Ленин вождь чего

Вождь мирового пролетариата


90 лет назад, 21 января 1924 года, скончался советский политический и государственный деятель мирового масштаба, основатель большевистской партии и советского проекта Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Это одна из самых неоднозначных фигур русской истории. Если с господами Л. Бронштейном-Троцким и Я. Свердловым всё ясно, они были ставленниками т. н. «мирового закулисья», которое вело Россию и русский народ на бойню, то с Лениным такой ясности нет.
Для одних он вождь пролетариата, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), которая своей железной хваткой вытащила Россию из бездны, и основатель советской цивилизации. Для других — «кровавый разрушитель», погубивший православную Россию, «немецкий агент» и убийца семьи Романовых.
Судя по всему, Ленин не был ставленником «мирового закулисья» («финансового интернационала»), как Троцкий, и агентом германской разведки, хотя его пытались использовать и те, и другие. В свою очередь, Ленин пытался использовать ресурсы противников России. Именно эта определённая самостоятельность Ленина и привела к покушению и заговору 1918 года, когда гибель вождя пролетариата должна была привести к власти вторую фигуру партии — Троцкого. Однако планы заговорщиков благодаря ряду факторов так и не были реализованы.
Как Ленин стал революционером
На становление личности Ульянова оказала огромное влияние мать, Мария Александровна Ульянова (Бланк). Она происходила из семьи шведских евреев, возможно, по этой причине у неё выработалась стойкая неприязнь к России. Отец Ленина — педагог и директор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов — рано умер, поэтому воспитанием детей занималась мать. Семья получала приличную пенсию, не бедствовала, поэтому классовых причин ненавидеть «царским режим» не было. Но воспитание матери выработало практически у всех выживших детей (двое умерли в младенчестве) ярую неприязнь к существующим порядкам. Мать была настолько уверена в своих принципах, что даже казнь Александра Ульянова, который был одним из организаторов и руководителей террористического отдела «Народной воли» (его арестовали при подготовке покушения на российского императора Александра III), не сломила её воли.
Воспитание матери и казнь любимого брата озлобили Ленина, сделали его стойким революционером. Его оскорбляло неприятие симбирского общества, его отношение к родственникам террориста. Надо сказать, что в целом нравы в Российской империи были весьма либеральные. Семьи преступников репрессиям не подвергались. Семья Ульяновых продолжала получать пенсию, все дети без проблем поступили в высшие учебные заведения. При этом Ульянов имел прекрасные способности. Владимир с юности отличался необычайной работоспособностью, ненасытной научной любознательностью, огромной памятью. В 1887 году окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью, поступил на юридический факультет Казанского университета. Владимира исключили из университета, но не из-за плохой учёбы или из-за его брата-террориста, а за то, что пошёл по стопам последнего и участвовал в деятельности нелегального студенческого кружка. Впрочем, это не помешало Владимиру завершить образование экстерном и стать юристом. Надо отметить, что многие революционеры, либералы, оппозиционеры в те времена, да и ныне, старались получить именно юридическое образование. Так, глава Временного правительства Александр Керенский тоже был юристом, учился на юридическом факультете Петербургского университета.

В 1893 году Ульянов перебрался в столицу. Уже в это время у Владимира сложилось убеждение, согласно которому революцию в России возглавит рабочий класс. Он-то и свалит абсолютизм. Главной целью жизни Ленина стало добиться революции в России. Революционные структуры тогда были малочисленными, реальной силы не имели. Их «мышиная» возня (вроде распространения революционной литературы) практически не оказывала влияния на общество.

