Tanks имеет очень высокую максимальную скорость, великолепную динамику и хорошую маневренность.

Орудие

Самым странным и проблематичным нюансом в игре на данном аппарате будут не его большие размеры, на очень посредственное и сложно в обращении вооружение.

Если рассматривать топовое VK 16.02 Leopard орудие – это пушка пулеметного типа, с очень маленьким разовым уроном, но в то же время с барабаном заряжания, в который помещается 12 патронов. Проблема в том, что для своей адской скорострельности перезаряжается пулемет более 15 секунд, это приличное время, если учитывать, что с барабана VK 16.02 Leopard танк может нанести всего около 360 единиц урона.

Обращая внимание на параметры пробития, стоит отметить, что в этом плане все нормально, разумеется, по меркам легких танков. Конечно, чтобы наносить урон VK 16.02 Leopard WoT должен будет заезжать противнику в борта и корму, но при нашей подвижности, это не проблема. Кстати, возить голду на этой пушке практически бесполезно, так как стоит она много и при этом прибавляет всего 15 миллиметров пробития.
С точки зрения точности, данный ствол неплохо. Да, он имеет большой разброс, но при этом сводится очень быстро, да и стабилизация у VK 16.02 Leopard неплохая. Кроме того, вы должны знать, что на заявленные десять градусов пушка опускается только с борта, если смотреть вперед, угол наклона составляет всего 3 градуса, а с кормы и того хуже (-2).

Однако тут стоит заметить, что легкий танк VK 16.02 Leopard имеет еще и предтоповую пушку, которая лишена барабана заряжания, тоже имеет маленький альфастрайк, но при этом наделена отличной скорострельностью, благодаря которой можно наносить порядка 2000 единиц урона в минуту.
Более того, с таким вооружение точность наша возрастает и пропадает ограничение в максимальной дальности ведения огня на 400 метров, присущее всем пулеметным стволам в нашей игре.
Однако главной проблемой предтопового орудия является очень низкая пробивная способность. По этой причине играть с ним следует только тем, кто готов стрелять только голдой, иначе VK 16.02 Leopard World of Tanks практически не сможет наносить урон в бою, даже одноклассникам.
Подводя итог, хочу сказать, что большинству танкистов, решивших покататься на этом танке, лучше остановиться та топовой пушке с барабаном заряжания. Но если вы хотите комфорта, ДПМа и при этом можете себе позволить стрелять только голдой, берите второй вариант вооружения.

Преимущества и недостатки

Чтобы каждому игроку было понятно на какие стороны нашего светлячка можно положиться в бою, чем стоит пользоваться и чего избегать, следует выделить наиболее важные преимущества и недостатки VK 16.02 Leopard WoT. Но говорить о плюсах и минусах мы будет исходя из того, что на танке стоит топовый пулемет.
Плюсы:
• Отличная подвижность;
• Неплохая маскировка;
• Хорошая дальность обзора;
• Комфортные углы вертикальной наводки (с борта);
• Достойное пробитие.
Минусы:
• Сарайные габариты;
• Картонная броня;
• Слабый разовый урон и ДПМ;
• Посредственная точность;
• Орудие трудно реализуется.

Оборудование для VK 16.02 Leopard

Процесс выбора дополнительных модулей требует определенного внимания и следует сказать, что в нашем случае в этом вопросе все не так уж однозначно. Поставить на барабанную пушкунельзя,тут тоже не нужны, так как сведение очень быстрое. Другими словами, на танк VK 16.02 Leopard оборудование лучше устанавливать следующее:
1. – заведомо хороший вариант для этой машины, так как он дает небольшую прибавку сразу к нескольким важным параметрам.
2. – с установкой данного модуля и определенных перков вы без труда достигнете максимального обзора, что очень важно для светляка.
3. – очень нужный и полезный вариант для осуществления пассивного света, к тому же, лучших вариантов практически нет.

Единственной возможной альтернативой приведенному выше комплекту оборудования могут стать , которыми можно заменить второй пункт, но только пока вы не прокачаете экипажа перки на обзор.

Обучение экипажа

Касательно прокачки экипажа все с одно стороны проще, так как тут никаких ограничений нет, а с другой стороны, из-за большего количества вариантов нужно быть внимательнее. Итак, для более комфортной игры на VK 16.02 Leopard перки стоит учить по такому принципу:
• Командир (наводчик) – , , , .
• Механик-водитель – , , , .
• Радист – , , , .
• Заряжающий – , , , .

