Леклерк 2 танк

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

AMX-56 Леклерк что это такое — французский современный основной боевой танк (ОБТ). Создан концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство начато в 1992 году.

Танк Леклерк — видео

По состоянию на 2010 год, дальнейшее производство «Лёклера» не ведётся. На момент 2011 года 354 танков этого типа состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии Объединённых Арабских Эмиратов. До появления южнокорейского K2 Чёрная Пантера и японского Тип 10 считался самым дорогостоящим ОБТ.

Leclerc, производимый по заказу французского правительства фирмой GIAT Industries, получил наименование в память о генерале танковых войск времён Второй мировой войны Филиппе Мари де Отклоке, посмертно удостоенного звания маршала Франции и прозванного «Леклерком» в честь французского военачальника конца XVIII века.

Спроектированный ещё в начале 1960-х, танк AMX-30 начал устаревать к середине 1970-х. В 1977 году французские инженеры, опираясь на анализ разработок AMX-30 и иностранных ОБТ («Леопард», «Меркава» и M1 «Абрамс»), предложили проект собственного ОБТ — EPC (фр. Engin Principal de Combat). После сворачивания в 1979 году совместной франко-германской программы разработки унифицированного танка на базе «Леопарда 2», Франция приступила к реализации национального проекта. В отличие от остальных западных аналогов, в нём особое внимание уделялось развитию систем активной защиты (успех не известен), позволяющих конструктивно уменьшить массу танка путём облегчения собственно брони.

Применение автомата заряжания позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить массу брони (примерно на 7 тонн относительно сопоставимых танков других стран), а следовательно — увеличить подвижность машины. Это нетипичное решение для машин блока НАТО, но характерное для советской школы танкостроения. Хотя танковый автомат заряжания был применен, решение об оснащении «Лёклерка» таким узлом было неожиданным и сказалось на стоимости проекта.

Большое количество сложного электронного оборудования обусловило потенциально меньшую надёжность и значительную стоимость танка, что сдерживает как его массовое применение самой Францией, так и экспортные перспективы.

Производство

В 1986 году было выпущено 6 опытных образцов нового танка «Леклерк». Финансовую помощь в подготовке танка оказали ОАЭ, заинтересованные в его закупках.

В 1990 году с выпуском первой партии из четырёх «Леклерков» началось серийное производство танка, поступившего на вооружение армии Французской республики в 1992 году. Вторая и третья партии (17 танков) были отозваны по причине выявления конструктивных дефектов. При выпуске четвёртой и пятой партии эти ошибки были учтены и исправлены. В следующей серии выпущенных танков (партии 6-9) особый упор делается на широкое применение электроники в танковых информационно-управляющих системах (ТИУС). Ранее выпущенные танки будут модернизированы в соответствии со стандартами девятой партии.

В 2004 году была представлена новая, десятая, модификация этих танков, отличающаяся новой ТИУС, распознающей дружественные отряды, и новой бронёй. В третьей серии, начинающейся с десятой партии, будет выпущено 96 танков. В 2007 году в строю находилось 355 танков, 320 из них были разделены на 4 полка по 80 единиц. Общая потребность французской армии в этих танках достигает 800—1000 единиц.

2015 — новая программа модернизации, с целью повышения различных характеристик и продления ресурса танка до 2040 г.

Конструкция

Леклерк имеет классическую компоновку, с расположением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. В отличие от подавляющего большинства основных боевых танков НАТО, на «Леклерке» применён автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира. В экипаж Леклерка допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя).

Двухместная башня низкого профиля и плотная компоновка позволили уменьшить габариты танка, и использовать массу для защищенности: Леклерк на 8,4 тонны легче американского М1А2 но несёт брони на 5 тонн больше.

Начинка Леклерка может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности — считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд.
Результатом высокой насыщенности рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров («как внутри телевизора») был растиражированный в технических журналах курьез — фотографии непривычно выглядевшего боевого отделения то и дело появлялись перевернутыми вверх ногами!

Эргономику обитаемых отделений можно определить как «технический гуманизм». Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно бо́льшие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.

Броневой корпус и башня

Лобовые и боковые стенки корпуса и башни изготовлены из многослойной брони. Принципиальным шагом в обеспечении защищённости машины явилось использованье модульной конструкции бронирования лобовых частей корпуса и башни. Отдельные блоки брони с керамическими элементами могут быть легко заменены в полевых условиях при их повреждении или в случае модернизации.

Французские источники приводят следующие расчетные эквивалентные толщины лобовой брони корпуса и башни по стойкости от 120-мм американского снаряда М829A2 — 650…700-мм; от ПТУР»Тоу-2А»- 1100… 1200-мм: крыши танков от кумулятивных средств — 500..600-мм.

Вооружение

Основным оружием Леклерка является 120-мм гладкоствольная пушка модели CN-120-26, с длиной ствола 52 калибра (6240 мм), снабжённая автоматом заряжания и стабилизированная в двух плоскостях. В конструкцию башни также заложен запас для возможности установки перспективных танковых орудий калибра 140 мм.

Наведение пушки на цель осуществляется при помощи системы управления огнём (СУО), интегрированной в танковую информационно-управляющую систему. Система управления огнём включает в себя комбинированный прицел наводчика HL60, панорамный прицел командира HL70, перископические приборы наблюдения командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор пушки, автоматический метеопост, определяющий условия стрельбы, а также компьютер, обеспечивающий согласованную работу компонентов СУО и осуществляющий корректировку наводки с учётом данных метеопоста. Прицел наводчика состоит из дневного оптического канала с увеличением 3,3х и 10х, дневного телевизионного канала с увеличением 10х, ночного тепловизорного канала, лазерного дальномера и дульного визира. Прицел командира имеет лишь дневной оптический канал, с 2,5х и 10х увеличением, изображение ночного канала отводится с прицела наводчика. Система управления огнём позволяет командиру в дневных условиях вести самостоятельный поиск целей и передачу их на прицел наводчика.