Становление вождя пролетариата
Ульянов, понимая, что такая деятельность особых результатов не принесет, в 1895 году выехал за границу, посетил Швейцарию, Францию и Германию. Встретился с известными деятелями — Либкнехтом, Плехановым, Лафаргом и другими. Это увеличило его вес. Ульянова взяли на заметку.
Надо отметить, что «финансовый интернационал» был тесно связан с социалистическим. Банковские кланы считали выгодным для себя поддерживать социалистические партии и движения. Через них можно было оказывать давления на правительства, формировать общественное мнение, направлять его в нужное русло. В свою очередь, социалистические лидеры, партии, организации нуждались в деньгах для своих изданий, содержания помещений и проведение выборных кампаний. Второй интернационал, получая подпитку от банкирского сообщества, был организацией весьма серьёзной. Французские, германские, австрийские и английские социал-демократы занимали в обществе сильные позиции. Таким образом, сотрудничество было взаимовыгодным. Хотя основная масса простых партийцев, рабочих о таких связях не имела понятия. Связующими звеньями между «финансовым интернационалом» и социалистами были масонские ложи. На Западе в тот период главным вопросом был «русский»: необходимо было уничтожить Российскую империю. Поэтому «финансовый интернационал» проводил большую работу по вовлечению в борьбу с «царским режимом» всех перспективных лидеров. Именно таким молодым лидером и был Ульянов.
Поэтому неудивительно, что российские революционеры, попадая в Европу или США, практически всегда могли хорошо устроиться. Им не приходилось искать работу, крышу над головой. Большинство получало какие-нибудь дотации, подработки, в основном небольшие (зачем нахлебников баловать), но достаточные для проживания. Все они могли тем или иным образом пригодиться.
У международного социалистического движения существовали контакты не только с банковскими кругами, но спецслужбами своих, да и других стран. Достаточно вспомнить знаменитого Азефа. Он был одним из руководителей партии социалистов-революционеров и одновременно секретным сотрудником Департамента полиции. Можно вспомнить и Сталина, которого некоторые исследователи считают тайным агентом российской военной разведки. Работа западных спецслужб нацеливалась против России. Западная социал-демократия также считала своим главным врагом Россию — «душителя свободы». Достаточно вспомнить русофобские работы Энгельса. Поэтому альянс напрашивался сам собой. В качестве косвенного доказательства можно привести тот факт, что ни один политический деятель, сбежавший из России, не был задержан и выдан русским властям или хотя бы привлечён к ответственности за нелегальный переход границы. Ни одного деятеля не арестовали за проживание по поддельным документам. Иностранные таможни и пограничники закрывали глаза на провоз в Россию агитационных материалов, оружия и других нелегальных грузов. Добиться выдачи «политических» было нереальным делом, поэтому в Петербурге на это махнули рукой. Очевидно, всё это не могло осуществляться при поддержке западных спецслужб, «кооперировавшихся» с финансовой и политической элитой.
По возвращении в российскую столицу Ульянов вместе с Мартовым и другими молодыми революционерами объединил разрозненные марксистские кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Однако и российское Охранное отделение было не лыком шито. В окружении Плеханова у «охранки» были свои агенты. Явление брата казненного террориста не прошло незамеченным. Ульянова вскоре арестовали. Однако ничего серьёзного на него не было. В российской империи наказывали не за мысли, а конкретные преступления. Ульянов отделался ссылкой на 3 года в село Шушенское Енисейской губернии. «Мучения» революционеров в ссылке преувеличивать не надо. Их только ограничивали в перемещениях. Они могли жить в свое удовольствие, повышать уровень образования, к ним переезжали семьи.
В начале 1900-х годов разрозненное и слабое социалистическое движение в России претерпевает серьёзную трансформацию. Выдвигаются и выискиваются новые активисты, причем упор делается на талантливых организаторов-практиков. В революционное движение вовлекаются уголовники. Организовывается система побегов за границу. Побеги тогда организовать было довольно легко — нужды были документы, деньги и нормальная одежда. Была создана хорошо отлаженная система получения документов. Пока власти спохватывались, что человек исчез, он уже был в Европе. Там человека принимали и находили ему дело.
После окончания ссылки в феврале 1900 года Ульянов объезжает российские города, устанавливая связи с местными организациями. Проводится работа по созданию общероссийской рабочей газеты «Искра». В июле 1900 года Владимир выезжает в Швейцарию.
При реорганизации революционной работы в России, которую переводили на более высокий уровень, обратили внимание и на «мозговой центр». Прежний эмигрантский центр в Швейцарии во главе с Плехановым уже не годился. Несмотря на высокий авторитет, Плеханов был далеко не лучшим руководителем. Он уже давно оторвался от России, её реалий. Стал самодостаточным теоретиком, жил в мире своих идей и построений. Пользовался заслуженной популярностью, но на события в России никакого влияния не оказывал. От Плеханова не отказывались: его авторитет был нужен. Однако для революции в России требовался новый энергичный лидер. Требовались и кадры для нового центра (его создали в Германии).
Одним из первых, на кого обратил внимание Александр Парвус (Израиль Гельфанд, одна из ключевых фигур в мировых закулисных операциях того времени), оказался как раз Ульянов. За границу он уехал легально. Но, учитывая его революционную жизнь, ему выдали второй паспорт — умершего дворянина Вологодской губернии Николая Ленина. Первым делом, к которому привлекли Ленина-Ульянова, стало издание газеты «Искра». Парвус разместил редакцию газеты в Мюнхене. Таким образом, он создал революционный центр в Германии, а не в Швейцарии (Плеханов жил в Женеве). Официально в редакцию вошли три представителя эмигрантской группы «Освобождение труда» (Плеханов, Аксельрод и Засулич) и три представителя «Союза борьбы» (Ленин, Мартов и Потресов). Однако в реальности всё скоро оказалось в руках Ленина. Плеханов остался в Женеве, Аксельрод жил в Цюрихе, не приехала и Засулич, Мартов ещё не прибыл из России. Потресов, прожив в Мюнхене короткое время, надолго покинул его. Быстро создали сеть агентов «Искры» в Германии, Франции, Швейцарии и Бельгии. На их основе стали создавать новую эмигрантскую организацию — Заграничную лигу русской революционной социал-демократии. Были организованы каналы поставки газеты в Россию. Внутри Российской империи также создали сеть корреспондентов и штаб-квартир, которые стали основой для будущих партийных организаций.
Ленин хорошо устроился в Мюнхене. К нему приехала Крупская, с которой он обвенчался в 1898 году. Все члены редакции получали оклады, достаточные для проживания. Ленин и Крупская сняли отдельную квартиру. Но через год между Лениным и Парвусом наметилась трещина. В чём-то они не сошлись. Возможно, сыграло свою роль самостоятельное мышление Ленина, который не собирался быть послушным орудием в чьих-либо руках. Ленин не счёл больше возможным оставаться в Мюнхене. В апреле 1902 года редакция газеты переехала из Мюнхена в Лондон. На революционной деятельности это не отразилось. Деньги на «Искру» по-прежнему выделялись. В конце апреля 1903 года Ленин с женой переехали в Женеву, куда переехала редакция. В Швейцарии они прожили до 1905 года.
В это время при поддержке Парвуса восходит новая «революционная звезда» — Троцкий. С Лениным Троцкий сначала сошелся буквально «душа в душу». Троцкого даже называли «ленинской дубинкой», он в спорах отстаивал взгляды товарище жестче, чем их автор. Ленин предложил ввести в редколлегию «Искры» Троцкого. Однако Плеханов был против. В июле — августе 1903 года в Лондоне прошёл II съезд РСДРП. На нём хотели объединить различные группы социал-демократов в одну партию. Ленин выступил за жесткую партийную дисциплину, «демократический централизм», чем вызвал недовольство части делегатов. Противники Ленина говорили о «диктатуре», командных методах. Поссорились. Те, кто поддержал Ленина, в итоге стали «большевиками», а противники во главе с Мартовым — «меньшевиками». Плеханов сначала поддержал «большевиков». Но когда Мартов в знак протеса вышел из редакции «Искры», Плеханов изменил свою позицию и перешел на его сторону. Окончательно раскол оформился к 1905 году, когда меньшевики отказались от участия в III съезде РСДРП.
Троцкий же сначала примкнул к меньшевикам. Но вскоре рассорился и с ними. Его самомнение росло, он не желал подчиняться кому-либо. Ленин стал его противником. Когда началась революция 1905 года, Парвус и Троцкий первыми прибыли в Россию. На организацию революции в России шли большие деньги. Парвус на них организовал выпуск «Рабочей газеты», «Известий», «Начал». Их выпускали такими массовыми тиражами, что буквально завалили Петербург и Москву. Троцкого в это время интенсивно «раскручивали», делали ему имя. В этом ему помогал и его ораторский дар. Он ещё не имел никаких заслуг, а его протолкнули на пост заместителя главы Петросовета. Парвус, как настоящий махинатор, держался в тени. Все ходы осуществлял через Троцкого.
Ленина в это время «затирали» — как человека, который имел своё мнение о будущем России. Он окончательно рассорился с Плехановым, ушёл из редакции «Искры», оттесняли его и от лидерства в партии. В 1905 году Ленин смог выехать в Россию только в октябре, после объявления амнистии. Ему сообщили, что в Стокгольм к нему приедет курьер с документами. Ленин прождал его без толку две недели. Когда он приехал в Российскую империю, всё руководящие посты были поделены без него. Ленин оказался совершенно не у дел. Переезжал от одних знакомых к другим. Стал печататься в газете Горького «Новая жизнь». Парвус с Троцким выпускали три многотиражных издания, а Ленину приходилось печататься в чужом. Сразу очевидно, в чьих руках были финансовые потоки. Ленин посетил Москву, но и там не нашел себе места.
Однако революция провалилась. Империя имела ещё достаточно сил, чтобы подавить волнения. К тому же изменилась международная обстановка. Западным державам стало невыгодно поддерживать революцию в России. Война с Японией закончилась. А в Европе разразился новый политический кризис (Первый марокканский кризис 1905—1906 гг.). Решив, что пришло время бросить вызов Парижу, Берлин объявил, что считает Марокко суверенным государством и готов силой оружия поддержать этот суверенитет. Марокко являлось полуколонией Франции. Французам бросили перчатку. В Париже испугались, что Берлин ищет повод для войны, а ослабленная поражением в войне с Японией и революцией Россия не сможет поддержать Францию. Обеспокоилась и Англия. Поражение Франции привело бы к господству Германии на континенте. Державы, которые во время русско-японской войны дружно валили Россию, резко изменили отношение к ней. Франция тут же предоставила России «великий заём», который спас империю от дефолта. Россия в ответ поддержала Францию на Альхесирасской конференции в Испании. Германская империя оказалась в дипломатической изоляции (поддержку ей оказала только Австро-Венгрия) и вынуждена была отступить.
«Финансовый интернационал» в этот момент также перестал «валить» Россию. В сложившейся ситуации падение России означало возвышение Германии. Мировые банковские структуры такая перспектива не устраивала. Германию и Россию нужно было стравить; две великие империи должны были рухнуть примерно в одно время. Поэтому финансовые потоки, которые питали революцию в России, вдруг пересохли. Прекратили оказывать и организационную помощь.
Руководителей Петросовета арестовали. В тюрьму загремел и Парвус. Те революционные деятели, которых не арестовали, перебрались в Финляндию. Местная полиция и власти закрывали на них глаза. Поэтому автономная Финляндия была для них абсолютно безопасным пристанищем. Весной 1906 года переехал в Финляндию и Ленин. В декабре 1907 года он перебрался в Стокгольм.
Продолжение следует…

«Социализм без свободы — это скотство»

В Международном «Мемориале» прошел круглый стол, посвященный одному из основателей и теоретиков Партии социалистов-революционеров Виктору Чернову. Участники мероприятия рассказали о том, как Чернов совмещал понимание демократии и террора и почему имя знаменитого революционера ныне забыто. «Лента.ру» записала основные тезисы дискуссии.

Эсеры как большевистский миф

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Константин Морозов:

Существует общепринятое мнение, согласно которому эсеровская партия занималась сплошным терроризмом. Каляев, конечно, говорил, что эсер без террора — не эсер, но это только его точка зрения. Значительная часть верхушки партии отказалась от таких методов, и уже с 1918 года, когда начинается дискуссия о том, допустим ли террор против большевистских лидеров, сторонники этой тактики оказываются в меньшинстве.

Эсеры все больше поддерживали идею о том, что их организация должна апеллировать к массам и все делать через них. Как говорили народные социалисты, «все для народа, все через народ». Эсеры создали демократическую концепцию, привлекательную и для крестьянства, и для интеллигенции, и для рабочих. Это одна из причин, по которой они в 1917 году стали одной из самых влиятельных партий. Керенский и Чернов были очень популярны в народе.

После победы большевиков история партии эсеров была погребена под завалами лжи, имеющей очень глубокие корни. О них благодаря советской историографии сформировались мифы, существующие до сих пор. Правда, 25 лет назад эсеров ругали за то, что они боролись с большевиками, а сейчас — за то, что они «двоюродные братья» большевиков. Но эсеровская партия — это социал-демократическая альтернатива развития России, подобие нынешней шведской модели.

Если говорить о месте Чернова в истории революционного движения, то он представляет собой виднейшую фигуру демократического социализма, где ключевое место занимала социализация земли. Чернов — теоретик, и многие говорили, что без него не было бы эсеровской идеологии. Его лидерство признавали, но при этом харизмой лидера, навыками руководителя он не обладал, что сам и подтверждал.

Такими функциями в партии эсеров в большей степени обладали Гершуни и Гоц. Гершуни был очень харизматичен и мог владеть толпой, Гоц считался великолепным организатором. Нынешнее поколение, за исключением узкой прослойки специалистов, не помнит этих имен, что далеко не случайно. В советской истории остались лишь те, кто был выгоден большевикам.