Снаряжение для VK 16.02 Leopard

Ситуация с расходниками выглядит значительно проще и более того, является стандартной, так что в целях экономии вы можете обходится набором из , , . Но когда играешь на легком танке, каждая единица прочности, каждая секунда на счету и для своей же безопасности на VK 16.02 Leopard снаряжение лучше возить в виде , , . Кстати, вы также можете заменить последний вариант на , но делаете это на свой страх и риск.

Тактика игры на VK 16.02 Leopard

Как уже говорилось в самом начале, машина в наших руках сильная, но очень сложная в обращении по целому ряду причин. Прежде всего, помня о больших габаритах танка важно понимать, что для VK 16.02 Leopard тактика пассивного света слабо применима. Конечно, вы можете постоять в кустах, посветить совсем не стреляя, но если видите, что враг движется в вашу сторону, лучше побыстрее ретироваться.
Гораздо лучше легкий танк VK 16.02 Leopard справляется с активным светом, ведь у нас есть отличная максимальная скорость и очень высокие показатели динамики. С самого начала можно вырваться вперед и обеспечить первоначальный засвет для союзников. Но слишком спешить не нужно, лучше если к моменту обнаружения противника, кто-нибудь из союзников успеет занять позицию для ведения огня.
Началом сражения ограничиваться не стоит, VK 16.02 Leopard танк WoT должен обеспечивать свет в течение всего боя. Для этого можно хаотично курсировать по всей карте или направленно разведывать определенный участки. При этом ваши действия должны сочетать в себе осторожность и хождения по лезвию ножа, так как периодически все же придется заступать за «черту безопасности».
С реализацией урона тут все гораздо сложнее, так как пулемет VK 16.02 Leopard World of Tanks может стрелять на дистанцию всего до 400 метров, да и в общем наша огневая мощь далеко от совершенства. Наилучшим вариантом будет ведения огня в движении на ближних и средних дистанциях. При этом нужно крутить врага, стреляя ему в уязвимые борта и корму.
В остальном для успешной игры всегда нужно следить за мини-картой, опасаться любого входящего урона и всегда находится в движении.

Леопард (лёгкий танк)

Смотреть что такое «Леопард (лёгкий танк)» в других словарях:

  • танк — бронированная гусеничная машина бронетанковой техники с мощной пушкой во вращающейся башне. Благодаря этому танки способны действовать на поле боя под огнём противника, поражая его огневые средства и живую силу и тем самым обеспечивая продвижение … Энциклопедия техники

  • Танк — У этого термина существуют и другие значения, см. Танк (значения). Танк Т 34 85 Танк бронированная боевая машина чаще все … Википедия

  • Танк — I Максим (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Иванович Скурко) , белорусский поэт, народный поэт БССР (1968), академик АН БССР (1972), Герой… … Большая советская энциклопедия

  • ТАНК — (англ. tank) боевая гусеничная, полностью брониров. машина высокой проходимости с мощным вооружением для поражения разл. целей на поле боя. Типы: лёгкий, средний, тяжёлый. С 60 х гг. 20 в. в разных странах выпускается один осн. боевой Т.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

  • К-90 (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. К 90. К 90 Классификация плавающий лёгкий танк Боевая масса, т 10,0 Компоновочная схема переднемоторная, с центральным расположением трансмиссии Экипаж … Википедия

  • Р-39 (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Р 39 (значения) … Википедия

  • Основы теории и история развития компоновки танка — Введение Современный читатель популярных военно технических изданий избалован обилием материалов по истории создания, боевому применению, особенностям конструкции вооружения и военной техники. Мой опыт общения с фанатами военной техники… … Энциклопедия техники

  • PzKpfw I — Pz.Kpfw.I Ausf.A на экспозиции в Немецком танковом музее … Википедия

  • NM-116 — Классификация лёгкий танк / истребитель танков Боевая масса, т 20 Компоновочная схема классическая с передним расположением трансмиссии Экипаж, чел. 4 История … Википедия

  • PzKpfw II — Pz.Kpfw.II Ausf.С в экспозиции танкового музея в Сомюре … Википедия