Боекомплект пушки составляет 40 унитарных выстрелов, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 18 находятся в барабанной боеукладке в отделении управления, и могут быть перемещены наводчиком в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём. В состав боекомплекта танка входят выстрелы с бронебойным оперённым подкалиберным снарядом (БОПС), индекс выстрела OFL 120 F2, полетная часть из обедненного урана, и с кумулятивно-осколочным снарядом, индекс выстрела OECC, оба выстрела французской разработки, взаимозаменяемые с боеприпасами 120-мм пушки «Рейнметалл». Начальные скорости снарядов указанных выстрелов 1790 и 1100 м/с соответственно. C 2011 года в боекомплект введены осколочно-фугасный EXPL, картечный OEFC с эффективной стрельбой до 400 м. С 2016 введён снаряд HE M3M, с программируемым взрывом в трёх режимах.

Автомат заряжания размещается в кормовой части башни в изолированном отсеке, снабжённом вышибными панелями и представляет собой ленточный конвейер, обеспечивающий пушке техническую скорострельность до 15 и практическую — до 10-12 выстрелов в минуту, как места, так и в движении.

Заряжание конвейера автомата заряжания (АЗ) осуществляется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки — вращающегося барабана на 18 выстрелов, смонтированного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости сортировать снаряды по типам, поскольку автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.

Автомат заряжания отделен от мест командира и наводчика бронестенками, что повышает безопасность экипажа и живучесть танка, однако накопившаяся практика применения танков Леопард2 (Сирия), Абрамс (Ирак, иракская армия, версия группы м1а1 в целом соответствующая той что использовали США против Ирака (м1а2 современная версия армии Саудовской аравии против Йемена)), Меркава4, показывает что более чем постоянно танки теряют и экипаж, и башни и происходит разрыв корпуса. Что подтверждается многочисленными видеосвидетельствами. Леклерк так же используется в Йемене, свидетельств его поражения в силу ряда обстоятельств на 2017 год нет.

Средства наблюдения и связи

В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнём; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса «Навстар»; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет её пеленгацию. ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества контрольных приборов и упростить работу танкистов. Принципиальным является объединение всех электронных систем машины в единую сеть, которая, подобно нервной системе живого организма, призвана управлять всеми составляющими боевой машины.

Её основой служит единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки системы управления огнём (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра; перископических приборов наблюдения командира и наводчика; подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением; комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневного телевизионного канала с 10-кратным увеличением и ночного канала тепловизора «Атос» (его отвод выдает изображение и на командирский прицел); дульного визира.

Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов, СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей. Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.

С СУО сопряжены восемь перископических приборов командира, обеспечивающих круговой обзор, и три — наводчика, не только служащих для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно автоматически развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования. Для учета изгиба ствола при нагреве служит контролирующая система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом над дульным срезом и принимается датчиком на башне, оценивающим уход ствола, который компенсирует СУО.

После модернизации тепловизор «Атос», стал обеспечивать дальность обнаружения целей типа танка до 5000 м ночью и в плохую погоду.

На Леклерке устанавливается V-образный 8-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения, производства финской фирмы Wärtsilä, модели V8X 1500, развивающий максимальную мощность в 1500 л. с. при 2500 об/мин. V-8X оснащён турбокомпрессором «Гипербар», приводимым отдельным газотурбинным двигателем, который может использоваться также независимо от основного двигателя для привода электрогенератора. Следует заметить, что Леклерк — единственный в мире танк с силовой установкой «Гипербар». Наддув дизеля происходит не от выхлопных газов (турбонаддув), а приводом от отдельной турбины. Благодаря данной прогрессивной конструкции французы получили отличные тяговые характеристики, экономичность и малые размеры МТО. Двигатель размещается в моторно-трансмиссионном отделении танка вдоль его продольной оси и скомпонован в единый блок с системами охлаждения и трансмиссией.

Трансмиссия танка включает в себя пятиступенчатую автоматическую гидромеханическую коробку передач модели ESM500, бортовые механизмы поворота и тормоза. Проработанное размещение и крепление блока силовой установки позволяют осуществлять его замену всего за 30 минут.

Ходовая часть Леклерка с каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, поддерживающих катков, ленивца и расположенного в корме ведущего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески вынесены из броневого корпуса для высвобождения пространства в последнем и облегчения обслуживания подвески. Гусеница цевочного зацепления, шириной 635 мм, с резинометаллическим шарниром, обрезиненной беговой дорожкой и съёмными резиновыми башмаками для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием.

Модификации

«Блок 1» — первая партия из 50 танков, принятая на вооружение в 1992 году. По состоянию на 2010 год данные танки сняты с вооружения ВС Франции и предлагаются на экспорт.

«Блок 2»:
— Лот.6 — установлен кондиционер;
— Лот.7 — усовершенствована трансмиссия;
— Лот.8 — модернизированы электронные системы;
— Лот.9 — улучшенный прицел «Ирис» с большей дальностью обнаружения целей;
— Лот.10 — поступили на вооружение ВС Франции под обозначением S-XXI в 2007 году и состоят на вооружении четырех полков.

«Тропик» — экспортная версия танка для ВС ОАЭ. Отличается от базовой модификации установкой высокоэффективного кондиционера, отсутствием оборудования подводного хода. Силовая установка заменена на 1500-сильный дизель MTU 883 с трансмиссией Ренк HSWL 295.