Например, Борис Савинков остался потому, что демонстрировал подвиг героических чекистов, сумевших выманить его в СССР и добиться признания советской власти. Чернов же до конца жизни остался демократом, не скомпрометировавшим себя в политическом плане. Он не был скандальной личностью и потому не интересовал советскую власть.

Кандидат исторических наук, доцент Александр Федоренко:

В наследии Чернова есть много интересных моментов. Во-первых, это верность демократическим принципам, которая часто приводила его к политическим поражениям, как и в случае с Керенским. Во-вторых, интернационализм (Первая мировая война это хорошо показала). Интернационализм Чернова существенно отличался от большевистского, его пораженчество не принимало таких форм. Когда рухнуло самодержавие и установилась республика, он уже занимал оборонительную позицию.

В-третьих, верность идеалам, последовательность. Чернов проводил свою линию, не изменяя себе, признавал свои ошибки. Он был европейским мыслителем, глубоко прочувствовавшим европейскую социалистическую парадигму. Оказавшись уже в революционных событиях Чернов, будучи европейцем, не смог эти принципы нарушить, и это также стало одной из причин его политического поражения. Его наследие богато и, к сожалению, широко не изучено, хотя нельзя сказать, что он совершенно забыт. Чернов остается в истории как председатель Учредительного собрания и министр Временного правительства. В общественном и политическом дискурсе он сейчас находится на периферии, но вытеснить его полностью не получится.

Польский вопрос

Доктор исторических наук Анатолий Аврус:

Виктор Чернов долгие годы занимался проблемой российско-польских отношений. Эта проблема интересовала его по нескольким причинам. Во-первых, эсеры сотрудничали с польской партией социалистов. Во-вторых, партия эсеров в польском вопросе должна была придерживаться позиции Герцена: вместе за нашу и вашу свободу. В-третьих, это было связано с Советско-польской войной 1920 года и четвертым разделом Польши в 1939 году.

В Гуверовском институте есть огромное количество подготовительных материалов, собранных Черновым. Судя по всему, он собирался написать большую книгу о русско-польских отношениях начиная с IX века и кончая событиями, произошедшими после Второй мировой войны. Чернов считал, что до конца XVIII века между русскими и поляками не существовало национальной вражды. Безусловно, случались взаимные вторжения, но это были обычные взаимоотношения, характерные для соседних европейских стран. В конце XVIII века произошло событие, которое Чернов охарактеризовал так: сели за стол две немки и один немец и решили разделить Польшу (он имеет в виду Екатерину II, Фридриха II и Марию Терезию).

Этот раздел заложил основу раскола и вражды между двумя крупнейшими славянскими народами — западными и восточными славянами. Политика, которую проводило правительство Польши, по мнению Чернова, также способствовала ухудшению отношений. Поэтому он считал, что выступление Герцена во время польского восстания в 1863 году, тот лозунг, который Герцен тогда произнес, мог бы помочь сближению поляков и русских, преодолению национальной вражды.

Но накануне Первой мировой войны произошло событие, изменившее взаимоотношения двух партий, — выступление Пилсудского в Париже на заседании Географического общества. Он сказал такое, что Чернов не смог ему простить: если начнется мировая война, то поляки будут воевать вместе с Австро-Венгрией против России.

Чернов подчеркивал, что Советско-польская война, раздел Польши в 1939-м году и польская политика Сталина в ходе Второй мировой войны и в первые послевоенные годы не способствовали решению вопроса об улучшении отношений двух стран. Он говорил о необходимости коренного перелома, после которого два славянских народа начали бы жить в дружбе. По его мнению, должна быть демократическая Польша и демократическая Россия.

Кандидат исторических наук, доцент Александр Федоренко:

Разлад с Пилсудским был связан с тем, что у польских социалистов тогда превалировали националистические черты, они изменили интернационалистическим идеалам. Дальнейшая судьба Пилсудского — судьба крайнего националиста.

Марксизм

Доцент НИУ «Высшая школа экономики» Павел Кудюкин:

Из всех революционеров Чернов был самым ярым марксистом, но при этом его марксизм не догматичен. В отличие от многих других, он умел смотреть на это учение не только изнутри, но и со стороны, замечать недостатки, критиковать, видеть зародыши тоталитарной тенденции (и этот вопрос продолжает нас волновать и сегодня). Чернов интересовался тем, насколько тоталитарные тенденции связаны с некими национальными особенностями, а в какой степени это заложено в самой теории. Он отмечал, что марксизм в этом отношении достаточно противоречив, и говорил о возможности существования самых разных тенденций развития, заложенных в нем самом.

Это интересная проблема, которая в недостаточной мере осмыслена — попробовать проанализировать марксизм не только извне, но и марксистским методом восхождения от абстрактного к конкретному. Как он развивается от начальной постановки проблем самим Марксом, как переходит к катехезианскому марксизму Второго интернационала, связанному с деятельностью Каутского, Плеханова и Бухарина, и как он догматизируется в советской ортодоксии, когда даже ссылки на цитаты строго контролируются. Естественно, помимо инволюции мысли, в СССР были и другие тенденции, по политическим обстоятельствам уходившие в сферу высокой философской теории, эстетики, как у Лившица и Ильенкова.

В мировой практике шли активные дискуссии, и поиски и работы Чернова органично в них вписываются. У него есть преимущество: он осмысливает ситуацию не из центра капиталистического мира, а из России переходного периода, где существовали различные противоречия не только развитого капитализма, но и капитализма развивающегося. Это позволило Чернову сформулировать богатую идею о конструктивных и разрушительных тенденциях развития капиталистического строя, предвосхитив идеи зависимого развития, периферийных экономик и мир-системного анализа.

Его мысли перекликаются с идеями крупных теоретиков, осмысливающих марксизм критически: Антонио Грамши, Карло Россели (автор книги «Либеральный социализм») и Анри де Мана (автора книги «По ту сторону марксизма»). Эволюция этих людей проходила по-разному. Россели был последовательным антифашистом, погиб от руки французских кагуляров, а де Ман эволюционировал к коллаборации и переосмыслению марксизма. Он слишком поверил в организационные возможности капитализма, положившись на апологию объективного хода исторического процесса. Это всегда оспаривал Чернов, считавший, что марксизм должен быть скорректирован и дополнен этической оценкой исторического процесса.

Можно назвать другие имена марксистов и околомарксистов — Ставар, Калецкий, Ланге, — работавших в том же направлении. Их занимал вопрос о том, что может предложить демократический социализм здесь и сейчас, а не просто как корректировка капитализма, в перспективе его преодоления. Чернов во многих работах говорил о неполноте понятий демократии и социализма друг без друга. Как говорил Бакунин, «социализм без свободы — это скотство».

Поэзия и сатира

Кандидат исторических наук, доцент кафедры политической социологии РГГУ Анна Голосеева:

Чернов оставил значительный след не только в политике и экономике, но и в других областях. Например, известны его социологические работы. Историки русской социологии причисляют Чернова ко второму поколению русской субъективной школы. Он не был чужд и литературному творчеству — начал писать стихи еще в гимназии. Его первый поэтический опыт был связан с Русско-турецкой войной. В своих мемуарах Чернов писал, что патриотически-религиозное настроение у него быстро закончилось и он увлекся Некрасовым, стал писать стихи про Марата, Робеспьера и других. В четвертом классе будущий революционер начал издавать собственный рукописный журнал «Искорка».

Несмотря на то что юношеские поэтические эксперименты не являются чем-то уникальным, Чернов впоследствии эту стезю не оставил. Всплеск литературной деятельности произошел у него в период эмиграции. Начиная с 1911 года он активно сотрудничает с журналом «Современник» и становится одним из его постоянных авторов. Помимо политики эсер выступает как критик, полемизируя с модернистами.

Есть несколько интересных рецензий Чернова, получивших высокую оценку Горького. В частности, революционер написал большую рецензию на роман Зинаиды Гиппиус «Чертова кукла». Он не поддерживал эстетику Серебряного века, это декадентство, упор на чувство, излом.

Чернов однозначно отстаивал идеалы русского освободительного движения. С 1912 года он вместе с Ивановым-Разумником издает журнал «Заветы», отражавший идеологию эсеров. Многие специалисты помнят это издание, но мало кто ассоциирует его с Черновым.

Накануне Первой мировой войны Чернов занимается поэтическими переводами. Его любимый поэт — Эмиль Верхарн. Его привлекает все, что связано с его страстностью, бунтарской энергией. Часто в стихах Верхарна появлялась урбанистская эстетика, когда серый страшный город уничтожает деревню, и вся эта эстетика была близка Чернову. С начала века до 1914 года революционер перевел порядка сорока его стихов — в некоторых случаях он до сих пор остается единственным переводчиком. В 1919 году в Петрограде вышла книга Верхарна «Живая жизнь», полностью переведенная Черновым.

Он занимался и политической сатирой — политическими райками, сатирическими произведениями на актуальные темы. Например, Чернов написал раек «Буря в стакане воды», посвященный большевикам. Полностью текст не сохранился, но он упоминается, например, в письме Ленина Горькому: «Чернов написал на нас пасквиль, мало того, они его еще и поставили».

Последний раек эсера, написанный в 1937 году называется «Всем сестрам по серьгам». В нем представлена вся эмиграция (в том числе и сам Чернов), а также Ежов и красноармейцы. В этом произведении он в грустно-иронической форме преподает урок и пытается проанализировать текущую ситуацию: в оппозиции постоянная грызня, мелкие склоки, неспособность к диалогу, никто не может договориться, обиды, люди не подают друг другу руки. В итоге Чернов показывает, что в итоге они все стали «бывшими», а во главе теперь стоит красноармеец с ружьем. Тут можно увидеть параллели с современностью.

Чернов и земля

Вице-президент по международным вопросам Независимого московского университета (МЦНМО-НМУ), внук Чернова Алексей Сосинский:

Я общался со своим дедом регулярно с 1948 по 1952 год. То, что я могу рассказать, наверное, представляет не очень большой интерес, но все же. В те времена он был очень сильным и до 1950-го года здоровым человеком, небольшого роста, крепкий.

В его чертах отражаются и его политические воззрения. Например, он очень любил и понимал землю, трогал ее руками и высказывался о ней. Чувство близости к природе, любовь к воде — Волга в жизни Чернова была определяющей. За границей Гудзон никак не мог заменить ему эту русскую реку, но он полюбил более чуждое ему морское побережье. Мне было 14-15 лет, и политика меня не интересовала, поэтому он не общался со мной на эти темы. Мы говорили с ним о поэзии. Я знал русскую и французскую, а дед переводил Верхарна.

Важной остается тема аграрной политики и актуальных идей Чернова в этой области. Если бы им интересовались до и во время перестройки, если бы нашлись люди, воспринявшие его идеи, то аграрное хозяйство России могло развиваться совершенно иначе. Кстати, есть одна страна, где идеи Чернова были реально воплощены — это Израиль. Сейчас в России такое время, когда нет надежды на то, что идеи моего деда могут быть восприняты. Хотя, возможно, в случае резких изменений в стране, они вновь окажутся актуальны и востребованы.

Террор и демократия

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС Константин Морозов:

Чернов был одним из сторонников и инициаторов террористической тактики в партии эсеров и остался таковым после революции, в 1918 году. Он формулировал эту концепцию вместе с Гершуни. В отличие от народовольцев, сделавших террор своим главным оружием против царя от безысходности (они оказались в вынужденной изоляции, без опоры на массы), террор для Гершуни и Чернова стал вспомогательным средством, расшатывающим режим, вдохновляющим революционеров, а также орудием самообороны.

Особенно это заметно по тюремному террору. В список потенциальных жертв попадали начальники тюремного ведомства, министры МВД, все, кто позволял рукоприкладство по отношению к политзаключенным. Есть очень интересная история, случившаяся в одесской тюрьме в 1906 году, где появился новый начальник тюрьмы и затянул гайки. Все политзаключенные эсеры писали на волю «убейте, пожалуйста, начальника тюрьмы», анархисты своим писали «убейте как можно быстрее», а социал-демократы, которые были против террора, писали «помогите эсерам и анархистам убить начальника тюрьмы». Такая практика в местах заключения продолжалась до 1911 года. Главное в тактической концепции Чернова и эсеров заключалось во всенародном вооруженном восстании, а не терроре.

Понятно, почему возникает резонанс между понятиями «демократия» и «террор». Но это начало ХХ века, а тогда весь Второй интернационал признавал право эсеров на террор против абсолютистской монархии. Толстой говорил: «вы знаете мои взгляды, но то, что делают эсеры, убивая министров, это рационально». Царизм за несколько десятилетий бодания с интеллигенцией и народом всех ожесточил.

Социалисты-революционеры старались избегать случайных жертв, но это относится к боевой организации эсеров, совершившей 11 акций за десять лет. Большую часть терактов осуществили низовые организации при фабриках и заводах — там степень разборчивости была совершенно другая. Это рабочие-эсеры, часть которых потом ушла к анархистам, их душила ненависть к буржуазии, а анархисты тогда в Европе взрывали все, что хоть как-то связано с буржуазией. С этой точки зрения настроения рабочих шли снизу, а руководство социалистов-революционеров старалось с этим бороться.

Когда партия в 1903 году насчитывала две-три тысячи человек, это удавалось, а когда в 1905 и 1906 годах их стало 60 тысяч — это уже совсем другая история. В организацию пришли совершенно иные по своим привычкам люди. В знаменитом письме народовольцев по поводу убийства анархистом американского президента они писали, что политическое убийство в стране, где есть выборы, является проявлением деспотизма, с которым они борются. Эсеры всегда говорили, что как только будет заявлено о выборах и можно будет обходиться без насилия, они прекратят террор.

Ленин и Сталин — вожди международного пролетариата, великие продолжатели дела и учения Маркса и Энгельса

Непобедимая сила и жизненность рабочего движения, социализма сказались в том, что после смерти Маркса и Энгельса это движение выдвинуло на историческую арену двух могучих гигантов, корифеев научной мысли — Ленина и Сталина. О величии и значении той или иной исторической эпохи судят по величию и значению событий, происшедших в эту эпоху. Об исторических деятелях, их величии, значении и роли судят по величию дел, ими свершенных, по их роли в событиях, в историческом движении, которое они возглавляют, по мощи того влияния которое они оказывают на это движение.

Эпоха Ленина и Сталина — самая значительная, самая богатая во всемирной истории по значимости и богатству событий, по огромности людских масс, участвующих в движении, по темпам поступательного развития, по глубине совершенного и совершаемого переворота.

Всемирно-историческая заслуга Ленина и Сталина состоит прежде всего в том, что они дали гениальный научный анализ новой стадии капитализма — империализма, вскрыли закономерности его развития, указали и научно обосновали задачи рабочего класса, разработали теорию, стратегию и тактику социалистической революции, пути завоевания диктатуры пролетариата и строительства социализма и коммунизма, создали партию нового типа — великую партию большевиков. Ленин и Сталин дали научное обобщение всех событий нашей эпохи и философское обобщение того нового, что добыла наука за период после смерти Энгельса. Ленин и Сталин отстояли чистоту учения Маркса от опошления его оппортунистами всех мастей и, опираясь на основные принципы марксизма, всесторонне, творчески развили его дальше, создав ленинизм как марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Ленин открыл закон неравномерного экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма. Ленин и Сталин создали новую теорию пролетарской революции, учение о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой, стране и привели рабочий класс России к победе социализма.

Враги большевизма — меньшевики, троцкисты и т. п. — хватались за устаревший вывод Маркса и Энгельса о невозможности победы социализма в одной стране, обвиняли Ленина, а затем и Сталина в отступлении от марксизма. Ленин и Сталин трезво учли изменившуюся историческую обстановку и заменили вывод Маркса и Энгельса о невозможности победы социализма в одной стране — вывод, переставший соответствовать изменившимся условиям, — новым выводом, выводом о том, что одновременная победа социализма во всех странах стала невозможной, а победа социализма в одной, отдельно взятой, капиталистической стране стала возможной.


«Что было бы с партией, с нашей революцией, с марксизмом, если бы Ленин спасовал перед буквой марксизма, если бы у него не хватило теоретического мужества откинуть один из старых выводов марксизма, заменив его новым выводом о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой, стране, соответствующим новой исторической обстановке? Партия блуждала бы в потемках, пролетарская революция лишилась бы руководства, марксистская теория начала бы хиреть. Проиграл бы пролетариат, выиграли бы враги пролетариата». («История ВКП(б), Краткий курс», стр. 341.

Революционное творчество масс создало в революции 1905 г. 1917 гг. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Ленин открыл в Советах новую, наилучшую форму диктатуры рабочего класса и тем самым творчески обогатил, развил марксизм. «Что было бы с партией, с нашей революцией, с марксизмом, если бы Ленин спасовал перед буквой марксизма и не решился заменить одно из старых положений марксизма, сформулированное Энгельсом, новым положением о республике Советов, соответствующим новой исторической обстановке? Партия блуждала бы в потемках, Советы были бы дезорганизованы, мы не имели бы Советской власти, марксистская теория потерпела бы серьезный урон. Проиграл бы пролетариат, выиграли бы враги пролетариата». («История ВКП(б), Краткий курс», стр. 341).