AZUR — модификация танка, оптимизированная для боевых действий в условиях города

AZUR (фр. Actions en Zone Urbaine) — модификация танка, оптимизированная для боевых действий в условиях города. Модификация была впервые представлена в 2006 году и включает:
— набор экранов для защиты от РПГ;
— комплект для защиты от коктейля Молотова и других зажигательных жидкостей;
— систему беспроводной связи с пехотой;
— систему на основе радара, предупреждающую зуммером об объектах в непосредственной близости от танка, находящихся в мёртвой зоне панорамного прицела командира;
— дистанционно управляемый 7,62-мм зенитный пулемёт с системой управления огнём, способной обеспечить наведение днем и ночью;
— ящики на корме, закрепляемые на кронштейнах навесных топливных баков, предназначенные для размещения дополнительных припасов;
— громкоговоритель для объявлений гражданским лицам.

Танк Леклерк со 140-миллиметровым орудием

Тактико-технические характеристики танка Леклерк

Экипаж, чел.: 3
Компоновочная схема: классическая
Производитель: Nexter
Годы производства: с 1990
Количество выпущенных, шт.: 876 единиц

Вес танка Леклерк

— серия I: 54,6 тонн
— серия II: 56,3 тонн
— серия XXI: 57,4 тонн

Размеры танка Леклерк

— Длина корпуса, мм: 6880
— Длина с пушкой вперёд, мм: 9871
— Ширина корпуса, мм: 3710
— Высота, мм: 2953
— Клиренс, мм: 500

Броня танка Леклерк

— Тип брони: Комбинированная модульная противоснарядная. Бронемодули машин серии XXI усилены элементами из вольфрама и титана.
— Лоб башни, мм/град.: эквивалентен броневой стали: 620—640 мм против БОПС, 1200 мм против кумулятивных боеприпасов

Вооружение танка Леклерк

Двигатель танка Леклерк

— Тип двигателя: V8X 1500
— Мощность двигателя, л. с.: 1500

Скорость танка Леклерк

— Скорость по шоссе, км/ч: 71
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 50

Леклерк французский танк AMX-56 основная боевая единица бронетанковых французских вооруженных сил и ВС Объединённых Арабских Эмиратов.

Самый дорогой, самый компьютеризированный (в смысле навороченный), самый легкий из одноклассников, и еще много чего самый. Самый противоречивый танк, не во всем доведен до ума, но задавший направление движения всей танковой отросли. Кстати это французы делают второй раз, первый был Рено.

французский танк Леклерк AMX-56

AMX-56 полностью отвечающий современным требованиям (это цитата из рекламы), при том, что в реально боевых действиях участия практически не принимал.
Леклерк французский танк AMX-56, очень сложен для производства и в конечном счете дорог.
Несмотря на современные качества и наличие перспективных модификаций, АМХ-56 leclerc именно как боевой танк остается загадкой. Его конкуренты , американский M1 Abrams и — все давно себя хорошо зарекомендовали на протяжении различных боевых действий.
Леклерку немного довелось поучаствовать в миротворческих операциях в Косово и Ливане. В феврале 1999 года 15 «leclerc» в составе французского контингента прибыли в Косово. В настоящее время 13 танков этого типа и одна БРЭМ находятся в составе контингента войск ООН в Южном Ливане.
К моменту своего создания, leclerc был первым боевым танком произведенным Францией после перерыва почти в 30 лет, и расценивается в определенной степени как символ национальный гордости.

На сегодняшний день, Леклерк используется лишь французы и Объединенные Арабские Эмираты.

«Первоначально проектировался совместно с немцами,» пишут всякую чушь про это, копируя с сайта на сайт. Я вообще слабо верю что в те годы между ними в военной сфере было какое то сотрудничество. Как это представить, в нашем понимании «колхоз». Кто будет платить за разработку? А если требования ВОЕННЫХ к танку разные? У германских одни, у французских другие. Разрабатываем дяде, да еще и на свои бабки. В менее серьезных «многонациональных» инициатив, тандемы и трио как правило разваливаются.
Тем не менее немцы продолжили развивать семейство танков (есть мнение, что именно он лучший) , если кто не в курсе именно эта машинка стоит на вооружении блока НАТО, а не дядя Абрамс, как может показаться на первый взгляд.

Леклерк AMX-56 рабочее место механика водителя

Получив задание от МО с их требованиями и видению танка, в 1970-х годах, французы приступили к созданию. С 1983, начинают творить, «причем так же как и мы, потихоньку неспехом», испытывают различные компоненты, схемы и концепции. Первый настоящий прототип (вместе с пятью другими) был реализован в 1989 году.
После тестирования в армии, — обозначен как «АМХ-54» — был принят в эксплуатацию. Заметьте за 25 лет практически ничего нового, только потихоньку доводят имеющийся. Кстати танки четвертого поколения нигде в мире так так и не созданы.

Производство началось в 1990 году (в GIAT Тарб для компонентов башни и GIAT Роанн для корпуса и окончательной сборки). Поставки начались в 1991 году, но официально начиная с 1992 года.

AMX-56 Леклерк место наводчика

Танк получил название «leclerc», в честь французского генерала Филиппа Леклерк де Hauteclocque.

От срыва гусеницы не застрахован никто

После международного конкурса в начале 1993 года Объединенные Арабские Эмираты выбрали основной боевой танк «Леклерк» концерна «Жиат индастриз» для вооружения своих танковых и механизированных частей. Первые два были доставлены в ОАЭ в конце 1994 года российскими военно-транспортными самолетами Ан-124. Оперативно использоваться в армии ОАЭ начал в 1996 году.