Для успеха революции, после того как созрели ее объективные предпосылки, нужны не только ясные, понятные массам лозунги, выражающие их думы, чаяния, стремления, но также и правильный выбор момента вооруженного восстания, когда революционная ситуация созрела. Выступив раньше времени, можно обречь пролетарскую армию на поражение; упустив момент, можно было все проиграть. В известном письме к членам ЦК партии накануне Октябрьского восстания Ленин писал:


«Я пишу эти строки вечером 24-го, положение донельзя критическое. Яснее ясного, что теперь, уже поистине, промедление в восстании смерти подобно… теперь все висит на волоске… Решать дело сегодня непременно вечером или ночью.

История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя терять много завтра, рискуя потерять все… Правительство колеблется. Надо добить его во что бы то ни стало!

Промедление в выступлении смерти подобно». (В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 203, 204).

Ленин и Сталин — гении революции, ее величайшие вожди. Благодаря их мудрому и умелому руководству пролетарское восстание 25 октября 1917 г. победило быстро и с минимальными жертвами. Ленинско-Сталинское руководство рабочим классом было необходимым условием победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Товарищ Сталин говорит о Ленине, что он был «поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Никогда он не чувствовал себя так свободно и радостно, как в эпоху революционных потрясений… никогда гениальная прозорливость Ленина не проявлялась так полно и отчётливо, как во время революционных взрывов. В дни революционных поворотов он буквально расцветал, становился ясновидцем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони». (И. В. Сталин, О Ленине, 1949, стр. 49). Это же относится в полной мере и к товарищу Сталину, величайшему гению революции, ее стратегу и вождю.

Ленин и Сталин вошли в историю не только в качестве творцов теории ленинизма, но и как основоположники, организаторы коммунистической партии и первого в мире социалистического государства. Советскому народу пришлось преодолевать величайшие трудности в строительстве социалистического общества при относительной отсталости страны и в условиях капиталистического окружения. Роль партии большевиков и ее вождей Ленина и Сталина в строительстве социализма состояла в том, что они, опираясь на научную теорию, на глубочайшее знание законов общественного развития, законов строительства социализма, указали верные, надежные пути и средства преодоления трудностей строительства социализма, мобилизовали и организовали массы.

Советский народ строил социализм впервые. Многочисленные враги стремились сбить народ с правильного пути, посеять у него неверие в свои силы, в способность построить социализм. Не разгромив врагов народа — троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, националистов, — не разоблачив, не развенчав их подлых «теорий» и провокаторских политических установок, их стремления подорвать монолитное единство партии, нельзя было построить социалистическое общество. Мудрая ленинско-сталинская политика, беспощадная борьба с врагами партии обеспечили победу социализма в нашей стране. Вдохновителем и организатором этой борьбы с врагами партии, врагами социализма был великий Сталин. После смерти Ленина он сплотил, объединил кадры партии на осуществление заветов Ленина.

Мудрость и прозорливость Сталина и его железная, несгибаемая воля дали возможность советскому народу осуществить индустриализацию страны в кратчайший исторический срок. Опираясь на мощную социалистическую индустрию, советский народ смог отстоять страну социализма в Отечественной войне и победить врага. Нельзя было победить врага, если бы в СССР не было достаточно хлеба, если бы не произошла великая революция в сельском хозяйстве — коллективизация крестьянского хозяйства на основе передовой техники. Коллективизация крестьянского хозяйства была осуществлена на основе ленинско-сталинской теории, под руководством Сталина.

Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием советского социалистического строя, его жизненной силы, испытанием для партии и для советского народа. И это испытание было выдержано с честью. Победил великий советский народ, руководимый партией большевиков и светлым, благородным гением Сталина. Советский народ знал свои силы, он знал и верил, что товарищ Сталин, который провел наш государственный корабль через все трудности гражданской войны и строительства социализма, приведет его к победе и над фашистскими агрессорами.

Подобно тому как гражданская война 1918—1920 гг. родила героев и выдающихся полководцев, Великая Отечественная освободительная война против германского фашизма родила массовый героизм и выдвинула целую плеяду выдающихся, первоклассных полководцев, воспитанников Сталина.

В моменты великих испытаний с особенной ясностью сказывается роль подлинного вождя. Когда враг в 1941 г. вторгся в пределы социалистического отечества, обстановка создалась трудная и сложная. Оценить правильно обстановку, взвесить силы врага и силы собственного народа, показать народу глубину грозящей опасности и указать средства, пути к победе, сплотить миллионы, возглавить их борьбу — это было сделана товарищем Сталиным, и в этом великая заслуга вождя. Каждое выступление товарища Сталина, каждый его приказ имели огромное вдохновляющее, мобилизующее, организующее значение. Сталин будил ненависть к врагу, любовь к родине, к народу. Сталину принадлежит заслуга создания новой военной науки, науки побеждать врага. На основе сталинской военной стратегии и тактики под руководством товарища Сталина наши полководцы — маршалы, генералы, адмиралы — разрабатывали оперативные планы, претворяли их в жизнь, добивались победы. Гений Сталина вдохновлял и напутствовал бойцов на подвиги, поддерживал и умножал силы миллионов тружеников тыла и воинов на фронтах.

Сила подлинного пролетарского вождя состоит в том, что он сочетает величайшую теоретическую мощь с огромным практическим, организаторским опытом. Сталин — корифей марксистско-ленинской науки. Он владеет знанием законов общественного развития, знанием природы классов, партий, их руководителей. Знать — значит предвидеть. Подобно Ленину Сталин обладает даром величайшего научного предвидения и проникновения в суть событий. Он видит глубже, чем кто-либо, и не только то, как события развертываются сегодня, но и то, в каком направлении они будут развертываться в будущем.

Сталин вооружил нашу партию, советский народ программой осуществления постепенного перехода от социализма к коммунизму. Он дал глубокий анализ и указал перспективы международного коммунистического движения.

Сталин — вождь великой партии, великого народа. Его сила в тесной, неразрывной связи с народом, в безграничной Любви к нему сотен миллионов простых людей, трудящихся всего мира. Сталин олицетворяет морально-политическое единство советского народа. Он воплощает и выражает то великое мудрое, что есть в советском народе: его светлый, ясный ум, его стойкость, мужество, благородство, его несгибаемую волю! Народ видит и любит в Сталине воплощение своих лучших качеств.

Характеризуя типы вождей, товарищ Сталин писал:

«Теоретики и вожди партий, знающие историю народов, проштудировавшие историю революций от начала до конца, бывают иногда одержимы одной неприличной болезнью. Болезнь эта называется боязнью масс, неверием в творческие способности масс. На этой почве возникает иногда некий аристократизм вождей в отношении к массам, не искушённым в истории революций, но призванным ломать старое и строить новое. Боязнь, что стихия может разбушеваться, что массы могут «поломать много лишнего», желание разыграть роль мамки, старающейся учить массы по книжкам, но не желающей учиться у масс, — такова основа этого рода аристократизма.

Ленин представлял полную противоположность таким вождям. Я не знаю другого революционера, который так глубоко верил бы в творческие силы пролетариата и в революционную целесообразность его классового инстинкта, как Ленин. Я не знаю другого революционера, который умел бы так беспощадно бичевать самодовольных критиков «хаоса революции» и «вакханалии самочинных действий масс», как Ленин…

Вера в творческие силы масс — это та самая особенность В деятельности Ленина, которая давала ему возможность осмыслить стихию и направлять её движение в русло пролетарской революции». (И. В. Сталин, О Ленине, 1949, стр. 47-48, 49).

Безграничная вера в творческие силы миллионных народных масс характеризует и товарища Сталина как вождя советского народа, как вождя международного пролетариата.

«Все поражает в этом великом человеке, — пишет А. Н. Поскребышев. — Его глубокая, не знающая компромиссов принципиальность при решении важнейших и сложнейших вопросов, в которых запутывались очень многие умы, удивительная ясность и строгость мышления, непревзойденное умение схватить в вопросе основное, главное, новое, решающее, от чего зависит все остальное. Колоссальный энциклопедический запас знаний, все время пополняемых в процессе творческого, созидательного труда. Безграничная работоспособность, не знающая устали и срывов. Беспредельная отзывчивость на все явления жизни, на такие, мимо которых проходят даже очень вдумчивые люди. Многократно доказанная, ему одному присущая способность исторического предвидения. Стальная воля, ломающая все и всякие препятствия для достижения раз намеченной цели. Большевистская страстность к борьбе. Полнейшее бесстрашие перед личными опасностями и пород крутыми, чреватыми серьезными последствиями, поворотами истории». (А. Поскрёбышев, Учитель и друг человечества. Сб. «Сталин. К шестидесятилетию со дня рождения», изд. «Правда», 1939, стр. 173-174).

«Он, как и Ленин, олицетворяет глубочайшую любовь к человеку и беззаветную борьбу за его полное освобождение, за его счастье, — пишет А. И. Микоян.— Сталину чужды всякая мягкотелость и терпимость к врагам народа. Сталин осторожен и расчетлив, когда надо принимать решение. Сталин смел, мужественен и неумолим, когда вопрос решен и надо действовать. Раз цель поставлена и борьба за нее начата — никакого отклонения в сторону, никакого рассеивания сил и внимания, пока главная цель не достигнута, пока победа не обеспечена. У Сталина железная логика. С непоколебимой последовательностью одно положение вытекает из другого, одно обосновывает другое… Путь ко многим блестящим победам большевизма лежит через временные поражения. В такие моменты все личные качества Сталина, как человека и революционера, поражают окружающих. Он бесстрашен и смел, он непоколебим, он хладнокровен и расчетлив, он не терпит колеблющихся, нытиков и хныкающих. И после победы он также сохраняет спокойствие, увлекающихся сдерживает, не дает почивать на лаврах; он превращает одержанную победу в трамплин для достижения новой победы». (А. Микоян, Сталин – это Ленин сегодня. Сб. «Сталин. К шестидесятилетию со дня рождения», изд. «Правда», 1939, стр. 75-76).

Ясность и определенность, правдивость и честность, бесстрашие в бою и беспощадность к врагам народа, мудрость и неторопливость при решении сложных вопросов, безграничная любовь к своему народу, преданность международному пролетариату как величайшей революционной силе современности — вот основные отличительные черты Ленина и Сталина как исторических деятелей нового типа, как вождей коммунистического движения, как народных героев нашей великой эпохи.

Ленин писал о народных героях и их исторической роли: «А такие народные герои есть. Это — люди, подобные Бабушкину. Это — люди, которые не год и не два, а целые 10 лет перед революцией посвятили себя целиком борьбе за освобождение рабочего класса. Это — люди, которые не растратили себя на бесполезные террористические предприятия одиночек, а действовали упорно, неуклонно среди пролетарских масс, помогая развитию их сознания, их организации, их революционной самодеятельности. Это — люди, которые встали во главе вооруженной массовой борьбы против царского самодержавия, когда кризис наступил, когда революция разразилась, когда миллионы и миллионы пришли в движение. Все, что отвоевано было у царского самодержавия, отвоевано исключительно борьбой масс, руководимых такими людьми, как Бабушкин. Без таких людей русский народ остался бы навсегда народом рабов, народом холопов. С такими людьми русский народ завоюет себе полное освобождение от всякой эксплуатации». (В. И. Ленин, Соч., т. 16, изд. 4, стр. 334).

Свержение царизма, власти помещиков и капиталистов, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание социалистического общества в СССР — все это достигнуто героической, самоотверженной борьбой народных масс, руководимых коммунистической партией и ее вождями Лениным и Сталиным.

Историческая роль великих вождей рабочего класса состоит в том, что они благодаря своему опыту, знанию законов общественного развития мудро руководят борьбой рабочего класса и ускоряют историческое движение, обеспечивают достижение главной цели — коммунизма.

* * *

Итак, исторический материализм учит, что не отдельные личности, герои, вожди, полководцы, оторванные от народа, а народ, трудящиеся массы являются главным творцом истории общества. Вместе с тем исторический материализм признает огромную роль выдающихся личностей, передовых, прогрессивных деятелей в истории, в развитии общества. Передовые общественные деятели, понимающие условия жизни своей эпохи и назревшие исторические задачи, ускоряют своей деятельностью ход истории, облегчают решение назревших исторических задач. Великий Сталин учит коммунистические партии быть бдительными, охранять своих вождей, руководителей.

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Ленин: портрет вождя русской революции

Ульянов — Ленин

За семьсот километров от Москвы, в Симбирске, небольшом волжском городке в самом сердце России, 22 апреля 1870 года появился на свет Владимир Ильич Ульянов, будущий Ленин. В семье Ульяновых было шестеро детей. Это была обеспеченная, дружная и, вопреки утверждениям официальной биографии, далекая от жизни простого народа семья.

Отец Ленина, Илья Николаевич, занимал важный пост инспектора народных училищ. Он поддерживал отношения с самыми разными людьми, в том числе и представителями высшего класса, в связи с чем семья Ульяновых должна была вести определенный образ жизни.

Семья Ульяновых. Источник: twitter.com

В детские годы Ленин ничем не выделялся. Он прекрасно учился, много читал. Семья Ульяновых была довольно религиозной. Илья Николаевич никогда не занимался политикой и в революционной деятельности участия не принимал. Он умер, когда Владимиру было шестнадцать лет. В следующем, 1887 году, семью Ульяновых ждал еще один удар судьбы — за участие в подготовке покушения на царя в Петербурге был арестован Александр, старший брат Ленина.

Александра Ульянова приговорили к смерти, и 8 мая 1887 года он и пятеро его товарищей были повешены в стенах зловещей Шлиссельбургской крепости, расположенной у истока Невы, близ Петербурга.

Казнь старшего брата оказала глубокое влияние на молодого Ленина. По мнению историка Николая Валентинова, мир никогда бы не узнал о Ленине, если бы не казнили Александра. Возмущенный казнью брата, Владимир стал революционером. Его арестовали и заключили в тюрьму, а потом на два года выслали в Сибирь, в село Шушенское.

Владимир Ленин — достойный ученик Маркса

В 1900 году Владимир Ульянов выехал за границу (он вернется на родину только через семнадцать лет). Взял себе псевдоним Ленин и поселился в Женеве, где находилось большинство российских революционеров, уехавших из страны. Там Владимир занимался созданием Российской социал-демократической партии. Именно в Швейцарии он сформулировал свою доктрину: отказ от демократии и диктатура пролетариата при руководящей роли его партии. Ленин свободно публиковал свои статьи и выступал на конференциях. Власти не чинили ему никаких препятствий. Полиция завела на него дело, которое хранилось в Берне. Его считали законопослушным эмигрантом, соблюдавшим законы принявшей его страны.

Люди, которые знали Ленина, утверждали, что у него была фанатическая уверенность в возможность изменить государственный строй России. Свои взгляды, неоднократно изложенные в статьях и брошюрах, он навязывал и другим. Однако большинство российских социал-демократов, особенно меньшевиков, возглавляемых Мартовым, не было с ним согласно.

В 1905 году положение в России изменилось. Восставшие матросы подняли красный флаг на броненосце «Потемкин», положив начало стихийному народному восстанию. Ленин отнесся к революции скептически. Он ждал, пока она закончится, чтобы осенью вернуться на родину.

В январе 1906 года царское правительство жестоко подавило революцию. Репрессии и горечь поражения были настолько сильными, что даже самые убежденные революционеры усомнились в правильности своих идей. Ленин, сделав из этого вывод, что революцию не может «творить» народ, это работа для профессионалов, немедленно вернулся обратно в Европу.

Прожив некоторое время во Франции, он в конце 1912 года переехал в Польшу, оккупированную Австро-Венгрией, и обосновался в Кракове, недалеко от польско-российской границы.

В августе 1914 года в Европе началась Первая мировая война. 7 августа Ленина арестовали по обвинению в шпионаже в пользу России, но вскоре при содействии польских социал-демократов отпустили. В это время он почти потерял веру в возможность свершения революции. Об этом свидетельствует его речь, с которой он выступал в Швейцарии в январе 1917 года, прямо заявляя, что старые большевики вряд ли доживут до революции.

Ленин в гриме во время последнего подполья. Источник: pxhere.com

О том, что революция в России состоялась, Ленин узнал из газет. В апреле 1917 года, воспользовавшись помощью германских властей, он вместе с другими большевистскими вождями поездом выехал из Швейцарии в Россию. Прибыв в Петроград, Ленин не мог поверить своим глазам — его ждали тысячи рабочих и солдат. Он немедленно выступил с призывом к мировой социалистической революции, в которую не верил еще несколько недель назад.

В.И. Ленин: уроки революции

Хаос, бушевавший в России, и невозможность Временного правительства справиться с ним были на руку Ленину. Свою роль сыграла и провозглашенная в стране свобода слова. Большевики миллионными тиражами стали печатать пропагандистские брошюры, издавать десятки газет, разжигавших революционные настроения.

В июле 1917 года глава Временного правительства Александр Керенский отдал приказ об аресте Ленина по обвинению в шпионаже. Ленин перешел на нелегальное положение. Он взял фамилию Иванов и стал носить парики и накладные усы. Ленин и его соратник Зиновьев нашли себе прибежище в Финляндии. Они скрывались в шалаше в деревне под названием Разлив всего лишь в трех километрах от границы. Позже их приютил крестьянин-большевик.