французский танк AMX-56 на службе у Объединённых Арабских Эмиратов

По сравнению с другими западными основными боевыми танками, «то есть про наш любымый ТЕШКУ, речь не ведем», leclerc один из самых легких современных основных боевых танков в эксплуатации 54500 кг (54,5 тонн).
Внутренне, в отличие от Leopard 2, М1 Abrams или Challenger 2, Леклерк с автоматом заряжания (производства Крезо-Луар) орудия. Эта функция кстати взята из советской конструкторской школы. Автомат заряжания позволяет уменьшить общий профиль, и довольствоваться тремя членами экипажа, — командира, наводчика и водителя.
В Леклерк, водитель сидит в левой передней части корпуса, наводчик сидит справа от пушки в башне и командир слева от пушки, также в башне. Кто где сидит писать больше не буду :-), начнем про главные отличия.

Это гладкий и современный внешний вид, скажем даже элегантный с хорошо наклонной лобовой плитой. Корпус и башня, многослойная броня с керамическими прокладками. На нем впервые применена частичная модульная броневая защита передней части корпуса. Что это такое. В случае повреждения можно заменить, отдельный модуль. Каждые пять лет броня танка устаревает, не способна противостоять все более развивающимся противотанковым средствам. Так вот модули можно менять, постоянно поддерживая неуязвимость.

французский танк рабочее место командира

Полностью цифровая система управления танком (мнение экспертов, задумка хороша, но очень капризна), контролирует работу всех систем: систему управления огнем (СУО), бортовой лазерный дальномер, баллистический вычислитель, пассивное ночное видение и различных прицельных оптик. Навигация, цветное отображение карты демонстрация в настоящее время активных целей, планирование маршрута миссии, опция свой-чужой. Короче полный фарш. Как заявлено может вести огонь по шести целям в течении минуты. Правда все это пока еще плохо работает, велики отказы техники. Очень дорогое и высококвалифицированное тех. обслуживание. К примеру, замена гусениц необходима каждые 3000 км, около 100 000 доЛЛАров.
Но технические идеи которые заложены в танк очень перспективны. Кстати игроки на танковом рынке, некоторые концепции уже берут на вооружение, планка поднята, высоту надо брать. Это очень дорогая «игрушка», всего шесть-семь государств ведут разработки по настоящему серьезных машин, это Англия, Германия, Франция, Израиль, США, Украина и само собой Россия.

Леклерк французский танк AMX-56, башня-привод электрический, с ручным резервным. Пушка стабилизирована на обоих осях, что позволяет вести стрельбы «на ходу» с точными результатами.

Банальный наезд на легковушку, ничего не говорящий о боевых возможностях танка

Само собой есть различные перископы и комбинированные прицелы, про связь на современных машинах как то и говорить стыдно, есть конечно же.
А вот подвеска гидропневматическая, для комфортной и быстрой езды это хорошо. 120 мм GIAT CN120-26/52 серии гладкоствольная пушка (более легкая относительно пушек такого же калибра у соперников), пять типов 120мм снарядов. За счет более длинного ствола (около метра длиннее), самый мощный выстрел однотипным снарядом. По заявлениям, в течении минуты может обстрелять пять целей, с вероятностью поражения 90%. Таким образом экипаж МОЖЕТ ПОРАЖАТЬ ВСЕ от вражеской брони (в том числе укрепленных позиций) до концентрированных скоплений войск. Типы боеприпасов из стандартных размеров НАТО.

зенитный пулемет, дистанционного типа, на заднем плане видны отверстия установки противопехотных и дымовых гранат

Темп огня 12 выстрелов в минуту. Еще одна деталь, редкость в западных танках. Курсовой пулемет 12,7 мм, против легкобронированных машин, именно тяжелый пулемет (курсовые как правило, калибра 7,62-мм). Против воздушных угроз, зенитной пулемет 7,62-мм.

Леклерк французский танк AMX-56 ТТХ

Вооружение:

  • 1 х 120 мм GIAT CN120-26/52 гладкоствольная пушка
  • 1 х 12,7 мм GIAT M693 (F2) курсовой пулемет
  • 1 х 7,62 мм NFI зенитный пулемет на крыше башни.
  • 3×9 дымовых гранатометов

Боеприпасы:

  • 40 х 120 мм снаряды, 1100 х 12,7 мм боеприпасов=
  • 3000 х 7,62 боеприпасов
  • 27 х дымовых / противопехотных гранат

Варианты:
АМХ-56 «leclerc» — Обозначение модельного ряда

  • T1 — модели Подготовка производства
  • T2 — опытные образцы
  • Т3 — Основной производственный вариант
  • Т4 — Основной производственный вариант
  • T5 — Завершается основных производственных вариант
  • T6 — Добавлен Кондиционер (из-за проблем с охлаждением вычислительного центра)
  • T7 — ​​ Добавлен Кондиционер (из-за проблем с охлаждением вычислительного центра)
  • T8 — Добавлен Кондиционер
  • Т9 — Установлена IRIS тепловизионная камера
  • Т10 -Улучшена броневая защита; единый командный дисплей и TCCS.
  • Т11 -Улучшена броневая защита; единый командный дисплей и TCCS.
  • leclerc АЗУР — Городской вариант Combat Environment
  • EPG — Инженерная машина
  • DNG -Ремонтный
  • МАРС — Бронированный эвакуационный вариант
  • EAU — вариант для эксплуатации в условиях пустыни, предназначен для экспорта в Объединенные Арабские Эмираты.