В октябре 1917 года в Петрограде вспыхнуло вооруженное восстание. Ленин решил, что пришло время все поставить на карту. Он немедленно покинул Финляндию и отдал приказ о взятии знаменитого Зимнего дворца, где заседало Временное правительство. Те, кто принимал в этом участие, свидетельствовали, что свергнуть Временное правительство оказалось очень легко. Восставшие не встретили ни малейшего сопротивления. Правительство сдалось практически сразу.

Действия Ленина принесли свои плоды. Несмотря на то, что большевики находились в меньшинстве, как в стране, так и в революционном движении, они отличались решительностью и организованностью. Благодаря своим верным сторонникам Ленин возглавил первое в мире правительство рабочих и крестьян.

Но что же в это время происходило на фронте? Армия разваливалась. Те солдаты, которые не дезертировали, братались с немцами. Для того, чтобы сохранить власть, Ленин решил заключить мир с Германией, несмотря на то что большая часть партийного руководства его не поддержала. Переговоры в Брест-Литовске велись быстрыми темпами. Благодаря директиве, полученной от Ленина, мир должен был быть подписан любой ценой. Россия соглашалась на все требования Германии.

Брестский мирный договор, продразверстка, непрекращающаяся Гражданская война не давали советской власти проявиться в полную силу. Она по-прежнему оставалась в опасности. Ленин принял решение ужесточить меры — начать террор. Была создана специальная карательная армия, которая имела целью провести пролетаризацию — насильственными способами превратить крестьян в пролетарии целыми селами.

Следующим шагом Ленина на посту председателя СНК стал запрет забастовок и профсоюзов. По этому поводу в феврале 1920 года в статье, опубликованной в газете «Правда», он написал, что «самое лучшее место для забастовщиков, этих вредителей, — это концентрационный лагерь». По стране прокатилась волна массовых облав и арестов забастовщиков и потенциальных врагов революции.

Ленин в Горках, 1922 год. Источник: pinterest.com

Что касается внешней политики, то у Ленина еще со времен первой эмиграции была одна честолюбивая мечта — мечта о мировой революции. В 1919 году под его руководством был основан Коммунистический интернационал — международная организация, которая должна была изменить ход истории. Однако покорить Европу, промчавшись по ней на коне и с красным флагом в руке, Ленину не удалось.

Сорок километров от Москвы. Горки. Начиная с 1921 года, Ленин проводил здесь, в изоляции от мира, почти все свое время. Атеросклероз мозга вызвал паралич, периодически он даже терял сознание. О здоровье вождя революции советские граждане практически ничего не знали. Рядом с Владимиром Ильичом находились только его ближайшие родственники. 21 января 1924 года Ленина не стало. Власти устроили ему пышные государственные похороны. Члены партийного руководства во главе со Сталиным приехали в Горки, чтобы торжественно проводить гроб с телом Ленина в Москву. Несмотря на лютый мороз с вождем мирового пролетариата пришли проститься сотни тысяч людей.

Владимир Ленин – вождь пролетариата, создатель СССР

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1870 года в Симбирске (ныне Ульяновск). Его отец, Илья Николаевич, много сделал для народного образования и получил генеральский чин действительного статского советника. Это давало его семье право потомственного дворянства. Он был набожным, законопослушным и очень трудолюбивым (свою необычайную работоспособность Ленин унаследовал именно от него). Мать, Мария Александровна, имела диплом домашней учительницы. Она считала себя женщиной эмансипированной, придерживалась левых взглядов, была отличной хозяйкой и матерью, обожала порядок и аккуратность, сама обучала детей иностранным языкам и музыке.

Семья Ульяновых считалась весьма зажиточной: значительная доля матери в имении Кокушкино, собственный дом в Симбирске, жалованье отца, а после его смерти – солидная генеральская пенсия. Семейный бюджет до самой своей смерти в 1916 году всегда вела Мария Александровна.

Володя был третьим ребенком в семье. Ходить он начал только в три года, в раннем детстве страдал от истерических припадков. Однако это не помешало ему стать первым учеником в гимназии, в которую он поступил в 1879 году. Директор гимназии Ф. М. Керенский высоко оценивал способности Ульянова. Володя не очень интересовался точными науками, зато история, а в дальнейшем марксизм, политэкономия, философия, статистика стали теми дисциплинами, по которым он прочитал множество книг и написал десятки томов сочинений. Благодаря матери Ульянов отлично знал немецкий язык, читал и говорил по-французски, несколько хуже владел английским. В 1887 году он окончил гимназию с золотой медалью.

Переломным моментом в биографии В. И. Ульянова считается казнь в 1887 году его старшего брата Александра, участвовавшего в подготовке покушения на Александра III. Это событие стало трагедией для всей семьи. В 1887 году Владимир поступил на юридический факультет Казанского университета, но участие в студенческих беспорядках привело к его отчислению и ссылке в материнское имение Кокушкино. Вернуться в Казань он смог лишь осенью 1888 года, а ровно через год семья Ульяновых переехала в Самару. Там Владимир познакомился с марксистской литературой и принялся за ее подробное изучение.

В 1891 году Ульянов экстерном окончил юрфак Санкт-Петербургского университета, а в 1893 году переехал в этот город и стал работать помощником присяжного поверенного. Однако в первую очередь его интересовала не юриспруденция, а вопросы государственного устройства. Уже в 1894 году Владимир формулирует политическое кредо, согласно которому русский пролетариат должен возглавить все демократические силы и путем открытой политической борьбы произвести коммунистическую революцию. В этом же году он знакомится со своей будущей женой Надеждой Константиновной Крупской.

В 1895 году Ульянов активно участвует в создании петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За это в декабре того же года он был арестован и выслан на три года в село Шушенское (Сибирь). Добившись разрешения полицейских чинов, туда же отправилась и Крупская, сосланная на три года в Уфу за свою революционную деятельность. Находясь в ссылке, в июле 1898 года Владимир Ильич венчается с Надеждой Константиновной ввиду угрозы перевода ее в другое место. На протяжении всей жизни эта женщина была его верной подругой, соратницей и помощницей.

В 1900 году Ульянов уезжает за границу, живет в Германии, Англии, Швейцарии. В Мюнхене вместе с Георгием Плехановым он начинает издавать «Искру» – первую общерусскую нелегальную марксистскую газету. Именно в письме будущего вождя Плеханову (1901) впервые появилась подпись «Ленин». Исследователи считают, что эту подпись Ульянов избрал по аналогии с одним из псевдонимов Плеханова – Волгин (в честь великой русской реки).

В период эмиграции Владимир Ильич вел образ жизни среднего буржуа. Он имел удобное отдельное жилье, любил комфорт без излишеств, заботился о своем здоровье и питании, занимался плаванием, катался на велосипеде, совершал горные прогулки, не курил, выпивал очень умеренно.

Что касается политики, то здесь Ленин исключал какие-либо человеческие чувства: благодарность, сострадание, уважение к прежним заслугам. К своим идейным противникам он не знал жалости, в дискуссиях часто допускал излишнюю грубость даже по отношению к близким и соратникам.

В 1903 году на II съезде российских социал-демократов, ознаменовавшемся расколом на большевиков и меньшевиков, Владимир Ильич возглавил первых, позже создав большевистскую партию. Революция 1905 года его застала в Швейцарии, в ноябре этого же года под чужой фамилией он нелегально прибыл в Санкт-Петербург, где жил до декабря 1907 года, руководя Центральным и Петербургским комитетами большевиков. В 1909 году Ленин знакомится с революционеркой Инессой Арманд, которая позднее стала его доверенным лицом и любовницей. Роман с Арманд стал единственным исключением из «правильной» семейной жизни вождя.

В годы Первой мировой войны В. И. Ленин, находясь в Швейцарии, провозгласил лозунг о необходимости поражения правительства с превращением империалистической войны в гражданскую. А когда он прочел в газетах новости о Февральской революции, стал готовиться к возвращению на родину.

В апреле 1917 года Ленин приезжает в Петроград. Уже на следующий день он предлагает программу перехода буржуазно-демократической революции в социалистическую под лозунгом «Вся власть Советам!». В октябре он выступает одним из главных организаторов и руководителей Октябрьского вооруженного восстания; в конце октября и начале ноября высланные по его личному распоряжению отряды способствуют установлению советской власти в Москве.

Октябрьская революция и первые репрессивные шаги правительства во главе с Лениным привели к кровопролитной Гражданской войне, длившейся до 1922 года. Она унесла жизни миллионов людей и стала национальной трагедией. Летом 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна семья Николая II. Вождь мирового пролетариата одобрил эту казнь.