История создания и производства

Танк «Леклерк», производимый по заказу французского правительства фирмой GIAT Industries, получил наименование в память о генерале танковых войск времён Второй мировой войны Филиппе Мари де Отклоке, посмертно удостоенного звания маршала Франции и прозванного «Леклерком» в честь французского военачальника конца XVIII века.

Спроектированный ещё в начале 1960-х, танк AMX-30 начал устаревать к середине 1970-х. В 1977 году французские инженеры, опираясь на анализ разработок AMX-30 и иностранных ОБТ («Леопард», «Меркава» и M1 «Абрамс»), предложили проект собственного ОБТ — «EPC» (фр. Engin Principal de Combat). После сворачивания в 1979 году совместной франко-германской программы разработки унифицированного танка на базе «Леопарда 2», Франция приступила к реализации национального проекта. В отличие от остальных западных аналогов, в нём особое внимание уделялось развитию систем активной защиты, позволяющих конструктивно уменьшить массу танка путём облегчения собственно брони.

В 1986 году было выпущено 6 опытных образцов нового танка «Леклерк». Финансовую помощь в подготовке танка оказали ОАЭ, заинтересованные в его закупках. В 1990 году с выпуском первой партии из 4 «Леклерков» началось серийное производство танка, поступившего на вооружение армии Французской республики в 1992 году. Вторая и третья партии (17 танков) были отозваны по причине выявления конструктивных дефектов. При выпуске четвёртой и пятой партии эти ошибки были учтены и исправлены. В следующей серии выпущенных танков (партии 6 — 9) особый упор делается на широкое применение электроники в танковых информационно-управляющих системах (ТИУС). Ранее выпущенные танки будут модернизированы в соответствии со стандартами девятой партии.

В 2004 году была представлена новая, десятая, модификация этих танков, отличающаяся новой ТИУС, распознающей дружественные отряды, и новой бронёй. В третьей серии, начинающейся с десятой партии, будет выпущено 96 танков. В 2007 году в строю находилось 355 танков, 320 из них были разделены на 4 полка по 80 единиц. Общая потребность французской армии в этих танках достигает 800 — 1000 единиц.

2015 — новая программа модернизации, с целью повышения различных характеристик и продления ресурса танка до 2040 г.

Модификации

  • «Блок 1» — первая партия из 50 танков, принятая на вооружение в 1992 году. По состоянию на 2010 год данные танки сняты с вооружения ВС Франции и предлагаются на экспорт.
  • «Блок 2»:
    • Лот.6 — установлен кондиционер;
    • Лот.7 — усовершенствованна трансмиссия;
    • Лот.8 — модернизированы электронные системы;
    • Лот.9 — улучшенный прицел «Ирис» с большей дальностью обнаружения целей;
    • Лот.10 — поступили на вооружения ВС Франции под обозначением S-XXI в 2007 году и состоят на вооружении четырех полков.
  • «Тропик» — экспортная версия танка для ВС ОАЭ. Отличается от базовой модификации установкой высокоэффективного кондиционера, отсутствием оборудования подводного хода. Силовая установка заменена на 1500-сильный дизель MTU 883 с трансмиссией Ренк HSWL 295.
  • AZUR (сокр. от Actions en Zone Urbaine) — модификация танка, оптимизированная для боевых действий в условиях города. Модификация была впервые представлена в 2006 году и включает:
    • набор экранов для защиты от РПГ;
    • комплект для защиты от коктейля Молотова и других зажигательных жидкостей;
    • систему беспроводной связи с пехотой;
    • систему на основе радара, предупреждающую зуммером об объектах в непосредственной близости от танка, находящихся в мертвой зоне панорамного прицела командира;
    • дистанционно управляемый зенитный 7,62-мм пулемёт с системой управления огнём, способной обеспечить наведение днем и ночью;
    • ящики на корме, закрепляемые на кронштейнах навесных топливных баков, предназначенные для размещения дополнительных припасов;
    • громкоговоритель для объявлений гражданским лицам.

Операторы

  • Франция — 406 танков, по состоянию на 2012 год.
  • ОАЭ — 388 танков, по состоянию на 2012 год.

Служба

15 танков «Лёклер» несут службу в миротворческом контингенте в Косово. Ещё 13 будут отправлены в Южный Ливан.

Основной боевой танк Леклерк

Французский основной боевой танк AMX-56 Леклерк по праву получил репутацию одного из самых сложных и технологичных в мире, поскольку имеет под бронёй большое количество современной электроники.

Не менее огромна и его цена, уступившая лишь танкам К2 Чёрная пантера и Тип 10.

Создание

Как и американский Абрамс, Леклерк обязан своему появлению ещё одной провалившейся попытке совместной разработки. Она началась в 1978 году с участием Франции и Германии и просуществовала совсем недолго, поскольку между сторонами оказалось множество технических разногласий, например, максимальная масса будущего ОБТ.

Тем временем на вооружении состоял устаревший АМХ-30, поэтому в 1982 году началась разработка полностью своей машины нового поколения. Проект получил название ЕРС (Engin Principal de Combat), а его целью стало создание танка, который бы превзошел своих конкурентов вроде Леопард-2, Т-72 или Челленджер 2.

Поскольку этот ОБТ должен был стать совершенно новым, его агрегаты, требующие испытаний, тестировались на специальных экспериментальных стендах и машинах, в результате чего постепенно оставались лишь наиболее подходящие для армии варианты. Из нескольких вариантов ходовой части, систем управления огнём, вооружения в конце 1986 года были созданы 6 экспериментальных машин, а 10 января следующего года их показали высшему руководству Франции.

Испытания и доводка конструкции длились до 1991 года, после чего стартовало серийное производство ОБТ Леклерк, а на вооружение он поступил в 1992 году.

Некоторые партии нового ОБТ имели дефекты, которые были исправлены со временем, а в 2004 году Леклерк получил новую броню и электронику, входящую в обновленную ТИУС.

Конструкция и компоновка

Во время создания нового ОБТ прорабатывались различные варианты, одним из которых был танк без башни. Тем не менее, окончательная версия машина оказалась выполнена по традиционной компоновке, а внешний вид первых прототипов имел много общего с Леопард-2.

Французы уделяли много внимания динамике и скорости, поэтому Леклерк получил большое количество активной брони, частично заменяющей традиционную, сильно влияющую на массу танка, благодаря чему она составила 54,5 тонны, и мощный двигатель.

Интересной особенностью является то, что инженеры посчитали опасной установку привычной динамической брони, поскольку её осколки могут повредить находящиеся рядом союзную технику или пехоту, поэтому применили реактивную броню NERA, известную как «вспучивающаяся».

Также имеется и непривычный для западных танков автомат заряжания, позволивший уменьшить экипаж до 3 человек.

Леклерк способен защитить свой экипаж от ОМП благодаря противорадиационным материалам и фильтрам, также имеется автоматическая система пожаротушения и датчик оповещения о лазерном облучении, который позволяет обнаруживать наведение оружия на танк.

Корпус

Леклерк получил совершенно привычный корпус с отделением управления и механиком-водителем спереди, боевым посередине и моторно-трансмиссионным сзади. Часть боекомплекта в количестве 18 выстрелов, расположенных в барабанной боеукладке, находится справа от водителя.

Корпус собирается с помощью сварки, его лобовые и боковые детали состоят из многослойной брони с керамическими вставками. Благодаря модульной конструкции, лобовая защита легко заменяется при повреждениях или модернизации.

Французские специалисты утверждают, что лобовая броня эквивалентна стальной толщиной 700 мм против подкалиберных снарядов и 1200 мм против ПТУР, например, Тоу-2А.

Ходовая часть защищена бронеэкранами и, дополнительно, стальными коробами в передней части корпуса.

Башня

Лобовая часть башни бронирована примерно на уровне корпуса и сильно отличает Леклерк от других защитой крыши, доходящей до 600 мм от кумулятивных средств.

Внутри слева от орудия находится командир, с другой стороны — наводчик, имеется специальная ниша для автомата заряжания.

Командир имеет свой панорамный перископический прицел, который находится на крыше Леклерка слева от орудия и обладает ночным видением и стабилизацией. Также, для кругового обзора, в командирской башенке расположено 8 стеклоблоков.

Перископический прицел, расположенный справа на башне имеет визуальный канал с увеличением, тепловизионный и телевизионный и предназначен для наводчика, хотя командир тоже имеет к нему доступ через дисплей на своём месте.

Вооружение

Поскольку французские инженеры получили задачу создать танк, превосходящий своих конкурентов, была создана гладкоствольная 120 мм пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. К ней подходят снаряды от танков Абрамс и Леопард-2, но начальная скорость выше и достигает 1750 м/с. Несмотря на такие характеристики, предусмотрена установка 140 мм пушки при необходимости.

Автомат заряжания способен выбирать нужные типы снарядов и обеспечивает очень высокую практическую скорострельность, достигающую 12 выстрелов в минуту. В нём находится 22 снаряда.

Имеется спаренный с пушкой 12,7 мм пулемёт GIAT M693 с боекомплектом 1100 патронов и, съёмный, смонтированный на крыше башни, второй пулемёт NFI калибра 7,62 мм с боекомплектом 3000 патронов.

По бокам башни находятся гранатомёты, способные стрелять инфракрасными ловушками, противопехотными или дымовыми гранатами.

Отличительной чертой Леклерка является современная электроника, значительно упростившая работу экипажа и повысившая эффективность танка.

СУО способна захватить и поразить 6 целей всего за одну минуту, а прицельная стрельба может вестись на скорости до 36 км/ч при движении по пересечённой местности.

ТИУС объединяет в себе все электронные системы, позволяя экипажу получать все нужные данные о режимах работы узлов танка, его местоположении, расходах и состоянии.

Двигатель и трансмиссия

Как уже говорилось, создатели Леклерка придавали большое значение его подвижности. Поэтому был создан многотопливный турбодизель SACM UDU V8X-1500 T9, получивший оригинальную систему наддува под названием hyperbar, состоящую из турбокомпрессора и небольшой газовой турбины TM-7038, приводящей его в действие.

Благодаря такой конструкции, литровая мощность достигла 91 л.с./л, в то время как 6ТД-2, устанавливаемый на Оплот или Ятаган имеет 72 л.с./л, а немецкий MB 873 Ка-501 на Леопард-2 ещё меньше.

Газовая турбина может использоваться для обеспечения танка энергией или как стартер основного двигателя.

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ESM500 включает в себя коробку передач с 5 скоростями вперёд и 2 назад, тормоз, механизм поворота и систему охлаждения.

Двигатель и трансмиссия скомпонованы в единый блок, который можно заменить на другой всего за 30 минут.

Электроника постоянно следит за параметрами узлов трансмиссии и двигателя, частично управляя ими при этом и позволяя практически мгновенно переключать передачи.

Всё это превратило Леклерк в очень динамичный и подвижный танк с удельной мощностью 27,5 л.с/т, способный разгоняться до 71 км/ч.

Впрочем, есть и недостатки, например, чрезмерный расход топлива даже на холостом ходу и большое количество сложных электронных систем.

Запас горючего составляет 1300 литров во внутренних баках, помимо этого возможно добавить ещё 400 литров в 2 бочки.

Ходовая часть

После испытаний различных типов подвески, остановились на гидропневматической, способной обеспечить более плавный ход на пересечённой местности. Она имеет ход 300 мм, а её узлы находятся снаружи корпуса, что заметно облегчает обслуживание.

На каждой из сторон Леклерка находятся ведущее колесо спереди, 6 обрезиненных сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих и ведущее колесо сзади.

Каждый из опорных катков имеет свою индивидуальную подвеску, а гусеницы траки из стали и лёгких сплавов, соединённых резинометаллическими шарнирами. При необходимости на них устанавливаются резиновые башмаки для движения по обычным дорогам.

Эпилог

Насколько обоснованно считать Леклерк ОБТ, превосходящим своих конкурентов? В теории этот танк действительно весьма совершенен, а его сложная начинка значительно усиливает боевые возможности и облегчает работу экипажа.

С другой стороны повышенный расход топлива может создать определённые трудности, а то, как поведёт себя огромное количество электроники в боевых условиях и останется ли танк боеспособным при её повреждении неизвестно.

История уже показывала, как чрезмерно сложные и дорогие машины вроде танков Тигр или Пантера оказывались менее эффективны, чем дешёвые и массовые Т-34, к тому же постепенно появляются ОБТ с новой компоновкой, например Т-14 Армата. И останется ли традиционная компоновка актуальной сейчас сказать нельзя.

В последнее время так много говорят о несовершенстве отечественных основных боевых танков, в частности Т-90, превознося при этом западную технику, что рассказ о наших основных конкурентах на танковом рынке напрашивается сам собой. В настоящее время основными танковыми державами в Европе являются Германия и Франция, еще один представитель Запада, обладающий сильным ОБТ – это, конечно же, США.

• Все танки этих стран по-своему интересны, уникальны и действительно обладают выдающимися возможностями, с поправкой на свою цену. Т-90, безусловно, выигрывает у своих конкурентов в этом вопросе. Начнём свой рассказ с наименее известного в России, но при этом самого современного и перспективного танка текущего времени – французского танка AMX-56 «Леклерка», который уже сейчас некоторые специалисты относят к поколению 3+, а кто-то даже к совершенно новому, 4 поколению танков.

• Разработка ОБТ Франции осуществлялась в несколько этапов. В 1978-1982 проводились исследования в области концепций и общих характеристик, с 1982 по 1986 год шли работы над моделью, с 1986 по 1991 год осуществлялось создание экспериментальных образцов и проведение их испытаний.

• В январе 1992 года первый серийный «Леклерк», изготовленный на предприятиях национальной фирмы GIAT, поступил на вооружение французской армии. По результатам проведенных испытаний в 1993 году танк был окончательно принят на вооружение. В 1993 году планировалось изготовить 13 машин, а до конца 1995 года – 60 (для укомплектования одной бригады).

• Всего до конца 2000 года министерство обороны Франции планировало получить 850 таких танков. Однако в связи с изменением внешнеполитической обстановки (окончание Холодной войны), а также из-за непомерно высокой стоимости танка заказ был сокращен сначала до 800, а затем и вовсе до 406 танков. В 1993 году GIAT заключила с ОАЭ договор на поставку 390 танков «Леклерк» и 46 БРЭМ на его основе, контракт был выполнен в 1999 году.

• Танк «Леклерк» изготовлен по традиционной, ставшей классической схеме, с расположенным впереди отделением управления и задним моторно-трансмиссионным отсеком. Боевая масса «Леклерка» по сравнению с другими ОБТ западных стран сравнительно невелика – всего 55 тонн. При этом многие решения, касающиеся компоновки внутренних систем и размещения экипажа, применены на нем впервые. Так, члены экипажа танка практически изолированы друг от друга, отсутствует заряжающий, вместо него на танке установлен автомат заряжания, нетипичен и способ размещения в танке орудия.

• В соответствии с классической компоновкой большая часть экипажа размещается в бронированной башне кругового вращения. Экипаж машины состоит из трех человек, в баше слева от орудия размещается командир танка, справа – наводчик. В задней части башни в нише установлен автомат заряжания (АЗ), между ним и боевым отделением установлена броневая перегородка.

• Механик-водитель располагается в носовой части корпуса с небольшим смещением рабочего места к левому борту танка. Благодаря особенностям компоновки, все члены экипажа практически изолированы друг от друга и от пушки с АЗ, что повышает эффективность защиты экипажа от оружия массового поражения и снижает загазованность в обитаемом пространстве танка при стрельбе.

• Благодаря использованию в конструкции танка автомата заряжания и компактной силовой установки (обладая мощностью в 1500 л.с., рабочий объем цилиндров двигателя не превышает объема двигателя танка АМХ-30, который развивал лишь 750 л.с.) внутренний объем корпуса танка удалось значительно уменьшить в сравнении с другими образцами западной техники, а длина ходовой части была сокращена почти на метр.

• В результате этого боевая масса танка не превышает 55 тонн (у Абрамса М1А2 – 62,5 т.), а удельная мощность двигателя составляет 27,5 л.с. на тонну, что позволяет танку при трогании с места разгонятся до 32 км/ч за 5,5 секунд, при этом скорость движения по шоссе может достигать 72 км/ч.

• Основным оружием «Леклерка» является 120-мм гладкоствольное орудие CN-120-26 с общей длиной в 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра. Танковая пушка стабилизирована в двух плоскостях. Ствол и казенная часть орудия объединены в защищенный броней блок, который встраивается посередине башни и разделяет боевое отделение на две половины. Из-за размещения пушки в специальном коробе, в котором закреплены цапфы, ее установка и демонтаж проводится вместе с коробом без снятия танковой башни.

• Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных артвыстрелов со сгорающей гильзой. 22 снаряда сразу находятся в автомате заряжания. Скорострельность орудия составляет 15 выстрелов в минуту, в реальных условиях боя показатель снижается до 10-12 выстрелов.

• Устанавливаемая на «Леклерк» пушка считается наиболее мощной среди всех танков 3-го поколения, превосходя немецкую Rh-120/L44, ее американскую разновидность М256 и советскую 2А46М. Впрочем, наряду с высокими характеристиками данное орудие обладает и рядом существенных недостатков:
— большая стоимость,
— сложность изготовления,
— относительно небольшой ресурс ствола – 400 выстрелов.
Благодаря широкой амбразуре башни в будущем на танк может быть установлено более мощное 140-мм орудие.

• Создатели французского танка предпочли получившим широкое распространение дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13», которая состоит из двух блоков по 9 штук 80-мм гранат, расположенных по обеим сторонам башни (4 дымовые, 2 инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу, 3 осколочно-фугасные для поражения пехоты противника). Дымовая граната выстреливается на 30-50 метров, образуя дымовую завесу в секторе до 120 градусов.

• Противопехотная граната при подрыве образует около 1000 осколков массой до 0,2 грамм, летящих со скоростью 1600 м/с. Противопехотные гранаты выстреливаются на расстояние в 15 метров и поражают пехоту противника, находящуюся сбоку или сзади танка на удалении до 30 метров. Гранаты тепловые ловушки ставят помехи противотанковым ракетам, оснащенным тепловыми головками самонаведения.

• Система управления огнем (СУО) «Леклерка» имеет следующий вид:
— прицелы наводчика и командира, оснащенные лазерными дальномерами;
— тепловизионная камера;
— 8 перископических приборов наблюдения для командира;
— бортовой автоматический метеорологический пост, способный определять атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру воздуха;
— система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола орудия;
— стабилизатор вооружения в двух плоскостях.

• Все элементы, входящие в СОУ, замыкаются на ЭВМ, которая осуществляет расчет данных для стрельбы, способна вводить необходимые поправки, а также осуществлять контроль работы систем и агрегатов танка. Время, которое требуется для приведения СУО в боевое положение, составляет 1 минуту с момента включения ЭВМ.

• Командирский двухканальный прицел имеет стабилизированное поле зрения. Канал для стрельбы имеет 2-е кратности увеличения, что позволяет командиру танка обнаруживать цели на удалении в 4600 метров. Дальность обнаружения цели для канала ночного видения пассивного типа составляет 500 метров. Прицел позволяет командиру танка самостоятельно вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета или давать целеуказания наводчику орудия.

• Головная часть прицела наводчика жестко крепится в бронемсаке орудия, а окулярная часть установлена в башне. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. На каждом из 8 перископических прицелов командира имеется кнопка целеуказания, нажав на которую орудие танка автоматически наводится на линию визирования данного прибора наблюдения. ЭВМ СУО обладает способностью автоматически вводить необходимые поправки в прицел.

• Стабилизатор вооружения танка «Леклерк» использует электрические приводы наведения башни и пушки (гидравлические системы и агрегаты были полностью исключены из конструкции башни для снижения вероятности возникновения пожара). Стабилизатор пушки позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью 36 км/ч, а скорость движения поражаемых целей при этом может превышать 72 км/ч. Башня танка оборудована автономной системой аварийного электроснабжения, которая питается от аккумуляторов. Аккумуляторы также обеспечивают питание агрегатов и приборов СУО при отключенном двигателе.

• Помимо электронной системы СУО на танке установлена вторая бортовая ЭВМ, которая управляет другими системами боевой машины, а при необходимости может выполнять функции ЭВМ СУО. Бортовая ЭВМ включает блоки управления автоматом заряжания, коробкой передач, двигателем, противопожарной системой, системами защиты от воздействия оружия массового поражения и т.д. На танке присутствует навигационная система, УКВ радиостанция, которая способна передавать речевые донесения и информацию в графической и цифровой формах.

• Все перечисленные компоненты входят в состав танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещена с единой полковой системой управления боем. Она способна в автоматическом режиме передавать на КП полка или командиру подразделения все формализованные данные о направлении движения танка, расходе топлива и боеприпасов, его местоположении. Данная система принимает распоряжения и приказы и доводит их до командира боевой машины. Аналогичная система в настоящее время монтируется на американские танки «Абрамс».

• Главной особенностью танка «Леклерк», которая позволяет некоторым специалистам относить его к ОБТ 4-го поколения – является принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации. Все электронные системы танка образуют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Информация с нее выводится на многофункциональные мониторы. Электроника контролирует работу трансмиссии, двигателя, вооружения и других узлов, фиксируя все неполадки и выдавая информацию о них экипажу. Две радиостанции, система спутникового позиционирования и ЭВМ оптимально включают танк в боевую обстановку, предоставляя командованию широчайшие возможности для координации и связи.

• Продажи данного танка за рубеж оказались достаточно скромными, но в первую очередь влияние здесь оказала цена. Единственным экспортером танка стали ОАЭ. Неудивительно, ведь цена одной машины колеблется на уровне 8 млн. долларов, что является рекордом в танкостроении. По некоторым сведениям 60% данной стоимости формируется за счет ТИУС.

• Для сравнения: аналогичные ОБТ, к примеру, «Тип-90» обходятся японскому правительству в 6,6 млн. долларов, израильский «Меркава-4» и американский М1А2 SEP оцениваются в 6 млн., немецкий «Леопард-2А6» в 4-5 млн. долларов, ну а цена российского Т-90С составляет всего 1,3-1,8 млн. долларов.