С марта 1918 года жизнь Ленина тесно связана с Москвой – новой столицей России. 30 августа он был тяжело ранен эсеркой Фанни Каплан. Ответом на покушение стал так называемый красный террор. В обстановке создания первых в стране концлагерей и все новых принудительных мобилизаций в армию Ленин принимается за главное экономическое преобразование – строительство коммунизма в России. Четкой программы у него не было, а в стране царил полный хаос – рабочий контроль привел к остановке производства, поголовному воровству, угрозе голода.

По всей России директивно вводился военный коммунизм. 21 ноября 1918 года Ленин подписал декрет Совнаркома «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». Торговля была запрещена, товарно-денежные отношения заменены натуральным обменом (швейная машина за мешок зерна), введена продразверстка. Организовать снабжение населения таким образом оказалось попросту невозможно, города начали вымирать. Но Ленин предпринял следующий шаг – национализировал промышленность, в результате чего промышленное производство в России фактически замерло.

Чтобы исправить ситуацию, Ленин ввел обязательную трудовую повинность: бесплатные и чаще всего бессмысленные общественные работы, в результате которых появились новые бюрократические объединения – комитеты труда. За уклонение от повинности предусматривался расстрел. В октябре 1918 года были введены трудовые книжки «для нетрудящихся», а для трудящихся – Кодекс законов о труде, установивший трудовую повинность для всех граждан России. Все, кроме членов РСДРП(б), помимо основной работы были обязаны восстанавливать дороги, заготавливать дрова и т. д. Рабочий день увеличился до 14–16 часов.

Из-за инфляции труд чиновников и рабочих оборонных заводов стал оплачиваться продовольственными пайками. Одежда, обувь и мыло выдавались по ордерам. Среднестатистический московский рабочий в 1919 году получал 26 рублей в день (при том, что фунт хлеба на рынке стоил 170 рублей).

Общественный транспорт был бесплатным, но не работал; коммунальные платежи были отменены, но коммунальные службы бездействовали; бесплатно распространялись большевистские газеты. Экономическую политику своего правительства Ленин называл штурмовой попыткой «перейти к социалистическим основам производства и распределения».

В результате этого жестокого эксперимента потери населения в стране составили около 10 млн человек, промышленное производство сократилось к 1920 году (по сравнению с 1913-м) в семь раз, а объем железнодорожных перевозок упал до уровня 1880 года.

В 1921 году начался голод в Поволжье. Свою помощь предложили норвежский полярник Ф. Нансен, американская организация АРА и гуманитарные организации Западной Европы, но они отказались сотрудничать с большевиками. Тогда был немедленно создан Комитет помощи голодающим, членами которого стали политические оппоненты вождя Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович, писатель М. А. Осоргин и др. После того как пик голода миновал, Ленин расправился со многими из них (одни были высланы из России за «шпионаж», другие – арестованы). Экономическое положение страны становилось все хуже и хуже.

В марте 1921 года на X съезде партии Ленин выдвинул программу «новой экономической политики». Он понимал, что с введением нэпа оживятся «правые» элементы в партии, и на том же съезде ликвидировал остаточные элементы демократии в ВКП(б), запретив создание фракций. Однако нэп в области экономики немедленно дал положительные результаты – начался процесс стремительного восстановления народного хозяйства.

В это же время Ленин нанес решительный удар по Русской православной церкви. Судя по многим работам Владимира Ильича, он был убежденным атеистом и к духовенству не испытывал ничего, кроме ненависти. Церкви в директивной форме было предложено сдать драгоценности в фонд помощи голодающим. Несмотря на то, что патриарх Тихон еще раньше призвал глав епархий передать церковные ценности, за исключением священных предметов, в пользу голодающих, Ленин остался недоволен. Фонд был разогнан и начались церковные погромы. Патриарха посадили под домашний арест, а в 1922 году по указанию вождя расстреляли более 8 тысяч священников, монахов и монахинь. Большевики оскверняли храмы и святые мощи, сжигали древние иконы и книги, в щепки рубили иконостасы. Деньги, вырученные за изъятые ценности, шли не на закупку хлеба, а на шведские паровозы.

Помимо церкви у Ленина был еще один серьезный идеологический противник – интеллигенция. Владимир Ильич ненавидел ее с юных лет, несмотря на то что сам принадлежал к этому классу и работал бок о бок с партийными интеллигентами. 31 августа 1922 года в «Правде» было опубликовано «Первое предупреждение», называвшее «опорные пункты буржуазной интеллигенции»: высшая школа, художественная литература, публицистика, издательская деятельность, философия, кооперация, агрономия, медицина… («наиболее активные элементы выселяются в северные губернии, часть за границу»). Осенью 1922 года началось активное развитие этой кампании.

По прямому указанию вождя за границу были высланы российские деятели науки и культуры. Борис Пастернак охарактеризовал Ленина очень емко: «Он управлял теченьем мысли, и только потому – страной». Теченьем мысли кухарки, но не философа. В этом и состояла основная причина гонений на интеллигенцию. «Философский пароход» (русские ученые и писатели плыли на немецком судне), высланный на Запад, был один, а на Север вскоре вереницей потянулись «философские эшелоны».

Что касается национального вопроса, то здесь Ленин настаивал на вполне демократическом «праве наций на самоопределение». В декабре 1922 года он выступил создателем СССР – государства нового типа, не имевшего прецедента в мировой истории.

25 мая 1922 года вождя настиг первый удар: правую сторону тела парализовало, речь была утрачена. Сразу же после этого в партии началась борьба за власть. Троцкий и Сталин претендовали на роль лидеров государства. Осенью Ленин постепенно начал возвращаться к делам, но в декабре 1922 года его подкосил новый удар.

Уже в начале 1923 года Владимир Ильич был серьезно озабочен возможным расколом в ЦК. Он пришел к выводу, что заменить его мог бы только коалиционный орган. В своем «Письме к съезду» (так называемом «Завещании Ленина») он охарактеризовал всех ведущих деятелей ЦК и предложил сместить с поста генсека Сталина. Второй проблемой Ленин считал слишком разросшийся и совершенно бесполезный бюрократический аппарат, малограмотный и непрофессиональный. Но рекомендации вождя по усилению рабочего контроля над государственным аппаратом не могли должным образом изменить ситуацию.

В последних своих работах Ленин вполне закономерно и трезво писал о необходимости «признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм», осознавая свой провал. Третий приступ 9 марта 1923 года лишил его рассудка, фактически превратив в живой труп. С необычайным мужеством и упорством он боролся со своей неизлечимой болезнью. Все это время его поддерживала Крупская, проявляя незаурядную преданность, терпение и силу духа. Для лечения советского вождя были призваны десятки докторов, лучшие медицинские светила России, Германии и других стран.

В мае 1923-го Владимир Ильич переселился в подмосковное имение Горки, где и умер 21 января 1924 года. Официальной причиной смерти вождя врачи назвали распространенный атеросклероз сосудов, связанный с их преждевременным изнашиванием, вызванным, в частности, чрезмерными нагрузками и переутомлением.

Значение:

• В. И. Ленина, бесспорно, можно назвать личностью, оценка деятельности которой варьируется от резкой критики до создания культа. Он был крупнейшим русским и советским политиком, государственным деятелем, публицистом, основоположником марксизма-ленинизма, одним из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, основателем коммунистической партии, создателем первого социалистического государства, одним из лидеров международного коммунистического движения.

• Как бы ни относились к Ленину его современники и будущие поколения, факт остается фактом: его идеология и деятельность оказали в начале XX века колоссальное влияние на всемирную историю, задав ей дальнейший вектор развития.

Что о нем говорили:

«Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Ho став одержимым максималистической революционной идеей, он в конце концов потерял непосредственное различие между добром и злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. Ленин не был дурным человеком, в нем было и много хорошего. Он был бескорыстный человек, абсолютно преданный идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал o себе. Ho исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и к нравственному перерождению, к допущению cовершенно безнравственных средств в борьбе» (Николай Бердяев).

«…Этот непривлекательный человек излучал такую внутреннюю силу, что люди быстро забывали о первом впечатлении. Поразительный эффект, который производило соединение в нем силы воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непоколебимой веры в дело, можно описать только затасканным словом «харизма». По словам Потресова, этот «невзрачный и грубоватый» человек, лишенный обаяния, оказывал «гипнотическое воздействие»: «Плеханова – почитали, Мартова – любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело, с неменьшей верой в себя» (Ричард Пайпс).

«Только Ленин мог бы вывести русских из того болота, куда он сам их завел» (Уинстон Черчилль).

Что он сказал:

«Никто не повинен в том, если родился рабом, но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но приукрашивает и оправдывает свое рабство, есть внушающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам».

«Религия дает человеку идеал. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный».

«Не бойтесь признавать свои ошибки, не бойтесь исправлять их – и вы будете на самой вершине».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >